При всей теснейшей взаимосвязи и взаимопроникновении этих неравнозначных явлений от избирательного права данной страны следует отличать ее избирательную систему, хотя в обыденном сознании эти понятия чаще всего отождествляются.
Понятие избирательной системы. В науке конституционного права в понятие «избирательная система» вкладывается двоякое содержание - узкое и широкое.Избирательная система в узком смысле - это лишь определенный способ подведения итогов голосования и распределения на этой основе депутатских мандатов. Именно в этой связи избирательные системы различных стран подразделяются прежде всего на два типа - мажоритарная избирательная система и пропорциональная избирательная система, которые подробно характеризуются ниже.
Избирательная система в широком смысле - это весь организм формирования выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая организацию и проведение выборов, а также определение их результатов и соответствующее распределение депутатских мандатов. Ясно, что по своему содержанию понятие избирательной системы в узком смысле охватывает лишь часть содержания понятия избирательной системы в широком смысле. Это последнее включает в себя, помимо первого, также характеристику всего избирательного процесса на различных его этапах, органов, ответственных за организацию и проведение выборов, и их деятельности, отношений между другими субъектами избирательного процесса (избирателями, кандидатами, политическими партиями и иными объединениями) и их избирательного статуса и т.д., а не только способа подведения итогов голосования и распределения депутатских мандатов.
Основные типы избирательных систем. Различают два основных типа избирательных систем по порядку определения результатов голосования - пропорциональная и мажоритарная избирательные системы.Пропорциональная избирательная система предполагает, что в соответствии с принципом пропорциональности депутатские мандаты распределяются в соответствии с количеством и долей голосов, поданных на выборах за список кандидатов данной партии или блока партий и иных объединений (избирательного блока). Понятно, что такая избирательная система в принципе достаточно справедлива, ибо позволяет, например, иметь своих представителей в парламенте тем малым партиям и частям общества, идущим за ними, которые собирают на выборах сравнительно небольшое число голосов. Она применяется в условиях создания многомандатных избирательных округов; при этом чем больше по своим размерам такие округа, тем полнее реализуется принцип пропорциональности (идеальной здесь создается ситуация, когда вся страна (например, Израиль) представляет собой единый многомандатный избирательный округ). Но это последнее возможно лишь в небольших по размеру государствах, да и то далеко не всегда. Вместе с тем такая избирательная система связана с возникновением немалых трудностей и проблем, особенно если в стране нет такой крупной и влиятельной партии или блока партий, которые и при этой избирательной системе способны завоевать устойчивое абсолютное большинство голосов, что бывает в жизни наиболее часто. С одной стороны, в рамках пропорциональной избирательной системы избиратели голосуют не столько за конкретных кандидатов, сколько за партии, их блоки и в лучшем случае за нескольких их лидеров, которые обозначаются в бюллетенях для голосования; а с другой - в результате выборов чаще всего образуется парламент, в котором ни одна партия не имеет абсолютного большинства, а наличие относительного большинства требует создания межпартийных коалиций при создании правительства, что, естественно, может порождать его неустойчивость и недолговечность.
Мажоритарная (от франц. majorite -большинство)избирательная система означает, что в соответствии с принципом большинства избранным считается только тот кандидат (при одномандатном округе) или ряд кандидатов (при многомандатном округе), которые представляли избирательный список, получивший большинство голосов в данном округе. Поскольку большинство может быть относительным, абсолютным и квалифицированным, в рамках мажоритарного типа избирательной системы различают такие три его разновидности, как мажоритарные избирательные системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства в зависимости от того, требуется ли по закону для победы на выборах получение кандидатом (списком кандидатов) соответственно - либо больше, чем любой другой кандидат (список); либо хотя бы на один голос больше, чем половина всех голосовавших (или зарегистрированных) избирателей, либо установленный законом процент голосов, обычно более или менее существенно превышающий половину проголосовавших или зарегистрированных избирателей (например, несколько меньше или больше двух третей голосов).
Совершенно очевидно, что мажоритарная избирательная система выгодна и обычно поддерживается сравнительно крупными партиями и серьезными блоками партий и иных политических объединений, сумевших договориться о выдвижении единых избирательных списков. Достоинством этой системы является то, что избиратель непосредственно знает, за какого или каких именно кандидатов он голосует. Практика применения мажоритарной избирательной системы показывает, что она способна обеспечить более успешное формирование парламентов с устойчивым (однопартийным) большинством и меньшим числом разнородных партийных фракций, что немаловажно для стабильности правительств. Не случайно, что мажоритарная избирательная система имеет в целом большее распространение в мире, нежели пропорциональная. Она действует в США, Великобритании, Франции, Австралии и еще в нескольких десятках стран. В то же время нельзя не видеть, что мажоритарная избирательная система серьезно сужает возможности на парламентском уровне отражать широкий спектр интересов меньшинства, особенно мелких и даже средних партий, часть из которых часто остается без парламентского представительства, хотя в совокупности они могут вести за собой очень значительную, а то и большую часть населения. В условиях мажоритарной системы относительного большинства при наличии большого числа кандидатов (списков) победу на выборах может одерживать кандидат, набравший лишь десятую часть голосов избирателей.
Все сказанное о пропорциональной и мажоритарной избирательных системах порождает и усиливает, особенно в современных условиях, поиски сочетания преимуществ той и другой путем их гибридизации на различной основе. Так появился и такой тип избирательной системы, как смешанная избирательная система, при которой часть депутатов избирается по пропорциональной системе, а другая часть - по мажоритарной. Эта система, несомненно, производна от двух рассмотренных основных типов избирательных систем и поэтому было бы вряд ли правомерно ставить ее на один уровень с ними. Но это не означает, что смешанная избирательная система не может выделяться в качестве особого, самостоятельного типа такой системы, поскольку она не укладывается в каждую из указанных основных систем. Наглядным примером такой избирательной системы является избирательная система современной России, где половина депутатов Государственной Думы избирается по избирательным (партийным) спискам, т.е. на пропорциональной основе, а половина - в одномандатных округах по мажоритарной системе. В своеобразных формах смешанная избирательная система используется в ФРГ при выборах депутатов Бундестага - нижней палаты парламента, в Италии, Венгрии, Болгарии, Грузии, Литве и др. странах. Соотношение между принципами пропорциональности и мажоритарности в смешанной избирательной системе может быть различным: в одних случаях они сочетаются в равной пропорции; в других - преобладает принцип пропорциональности; в третьих - в большей мере применяется принцип большинства.
В характеристике избирательной системы важное место занимает проблема заградительного барьера (пункта), вводимого при использовании пропорциональной, а отчасти смешанной системы в целях избежания чрезмерно дробной партийно-фракционной структуры парламента и создания в нем достаточно крупных партийных фракций. Заградительный барьер (пункт) - это определенный законом минимальный процент голосов избирателей, который должна собрать данная партия или избирательный блок партий и иных объединений в масштабах всей страны, чтобы получить доступ в парламент и принять участие в распределении депутатских мандатов. Высота такого барьера существенно отличается в различных странах: в Израиле он достаточно низок - всего один процент; в Дании - два; в Аргентине - три; в Италии, Швеции, Венгрии и Болгарии - четыре; в Египте - восемь; в Турции - даже десять процентов. В ряде стран при создании избирательных блоков партий вводится особый, повышенный заградительный барьер (например, в Словении не 5, а 7 процентов).
Избирательный процесс - это нормативно урегулированная деятельность политических субъектов (органов, партий и иных объединений, избирателей и их групп) по организации и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Он имеет свои основные этапы (стадии): назначение выборов; определение избирательных округов и организация избирательных участков; создание избирательных органов (комиссий и др.); регистрация избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитационная кампания; голосование; подсчет голосов и определение результатов голосования, итогов выборов. Не все эти стадии обязательны для всех видов выборов.
Избирательный процесс начинается с назначения выборов. Оно может постоянно и жестко закрепляться в конституции или ином законодательном акте (например, как в США, Мексике, Коста-Рике, Латвии и др.) и поэтому не требовать каждый раз перед очередными выборами издания специального нормативного правового акта. Так, в США законодательно установлено, что всеобщие парламентские выборы, а также выборы в государственные органы и органы самоуправления проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября месяца каждого четного года, а президентские выборы в тот же день каждого високосного года. Но в большинстве стран выборы назначаются каждый раз путем издания специального акта, в котором и определяется их дата. Часто в конституциях хотя и не устанавливается точная дата выборов, но указывается, что они проводятся в определенный срок до или после истечения полномочий соответствующего органа или после его роспуска. Вопрос о праве назначения выборов решается неоднозначно в различных странах, но чаще всего парламентские выборы назначаются главой государства, а президентские - парламентом.
Избирательные округа - это избирательные единицы, охватывающие совокупность имеющих право голоса лиц, проживающих на определенной территории (территориальные округа) или входящих в производственные коллективы (производственные округа) или иные объединения избирателей (например, профсоюзы). Производственные округа создаются сегодня достаточно редко (например, в КНР). В отдельных случаях избирательные округа создаются по этническому принципу (например, в Сингапуре и Фиджи). Учитывая то, что определение избирательных округов способно существенно влиять на результаты голосования, оно чаще всего устанавливается при парламентских выборах законом, в ряде случаев (например, в Италии) постановлением правительства или особой комиссией (например, в Великобритании, ФРГ, Канаде), а при выборах в органы местного самоуправления - решениями самих этих органов. С тем чтобы обеспечить принцип равенства избирательного права путем создания примерно равных по численности населения (или избирателей) округов, нередко численность всего населения страны делится на количество депутатских мандатов и таким образом определяется примерный средний размер одномандатного избирательного округа. Сами округа в зависимости от того, сколько депутатов от них избирается в парламент, могут быть одномандатными и многомандатными (два и более депутата). В реальной политической жизни принцип равного избирательного права здесь соблюдается далеко не всегда, и поэтому нарезка избирательных округов часто является объектом политиканских злоупотреблений приверженцев так называемой избирательной географии или избирательной геометрии.
Избирательные участки - это места для голосования тех избирателей, которые проживают в непосредственной близости от него, и первичного подсчета поданных голосов. В избирательном округе обычно насчитывается несколько и даже много избирательных участков, каждый из которых чаще всего охватывает даже на парламентских выборах от нескольких сот до нескольких тысяч жителей (избирателей), хотя могут создаваться в особых условиях участки для нескольких десятков жителей (избирателей). В избирательных участках создаются участковые избирательные комиссии, осуществляющие первичный подсчет поданных голосов и на итоги которого опираются все вышестоящие избирательные комиссии, прежде всего и непосредственно окружные.
Избирательные органы - это избирательные комиссии (бюро, советы, президиумы, трибуналы и др.), осуществляющие организационное руководство и управление избирательным процессом. Они не только организуют и проводят сами выборы, но и контролируют соблюдение всеми участниками избирательного процесса избирательного законодательства и иных правовых норм, в том числе и особенно ход избирательных кампаний, определяют и публикуют итоги выборов, включая признание их состоявшимися или несостоявшимися, действительными или недействительными По своему уровню избирательные комиссии подразделяются на: а)участковые, действующие в масштабах избирательных участков; б)окружные, действующие в масштабах избирательного округа, осуществляющие регистрацию кандидатов по данному округу и определяющие итоги голосования в нем;территориальные, образуемые в масштабах административно-территориальных единиц и обобщающие и публикующие итоги выборов в этих масштабах;центральные, действующие в масштабах всей страны (в федеративных государствах и в масштабах субъектов федерации). В одних странах избирательные комиссии носят постоянный характер, а в других временный, ибо создаются лишь на время выборов. Участковые и окружные комиссии обычно образуются на временной основе, территориальные бывают и постоянными, и временными, а центральные чаще всего постоянными. Но центральные избирательные комиссии создаются не во всех странах, поскольку во многих из них (например, во Франции, в Великобритании, Италии, Мексике и др.) их функции выполняет министерство внутренних дел, а в США она не создается в связи с тем, что все практические вопросы выборов, в том числе и федеральных, решаются на уровне штатов. Центральная избирательная комиссия создается либо президентом, либо парламентом, либо правительством, а в ряде случаев - верховным судом.
Регистрация избирателей означает, как правило, включение имеющего избирательные права лица в список избирателей, на основании которого оно допускается к голосованию. Такие списки составляют либо местные органы власти, либо специальные службы (гражданский регистр), либо органы министерства внутренних дел, либо налоговые органы и т.д., которые передают их участковым избирательным комиссиям для проверки, уточнения и проведения голосования. Сама регистрация может носить обязательный и необязательный, добровольный характер. В первом случае (например, в ФРГ, Италии, Великобритании, Индии, Швеции, Швейцарии и др.) в списке избирателей оказываются все установленные регистраторами лица, имеющие право голоса, вне зависимости от их желания. Во втором (например, в США, Франции, Испании, Мексике и др.) - только те, кто сам выразил желание принять участие в голосовании. Списки избирателей могут быть постоянными, которые уточняются перед каждыми новыми выборами, и временными, составляемыми каждый раз заново к новым выборам.
Иногда (например, в Сирии) списки избирателей перед голосованием не составляются, а голосование осуществляется на основе простого предъявления удостоверения личности, в котором делается соответствующая отметка. В странах с высоким уровнем неграмотности голосование также может проходить без списков избирателей путем оставления своего отпечатка большого пальца, окрашиваемого несмываемой краской.
Выдвижение и регистрация кандидатов - очень важный этап избирательного процесса, в ходе которого четко определяется круг избираемых лиц и в этом смысле проясняются первые, пусть и самые общие контуры его результатов. Хотя о тех или иных претендентах на пост президента или депутата парламента может немало говориться и задолго до назначения выборов, но только после назначения выборов и официального выдвижения и регистрации (или оглашения акта) они становятся кандидатами, могут начинать предвыборную агитацию и получать финансовую поддержку. Кандидатами могут быть лица, обладающие пассивным избирательным правом для занятия соответствующей должности (например, должности президента) или получения депутатского мандата согласно действующему в данной стране избирательному законодательству.
Выдвижение кандидатов может происходить различным образом. Широко распространенным является выдвижение кандидатов политическими партиями или другими общественными объединениями (например, в ФРГ, Японии, Египте, Австрии, Португалии, Украине, Беларуси, Финляндии и др.). Разновидностью такого способа выдвижения является и использование первичных выборов (праймериз), на которых сторонники различных партий проверяют уровень популярности своих кандидатур (в США). Другой способ - выдвижение кандидатов более или менее крупной группой избирателей - от двух человек (в Бельгии и Канаде) до нескольких десятков (в Дании и Нидерландах), нескольких сотен (в Бельгии) и даже тысяч человек (в Польше). В ряде стран выдвижение может осуществить и каждый отдельный избиратель (например, во Франции, Японии, Индии, Вьетнаме), в том числе в форме самовыдвижения, при котором обычно требуется поддержка подписями некоторого числа (чаще всего небольшого) избирателей и/или внесение избирательного залога. Указанные способы не исключают друг друга, а, как правило, сочетаются, хотя имеют место случаи, когда право выдвигать кандидатов предоставляется только партиям (например, Австрия, Португалия, Египет) или партиям или иным общественным объединениям (Украина, Беларусь). Институт избирательного залога имеет место не во всех странах, хотя и не так уж редок (он введен во Франции, Великобритании, Канаде, Австралии, Нидерландах, Ирландии, Шри-Ланке и др.). Залог обычно возвращается, если данный кандидат получает установленный процент поданных голосов избирателей (чаще 4-5 процентов, а иногда и 12-15 процентов). После выполнения этих и других необходимых условий и процедур выдвинутый кандидат регистрируется назначенным для этого избирательным органом и с этого момента (или с момента оглашения этого акта) получает официальный статус кандидата.
Предвыборная агитационная кампания обычно начинается после регистрации кандидатов и прекращается за сутки до дня выборов. В этот период кандидаты получают возможность выступать не только на предвыборных митингах и собраниях, но и в средствах массовой информации, включая бесплатные выступления в государственных средствах массовой информации. Законодательство различных стран более или менее жестко регулирует эти и другие вопросы предвыборной агитации, стремясь прежде всего обеспечить равенство возможностей в этом для всех кандидатов. Это относится не только к равному использованию государственных средств массовой информации, но и к равенству ассигнований из государственного бюджета на избирательные расходы для кандидатов или их партий (хотя такие ассигнования предусмотрены не во всех странах), установлению пределов финансовых расходов на избирательную кампанию, максимальных размеров пожертвований, запрещению участия в предвыборной агитации части должностных лиц, к запрету агитации в армии и т.д. В некоторых странах (например, Франция, Венгрия и др.) за несколько дней до голосования не допускается опубликование итогов опросов общественного мнения с тем, чтобы не оказывать давление на избирателя непосредственно перед его выбором.
Голосование - главная стадия избирательного процесса, на которой осуществляется волеизъявление избирателей. В голосовании принимают участие избиратели, включенные в соответствующие списки и представившие удостоверения личности или избирательные карточки, выдаваемые в ряде стран при регистрации. Голосование, как правило, происходит очно, но в некоторых странах (во Франции, ФРГ и др.) оно может осуществляться и заочно, по доверенности. Иногда (в Великобритании, ФРГ, Дании и др.) допускается голосование по почте. Чаще всего голосование происходит традиционным путем - избирательными бюллетенями, но сегодня все шире используется голосование с помощью специальных машин, позволяющих более оперативно подводить итоги голосования и решать ряд других проблем. Как правило, голосование происходит за один день, что направлено на сокращение возможностей для фальсификаций результатов выборов.
Подсчет голосов и определение результатов голосования начинаются непосредственно после истечения срока голосования на избирательных участках. Открыто и гласно определяется число поданных голосов, действительных и недействительных бюллетеней. Закон определяет условия признания бюллетеней недействительными. Итоговые документы участковых избирательных комиссий направляются в окружные избирательные комиссии, которые и определяют результаты голосования по данному избирательному округу. Им также принадлежит право решать вопрос о действительности выборов, а при определенных условиях - о проведении второго тура голосования или новых выборов. В масштабах страны в целом или ее составных частей итоги выборов подводятся центральными и иными территориальными избирательными органами, которые официально опубликовывают их. В зависимости от установленного в стране типа избирательной системы итоги голосования могут приводить к различным результатам выборов.
Современную демократию сложно представить себе без такого элемента, как избирательная система. Большинство политологов высказывают поразительное единство, высоко оценивая роль выборов в современном демократическом процессе. Его управляющей структурой можно смело назвать избирательную систему.
Определение избирательной системы
Свод формально определённых правил и приёмов, основное назначение которых состоит в обеспечении участия граждан страны в формировании ряда государственных органов, получил название избирательной системы. Поскольку в современных обществах существуют не только парламентские и президентские, но и выборы в другие органы власти, можно сказать, что избирательные системы вносят значительный вклад в формирование демократических основ общества.
Прежде чем сформировались современные типы избирательных систем, странам, избравшим демократические идеалы, пришлось пройти долгий и тернистый путь борьбы с сословными, расовыми, имущественными и другими ограничениями. ХХ век принёс с собой формирование нового подхода к избирательному процессу, основанному на разработке международной системы норм, в основу которой положен принцип свободы выбора.
В странах, создавших истинные демократические институты, сложились политические системы, предоставляющие доступ к власти и принятию политических решений только на основании результатов свободного всеобщего выбора граждан. Метод, позволяющий получить этот результат, - голосование, а особенности организации этого процесса и подсчёта голосов представляют сложившиеся типы избирательных систем.
Главные критерии
Для уяснения функциональной направленности избирательной системы и отнесения её к тому или иному виду следует иметь представление о том, что представляют собой всенародные выборы. Типы избирательных систем позволяют дополнить понимание выборного процесса, очертить цели и основные задачи, которым они служат. Суть их заключается в том, чтобы перевести решения, принятые избирателями, в определённый конституцией ряд правительственных полномочий и некоторое число мест в парламенте. Различие состоит в том, что именно будет использоваться в качестве критерия отбора: принцип большинства или некая количественная пропорция.
Инструментальные способы, благодаря которым реализуется перевод голосов избирателей в парламентские места и властные полномочия, позволяют наилучшим образом раскрыть понятие и типы избирательных систем.
Сюда включают:
- количественный критерий, определяющий результаты - либо это один победивший, который получил большинство, либо несколько, исходя из пропорционального представительства;
- способ голосования и формы выдвижения кандидатов;
- способ заполнения и вид избирательного списка;
- тип избирательного округа — сколько мандатов приходится на округ (один или много).
Выбор в пользу каких-либо способов или методов, в совокупности формирующих своеобразие избирательной системы той или иной страны, происходит под влиянием исторических условий, сложившихся культурно-политических традиций, а иногда на основании специфических задач политического развития. Политическая наука выделяет два основных типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную.
Обобщённая типология
Главными факторами, позволяющими определить типы избирательных систем, являются способ голосования и метод распределения парламентских мандатов и правительственных полномочий. Тут следует заметить, что чистых систем в виде мажоритарной или пропорциональной не существует - обе на практике являют собой конкретные формы или виды. Их можно представить в виде непрерывной совокупности. Современный политический мир предлагает нам многообразие различных вариантов, исходя из такого же разнообразия демократий. Также открытым остаётся вопрос выбора лучшей из систем, поскольку каждая имеет как достоинства, так и недостатки.
Всё сложившееся в мировой практике многообразное сочетание элементов выборных институтов, формирующих демократические основы того или иного общества, отображают основные типы избирательных систем: мажоритарный и пропорциональный.
Мажоритарные и пропорциональные принципы
Название первой системы в переводе с французского означает «большинство». В этом случае победителем, получающим избрание, является кандидат, за которого проголосовала большая часть электората. Основная цель, которую преследует мажоритарный тип избирательной системы, заключается в том, чтобы определить победителя или некое большинство, способное претворять в жизнь политические решения. В техническом плане такая система самая простая из всех. Именно она стала первой, которую реализовали при выборах в представительные учреждения.
Главным её недостатком специалисты считают несоответствие между количеством голосов, отданных за кандидата или список, и числом полученных в парламенте мест. Проблематичным является и то, что избиратели, отдавшие голоса за партию, которая проиграла, не получают представительства в выборном органе. Поэтому уже во второй половине ХІХ столетия получила распространение пропорциональная система.
Особенности пропорциональной системы
В основу этой избирательной системы положен принцип, согласно которому места в выборные органы распределяются пропорционально - в соответствии с полученным партией или списком претендентов количеством голосов. Иными словами, партия или список получит то число мест в парламенте, какое количество голосов было за них отдано. В пропорциональной системе решена проблема предыдущей, поскольку абсолютно проигравших нет. Следовательно, те партии, у которых меньше голосов, не утрачивают своё право на распределение мест в парламенте.
Типы избирательных систем - пропорциональная и мажоритарная справедливо считаются основными, поскольку именно их начала составляют фундамент какой-либо избирательной системы.
Смешанная система — итог развития выборного процесса
Нейтрализовать недостатки и некоторым образом усилить достоинства первых двух был призван следующий, смешанный тип избирательной системы. Здесь может использоваться как мажоритарный, так и пропорциональный принцип. Политологи выделяют такие виды смешения: структурный и линейный. Применение первого возможно только в двухпалатном парламенте: здесь одна палата избирается исходя из мажоритарного начала, а вторая - из пропорционального. Линейный вид предусматривает применение тех же начал, но для части парламента, как правило - по принципу "50 на 50".
Типы избирательных систем. Их характеристика
Более подробно разобраться с типологией избирательных систем позволит изучение сложившихся в практике различных государств подтипов.
В мажоритарной системе сложились системы абсолютного, или простого, и относительного большинства.
Разновидности мажоритарного выбора: абсолютное большинство
В данном случае для получения мандатов потребуется наличие абсолютного большинства голосов - 50%+1. То есть такое количество, которое хотя бы на один голос превышает половину численности избирателей в том или ином округе. Как правило, за основу берётся количество проголосовавших или число голосов, признанных действительными.
Кому выгодна такая система? В первую очередь крупным и известным партиям, имеющим многочисленный и постоянный электорат. Для маленьких партий она практически не даёт шансов.
Достоинство этого подтипа заключается в технической простоте определения результатов выборов, а также в том, что победитель будет представителем абсолютного большинства выбравших его граждан. Оставшаяся часть голосов не будет представлена в парламенте - это серьёзный недостаток.
Политической практикой ряда стран, использующих мажоритарную избирательную систему, выработаны механизмы, позволяющие нивелировать ее влияние путём применения повторного голосования и перебаллотировки.
Применение первого предусматривает проведение такого количества туров, какое необходимо для того, чтобы появился кандидат, который наберёт абсолютное большинство голосов.
Перебаллотировка позволяет определить победителя, используя двухтуровое голосование. Здесь кандидата могут избрать уже в первом туре. Однако это становится возможным только при условии, что за него проголосует абсолютное большинство избирателей. Если этого не случилось, то проводят второй тур, в котором необходимо набрать всего лишь простое большинство.
Несомненным достоинством данного механизма является то, что победитель будет выявлен в любом случае. Он применяется при президентских выборах и характеризует тип избирательной системы РФ, а также таких стран, как Франция, Украина, Беларусь.
Относительное большинство, или первый у финиша
Здесь основным условием становится получение простого или относительного большинства, иными словами, чтобы голосов было больше, чем у противников. По сути, принимаемое здесь за основу большинство таковым нельзя назвать, поскольку это большее из представленных меньшинств. Перефразируя англичан, можно назвать этот подтип так - «первый, кто достиг финиша».
Если рассматривать относительное большинство с инструментальных позиций, то основной его задачей выступает перевод голосов избирателей определённого округа в одно из мест в парламенте.
Рассмотрение различных способов и инструментальных особенностей позволяет получить более глубокое представление о том, какие существуют типы избирательных систем. Таблица, приведённая ниже, системно представит их, связывая с практикой реализации в том или ином государстве.
Пропорциональный принцип: списки и передача голосов
Основная техническая особенность системы списков заключается в том, что на один округ выделяется более одного мандата, и в качестве основного способа выдвижения кандидатов используются сформированные списки кандидатов от партии. Суть системы сводится к тому, что партия, которая участвует в выборах, может получить столько мест в парламенте, сколько предполагается на основании пропорции, рассчитанной исходя из голосования по всей территории выборов.
Техника распределения мандатов выглядит следующим образом: итоговое количество голосов, отданных за список партии, делят на число мест в парламенте и получают так называемый избирательный метр. Он представляет собой то количество голосов, которое необходимо для получения одного мандата. Количество таких метров, по сути, является числом полученных партией парламентских мест.
Партийное представительство тоже имеет свои разновидности. Политологи выделяют полное и ограниченное. В первом случае страна представляет собой объединённый округ и единый электорат, в котором распределяются сразу все мандаты. Такой приём оправдан для стран с небольшой территорией, для больших же государств он в некотором роде несправедлив из-за тех избирателей, которые не всегда имеют представление о том, за кого отдать свой голос.
Нивелировать недостатки полного призвано ограниченное представительство. Оно предполагает, что выборный процесс и распределение мест происходят в нескольких округах (многомандатных). Однако в этом случае иногда возникают большие несовпадения между количеством голосов, которые получила партия по стране в целом, и числом возможных представителей.
Для того чтобы избежать присутствия крайних партий, раздробленности и разобщённости в парламенте, пропорциональность ограничивается процентным барьером. Такой приём позволяет пройти в парламент лишь тем партиям, которые преодолели этот порог.
Система передачи голосов получила не такое широкое распространение в современном мире, как другие. Её основной целью является сведение к минимуму числа непредставленных в парламенте голосов и дать возможность более адекватного их отображения.
Представленная система реализуется в многомандатных округах с использованием голосования по преференциям. Здесь у избирателя есть дополнительная возможность выбирать между представителями от той партии, которой он отдал свой голос.
Типы избирательных систем таблица, расположенная ниже, представляет системно, в зависимости от практики их реализации в тех или иных странах.
Тип системы | Подсистема и ее характеристики | Тип избирательного округа | Формы голосования | Страны применения |
Мажоритарная | Относительное большинство | Одномандатный | За одного кандидата в один тур | Великобритания, США |
Абсолютное большинство в два тура | Одномандатный | За одного кандидата в два тура | Франция, Беларусь | |
Пропорциональная | Списочная система партийного представительства | Многомандатный: страна - один округ (полное партийное представительство) | За список в целом | Израиль, Голландия, Украина, Россия, Германия |
Ограниченное представительство. Система многомандатных округов | За списки с элементами преференцирования | Бельгия, Дания, Швеция | ||
Система передачи голосов | Многомандатный | За отдельных кандидатов, голосование по преференциям | Ирландия, Австралия (сенат) | |
Смешанная | Линейное смешение | Одно- и многомандатный | Германия, Россия (Госдума), Венгрия | |
Двойное голосование | Одно- и многомандатный | За отдельного кандидата и за списки | Германия | |
Стуктурное смешение | Одно- и многомандатный | За отдельного кандидата и за списки | Россия, Германия, Италия |
Тип избирательной системы в России
В России становление собственной избирательной системы прошло долгий и трудный путь. Её принципы заложены в основном законе государства - Конституции Российской Федерации, где обозначено, что нормы избирательной системы относятся к современному ведению федерации и её субъектов.
Избирательный процесс в РФ регулируется ещё рядом нормативных актов, которые содержат в себе основные аспекты правового регулирования выборного процесса. Принципы мажоритарной системы нашли применение в российской политической практике:
- при выборах президента страны;
- при выборах половины состава депутатов представительных органов государственной власти;
- при проведении выборов в муниципальные органы.
Мажоритарная система используется при выборах Президента Российской Федерации. Здесь применяется способ перебаллотировки с реализацией двухтурового голосования.
Выборы в российскую Государственную думу с 1993 до 2007 года осуществлялись на основе смешанной системы. При этом половина депутатов парламента выбиралась исходя из мажоритарного принципа по одномандатным округам, а вторая - по единому округу на основе пропорциональных начал.
В период с 2007 по 2011 гг. весь состав Госдумы избирался согласно пропорциональной избирательной системе. Следующие выборы вернут Россию к реализации предыдущей формы выборов.
Необходимо отметить, что для современной России характерна избирательная система демократического типа. Такую её особенность подчёркивают правовые нормы, согласно которым победа возможна только в том случае, если своё волеизъявление реализовала более чем четвёртая часть зарегистрированных избирателей. В другом случае выборы считаются недействительными.
Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.
На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы . Рассматривая данные системы, обратим особое внимание на то, что они отличаются не столько формальными моментами, сколько политическими целями, достигаемыми при использовании данных избирательных систем.
· Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.
Большинство бывает разным . Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (это 50% + 1 голос и более ). Такая избирательная система существует, например, в Австралии.
Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников .
Мажоритарную избирательную систему называют «системой первого пришедшего к финишу». О ней также говорят - «победитель получает все».
В настоящее время такая система действует в четырех странах - США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии .
Иногда используются одновременно обе разновидности мажоритарной системы . Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором - относительного.
При мажоритарной системе, как правило, возникают и упрочиваются непосредетвенные связи между кандидатом (в дальнейшем депутатом) и избирателями .
Кандидаты хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы избирателей, лично знакомы с их наиболее активными представителями . Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти.
Очевидно, что при мажоритарной системе на выборах побеждают представители более сильного политического течения в стране. В свою очередь, это способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних по своему значению партий.
Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению тенденции к становлению в странах, где она используется, двух- или трехпартийных систем .
· Пропорциональная избирательная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов.
Эта система распространена в современном мире более широко, нежели мажоритарная . В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной системе .
При использовании пропорциональной избирательной системы преследуется цель обеспечения широкого и пропорционального представительства в органах власти политических партий, а также социальных и национальных групп .
Данная система способствует развитию многопартийности . Она используется в Австралия, Бельгии, Швеции, Израиле и многих других странах.
Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет разновидности . Существуют два ее вида:
· пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне . В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избирательные округа не выделяются;
· пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах . В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах.
Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы имеют свои достоинства и недостатки . Остановимся на них подробнее.
К числу положительных свойств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства .
Дело в том, что она позволяет крупным, хорошо организованным политическим партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства .
Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику . Примеры США, Англии и других стран достаточно убедительно об этом свидетельствуют.
Однако мажоритарная система имеет ряд существенных недостатков. При мажоритарной системе для распределения парламентских мандатов имеет значение только факт получения кандидатом большинства голосов. Голоса же отданные всем другим кандидатам, во внимание не принимаются и в этом смысле пропадают .
Заинтересованные силы могут при мажоритарной системе манипулировать волей избирателей . В частности, значительные возможности заключает в себе «география» избирательных округов .
Как показывает опыт, сельское население голосует более традиционно в сравнении с городским. Заинтересованные политические силы учитывают это обстоятельство при формировании избирательных округов . Выделяется по возможности больше избирательных округов с преобладанием сельского населения.
Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной системы весьма существенные. Главным из них является, что значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остается не представленной в органах власти .
К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановки политических сил .
Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества , в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.
Однако рассматриваемая система имеет весьма существенные недостатки . (Пример Италии, использующей данную систему: с 1945 г. здесь сменилось 52 правительства ).
Основные недостатки данной системы можно свести к следующему .
Во-первых , при пропорциональной избирательной системе возникают сложности в формировании правительства . Причины: отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью.
Во-вторых , пропорциональная избирательная система приводит к тому, что политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти.
В-третьих , при пропорциональной избирательной системе вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая .
В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, это обстоятельство способствует зависимости депутатов от этих партий. Такая несвобода парламентариев может отрицательно сказаться в процессе обсуждения и принятия важных документов.
Недостатки пропорциональной системы очевидны и существенны. Поэтому многочисленны попытки устранить или хотя бы смягчить их. Это наложило зримый отпечаток на сами пропорциональные избирательные системы .
Мировая практика показывает, что если мажоритарные системы относительно одинаковы, то все пропорциональные системы различны .
Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвердившейся политической системы и других обстоятельств .
Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение пропорционального представительства, но реализуется эта цель в разной мере .
В соответствии с данным критерием можно выделить три типа пропорциональных избирательных систем.
1. Системы, реализующие в полной мере принцип пропорционализма ;
2. Избирательные системы с недостаточным пропорционализмом ;
3. Системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако предусматривают различные заградительные барьеры проникновению представителям некоторых политических сил в парламент .
Пример - избирательная система ФРГ. Здесь кандидаты от политической партий, не набравшей 5% голосов избирателей в границах всей страны, в парламент не попадают . Такой «избирательный метр» используется и в ряде других государств.
Как уже подчёркивалось, избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса (в послевоенный период) началось формирование смешанной избирательной системы, то есть системы, которая должна вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем.
Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствий с принципами мажоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства .
Выборы - демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.
Политические выборы - это совокупность правовых норм, в которых граждане выдвигают из среды представителей и наделяют их властными полномочиями по отношению ко всем гражданам.
Избирательная система - это предусмотрение законов, порядок избирательного права, организация проведения выборов, определение результатов голосования и распределение депутатских мандатов.
Существуют две системы:
1. Мажоритарная - от фр. "можорите" - большинство - это система определенных результатов, по которым избранным считается кандидат получивший большинство голосов.
Бывают двух видов: абсолютного и относительного:
Относительного - избранным считается тот, набравший голосов больше, чем каждый из противников в отдельности. Эта система всегда результативна. (М. Тэтчер 4 раза в течение 12 лет была премьер-министром).
Недостатки:
Нарушается принцип всеобщего избирательного права
Нет адекватности
Партии, поддерживающие сельское население в более привилегированности, т.к. они по количеству меньше.
Две и более политические партии за которое проголосовало приблизительно равное количество избирателей, получают неодинаковое количество мандатов.
Глава государства может не представлять абсолютное большинство.
2. Пропорциональная.
Система определения результатов голосования в котором мандаты между политическими партиями, распределяются согласно численности голосов. Выборы - только партийные, каждая партия выдвигает только свой список. (Австрия, Австралия, Бельгия, Италия).
Для получения результатов голосования нужно минимум голосов - избирательная квота - как правило она вычисляется. Есть система жестких списков - набравшая число партия, назначает своих депутатов. Есть система свободных списков - каждый избиратель может отметить понравившегося депутата.
Преимущества:
Позволяет создать центральные и местные представительные органы, наиболее адекватно отражающие состав страны.
Более демократична, учитывается каждый голос.
На практике устанавливается порядок, оговорки, если партия не набирает минимум голосов, не допускается в парламент, чтобы отсеивать мелкие партии. Если в парламенте 10 партий - он не дееспособен
Современная избирательная система России очень молода.
Согласно Конституции Российской Федерации избирательное законодательство относится к современному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой – порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации. Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя. Не лишено основания утверждение о том, что в Российской Федерации действуют одна федеральная избирательная система и 89 избирательных систем субъектов Федерации. К этому следует добавить значительное число не совпадающих во многих деталях избирательных систем по выборам в органы местного самоуправления.
Выборы в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона.
Выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Федерации, действует на всей территории РФ в силу ее Конституции и федеральных законов. Однако конституции, уставы и законы субъектов Федерации, как правило, ограничивают принцип всеобщности избирательного права, сужая круг лиц, которые вправе голосовать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти субъектов Федерации. Например, в Республике Бурятия (как и в других республиках) введено свое гражданство, и только гражданам Республики Бурятия Конституцией предоставляется право избирать и быть избранными в органы государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и Республики Бурятия. Во многих субъектах Федерации, где нет собственного гражданства, введено правило, согласно которому правом избирать наделяются только те граждане, которые постоянно проживают на данной территории.1
Законодательство субъектов Федерации закрепляет ценз оседлости при выборах депутатов законодательных органов и глав администраций (исполнительной власти). Федеральный закон позволяет субъектам Федерации устанавливать сроки обязательного проживания на своей территории, которые, однако не могут превышать одного года. В соответствии с этим, например, Законом Санкт-Петербурга “О выборах главы исполнительной власти Санкт-Петербурга” закреплено, что губернатором города может быть избран гражданин Российской Федерации, который, отвечая прочим условиям, проживает на территории Санкт-Петербурга в течении одного года, причем факт проживания на этой территории устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако во многих субъектах Федерации требования Федерального закона нарушаются, а число цензов увеличивается. В ряде Республик, Главой Республики или Председателем Государственного Совета составляет не менее 15 лет в Республиках Тыва и Саха (Якутия), не менее 10 лет в Республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Коми, Татарстан. В Республике Карелия существует срок – не менее 7 лет до выборов проживание в республике не менее 10 лет после достижения совершеннолетия. В Уставе Москвы установлено, что мэром города может быть избран гражданин, постоянно проживающий в городе не менее 10 лет, в Уставах Курганской, Свердловской, Тамбовской областей этот срок равен 5 годам. Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” установлено, что ограничение пассивного избирательного права, связанное с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории (ценз оседлости), федеральным законом или законом субъекта РФ не допускается. Ранее (24 июня 1997 г.) аналогичное постановление (по “хакасскому делу”) вынес Конституционный Суд РФ.
Выборы в законодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Встречаются как мажоритарная система абсолютного большинства (одномандатные округа, образуемые на основе единой нормы представительства), так и пропорциональная система. Весьма часты и смешанные системы, когда одна часть депутатов избирается на основе мажоритарной, а другая – на основе пропорциональной системы. Например, выборы в Московскую областную Думу проводятся по одномандатным избирательным округам, в которых избирается 25 депутатов. В Свердловской области одна из палат Законодательного собрания – областная Дума избирается на основе системы пропорционального представительства по общеобластному избирательному округу, а выборы во вторую палату – палату представителей осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства по избирательным округам на территории области. Таковы особенности, присуще различным избирательным системам субъектов Федерации по выборам депутатов представительных органов государственной власти.
Выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации. Система избрания глав администраций населением во многом напоминает систему избрания Президента РФ: предусматривается избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования и пр.
Порядок подготовки и проведения выборов с небольшими различиями включает те же стадии, которые установлены федеральным законодательством. Это, прежде всего, назначение выборов и формирование республиканской (краевой, областной и пр.) избирательных комиссий, которые обычно возлагаются на главу администрации (президента, губернатора) субъекта Федерации.
Образуются участковые избирательные комиссии, которые составляют списки избирателей. Выдвижение и регистрация кандидатов практически принципиально не отличаются от федерального уровня, хотя число требуемых подписей, конечно, меньше. Специальными актами регламентируется предвыборная агитация, с тем, чтобы каждому кандидату и избирательному объединению обеспечить равные возможности пользования средствами массовой информации. По общему правилу, соответствующему федеральному уровню, проходит голосование и определение результатов голосования.
Выборы в органы местного самоуправления регламентируются как федеральными законами, так и законодательными актами субъектов Федерации. В соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 года представительный орган местного самоуправления и глава муниципального образования избираются гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Федеральным законом были утверждены Общие положения о выборах в органы местного самоуправления, на основе которых субъекты Федерации ввели конкретные избирательные системы на местном уровне. Так, право быть избранным в органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) предоставлено гражданам с 18 лет, а дата проведения выборов в эти органы определяется органами государственной власти субъектов Федерации. Введены сокращенные сроки для обнародования даты проведения выборов – от 2 месяцев до 2 недель до дня выборов. Для проведения выборов главами местной администрации образуются только территориальная (окружная) избирательная комиссия и участковые комиссии, а для проведения выборов самых низших звеньев (улица, небольшой населенный пункт и др.) – только одна комиссия. Обычно для признания выборов состоявшимися требуется участие не менее 25 процентов зарегистрированных, а избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем его соперник (мажоритарная система относительного большинства). Допускается и безальтернативное голосование, но в этом случае единственный кандидат для своего избрания должен получить более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Если же субъект РФ не принял закон о выборах в органы местного самоуправления, то порядок таких выборов регулируется Федеральным законом “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” от 26 ноября 1996 г. и прилагаемым к нему Временным положением.
Похожая информация.
В российской юридической и научной литературе используются два разных понятия избирательной системы. Для их различия применяются два термина: «избирательная система в широком смысле» и «избирательная система в узком смысле».
Понятие избирательной системы
– совокупность правовых норм, образующих избирательное право. Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве.
–совокупность правовых норм, определяющих итоги голосования. Исходя из этих правовых норм определяются: , тип избирательных округов, форма и содержание бюллетеня, и т.д.
В зависимости от того, какой вид избирательной системы (в узком смысле) будет использован на конкретных выборах, результаты при одних и тех же итогах голосования могут быть разными.
Виды избирательных систем
Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и порядком распределения мандатов по итогам голосования. По сути, в мире существует столько типов избирательных систем, сколько существует стран, формирующих органы власти с помощью выборов. Но за многовековую историю выборов были созданы базовые типы избирательных систем, на основе которых происходят выборы во всем мире..
- (фр. majorité – большинство) избирательная система. Согласно мажоритарной избирательной системе, избранным считается кандидат, набравший большее число голосов.
Существуют три разновидности мажоритарной системы:
- абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос;
- относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех голосов;
- квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.
.
- Смешанная избирательная система.
Избирательная система, при которой часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной системе. То есть две избирательные системы используются параллельно.
.
Это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.
Это синтез мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).
Избирательная система РФ
Избирательная система в России включает в себя несколько основных видов избирательных систем.
Избирательная система РФ описывается следующими Федеральными законами:
- № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
- № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
- № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
- № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
До принятия соответствующего закона в 2002 году на региональных выборах высших должностных лиц в некоторых субъектах РФ использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. Кандидату требовалось получить относительное большинство голосов, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей, а в некоторых субъектах РФ – не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам.
При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.
При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.
С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%
Избирательная система РФ на данный момент не предусматривает использования гибридной избирательной системы. Также избирательная система в России не использует мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства.