Согласно истории, как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея, села у печки, подперев голову одной рукой и начала свой рассказ: "В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек...

Да, ключница была в действительности.
Она была крепостной крестянкой. В юности во времена Пугачевского бунта со своим отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина-помещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань. В родные места вернулась только через двадцать лет после смерти барина Ключница Пелагея - прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького мальчика Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку "Аленький цветочек". Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.

Сказку "Аленький цветочек" многие из нас знают, как народную.

Откуда берутся сказки

  • Самый первый сочинитель.
  • Человек, который записал сказку.

У народной сказки тоже есть сочинитель, это тот, кто самый первый ее сочинил, и от которого ее узнали наши прабабушки и прадедушки.

Так кто же ее придумал? Каким образом она сохранилась до наших дней?

Но это же очень просто. Все знают, что ее автор Сергей Тимофеевич Аксаков.

Но это немного не так. Он только воспроизвел старинный рассказ.

В книге Сергея Тимофеевича Аксакова "Детские годы Багрова-внука", в самом конце, размещена сказка "Аленький цветочек". Но Аксаков не сочинял ее, а только припомнил ее, чтобы воскресить и донести до нас.

В ее заглавии упоминается о ключнице Пелагее.
Кто же она, эта женщина, поведавшая это полюбившееся предание? Была ли она на самом деле?

Что известно о ключнице Пелагее

  • Кем работала крестьянка Пелагея у Аксаковых?
  • Что еще она делала в семье?
  • Чему научился у нее Сергей Тимофеевич?

До нас дошли сведения, что Пелагея была крепостной и в семье Аксаковых выполняла большую и важную работу. Она следила за порядком в хозяйстве, за амбарами и кладовыми. А еще ее часто приглашали в дом, где долгими осенними и зимними вечерами она рассказывала сказки. Она была хорошей сказочницей, рассказывала очень хорошо и интересно, и знала очень много разных сказок со всего света.

Все вместе любили они слушать сказочницу, а маленькому Сереже особенно запомнилась история про аленький цветочек. Он даже мог сам ее рассказать тем, кто хотел ее услышать. Он вырос, стал писателем, но часто вспоминал о добром старинном сказании и то, как он рассказывал его в детстве, подражая Пелагее и ее шуткам и присказкам.

Мудрая Пелагея научила Сергея Тимофеевича Аксакова любить природу и народное искусство России, и работая над книгой воспоминаний о своей семье и русской жизни тех лет, он восстановил и эту почти забытую сказку.
.
Он дал ей второе рождение и новую долгую жизнь. Много поколений людей росло с ней, но сказка до сих пор любима.


Вопросы и задания

1. Почему все сказки «Тысячи и одной ночи» нравились Сереже?

2. Какие «загадочные чудеса» его особенно привлекали? Назовите некоторые из них.

1. Как Сережа пересказывал эти сказки своим родным? Что он особенно подчеркивал в своих пересказах?

2. Как вы объясните, почему Сережа, «сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретения»?

3. Сережа «говорил обо всем… точно как будто сам тут был и сам все видел». Бывает ли и с вами такое состояние при пересказе интересной книги?

Герой литературного произведения как читатель

Каждый писатель, конечно, бывает активным читателем. Бывает и так, что мы узнаем о чтении писателя, когда знакомимся с его дневниками. Так Лев Толстой, вспоминая о своем детском чтении, составил списки произведений, которые оказали на него самое большое влияние. Первый список касается возраста до 14 лет.

С. Т. Аксаков, как вы теперь знаете, рассказывает о своем детском чтении в автобиографическом произведении «Детские годы Багрова-внука». Но мы часто встречаемся с литературными героями-читателями и в книгах о вымышленных героях. Наверное, у вас нет сомнений, что Том Сойер прочел много книг, которые помогали его буйной фантазии, и в том, что Аня попала в Страну чудес прежде всего потому, что была увлеченной читательницей.

Вспоминая литературных героев-читателей, вы замечаете за ними способность, которую с таким удивлением описал Сережа Багров – он стремился дополнять рассказы автора «многими подробностями своего изобретения». Тетушка и сестричка очень стыдили его за это и называли хвастуном, да и сам Сережа был удивлен этим обстоятельством, зная точно, что «был тогда очень правдивый мальчик и терпеть не мог лжи». Но даже тщательное наблюдение за собой ему не помогало. Он так пишет об этом состоянии: «Я стал осторожнее и наблюдал за собой, покуда не разгорячался; в горячности же я забывал все, и мое пылкое воображение вступало в безграничные свои права». Так мы узнаем, каким читателем был литературный герой. Наблюдения за тем, как читают литературные герои, помогут отточить ваше собственное мастерство читателя.

Вопросы и задания

1. Припомните «Правила для читателя». Как они помогают вам организовать собственное чтение?

2. Назовите таких литературных героев, которым вы хотели бы подражать в своем чтении.

1. Дайте характеристику Сережи Багрова как читателя.

1. Расскажите о том, каким вы представляете себе идеального читателя.

2. Как вы считаете, способность добавлять свои выдумки к тому, что вы прочли в книге, – это достоинство или недостаток читателя?

(С. Т. Аксаков)

Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но неясное солнце своротило с невысокого полдня к недалекому закату. Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жег все живое. Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза.

В учебнике 5 класса в вопросах и заданиях дважды упоминаются имя С. Т. Аксакова и его про­изведения. Вспомните, где помещены эти вопросы. Нет ли связи между прочитанным фрагментом и за­даниями, которые вы выполняли в прошлом году? Каковы ваши выводы?

Имя С. Т. Аксакова в учебнике-хресто­матии 5 класса, в частности, упоминалось в связи со сказками «Тысяча и одна ночь» из сказочного «каталога» ключницы Пе­лагеи. Читая о путешествиях Синдбада- морехода, вы знакомились с чудесами арабских народных сказок. Сейчас убеди­лись, что Багров-внук был таким же увле­ченным читателем этих сказок.

В этом году вы могли бы вновь ответить на вопросы, которые вам задавали в про­шлом году.

Как доказать, что рассказ о первом пу­тешествии Синдбада — волшебная сказка?

Какую сказку русского писателя на­помнило вам начало первого путешествия Синдбада?

Какие причины вызвали столь долгую жизнь этих сказок во всех странах мира?

Волшебную сказку отличает присутст­вие чудес, волшебства в событиях, учас­тие в них сказочных героев. В них все — герои, события, причины их развития и то, чем они кончаются, — во власти волшебства. Но сказки разных народов часто похожи друг на друга, из одной вол­шебной сказки в другую кочуют и герои и многие события. Так, в сказке П. П. Ер­шова «Конек-горбунок» есть эпизод, в котором на спине рыбы разместилось мно­жество домов, деревьев. Похожие собы­тия, похожие сцены есть в сказках мно­гих народов. Долгую жизнь волшебных сказок и сказочных эпизодов можно объ­яснить тем, что человеку постоянно хо­чется увидеть и достичь чего-то необычно­го, труднодоступного.

Можно сделать вывод: сказки рожда­лись фантазией человека, как они рожда­ются и сейчас. Только сейчас они рожда­ются и как сказки, и как произведения научной фантастики.

Вызывает ли отклик у вас как читателей отно­шение Сережи Багрова к арабским сказкам «Тысяча и одна ночь»? Приводили ли сказки вас «в изумле­ние неожиданностью диковинных приключений», или вы это поняли только после того, как прочли воспоминания Аксакова?

Сказки всегда удивляют и своими героями, и своими событиями. Мы, на­верное, не так изумляемся, как ровесники Сережи Багрова, потому что вокруг нас много научных открытий и технических изобретений. И все-таки «неожиданность диковинных приключений» приводит нас в изумление. Наверное, не будет такого времени, когда бы человек перестал удив­ляться чудесам.

В начале воспоминаний о своем чтении Сережа говорит: «Гении, заключенные то в колодезе, то в глиняном сосуде, люди, превращенные в животных, очарованные рыбы…» Такие сюжеты многим знакомы по самостоятельному чтению, например, сказка «Волшебная лампа Аладдина».

Как объясняет Аксаков «тайну очарования сказок»? Согласны ли вы с автором?

С. Т. Аксаков написал: «Где же скрыва­ется тайна такого очарования? Я думаю, что она заключается в страсти к чудесно­му, которая более или менее врождена всем детям…» Наверное, можно согла­ситься с писателем: всех нас не только в книгах, но и в жизни привлекают тайны, особенно те, которые нам в конце концов удается разгадать.

Как вы относитесь к тому, что Сережа многое добавлял, пересказывая сказки? Кто прав — он или укорявшая его тетушка?

Сережа многое добавлял в своих пере­сказах. Наверное, он был прав: хорошее произведение порождено фантазией авто­ра и пробуждает фантазию читателя. То, что добавлял от себя Сережа, было как бы подсказано самой сказкой и только дока­зывает, что она была хороша.

Каково ваше отношение к этим сказкам? Близ­ко ли оно тому, которое описал Аксаков ?

Сережа был прав, увлекаясь прочитан­ными сказками. Они нам нравятся, но наш интерес не так велик, потому что в распоряжении сегодняшнего читателя го­раздо больше книг, чем в то время, когда читателем был Сережа. Но и мы при пере­сказе что-то добавляем от себя.

Как вы оценили отклик рассказчика на сказки?

Конспект урока по литературе на тему: «Юный читатель в художественном произведении».

Время занятия – 1 час. Форма проведения: урок-беседа. В планировании и проведении урока использованы следующие виды методов:

    Репродуктивный.

    Эвристический.

    Продуктивный.

Тип урока – урок изучения художественного произведения.

Вид урока – урок восприятия художественного произведения.

(По Классификации Кудряшёва).

В ходе урока был реализован пообразный анализ литературного произведения.

Цели урока:

    Образовательные:

    • Расширить представление учащихся о творчестве писателей 19 века.

      Актуализировать ранее изученный материал.

      Познакомить учеников с творчеством С. Т. Аксакова.

      Продолжить формировать навык анализа литературного произведения.

    Развивающие:

    Упрочить навык создания связного монологического высказывания.

    Формировать умение писать сочинение на заданную тему.

    Вырабатывать навык систематизации полученной информации и выявления главного.

    Упрочить навыки выразительного чтения.

    Воспитательные:

    Привить любовь к литературе.

    Воспитать уважение к русскому искусству.

Предполагаемые результаты обучения:

    Знать:

    • Основные этапы жизни Аксакова.

      Понятие «автобиографическая литература».

    Уметь:

    Видеть связь между жизнью писателя и его творчеством.

    Воспринимать литературный процесс как целостное явление.

    Создавать связное высказывание.

    Владеть:

    Навыком построения монологического высказывания на заданную тему.

    Навыком пересказа текста.

Оборудование:

    Учебник.

Методические приёмы:

    Рассказ учителя.

    Беседа по вопросам.

    Реализация межпредметных связей.

    Выразительное чтение.

План урока:

    Организационный момент (2 мин.)

    Постановка целей урока (2 мин).

    Актуализация знаний (4 мин).

    Проверка домашнего задания (7 мин).

    Биографическая справка (5 мин).

    Комментированное чтение (7 мин).

    Беседа по вопросам (10 мин).

    Подведение итогов (3 мин).

    Формулирование и объяснение домашнего задания (3 мин).

    Саморефлексия и завершение (2 мин).

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте свои тетради по литературе, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

2. Постановка целей урока.

Сегодня мы продолжим изучение творчества представителей литературы 19 века. На прошлых занятиях мы вспоминали, что такое басня, зачитывали басни Крылова. Мы узнали, что такое баллада, и познакомились с балладами Жуковского, а теперь мы перейдем к чтению прозы и познакомимся с творчеством замечательного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.

    Актуализация знаний.

Главное место в творчестве Аксакова занимают автобиографические произведения. Такие, как «Семейная хроника» и «Детство Багрова-внука», фрагмент из которого мы сегодня прочтем на уроке.

В: Но прежде давайте вспомним, что же такое автобиографическая литература?

(Биография – это описание жизни, соответственно, автобиография – это…?)

О: Это жанр литературы, описание жизни автором.

В: Давайте вспомним основное отличие автобиографической литературы от жанров других произведений. Кем является персонаж, очень схожий с реальным автором, в таком произведении?

О: Главным героем.

Совершенно верно. Основное отличие автобиографии от других жанров литературы состоит не только в том, что повествование ведется от 1 лица (то есть от «Я»), но и в том, что главный герой – это персонаж, очень схожий с автором, обладающий многими его чертами. И события, происходящие в судьбе героя, имели место и в жизни самого автора. Примеров произведений такого характера в литературе много. И среди них – рассказы Аксакова.

    Проверка домашнего задания.

Перед тем, как мы приступим к чтению, давайте поговорим о жизни Сергея Тимофеевича. На дом вам было задано прочитать статью о писателе, стр. 67 в учебниках. Итак, давайте обобщим, что же мы узнали из этой статьи?

В: Где провел свое детство Аксаков?

О: В Уфе.

В: А где потом жил писатель?

О: В Петербурге, Москве.

Верно. Посмотрите, за свою жизнь писатель сменил не мало мест жительства. Детство провел в Уфе, учился в Казани, затем жил в Петербурге и Москве. Это, конечно же, повлияло на сознание автора, расширив его кругозор и тематику творчества.

В: Какой очерк публикуется в 1834 г?

О: Очерк «Буран».

В: Какие еще произведения, помимо автобиографической прозы, были созданы Аксаковым?

О: «Записки об уженьи рыбы», «Записки ружейного охотника», «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах».

-В: Какова основная тематика этих произведений (если мы будем судить, исходя хотя бы из их названий?)

О: природная.

О: охотничья.

Ребята, вы, наверное, знаете о том, что очень многие писатели были людьми талантливыми и разносторонними, и в связи с этим они не ограничивались только литературой. Так, поэт, к творчеству которого мы обращались на прошлом уроке, Жуковский, был известен помимо своего основного таланта еще некоторыми другими.

В: Кстати, какими? Наставником кого был Жуковский?

О: Молодого царя Александра.

О: Обладал педагогическим талантом.

В: Вспомните балладу, которую мы читали, «Лесной царь». Что это за баллада? В чем ее особенность?

О: Это перевод баллады Гёте.

В: Значит, кем еще, кроме как писателем, был Жуковский?

О: Переводчиком.

Совершенно верно. И то же мы увидим, если будем знакомиться с жизнью других писателей и поэтов того времени. В основе своей, это люди не просто прекрасно образованные, но и очень талантливые. И Сергей Тимофеевич не был исключением.

В: Завершая обсуждение статьи, вспомним, кем еще был Аксаков?

О: Переводчиком, литературным и театральным критиком.

Да, и прежде всего, Сергей Тимофеевич был писателем, оставившим своим потомкам чудесные произведения.

Я немного расскажу вам о жизни Аксакова, а затем мы приступим к чтению.

Внимательно слушайте. В этом рассказе будут встречаться очень важные детали, необходимые для дальнейшей работы с произведениями этого автора.

    Краткие биографические сведения.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в Уфе, в небогатой, но старинной дворянской семье. Детские годы Аксаков провел в дедовом имении Ново-Аксакове – широкое раздолье степных просторов. Затем вместе с родными переезжает в Казань, где проходил обучение. Еще в гимназические годы Аксаков оказался в центре кружка молодых людей, проявивших живой интерес к искусству, театру и литературе.

В памяти потомков Аксаков останется как переводчик, театральный и литературный критик и прежде всего самобытный писатель.

В поместье отца и деда в старом Аксакове, будущий писатель имел возможность общения с природой, которую полюбил до самозабвения, пристрастился к рыбной ловле и охоте. У Аксакова есть даже ряд очерков и рассказов о рыбной ловле и ружейной охоте – тогда в литературе это было впервые.

Тогда же впервые соприкоснулся Сергей Тимофеевич с народной поэзией, народными песнями и святочными играми. Святочные игры Аксаков мог наблюдать только тайком от матери, так как, по ее мнению, «простонародные игры и забавы оскорбляли светские понятия и привычки».

Единственное, что она допускала для сына в этом отношении, было сказывание сказок на сон грядущий.

В раннем детстве Аксаков увлекся чтением. Он читал различные переводные книги, читал с интересом, много учил почти наизусть.

Важно, что его детское чтение состояло преимущественно из русских книг, когда в то время, «господствовал французский».

Еще в детстве познакомился он и с произведениями знаменитых русских поэтов XVIII века. На русском языке читал и сказки Шехерезады. Сказками зачитывался он до беспамятства и любил пересказывать их, внося целые эпизоды собственного сочинения.

Последние годы жизни были наиболее напряженным и творческим плодотворным периодом жизни Аксакова. В преклонном возрасте, почти совсем ослепшим он переживает необычайный подъем всех своих духовных сил.

    Комментированное чтение.

«Детские годы Багрова - внука».

Ребята, я рассказала вам о жизни Сергея Тимофеевича. А теперь давайте прочитаем фрагмент из произведения Аксакова «Детские годы Багрова-внука», который представлен в вашем учебнике на стр. 68.

(Читают несколько человек)

1 человек до слов «Где же крывается тайна такого очарования?»

2 человек до слов «Тетушка часто останавливала меня».

3 человек до конца.

    Беседа по вопросам.

Мы сейчас прочитали небольшой отрывок из произведения Аксакова. Обратите внимание, здесь автор оставил маленькому мальчику свое имя, но изменил фамилию. Итак, давайте немного побеседуем.

В: Кто главный герой?

- Верно. Ребят, не будем смешивать понятия. Автор и герой – не тождественные понятия, даже в автобиографической литературе, где мы видим персонажа, очень похожего на реального автора. Это художественное произведение, стало быть, речь идет о герое этого произведения. Смешивать эти понятия нельзя.

В: Итак, еще раз, какой вывод сделаем о жанре?

О: Это автобиографическое произведение.

В: О чем этот текст? Что вспоминает Сережа?

О: Свое детское чтение.

В: Каковы были основные читательские интересы?

О: Арабские сказки.

В: Чем арабские сказки так нравились Сереже? (найти ответ в тексте)

О: «Они возбуждали мое детское любопытство, приводили в изумление неожиданностью диковинных приключений, воспламеняли мои собственные фантазии».

В: В чем тайна очарования этих сказок? (найти ответ в тексте)

О: «Я думаю, она заключается в страсти к чудесному, которая более или менее врожденна всем детям, и которая у меня исключительно не обуздывалась рассудком».

В: Какие загадочные чудеса его особенно привлекали? (найти ответ в тексте).

О: «Гении, заключенные то в колодезе, то в глиняном сосуде, люди, превращенные в животных, очарованные рыбы, черная собака, которую сечет прекрасная Зобеида, и потом со слезами обнимает и целует…»

В: А как Сережа пересказывал эти сказки своим родным? Почему тетушка и сестрица заметили отличие от пересказов?

О: Пересказывал с добавлением фактов.

В: И почему Сережа дополнял рассказы Шахерезады подробностями своего изобретения? Зачем он это делал? Осознанно ли?

О: Из-за разгорячения фантазии.

В: Бывают ли у вас такие ситуации, когда вы дополняете пересказ чего либо (книги, фильма, события) новыми небывалыми фактами?

О: Да, очень часто.

О: Нет, никогда, не вижу смысла.

О: Изредка, когда очень нравится фильм или книга.

В: Как вы думаете, зачем это делают люди? Приукрашивают события?

О: В зависимости от смысла. Кто-то хочет заинтересовать.

О: Кто-то просто фантазирует.

О: Некоторые намеренно искажают факты.

О: Однозначно сказать нельзя, все зависит от ситуации. Если человек делает это ненамеренно, то это не плохо.

О: Даже если человек делает это намеренно, то это не недостаток, если человек хочет другого заинтересовать.

О: А если специально врет, или хвастается тем, как он красиво говорит, это уже хуже.

В: Ребята, до этого я рассказывала вам о жизни Сергея Тимофеевича. Как вы думаете, зачем чтение фрагмента было предварено этим рассказом?

О: Чтобы стало понятно, что это автобиографическое произведение.

В: А как вы это поняли?

О: В тексте есть факты из жизни Аксакова. Например, то, что он очень любил сказки и тоже дополнял их несуществующими деталями.

Итак, мы познакомились с фрагментом автобиографического произведения Аксакова «Детские годы Багрова внука». Мы узнали о читательских предпочтениях маленького Сережи. Перед нами возник образ героя-читателя. В будущем, когда вы будете изучать еще более серьезные произведения, книга, которая сопровождает героя на протяжении страниц произведения, сможет многое сказать о ее обладателе, то есть о герое-читателе. Книга может характеризовать не только героя литературного произведения.

В: Кого, прежде всего, характеризует книга?

О: Человека, который ее читает.

Наверняка, многие из вас, помимо произведений из школьной программы по литературе, читают и другие книги. Сравнивая себя с героями-читателями, вы можете сделать вывод о своих литературных предпочтениях и о вашем формирующемся читательском вкусе.

В: А как бы вы охарактеризовали Сережу как читателя?

О: Его можно назвать хорошим читателем. Он очень увлеченно читает.

О: Сережу нельзя назвать хорошим читателем, поскольку он добавляет новые факты.

О: Наоборот, это хорошо. Значит, книга оказывает сильное воздействие на Сережу. Он пропускает содержание книги не только через голову, но и через душу.

В: расскажите, как вы себе представляете хорошего читателя? Каким он должен быть?

О: Хороший читатель должен внимательно читать, не отвлекаться.

О: Он должен познакомиться с несколькими произведениями одного автора, чтобы создать представление о нем.

О: Хорошо познакомиться с жизнью писателя, чтобы понять, почему он написал такое произведение.

    Подведение итогов.

В: Ребята, пока у нас осталось время, давайте повторим, что мы сегодня с вами узнали на уроке?

О: Мы повторили определение автобиографической литературы.

О: Мы познакомились с жизнью и творчеством Аксакова.

О: Прочитали отрывок из его автобиографического произведения.

    Формулирование и объяснение домашнего задания.

    Саморефлексия и завершение.

Ребята, насколько вам понравилось произведение, которое мы сегодня разбирали? Оцените по десятибалльной шкале.

(После темы дети записывают название произведения, ставят балл. Под этой же темой пишется мини-сочинение).

- Урок окончен. Спасибо за внимание. До встречи.

Используемые материалы:

    Литература. 6 кл. В 2 ч. Ч 1: учеб. – хрестоматия для общеобразоват. Учреждений / авт.сост. Т. Ф. Курдюмова. М. : Дрофа, 2013.

    Программа для общеобразоват. Учреждений 5-9 кл. / Т. Ф. Курдюмова. М. : Дрофа, 2013.

    Литература. Методическое пособие. 6 кл. / Т. Ф. Курдюмова. М. : Дрофа, 2013.

"Детские годы Багрова-внука" - автобиографическое произведение Сергея Аксакова. В этой книге писатель повествует о своем детстве, проведенном на Южном Урале. Первые книги, прочитанные будущим писателем, первые радости и горести — обо всём этом рассказано в произведении "Детские годы Багрова-внука". Краткое содержание романа изложено в статье.

Об авторе

Очень мало вымысла в книге "Детские годы Багрова-внука". Краткое содержание раннего периода биографии писателя почти полностью соответствует сжатому изложению этого художественного произведения. Правда, в романе, конечно, отражены не только события, но и эмоции, чувства будущего прозаика.

Нередко повестью называют книгу "Детские годы Багрова- внука". Жанр этого произведения — воспитательный роман. Впрочем, назвать "Детские годы" Аксакова повестью не такая уж грубая ошибка.

Это произведение заняло в истории русской словесности важное место. Не имеет значения, роман это или повесть. "Детские годы Багрова-внука" получили восторженный прием как у читателей, так и у критиков. Последние подчеркивали новизну формы, а также вклад, который внёс Аксаков в развитие русской жанровой прозы. Этот писатель, наряду с Николаем Гоголем и Иваном Тургеневым, согласно словам Льва Толстого, ещё раз доказал, что русская художественная мысль способна находить новые формы и не всегда укладывается в традиционные жанровые рамки.

Автор воспитательного романа "Детские годы Багрова-внука", краткое содержание которого изложено ниже, родился в 1791 году. Родным городом его была Уфа. Отец будущего писателя служил прокурором земского суда. Мать была женщиной умной, властной. Дочь генерал-губернатора Уфимского наместничества провела детство и юность среди чиновников и получила неплохое по тем временам образование.

Детство Сергея Аксакова прошло в родовом имении, расположенном в Оренбургской губернии. Название произведения, о котором речь идет в сегодняшней статье, появилось не случайно. Дед будущего писателя оказал огромное влияние на формирование мировоззрения своего внука.

История написания

Над автобиографической трилогией Аксаков начал работать в сороковые годы. "Семейные хроники" сперва публиковались частично. Первый отрывок появился в 1846 году на страницах литературного журнала "Москвитянин", а затем регулярно опубликовались следующие части автобиографического произведения. Заключительной частью стали "Воспоминания". Второй и самой известной — "Детские годы Багрова-внука".

Краткое содержание сказки "Аленький цветочек" известно каждому с ранних лет. Но все ли знают о том, что русская история красавицы и чудовища впервые появилась именно в составе романа, повествующего о детстве писателя? Сказку поведала одна из героинь — ключница Пелагея. В дальнейшем "Аленький цветочек" не раз выходил в печать отдельно, а затем и стал наиболее издаваемым произведением Сергея Аксакова.

Ранние воспоминания

О чем рассказано в романе "Детские годы Багрова-внука"? Сюжета в этом произведении как такового нет. Это собрание воспоминаний, в первых главах книги довольно ранних, относящихся чуть ли не к младенчеству героя.

Из памяти человека нередко всплывают картины, которые он, казалось бы, не может помнить. Это происходит и с персонажем Аксакова. Он уверяет родных в том, например, что хорошо помнит момент расставания с кормилицей. Родители не верят ему, полагая, что всё это когда-то он слышал от матери или от той же кормилицы, а затем принял за собственные воспоминания. Всё же в книге "Детские годы Багрова-внука" Аксаков в предисловии предупреждает, что всё рассказанное - не вымысел, а факты, в которых не стоит сомневаться.

Болезнь

Ранние воспоминания героя связаны с тяжелым недугом. Серёжа в детстве часто хворал, а однажды родители едва не потеряли его. На протяжении долгой болезни матери - Софье Николаевне - не раз говорили родственники о том, что следует смириться со скорой смертью ребенка. Но подобные высказывания женщина воспринимала в штыки. Она по-прежнему делала всё, того чтобы избавить сына от болезни, и действия ее казались окружающим нередко бессмысленным.

Родители Сережи решили, что его выздоровлению способствуют долгие путешествия. Но однажды, во время одной из поездок, мальчику стало так плохо, что пришлось сделать остановку. Его положили на высокую траву, где он пролежал несколько часов. А после этого путешествия мальчик выздоровел. Как уже было сказано, автобиографическим произведением является роман "Детские годы Багрова-внука". Аксаков, как и его герой, в детстве очень сильно болел и выжил, возможно, благодаря любви и заботе матери.

Первая прочитанная книга

Герой читать научился так рано, что и не помнил, когда впервые в его руках оказалась книга. После болезни он стал довольно восприимчивым, нервным мальчиком. Единственным занятием, которое привносило в его душу спокойствие, стало чтение. Первой книгой — та, что подарил ему сосед Аничков. Называлась она "Детское чтение для сердца и разума". Это была единственная его книга, и вскоре он ее выучил наизусть.

Первое расставание с родителями Серёже пришлось пережить в возрасте четырех лет. Мать решила, что заболела чахоткой, а потому вместе с отцом отправилась в Оренбург к известному доктору. Детей же они отвезли в Багрово. Несколько месяцев пришлось Серёже и его сестре провести вдали от родного дома.

Багрово

Дед, как уже было сказано, оказал на будущего писателя огромное влияние. Однако далеко не приятные воспоминания оставил он в памяти центрального персонажа романа "Детские годы Багрова-внука". Главные герои в произведении показаны глазами маленького мальчика. Он безумно любит свою мать, уважает отца, но его пугают родственники, с которыми он вынужден находиться в одном доме в течение нескольких месяцев.

Дед оказался довольно противоречивым человеком. Иногда подолгу беседовал с Серёжей и его сестрой, но порой бывал угрюм и молчалив. Кроме того, мальчик однажды стал свидетелем неприятной сцены: старик неистово топал ногами и громко сквернословил. Чем был вызван этот гнев, мальчик не знал, но относился к дедушке с недоверием.

Среди взрослых отношения были далеко не простыми. Мать мальчика недолюбливали в семье родителей его отца. Считали ее высокомерной, заносчивой, а самого Серёжу - "маменькиным сынком". Однажды в Багрово приехали двоюродные сестры, и мальчик окончательно осознал, что к нему и его сестре в этом доме относятся отнюдь не благосклонно. Эти девочки были здесь "свои", они были окружены любовью, лаской, им даже чай делали слаще.

Снова в Уфе

В отличие от родственников отца, братья матери произвели на Серёжу положительное впечатление. Он познакомился с ними по возвращении домой. Сергей и Александр несли военную службу в драгунском полку. На несколько месяцев они приехали в отпуск, с первого взгляда мальчик полюбил их обоих. Они были красивые, молодые, ласковые и весёлые, а главное, много интересного рассказывали своему племяннику. О том, что такое поэзия, Сережа узнал именно от них.

Мальчик был счастлив снова окунуться в привычную среду. В доме деда к детям в последние недели их пребывания стали относиться более ласково. Но всё же они, а прежде всего Серёжа, были рады возвращению в уфимский дом.

Семья Серёжи жила сравнительно небогато. Тем не менее именно в доме его родителей проводились незабываемые праздники. Мать собственноручно готовила миндальное печенье, и наблюдать за этим процессом было одним из излюбленных занятий мальчика. Он с нетерпением ждал появления этого лакомства на праздничном столе, в первую очередь потому, что ему приятно было слушать похвалы, которые произносились в адрес Софьи Николаевны.

Первый учитель

Братья матери, впрочем, имели и прямое отношение к одному из неприятных событий в детстве главного героя. Узнав о том, что мальчик не умеет писать, они принялись его жестоко дразнить, в результате тот набросился на них с кулаками. Серёжа был наказан, провел несколько часов в углу. А затем так распереживался, что снова заболел.

Вся эта история, конечно, закончилась всеобщим примирением. А после выздоровления Сереже родители наняли учителя, который и начал ему давать уроки письма. Но и здесь не обошлось без неприятных открытий. Однажды мальчик отправился в училище, где трудился педагог. Дома учитель был с Серёжей довольно ласков. В учебном же заведении этот человек обращался со своими подопечными весьма жестоко.

Сергеевская пустошь

Так отец мальчика назвал приобретённые земли. Серёжа, конечно, этим очень гордился, а вскоре узнал о том, что предстоящее лето они проведут в новой деревне. От отца он унаследовал любовь к природе. Его не огорчал в Сергеевке недостроенный, необжитой дом, но весьма радовало участие в оружейной охоте, вид живописного озера Киишки и прочие детали сельского быта.

После деревенской жизни Сережина любовь к уфимскому дому прошла. Отныне здесь его радовала лишь возможность часами предаваться чтению. По возвращении из деревни мальчик услышал о свершившимся событии, которое впоследствии получило в истории России немалое значение, — о смерти Екатерины II и восхождении на престол Павла.

Снова в Багрове

Однажды пришла весть о болезни дедушки. Семья снова отправляется в путь. Сережа успел проститься с дедушкой, но тот уже был не в силах разговаривать. Старик не плакал и не кричал - он был парализован. Мальчика неприятно удивило поведение родни. Тетки падали в ноги отцу Серёже - как новому хозяину. За столом все громко рыдали, словно напоказ, но при этом ели с большим аппетитом.

Последние годы детства

После того как отец Сережи стал владельцем Багрова, он ушёл в отставку. Вся семья переехала в деревню, которая когда-то так не понравилась Серёже. Главный герой отличается необыкновенной наблюдательностью, способностью к состраданию — всем тем, что, пожалуй, впоследствии помогло и Аксакову стать одним из величайших русских писателей.

Его герой Серёжа - типичный представитель помещичьего рода. В первые дни жизни в Багрово он испытывает сострадание по отношению к бабушке, не так давно утратившей мужа. Но вскоре он видит, как она жестоко обращается с дворовыми. Рукоприкладство было составляющей помещичьего быта, этим тогда никого нельзя было удивить. Сергей отличался удивительной четкостью и способностью формировать собственное, независимое ни от кого мнение. Жестокость по отношению к дворовым, которую так часто проявляла бабушка, отвратила мальчика от неё.

В Багрово Серёжа впервые оценил красоту зимнего пейзажа. Именно здесь он узнал о том, что такое настоящая весна. В деревне, которая досталась его отцу от деда, он услышал сказку о дочери купца, которая за свои мечты об аленьком цветочке однажды поплатилась свободой. В родовом имении прошли последние детские годы Багрова-внука. А затем наступил новый период его жизни — поступление в гимназию, свежие впечатления, новые знакомые, словом, отрочество...