Иногда вот заглянешь в интернет, и мимоходом натыкаешься на поразительную информацию. Со временем думаешь, что уже все удивительное видел и слышал в интернете, а оказывается, что все еще впереди.

Вот например многие не знают про шедевр каменного мастерства наших предков - гигантскую ванну, до изготовления подобного не было дела ни мастерам древнего Египта, ни другим древним культурам. И почему широко не афишируется это изделие как технологические достижения наших предков - мне не понятно. Размер изделия настолько огромен, что в него с трудом можно поверить. И вполне возможно, что это наследие от более древних, допотопных жителей этого региона.

Этот артефакт также называют «Баболовской Чашей», «Ванной Российской Империи», «Гранитным шедевром» и «Восьмым чудом света». Между тем вы не найдете его ни в одном популярном путеводителе по Санкт-Петербургу и пригородам.

Давайте поговорим о ней подробнее …

В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца.

На юго-западе города Пушкин, вдали от туристических маршрутов, расположен самый последний из императорских парков. По сравнению с Александровским или Екатерининским, изобилующими изящными архитектурными сооружениями и скульптурами, Баболовский парк выглядит более, чем скромно.

История возникновения Баболовского дворца восходит к 80-м годам XVIII века, когда неподалеку от деревни Баболово (или еще версия: огромная территория почти в 270 гектар, получила название от расположенного неподалеку, но до наших дней не дожившего, финского селения Пабола), в трех верстах от Царского Села, среди болот и низин, заросших лесом, князь Григорий Александрович Потемкин устроил мызу с маленьким пейзажным садом.

Если заглянуть через стенной пролом внутрь восьмиугольной башни, то вашему взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн, высеченный из единого куска красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров. Это и есть знаменитая баболовская чаша.

Каменный дворец был построен в 1785 г. по проекту И. Неелова. До этого на его месте находилась деревянная усадьба. Архитектор придал каменному зданию «готический» вид: окна со стрельчатыми завершениями, зубчатые парапеты. Вид готических построек придавала дворцу и восьмигранная башня с шатровой кровлей. В главном зале установили большую мраморную ванну для купания в жаркие дни. Баболовский дворец был одноэтажным летним зданием, состоящим из семи комнат, каждая из которых непосредственно выходила в парк.

Возле дворца, названного Баболовскиместь рукотворный Большой Баболовский пруд. Он был сделан, когда протекающую неподалеку реку Кузьминку перегородили плотиной. Прямо за особняком расположен другой пруд, Зеркальный, или Серебряный. От дворца в парк путь проходит по Баболовскому мосту-плотине. Через рощу, дорога вела к зданию кухни. Она просуществовала до 1941 года и была уничтожена вражескими снарядами. Чуть дальше можно найти аллею серебристых ив, возраст которых доходит до полутора сотен лет.

Первоначально расчистили только небольшую территорию возле дворца, а везде вокруг оставался сплошной еловый лес. Еще через некго протекала канава с чистой, очень холодной водой, и в ней водились огромные налимы. Называли её «монаховой»: якобы в гроте, из которого она вытекала, стояла фигура монаха. Расширение парка началось в середине 19 века. Тогда стали осушать окрестные болота, выкорчевывать старые деревья, а на их месте сажать новые молодые дубы, клены, липы и березы. Проложили дороги и прорубили просеки для пеших прогулок и езды на экипажах.

Из Парижа был вызван архитектор-декоратор Ронди, который представил проект создания в Баболовском парке публичного развлекательного комплекса. Новый парк должен был изобиловать аттракционами, фонтанами и водопадами. Но, получив смету расходов, император отказался от затеи. Чтобы «сохранить лицо», было объявлено, что предназначено место для уединенных прогулок и наслаждения красотой окружающей природы.

В 1783 году возле дворца был разбит английский сад. Со стороны северного фасада дворца был расположен Большой (или Баболовский) пруд, образованный речкой Кузьминкой после постройки на ней плотины, к югу от дворца расположен Зеркальный (или Серебряный) пруд. Дворец пережил второе рождение после перестройки, осуществленной В.П. Стасовым в 1824-1825 годах.

Внук Екатерины Александр1 любил это место, и как утверждают, имел здесь интимные свидания. Александр произвел перепланировку дворца и заказал вместо беломраморной, гигантскую гранитную ванну. Композиционным центром дворца стал овальный зал, размеры которого архитектор значительно увеличил для того, чтобы разместить в нем новую ванну.

Уникальный бассейн из гранитного монолита, вмещающий 8000 ведер воды, был заказан инженером Бетанкуром известному петербургскому каменотесу Самсону Суханову, известному тем, что он руководил изготовлением Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова и принимал участие в создании пьедестала памятника Минину и Пожарскому в Москве. Мастер согласился за 16000 рублей вырубить ванну. Глыбу красного гранита с вкраплениями лабрадора зеленоватых тонов весом более 160-ти тонн доставили с одного из финских островов и полировали на месте в течение десяти лет (1818-1828). Ванна имеет уникальные размеры: высоту 196 см, глубину 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Её сначала установили, а затем возвели вокруг стены. К бассейну вела чугунная лестница с перилами, снабженная смотровыми площадками. Все детали отливались на чугунолитейном заводе Ч. Берда.

В 1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. В результате получилась полированная гранитная ванна: высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещением 8 тыс.ведер, согласно расчетным данным - 12 тонн воды.

При этом мастера продемонстрировали удивительное чувство камня. Толщина стен чаши минимальна – 45 см, что позволяет выдержать давление многотонной массы воды, но при этом является пределом для хрупкого гранита. Искусствовед, профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита«.

Архитектор Стасов писал: «По случаю высочайшего повеления о сделании каменного купола, вместо предположенного деревянного потолка над овальною залою, строящейся вокруг поставленной гранитной ванны при Баболовском павильоне, сделалось потребным:

1. Утолстить фундаменты и стены соразмерно тягости и распору такого купола и для сего.

2. Сломать оставшуюся часть бывшей залы и некоторую часть прилегающих стен павильона с их фундаментами…»

Архитектор завершил работы в 1829 году, сохранив готический облик сооружения со стрельчатыми окнами и зубчатым аттиком. Фасады дворца были оштукатурены, отделаны под камень и окрашены в коричневый цвет.

Историк И. Яковкин считал это изделие «из первейших в мире», а профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита».

В Баболовском дворце до войны размещалась школа 100-й Авиационной штурмовой бригады Ленинградского Военного округа г Пушкина. В начале войны она была подвергнута жестоким бомбардировкам.

Уникальный Баболовский дворец пострадал во время войны. Рухнули его каменные своды. Лишь одна ванна, которой уже почти 200 лет, прекрасно сохранилась. Во время ВОВ немцы собирались вывезти ее, как редчайший экспонат, но не смогли. А потом им уже было не до того.

Этот объект, называемый в народе Царь-ванна, занесен в Книгу рекордов Гиннесса, но до сих пор не признан музейным экспонатом. К уникальному объекту, вырубленному из гранита, власти относятся как к мусору…

Разница в возрасте между питерским и египетским шедеврами, конечно, огромна. Если саркофагу в пирамиде Хеопса минимум 5 000 лет, то гранитной Царь-ванне менее 200 лет. Но не все так просто! Удивляют размеры, вес и техника обработки ванны. Российским каменотесам не приходилось создавать ничего подобного ни до изготовления Царь-ванны в конце XIX века, ни после нее. Даже современным умельцам с передовыми технологиями и соответствующим оборудованием по обработке гранита будет непросто выполнить подобный заказ.

Любопытно, что современные ученые, после тщательного изучения саркофага внутри пирамиды Хеопса, пришли к выводу – он вовсе не предназначался для фараона. Какие функции выполнял этот гранитный короб до сих пор неясно, хотя версий очень много. Такая же ситуация складывается и с Царь-ванной! Она таит в себе не меньше загадок, чем египетский саркофаг.

Изначально глыба красного гранита с вкраплениями зелёного лабрадора, из которой собрались вырубить ванну, весила более 160 тонн. После завершения работы вес готовой ванны составил 48 тонн. Даже по нынешним временам это большая цифра, сравнимая с весом дюжины слонов. Не всякая современная техника способна поднять этот груз.

Современников озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия, а также отсутствуют какие-либо технические возможности для подачи и подогрева воды. «Дырочка», на дне ванны никак не тянет на сливное отверствие и скорее всего сделана относительно недавно.

Сегодня существуют две версии объясняющие предназначение баболовской чаши.

Версия первая – бытовая. По традиции летние сезоны Романовская Семья проводила в Царском или Петергофе. Монархи тоже потеют. В жаркие дни существовала потребность освежиться в прохладной воде. Поскольку августейшим особам, особенно дамам, не пристало оголяться публично, то они могли сделать свой refreshing в этом бассейне. Почему бассейн не из полипропилена?- Да потому, что иных материалов, кроме гранита тогда не было. Почему вода не подогревалась? - Так потому что этот бассейн планировалось использовать только в летнее время и только для охлаждения.

И гранитная ванна была такой своеобразной купелью с постоянно прохладной или даже холодной водой. Такая толща гранита очень долго вбирает в себя тепло, можно сказать – это своеобразный аккумулятор холода. Тут надо вспомнить, что следующий царь Николай Павлович летом отдыхал уже не в Царском, а в Петергофе (коттедж в Александрии). А там было много возможностей купаться. Хотя для дам был устроен интересный павильон на жаркие дни - Царицын на Ольгином пруду. Там была применена иная система охлаждения воздуха.

Скорее всего, после завершения основных работ, в связи со смертью Заказчика (Александра1) наследники отказались от устройства бассейна, решив демонстрировать ванну как предмет камнерезного искусства.

Вторая версия — «масонская». Её сторонники рассматривают баболовский дворец с чашей как будущий главный масонский храм. При этом в декорациях дворца «специалисты» усматривают многочисленные масонские знаки. Эта версия плохо согласуется с тем фактом, что в 1822 году Александр1 издал высочайший рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Трудно поверить, что Александр1, уничтожая ложи, оставил одну для себя.

Есть и третья версия, - юмористически-космическая. Некто, Ю. Бабиков, пишет: «Нет сомнений в том, что сама чаша - элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи..«

Версия четвертая: согласно первоначальному замыслу, по всей вероятности, у Ванны должен был быть слив. Подача и слив воды планировалось производить самотеком соответствующими задвижками (это видно по схеме). Но потом возможно побоялись сверлить - вдруг треснет!

Кстати, многие гадают как же нагревали воду? Ведь, чтобы наполнить такую каменную чашу нужно почти 8000 ведер воды, что совсем не мало и даже если наливать теплую воду, то пока наполняется ванна, она уже остынет.

Есть предположение, что снизу разводили костер и нагревая гранит, постепенно нагревали и воду. Действительно, под ванной есть ниша. Полно мусора, к сожалению, но видно, что царь ванна стоит на 4-х гранитных кубиках и есть небольшое расстояние от пола. Но это действительно небольшое расстояние. Здесь не поместится достаточное количество дров для разогрева ванны с водой. Более того, если присмотреться, то нижняя часть царь ванны совершенно необработана. На ней много мест, в которые попадала бы сажа от растопки и гранит здесь был бы очень черный, а очистить его было бы невозможно. Да и помещение небольшое, если разжигать в нем огонь, то все помещение заполнится дымом и будет очень трудно дышать, не говоря уже о водных процедурах

Царь-ванна продолжает ряд знаменитых, но бесполезных, предметов. Ведь из Царь-пушки никогда не стреляли, Царь-колокол никогда не звонил, ну а в Царь-ванне никогда не купались. Но если два первых раритета видят благодарные туристы в Кремле, то наша царственная ванна спрятана от людских глаз среди груды мусора в темном нутре полуразрушенного дворца.

С осени 2014 года Баболовский дворец был обнесен деревянным забором, внутри поставлена сторожевая будка с охранником и вход для посетителей и туристов закрыт. Категорически! На реставрацию.

И несколько простых вопросов:

— Каким образом «с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн»? Почти 30 км по пересечённой местности.

— Работа выполнялась, естественно, вручную, только камень, молоток и зубило, и, конечно, «на глазок», хотя и с удивительной точностью. Как это возможно вообще?

— И, наконец, самый простой казалось бы вопрос: зачем так сложно-то?

Может это и не ванна вовсе, а что-то другое? Но мы, современные люди, в силу своего шаблонного мышления не способны понять.

Царское Село (город Пушкин) летом напоминает южный город. Здесь не найдешь пустых дворов. В каждом – цветники, кустарники, деревья.

Скверики, аллеи, улицы, даже площади утопают в зелени. Широкие тенистые бульвары манят прохладой.

Обратите внимание: за деревьями прячется дача генерала Петра Багратиона

А парков сколько? Александровский, Екатерининский, Буферный, Отдельный (Нижний). Каждый из них мог бы украсить любой город.

Но есть один парк, о котором известно немного. Не каждый петербуржец знает о существовании такого. Так и я, до тех пор, пока не переехала из Петербурга в Пушкин, ничего о Баболовском парке не знала. Разве в книгах о Царском Селе встречала название.

Предлагаю совершить небольшую прогулку в этот малоизвестный парк, где мы увидим Баболовский дворец (точнее то, что от него осталось) и Царь-ванну.

Сегодняшний рассказ я начну с легенды. Точнее с легенды, которую я услышала впервые лет 12 назад. Позже добавилась другая – из телепередачи. Интересно, что в литературе о Царском Селе, которой нынче более, чем достаточно, сведения о Баболовском парке весьма и весьма скудны. А информацию о Царь-ванне Баболовского дворца в печатном виде нашла в единственном издании — «Неформальный путеводитель по пригородам и загородам Петербурга».

Легенда

Позвольте, подчеркну еще раз, что это ТОЛЬКО легенда. Почему станет понятно позже.

Когда-то на месте современного парка располагался Зверинец, граничивший с Екатерининским парком. Екатерина II подарила эти угодья князю Потемкину, который и построил там дворец для отдыха высочайших особ, уставших после охоты.

Когда у Павла Петровича родился наследник – будущий император Александр I – Светлейший князь Таврический предложил в качестве купели для крещения младенца Царь-ванну.

Название свое эта чаша получила не случайно. Вытесанная из монолитного гранитного блока эта чаша имеет высоту 5 метров и 6 метров в диаметре (по другим сведениям 2 и 5 соответственно). Общий вес полированной красавицы – 50 тонн (48 по другой версии).

Но как бы ни разнились сведения, Царь-ванна внесена в Книгу рекордов Гиннеса.

Интересно дальнейшее использование этой огромной чаши.

Будучи человек творческим князь любил удивлять своих гостей, как щедростью, так и разнообразными сюрпризами. Покои одноэтажного дворца располагались один за другим длинной роскошной анфиладой. И вот, когда гости усаживались за столы, чтобы откушать после «трудов праведных», длинные залы наполняла музыка.

А музыкантов не было!

Затейник хозяин придумал хитрый прием: музыканты располагались в Царь-ванне. За высокими бортами их было не видно, а звук, отталкиваясь от стенок ванны, разносился по залам.

По другой легенде в этой чаше любила нежиться Екатерина II, по примеру Клеопатры принимая молочные ванны…

Но, увы, увы, увы! Все эти легенды не имеют под собой никакого основания.

— Зачем тогда путать меня? — спросит мой внимательный читатель.

Не путаю. Интригую))) Как я уже говорила, сведений очень мало. От дворца почти ничего не осталось, да и Царь-ванну увидеть проблематично. А объект очень интересный! Вот и построила свой рассказ не по правилам.

Настоящая же история дворца и парка не так оригинальна.

В 1780 году по приказу Екатерины II на берегу пруда, образованного при помощи плотины на небольшой речке Кузьминке, был построен небольшой деревянный дом. А уже через три года дом сломали, и на его месте возвели каменное здание, в котором было семь комнат и специальный круглый зал для мраморной ванны.

В 1783-1785 гг. здание было возведено. Автором проекта Архитектор был И.В. Неелов. Здание построено в стиле английской неоготики. Краснокирпичные фасады с белой отделкой красиво выделялись на фоне зелени. Интересна ассиметричная планировка дворца.

Фотография с сайта http://forum.awd.ru/

Изначально дворец предназначался для жилья. Когда же Екатерине II, большое сердце которой жаждало новой любви, потребовалось большей свободы, решила удалить Григория Потемкина на окраину резиденции, она пожаловала ему Баболовский дворец. Но, ни здание дворца, ни Баболовская мыза никогда не были собственностью князя Таврического, оставаясь в ведении Царскосельского дворцового ведомства.

При Александре I дворец с прилегающим к нему Английским садом вошли во вновь создаваемую 7-ю часть Царскосельского сада. Впоследствии значительно расширенный парк стали называть Баболовский.

Фотография с сайта http://forum.awd.ru/

Большой любитель холодного купания – Александр I – установил в Баболовском дворце огромную ванну из полированного гранита. Выполненная в 1824 году артелью Самсона Суханова, ванна-бассейн потребовала перестройки круглого купального зала. Проект, кроме увеличения размеров предусматривающий, устройство сводчатого купола и усиления фундаментов, был выполнен архитектором В.П. Стасовым. Работами руководил В.М. Горностаев.

Во время войны и парк, и дворец сильно пострадали. Было вырублено много деревьев, парк пришел в запустение, стены дворца были разрушены. Но, если парк и был расчищен, то дворцовые руины время не пощадило.


На последней фотографии не очень хорошо видно: слева, вдоль дорожки ряд старых серебристых ив, одно из немногих напоминаний «рукотворчества» человека.

В настоящее время парк больше похож на смешанный лес. Разве что дорожки напоминают о некогда «культурном» пространстве, да около дворца аллеи ухожены.

Дворец же после войны постепенно разрушался, сквозь окна можно было увидеть Царь-ванну.

Фотографии с сайта spbland.ru

К сожалению фотографии времени моего знакомства с этой достопримечательностью того времени у меня не осталось, пришлось воспользоваться Я-фотками.


а сейчас Баболовский дворец спрятан за забором, увидеть ванну невозможно.

Однако мне повезло. Вместе со мной около дворца в надежде найти удобную щель прогуливалась настойчивая пара.

С их помощью и мне удалось получить два эксклюзивных снимка.


Напоследок расскажу еще одну легенду. Она кажется достаточно правдоподобной.

В сентябре 1941 года Царское Село оккупировали немецкие войска. У Баболовского дворца был организован пост, охранявший это рукотворное чудо. Фашисты хотели увезти Царь-ванну в Германию. Однако мощности техники двадцатого века оказалось недостаточно для этой перевозки. Так Царь-ванна осталась на своем месте в Баболовском дворце. Даст Бог и до реставрации дело дойдет)))

Прогулка получилась очень долгой, судите сами: в километрах расстояние не скажу, но шла больше часа.

А вот сам объект много времени не занял, рассматривать забор не очень интересно, даже новый))).

Последний взгляд на окрестности…


Плотина. Чаша под мостом своими очертаниями напоминает Царь-ванну


Хотя трава скошена только вдоль дорожек, парк в районе дворца кажется более ухоженным.

Обратно я уже ехала на автобусе, и это, конечно, было быстрее. Только прогулка по дорожкам огромного парка была намного интереснее.

Где искать:

Пешком по Парковой улице, вдоль Екатерининского парка. Можно пройти и по парку до Розовой караульни, а дальше по аллее Баболовское шоссе все прямо, и прямо…

Можно и доехать от железнодорожного вокзала г. Пушкин, или Екатерининского дворца на автобусах 188 и 273 до остановки Старогатчинское шоссе.

© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка

Недавно я узнал, что в заброшенном Баболовском парке, в пригороде Санкт-Петербурга, в полной безвестности пребывает гранитный шедевр, который по качеству работы сопоставим, а по размерам превосходит саркофаг в пирамиде Хеопса. Причем этот объект, называемый в народе Царь-ванна, занесен в Книгу рекордов Гиннесса, но до сих пор не признан музейным экспонатом. К уникальному объекту, вырубленному из гранита, власти относятся как к мусору...

Разница в возрасте между питерским и египетским шедеврами, конечно, огромна. Если саркофагу в пирамиде Хеопса минимум 5 000 лет, то гранитной Царь-ванне менее 200 лет. Но не все так просто! Удивляют размеры, вес и техника обработки ванны. Российским каменотесам не приходилось создавать ничего подобного ни до изготовления Царь-ванны в конце XIX века, ни после нее. Даже современным умельцам с передовыми технологиями и соответствующим оборудованием по обработке гранита будет непросто выполнить подобный заказ.

Изначально глыба красного гранита с вкраплениями зелёного лабрадора, из которой собрались вырубить ванну, весила более 160 тонн. После завершения работы вес готовой ванны составил 48 тонн. Даже по нынешним временам это большая цифра, сравнимая с весом дюжины слонов. Не всякая современная техника способна поднять этот груз.

Примечательно, что в Царь-ванне никто никогда не купался. На это были свои причины, о которых я изложу позже. И опять история с ванной мне напомнила саркофаг в пирамиде Хеопса. Как выяснили современные исследователи, таинственный саркофаг не являлся последним пристанищем фараона. Его там не хоронили, да и сама пирамида, скорее всего, не являлась усыпальницей. Истинное предназначение величайших гранитных объектов - египетского саркофага и Царь-ванны до сих пор никому неизвестно!

Царь-колокол и Царь-пушка - эти экспонаты Московского Кремля известны всему миру и доступны туристам в отличие от Царь-ванны, заброшенной в Баболовском парке под Санкт-Петербургом. Почему существование гранитного шедевра держится в строжайшей тайне, вся информация словно намеренно скрывается и не подвергается огласке? Какие причины сдерживают государственные власти от того, чтобы вывезти Царь-ванну из руин заброшенного дворца и представить ее мировой общественности наравне с Царь-колоколом и Царь-пушкой? Видимо причины есть и весьма серьезные!


Из истории нам известно, что названия дворец и парк получили от деревушки Баболово, которую Екатерина II когда-то подарила светлейшему князю, своему фавориту, Григорию Потёмкину. Поскольку вокруг деревни были густые леса, то решено было не сажать парк, а приспособить под него участок леса. Территорию расчистили, осушили и посадили там дубы и лиственницы, которые ранее здесь не росли. Место стало походить на английский парк. В 1785 году в нем появился деревянный, а затем каменный дворец. Он был одноэтажным летним зданием с семью комнатами. Отдалённое место расположения дворца привело к его редкой посещаемости и через 10 лет заброшенное здание обветшало.

Вторым рождением Баболовского дворца стала его перестройка в 1824-1825 годах, которой занимался архитектор Василий Стасов, построивший Спасо-Преображенский и Троицкий соборы, Нарвские и Московские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге и Провиантские склады в Москве.

Старинная фотография Баболовского дворца (фото из Интернета)

Согласно народным преданиям, в 1823 году царь Александр I, любитель холодного купания, приказал построить в Баболовском дворце большую ванну. В этой связи Стасову пришлось увеличить размеры главного зала , чтобы разместить в нём «новую» гранитную ванну. Причем, строителям пришлось вначале устанавливать Царь-ванну и только после этого возводить вокруг нее стены главного зала. К ванне вела чугунная лестница с перилами, опиравшаяся на чугунные колонны и снабженная смотровыми площадками. От них не осталось и следа! Видимо еще в советские времена чугунные конструкции демонтировали и пустили на металлолом.

Старинная фотография Царь-ванны в еще целом дворце (фото из Интернета)


Уникальная ванна из гранитного монолита, по некоторым сведениям, была заказана известному петербургскому каменотёсу Самсону Суханову, который руководил изготовлением ростральных колонн у Биржи на стрелке Васильевского острова и принимал участие в создании пьедестала памятника Минину и Пожарскому в Москве. За свою работу Суханов, якобы, получил 16 000 рублей.

Есть свидетельства, что каменотесам потребовалось 10 лет, чтобы вырубить ванну из гранитного блока весом 160 тонн, доставленного с одного из финских островов. Эти данные вызывают подозрения в достоверности информации о том, что гранитную ванну делали по приказу царя, и вот почему! Посудите сами, если Александр I действительно дал приказ соорудить в Баболовском дворце ванну для купания, то неужели он ждал целых 10 лет, чтобы наконец-то искупаться в гранитном чане? Приказы царя должны были исполняться в кратчайшие сроки, а десять лет, согласитесь, это уже долгострой!

И еще один сомнительный момент бросается в глаза. В официальной истории перестройки и реконструкции дворца видны явные разночтения. Как было обозначено выше, архитектору Стасову пришлось увеличить размеры главного зала, чтобы установить в нем Царь-ванну, а строители возвели стены помещения только после того, как ванна была уже установлена. Если перестройка дворца длилась всего два года с 1824 по 1825 г.г., то получается, что Царь-ванна в нем уже стояла…

Здесь видна явная не стыковка. Если Александр I повелел сделать ванну в 1823 году, осуществление проекта заняло 10 лет, значит, то гранитный шедевр должны были установить в главном зале дворца не раньше 1833 года. Однако к этому времени, согласно летописи, перестройка дворца уже 8 лет как была завершена и Царь-ванна стояла на своем месте. Как это понимать?

Так какую же ванну вырубал из гранита Самсон Суханов и вообще изготовлял ли он ее? Как самсоновскую ванну могли установить во дворце ещё до того, как она была готова? Здесь вновь возникает ассоциация с египетским гранитным саркофагом, который был установлен в центральной камере пирамиды Хеопса в момент ее строительства. Исследователи заметили, что размер саркофага оказался больше входного проема в камеру, поэтому строителям пришлось внести его в помещение до того, как были воздвигнуты стены и потолок камеры внутри пирамиды.

Любопытно, что современные ученые, после тщательного изучения саркофага внутри пирамиды Хеопса, пришли к выводу - он вовсе не предназначался для фараона. Какие функции выполнял этот гранитный короб до сих пор неясно, хотя версий очень много. Такая же ситуация складывается и с Царь-ванной! Она таит в себе не меньше загадок, чем египетский саркофаг.

Размеры Царь-ванны впечатляют: высота почти 2 метра (196 см), глубина полтора метра (152 см), а диаметр более 5 метров (533 см). В гранитный шедевр вмещается 8000 ведер воды, то есть около 80 000 литров или 80 тонн!

В интернете я нашел интересный сайт, в котором посетители Баболовского дворца и тайника с Царской ванной, выложили фотографии загадочного объекта. Вот ссылка на этот ресурс: http://www.geocaching.su/showmemphotos.php?cid=1546

Я лишь приведу, в качестве примера, несколько фотографий людей, добравшихся до загадочной ванны.

Сделать вручную этот гранитный шедевр просто невозможно. Здесь требовались инструменты, которые легко резали и обрабатывали гранит, а также мощные подъемные установки, способные поднимать и поворачивать 160-тонную гранитную глыбу. Глядя на фото Царь-ванны возникает ощущение, что ее вырезали на гигантском токарном станке

В ходе изучения Царь-ванны возникает масса вопросов! Например, каким образом в ней разогревали огромное количество воды и поддерживали ее в теплом состоянии? Еще большей загадкой является способ слива использованной воды. В гранитной ванне отсутствует отверстие для слива! Трудно себе представить сколько усилий и времени было бы потрачено для того, чтобы вычерпать из ванны отработанную воду - 80 тонн. Ведь этих титанических трудозатрат можно было бы легко избежать при помощи одного или нескольких отверстий, просверленных на дне ванны. Но этого не было сделано! Почему? Профессиональные каменотесы не могли просто забыть его сделать. По всей видимости, сливное отверстие изначально не было предусмотрено в проекте! А если это так, то этот проект не имел никакого отношения к ванне. Тогда, что за конструкцию вырезали умельцы и каково было ее предназначение?

Считается, что уникальной ванной не пользовались, а лишь ходили на неё любоваться. Странное развлечение, учитывая, что для создания гранитной «игрушки» каменотесам потребовалось 10 лет кропотливой работы. У меня есть большие сомнения по поводу того, что Царь-ванну вырубали каменотесы времен Александра I . Возможно, что этот гранитный монстр покоился в Баболовском лесу еще до возведения парка и дворца. Вполне вероятно, что удивительная находка подарила архитекторам дворца идею сделать на этом месте купальню и таким образом приспособить гранитный чан в качестве ванны. Вокруг объекта возвели стены купальни и с тех пор в народе родилось новое обозначение - Царь-ванна! Вот только кто ее истинный создатель остается тайной, поэтому и не выставляется этот гранитный шедевр на всеобщее обозрение. Могли ли каменотесы времен Александра I вырубить из цельного монолита красного гранита такой гигантский шедевр? Ведь даже по нынешним временам это сделать весьма проблематично…

История Баболовского парка и дворца весьма трагична. Во время второй мировой войны, из-за бомбежек, рухнули своды дворца, большая часть его строений превратилась в руины. И только загадочная ванна остается невредимой. Есть информация, что немецкие захватчики пытались вывезти гранитный шедевр в Германию, но не смогли этого сделать, так как вес Царь-ванны оказался для них неподъемным.

Фотография руин дворца и купальни с Царь-ванной в нынешнем состоянии (фото из Интернета)


К сожалению, в Баболовский парк и к руинам дворца туристов не водят. Эти объекты даже не упоминаются в путеводителях. Более того, в местном краеведческом музее нет информации ни о парке, ни о ванне! Как это всё понимать? Удивительное безразличие к своей истории или наглядный пример умалчивания и намеренного скрытия объекта, не поддающегося научному объяснению?

— страна парадоксов! Только у нас есть Царь-колокол, который никогда не звонил, и Царь-пушка, которая, по легенде, стреляла всего один раз за всю историю. Однако и колокол, и пушка находятся в Кремле, а жители России ими страшно гордятся. В то время как еще один царственный артефакт, Царь-ванна, совершенно незаслуженно прозябает в забвении — в полуразрушенном Баболовском дворце на окраине Царского Села...


ДЛЯ ИНТИМНЫХ ВСТРЕЧ

Многочисленные посетители Царского Села не балуют вниманием Баболовский парк: он запущен до такой степени, что скорее напоминает лес. Зато здесь всегда тихо и спокойно. А если пройти по главной аллее, то выйдешь к пруду, образовавшемуся в том месте, где речка Кузьминка перегорожена мостом-запрудой.

На другом берегу руины из красного кирпича — это все, что осталось от Баболовского дворца. Справедливости ради стоит сказать, что толпы народа вокруг него не ходили никогда. Во-первых, не принято у царской резиденции праздно шататься. Во-вторых, этот дворец изначально строился для интимных встреч монархов, тихого отдыха после охоты, а не бала и прочих шумных придворных увеселений. Его, по большому счету, и дворцом-то можно назвать с огромной натяжкой: в нем всего 10 комнат, причем три из них отведены под «банное» помещение. Любопытная деталь: из каждой комнаты дворца можно свободно выйти в парк. Зачем понадобилось это делать — большой вопрос. Может, представители царской фамилии практиковали свидания вслепую? А лишняя дверь — это дополнительная возможность для «отступления»?

Первый деревянный дворец появился на этом месте в 1782 году. И был подарен Екатериной II своему фавориту Григорию Потемкину. Деревянное сооружение — скромное, но со вкусом — обошлось казне в 3 984 рубля, но жить в нем можно было только летом. Потому в 1785 году на его месте построили каменное здание в готическом стиле по проекту Неелова. Этот дворец стоил уже 15 000 рублей — баснословные по тем временам деньги. Но зато это было оригинальное строение — с башенкой, в которой размещалась выложенная мрамором ванна для купаний... Увы, этой изюминки оказалось недостаточно для того, чтобы императрица полюбила Баболовский дворец. Почти все время он пустовал, а потому пришел в упадок...


НУЖНА ВАННА ПОБОЛЬШЕ!

Новую жизнь в него вдохнул любимый внук Екатерины II — Александр I. Он решил перестроить Баболовский дворец под себя. И начал с того, что заказал новую ванну — «побольше». Когда архитектор В. П. Стасов, которому был поручен проект реконструкции, узнал, что такое «ванна побольше» в представлении Александра I, то понял: для того чтобы осуществить идею императора, дворец придется просто-напросто разобрать!

Можете себе представить, чтобы вы начали воздвигать свой дом с установки сантехники? Нет? Это потому, что вы не император. А вот Александр I не ведал сомнений. Так в Баболовском парке появился уникальный дворец с шатровой башней, возведенной вокруг гранитной ванны.

Саму ванну заказали популярному в то время каменотесу Самсону Суханову и его артели. Работа заняла долгие 8 лет — с 1811 по 1818 год. Она не прекращалась даже в войну 1812 года. Стоимость изготовления гранитной чаши Суханов оценил в 16 000 рублей!

160-тонная гранитная глыба темно-розового цвета была найдена на одном из финских островов. Где из нее вытесывалась ванна — непосредственно в каменоломне или близ места установки, — доподлинно неизвестно. Но в результате получилась чаша, не имеющая себе равных в мире.

Вес ее — 48 тонн, диаметр — 5,33 метра, глубина — 1,52 метра, высота — 1,96 метра. В нее входило до 800 ведер воды. Труд, проделанный каменотесами, можно назвать воистину адским. Только для придания гранитному блоку чашевидной формы нужно было сделать десятки миллиардов ударов киянкой по скарпелю (это такой инструмент, стальной стержень, расширенный на одном конце в виде остро отточенной лопатки).

Еще столько же раз надо ударить, чтобы и внешние обводы стали идеально округлыми. В то время еще не было твердосплавного камнерезного инструмента. Инструменты из простой стали, которыми работали мастера, приходилось затачивать после каждых 3-4 ударов по граниту. Просто диву даешься, как в таких условиях им удалось выполнить чашу идеальной геометрической формы!

Как такую громадину доставили в Баболово, неизвестно. Ведь ни подъемных кранов, ни иных технических приспособлений тогда не существовало...


ЧУДО ВАЯНИЯ

Результат превзошел все ожидания: увидев ванну, император пришел в восторг. Его настроение разделили все, кто видел это чудо. А «Отечественные записки» отчитались перед широкой публикой: «Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани... Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства...»

К ванне-бассейну вела чугунная лестница с перилами, снабженная смотровыми площадками. Словом, сделали все, для того чтобы царской семье было удобно купаться. Чем она, собственно, и занялась. Ее не интересовало, как ванна наполнялась водой.

А вот современники ломают над этим вопросом голову: вряд ли эту громадину всякий раз наполняли вручную. В сохранившихся описаниях утверждается, будто вода поступала из шлюза у моста. Но как это происходило на практике, никто не знает. Как спускали воду — тоже загадка. Ведь отверстие для этого в дне ванны отсутствует. А наклонить ее физически невозможно.


ШКОЛА ЛЕТЧИКОВ

После революции 1917 года дворец не стал музеем. Здесь разместили школу летчиков. Это решило судьбу уникального сооружения. Во время Великой Отечественной войны дворец активно бомбили, и он быстро превратился в руины. Но чудо! Сама ванна не пострадала. Кстати, немцы, обладавшие несравненно большими техническими возможностями, чем инженеры XIX века, вынуждены были отказаться от идеи вывоза уникального артефакта в Германию: не нашлось у них ни подходящего оборудования, ни транспортных средств.

Сегодня останки здания с Царь-ванной внутри обнесены забором и ждут начала реставрации, которая никак не начинается. Жаль! Уникальное каменное сооружение могло бы привлечь немало туристов и людей, интересующихся историей. Ведь, в отличие от остальных царь-предметов России, чудо-ванна активно использовалась по своему прямому назначению!

Учитывая уникальность каменной ванны, процессом ее создания, разумеется, заинтересовались современные специалисты, работающие в области обработки гранита. Официальных исследований не проводилось. Однако в Интернете можно найти немало свидетельств знатоков, которые в один голос утверждают: высечь подобную каменную ванну вручную технически невозможно! А отполировать тем более! Добиться такой точности и гладкости можно лишь с применением машинной обработки.

Некоторые особо ретивые исследователи сравнивали Царь-ванну с саркофагом в пирамиде Хеопса, технология изготовления которого также неизвестна.

Наконец, широкое распространение получила версия о том, что гигантская ванна — это наследие прошлых цивилизаций Земли и нашли ее в болотах неподалеку от Царского Села.

Впрочем, эта версия легко опровергается финансовыми документами, подтверждающими, что на создание удивительной чаши было выделено немало средств.

Довольно много читая о Петербурге и пригородами, имея неплохую библиотеку о этой теме, впервые прочитал эту интереснейшею статью. Вот и решил поделится с уважаемым сообществом. Может кто из жителей Петербурга видел эту уникальню ванну воочию?

Иногда вот заглянешь в интернет, и мимоходом натыкаешься на поразительную информацию. Со временем думаешь, что уже все удивительное видел и слышал в интернете, а оказывается, что все еще впереди.

Вот например многие не знают про шедевр каменного мастерства наших предков — гигантскую ванну, до изготовления подобного не было дела ни мастерам древнего Египта, ни другим древним культурам. И почему широко не афишируется это изделие как технологические достижения наших предков — мне не понятно. Размер изделия настолько огромен, что в него с трудом можно поверить. И вполне возможно, что это наследие от более древних, допотопных жителей этого региона.

Этот артефакт также называют «Баболовской Чашей», «Ванной Российской Империи», «Гранитным шедевром» и «Восьмым чудом света». Между тем вы не найдете его ни в одном популярном путеводителе по Санкт-Петербургу и пригородам.

Давайте поговорим о ней подробнее …

В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца.


На юго-западе города Пушкин, вдали от туристических маршрутов, расположен самый последний из императорских парков. По сравнению с Александровским или Екатерининским, изобилующими изящными архитектурными сооружениями и скульптурами, Баболовский парк выглядит более, чем скромно.

История возникновения Баболовского дворца восходит к 80-м годам XVIII века, когда неподалеку от деревни Баболово (или еще версия: огромная территория почти в 270 гектар, получила название от расположенного неподалеку, но до наших дней не дожившего, финского селения Пабола), в трех верстах от Царского Села, среди болот и низин, заросших лесом, князь Григорий Александрович Потемкин устроил мызу с маленьким пейзажным садом.


Если заглянуть через стенной пролом внутрь восьмиугольной башни, то вашему взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн, высеченный из единого куска красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров. Это и есть знаменитая баболовская чаша.


Каменный дворец был построен в 1785 г. по проекту И. Неелова. До этого на его месте находилась деревянная усадьба. Архитектор придал каменному зданию «готический» вид: окна со стрельчатыми завершениями, зубчатые парапеты. Вид готических построек придавала дворцу и восьмигранная башня с шатровой кровлей. В главном зале установили большую мраморную ванну для купания в жаркие дни. Баболовский дворец был одноэтажным летним зданием, состоящим из семи комнат, каждая из которых непосредственно выходила в парк.


Возле дворца, названного Баболовскиместь рукотворный Большой Баболовский пруд. Он был сделан, когда протекающую неподалеку реку Кузьминку перегородили плотиной. Прямо за особняком расположен другой пруд, Зеркальный, или Серебряный. От дворца в парк путь проходит по Баболовскому мосту-плотине. Через рощу, дорога вела к зданию кухни. Она просуществовала до 1941 года и была уничтожена вражескими снарядами. Чуть дальше можно найти аллею серебристых ив, возраст которых доходит до полутора сотен лет.

Первоначально расчистили только небольшую территорию возле дворца, а везде вокруг оставался сплошной еловый лес. Еще через некго протекала канава с чистой, очень холодной водой, и в ней водились огромные налимы. Называли её «монаховой»: якобы в гроте, из которого она вытекала, стояла фигура монаха. Расширение парка началось в середине 19 века. Тогда стали осушать окрестные болота, выкорчевывать старые деревья, а на их месте сажать новые молодые дубы, клены, липы и березы. Проложили дороги и прорубили просеки для пеших прогулок и езды на экипажах.

Из Парижа был вызван архитектор-декоратор Ронди, который представил проект создания в Баболовском парке публичного развлекательного комплекса. Новый парк должен был изобиловать аттракционами, фонтанами и водопадами. Но, получив смету расходов, император отказался от затеи. Чтобы «сохранить лицо», было объявлено, что предназначено место для уединенных прогулок и наслаждения красотой окружающей природы.

В 1783 году возле дворца был разбит английский сад. Со стороны северного фасада дворца был расположен Большой (или Баболовский) пруд, образованный речкой Кузьминкой после постройки на ней плотины, к югу от дворца расположен Зеркальный (или Серебряный) пруд. Дворец пережил второе рождение после перестройки, осуществленной В.П. Стасовым в 1824-1825 годах.


Внук Екатерины Александр1 любил это место, и как утверждают, имел здесь интимные свидания. Александр произвел перепланировку дворца и заказал вместо беломраморной, гигантскую гранитную ванну. Композиционным центром дворца стал овальный зал, размеры которого архитектор значительно увеличил для того, чтобы разместить в нем новую ванну.

Уникальный бассейн из гранитного монолита, вмещающий 8000 ведер воды, был заказан инженером Бетанкуром известному петербургскому каменотесу Самсону Суханову, известному тем, что он руководил изготовлением Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова и принимал участие в создании пьедестала памятника Минину и Пожарскому в Москве. Мастер согласился за 16000 рублей вырубить ванну. Глыбу красного гранита с вкраплениями лабрадора зеленоватых тонов весом более 160-ти тонн доставили с одного из финских островов и полировали на месте в течение десяти лет (1818-1828). Ванна имеет уникальные размеры: высоту 196 см, глубину 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Её сначала установили, а затем возвели вокруг стены. К бассейну вела чугунная лестница с перилами, снабженная смотровыми площадками. Все детали отливались на чугунолитейном заводе Ч. Берда.

В 1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. В результате получилась полированная гранитная ванна: высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещением 8 тыс.ведер, согласно расчетным данным — 12 тонн воды.

При этом мастера продемонстрировали удивительное чувство камня. Толщина стен чаши минимальна - 45 см, что позволяет выдержать давление многотонной массы воды, но при этом является пределом для хрупкого гранита. Искусствовед, профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита«.


Архитектор Стасов писал: «По случаю высочайшего повеления о сделании каменного купола, вместо предположенного деревянного потолка над овальною залою, строящейся вокруг поставленной гранитной ванны при Баболовском павильоне, сделалось потребным:

1. Утолстить фундаменты и стены соразмерно тягости и распору такого купола и для сего.

2. Сломать оставшуюся часть бывшей залы и некоторую часть прилегающих стен павильона с их фундаментами…»

Архитектор завершил работы в 1829 году, сохранив готический облик сооружения со стрельчатыми окнами и зубчатым аттиком. Фасады дворца были оштукатурены, отделаны под камень и окрашены в коричневый цвет.

Историк И. Яковкин считал это изделие «из первейших в мире», а профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита».

В Баболовском дворце до войны размещалась школа 100-й Авиационной штурмовой бригады Ленинградского Военного округа г Пушкина. В начале войны она была подвергнута жестоким бомбардировкам.

Уникальный Баболовский дворец пострадал во время войны. Рухнули его каменные своды. Лишь одна ванна, которой уже почти 200 лет, прекрасно сохранилась. Во время ВОВ немцы собирались вывезти ее, как редчайший экспонат, но не смогли. А потом им уже было не до того.


Этот объект, называемый в народе Царь-ванна, занесен в Книгу рекордов Гиннесса, но до сих пор не признан музейным экспонатом. К уникальному объекту, вырубленному из гранита, власти относятся как к мусору…

Разница в возрасте между питерским и египетским шедеврами, конечно, огромна. Если саркофагу в пирамиде Хеопса минимум 5 000 лет, то гранитной Царь-ванне менее 200 лет. Но не все так просто! Удивляют размеры, вес и техника обработки ванны. Российским каменотесам не приходилось создавать ничего подобного ни до изготовления Царь-ванны в конце XIX века, ни после нее. Даже современным умельцам с передовыми технологиями и соответствующим оборудованием по обработке гранита будет непросто выполнить подобный заказ.

Любопытно, что современные ученые, после тщательного изучения саркофага внутри пирамиды Хеопса, пришли к выводу - он вовсе не предназначался для фараона. Какие функции выполнял этот гранитный короб до сих пор неясно, хотя версий очень много. Такая же ситуация складывается и с Царь-ванной! Она таит в себе не меньше загадок, чем египетский саркофаг.

Изначально глыба красного гранита с вкраплениями зелёного лабрадора, из которой собрались вырубить ванну, весила более 160 тонн. После завершения работы вес готовой ванны составил 48 тонн. Даже по нынешним временам это большая цифра, сравнимая с весом дюжины слонов. Не всякая современная техника способна поднять этот груз.

Современников озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия, а также отсутствуют какие-либо технические возможности для подачи и подогрева воды. «Дырочка», на дне ванны никак не тянет на сливное отверствие и скорее всего сделана относительно недавно.


Сегодня существуют две версии объясняющие предназначение баболовской чаши.

Версия первая - бытовая. По традиции летние сезоны Романовская Семья проводила в Царском или Петергофе. Монархи тоже потеют. В жаркие дни существовала потребность освежиться в прохладной воде. Поскольку августейшим особам, особенно дамам, не пристало оголяться публично, то они могли сделать свой refreshing в этом бассейне. Почему бассейн не из полипропилена?- Да потому, что иных материалов, кроме гранита тогда не было. Почему вода не подогревалась? — Так потому что этот бассейн планировалось использовать только в летнее время и только для охлаждения.

И гранитная ванна была такой своеобразной купелью с постоянно прохладной или даже холодной водой. Такая толща гранита очень долго вбирает в себя тепло, можно сказать - это своеобразный аккумулятор холода. Тут надо вспомнить, что следующий царь Николай Павлович летом отдыхал уже не в Царском, а в Петергофе (коттедж в Александрии). А там было много возможностей купаться. Хотя для дам был устроен интересный павильон на жаркие дни — Царицын на Ольгином пруду. Там была применена иная система охлаждения воздуха.

Скорее всего, после завершения основных работ, в связи со смертью Заказчика (Александра1) наследники отказались от устройства бассейна, решив демонстрировать ванну как предмет камнерезного искусства.
Вторая версия - «масонская». Её сторонники рассматривают баболовский дворец с чашей как будущий главный масонский храм. При этом в декорациях дворца «специалисты» усматривают многочисленные масонские знаки. Эта версия плохо согласуется с тем фактом, что в 1822 году Александр1 издал высочайший рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Трудно поверить, что Александр1, уничтожая ложи, оставил одну для себя.


Есть и третья версия, — юмористически-космическая. Некто, Ю. Бабиков, пишет: «Нет сомнений в том, что сама чаша — элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи..«

Версия четвертая: согласно первоначальному замыслу, по всей вероятности, у Ванны должен был быть слив. Подача и слив воды планировалось производить самотеком соответствующими задвижками (это видно по схеме). Но потом возможно побоялись сверлить — вдруг треснет!

Кстати, многие гадают как же нагревали воду? Ведь, чтобы наполнить такую каменную чашу нужно почти 8000 ведер воды, что совсем не мало и даже если наливать теплую воду, то пока наполняется ванна, она уже остынет.