Сегодня автомобиль является неотъемлемым элементом каждой второй семьи.

Поэтому вопрос надежного укрытия для этого средства передвижения стоит очень остро, особенно в регионах с длинными холодными зимами.

Подавляющее большинство автолюбителей используют для этих целей индивидуальные гаражи , возведенные из различных материалов.

Для надежной защиты от суровых климатических условий необходимо качественное утепление гаража. Однако, внутри этой постройки не требуется поддержание температуры и микроклимата как в жилом помещении. Если функция гаража заключается лишь в сохранении автомобиля от морозов и непогоды, достаточно поддерживать температуру внутри на уровне 5 – 10 градусов выше нуля.

Утепление гаража, как правило, осуществляется изнутри, это связано с несколькими факторами :

  1. В процессе эксплуатации отсутствует большая разница температур между внешней средой и внутригаражным пространством, поэтому появление конденсата не будет столь значительным и критичным, как в жилом помещении.
  2. В антивандальных целях. Многие гаражи находятся на значительном расстоянии от жилых застроек, в местах, где нет должного присмотра за ними, поэтому размещение утеплителя снаружи рискованно с точки зрения вандализма.
  3. Зачастую гаражи строятся в единый ряд, вплотную друг к другу, это исключает физическую возможность утепления снаружи.

Для полноценного утепления гаража изнутри необходимо произвести этот процесс на всех поверхностях: потолке, стенах, полу и воротах. При этом используются различные теплоизоляционные материалы.

Однако наибольшее распространение получили пенопласт, и более современный в силу своей дешевизны, простоте монтажа, устойчивости к гниению и влажности. Кроме того, низкая экологичность данных материалов, при использовании в гараже не имеет значения, в силу минимального времени нахождения в этом строении.

Важно: гаражи относятся к сооружениям с повышенной пожароопасностью, поэтому при выборе материала для утепления гаража, важно использовать негорючие марки, например, пенопласт марки ПСБ-С, пеноплекс марок НГ и Г1.

Утепление пола в гараже

Как правило, гаражи строятся непосредственно на грунте, к тому же пол в гараже испытывает повышенное давление , я связи с немалой массой автомобиля, поэтому к утеплению пола необходимо подходить с особой тщательностью:

  1. При наличии бетонного или пола, тщательно удаляется мусор, песок и другие инородное материалы. Земляной пол выравнивается по уровню, затем утрамбовывается с помощью вибропресса, или вручную. Сверху насыпается слой песка толщиной 5 – 10 см, и также утрамбовывается. Поверх песчаной подушки заливается бетонная стяжка с использованием армирования. Дальнейшие работы можно производить после полного отвердевания бетона.
  2. На подготовленную поверхность укладывается слой гидроизоляции с запасом 15 см на стены. Это может быть рубероид или толстая полиэтиленовая пленка. Швы тщательно проклеиваются синтетическим герметиком, или припаиваются. Материал тщательно разглаживается, полностью исключаются складки, в которых может скапливаться влага.
  3. Непосредственно на гидроизоляционный слой укладываются листы пенопласта или пеноплекса. Для утепления пола в гараже важно использовать плиты, обладающие высокой плотностью. Это марки ПСБ – 35 , ПСБ – 50 для пенопласта и П-75 для пеноплекса. Толщина плит зависит от конкретных климатических условий, обычно составляет 10 - 15 см.
  4. Сверху на утеплитель настилается гидроизоляционная пленка для защиты от влаги изнутри гаража. Она также может быть из рубероида или полиэтилена. Далее устанавливается арматурный каркас и заливается бетонная стяжка, толщиной 5-7 см с использованием демпферной ленты по периметру.

Важно: при заливке в гараже финишной бетонной стяжки, желательно делать небольшой уклон от боковых стен к центру пола, а общий уклон – к воротам, во избежание скапливания влаги при помывочных работах.

Утепление стен в гараже

Данный процесс не представляет сложности и вполне возможен собственными силами.

При этом понадобится сам материал : или пеноплекс, клей или дюбеля с грибками, пароизоляционная пленка, гидроизоляционный материал.

Из инструментов необходимы : нож для разрезания плит, перфоратор, шуруповерт, пузырьковый уровень 1 – 1,5 м, монтажный пистолет с пеной.

Технология монтажа следующая:

  1. Поверхность стен очищается от пыли и грязи, обрабатывается антигрибковым и антикоррозийным (если гараж железный) раствором. Желательно покрыть поверхность стен, особенно железных, грунтовочным составом.
  2. На бетонные или кирпичные стены натягивается и приклеивается гидроизоляционная пленка. Может быть, как специальная, так и рубероид или полиэтилен. Все стыки проклеиваются, запас на пол и потолок – не менее 15 см . В железном гараже гидроизоляцию можно не применять.
  3. Специально предназначенный для полимерных утеплителей клей наносится на плиты материала равномерно по всей плите. После этого плиты приклеиваются к стене прямо на гидроизоляцию. Дополнительно каждый элемент закрепляется при помощи 5-ти дюбелей с грибками по периметру и в центре. Плиты наклеиваются снизу-вверх горизонтальными рядами по уровню. В железных гаражах дюбели не применяют. Стыки между плитами тщательно задуваются монтажной пеной.
  4. Толщина плит утеплителя должна быть не менее 10 см для стен кирпичного и бетонного гаража, не менее 15 см для железного гаража. В северных районах рекомендуется увеличить толщину в полтора-два раза. Если используются плиты меньшей толщины, необходимо укладывать их в несколько слоев перекрестным способом, полностью промазывая клеем каждый последующий слой.
  5. После монтажа плит пенопласта или пеноплекса, на них наносится толстый слой клея, полностью по площади, с тщательной промазкой всех швов и стыков. На клей сверху накладывается специальная армирующая сетка и снова промазывается клеем. Общая толщина финишного слоя клея может доходить до 15 мм.
  6. После полного высыхания клея стены можно покрасить, оштукатурить или отделать материалами для внутренней отделки помещений.

Важно: если в гараже планируется сооружение на стенах полок или стеллажей, необходимо заранее, до того, как приступать к утеплению, закрепить к стенам опорные элементы. Это могут быть деревянные бруски или металлические скобы.

Утепление крыши или потолка в гараже изнутри

Процесс напоминает утепление стен, но есть и некоторые отличия в зависимости от типа перекрытий :

  1. Крыша металлическая . Утепление производится полностью по той же технологии, что и утепление стен в металлическом гараже.
  2. Потолок из бетонных плит перекрытия . В обычном случае технология та же, что и утепление стен. Если планируется обшивать бетонный потолок отделочными материалами, необходимо предварительно закрепить к ним после укладки гидроизоляции деревянные лаги или металлические профили, между которыми уже укладываются плиты полиэтилена или пеноплекса. Листы отделки крепятся после укладки утеплителя к лагам или профилям саморезами.
  3. Деревянная крыша . В данном случае первым этапом также является укладка гидроизоляционной мембраны, которая крепится к элементам обрешетки с помощью строительного степлера. Затем с помощью саморезов с широкими шляпками к обрешетке крепятся листы пенопласта или пеноплекса, толщиной 10-15 см. Стыки задуваются монтажной пеной. При использовании пенопласта на утеплитель желательно уложить пароизоляционную мембрану, которая крепится к стропилам с помощью степлера. Затем, также к стропилам, набивается контробрешетка из деревянных досок или металлических профилей, к которой пришиваются листы материала внутренней отделки.

Важно: при утеплении крыши и стен гараж лучше использовать 2 слоя утеплителя, для того, чтобы уложить плиты внахлест и полностью закрыть стыковочные швы.

Специфика утепления гаража разными материалами

Для утепления гаража изнутри кроме пенопласта и пеноплекса используют и другие теплоизолирующие материалы :

  1. При утеплении железного гаража минеральной ватой , необходимо всегда использовать гидроизоляционную мембрану между стеной или крышей и слоем утеплителя. При этом необходимо оставлять воздушный зазор в 2-3 см. Кроме этого, сверху на минеральную вату обязательно укладывается слой пароизоляции, во избежание отсыревания материала. Плиты укладываются между металлическим или деревянным каркасом, который крепится к железной стене с помощью металлических болтов или сварки. Идеальным решением для утепления стен и крыши металлического гаража станет использование пенополиуретана или жидкого пенопласта. В таком случае нет необходимости использовать паро и гидроизоляцию.
  2. Гараж из бетонных блоков требует несколько меньший слой теплоизоляции, чем железный в силу наличия сопротивления холоду самого бетона. Его также можно утеплять с помощью минеральной ваты, с использованием гидро и пароизоляции. Ну и отличным решением станет напыление на все поверхности пенополиуретана.
  3. Кирпич , особенно пористый, имеет меньшую теплопроводность чем бетон, поэтому слой теплоизоляции может быть меньше в полтора раза. Отличным решением в гараже из кирпича станет теплоизоляция из минеральной ваты, в силу хорошей гигроскопичности кирпича.

Использование пенопласта и пеноплекса позволит значительно уменьшить время и объем работ при утеплении гаража. Легкость и простота монтажа позволяют осуществить этот процесс самостоятельно, без применения дорогостоящих материалов и инструментов.

При утеплении гаража своими руками необходимо помнить , о том, что без хорошей системы отопления теплоизоляционный слой не дает какой-то особой выгоды. В зависимости от площади и назначении гаража, могут применятся различные отопительные системы. Подробнее об отоплении гаража можно прочитать в статье « ».

В материале « » подробно рассказывается о таком важном моменте, как вентилирование гаража. Отсутствие должной вентиляции в гараже может привести к появлению грибков, плесени , повышенной влажности, что особенно критично для металлических устройств, коим является автомобиль.

Про утепление потолка в гараже изнутри своими руками посмотрите на видео:

Наш климат отличается тем, что на 4-6 месяцев воцаряется низкая температура, которая не только не очень комфортна для человека, но и вредна для автомобилей, наших верных помощников в вопросе передвижения. Морозы и осадки зимой способны достаточно сильно навредить автомобилю, и многие стараются как можно чаще оставлять машину в гараже, тем самым оберегая ее от негативного воздействия. Но если гараж не утеплен, то и там «железный конь» не будет полностью защищен от внешней среды, ведь тонкие стены почти не препятствуют проникновению холодных масс вовнутрь помещения. Чтобы автомобиль оставался в безопасности в любую погоду, нужно заранее позаботиться об утеплении гаража для него.

Сразу стоит отметить, что переусердствовать с утеплением и создавать в гараже комнатную температуру, также ненужно, если, конечно, вы не планируете в течение зимы не выезжать на улицу. В противном случае сильный контраст температур способен крайне отрицательно влиять на корпус авто, становясь причиной начала развития коррозии. Также не стоит забывать и про вентиляцию, чтобы излишняя влага выходила на улицу вместе с вредными газами.

Требования к теплоизоляции гаража не такие строгие, как к утеплению жилых помещений. И если для последних утепление изнутри крайне нежелательно, то в случае с гаражом оно не менее эффективно и часто становится единственным возможным вариантом. Так, если конструкция расположена вплотную к другим, то утеплить его снаружи не получится. Более того, некоторые типы гаражей нуждаются в двойном утеплении, например, металлические. Единственный недостаток утепления изнутри – это то, что площадь может сократиться, но чтобы свести на нет подобный «побочный эффект» нужно подбирать теплоизолятор, который будет справляться со своей задачей при минимальной толщине. Итак, какие же материалы подойдут для утепления гаража изнутри?

№1. Пенопласт

– самый популярный вариант в этом смысле, все работы с ним можно легко выполнить самостоятельно, поэтому он и пользуется таким успехом уже несколько десятков лет подряд. Достоинств данного материала масса .

Если добавить ко всему этому долговечность и небольшую стоимость, то получаем и вовсе идеальный материал для утепления. Правда, и без недостатков не обошлось : пенопласт – горючий материал, поэтому лучше выбирать те изделия, которые пропитаны антипиреном. Да и под влиянием солнечных лучей пенопласт постепенно способен желтеть, но внутри гаража слой такого утепления продержится долго.

Пенопласт может быть нескольких видов , но наибольшей популярностью при утеплении гаражей пользуется именно пенополистирол . Он в зависимости от особенностей производства может быть прессованным, безперессованным или экструзионным. Принимая во внимание способность данного материала гореть, свой выбор лучше остановить на материале типа ПСБ-С, в состав которого входит антипирен. Пенополистирол обладает хорошими показателями тепло- и звукоизоляции, он легок в обработке, не подвержен заражению грибком. Существует миф, что он вреден для здоровья, так как якобы содержит остаточный стирол. В этом утверждении есть доля правды, но чтобы обезопасить себя лучше покупать материал у проверенных производителей, которые соблюдают технологию изготовления и поставляют безопасную продукцию. Также обратите внимание на то, что приличных результатов в утеплении можно добиться, если монтировать утеплитель не только на стены, но и на и потолок.

Второй материал в этой группе – пеноизол , который часто называют жидким пенопластом. Изготавливают его на том же месте, где будут использовать, а образовавшаяся пена быстро застывает, заполняя все трещины. Это один из самых надежных способов утепления, который позволит создать отличный барьер холоду, ведь показатель теплопроводности данного вещества достаточно низкий. Более того, материал отличается долговечностью, а производители заявляют, что он прослужит верой и правдой не менее 40 лет, хотя ученые называют цифру в 100 лет и более. Материал не поддерживает горение, но подобный способ теплоизоляции нельзя назвать самым бюджетным, так как понадобится специальная техника и, как правило, помощь профессионалов. Да и присутствие на рынке нечестных производителей, предлагающих не самую качественную продукцию, отпугивает многих.

Еще один жидкий утеплитель – пенополиуретан , который наносится на стены в виде пены, постепенно застывает, образуя монолитный слой теплоизоляции. Он не утяжеляет стены гаража, так как по большей части состоит из воздуха, отлично сцепляется с любыми поверхностями, не отнимает полезную площадь гаража. Материал не поддерживает горение, однако может тлеть при постоянном воздействии очень высоких температур. Единственный недостаток – необходимость специального оборудования и специалистов для качественного выполнения работ.

№2. Минеральная вата

– неплохой утеплитель, который может похвастаться низким коэффициентом теплопроводности, способностью дышать, безопасностью для здоровья, а также негорючестю. Базальтовая вата , которую в широких кругах и принято называть минеральной ватой, обладает отличными показателями звукопоглощения. Для внутреннего утепления используют маты с плотностью не более 180 кг/м3.

Недостатки у такого рода утеплителя также присутствуют. Так, минеральная вата очень боится влаги, поэтому ее нужно защитить слоем пароизоляции. В противном случае набранная из окружающей среды влага станет причиной потери теплоизоляционных свойств. Стоимость минеральной ваты чуть больше, чем у пенопласта, но все же вполне доступная. Правда, подобный способ утепления подойдет тем, у кого гараж достаточно просторный, ведь для минеральной ваты необходимо соорудить каркас, в ячейки которого и монтируется сама теплоизоляция толстым слоем (10 см и более).

Отдельно стоит отметить утепление стекловатой – это один из разновидностей минеральной ваты. Так как его изготавливают из расплавленных стеклянных отходов или же пород, насыщенных кремнием, в структуре присутствуют иглоподобные частицы, которые и представляют основную опасность при работе. При утеплении гаража таким материалом следует четко соблюдать все требования личной безопасности, чтобы частички материала не попали в кожу, глаза или органы дыхания. Стекловата очень боится воды, и если она немного намокла при монтаже, то материал можно просто выбрасывать, так как все теплоизоляционные свойства уже все равно потеряны. И хоть цена на нее гораздо ниже, чем на каменную вату, она пользуется не очень большой популярностью среди желающих утеплить гараж изнутри, так как монтаж ее усложнен.

№3. «Теплая» штукатурка

— относительно новый вид утеплителя, который на вид напоминает , но вместо песка в ее состав входят материалы, обладающие низкой теплопроводностью: вермикулит, пенополистирол, опилки, пемза и т.д. Самой популярной стала штукатурка с гранулами пенополистирола , так как обладает универсальными свойствами, может использоваться и внутри, и снаружи, обладает наилучшими показателями теплоизоляции. Также распространены штукатурки на основе опилок, которые в своем составе заключают еще и такие компоненты, как бумага, глина и песок. Этот состав как раз подходит для внутреннего утепления, но стоит быть готовым к тому, что такая штукатурка долго сохнет, а для ускорения процесса понадобится хорошая . Для утепления гаража изнутри также могут использоваться и составы на основе вермикулита.

Подобный вариант отличается массой преимуществ . Так, и никак не подготавливать, «теплая» штукатурка имеет отличную адгезию с деревом, металлом и камнем, она не требует использования арматурных сеток (за исключением некоторых сложных случаев). Кроме того, ее очень просто и легко наносить и можно обойтись без посторонней помощи, управившись в максимально короткие сроки. Но при всем этом материал явно уступает традиционным утеплителям , и его лучше использовать в комбинации с другими теплоизоляционными материалами. Наносить толстый слой – не вариант, так как при его толщине более 5 см есть риск того, что штукатурка начнет трескаться и отслаиваться под собственным весом.

№4. Теплоизоляционная краска

Еще один современный материал, который поражает не только простотой в использовании, но и эффективностью. Вот лишь несколько ярких примеров: слой краски, равный 1 мм, эквивалентен слою минеральной ваты в 50 мм, а нанесенный по инструкции слой краски – это все равно, что стена в 1,5 кирпича. Уникальные свойства этого утеплителя основаны на особенностях структуры и принципе действия . Все известные нам теплоизоляционные материалы работают по принципу барьера, не давая теплу покинуть пространство. Теплоизоляционная краска становится не только преградой для проникновения инфракрасных лучей наружу, но и их отражателем, вследствие чего теплу гораздо сложнее покинуть пределы такого помещения. Подобный эффект стал возможен благодаря присутствию вакуума внутри, который и препятствует прохождению ИК-лучей.

Преимущества теплоизоляционных красок можно перечислять долго. Они обладают отличной адгезией с большинством строительных материалов, имеют неплохие показатели теплоизоляции, не боятся воздействия влаги, паропроницаемы, защищают металл от коррозии. Слой такого утеплителя имеет очень малый вес, поэтому не утяжеляет конструкцию, да и сам процесс нанесения максимально прост и мало чем отличается от использования обычных красок. Список преимуществ дополняет устойчивость к воздействию ультрафиолета, простота восстановления поврежденного покрытия, устойчивость к высоким температурам (краска не горит, а только обугливается при 260 0 С или раскладывается при 800 0 С), экологичность. Но нельзя отметить и такой минус , как довольно высокая стоимость краски, ее большой расход, да и не всегда она сможет быть использована в качестве самостоятельного утеплителя, но все же для утепления гаража этот вариант используется все чаще.

№5. Отражающая теплоизоляция

Отражающая теплоизоляция – новейший утеплитель, который называют сегодня одним из самых эффективных. Более того, он оптимально подходит для утепления гаража изнутри, так как имеет небольшую толщину, а значит, не отнимает много полезной площади. Сам материал состоит из слоя теплоизолятора, покрытого металлизированной пленкой , и именно поэтому такой тип теплоизоляции называют фольгированной.

В качестве утеплительного слоя могут быть использованы разные материалы: пенополиэтилен, пенополистирол, минеральная вата или базальтовый утеплитель. Для внутренней теплоизоляции гаража в качестве основного слоя оптимально подходят пенополиэтилен и минеральная вата, а сам утеплитель может иметь вид плит или рулонов. Основной слой может иметь толщину 2-50 мм, а поверх него наносится фольга из алюминия очень тонким слоем методом тепловой сварки. Также может использоваться металлизированная пленка, изготовленная из полипропилена, не исключено наличие дополнительного слоя из стекловолокна. Фольгированный слой может быть как односторонним, так и двухсторонним.

Как же действует данный тип теплоизоляции и почему он считается таким эффективным? Так, фольга отражает основную часть тепловых волн, не давая им покинуть помещение. Те ИК-лучи, которые таки прошли сквозь фольгу удерживаются уже слоем утеплителя, сводя теплопотери к минимуму. В итоге получаем материал с низким коэффициентом теплопроводности, хорошей шумоизоляцией, небольшим весом, пожароустойчивостью и стойкостью к воздействию влаги. Кроме того, он экологически безопасен и просто укладывается. Минусы , ввиду небольшой длительности использования материала, пока еще известны не все, но такой утеплитель поддается коррозии.

Утеплить кирпичный гараж при помощи современных строительных материалов несложно и не так дорого, как может показаться на первый взгляд. Кирпич, сам по себе теплый строительный материал, а качественное утепление поможет снизить влажность в гараже и предотвратить коррозию и промерзание авто в зимний период.

Если есть возможность, то постарайтесь выполнить утепление стен гаража снаружи, так как внутренняя изоляция стен без качественной вентиляции может спровоцировать лишнюю сырость и появление грибка.

Основные характеристики, которыми должен обладать утеплитель для гаража из кирпича:

  • низкая теплопроводность;
  • устойчивость к действию влаги и грибка;
  • класс пожарной безопасности – К0 и К1;
  • удобство монтажа;
  • малый вес – не должен нести высокой нагрузки на фундамент и стены;
  • устойчивость к низким и высоким температурам и резким перепадам температур.

Какие виды утеплителя стоят недорого и соответствуют всем вышеперечисленным требованиям:

  • минеральная или стекловата;
  • пенопласт;
  • напыляемый пенополистирол.

В чем достоинства и недостатки этих материалов при утеплении кирпичного гаража.

Утепление гаража минеральной ватой

Достоинства утеплителя:

  • волокна минеральной базальтовой ваты позволяют воздуху циркулировать через слой утеплителя, что препятствует появлению грибка и сырости;
  • у минеральной ваты самые низкие показатели теплопроводности;
  • хорошие звукоизоляционные характеристики;
  • удобный и быстрый монтаж;
  • малый вес утеплителя.

Недостатки минеральной ваты для утепления гаража:

  • низкая устойчивость к действию влаги, обязательно нужна хорошая гидроизоляция. Намокая, минеральная вата теряет свои свойства;
  • цена минеральной ваты в два раза выше, чем стоимость пенопласта.

Минеральная вата – хорошее решение, чтобы утеплить гараж изнутри. Рулонный материал с фольгированным теплоотражающим слоем легко монтируется и не несет нагрузки на перекрытия крыши.

Стекловата стоит дешевле базальтового утеплителя, но имеет высокий класс горючести и подвержена разрушительному действию воды.

Утепление гаража пенопластом

Недорогой универсальный утеплитель, который подходит для изоляции всего гаража – пола, стен, ворот и кровли. Достоинства пенопласта:

  • не подвержен действию влаги;
  • устойчив к перепадам температур;
  • не гниет и не поражается грибком и плесенью;
  • долговечен и стоит недорого.

Недостатки пенопласта:

  • материал воспламеняется, для гаража подходит только марка ПБС-С, устойчивая к действию открытого пламени;
  • материал разрушается под действием прямых солнечных лучей;
  • пенопласт подвержен порче грызунами.

При утеплении своими руками гаража пенопластом в обязательном порядке нужно выполнять защитную отделку (штукатурка, бетонирование).

Напыляемый пенополиуретан

Современный утеплитель, у которого только один недостаток – высокая стоимость. Напыляемый слой пенополиуретана создает полностью герметичное теплоизоляционное покрытие, стойкое к механическим и химическим воздействиям. Это идеальная броня для гаража от холода и сырости.

В каждом отдельном случае, перед тем, как утеплить кирпичный гараж изнутри своими руками, можно выбрать комбинированный вариант утепления. Выбор зависит от фундамента гаража, конструкции кровли и покрытия пола.

Теплоизоляция автодомика своими руками – немного теории

Почему нельзя остановиться только на утеплении стен и оставить потолок без теплоизоляции? Если в кирпичном гараже централизованное отопление, то утеплять придется весь гаражный бокс – пол, стены, кровлю и ворота. Это позволит снизить расходы на отопление.

Если в гараже периодически включается обогреватель и есть необходимость поддерживать температуру просто выше ноля, то утепление гаража – это изоляция кровли и металлических ворот. Кирпичные стены хорошо держат тепло, а через пол потери тепла в гараже невелики.

Перед тем, как утеплить гараж, обязательно надо предусмотреть организацию качественной вентиляции. Теплый воздух образует на поверхностях водный конденсат, который приводит к образованию грибка, плесени и быстрой коррозии металла.

Особенно требование к качественной вентиляции гаража актуально при внутреннем утеплении. В этом случае под изоляционной отделкой чаще всего образуются мостики холода, и в гараже будет постоянно сыро, а отделка быстро придет в негодность.

При утеплении минеральной ватой обязательно нужно выполнить качественную гидроизоляцию.

Утепление стен кирпичного гаража

Стены гаража лучше утеплять снаружи, так можно добиться более надежной и качественной теплоизоляции. Если такой возможности нет, гаражи в кооперативах расположены очень близко друг к другу, то придется утеплять гараж изнутри.

Изоляцию можно крепить двумя способами – по обрешетке из металлического профиля или бруса или непосредственно к стенам на клеящий раствор.

Утепление стен по обрешетке

(обрешетке) позволяет организовать качественную вентиляцию пространства под отделкой и установить надежную гидроизоляцию. По обрешетке лучше применять для теплоизоляции мягкие утеплители (минеральная и стекловата в плитах или рулонах).

Утепляем кирпичный гараж изнутри по каркасной технологии:

  • очищаем стены от грязи и пыли;
  • обрабатываем поверхность антисептической грунтовкой от плесени и грибка;
  • устанавливаем каркас из бруса или металлического профиля. Ширина между вертикальными стойками каркаса должна быть на 2 см меньше ширины утеплительного материала.

Совет. В гараже лучше делать каркас из металлических легких профилей для монтажа гипсокартона. Они не гниют, легко монтируются и стоят дешевле, чем деревянный брус.

  • обрешетка гаража, высотой до 2,6 метра, может быть выполнена только из вертикальных стоек, без горизонтальных направляющих. Но если выбрана для утепления плотная минеральная вата, то горизонтальную направляющую устанавливают с шагом в один метр;
  • по каркасу внахлест (5 – 10 см) укладываем пленочную гидроизоляцию. Если обрешетка деревянная, то крепим степлером, если металлическая, то можно прихватить на водостойкий клей или скотч;
  • теперь укладываем утеплитель. Важно, чтобы не было пустот, чтобы не образовывались мостики холода;
  • устанавливаем пароизоляционную пленку, соединение также внахлест 5 – 10 см. Закрепляем стыки скотчем;
  • после можно выполнять финишную отделку ДСП, фанерой или листами ГКЛ.

В гаражах, которые отапливаются калориферами или котлами утеплять стены по обрешетке лучше минеральной ватой. А не пенопластом.

Внешнее утепление стен проводится аналогично, но дешевле снаружи утеплить стены жестким утеплителем.

Жесткое утепление стен

Утепление стен гаража изнутри пенопластом или пенополистиролом по «жесткой» технологии обойдется дешевле, но предполагает много «мокрых» работ.

Утепляем гараж сами пенопластом, порядок проведения работ:

  • очищаем стены, снимаем все старые поврежденные покрытия (краска, штукатурка), зачищаем неровности и сколы.

Важно. Для хорошей адгезии при монтаже утеплителя поверхность стены должна быть надежной и прочной. Поэтому необходимо хорошо почистить старые стены металлической щеткой.

  • наносим грунтовку глубокого проникновения. Лучше выбирать грунт, который соответствует марке клеящей смеси;
  • устанавливаем нижнюю направляющую снизу стены, подойдет алюминиевый профиль или деревянный брус (обязательно обработать пропиткой от плесени);
  • точечно или по периметру и по центру шпателем наносим клеящий раствор на пенопласт;
  • начиная с нижнего ряда, монтируем пенопласт к стенам, важно плотно прижимать лист и подержать, чтобы клей схватился;
  • ряды листов пенопласта монтируются со смещением в 15 – 20 сантиметров;
  • после монтажа всех листов пенопласта дополнительно можно зафиксировать утеплитель дюбелями с широкой шляпкой (по пять дюбелей на лист);
  • стыки герметизируем монтажной пеной. Пустот и зазоров в слое утеплителя быть не должно;
  • на утеплитель устанавливаем сетку и по ней оштукатуриваем стены.

Для гаража лучшая клеевая смесь – «Церезит» СМ -11, морозостойкий, водоотталкивающий. В качестве финишной отделки стен используют штукатурку, пластиковую вагонку или сайдинг.

Защита потолка от холода – некоторые тонкости процедуры

Теплоизоляция потолка в гараже по технологии аналогична с утеплением стен по каркасу. Но, есть и некоторые нюансы:

  • если над гаражом чердак, то можно дешево слоем керамзита или опилок;
  • обязательно установите надежную гидроизоляцию, подойдут листы рубероида, а не полиэтиленовая пленка;
  • в гараже для теплоизоляции потолка безопасней использовать минеральную вату, а не пенопласт;
  • если утепление проводится по обрешетке, то обязательно сделайте несколько вентиляционных отверстий, чтобы предотвратить грибок и влажность под обшивкой.

В качестве финишной отделки утепленного пенопластом потолка выгодно использовать вспененную подложку под ламинат с фольгированным покрытием. Безопасно, надежно и недорого. Монтируется на обычный клей дракон непосредственно к листам пенопласта.

Не забудьте утеплить пол гаража

Полы на грунте в кирпичном гараже утеплять нужно обязательно. Для теплоизоляции можно использовать керамзит, пенопласт и другие жесткие утеплители, по которым надо устанавливать бетонную стяжку.

Порядок утепления пола в кирпичном гараже:

  • снимаем слой грунта на высоту утеплителя плюс толщина стяжки;
  • тщательно утрамбовываем грунт;
  • укладываем слой гидроизоляции из листового рубероида или плотной пленки.

Важно. Гидроизоляция укладывается внахлест и с припуском на стены гаража, минимум 30 – 40 сантиметров.

  • выставляем маяки;
  • по маякам засыпаем керамзит (толщина слоя 30 — 40 см);
  • выставляем маяки для цементной стяжки или каркас для деревянного пола в гараже;
  • заливаем цементную стяжку;
  • монтируем финишный настил.

Пол делаем под уклоном в два градуса, для стока воды. Не забываем убрать маяки после застывания цементной стяжки. Щели от маяков шпаклюем цементным раствором.

При монтаже плит пенопласта по грунту технология утепления немного иная:

  • укладывается подушка из щебенки и песка (слой 10 – 15 см);
  • заливается черновая цементная стяжка;
  • по стяжке выкладываем листы пенопласта. Чтобы при монтаже листы не сдвигались, торцы листов проклеивают;
  • теперь выставляем маяки и укладываем армирующую сетку;
  • заливаем финишное цементно-песчаное покрытие пола.

В кирпичных стационарных гаражах система водяной или электрический пол под цементную стяжку – хорошее решение. Малый расход электроэнергии и всегда теплый гараж. Не нужно устанавливать радиаторы и обогреватели.

Утепляем ворота – машина не должна мерзнуть

Металлические гаражные ворота без утепления – основной источник холода и сырости в гараже. Утеплять ворота необходимо. Можно выбрать несколько вариантов теплоизоляции ворот гаража:

  • укладка утеплителя по металлической обрешетке, аналогично утеплению стен;
  • монтаж пенопласта непосредственно к полотну ворот на жидкие гвозди;
  • можно использовать быстрое и надежное утепление монтажной пеной;
  • надежная теплоизоляция напыляемым пенополиуретаном.

Любая технология утепления металлических ворот требует соблюдения основных правил:

  • нужно очистить поверхность от грязи, ржавчины и остатков старого покрытия;
  • важно обезжирить металлическую поверхность;
  • обязательно обработать металл грунтовкой от ржавчины, а древесину антисептиком от плесени и олифой;
  • все щели по периметру коробки герметизируются монтажной пеной и цементируются;
  • нельзя оставлять пустот при укладке слоя утепления;
  • фольгированное теплоотражающее покрытие снижает потери тепла на 15 процентов.

Необходимо на створки ворот установить уплотнители, так как через щели потери тепла немалые.

4 сентября, 2016
Специализация: мастер в возведении гипсокартонных конструкций, отделочных работах и укладке напольных покрытий. Установка дверных и оконных блоков, отделка фасадов, монтаж электрики, сантехники и отопления - по всем видам работ могу дать подробную консультацию.

Такой вид работ, как утепление гаража можно без проблем выполнить самостоятельно. Но, чтобы сделать работу качественно и надежно, нужно знать все особенности технологии и выполнять несколько простых рекомендаций. Я расскажу вам о собственном опыте проведения работ, мой вариант максимально прост и по силам даже тем, кто не имеет опыта в этой сфере, достаточно повторить все действия.

Описание рабочего процесса

Я сталкивался с разными вариантами конструкции гаражей, и каждый из них нужно утеплять по-своему. Для достижения наилучшего эффекта вам нужно отделать 4 элемента сооружения, каждый из них представляет отдельный этап:

  • Стены;
  • Кровля;
  • Двери.

Еще один нюанс, который ни в коем случае не стоит упускать при проведении работ своими руками – устройство качественной системы вентиляции. Нужно, чтобы приток воздуха составлял 180 м3 в час на 1 автомобиль, для этого достаточно стандартной трубы диаметром 110 мм.

Чтобы машина не покрывалась испариной, температура в зимний период не должна превышать +17 градусов. Оптимальный показатель +5, но если вы занимаетесь работами в гараже, то утепление должно быть более основательным.

Стены

Рассмотрение вопроса, как утеплить гараж, нужно начинать именно со стен, так как это самая большая часть конструкции. Лично я работал с такими вариантами:

  • Бетонные стены;
  • Деревянная конструкция;
  • Металлическая система.

Технология утепления каждого из видов имеет свои особенности, поэтому выберите то решение, которое подходит лучше всего для вашего строения.

Утепление гаража из железобетонных плит или кирпича может производиться и изнутри, и снаружи, выбор конкретного варианта зависит от того, что удобнее в вашем случае. Лично я советую по возможности использовать наружное утепление, так как это более эффективный способ, при котором внутри стен не образуется конденсат.

Наружные работы производятся так:

  • В первую очередь нужно очистить основание от грязи и пыли и проверить его состояние . При наличии трещин и повреждений их необходимо заделать, для этого можно использовать как цементный раствор, так и монтажную пену – она хорошо заполняет все полости и препятствует потерям тепла через них. Поверхность должна быть ровной и сухой, работать с мокрыми стенами нельзя;
  • Затем производится обработка грунтовочным составом глубокого проникновения, он укрепляет поверхность и улучшает адгезию клеевого состава с поверхностью. Я советую использовать составы с антисептическими добавками, чтобы предотвратить появление плесени при попадании влаги;

  • Не стоит тратить время, выясняя, какой утеплитель лучше, в гараже не нужно суперкачественное утепление, а достаточно обычного пенопласта толщиной 3 см. Если стены очень тонкие, то используется вариант 5 см. Листы приклеиваются на специальный состав, клей наносится не на всю поверхность, а только по периметру и в паре точек посередине. Работа проста, подробно я уже описывал ее в одном из обзоров;

  • Через сутки можно продолжить работу, для надежности утеплитель дополнительно фиксируется дюбелями. По технологии их требуется по 5 штук на лист, но расход можно уменьшить, размещая элементы не на самом листе, а на стыках, так как показано на схеме. Длина крепежа должна быть на 5-7 см больше толщины используемого утеплителя;

  • Наружная поверхность укрепляется армирующей сеткой и затягивается специальным составом , этот процесс я также подробно описывал в отдельном обзоре, он несложен, хотя требует определенных затрат времени. Последний этап – либо нанесение декоративной грунтовки, либо окрашивание, тут все зависит от ваших пожеланий.
    Второй вариант – деревянные строения. Если у вас каркасный вариант, то нужно закладывать пенопласт толщиной 10 см внутрь конструкции еще при возведении, мы же рассмотрим ситуацию, когда у вас уже возведено строение и его нужно утеплить:
  • Такие постройки проще утеплять изнутри, и работа начинается с набивки брусков, толщина которых должна быть такой же, как и толщина утеплителя, а шаг расположения таким же, как и размер используемых листов. Это избавит вас от лишней работы по резке элементов и их подгонке под каждую часть системы;

Расстояние между брусками должно быть на 3-5 мм меньше ширины пенопласта, тогда вы сможете ставить его очень плотно, и вам придется гораздо меньше уплотнять стыки впоследствии.

  • Затем поверхность закрывается пароизоляционной пленкой, она крепится степлером и нужна для того, чтобы исключить проникновение влаги снаружи, но при этом беспрепятственно выпускать испарения изнутри. Не экономьте и сделайте пароизоляционный слой, он позволит заметно увеличить срок службы вашего гаража;
  • Листы пенопласта плотно располагаются между брусками, при необходимости элементы режутся. Главное – обеспечить плотное примыкание всех элементов друг к другу. Как правило, после окончания укладки утеплителя щели все равно есть, проще всего заделать их с помощью монтажной пены, она отлично заполнит все пустоты, а после высыхания ее излишки легко срезаются строительным ножом;

  • Финишная отделка может быть сделана с помощью разных материалов. Лично мне нравится влагостойкая ориентированно-стружечная плита, но можно применять и гипсоволоконные листы и влагостойкую фанеру и обычную деревянную вагонку. Первый вариант хорош тем, что отлично противостоит перепадам температур и при этом изначально имеет привлекательный внешний вид.

Наконец, третий вариант – металлический гараж, он может быть сделан из обычных листов или из профнастила, в любом случае нужно качественное утепление, так как железные конструкции плохо удерживают тепло. Для работы следует использовать пенопласт не тоньше 5 см толщиной.

Многие советуют крепить к стенам деревянный брусок или металлический профиль для создания обрешетки, но те, кто дает такие советы, видимо никогда не пробовали фиксировать каркас к металлической поверхности. Гораздо проще обойтись специальным клеем, который продается в таких же баллонах, что и монтажная пена, и отличается отличной надежностью, я клеил пенопласт с его помощью около 10 лет назад и до сих пор ни один лист не отвалился.

Современные конструкции гаражей делаются таким образом, что изнутри изначально установлен каркас, между которым очень удобно закладывать утеплитель. Те, кто используют не пенопласт, а минвату, часто задают вопрос, какой утеплитель лучше: листовой или рулонный – из профлиста делаются прочные, но холодные конструкции, поэтому лучше утеплять их понадежнее, а для этого больше подходит плотный вариант в виде плит.

Что касается рабочего процесса, то он достаточно прост:

  • Нужно очистить поверхность от грязи и пыли, если она оцинкованная, то дополнительная обработка не требуется , а если использован обычный металлический лист, то основание в обязательном порядке обрабатывается грунтовкой;
  • Затем можно начинать приклеивание листов, состав наносится не на всю поверхность, а только по периметру и посередине крест-накрест . Работа производится с помощью специального пистолета, который позволяет точно дозировать ;

  • Щели на стыках можно заполнять все тем же клеевым составом, после высыхания его излишки отрезаются строительным ножом.

Крыша

На практике я уже несколько раз сталкивался с ситуацией, когда человек очень хорошо утеплил стены, но в гараже по-прежнему холодно. Это неудивительно – еще из школьного курса физики известно, что тепло всегда поднимается вверх, и если крыша в строении не очень добротная (а в гаражах она именно такая), то как минимум 80% тепла будет вылетать в небо.

Чтобы этого не произошло, мы разберемся с тем, как утеплить крышу гаража. Тут есть два варианта – наружная и внутренняя теплоизоляция.

Что касается первого варианта, то утепление крыши снаружи гаража используется на плоских кровлях из железобетонных плит перекрытия, также его применяют для конструкций из профнастила, ниже представлена общая схема такой кровли.

Для работы понадобится следующее:

Пароизоляционный материал Он застилается на основание и обеспечивает надежную защиту поверхности от влаги, которая может вызвать коррозию или плесень. Важно приобрести качественный вариант, низкая цена чаще всего свидетельствует о невысокой надежности продукции, помните об этом
Утеплитель Тут лучше пользоваться не обычным пенопластом, а экструдированным пенополистиролом, так как этот вариант намного надежнее и прочнее. Технология предполагает двухслойное утепление, но можно обойтись и одним листом толщиной 5 см, этого вполне достаточно в нашем случае
Кровельный материал Есть два варианта: либо классический гидроизол, который нужно разогревать горелкой и приклеивать, либо более современная и практичная мембрана из ПВХ. Второй вариант проще в работе, но для склеивания элементов нужно иметь под рукой специальный паяльник, хотя если ширина конструкции не больше 3 метров, то никакие склеивания не нужны

Инструкция по проведению работ выглядит так:

  • На предварительно очищенное основание укладывается пароизоляционный материал . Стыки делаются с напуском в 10-15 см для надежной защиты, важно закрыть всю поверхность полностью;
  • Следующий этап – укладка утеплителя, если вы используете экструдированный пенополистирол, то работа упрощается благодаря наличию пазов на торцах листов . В нижней части кровли лучше закрепить либо рейку, либо металлический уголок для того, чтобы сделать упор для утеплителя;
  • Наконец, поверхность закрывается кровельным материалом, технология проведения работ зависит от выбранного варианта. Подробно рассматривать этот аспект мы не будем, так как наш обзор посвящен утеплению.

Вариант утепления изнутри мне кажется более эффективным, так как можно добиться так называемого эффекта термоса за счет правильной технологии работ:

  • В первую очередь на поверхности закрепляется Пенофол – это утеплитель нового поколения , представляющий собой вспененный полиэтилен, одна сторона которого покрыта отражающим материалом. На деревянные конструкции материал фиксируется с помощью степлера, а на металлических лучше использовать вариант с самоклеящейся поверхностью;

  • Затем на поверхности закрепляются рейки, высота которых должна быть равна толщине утеплителя . Каркас может быть более надежным, если вы будете проводить финишную отделку и может быть менее капитальным, если вы просто хотите утеплить потолок;
  • Пенопласт плотно размещается в каркасе, для обеспечения большей надежности крепления все стыки обрабатываются специальным клеевым составом или монтажной пеной.

Пол

Еще одна часть конструкции, которую многие почему-то упускают из вида, а между тем через пол в гараж может беспрепятственно проникать холод. Чтобы этого не произошло, следует заранее позаботиться о его утеплении. Разберемся, как правильно проводить работы, тем более, что в процессе нет ничего сложного, если знать все нюансы этого процесса.

Я расскажу о трех вариантах утепления, вам нужно выбрать тот, который лучше подходит вашему гаражу. Если у вас еще нет стяжки и вы только строите гараж, то лучшим решением станет такая технология:

  • Делается углубление по всей площади примерно на 40 см, то есть, вам нужно выбрать грунт и выровнять основание . После этого засыпается подушка из песка или гравия толщиной примерно 5 см, ее нужно выровнять и утрамбовать;
  • Затем на пол кладется плотная пленка, которая будет служить гидроизоляционным барьером , она должна заходить на стены на 35-40 см. Все стыки проклеиваются скотчем, чтобы обеспечить максимальную надежность;
  • Следующий этап – засыпание керамзита слоем 25-30 см, именно такая толщина обеспечивает хорошую теплоизоляцию , тонкий слой малоэффективен и быстро промерзает при низких температурах. На поверхность укладывается металлическая сетка, которая позволит укрепить поверхность и сделать ее устойчивой к появлению трещин;

  • Последний слой – цементная стяжка, толщина которой должна быть не менее 5 см для обеспечения надежности . Такой пол будет не только очень прочным, но и весьма теплым.

Второй вариант во многом похож на первый, но вместо толстого слоя керамзита используется пенопласт толщиной 3-5 см, он укладывается на гидроизолированную поверхность, после чего пол заливается цементным раствором. Такой же способ можно использовать, если стяжка уже есть и ее нужно утеплить.

Для пола следует использовать пенопласт плотностью не менее 35 кг/м.куб., так как мягкие варианты могут прогнуться под весом автомобиля.

Еще один способ используется в случаях, когда в гараже делается деревянный пол на лагах. В этом случае некоторые советуют насыпать опилки или тот же керамзит, но эти варианты не очень эффективны, и стоит использовать пенопласт, его стоимость невысока, зато эффект будет намного лучше.

При этом рабочий процесс довольно прост:

  • Неважно, куда укладываются лаги – на бетонное основание или на уплотненный грунт, поверхность в обязательном порядке закрывается гидроизоляционным материалом . Только так можно защитить деревянные элементы от воздействия влаги, которая неизбежно будет проникать из земли;
  • Далее между лагами укладывается пенопласт или экструдированный пенополистирол . Важно разместить листы максимально плотно, тогда щели можно и не уплотнять, хотя при желании можно сделать и это. Утеплитель не обязательно должен заполнять все пространство, даже наоборот – между доской пола и пенопластом должна быть небольшая полость для движения воздуха;

  • Последний этап – настил доски пола, тут все просто, главное выбрать прочный вариант, который без проблем выдержит вес автомобиля .

Двери

Этот элемент также требует самого пристального внимания, ведь двери в гараже очень большие и часто занимают практически целую стену. Качественное утепление гаража невозможно представить без теплых ворот, рабочий процесс выглядит следующим образом:

  • Подготовка зависит от типа конструкции, если у вас двери из дерева, то по периметру нужно прибить брусок равный толщине утеплителя. Для металлической подготовительный процесс заключается в очистке поверхности от грязи и нанесении на нее грунтовки (если на металле есть ржавчина);
  • Затем нужно взять материал, который будет использоваться. Чаще всего люди выбирают пенопласт, но можно применить и экструдированный пенополистирол, который намного тверже и имеет гладкую однородную поверхность. Подгонка заключается в подрезке элементов под конфигурацию поверхности, часто на ней есть уголки, выступы и другие элементы, на фото показан пример точной и аккуратной подгонки утеплителя;

  • Приклеивание производится с помощью монтажной пены или специального клеевого состава, который наносится на обратную сторону, после чего листы прижимаются к поверхности . Для обеспечения наилучшего эффекта все щели и стыки заполняются пеной, ее излишки обрезаются после ее полного застывания;

  • Почему-то во многих обзорах упускается такой важный момент как уплотнение стыков и примыканий. Для этого можно использовать специальный резиновый уплотнитель, а если найти его нет возможности, то можно взять автомобильную камеру, разрезать ее на полоски с делать валик из резины, который прибивается по периметру и отлично справляется с функциями уплотнителя .

Чтобы утеплить гараж своими руками, не нужно быть профессиональным строителем, этот обзор поможет вам разобраться во всех нюансах и качественно провести работы без посторонней помощи.

Вывод

Утепление гаража – комплексный процесс, в котором нет мелочей и каждая часть конструкции нуждается в отдельном внимании. Видео в этой статье поможет вам разобраться в некоторых особенностях работ еще лучше, а если у вас остались вопросы – задавайте их в комментариях под обзором.