Специфика региональных комплексных программ развития

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправдано использование новых эффективных методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой .

Региональные программы - представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ : межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России».

Региональные программы классифицируются по следующим признакам: территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения проблем и др. Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием поиска общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программ, особенности управления ими и т.д..

Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная (местная) программа может быть по территориальной принадлежности — областной; по функциональной ориентации — экологической; по масштабности проблемы — узкоспециализированной; по продолжительности — среднесрочной и т.д.

Специфика региональных программ заключается в том,что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения). Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона.

Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью , точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.

Основные задачи региональных программ:
  • выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития;
  • формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
  • сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
  • максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
  • развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
  • охрана окружающей среды;
  • преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
  • формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
  • духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

Структура программы регионального развития

Состав и структура комплексной программы социально-экономического развития региона представляют собой перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.

Разделы программы коплексного развития региона:
  1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона.
  2. Оценка и состояния окружающей среды.
  3. Состояние демографической ситуации и в регионе.
  4. Концепция социально-экономического развития региона . Выполненные в предыдущих разделах анализ социально- экономического развития региона и оценка природных ресурсов, состояния окружающей среды, демографической ситуации и рынка труда дают представление о современных масштабах и структуре хозяйства региона, его материально-производственной базе, выявленных диспропорциях в экономике, а также дают прогноз численности трудовых ресурсов и возможностей использования природно-ресурсного потенциала, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию (прогнозный замысел) социально-экономического развития региона на расчетную перспективу. Главным содержанием концепции должны быть принципиальное (вариантное) определение направлений наиболее рационального использования крупных и эффективных ресурсов, оценка на этой основе сравнительной экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса.
  5. Основные целевые подпрограммы . Выделяются основные для региона целевые подпрограммы, которые могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признакам.
  6. Механизм осуществления программы. Излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы.
  7. Ресурсное обеспечение программы. Содержит расчеты предстоящих затрат (финансовых — по источникам поступления; материальных — по видам продукции; природных условий и ресурсов — по климатическим условиям, земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим и минерально-сырьевым ресурсам; трудовых ресурсов — по профессионально-квалификационным группам; информационных — по видам; временных — по срокам). Из общего объема ресурсов выделяется та их часть, которая поступает из собственных источников.
  8. Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы.
  9. Оценка эффективности осуществления программы. Проводятся расчеты экономической эффективности программы.
  10. Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется с учетом специфики программы и региона.

Разделы программы содержат необходимые обоснования и пояснения. Они формируются в целом на весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программ первоначальная разбивка осуществляется по годам, последующая — по более продолжительным срокам.

Оформление каждой программы является стандартным: на титульном листе указываются соответствующая краевая, областная, городская администрация; дата выпуска; на листе согласования — утверждающая инстанция и организация, согласование с которыми необходимо.

Основными формами прямого участия государства в регулировании регионального развития станут осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Число федеральных региональных программ должно быть невелико; они разрабатываются и финансируются только для регионов с особо сложными (критическими) социально-экономическими и экологическими проблемами, например для зоны Севера.

Принципиальное значение имеет увязка процессов разработки и принятия программ с формированием и проведением бюджетной политики. Необходима инвентаризация всех уже начатых на территории России программ с пересмотром приоритетов, сроков, источников их ресурсного обеспечения. Наиболее крупномасштабные комплексные программы должны проходить рассмотрение и утверждаться в высших законодательных органах. В условиях рыночных отношений управление государственными региональными программами не должно ограничиваться существующими органами исполнительной власти — могут утверждаться на договорных началах специальные государственные, частные, смешанные независимые компании, консорциумы, агентства со специальными полномочиями и ответственностью.

Малое и среднее предпринимательство заняло прочное место в структуре экономики Московской области и играет существенную роль в социальной жизни ее населения.

На 1 июля 2008 года количество малых предприятий составило 12,5 тысячи (без микропредприятий) с общей численностью работающих более 350 тысяч человек. Количество микропредприятий по оценке составляет более 40 тысяч единиц. На средних предприятиях занято 95 тысяч человек.

К числу занятых на малых и средних предприятиях можно добавить почти 128 тысяч индивидуальных предпринимателей.

В 2007 году в Московской области оборот малых предприятий превысил 1,1 триллиона рублей и составил в общем обороте области 30,9 процента. К 2012 году, в результате реализации мероприятий Программы, прогнозируемая доля малых и средних предприятий в общем обороте предприятий Московской области должна составить не менее 38 процентов.

Доля малых и средних предприятий, занятых в сферах обрабатывающей промышленности и строительства, составляет 15,7 процента и 11,5 процента соответственно.

Поступления денежных средств от малого предпринимательства в бюджет Московской области и бюджеты муниципальных образований Московской области составили в 2007 году более 43 миллиардов рублей или 23,4 процента от объема всех налоговых поступлений, в том числе в бюджет Московской области - более 31 миллиарда рублей или 22,1 процента, в бюджеты муниципальных образований Московской области - около 12 миллиардов рублей или 28 процентов.

За время реализации в 2004-2008 годах областной целевой программы развития субъектов малого предпринимательства в Московской области на 2004-2008 годы оборот малых предприятий увеличился в 3,4 раза, объем налоговых поступлений от малого предпринимательства в бюджет Московской области и бюджеты муниципальных образований Московской области - в три раза или на 28,4 миллиарда рублей. Привлечено инвестиций в объеме более 43 миллиардов рублей.

Однако деятельность малых и средних предприятий еще остается недостаточно эффективной, т.е. доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта пока незначительна и оценивается на уровне 17 процентов. В результате реализации Программы планируется увеличение доли продукции, произведенной малыми и средними предприятиями, до 25 процентов; если в строительстве, торговле, отдельных отраслях обрабатывающей промышленности малое и среднее предпринимательство развивается динамично, то в сфере коммунального хозяйства, жилищной сфере развития практически нет. Программой предусмотрено увеличение доли малых и средних предприятий в таких важных для Московской области направлениях, как здравоохранение, жилищное и коммунальное хозяйство, наука почти в 4 раза - до 25 процентов.

Плотность малых предприятий на 100 000 жителей ниже среднероссийского показателя и составляет 692 предприятия, при этом к окончанию реализации Программы планируемое количество малых и средних предприятий на 100 000 жителей должно составлять порядка 1 500 единиц.

В научных исследованиях и разработках участвуют 0,6 процента малых предприятий, научно-технические услуги оказывают 1,7 процента предприятий, осуществляют технологические инновации 4 процента предприятий, наукоемкую продукцию производят 0,1 процента малых предприятий. Прогнозируемая доля малых и средних предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве малых и средних предприятий должна составить к 2012 году 8 процентов.

Темпы наращивания потенциала в сфере малого и среднего предпринимательства в Московской области не могут быть увеличены, если существенно не изменятся правовые и экономические условия для их эффективного развития, особенно в научно-технической сфере, в вопросах создания новых и развития существующих субъектов малого и среднего предпринимательства.

На становление и развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области серьезное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие для всех муниципальных образований Московской области проблемы:

отсутствие стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на развитие предпринимательской деятельности;

высокие процентные ставки по кредитам, недостаточное применение системы микрофинансирования и поручительств;

наличие административных барьеров при осуществлении деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (лицензирование, сертификация, система контроля).

Анализ факторов, влияющих на развитие предпринимательства, а также опыт реализации предыдущих программ поддержки и развития малого предпринимательства в Московской области показывают, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов предпринимательства, их общественных объединений, структур его поддержки, органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области. Необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля. В числе таких мероприятий:

Создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства;

поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

иные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области.

Государственным заказчиком и разработчиком Программы является Министерство экономики Московской области.

Исполнителями Программы являются Министерство экономики Московской области и Министерство по делам печати и информации Московской области.

Цели программы - формирование благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области, привлечение финансовых и материальных ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства, увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта и уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах консолидированного бюджета Московской области, содействие обеспечению занятости населения Московской области.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

реализация мер по адресной финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства;

содействие в продвижении товаров (работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства на межрегиональный и международный рынки;

развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

организация подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства, развитие системы дистанционного обучения;

поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными направлениями развития малого и среднего предпринимательства в Московской области являются:

научно-техническая и инновационная деятельность;

производство, в том числе импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции;

технологическое оснащение и переоснащение производства;

развитие малого и среднего предпринимательства в жилищной сфере, в сферах коммунального хозяйства и предоставления бытовых услуг;

создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.