ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУВПО “ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

географический ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра социально-экономической географии

рынок туризма Уральского региона

Студента 5 курса,

Очно-заочного отделения

Горбунова Н.А.

Научный руководитель

К.г.н., доцент

Балина Т.А.

Пермь 2009

Введение

1. Современное состояние туристского рынка региона

2. Сеть маршрутов активного туризма и охраняемые природные территории

3. Основные пути и перспективы развития регионального рынка туризма на Урале

Заключение

Список литературы

Введение

Уральские земли традиционно не входят в перечень особых экономических туристско-рекреационных зон. На первый взгляд это вполне справедливо: лето длится неделю, березовые пейзажи средней полосы… Вот только старые горы Уральские, хребтом встающие вдоль границы Европы и Азии, бурные реки, по которым когда-то сплавщики спускали свои барки, города, где застыла в архитектуре летопись купеческая и золотопромышленная, Екатеринбург, Пермь, Челябинск... Раз у нас есть столько всего, значит, найдется место и туризму.

В данной работе дана краткая характеристика современного состояния туризма на Урале, его основных маршрутов. Особое внимание было уделено экологическому каркасу региона – системе его особо охраняемых природных территорий и тесно связанными с ними маршрутами природноориентированного туризма. Рассмотрены проблемы и основные направления развития туристского рынка Уральского региона.

1. Современное состояние туристского рынка региона

Считается, что Урал переживает сейчас туристический бум: в мире активными темпами развивается горнолыжный спорт, и ландшафтные особенности региона, равно как и неплохая санаторно-курортная база (это характерно для Южного Урала), позволяют получать финансовую прибыль от въездного туризма. Есть мнение, что именно горнолыжный спорт сможет стать "коньком" Урала в целом.

Что касается исторически и культурно значимых объектов Урала, то они большей часть находятся на муниципальном и государственном финансировании. Существует ряд практических наработок по передаче таких объектов в аренду. Примером может послужить организация пешеходного маршрута по городу Тобольску, когда значимые архитектурные объекты передавались в аренду предпринимателям, обеспечивающим "событийность" маршрута.

Для Среднего Урала наиболее актуальна тема взаимопроникновения культур на границе Европы и Азии. Горный край с давними индустриальными традициями, Строгановы, Демидовы, уральская Золотая Лихорадка - все эти образы составляют основу позиционирования нашего края. Есть еще один ключевой эпизод истории, с которым часто связывают Урал, - уже упомянутая казнь последнего царя и его семьи. Безусловно, это один из самых эффективных на данный момент факторов познавательного туризма, однако его негативный контекст не может не сказываться на имидже территории. Но и его последствия постепенно сглаживаются, политический аспект становится одним из элементов богатства культурно-исторического наследия.

Однако как представители региональной администрации, так и туроператоры зачастую отмечают, что пока внедрение въездного туризма является делом энтузиастов, а доходы от него, зачастую не покрывают убытков. Директор турагентства "Краснов" и президент Пермской Тургильдии Михаил Краснов отмечает, что групповой въездной туризм достаточно редок, и основными клиентами являются люди, проживающие за пределами Урала, так как большинство местных любителей подобного отдыха состоят в соответствующих турклубах и путешествуют без посредничества туристических фирм.

Но развитие не останавливается - проводится работа и с туристическими горными, водными и спелеологическими маршрутами, обустраиваются базы и стоянки, улучшается инфраструктура. Основным барьером для въездного туризма - как в Пермском крае, так и по Уралу в целом - предстает недостаток информационного обеспечения. И кооперация территорий для продвижения единого бренда Большого Урала должна способствовать преодолению этой проблемы.

Отдельно следует выделить сферу активного туризма очень слабо представленную на рынке и имеющую большой потенциал развития.

2. Сеть маршрутов активного туризма и охраняемые природные территории

В настоящее время существует большое количество видов туризма, так или иначе связанных с путешествиями в природе. Это «экологический», «зеленый», «природноориентированный», «мягкий», «экологически и социально ответственный», «приключенческий», «активный» и др. Каждый из них имеет свою специфику, но все объединяют направленность к природной нетронутой и слабо измененной среде и маршрутный характер.

В пределах Урала за более чем семидесятилетний период сложилась система активных туристских маршрутов.

В административном плане они проходят в пределах Пермского края, Свердловской области, Челябинской области и Республики Башкортостан. Эти регионы объединяет их положение в пределах Уральской горной страны. Три из них, кроме Пермского края, имеют протяженные общие границы. Пермский край граничит с Республикой Башкортостан и Свердловской областью. Целостность этой территории основана на тесных производственных, транспортных социальных и других видах связей. Наиболее тесные туристские связи обнаруживают северо-восточная периферия Пермского края и северо-западная Свердловской области, а также северо-восточная часть Республики Башкортостан и северо-западная часть Челябинской области. Эти территории имеют хорошую туристскую проницаемость границ, что может быть объяснено фактором отсутствия транспортных связей между административными центрами и их крайней периферией, а также формально существующих границ между регионами. Единственно возможными путями преодоления этих изоляторов являются либо естественные транспортные магистрали реки, либо пешеходные тропы.

Сложившаяся система туристских маршрутов и система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) совпадают в пространственном отношении. Это особенно проявляется на больших по площади ООПТ, таких как заповедники, заказники, национальные и природные парки.

На Урале расположено 8 государственных заповедников. В таблице 1 приведены справочные данные.

Таблица 1 Заповедники Урала

Географическое положение

Вишерский

Пермский

Среднегорье осевой зоны Северного Урала

и его западные предгорья в пределах

бассейна р. Вишеры в ее верховьях

Денежкин камень

Свердловская

Среднегорная центральная часть Северного

Урала с центром - горным узлом Денежкин

Пермский

Западные склоны Среднего Урала в подзоне

средней тайги на границе с южной

Висимский

Свердловская

Средний Урал - часть низкогорного

водораздельного хребта и западный

макросклон, верховья р. Сулем

Ильменский

Челябинская

Восточные предгорья Южного Урала

Южно-Уральский

Республика

Южный Урал, р-н хребтов Ямантау,

Башкортостан

Зигальга, Машак

Челябинская

Башкирский

Республика

Центральная часть Южного Урала

Башкортостан

Значительные площади горного массива

Урал — это цепь горных вершин, которая отделяет Европу от Азии и занимает достаточно большую территорию России и Казахстана. Необъятные просторы, уникальный ландшафт и красота местной природы с каждым годом привлекают все больше любителей активного отдыха. Это повлияло на активное развитие экологического туризма. Для активных путешественников прорабатываются все новые и новые маршруты пеших походов, и организовываются все больше приключенческих туров. Особой популярности набирает экотуризм.

Экотуризм – это отдых для тех людей, которые хотят насладиться нетронутой природой и местными этнокультурными особенностями. Такой подход дает возможность максимально сохранить местные природные богатства — ведь именно эти достопримечательности привлекают туристов.

Главные аспекты, на которых базируется организация и продвижение экологических туров:

  1. Такой вид туризма популяризирует красоту местной природы и дает возможность путешественникам приблизиться к местной культуре, понять особенности жизни на Урале.
  2. Уважительное отношение к местным традициям и жизни коренного населения, что позволяет максимально сохранить живую природу в первозданном виде.
  3. Экологический туризм экономически выгоден местному населению, что стимулирует их сберечь природные достопримечательности в нетронутом виде, тем самым сохраняя уникальную экосистему Уральских гор.
  4. Охрана природы – это главная цель, ради которой проводятся всевозможные тематические мероприятия.
  5. На данный вид туризма возлагается просветительская и образовательная миссия.

Отдых комбинированные туры

Это особое туристическое направление для активных любителей экстремальных развлечений. Соответственно, если физическая подготовка человека не на должном уровне и с дисциплиной тоже возникают проблемы, то это развлечение не для него. А для собранных, сильных духом и телом, такой поход принесет массу положительных впечатлений и эмоций. Благодаря комбинированию пеших прогулок и спусков по горным рекам, можно максимально насладиться природной красотой этой уникальной местности.

Экологическое образование и просвещение

Привлечь внимание к проблеме экологии Уральского края – это самая главная задача экологического туризма в целом. Отсутствие правильного экологического образования и просвещения привело к негативным последствиям. Местные жители не до конца осознают какие именно ценные и уникальные природные достопримечательности их окружают, соответственно не ценят и не берегут окружающую среду. Не стоит питать ложных надеж и говорить о том, что уже завтра Урал превратится всемирно известный курорт вроде Баден-Бадена и Пьемонта. Но если правильно использовать то, чем богата наша природа и развивать экотуризм и активный отдых, то в скором будущем ситуация кардинально изменится.

Пермский край отличается не только неповторимым природным ландшафтом, но и историческими и культурными особенностями. Именно на территории Уральских гор можно встретить уникальные артефакты, о которых малоизвестно широкой общественности.

Для реализации проекта по развитию и продвижению экотуризма, в первую очередь нужно начать с информационной составляющей.

Для этого нужно максимально привлечь внимание прессы телевиденья и других средств массовой информации к этой проблеме.

Немаловажным является организация специального образовательного проекта для школ и других учебных заведений, который даст молодому поколению правильное представление о своей родине, ее достоянии и истории.

Важно продвигать туризм на Урале через всевозможные интернет ресурсы. Таким способом можно популяризировать местные достопримечательности далеко за приделами не только пермского края, а и России.

Основная задача – это создать правильное положительное представление о туризме на Урале в целом и экологическом направлении в частности.

Введение

1. Характеристика Полярного Урала

1.2 Особенности рельефа

1.3 Климатическая характеристика

2.Теоретические аспекты разработки спортивных туристских маршрутов

2.1 Этапы разработки маршрута

3. Туристическая характеристика Полярного Урала

3.1 Подъезды

3.2 Наиболее популярные районы Полярного Урала

3.3 Возможные виды туризма

4. Заключение

5. Список используемых источников

1. Характеристика Полярного Урала

1.1 Общая характеристика территории

Полярным Уралом принято считать отрезок Урала от истоков реки Хулги на юге до горы Константинов Камень Океана на севере. На западе и востоке хребты Полярного Урала примыкают к таежным и тундровым пространствам Печорской и Западно-Сибирской низменностей. Территория горной области Полярного Урала занимает площадь более 25000 кв. км. Сурова, но величественно прекрасная природа Полярного Урала. Его бурные полноводные реки низвергающиеся водопадами ручьи, спокойные озера с хрустально-чистой бирюзовой водой, дремучие леса на юге, пышные горные луга и синеющие дали хребтов навсегда останутся в памяти человека, побывавшего в этом крае.

Но не только суровостью и красотой славится Полярный Урал. За годы Советской власти на его территории открыты богатейшие месторождения каменного угля (Печорский каменноугольный бассейн), в горах обнаружены железо, горный хрусталь, медь, сурьма и много других полезных ископаемых. Большую ценность представляют лучшие в стране оленьи пастбища в горах, а в южной равнинной части - леса, состоящие из ценных древесных пород - лиственницы, ели, сосны и кедра. Наряду с заготовкой древесины в лесах уже много веков промышляют белку, горностая, выдру, а в горах и тундре - песца.

Повсеместно здесь можно встретить медведя, лося, волка, росомаху, северного оленя, лисицу и зайца. Непуганые глухари, тетерева, рябчики и куропатки свободно подпускают охотника на выстрел. На севере, в тундровых озерах, гнездится бесчисленное количество дичи. Гомон гусей, уток, куликов, гагар и другой водоплавающей птицы от весны до глубокой осени нарушает безмолвие тундры. Реки и озера Полярного Урала изобилуют рыбой - хариусом, тайменем и др. А сколько ягод и грибов поспевает к концу лета в тайге и тундре!

Полярный Урал издавна привлекал человека главным образом обилием пушного зверя и рыбы. Доступность продвижения по полноводным рекам способствовала тому, что уже в XI в. предприимчивые новгородцы плавали по Печоре и ее притокам, ведя торговые сношения с Югрой. Из далекого Новгорода плыли они по рекам к Печоре и по ее притокам за Урал, перетаскивая лодки через многочисленные волоки в реки Обского бассейна. Но освоение и заселение края из-за его отдаленности и отсутствия прямых водных путей, связывающих его с центром страны, шло очень медленно.

Первое географическое описание и карта Полярного Урала были составлены лишь после обследования его территории Северо-Уральской экспедицией русского географического общества. Работавшей здесь под руководством Э. Гофмана с 1847 по 1850 г. Экспедиционные исследования, проводившиеся на Полярном Урале во второй половине XIX и в начале XX вв., носили односторонний характер, так как были направлены в основном на изыскания возможных соединительных водных путей между Печорой и Обью через перевалы Полярного Урала. Всестороннее изучение природы и освоение богатств Полярного Урала началось в начале 30-х годов нашего столетия, когда в районе реки Воркуты были найдены богатейшие месторождения каменного угля. И вот в тундре, где еще недавно зимой завывали метели, и на сотни километров не было человеческого жилья, выросли благоустроенные города и поселки горняков с театрами, клубами, кино, школами и больницами.

Города и поселки расположены в основном вдоль Северной железной дороги между городами Интой, Воркутой и станцией Хальмер-Ю, а на ее ответвлении - между станциями Сейдой, Елецкий и Лабытнанги. В горной области постоянных поселений нет. Летом в горах можно встретить временные базы различных экспедиций и чумы оленеводов.

Однако и до настоящего времени значительная часть территории Полярного Урала совершенно не населена, слабо изучена в природном отношении и редко посещается туристами. Для туристов-краеведов здесь обширное поле деятельности: они могут побывать на никем еще не обследованных ледниках, озерах, реках и дать их описание; собрать интересные коллекции минералов и гербарии. Большой интерес для ученых могут представить сведения, полученные туристами-лыжниками о высоте и плотности снежного покрова, температуре и влажности воздуха, о скоростях и направлении ветра в различных высотных поясах, о наличии в реках наледей, их площадях, толщине и объеме заключенного в них льда.

1.2 Особенности рельефа

Полярный Урал - одна из наиболее возвышенных частей древних Уральских гор. Гребни хребтов здесь поднимаются до 1100-1300 м над уровнем моря, а отдельные вершины достигают еще большей высоты. Осевая зона Полярного Урала сложена в основном древними метаморфическими породами, прорванными мощными излияниями гранитов и гранодиоритов, с которыми связаны редкометальное, оруденение и месторождения горного хрусталя. Многие горные хребты сложены кварцитами и кварцитовыми конгломератами.

По характеру рельефа и геологическому строению Полярный Урал разделяется на северную и южную резко различающиеся части. Северная часть (от горы Константинов Камень до долины реки Собь) представляет собой сложную систему коротких хребтов и массивов северного или северо-восточного направления, разделенных продольными и поперечными долинами рек. В рельефе особенно выделяются хребты Оче-Нырд, Большой и Малый Пайпудынский, Ханмейский, Борзова, Енганэ-Пэ и др. Относительные высоты этих хребтов над долинами рек достигают 800-1000 м, а ширина долин - 3-4 км (долины рек Пайпудыны, Ния-Ю, Щучьей).

Ширина горной области резко увеличивается к югу (от 5-7 км у Константинова Камня до 125 км в районе хребта Енганэ-Пэ). Западный склон Полярного Урала более крутой, чем восточный; почти на всем протяжении он резко обрывается к предгорным понижениям, по которым текут многоводные реки Уса и Кара. Восточный склон спускается постепенно к Западно-Сибирской низменности, заканчиваясь широкой полосой предгорных увалов.

Западная часть горной области расчленена реками и ручьями, значительно сильнее восточной. Наряду с платообразными вершинами здесь широко развиты хребты с типичными альпийскими формами рельефа; наиболее живописными, с иззубренными острыми гребнями, пиками, глубокими карами и скалистыми отвесными склонами, являются хребет Оче-Нырд и хребты в районах озер Большого и Малого Хадата-Юган-Лор, Большого и Малого Щучьего.

В результате последнего карово-долинного оледенения склоны многих хребтов изъедены карами и цирками, в глубине которых залегают живописные глубокие озера, ледники и снежники. Склоны хребтов прорезаны также глубокими ущельями, в которые каскадами водопадов низвергаются бурные потоки. Особенно много красивых водопадов на ручьях, стекающих с восточного склона хребта Оче-Нырд (ручьи Водопадный, Озерный), и на речках, впадающих в Кару и в Байдарацкую губу.

Характерная особенность северной части Полярного Урала - исключительно глубокое расчленение хребтов и массивов сквозными поперечными долинами и незначительная высота перевалов. Абсолютные высоты большинства перевалов через главный водораздел, отделяющий Европу от Азии не превышают 300 м над уровнем моря. В то же время относительные высоты хребтов близ перевалов достигают 1000 м. Особенно низкие перевалы (от 200 до 300 м над уровнем моря) с пологими незначительными подъемами. Позволяющие туристам легко осуществлять волоки лодок летом и перевозить груз на нартах зимой, расположены между истоками реки Изья-Шор (правый приток Большой Усы) и озером Малое Хадата-Юган-Лор. Между верховьями Малой Кары и озером Малым Щучьим, между верховьями Большой Кары и озером Большим Щучьим и между истоком Малой Усы (озеро Усва-Ты) и верховьями Малой Щучьей.

Южная часть Полярного Урала (от долины реки Собь до истоков Хулги) значительно уже северной (до 25-30 км). Водораздельный хребет простирается в юго-западном направлении более чем на 380 - км. Поперечными долинами хребет разделен на отдельные массивы (Рай-Из, Пай-Ер, Войкар-Сыньинский) с абсолютными высотами 1100-1200 м, и лишь вершины поднимаются выше 1400 м над уровнем моря (Пай-Ер - 1427 м Лемва-Из - 1421 м).

Обидно, но факт: даже коренные свердловчане зачастую знают лишь несколько знаковых достопримечательностей родного края. «Что тут смотреть?» - недоумевают они. Между тем туристический потенциал у Среднего Урала - немалый…

Богатства не хватает

«Наша семья всегда жила на Урале, - рассказывает наша читательница из Режа Анастасия Прохомницкая. - Когда я была ребёнком, мой дед неоднократно брал меня в поездки в самые отдалённые уголки области: мы с ним и северные горы повидали, и южные степи. Поэтому мне всегда удивительно слышать от людей, что Средний Урал, кроме как своей суровостью, ничем похвастаться не может. Я точно знаю, что каждые выходные можно знакомиться с новыми достопримечательностями - и конца-края им нет…»

В последние годы свердловские власти много говорят о развитии туризма. И определённые вещи даже делаются: разрабатываются программы, понемногу развивается инфраструктура. По данным областного правительства, за последнее время туристический поток увеличился почти на 10% и составил около 1,5 миллиона человек. В основном гостей привлекают природные богатства, памятники культуры. Урал заманивает путешественников своим историческим прошлым, связанным с освоением земель. Только представьте: на территории Свердловской и соседних областей располагается 1227 объектов культурного наследия, более 400 музеев и 4 крупных природных парка.

И всё же, несмотря на описанное выше богатство, развивать туризм ударными темпами у нас никак не получается. Проблемы, с которым сталкиваются путешественники, - это плохие дороги и отсутствие хороших придорожных кафе и гостиниц. Неудобен и график работы многих музеев, которые зачастую закрыты по понедельникам и вторникам.

По мнению исполнительного директора Уральской Ассоциации туризма Михаила Мальцева , причина слабо развитой туристической инфраструктуры кроется в том, что долгое время отсутствовали специалисты в этой сфере. Плюс ко всему расширение отрасли было возложено на плечи частных инвесторов. «Состояние туризма сегодня крайне слабое. Это произошло, потому что недоставало профильного министерства и специалистов, которые бы занимались этими вопросами. И если сравнивать, например, с Татарстаном или областями Золотого кольца, нет столь ярких брендовых объектов, и даже если есть такие, то необходимо работать над их раскруткой и популяризацией», - отмечает Мальцев.

Где стоит побывать? Фото: «АиФ-Урал»/ Инфографика Ульяновой Юлии

Спасибо энтузиастам

Между тем, если копнуть чуть глубже, в каждом муниципалитете можно найти что-то интересное. Взять Туринск: только на первый взгляд он ничем не примечателен. Во-первых, там есть замечательный дом-музей декабристов. Вторая «интересность» - это туринский деревянный расписной сувенир.

«Несколько веков назад на реке Тура, когда она была судоходной, был организован лесосплав, и местные жители делали из щепок замечательные вещи, расписывая их вручную, - рассказывает руководитель проекта «Наш Урал» Дмитрий Леванов . - Сейчас этот процесс находится в заброшенном состоянии. Традиции хранят лишь отдельные энтузиасты и ремесленники».

Вот уже третий год подряд в Туринске проводится фестиваль «Туринская околица». Праздник яркий и самобытный. Но - усилий властей явно недостаточно, чтобы туда ехали туристы из других городов области. «Размах не тот, - говорит Дмитрий. - Сегодня фестиваль напоминает народно-массовые гуляния. Все вместе наплясались, наотдыхались - и всё. Чтобы привлечь туристов, властям, предпринимателям и общественникам нужно разрабатывать интересную программу, прилагая совместные усилия».

Областные власти пообещали выделить муниципалитетам 14,6 млн рублей на развитие туризма.

В долгосрочной перспективе ожидается, что Свердловская область займёт лидирующие позиции, войдя в пятёрку регионов с большим туристическим потоком. Интересная и самобытная «начинка» уральских городов и посёлков в будущем может стать источником дополнительных доходов. Однако, прежде чем собирать, надо вложить. Большие структурные изменения возможны только с привлечением государственных и областных средств.

Другой немаловажный момент - разработка интересных и, главное, жизнеспособных проектов. Иначе никакие деньги не спасут. «Яркий пример тому - Верхотурье. В рекламу города вложили огромное количество денег, а по факту там ничего не изменилось. Если рассматривать Верхотурье в качестве туристического центра, как его пытаются позиционировать власти, это бездарное место. Я ездил туда в 2007 и 2016 году, и у меня было стойкое дежавю - абсолютно ничего не поменялось! Никакой инфраструктуры для полноценного и интересного отдыха там не появилось. Если ты не паломник, а обычный турист, то приезжаешь туда и через два часа уже хочешь уехать», - говорит Дмитрий Леванов.

Фишку упустили

Максим Фирсов, редактор журнала «Уральский следопыт»:

Я патриот своего края, но особых направлений познавательного туризма в регионе не вижу. Другое дело активный туризм. К нему располагает и горный ландшафт Среднего Урала, позволяющий использовать маршруты разного уровня сложности, и обилие рек, превосходно подходящих для сплава как новичков, так и опытных туристов. А вот что мы действительно упустили - это минералогический туризм, который должен был стать фишкой Среднего Урала, нашим эксклюзивом. Да, есть Мурзинка, маршрут «Самоцветное кольцо Урала»… Но везти туда гостей, даже из соседних регионов, простите, неприлично - инфраструктуры никакой. За рубежом вокруг этого вида туризма выстроена целая система. Нам же не удаётся в этом отношении решить административные вопросы, развить «чиновничье направление». Обидно, потому что в регионе есть грамотные специалисты в области минералогии, один наш Горный университет чего стоит.

Активный туризм, надо признать, не для всех. Поэтому уральцы, располагающие средствами, стремятся отдохнуть в тёплых краях, у моря. Наш климат для отдыха довольно суров. Его могут предпочесть только наши соседи с северных территорий.

Возрождая село

Александр Породнов, директор департамента поддержки предпринимательства и туризма Министерства инвестиций и развития Свердловской области:

- На Среднем Урале будут развивать сельский туризм. Сегодня возрождение села у нас в стране возможно именно через продвижение и развитие сельского туризма. В частности, предполагается в крестьянско-фермерских хозяйствах организовывать гостевые дома, устраивать гастрономические туры на сельские территории. Мы наметили формат совместной работы с регионами, входящими в Уральский федеральный округ. Дело в том, что комбинированные туры, к примеру Екатеринбург - Пермь или Екатеринбург - Челябинск, продвигать намного проще. На них больший спрос у тех же иностранцев, приезжающих к нам из Европы и Азии. Этим направлением и будем заниматься в ближайшее время. Наши крестьянско-фермерские хозяйства заинтересованы в том, чтобы расширять сектор услуг и реализовывать производимый товар не только через торговые сети, но и путём привлечения в регион туристов и ознакомления их с продукцией.

Дерзкая идея - превратить Южный Урал в своеобразную туристическую Мекку давно витает над нашими просторами. Но пока все шло как-то ни шатко ни валко, пока не свалился на наши головы метеорит, породивший большие надежды. Предвкушение, что космический гость «потянет» в Челябинскую область гостей земного происхождения, постепенно оставило горькое послевкусие. Ибо все на свете без повторения забывается. Метеориты для нас кончились. Зато 2015-й стал годом начала воплощения «Стратегии развития туризма». Согласно этому документу, к 2020-му году Челябинская область будет ежегодно принимать до двух миллионов российских туристов и полтора миллиона иностранцев. Это на бумаге. А в действительности - множество мелких предпринимателей и несколько фирм посолидней пытаются построить что-то наподобие туриндустрии. Пока не очень получается. Почему?

Комитет по спасению

Неизвестно, как создавались серьезные туристические бизнесы в мире. Возможно, строили потихоньку дороги, мосты, причалы, гостиницы, аэропорты. Привлекали к своим «экзотикам» всем, чем могли, изнемогая от горячего желания угодить туристам, дабы выудить у них деньги. Ведь за удовольствие принято платить. Но комитеты по развитию отрасли буржуи у себя не создавали. А мы - да. На днях в Челябинске прошло аж два заседания комитета по содействию развитию территории для внутреннего туризма. Организовало мероприятие ЧРО «Опора России» и назначило первым председателем комитета Дмитрия Довбня.

Что сделано новоиспеченным комитетом?

На первом заседании сошлись на том, что необходимо создать реестр туробъектов и потенциально интересных участков для развития туризма на территории Челябинской области. То же и про ТИЦ (территориальный информационный центр - экскурсионные маршруты, достопримечательности и прочее) на базе Центра развития туризма Челябинской области. Озвучена идея создания «Календаря событий», куда войдут все событийные мероприятия (фестивали, концерты, презентации), заранее запланированные и согласованные между предпринимателями малого бизнеса и представителями отдела туризма.

На втором заседании комитетчики обсудили создание уникального регионального продукта. Такой продукт смогут поддержать не только турагенства, базы отдыха, но и гостиничный бизнес, девелоперы, транспортники, ресторанный бизнес и многие другие.

Подход к решению задач у комитета оказался деловым. Во-первых, удалось собрать заинтересованных предпринимателей, экспертов по туризму, журналистов. Те, в свою очередь, чуть ли не в экстренном порядке составили банк предложений и прогнозов. Во-вторых, в комитете пришли к общему пониманию ситуации. А она сейчас такая - растет интерес к отдыху в России. И нам на Южном Урале давно пора бросить перчатку территориям, уже давно облюбованным взыскательным и не очень туристом. Благо экономическая ситуация за нас. Неожиданно рублевая зона стала выгодной для отдыха. А вот бизнес, захваченный врасплох таким подарком судьбы, оказался не готов принимать гостей. Просто туристическая инфраструктура у нас - старая просмоленная плоскодонка, которую встретишь на каждом озере, а требуется, продолжая образ, современный катер, лучше морской.

Поэтому председатель комитета Дмитрий Довбня в своем докладе сосредоточился на глобальных и региональных трендах, которые могут повлиять на развитие внутреннего туризма. Это было похоже на битье в набатный колокол. Дескать, если сейчас же не наладим взаимодействие с органами региональной власти (предполагалось на комитете сравнить точки зрения власти и бизнеса, но, к сожалению, представителей власти не оказалось), если не проведем в ближайшее время конференцию по внутреннему туризму, если не построим модель будущего развития, то потеряем драгоценный исторический момент.

Добрался комитет и до определения перспективных территорий и направлений во внутреннем туризме Челябинской области. Слава богу, с точки зрения бизнеса такие есть. Комитет предложил экспертам обсудить систему стандартизации туристических продуктов и вариантов поддержки предпринимательских инициатив. Это крайне важно.

Так почему нас появился комитет, как я его называю, по спасению туризма? А он не мог не появиться, поскольку все, причастные к теме, работают разобщенно. У нас нет, к примеру, ассоциации отельеров, нет СРО (саморегулирующейся организации) туроператоров, рестораторов. В таком случае пусть хоть кто-то возьмет на себя организационные хлопоты.

Мы продаем воздух

И это правильно. Наши виды природных ландшафтов ничем не хуже. Даже лучше.

Надо только чтобы в это поверили и привыкли к этой мысли.

Через неделю пойду к Бетехтину, - говорил Дмитрий Довбня, - потому что нужно говорить о перспективе. Чего хочет бизнес и как он будет функционировать - это как раз более или менее понятно. Он должен предлагать интересные услуги, обращая больше внимание на частного отечественного туриста. А власть должна задать более четкий вектор развития туризма. Под него сможет подстроиться бизнес и выдать, в свою очередь, адекватные продукты, которые будут интересны потребителю.

В прошлом году по России совершили турпоездки более 41 млн человек. Это более чем на 30 процентов превышает данные 2013 года. Россия в рейтинге конкурентоспособности туристического рынка поднялась с 63-го до 45-го места. По данным Всемирной туристской организации, нашими туристами ранее вывозилось порядка 50 млрд долларов за рубеж. Часть этих денежных средств могла бы работать на экономику нашей страны.

Что же из себя представляет сегодня южноуральский рынок туруслуг? Примерно 450 фирм разного калибра работают в турбизнесе. Причем это те, кто попал в статистику и, стало быть, платит налоги. Однако, по мнению независимых экспертов, сегодня турбизнес на Южном Урале развивается стихийно. В тени - сотни и тысячи жителей провинции, кому досталось проживать вблизи туристических мест, и энтузиасты-одиночки, организующие самопальные турпродукты. Вот говорят, нет приличных сайтов или же целого портала, посвященного туризму. Зато в Сети от мелких тематических сайтиков не продохнуть. Вот и берется какой-нибудь парнишка «протащить» по горам группу без приличествующей организации дела.

Разговорились с журналистом, известным фотографом Валерием Бушухиным. Он, заядлый турист, поведал:

Как можно сегодня отдыхать на Тургояке, я узнал от родственников с Севера, которые проживают в ХМАО. Поехали. Остановились в кемпинге. Ни электричества, ничего, кроме палаток. Но дешево! Народ приезжает после того, как потратился на заграничный отдых. А наш горнолыжный туризм? В деревнях неподалеку от лыжных трасс все дома - с аншлагами. Сдаются чуть ли не на полдня. Народ втягивают в бизнес. И он предлагает: баня, сауна, самовар. Кому надо экзотики - поставят четверть самогона, обязательно «на местных травах». Многие уже на турпотоке разбогатели - отремонтировали свои дома. Но дальше этот бизнес развиваться не хочет, потому что достиг своего предела. Я останавливался у одного мужика. Убогое все хозяйство постоялого двора. На мое замечание ответил: «Мне достаточно». Пользы от такого бизнеса для региона никакой. Налоги прячут. А деньги делаются из воздуха.

- Почему нет стимула развиваться? - спрашиваю у Бушухина.

Выходишь на следующий уровень - а там система взяток другая, - отвечает он. - Но чаще - просто неоткуда взять инвестиции. Вот и предлагают любоваться стульями из пеньков, коромыслами и тележными колесами - деревенский колорит. Мне всякое нравится: и убогое, и «со всеми удобствами». Думаю, джакузи с видом Иремель - это правильное направление.

Валерий Бушухин давно пытается привлечь общественное внимание к простой идее - региону нужен узнаваемый, настоящий, будоражащий сознание бренд. А без него серьезный поток туристов не создать.

По китайской тропе

А пока идет поиск. На заседании комитета по развитию территории для внутреннего туризма предположили, что у Южного Урала может появиться новый бренд - сиг, который будет распространяться в другие регионы и составит конкуренцию привычной селедке.

Когда я делал представительство в Краснодаре, то заметил, что они там понятия не имеют, что такое сиг или сырок, - отметил Дмитрий. - А ведь этот продукт имеет достаточное «плечо» туристического потенциала. Его можно так же готовить, как селедку, и вывозить.

Однако любопытный поворот развития темы предложила менеджер турфирмы «Спутник» Елена Колесникова. По ее мнению, уже давно так называемая первая волна путешественников из Китая хлынула в столичные Москву и Санкт-Петербург, но желание жителей Поднебесной побывать в России все не ослабевает, а каждый раз гулять по Москве или Санкт-Петербургу надоедает. Поэтому потихоньку иностранцы исследуют и другие регионы России. Большой популярностью у них, например, пользуется «красный маршрут» в Ульяновскую область. А теперь турфирмы предлагают китайским путешественникам и более восточные маршруты. С 2014 года «Спутник» получил больше десяти запросов от столичных коллег, которые бы хотели предложить туристам что-нибудь новенькое. Вот только ни один китайский турист до сих пор так и не приехал в область.

- Почему?

Мы пока еще не готовы принимать китайцев у нас, потому что у них специфические требования. Например, необходимо, чтобы в регионе не было проблем с их национальной банковской системой, сайт гостиницы также должен быть продублирован на китайском языке. Кроме того, у нас пока не разработаны маршруты, которые могли бы завлечь этих путешественников. Со Сталиным и Лениным наш край связан мало, а интеллектуальный туризм таким гостям неинтересен, - объяснила Елена Колесникова. Эксперт добавила, что тем не менее периодичность запросов уже сама по себе говорит о том, что интерес к области есть. Поэтому работать в этой области необходимо. Кстати, две челябинские гостиницы, «Малахит» и «Южный Урал», уже перевели свой сайт на китайский. Если удастся решить остальные аспекты, то поток туристов из Поднебесной может обеспечить экономике Челябинской области хорошее развитие. Впрочем, по ее мнению, китайцы не любят тратиться на дорогое жилье, зато спускают огромное количество денег на сувениры и другие покупки, на услуги. Это достаточно выгодные гости.

Есть расчеты, что региональная туриндустрия может с ходу поднять валовой продукт на четыре процента. Это немало. Массовый туризм даже может стать катализатором развития региона. Если туда пойдут инвестиции, выстроится инфраструктура - появятся рабочие места за пределами мегаполиса. Главное - решить, как и чем привлечь современное поколение туристов, избалованное заграничным комфортом.