0.)

Родился 26 декабря 1949 года в Москве, игумен. В 1979 году окончил Литературный институт имени А.М.Горького при Союзе писателей СССР. Работал в учебно-методическом кабинете при Министерстве приборостроения СССР. С 1983 по 1986 год служил чтецом в Успенской церкви села Жилина Московской области.

7 апреля 1988 года в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново пострижен в мантию с именем Дамаскин в честь преподобного Иоанна Дамаскина. 28 декабря 1988 года епископом Ивановским и Кинешемским Амвросием (Щуровым) рукоположен во диакона, 29 декабря того же года - во иерея. Направлен служить в Воскресенский храм с. Толпыгино Приволжского района Ивановской области.

В 1991 году включен в состав Синодальной комиссии по изучению материалов, касающихся реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, пострадавших в советский период; в 1996 году - в состав Синодальной комиссии по канонизации святых.

9 апреля 1996 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен в клир храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.

С конца 70-х годов игумен Дамаскин ведет систематический сбор материалов, касающихся подвига новомучеников и исповедников Российских XX века. До 1990 года исследования проводились в основном путем получения свидетельских показаний и выявления всех имеющихся опубликованных источников.

С 1991 года игумен Дамаскин приступил к изучению архивно-следственных дел в ЦА КГБ СССР (ныне ЦА ФСБ РФ). В дальнейшем также проводилось изучение материалов Архива Президента РФ, ГАРФ, РГИА, архивов УФСБ по Москве и Московской области и прокуратуры Тверской области. Собранные игуменом Дамаскиным материалы о жизни и подвиге новомучеников были представлены в Синодальную комиссию по канонизации святых и послужили основанием для их прославления в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Игумен Дамаскин - автор научной методики комплексного изучения материалов, относящихся к мученическому и исповедническому подвигу святых XX века. Он продолжил прерванную в XX веке житийную традицию, восстановив ее на принципах раннехристианской агиографии, когда жития создавались на основе официальных документированных и устных свидетельств.

Основополагающим для развития русской агиографии на рубеже XX и XXI веков стал труд игумена Дамаскина «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним» (Тверь, 1992-2002. 7 книг).

В издание вошли более 900 житий и жизнеописаний, календари памяти новомучеников и исповедников. Автор использовал материалы архивов ФСБ, Президента РФ, бывших партийных и др., в т.ч. региональных. Основную массу источников составили судебно-следственные дела. Агиограф также использовал тысячи показаний очевидцев и участников событий, собранных им в 70-х - 80-х годах XX века.

За этот труд в 1997 году он был удостоен премий митрополита Макария (за 1-ю и 2-ю книги) и в 2002 году - Союза писателей России (за 6-ю книгу). Составленные игуменом Дамаскиным жития публиковались также в сборниках «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии» (Тверь, 2002-2005. Т. 1-5, доп. 1-4).

В 2005 году началось издание полного собрания составленных игуменом Дамаскиным «Житий новомучеников и исповедников Российских XX века» в соответствии с их церковной памятью по месяцам. (Тверь, 2005-2008. Январь, Февраль, Март, Апрель, Май, Июнь, продолж.).

С 1997 года игумен Дамаскин - научный руководитель регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников РПЦ», цели которого - изучение архивных документов и других свидетельств, касающихся подвига мучеников и исповедников Российских, и публикация духовного наследия мучеников.

В 2002-2009 годах были опубликованы книги творений священномучеников Тверского архиепископа Фаддея (Успенского), Пермского архиепископа Андроника (Никольского), Курского архиепископа Онуфрия (Гагалюка), Воронежского архиепископа Петра (Зверева), епископа Каменец-Подольский и Брацлавского Амвросия (Полянского), епископа Петропавловского Мефодия (Красноперова), митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского).

Игумен Дамаскин - автор многочисленных статей и участник научных конференций, посвященных истории РПЦ в XX веке, а также серии телевизионных передач о новомучениках и исповедниках Российских. Книги игумена Дамаскина переведены на английский, немецкий, сербский и румынский языки.

Игумен Дамаскин является секретарем Синодальной комиссии Русской Православной Церкви по канонизации святых, членом совета по изданию серий «Памятники церковной письменности» и «Славянский мир», редакционной коллегии научной серии «Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви», научно-редакционного совета Православной Энциклопедии. Член Союза писателей России.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 36

Этот псалом Давида представляется "вытекающим" из предыдущего. Он является наставлением праведным не гневаться и не волноваться (в русском тексте "не ревновать") по поводу "процветания злодеев", и тем более - не завидовать им, ибо Божиего суда им не избежать. Праведных Давид наставляет уповать на Господа. По своему содержанию Пс. 36 (написан в форме акроста, как и Пс. 33; толкование в конце этого псалма) перекликается с псалмами 48 и 72, а также с книгой Иова.

А. Не гневайся и не завидуй, но уповай на Господа (36:1-8)

Пс. 36:1-8 . Как уже говорилось, русское "не ревнуй" в стихе 1 правильнее прочитать как "не волнуйся, не гневайся (не раздражайся)" из-за того, что "злодеи" благоденствуют (стих 1 сравните со стихом 7-8, а также с Прит. 23:17; 24:1), ибо они недолговечны, как трава (стих 2). А лучше уповай на Господа, и делай добро, советует псалмопевец.

И Он услышит твои молитвы и исполнит желание сердца твоего (стихи 3-4). Для идущих путем, угодным Господу… Он совершит все, что нужно для их блага (стих 5). Стих 6 читается в том смысле, что праведности доверившегося Ему Господь даст сиять, подобно свету зари, и справедливости его - подобно свету полдневного солнца.

В стихе 7 - повторение призыва покориться Господу и надеяться на Него, не раздражаясь из-за успехов "лукавого человека". Предостережение во второй части стих 7 усиливается в стихе 8: Давид напоминает, что ярость может толкнуть на причинение зла нечестивому, - допускать себя до этого не следует.

Б. Нечестивых ждет справедливое наказание (36:9-22)

Пс. 36:9-11 . "Делающим зло", которые истребятся, псалмопевец противопоставляет уповающих на Господа, которые наследуют землю. Эта мысль - о наследовании земли (сравните стих 22, 29, 34) - была повторена Иисусом Христом (Матф. 5:5). Об особом смысле, вложенном Им в эту фразу - в контексте Его Нагорной проповеди, в комментариях на Матф. 5:1-12.

Пс. 36:12-22 . Утверждения, содержащиеся в стихах 9-11, основаны на следующих пяти противопоставлениях в стихах 12-22.

1) Нечестивый злоумышляет против праведника, но Господь посмеется над ним: Он видит скорый конец его (видит, что приходит день его); стихи 12-13.

2) Нечестивые нападают на бедного и нищего, но падут жертвой собственного насилия (стихи 14-15).

3) Лучше иметь немного, будучи праведником, чем большое богатство, будучи нечестивым, - потому что сила (мышцы) нечестивых будет сокрушена, и нажитое ими погибнет, а малое, чем владеет праведник, напротив, возрастет, ибо его поддерживает Господь (стихи 16-17).

4) Ибо дни непорочных и достояние их… вовек… пребудет под защитой Господа, а нечестивые погибнут подобно траве (36:2) и как тук агнцев, сгорающий в огне всесожжения (стихи 18-20). 5) Причина этого в эгоизме и в бессердечии нечестивого, который даже взятого взаймы… не отдает, как и в бескорыстии, щедрости праведного, дающего взаймы и милующего своих должников (стих 26). В стихе 22 повторяется мысль о наследовании земли "благословенными" Богом и об истреблении проклятых Им.

В. Господь благоволит к праведным (36:23-31)

Пс. 36:23-31 . Он руководит путями их и поддерживает их за руку (стихи 23-24). Он заботится о пропитании праведных и благословляет их потомство (стихи 25-26). Давид на собственном опыте не мог не знать, что и на долю праведных выпадают страдания, и, когда он говорит на склоне лет, что за всю жизнь не видал праведника оставленным, то подразумевает, что и попуская таковому испытания, Господь никогда не оставляет его совсем.

Поскольку в древнем Израиле не знали о воскресении тела, то под "жизнью во век" в стихе 27 Давид, возможно, понимал вечное посмертное существование души праведника вблизи от Бога. Продолжение этой мысли можно видеть во фразе вовек сохранятся они (стих 28). Но на основании неоднократно звучащей в Пс. 36 мысли о "наследовании земли праведными" сказанное в стихе 27-28 некоторыми понимается как еще одно повторение этой же мысли - в значении (в первую очередь) вечного пребывания праведников в земле обетованной.

Cтих 28 повторяется утверждение, что Господь, любящий правду, не оставляет без защиты и помощи святых Своих (т. е. верующих в Него).

Стих 29 - снова мысль о наследовании земли праведными; она будет отдана им в вечное владение, говорит псалмопевец.

Стихи 30-31: рассуждения праведника исполнены мудрости и искренности, потому что в сердце у него… закон Бога.

Г. О противостоянии зла и добре (36:32-40)

Пс. 36:32-38 . Псалмопевец размышляет об этом вечном противостоянии: Нечестивый постоянно ищет умертвить праведника, но Господь всегда на защите его. Отсюда повторение призыва к праведным (звучащего в этом псалме как лейтмотив): Уповай на Господа, и держись пути Его; и ты увидишь, обещает Давид, как будут истреблены нечестивые (стих 34).

В стихах 35-36 - образ нечестивца, разрастающегося, подобно многоветвистому дереву, от которого, однако, и следа не осталось.

Мысль, выраженная в стихе 37: праведного, в отличие от беззаконника (стих 38), в конечном счете ожидает мир

Пс. 36:39-40 . От Господа спасение праведникам, подытоживает сказанное прежде царь Давид. Он защита их во время скорби. Он спасет их; ибо они на Него уповают

По надписанию еврейской, греческой и латинской (Вульгаты) Библии псалом принадлежит Давиду. Из указания Пс.36_25 ст. видно, что псалом написан Давидом уже в старости и представляет научение, предлагаемое им всякому человеку, для руководства в жизни. Это научение основано им на опыте и наблюдениях. В указании псалма на быструю гибель нечестивца, временно восторжествовавшего (Пс.36_35–36), но неожиданно скоро погибшего, можно видеть изображение судьбы Авессалома. Да и все содержание псалма не противоречит данному времени бегства Давида из Иерусалима, когда ему приходилось видеть быстрое усиление своих врагов и удрученное состояние окружавших его лиц. В воспоминание этого времени и написан псалом.

Псалом алфавитный.

Не гневайся, когда видишь благоденствие нечестивого, так как оно не прочно, как трава (1–2). Положись на Господа, и Он спасет тебя и наградит (3–6). Все богатство нечестивых и все их козни против праведных будут уничтожены Господом, праведные же – насаждены и поддержаны Им во время своего падения, они наследуют землю, с которой Господь уничтожит нечестивых (7–24). Господь любит правду и не оставит праведников. Как бы быстро ни возрастало могущество нечестивого, Господь сокрушит последнего (25–40).

. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,

. ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.

"Не ревнуй" – не гневайся, не волнуйся при виде благоденствия нечестивого.

. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.

«Живи на земле и храни истину» – стремись в продолжение земной жизни к следованию и хранению истины, так как в ней залог твоего благополучия.

. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

«Утешайся Господом» – находи утешения в своей деятельности и жизни не во внешних успехах, а в согласии ее направления с указаниями Господа. Такое поведение заслужит награду от Бога: Он исполнит «желания сердца твоего» .

. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,

. и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

Кто вверит свою жизнь руководству Бога, того Господь за его правду и справедливость выведет на свет, т. е. наградит.

. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,

«Не ревнуй до того, чтобы делать зло» – не гневайся на успехи нечестивых до той степени, чтобы перейти к причинению им зла.

. ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.

. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.

. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

«Уповающие же на Господа» то же, что и "кроткие" (Пс.36_11), так как упование на Бога есть покорность Его водительству, подчинение своей воли Его указаниям. Они «наследуют землю» – перифраз всего второзакония, в котором наследие Палестиной, как землей обетованной, Богом назначается только для людей нравственно заслуживающих награды от Бога, для праведников.

. Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых,

. ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

Выражение 16 ст. объясняется содержанием 17. Так как нечестивые гибнут, их сила ("мышцы" ) сокрушается Богом, то и приобретенное ими не может быть прочно, в каком бы количестве оно ни было собрано. Наоборот, то малое, что есть у праведных, не только не утрачивается, но постепенно увеличивается, так как Господь их «подкрепляет» .

. Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:

Под "достояние м ...непорочных» , как можно судить по контексту речи, разумеется их материальное благополучие. Оно «пребудет вовек» – указание на прочность этого блага: оно будет переходить из поколения в поколение, тогда как у нечестивых их блага отнимаются в одном роде.

. Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,

Отношение нечестивого к людям вообще отлично от отношений праведных. Нечестивый руководится не нравственными началами, а материальным расчетом. Для него смысл жизни в приобретении внешнего могущества и материального блага, а потому, когда он «берет взаймы, и не отдает» , старается задержать или совсем не производить платежа, так как последний, по его пониманию, наносит ущерб его внешнему благу. Праведный же, наоборот, руководится нравственными обязательствами к людям и любовью, а потому снисходит к своим должникам ("милует" ) и дает нуждающимся из своего достатка.

. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:

Необходимость следования правде и жизни по закону Бога Давид оправдывает своими наблюдениями: он уже состарился «и не видал праведника оставленным» , т. е. он не знает примера, когда бы праведник совсем оставлялся Господом, был бы Им отвергнут, хотя бы и приходилось ему в свою жизнь испытывать разные бедствия. Последние были только временными, но никогда, по наблюдению Давида, решительными и заключительными положениями жизни праведника.

. Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:

. ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.

"Жи знь вовек" зависит от уклонения от зла и делания добра, так как «Господь любит правду и не оставляет святых Своих; во век сохранятся они» . Под жизнью вовек здесь можно разуметь вечную жизнь за гробом в близости и единении с Богом. Давид, как и все псалмопевцы и, вообще, писатели Ветхого Завета считали тела неизбежным концом существования человека на земле, поэтому буквальное понимание выражения "жи знь вовек" , в смысле вечной физической жизни на земле, не может быть допустимо в данном месте. Господь вечен, Он любит правду и праведников не оставляет; когда последний умирает на земле телом, он все-таки не оставляется Богом, так как Господь близко стоит к его душе, т. е. праведник по смерти находится в вечной близости к Богу. Данное место псалма одно из немногих в Псалтири, раскрывающих черты загробного существования праведников.

. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.

Здесь Давид опять переходит к изображению ранее высказанного в 10–12 ст. и 18.

. Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;

«Наблюдай за непорочным и смотри на праведного» – поучайся из наблюдения над их поведением и судьбою тому, как тебе поступать. «Будущность праведного есть мир" – указание общее, или в смысле благополучия в земной жизни (см. 25 ст.) или загробной (см. 27–28).

36:1,2 Псалом Давида. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, 2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
Многие праведники, глядя на благоденствие нечестивых - начинают завидовать им и их кажущемуся успеху в этом веке. Однако Давид знает, что это их благоденствие, построенное на беззаконных путях и методах - обманчиво и временно.

Давид умеет смотреть глазами веры на существующее - как на не существующее, нечестивый он вроде бы как и есть, но по сути его и нет. А чего нет, то и нельзя считать.
Так же, как и трава зеленеет недолго – и век процветания нечестивых – недолог.

36:3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
Божий человек должен заботиться не только о том, чтобы делать добро. Но и о том, чтобы сохранять чистоту истины слова Божьего: правдивую картину Божьего рассказа о Нём, о намерении Его в отношении настоящего и будущего человечества, о сущности мироздания и проч. Недопустимо Божьему человеку забыть истину Всевышнего или исказить её.

36:4-6 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,
В этой жизни имеет смысл лишь упование на Господа: это побудит делать добро с Его точки зрения, не оглядываясь на успех беззаконий. И хотя свет праведника в этом веке поглощается нечестием беззаконников, настанет время, когда все усилия уповающих на Него – будут вознаграждены и свет их дел не останется незамеченным:

6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.
Не может Божье начало, сокрытое в нас (если оно сокрыто, конечно, в нас) остаться незамеченным Им. Каждый Божий человек обязательно получит справедливую награду за верность - в своё время.

36:7-9 Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему.
Нелегко делать добро, когда оно кажется безрезультатным и не приносит такого видимого успеха в веке этом, как приносят беззаконникам - их лукавые дела. Но всё же тем, кому не безразлично будущее - не стоит сердиться на Бога, который призывает творить добро несмотря ни на что и не брать дурной пример с нечестивых:
8 Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,
9 ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.
Все, кто выдержит давление успеха нечестивых и не станет уподобляться им – наследует в будущем землю. Нечестивых же не будет на Божьей планете «Земля»:

36:10 Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.
Это «немного » длится ещё со времени Ноева потопа и этим «немного » держатся на плаву все поклонники Бога в этом веке всю свою жизнь.
Размер человеческой жизни - это и есть то «немного » для каждого из нас, после которого не будет нечестивых. Потому, что в размере вечности наши 70-80 лет – совсем крошечное «немного», смерть освободит от необходимости терпеть нечестивых, а по воскресении - нечестивые если и будут, то вреда, по крайней мере, уже причинить не смогут. Задумают злое – и всё, тут же смерть вторая для них обеспечена без возможности вредить остальным.

Не допустит Бог в Своей системе вещей, чтобы страдал любящий Бога - так же, как в системе нечестивого века сего.

Так что, совсем немного - для нас означает всего лишь претерпеть до конца.

36:11 А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.
Только кроткие – послушные голосу Хозяина планеты – смогут насладиться райской мирной и счастливой жизнью под Божьей опекой. Так что быть праведником - нелегко, конечно, но стоит.

36:12,13 Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими:
13 Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его.
И хотя нечестивый - восстаёт против праведника, Бог посмеивается над ним, ибо знает, что настанет и час его расплаты.

36:14,15 Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить [идущих] прямым путем:
15 меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся.
Нечестивые, конечно, сильны мечём, но они не знают, что этот меч, поднятый на праведника – в конечном итоге станет причиной смертного приговора для них самих, что посеют они, то и пожнут.

36:16,17 Малое у праведника - лучше богатства многих нечестивых,
17 ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

Скромный и небогатый праведник - у Бога гораздо почётнее и сильнее самого богатого и влиятельного нечестивого, ибо Сам Бог - на стороне праведника, а с Богом состязаться – глупо: сто процентный проигрыш.

36:18-20 Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:
19 не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты;
20 а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут.
Праведник не потерпит вреда даже в самое лютое время, а нечестивый будет этим временем уловлен.

Здесь, понятно, образно - об участи праведника в духовном смысле, о силе веры его, ибо в буквальном - в веке этом немало праведников стали жертвой несправедливости и добычей нечестивцев. Однако Бог восстановит справедливость и ни один праведник не потерпит непоправимый урон.

36:21 Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,
Отличие праведника от нечестивого даже в такой мелочи: нечестивый любит брать в займы, но долги не возвращает. А праведник не только в долг готов давать, но и безвозвратно, по милости делится всем, что имеет сам. 22 ибо

36:22 благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся. Благословенные Господом наследуют землю (заметим – не небеса), а нечестивые – просто истребятся с земли.

36:23,24 Господом утверждаются стопы [такого] человека, и Он благоволит к пути его:
24 когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку.
За праведниками всегда присматривает Господь. Бывает, что и праведники спотыкаются и падают, но Бог Своим не даст разбиться насмерть, Он поддержит их при падении и поможет подняться.

36:25,26 Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:
26 он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет.
Ни один праведник, оказывающий милость другим, не доживёт до того, чтобы просить ему милостыню: не допускает Бог до такого, всегда находятся те, кто поможет праведнику не умереть с голоду.

Если говорить о хлебе буквальном, то часто можно наблюдать, что так и выходит: если человек хороший, старался о добром, то и в старости всегда есть кому навестить его. Если прожил жизнь в своё удовольствие, прожёг бессмысленно годы свои и никому ничего доброго не сделал - то, бывает, и стакан воды поднести некому. Хотя, бывает, и иная суета: праведник гибнет в праведности своей, а нечестивый процветает в нечестии своём.

А если говорить о духовном хлебе, то здесь уже точно: праведников Своих Бог без духовного хлеба не оставляет и непременно питает его. Не красной икрой, заметим, но хлебом. Не заумными витиеватыми изысками учений, но простыми НАЧАТКАМИ знаний о Себе и Своём намерении для человека - тем самым малым, что необходимо для выживания благочестивым в этом кошмаре века сего.
А нечестивый будет голодать от недостатка духовного Божьего хлеба, ибо не сможет вместить здравого учения о Боге и сущности бытия.

36:27,28 Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:
28 ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится.
Все, кто противостанет злу и будет стараться жить по принципам Бога – наследуют землю, как помним из 36:22 и будут жить на унаследованной земле вовек, от нечестивых же не останется и следа, ибо даже потомство их истребится.

36:29 Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.
Этот текст подчёркивает именно мысль, что праведник не только наследует землю, как трофей. Но и будет ЖИТЬ НА НЕЙ.

Некоторые считают, что люди будут жить на небе, но в наследство получат землю. Давид же говорит о вечной жизни кротких на земле.

36: 30-32 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.
31 Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его.
32 Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его;
Праведник живёт своей жизнью, говорит истину Божью и закон Божий сохраняет в сердце своём.

Нечестивый же не живёт своей жизнью: смысл его жизни сводится к подглядыванию в замочную скважину за жизнью праведника и ожиданию удобного момента для того, чтобы разрушить жизнь его или навредить ему чем-нибудь.

36:33 но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим.
Однако, даже если у нечестивого и выгорит чёрное дельце по уничтожению праведника в этом веке, то на будущем суде у Бога - не сдобровать ему

36:34 Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь.
А потому несмотря ни на что – уповайте на Бога и держитесь ЕГО пути, чтобы жить на Его земле вовек и видеть, что нечестивых там не будет. Именно так возносит - возвеличивает Бог тех, кто был унижен и попран в этом веке делами и силою нечестивых.

36:35,36 Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву;
36 но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу.
Даже если нечестивый в веке этом расширяется и укореняется в нечестии своём, всё равно не сидеть ему ветвистым и могучим деревом вовеки: с корнем исторгнут его.

36:37-40 Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность [такого] человека есть мир;
38 а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.
39 От Господа спасение праведникам, Он - защита их во время скорби;
40 и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают.
Любую скорбь Бог поможет претерпеть праведнику, какой бы великой она ни была. Брать пример нужно с них, с праведных и непорочных, ибо в этом – вечная польза для берущего с них пример.

Нечестивого же вовек более не будет.

Этот псалом – проповедь, превосходная полезная проповедь, не предназначенная (как большинство псалмов) для поклонения, а представленная как образец для нашего образа жизни. В нем нет молитв или славословий, он весь состоит из наставлений. Это Maschil – псалом-учение. Здесь нам представлено толкование некоторых самых трудных глав книги провидения: благополучие нечестивцев, бесчестье праведников, разрешение трудностей, вызванных этим, и увещевание вести себя должным образом, проживая в этой темной диспенсации. Обязанность пророков, одним из которых был Давид, - объяснение закона. Послушным закон Моисея обещал временные благословения, а непослушным угрожал бедствиями, которые обычно относились ко всему народу, как к нации; ибо когда дело касалось отдельных личностей, то многие примеры говорили о процветании грешников и бедствиях святых. В данном псалме пророк поставил себе целью найти соответствие этих примеров со словом Божьим. В нем он (I) запрещает нам раздражаться, видя процветание нечестивцев, идущих своими злыми путями (ст. 1,7,8).

(II) Давид очень хорошо объясняет, почему мы не должны раздражаться этим.

(1) Из-за скандального характера нечестивцев, (ст. 12,14,21,32) несмотря на их процветание, и заслуживающего уважения характера праведных (ст. 21,26,30,31).

(2) Из-за погибели, к которой приближаются нечестивцы (ст. 2,9,10,20,35,36,38), и спасения и защиты от всех злобных замыслов нечестивых, в которой уверены праведные (13,15,17,28,33,39,40).

(3) Из-за особой милости, которую Бог хранит для всех добрых людей, и благоволения, оказанного им (ст. 11,16,18,19,22-25,28,29,37).

(III) Он предписывает очень хорошие средства против греха зависти к процветанию нечестивых и ободряет нас воспользоваться этими средствами (ст. 3-6,27,34). Воспевая эти стихи, мы должны учить и назидать друг друга правильно понимать провидения Бога и приспосабливаться к ним; во всякое время правильно исполнять свои обязанности, затем терпеливо ожидать ответа от Бога и верить, что какими бы мрачными ни казались обстоятельства в настоящий момент, благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его.

Псалом Давида.

Стихи 1-6 . Наставления данного псалма очень просты, и не нужно много говорить, чтобы истолковать их; но нужно приложить силы, чтобы воплотить их в жизнь, и тогда они будут выглядеть наилучшим образом.

I. Эти наставления предупреждают, чтобы мы были осторожными и не допускали недовольства при виде процветания и успешности злодеев (ст. 1,2): «Не ревнуй злодеям, не завидуй». Мы можем предположить, что эти слова Давид прежде всего говорит себе и проповедует своему сердцу (когда общается с ним на ложе своем), чтобы подавить те порочные страсти, которые он нашел там работающими, и затем оставить написанные инструкции для других, которые могут оказаться в подобной ситуации. Лучше всего и с наибольшим успехом можно проповедовать другим то, что вначале ты проповедовал себе. Далее, (1) когда мы смотрим на этот мир, то видим, что в нем преобладают злодеи и беззаконники, благоденствующие и процветающие, которые имеют все, что хотят, и поступают так, как хотят, которые живут беспечно, в роскоши и обладают властью совершать зло для всех окружающих. Так было во времена Давида; и если сейчас дела обстоят так же, то не удивляйтесь, словно это что-то новое или странное.

(2) Когда мы заглядываем в себя, то видим искушение возмутиться при виде этого и взревновать против постыдных фактов и тяжкого бремени, против недостатков и досадных явлений на этой земле. Мы готовы возмутиться Богом, словно Он немилосерден к миру и Своей Церкви, позволяя подобным людям жить, процветать и всегда достигать своей цели. Мы склонны возмущаться при виде успешности в осуществлении их нечестивых планов. Мы склонны завидовать их свободе, когда они приобретают богатства (возможно, противозаконными средствами), потакают своим похотям, и испытываем желание сбросить оковы совести и поступать так же. Мы испытываем искушение думать, что лишь они являются счастливыми людьми, и пытаемся подражать им, присоединиться к ним, чтобы иметь и свою часть в их приобретениях и отведать их лакомств. И именно против этого нас предостерегает псалмопевец: «Не ревнуй злодеям, не завидуй». Возмущение и зависть – это грехи, которые сами являются наказанием; они несут в себе беспокойство духа и испорченность костей. Поэтому нас предупреждают, чтобы из милости к самим себе мы остерегались подобных чувств. Но это еще не все, ибо (3) если мы посмотрим в будущее глазами веры, то не увидим повода завидовать процветанию нечестивцев, так как их погибель лежит у двери, и они быстро приближаются к ней (ст. 2). Они процветают, но так, как цветет трава зеленая, которой никто не завидует и не раздражается при виде ее. Процветание благочестивого человека напоминает плодоносящее дерево (Пс 1:3), а процветание нечестивца похоже на траву и зеленеющий злак, которые живут очень мало.

Скоро они сами по себе высохнут. Внешнее цветение быстро увядает - так происходит и с самой жизнью, которой они ограничены.

Очень скоро они будут срублены судами Божьими. Их ликование кратко, а их плач и стенание будут вечными.

II. Этот псалом советует нам жить, доверяя Богу и уповая на Него, и это воздержит нас от возмущения при виде процветания злодеев. Если мы поступаем так, чтобы было хорошо для наших душ, то не увидим повода завидовать тем, кто причиняет зло своим душам. Здесь представлены три превосходных принципа, которыми мы должны руководствоваться, а чтобы усилить их, приводятся три обетования, на которые мы можем положиться.

1. Мы должны иметь Бога своим упованием, идя путем своего долга, и тогда будем иметь приятное существование в этом мире (ст. 3).

(1) Здесь требуется: «Уповай на Господа и делай добро», то есть чтобы мы полагались на Бога и подражали Ему. Религиозная жизнь в большой степени зависит от упования на Бога, на Его благоволение, провидение, обетование, благодать и от усердного стремления служить Ему и своему поколению в соответствии с Его волей. Мы не должны думать, что, уповая на Господа, можем жить так, как нам хочется. Нет, если мы не прилагаем усилий для исполнения своего долга, то это называется не упованием на Бога, а искушением Его. Мы также не должны совершать добро, уповая на самих себя, на свою праведность и силу. Нет, мы должны уповать на Господа и делать добро. И в таком случае (2) дается обетование, что в этом мире мы будем обеспечены: «Тогда ты будешь жить на земле и будешь накормлен»20 . Здесь не говорится: «Ты займешь более высокое положение, будешь жить во дворце и пиршествовать». Это не обязательно; счастье человека не заключается в подобном изобилии; самое главное - «ты будешь иметь место, где жить; в этой земле, в Ханаане, находится долина видений, и ты будешь иметь достаточно пищи». Это больше того, что мы заслуживаем; этого достаточно для благочестивого человека, чтобы поставить условие (Быт 28:20), и этого достаточно для человека, который стремится к небесам. «Ты будешь иметь тихое место для проживания, достаточные средства к существованию и будешь накормлен». Некоторые читают этот стих так: «Ты будешь питаться верою», так как, по словам Писания, праведный верою жить будет, и хорошо, если мы живем и питаемся обетованиями. «Ты будешь накормлен, как Илия во время голода, когда в этом возникнет необходимость». Господь – наш Пастырь, и Он питает всех, кто уповает на него (Пс 22:1).

2. Мы должны сделать Бога своим сердечным наслаждением, и тогда исполнятся желания нашего сердца (ст. 4). Мы должны не только зависеть от Бога, но и утешаться в Нем. Мы должны наслаждаться тем, что есть Бог, что Он такой, каким явил себя нам, и что Он является нашим Богом по завету. Мы должны утешаться Его красотой, щедростью и добрыми делами. Наши души должны повернуться к Нему и довериться Ему, как своему покою и своей части, навеки. Будучи удовлетворенными Его милостью, мы исполняемся безмерной радостью и весельем (Пс 42:4). Нам было велено делать добро (ст. 3), а затем следует повеление утешаться Господом, что является и привилегией, и долгом. Если мы стараемся быть добросовестными в послушании Богу, то можем иметь утешение в Нем. И даже этой приятной обязанности утешаться Богом сопутствует обетование, очень полное и драгоценное, которое вполне может компенсировать все самые трудные служения: «Он исполнит желания сердца твоего». Он не обещает удовлетворить все наши плотские аппетиты и забавные фантазии, а обещает исполнить все желания твоего сердца, все стремления обновленной освященной души. Каково же желание сердца благочестивого человека? Знать и любить Бога, угождать Ему и наслаждаться Им.

3. Мы должны сделать Бога своим водителем, полностью подчиниться Его водительству и быть в Его распоряжении; и тогда все наши дела, даже самые запутанные и сложные, закончатся хорошо к нашему великому удовлетворению (ст. 5,6).

(1) Эта обязанность очень проста, и если мы будем совершать ее правильно, то она облегчит нам жизнь: «Предай Господу путь твой» (Прит 16:3; Пс 54:23). «Все заботы ваши возложите на Него» (1Пет 5:7). Мы должны снять их с себя, чтобы не страдать и не смущать себя мыслями о будущих событиях (Мат 6:25), не затруднять и не беспокоить себя изобретением средств или ожиданием конца, а вверить их Богу, оставить, чтобы Он повелел Своему мудрому провидению и расположил все наши дела так, как Ему угодно. «Предай Господу путь свой», -говорит Септуагинта, то есть: «Молитвой расскажи о своей ситуации и своих беспокойствах Господу, как Иеффай произнес все слова свои пред лицем Господа в Массифе», (Суд 11:11), а затем уповай на Него, что будет получен добрый ответ и ты обретешь полное удовлетворение от того, что все, что делает Бог, хорошо». Мы должны совершать свой долг и заботиться об этом, а затем предоставить все Богу. «Подожди, дочь моя, доколе не узнаешь, чем кончится дело» (Руф 3:18). Мы должны следовать за провидением, а не подгонять его, подчиняться Безграничной Мудрости, а не предписывать ей.

(2) Обетование очень приятно.

В общем оно звучит так: «…и Он совершит; то есть, что бы вы ни вверили Ему, Он справится, если не для вашей изобретательности, то для вашего удовлетворения. Бог найдет способ избавить тебя от стесненных обстоятельств, усмирить страхи и осуществить твои планы».

Более детально оно звучит так: «Он позаботится о твоей репутации и выведет тебя из трудных обстоятельств не только с утешением, но с добрым именем и честью. Он выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень (ст. 6), то есть Он покажет всем, что ты честный человек».

Во-первых, это подразумевает, что праведность и суждение о благочестивых людях на время могут быть омрачены либо из-за поразительных упреков провидения (так великие страдания Иова омрачили его праведность), либо из-за злобных порицаний и клеветы людей, которые безосновательно плохо отзываются о праведных и приписывают им дела, которых они не совершали.

Во-вторых, здесь обещано, что в нужное время Бог изгладит все порицания, которым они подвергались, прояснит их невиновность и, к их чести, явит их праведность, возможно, в этом мире или позже, в тот великий день (Мат 13:43). Обратите внимание: если мы будем заботиться о том, чтобы хранить добрую совесть, то можем предоставить Богу заботиться о нашем добром имени.

Стихи 7-20 . В этих стихах нам представлены:

I. Вышеприведенные заповеди; ибо мы так склонны беспокоить себя бесполезными и бесплодными тревогами, недовольством и недоверием, что необходимо, чтобы была заповедь на заповедь, правило на правило, чтобы подавить их и вооружить нас против них.

(1) Давайте располагать себя к вере в Бога: «Покорись Господу и надейся на Него (ст. 7), то есть примирись со всем, что Он совершает, и покорись этому, ибо так лучше всего и так Бог повелел случиться. Также удовлетворись тем, что Бог все соделы-вает для нашего блага, хотя мы не знаем как и каким образом». «Молчи пред Господом» – дословный перевод, но не зловещим, а покорным молчанием. Когда мы терпеливо несем то, что возложено на нас, и терпеливо ожидаем того, что нам предназначено в будущем, то это служит нашим интересам и является нашей обязанностью, так как делает нас спокойными; и для этого также есть важная причина, так как это достоинство необходимо.

(2) Давайте не будем расстраивать себя тем, что видим в этом мире: «Не ревнуй успевающему в пути своем - человеку, который, являясь плохим, в то же время процветает, становится богатым и великим в этом мире. Не расстраивайтесь из-за того, что обладающий властью и богатством творит зло и осуществляет свои нечестивые планы против благочестивых и хороших людей, что он, похоже, достиг своей цели и пренебрежительно отзывается о них. Если твое сердце начинает восставать при виде этого, то срази свое безрассудство и перестань гневаться (ст. 8), сдерживай первые ростки своего недовольства и зависти и не давай пристанища ни одной жестокой мысли о Боге и Его провидении по этому поводу. Не гневайся, что бы Бог ни делал; откажись от гнева, ибо это самый плохой гнев, который может быть. Не ревнуй до того, чтобы делать зло; не завидуй их процветанию, чтобы не подвергнуться искушению стать на тот же нечестивый путь для собственного обогащения и продвижения, или искушению последовать по какому-то безрассудному пути, чтобы избежать их и их власти». Обратите внимание, что недовольный раздражительный дух открывает дверь для многих искушений, и тот, кто потакает ему, подвергается опасности совершить зло.

II. Здесь подробно изложены вышеприведенные причины, вытекающие из того факта, что нечестивцы, несмотря на свое процветание, приближаются к погибели, а действительно счастливы праведные, несмотря на их трудности. Эти истины повторяются в различных приятных выражениях. Псалмопевец предупреждает нас быть осторожными (ст. 7) и не завидовать нечестивцам, их мирскому процветанию и успешности в заговорах против праведных. Причины и эти два искушения приводятся порознь.

1. У благочестивых людей нет основания ни завидовать мирскому процветанию нечестивцев, ни огорчаться или беспокоиться по этому поводу, (1) так как их процветанию скоро будет положен конец (ст. 9): «Ибо делающие зло истребятся благодаря какому-либо внезапному удару божественной справедливости в самом разгаре своего процветания». То, что они приобрели благодаря греху, не только отнимется у них (Иов 20:28), но и они сами будут унесены прочь вместе со своим богатством. Обратите внимание на кончину этих людей (Пс 72:17);

как дорого обойдется им все, что было добыто нечестным путем, и тогда вы абсолютно перестанете им завидовать и не пожелаете разделить их участь, что бы ни случилось. Их кончина определена, и она близка (ст. 10): «Еще немного, и не станет нечестивого; он уже не будет таким, какой сейчас; нечаянно пришли они в разорение (Пс 72:19). Имейте немного терпения, ибо Судия стоит у дверей (Иак 5:8,9). Усмирите свои страсти, ибо Господь близко (Фил 4:5). И когда погибель придет к ним, то это будет полный крах; они и все, что им принадлежит, будет истреблено. Тот день, который придет, не оставит у них ни корня, ни ветвей (Мал 4:1): посмотришь на его место, туда, где в прежние дни он был важной персоной, - и нет его; ты не сможешь найти его. После себя он не оставит ничего значительного и ничего почетного. Тот же самый смысл имеет ст.20: «А нечестивые погибнут»; смерть будет их погибелью, ибо она является концом всей их радости и переходом к бесконечному бедствию. Блаженны мертвые, умирающие в Господе; и несчастны навечно те, которые умирают в своих грехах. Нечестивцы – враги Господа; таковыми делают себя те, которые не хотят, чтобы над ними царствовали, и Бог рассчитается с ними: «Враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут». Процветание, услаждавшее их чувственность, оказалось подобным туку ягнят, то есть не прочное и существенное, а неопределенное и зыбкое; и когда приходит день их погибели, они падают как жертвы справедливости Божьей и огонь пожирает их, как тук жертвы, лежащей на алтаре, откуда восходит дым. День Божьего отмщения нечестивцам представлен как жертва от тука с почек овнов (Ис 34:6), ибо Господь будет почтен гибелью Своих врагов принесением их в жертву. Проклятые грешники являются жертвами (Мар 9:49). Поэтому мы не должны завидовать нечестивцам и их процветанию; наедаясь досыта, они лишь откармливаются для жертвы, подобно агнцам на пространном пастбище (Ос 4:16). И чем больше они будут процветать, тем больше Бог прославится в их погибели.

(2) Так как даже в этой жизни положение праведных во всех отношениях лучше и желаннее, чем положение нечестивцев (ст. 16). В общем, даже та малая доля почестей, богатства и удовольствий в этом мире, что имеет праведник, лучше богатства многих нечестивых. Обратите внимание,

Богатства этого мира распределяются божественным провидением таким образом, что часто на долю благочестивых людей выпадает лишь немного, в то время как нечестивцы имеют их в изобилии. Этим Бог показывает, что богатства мира не самое лучшее, ибо, если бы это было так, то они принадлежали бы наилучшим и самым дорогим для Господа.

То малое, чем обладает благочестивый человек, в действительности лучше, чем богатства нечестивца, как бы велики они ни были; ибо оно пришло от добрых рук из чувства особой любви, а не просто от руки общего провидения. Он обладает особым правом, так как Бог дает ему в соответствии с обетованием (Гал 3:18). Ему все принадлежит благодаря отношению ко Христу, который является наследником всего, и ему все передано для наилучшего использования - все освящено для него благословением Бога. Для чистых все чисто (Тит 1:15). То малое, посредством чего мы служим Богу и чтим Его, лучше огромных приношений, приготовленных для Ваала и низменной похоти. Обетования, данные праведным, хранят для них такое блаженство, что им не нужно завидовать процветанию злодеев. Откройте им для утешения,

во-первых, что они наследуют землю в той степени, насколько Безграничная Мудрость считает полезным для них. У них есть обетование жизни настоящей (1Тим 4:8). Если для того, чтобы сделать их счастливыми, понадобится вся земля, они будут владеть ею. Все принадлежит им, даже мир, настоящее и будущее (1Кор 3:21,22). Они владеют этим по наследству, по верному и почетному праву, а не только с позволения и потакания. Когда злодеи подкашиваются, иногда праведники наследуют то, что они накопили. Богатство грешника сберегается для праведного (Иов 27:17; Прит 13:22). Это обетование дано (а) тем, кто живет верой (ст. 9): кто уповает на Господа, кто зависит от Него, ожидает от Него, получает подкрепление от Него. Таковые наследуют землю в доказательство Его нынешнего благоволения и в залог тех благ, которые ожидают его в другом мире. Бог – добрый Господин, который щедро и хорошо заботится не только о тех своих слугах, которые трудятся, но и которые ожидают.

(б) Тем, которые живут тихо и мирно (ст. 11): «А кроткие наследуют землю». Они подвергаются меньшей опасности испытать на себе зло или беспокойство за свое имущество; больше всего удовлетворения они получают в себе, а, следовательно, и самые сладкие удовольствия от утешений, доступных творению. Наш Спаситель сделал это евангельским обетованием и в подтверждение провозгласил блаженство для кротких (Мат 5:5).

Во-вторых, что они насладятся множеством мира (ст. 11). Возможно, у них нет изобилия богатства, которым они могли бы насладиться, но они имеют то, что намного лучше, - множество мира: внутренний мир, спокойствие разума, мир с Богом, затем мир в Боге – тот великий мир, который имеют любящие закон Божий; нет им преткновения (Пс 118:165). Они имеют то обилие мира, которое является царством Христа (Пс 71:7), - мир, который этот мир не может дать (Иоан 14:27) и который нечестивцы не могут иметь (Ис 57:21). Всем этим будут наслаждаться благочестивые, и в этом они будут иметь постоянное пиршество, в то время как имеющие изобилие богатства испытывают лишь затруднения и препятствия, обременяя себя им и получая от него мало удовольствия.

В-третьих, что Господь знает дни непорочных (ст. 18). Он обращает особое внимание на них, на то, что они делают и что происходит с ними. Он ведет запись всех дней, когда они служат Ему, и ни один из этих дней не останется без вознаграждения. Он учитывает все дни их страданий, чтобы за них они также получили компенсацию. Он знает их солнечные дни и наслаждается их процветанием. Он знает их облачные и мрачные дни, дни их страданий, а каков день, такова будет и сила.

В-четвертых, что достояние их пребудет вовек, не их богатство на земле, а их богатство нетленное, неоспоримое, которое хранится для них на небесах. Тот, кто уверен в вечном наследстве, хранящемся в другом мире, не имеет повода завидовать нечестивцам, их временным богатствам и удовольствиям в этом мире.

В-пятых, что даже в наихудшие времена у них все будет хорошо (ст. 19). Не будут они постыжены в своей надежде и уповании на Бога, как и в своем исповедании религии, так как утешение от этой мысли будет для них действенной поддержкой в трудные времена. Когда другие будут изнемогать, они с радостью и уверенностью поднимут свои головы: даже во дни голода будут сыты; когда другие вокруг них будут умирать от голода, они будут сыты, как Илия. Тем или иным образом Бог обеспечит их подходящей пищей или даст им удовлетворенное сердце; так что если они будут нуждаться в помощи и голодать, то не станут, подобно нечестивцам, злиться, хулить царя своего и Бога своего (Ис 8:21), а возрадуются в Боге, как в Боге спасения своего, даже если бы не расцвела смоковница (Авв 3:17,18).

2. У благочестивых нет повода раздражаться, видя случайное успешное осуществление заговоров нечестивцев против праведных. Хотя им действительно удается осуществить некоторые из своих злых замыслов (что порождает в нас страх, когда они достигают своей цели), в то же время давайте укротим свой гнев и не будем возмущаться и подумывать, не бросить ли все. Ибо (1) Они постыдятся своих планов (ст. 12,13). Правда, что нечестивый злоумышляет против праведника; в семени нечестивцев присутствует укорененная враждебность против семени праведных; их цель, если только это в их силах, - лишить их праведности, а если это не удастся, то погубить. Преследуя эту цель, они поступают, используя бесчестную тактику и хитроумные планы (они составляют заговоры и строят козни против праведных), а также поразительное рвение и ярость. Нечестивый скрежещет на них зубами своими так сильно, что (если бы только это было в его власти) он поглотил бы их; и он в огромной степени наполнен негодованием, что не может сделать этого. Но все это делает нечестивцев нелепыми. Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им (Пс 2:4,5). Они горды и надменны, но Бог изольет на них презрение. Он не только недоволен, но и презирает их, а все их попытки напрасны и безрезультатны; их злоба бессильна и содержится в узах, ибо Господь видит, что приходит день его. То есть день Божьего возмездия, день явления Его праведности, которая сейчас кажется затемненной и тусклой. Люди имеют свой день сейчас. Писание говорит: «…теперь ваше время» (Лук 22:53), но скоро настанет день Бога, день расплаты, день, который все расставит по своим местам и воздаст за те нелепости, которые сейчас кажутся замечательными. Очень мало значит… как судят другие люди (1Кор 4:3). День Божий совершит окончательный суд.

День погибели. Это будет день нечестивцев, предопределенный для их падения, этот день приходит, что означает отсрочку. Он еще не наступил, но, безусловно, придет. Мы верим, что в этот день девствующая дочь Сиона презрит тебя, посмеется над тобою (Ис 37:22).

(2) Их попытки станут их погибелью (ст. 14,15). Здесь обратите внимание,

Как жестоки они в своих замыслах, направленных против благочестивых людей. Они готовят инструменты смерти - лук и меч - ничто другое не годится; они охотятся за драгоценной жизнью. Они замышляют низложить и пронзить; они жаждут крови праведных. Они издалека начинают свой план и подбираются ближе, чтобы исполнить его. Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой; все эти военные приготовления направлены против беспомощных – против бедного и нищего (что свидетельствует об их исключительной трусости), против невиновных, идущих прямым путем, которые никогда не провоцировали и не приносили вреда ни им, ни другим людям (что доказывает их чрезвычайную порочность). Сама по себе непорочность не будет оградой против их злобности. Но посмотрите,

Как справедливо их злобность обратится на них самих: меч их войдет в их же сердце, что подразумевает, что праведные будут сохранены от злобности нечестивцев, которые тем самым наполняют чашу своего беззакония. Иногда то, что они замышляли против невинного соседа, становится их собственной погибелью. Однако меч Божий, который обнажился против них за их провокации, нанесет им смертельную рану.

(3) Те, которые не будут внезапно повержены, будут лишены возможности совершать зло в дальнейшем, и таким образом интересы Церкви будут спасены: луки их сокрушатся (ст. 15). Инструменты жестокости подведут их, и они растеряют то, что собирались сделать средствами для своих коварных планов. Более того, мышцы нечестивых сокрушатся, и поэтому они не смогут дальше осуществлять свои замыслы (ст. 17). А праведников подкрепляет Господь, поэтому они не падут духом под тяжестью своих страданий и не будут раздавлены насилием своих врагов. Он поддерживает их и в их непорочности, и в их процветании; а тот, которого подобным образом поддерживает Скала веков, не имеет повода завидовать нечестивцам, когда поддерживается их надломленный тростник.

Стихи 21-33 . Эти стихи имеют то же самое содержание, что и предыдущие, ибо эта тема достойна длительного размышления. Здесь обратите внимание,

I. Что требуется от нас, чтобы мы могли обрести счастье, и чему мы можем научиться, исходя из изложенных здесь характеров и наставлений. Чтобы получить благословение от Бога, (1) мы должны по совести отдавать другому то, что ему принадлежит, ибо нечестивый берет взаймы и не отдает (ст. 21). Это самое первое, что Господь, Бог наш, требует от нас: чтобы мы справедливо отдавали всем то, что им принадлежит. Если мы не отдаем то, что взяли взаймы, то это не только стыдно и ничтожно, но греховно и порочно. Некоторые в подобных случаях ссылаются не столько на порочность нечестивых, сколько на нищету и бедность, которыми они стеснены из-за справедливого суда Божьего и вынуждены брать взаймы, чтобы выжить, а потом лишены возможности отдать долг и таким образом оказываются предоставленными милости кредиторов. Но что бы ни думали об этом некоторые люди, как великий грех совершают люди, которые имеют возможность отдать долг, но отказываются платить его, так и огромное несчастье постигает тех, кто не может уплатить его.

(2) Мы должны быть готовы совершать дела благотворительности и милосердия, ибо как Бог проявил Свое милосердие к праведным, приняв решение быть добрым и творить добро (и, как некоторые понимают это, Божье благословение увеличивает то малое, что имеет праведник, до такой степени, что он имеет изобилие делиться, чтобы помочь другим), так и пример милосердия праведного человека заключается в том, что он имеет сердце, пропорциональное его богатству: праведник милует и дает (ст. 21). Он всякий день милует и взаймы дает; иногда истинная благотворительность заключается как в одалживании, так и в даянии, а Бог принимает и то и другое, когда они исходят из милостивого расположения сердца, которое, если мы искренни, будет постоянным и не даст утомиться от добрых дел. Тот, Кто воистину милостив, будет вечно милостивым.

(3) Мы должны оставить свои грехи и вырабатывать в себе истинное благочестие (ст. 27): «Уклоняйся от зла, и делай добро». Прекрати делать зло и возненавидь его; научись делать добро и прилепись к нему; в этом заключается истинная религия.

(4) Наш разговор должен быть благочестивым; своими устами мы должны славить Бога и на-зидать других. Одна из характеристик праведного человека (ст. 30) заключается в том, что уста праведника изрекают премудрость, то есть он не только говорит мудро, но и изрекает мудрость, подобно Соломону, который назидал всех окружающих. Язык его произносит правду, то есть он не говорит пустые и нелепые вещи, а возвещает об истине, то есть о Слове и провидении Божьем, о принципах мудрости для правильных решений и образа жизни. От избытка благочестивого сердца будут говорить уста о том, что есть благо и для назидания.

(5) Все свои желания мы должны полностью подчинить воле и слову Бога (ст. 31): «Закон Бога его в сердце у него»; и напрасно мы притворяемся, что Бог есть наш Господь, если не принимаем Его закон в свои сердца и отказываемся, чтобы Он управлял ими. Посмешище и смехотворное действие совершает тот, кто говорит о мудрости и о судах, но не имеет закона в своем сердце, а мы думаем так, как говорим. Закон Божий должен быть повелевающим и управляющим принципом в сердце человека; он должен быть светом и источником в нем, и тогда наш путь будет правильным и единообразным; не поколеблются стопы его. Закон предотвратит грех и тревоги, которые вытекают из него.

II. В чем нас убеждают, и какое счастье и утешение ожидает нас в случае исполнения этих условий.

1. Мы будем иметь Божьи благословения. Эти благословения будут источником, наслаждением и безопасностью всех наших временных утешений и удовольствий (ст. 22): «Ибо благословенные Им, каковыми являются все праведные, имеющие Отцовское благословение, благодаря этому наследуют землю (то же говорится в ст.29), то есть землю Ханаан – эту славу всех земель». Наши земные утешения являются действительными утешениями, когда мы видим, что они вытекают из благословения Божьего, и мы уверены, что не будем нуждаться в том, что хорошо для нас в этом мире. Земля даст нам плод свой, если благословит нас Бог, Бог наш (Пс 66:7)21 . Как те, кого Бог благословил, являются безусловно благословенными (ибо они наследуют землю), так и те, кого Он проклял, безусловно являются проклятыми; они истребятся и будут вырваны с корнем, а их полное уничтожение через божественное проклятие подчеркнет утверждение праведных посредством божественного провидения и послужит контрастом.

2. Бог будет направлять и располагать наши поступки и дела так, чтобы это особым образом прославило Его (ст. 23): «Господом утверждаются стопы такого человека». Своей благодатью и Святым Духом Он направляет мысли, чувства и планы благочестивого человека. В Своей руке Он держит все сердца, но сердца праведных – по их собственному согласию. Своим провидением Бог управляет событиями, которые касаются их, чтобы сделать их путь простым и они знали, что должны делать и чего ожидать. Обратите внимание, Господь утверждает стопы доброго человека, но не только его путь в общем, Своим написанным Словом, а направляет Его отдельные шаги нашептываниями совести, говорящей: «Это правильный путь, иди по нему». Бог не всегда показывает ему путь на расстоянии, а ведет его шаг за шагом, как водят детей, и таким образом поддерживает его в постоянной зависимости от Его водительства. И это происходит, (1) потому что Он благоволит к пути его, и Ему нравится путь праведного, где бы он ни шел. Ибо знает Господь путь праведных (Пс 1:6). Он благоволит к нему и поэтому направляет его.

(2) Потому что Он может благоволить к пути его. Так как Бог утвердил его путь в соответствии со Своей волей, то Он и благоволит к нему; ибо так как Он любит в нас Свой собственный образ, то Ему нравится то, что мы делаем под Его водительством.

3. Бог сохранит нас от гибели из-за наших грехов и бедствий (ст. 24): «Когда он будет падать, не упадет».

(1) Благочестивый человек может совершить ошибку, но благодать Божья приведет его к покаянию, и поэтому он не погибнет. Хотя он может на время потерять радости Божьего спасения, но они будут восстановлены для него, так как Бог будет поддерживать его Своей рукой и Своим Духом. Корень останется живым, хотя листья высохнут; а после зимы придет весна.

(2) Благочестивый может пасть духом, его дела могут быть в беспорядке, его дух - в отчаянии, но он не будет полностью сломлен. Бог будет силой его сердца, когда плоть и сердце дрогнут; Бог будет поддерживать его Своими утешениями, и поэтому дух, который Он сотворил, не падет пред Ним.

4. В этой жизни мы не будем нуждаться в необходимых благах (ст. 25): «Я был молод и состарился; я видел много изменений в жизни людей и сделал вывод, что не видал праведника оставленным Богом и человеком, как иногда видел нечестивца, от которого отказались и небеса и земля. Нет, я не помню, чтобы мне пришлось видеть праведника, стесненного до такой нужды, чтобы он просил свой хлеб». Самому Давиду приходилось просить хлеба у священника Авимелеха, но это было в то время, когда за ним охотился Саул; и наш Спаситель учит исключать случаи преследования за праведность из всех временных обетований (Мар 10:30), так как им сопутствуют такие почести и утешения, что они становятся скорее привилегией (как рассматривает это апостол, Фил 1:29), а не поражением и бедствием. Но есть очень мало примеров, когда благочестивые люди или их семьи стеснены до такой крайней бедности, в которую ввергают себя нечестивцы своей порочностью. Давид не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба. Некоторые понимают эти слова так: если они окажутся в нужде, то Бог пошлет им друзей, которые окажут помощь, и им не придется позорно выставлять напоказ свою бедность и называться нищими. Или: если им придется в поисках пищи ходить от одной двери к другой, то это не будет сопровождаться отчаянием, как это имеет место у нечестивца, который скитается за куском хлеба повсюду, спрашивая: «Где он?» (Иов 15:23). От него не откажутся, как от блудного сына, когда он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему (Лук 15:16). Когда праведник будет голодным, он не станет свирепствовать, как враги Давида, когда они бродят, чтобы найти пищу (Пс 58:16). Некоторые считают, что это обетование особым образом дано тем, кто помогает и благотворит бедным, и подразумевают, что Давид никогда не видел человека, который стал бы нищим из-за собственной благотворительности. «Другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет» (Прит 11:24).

5. Бог не оставит, а милостиво защитит нас, если мы окажемся в трудностях и стеснении (ст. 28), ибо Господь любит правду. Ему нравится самому поступать справедливо, и Он любит тех, кто поступает справедливо. Поэтому Он не оставляет Своих святых в страдании, когда другие начинают сторониться и стыдиться их, а заботится, чтобы вовек сохранялись они. Святой в любом возрасте будет взят под Его защиту; его преемственность сохранится до конца времен, и отдельные святые будут сохранены от всех искушений на протяжении всех испытаний настоящего времени для блаженства, которое будет вовеки. Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства (2Тим 4:18; Пс 11:8).

6. Мы будем в удобствах проживать и здесь, в этом мире, и в лучшем мире, когда покинем этот. Мы будем жить вовек (ст. 27) и не будем истреблены, как потомство нечестивых (ст. 28). Тот, кто избрал Бога своим покоем и в Нем чувствует себя дома, не будет бросаем из стороны в сторону. Но здесь, на земле, он не сможет пребывать вечно, так как здесь нет вечного города; только на небесах, в том городе, который имеет основания, праведность будет пребывать вечно, и это будет местом их вечного проживания.

7. Мы не станем добычей противников, которые ищут нашей погибели (ст. 32,33). Есть один противник, который использует любую возможность, чтобы причинить нам зло, -нечестивый, который следит за праведным (как рыкающий лев наблюдает за своей добычей) и старается погубить его. Есть другие нечестивцы, очень коварные, поступающие так же (они следят за праведным, чтобы иметь возможность причинить ему зло и повод оправдаться в содеянном);

они недоброжелательны, ибо ищут его смерти. Это касается и главного нечестивца, дьявола, этого старого змея, который, чтобы уловить праведных, использует свои хитрости и изобретения, относительно которых мы не должны оставаться в неведении; этого великого красного дракона, который хочет убить их; этого рыкающего льва, который постоянно ходит вокруг них, беспокойный и разъяренный, ища, кого бы поглотить. Но здесь дается обещание, что ни он, ни сатана, ни его помощники не победят их.

(1) Он не одержит над ними победу на поле битвы, так как Господь не отдаст их в руки его. Бог не позволит сатане сделать то, что он хочет, и не отнимет Свою силу и благодать у Своего народа, а даст ему возможность противостоять и преодолеть нечестивца; вера его не оскудеет (Лук 22:31,32). Хороший человек может попасть в руки посланника сатаны и подвергнуться суровым ударам, но Бог не оставит Свое чадо в его руках (Кол 10:13).

(2) Нечестивец не одержит победу над праведным, ссылаясь на закон, так как Господь не допустит обвинить его, когда он будет судим, хотя и будет испытывать подстрекательства клеветника братьев наших, клеветавших на них пред Богом нашим день и ночь. Его клевета будет отвергнута, как и та, которая выдвигалась против Иисуса, великого иерея (Зах 3:1,2). Господь обличит тебя, сатана! Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.

Стихи 34-40 . Заключительная часть этой проповеди (ибо таковой является природа этого произведения) имеет тот же самый смысл и насаждает те же истины.

I. Здесь нас настойчиво призывают исполнять тот же долг (ст. 34): «Уповай на Господа и держись пути Его». Это наша обязанность; мы должны размышлять о ней и добросовестно исполнять ее. Держитесь пути Божьего, никогда не сворачивайте с него и не медлите на нем; держитесь поближе к нему и продолжайте идти. Все события Бог держит в Своих руках, и мы должны отдать себя Ему, чтобы Он мог распоряжаться ими. Мы должны уповать на Бога, прислушиваться к движениям Его провидения, внимательно наблюдать за ними и сознательно приспосабливаться к ним. Если мы добросовестно держимся пути Божьего, то можем радостно уповать на Господа и вручить Ему свой путь. И тогда мы увидим, что Он – добрый Господин и для Своих трудящихся, и для уповающих слуг.

II. Причины быть усердными в этом те же самые; автор также ссылается на несомненную погибель нечестивцев и безусловное спасение праведных. Испытав искушение позавидовать процветанию нечестивцев, этот благочестивый человек, чтобы вооружить себя в борьбе с этим искушением, идет в святилище Божье и туда же ведет нас (Пс 72:17). Там он понимает их кончину и благодаря этому дает нам возможность уразуметь ее; и, сравнив ее с кончиной праведных, он побеждает искушение и заглушает его. Обратите внимание:

1. На бедствие нечестивцев в конце их жизни. Как бы они ни процветали до того момента, беззаконники все истребятся (ст. 38);

и, безусловно, не может быть благом то, что заканчивается так плохо. В конце своего пути нечестивцы будут отрезаны от всех благ и надежды на них; придет конец всем их радостям, и они будут навечно отделены от источника жизни и преданы злу.

(1) Некоторые случаи поразительной гибели нечестивых людей Давиду самому приходилось наблюдать в этой жизни. Он видел, что роскошь и процветание грешников не спасет их от судов Божьих, когда их день подойдет к концу (ст. 36,35): «Видел я нечестивца (это слово стоит в единственном числе), предположительно Саула или Ахитофела (так как Давид был уже пожилым человеком, когда писал этот псалом), грозного, чудовищного (как некоторые понимают это место), который был ужасом на земле живых и все нес перед собой на вытянутой руке; который, казалось, твердо стоял на земле и превосходно цвел, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву, производящему листья, но не плоды; похожий на исконного израильтянина (как толкует д-р Хаммонд), имеющего корень. Но что стало с ним? Елифаз задолго до того, увидев укореняющегося глупца, проклял жилище его (Иов 5:3). И Давид увидел причину этого, ибо это многоветвистое дерево высохло так же быстро, как и смоковница, которую проклял Христос. «Но он (нечестивец) прошел» (ст. 36), как сон, как тень, – такой была его роскошь и власть, которой он так гордился. Он исчез в мгновение, и вот нет его; ищу его с удивлением и не нахожу. Он сыграл свою роль, покинул сцену, и никто не хватился его.

(2) Полная и окончательная гибель грешников, всех грешников, вскоре станет представлением для святых в той же степени, в какой они иногда становятся зрелищем для этого мира (ст. 34): «Когда будут истребляемы нечестивые (а они безусловно будут истреблены), ты увидишь это, испытывая восхищение божественной справедливостью. Беззаконники все истребятся» (ст. 38). В этом мире Бог отделяет то одного, то другого грешника из многих, чтобы на его примере in terrorem – предупредить. Но в судный день будет полное истребление всех преступников и ни один не спасется. Грешившие вместе, вместе будут осуждены. Свяжите их в снопы, чтобы сжечь их.

2. И, наконец, блаженство праведных. Давайте посмотрим, каков будет конец бедного презираемого народа Божьего.

(1) Продвижение. Были времена, когда беззаконие достигло такой степени, что благочестие человека препятствовало его продвижению в этом мире и практически не давало возможности разбогатеть. Но если ты держишься пути Божьего, то можешь быть уверен, что в должное время Господь вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю (ст. 34). Он продвинет тебя так высоко, что ты займешь место в небесных обителях, обретешь почет, достоинство и истинное богатство в Новом Иерусалиме, наследуешь добрую землю, землю обетованную, прообразом которой был Ханаан. Он вознесет праведных выше презрения и опасностей.

(2) Мир (ст. 37). Давид говорит: «Наблюдай за непорочным и смотри на праведного». Давайте все будем наблюдать за ним, восхищаться им и подражать ему. Понаблюдайте за праведным, чтобы узнать, какова будет его кончина, и вы увидите, что будущность такого человека есть мир. Иногда его последние дни оказываются более благополучными, чем первые: бури уже пронеслись, и он опять спокоен после того, как все страдания уже позади. Однако если все его дни продолжают оставаться мрачными, то, возможно, его смертный день окажется для него благоприятным и солнце ярко воссияет для него; или если он так и останется объятый мраком, то его будущее состояние будет протекать в мире, вечном мире. Тот, кто ходит прямым путем, живя на земле, отойдет к миру после смерти (Ис 57:2). Мирная смерть является итогом беспокойной жизни многих хороших людей, и хорошо то, что заканчивается хорошо навсегда. Сам Валаам хотел умереть смертью праведника (Числ 23:10).

(3) Спасение (ст. 39,40). Спасение праведникам (здесь можно подразумевать великое спасение, о котором спрашивали и которое исследовали пророки, 1Пет 1:10) от Господа. Это будет делом Господа. Вечное спасение от Бога увидит тот, кто наблюдает за путем своим (Пс 49:23). А у тех, кто ссылается на Христа и небеса, есть вседостаточный Бог: Он - защита их во время скорби, Он поддержит их в скорби и перенесет через нее. Поможет им Господь и избавит их; Он поможет им исполнять свой долг и нести свои бремена; поможет им справиться с духовными конфликтами, нести свои скорби правильно и благодаря им приобретать блага. В должное время Господь избавит их от скорби. Он избавит их от нечестивцев, которые хотят погубить или поглотить праведных, и защитит их там, где нечестивцы умрут от скорби. Он спасет их, но не только сохранит в безопасности, но и сделает счастливыми, ибо они на Него уповают. Не потому, что они заслужили этого от Него, а потому, что они вручили себя Ему, уповая на Него, и таким образом почтили Его.