Вероятно, мало кто не слышал выражение «Прометеев огонь», который означает стремление совершать хорошие поступки, действуя на благо других и принося себя в жертву.

Откуда же пошло это выражение, и кто такой – легендарный Прометей?

Происхождения великого титана

Прометей был великим титаном, рожден был еще до олимпийских богов.

В некоторых источниках сказано, что был он сыном Урана и Геи, в других – что сын титана Иапета и океаниды Климены или богини Фемиды.

Его имя переводится, как «знающий наперед», «предвидящий», имя было говорящим, помимо остальных своих качеств Прометей обладал даром предвидения. Точно известно, что был он мудрым древним существом, живущим еще задолго до Зевса и его братьев.

Именно этим обусловлено его независимое положение от олимпийских богов, несмотря на то, что Прометей признал владычество над вселенной и даже помог ему в войне со своими собратьями титанами, такими как Крон, Атлант, Тифон.

Война против титанов

Когда Зевс победил своего отца Крона, низверг его в глубины Тартара, титаны восстали против него.

Прометей встал на его сторону, потому что противился насилию и жестокости своих древних собратьев, и считал, что Зевс наделен большей мудростью, нежели они.

Он считал, что боги младшего поколения лучше справятся с ролью властителей мира и людей.

Эта беспощадная война длилась десять лет, на помощь Зевсу пришли сторукие великаны, сам Громовержец метал молнии. Титаны были повержены и жестоко наказаны.

Прометеев огонь

По одной версии, война эта была настолько ужасна, что все живое на земле вымерло. приказал Прометею вылепить из глины людей, а вдохнула в них жизнь.

По другим версиям, Зевс желал избавиться от людей, которые жили во времена правления титанов, поэтому оставил их на произвол судьбы без средств к существованию, в том числе и без огня. И эти люди были настолько слабы и глупы, что не могли позаботиться о себе, жили в пещерах, как муравьи, не могли себя согреть, приготовить пищу, не имели ремесел, с трудом добывали себе пищу.

Бог-Громовержец запретил богам помогать людишкам, ему не было до них никакого дела.

А Прометей, в отличие от кровожадного и жестокого Зевса, пожалел свои создания, он любил их всем своим сердцем.

Он поднялся на гору, в которой была кузница бога-кузнеца Гефеста и вынес из горна бога ремесел несколько угольков в полой деревянной трубке.

Он отдал огонь людям и показал, как пользоваться. Научил строить дома, лепить из глины домашнюю утварь, готовить еду, разъяснил, как отличать ночь ото дня, зиму от лета, показал им письменность, дал им законы. И еще многому другому научил своих любимых людей Прометей.

Так «огонь» нужно понимать не только в буквальном смысле, но и в качестве метафоры просвещения. Людям стало легче жить, они из дикарей превратились в счастливое общество.


Гнев Зевса

За то, что ослушался титан Громовержца, защищал и покровительствовал людям, на него разозлился Зевс.

Бог-олимпиец отнял у людей огонь, когда Прометей обхитрил его в вопросе принесения жертв богам, вставая на сторону людей. Но Прометей вернул его с горы Олимп обманом и хитростью.

Тогда решил Зевс наказать его, он давно уже невзлюбил Прометея за то, что тот был титаном. Приказал своим слугам Силе и Власти схватить великого титана и увести на кавказскую гору.

Гефест приковал его цепями к горе и вбил в его грудь алмазный клин, который терзал тело Прометея.

Мужественно держался Прометей, принял свое наказание и ни за что не захотел покориться кровожадному Зевсу, уступить ему, как его ни уговаривали Фемида, титан Океан и его океаниды.

Благодаря своему дару предвидения, Прометей знал, что явится могучий герой Геракл, который и освободит его от оков после многих лет страданий.

Также сделал Прометей предсказание Зевсу, что ожидает его участь отца его, Крона. Но подробности отказался говорить, не желая покориться жестокому Зевсу. Тогда Громовержец еще сильнее рассердился на Прометея и послал своего орла, чтобы он ежедневно выклевывал печень непокорного титана.

Страдает так Прометей до того момента, Пока не приходит Геракл, сын Зевса, чтобы освободить многострадального благодетеля людей.

Титан рассказал ему пророчество, и великий герой разрубил оковы. За время пленения Прометея, Зевс стал мягче по отношению к людям, стал им благодетельствовать и помогать, поэтому Прометей и Зевс примирились.

Образ Прометея

Во всех источниках Прометей выступает как защитник людей, благодетель, в отличие от Зевса, которому нужна власть и поклонение. Он сочетает в себе образ нового бога, вплетенного в иерархию олимпийских богов, и покровителя древнего племени.

Подчинившись Зевсу в войне против титанов, Прометей, не желающий власти и насилия, противопоставляется титанам.

Мудрый и хитрый Прометей не жалеет себя для помощи людям, страдает за них, поэтому выступет в роли святого мученика.

И в глазах смертных он находится выше даже Зевса-Олимпийца, который действует при помощи силы и жестокости.

В литературе, искусстве Прометей выступает как покровитель наук, несущий людям просвещение, образование, культуру и ремесла. Он – творец, создатель, художник, который сначала создал род людской, а затем дал ему инструменты для обретения величия.

(сын Прометея и Пандоры, Schol. Apoll. Rhod. III 1086), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры) (Apollod. I 7, 2).

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня mē-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе Прометея несомненны черты древнего доолимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. Прометей олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин - сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. Прометей не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202-208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого Прометей сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он - сын Геи - Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209-210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211-218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. Прометей действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром Прометей, несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона , жестоко наказанных Зевсом (347-355). Древнее хитроумие Прометея в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости - Прометея и Зевса. Поэтому Прометей обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т.е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников - сторуких (219-221).

Мифы о Прометее связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148-150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, Прометей как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал это Прометей по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», Прометей крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, Прометей дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320d-321e). Согласно Эсхилу (From. 506), «все искусства у людей от Прометея», причём, оказывается, что Прометей наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442-504). Однако в других источниках о роли Прометея в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332-375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами Прометея, а с деятельностью Зевса (Hes. Theog. 96, Opp. 256-264). Научить людей жить обществом Прометей не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321d). Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.

Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара - супруги Девкалион и Пирра (т.е. сын Прометея и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390-413). Так Прометей, теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это Прометей осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535-566). В мифах Прометей - благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же - неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс - родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором Прометей займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом Прометея роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно Прометею (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает Прометею похитить огонь (Serv. Verg. Buc. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то Прометей был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а Прометея приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. p. 987, 4 след.). Прометей вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248-250). Прометей - это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, - заслуга Прометея, обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535-560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман Прометея, допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и Прометея. В результате Зевс лишает людей огня. Прометей в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь Прометея подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь (Apollod. I 7, 1). В отместку людям и Прометею боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. Прометей внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. Прометей сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515-519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает Прометея в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла , чтобы, освободив Прометея, тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527-531). Освобождение Прометея Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу - добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к Прометею и от кентавра Хирона , сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать Прометею своё бессмертие (Apollod. II 5, 4). Пока совершаются деяния знаменитых героев, Прометей, которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248-1258). Освобождение Прометей получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны Прометей - уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода Прометей - хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того Прометея (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный Прометей» и в разрозненных фрагментах), - попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей Прометея и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. Прометей так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения Прометея, причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий Прометей совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва (I 16, 13-16); Прометей заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей (Propert. III 5, 7-12).

Следы культа Прометея должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не Прометею, а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник Прометея; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь Прометея, справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был Прометей. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника Прометея в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестиях выступали хоры мужчин и мальчиков.

Лит .: Лосев А.Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки МГПИ им. Ленина», 1953, т. 72; его же, Эсхил, в сб.: Греческая трагедия, М., 1958, с. 43-102; его же, Проблема символа и реалистическое искусство, М., 1976 (лит. и подробный анализ образа Прометея в мировой литературе); Kerényi K., Prometheus. Das griechischen Mythologem von der menschlichen Existenz, Z., 1946; Séchan L., Le mythe de Prométhée, P., 1951.

А .Ф . Лосев

Сюжеты мифа о Прометее («наказание и освобождение Прометея» - древнейший из прометеевских сюжетов в античном искусстве, «Прометей, приковываемый к скале», «орёл, клюющий печень Прометея», «Прометей, несущий огонь») получили отражение в греческой вазописи, на этрусских зеркалах 5-4 вв. до н.э., на помпейских фресках, на римских светильниках. Сюжет «сотворение человека» изображается на рельефах саркофагов, геммах 3-1 вв. до н.э. В европейском изобразительном искусстве сюжеты мифа о Прометее разрабатывались Пьеро ди Козимо, Л. Карраччи, Аннибале Карраччи, П.П. Рубенсом, Я. Йордансом, Тицианом и др. В европейской литературе к образу Прометея обращались Боккаччо, П. Кальдерон, Вольтер, И.В. Гёте, И.Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П. Шелли, Вяч. Иванов, А. Жид, Ф. Кафка и др.

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 337-340.

Мифы и Легенды * Прометей

Прометей

Википедия

Промете́й (др.-греч. Προμηθεύς, также Промефей) — в древнегреческой мифологии титан, защитник людей от произвола богов. Сын Иапета и Климены (по Аполлодору — Асии, по Эсхилу — сын Фемиды-Геи, по Евфориону — сын Геры и титана Евримедонта). Его жена Гесиона.
Имя титана «Прометей» означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность имени его брата Эпиметея, «думающего после») и является производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать».

Создание людей

Согласно Гесиоду Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием;

Прометей и первый человек
(по модели Симона Луи Буано) Пьетро Стаджи,
1783-1793, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

в более детализированной версии, изложенной Проперцием — вылепил людей из глины, смешав землю с водой (у Гесиода этого нет); либо он оживил людей, созданных Девкалионом и Пиррой из камней. Около Панопея (Фокида) в древности была статуя Прометея, а рядом два больших камня, оставшихся от глины, из которой были вылеплены люди. В этой долине побывал Фрэзер и видел на ее дне красноватую землю.
Когда боги с людьми препирались в Меконе, Прометей обманул Зевса, предложив ему выбор, и тот выбрал большую, но худшую часть жертвы. Так Прометей изменил порядок жертвоприношений богам, ранее животное целиком сжигали, а теперь — лишь кости. Прометей первым убил быка. Люди установили сжигать на алтарях печень жертвенных животных, чтобы боги наслаждались их печенью вместо Прометеевой.

Похищение огня

Прометей. Похищение огня (Jan Cossiers)

По древнейшей версии мифа, Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднёс факел к солнцу. Дал людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника (нарфекс) и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль.

Наказание Прометея

За похищение огня Зевс приказал Гефесту (либо Гермесу) пригвоздить Прометея к Кавказскому хребту.


По словам Дурида, он был наказан за то, что влюбился в Афину. Некоторые писатели относили действие мифа к пещере в области паропамисадов.
Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день (или каждый третий день) орёл расклёвывал у Прометея печень, которая снова отрастала.

Гефест и Прометей (Dirck van Baburen)

Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет (по Эсхилу), пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. По Эмпедоклу, демон, осквернивший себя, скитается вдали от блаженных 30 тысяч лет.
Прометей указал Гераклу дорогу к Гесперидам. В благодарность Геракл убил орла стрелой из лука и убедил Зевса унять гнев. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца. Есть рассказ, как Прометей пытался подкупить Харона, но безуспешно.
Его жертвенник в афинской Академии. Культ Прометея в Колоне. Могилы Прометея показывали в Аргосе и Опунте (хотя в Аргосе изобретателем огня считали Форонея). По некоторым, он стал созвездием Коленопреклоненного.

В литературе и искусстве

В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» к мотиву похищения огня прибавилось изображение Прометея как первооткрывателя всех культурных благ, сделавших возможными достижения человеческой цивилизации: Прометей научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению за звёздами и т. д. Казнимый за любовь к людям, Прометей Эсхила бросает смелый вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту.
Действующее лицо трагедий Эсхила «Прикованный Прометей», «Прометей освобождаемый» и «Прометей-огненосец», сатировской драмы «Прометей-огневозжигатель», пьесы неизвестного автора «Прометей», комедии Аристофана «Птицы», трагедии Акция «Прометей», комедии Антифана «Сотворение человека (Антропогония)». Упоминался в трагедии Софокла «Колхидянки» (фр.340 Радт).

* См. Платон. Протагор 321d (интерпретация мифа).

Гуманистические черты образа бунтаря-мученика Прометея получили развитие в поэзии ( , П. Б. Шелли, Н. П. Огарёв (Прометей), Т. Шевченко, Джон Апдайк, Готье (Прометей, и другие), а также в музыке (Ф. Лист, А. Н. Скрябин и другие) и изобразительном искусстве (Тициан, Ф. Г. Гордеев и другие).
Роберт Антон Уилсон создал образ Прометея Восставшего в одноименной книге, как символ самого фундаментального и радикального освобождения.
В произведениях Кальдерона, Гёте, Бетховена нашла отражение позднеантичная версия мифа о Прометее — создателе первых людей, вылепленных им из земли и наделённых сознанием.
Название космического корабля "Прометей" в одноименном фильме Ридли Скота (премьера 30 мая 2012 года).

* Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. Гл.7 (стр.226-297) — подробное рассмотрение образа Прометея в мировой литературе

* В Нью-Йорке в Рокфеллеровском центре расположена статуя Прометея. Сама статуя выполнена из бронзы, а её поверхность покрыта позолотой.

Прометей. В Рокфеллеровском центре

Прометей — самый возвышенный и трагический образ в греческой мифологии, герой, добровольно пошедший на муки во имя своих убеждений, символ несокрушимой и всепобеждающей силы духа. Имя его означает «Провидящий».
Прометей был сыном титана Иапета и богини правосудия Фемиды. Когда началась война богов и титанов, Прометей, по совету своей бабки, Геи — богини земли, встал на сторону богов, и боги одержали победу во многом благодаря мудрости Прометея.

Прометей помогает Зевсу бороться с титанами

На Олимпе воцарился Зевс-Громовержец, а Прометей стал его советником.
Зевс поручил Прометею создать людей.
(Существует предположение, что первоначально Прометей был верховным божеством до греческих племен, населявших территорию Греции в глубокой древности. Впоследствии греки включили Прометея в систему своей мифологии, сохранив за ним роль создателя человечества. До греческим происхождением Прометея объясняется и его дальнейшее противостояние Зевсу — чисто греческому божеству.)

Прометей и Афина создают людей

Прометей замесил глину и принялся за работу. В помощники он взял своего брата Эпиметея. По замыслу Прометея люди должны были получиться совершенными существами, но бестолковый Эпиметей (его имя значит «думающий после») все испортил.
По одной версии, Эпиметей прежде всего вылепил из глины животных, наделив их различными средствами защиты от врагов: одних — острыми зубами и когтями, других — быстрыми ногами, третьих — тонким чутьем, но забыл оставить что-нибудь на долю человека. Поэтому люди от природы слабы и плохо приспособлены к жизни.

Прометей и Эпиметей

В другом варианте мифа Эпиметей вообще извел на животных всю глину, и Прометею пришлось создавать человечество, отщипывая по кусочку от разных животных. Поэтому люди обладают ослиным упрямством, лисьей хитростью, заячьей трусостью и тому подобными качествами в самых неожиданных сочетаниях.
Прометей научил людей обрабатывать землю и выращивать хлеб, строить дома и изготавливать полезные в хозяйстве вещи, читать и писать, различать времена года и лечить болезни.
Но люди, созданные Прометеем, не поклонялись богам-олимпийцам, и недовольный этим Зевс решил их уничтожить. Прометей отправился к Зевсу и произнес в защиту человечества пространную речь (в память об этом греки почитают его как создателя ораторского искусства). Он пообещал научить людей поклоняться богам и приносить им жертвы.
Прометей заранее заколол жертвенного быка и разделил его на две части: мясо покрыл шкурой, а голые кости спрятал под слоем жира.
В назначенный день боги спустились на землю и сошлись с людьми на большой поляне. Прометей предложил Зевсу выбрать для жертвы богам любую часть быка. Зевс выбрал ту, которая показалась ему пожирнее, и с тех пор люди стали приносить в жертву богам жир и кости, а мясо ели сами.
Зевс, увидев, что его провели, разгневался и в отместку отнял у людей огонь. На земле воцарились холод и голод.
Прометей чувствовал себя невольным виновником бедствия, постигшего созданное им человечество, и поклялся водами Стикса — реки в подземном царстве мертвых, что добудет для людей неугасимый небесный огонь, пылающий в очаге самого Зевса.
Он обратился к Афине, попросив разрешения посетить жилище Зевса якобы для того, чтобы полюбоваться удивительными слугами, которых бог-кузнец Гефест выковал из золота для Громовержца. Афина тайно провела Прометея в дом своего отца. Проходя мимо очага, Прометей сунул в огонь стебель тростника. Сердцевина его загорелась, и Прометей в полом стебле принес божественный огонь на землю.
Узнав об этом, Зевс разгневался пуще прежнего и придумал для людей новое наказание. Он повелел Гефесту слепить из земли и воды девушку. Афродита наделила ее красотой и очарованием, Афина сделала искусной в рукоделии, бог хитрости и обмана Гермес научил говорить льстивые речи. Девушку назвали , то есть «одаренная всеми богами».
Зевс послал ее Прометею. Однако тот, не доверяя Зевсу, отказался принять красавицу. Но его брат Эпиметей с первого взгляда влюбился в Пандору и женился на ней.
Зевс дал Пандоре в приданое плотно закрытый ящик, не сказав, что в нем находится. Любопытная Пандора, едва вступив в дом своего мужа, открыла крышку, и из ящика разлетелись по всему свету людские пороки, болезни и несчастья. У Эпиметея и Пандоры родилась дочь Пирра, которая со временем вышла замуж за сына Прометея Девкалиона.
Зевс опять стал думать, как истребить человечество — и наслал на землю потоп. Но провидец Прометей предупредил об этом своего сына, Девкалион построил корабль и спасся вместе с женой.
Когда воды потопа схлынули, Девкалион и Пирра оказались одни на пустынной земле. Корабль вынес их к храму Фемиды, матери Прометея. Фемида явилась Девкалиону и Пирре, велела им набрать камней и побросать их себе за спину. Эти камни превратились в людей: брошенные Девкалионом — в мужчин, брошенные Пиррой — в женщин. Так возродился человеческий род.

Девкалион и Пирра (Andrea_di_Mariotto)

Позже у Девкалиона и Пирры родился сын Эллин, родоначальник племени эллинов, основавший Элладу, то есть Грецию.
Зевс, видя, что ему никак не удается истребить человеческий род, обрушил свой гнев на Прометея.
Он призвал своих верных слуг Кратоса и Бию — Власть и Силу, приказал им отвести Прометея на самый край света, в дикую Скифию, и там бог-кузнец Гефест приковал его цепями к скале. Гефест был другом Прометея, но не смел ослушаться Зевса.

Прометей

В трагедии греческого поэта V века до н. э. Эсхила «Прометей прикованный» Гефест обращается к Прометею:

Сверхмудрый сын Фемиды правомыслящий,
На зло тебе, на зло себе железами
К пустынному утесу прикую тебя. (…)
Вот и награда человеколюбию!
Сам бог, богов тяжелый презирая гнев,
Ты к людям свыше меры был участливым.
За это стой скалы печальным сторожем. (…)
На ветер будешь вопли ты и жалобы
Бросать без счета: Зевс не знает жалости».

(Перевод под редакцией С. Апта)

Зевс осудил Прометея на вечные оковы, но Прометей знал, что власть самого Зевса не вечна. Мойры, богини судьбы, открыли Прометею, что от брака с нимфою Фетидой у Зевса родится сын, который будет сильнее своего отца и свергнет его с престола.
Мойры также поведали, что Зевс может избежать такой судьбы, если Фетида выйдет замуж за смертного человека. Тогда рожденный ею сын станет величайшим героем, но не будет соперничать с Зевсом.

Прометей

Проходили годы и века. Бессмертный титан Прометей все томился, прикованный к скале. Его мучили зной и холод, терзали голод и жажда.
Зевс проведал, что Прометей владеет тайной его собственной судьбы, и послал к нему своего сына, вестника богов Гермеса, предложить освобождение в обмен на эту тайну.
Но Прометей потребовал, чтобы Зевс признал несправедливость назначенного им наказания и освободил его без всяких условий. Прометей сказал Гермесу:

«Нет казни, знай, нет хитрости, чтоб Зевс меня
Принудил тайну роковую выболтать,
Пока цепями скован я постыдными.
Так пусть пылающую мечет молнию,
Гремит подземным громом, кружит неба свод,
Метелью белокрылою пусть рушит все, -
Меня согнуть не сможет!
Не скажу ему,
Чьи руки вырвут у него владычество!»

Желая сломить Прометея, Зевс подверг его новым мукам: вверг бессмертного титана в Тартр, в непроглядную тьму, где скитаются души умерших, а затем снова поднял на поверхность земли, приковал к скале в горах Кавказа и послал свою священную птицу-орла — терзать Прометея. Когтями и клювом страшная птица раздирала живот титана и клевала его печень. На другой день рана затягивалась, и орел прилетал вновь.

Эхо далеко разносило стоны Прометея, им вторили горы и моря, реки и долины.
Нимфы-океаниды плакали от жалости к Прометею, умоляли его смириться, открыть Зевсу тайну и тем облегчить свои муки. О том же просили Прометея его братья- титаны и мать богиня Фемида. Но он отвечал им всем, что откроет тайну только в том случае, если Зевс признает, что наказал его безвинно, и восстановит справедливость.
И Зевс сдался.

Прометей и Геркулес (Christian Griepenkerl (1839-1912)

Он послал в горы Кавказа своего сына Геракла. Геракл убил орла и своей палицей разбил оковы Прометея. Одно звено цепи с осколком камня Прометей сохранил на память, и с тех пор люди, чтобы не забывать о страданиях, которые претерпел Прометей за человеческий род, стали носить кольца с камнями.
Освобожденный Прометей открыл Зевсу тайну, и тот, вняв предостережению мойр, выдал нимфу Фетиду замуж за царя Пелея. От этого брака родился Ахилл — герой Троянской войны.
Прометей — единственный персонаж в греческой мифологии, открыто противостоящий Зевсу и в конце концов одерживающий над ним моральную победу.
В различных вариантах мифа, рассказанных разными греческими авторами, образ Прометея изменялся. У поэта VIII века до н. э. Гесиода Прометей, прежде всего, хитрец, ловко обманывающий Зевса. Позже, в трагедии Эсхила, Прометей — герой, наделенный огромной нравственной силой и черпающий мужество в сознании своей правоты.
К мифу о Прометее обращались поэты и мыслители разных времен и народов: Вольтери, Гете, Байрон и Шелли. В.Г. Белинский писал: «Прометей (…), прикованный к горе (…) и с горделивым презрением отвечающий на упреки Зевса, есть форма чисто греческая, но идея непоколебимой человеческой воли и энергии души, гордой и в страдании, которая выражается в этой форме, понятна и теперь».

ПРОМЕТЕЙ

Титан! На наш земной удел,
На нашу скорбную юдоль,
На человеческую боль
Ты без презрения глядел;
Но что в награду получил?
Страданье, напряженье сил
Да коршуна, что без конца
Терзает печень гордеца,
Скалу, цепей печальный звук,
Удушливое бремя мук
Да стон, что в сердце погребен,
Тобой подавленный, затих,
Чтобы о горестях твоих
Богам не смог поведать он.

Титан! Ты знал, что значит бой
Отваги с мукой... ты силен,
Ты пытками не устрашен,
Но скован яростной судьбой.
Всесильный Рок - глухой тиран,
Вселенской злобой обуян,
Творя на радость небесам
То, что разрушить может сам,
Тебя от смерти отрешил,
Бессмертья даром наделил.
Ты принял горький дар, как честь,
И Громовержец от тебя
Добиться лишь угрозы смог;
Так был наказан гордый бог!
Свои страданья возлюбя,
Ты не хотел ему прочесть
Его судьбу - но приговор
Открыл ему твой гордый взор.
И он постиг твое безмолвье,
И задрожали стрелы молний...

Ты добр - в том твой небесный грех
Иль преступленье: ты хотел
Несчастьям положить предел,
Чтоб разум осчастливил всех!
Разрушил Рок твои мечты,
Но в том, что не смирился ты, -
Пример для всех людских сердец;
В том, чем была твоя свобода,
Сокрыт величья образец
Для человеческого рода!
Ты символ силы, полубог,
Ты озарил для смертных путь, -
Жизнь человека - светлый ток,
Бегущий, отметая путь,
Отчасти может человек
Своих часов предвидеть бег:
Бесцельное существованье,
Сопротивленье, прозябанье...
Но не изменится душа,
Бессмертной твердостью дыша,
И чувство, что умеет вдруг
В глубинах самых горьких мук
Себе награду обретать,
Торжествовать и презирать,
И Смерть в Победу обращать.

Джордже Байрон

Почти каждый человек знает древнюю легенду о Прометее, который принес людям огонь. На самом деле, ее важный и глубокий смысл отличается от общепринятого. В предании Прометей показывается как «герой»-благодетель человечества. Но это далеко не так. Во-первых, надо обратить внимание на саму аллегоричность этой легенды, другими словами, дать понять читателю, что ненужно воспринимать ее буквально, а вдуматься в скрытый смысл, который очень хорошо передал автор будущему поколению. А, во-вторых, людям необходимо осознать, что настоящая суть этой аллегории имеет огромную роль в жизни, судьбе и здоровье человека и всей современной цивилизации.

Для начала отметим, что Бог наказал Прометея абсолютно справедливо. Потому что именно огонь служит выдуманной составной частью цивилизации, до сегодняшних дней которая несет за собой только большое число заболеваний и страданий в жизни людей.

Огонь в жизни человека

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему животные боятся огня? В отличие от человека, очень сильно отошедшего от природы, они знают и чувствуют его подлинную сущность, которую человек воспринимает как благоприятную.

После того как стали использовать огонь, появилось много войн и разногласий между людьми, убийства животных для употребления их в пищу и значительного количества заболеваний человеческого организма. Сомневаетесь? Если бы у человека не появился огонь, то он не смог бы выплавлять металлы, а вследствие этого не создались бы орудия для убийства (ясно, что «после» Прометея люди убивали не только металлическими предметами), но и корня разногласия между людьми не было. Почему? Вспомните такие благородные металлы, как золото и серебро. Прямая связь между корыстными захватническими войнами, столкновениями и огнем становится очевидней?

Кроме того, огонь применялся для обжига глиняной посуды, в которой человек, живший после эпохи Прометея, хранил запасы продуктов. Теперь нам стала понятна еще одна причина первых разногласий и войн между народами. Это — излишнее количество еды, которые люди стали выращивать с помощью металлических инструментов земледелия, а также металлических орудий убийства животных. Пищу накапливали с целью все больше и больше удовлетворять себя «вкусами». Жажда и зависть одних людей к запасам еды или вещам из драгоценных металлов и металлическим орудиям труда других, рождала злость, ссоры и убийства более богатых соседей, другими словами, первые войны. По этой причине Зевс дал приказ кузнецу Гефесту вбить стальное острие в грудь Прометею. Как вы уже наверно поняли, в данной легенде оно символизирует все металлические орудия убийства, которые были изобретены с момента появления огня. Таким образом Прометей понес свое наказание за возникшие войны и жестокость между людьми, принесенные огнем.

Скрытый смысл легенды о Прометее

Можно с уверенностью сказать, что автор этой легенды, в скрытой и образной форме, превосходно передал абсолютно справедливое наказание Бога виновнику всех столкновений. Вдобавок, именно после появления огня и металлов, «век раздоров» и духовного падения Кали-Югу, иногда называют «железным веком».

В легенде сказано, что с целью наказания Прометея и людей, Зевс отправил на Землю красивую девушку Пандору, дав ей золотой ящик, в котором хранились болезни и невзгоды людей. Брат Прометея — Эпиметей, не удержавшись перед своим сексуальным желанием (которое, между прочим, тоже символизируется энергий огня), был очарован женскими чарами и попросил ее показать, что в ящике. Пандора сделала это, и большой ком человеческих бед и заболеваний распространился по всей Земле на многие столетия. Скрытый смысл этой части легенды в том, что огонь стал причиной возникновения не только войн и ссор, но и явился сильнейшим усилением вожделения и разврата, которые отрицательно сказались на дальнейшей судьбе человечества.

После того, как Прометей принес огонь появился и «ночной образ жизни людей». Я думаю, очевидно, что до придумывания свечей, факелов и лампад, люди в ночное время спали, так как заниматься чем-то другим было просто невозможно (кроме зачатия детей). Всем известно, что ведя ночной образ жизни, у человека падает общая энергетика, так как происходит нарушение Гармонии с природными Солнечными и Лунными ритмами, несущие огромное значение для психического и физического здоровья. Тут необходимо отметить, что любые электрические устройства, начиная от простой лампочки и, заканчивая компьютерами, тоже являются производными проявлениями энергии огня.

Давайте теперь выясним как появление огня вызвало множество заболеваний. Кроме безумно вредного ночного образа жизни, о котором уже говорило выше, главной причиной всех болезненных процессов, согласно Аюр-Веде, является скопление мусора («амы» — продуктов распада пищи) в организме. Накопление происходит из-за того, что еда не переваривается в желудке и отправляется в таком, не переваренном виде, в кишечник. В Аюр-Веде есть такое понятие, как «огонь пищеварения» — это психическая энергия, которая отвечает за процесс пищеварения. Именно от ее силы зависит то, насколько хорошо усвоится пища. Один из главных обстоятельств, влияющих на работу «огня пищеварения» — это высота Солнца над горизонтом в момент приема пищи. Он наиболее силен, когда Солнце находится в зените. «Огонь пищеварения» является Солнечной психической энергией в человеческом теле.

Огонь пищеварения

До недавних дней существовал один момент, который являлся тайной даже для Аюр-Ведических врачей. Огонь бывает разным!

Все большую популярность набирает сыроедение — система питания, основанная только на растительной еде, которая не была термически обработана. Как говорят сами сыроеды, благодаря такому рациону у них всегда прекрасное расположение духа, они осознаны и чисты, так как из их организма были выведены все токсины.

Важно учесть, что «огонь пищеварения» и, огонь Прометея — это абсолютно разные вещи. Это отличные друг от друга энергии. Необходимо понять, что есть 2 вида огня — внешний (физический, земной) огонь, который и принес людям Прометей и внутренний (Божественный, небесный) огонь, одним из проявлений которого в человеке является психическая энергия «огня пищеварения». Внешний огонь, кстати, был причиной появления планеты Марс, а внутренний — Солнца.

Возможно, кто-то знает о том, что с точки зрения Ведической Астрологии, Марс (Бог войны) кроме внешнего физического огня, имеет и прямое отношение к войнам, агрессии, похоти, ссорам, токсинам, накапливающимся в крови, и к таким чертам характера как раздражительность, зависть, злоба и жестокость. Если вы вспомните об орле, которого послал Зевс для наказания Прометея, то он продолжительное время клевал его в печень, а, как всем известно, она отвечает за вывод токсинов из организма, то в очередной раз убедитесь в мудрости и превосходстве скрытого смысла древней легенды. Ведь приготовление пищи при помощи огня или электричества, является одной из главных причин ее токсичности, нарушения работы печени и, как следствие, появления агрессивного характера у человека. Так что орел клевал Прометея в правильное место и абсолютно заслуженно.

Энергию внутреннего (духовного) огня

Итак, очень важно понять, что когда человек ест термообработанную еду, то, оказываясь в организме, энергия внешнего огня попросту тушит энергию внутреннего (духовного) огня. Почему так происходит? Потому что они являются противоположными по своей природе силами. Принципы физического огня — насилие, разрушение. Другими словами такой огонь является силой, которая разрушает жизнь. Принципы духовного огня — созидание и целостность. То есть, внутренний огонь является силой, которая дает жизнь. С точки зрения физики, это явление нейтрализации «огня пищеварения» приготовленной пищи, объясняется взаимодействием энергий низкотемпературной (огненной или электрической) и высокотемпературной (солнечной) плазмы.

Употребляя сырую растительную пищу, человек приобретает жизненную силу (прану) внутри организма, заполняющая его энергией.

Важно также отметить, что Прометей был прикован к скале железной цепью не случайно. Его обездвиженность символизирует низкоэнергетичное состояние людей, возникшего с одной стороны, едой, приготовленной на огне, а, с другой стороны — привязанностью к вещам, например, к своим запасам пищи, орудиям труда и оружию, золоту и серебру и т.д. Подобным образом, автор легенды подчеркнул связь последствий «подвига» Прометея с постигшим его совершенно заслуженным наказанием Богов.

Но на этом последствия «героического» поступка Прометея не заканчиваются. Не случайно водку называют «огненной водой». Она содержит в себе уничтожающую силу Марса, как известно, является причиной возникновения агрессивности и негативно сказывается на здоровье печени. Курение вызывает рак, оно также плохо влияет на «огонь пищеварения». Любому курящему человеку известно такое явление, что после еды хочется покурить. Но далеко не все знают, что появление такого желания связано с тем, что пища была приготовлена на огне или с применением электричества. После сырой пищи такого желания не появляется.

Зачем нужен огонь

Конечно кто-то может возмутиться и спросить: «Как же быть без огня в нашем холодном климате? Ведь он греет нас?»

Начнем с того, что совсем не обязательно жить в местах с холодным климатом. А, вообще, как это ни странно, люди мерзнут не из-за самого холода, а из-за того, что употребляют термообработанную пищу… ведь внутренний духовный огонь не горит, его тушит внешний физический. Чувство тепла и согревания тела после того, как съел или выпил горячий чай, непродолжительно, а затем происходит противоположное, восстанавливающее баланс, охлаждение, которое требует новой порции энергии физического огня извне. Такую вот цепочку можно назвать «энергетической зависимостью», при которой человек теряет свою природную способность вырабатывать внутреннюю энергию, духовного огня.

Внутренний духовный огонь погасает не только по причине употребления пищи, но из-за психической энергии Марса, если она проявляется в своем разрушительном аспекте, например, как ярость, зависть, агрессия или вожделение. Человек ощущает чувство холода потому что он сопротивляется холоду, выпуская наружу агрессивную (Марсианскую) реакцию на него. Некоторые может и знают, что расслабившись, когда холодно, то станет намного теплее. Но, по правде говоря, сделать это сможет далеко не каждый, ведь расслабиться, чтобы полностью не мерзнуть на морозе, далеко не так просто, потому что как раз расслабляться-то по-настоящему люди и не умеют. Возможно вы слышали о феномене тибетских монахов и йогов, которые: они абсолютно не мерзнут, сидя на снегу, мало того, они его растапливают своим собственным внутренним теплом.

После данной статьи о легенде о Прометее стоит задуматься о происходящем и… еще раз перечитать древние сказания.

Прометей один из титанов в греческой мифологии, защитник людей от произвола богов, царь скифов. Сын титана Иапета и Климены. Супруг Гесионы, отец Девкалиона. Брат Атланта, Менетия и Эпиметея. Двоюродный брат Зевса.
Прометей обманул Зевса, когда в Меконе встал вопрос о жертвоприношениях, разделав тушу быка Прометей разделил, сложив в одну кучу съедобное мясо, которое скрыл шкурой и прикрыл дурно пахнущим желудком животного, а в другую — кости, прикрытые кусками жира, и затем предложил выбирать самому Зевсу, тот же обманулся, выбрав кости, из-за чего отнял у людей огонь. Прометей похитил огонь у Гефеста и передал его людям. За это Зевс приказал Гефесту (либо Гермесу) приковать Прометея к скале Кавказских гор (в Колхиде) или в Скифии. Прометей был обречён на непрекращающиеся мучения — прилетавший орёл выклёвывал его печень, которая отрастала вновь, так как он был бессмертным. Пока Геракл не убил орла и убедил Зевса унять гнев в благодарность Прометею за указанный путь к Гесперидам. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца.
Согласно Гесиоду, Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием.

Полная версия мифа о Прометее у Гесиода
У Гесиода миф о Прометее рассказывается так: люди, по внушению Прометея, стали при жертвоприношениях не давать богам должной доли: они оставляли себе все мясо и все пригодные для пищи внутренности животного приносимого в жертву, а на долю богам сжигали только кости, для обмана обернув их салом. Зевс за это отнял у людей огонь и спрятал, у себя. Но Прометей похитил божественным огонь (или с жертвенника Зевса, или из колесницы солнца), спрятал в тростинку с рыхлою сердцевиною и принес людям. Это преступление было началом греховности, которая укоренилась после этого у людей. Согласно мифу, и Прометей, и люди подверглись наказанию. Разгневанный Зевс велел Гефесту сделать из глины девушку божественного роста и вида и дал ей голос. Все боги одарили ее всем, самым прекрасным, чем владели, потому она была названа Пандорой (одаренною всеми совершенствами). Афина научила ее искусным рукодельям, Афродита придала ей красоту, обольстительную томность, уменье нравиться, а Гермес вложил в нее вкрадчивость и хитрость. Хариты и Оры (Horai) прекрасно нарядили ее драгоценными уборами и прелестнейшими цветами, так что она стала восхитительна и для богов, и для людей. Согласно мифу, Гермес привел ее к опрометчивому Эпиметею («соображающему дело лишь после того, как его сделает»), титану и брату Прометея; он женился на ней, не послушав предостережений Прометея. Приданым у неё был плотно закрытый глиняный сосуд, куда Зевс вложил все трудности, бедствия и болезни человеческой жизни. Когда Пандора сняла крышку, они вылетели из сосуда, разлетелись по земле и по морю, и с той поры мучат людей. Облегчением человеку осталась только надежда. Мы видим из этого мифа, что греки считали источником дурного в человеческой жизни не самую природу человека, а вражду между двумя династиями богов. По мифу, был наказан Зевсом и Прометей: он был прикован к столбу; орел каждый день пожирал его печень, которая ночью снова вырастала. Но впоследствии Геракл убил орла, освободил Прометея от оков и примирил с Зевсом.