Русский язык 9 «Б» класс

Открытый урок на тему:

Цели урока : 1.формировать у учащихся понятие о сложноподчиненном предложении с придаточным цели;

2. развивать навыки выполнения грамматических разборов;

3. воспитывать желание изучать языки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

1.Орг.момент. Урок начинается с круга радости.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся

Просыпается земля

Вместе с ней и я.

Сообщение темы и цели урока.

Деление класса на группы.

ІІ. Опрос домашнего задания.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, упражнение 121

Цифровой диктант

Предлагается ряд утверждений, правильных или заведомо неверных. Если вы отвечаете утвердительно- «да», то ставите – «1», если же с утверждением не согласны- «нет», то ставите – «0»

Верно ли утверждение, что:

1.Сложные предложения состоят из двух или нескольких простых предложений?

2.Союзы А, НО, ЗАТО, ОДНАКО- соединительные?

3.Сложносочиненные предложения соединяются с помощью сочинительных союзов?

4.Союзы И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, НИ...НИ- разделительные?

5.Сложноподчиненное предложение состоит из двух или более неравноправных частей: главного и придаточного?

6. В сложносочиненных предложениях с союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО одно явление противопоставляется другому?

7.Придаточное предложение подчиняется главному по смыслу и строению?

8. Сложноподчиненные предложения с придаточными условными отвечают на вопрос ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?

9. Придаточными причины присоединяются к главным союзами ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, ТАК КАК?

Должен получиться следующий ответ:

«101 010 111»

Учащиеся заполняют «Слепую» схему

Мозговая атака


Ученики отвечают на вопросы: Что нужно сделать для того, чтобы получить хорошее образование? С какого возраста нужно заниматься для того, чтобы стать хорошим спортсменом?

Сложноподчиненные предложения:

Знаю......

Хотел бы узнать.....

Ознакомление с новым материалом:

Работа с учебником. Каждая группа читает правила и объясняет друг другу.

Чтение теоретического материала в учебнике на с.82-83

Составление вопросов и ответ на них.

Запись в тетрадях вопросов, союзов СПП с придаточными цели.

Изучение нового материала:

Придаточные цели в СПП указывают на цель того, о чём сообщается в главном. Отвечают на вопросы: зачем? с какой целью? для чего? и связываются обычно союзами ЧТОБ, ЧТОБЫ . Придаточное может находиться в любой позиции по отношению к главному, перед главным предложением и после него. Иногда в главном предложении может быть указательное слово для того :

Например:Он переплыл реку для того, чтобы сократить путь.

Работа с таблицей. Используя таблицу, дайте определение СПП с придаточными цели.

Тип придаточного предложения

К какому слову в главном поясняет, что поясняет?

Какими союзами или какими союзными словами присоединяется?

На какие вопросы отвечает?

Место придаточного

СПП с придаточными цели

Относится ко всему главному предложению

Чтоб, чтобы

Указательные слова

для того

Зачем? Для чего? С какой целью?

впереди главного предложения и после него

Закрепление новой темы:

1.Работа с учебником упражнение 103. Из простых предложений составьте СПП с придаточными цели. При записи, где возможно, поменяйте место придаточного. Расставьте знаки препинания.Сделайте графические схемы СПП.

Например: Мы очистили участок, чтобы можно было посадить цветы. Чтобы можно было посадить цветы, мы очистили участок.2. Упражнение 104. Работа над текстом «Язык и люди», стр.84

Выписать СПП с придаточными цели, сделать их схемы.

Игра «Кто быстрее?»

Составить СПП с придаточными цели. Упражнение 105

Зачем мы ходим в школу?

С какой целью мы изучаем разные предметы?

Для чего нужно изучать языки?

Соедини части СПП с придаточными цели:

Упражнение 107 /устно/

Ответьте на вопросы, используя сложноподчиненные предложения с придаточными цели.

Задание «Докончи»

Упражнение 108

Допишите вторую часть СПП.

Домашнее задание:

Выучить правила, упражнение 106 стр. 86

Переведите на русский язык, используя предложения с придаточными цели.

Рефлексия:

1.Урок полезен, все понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно

3. Еще придется потрудиться.

4. Да, трудно все-таки учиться!

Средняя общеобразовательная школа №19

Открытый урок на тему:

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели

/9 «Б» класс/

Урок провела: Айткалиева Б. У.

Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными цели.

Цели урока: - углубить и систематизировать сведения о сложноподчинённых предложениях

с придаточными цели;

Развивать умения учащихся конструировать СПП с придаточными цели;

расставлять знаки препинания в них; составлять схемы предложений

придаточными цели;

познавательные способности учащихся, умение анализировать, делать вывод;

Привить любовь к русскому языку.

Оборудование: таблицы, схемы, интерактивная доска, тест.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка класса к уроку

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок будет необычным, потому что к нам пришли гости. Урок пройдёт поэтапно. Каждое выполненное задание обозначается звёздочкой.

I- этап «Размышляем вместе»

II- этап «Тест»

III-этап «Прояви себя»

IV- этап «Один на один»

V- этап «Испытай себя»

VI этап «Переводчик»

Работа по 1-ому этапу «Размышляем вместе».

БЛИЦ -ОПРОС

Какие предложения называются сложноподчинёнными?

На какие три группы делятся сложноподчинённые предложения?

Какие знаки препинания ставятся в СПП?

Как называется слово в главном предложении, к которому относятся придаточные предложения?

1. Укажите СПП с придаточными места

А.Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

В. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

С.М.Пришвин говорил, что выбрал себе в спутники десять умных книг.

2.Укажите СПП с придаточными определительными.

А.Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.

В.Мысль, которая пришла ему на ум после длительных размышлений, показалась ему самой

убедительной.

С.Тот день, когда я сдавал свой первый экзамен, запомнится мне навсегда.

3.Укажите предложение, в котором есть придаточное изъяснительное

А.Путники вышли на поляну, которая была покрыта густой и сочной травой.

В.Мы подошли к домику, что стоял в глубине леса.

С. Я сказал мальчикам, что заблудился.

4. Укажите СПП с придаточными причины

А.Уже солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.

В. Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью.

С. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду.

5.Укажите ряд союзов, присоединяющих придаточное времени к главному

А.Когда, как только, в то время как, по мере того как

В. Потому что, оттого что, так как, ибо

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Придаточные предложения со значением цели уточняют цель действия, о котором говорится

в главном предложении, и отвечают на вопросы с какой целью? для чего? зачем?

Придаточные со значением цели присоединяются к главному с помощью подчинительных

целевых союзов чтобы (чтоб), для того чтобы.

Например: Для того чтобы принять участие в предметной олимпиаде, мы долго и серъёзно

готовились.

Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.

Язык существует, для того чтобы люди общались друг с другом.

Придаточное со значением цели может находиться на любом месте по отношению к главному

предложению. В главном предложении могут быть указательные слова для того.

Я записал его адрес для того, чтобы отправить письмо.

« ПРОЯВИ СЕБЯ»

Работа в тетрадях.

Перепишите, расставляя знаки препинания и графически обозначьте схему.

Для того чтобы хорошо изобразить художник должен прекрасно видеть.

Всю жизнь он посвятил искусству чтобы развивать в людях возвышенное чувство прекрасного.

Чтобы достичь Магадана на корабле надо пересекать с юга на север Охотское море.

« ОДИН НА ОДИН»

Уровневые задания

I- уровень.

Из простых предложении составьте СПП с придаточными цели с союзом

1.Мы очистили участок.

2.Надо посадить дерево.

3.За яблоней нужно терпели

во ухаживать.

4.Вдоль железных дорог

сажают деревья.

Можно было посадить

Оставить добрую память о

Выросли хорошие плоды.

Укреплялись насыпи.

II- уровень

Перепишите, расставляя знаки препинания.

Любовь к труду необходимо чтобы построить свободную счастливую жизнь.

Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть.

Чтение служит мне для того чтобы будить мою мысль.

Чтобы провести «Неделю русского языка» мы разработали её сценарий.

III-уровень

Допишите вторую часть СПП.

Я встаю в 7 часов, чтобы…

Цветы надо поливать, чтобы…

Маша приехала учиться, чтобы…

Отец укрепил ветки яблонь, чтобы…

« ИСПЫТАЙ СЕБЯ»

Собери предложение

1. в школу, чтобы, мы, получать, ходим, знания.

2. общаться, языки, изучать, чтобы, с другими, нужно, народами.

3. вернуться, я, на тропинку, решил, не заблудиться, чтобы.

4. чтобы, основы, мы, разные, наук, изучаем, предметы, знать.

« ПЕРЕВОДЧИК»

Орта білім алу үшін мектепті бітіру керек.

Сабаққа дайындалу үшін кітапханаға бардым.

Қалаға мен оқу үшін бардым.

Білімді болу үшін көп оқу қажет.

Подведение итогов.

На какие вопросы отвечают СПП с придаточными цели? С помощью каких союзов связываются

Домашнее задание

Выписать из любого художественного произведения 5 СПП с придаточными цели.

В русском языке предложения разделяются на простые и сложные. Их отличие состоит в том, что простые имеют одну грамматическую основу, в сложных их может быть две и более. В синтаксических конструкциях, состоящих из нескольких частей, может быть использован один из трех видов связи: сочинительная, бессоюзная или подчинительная. Сложноподчиненные предложения с (9 класс) - самая обширная тема из-за количества значений зависимой части от главной.

Понятие сложноподчиненного предложения

Синтаксическая конструкция, в которой одна часть находится в зависимости от другой, называется сложноподчиненной. В ней всегда есть главная (от которой ставится вопрос) и придаточная часть. Предложения, входящие в состав подобной структуры, соединяются или например:

  1. Мальчик понял (что?), что его обман раскрыли (главная часть - мальчик понял, к которой придаточная присоединена с помощью подчинительного союза «что»).
  2. Чем быть вторым в Риме, лучше быть первым в провинции (при каком условии?) (главное предложение - лучше быть первым в провинции - соединено с зависимым союзом «чем»).
  3. С севера подул ветер (какой?), который заставил всех застегнуть куртки (главное предложение - с севера подул ветер - соединено с придаточным союзным словом «который»).

В зависимости от того, с помощью чего соединяются части сложноподчиненного предложения, они делятся на 4 типа:

  • с с помощью союзов чтобы, что, как, ли (Мне было слышно, как скрипнула калитка );
  • с определительными придаточными, присоединяемые союзными словами какой, который, чей, что, где и другие (Я купил машину, о которой давно мечтал );
  • с присоединительным придаточным с использованием союзных слов зачем, отчего, почему и что (По вечерам мама купала сына, после чего обязательно читала ему сказку );
  • Мы поднялись на смотровую площадку, откуда город был максимально виден ).

Последний тип синтаксических конструкций делятся на виды по своему значению.

Виды придаточных обстоятельственных

В сложноподчиненных предложениях зависимая часть, отвечающая на вопросы, свойственные обстоятельствам, так и называется. Ниже представлены обстоятельственными. Таблица передает кратко все их виды:

времени

как только занавес поднялся, заиграл оркестр (когда?)

места

они пришли домой, где их уже ждал горячий ужин и согревающий грог (куда?)

причины

дети засмеялись (по какой причине?), потому что собака встала на задние лапы и завиляла куцым хвостом

условия

в случае если окажитесь неподалеку, просим заехать к нам (при каком условии?)

цели

я зашел в магазин (с какой целью?), чтобы купить к ужину хлеба

уступки

он смолчал (вопреки чему?), не смотря на то, что обида на друга была сильной

сравнения

за окном что-то громыхнуло (как что?), будто далекая гроза

образа действия

мы все сделали так (каким образом?), как было указано в записке

меры и степени

девочка была настолько застенчивой (в какой степени?), что никогда бы не заговорила с незнакомцем первой

следствия

за лето Егор подрос, так что теперь занимал второе место в строю (в следствии чего?)

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными соединяются союзами и союзными словами, в зависимости от значения, которое они определяют.

Придаточные образа и степени действия

Данный вид сложноподчиненных предложений в зависимой его части дает пояснение того, каким образом совершено действие или указывает степень качества признака предмета, о котором ведется речь в главной.

В подобных синтаксических конструкциях к подчинительному предложению ставятся вопросы: «каким образом?», «как?», «насколько?», «в какой степени?» и другие. Зависимая часть соотносится:


Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным образа действия всегда строится так, что главная часть стоит перед зависимой. Если поменять их местами, то образуется другое значение. Например:

  1. Снег был таким ярким (в какой степени?), что глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице.
  2. Глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице (по какой причине?), потому что снег был таким ярким.

Придаточное времени

Когда зависимая часть в указывает на то, когда совершалось событие, то это сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным времени. При этом зависимая часть относится не к отдельному понятию, а ко всей главной, и дает ответы на вопросы «когда?», «как долго?», «до каких пор?», «с каких пор?»

Они соединяются с помощью временных союзов «когда», «как только», «едва», «пока», «до тех пор пока», «с тех пор как» и другими. При этом в основном предложении могут находиться слова, имеющие значение времени, например «тогда», «после того», «до тех пор» и др. Например, сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными из литературы:

  1. В тот день (когда именно?), когда я принял это решение, в баре Критерион кто-то ударил меня по плечу (А. Конан Дойл).
  2. А теперь немного посидите здесь (как долго?), пока я сбегаю перекусить (Ж. Сименон).

В подобных синтаксических конструкциях могут употребляться сложные союзы, которые разделяются запятой на две части. При этом одна из них находится в главном предложении в качестве указательного слова, а вторая - в придаточном в виде союза (Уже минуло 30 лет с тех пор, как он покинул родной город ).

В том случае, если указательное слово отсутствует, зависимая часть может находиться как до, так и после главной, но в двух случаях она фиксируется:

  1. Если сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными используют союзы «как», «как вдруг», то они находятся после главного (Обед уже шел к концу, как вдруг приехал еще один гость ).
  2. Если используются двойные союзы, такие, как «когда… тогда», «лишь только… как», «когда…. то». В данном случае придаточное находится перед главной частью, а второй фрагмент двойного союза при этом может быть опущена (Когда выпадет первый снег, то стая двинется на юг ).

В остальных случаях место придаточного может меняться, не влияя на смысл предложения.

Придаточные места

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже) может указывать на место действия или его направление. Оно отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и относится к конкретному слову в главной части, которое может быть выражено наречием (там, туда, оттуда, всюду, везде и другими).

  1. Всюду (где именно?), куда ни кинь взгляд, была вода.
  2. Я родом оттуда (откуда?), где никогда не знали бедности.

Связывают сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным места союзные слова «куда?», «где?», «откуда?» Зависимая часть в подобных синтаксических конструкциях стоит после определяемого слова.

Придаточное условия

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия дают ответ на вопросы «при каком условии?», «в каком случае?» Подобные синтаксические конструкции обозначают условия, при которых совершаются действия, названные в главной части. В них зависимое предложение может относиться как к главной части, так и к отдельному сказуемому, и присоединяться с помощью союзов «если», «как» (в определении «если»), «коли», «коль» и «когда» (в роли «если»).

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже это подтверждают) условия могут находиться, как до главного, так и после него:

  1. Коль ты так хочешь, быть по сему (на каком условии?).
  2. Можно получить шанс выиграть в лотерею (в каком случае?), если покупать билеты регулярно.
  3. Если покупать билеты регулярно, можно выиграть в лотерею (от перестановки содержание предложения не изменилось).

Часто подобные синтаксические конструкции используют союзы, состоящие из двух частей: «если…то», «если…. так», «если…. тогда» (Если завтра будет дождь, то мы не пойдем за грибами ).

Придаточное цели

Цели указывают на то, с какой целью совершается действие, указанное в основной его части. Они дают ответы на вопросы «зачем?», «с какой целью?», «для чего?»

Части подобной синтаксической конструкции присоединяются союзами «чтобы», «для того чтобы», «с тем чтобы», «лишь бы», «затем чтобы» и другими, например:

  1. Чтобы дойти быстрее, он ускорил шаги (с какой целью?).
  2. Для того чтобы быть полезным людям, нужно много работать над собой (для чего?).
  3. Я сказал это для того (зачем?), чтобы позлить отца.

Сложные союзы могут быть разделены, тогда между ними стоит запятая. Одна часть остается в главном предложении, а союз «чтобы» - в зависимом.

Придаточное причины

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины указывают на основание того, о чем говорится в главной части. Зависимое предложение полностью относится к главному и отвечает на вопросы «по какой причине?», «почему?», «отчего?» и присоединяется союзами «потому что», «благо», «так как», «ибо», «оттого что» и другими, например:

  1. Благодаря тому, что мы сплотились, соперники не смогли победить нас (по какой причине?).
  2. Она была печальна (отчего?), оттого что осень принесла дожди и холод.
  3. Мы решили сделать привал (почему?), потому что шли шесть часов подряд.

Придаточное предложение в подобных синтаксических конструкциях обычно стоит после главного.

Придаточное следствия

В сложноподчиненных предложениях с подобными придаточными указывается на вывод, который сделан по содержанию основной части. Оно отвечает на вопрос «что случилось из-за этого?» Зависимый фрагмент присоединяется к главному союзом «так что» и всегда идет после него, например:

  1. Жара усилилась (что произошло из-за этого?), так что пришлось искать укрытия.
  2. Девочка заплакала (что произошло из-за этого?), так что пришлось уступить ее просьбе.

Не следует путать этот вид конструкций с придаточными степени и меры, в которых используют наречие «так» и союз «что» (За лето он так загорел, что его волосы казались белыми ).

Придаточное уступки

Сложноподчиненные предложения с этими придаточными дают объяснения событиям, которые произошли вопреки тому, о чем шла речь в основной части.

Они отвечают на вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?» и присоединяются к основной части:

  • союзами «хотя», «хоть… но», «не смотря на то что», «пусть», «пускай» (На улице были большие лужи, хотя дождь шел вчера );
  • союзными словами с частицей «ни» - «как ни», «сколько ни» «чтобы ни» (Сколько ни мастерил дед кресло - качалку, оно у него выходило кривобоким) .

Таким образом, придаточные уступки указывают, почему действие не сработало.

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными цели

Цель урока: 1.Объяснить новую тему

2.Развивать устную и письменную речь, логическое мышление,

память, различать ССП от СПП

3.Воспитывать интерес к уроку.

Тип урока : комбинированный

Методы : практический, словесный, управленческий.

Оборудование : интерактивная доска,таблицы,учебник русский язык для 9 классов общеобразовательных школ с казахским языком обучения (Н.Н. Шманова, Н.Ж.Шайдерменова, А.Т. Кошерова- Алматы.»Мектеп» 2013 год.)

Ход урока

1.Организационный момент

Психологический настрой учащихся к уроку.

Здравствуйте ребята! Пожелаем удачи друг другу.

2. Опрос домашнего задания

(СПП с придаточными условными упражнение 91)

Мозговая атака

А).Что изучает синтаксис?

Словосочетание и предложение

Б). Кто составил первую научную грамматику русского языка?

Михаил Васильевич Ломоносов

В) В каком году была издана грамматика?

В 1755 году.

Г).Сложное предложение состоит из...

-двух или несколько простых предложении

Д). Назовите виды сложных предложении?

Союзные и бессоюзные

Е).Какими союзами соединяются сложносочиненные предложения?

Сочинительными

Ж).Какими союзами соединяются сложноподчиненые предложения?

Подчинительными

3.. Мы очистили участок нашей школы, чтобы посадить деревья и цветы

А теперь ребята назовите пословицы о труде

Землю красит солнце, а человека –труд

4.Проблемная ситуация

Зачем, с какой целью надо трудиться?

Был достаток

Заработать деньги

Надо трудиться чтобы,

осуществить свою мечту

быть здоровым

Ребята, так какая у нас сегодня тема урока?

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели.

5. Изучение нового материала .

Придаточные предложения цели указывают цель того, о чем

говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы

зачем? для чего? с какой целью? Они относятся ко всему

главному предложению и связываются с ним чаще всего с

помощью союзов чтобы,чтоб. Придаточные цели могут

располагаться впереди главного предложения или после него.

В главном предложении могут быть указательные слова для того.

Чтобы сократить путь, он переплыл реку.

Сравните:

В русском языке

В казахском языке

Чтобы провести Неделю русского языка, мы разработали ее сценарий.

Мы изучаем разные предметы, чтобы знать основы наук.

Орыс тілі аптасын өткізу үшін біз оның сценарийін жаздық.

Ғылымның негіздерін білу үшін біз әртүрлі пәндерді оқимыз.

6. Закрепительные упражнения

Упражнение 103 . Из простых предложений составьте сложноподчиненные с придаточными цели. При записи там, где возможно, поменяйте место придаточного по отношению к главному. Расставьте знаки препинания.

Упражнение 104. Прочитайте текст. Перескажите

Вопросы по тексту

    Что нужно понять для того, чтобы освоить язык?

    На какие типы делятся люди с точки зрения изучения языков?

    Какие типы людей нуждаются в деловых советах при изучении языков?

    Каков главный способ изучения языков?

    Сколько времени в день нужно затрачивать для успешгого изучения языка?

    Какое количество характера поможет выдержать этот режим?

    Как вы изучаете языки?

Словарная работа

Регулярно трудиться-ұдайы еңбек ету

Не желают палец о палец ударить-жүмыс істегісі келмейді

Не давать поблажек-өзін-өзі аямау,ерінбеу,жалыкпау

Упражнение 105. Отвечая на вопросы,данные слева,используйте подходящие по смыслу слова и словосочетания из правой части.

7. Игра «Кто быстрее» соберите предложения из разбросанных слов.

Получить, нужно, школу, чтобы, образование, окончить, или, или, лицей, гимназию, среднее.

Уроки, в, я, чтобы, сходил, библиотеку, готовить.

Чтобы, в, я, поеду, город, учиться.

8. Дифференцированное задание

І –уровень. Вставьте в сложноподчиненные предложения союзы,союзные слова и определите вид

придаточного предложения.

А) Все молчали,... .расслышать шорох цветов

б) Я пришел,.....попросить извинения за свои поступки.

II- уровень. Составьте предложения по схеме

, (чтобы).

(Для того чтобы), .

9. Творческая работа

Задание Составьте диаграмму Венна, укажите различия и общие признаки ССП и СПП


10. Домашнее задание выучить правило.Упражнение 108.

11. Комментирование оценок

12 .Рефлексия

Что я узнал? Чему я научился?

Больше всего мне понравилось....