Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдован­ное место» - это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести всё больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно на­чавший рассказ, так увлёкся своим повествованием, что упрекнул слушателей в невнимательности: «Что в самом деле!.. Слушать так слушать!»

Главным героем повести является дед дьячка. Его образ - очень яркий и запоминающийся. Рассказы­вая нам историю, которая произошла с дедом, дья­чок пытается передать нам все подробности, и от это­го повествование становится более достоверным.

Нельзя не заметить то, с каким юмором ведёт дья­чок свой рассказ. Он называет деда «старым хреном», смеётся над тем, как дед танцевал, как пытался най­ти клад, как мать вылила на него помои. Дед же, в свою очередь, называл внуков «собачьими детьми», бранил их. Но мы чувствуем, что герои по-настоящему любят и ценят друг друга.

По словам дьячка, больше всего дед любил слушать рассказы проезжающих мимо чумаков: «А деду это всё равно что голодному галушки». И мы понимаем, что и сам герой был весёлым, интересным человеком, не зря дьячок говорит: «Бывало, вздумает…»

Но лучше всего понять характер деда помогает опи­сание поиска клада. Его речь и мысли полны необыч­ных выражений: «Экая мерзостная рожа!», «Ну, хлоп­цы, будет вам теперь на бублики!».

Гоголь не случайно дал повести такое название - «Заколдованное место». Ведь в произведении сочета­ются два мира: реальный и фантастический. Всё фан­тастическое связано с могилкой, кладом и дьяволь­ской силой.

Реальный мир - это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, напри­мер «чумаки», «курень». Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, «при­крывает их лопухом», копает «новую грядку для позд­них тыкв». Или о том, как он определяет погоду: «„Быть завтра большому ветру!“ - подумал дед». Гоголь лю­буется картинами этой народной жизни, созидатель­ным трудом своих героев.

Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьяч­ка, ведь повествование прерывается его комментари­ями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел. Но дьячок, как и дед, в душе остаётся таким же молодым, интересным и необычным чело­веком.

В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принёс «сор, дрязг…». После этого герой стал верить только в Христа, а «…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного…». Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом. Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро мож­но нажить только своим трудом. Кроме того, на при­мере деда он учит нас верить в светлое, чистое: «Так вот как Морочит нечистая сила человека!»

Повесть «Заколдованное место» - это один из рассказов Н.В. Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В ней сплетаются два основных мотива: хулиганства чертей и добывание клада. В этой статье приведено ее краткое содержание. Гоголь, «Заколдованное место» - это книга, которая впервые была напечатана в 1832 году. А вот время ее создания доподлинно не известно. Считается, что это одно из самых ранних произведений великого мастера. Освежим в памяти все его основные моменты.

Н. В. Гоголь, «Заколдованное место». Главные герои произведения

Чумаки (торговцы).

Внуки деда.

Невестка деда.

Краткое содержание: Гоголь, «Заколдованное место» (вступление)

Случилась эта история давно, тогда, когда рассказчик был еще ребенком. Его отец, прихватив одного из четверых сыновей, уехал торговать табаком в Крым. На хуторе остались трое ребят, их мать и дед, стерегший баштан (огород, засеянный арбузами и дынями) от непрошеных гостей. Как-то вечером проезжал мимо них воз с торговцами. Среди них было много знакомых деда. Встретившись, они бросились целоваться и вспоминать былое. Затем гости закурили трубки, пошло угощение. Стало весело, пошли плясать. Дед тоже решил тряхнуть стариной и показать чумакам, что в плясу ему до сих пор равных нет. Дальше со стариком стало твориться что-то необычное. Но об этом расскажет уже следующая глава (ее краткое содержание).

Гоголь, «Заколдованное место». Развитие событий

Разошелся дед, но как только дошел до огуречной грядки, ноги его вдруг перестали слушаться. Он забранился, да только толку нет. Сзади послышался смех. Оглянулся он, а за ним нет никого. Да и место то вокруг незнакомое. Перед ним лежит голое поле, а сбоку лес, из которого торчит какой-то длинный шест. На миг ему показалось, писаря, а жердь, виднеющаяся из-за деревьев, - голубятня в огороде местного попа. Вокруг его темнота, небо черное, месяца нет. Пошел дед по полю и вскоре набрел на небольшую дорожку. Вдруг впереди загорелся огонек на одной из могилок, затем потух. Затем вспыхнул свет в другом месте. Обрадовался наш герой, решив, что это клад. Пожалел он только о том, что нет у него сейчас лопаты. «Но и это не беда, - подумал дед. - Ведь можно это место чем-нибудь заметить». Нашел он большую ветку и бросил ее на могилу, на которой горел огонек. Сделав это, вернулся он на свой баштан. Только было уже поздно, дети спали. На следующий день, не сказав никому ни слова и захватив с собой заступ, отправился неугомонный старик к попову огороду. Да вот беда - места теперь эти он не узнавал. Есть голубятня, так гумна нет. Повернется дед: поле есть, а голубятня пропала. Вернулся он домой ни с чем. А на следующий день, когда старик, решив вскопать новую гряду на баштане, ударил лопатой в то место, где ему не танцевалось, вдруг картинки перед ним поменялись, и он оказался в том самом поле, где видел огоньки. Обрадовался наш герой, подбежал к могилке, замеченной им ранее. На ней лежал большой камень. Отбросив его, дед решил понюхать табачку. Вдруг кто-то сильно чихнул над ним. Оглянулся старик, а никого нет. Принялся он рыть землю на могиле и выкопал котел. Обрадовался он и воскликнул: «А, вот где ты, голубчик!» Эти же слова пропищала с ветки птичья голова. А за ней проблеяла с дерева баранья голова. Из бора выглянул медведь и проревел ту же фразу. Не успел дед сказать новые слова, как ему начали вторить те же рожи. Испугался старик, схватил котел и бросился наутек. О том, что произошло с незадачливым героем дальше, расскажет приведенная ниже следующая глава (ее краткое содержание).

Гоголь, «Заколдованное место». Концовка

А дома деда уже хватились. Сели за ужин, а его все нет. После трапезы пошла хозяйка в огород вылить помои. Вдруг увидела она, как ей навстречу лезет бочка. Она решила, что это чья-то шутка, и вылила помои прямо на нее. Но оказалось, что это и был дед. В котле, который он принес с собой, были только дрязг и сор. С тех пор поклялся старик не верить более чертям, а проклятое место у себя в огороде обнес плетнем. Говорили, что когда это поле наняли под бахчевые местные чумаки, на этом кусочке земли росло бог знает что, даже и разобрать было нельзя.

Более полутора века назад написал Н. В. Гоголь «Заколдованное место». Краткое содержание его изложено в этой статье. Сейчас оно не менее популярно, чем и много лет назад.

Повестью «Заколдованное место» (четвёртой ), заканчивается вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Впервые была напечатана в 1832 г. во второй книжке «Вечеров». Отсутствие рукописи делает невозможным определить точную датировку написания повести. Предполагается, что она относится к ранним произведениям Н.В.Гоголя и относится к периоду 1829 - 1830 гг.

В сюжетной линии переплетаются два главных мотива: поиск клада и безобразия, творимые чертями, в заколдованных местах. Сама повесть берёт начало в народных фольклорных рассказах, в которых основным лейтмотивом проходит мысль о том, что богатство, полученное у нечистой силы, счастья не приносит. В чём-то она перекликается с «Вечером накануне Ивана Купалы». Автор обличает жажду обогащения, неуёмную страсть к деньгам, которая однозначно приводит к катастрофическим последствиям, а приобретённые деньги превращает в мусор. В основе повести лежат народные поверья и легенды о заколдованных «обманных местах».

Анализ произведения

Сюжет произведения

Основан на народном фольклоре, с которым Николай Васильевич был прекрасно знаком с детства. Легенды и поверья о «заколдованных местах» и сокровищах существуют у большинства народов мира. У славян бытовало поверье, что клады можно найти на кладбище. Над могилой с кладом вспыхивала свеча. Традиционно и народное поверье, что неправедно добытое богатство превращается в мусор.

Повесть богата сочным, ярким самобытным народным украинским языком, который осыпан украинскими словами: «баштан», «курень», «чумаки». Максимально точно отображён народный быт, гоголевский юмор создаёт неповторимую атмосферу. Повесть построена так, что появляется ощущение личного присутствия, будто вы сами находитесь среди слушателей дьячка. Это достигается за счёт точных комментариев рассказчика.

В основе сюжета рассказ дьячка местной церкви Фомы Григорьевича, знакомого многим читателям по повести «Пропавшая грамота», о случае из жизни его деда. Рассказ его, яркий и запоминающийся, полон юмора. Автор не случайно дал повести название «Заколдованное место». В нём переплетаются два мира: реальность и фантастика. Реальный мир представлен бытом людей, фантастический - это могила, клад и чертовщина. Воспоминания дьячка уносят его в детство. Отец со старшим сыном уехал продавать табак. Дома остались мать с тремя детьми да дед. Однажды, загуляв с заезжими торговцами, стал дед плясать в огороде, пока не дошёл до одного места на огороде и не остановился, как вкопанный, возле грядки с огурцами. Огляделся и не узнал места, однако понял, что он находится за гумном писаря. Кое-как нашёл тропинку и увидел, как на ближней могилке вспыхнула свеча. Заметил ещё одну могилку. На ней тоже вспыхнула свечка, а за ней другая.

По народному преданию, такое происходит там, где закопан клад. Дед обрадовался, но с собой у него ничего не было. Отметив место большой веткой, пошёл домой. На следующий день пытался найти это место, но ничего не нашёл, лишь случайно ударив заступом по огуречной грядке, он снова оказался на прежнем месте, возле могилы, на которой лежал камень.

И тут началась настоящая чертовщина. Не успел дед достать табаку, чтобы понюхать, как кто-то чихнул у него за ухом. Начал копать и откопал котелок. «А, голубчик, вот где ты!». И следом за ним эти же слова повторили птица, баранья голова с верхушки дерева и медведь. Дед перепугался, схватил котёл и кинулся бежать. В это время его стали искать мать и дети. Поужинав, мать вышла вылить горячие помои и увидела, что на неё ползёт бочка. Решив, что это шалящие дети, женщина вылила на неё помои. А оказалось, это шёл дед.

Решили посмотреть, что за клад принёс дед, открыли котелок, а там оказался мусор «и стыдно сказать, что такое». С тех пор дед стал верить только во Христа, а заколдованное место огородил плетнём.

Главные герои

Дед Максим

Герой повествования дед Максим. Судя по словам дьячка, дед его был человеком весёлым и интересным. В ироничном описании автора это весёлый, живой старик, любящий повеселиться, пошутить, где-то прихвастнуть. Большой любитель послушать рассказы чумаков. Внуков своих именует не иначе как «собачьи дети», но ясно, что все они его любимцы. Внуки отвечают ему такой же любовью.

Заколдованное место

Само заколдованное место можно назвать героем повести. По современным понятиям его можно назвать аномальным местом. Дед Максим обнаруживает это место случайно во время танца. Внутри зоны пространство и время меняют свои свойства, которые старик приписывает нечистой силе. Сама аномальная зона тоже имеет свой характер. К чужим оно не проявляет особой любви, но и не вредит явно, только пугая. Большого вреда от присутствия этого места в реальном мире нет, за исключением того, что здесь ничего не растёт. Более того, оно готово поиграть со стариком. То скрывается от него, то легко открывается. К тому же в его распоряжении немало средств для запугивания: погода, исчезающая луна, говорящие бараньи головы и чудища.

Демонстрация всех этих чудес на какое-то время пугает старика и он бросает свою находку, но жажда получить клад оказывается сильнее страха. За это и получает дед наказание. Котёл, который он с таким трудом добыл, оказался набит мусором. Наука пошла ему впрок. Дед стал очень набожен, зарёкся связываться с нечистой силой и наказал это всем своим близким.

Заключение

Данной историей Гоголь показывает, что впрок идёт лишь то богатство, что нажито честным путём, а то, что нажито нечестным путём - призрачно. На примере истории с дедом он даёт нам возможность верить в доброе и светлое. Современники писателя, среди которых Белинский, Пушкин Герцен, приняли повесть восторженными отзывами. Уже более 150 лет эта повесть вызывает у читателя улыбку, погружая его в удивительный гоголевский мир остроумия, фантастики, народной поэзии, в которой оживает сама душа народа.

"Заколдованное место" уникально умелым использованием фольклора и народных легенд. Даже введённая в повесть нечистая сила не имеет ничего общего с мистикой. Народная фантастика привлекательна для нас своей бытовой простотой, наивной и непосредственной. Поэтому все герои Гоголя насыщены яркими жизненными красками, полны задора и народного юмора.

Великий русский классик Н. В. Гоголь, хоть и являлся очень верующим человеком, но было у него некое пристрастие к написанию рассказов про всякие дела «нечистых» - страшилки, которые любили рассказывать вечером старые люди на хуторе, под лучину или возле костра, да так, чтобы потом все, кто их слушал, и стар, и млад, содрогались от ужаса.

Такие истории в огромном количестве знал Гоголь. «Заколдованное место» (краткое содержание этого произведения будет представлено немного ниже) - одно из подобных произведений. Оно входит в цикл рассказов двухтомника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Этот был впервые напечатан в 1832 году во втором томе.

Гоголь, «Заколдованное место». Герои и сюжет

Старый дед Фома еще тем был рассказчиком, и все к нему приставали: расскажи да расскажи. Отвязаться невозможно было от них. И вот начал он свой очередной рассказ с того, что если захочет дьявольская сила кого-нибудь обморочить, то обязательно это сделает. Когда он был еще мальчишкой лет одиннадцати, отец, прихватив с собой трехлетнего его брата, отправился в Крым торговать табаком. Жить на баштане (поле с арбузами, дынями и разными овощами) оставались дед, мать, Фома и еще его два брата. Рядом тянулась дорога, и однажды вечером мимо проходили чумаки-обозники, которые ехали в Крым за товаром - солью и рыбой. Дед узнал среди них своих старых знакомых. Гости расположились в шалаше, закурили люльки и стали угощаться дынями. А потом начали они вспоминать о былом. В конце и вовсе дело дошло до танцев.

Продолжение произведения Гоголя «Заколдованное место»

Дед заставил танцевать внуков - Фому и его брата Остапа, и даже сам пустился в пляс и выписывал кренделя, но как только он дошел до гладкого места, где грядка с огурцами, ноги перестали его слушаться и встали, он не мог ими пошевелить. Тогда дед стал ругаться на нечистую, считая, что это ее проделки. А потом кто-то захихикал у него за спиной, оглянулся он назад, а сзади ни чумаков, ни поля с овощами.

О чем дальше повествует Гоголь? «Заколдованное место» краткое содержание имеет такое: стал дед приглядываться повнимательнее к местности, и узнал голубятню попа и огороженный участок земли волостного писаря. Немного сориентировавшись, он пошел к своему огороду, но увидел, что недалеко от дороги находится могилка, у которой горел огонек свечи. Дед сразу подумал, что это клад, и пожалел, что у него нет лопаты. Он заприметил это место, чтобы потом вернуться, положил ветку на могилку и отправился домой.

Заветный клад

Интересно дальше продолжает Гоголь «Заколдованное место». Краткое содержание повествует о том, что на следующий день, уже ближе к вечеру, как только засмеркалось, главный герой пошел искать заветную могилу с меткой. По дороге он увидел голубятню попа, но почему-то не было огорода писаря. Когда он отошел в сторону, то тут же и голубятня пропала. Он понял, что все это происки лукавого. И тут пошел дождь, дед вернулся к себе.

С утра он пошел работать на грядки с лопатой и, проходя мимо того таинственного места, где в танце его ноги перестали слушаться, не сдержался и ударил в него лопатой. И глядь, он опять на том месте, где его метка и могила. Дед обрадовался, что теперь он с орудием и обязательно сейчас раскопает свой клад. Подошел он к могиле, а там камень лежит. Старик сдвинул его и хотел было табачку понюхать. Но тут кто-то чихнул рядом и даже обрызгал его. Дед понял, что черту табак его не понравился. Стал он копать и наткнулся на котелок. От радости воскликнул: «Вот ты где, голубчик». И тут эти слова эхом отозвались, кричали птичий клюв, баранья голова и медвежье рыло с дерева. Деда в дрожь сразу бросило. Он решил бежать, но котелок все же прихватил с собой.

К интригующему моменту подводит Гоголь «Заколдованное место». Краткое содержание набирает свой оборот.

Происки лукавого

Все домашние потеряли деда, уже сели поужинали. Мать вышла вылить помои во двор, а тут увидела, как котел по дорожке сам движется, она с перепугу выплеснула на него все горячие помои. На самом деле это дед с котлом шел, и все помои в виде ошкурков дынь и арбузов повисли у него на голове. Матери, конечно, от него досталось, но потом дед, успокоившись, сказал внукам, что скоро они в новых кафтанах ходить будут. Однако, открыв котел, он не нашел там золота.

С той поры дед учил ребят не верить черту, так как он всегда обманет, и что правды у него ни на грош нету. Теперь он всякий раз перекрещивал странные на его взгляд места. А тот заколдованный участок дед огородил и больше не возделывал его, только всякий мусор кидал туда. Потом, когда другие люди сеяли на нем арбузы и дыни, ничего путного там больше не росло. На этом рассказ Гоголя «Заколдованное место» и закончился.

«Заколдованное место» – четвёртая, заключительная повесть второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя . Её вновь рассказывает дьячок местной церкви, Фома Григорьевич. Главным героем рассказа является его дед, уже знакомый читателям из повести «Пропавшая грамота ».

В одно лето, когда Фома Григорьевич был ещё малым ребёнком, его дед посеял при дороге огород с дынями и арбузами и продавал плоды с него проезжавшим мимо торговцам. Однажды у огорода остановилось штук шесть возов, в которых ехали старые знакомые деда. Обрадованный встрече дед хорошо угостил своих давнишних друзей, а потом на радостях пустился танцевать. Выделывая, несмотря на старость, разные замысловатые коленца, он дошёл до одного места близ грядки с огурцами – и там ноги деда вдруг сделались как деревянные и перестали ему служить. Отойдя назад, он разогнался вновь, но на том же самом месте вновь стал, как заколдованный. Проклиная сатану, дед вдруг услышал, как сзади него кто-то засмеялся. Он оглянулся и увидел, что находится совсем не там, где стоял за миг до этого, а с другой стороны своего села. И на дворе был уже не день, а ночь.

Поодаль дед заметил могилку. На ней вдруг вспыхнула свечка, а за ней другая. По народному преданию, такие вещи происходили на местах, где были закопаны клады. Дед очень обрадовался, однако с собой у него не было ни заступа, ни лопаты. Заметив место с кладом большой веткой, дед вернулся домой.

На следующий день он с заступом пошёл рыть клад. Оказалось, однако, что замеченное им место выглядело не совсем так, как днём раньше. Вид на окрестности открывался другой, и оставленной вчера ветки дед найти не смог. Воротившись назад, он пошёл по огороду до заколдованного места, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом по земле – и вновь очутился на той же окраине села, где и за день до этого. Теперь она смотрелась, как тогда. Дед сразу увидел там и могилку и оставленную на ней ветку.

Дед стал копать в поисках клада и вскоре наткнулся в земле на котёл. «А, голубчик, вот где ты!» – вскрикнул дед, и эти его слова вдруг повторили человеческими голосами невесть откуда прилетевшая птица, свесившаяся с дерева баранья голова и зарычавший медведь. Из пня соседнего дерева показалась страшная харя, рядом вдруг почудился деду глубокий провал, а сзади – огромная гора. Кое-как превозмогая страх, он вытащил котёл с кладом из земли, схватил его и побежал что было мочи. Сзади кто-то хлестам прутьями ему по ногам…

Гоголь «Заколдованное место». Иллюстрация

Тем временем на огороде Фома, его братья и пришедшая кормить их ужином мать дивились: куда опять делся дед? Собрав после ужина в ведро помои, мать искала, куда их вылить, и вдруг увидела: навстречу к ней как бы сама собой движется кадка. Мать подумала, что это шутят парни и плеснула помои в кадку, но тут раздался крик, и вместо кадки она увидела перед собой облитого деда с большим котлом в руках. Однако вместо золота, которое чаял найти старик, в котле оказался сор и дрязг…

И сколько потом не засевали, пишет Гоголь, то заколдованное место посреди огорода, никогда не вырастало там ничего путного. Всходило на этом месте такое, что и разобрать нельзя: арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, огурец – не огурец... черт знает, что такое!