Значение обряда

Обряды крещения и Вечери Господней - это два монументальных столпа, один из которых находится вне, а другой внутри церкви. На этих священнодействиях Христос начертал имя истинного Бога.

Христос сделал крещение знамением вхождения в Его духовное царство. Он поставил его определенным условием, с которым должны согласиться все желающие признать авторитет Отца, Сына и Святого Духа. Прежде чем человек обретет дом в церкви, прежде чем он переступит порог Божьего царства, он должен принять печать Божественного имени, "Господь - оправдание наше" (Иер. 23:6).

Крещение - это самое торжественное отречение от мира. Люди, крещающиеся в триединое имя Отца, Сына и Святого Духа в самом начале своей христианской жизни, публично заявляют, что они отказываются служить сатане и становятся членами царственной семьи, детьми Небесного Царя. Они повинуются повелению: "Выйдите из среды их и отделитесь... и не прикасайтесь к нечистому". И для них исполняется обетование: "Я прииму вас; и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель" (2 Кор. 6:17, 18).

Подготовка ко крещению

Кандидатов ко крещению необходимо тщательнее готовить. Они нуждаются в более верном наставлении, чем то, что обычно дается им. Тем, кто недавно пришел к истине, нужно разъяснять принципы христианской жизни. Никто не может полагаться на свое исповедание веры как на доказательство того, что он имеет спасительную связь со Христом. Мы не только должны говорить: "Я верю", но и жить в согласии с истиной. Только сообразуя свои слова, манеры и характеры с волей Божьей, мы доказываем, что имеем связь с Ним. Всякий раз, когда кто-либо отрекается от греха, который есть беззаконие, его жизнь приводится в совершенное повиновение и соответствие закону. Это и есть работа Святого Духа. Свет внимательно исследуемого слова, голос совести, воздействие Духа рождают в сердце истинную любовь ко Христу, Который отдал Себя в жертву для искупления человека, его духа, души и тела. Любовь являет себя в послушании. Ясное, отчетливое различие проявится между теми, кто любит Бога и соблюдает Его заповеди, и теми, кто не любит Его и не обращает внимания на Его указания.

Верные христиане должны с усердным интересом вести убежденные души к точному познанию праведности во Христе Иисусе. Если кто-либо допустит, чтобы стремление к эгоистичным прихотям возобладало в их жизни, то истинным верующим как обязанным дать отчет следует бодрствовать над этими душами. Они не вправе пренебрегать верным, нежным, заботливым наставлением, настолько необходимым для новообращенных, на этом этапе нельзя допускать нерешительных действий. Самый первый опыт обязательно должен быть верным.

Сатана не хочет, чтобы кто-либо сознавал необходимость полного подчинения Богу. Когда душа отказывается смириться, тогда грех не оставляется; влечения и страсти стремятся к господству; искушения смущают совесть, и истинного обращения не происходит. Если бы все братья и сестры сознавали борьбу, которую каждая душа должна вести с сатанинскими силами, стремящимися опутать, увлечь и обольстить, то они прилагали бы гораздо больше усердного труда ради тех, кто неискушен в вере.

Эти души, предоставленные сами себе, часто подвергаются искушениям и не сознают их пагубность. Они должны понять, что их преимущество - просить совета. Им следует искать общества людей, способных помочь им. В общении с теми, кто любит и боится Бога, они получат силу.

Наши беседы с этими душами должны носить духовный, ободряющий характер. Господь замечает столкновения каждой слабой, сомневающейся, борющейся души, и Он поможет всем, кто взывает к Нему. Они увидят перед собой отверстое небо и ангелов Божьих, восходящих и нисходящих по той самой ярко сияющей лестнице, по которой они пытаются взобраться.

Работа родителей. Родителям, дети которых желают принять крещение, надо потрудиться; им следует верно наставить детей и побудить их исследовать себя. Крещение - это самый священный и важный обряд, и люди должны вполне понимать его значение. Он означает покаяние во грехах и начало новой жизни во Христе Иисусе. Здесь не должно быть неуместной поспешности в принятии таинства. Пусть родители и дети принимают во внимание необходимую цену. Соглашаясь на крещение своих детей, родители дают святой обет самим себе быть верными управителями детей, наставлять их в деле формирования характера. Они обещают с особым интересом оберегать этих овечек стада, чтобы они не бесчестили веру, которую исповедуют.

Необходимо с самых ранних лет давать детям духовные наставления, причем наставлять следует не в духе осуждения, но в духе радости и счастья. Матерям надо неустанно бодрствовать, чтобы искушения не прокрались к детям в том виде, в каком они не могли бы распознать их. Родители должны оберегать своих детей с помощью мудрых, добрых наставлений. Как лучшие друзья этих неопытных созданий родители обязаны помогать им побеждать, быть победителями. Родителям надо принимать во внимание, что их дорогие дети, старающиеся поступать справедливо, являются маленькими членами Божьей семьи, и им следует быть искренне заинтересованными в том, чтобы помогать детям выравнивать стези на царственном пути послушания. С нежной заинтересованностью родители должны учить день за днем их тому, что значит быть детьми Божьими и как отдавать волю в послушание Ему. Учите детей, что послушание Богу подразумевает послушание родителям. Это должно быть ежедневной, ежечасной работой. Родители, бодрствуйте, бодрствуйте и молитесь, и делайте ваших детей своими соработниками.

Когда приходит самый счастливый период в жизни детей, когда они всем сердцем любят Иисуса и желают принять крещение, тогда поступайте с ними верно. Прежде чем они совершат обряд крещения, спросите их, является ли главной целью их жизни труд для Бога. Затем расскажите им, с чего следует начинать. Это первые уроки, и они значат очень и очень много. Простыми словами учите детей, как им совершать свое первое служение Богу. Сделайте работу как можно более понятной. Объясните, что значит отдать себя Господу, как делать, пользуясь советом родителей-христиан, именно то, что предписывает Его Слово.

После добросовестного труда, если вы удовлетворены тем, как ваши дети понимают смысл обращения и крещения и что они уже являются поистине обращенными, пусть они будут крещены. Но, я повторяю, прежде всего приготовьте себя к служению верных пастырей, чтобы направлять стопы неопытных детей на узкий путь послушания. Бог должен действовать через родителей, чтобы они могли подавать своим детям правильный пример в любви, обходительности, христианском смирении и в полной отдаче себя Христу. Если вы даете свое согласие на крещение ваших детей и затем позволяете им поступать по их выбору, не сознавая особого долга хранить их стопы на прямой стезе, значит, вы сами понесете ответственность в том случае, если дети утратят веру, мужество и интерес к истине.

Работа пастора. Кандидатам, достигшим зрелости, следует понимать свои обязанности лучше, чем их младшим братьям и сестрам; но пастор церкви должен трудиться ради этих душ. У них есть порочные наклонности и привычки? Долг пастора состоит в том, чтобы проводить особые встречи с кандидатами на крещение. Устраивайте с ними библейские чтения, беседуйте и молитесь с ними и ясно излагайте им Божьи требования. Зачитайте им учение Библии об обращении. Покажите, что является плодом обращения, доказательством того, что они любят Бога. Откройте им, что истинное обращение - это перемена в сердце, мыслях и намерениях. Вредные привычки должны быть оставлены. Грехи злоречия, зависти, непослушания должны быть отвергнуты. Необходимо бороться с каждой греховной чертой характера. И тогда верующий сможет осознанно применить к себе обетование: "Просите, и дано будет вам" (Мф. 7:7).

Проверка кандидатов

Собирающиеся креститься не проходят стадию ученичества в той мере, в какой это должно быть. Необходимо выяснить, будут ли кандидаты просто называться адвентистами седьмого дня или они готовы встать на сторону Господа, выйти из мира, отделиться и не прикасаться к нечистому. Перед крещением нужно тщательно расспросить кандидатов об их жизни. Пусть эта беседа будет не холодной и сдержанной, но доброжелательной и нежной; укажите новообращенным на Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира. Доведите до разума кандидатов на крещение требования Евангелия.

Одним из вопросов, по поводу которого должны быть наставлены недавно пришедшие к вере, является их отношение к одежде. С новообращенными нужно обходиться правильно. Тщеславны ли они в одежде? Лелеют ли они гордость в сердце? Идолопоклонство в одежде - это нравственная болезнь, ее нельзя брать с собой в новую жизнь. В большинстве случаев подчинение евангельским условиям требует решительной перемены в одежде.

В одежде не должно быть небрежности. Ради Христа, свидетелями Которого мы являемся, нам надо стараться выглядеть как можно лучше. На время служения в скинии Бог определил каждую деталь одежды священников. Нас учат, что Он обращает внимание на одежду тех, кто служит Ему. Весьма определенными являются указания в отношении одежды Аарона, потому что его облачение было символичным. Так и одежда последователей Христа должна быть символичной. Во всем нам надо выглядеть Его представителями. Наш внешний вид во всех отношениях должен быть опрятным, скромным и чистым. Слово Божье не одобряет перемен в одежде, сделанных только в угоду моде, лишь бы мы выглядели по-мирски. Христиане не должны украшать себя роскошными одеяниями или драгоценностями.

Слова Писания относительно наших платьев и костюмов необходимо внимательно изучать. Нам надо понять то, что Господь небес ценит даже в вопросе одежды. Все, искренне желающие иметь благодать Христову, будут внимать драгоценным словам наставления, вдохновленного Богом. Даже стиль одежды отражает евангельскую истину.

Кто изучает жизнь Христа и проводит в жизнь Его учение, те уподобятся Христу. Их влияние будет подобно Его влиянию. Они явят здравый характер. Ходя смиренным путем послушания и исполняя волю Божью, они будут оказывать влияние, которое засвидетельствует продвижение дела Божьего и здоровую чистоту Его работы. В этих вполне обращенных душах мир должен видеть свидетельство освящающего воздействия истины на человеческий характер.

Познание Бога и Иисуса Христа, выраженное в характере, возвышает над всем, что есть на небе и на земле. Это наивысшее образование. Это ключ, открывающий врата небесного града. Бог хочет, чтобы все, облекшиеся во Христа посредством крещения, получили это познание. И долг слуг Божьих - открыть таким душам преимущество их высокого призвания во Христе Иисусе.

Организация обряда

Когда есть возможность, крещение лучше совершать в чистом озере или чистой реке. Старайтесь сделать это событие как можно более торжественным. На таком служении всегда присутствуют ангелы Божьи.

Брат, руководящий обрядом крещения, должен стремиться к тому, чтобы это событие произвело неизгладимое, святое влияние на всех зрителей. Каждый церковный обряд нужно проводить так, чтобы он возвышал и участников, и зрителей. Следует избегать всего банального и дешевого и не допускать того, чтобы происходящее низводилось до уровня заурядного события. Нужно учить наши церкви с большим уважением и почтением относиться к священному богослужению. Поскольку служители совершают обряды, связанные с богопочитанием, они при этом воспитывают и готовят людей. Маленькие дела, которые воспитывают, обучают и дисциплинируют душу для вечности, имеют огромное значение в деле возвышения и освящения церкви.

В каждой церкви кандидатов на крещение следует обеспечить специальной одеждой. Не следует относить данные расходы к ненужной трате средств. Это одно из положений, требуемых для выполнения предписания: "Все должно быть благопристойно и чинно" (1 Кор. 14:40).

Не хорошо, когда одна церковь рассчитывает занять у другой одежду для крещения. Часто случается, что когда возникает необходимость в этой одежде, то ее нигде нельзя найти; некоторые люди, бравшие одежду на время, не возвращают ее. Каждой церкви следует позаботиться о своих нуждах в этом плане и создать специальный фонд. Если вся церковь объединится в данном деле, оно не будет тяжелым бременем.

Одежды для крещения нужно изготовлять из прочного материала темного цвета, чтобы вода не испортила их, и следует утяжелить их внизу. Они должны быть хорошего фасона, аккуратными, сделанными по утвержденному образцу. Не следует украшать, гофрировать и отделывать их. Все показное, будь то отделка или украшения, является в данном случае совершенно неуместным. Когда кандидаты понимают значение обряда, они не стремятся украшать себя. При всем том не должно быть ничего убогого и непристойного, то есть оскорбительного для Бога. Все, имеющее отношение к этому святому обряду, должно как можно более полно отражать совершенную подготовку.

Период после крещения

Обеты, которые мы принимаем во время крещения, включают в себя многое. Во имя Отца, Сына и Святого Духа мы погружаемся в подобие смерти Христовой и восстаем в подобие Его воскресения, дабы жить обновленной жизнью. Наша жизнь должна быть связана с жизнью Христа. Отныне верующий должен помнить, что он посвящен Богу, Христу и Святому Духу. Принимая во внимание эти новые отношения, верующий должен отодвинуть все мирские соображения на задний план. Публично он заявляет, что больше не хочет жить в гордости и самоугождении. Он больше не вправе жить беспечной, равнодушной жизнью. Он заключил завет с Богом. Он умер для мира. Он должен жить для Господа, использовать для Него все доверенные ему способности, никогда не упуская из виду, что он носит Божью печать, является подданным царства Христа и причастником Божественного естества. Он должен предать Богу всего себя и все, что у него есть, используя все свои дарования во славу Его имени.

Обязательства духовного соглашения, входящие в силу при крещении, являются взаимными. Когда люди с искренним послушанием выполняют все, что от них требуется, они имеют право молиться: "Да будет известно. Господи, что Ты Бог в Израиле". Ваше крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа является гарантией того, что если вы прибегните к Их помощи. Они помогут вам в каждом критическом случае. Господь услышит и ответит на молитвы Своих искренних последователей, носящих иго Христа и учащихся в Его школе кротости и смирению.

"Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге" (Кол. 3:1-3).

"Итак облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства; и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны... И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца" (ст. 12-17).

Жизнь каждого из нас не стоит на месте. Любое изменение в ее привычном ритме оказывает влияние на личность. Сейчас люди более интересуются духовностью, тянутся к вере, но не над каждым человеком совершено таинство Крещения в православной церкви в детском возрасте. Теперь же взрослые пытаются наверстать упущенное время.

Но если от малыша для совершения обряда требуется лишь его присутствие, то взрослый человек к обряду Крещения должен подойти со всей серьезностью.

Правила крещения ребенка для родителей

Крещение малыша для одних родителей является важным таинством, для других же это - просто дань моде.

Но в обоих случаях чадо соединяется с Богом, становится членом Церкви, ему с Небес посылается Ангел-Хранитель, который будет сопровождать новокрещенного на протяжении всей его земной жизни.

Церковный клир рекомендует крестить детей на 40 день с момента рождения, потому что его мать до этого времени считается «нечистой» и ей запрещено принимать участие в совершении Таинства (разрешено лишь стоять в церковном притворе).

Важно! Если же новорожденное чадо находится в опасном, угрожающем жизни состоянии, то окрестить его необходимо как можно быстрей.

Крещение ребенка

В какие дни можно крестить малыша

Крестить детей можно в любой день, Церковь не определяет абсолютно никаких ограничений. Но следует знать режим работы храма, в котором предстоит совершить Таинство.

Во многих приходах для крестин отведены определенные дни и часы: к примеру, суббота и воскресение по окончанию Литургии.

Что подготовить для обряда

Для проведения Таинства малышу необходим нательный крест (не обязательно золотой или серебряный), крестильная рубашка, полотенце и пеленка. Обычно приготовлением этих принадлежностей занимаются крестные.

Родители и крестные должны быть крещены в православной вере, исповедовать православие и носить на своей груди освященный крест.

В церкви издавна принято, что родители не принимают участия в совершении таинства, всем занимаются крестные. Но сейчас матери с отцом разрешено взять малыша на руки в том случае, если он капризничает и не может успокоиться.

Важно! Вещи, в которых крестился ребенок, ни в коем случае нельзя продавать, выбрасывать, сжигать. На них остаются капли святого мира и капли освященной воды. А если же малыш заболеет, то можно его завернуть в эту одежду или надеть на него, молясь о скорейшем выздоровлении .

Нужно ли платить за крещение

С них, стоящих пред Престолом Господним, спросит Всевышний о должном исполнении данных обязательств.

Запрещено возлагать ответственность за детей на людей, страдающим алкоголизмом , наркоманией, психическими заболеваниями. Монахи, атеисты, несовершеннолетние дети, супружеская пара, родители, будущие молодожены также не могут быть крестными.

Правила для крестных

Перед совершением Таинства крестные должны выучить «Символ веры» и прослушать огласительные беседы.

Это краткий цикл лекций, где священник или катехизатор проповедует людям основы православной веры, разъясняет суть самого Крещения, рассказывает об обязанностях крестных родителей в духовной жизни ребенка.

Крестные родители обязаны:

  • посещать богослужения;
  • исповедоваться во грехах, причащаться Святых Христовых Таин;
  • водить своего крестника к Причастию;
  • по достижению ребенком возраста 7 лет привести на первую исповедь;
  • заботиться о ребенке, защищать от бед,

Некоторых родителей волнует вопрос о возможности крещения ребенка без присутствия крестных матери или отца. Священники позволяют обойтись без них в том случае, если на примете нет достойных людей.

Миропомазание взрослого

Подготовка к обряду

Необходимо уделить должное внимание своему внешнему виду.

Цвет одежды не должен быть «кричащим».

Женщины должны быть с покрытой головой , одетыми в платья длиной не выше колен или юбки с блузками, но никак не в брюки или джинсы.

Мужчинам запрещено надевать головной убор, находиться в спортивных костюмах, шортах, майках.

На груди должен быть православный крест, а в руке крестильная свеча.

Совершение обряда

  1. Священник возлагает свои руки на малыша, что служит символом обретения Божиего покровительства.
  2. Крестные мать с отцом от имени своего крестника отвечают на вопросы священника.
  3. Клирик помазует малыша елеем - освященным маслом.
  4. Крестные с ребенком на руках подходят к купели со святой водой. Клирик три раза погружает малыша в воду, после чего передает новокрещенное чадо матери или отцу, а сам надевает на ребенка крестик и рубашку.
  5. Совершается Таинство Миропомазания - святым миром помазуют человека лишь раз в жизни.
  6. С головки ребенка крестообразно состригается небольшая прядка волос.
  7. Чадо трижды обносят вокруг купели, что означает полное единение с Богом, отречение от темных сил и принятие православной веры.
  8. Мальчиков батюшка поочередно вносит в алтарь и обходит в ребенком вокруг престола. Девочек прикладывают к иконе Богородицы.

По возвращении из храма принято собирать гостей за праздничным столом. Но праздник не должен превратиться в шумное веселье с обильными возлияниями, громкими песнями. Это семейный тихий праздник.

Важно! Среди угощений обязательно должны присутствовать пироги, булочки и блюда из крупы. Но так как каша - это совсем не праздничное блюдо, поэтому ее можно заменить пудингом, крупяной запеканкой.

Длительность и стоимость обряда

Канонически денег за совершение таинства Святого Крещения брать не полагается. Крещаемые могут внести лишь пожертвования на храм.

Соборы, церкви, священнослужители персонал, работающие в них, существуют именно на эти пожертвования, потому что у них нет возможности получать иной материальный доход, да и Церковь не финансируется государством. К тому же необходимо оплачивать коммунальные услуги: отопление, воду, электричество, отчислять налоги, содержать сам объект и семьи клириком.

Важно! Батюшка не может отказать в совершении Крещения малоимущей семье - в церкви не торгуют благодатью. Но если все же случился такой нонсенс и человек получил отказ от клирика по причине отсутствия у него денег, то следует обратиться к настоятелю церкви или к благочинному.

Длительность обряда варьируется, она зависит от количества крещаемых и от самого священника. Обычно таинство совершается от 40 минут до 2 часов.

Размер пожертвования необходимо узнать в церковной лавке, сумма обычно колеблется от 500 рублей до 2000 рублей, а в крупных городах возможно и еще больше.

Крещение взрослого человека

Взрослые люди крестятся осознанно, и принять таинство им разрешено без крестных. Они сами могут отвечать на вопросы священника, самостоятельно отрекаются от сатаны.

Но иметь опытного наставника , который поможет новокрещенному воцерковиться - отличный вариант.

Подготовка к обряду

Будущий христианин «в возрасте» самостоятельно может прочесть Евангелие, Новый Завет, выучить основные православные молитвы, изучит все церковные таинства. Не составит для него труда посетить огласительные беседы, кои сейчас обязательны.

Если же они не проводятся, то с интересующими вопросами необходимо подойти к священнику.

Необходимо выучить «Символ веры», «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся». Все основные молитвы содержатся в православных молитвословах.

После полуночи, перед днем совершения Крещения, запрещается вкушать пищу и пить, желательно совершить 2-3 дневное постничество. Запрещено пустословие, увеселительные мероприятия, плотские утехи.

Приходить на Таинство нужно опрятным, на голове женщине должен быть платок. А для погружения в воду нужно приобрести или сшить самостоятельно длинную белую сорочку.

Важно! В Крещении человек оставляет греховный мир и перерождается к спасению. Во время Таинства на крещаемого сходит Божественная Благодать, что позволяет ему вскоре участвовать во всех таинствах Церкви, коих всего семь.

Все об обряде Крещения

Что такое Крещение?

В Православной Церкви существует семь таинств, одним из которых и является Крещение.

Именуется оно Таинством потому, что представляет собой не просто внешний обряд, давно существующий в русских традициях, а именно священное действие, суть которого человек в полной мере осознать не может, но оно имеет очень глубокое значение в жизни человека. Крестясь с верой в Господа Иисуса Христа, каясь в своих грехах, человек получает Божественную благодать, которая способствует невидимо совершающемуся преображению души человеческой, глубокому изменению сознания, освобождению от оков первородного греха, а так же получению прощения в прежде совершённых грехах.

Зачем человеку Креститься?

К сожалению, многие люди, уже крестившиеся или только собирающиеся принять Святое Крещение, не смогут ответить в полной мере на этот вопрос. Причиной к этому послужила длительное богоборчество советской власти, которая приложила все усилия к тому, чтобы в душах людей нашей страны крепко утвердилось атеистическое мировоззрение. Многие идут на Крещение, не понимая грандиозность и важность происходящего события, и руководствуются порой такими побуждениями, которые не должны присутствовать в человеческой душе.

Часто от родителей, собирающихся окрестить ребёнка, можно услышать доводы о том, что они русские и крестить ребенка принято по традиции наших предков. Таким образом, Таинство Крещение всё чаще воспринимается как старая добрая традиция, присущая русской культуре.

Часто молодые люди, увидев по телевизионной трансляции первых лиц нашего Государства молящимися в храме, воспринимают Православие, как некую дань моде и идуткреститься.
Также священники часто слышат от людей, пришедших на огласительные беседы перед Крещением, что они желают креститься, так как «бабка - целительница посоветовала», или «чтобы не болеть», «чтобы удача в жизни была».
Стоит заметить, что, несмотря на подобные мотивы, таинство над этими людьми все-таки совершается. Они, сами того не осознавая, получают силу Божию, именуемую в православном учении благодать. Но от человека тоже требуется не только получить, но сохранить и преумножить полученный им Божественный дар. Сам Господь Иисус Христос поведал нам духовный закон, который сейчас мы можем прочесть в Евангелии: «кто со Мной не собирает, тот расточает». И, действительно, человек пусть даже принявший святое Крещение, но продолжающий жить во грехах, нарушая святые заповеди, расточает Богом данную ему благодать. Он продолжает наносить своей душе греховные раны, теряет радость от жизни уже здесь на земле. Но самое страшное для такого человека ожидает после смерти, являющейся ничем иным как переходом в другую жизнь, в которой ему придется дать Богу отчет в том, как он преумножил Богом данной ему духовной богатство, или напротив легкомысленно его расточил.

Как подготовиться к Крещению взрослому человеку?

Подготовка к Крещению взрослого человека должна идти в двух направлениях: внешнем и внутреннем, духовном. Главным условием для Крещение взрослого человека является его вера во Христа и решимость в последующем жить в соответствие с христианскими заповедями, богоугодно, церковной жизнью. Способствует приобретению такого настроя молитва, присутствие на богослужениях в храме, чтение Евангелия и житий святых угодников Божиих.

Возможно, перед Крещением священник пригласит на исповедальную беседу, где человек должен будет рассказать о совершенных им грехах.

Также необходимо будет ознакомиться с основными молитвами каждого православного христианина: «Отче наш» и «Символом веры».

Крёстные взрослому человеку необязательны, а вот для крещения ребёнка они необходимы. При выборе крёстных родителей для ребёнка необходимо помнить, что перед крестными будет лежать огромная ответственность, так как в их обязанности входит духовное воспитание своего крестника.

После Крещения все свои душевные силы необходимо направлять на преумножение Божественной благодати. Без веры в Бога это сделать невозможно. Для приобретения крепкой веры необходимо читать Священное Писание, поучение пастырей Святой Церкви, регулярно посещать храмовые Богослужения и принимать участие в церковных таинствах, особенно в таинстве Причастия. И всю свою жизнь нужно стараться проводить в соответствии с Христовыми заповедями.

Крещение Господне (Святое Богоявление)

Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный. Крещение празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника, 18 января, установлен строгий пост.

Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом.
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11).

Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов.

Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал:«Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).

И вот к нему приходит Иисус из Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15).

После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он — Избранник Божий», — подтверждает Иоанн Креститель. («Мессия» по-еврейски — то же, что по-гречески «Христос», то есть «Помазанник Божий»). Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый окрещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам «Идите, научите все народы, крест их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Что должен знать человек, решивший креститься, пожелавший выйти из пагубного безрелигиозного состояния?

Крещение — величайшее христианское таинство, очищающее человека от грехов и снимающее с него осуждение за первородный грех. С крещения начинается соприкосновение человека с Церковью, он становится членом тела церковного, за него начинает молиться вся церковная полнота.

Крещение установил собственным примером Иисус Христос, крестившийся в Иордане. Еще в своей беседе с Никодимом Господь говорил: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан., 3,5). И потом после своего Воскресения Господь сказал своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына Я и Святого Духа» (Матф., 28, 19). Кроме того, в Евангелие от Марка Иисус Христос говорит так: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет». Эти слова Спасителя о том, что человек верующий должен креститься.

Вещество, через которое совершается крещение, — вода, освящаемая особым образом во время таинства. Омовение в водах Иордана на Востоке означало принять обряд покаяния. Вода символизирует ту стихию, которой все очищается и омывается. Господь Иисус Христос, крестясь, освятил естество вод Своим Пречистым Телом.

Совершает таинство крещения священнослужитель, но в случае крайней необходимости окрестить может и любой христианин. Крещение мирянами особенно было распространено во времена гонения на Церковь в советский период, когда из деревень изгнали священников. Они и благословляли верующих женщин крестить младенцев. Но когда человек, крещенный бабушкой, вырастал, ему требовалось принять таинство миропомазанием. Сегодня немало таких людей приходит в Церковь.

Бывает и так, что в роддоме умирает новорожденный, и чтобы он умер христианином, его могут окрестить или мать, или медсестра. Важно правильно произнести совершительную формулу таинства, звучащую следующим образом: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь». Хорошо, если есть в этот момент святая вода, но можно крестить младенца и в обычной. Был случай, когда родители слишком поздно обратились к батюшке с просьбой окрестить полугодовалого ребенка, лежавшего в палате интенсивной терапии. До приезда священника он умер.

В Православии существуют два образа крещения — погружение в воду и обливание ею. Самый древний из них — погружение младенца в купель. Но нельзя забывать, что в России крещение детей в православной семье считалось обязательным, как и их последующее церковное воспитание. Сегодня мы наблюдаем другое — много крестится взрослых. Для их крещения у Церкви нет возможности устраивать специальные бассейны, поэтому таинство совершается обливанием водой.

Человек, решивший креститься, должен воспринимать крещение как святое, жизненно важное таинство, требующее полной внутренней самоотдачи. «Кто будет веровать и креститься, — говорит Спаситель, — спасен будет». Чтобы стать членом Церкви, надо веровать в Господа нашего Иисуса Христа, Его спасительное учение, Его Воскресение. Надо иметь хоть бы начальные знания о своей вере, и прежде всего знать такие молитвы, как «Отче наш...», «Богородица Дева...». Знакомиться с самой сутью веры перед крещением человек должен для того, чтобы выяснить, нужно ли это ему, горит ли в нем сердце, когда он слышит глаголы жизни вечной, ибо только в ответ на это горение сердца, в ответ на движение человеческой воли к Богу и подается в крещении полнота благодати, а вовсе не в ответ на сумму знаний. Необходимые знания о своей вере христианин может и должен получать и после крещения. Есть в чинопоследовании и момент, когда человек дает обещание не поклоняться дьяволу, не соблазняться на грех. Обещает, что не пойдет искать помощи вне Бога, отрекается от прежнего зловерия, будь то язычество, экстрасенсорика, то есть от всего, чем он болел, пребывая вне света Христова.

Сейчас появилось большое количество православной литературы. Человеку, «истинного Бога познать желаяй и спасения ищай», она дает возможность узнать о православной вере как можно полнее.

Что касается крещения детей, в чем обвиняют нас сектанты, то даже во времена первоапостольские апостолы крестили целые семьи, где, конечно, были и дети. Если ребенок растет в верующей семье, то почему нельзя его причащать, почему родителям нельзя молиться о нем в церкви? В Православии все это естественно и иначе быть не может. Поэтому существует институт крестных — ответчиков перед Богом за веру своих крестников. Это может быть или крестная, или крестный, которые желали бы на деле стать воспитателями своих крестников, Они водят их к причастию, рассказывают о вере.

Крещение уже само по себе дает дитяти благодатные дары, невидимо таинственно изменяет жизнь человека к лучшему, приводит его к Богу.

Что означает таинство крещения

Таинство Крещения связано с коренным переломом в жизни человека. Стать христианином - это не значит переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно переродиться, стать новым человеком. В Таинстве Крещения человек духовно рождается для Жизни Вечной. В Крещении падшая природа человека благодатно соединяется со Христом и благодаря этому обновляется и освобождается от первородного греха. Просветившись Святым Крещением, человек становится членом Церкви, благодатного Царства Христова.

Крестик для крещения

Его можно купить в храме, тем более что там продаются уже освященные крестики. У многих уже есть какой-то крестик, часто это семейная реликвия или подарок. Такой крестик надо предварительно показать священнику, и он определит, правильно ли этот крестик сделан, и освятит его. Православный крест обычно бывает восьмиконечным, то есть имеет три перекладины. Верхняя - короткая, на ней помещается надпись И. Н. Ц. И. (Иисус Назорей Царь Иудейский). Средняя - самая длинная. Нижняя косая - тоже короткая, левый от нас конец этой перекладины выше, чем правый. Во многих храмах крестик дается прямо при Крещении, если об этом не позаботились заранее.

Православная Церковь не отвергает и четырехконечных крестов, у которых только одна перекладина - длинная средняя. Крестик может быть как с изображением распятия, так и без него. На православном изображении распятия ступни ног располагаются рядом друг с другом ровно.

Для крестика нужна ленточка или цепочка. Ее нужно предварительно померить, чтобы она легко одевалась через голову.

Крестные (восприемники)

По традиции Церкви младенца следует крестить в восьмой или на сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния - двух главных условий соединения с Богом - нельзя. Поэтому с древних времен появились «крестные» - люди, по вере которых крестят младенцев (попутно следует заметить, что при крещении взрослых старше 18 лет крестные не нужны).

Крестные обязательно должны быть крещеные и верующие, так как они берут на себя обязательство воспитывать своих крестников в духе Православия и благочестия. После погружения младенца в купель крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название - восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.

По русской традиции крестных бывает двое - женщина и мужчина, но обязателен лишь один. Для мальчика это мужчина, для девочки - женщина. Родители не могут быть крестными своего ребенка. А вот бабушки, дедушки, братья и сестры вполне могут стать крестными родителями.

Некоторые спрашивают, не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога? Не лучше. Ведь в Таинстве Крещения ребенок получает особую благодать, которая поможет ему в жизни. Он становится членом Церкви и может поэтому быть участником святых Таинств. В том числе и Таинства Евхаристии - причащаться Святых Христовых Тайн.

Если крестятся взрослые

Когда Таинство совершается над взрослыми, для Крещения требуется вера в Господа, знакомство с Евангелием и знание основных молитв. Часто священник просит прочитать Символ веры - молитву, в которой содержатся главные истины православной веры. Поэтому хорошо бы узнать, проводятся ли при храме специальные беседы для «оглашенных» (готовящихся принять Крещение и изучающих основы православной веры).

В дни перед принятием Таинства нужно читать Евангелие и книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Знайте, что эти дни - особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные проблемы. Избегайте суеты, пустых разговоров, смотрения телевизора, не участвуйте в различных увеселениях, ибо то, что вы будете принимать, велико и свято, а все святое Божие принимается с величайшим трепетом и благоговением.

Если есть возможность, соблюдайте пост в течение двух-трех дней. В сам день Крещения желательно (но не обязательно!) с утра не есть, не пить и не курить, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеского общения.

Святыня Божия требует от человека особой чистоты. Являться ко Крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Женщины в месячной нечистоте не приступают к купели Крещения до окончания этих дней.

Кроме того, женщины приходят креститься без косметики и украшений. К началу таинства надо приходить вовремя. Необязательно креститься в воскресный день, если в храме и в будние дни совершают это великое Таинство.

Желательно быть в такой одежде, чтобы легко можно было помазать грудь, руки, колени. Поэтому хороши рубашки, блузки с короткими рукавами и с застежками спереди. Женщинам рекомендуется одеть не очень длинную юбку, а мужчинам - свободные брюки, чтобы можно было их закатать наверх. Еще понадобится полотенце.

Как совершается таинство крещения

Первое священнодействие Крещения - человеку нарекают имя, он обретает небесного покровителя в лице святого, имя которого ему нарекли.

Следующее священнодействие - это возложение руки в знак защиты и благословения. Рука священника здесь - это рука Самого Господа, который с этих пор берет под Свою особую защиту и покровительство пришедшего к нему человека.

Затем читаются молитвы, в которых Церковь в лице священника запрещает великим и страшным Божиим именем дьяволу и нечистым духам строить козни крещаемому и гонит его прочь.
После того как нечистый дух изгнан и заклят именем Божиим, настает время человеку самому отказаться от него. Священник поворачивает и крестных, и их крестника лицом на запад, то есть символически - ко тьме, в которой живут злые духи, чтобы встретиться с ними напрямую, но уже находясь под церковной защитой.

Следующие вопросы надо знать и крестным и крестнику, потому что на них нужно сознательно отвечать.

Священник:
- Отрекаешься ли ты от сатаны, и от всех дел его, и от всякого служения ему, и от всякой гордыни его?
Крестник или крестный (за ребенка):
- Отрицаюсь.

Эти вопрос и ответ повторяются трижды.

Тогда священник говорит:
- Дунь и плюнь на него.

Плевок - это знак крайнего презрения. После этого священник велит всем повернуться лицом на восток, к Господу, и спрашивает:
- Сочетаешься ли Христу?
Ответ:
- Сочетаюсь.
Вопрос и ответ повторяются трижды. Этими ответами крестник или крестный исповедают верность Христу. Затем они читают Символ веры.

После освящения воды и елея священник помазует елеем вначале воду, а затем крещаемого и трижды погружает его в святую воду со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца - аминь. И Сына - аминь. И Святаго Духа - аминь». В этот момент Благодать Святого Духа озаряет всего человека, и под действием Божественной Благодати физическое и духовное существо человека изменяется: он как бы заново рождается в другом качестве (потому Крещение и называют вторым рождением). Крещение совершается лишь однажды, как однажды и рождается человек. Из купели крещеного воспринимает от священника крестный (крестная). Тут же надеваются крестик и белая рубашечка, которые надо держать в этот момент наготове. Белая одежда служит знаком чистоты души после Крещения и напоминает ему, что он и впредь должен сохранять эту чистоту, а крест служит видимым знаком его веры в Иисуса Христа. Все грехи, совершенные человеком до Крещения, прощаются Богом, к новопосвященному христианину приставляется наставник и хранитель души - Ангел Хранитель. Полученную в Таинстве Крещения Благодать христианин несет в себе до конца жизни, либо умножая ее в себе праведной жизнью, либо растрачивая через грехопадения.

При смертельной опасности для жизни ребенка или взрослого окрестить его позволительно любому православному христианину, трижды погружая его в воду или обливая с молитвой «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца - аминь. И Сына - аминь. И Святаго Духа - аминь». Если опасность благополучно миновала, то окрещенного в экстремальных условиях нужно привести (принести) в церковь, чтобы священник дополнил крещение положенными молитвами и помазал миром. Но второй раз крещение (погружение в воду) не совершается. Если взрослый не знает, крестили его или нет, не у кого об этом спросить, то над ним совершается Крещение полным чином.

Таинство миропомазания

Новая жизнь, полученная в Таинстве Крещения, требует от христианина постоянной духовной работы над собой. Миропомазание - Таинство, в котором верующему при помазании освященным Миром во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие в жизни духовной. Христианин, получивший в Таинстве Крещения очищение от грехов, обновление жизни, рождение в Жизнь Вечную, в Таинстве Миропомазания обретает полноту Благодати как Дар Святого Духа.

Таинство Миропомазания совершается сразу после Крещения. Оно как бы присоединяется к Таинству Крещения, вместе они составляют единое чинопоследование. Как и Крещение. Таинство Миропомазания не повторяется, только цари удостаивались его дважды - второй раз Миропомазание совершалось во время их Венчания на Царство.

Миропомазание совершается тотчас после погружения в купель. Священник читает молитву, в которой благодарит Господа за очищение, освящение и рождение от воды и Духа нового члена Церкви и просит дать через Миропомазание печать дара Духа Святого.

На первый взгляд, таинство Крещения имеет довольно странное определение: «Крещение — это таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую». Что происходит с человеком при выходе из крещальной купели и чем он отличается от своих некрещеных братьев?

Кратко можно сказать, что таинство Крещения — это таинство духовного рождения. Все мы когда-то родились от земных родителей. Христос же говорит, что нам надлежит родиться свыше (Ин. 3:3). Свыше — значит от Бога. Перед каждым крещающимся стоит наполненная водой купель — «утроба» Церкви, рождающая человека в новую, небесную жизнь. Само слово – таинство — указывает на тайну, то есть на то, что нам доступно понять лишь в самой малой мере. В момент крещения происходит нечто невыразимое, человек вступает в общение с Богом, приобщается к Нему. Крещение – это не формальное членство в каком-то обществе или партии, а вхождение в новый опыт жизни с Богом.

Многих людей тот факт, что они являются христианами, ни к чему не обязывает. Крестятся, чтобы меньше болеть, или «ну мы же русские, поэтому обязательно должны креститься», или чтобы жизнь удачнее сложилась… Но крещение не спасает человека от неприятностей земной жизни, не гарантирует здоровья, денежного и семейного благополучия, не увеличивает продолжительность жизни и, наконец, оно не спасает от физической смерти. Здоровье, бизнес и т.п. — категории жизни временной, земной.

Господь, в первую очередь, заботится не о том, чтобы у Его чада было все в изобилии, а о том, чтобы его душа не забывала о небесном Отечестве, чтобы Его сын или дочь были открыты вечному. Креститься может любой человек. И парадокс церковных таинств, в том числе и Крещения, состоит в том, что с каким бы намерением человек ни приступал к ним, если только он не принимает таинства насильно, они все равно совершаются и они действительны.

Но для самого человека крайне важно, с каким расположением души он подходит к таинству. Будет это для него красивым, но ничего в его жизни не меняющим обрядом, или событием духовного возрождения, Пасхой души. Первые христиане очень хорошо это понимали, и подготовка к таинству Крещения у них занимала порой несколько лет! Человек был некрещеным, но ему не запрещалось молиться, посещать некоторые богослужения, изучать основы веры (как не запрещается это и сейчас). Этим он показывал, что его намерения действительно серьезны, что для него Крещение — самое важное событие в жизни, желание начать новую жизнь, светлую, чистую, Божию.

В этом и маленькому ребенку, и взрослому человеку, готовящимся войти в Церковь, всегда помогали восприемники (крестные). В древности восприемники, выбранные из людей, известных своим благочестием и добродетельной жизнью, были поручителями за человека, желающего креститься. Восприемники приводили такого человека к епископу на беседу, наставляли в основах христианской жизни. В момент совершения Таинства помогали своему крестнику выйти из купели — воспринимали от купели, поэтому и назывались восприемниками. Стать крестным почетно и радостно, с другой стороны, — очень ответственно. Это означает, что каждый день до самой своей смерти крестный будет молиться за своего крестного сына или дочь, как за родного ребенка, стать спутником на пути к Богу, научить молитве и азам духовной жизни, будить телефонным звонком в воскресное утро: «Вставай, сегодня идем в храм!». Вот обязанности настоящего крестного. Стоит задуматься и о том, что крестный будет держать ответ перед Богом за каждого своего крестника: на него распространяются как духовные успехи крестника, так и его грехи, совершенные из-за того, что крестный не научил, не наставил, не предостерег. Чему же может научить восприемник далекий от религиозной жизни, равнодушный к вопросам веры?.. Пусть лучше он просто остается хорошим другом, но не берет на себя такую великую духовную ответственность.

Крещение — это только начало, а не единственное формальное условие для спасения. С праотцами Адамом и Евой произошла катастрофа – грехопадение. Так как все человечество — их потомки, то все мы нуждаемся в устранении последствий этой катастрофы. С грехопадением у человека прервалось живое, непосредственное общение с Богом, а с братьями по разуму установилось общение по формуле: «человек человеку волк». Изменился и сам способ существования человеческой природы: люди стали подвержены страданиям, болезням, смерти. Однако человек не несет личной ответственности за то, что рождается с такой природой: он получает ее как наследство от родителей. Но в грехопадении наших прародителей есть момент, за который каждый человек несет личную ответственность, и от которой, как раз, и избавляет таинство Крещения. Эту ответственность можно назвать властью дьявола.

Во-первых, власть дьявола означает, что после грехопадения не только Адам и Ева, но и все их потомки, все человечество, после смерти неизбежно, независимо от своих нравственных усилий, оказывались во власти дьявола. Когда человек крестится, эта неизбежность разрушается. После Крещения, окажется ли человек во власти дьявола после физической смерти, зависит от его личного выбора при жизни.

Во-вторых, власть дьявола над человеком очень ярко проявляется и во время земной жизни. Лучше всего о состоянии человека, находящегося в этой власти, сказал апостол Павел: «…желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих вижу закон иной, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного…» (Рим.7:18-23). Такая раздвоенность присуща всем людям, и дело здесь вовсе не в психологии. Объясняется она той же властью дьявола. Неужели Крещение освобождает человека от этого раздвоения? Нет. Но в земном аспекте Крещение дает человеку способность преодолевать его. Происходит освобождение от власти дьявола и человек получает объективную возможность жить другой, духовной жизнью, бороться с грехами, то есть с тем, что отделяет человека от Бога. Этой возможности он не имеет, будучи некрещеным. Конечно, и некрещеный человек может бороться с греховными привычками. Но от власти дьявола он освободиться, не способен, и все изменения в его духовной жизни будут только количественные (более или менее добрый, правдивый, нравственный и т.д.), но не качественные.

Крещение — это не только освобождение, но и приобщение, ведь цель христианской жизни — это обожение, соединение с Богом. Но оно осуществляется не напрямую. Во время Крещения человек присоединяется к Церкви, которая является Телом Христовым. А поскольку Христос, став человеком, Своей Божественной силой преодолел в Самом Себе смерть и тление, то, приобщившись к Его Телу — Церкви, — все это можем сделать и мы.

Почему же тогда люди продолжают грешить после Крещения? Крещение — это не магический обряд. После этого Таинства человек имеет объективную потенциальную возможность обожения, но у него остаются все те же греховные привычки и склонности, которые были и до Крещения. Поэтому Крещение — это самое начало духовной жизни. Человек получает некий «аванс». И теперь надо пройти долгий и нелегкий путь, годы духовного труда и настоящей церковной жизни, постоянного участия в церковных таинствах. Нередко на этом пути совершается масса ошибок, сотни падений… Главное — подниматься и снова идти. Только так начинается постепенное преображение человека, когда в сердце не остается места для греха. Заканчивается же это преображение уже не здесь.