Классические стили бонсай сложились согласно многовековым японским традициям, ориентирующимся на внешний вид естественно растущих в природе деревьев.

Дерево может изменяться от воздействий внешней среды. Зачастую в неблагоприятных климатических условиях деревья сильно видоизменяются, возникают карликовые формы, которые часто едва похожи на своих высокорослых собратьев. Взять, например, горную сосну (Pinus mugo).

В условиях высокогорья (каменистая почва, постоянные ветры, короткое лето, низкая температура зимой) у дерева образуются сильноизогнутые пологие стволы, хотя на равнине она растет как типичное дерево с хорошо выраженным вертикальным стволом и овальной кроной.

Или обычная береза в лесостепной зоне с раскидистой, свисающей кроной совершенно отличается от березы, выросшей в условиях тундры, где она образует небольшую кустарниковую поросль с сильноизогнутыми, прижатыми к земле, стволиками. И таких примеров в природе очень много.

Или еще один пример, который мы все могли наблюдать: одиночное дерево, растущее на опушке леса, имеет широкую крону, ниже ростом, чем аналогичные деревья, растущие в чаще леса.

Что же такое бонсай ? Это искусственный способ выращивания миниатюрных деревьев. Появление различных стилей основывается на наблюдениях за природой, и любое отклонение от нее, сколько бы ценным оно ни было в садоводстве, решительно отделяется от традиционного определения бонсай.

Наиболее важным в искусстве бонсай представляется сохранение связи между выращиваемым деревом в выбранном стиле бонсай и дикорастущими растениями. Например, существует в природе какой-то определенный экземпляр, принадлежащий к виду, произрастающему в болотистой, плодородной среде. Поэтому, не нужно даже начинать его формирование в стиле «корни на скале», потому что в природе такая ситуация не является жизнеспособной.

Бонсаи можно классифицировать, исходя из определенных особенностей каждого экземпляра, напрямую зависящих от того, как он выращивался. Строгой классификации бонсаев не существует, их можно подразделять по форме кроны, положению, виду и количеству стволов, форме роста ветвей или по композиции.

Классификация бонсай по размеру

Если брать за основу классификации высоту ствола, то все бонсаи можно разделить на три основные группы: малые, средние и большие. Высота бонсая измеряется без учета высоты посадочного контейнера, во внимание берется только высота самого растения, от верхушки до основания.

  • Малые бонсай, «Шоккин» (shokkin), в эту группу входят совсем маленькие растения с высотой от 8 до 15 сантиметров;

Средняя группа бонсаев делится на две подгруппы:

  • «Комоно» (Komono) с растениями с высотой от 15 до 30 сантиметров;
  • «Чумоно» (Chumono) с растениями высотой от 30 до 60 сантиметров.

Бонсаи средней группы — самые распространенные.

К третьей группе относятся большие бонсаи:

  • «Омоно»(Omono), высота растений составляет около 1 метра.
  • Бонсай выше 120 см — садовый бонсай.

Бонсаи третьей группы смотрятся величественно. Но они занимают гораздо больше места, чем средние бонсаи. Поэтому их чаще всего выращивают в саду. Для поддержания формы им нужен свежий воздух, да и смотрятся они в саду идеально.

Классификация бонсай по числу стволов

Более распространенные бонсаи — деревья, растущие одним стволом из одного корня. На их основе выращивается очень много разновидностей стилей бонсай.

Есть многоствольные бонсаи, когда из одной корневой системы растет сразу несколько стволов.

Есть стили, когда в контейнеры высаживается несколько деревьев одного или нескольких видов с индивидуальной корневой системой, образующих небольшую рощу деревьев. В этой разновидности бонсай количество стволов должно быть нечетным, кроме стиля «два ствола».

Многоствольный стиль, «Куст» (кабудати)

Несколько стволов (нечетное число), растущие от одного корня в виде куста. Все стволы отличаются по высоте и толщине: у самых маленьких стволики тоньше, у более крупных — покрепче и потолще. Ветви всех деревьев образуют единую крону.

Стиль «Створки устричной раковины» (карабуки)

Из одного корня растет несколько стволов (нечетное количество), которые напоминают створки устричной раковины.

Стиль «Извилистые стволы» (нетсунагари)

Из одного основания растет несколько неправильных, извилистых стволов с извилисвыми корнями.

Стиль «Группа из трех стволов» (самбон-ёсэ)

Композицию составляют три самостоятельных ствола.

Стиль «Группа из пяти стволов» (гохон-ёсэ)

Композицию составляют пять самостоятельных стволов. С увеличением количества стволов (всегда нечетного числа) стиль получает новое название.

Стиль «Многоствольное дерево» (тсуками-ёсэ)

Несколько стволов растут из одного корня.

Стиль «Рощица» (ямаёри)

Несколько разных по высоте стволов (чаще всего более девяти) высаживают рядом. Всей композиции придается естественный вид рощи.

Лесной стиль (ёсэ-уэ)

Стиль, имитирующий миниатюрный лес. Деревья (нечетное количество) должны быть разными по высоте. Главное, самое высокое, дерево сажают впереди. По обе стороны и чуть позади от него высаживают два других высоких дерева.

Для усиления эффекта задние деревья с густой и плотной кроной высаживают очень компактно, у переднего дерева оставляют открытый ствол. Неровный рельеф поверхности, камни, а также дополнительно подсаженные низкорослые травянистые растения создают единую композицию.

Классификация бонсай по стилю

Независимо от размеров и количества стволов бонсай, все они выращиваются при помощи одних и тех же приемов, или норм, которые преподносят оригинальные решения, определяющие внешний вид каждого экземпляра.

Отсюда и происходит различие стилей бонсай. При определении стиля чаще всего учитывается расположение ствола и ветвей, хотя иногда обращается внимание и на форму корней.

Стили бонсай различаются между собой наклоном ствола, расположением ветвей и корней, компоновкой нескольких экземпляров деревьев в одной плошке.

К основным стилям бонсай можно отнести «классический прямостоячий», «наклоненное дерево» и «каскад». Остальные являются их производными, отличающимися лишь сложностью используемых приемов или количеством экземпляров, растущих в одной плошке.

Классический прямостоячий стиль (тёккан)

Классический прямостоячий, или вертикальный стиль бонсай полностью повторяет стиль одиночного прямостоячего дерева с мощными, равномерно расположенными по сторонам ветвями и корнями.

Дерево имеет идеально прямой ствол, равномерно сужающийся к вершине. Ветви, немного провисая, растут горизонтально. Самая нижняя ветвь — самая мощная, последующие ветви по направлению к верхушке должны становиться постепенно более тонкими. Этот стиль подходит для деревьев всех пород.

Неправильный прямостоячий стиль (моёги, татики)

Стиль так же, как и классический прямостоячий, характерен одним прямостоячим стволом, но имеющим немного неправильную, возможно, слегка изогнутую форму. Ветви, вырастающие из изгибов ствола, также искривлены. Данный стиль характерен для различных видов хвойных растений, например, для кипариса , кипарисовика.

Стиль «Дерево, согнутое ветром» (фукинагаси)

Данный стиль представляет собой деревце с извилисто наклоненным стволом под некоторым углом относительно вертикали. Ветви растут только в одном направлении параллельно земле: на одной стороне ствола, в сторону предполагаемого направления ветра.

Стиль «Изогнутое дерево» (недзикан)

Характеризуется сильноизогнутым у основания стволом. Извилистые ветви повторяют изгибы ствола.

Стиль «Ломкое дерево» (сабамики)

Основной ствол разделен на две части глубокой открытой раной без коры.

Метлообразный стиль бонсай (хокидаси)

Стиль считается классическим, при котором соблюдается основной принцип — абсолютно правильный прямостоячий ствол с кроной в виде веера, зонтика или метлы. Ветви группируются в верхней части ствола и растут во всех направлениях.

Стиль формируется прищипкой верхушечного побега на 1/3 общей высоты ствола. Из спящих боровых почек начинают отрастать боковые побеги. В дальнейшем эти побеги также прищипываются, что, в конечном итоге, и создает метлообразную форму кроны. Для этого стиля подходят лиственные деревья с широкой, раскидистой кроной.

«Наклоненное дерево», или наклонный стиль (сякан)

Деревья, выращенные в наклонном стиле, имеют слегка наклоненный в любую сторону ствол. Ветви располагаются упорядоченно, но их рост не слишком равномерен.

Наклонный стиль бонсай формируется аналогично классическому вертикальному стилю. Дерево, выполненное в наклонном стиле, символизирует сопротивление ветру.

«Стволы-близнецы», или стиль сдвоенного ствола, (сокан)

Два дерева растут из одного корня. Одно из них должно быть большим и сильным, второе — маленьким и тонким. Ветви, расходящиеся горизонтально, образуют общую крону. Этот стиль также называют «отец и сын» или «близнецы».

Стиль «Два ствола» (содзу)

Два растущих рядом, но разнокоренных ствола разного размера и толщины создают очень привлекательную композицию.

Плотообразный стиль (икада)

Стиль характеризуется тем, что имитирует положение дерева, упавшего в болото. Его нижние ветви сломаны, сначала часть ствола, а потом и весь ствол погружаются в болотистую почву, непотопленные ветви начинают расти вверх, превращаясь в отдельные, разновеликие деревца, растущие на одном «плоту». Со временем старый ствол сгнивает, а молодые деревца образуют собственные корни и кроны.

Полукаскадный стиль (хан-кенгай)

Стиль имитирует дерево, которое как бы зависает над обрывом или утесом. Характерная особенность этого стиля — верхушка ствола доходит до середины контейнера. Полукаскадный бонсай выращивается в высоких контейнерах, чтобы подчеркнуть природный феномен.

Каскадный стиль (кенгай)

Стиль имитирует горные деревья, ниспадающие с отвесных скал. Характерная особенность данного стиля — ствол деревца, круто наклоненный по отношению к глубокому контейнеру, с мощными, выраженными корнями. Верхушка ствола может спускаться ниже основания контейнера.

Элитарный, или литературный стиль (будзинги)

Сложный стиль, один из старейших, характеризуется стройным и длинным, нередко причудливо изогнутым стволом, форма которого напоминает каллиграфический знак. Немногочисленные ветви с также немногочисленными листьями размещаются в верхней трети ствола. Крона должна быть правильной по форме и разветвленной скорее в ширину, чем в высоту. Такой бонсай высаживают в очень маленькую и яркую плошку.

Стиль «Пораженный молнией» (саримики)

Данный стиль отражает самое настоящее природное явление. Характерен разбитым стволом, у которого остаются живыми лишь несколько веток на самой верхушке.

Стиль «Обнаженные корни» (ниагари)

Стиль повторяет такое природное явление, как эрозия почвы. Почва или песок вымывается, корни обнажаются и со временем обрастают корой.

Стиль «Укоренившийся в камне» (иситсуки)

Корни дерева полностью покоятся в скальной полости. Рост ветвей изменяется в зависимости от вида дерева.

Стиль «Корни на скале» (сёкидзёдзу)

Процесс эрозии почвы на камне, когда каменные глыбы, выступающие из-под земли, заставляют растущие на них деревья углублять свои корни в расщелины и трещины, чтобы удержать крону и не погибнуть.

Использованная литература: Вернер Буш, Бонсай в нашем доме.1998;
Франсиско Хавьер Алонсо де ла Пас, Бонсай. Большой атлас.2001.
Источник изображений: flickr.com: Steve Greaves (4), Mike (2), Changho Kim (2), Rodrigo Sousa (3), Ceki .. Marriott (2), Paul Cheng (4), Bernard d"Astous, Roger Ferrer Ibáñez (5), Walkuere123, publikaccion, Colin Morris, BeiJing Bonsai

высота до 7 см
(mame bonsai)

высота 7,1 - 10 см
(mini bonsai)

высота 10,1-20 см
(shohin bonsai)

высота 20,1-35 см
(Kifu bonsai)

высота 35,1-70 см
(Chuhin bonsai)

высота 70,1-120 см
(Ohgata bonsai)


2. По месту выращивания:

Комнатные;
- уличные.

3. По качеству:

Выставочные образцы - бонсаи высшего качества.

Коммерческие образцы - бонсаи среднего уровня качества, в большинстве привезенные из Азии.

Бонсаи для начинающих - это пока еще не сформированные бонсаи, которые предназначены для обучения и для дальнейшего выращивания и формирования бонсая.

Правила формирования бонсай

Для формирования правильной формы бонсая необходимо придерживаться специфических правил гармонии. Например, пропорции между кроной и толщиной ствола, выбор места, где это дерево будет размещаться.

Базовые стили бонсай

Разные стили бонсай имитируют реальные картины дикой природы.

Модели для деревьев бонсай - это горы, склоны, предгорья, луга, реки, местность возле воды, возле дома, возле моря.

Каждое дерево бонсай должно выглядеть как часть природы.

Деревья бонсай высаживают в плоские или высокие горшки. Плоские горшки имитируют равнину, луг; высокие используют для каскадных растений и имитируют дерево на скале.

Вам не обязательно следовать определенным стилям для выращивания своего дерева, просто помните, что выращивание бонсая - это творческий процесс, который не терпит жестких правил). В первую очередь получайте от этого удовольствие!!

Наиболее популярным стилем для комнатных бонсаев является стиль «метлы» (broom style). Он имитирует своей формой большинство деревьев, которые растут в природе.
«Стиль метлы» легко культивировать и поддерживать. Обвивание проволокой не используется и процедура обстригания очень простая. Необходимо обрезать все, что вырастает дальше шароподобной кроны. Другое преимущество этого стиля - во время цветения вся поверхность кроны усыпана цветами.
Сформировать бонсай можно только с помощью постоянного контроля за ростом. Дерево не должно быть очень высоким, но его ствол должен быть сильным и крепким. Крона бонсая должна быть компактной и иметь короткие побеги. Чтобы добиться и сохранять сбалансированные пропорции между корнями и кроной, цветами и ягодами, молодые деревья надо регулярно подстригать и обматывать проволокой. Поскольку большинство комнатных бонсаев растут круглый год, уход за ними будет более частым и регулярным, нежели за уличными бонсаями.

Когда Вы выбираете форму для бонсая, разместите дерево на уровне ваших глаз, и посмотрите сквозь него. Вы сможете найти именно ту форму, которая подходит вашему дереву:

1. Классический прямой стиль (CHOKKAN) - «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО».

Этот стиль имитирует одинокое дерево, растущее отдельно на свободном ровном ландшафте. Ствол ровный, конусообразный. Ветки растут равномерно со всех сторон, нижняя третья часть ствола - без веток. На передней части ствол должен хорошо просматриваться, то есть все ветки до верхней третьей части дерева удаляются. Бонсай должен выглядеть массивным, поэтому мы используем деревья с крепким стволом. Правильный горшок имеет простые гладкие формы, с ровными ножками.

2. Неформальный прямой стиль (MOYOGI) - «ХУДОЖНИК, РАДУЮЩИЙСЯ ЖИЗНИ».

Криво растущий ствол бонсая напоминает старое дерево, растущее в горах, где его форма много лет формируется под весом снега. Ствол изогнут, ближе к верхушке изогнутость уменьшается. Нижняя доминирующая ветка расположена четко на нижней трети от высоты дерева, а верхушка находится четко на уровне основания ствола. Этот стиль характерен для бука, который, несмотря на то, что другие деревья в природе его перерастают, благодаря своей восприимчивости к тени продолжает медленно расти. Его ствол начинает тянуться к более осветленной стороне, таким образом, формируя изогнутость ствола, адаптируясь к разным условиям жизни.

3. Наклоненный стиль (SHANKAN) - «Я ЕЩЕ ДОЛГО НЕ УПАДУ».

Ствол наклонен вбок под действием ветра, но ветки растут равномерно по сторонам. Верхушка тянется вертикально вверх. На стороне наклона - корни толще. Мы можем наблюдать такие деревья на ручьях, прудах или склонах. Дерево почти полностью наклонено к земле под действием природных сил, но пытается подняться, и продолжает расти. Этот стиль символизирует сильную волю к выживанию.

4. Дерево на ветру (FUKINAGASHI) - «КУДА ВЕТЕР, ТУДА ВЕТКИ».

Все ветки растут в одном направлении, как будто они постоянно обдувались сильным ветром. Одна сторона бонсай может быть полностью лишена ветвей. Это специфическое дерево для «крепкого» горного климата.

5. Полукаскад (HAN-KENGAI) - «МОЙ ДОМ НА СКАЛИСТОМ СКЛОНЕ».

Этот стиль имитирует дерево на скалистом склоне, дерево может находиться на высокой горе возле водопада. Верхушка ствола «падает» вниз, но размещается не ниже дна глубокого горшка.

6. Каскад (KENGAI) - «ЩЕЛИ В СКАЛЕ ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ».

Имитирует дерево на скалах, которое имеет тонкий ствол и ниспадает в пропасть. Его верхушка размещается намного ниже дна высокого горшка, и все ветки тянутся к свету. Глубокий высокий горшок всегда размещается на пьедестал. Для каскадного стиля подходят плетущиеся виды деревьев.

7. Дерево на камне (SEKIJOJU) - «Я ОЧЕНЬ КРЕПКО ДЕРЖУСЬ ЗА ТЕБЯ».

Дерево растет на камне, обхватывая его корнями, нижняя часть которых растет в грунте горшка. Для создания этого стиля специалист подбирает подходящий камень с соответствующим основанием на верхушке. Потом готовят клей из торфа, глины и сухого органического удобрения. Наносят эту смесь на трещины камня и фиксируют на нем корни. Корни покрывают мхом, и фиксируют растение на камне. Вокруг камней и корня насыпают смесь грунта и обматывают пленкой. Основание камня с корнями размещают в горшок и засыпают грунтом.

8. Укоренившийся на камне (ISHITZUKI) - «НИКТО МЕНЯ НЕ ВЫТЯНЕТ С КАМНЯ».

Бонсай, который растет из камня, имитирует рост дерева в щели камня. Вид дерева этого стиля зависит от камня, который используется. Если надо достичь эффекта дерева вдалеке, используют для культивации маленькое дерево на большом камне.
Необходимые дырки (трещины) в камнях для корней можно легко сделать с помощью дрели. Поверхность грунта покрывают тем же видом камней, или их осколками.

9. Обнаженные корни (NEAGARI) - «МЕНЯ СФОРМИРОВАЛИ ПРИЛИВ И ОТЛИВ».

Оголенные корни создают эффект пролонгации ствола в месте, где грунт вымыт водой или эрозией грунта. Некоторые деревья уже при покупке имеют хорошие корни, которые последовательно обнажают. Если Вы хотите сами нарастить корневую систему, надо посадить бонсай в глубокий горшок, в котором хороший питательный грунт есть только в нижней трети горшка, а верхние две трети заняты песком.
Другой способ вырастить такой бонсай - это использовать для этой цели растения с воздушными корнями, например, шефлеру или фикусы. Рост воздушных корней можно стимулировать частым обрызгиванием дерева в местах, где мы хотим получить воздушные корни.

10. Метловидный стиль (HOKIDACHI) - «СОВЕРШЕННАЯ ГАРМОНИЯ В МЯГКОМ ВОЗДУХЕ».

Этот стиль очень часто используется и имитирует одиноко растущее дерево. Крона шаровидная, ствол ровный. Ветки, растущие очень близко друг к другу, расположены равномерно по всем сторонам. Поддерживая и формируя растение этого стиля, необходимо следить, чтобы все ветки были одной длины, регулярно подстригать их.

11. Элитарный (литературный) стиль (BUNJINGI) - «ТАНЕЦ ГЕЙШИ В ВЕСЕННЕМ БРИЗЕ».

Элегантное дерево, слегка наклоненное, с мягким волнистым стволом. Ветки - только на макушке (верхней трети) растения. В Европе таким стилем чаще формируют сосну. Название стиля (литературный) пошло от японского искусства писания чернилами.
Для этого стиля выбирают деревья с тонким интересным стволом и маленькой кроной. Его сажают в относительно маленький круглый или квадратный горшок.

12. Раздвоенный ствол (SOKAN) - «МЫ ТЯНЕМСЯ К СВЕТУ ИЗ ОДНОГО КОРНЯ».

Два ствола разной высоты растут из одного корня, их рост организован и гармоничен. Бонсай этого стиля имитирует женщину и мужчину, или женщину и ребенка.
Что бы создать бонсай в этом стиле необходимо использовать два дерева одного и того же вида, но разных размеров. Деревья размещают очень близко друг к другу и фиксируют их проволокой. После полугода, проволоку надо временно снять, чтобы она не вросла в кору деревьев.

13. Тройной ствол (SANKAN) - «САМОЕ МАЛЕНЬКОЕ ДОЛЖНО БОРОТЬСЯ ЗА СВОЕ МЕСТО».

Три дерева разной высоты растут из одной корневой системы. Этот стиль представляет семью (папа, мама и ребенок). Для создания этого стиля - делаем те же шаги, что и для предыдущего стиля (Раздвоенный ствол (SOKAN)), только с тремя растениями.

14. Множественный ствол (KABUDACHI) - «ХОТЬ МЫ И ГРУППА, НО КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ».

Из одного корня растут 5, 7, 9 или больше растений. Процесс создания этого стиля такой же, как и для двух предыдущих стилей (Раздвоенный ствол (SOKAN) и Тройной ствол (SANKAN)) .

15. Кластер (NETSURANARI) - «МОИ КОРНИ ЗДОРОВЫ, И Я ХОЧУ ЖИТЬ».

Этот стиль имитирует большую группу растений, которые растут из одной корневой системы, например заросший пень. Этот стиль достаточно легко создать с помощью деревьев, у которых мощная корневая система, а верхняя часть была удалена по какой-то причине.

16. Плотообразный (IKADABUKI) - «ХОТЬ Я И ЛЕЖУ НА ЗЕМЛЕ, Я НЕ УМИРАЮ, А ПРОДОЛЖАЮ РАСТИ».

Этот стиль имитирует упавшее дерево. Ветки из него растут вертикально вверх и со временем превращаются в отдельные стволы. Как основание (упавшее дерево) берут ровный ствол, но иногда используют и изогнутый. Необходимо разместить дерево горизонтально, удалить ветки с нижней и боковой части ствола. Также с нижней части дерева срезается кора, и на места срезов наносят стимулятор корней. Потом помещают всю нижнюю часть дерева горизонтально в грунт. Корневая система дерева, или ее часть, удаляется только тогда, когда сформируются корни на основании дерева.

17. Пейзаж (SAIKEI) - «НЕЗАЩИЩЕННАЯ ФАНТАЗИЯ».

Этот стиль бонсай имитирует пейзаж природы и иногда выращивается в горшке, но чаще на плоских камнях. Для создания SAIKEI выбирают маленькие деревья, которые подходят для длительной культивации и имеют соответствующие пропорции.
SAIKEI создают из натуральных материалов: растения, грунт, камни, песок. Иногда пейзажи украшают миниатюрными мостиками, домиками, статуэтками и т.п. Но все же в классическом SAIKEI должны присутствовать только натуральные элементы.
Камни выражают характер пейзажа и с их помощью можно воссоздать острова, холмы или горы.
Перед созданием SAIKEI желательно нарисовать схему пейзажа с размещением деревьев и камней. Начинают создавать SAIKEI с больших камней и высоких растений.

18. Лесной стиль (YOSE-UE) - "ШЕЛЕСТ ЛИСТВЫ - ТИШИНА В ЛЕСУ".

Этот стиль имитирует группу деревьев в центре поля или лужайки и выращивается в большом плоском горшке или на камне. Это как минимум 5 деревьев одного и того же вида, но разного возраста, разной высоты и толщины ствола.

19. Мертвое дерево (SHARIMIKI) - «ХОТЬ Я И СТАРОЕ, Я ВСЕ ЕЩЕ ХОЧУ ЖИТЬ».

Этот стиль имитирует дерево, ударенное молнией или частично засохшее дерево в горах. Но эти деревья живые и продолжают расти.

20. Ломкое дерево (SABAMIKI) - «ВЕРЬ В МЕНЯ».

Для того, что бы дерево казалось намного старее, можно создавать трещины в стволе дерева. Нужно помнить, что главные жизненные процессы обеспечиваются той частью дерева, которая находится под верхним слоем коры. Внутренняя часть (внутренняя древесина) исполняет для взрослого дерева функцию поддержания его структуры и гарантирует то, что дерево не упадет. Это объясняет, почему старые деревья в природе и бонсаи могут жить без нее.

21. Закрученный ствол (NEJIKAN) - «Я ДЕЛАЮ ВСЕ ДЛЯ ТЕБЯ, ПОТОМУ ЧТО Я ОЧЕНЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ».

Ствол этого бонсая необходимо формировать уже с раннего возраста, спирально скручивая ствол дерева. Эффект давности создается путем снятия коры с части дерева. Необходимо закручивать ствол пошагово в противоположные стороны.

Техника культивирования миниатюрных деревьев зародилась в Китае свыше тысячи лет назад. Бонсай дословно переводится как "растение на подносе". В Японию данная техника пришла с буддистскими монахами, которые использовали маленькие деревья для украшения ниш домов, поэтому растения были не более 50 см. А в 18 веке японцы превратили эту технику в настоящее искусство, в связи с чем возникло многообразие стилей .

Бонсай можно купить, но удовольствие это не из дешевых. Поэтому все чаще цветоводы самостоятельно практикуют культивирование таких деревьев. Чтобы затея увенчалась успехом следует первоначально определиться с видом растений, подходящих для выращивания на "подносе".

Видовое разнообразие бонсай

Видовое разнообразие бонсай обширно, но начинающим цветоводам рекомендуют начинать с хвойных растений, потому как они являются долгожителями и достаточно неприхотливы.

Существует несколько основных видов бонсай, которые объединяют определенные виды растений:

  1. вечнозеленые, которые радуют насыщенной зеленью в любое время года
  2. весеннецветущие, которые зацветают в весенние месяцы
  3. цветущие в летний период
  4. способные выбрасывать цветы только осенью
  5. с замысловатой формой ствола и веток, которые открываются взору после листопада

Для бонсай можно использовать любое растение, но для комнатного цветоводства следует выбирать теплолюбивые деревья и кустарники. Наиболее часто в квартирах и офисах можно любоваться такими видами:

  • карликовым гранатом
  • иксорой
  • акацией
  • бугенвиллеей
  • , или елями
  • плодовыми представителями сада, среди которых выделяют , или
  • дубами

Некоторые умельцы практикуют и более привередливых представителей зеленой природы для создания бонсай. Для неопытных умельцев, решивших вырастить миниатюрный лес или сад в доме, подойдут любые семена нетребовательных растений. Часто используют глицинию, мелкие цветки которой густо покрывают ветки и делают растение очень декоративным.

Секрет создания маленькой копии садового дерева заключается в постоянных подрезках кроны. Для того, чтобы вырастить бонсай из семян дома потребуется запас терпения и большое желание. С первой попытки может ничего и не получиться, поэтому придется начинать все сначала.

Процесс выращивания миниатюрного растения довольно долгий и требует постоянного внимания.

Условно технику культивирования бонсай можно разбить на три основных этапа:

  1. Уход за семенем в течение продолжительного времени, которое может растянуться на годы. Выбирать растение следует с учетом климатических условий региона. Наиболее приспособленными считаются фикусовые и сосновые.
  2. Забота о росточке. Самый ответственный момент, требующий неустанного внимания. Молоденькое растение нужно часто проветривать. А когда появится четыре полноценных листика росток следует пересадить и спустя два месяца начинать вводить подкормки . В зимний период растение желательно переместить на подоконник, а подкормки постепенно свести на нет.
  3. Содержание взрослого деревца. Нужно постоянно контролировать степень освещенности и поддерживать оптимальный уровень влажности путем периодических опрыскиваний. Спустя определенный промежуток времени начинают бонсай.

Для маленьких зеленых друзей важно создавать оптимальные условия, особенно на ранних стадиях роста. Для этого следует изучить особенности и предпочтения выбранной культуры и удовлетворять все ее прихоти.

Секрет декоративности бонсай состоит в том, что деревца нужно растить в постоянном контейнере, периодически осуществлять подрезку кроны и корешков. Благодаря таким отрезкам, достигается равновесие наземной и подземной частей растения, а также формируется нужная крона. Кроме обрезки следует учитывать и другие, не менее важные, условия культивирования.

Советы по уходу:

  1. Размещение. Если правильно выбрать вид растения, то выращивать его можно как в помещении, так и на улице. Главное обеспечить достаточное количество света и периодические проветривания. Также необходимо помнить, что у некоторых культур есть период отдыха. К таковым относятся декоративный клен или . Некоторые виды растений следует сначала содержать в условиях помещения, а потом пересаживать в сад. Опытные садоводы утверждают, что не существует полностью уличных культур, потому как если растение поместить в комнату и создать необходимые условия, то они постепенно акклиматизируются и будут расти не хуже, чем на улице.
  2. Выбор емкости подготовка грунта. Техника бонсай предполагает использование легких почв с хорошей водопропускной способностью. Нельзя допускать застоя воды, поэтому нужно оборудовать емкость качественным дренажем. Емкости подбирают самые разные, но для создания творческих композиций часто берут контейнеры разных геометрических форм. Главное, чтобы они не были глубокими - это позволит правильно развиваться. При этом нужно следить, чтобы цвет емкости гармонировал с расцветкой самого растения.
  3. Полив. Исходя их того, что размер емкости достаточно ограничен, разработали определенные методики орошения таких растений. Это либо прямые поливы, либо помещение горшка бонсай в емкость с водой. Периодичность орошения зависит от выбранной культуры: одни растения с легкостью могут переносить периоды засухи, а другие требуют постоянного увлажнения. Если не учитывать предпочтения бонсай, то корневая система может пострадать, что приведет к гибели. Поливать миниатюрные деревца лучше дождевой водой, но подойдет и водопроводная, если ее очистить и дать отстоятся. Температура поливной воды должна быть приближена к температуре воздуха.
  4. Также растения нуждаются в опрыскиваниях, чтобы поддерживать необходимый уровень влажности. Такие мероприятия проводят по несколько раз в день в летнее время. Процедуры позволяют растению не только освежиться, но и смывают частички пыли с листиков.
  5. Подкармливать бонсай следует один раз в 7-10 дней. Для этого применяют любые садовые удобрения: мочевину, сапропель и другие. также вносят подкормки на основе водорослей, но в два раза реже. Подкормки дают питание и укрепляют культуру, благодаря восполнению питательных веществ в почве. Подкормки вносятся в виде порошков, гранул или раствора.

Но при подкормках следует придерживаться нескольких основных правил:

  • на начальных этапах развития применяют удобрения с низким содержанием азота - они значительно ускоряют рост
  • высокая концентрация азота допустимо при окрепших листьях, когда первая волна роста пошла на убыль
  • в весеннее и осеннее время принято использовать комплексные сбалансированные удобрения. Растения с периодами сна, перестают подкармливать перед наступлением холодов

Следует отказаться от подкормок, если бонсай болен, ослаблен или только что пересажен.

Правила формирования кроны

Чтобы уменьшить размеры растения можно воспользоваться различными методами:

  • Сезонной подрезкой, которая является залогом успеха при выращивании, но делать ее нужно грамотно, иначе растение погибнет.
  • Направлением роста веток и ствола при помощи медной или алюминиевой проволоки.
  • Созданием иллюзии старого деревца. Для этого снимают кору со ствола живого дерева. Но делать это нужно крайне осторожно, чтобы не погубить растение.

Является основным способом формирования кроны. Она позволяет уменьшить размеры деревца, сформировать расположение основных ветвей, а также простимулировать нарастание молодых побегов. Но при подобных мероприятиях бонсай испытывает большие нагрузки, поэтому манипуляции можно проводить только на здоровых и крепких экземплярах.

Применяют несколько видов обрезки при формировании бонсай:

  • формирующую, когда вырезают крупные ветви и усекают ствол, создавая форму будущего растения
  • укорачивание веток, что позволяет нарастить объем и придать аккуратный вид
  • легкую стрижку молодых побегов
  • прищипку, чтобы ограничить рост
  • подрезку корешков - для нарастания новой корневой массы

Причем подрезка корней и кроны должны быть пропорциональны и сбалансированы.

Интерес к технике бонсай побудил садоводов и селекционеров к ряду экспериментов, благодаря который сформировалась стилистика данного способа выращивания растений. На сегодняшний день существует довольно много стилей бонсай, среди которых:

  • "Чоккан" представлен классическим прямостоячим стилем с простыми и ясными линиями. Именно этот стиль предпочитают новички.
  • "Шаккан" - выражается в наклоненном деревце.
  • "Соккан" имеет раздвоенный ствол.
  • "Моеги" отличается своеобразным стволом неправильной формы, но вершина кроны направлена вертикально.
  • "Фукинагаси" имеет вид согнутого пополам дерева, ствол которого расположен параллельно земле.
  • Групповые посадки, которые изображают миниатюрную рощу.
  • "Кенгай", растущий каскадом.

Также применяют стили, растущего в камне деревца или с оголенной корневой системой. Но прежде чем выбрать определенный стиль, следует разузнать у опытных цветоводов нюансы их формирования и выращивания. Только после консультации станет ясно насколько сложно вырастить подобную красоту.

Бонсай это не только красивые миниатюры, это уголок живой природы в замкнутом пространстве (комнате или доме).

Наличие такого живого уголка всегда способно поселить в душе радость и хорошее настроение, успокоить расшатанную нервную систему и минимизировать разлады в семье. Наличие бонсай как бы напоминает, что человек - это частичка первозданной природы, о чем современные люди давно позабыли, находясь в постоянной погоне за техническим прогрессом.

Больше информации можно узнать из видео:

Приветствую всех читателей блога и особенно тех, кто занимается или старается постичь это древнее искусство миниатюризации различных деревьев. Эта информация будет Вам особенно полезна.

Продолжаю обзор о многообразии форм и силуэтов Поскольку многие из них являются производными от , по максимуму всех их собрала здесь. Краткие особенности указаны. Позднее, более подробно о многих из них, можно будет прочитать отдельно. На имеющиеся подробные описания ссылки представлены.>>>

Итак, рассмотрим вкратце дополнительные стили бонсай:


– похож на , но характеризуется прямым стволом неправильной формы, изогнутым в какой-то его части, часто S-образной формы. Неправильный прямостоячий стиль. Изогнутая вертикаль. «Весёлый художник в жизни». Неклассический прямой. Еще одно название стиля: Tatiki (Татики).


— Нэцуранари (Netsuranari) — стиль получил название «стоящие солдаты». Представляет собой несколько стволов, выходящих из одного корня. Смотрится как группа из нескольких деревьев. Собрат стиля Связаться с автором блога.

Среди бесчисленного количества сортов и гибридов сладкого перца существуют такие, как например перец «Рамиро», чья популярность имеет буквально мировые масштабы. И если большинство овощей на полках супермаркетов безымянны, и практически невозможно узнать об их сортовой принадлежности, то имя этого перца «Рамиро» непременно будет на упаковке. И, как показал мой опыт, этот перец стоит того, чтобы о нем узнали и другие огородники. В связи с чем и была написана эта статья.

Осень - самое грибное время. Уже не жарко, по утрам выпадают обильные росы. Поскольку земля ещё тёплая, а сверху уже нападала листва, создавая в приземном слое совершенно особый микроклимат, грибам очень комфортно. Грибникам в это время тоже комфортно, особенно по утрам, когда прохладнее. Самое время тем и другим встретиться. И, если не представлены друг другу - познакомиться. В этой статье познакомлю вас с экзотичными, малоизвестными и не всегда съедобными грибами, похожими на кораллы.

Если вы человек занятой, но при этом не лишены романтики, если у вас есть свой участок и вы наделены эстетическим вкусом, то изучите возможность приобрести этот замечательный декоративный кустарник – кариоптерис, или Орехокрыльник. Он же «крылоорешник», «синий туман» и «синяя борода». В нём, действительно, в полной мере сочетаются неприхотливость и красота. Своего пика декоративности кариоптерис достигает в конце лета и осенью. Именно в это время он цветёт.

Айвар из перца - овощная икра или густой овощной соус из болгарского перца с баклажанами. Перец для этого рецепта запекают, причем довольно долго, затем ещё и тушат. В айвар добавляют репчатый лук, помидоры, баклажаны. Для заготовки на зиму икру стерилизуют. Этот балканский рецепт не для тех, кто любит делать заготовки по-быстрому, недоваренное и недопеченное - не про айвар. В общем, подходим к делу обстоятельно. Для соуса выбираем на рынке самые спелые и мясистые овощи

Несмотря на простые названия («липки» или «комнатный клен») и статус современного заменителя комнатных гибискусов, абутилоны – растения далеко не самые простые. Они хорошо растут, обильно цветут и радуют здоровым видом зелени только в оптимальных условиях. На тонких листьях быстро проявляются любые отклонения от комфортного освещения или температур и нарушения в уходе. Чтобы раскрыть красоту абутилонов в комнатах, стоит найти для них идеальное место.

Оладьи из кабачков с пармезаном и грибами - вкуснейший рецепт с фото из доступных продуктов. Обычные кабачковые оладушки легко превратить в нескучное блюдо, добавив в тесто несколько пикантных ингредиентов. В кабачковый сезон побалуйте семью овощными оладьями с лесными грибами, это не только очень вкусно, но и сытно. Кабачок - универсальный овощ, он подходит для фаршировки, для заготовок, для вторых блюд, и даже для сладкого есть вкусные рецепты - из кабачка делают компоты и варенье.

Идея выращивания овощей на траве, под травой и в траве поначалу пугает, пока не проникнешься естественностью процесса: в природе ведь всё происходит именно так. С обязательным участием всей почвенной живности: от бактерий и грибков до кротов и жаб. Каждый из них вносит свой вклад. Традиционная обработка почвы с перекопкой, рыхлением, подкормками, борьбой со всеми, кого мы считаем вредителями, разрушает создававшиеся веками биоценозы. К тому же требует больших затрат труда и ресурсов.

Что сделать вместо газона? Чтобы вся эта красота не желтела, не болела и выглядела при этом, как газон... Надеюсь, что умный и догадливый читатель уже улыбается. Ведь ответ напрашивается сам собой – если ничего не делать, ничего и не будет. Конечно, существует несколько решений, которые можно использовать, и с их помощью сократить площади газона, а значит, снизить трудоёмкость ухода за ним. Предлагаю рассмотреть альтернативные варианты и обсудить их плюсы и минусы.

Томатный соус с луком и сладким перцем - густой, ароматный, с кусочками овощей. Соус готовится быстро и получается густым, потому что этот рецепт с пектином. Делайте такие заготовки в конце лета или осенью, когда овощи созрели под солнышком на грядках. Из ярких, красных томатов получится такой же яркий домашний кетчуп. Этот соус - готовая заправка для спагетти, а ещё его можно просто намазать на хлеб - очень вкусно. Для лучшей сохранности можно добавить немного уксуса.

В этом году часто наблюдала картину: среди роскошной зеленой кроны деревьев и кустарников то тут, то там словно свечи «горят» высветленные верхушки побегов. Это хлороз. О хлорозе большинство из нас знает еще с уроков школьной биологии. Помнится, что это недостаток железа... А ведь хлороз - понятие неоднозначное. И не всегда высветление листвы означает нехватку именно железа. Что такое хлороз, чего не хватает нашим растениям при хлорозе и как оказать им помощь, расскажем в статье.

Овощи по-корейски на зиму - вкусный корейский салат с помидорами и огурцами. Салат кисло-сладкий, пикантный и чуть острый, потому что приготовлен с приправой для корейской моркови. Обязательно заготовьте на зиму несколько баночек, холодной зимой эта полезная и ароматная закуска будет весьма кстати. Для рецепта можно использовать перезревшие огурцы, заготавливать овощи лучше поздним летом или ранней осенью, когда они созрели в открытом грунте под солнышком.

Осень для меня - это георгины. Мои начинают цвести уже в июне, и все лето соседи заглядывают ко мне через забор, напоминая, что я обещала им к осени несколько клубней или семян. В сентябре в аромате этих цветов появляется терпкая нотка, намекающая на приближающиеся холода. А значит, пора заняться подготовкой растений к длинной холодной зиме. В этой статье поделюсь своими секретами осеннего ухода за многолетними георгинами и подготовкой их к зимнему хранению.

На сегодняшний день усилиями селекционеров выведено, по различным данным, от семи до десяти тысяч(!) сортов яблони культурной. Но при огромнейшем их разнообразии в частных садах, как правило, растёт всего пара-тройка популярных и полюбившихся сортов. Яблони - крупные деревья с раскидистой кроной, и много таких на одном участке не вырастишь. А что если попробовать выращивать колоновидные сорта этой культуры? В этой статье расскажу именно о таких сортах яблонь.

Пинджур - икра из баклажанов по-балкански со сладким перцем, луком и помидорами. Отличительная особенность блюда - баклажаны и перец сначала запекают, затем очищают от кожицы и долго томят в жаровне или в кастрюле с толстым дном, добавив остальные овощи, указанные в рецепте. Икра получается очень густой, с ярким, насыщенным вкусом. На мой взгляд, этот способ приготовления - лучший, из всех известных. Он хоть и более хлопотлив, но результат компенсирует трудовые затраты.