Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Писатель, публицист, психолог и педагог Дейл Карнеги мыслил и жил по принципу «в мире нет плохих людей». А есть неприятные обстоятельства, с которыми можно бороться, и совсем не стоит из-за них портить жизнь и настроение окружающим. В общем-то, об этом он и писал в своих книгах и рассказывал на своих лекциях.

Относиться к Карнеги можно по-разному, так же как можно читать или не читать, действовать или бездействовать - выбор у каждого свой. сайт собрал 25 цитат Дейла Карнеги, за которые психологу точно можно сказать спасибо.

  1. Каждый человек хотя бы пять минут в день бывает дураком. Настоящая мудрость состоит в том, чтобы не превышать этот временной лимит.
  2. Хочешь собирать мед - не разоряй улья.
  3. Груз будущего, прибавленный к грузу прошлого, который вы взваливаете на себя в настоящем, заставляет спотыкаться на пути даже самых сильных.
  4. Улыбка ничего не стоит, но дорого ценится...
  5. Если судьба преподносит тебе лимон, сделай из него лимонад.
  6. Когда человек начинает войну с самим собой, он уже чего-то да стоит.
  7. Безусловно, ваш муж имеет свои недостатки! Если бы он был святым, он бы никогда не женился на вас.
  8. Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле - и одно из самых эффективных.
  9. Выражение, которое вы носите на лице, куда важнее одежд, которые вы надеваете на себя.
  10. Если захочется переделывать людей - начни с себя. Это и полезнее, и безопаснее.
  11. Представь самые худшие последствия, которые может повлечь твой поступок, заранее смирись с ними и действуй!
  12. Помните, что имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
  13. Тайна наших несчастий в том, что у нас слишком много досуга для того, чтобы размышлять о том, счастливы мы или нет.
  14. Для мудрого человека каждый день начинается новая жизнь.
  15. Многие зовут врача, когда им нужна только аудитория.
  16. Всегда помните, что дети любят слушать разговоры взрослых, - и будьте начеку.
  17. Люди не интересуются ни мной, ни вами. Утром, в полдень и после обеда они заняты только собой.
  18. Нет завтра. День спасения человека - сегодня.
  19. Не бойтесь врагов, которые нападают на вас, бойтесь друзей, которые вам льстят.
  20. Перед вами человеческая натура в действии: виновный обвинит кого угодно, но только не себя.
  21. Страх не существует нигде больше, кроме как в вашем уме.
  22. Умейте встать на позицию другого человека и понять, что нужно ему, а не вам. С тем, кто сумеет это сделать, будет весь мир.
  23. Сильное желание чему-то научиться - это уже 50% успеха.
  24. Веди себя так, будто ты уже счастлив, и ты действительно станешь счастливее.
  25. В этом мире есть только один способ заслужить любовь - перестать требовать ее и начать дарить любовь , не надеясь на благодарность.

НА ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕКА 1

В наши дни большинство психологов считают себя оскорбленными, ес­ли их подозревают в приверженности к философии. Я не разделяю эту ре­акцию. Я не могу не размышлять над смыслом того, что я наблюдаю. И этот смысл, кажется, имеет удивительные последствия для современного мира.

В 1957 г. д-р Рассел Бекер - один из моих друзей, бывший мой сту­дент и коллега - пригласил меня прочитать специальную лекцию для пре­подавателей в Вустер-колледже в Огайо. Я решил прояснить для себя смысл тех направлений, в которых развивается человек в свободном кли­мате психотерапевтических отношений. Когда я закончил работу, у меня возникли серьезные сомнения в том, есть ли в ней что-то новое или значи­тельное. До некоторой степени эти страхи были рассеяны на удивление дол­гими аплодисментами аудитории.

По прошествии времени мне пришлось взглянуть на то, о чем я гово­рил, более объективно, и я почувствовал удовлетворение в двух отношениях. Мне кажется, работа хорошо выражает итоги наблюдений, которые вылились в две важные для меня темы: мое доверие к человеческому организму тогда, когда он свободно функционирует, и экзистенциальное качество удовлетво­ряющей нас жизни - тема, которая представлена некоторыми нашими самы­ми современными философами, но которая была великолепно выражена бо­лее 25 веков тому назад JIao-цзы, который сказал: «Делать - это быть» 2 .

"Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М: ИГ «Прогресс», «Универс», 1994. С. 211-232.

2 Лао-цзы - автор древнекитайского трактата «Лао-цзы» (IV-III вв. до н. э.) - канонического сочинения даосизма. Дао - путь, закон извечного, естественного и всеоб­щего закона возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. При соблюдении принципа следования дао возможно бездействие, приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели <...>. (Примечание редактора источника.)


Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть»... 187

Вопросы

«Какова моя цель в жизни?», «К чему я стремлюсь?», «Каково мое назначение?» - эти вопросы время от времени задает себе каждый чело­век, иногда спокойно, иногда в мучительной неуверенности или отчаянии. Это старые-престарые вопросы, которые задавались и на которые дава­лись ответы в каждом веке истории. Однако это также и вопросы, кото­рые каждый индивид должен сам перед собой поставить и сам на них ответить. Это вопросы, которые я как консультант слышу в разных вари­антах, когда люди, имеющие личные проблемы, стараются узнать, понять или выбрать направление своей собственной жизни.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ю. Б. Гиппенрейтер
[ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. ОПИСАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ]1 Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает

Ж.ГодФруа
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «ПСИХОЛОГИЯ»1 Своим названием и первым определением психология обязана гре­ческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень к

В.В.Петухов, В.В.Столин
[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ПСИХОЛОГИЯ»]1 При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теорети­ческие основания, предмет изучени

Феофраст ХАРАКТЕРЫ 1 Льстивость
(1) Лесть можно определить как недостойное обхождение, выгодное льстецу. А льстец вот какой человек. (2) Идя с кем-либо, он говорит спут­нику: «Обрати внимание, как все глядят на тебя и дивятся. Ни

Бестактность
(1) Бестактность - это неумение выбрать подходящий момент, при­чиняющее неприятность людям, с которыми общаешься, а бестактный вот какой человек. (2) К занятому человеку он приходит за советом (3)

Ю.Б.Гиппенрейтер
[ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ]1 Скажу несколько слов об особенностях психологии как науки. В системе наук психологии должно быть отведено совершенн

Г.Оллпорт
ЛИЧНОСТЬ: ПРОБЛЕМА НАУКИ ИЛИ ИСКУССТВА?1 Имеются два принципиальных подхода к детальному изучению лич­ности: литературный и психологический. Ни один из

Трусость
(1) Трусость - это некая душевная слабость, выражающаяся в неспособно­сти противостоять страху, а трус вот какой человек. (2) В море он принимает утесы за пиратские корабли. А едва начинают подымат

В.В.Петухов, В.В.Сталин
СРАВНЕНИЕ ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ1 Фундаментальным условием существования человека является определенное сознательное представление им окружающего мира и

Прикладные области
Среди психологов, непосредственно обслуживающих своих ближних, одни занимаются проблемами отдельных людей в случаях эмоциональ­ных или социальных кризисов, другие стремятся помочь решению про­блем,

Область научных поисков
Каждый день выявляются новые факты, применяются новые мето­ды, создаются и испытываются новые способы оценки результатов. Из них лишь немногие сразу находят себе применение, тогда как другие остают

Психология личности
Представители этой области психологии чаще всего относят себя к тому или иному из направлений. В зависимости от того, будет ли это би­хевиоризм, психоанализ или гуманистическое направление, роль ка

Формы сотрудничества научной
И ЖИТЕЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ1 Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие зада

При опытах с маятником най- гггггг ггггггггг
ти такие условия, которые де-лали бы возможной такую же изоляцию простых элементов, Рис 4 какая была нужна для изме­рения объема внимания в об­ласти ч

Главные формы и общие свойства психических элементов
Так как всякое содержание психического опыта бывает сложно по своей природе, то психические элементы в смысле, безусловно, простых и неразложимых составных частей психического ряда явлений представ

Основные формы чувств
<...> Не может быть и сомнения, что если мы обратимся за данны­ми к непосредственному опыту, то перед нами выделятся в качестве двух отчетливо различных форм чувства удовольствия и неудовольс

Свойства простых чувств
Простыми чувствами следует называть такие самостоятельные су­ществующие чувства, которые хотя и могут вступать в соединение с дру­гими элементами сознания, но сами уже на самостоятельные более про­

Соединение простых чувств
<...> Все имеющиеся в любой данный момент в сознании элемен­ты чувств объединяются в одну единую равнодействующую чувства. Правда, и одновременные ощущения в пределах известной области

Связанных с представлениями чувств
Подобно тому как ощущения никогда не могут возникать в нашем сознании без сопровождения разнообразнейших по содержанию представ­лений, так же точно и связанный всегда с ощущениями субъективный

Аффекты
Аффекты занимают среднее место: с одной стороны, они составляют­ся из чувств, а с другой, при известных условиях, переходят в волевые про­цессы. От обыкновенных чувств аффекты отличаются, впрочем,

Ю.Б.Гиппенрейтер
МЕТОД ИНТРОСПЕКЦИИ И ПРОБЛЕМА САМОНАБЛЮДЕНИЯ1 В психологии сознания метод интроспекции (букв, «смотрения внутрь») был признан не только главным, но и единственн

Дж.Уотсон
ПСИХОЛОГИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИХЕВИОРИСТА1 С точки зрения бихевиориста психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Ее теоретической целью являетс

Ментализм против бихевиоризма
Менталист - это тот, кто признает, что «психика» является, по суще­ству, потоком «внутренних событий». Человеческое существо, говорит он, «смотрит внутрь» и наблюдает за такими «внутренними события

Уотсон: молекулярное определение
Уотсон в основном, по-видимому, описывает поведение в терминах простой связи «стимул-реакция». Сами эти стимулы и реакции он, по-ви­димому, представляет себе в относительно непосредственных физичес

Другие сторонники молярного определения
Нужно отметить, что данное молярное представление о поведении, т.е. представление о том, что поведение имеет собственные свойства, кото­рые его определяют и характеризуют и которые являются чем-то

Описательные свойства поведения как молярного феномена
Соглашаясь, что поведение имеет собственные описательные особен­ности, мы должны четко уяснить, каковы они. Первым пунктом в ответе на этот вопрос должен быть установлен­ный факт, что пове

Целевые и когнитивные детерминанты
Мне могут возразить. Ибо ясно, что определение поведения в терми­нах целевого объекта вместе с отношениями, существующими между ним и объектами-средствами, используемыми для выбора более коротких п

Объективное определение целей поведения
Давайте рассмотрим эти непосредственные динамические характе­ристики, которые мы назвали целями и познанием, более детально. Нач­нем с целей. В качестве иллюстрации возьмем случай с кошкой Торндай-

Начальные причины и три разновидности детерминант поведения
Мы пытались показать, что имманентно в любом поведении имеются некоторые непосредственные «находящиеся в нем» цели и познавательные процессы. Эти определяемые функционально переменные являются посл

Э.Толмен
КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ У КРЫС И У ЧЕЛОВЕКА1 Основная часть этой статьи посвящена описанию экспериментов с крысами. В заключение я попытаюсь также в нескольких словах

На латентное научение
_а Пища Первые эксперименты на латентное научение были проведены Блод-жетом в Беркли. Сообщение о них было опублико

Забывание иностранных слов
Слова, обычно употребляемые в нашем родном языке, по-видимому, защищены от забывания в пределах нормально функционирующей памяти. Иначе обстоит дело, как известно, со словами иностранными. Предрасп

Впечатлений и намерений
Если бы кто-нибудь был склонен преувеличивать то, что нам извест­но теперь о душевной жизни, то достаточно было бы указать на функцию памяти, чтобы заставить его быть скромнее. Ни одна психологичес

Забывание впечатлений и знаний
а) Летом моя жена подала мне безобидный по существу повод к сильному неудовольствию. Мы сидели за table d"hote"oM vis-a-vis с одним господином из Вены, которого я знал и который, по всей вероятност

Некоторые ответы
Перед тем как ввести вас в мир моего опыта с клиентами, я бы хотел напомнить о том, что вопросы, которые я упомянул, не псевдовопросы и, от­вечая на них, люди в прошлом и настоящем так и не пришли

Направления, выбранные клиентами
Разрешите посмотреть, смогу ли я наметить и прояснить некоторые тенденции, которые видны мне в работе с клиентами. В отношениях с ни­ми моя цель состояла в том, чтобы создать такую атмосферу, в кот

Прочь от соответствия ожиданиям
Многие клиенты обнаруживают, что отдаляются от соответствия тому идеалу, который выдвигает данная культура. Как убедительно доказал Уайт в своей недавней работе1, на человека оказывается

Прочь от угождения другим
Я обнаруживаю, что многие люди сформировали себя, стараясь уго­дить другим, но, опять становясь свободными, отходили от прежнего со­стояния. Так, к концу курса психотерапии один специалист пишет, о

Движение к процессу
Второе наблюдение выразить трудно, потому что нелегко найти под­ходящие слова для его описания. Кажется, что клиенты движутся к тому, чтобы более открыто сделать свое бытие процессом, текучестью, и

К сложности бытия
Это также связано со сложностью процесса. Возможно, здесь помо­жет пример. Один из наших консультантов, которому психотерапия очень помогла, недавно пришел ко мне, чтобы обсудить свои отношения с о

К открытости опыту
«Быть тем, кто ты действительно есть», связано и с другими качества­ми. Одно из них, которое уже, возможно, подразумевалось, заключается в том, что индивид движется к открытому, дружескому, близком

К принятию других
Открытость внутреннему и внешнему опыту в основном тесно связа­на с открытостью и принятием других людей. Как только клиент начина­ет двигаться к тому, чтобы быть способным принимать свой собственн

Главное направление
Разрешите посмотреть, смогу ли я в более сжатой форме изложить все связанное с тем движением, которое я вижу у клиентов. Кажется, оно означает, что индивид, осознавая и принимая, движется к тому, ч

Подразумевает ли это статичность?
Некоторым кажется, что быть тем, кто ты есть, - значит оставаться статичным. Они считают, что это синонимично понятиям «быть постоян­ным», «быть неизменяющимся». Ничего не может быть дальше от исти

Подразумевает ли это быть злым?
Мое описание жизненного пути, где человек является тем, кто он есть, часто вызывает такую реакцию: это значило бы быть плохим, злым, некон­тролируемым, разрушительным. Это значило бы спустить с цеп

Значение для общества
Разрешите мне ненадолго обратиться к общественному значению той дороги жизни, которую я попытался описать. Я представил ее как направ­ление, которое, кажется, имеет большое значение для индивида. М

В.Франкл
ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ И ЛОГОТЕРАПИЯ1 Логотерапия, или, как ее называют некоторые авторы, третья Вен­ская школа психотерапии, занимается смыслом человеческого сущес

Стремление к смыслу
Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жиз­ни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуще­с

Нусогенные неврозы
Нусогенные неврозы возникают не из конфликта между влечением и сознанием, а скорее из-за конфликта между различными ценностями другими словами, из нравственных конфликтов, или, говоря более обще, и

Смысл жизни
Я сомневаюсь, что врач может ответить на этот вопрос одной общей фразой, так как смысл жизни различается от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще,

Сущность существования
Объявляя, что человек - творец ответственности и должен актуали­зировать потенциальный смысл своей жизни, я хотел подчеркнуть, что ис­тинный смысл жизни скорее можно найти в мире, чем внутри челове

Смысл страдания
Когда человек сталкивается с безвыходной и неотвратимой ситуа­цией, когда он становится перед лицом судьбы, которая никак не может быть изменена, например при неизлечимой болезни или при стихийном

Мимолетность жизни
К таким вещам, которые лишают жизнь смысла, принадлежит не только страдание, но и сама смертность человека, не только отчаяние, но и страх смерти. Мимолетность нашего существования, несомн

Критика пандетерминизма
Психоанализ часто обвиняли в так называемом пансексуализме. Я, как и многие, сомневаюсь, что этот упрек когда-либо был правильным. Однако существует, как мне кажется, более ошибочное и опасное утве

Гуманизированная психиатрия
Слишком долго, около полувека, психиатрия пыталась рассматри­вать человеческую душу как механизм и, следовательно, терапию душев­ных заболеваний как технику. Я утверждаю, что этот сон существовал т

Этика гуманистическая и этика авторитарная
Если мы, в противоположность этическому релятивизму, не отказы­ваемся от поиска объективно значимых норм поведения, то какие крите­рии этих норм мы можем найти? Тип критериев зависит от этической с

Этика субъективистская и этика объективистская
Что с точки зрения гуманистической этики мы должны ответить тем, кто отказывает человеку в способности самому устанавливать объек­тивно значимые нормативные принципы? Одна из школ г

Природа человека и его характер
«[Однажды мне подумалось - с тех пор прошло еще не­много времени - вот что]: что я есмь человек, ничем не от­личающийся от любого другого человека, такого же, как я; что я глазею, слышу, пью, жую п

Личность
Все люди похожи друг на друга в силу общности существования и внутренне присущих им дихотомий экзистенциального плана; но каждый человек уникален, ибо каждый по-своему, свойственным только ему пу­т

С.А.Рубинштейн
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ1 Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, что в объяснении психических явлений исходя

Индивид и личность
Различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходи­мую предпосылку психологического анализа личности Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово лич­ность у

Как основание личности
Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «об­разующие» личности - этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое пост

Природы и культуры
При организации знаний в курсах общей психологии, фундаменталь­ных и прикладных, особое и постоянное место занимает проблема опреде­ления человека как предмета изучения. Следует признать, что содер

Общее представление о развитии личности
Данный вопрос касается не возрастной, а только общей психологии, и является конкретной расшифровкой кажущегося абстрактным положения А.Н.Леонтьева: «Личность рождается дважды». Так, очевидно, что л

А.Н.Леонтьев
ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЩУЩЕНИЯ1 Первое, что встает перед исследованием генезиса психики, - это воп­рос о первоначальной, исходной форме психического. По этому

Основные формы психического отражения
Для мозга, который реализует психическое отражение объективно­го мира, отражаемый мир делится на две неравные и по-разному важные части: внутреннюю среду организма и внешнюю среду его жизни. Эти су

Объективные признаки психики
Понимание предмета психологии как ориентировочной деятельности позволяет наметить решение нескольких трудных вопросов психологии. Один из них - это вопрос об объективных признаках психики.

Привыкание и сенсибилизация
Это чрезвычайно примитивные виды научения, при которых у орга­низма вырабатывается относительно устойчивая и постоянная реакция на повторные стимулы. Эти две зачаточные формы научения проявляют­ся

Импринтинг
При наблюдениях над животными этологов особенно интересует от­носительная роль в их поведении врожденного и приобретенного. Работы австрийского этолога Конрада Лоренца помогли понять взаи­

А.Н.Леонтьев
СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ1 Возникновение чувствительных живых организмов связано с услож­нением их жизнедеятельности. Это усложнение заключается в т

А.Н.Леонтьев
СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ1 Следующая за стадией элементарной сенсорной психики, вторая ста­дия развития, может быть названа стадией перцептивной психики. Она

А.Н.Леонтьев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ1 Предысторию человеческого сознания составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развития психики животных.

А.Н.Леонтьев
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ1 Что же представляет собой та специфически человеческая деятель­ность, которая называется трудом? Труд - это процесс, св

В.В.Петухов
[«ТРУДНЫЙ ТРУД»: ИМИТАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ]1 Итак, для формулировки закона социальной жизни мнимой личнос­ти «обернем» различие природы и культуры в присво

Происхождение основных понятий или категорий ума
В основе наших суждений имеется известное число существенных понятий, которые управляют всей нашей умственной жизнью; философы со времени Аристотеля называют их категориями разума: это понятия врем

Значение как проблема психологии сознания
Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно свою

Личностный смысл
Психология издавна описывала субъективность, пристрастность че­ловеческого сознания. Ее проявления видели в избирательности внима­ния, в эмоциональной окрашенности представлений, в зависимости позн

А.С.Выготский
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ1 1. В поведении человека встречается целый ряд искусственных приспособлений, направленных на овладение собственными псих

Высших психических функций
Возвращаясь к итогам нашего критического обзора, мы должны прежде всего установить, какое конкретное содержание скрывается за сло­вами «развитие высших психических функций» и каков, следовательно,

Зак. 2652
434 Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности всем протяжении детск

Генезис высших психических функций
Далее, мы могли бы сказать, что все высшие функции сложились не в биологии, не в истории чистого филогенеза, а сам механизм, лежащий в ос­нове высших психических функций, есть слепок с социального.

Развитие
ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ1 Новый этап разработки в советской психологии проблемы социально-исторической обусловленности психики человека созд

А.Н.Леонтьев
ПРОБЛЕМА ПРИСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА1 На протяжении своей истории человечество развило величайшие ду­ховные силы и способности. Тысячел

А. Н. Леонтьев
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ1 Уже первоначальные <...> процессы усвоения ребенком специфически человеческих действий отчетливо обнаруживаю

Внешней и внутренней
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1 Старая психология имела дело только с внутренними процессами - с движением представлений, их ассоциацией в сознании, с их генерализа­цией и движен

О категории предметной деятельности
Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесно­го, материального субъекта. В более узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отраж

Физиологические потребности
За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами. В настоящее время мы стоим перед необхо­димост

В принадлежности и любви
После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная с

Потребность в признании
Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оцен­ке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и у

Потребность в самоактуализации
Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности чело­века удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимае

Предпосылки для удовлетворения базовых потребностей
Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлет­ворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворе­н

Потребность в познании и понимании
Мы мало знаем о когнитивных импульсах, и в основном оттого, что они мало заметны в клинической картине психопатологии, им просто нет места в клинике, во всяком случае, в клинике, исповедующей медиц

Эстетические потребности
Об этих потребностях мы знаем меньше, чем о каких-либо других, но обойти вниманием эту неудобную (для ученого-естествоиспытателя) тему нам не позволяют убедительные аргументы в пользу ее значимости

Л.Я.Леонтьев
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЯ1 В традиционной психологии решение вопроса о том, что именно всту­пает в «поле ясного сознания» субъекта, сводилос

Трудового действия: феномен
ВРАБАТЫВАЕМОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ]1 Личностный поступок необходим тогда, когда в ходе решения челове­ком собственных повседневных проблем происходит непредсказуема

Ю.Б.Гиппенрейтер
ФИЗИОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЙ И ФИЗИОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ1 Залог успеха работ Бернштейна состоял в том, что он отказался от традиционных методов исследования движений. До нег

А.Н.Леонтьев
ЧУВСТВЕННАЯ ТКАНЬ СОЗНАНИЯ1 Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологиче­ской многомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем преж

Психических процессов
Научное познание души, которое предполагает разделение ее на час­ти, начинается, как известно, еще от Аристотеля. Эти части суть, по Аристо­телю, «способности души», называют сегодня психическими,

Неоднозначные фигуры
Поскольку существует бесконечное число возможных трехмерных форм, дающих одну и ту же проекцию на плоскость (одну и ту же кар­тину), нет ничего удивительного, что восприятие может быть неточ

Рисование на плоскости
Если верно, что художник сильно зависит от собственных объект-ги­потез, то что же происходит, когда он пытается изобразить совершенно не­знакомый предмет? В поисках ответа следовало бы поставить эк

Д.Стрэттон
ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР (Резюме)1 Джордж М.Стрэттон2 в 1897 году впервые исследовал эффекты, воз­никающие при длительном ношении очков, перевертывающих зрит

T А 1 Б Ч
Рис. 1 А - без переворачивающих очков; Б - с переворачиваю­щими очками. Ось абсцисс- камера опытов; ось ординат - время, с тов на зрительно-моторные коор

Р.Липер
ЖЕНА ИЛИ ТЕЩА (Резюме)1 Посмотрите на рис. 1, А; что вы видите?

Установка в восприятии
(Резюме)1 Испытуемым через тахистоскоп предъявлялись слова (в течение 0,1 с каждое), которые они должны были опознать и воспроизвести. Половине из 160 испытуемы

Восприятии движения
ТВОРЧЕСТВО ВОСПРИЯТИЯ1 Непрерывная лента с нанесенными линиями под углом 45° движется вниз с небольшой равномерной скоростью. Испытуемый наблюдает ее через квад

Недавно мы с мужем посмотрели фильм «Пеле: Рождение легенды». Эта история повествует о становлении великого футболиста,о самом начале его пути. История эта навела меня на мысль о том, как же все-таки важно уметь оставаться собой.

Очень часто в нашем мире случается так, что мы под внешним давлением стремимся отказаться от дара, которым нас наделили. Если нам не хватит смелости и мы поддадимся на уловки общества, мы можем так никогда и не узнать, что такое жить счастливой жизнью. Жить по своим правилам.

Как выжить?

Как освободиться от внешнего влияния? Для этого нужно обладать большой смелостью и сделать шаг к себе. Никто не сделает этого за вас, потому что это только ваш выбор. Как хорошо, что выбор остается все-таки за нами.

Если вы очень любите то, что вы делаете, но боитесь осуждения общества и близких, то единственная возможность вырасти — это быть смелым и начать что-то делать. Нужно начать жить по своим правилам. Иногда может понадобиться поддержка старого друга или даже заклятого врага. Поддержка эта может быть прямой или косвенной, но когда вы ее получили, нужно действовать и смелее идти вперед. Только так можно окрепнуть и стать внутренне сильнее, только так можно научиться твердо стоять на своих ногах.

К сожалению, чаще всего мы все брошены на нашем пути познания себя и своей сути. Мы брошены нашими родителями, которые чаще всего не знают, как следовать своему пути. Потому что порой кажется самым безопасным тот путь, который прошли до нас другие. Страх толкает наших родных пытаться защитить нас от внешнего зла, и увлечь с той дороги, которую мы избрали для себя. Порой им приходится применить для этого силу.

На нашем пути мы брошены тем обществом, в котором живем. Общество очень заботится о том, чтобы мы не смогли услышать зов своего сердца. Ему не нужны свободные личности, но нужны винтики в системе.

Женский сценарий

Если вы женщина, которая однажды предала себя и отказалась от своей мечты, то знайте, что вы можете все изменить. Смелость постоять за себя и за то, во что вы верите — вот ключ к изменению своих сценариев. Скорее всего у вас нет уверенности в своих достоинствах и в том, что вы можете сделать свой выбор. Но важно понять, что в этом случае вредно ничего не предпринимать. Только вы ответственны за свою судьбу.

Освободиться от чужого пагубного влияния и взять ответственность за свою жизнь на себя — вот что значит вырасти. Это значит превратиться из инфантильной девочки в полную силы и духовно зрелую женщину. Этот путь непрост. Но его просто необходимо пройти. Каждой женщине необходимо вырасти, чтобы суметь самой стать матерью. Маленькие девочки не рожают детей . А если так случается, не знают, что им делать со своим материнством.

Перестаньте общаться с теми, кто вас не ценит, кто унижает и не дает быть собой. Учитесь расставлять границы, и брать ответственность за свою жизнь на себя. Не играйте в жертву. Освободитесь от глупых установок, не имеющих к вам никакого отношения. Если кто-то вас критикует , подумайте, справедливо ли это. Зачастую люди просто не знают, что им делать со своей жизнью, и поэтому они активно лезут в чужую.

Мой путь

Я знаю, о чем говорю, потому что я прошла через все это. Через отрицание своих желаний, через сопротивление общества, через самые тяжелые моменты в жизни, когда тебя не поддерживает человек, которому ты безраздельно доверяешь. На определенном этапе этот человек может быть для вас всем, вы даже можете думать, что этот человек словно Бог, и только он может распоряжаться вашими мечтами, вашей жизнью и вашей силой. Будто бы вы сами не обладаете собой, но вот тот другой человек имеет над вами всю власть.

В такие моменты я сдавалась. Не умея мечтать, не считая себя достойной жить и радоваться, проще всего принять чужой образ мыслей. Сказать себе: » Ну, будь что будет, тот другой знает лучше». Так я долго оставалась маленько девочкой, отдавая всю ответственность за себя другим людям.

Но так как сила души сильнее внешних условий, я продолжала искать. Часто, я шла наощупь в темноте. Часто всплывал внутренний вопрос о том, зачем же я куда-то иду, и может лучше сдаться и ничего не делать… Прожить жизнь по чужому сценарию и все. Разве мало так живут? Разве…Но поступить так, означает отказаться от возможности быть счастливым человеком. И в этот момент важно суметь выстоять, а когда наступит момент — позвольте своей силе проявиться. Процесс роста — бесконечный процесс, но главное сделать первый шаг. Начать меняться.

Знаете, ведь не так просто вы обладаете тем или иным даром, не так просто вас зовет куда-то ваша душа. Общество может попытаться приманить вас на денежную конфетку, но счастья от того, что вы день за днем будете ее есть не прибавится. Потому что внутри вас спрятан живой источник, который хочет проявиться и начать делиться живой водой со всем окружающим миром.

То, что спрятано внутри

Великий Пеле обладал даром. Его душа танцевала на футбольном поле, она вырисовывала свободный танец его предков. Он играл так, как не играет никто, потому что внутри его сердца жила джинга. Джинга — это наследие его предков , его дух, его сила. Но именно от этого наследия он и хотел отказаться под давлением общества. Как хорошо, что он выбрал быть собой. И стал величайшим футболистом мира.

Порой мы сами хотим отказаться от собственной сути. Мы боимся выйти из тени, боимся показать всем, кто мы есть на самом деле. Это естественно, ведь нас научили бояться самих себя.

Быть тем, кто ты есть

Не стоит печалиться и обвинять родителей и весь мир. Это позиция жертвы, и она несостоятельна. Если вы заглушили голос своего сердца, вы может захотеть возместить утрату, заедая ее, запивая или предаваясь ненужным и поверхностным связям. Признайтесь себе в том, что вы лечите не тем лекарством. А самое главное пытаетесь исцелить не то что у вас на самом деле болит. Найдите истинную рану.

Если болит израненное от обид сердце, то его не вылечить, предлагая свое тело всем подряд. Если страдает самооценка, то ее не поднять, уплетая очередной жирный кусок торта, думая, что отпустит. Не отпустит. Исцелите рану. Чтобы поднять свою самооценку, нужно заботиться о себе , своем окружении , беречь свои таланты и мечты, с уважением относиться к своим недостаткам, не пытаясь быть идеальной женщиной. Ваша жизнь должна становиться богаче от того, что вы привносите в нее каждый день. Важно принимать и свои дарования и свои ограничения. Так мы сможем научиться уважать других людей, не указывая им на их недостатки.

P.S. Принять решение быть тем, кто ты есть на самом деле непросто и требует смелости. Но только так, мы можем изменить свой мир к лучшему. Начните, наконец-то делать то, что вы любите. Открывая свои таланты миру — мы исцеляем свою душу.

Человек - всего лишь капля...
но какая высокомерная!
Л. Вей.

Прочь от фасадов

Сначала я наблюдаю, что у клиента имеется тенденция с неуверенностью и страхом двигаться прочь от "Я", которым он на самом деле не является. Другими словами, хотя он, может быть, и не осознает, куда движется, он уходит от чего-то, начиная определять, что он есть, хотя бы в виде отрицания.

Сначала это может выражаться просто в страхе предстать перед другими тем, кто ты есть. Так, один 18-летний юноша говорит <...>: "Я знаю, я не такой бедовый, и я боюсь, что это будет обнаружено. Вот почему я делаю это... Когда-нибудь они обнаружат, что я не такой бедовый. Я стараюсь, чтобы этот день настал как можно позже... Если вы знаете меня, как я знаю себя...(Пауза.) Я не собираюсь говорить вам, что я на самом деле думаю о том, что я за человек. Только в этом я не хочу сотрудничать, вот что... Если вы узнаете, что я о себе думаю, это не поможет вашему мнению обо мне".

Ясно, что самовыражение этого страха есть часть становления самим собой. Вместо того чтобы просто быть фасадом, как будто этот фасад - он сам, он подходит ближе к тому, чтобы бытьсамим собой, а именно к тому, что он испуган и прячется за маской, потому что считает себя слишком ужасным, чтобы его видели другие.

Прочь от "должен"

Другая тенденция такого же рода кажется очевидной, когда клиент уходит от подчиняющего его образа того, кем он "должен быть". Некоторые индивиды с "помощью" родителей так глубоко впитали в себя понятие "Я должен быть хорошим" или "Мне следует быть хорошим", что только благодаря огромной внутренней борьбе они уходят от этой цели. Так, одна молодая женщина, описывая свои неудовлетворительные отношения с отцом, сначала рассказывает, как она жаждала его любви: "Я думаю, что из всех чувств, связанных с моим отцом, у меня на самом деле было огромное желание иметь с ним хорошие отношения...

Мне так хотелось, чтобы он заботился обо мне, но, кажется, я не получила того, чего хотела". Она всегда чувствовала, что должна выполнять все его требования и оправдывать его надежды, а это было "чересчур". "Потому что, как только я выполню одно, появляется и другое, и третье, и четвертое, и так далее - и на самом деле я никогда их не выполняю. Это - бесконечные требования". Она чувствует. что похожа на свою мать, которая была покорной и угодливой, все время стараясь удовлетворить его требования. "А на самом деле я не хотела быть такой. Я считаю, ничего хорошего в этом нет, но тем не менее я думаю, у меня было такое представление, что именно такой нужно быть, если хочешь, чтобы тебя любили и были о тебе высокого мнения. Но кто бы захотел любить такую невыразительную личность?" Консультант ответил: "Кто, действительно, будет любить коврик у входной двери, о который вытирают ноги?" Она продолжала: "По крайней мере я не хотела бы нравиться человеку, который любил бы коврик у дверей".

Таким образом, хотя эти слова ничего не говорят о ее "Я", к которому она, возможно, движется, усталость и презрение в ее голосе, ее утверждение делают для нас ясным, что она уходит от "Я", которое должно быть хорошим, которое должно быть покорным.

Довольно любопытно, что многие индивиды обнаруживают, что были вынуждены считать себя плохими, и именно от этого представления о себе, по их мнению, они уходят. Это движение очень ясно видно у одного молодого человека: "Я не знаю, откуда у меня появилось это представление, что стыдиться себя - это значит чувствовать себя подходящим образом. Я именно должен был стыдиться себя... Существовал мир, где стыдиться себя было наилучшим способом чувствовать себя... Если ты - кто-то, кого очень не одобряют, то, по-моему, единственный способ иметь какое-нибудь самоуважение - это стыдиться того, чего в тебе не одобряют...

Но сейчас я твердо отказываюсь делать что-нибудь, исходя из прежней точки зрения... Как будто я убежден, что кто-то сказал: "Ты должен жить, стыдясь себя, - пусть будет так!" И я долго соглашался с этим и говорил: "Да, это я!" А сейчас я восстаю против этого кого-то и говорю: "Мне безразлично, что вы говорите. Я не собираюсь стыдиться себя". Очевидно, что он отходит от представления о себе как о чем-то постыдном и плохом.

Прочь от соответствия ожиданиям

Многие клиенты обнаруживают, что отдаляются от соответствия тому идеалу, который выдвигает данная культура. Как убедительно доказал Уайт в своей недавней работе, на человека оказывается огромное давление, чтобы он приобрел качества "человека организации". То есть человеку следует быть полноценным членом группы, подчинив свою индивидуальность групповым нуждам, следует избавиться от "острых углов", научившись ладить с такими же людьми без "острых углов".

В недавно законченном исследовании ценностей американских студентов Джейкоб так обобщает свои данные: "Основное воздействие высшего образования на ценности студентов заключается в том, чтобы обеспечить общее принятие стандартов и качеств, присущих американским выпускникам колледжа. Воздействие опыта жизни в колледже заключается в социализациииндивида, в оттачивании, полировке и придании такой формы его ценностям, чтобы он мог спокойно пополнить ряды выпускников американских колледжей". <...>

Прочь от угождения другим

Я обнаруживаю, что многие люди сформировали себя, стараясь угодить другим, но, опять становясь свободными, отходили от прежнего состояния. Так, к концу курса психотерапии один специалист пишет, оглядываясь назад на процесс, через который он прошел: "Наконец я почувствовал, что просто должен был начать делать то, что хотел делать, а не то, что, я думал, мнеследует делать, и не зависеть от того, что, по мнению других людей, я должен делать. Это полностью изменило всю мою жизнь. Я всегда чувствовал, что должен делать что-то, потому что этого от меня ожидали или потому что это могло заставить людей любить меня. К черту все это! С сегодняшнего дня я думаю, что буду только самим собой - бедным или богатым, хорошим или плохим, рациональным или иррациональным, логичным или нелогичным, известным или неизвестным. Поэтому благодарю вас за то, что вы помогли мне вновь открыть шекспировское: "Будь верен самому себе".

К управлению своей жизнью и поведением

Но с какими положительными качествами связан опыт <...>? Я постараюсь описать многие направления, в которых они [клиенты] движутся.

Прежде всего, эти клиенты движутся к тому, чтобы быть независимыми. Под этим я подразумеваю, что постепенно клиент приближается к таким целям, к которым он хочет идти. Он начинает отвечать за свои поступки. Он решает, какие действия и линии поведения для него значимы, а какие - нет. Я думаю, что это стремление к руководству собой достаточно показано в ранее приведенных примерах.

Я не хотел бы создать представление о том, что мои клиенты двигались в этом направлении уверенно и радостно. Конечно, нет. Свобода быть собой - свобода с пугающей ответственностью, и человек движется по направлению к ней осторожно, со страхом, сначала без всякой уверенности в себе.

И также я не хотел бы создать впечатление, что человек всегда делает разумный выбор. Ответственно управлять собой - значит выбирать, а затем учиться на последствиях своего выбора. Поэтому клиенты находят этот опыт не только отрезвляющим, но и захватывающим. Как говорил один клиент: "Я чувствую себя испуганным, уязвимым, отрезанным от всякой помощи, но я также чувствую, как во мне поднимается какая-то мощь, сила". Это обычная реакция, возникающая, когда клиент берет в свои руки управление своей жизнью и поведением.

Движение к процессу

Второе наблюдение выразить трудно, потому что нелегко найти подходящие слова для его описания. Кажется, что клиенты движутся к тому, чтобы более открыто сделать свое бытие процессом, текучестью, изменчивостью. Их не беспокоит, если они обнаруживают, что изменяются каждый день, что у них разные чувства по отношению к какому-либо опыту или человеку; они в большей степени довольны своим пребыванием в этом текущем потоке. Кажется, исчезает стремление к завершениям и конечным состояниям.

<...> Я не могу не вспомнить, как Кьеркегор описывает индивида, который действительно существует: "Существующий человек постоянно находится.в процессе становления... и его мышление действует на языке процесса... У [него]... это как у писателя с его стилем, так как стиль есть только у того, у кого нет ничего застывшего, но кто "движет водами языка" каждый раз, когда начинает писать; так что самое обычное выражение обладает для него свежестью только что родившегося". Я думаю, что эти строки прекрасно уловили направление, в котором движутся клиенты, - скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель.

К сложности бытия

Это также связано со сложностью процесса. Возможно, здесь поможет пример. Один из наших консультантов, которому психотерапия очень помогла, недавно пришел ко мне, чтобы обсудить свои отношения с очень трудным клиентом с расстроенной психикой. Меня заинтересовало то, что он только в очень малой степени хотел обсуждать клиента. Больше всего он хотел быть уверенным в том, что ясно осознает всю сложность собственных чувств в отношениях с клиентом - его теплые чувства к нему, периодическую фрустрацию и раздраженность, его благожелательное отношение к благосостоянию клиента, некоторый страх, что клиент может стать психопатичным, его беспокойство о том, что подумают другие, если дело обернется не лучшим образом. Я понял, что в общем его отношение было таково, что если он мог бы совершенно открыто и ясно являть собой все свои сложные, изменяющиеся и иногда противоречивые чувства в отношениях с клиентом, то все было бы хорошо.

Если, однако, он только частично являл эти чувства, а частично был фасадом или защитной реакцией, то он был уверен, что хороших отношений с клиентом не будет. Я нахожу, что это желание быть полностью всем в данный момент - всем богатством и сложностью, ничего не прятать от себя и не страшиться в себе, - это обычное желание тех терапистов, у кого, как мне кажется, большое продвижение в психотерапии. Нет нужды говорить, что это трудная и недостижимая цель. Однако одно из наиболее ясных стремлений, наблюдаемых у клиентов, - это движение к тому, чтобы стать всей сложностью своего изменяющегося "Я" в каждый значимый момент.

К открытости опыту

"Быть тем, кто ты действительно есть", связано и с другими качествами. Одно из них, которое уже, возможно, подразумевалось, заключается в том, что индивид движется к открытому, дружескому, близкому отношению к своему собственному опыту. Это бывает нелегко. Часто, как только клиент почувствует что-то новое в себе, он вначале это отвергает. Только в том случае, если он переживает эту отвергнутую ранее сторону себя в атмосфере принятия, он может предварительно принять ее как часть себя. Как говорил один клиент, будучи в шоке после переживания себя как "зависимого маленького мальчика": "Это чувство, которое я никогда раньше ясно не ощущал, - я никогда не был таким!" Он не может вынести этот опыт своих детских чувств. Но постепенно он начинает принимать и включать их как часть своего "Я", то есть начинает жить рядом с чувствами и в них, когда он их испытывает.

<...> Постепенно клиенты узнают, что переживание - это друг, а не страшный враг. Так, помню, один клиент к концу курса психотерапии, раздумывая над каким-нибудь вопросом, обычно хватался за голову и говорил: "Что же я чувствую сейчас? Я хочу быть ближе к этому. Я хочу знать, что это". Затем обычно он спокойно и терпеливо ждал, пока не сможет ясно ощутить вкус тех чувств, которые у него возникали. Я часто понимаю, что клиент старается прислушаться к себе, услышать то, что передается его собственными физиологическими реакциями, уловить их смысл. Он уже больше не пугается своих открытий. Он начинает понимать, что его внутренние реакции и переживания, послания его чувств и внутренних органов, являются дружескими. Он уже скорее хочет быть ближе к внутренним источникам информации, чем закрыть их.

Маслоу в исследовании так называемого самоактуализующегося человека отмечает то же самое качество. Обсуждая таких людей, он говорит: "Их легкое вхождение в реальные чувства, похожее на принятие, существующее у животных или у ребенка, их непосредственность подразумевают важное осознание своих собственных импульсов, желаний, взглядов и вообще всех субъективных реакций".

Эта большая открытость происходящему внутри связана с подобной открытостью по отношению к опыту, полученному от внешнего мира. Кажется, что Маслоу говорит о моих клиентах, когда он пишет: "Люди с самоактуализацией обладают чудесной способностью снова и снова свежо и непосредственно переживать основные ценности жизни с чувством благоговейного страха, удовольствия, удивления и даже экстаза, несмотря на то что для других людей в этих случаях чувства давно уже утратили свою свежесть".

К принятию других

Открытость внутреннему и внешнему опыту в основном тесно связана с открытостью и принятием других людей. Как только клиент начинает двигаться к тому, чтобы быть способным принимать свой собственный опыт. он также начинает двигаться к принятию опыта других людей. Он ценит и принимает свой опыт и опыт других таким, каков он есть. Процитирую снова слова Маслоу относительно индивидов с самоактуализацией: "Мы не жалуемся на воду за то, что она мокрая, и на скалы - за то, что они твердые... Как ребенок смотрит на мир без критики широко раскрытыми и невинными глазами, просто отмечая и наблюдая, каково положение дел, не возражая и не требуя, чтобы оно было по-другому, так же и самоактуализующийся человек смотрит на природу человека в себе и других". Я думаю, что такое принимающее отношение ко всему, что существует, развивается в клиентах в процессе психотерапии.

К вере в свое "Я"

Следующее качество, которое я вижу в каждом клиенте, состоит в том, что он все больше ценит и доверяет процессу, которым сам является. Наблюдая за моими клиентами, я стал гораздо лучше понимать творческих людей. Эль Греко, посмотрев на одну из своих ранних работ, должно быть, осознал, что "хорошие художники так не пишут". Но он достаточно доверял своему собственному переживанию жизни, процессу своего чувствования, чтобы суметь продолжать выражать собственное уникальное восприятие мира. Вероятно, он мог бы сказать: "Хорошие художники так не пишут, но я пишу так". Или взять пример из другой области. Эрнест Хемингуэй, конечно, осознавал, что "хорошие писатели так не пишут".. Но к счастью, он стремился скорее к тому, чтобы быть Хемингуэем, быть самим собой, а не соответствовать чьему-то представлению о хорошем писателе. Кажется, и Эйнштейн проявлял необычную забывчивость относительно того факта, что хорошие физики не думают так, как он. Вместо того чтобы уйти из науки из-за недостаточного образования в области физики, он просто стремился стать Эйнштейном, думать по-своему, быть самим собой как можно глубже и искреннее. Такой феномен имел место не только у художников или гениев. Неоднократно я наблюдал, как мои клиенты, простые люди, становились более значительными и творческими в своей деятельности по мере того, как они все больше верили в процессы, происходящие внутри них, и осмеливались чувствовать свои собственные чувства, жить ценностями, которые они открыли в себе, а также выражать себя своим собственным, уникальным образом.