«Указ о мерах по обеспечению национальной безопасности России, защите граждан от преступных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции», подписанный президентом Владимиром Путиным в субботу, предусматривает приостановку безвизового режима с Турцией с начала 2016 года, обязывает туроператоров прекратить продажи туров и отправлять чартеры; ограничения также коснутся ввоза товаров и приема турецких граждан на работу.

Владимир Путин подписал Указ «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики», говорится в сообщении на сайте президента.

«В целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» постановляю:

1. Органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что на территории Российской Федерации временно вводятся:

а) запрет или ограничение внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации (кроме товаров, ввозимых для личного пользования в объеме, разрешенном правом Евразийского экономического союза);

б) запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации;

в) запрет для работодателей, заказчиков работ (услуг), не включенных в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, на привлечение с 1 января 2016 г. для осуществления трудовой деятельности, выполнения работ (оказания услуг) работников из числа граждан Турецкой Республики, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками работ (услуг) по состоянию на 31 декабря 2015 г.

2. Приостановить с 1 января 2016 г. в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» и пунктом 1 статьи 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Турецкой Республики от 12 мая 2010 г. действие указанного Соглашения в части, касающейся поездок, осуществляемых гражданами Турецкой Республики, являющимися обладателями общегражданских заграничных паспортов, за исключением граждан Турецкой Республики, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство на территории Российской Федерации, а также граждан Турецкой Республики, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Турецкой Республики, находящиеся на территории Российской Федерации, имеющих действительные служебные и специальные паспорта, и членов их семей», — говорится в тексте указа.

В документе также отмечается, что «туроператорам и турагентам надлежит воздерживаться от реализации гражданам Российской Федерации туристского продукта, предусматривающего посещение территории Турецкой Республики».

Правительству даны соответствующие указания, в частности, принять меры, предусматривающие введение запрета на чартерные воздушные перевозки между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, усиление контроля за деятельностью турецких автоперевозчиков на территории России в целях обеспечения безопасности, усиление портового контроля и контроля по обеспечению транспортной безопасности акваторий российских морских портов в Азово-Черноморском бассейне, в том числе предотвращению незаконного нахождения и передвижения морских и иных судов в акваториях российских морских портов.

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до отмены установленных им специальных экономических и иных мер.

Отметим, что еще в середине этой недели Россия начала отказываться от турецких продуктов, двусторонние контракты также оказались под угрозой. Бизнес приготовился к крупным убыткам.

В среду президент России Владимир Путин поддержал рекомендацию МИД России воздержаться от поездок в Турцию.

В то же время Песков заявил, что турецкий бизнес «бьет в набат тревоги». «Вы знаете, сейчас мы получаем очень много сигналов от различных общественных организаций турецких — от ассоциаций турецкого бизнеса, который работает здесь, которые буквально бьют в набат тревоги… И они тоже не могут для себя найти ответ на этот вопрос: зачем Эрдоган это сделал?» — сказал он.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган до сих пор не извинился за уничтожение российского Су-24.

В субботу из его уст прозвучало лишь выражение «огорчения» от этого инцидента. «Очень надеюсь, что такого больше не повторится. Этот вопрос мы обсудим и найдем решение. В понедельник в Париже пройдет международный климатический саммит, это может быть шансом на восстановления наших отношений с Россией. Конфронтация никому не принесет радости. Насколько Россия важна для Турции, настолько Турция важна для России. Мы не можем убрать друга друга с горизонта», — заявил Эрдоган на одном из митингов, его слова приводит

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о применении специальных экономических мер против Турции, сообщила пресс-служба правительства России. «Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев подписал постановление О мерах по реализации Указа Президента России "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики"»,- говорится в сообщении.

Постановление утверждает перечень сельхозпродукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турция, и которые запрещены с 1 января 2016 года к ввозу в Россию. Однако отмечается, что ограничения не распространяются на товары, ввозимые для личного пользования в объеме, разрешенном правом Евразийского экономического союза.

Согласно документу, к ввозу из Турции с 1 января запрещены мясо курицы и индейки, томаты, лук, капуста, огурцы, апельсины и мандарины, виноград, яблоки, груши, абрикосы, персики, сливы, земляника и клубника, а также соль.

Минтрансу поручено ввести с 1 декабря 2015 года запрет на чартерные воздушные перевозки между Россией и Турцией «за исключением специальных рейсов для возвращения туристов, находящихся в Турецкой Республике». Постановлением также ограничивается в 2016 году количество разрешений на осуществление двусторонних автомобильных перевозок до 2 тыс. штук, а также вводится запрет для работодателей на привлечение с начала нового года граждан Турции, не состоящих в трудовых отношениях по состоянию на 31 декабря текущего года.

Россия также приостановит переговоры с Турцией по соглашению о торговле услугами и инвестициях, а также о совместном инвестфонде. «Министерству экономического развития РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти приостановить переговорный процесс с турецкой стороной по проекту соглашения между правительством РФ и правительством Турецкой Республики о торговле услугами и инвестициях»,- говорится в документе.

Кроме того, заморожена работа над проектом среднесрочной программы торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между правительством РФ и правительством Турции на 2016-2019 годы. «Также (приостановить работу.-Ъ) по созданию российско-турецкого совместного фонда по финансированию инвестиционных проектов в РФ и Турецкой Республике»,- отмечается в постановлении.

Вчера на встрече с вице-премьерами в Горках глава правительства Дмитрий Медведев сообщил о готовности проекта постановления Белого дома о способах реализации указа Владимира Путина «О применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики». Напомним, подписанный в субботу указ предполагает две категории мер: санкции на выполнение работ и услуг (аналогичные тем, что установили США и Евросоюз в отношении России) и запреты и ограничения на ввоз товаров. Правительству в указе поручалось подготовить список видов работ и услуг, на которые распространятся ограничения.

Указ о мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции

Владимир Путин подписал Указ «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики».
Текст документа:

В целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» постановляю:
1. Органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что на территории Российской Федерации временно вводятся:

а) запрет или ограничение внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации (кроме товаров, ввозимых для личного пользования в объеме, разрешенном правом Евразийского экономического союза);

б) запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации;

в) запрет для работодателей, заказчиков работ (услуг), не включенных в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, на привлечение с 1 января 2016 г. для осуществления трудовой деятельности, выполнения работ (оказания услуг) работников из числа граждан Турецкой Республики, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками работ (услуг) по состоянию на 31 декабря 2015 г.

2. Приостановить с 1 января 2016 г. в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» и пунктом 1 статьи 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Турецкой Республики от 12 мая 2010 г. действие указанного Соглашения в части, касающейся поездок, осуществляемых гражданами Турецкой Республики, являющимися обладателями общегражданских заграничных паспортов, за исключением граждан Турецкой Республики, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство на территории Российской Федерации, а также граждан Турецкой Республики, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Турецкой Республики, находящиеся на территории Российской Федерации, имеющих действительные служебные и специальные паспорта, и членов их семей.

3. Министерству иностранных дел Российской Федерации в установленном порядке направить Турецкой Республике уведомление о частичном приостановлении действия Соглашения, названного в пункте 2 настоящего Указа.

4. Установить, что туроператорам и турагентам надлежит воздерживаться от реализации гражданам Российской Федерации туристского продукта, предусматривающего посещение территории Турецкой Республики.

5. Правительству Российской Федерации:

а) определить перечни товаров, работ (услуг), предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 1 настоящего Указа;

б) определить перечень работодателей, заказчиков работ (услуг), предусмотренный подпунктом «в» пункта 1 настоящего Указа;

в) определить перечень контрактов, заключаемых с организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на поставку товаров (работ, услуг), в отношении которых специальные экономические меры, предусмотренные настоящим Указом, не применяются;

г) принять меры, предусматривающие:

введение запрета на чартерные воздушные перевозки между Российской Федерацией и Турецкой Республикой;

усиление контроля за деятельностью турецких автоперевозчиков на территории Российской Федерации в целях обеспечения безопасности;

усиление портового контроля и контроля по обеспечению транспортной безопасности акваторий российских морских портов в Азово-Черноморском бассейне, в том числе предотвращению незаконного нахождения и передвижения морских и иных судов в акваториях российских морских портов;

д) при необходимости вносить предложения об изменении срока действия или характера специальных экономических и иных мер, предусмотренных настоящим Указом.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до отмены установленных им специальных экономических и иных мер.

Текст документа:

В целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» постановляю:

1. Органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что на территории Российской Федерации временно вводятся:

а) запрет или ограничение внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации (кроме товаров, ввозимых для личного пользования в объеме, разрешенном правом Евразийского экономического союза);

б) запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации;

в) запрет для работодателей, заказчиков работ (услуг), не включенных в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, на привлечение с 1 января 2016 г. для осуществления трудовой деятельности, выполнения работ (оказания услуг) работников из числа граждан Турецкой Республики, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками работ (услуг) по состоянию на 31 декабря 2015 г.

2. Приостановить с 1 января 2016 г. в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» и пунктом 1 статьи 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Турецкой Республики от 12 мая 2010 г. действие указанного Соглашения в части, касающейся поездок, осуществляемых гражданами Турецкой Республики, являющимися обладателями общегражданских заграничных паспортов, за исключением граждан Турецкой Республики, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство на территории Российской Федерации, а также граждан Турецкой Республики, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Турецкой Республики, находящиеся на территории Российской Федерации, имеющих действительные служебные и специальные паспорта, и членов их семей.

3. Министерству иностранных дел Российской Федерации в установленном порядке направить Турецкой Республике уведомление о частичном приостановлении действия Соглашения, названного в пункте 2 настоящего Указа.

4. Установить, что туроператорам и турагентам надлежит воздерживаться от реализации гражданам Российской Федерации туристского продукта, предусматривающего посещение территории Турецкой Республики.

5. Правительству Российской Федерации:

а) определить перечни товаров, работ (услуг), предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 1 настоящего Указа;

б) определить перечень работодателей, заказчиков работ (услуг), предусмотренный подпунктом «в» пункта 1 настоящего Указа;

в) определить перечень контрактов, заключаемых с организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на поставку товаров (работ, услуг), в отношении которых специальные экономические меры, предусмотренные настоящим Указом, не применяются;

г) принять меры, предусматривающие:

введение запрета на чартерные воздушные перевозки между Российской Федерацией и Турецкой Республикой;

усиление контроля за деятельностью турецких автоперевозчиков на территории Российской Федерации в целях обеспечения безопасности;

усиление портового контроля и контроля по обеспечению транспортной безопасности акваторий российских морских портов в Азово-Черноморском бассейне, в том числе предотвращению незаконного нахождения и передвижения морских и иных судов в акваториях российских морских портов;

д) при необходимости вносить предложения об изменении срока действия или характера специальных экономических и иных мер, предусмотренных настоящим Указом.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до отмены установленных им специальных экономических и иных мер.

Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина о мерах по обеспечению национальной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Арктический регион традиционно является территорией сотрудничества и низкой военно-политической напряженности. Арктика предоставляет широкие возможности для развития конструктивного международного взаимодействия, в том числе для масштабного коммерческого освоения. Все арктические государства неоднократно заявляли о своей приверженности миру и стабильности в регионе, выражали заинтересованность в совместном решении актуальных проблем. Нормами международного права определен доступ государств к природным ресурсам в Арктике.

Этот потенциал важно использовать в целях обеспечения национальной безопасности нашей страны, расширения взаимовыгодного сотрудничества в Арктике, формирования благоприятных внешних условий для реализации задач на арктическом направлении, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

В то же время системный кризис европейской безопасности создает риски и для стабильности в Арктическом регионе. Западные страны предпринимают попытки политизировать многостороннее сотрудничество в Арктике. Приостановлено участие североамериканских и европейских компаний в совместных проектах по разработке нефтегазовых месторождений на арктическом континентальном шельфе Российской Федерации. Свернуты контакты с Россией по военной линии. Обостряется конкуренция между прибрежными арктическими государствами в связи с инициативами по расширению внешних границ их континентальных шельфов в Северном Ледовитом океане. Амбиции на усиление своего влияния на положение дел в Арктике все более открыто начинают демонстрировать также государства, не являющиеся арктическими.

Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет :

1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина о мерах по обеспечению национальной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации.

внести в период осенней сессии 2016 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», обеспечив законодательное закрепление статуса Арктической зоны Российской Федерации как особого объекта государственного регулирования;

уточнить состав и географические границы сухопутной и морской частей Арктической зоны Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 года № 366, в части совершенствования государственного экологического мониторинга Арктической зоны Российской Федерации, государственного мониторинга воспроизводства лесов, государственного лесопатологического мониторинга, строительства ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» и природоохранного флота для обеспечения государственного экологического надзора;

продолжить обеспечение потребностей морского флота и обороны страны данными комплексных исследований морской среды, океанов и морей, а также геополитических интересов Российской Федерации в высокоширотной Арктике в соответствии с подпрограммой «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды» государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 326;

рассмотреть вопрос о дополнительном ресурсном обеспечении в 2017–2020 годах государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 345, в части создания условий функционирования подразделений органов внутренних дел на транспорте на вновь вводимых объектах инфраструктуры, а также обеспечения функционирования подразделений органов внутренних дел на транспорте в Арктической зоне Российской Федерации;

продолжить работу по реализации положений подпункта «а» пункта 12 Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, предусматривающих развитие единой Арктической транспортной системы Российской Федерации в качестве национальной морской магистрали, ориентированной на круглогодичное функционирование, включающей в себя Северный морской путь и тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации, реконструкцию опорных портов на трассах Северного морского пути, модернизацию аэропортов, автотранспортной и железнодорожной инфраструктур;

ускорить рассмотрение проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об актуализации Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 671-р, в части расширения формирования официальной статистической информации по Арктической зоне Российской Федерации;

продолжить осуществление комплекса мер по закреплению суверенных прав Российской Федерации на ее арктический континентальный шельф и его ресурсы, в том числе трансграничные;

продолжить усилия по подготовке к переговорам по разграничению континентального шельфа в высокоширотной Арктике между Россией и Данией, между Россией и Канадой на основании применимых норм международного права, в частности статей 76 и 83 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года;

провести до 1 января 2017 года мониторинг функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;

рассмотреть вопрос по развитию системы связи в Арктической зоне Российской Федерации, включая создание орбитальной группировки спутниковой связи с использованием космических аппаратов на высокоэллиптической орбите;

рассмотреть вопрос по созданию российской группировки радиолокационных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли для круглосуточного, всепогодного мониторинга Арктического региона;

рассмотреть вопрос о строительстве совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через реку Лену в районе города Якутска в целях соединения автомагистралей «Колыма», «Вилюй» и «Амга» со строящейся железнодорожной линией Беркакит – Томмот – Якутск;

рассмотреть вопрос о совершенствовании системы лизинга и кредитования авиакомпаний на приобретение авиационных судов в части снижения финансовой нагрузки на авиакомпании, осуществляющих свою деятельность на территории Арктической зоны Российской Федерации, и повышения их заинтересованности в обновлении авиационного парка;

продолжить разработку транспортно-пассажирского воздушного судна двойного назначения для эксплуатации в Арктической зоне Российской Федерации;

рассмотреть перспективы модернизации ледоходных судов, включая возможность строительства судов-гибридов (открытая вода и лед) реверсивного хода и танкеров двойного действия;

подготовить предложения по ликвидации экологического ущерба, причиненного в результате прошлой хозяйственной, военной и иной деятельности, внедрению новых технологий ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде, возможных при бурении скважин и транспортировке в ледовых условиях Арктики.

совместно с Министерством обороны Российской Федерации провести анализ выполнения решений о высвобождении, передаче и реализации недвижимого военного имущества в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации;

обеспечить выполнение плана мероприятий на 2015–2020 годы по реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, в части, касающейся анализа состояния людских (трудовых) ресурсов и перспектив их использования;

обеспечить выполнение программ по обеспечению экологической безопасности и ликвидации экологического ущерба.

4. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2017 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

5. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2017 года.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО