Девушка из туарегов написала о безответной любви:

Не хочу, чтобы видел ты слезы мои,
чтоб узнал, как томлюсь и горю от любви.
Я на шумном ахале тоскую, дрожу
и амзад выпадает из рук.
Как охотник в засаде, я тихо сижу,
жду, когда ты появишься, друг.
Ты еще попадешься, хоть ты и хитер,
Ты потянешься сердцем в мой тихий шатер,
Хочешь пить? Я источник в пустыне безводной.
Ты озяб? Я тебя отогрею, холодный.
Сердце девушки, сердце влюбленной-
словно в полдень песок раскаленный.

Синие люди - их называют «синие люди» из-за цвета (индиго) их головных уборов «шеш».

Живёт в пустыне Сахара и в прилегающих к ней странах таинственный народ – туареги. И хотя это слово часто мелькает на страницах иностранной хроники, на самом деле об этом народе, его истории и культуре не так много известно. И в то же время туареги разительно отличаются от всех других народов Африки.

Многие туареги – светлокожие, высокие ростом, голубоглазые, со слабоволнистыми волосами, то есть обладают типичной внешностью жителей Средиземноморья.

Современный ареал расселения и численность

Район основного обитания туарегов

Всего: 5,2 млн человек: Нигер - 1,72 млн. чел, Мали - 1,44 млн. чел.,
Алжир - 1,025 млн чел., Буркина Фасо - 600 тыс. чел., Ливия - 557 тыс. чел

Язык: арабский, французский, тамашек
Религия: Ислам

Туареги считаются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), смешавшимися с африканским и арабским населением Северной Африки.
Все туареги темнокожие, в отличие от окружающих их народов в Тунисе и в Ливии. Берберы-зенага занимались земледелием в южной части Аравийского полуострова, однако в VIII в. были вытеснены арабскими завоевателями в Северную Африку, где перешли к кочевому образу жизни, сохранив при этом берберский язык и культуру.

В XI в. арабские завоеватели вторглись на территорию расселения туарегов в Северной Африке, вновь сместив ареал расселения туарегов в западном направлении. В этот период туареги подверглись исламизации и арабизации.

Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку. В отличие от многих других народов туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти.. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.

В результате колониального правления Франции туареги потеряли возможность доминировать над оседлыми земледельцами. Эта причина, а также отстранение от политики другими этническими группами, ухудшение экономического положения в результате засух 1970-1980-х гг. привели к открытому вооружённому сопротивлению в Нигере, в Алжире и в Мали. Туареги выступили за создание государства Азавад.

У таурегов бытуют разные легенды о их происхождении:

Родиной туарегов был остров в Атлантическом океане, после исчезновения которого в результате природного катаклизма вместе с населявшими его людьми остались только купцы, торговцы и сопровождавшие их люди, которые расселились потом по Африке;

Основоположницей всех племён туарегов была великая царица Тин Хинан, которая прибыла из территории, которую занимает сейчас Марокко, вместе со служанкой. От Тин Хинан, по легенде, произошла главная группа туарегов, а от её служанки – подчинённые племена. (Судя по соотношению между высшими племенами туарегов и племенами, им подчинёнными, последние оказались более плодовитыми). Слава Тин Хинан была так велика, что туареги до сих пор называют её «наша матушка».
И что самое интересное, в ходе археологических раскопок была найдена неразграбленная гробница Тин Хинан, о чём свидетельствуют найденные там надписи. Теперь всё, что нашли в гробнице, помещено в музеи, а сама гробница восстановлена и стала местом поклонения;

Другая легендарная правительница туарегов – Кахина – организовала очень продолжительное и крайне ожесточённое сопротивление арабским завоевателям, она погибла в бою. Это, кстати, дало основание поместить мифическое царство амазонок на земли туарегов. А туареги так и не подчинились арабам – они просто ушли. И до сих пор кочевые туареги называют себя «имишаг» или «имощаг» – вольные люди. Они кочуют по Сахаре и прилежащим к ней странам, не обращая внимания на границы.

Язык туарегов тамашек относится к берберским языкам, хотя внешне туареги сильно отличаются от берберов Атласских гор. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо тифинаг (на языке тамашек), происходящее от древнего ливийского письма. Мужчины пользуются арабским алфавитом.

По религии туареги - мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций. есмотря на то, что туареги мусульмане, где принято многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.

Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Основное занятие - мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.

Туареги – единственный в мире народ, у которого не женщины, а мужчины закрывают лицо повязкой-покрывалом, из-за чего они и родственные им племена называют их «тигель муст» – народ покрывала. И до сих пор юноша, достигший зрелости, получает в знак этого от отца две вещи – обоюдоострый меч и лицевое покрывало.

Показаться кому бы то ни было без повязки считается верхом неприличия, как у нас – голым на людях. Повязку не снимают даже дома, во время еды и сна.

Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок - «лисам». С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до подбородка. А женщины туарегов, в отличие от мусульманок, лица не закрывают.

Главную и значительную часть рациона питания у туарегов составляют молоко и молочные продукты. Кроме того, в питании используется просо, иногда – пшеница. Важную роль в питании туарегов играют сушёные финики (не вяленые, которые продают у нас, а сушеные, как камешки). Финики толкут и едят с верблюжьим молоком. Хотя все считают туарегов животноводами, мясо они потребляют в пищу только в исключительных случаях – на семейных торжествах, в дни религиозных праздников, а также при опасности массового падежа скота от бескормицы (лучше съесть, чем пропадёт).

При еде туареги, в отличие от большинства мусульманских народов, пользуются ложками, что характерно только для них. Пьют они воду и молоко, а с начала прошлого века, когда в в Африке стали выращивать чайные кусты, туареги стали пить зелёный чай, заимствовав этот обычай у арабов.

И, наконец, самое интересное – о роли и месте женщин в обществе туарегов. У туарегов муж приходит в семью жены, а не наоборот, как у других африканских народов. Поэтому, в частности, чтобы уберечь род жены от духов, обитающих в голове пришлого чужака, все выходы из этой головы – рот, нос и уши – у него должны быть плотно прикрыты. У туарегов именно женщины владеют землями и семейными ценностями, и исключительно они имеют право на развод. Дом туарегов называют по имени хозяйки – его главы.

В случае развода муж покидает дом, оставляя там жену и детей. Мужчина может повысить свой статус, женившись на женщине с более высокой социальной ступени. Но при этом он сам должен быть знатного рода. Женщины сами выбирают себе мужа. Мужчины-туареги считаются самыми сильными и безжалостными воинами, лучшими торговцами, то есть они достаточно независимы. И при этом, не имея семейных владений, муж обязан содержать семью.

Женщины туарегов играют важную роль в накоплении и хранении культурной информации. Они владеют грамотой, сочиняют и поют песни под аккомпанемент однострунного смычкового музыкального инструмента под названием «амзад».

Амулеты туарегов туарегский крест Туареги считали крест очень сильным талисманом, его почитали и в других племенах. Обычно крест изготавливали из серебра, очень уважаемого туарегами. Туареги обычно не носили золото, так как считали, что этот металл приносит людям несчастья. Часто названия городов-оазисов были так или иначе связаны с понятием креста.

Современное украшение, созданное туарегом из Мали (резьба по дереву)

До 30 лет женщины-туареги отказываются выйти замуж. Они считают признаком плохого тона соблюдать верность мужу. Такой обычай одобряется и родителями девушки, и всеми мужчинами. Но женщины могут жить только с мужчинами своего племени и при этом равного с ними положения. Те женщины, которые нарушают эти два правила, обрекают себя на позор и бесчестие.

Когда женщина из племени туарегов, наконец, выходит замуж, супруг обязан считать ее единственной законной женой. В отличии от других мусульманских народов здесь отсутствует многоженство. Муж может иметь наложниц, но вход в семейный шатер для них закрыт. В период итальянского правления оккупанты привлекали различных ливиек к занятию проституцией, но только не из туарегов.

Украшения таурегов

Если у туарега рождался сын от чёрной рабыни, его отпускали на свободу, он не мог стать полноправным туарегом, хотя и имел право на отцовское наследство. А вот женщинам из племени туарегов запрещалось вступать в связь с чёрными рабами, иначе их подвергали публичному осмеянию и с позором выгоняли из племени.

Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на племенные или "барабанные" группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь.

Глава - вождь. Власть вождя не безгранична, большинство решений принимается собранием предводителей "барабанных" групп, а мать аменокаля может наложить запрет на выполнение любого решения.
Вождь - аменокаль
Мать-аменокаля

Традиционное туарегское социальное деление ещё включает в себя деление на касты. Касты:
Благородные или знать - владеют стадами верблюдов.
Блюстители веры или духовные наставники - инеслемены.
вассалы - имгады, занимающиеся разведением коз.
рабы - икланы.
кузнецы - инедены.

Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы.

Про разбойничьи набеги "синих людей" в Сахаре существует множество историй и легенд, туареги нередко этим промышляли. Эдьен - разбойничье нападение, можно объяснить воинственным нравом туарегов. Эдьен совершался не только с целью грабежа, захвата продовольствия и колодцев, и даже не ради мести или подчинения своей власти других племён, а просто чтобы отличиться перед женщинами, принести в дар своим дамам богатую добычу. Желание проявить себя, показав мужество и отвагу, находило у женщин полное одобрение.

Понятие кража у туарегов отсутствует напрочь. Тихая кража это позор, тогда как Эдьен, имевший место ещё 100 лет назад, предмет гордых рассказов. Когда набегу подвергались скотоводы или торговцы верблюдами, то нападавшие ограничивались уводом скота. Но если разграблению подвергался лагерь, то туареги брали в плен африканцев, превращая их в своих слуг или рабов. (Здесь грань очень тонкая, обычно рабами становились только чёрные африканцы)

Туареги презирали физический труд и рабы - ремесленники в оазисах играли огромную роль в их жизни.
Жизнь туарегов сильно изменилась с приходом в Сахару автомобиля.

Грузовики нанесли верблюжьим караванам смертельный удар. Тысячу лет туареги были хозяевами пустыни и никогда не работали. Арабы и негры вытеснили из торговли "синих людей", которые сильно обеднели.

Туареги – один из самых загадочных народов Африки. Современные кочевники сохранили древнюю культуру, и многое в их повседневной жизни кажется нам удивительным. Пожалуй, их главное отличие от всего остального мира – это традиция матриархата . Только здесь девушкам до свадьбы разрешается иметь несколько любовников, а мужчины после достижения совершеннолетия обязаны носить лицевое покрывало.




Туареги – мусульмане по вероисповеданию, однако их религиозные традиции очень оригинальны. Издавна здесь было заведено, что именно мужчина не должен открывать лицо. В день совершеннолетия юноша получает от отца две главных подарка – обоюдоострый меч и специальную лицевую накидку. Без нее нельзя выходить на люди, ее же нужно носить и дома, прикрывая лицо даже во время еды и сна.





Кроме того, туареги носят особые туники цвета индиго, за это их даже прозвали «синими людьми Сахары». Доподлинно неизвестно, для каких целей служит одеяние: по одной из версий – оберегает туарегов от злых духов, по другой (более прагматичной) – защищает от пыли и песка. Интересно, что туареги окрашивают ткань специфическим способом: экономя воду, они не пропитывают ее краской, а «вколачивают» ее камнями. Со временем краска начинает осыпаться, и кожа туарегов часто имеет синий цвет, как у настоящих аватаров.







Мораль в отношении девичьего способа жизни вполне демократична: девушкам разрешается познать нескольких любовников до замужества. Как правило, мужчина может приехать в шатер возлюбленной, провести с ней ночь, но это отнюдь не гарантия того, что он останется здесь же и в следующий вечер. Как правило, девушки выходят замуж в возрасте 20 лет, претенденты на руку и сердце должны упражняться в стихосложении, посылая красавице поэтические строки. Девушки имеют право им ответить, правда, используют они свой уникальный алфавит «тифинаг», усвоенный от матери (мужчины в этом племени используют латинский или арабский алфавит).









В обществе туарегов сложился удивительный строй: мужчины превосходно владеют боевым искусством, они бесстрашные воины и прекрасные торговцы, женщины – хранительницы культурного наследия, именно они обучены грамоте, продолжают фольклорную традицию. Словом, этнос туарегов – яркий пример того, что в социуме равноправие мужчин и женщин – достижимо. Главное – правильно распределить обязанности.


Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми :

13.3.1. Туареги

Общие сведения. Туареги – народ берберского происхождения, берущий начало от древних гарамантов, обитавших в Феццане (Ливия). Цивилизация гарамантов была разрушена римлянами, но освоение верблюдов в начале новой эры открыло беглецам Сахару, ставшую их убежищем и источником обогащения. В руки туарегов-гарамантов перешли караванные пути транссахарской торговли. Торговля с Черной Африкой привела к появлению негритянских рабов, со временем вошедших в состав туарегов. В последующие столетия шло переселение туарегов в зону Сахеля, приписываемое в легендах царице Тин Хинан (IV–V вв. н. э.). Окончательно туареги были вытеснены из Северной Африки арабами в VII–XI вв. Туареги не были покорены арабами, но они приняли ислам и усвоили некоторые арабские обычаи.

Турегов всего 5,2 млн. человек, но расселены они на огромной территории пустыни Сахары и степей пограничного Сахеля. Больше половины туарегов живет на юге Сахары и в Сахеле – в Нигере, Мали и Буркино-Фасо – 3, 76 млн.; остальные на севере – в Алжире и Ливии – 1.44 млн. человек. Общетуарегский язык берберской ветви афроазиатской семьи языков, распался на диалекты примерно в IV в. н. э. Главные из диалектов – тамахак в центральной Сахаре и тамашек в Сахеле. У туарегов сохранилось, хотя в измененном виде древнеливийская алфавитная письменность тифинаг, которой владеют женщины и мужчины высшей касты. Туареги делятся на касты: благородных – имхаров ; духовенство – инислименов ; пастухов вассалов – имрадов; слуг – икланов . Существуют и мелкие категории лично свободных людей, находящиеся в зависимости от имхаров.

Имхары являются туарегской аристократией. Название имхары «благородные» имеет тот же корень, что глагол «грабить». Раньше источником их существования был разбой. Преодолевать огромные расстояния в пустыне, грабить, рисковать жизнью, сражаться и убивать – вот жизнь, достойная высокородного туарега. К своим экспедициям имхары привлекали вассалов имрадов и отдавали им долю добычи. Вернувшись домой, они отдыхали: ухаживали за женщинами, сочиняли стихи, либо спали. Жили имхары за счет имрадов, которым передавали свой скот для выпаса, оставив себе лишь немного коз для еды и верблюдов для езды, и за счет живущих в оазисах земледельцев харатинов. Для бытовых нужд у них были черные икланы. В свою очередь, имхары были всегда готовы к бою за своих вассалов имрадов. Имхары (и священнослужители инислимены) – самые европеоидные среди туарегов. Как правило, имхары высокого роста, худощавые и стройные, смуглые, но не темнокожие, с правильными чертами лица. Волосы не курчавые, а широковолнистые; встречаются серые и зеленые глаза. Держатся они с достоинством, благородно. Анри Лот, живший среди туарегов, описывает имхаров следующим образом:

«В общем и целом имхары гораздо утонченнее имрадов. Их наряд более изыскан, поступь благороднее, часто их можно отличить от вассалов по величавой осанке. Изъясняются они более изящным слогом, в их речи нет грубых выражений, присущих языку прислуги. Это отличие в поведении и языке особенно заметно у имхарских женщин. Последние иногда поражают своей грацией и хорошими манерами. Нередко они выглядят как настоящие «гранд-дамы» – европейские женщины из высшего общества, когда устраивают приемы в своих кожаных палатках. Они очень гордятся тем, что умеют хорошо принять гостей и ублажить их игрой на скрипке. Высоко ценятся у туарегов такие качества молодой девушки, как умение создать уют в палатке, мастерить какие-нибудь поделки из кожи, украшать их вышивкой (подарки друзьям или своему кавалеру), умение играть на скрипке».

Туарег имхар (благородный) со своим верблюдом. Провинция Кайя (ныне в Буркина-Фасо). Середина ХХ в. Музей тропиков. Амстердам. Wikimedia Commons.

Инислимены – класс духовенства, выполняющие роль священников, духовных воспитателей и учителей Корана. В иерархии туарегского общества они следуют за имхарами. В некоторых племенах они имеют своих имрадов, хотя это запрещено Кораном. Инислимены, как и имхары, европеоиды и нередко, без особых на то оснований, претендуют на роль шерифов - потомков пророка. Имхары допускают браки с инислименами.

Самой многочисленной кастой являются имрады: их в 5–8 раз больше, чем имхаров. Имрады похожи на эфиопов. Они темнокожи, среднего роста, с европеоидными чертами лица, и волосами не такими курчавыми, как у негров. Название имрад происходит от слова эрейд - «козочка». В прошлом имрады не имели верблюдов, а разводили коз, овец и ослов. Попав в подчинение имхаров, имрады стали выращивать верховых верблюдов – мехари. Быстроногих мехари туареги использовали для набегов. В старой песне поется: «Дай мне мехари, седло и шатер – и я буду счастлив». Каждому имхарскому клану было подчинено несколько имрадских, которые платили дань козами, и предоставляли на время верблюдов. Имхары никогда не притесняли имрадов – брали только необходимое. Со своей стороны имрады участвовали в походах имхаров, и по сей день хранят лояльность сюзеренам, хотя намного их богаче. Как и имхары, имрады могли иметь своих икланов.

На положении крепостных находились оседлые земледельцы харатины; они выращивали в оазисах финиковые пальмы, просо, арбузы и дыни, а часть урожая отдавали имхарам. Харатины, как и имрады, внешне похожи на эфиопов. Нижнюю ступень кастовой иерархии занимают потомки рабов икланы – «слуги». По происхождению икланы – негры, захваченные туарегами во время набегов. Икланы выращивают для своих хозяев просо, пшеницу, ухаживают за их садами и огородами в оазисах, пасут их скот. В конце XIX–XX в. часть икланов была превращена в оазисных или чаще сахельских земледельцев; в некоторых местах икланы смешались с харатинами.

Жилье и одежда. Туареги располагают стоянки в местах, где пастбище богато кормом для скота и где близко есть водоем. Время пребывания на стоянке зависит от обилия корма на пастбище. Оно может длиться от десяти дней до месяца, в редких случаях – дольше. Переходы с пастбища на пастбище зависят от корма и обычно не больше 1–3 км, кроме случаев сильной засухи, когда приходится перебираться в более благополучный район.

У туарегов нет длинношерстых верблюдов, и они в отличие от арабов используют для палаток кожу. Палатка (эхан ) представляет тент, сшитый из 30–40 квадратных кусков кожи (до 80 кусков, если это палатка для собраний). Высоко ценится мягкая и прочная шкура муфлона. Там, где муфлоны не водятся, используют бычьи кожи. Кожу пропитывают маслом, чтобы она стала непромокаемой, а затем подвергают обработке красной охрой, защищающей ее от солнечных лучей и дождя. Палатки разделены циновками на мужскую и женскую половины. Мужчина и женщина спят каждый на своей половине: мальчики – с отцом, девочки – с матерью. Спят на бараньих шкурах, на коврах, женщины даже на насыпанном в палатке тонком песке. Летом, когда особенно жарко, туареги иногда строят хижины из соломы: днем из-за жары пребывание в кожаной палатке делается невыносимым, и люди укрываются в тени, где только могут. В оазисах харатины и икланы складывают дома из плоских камней.

В одежде туареги предпочитают синий цвет, получаемый от краски индиго. Этой краской одежду не пропитывают (воду экономят), а вколачивают камнями. При носке краска осыпается, попадает на тело и окрашивает его, за что туарегов прозвали «синими людьми». Туареги утверждают, что краска на теле задерживает влагу, что позволяет пить меньше. Одежда состоит из широких штанов, завязанных на лодыжке, кожанного, обшитого белым холстом пояса и туники темно-синего цветадоккали . В прохладную погоду носят шерстяные накидки. Их шьют в южных областях Сахары чернокожие портные; вся накидка состоит из сшитых полосок материи. На ногах у туарегов сандалии с широкой подошвой и с загнутыми носами, сделанные для ходьбы по песку и камням. Голову укрывает лисам – куском синей или белой ткани вроде шарфа. Его наматывают вокруг головы и закрывают лицо до глаз. Туарег не снимает лисам даже во время еды и сна. Он лишь слегка отодвигает его, чтобы положить пищу в рот. Высшие касты не татуируют и не раскрашивают тело, как это делают икланы.

Женщины не закрывают лицо: допустима лишь легкая вуаль в присутствии незнакомых. В отличие от арабских женщин, они не носят шаровар, а наматывают вокруг бедер кусок белого полотна в виде юбки. Сверху носят рубаху из белой ткани. Богатые женщины надевают на нее вторую рубаху цвета индиго. На плечи наброшено покрывало цвета индиго из полотна, тонкой шерсти или шелка. Женщины подкрашиваются хной и широко используют косметику. Накладывают на лицо охру для защиты от солнца и для красоты, красят губы индиго. На щеки и лоб наносят слой темной охры, глаза же подводят углем. Во время переездов надевают соломенные шляпы с широкими полями, чтобы укрыться от солнца. Туареги – мужчины и женщины, испытывают безудержную страсть к драгоценностям и украшениям. Имхары до недавнего времени, а некоторые по сей день, носят на поясе длинный меч – такуба, привилегию аристократов.

Большое внимание туареги уделяют прическе. Молодые люди бреют голову, оставляя лишь продольную полосу волос или прядь на макушке. Взрослые мужчины носят длинные волосы, заплетенные в косички, и выбривают спереди часть головы. Когда волосы начинают седеть, мужчины их бреют наголо. Туареги носят бороду, но бреют или коротко стригут усы, чтобы не мешали под лисамом. Женщины заплетают волосы в косички. У женщин принято причесывать друг друга. Эта работа, требующая времени и терпения, выполняется один-два раза в месяц. Сначала волосы расчесывают гребнем, посыпают песком или золой для удаления жира; затем уничтожают вшей. Потом «парикмахерша» отделяет от волос пряди и, смачивая их водой и маслом, заплетает в три-четыре косы, спадающие по обе стороны лица, либо во множество тоненьких косичек. Волосы смазывают маслом, чтобы предохранить от сухого, горячего воздуха, делающего их ломкими.

Пища. Еда туарегов ограничена продуктами кочевого хозяйства, финиками и крупами – сорго, просо, пшеницей, иногда, овощами и фруктами из оазисов. Питание однообразно и скудно: туареги по-настоящему едят раз в день – вечером, когда подоят скот. В течение дня они довольствовались лишь небольшим количеством молока. Молоко – верблюжье, козье или овечье, пьют разбавленным водой или кислым. Цельное молоко считается роскошью, позволительной кормящим матерям, детям и больным. Молоко пьют утром и вечером, после дойки; днем пьют сыворотку, оставшуюся от приготовления масла. Лишь верблюжье молоко употребляется в натуральном виде; козье и овечье молоко идет в переработку для получения масла и сыра. Молоко добавляют в каши, подливы, смешивают с толчеными финиками. Когда туареги совершают длительные переходы, они грузят на верблюдов бурдюки с молоком. В дороге молоко свертывается, и сыворотка, кисловатая на вкус, хорошо утоляет жажду. Однако молоко в основном идет на изготовление масла и сыра. Масло добавляют в каши, им мажут пшеничные лепешки, но никогда на нем не жарят. Сыр туарегов – это сухой творог: его измельчают и добавляют в похлебки и каши.

Туареги едят кашу из проса или сорго с верблюжьим молоком, маслом или сыром; из пшеницы они пекут лепешки. Кускус, заимствованный от арабов, приготовляют по торжественным случаям. Готовят его из манной крупы. Манку сбрызгивают водой, затем из полученной массы формируют крупинки, которые обсыпают сухой манкой, потом просеивают. Кускус варят на пару. Там, где удается получить от земледельцев овощи, туареги делают соус из помидоров, лука, тыквы и красного перца и поливают им каши и кускус. Туареги едят много сушеных фиников; их толкут и заливают верблюжьим молоком. Мясо едят изредка – на семейных торжествах, в дни праздников и в случае угрозы падежа скота от бескормицы. Мясо варят или запекают в золе. В пищу идет мясо верблюжонка, козы, барана, быка, мясо газелей, антилоп, муфлонов. Раньше туареги не ели верблюжатину, но под влиянием арабов, стали есть мясо молодых верблюдов. Туареги также не ели кур, яйца, рыбу и рептилий, то есть животных, которые летают, плавают или ползают. Сейчас, они едят кур и яйца. Как мусульмане, туареги воздерживаются от свинины и мяса бородавочника, и спиртных напитков. Но они любят кузнечиков: их поджаривают на углях, сушат, растирают в порошок и добавляют в пищу.

Когда туареги разделывают тушу, лучшие части – голову и вырезку со спины, отдают женщинам, а худшие – ноги, шею, хвост – икланам. Внутренности запихивают в желудок, перекладывая раскаленными камнями и, завязав желудок с обоих концов, кладут в горячую золу. По большим торжествам режут верблюжат и запекают в золе целиком. Это блюдо подается с крупнозернистым кускусом. При еде туареги, в отличие от мавров и оседлых берберов, пользуются ложками. С начала ХХ в. туареги стали пить зеленый чай с мятой, заимствовав обычай у арабов. Чайная церемония похожа на распитие чая у бедуинов. Иногда туареги добавляют в чай жареный арахис и миндальные орехи. Кофе, когда-то широко распространенный, ныне употребляется как лечебное средство при кашле или боли в желудке. Туареги очень любят жевать табак. В зоне Сахеля они усвоили негритянскую привычку жевать орехи кола.

Свобода женщин. Туареги – мусульмане-сунниты, но у них сохранились пережитки матриархата. Женщины пользуются невиданным у арабов уважением. Хотя ислам разрешает многоженство, туарег женится только один раз в жизни. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчины часто остаются неграмотными. Когда туарег женится, не жена приходит жить с родней мужа, а муж – с родней жены. В семье женщины владеют землями и семейными ценностями, и только им принадлежит право на развод. Дом туарегов называют по имени хозяйки – его главы. В случае развода муж покидает дом, оставляя там жену и детей. Женщины сами выбирают мужа, но только в пределах своей касты. Родовитая женщина не может взять в мужья простолюдина. Особо следует сказать о свободе туарегских женщин столь не похожей на затворничество, принятое у оседлых мусульман. Положение туарегских женщин вызывали шок у арабов. Известный путешественник Ибн Баттута, посетивший в 1352–1353 гг. туарегское племя муссафа, делится своими впечатлениями:

«Большинство жителей …принадлежат к числу берберов массуфа. Женщины их исключительно красивы и своим общественным значением превосходят мужчин. … Качества этих людей удивительны, а дела их странны. Что касается их мужчин, то у них нет ревности. Ни один из них не связывает свое происхождение со своим отцом, но связывает его со своим дядей по матери. Человеку наследуют сыновья его сестры, и исключаются его собственные дети. Такое же положение я видел только у неверных страны ал-Мулайбар в Индии. Что же касается этих массуфа, то они мусульмане, соблюдают молитвы, изучают законоведение и учат наизусть Коран. Что касается их женщин, то они не стыдятся мужчин, не закрывают лиц, несмотря на то, что усердны в молитвах. Если кто пожелает взять их в жены, он может это сделать. Однако они не следуют за своим мужем, если тот уезжает. Даже если бы какая-нибудь из них захотела сделать это, ее родственники непременно помешали бы ей».

Здесь интересно сравнение туарегов с наирами Малабарского берега Индии (ал-Мулайбар). У наиров, та же матрилинейная система родства и наследования, когда нажитое мужчиной получают не его дети, а дети сестры. Что касается сексуальной раскрепощенности туарегских женщин, то она не идет в сравнение полигамными нравами наирок, нередко имевших по 8 – 10 мужей. Туарегскую аристократку скорее можно сравнить с французской дамой XVII–XVIII в., которая, не особенно скрывая от мужа, заводит поклонников на стороне. Ибн Батута возмущен до глубины души: одно дело – неверные наирские женщины в языческой Индии, другое – мусульманки, да еще берберки, ведь Ибн Батута сам из берберской семьи.

«У тамошних женщин бывают друзья и приятели из числа мужчин-чужестранцев, и точно так же у мужчин бывают подруги из числа посторонних женщин. И бывает так, что кто-нибудь из них входит к себе в дом, и находит свою жену вместе с ее другом, и не видит в этом ничего неприятного для себя. … Однажды я вошел к кади …, после того как получил его разрешение войти, и увидел, что у него находится молодая женщина изумительной красоты. Когда я увидел ее, я пришел в смущение и хотел уйти. Она же начала смеяться надо мной и не выказала застенчивости или стыда. Кади же спросил меня: «Почему ты уходишь? Это же моя подруга». И я подивился им обоим».

Возмущают Ибн Баттуту и мужчины, допускающие подобный разврат:

Однажды я вошел к Абу Мухаммаду…, тому, вместе с которым мы прибыли …. Я нашел его сидящим на ковре, а посередине его жилища было ложе, с навесом для тени сверху; на ложе была женщина, и вместе с нею сидел мужчина. Они беседовали. Я спросил Абу Мухаммада: «Кто эта женщина?» И он ответил: «Это моя жена». Тогда я спросил: «А кто ей тот человек, что сидит вместе с нею?» Он же ответил: «Это ее друг». Тогда я спросил: «И ты допускаешь это? Ведь ты жил в наших странах и знаешь заповеди шариата!» Он же сказал: «У нас общение женщин с мужчинами происходит по-хорошему и приличным образом. В нем нет места подозрениям. Ведь наши женщины не похожи на женщин ваших стран!». Я же подивился его глупости, ушел от него и больше к нему после этого не приходил. Несколько раз он приглашал меня к себе, но я не ответил на его приглашение».

Особо следует сказать о куртуазности имхаров - туарегов аристократов. Мужчины имаджеган похожи на средневековых рыцарей Прованса. Они не только грозные воины, но красиво ухаживают и посвящают возлюбленным стихи. Они умеют передать любовные сообщения втайне от присутствующих с помощью воспроизведения знаков тифинага на ладони собеседницы. Женщины аристократки достойны своих поклонников – они владеют грамотой, сочиняют стихи и песни и поют под аккомпанемент амзада – однострунной скрипки. Эти песни, а также эротические пляски исполняются на ахалах – собраниях незамужних женщин и юношей. Такой ахал описал А.В. Елисеев, побывавший у туарегов в конце XIX в.:

«Раз я попал даже на оригинальное пиршество, которое давал… один из вождей туарегов… Здесь кроме мужчин было много и женщин. Дочери пустыни были одеты в длинные голубые одеяния, украшены ожерельями и кольцами. Многие из них имели лица, окрашенные желтою охрою… Среди туареженок особенно выделялась дочь вождя, которая при своей красоте была кокетливо одета в белоснежное короткое одеяние с красным поясом… Эта красивая девушка… переносила все лишения не хуже воина-туарега, прекрасно владела луком, копьем и небольшим кинжальчиком, который она носила на левом предплечье… Ночь уже спустилась над пустыней, когда празднество началось. Около сотни туарегов обоего пола уже наполняли лагерь и шумно беседовали между собою. Старики сидели особо, пережевывая и нюхая табак с едким натром, между тем как молодежь затевала игры и пляски. Кружки с молоком и водою, приправленною душистым медом, обходили гостей. Девушки образовали хоровод, молодые мужчины – тоже свой круг, двинувшийся в противоположном направлении…».

Среди туарегов всегда было много поэтов и романтиков. Следует сказать, что свободное общение полов практикуется у туарегов с детства. По мере полового созревания юноши и девушки получают сексуальный опыт, и потеря девственности не считается зазорной. Если девушка забеременела и родила ребенка, то тоже ничего страшного не случается. Собираются всей деревней на совет и пытаются найти похожие черты ребенка и возможных отцов. Когда предполагаемый отец найден, он считается отцом ребенка вне зависимости от его согласия.

Сексуальная свобода туарегских девушек и женщин, возможно, объясняет отсутствие у имхаров и имрадов педерастии, столь популярной у арабов Магриба и Египта. Лишь у икланов педерастия распространена, но именно молодые икланы испытывают трудности с сексом: лучших женщин, как наложниц, разбирают господа, а юношей посылают на выпас стад вдали от селений, и они по выражению жившего среди туарегов отца де Фуко «устраиваются, как могут».

Туареги Сахары после Каддафи …Пустыня словно море. Мы смотрим на бескрайние и величественные песчаные дюны, и кажется, что это волны, которые вот-вот придут в движение. То там, то здесь на поверхности возникают белесые барашки-смерчи, мгновенно свертываются в вихрь,

Гордыня - большой грех в христианстве. Но туарегам неведом этот постулат, равно как покорность и смирение. Этот народ вот уже 2 тысячи лет не знает ни границ, ни запретов. Племена туарегов, как и много столетий назад, кочуют по пустыне. Имущества у них практически нет - верблюд да шатер. Однако мир кочевника рухнет, если отнять хоть одно. Этот народ известен тем, что он единственный в мире, чья традиция велит закрывать лицо мужчинам, а не женщинам.

Вольные люди

Племена туарегов называют себя "имошагами", что означает "вольные люди". Для них единственным хозяином остается пустыня. Гордое племя не покорилось ни одному захватчику. Даже колонизаторы из Европы, подчинившие себе почти всю Африку, не смогли усмирить маленький кочевой народ. Им не удалось даже договориться с ним. Европейцы боялись представителей этого туарегов появлялись "из ниоткуда", внезапно нападали на путников, убивали и грабили их. Под их контролем находились все торговые пути, ведущие через пустыню.

Отношение к золоту

Когда-то племена туарегов водили караваны с дорогими товарами - солью и золотом. Торговцы только им доверяли такую ценность, поскольку лишь безумец решался напасть на кочевника. Туареги славились воинственностью и ловкостью, а также своим оружием. Была и еще одна причина, по которой торговцы им доверяли. Дело в том, что этот народ не прикасался к золоту. Согласно поверьям туарегов, оно несет только болезни и зло, поэтому имошаги делали все украшения (и по сей день делают) только из серебра.

"Синие люди"

Представители этого народа красили одежды в синий цвет. Для этого они вбивали в ткань краситель, растертый в порошок, с помощью камней. Поэтому туареги стали называться "синими людьми". Кстати, представителей этого народа не так уж и мало. Согласно последней переписи, их насчитывается более двух миллионов человек.

Считается, что туареги - это потомки берберов-зенага которая частично смешалась с арабским и африканским Многие представители интересующего нас народа - светлокожие, голубоглазые, высокие ростом, со слабоволнистыми волосами. Это черты внешности, типичные для жителей Средиземноморья.

Сословное деление

И в наши дни общество туарегов разделено на сословия. К высшим кочевникам сегодня относят воинов и марабутов-священников. К низшим - ремесленников-белла, слуг, а также полукровок, которые потеряли право на имя "имошаг" и зовутся "дага". Среди туарегов еще 1,5 века назад можно было встретить и козопасов-импгад, и верблюжатников-аххагаров. Эти "профессии" только кажутся мирными. На самом деле козопасы и верблюжатники были отчаянными головорезами, а также самыми уважаемыми членами общества. Кузнецы-инеден занимали более низкую ступень. Соплеменники считали их чуть ли не колдунами. Также на более низкой ступени находились простые земледельцы. Самое презренное сословие этого народа - черные рабы-иклан. И низшие, и высшие кочевники помыкали ими.

У каждого племени имелся амгар - вождь. Союз племен составлял теджехе - федерацию, которой руководил аменукал (верховный правитель). Сегодня туареги объединяются лишь в крайних случаях. Они стараются ни от кого не зависеть.

Условия жизни в пустыне

Только кочевники да навигационные приборы знают, как ориентироваться в бескрайних песках. Барханы меняют свои очертания с невиданной скоростью, и глазу просто не за что зацепиться.

С давних пор вынуждены выживать в пустыне племена туарегов, история которых насчитывает 2 тысячи лет. Этот народ называет пустыню "ассахара". Для него это живое существо, цельный механизм, с которым надо уметь ужиться и договориться. на самом деле состоит из песка лишь на 1/5 часть. Все остальное - удивительной формы впадины и холмы, каменные плато, редкие оазисы и пересохшие русла рек. В Сахаре воздух летом прогревается до 60 градусов, а в ночное время может охлаждаться до нуля. Порой на рассвете случаются даже заморозки - температура опускается до -20 градусов, и барханы в это время покрываются ледяной коркой.

Только верблюды да кочевники, закаленные пустыней, могут существовать в таком климате. Лишь они способны пережить чудовищные самумы, возникающие внезапно и сравнимые по силе с океанскими цунами. Только они могут заметить и не наступить на нее. Это очень важно, ведь ее яд мгновенно убивает человека. Лишь туареги выживают практически без воды под палящим солнцем, вопреки всем законам биологии. Приступы жажды они снимают, посасывая камешек.

Жилище

Как и в былые времена, крыша из верблюжьей шкуры и деревянный каркас каждые 3 месяца превращаются в крепость, которая появляется всякий раз на новом месте. Только сам кочевник знает, где он поставит свой шатер в следующий раз. Главное, чтобы колодец был поблизости, а вокруг - пустыня. А рядом - скорпионы, змеи и песчаный ветер, который заметает все на своем пути.

Святое место туарегов

Под Сахарой, как считается, существует целый пресный океан, запасы воды в котором оцениваются в 1 млрд литров. Однако на поверхность она выходит очень редко. А делать скважины в песке - нелегкое дело, даже при использовании современной техники. Сотни веков назад туарегам приходилось надеяться только на милость судьбы. Они берегли как зеницу ока каждый колодец, который для них является святым местом. И в наше время все колодцы тщательно прикрыты и очень ухоженны. Того, кто намеренно или по незнанию относился к ним без должного почтения, кочевники казнили на месте. В наши дни их нравы ненамного мягче - как и много лет назад, туареги живут по своим древним обычаям и законам. Не только у нас, но и у представителей вызывают удивление традиции, которым следуют племена туарегов.

Язык и письменность

Туареги очень много кочевали по Африке, однако они сберегли чистоту крови. До сих пор среди них не встретить черного лица. На протяжении столетий язык туарегов остается неизменным. Этот народ говорит по-берберски, однако так, что этот язык едва понимают другие народы арабской Африки. И свою письменность - тифинанг - имеют племена туарегов. Культура их, однако, предполагает обучение письму лишь женщин. К ним, кстати, этот народ относится с большим почтением.

Отношение к женщинам

Слабому полу, вопреки всем законам ислама, отводит нетипичную роль племя туарегов. Женщины являются главными в семье. Туареги ведут родословную по материнской линии. Несмотря на то что они правоверные мусульмане, у них нет многоженства. Дом у туарегов принадлежит женщине, по имени которой он и называется. Однако мужчина обязан содержать его, как и другие домочадцы.

Женщина выбирает мужа сама, а если он не устроил ее по каким-то причинам, то она может стать инициатором развода. Бывший муж в таком случае беспрекословно покидает дом. Кстати, женщины и мужчины у кочевников спокойно дружат, не боясь пересудов.

Разделение труда

У туарегов не существует разделения труда по половому признаку. Женщина, к примеру, может взять меч, если ситуация этого потребует. Такого равноправия не знают даже демократичные страны Европы, что уж говорить об арабских государствах, расположенных по соседству. Однако законы пустыни в городах уже не действуют, так как здесь сильно влияние ислама. Но это нисколько не уменьшило уважения к женщине.

Паранджа у туарегов

Как мы уже говорили, ношение паранджи мужчинами - обычай, который имеет только племя туарегов. Фото мужчин в ней выглядят необычно, не правда ли? Можно подумать, что они хотят уберечь от искусительниц свою красоту. Однако это не так. Дело в том, что туареги опасаются злых духов. Они верят, что через глаза, уши или нос злые духи могут забраться в человека, поэтому прикрывают эти места. Покрывало, которое носят туареги, называется "тагельма". Его надевают юноше в день достижения им 18-летия. Именно с этого возраста он становится настоящим воином. Показаться без повязки на людях считается у этого народа верхом неприличия. Это равнозначно появлению голым. Туареги не снимают повязку даже дома, во время сна или еды.

Воинственность туарегов

Этот народ отличается большой воинственностью. Точнее, это касается тех, кто считает себя истинными имошаг. Они живут в пустыне и берут автомат в руки раньше, чем ложку. Воинов-туарегов, как считается, не очень много (около 10-20 тысяч). Однако они могут если не разбить, то хорошо напугать даже самую лучшую современную армию.

Вот так и живут племена туарегов. Обычаи их остаются неизменными, вызывая удивление и интерес у представителей современной цивилизации.

1,72 млн чел
Мали - 1,44 млн чел
Алжир - 1,025 млн чел
Буркина-Фасо - 600 тыс. чел
Ливия - 557 тыс. чел

Язык Религия

Туареги (самоназвание - имощаг , имошаг ) - народ группы берберов в Мали , Нигере , Буркина-Фасо , Марокко , Алжире и Ливии .

Первое научное исследование туарегов провёл Анри Дюверье .

История

Согласно собственной легенде, исконным расселением туарегов был остров в Атлантическом океане , и после его исчезновения уцелели только торговцы, находившиеся в тот момент в портовых городах Северной Африки.

Есть легенда о происхождении народа туарегов. Согласно ей, к ним из Марокко пришла «мать-прародительница» Тин-Хинан на белом верблюде со своей служанкой Такамат. Неизвестно как они добрались до Ахаггара , здесь Тин-Хинан стала царицей. Многочисленные поклонники приезжали к ней для совокупления, потом она их убивала. Царица и служанка рожали детей, положив начало роду туарегов. От Тин-Хинан произошло благородное племя, а от служанки - племя вассалов . В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины. Как сообщает указанный ниже источник, многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан .

Средние века

Основной район проживания туарегов

В Средние века туареги были заняты в транссахарской торговле , создали несколько просуществовавших недолго государственных образований , такие как Султанат Агадес ; контролировали важные перевалочные торговые пункты, как например Такедда .

Колониальная эпоха

См. также: Туарегское восстание (1916-1917)

Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку . В отличие от многих других народов туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти. Так, например, колониальная власть в колонии Нигер смогла подчинить туарегские племена только к г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.

Постколониальный период

В результате колониального правления Франции туареги потеряли возможность доминировать над оседлыми земледельцами. Эта причина, а также отстранение от политики другими этническими группами, ухудшение экономического положения в результате засух 1970-1980-х гг. привели к открытому вооружённому сопротивлению в Нигере , в Алжире и в Мали . Туареги выступили за создание государства Азавад .

Росту напряжённости на севере Нигера способствовал инцидент в городе Чин-Табарадене в 1990 году .

Язык

Одежда

Одеты благородные обычно в рубашку без рукавов и широкие штаны. Поверх надета накидка синего цвета. На гру­ди перекрещиваются две широкие ленты, сплетенные из раз­ноцветных шелковых шнурочков, на концах которых - кисти. Мужчины покрывают голову белым или синим платком, которым закрывается лицо, откры­тыми остаются только глаза. Волосы заплетают в косы. На ногах сандалии из кожи. Благо­родный носит каменный браслет, иногда - простое се­ребряное кольцо на пальце в качестве украшений.

У туарегской женщины-аристократки волосы заплетены в косички. Одета она в белую длинную рубашку и платок синего цвета. На шее у женщины украшения из серебра, кольца на руках. По праздникам женщины и мужчины красят брови и веки сурьмой .

Обычаи

Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок - «тагельмуст » (шаш-араб.) или лисам, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена увидевшего лицо туарега ждала незавидная участь быть убитым им. В случае, если таковое сделать не удавалось, то туарег обязан был покончить жизнь самоубийством. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой. А женщины туарегов лица не закрывают.

Общественный строй

Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на племенные или «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь.

  • Благородные или знать - владеют стадами верблюдов .
    • Блюстители веры или духовные наставники - инеслемены.
      • вассалы - имгады, занимающиеся разведением коз .
        • рабы - икланы.
          • кузнецы - инедены.

Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы. Туареги совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство. Представители касты рабов являются «рабами» по происхождению, они давно отправлены на свободу. А кузнецы жили рядом с туарегами по своей воле. Традиции запрещают туарегам из высших каст заниматься каким-либо ремеслом, а женщины туарегов освоили выделку кож.

Иерархическая организация туарегов имеет непосредственное отношение к их методам приспособления к пустынной среде. Они удачно воспользовались необходимостью постоянного передвижения и скомбинировали четыре вида занятий кочевников: разведение верблюдов, овец и коз, торговлю солью, охрану транссахарских караванов и набеги на эти караваны. Ахаггарская конфедерация состояла из трех племен, и каждое возглавлял вождь наиболее знатного клана племени, а конфедерация в целом находилась под номинальным руководством самого старшего из трех племен - Кель-Рела.

Но чаще всего из-за далеких расстояний между колодцами и недостатка пастбищ каждому племени приходилось делиться на мелкие кочевые группы, причем каждая группа вела почти независимое существование, оберегала колодцы от случайных или умышленных повреждений, защищала караваны, проходившие по её территории, и совершала набеги на караваны, отказывавшиеся от её защиты. Общество было матрилинейным, женщины пользовались влиянием и свободой и не закрывали лица, как подлинные берберки. Их мужья, особенно среди аристократии, делали все, чтобы женам жилось хорошо, и у женщин было время на развлечения, поэзию и музыку. Слуги выполняли все домашние работы, а всю необходимую сельскохозяйственную продукцию туареги получали от оазисных земледельцев, находившихся под их покровительством.

Хотя набеги на караваны и их охрана ныне потеряли свое былое значение, туареги все ещё живут изолированно, занимаются скотоводством и торгуют солью. Происходят циклические передвижения, во время которых они снабжают земледельческие народы Западного Судана солью, добываемой зависимыми от них людьми. Соль составляет чрезвычайно важную часть рациона, и на неё всегда большой спрос. В обмен за неё туареги получают продукты, служащие дополнением к их основной пище - финикам и молочным продуктам. Во время циклических передвижений и торговли солью туареги переходят от одного оазиса к другому, хотя между ними иногда расстояние в пять дней пути. У каждого оазиса они тоже торгуют или пополняют запасы своего каравана продуктами, которыми их снабжают сервы - земледельцы-харатины, - это главным образом сорго.

Такая двойная экономика тесно связана с экономикой соседних народов, обитающих на краю пустыни. Различные экологические факторы вынуждают туарегов придерживаться твердых сроков в этой торговле. Соль добывают в апреле и мае, а затем в июле везут караваном через Тамесну - местность, богатую пастбищами, где верблюды могут отдохнуть и где их можно сменить на новых. На следующем этапе караваны прибывают в торговые центры у северной границы Нигерии, где торговый сезон начинается в октябре. Помимо соли, туареги продают и привезенные с севера финики, а также ослов и верблюдов. В январе они пускаются в обратный путь, опять останавливаются в Тамесне и к марту прибывают на свою северную родину .

Галерея

Влияние на европейскую культуру

Примечания

Ссылки

  • Туареги и тубу Ю. М. Кобищанов (из книги «Гарамантида (африканская Атлантида)»)
  • Генералы песчаных карьеров (рус.) . Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 10 октября 2011.

См. также

  • Туарегское восстание (1916-1917)
  • Туарегское восстание (1962-1964)
  • Туарегское восстание (1990-1995)
  • Туарегское восстание (2007-2009)

Литература

  • В. И. Травина «Тайны пустынь» - М.ООО «Издательство „РОСМЕН-ПРЕСС“,2003 - 352с (интересно о неизвестном)» (стр. 113-118,Туареги)
  • аль-Куни, Ибрагим . Глоток крови. Сборник рассказов о жизни туарегов Сахары. Перевод с арабского. М., 1988

Категории:

  • Кочевники
  • Берберы
  • Туареги
  • Народы Мали
  • Народы Нигера
  • Народы Алжира
  • Народы Ливии
  • Народы Буркина-Фасо
  • Народы Северной Африки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :