Урок по теме: Приют спокойствия трудов и вдохновенья…
Урок по музыке в 4 классе по программе Г.Сергеевой, Е.Критской.
Учитель ГБОУ школа 594 Студеновская Людмила Ивановна.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок диалог.
Цель урока: Увидеть красоту Родины через взаимосвязь музыки, поэзии, живописи.
Задачи:
Воспитательная
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям,
систематизировать жизненно - музыкальный опыт детей.
Образовательная:
знакомство с музыкальным термином пастораль;
знакомство с поэзией Пушкина и его родовым имением;
понять взаимосвязь музыки, поэзии, живописи.
Развивающая:
развить умение излагать свои мысли о живописи, музыки, поэзии.
развитие художественного воображения.
Материально - техническое обеспечение:
презентация «Унылая пора! Очей очарованье».
МР3 проигрыватель:
Г. Свиридов «Осень»;
Г.Свиридов «Пастораль»;
П.Чайковский «Осенняя песнь».
портреты: А. Пушкина,
Г. Свиридова,
П. Чайковского.

Ход урока:
Сегодня мы отправляемся под звуки музыки Г. Свиридова
и П.И. Чайковского в осеннее путешествие в село Михайловское, родовое имение А.С. Пушкина,а помогут нам в этом:
стихи А.С. Пушкина;
музыка Г. Свиридова и П. И. Чайковского;
осенние пейзажи.
Звучит музыка.
Больше всех времён года А.С. Пушкин любил осень:
На экране слайды 1,2,3,4,5:
«Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья….»
Так называл А.С.Пушкин свое родовое имение – село Михайловское.
Его неяркая, неброская природа очаровала поэта и вдохновила его на создание многих замечательных произведений.
Сейчас это музей - заповедник «Михайловское». (учитель читает стихи и рассказывает о музее).
« Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льётся дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья»
Село Михайловское известно как памятные пушкинские места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта. За Михайловским закрепилось определение поэтической родины Пушкина. Здесь, на древней псковской земле, окреп его поэтический талант, расцвел его гений.
Ребята, кто из вас был в музее – заповеднике?
Какие впечатления навевают вам эти места?
Ответы детей.
Слайд 6:
Больше всех времён года А.С. Пушкин любил осень.
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса»…
Первая фраза Пушкина грустная. Настраивает на минорный лад, на тишину, покой. «Унылая пора!» - грустно, тоскливо… и вдруг « Очей очарованье!» - как меняется настроение автора?
Прослушивание трёх пьес:
«Осенняя песнь» Чайковского,
«Осень» Свиридова,
«Пастораль» Г.Свиридова.
Слайд 7:
Пастораль – это жанр в живописи, литературе, рисующий простую сельскую жизнь.
Ответы детей.
Слайд 8:
Картина художника Виктора Попкова «Осенние дожди».
Что мы видим на ней?
Как вы думаете, о чём думает А.С. Пушкин? Какое у него настроение?
Подумайте, близок ли характер музыки П.И.Чайковского стихам А.Пушкина и картине «Осенние дожди»?
В каком ладу написана пьеса, меняется ли в ней настроение?
Ответы детей.
Картина В. Попкова – это не только дивная осенняя пора. Она несёт в себе тревожное предчувствие.
Какие мысли бродят в голове поэта, какие гениальные замыслы навевает на него этот унылый и мрачный пейзаж? Об этом мы можем только догадываться.
Слайд 9:
Дети записывают в тетрадь.
«Унылая пора! Очей очарованье!» - А.С. Пушкин – поэт
«Осенняя песнь» - П.И. Чайковский – композитор.
«Осень», «Пастораль» - Г. Свиридов, тоже – композитор.
«Осенние дожди» - В.Попков – художник.
Слайд10:
Рефлексия.
О каком уголке нашей Родины мы сегодня говорили?
С чьим именем связано это прекрасное место?
Какие произведения А.С.Пушкина вы уже знали и с какими познакомились сегодня?
Каких композиторов и какие произведения вы узнали сегодня на уроке?
Какое музыкальное произведение произвело на вас особенное впечатление и почему?
Понравился ли вам урок и что понравилось особенно?
О Родине может рассказать не только композитор но и в своих произведениях о ней рассказывают поэты, художники. А рассказывают они каждый по- своему, что мы сегодня и увидели. У каждого искусства свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких, запоминающихся читателям, слушателям, зрителям художественных образах. Искусство П.И.Чайковского, Г.Свиридова, А.С.Пушкина, В.Попкова – это родственный взгляд на мир. Они все очень сильно любили свою Родину.
Молодцы, ребята! Мы сегодня много узнали интересного (выставление оценок).
Домашнее задание: Нарисовать рисунок по теме урока.
Список использованной литературы:
1.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Уроки музыки 1-4 класс». Москва. «Просвещение», 2010.
2.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Музыка», учебник для учащихся общеобразовательных школ. Москва. «Просвещение» 2011.
3.Электронные ресурсы:http//ru.vikipedia.org.


Приложенные файлы

Сочинение

Лирика А. С. Пушкина очень разнообразна. Поэт затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема природы, пейзажная лирика.

Интересно, что природные зарисовки у Пушкина — это не просто фон для мыслей и чувств лирического героя. Пейзаж помогает поэту раскрыть важные философские темы, показать единство законов Вселенной, ведь природа — неотъемлемая часть жизни каждого человека, занимающая важное место в его мыслях и чувствах. Поэтому пейзажные зарисовки присутствуют у Пушкина в стихотворениях, посвященных совершенно различной тематике.

Так, в «Деревне» (1819) раскрывается тема свободы и рабства. Пушкинская деревня — это не какой-то исключительный «пустынный уголок», здесь

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде Невежества убийственный Позор.

Во второй части стихотворения поэт расширяет «географические» границы своих размышлений: если в первой части речь идет о конкретной деревне, в которой поэт обрел «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (в пейзаже-панораме легко угадываются окрестности Михайловского), то во второй части создается предельно обобщенный образ русской деревни. Картина деревенского «лона счастья и забвенья» в первой части «Деревни» напоминает обычный идиллический пейзаж. Но идиллия, оказавшись всего лишь иллюзией свободной и счастливой жизни, отменяется второй частью стихотворения.

Поэтическим итогом размышлений Пушкина-романтика о свободе, о надеждах и разочарованиях, связанных с нею, стало стихотворение «К морю» (1824). Море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, в романтической лирике Пушкина всегда ассоциировалось со свободой. И в этом стихотворении «свободная стихия" — емкий символ.

Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Это очеловеченная «свободная стихия», близкая душе поэта-романтика и почитаемых им «гениев». Море — это и символ человеческой жизни, которая может «вынести» куда угодно, к любой «земле».

Поэт размышляет о море в трогательные и горькие минуты прощания. Море — «друг», своенравный и гордый, призывающий и требовательный, ропщущий. Пожалуй, это единственный верный и преданный друг, с которым поэту жаль расставаться.

Морская стихия и могущество человеческого духа Пушкиным сопоставлены, но не отождествлены. Именно в душе человека скрыт источник свободы, которую он несет в мир. Прощаясь с морем, поэт обещает хранить верность свободе. Но его понимание свободы стало иным: он убедиля, что свобода — благо, неугодное тиранам.

Стихотворение «На холмах Грузии…» — яркий психологический эскиз состояния поэта, передающий импульсивную смену его чувств и настроений. Элегическое начало, в котором грусть и легкость, светлая печаль кажутся столь созвучными состоянию вечной, засыпающей природы, сменяется «моментальной фотографией» пробуждения бурного чувства — чувства любви:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

Не умиротворенность ночи, а немолчный шум Арагвы, о котором сказано во втором стихе, созвучен любовному порыву, выраженному во второй части стихотворения. Сердце поэта вновь во власти воспоминания о далекой возлюбленной.

Яркая картина преображения поэта создана в стихотворении «Осень» (1833). Последние строфы стихотворения — акт творческого самосознания поэта. Здесь перед нами «тайное тайных «его души — процесс творчества. Он начинается тогда, когда поэт видит картины осенней природы. Он впитывает ее красоту и тленность:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Параллели между тем, что происходит в природе, и состоянием души человека нередки в пушкинской лирике (стихотворения «19 октября», «Зимнее утро», 1829).В каждом времени года поэт открывает для себя что-то личное. Зима, весна, лето, осень — это как бы страницы «календаря его души».

Таким образом, природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Ее вечные законы поэт рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского, где он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.

Вновь посетив столь знакомые места, поэт почувствовал мудрость этого «общего закона» — вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.

Скромная природа стала для поэта могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Ему радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у лирического героя хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.

Таким образом, пейзажная лирика играет важную роль в творчестве Пушкина. С ее помощью поэт решает многие вопросы, волнующие его, глубоко и ярко раскрывает их в своих поэтических строках — тему жизни и смерти, свободы, любви, дружбы, предназначение человека и поэта.

Другие сочинения по этому произведению

«…Чувства добрые я лирой пробуждал… «(по лирике А.С. Пушкина) «Чувства добрые я лирой пробуждал» (лирика А.С. Пушкина) Анализ стихотворения «Зимнее утро». Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Заклинание» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Языкову» (1824)

Для анализа этого стихотворения важно знать историю его создания и вспомнить некоторые факты из жизни Александра Сергеевича Пушкина.

Элегия «Погасло дневное светило … » написана молодым поэтом (ему едва исполнился 21 год). Два года после окончания Лицея были насыщены для Пушкина разными событиями: быстро росла его поэтическая известность, но и тучи сгущались тоже. Его многочисленные эпиграммы и острые политические произведения (ода «Вольность» , стихотворение «Деревня») привлекли внимание правительства — обсуждался вопрос о заключении Пушкина в Петропавловскую крепость.

Лишь благодаря хлопотам друзей поэта — Н. М. Карамзина, П. Я. Чаадаева и других — удалось смягчить его участь: 6 мая 1820 года Пушкина отправили в ссылку на юг. По дороге он серьёзно заболел, но, к счастью, генерал Н. Н. Раевский добился разрешения взять поэта с собой к морю на лечение.

Путешествие с семейством Раевских Пушкин называл счастливейшим временем в своей жизни. Поэт был очарован Крымом, счастлив дружбой с людьми, которые окружили его заботой и любовью. Он впервые увидел море. Элегия «Погасло дневное светило … » была написана ночью 19 августа 1820 года на борту парусного корабля, подплывавшего к Гурзуфу.

В стихотворении поэт оглядывается назад и с горечью признаёт, что много душевных сил потратил впустую. В его признаниях, конечно, много юношеского преувеличения; он утверждает, что «рано в бурях отцвела» его «потерянная младость». Но в этом Пушкин следует моде — молодым людям того времени нравилось быть « охлаждёнными » и «разочарованными» (во многом виноват Байрон, английский поэт-романтик, овладевший умами и сердцами молодёжи).

Однако пушкинская элегия не только дань увлечению Байроном. В ней запечатлён переход от беспечной юности к зрелости. Это стихотворение значительно прежде всего тем, что поэт впервые использует приём, который станет впоследствии одной из отличительных черт всего его творчества. Так же как в ту южную ночь, возвращаясь к пережитому и подводя какие-то итоги, Пушкин всегда будет честно
и искренне разбирать свои мысли и поступки.

Стихотворение «Погасло дневное светило … » называют элегией. Элегия — поэтическое произведение, содержание которого составляют раздумья с оттенком легкой грусти.

Произведение начинается с короткого вступления; оно вводит читателя в обстановку, в которой будут проходить размышления и воспоминания лирического героя:

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.

Основной мотив первой части — ожидание встречи с «волшебными краями», где всё обещает лирическому герою счастье. Ещё неизвестно, какое направление примут мысли одинокого мечтателя, но читатель уже настроен на торжественный лад непривычной для будничного обихода лексикой. Автор использует слово «ветрило» вместо «парус» , «дневное» вместо «дневное», « океан » вместо « Чёрное море ».

Есть и ещё одна выразительная черта, на которой останавливается внимание, — эпитет угрюмый (океан). Эта черта не только переход ко второй части — она накладывает впечатление на всё стихотворение и определяет его элегическое настроение.

Вторая часть — полный контраст с первой (типичный приём для романтического произведения). Автор посвящает её теме горестных воспоминаний о бесплодно растраченных силах, о крушении надежд. Лирический герой рассказывает, какие чувства владеют им:

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает …
Он вспоминает « прежних лет безумную любовь »,
« желаний и надежд томительный обман » .
Поэт говорит, что он сам порвал с шумной суетой
Петербурга и не удовлетворявшей его жизнью:
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья …

И хотя в действительности это было совсем не так (Пушкина выслали из столицы), главное для поэта в том, что для него началась новая жизнь, которая дала ему возможность осмыслить своё прошлое.

Третья часть элегии (всего две строчки) возвращает лирического героя в настоящее время — любовь, несмотря на разлуку, продолжает жить в его сердце:

Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило …

В первой части говорится о настоящем, во второй — о прошлом, в третьей — снова о настоящем. Все части связаны повторяющимися строчками:

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Приём повтора придаёт стихотворению стройность. Значительна тема моря, которая пронизывает всё стихотворение. «Океан» — это символ жизни с её бесконечными волнениями, радостями и тревогами.

Как и во многих других произведениях, Пушкин пользуется одним из любимых своих приёмов — прямым обращением к воображаемому собеседнику.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

место в творчестве, кому посвящено, как приняли стихотворение

(отзывы о нем).

II. Структура образов и развития конфликта.

    Тема и идея стихотворения

    Эмоциональная окраска чувств.

    Композиция, сюжет (если есть).

    Образный ряд стихотворения.

    Черты лирического героя.

III. Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.).

    Тропы и фигуры.

    Языковой поуровневый анализ:

а) поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс);

б) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы);

в) использование явлений морфологии и синтаксиса.

    Ритм, стихотворный размер, рифма.

VI. Личное восприятия стихотворения.

Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.

Анализ – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы или явления, выделяя в них (для дальнейших рассуждений) отдельные части и свойства.

Анализ художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т.е. к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.

Не следует забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в «ключевых словах» его, с помощью которых и выражается переживание лирического героя. Значит, анализ художественного произведения предполагает чтение, выделение «ключевых слов» и «фраз», составление плана, подборку цитат и т.д. Цель этой работы должна быть определена заранее. Например, вы обращаете внимание на эпитеты (метафоры, сравнения...) стихотворения. Для чего? Чтобы понять, каковы их роль в художественном тексте, каковы их особенности у данного автора, о каких чертах его дарования они говорят.

Однако глубоко и полно понять значение каждой выделенной в процессе анализа части и на этой основе сделать правильные умозаключения нельзя, если не уметь видеть эти части вместе, в единстве, в целом. Этой цели служит синтез – мысленное объединение существенных свойств однородных предметов и явлений.

И тезис (суждение, мысль), и его доказательства (аргументы) и логические действия (рассуждения), и анализ, и синтез – всё это как бы «строительный материал», «кирпичики», из которых разными способами строится «здание» научного поиска. Сравнение логических категорий со строительным материалом не случайно: важно не только и не столько количество суждений – тезисов, аргументов или логических действий, сколько последовательность, убедительность, простота и яркость ваших мыслей и чувств.

КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ АНАЛИЗА

ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Лирика воссоздаёт не внешний, а внутренний мир, субъективные мысли и чувства лирического героя, выражает состояние и переживание, вызванное каким-либо жизненным обстоятельством или содержащее общественное настроение.

I. «Выходные данные».

Сведения о выходных данных можно почерпнуть в комментариях к стихотворениях, лучше пользоваться собраниями сочинений поэтов, в них информация бывает исчерпывающая. Нужно поразмышлять над смыслом названия, установить его прямой, а может быть, и переносный смысл.

II. Структура образов и развитие конфликта.

1. Тема (мотив) – обстоятельство, событие, факт, впечатление, послужившее поводом, стимулом для лирического размышления или состояния (ушедшая любовь «Я вас любил», настоящая любовь «Я помню чудное мгновенье», дружба «Мой первый друг, мой друг бесценный...», положение народа и назначение поэзии «Элегия» Н.А.Некрасова).

Идея – оценка автором изображаемого, его мысли по этому поводу («Я вас любил...» - благословление ушедшей любви, «Я помню чудное мгновенье» – прославление образа возлюбленной, «Элегия» - призыв к изменению существующего положения.

2. Эмоциональная окраска чувств.

Тема предполагает определённое настроение (эмоциональное состояние или размышление). В стихотворении М.Ю.Лермонтова «На смерть поэта» мы улавливаем и боль, и страдания, вызванные гибелью поэта, и откровенную ненависть к убийце, не видевшем в Пушкине национального гения, и восхищение талантом великого поэта, и гнев по поводу реакции на эту гибель консервативной части общества.

Даже в пейзажной лирике, в которой преобладают картины природы, следует искать передачу эмоционального состояния личности (ассоциативный образ). («Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес» (ощущение тоски, беспокойства), стая туч («хищное» движение (стая волков), массивность, отсутствие лёгкости, высоты, давящая темнота, ощущение потерянности и т.д.)

3. Композиция, сюжет (если есть).

Те или иные факты, события, обстоятельства, действия, воспоминания и впечатления, упоминаемые в тексте стихотворения, как правило перемежаются мыслями и эмоциями, что даёт ощущение динамики и движения. Смена и последовательность этих компонентов составляет композицию (построение) лирического произведения. Хотя в каждом конкретном случае композиция неповторима и своеобразна, но можно наметить некоторые общие тенденции.

Практически любое стихотворение «делимо» на две части (как правило, неравных): «эмпирическую» (повествующую) и «обобщающую, в которой содержится тот всеобъемлющий, общечеловеческий, философский смысл, ради которого и написано стихотворение.

Обобщающая часть в стихотворении «На холмах Грузии»:

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

В ней звучит гимн человеку вообще, это гуманистический, жизнеутверждающий аккорд всего стихотворения. Всё остальное – эмпирическая часть. Стихотворение может строиться в другой последовательности: сначала обобщающая часть, потом эмпирическая.

С точки зрения композиции стихотворения можно разделить (условно) на 3 типа:

Событийно-эмоциональные

Эмоционально-изобразительные

Собственно изобразительные или повествовательные

События, факты, обстоятельства, действия, воспомина- ния, впечатления перемежаются мыслями и эмоциями (А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье» (последовательность более или менее логически организована;

М.Ю.Лермонтов

«Прошай, немытая Россиия» (последовательность не совсем логична, разорвана, тем не менее она есть.)

Чередование фактов, впечатлений и эмоциональных реакций.

(М.Ю.Лермонтов «Парус» – в нем 2 строчки каждого четверостишия как бы изобразительны, а следующие две – выразительны).

Часто внутреннее состояние обнаруживается в конце стихотворения: Снежная равнина, белая луна //

Саваном покрыта

наша сторона //

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь?

Умер? Уж не я ли сам?

(С.Есенин)

В стихотворениях такого рода представлены лишь чередования фактов и явлений, эмоционально-мыслительное начало в них не выражено, но оно подразумевается

(А.А.Фет «Это утро, радость эта», Ф.Т.Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится»

Сюжет в лирических произведениях чаще всего отсутствует. Он имеет место в стихотворениях событийных, эпических (чаще всего у Н.А.Некрасова, иногда его лирику называют прозаизированной).

4. Образный ряд стихотворения.

Обратите внимание, как развивается основной образ. Выделите главные, с точки зрения развития образа, слова, строфы, строки.

Проследите, какими средствами создаётся образ, есть ли портретные зарисовки, каковы мысли и чувства автора, помогающие раскрыть образ.

Если в стихотворении несколько образов, проследите как, в какой последовательности они сменяются, как соотносятся с жизнью человека, его чувствами (прямо или косвенно).

5. Основные черты лирического героя.

Образ лирического героя – это образ личности, которой принадлежат мысли и переживания в лирическом произведении (обычно это или сам автор или близкий к личности автора). Его характер раскрывается в раздумьях, эмоциях (В стихотворении «Памяти Добролюбова» лирический герой сам Н.А.Некрасов. Он через восхищение жизнью своего друга и соратника сумел передать мироощущение и умонастроение демократической интеллигенции своего времени).

III. Жанровое своеобразие стихотворения.

К лирическим жанрам относятся ода, элегия, эпиграмма, послание, гимн и многие другие.

Ода – торжественное стихотворение, прославляющее какое-либо событие, значительное явление общественной жизни, выдающуюся личность и т.п.

Элегия – стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем, исполненное чувством сожаления и уныния.

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение, адресованное определенному конкретному или же обобщенному лицу, событию, явлению и т.п.

Послание – стихотворение, обращенное к какому-либо конкретному лицу или группе лиц.

Гимн – хвалебная песнь в честь богов, героев, победителей, какого-либо знаменательного события и т.п., построенная как обращение или воззвание к восхваляемому объекту.

Стансы – небольшое лирическое стихотворение, состоящее из четверостиший с законченной мыслью в каждом из них, объединенных между собой одной темой. Стансы предполагают раздумья поэта.

Мадригал – стихотворение шутливого или любовного характера, в котором дается преувеличенно лестная характеристика лица, к которому обращается поэт.

С учетом формы и содержания стихотворения можно выделить такие лирические жанры: стихотворение – портрет, стихотворение – воспоминание, стихотворение – размышление, стихотворение – исповедь, стихотворение - признание, стихотворение – зарисовка и пр.

IV. Основные особенности поэтического языка.

    Тропы и фигуры.

Тропы – это образные обороты речи, в которых слова и выражения

употреблены в переносном значении. Переносные значения слов образуются на основе сопоставления двух явлений и живут в тексте как явление литературное; в словарях они не зафиксированы.

Образные слова и выражения привлекают к себе внимание читателя, заставляют его задуматься, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл.

1. Эпитет – образное определение. Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит своё значение, свои признаки: серебряные коньки, шёлковые кудри. Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.

Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное: «Бродяга – ветер», прилагательное: « деревянные часы»; наречие или деепричастие: «ты ж ад но глядишь», «самолёты несутся с ве рк ая ». Эпитет можно переделать в сравнение. Эпитеты служат для обрисовки, пояснения, характеристики какого-либо свойства или признака предмета. Они зажигают слово новыми красками, придают ему нужные оттенки и, проникнутые чувством автора, формируют отношения читателя к изображаемому.

Сравнение – это такие образные определения предмета, понятия или явления с помощью сопоставления одного с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается (этим оно отличается от метафоры, где присутствует только второй элемент).

Анчар, как грозный часовой, стоит

один во всей вселенной (А.С.Пушкин )

Сравнение выражается с помощью слов как, будто, точно, словно или может просто указывать на сходство (похож на...) Часто сравнение выражается формой творительного падежа:

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Возможны и бессоюзные сравнения:

Заутра казнь, привычный пир народу...

Существуют развернутые сравнения, предполагающие детальное сопоставление по ряду признаков или соотнесение какого-либо явления с группой явлений.

Я помню чудное мгновение:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты .

Помогая увидеть предмет с новой, иногда неожиданной стороны, сравнение обогащает, углубляет наши впечатления.

Метафора – это скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). То, что сравнивается, лишь подразумевается.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка (месяц).

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер.

Такие выражения, как «железный стих», «шёлковые ресницы», «утро седое», одновременно выполняют роль эпитетом и метафор и называются метафорическими эпитетами. В метафоре нельзя отделить определения от определяемого слова: исчезает смысл.

Метафора придаёт речи исключительную выразительность. Метафора как бы в сжатом, свёрнутом виде заключает в себе целую картину и потому позволяет поэту исключительно экономно, наглядно обрисовать предметы и явления и выражать свои мысли и переживания.

В каждый гвоздик душистой сирени ,

Распевая, вползает пчела.

Вознеслась ты под свод голубой

Над бродячей толпой облаков ...

___________

Метафора представляет собой нерасчленённое сравнение, в котором легко усматриваются оба члена:

Со снопом волос своих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда ...

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег...

Помимо словесной метафоры, имеют место метафорические образы, или развёрнутые метафоры:

Ах, увял головы моей куст,

Засосал меня песенный плен,

Осуждён я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм .

В литературе XX века распространение получает развёрнутая метафора: литературный образ охватывает несколько фраз или всё произведение, превращаясь в самостоятельную картину. Например, в стихотворении Н.Гумилева «Заблудившийся трамвай» заглавная метафора разворачивается в целый сюжет: фантасмагорическое путешествие по ночному Петербургу.

Аллегория – иносказание. Условное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного явления. Под изображёнными в аллегории животными, людьми, предметами всегда имеются в виду другие лица, вещи, события, факты.

Правосудие – женщина с завязанными глазами и весами в руках.

Аллегория надежды – якорь.

Аллегория мира во всём мире – белый голубь.

Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

Аллегория лежит в основе многих загадок, пословиц, а также притч:

Сито свито,

Золотом покрыто,

Кто взглянет,

Всяк заплачет.

В отличие от символа аллегория однозначна, она выражает строго определённый предмет или явление.

Перифраз – замена однословного названия предмета описательным выражением. (Перифраз строится по тому же принципу, что и загадка: перечисляются существенные «опознавательные» признаки неназываемого предмета).

Вместо того чтобы сказать, что Онегин поселился в комнате дяди, А.С.Пушкин пишет:

От в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Стихотворения–загадки - распространённое явление и в поэзии футуристов:

И лишь светящаяся груша

О тень сломала копья драки,

На ветке лож с цветами плюша

Повисли тягостные фраки.

На языке буквальных соответствий приведённый отрывок означает примерно следующее: погасли лампочки, театр заполнился публикой.

Перифраз (второе значение) – использование писателем формы известного литературного произведения (часто в ироническом плане).

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей .

(С.Есенин.)

В этой жизни помереть не трудно –

Сделать жизнь значительно трудней.

(В.Маяковский).

Олицетворение - приём художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

Это один из постоянных приёмов изображения в сказках, баснях, фантастических произведениях.

Олицетворение как художественный приём представляет собой оборот речи, в котором свойства человека переносятся на явления природы, предметы и отвлечённые понятия. Олицетворение является особым видом метафоры.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость...

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе:

«Светила нам только зловещая тьма » (А.Ахматова);

Той грустной радостью, что я остался жив». (С.Есенин).

На оксюмороне построены названия некоторых произведений литературы – «Живые мощи» (И.Тургенев), «Живой труп» (Л.Толстой), «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский), Оксюморон создаёт новое понятие или представление: «сухое вино», «честный вор», «свободные рабы».

Примеры оксюморона:

    Люблю я пышное природы увяданье.

    О, как мучительно тобой я счастлив .

    Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль .

    Смотри, ей весело грустить ,

Такой нарядно обнажённой .

    Мы любим всё – и жар холодных числ,

И дар божественных видений.

Ирония – скрытая насмешка.

Употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке.

«Отколе, умная, бредёшь, ты, голова?» – обращается Лиса к Ослу, считая его в действительности глупым.

Или в басне «Стрекоза и Муравей»:

«Ты всё пела? Это – дело » -

иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение безделием.

Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной.

Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления («В сто сорок солнц закат пылал! » (В.Маяковский). «Редкая птица долетит до середины Днепра » (Н.В.Гоголь).

«Любовь мою, как апостол во время оно,

По тысяче тысяч дорог разнесу »

(В.Маяковский).

Литота – преуменьшение.

Образное выражение, состоящее в противоположность гиперболе в преуменьшении величины, силы, значения изображаемого явления, к которому прибегает писатель в целях усиления выразительности речи.

Например, в народной сказке: мальчик с пальчик, избушка на курьих ножках, у Н.А.Некрасова в «Песне Еремушке»:

Ниже тоненькой былиночки

Надо голову клонить ...

Метонимия – замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями (по смежности). Например, в нашем представлении неразрывно связаны автор и написанная им книга, пища и посуда, в которой её подают, характерная одежда и человек, в неё одетый, действие и орудие этого действия:

Зато читал Адама Смита ...

(А.С.Пушкин)

Не то на серебре , на золоте едал ...

(А.С.Грибоедов)

Потому, что здесь порой

Ходит маленькая ножка ,

Вьётся локон золотой...

(А.С.Пушкин)

Все флаги в гости будут к нам –

Петербург станет центром морской торговли, и корабли разных стран придут в этот порт под своими национальными флагами .

«Я три тарелки съел ! » (три тарелки ухи)

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,

Исступленно запели смычки ...

Метонимия отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», вроде», «подобно»; с метонимией этого сделать нельзя.

Синекдоха – один из тропов, состоящий в замене наименования жизненного явления названием его части вместо целого (Москва – вместо Россия), единственное число вместо множественного (человек вместо люди).

Отсель грозить мы будем шведу .

Мы все глядим в Наполеоны .

Чтобы у ног вы увидали

Мундир, и шпоры, и усы!

Символ – многозначный предметный образ, которым связываются между собой различные аспекты изображаемой художником действительности.

Символический образ проясняется в процессе свободно возникающих ассоциаций. Являясь условным обозначением, символ во многом сходен с аллегорией, но он отличается от неё большей степенью обобщения, не поддающегося однозначному толкованию. В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» человеческая душа, обуреваемая страстями, находит соответствие с бурлящей морской стихией; личность ассоциируется с образом одинокого паруса, раздираемого ветром и несущегося по воле волн. Подобные символические соответствия можно обнаружить и в таких стихотворениях, как «Анчар» А.С.Пушкина, «Фонтан» Ф.И.Тютчева, «Стихи о Прекрасной Даме» А.А.Блока, «Песня о Буревестнике» А.М.Горького и многих других.

(Лирические произведения способны рисовать картины, возникающие перед нами, как живые, способны трогать наши сердца, потому что наблюдения и переживания воплощены в них поразительно точно с помощью богатых средств художественной речи).

Фигуры речи

(синтаксис, построение)

Стилистические фигуры – особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова .

Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. Выражается обычно антонимами:

Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог

________ (Г.Р.Державин)

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой...

__________ (А.С.Пушкин)

Ты богат, я очень беден:

Ты прозаик, я поэт .

(А.С.Пушкин)

Столкновение контрастных представлений, сочетания противоположных по смыслу понятий позволяет лучше выделить значения слов, усилить образность и яркость художественной речи. Иногда по принципу антитезы строятся и большие прозаические произведения «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.И.Достоевского и другие.

Градация – расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости.

И где ж Мазепа ? Где злодей ?

Куда бежал Иуда в страхе?

(А.С.пушкин. «Полтава»)

Не думай бежать!

Это я вызвал.

Найду. Загоню. Доконаю. Замучу !

(В.Маяковский)

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка .

(М.Лермонтов)

Исполнились мои желания, Творец

Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец .

(А.С.Пушкин)

Параллелизм – сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. Такое сопоставление подчёркивает сходство или различие явлений, придаёт речи особую выразительность.

Чаще всего в фольклоре сопоставляется образ природы и образ человека.

Ах, кабы на цветы не морозы,

И зимой бы цветы расцветали;

Ох, как бы на меня не кручина,

Ни о чём-то бы я не тужила .

В литературе этот приём имеет самое разнообразное применение, причём наряду со словесно-образным параллелизмом может быть и композиционный, когда развиваются параллельные сюжетные линии.

Введение

Заказать работу

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Вопросы и задания


«Деревня»

Вопросы и задания



Вопросы и задания
План

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Вопросы и задания
1. Подготовьте цитатный план к рассказу о детстве и лицейских годах А.С. Пушкина.
2. Определите значение следующих слов: культ, прогрессивный, мемуарист.
3. Какие важные события произошли в жизни Пушкина-лицеиста?
4. Что вам показалось особенно интересным из воспоминаний А.С. Пушкина о Г.Р. Державине? Охарактеризуйте чувства юного Пушкина, читающего в присутствии Державина свои стихи.
5. Сравните гравюрные портреты А.С. Пушкина, создан¬ные Е.И. Гейтманом и В.А. Фаворским. В чём, по вашему мнению, своеобразие каждого портрета?

«Деревня»

Вопросы и задания
1. Основным художественным приёмом в стихотворении является приём антитезы. Что и чему противопоставлено в «Деревне»?
2. Противопоставление это подчёркнуто композицией. Из каких смысловых частей состоит текст, где завершается первая часть и начинается вторая?
3. Какие впечатления навевает на лирического персонажа «пустынный уголок»? Каким он представляется? Назовите образы стихотворения, которые могут подтвердить ваши суждения.
4. Сформулируйте вывод по первой части стихотворения: «Деревня в первой части - это почти идиллическое место, где...» (продолжите).
5. Какое сочетание слов уже в первом стихе второй части решительно противопоставлено предыдущему строю стихотворения?
6. Что «омрачает душу» автора?
7. Что такое в изображении А.С. Пушкина «барство дикое» и «рабство тощее»? Кто они - эти рабы «бесчувственного злодея»? Каково отношение к ним поэта?
8. О чём мечтает А.С. Пушкин, о каком времени и о ка¬ком отечестве? Вывод сформулируйте письменно.

«Зимнее утро», «Зимний вечер»

Вопросы и задания
Постарайтесь охарактеризовать стихотворения А.С. Пушкина самостоятельно по данному примерному плану.
План
1. Время написания стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Краткие тезисы об основных событиях, происходивших в это время в жизни поэта.
2. Определение темы и основных мотивов стихотворений. (Необходимо вспомнить содержание понятий...