Р аймонд Моуди - человек, сумевший полностью изменить давно сложившееся мнение о том, что человек - это прежде всего телесная оболочка. В традиционной медицине не принято обращать внимание на душу. Однако этому человеку удалось не только узнать, но и донести миру истории людей, которые имели пост- и околосмертный опыт. Раймонд Моуди собрал эти истории и взял их за основу своего научного исследования в данной области. С его подачи в обращении появилось выражение «Жизнь после смерти», он же начал говорить и об постсмертных переживаниях, с которыми сталкивается человеческое сознание в параллельном мире.

Раймонд Моуди (также встречаются записи Рэймонд Моуди или Реймонд Муди) посвятил свою жизнь медицине и психологии. Большую популярность ему принесли его труды по изучению околосмертных переживаний и жизни после смерти. Им были написаны несколько книг на эти темы.

Автор известных работ родился в штате Джорджия в городе Портердэйл 30 июня 1944 года. Поступив в университет Вирджинии, он занялся активным изучением философии. Там же им были получены научные степени бакалавра, после - магистра, и уже потом доктора философских наук. Несколько позже он получил звание профессора в области психологии и философии.

Ему также была интересна медицина. Поэтому он занялся и её изучением. В медицинском колледже Джорджии Раймонд Моуди получил степень доктора медицины, датировалось это событие 1976 годом.

Он работал в Университете Лас-Вегаса, Невады, где успешно проводил ряд исследований в 1998 году. После этого он работал в штате Джорджия в тюремной больнице особо строгого режима на должности судебного психиатра.

Моуди рассказывает, что в 1991 году он пытался покончить жизнь самоубийством и именно тогда он получил свой опыт в околосмертных переживаниях. Эту историю он поведал в своей книге. Также объясняется причина такого действия. Попытке суицида предшествовало недиагностируемое состояние щитовидной железы, в результате которого его психологическое состояние несколько пострадало. В 1993 году автор книг и психолог признался, что некоторое время он даже проходил стационарное лечение в специализированном заведении.

Это не помешало ему проводить исследования, писать научные работы, жить счастливой жизнью и создать семью. Он три раза был женат. На сегодняшний день живёт вместе со своей семьей - женой Шерил и детьми Кэролайн и Картером, которые являются ему приёмными, в Алабаме.

За свою научную деятельность Раймонд Моуди первым начал проводить исследования в области околосмертных переживаний. В подтверждение своих теорий он проводил опросы сотни людей, которые пережили клиническую смерть. Они делились с психологом своими воспоминаниями и пережитыми эмоциями, говорили, что видели и как это воспринимали. Самая известная книга психолога, которая его прославила и поведала миру его теорию, это работа «Жизнь после жизни».

Раймонд Моуди: «Жизнь после жизни»

Как говорит сам Раймонд Моуди, его интересовали тайны жизни и смерти, он всегда хотел узнать, что именно скрывается за известными нам границами. В 28 лет он начал своё обучение медицине и был крайне удивлён, когда преподаватели с энтузиазмом отреагировали на его исследования в неведомой ранее области.

За годы обучения он стал одним из самых популярных студентов университета. Ему было предложено вести лекции по своим научным работам. За годы учёбы и работы он сумел собрать огромную базу историй людей, которые столкнулись со случаями околосмертного опыта - NDE (Near Death Experience).

Так появилась знаменитая книга Раймонда Моуди - «Жизнь после жизни». Цель этой книги не в попытках растолковать всё увиденное людьми в параллельном мире, а как можно подробнее рассказать и описать сами эти истории. Так вопросы возникают сами собой. На самом ли деле эти люди умирали? С чем сталкивается человеческий мозг в подобной ситуации? Почему все услышанные и изложенные рассказы так удивительно схожи между собой? И, наверное, самый интересующий вопрос: даёт ли всё это основания для утверждения того, что после смерти физического тела человеческая душа продолжает жить?

Раймонд Моуди: «Жизнь после смерти»

Раймонд Моуди в своё время сумел привлечь внимание всего мира к давно известному, но не обсуждаемому феномену. В семидесятых годах автор трудов и психотерапевт издал научную книгу, которая мигом стала популярна среди населения. У нас это издание больше известно под названием Раймонд Моуди «Жизнь после смерти».

В этом произведении он старательно описывает истории, которые ему поведали пациенты, столкнувшиеся лицом к лицу со смертью. Главная идея этих его трудов заключается в том, чтобы донести читателю мысль, что после того, как физическая оболочка человека - тело - погибает, его душа продолжает дальше странствовать, она сталкивается с переживаниями и видениями, находясь в сознании.

Стоит отметить, что подобные учения уже проводились ранее людьми, кто был заинтересован в этой теме. Так называемый «выход из тела» - совсем не новый термин. Вот только применяли его несколько иначе. Под выходом из тела подразумевался обычный процесс - сон, с которым мы сталкиваемся каждую ночь. Вот только относительно клинической смерти и обычного сна выход происходит по-разному. Во сне это плавно и естественно, а в случае смерти выход резкий и неуправляемый.

Из историй людей видно, что при клинической смерти они изначально слышат гул, странный и необъяснимый, после выходят из телесной оболочки и далее направляются в тёмный туннель. Они осознают происходящее, сталкиваются со странным светом. Перед ними проплывает вся их жизнь, моментами, после чего они снова возвращаются в физическое тело.

Книга Раймонда Моуди «Жизнь после смерти» приоткрывает завесу и показывает читателю некоторые аспекты познания личности. Околосмертный опыт включает в себя несколько этапов. Стоит отметить, что их нельзя назвать постоянными, так как не все пережившие такой опыт проходят через все этапы. Моуди, ориентируясь на истории людей и анализируя их, сумел выделить девять ощущений:

  1. странные и необъяснимые звуки, схожие с гудением;
  2. чувство полного умиротворения и абсолютное отсутствие болевых ощущений;
  3. отстранённость от всего окружающего;
  4. неописуемое путешествие вдоль туннеля;
  5. ощущения парения вверх в небеса;
  6. встреча с давно умершими родственниками;
  7. встреча со светящимся образом;
  8. всплывающие моменты из жизни;
  9. отсутствие желания возвращаться к реальной жизни.

Эта книга оставляет незабываемые впечатления. Каждый хотя бы раз думал о том, а что происходит с сознанием и душой после окончания жизни в физическом понимании. Эта книга вмещает множество историй, каждая из которых - небольшое исследование. Рассказы различные, но каждый из них так или иначе перекликается с другими. Все они имеют общие черты, а именно ощущения, которые пережили люди, познавшие клиническую смерть. Люди, рассказывающие истории, не знали друг друга, но говорили похожие вещи. Эта книга уникальна тем, что все истории в ней реальны, все люди действительно переживали эти ситуации.

Книги Раймонда Моуди

Учёный утверждает, что каждый человек, который пережил клиническую смерть и прочувствовал на себе лично околосмертные переживания, навсегда меняется. Его сознание уже не вернётся к прежнему мышлению, ведь он побывал по ту сторону жизни и видел то, что не каждому дано.

За всё время своей деятельности доктор, психолог и писатель издал несколько уникальных книг, каждая из которых - это целая жизнь, это новая и глубокая история, которая заставляет читателя задуматься о жизни, о смерти и о том, что происходит в разных мирах.

  1. «Жизнь после смерти». Книга открывает миру истории людей, переживших клиническую смерть, затрагивает вопросы возможной жизни в параллельном мире.
  2. «Жизнь до жизни». В этой работе описывается, как можно погрузиться в прошлую жизнь.
  3. «Всё о встречах после смерти». Книга рассказывает о людях, имевших опыт общения с призраками умерших родственников.
  4. «Жизнь после утраты». В книге рассказывается, как, несмотря на утрату и пережитое горе, продолжить жить.
  5. «Воссоединение. Объединение с потусторонним миром». Рекомендована к изучению всем, кто скорбит за ушедшими людьми.

Книги Раймонда Моуди - это особые труды, которые посвящают читателя в тайны жизни после смерти.

В 70-х годах двадцатого века американский психотерапевт Рэймонд Моуди написал знаменитый бестселлер, известный в нашей стране под названием «Жизнь после смерти». В своей работе Моуди рассказывает о так называемом «посмертном опыте» людей переживших клиническую смерть. Он описывает видения своих пациентов, пытается их систематизировать и подводит читателя к мысли, что после остановки физиологических процессов в теле человека, его «душа» продолжает самостоятельное существование, сохраняя собственное сознание.

Главная заслуга Рэймонда Моуди, что он привлёк внимание общества к феномену, известному с незапамятных времен, описанному ещё в философских «Диалогах» Платона, жившего в Афинах за 400 лет до н.э. А заблуждение состоит в том, что так называемое «отделение души от тела» возможно только в случае клинической смерти.

Подобные состояния уже описаны и активно изучаются учеными и энтузиастами. Как оказалось, «выход из тела» - совершенно обыденное явление и происходит с нами буквально каждую ночь во сне. Только в случае клинической смерти, происходит спонтанный и не управляемый «выход из тела», а во сне этот процесс имеет естественный характер.

Так что же такое сон и зачем живому существу необходимо эпизодически впадать в беспомощное состояние, отключаясь от реальности? Откуда берутся сновидения? Академическая наука до сих пор не даёт внятных объяснений на подобные вопросы. Пожалуй, первым практическим трудом в этой области стала книга «Сны. Что это такое и как они вызываются», написанная в 1898 году британским священником Чарльзом Ледбитером. Несколько позднее, в 20-50-х годах прошлого века приобрели известность работы Сильвана Мульдона в соавторстве с Гервардом Харрингтоном, создавшим вокруг сновидений множество мистических терминов и теорий, вошедших в обиход различных эзотерических практик. Позднее с 70-х годов по конец 90-х годов двадцатого века, получили известность исследования Роберта Монро, Роберта Брюса, Ричарда Вебстера и конечно же Карлоса Кастанеды. Каждый из упомянутых авторов по-своему трактует феномен сновидений, но все едины в одном - во время сна человек впадает в состояние, при котором его сознание существует отдельно от тела.

И тут же возникает вопрос, а где, собственно говоря, в это время болтается наше сознание? Вот здесь-то начинается самое интересное. Чтобы не путаться в терминологии разных авторов, я обозначу это место наиболее распространенным термином «астрал» или «астральный план». Этот термин употреблялся с незапамятных времен, но значение, используемое в рамках настоящей статьи, ввёл и популяризовал Чарлз Ледбитер. Я не стану приводить определения различных теософских учений, ибо их трактовки сильно разнятся, скажу лишь, что наиболее распространённое понимание термина выглядит примерно так: «астрал» это энергетическая составляющая общего поля Вселенной, в которой материальное и нематериальное едины. Обычно «астральный план» представляют населенным «астральными сущностями», в частности: душами умерших людей, ангелами и их противоположностями, различными барабашками и прочими привидениями. По распространённой версии именно из астрального плана вся эта братия, включая летающие тарелки, проявляется в нашем мире. В качестве альтернативы и реверанса в адрес «непосвященных», иногда это место называют туманным термином - «другие измерения».

«Ну, и где это всё?» - спросит дотошный читатель, и он будет прав. Чтобы удовлетворить скепсис агностиков, я немного расскажу о достижениях в области астрономии. Еще в 1937 году американский астроном Фриц Цвикки из Калифорнийского технологического института был озадачен тем, что суммарная масса видимой приборами Вселенной, оказалась ниже расчётной примерно в 500 раз. С развитием техники была обнаружена некоторая часть «пропавшего вещества», им оказался межпланетный газ. Однако даже после этого суммирование наблюдаемых масс галактик и «найденного» газа не дало общей массы, достаточной для соблюдения законов гравитации и удержания галактик в нынешнем положении. Недостающее и невидимое вещество было названо «тёмной материей» и по оценкам современных учёных, его масса составляет от 80 до 90% вещества во Вселенной! По версии автора статьи, именно здесь нужно искать место расположения «астрального плана».

То, что изложенное не является плодом бурной фантазии, косвенно подтверждает приведенная ниже цитата из всемирной электронной энциклопедии «Википедия»: «22 декабря 2006 года в официальном печатном органе российского государства - «Российской газете» http://rg.ru/2006/12/22/gosbezopasnostj-podsoznanie.html - было опубликовано интервью с генерал-майором Борисом Ратниковым, представленным как «куратор специального подразделения, которое занималось тайнами подсознания» в структуре Федеральной службы охраны (ФСО). В интервью он, среди прочего, говорит о том, что изучение т. н. высших планов ведется спецслужбами разных стран очень давно, но традиционно эта работа была сильно засекречена. По его словам, спецслужбы разных стран ещё «в первой половине прошлого века» активно пытались использовать оккультные знания в своих целях, в связи с чем «порой велись настоящие "астральные" битвы».

Теперь, когда мы примерно понимаем, где расположен «астральный план» и осознали, что это очень интересное место, раз от нас его тщательно скрывают спецслужбы, я попробую рассказать, что же из себя представляет «астрал», опираясь на опыт новосибирского исследователя Михаила Радуги. Хочу отметить, что Михаил не имеет отношения к мистике, он учёный - материалист, и чтобы окончательно абстрагироваться от теософских терминов, в своих исследованиях он использует термины «фаза» и «фазовое состояние мозга», но об этом ниже. Однако, чтобы не запутывать читателей, я продолжу оперировать в рамках прежней терминологии.

Каким же образом осознанно можно попасть в «астрал», минуя предсмертные состояния, описанные Рэймондом Монро? Как это ни странно, способов великое множество. В описаниях Кастанеды, присутствуют растения, содержащие наркотические вещества. Таким же образом в «астрал» попадают шаманы и жрецы языческих культов. Адепты восточных религий это делают через медитацию. Наши схимники и монахи попадали через истязание плоти. В общем, годится любой метод, при котором вы будете находиться между сознательным состоянием и провалом в небытиё. Даже мучающая себя голодом толстушка, может ненароком провалиться в «астрал». Но проще всего это сделать через «просоночное» состояние, именно так называется состояние, когда человек засыпает или только что проснулся.

Что чувствует человек при осознанном переходе в «астрал»? Как правило, это вибрации переменной частоты или ощущения сходные с безболезненным прохождением через тело электрического тока. Может быть, чувство раскачивания или сильный гул в ушах, некоторые исследователи его сравнивают с рёвом взлетающего самолёта. Затем происходит «выброс из тела» и «вышедшее из тела» сознание может оказаться над своей кроватью или наоборот скатиться с неё. Обычно человек продолжает ощущать своё «астральное тело» идентичным физическому, может его увидеть и даже пощупать, при том, что само физическое тело будет лежать на кровати. Кстати, интересный момент, большинство людей, практикующих эти техники, отмечают брезгливость по отношению к «оставленному телу». А вот в «вышедшем из тела сознании», все чувства сохраняются, и если до «выхода из тела» были какие-то болевые или другие негативные ощущения, они пропадают - «астральное тело» приобретает необыкновенную лёгкость и свободу. Кстати, интересное наблюдение - если человек в реальности имеет слабое зрение, в «астрале» этот недостаток полностью отсутствует, цвета выглядят яркими и отчётливыми. Окружающая обстановка, как правило, похожа на ту, в которой сознание «вышло из тела» за исключением отдельных деталей. Восприятие предметов и ситуации реалистичны до такой степени, что не имеющие опыта новички зачастую не осознают себя в «астрале» и путают своё состояние с реальностью.

Человек, попавший в «астрал» обретает удивительные свойства - он может летать, мгновенно преодолевать любые расстояния, силой мысли материализовывать живые и неживые объекты, включая самые диковинные, общаться с умершими, путешествовать по разным планетам, исследовать прошлое и будущее. Возможности «астрального» путешественника практически неограниченны и зависят от личного контроля за сознанием и его собственных желаний. Отдельно хочу заметить, что всё это происходит в полном сознании и реальности ощущений всеми органами чувств.

Возврат в тело всегда осуществляется автоматически и даже против воли экспериментатора, как правило, по истечении 1-5 минут. Но, в «астрале» совершенно другое восприятие времени и 5 минут могут восприниматься, как несколько часов. Мне довелось разговаривать с людьми, которые с детства обладают способностью во время сна осознанно попадать в «астрал» и с удовольствием используют эту способность для собственных нужд и развлечений. При этом, они единодушно отмечают, что до поры считали подобное состояние нормой и искренне удивлялись, когда окружающие не понимали о чём они говорят.

Теперь об интересах спецслужб. Как уже было отмечено, «астральный путешественник» может проникать в самые заповедные места, включая секретные сейфы, память компьютеров, видеть скрываемые от посторонних глаз предметы, не зависимо от места их расположения. А при достаточном опыте, можно подключиться к Единому Информационному полю и «получать» оттуда информацию по любому вопросу. Кстати, именно отсюда черпают свои пророчества ясновидящие и некоторые экстрасенсы. Но, для практического применения, есть серьёзная проблема - получаемая из «астрала» информация далеко не всегда достоверна. Думается, это связано с тем, что в нём присутствует множество планов и как следствие информация может соответствовать другой реальности. И мне не известно ни одного случая, чтобы счастливчик угадал выигрышные номера в лотерею или другим образом обогатился с использованием «астральных» сведений. Возможно поэтому прогнозы, получаемые от различных пророков обычно туманны и расплывчаты. Отдельно хочу заметить, что доставка материальных предметов из «астрала» исключена полностью. Допускаю, что упомянутые сотрудники спецслужб со своим техническим арсеналом и мощным финансированием продвинулись дальше любительских изысканий, но тогда их возможности могут стать поистине неограниченными.

А теперь вернёмся к тому, с чего мы начали - снам и сновидениям. По словам участников экспериментов, «астральное тело» спящих людей в «астрале» выглядит как обычный материальный человек, но ведущий себя заторможено и неосознанно, напоминающий «зомби» из «ужастиков». Кстати, именно в таком состоянии на сознание спящего человека, могут повлиять некоторые адепты магических практик. Сама же энергетическая сущность человека, подчиняется законам «астрала» и точно так же материализует для себя картины прошедшего дня, эпизоды увиденного фильма, проецирует волнующие его проблемы. Именно здесь можно увидеть умершего человека, подключиться к Единому Информационному полю и увидеть «пророческие» сны. И всё это было давно известно нашим языческим предкам, а как отголосок их знаний к нам дошла народная пословица, что «утро вечера мудренее».

Человеком, который связал воедино все эти явления, и разработал стройную методику осознанного использования феномена, стал российский исследователь Михаил Радуга http://aing.ru. Однако, сам феномен он объясняет весьма прозаически. По версии учёного, подобное состояние всего лишь малоизученная функция головного мозга. Таким образом, можно сделать вывод, что понятия «внетелесный опыт», «выход в астрал», «отделение души от тела» при клинической смерти и самый обычный сон, вещи одного порядка, но с разной степенью осознанности. Однако, систематизация описанных явлений не снимает главного вопроса - что всё это значит? Душа ли наша отделяется от тела при каждом удобном случае или же это работа мозга и подсознания. Лично мне приятнее первый вариант ответа. А как там будет на самом деле, покажут новые исследования учёных.

Написано для портала Великого Бога Интернета http://greati.net

Рецензии

С вашего позволения, хочу Вас уведомить в том, что тоже побывал в состоянии клинической смерти и могу Вас заверить, что наблюдал, как себя, так и окружающих людей со стороны, более того, неоднократно доказывал это состояние знакомым, которые были в сомнении по поводу моих высказываний.
Не буду подробно описывать то, что уже отобразил в своих публикациях, скажу только, что человеческие способности восприятия, наличия вне телесного сознания и прочих непонятных и необъяснимых явлений, которых приравниваем к оккультизму и мистике имеют место быть. Хочу уточнить по этому поводу утверждение, что выход из тела это совершенно обыденное явление и происходит с нами буквально каждую ночь во сне. Требуется уточнение, выход чего и из какого тела. Если тело больное или здоровое, слабое или сильное, старое или детское, то и выход сознания в виде души-процесс неодинаковый и потому воспринимается по-разному. Многие мои друзья-собутыльники допиваются до алкогольных галлюцинаций и вместе с белочкой начинают путешествия вне тела.
Во время сна наше с вами сознание болтается в головном мозге и болтает с теми стереотипами, которые и возникают в нервных клетках тела. Достаточно себя ущипнуть, чтобы осознать и опознать свои сновидения. Астральный мир-это высший уровень информационного поля мироздания и может представлять не одну вселенную. Вы, когда выходите в новоявленный виртуальный мир, носителем которого является сеть интернета, не ставите же под сомнение его сверхъестественность, так и майднет меж человеческой взаимосвязи пси-энергии тоже естественное проявление информационного поля, имеющего три уровня. Об этом тоже можно почитать в моих публикациях.
И теперь о «тёмной энергии» или материи, которую невозможно пока регистрировать приборами, я тоже высказывался в юмористической форме неоднократно, но скажу кратко, что диапазон колебаний, пульсаций и движения биоэнергетического потенциала в пульсирах, представляющего собой структуры, системы во множестве вариаций, может быть интуитивно опознанным и обозначенным по косвенным влияниям, которые воспринимаются в качестве творческого фантазирования.
По правде говоря, у меня возникают многие вопросы, так к примеру по поводу Михаила Радуги и его исследований, которые я пытаюсь решить. Многое мне не совсем понятно и воспринимается с долей скепсиса.
Хочу отметить, что упомянутая в статье энергетическая сущность человека, подчиняющаяся законам астрала не может материализовать картины или эпизоды фильмов, фотографий или рисунков в реальности, кроме как в виде виртуальных элементов воспроизведенного по памяти. Экспериментально материализовать что-то нереальное можно, если точность эксперимента будет превышать двадцать третью степень, что пока невозможно практически. С уважением и надеждой на продолжение обмена информацией.

Раймонд Моуди утверждает: каждый из нас уже прожил несколько жизней. Американский психотерапевт Раймонд Моуди стал знаменит своей книгой "Жизнь после жизни". В ней он рассказывает о впечатлениях человека, прошедшего состояние клинической смерти.

Поразительно, что эти впечатления оказались общими для всех умирающих. Новая книга знаменитого врача "Жизнь до жизни" повествует о том, что наша жизнь - лишь звено в цепочке нескольких жизней, прожитых нами ранее. Книга Моуди вызвала подлинный скандал за рубежом. Она заставила многих людей заинтересоваться своим далеким прошлым. Она вызвала новое направление в лечении ряда серьезных заболеваний. Она поставила перед наукой ряд неразрешимых вопросов.


1. ЖИЗНЬ ДО ЖИЗНИ

На протяжении столетий люди пытаются решить вопрос: жили ли мы раньше? Может быть, сегодняшняя наша жизнь - лишь звено в бесконечной цепочке предыдущих жизней? Неужели духовная энергия наша полностью пропадает после нашей смерти, а сами мы, наше интеллектуальное содержание, всякий раз начинаем опять с нуля?

Этими вопросами всегда интересовалась в первую очередь религия. Есть целые народы, которые верят в переселение душ. Миллионы индусов верят в то, что мы, умирая, где-то рождаемся вновь в бесконечной смене смертей и рождений. Они даже уверены в том, что человеческая жизнь может переселяться в жизнь животного и даже насекомого. Более того, если вы вели жизнь недостойную, тем неприятнее будет существо, в облике которого вы вновь предстанете перед людьми.

Это переселение душ получило научное название «реинкарнация» и исследуется сегодня во всех областях медицины - от психологии до обычной терапевтии. И сам, кажется, великий Вернадский, строя свою «ноосферу», где-то вплотную подошел к этой проблеме, ведь энергетическая сфера вокруг планеты и есть своеобразное скопление бывших духовных энергий мириадов людей, населявших Землю.

Однако вернемся к нашей проблеме…

Сохранились ли где-то в тайниках нашего сознания кусочки памяти, так или иначе подтверждающие существование цепочки предыдущих жизней?

Да, отвечает наука. Таинственный архив подсознания до предела забит такими «воспоминаниями», накопившимися за тысячелетия существования сменяющихся духовных энергий.

Вот, что говорит по этому поводу известный исследователь Джозеф Кемпбелл: «Реинкарнация показывает, что вы представляете собой нечто большее, чем привыкли думать, и в вашем существе есть неизвестные глубины, которые еще предстоит познать и тем самым расширить возможности сознания, охватить то, что не входит в ваше представление о самих себе. Ваша жизнь гораздо шире и глубже, чем вы думаете. Ваша жизнь - это только малая часть того, что вы несете в себе, того, что дает жизнь - ширину и глубину. И, когда вы однажды сумеете постичь ее, вы неожиданно для себя поймете суть всех религиозных учений».

Как же прикоснуться к этому глубинному архиву памяти, скопленному в подсознании?

Оказывается, добраться до подсознания можно с помощью гипноза. Вводя человека в гипнотическое состояние, удается вызвать процесс регрессии - возвращения памяти к прошлой жизни.

Гипнотический сон отличается от обычного сновидения - это промежуточное состояние сознания между бодрствованием и сном. В этом состоянии полусна-полубодрствования сознание человека работает наиболее остро, обеспечивая ему новые мысленные решения.

Рассказывают, что знаменитый изобретатель Томас Эдисон пользовался самогипнозом, когда сталкивался с проблемой, которую не мог в данный момент решить. Он уединялся в своем кабинете, садился в мягкое кресло и начинал дремать. Именно в состоянии полудремы к нему приходило необходимое решение.

И, чтобы не погрузиться в нормальный сон, изобретатель даже придумал хитроумную уловку. Он брал в каждую руку по стеклянному шарику и клал внизу две металлические пластины. Засыпая, он ронял из руки шарик, который со звоном падал на металлическую пластинку и будил Эдисона. Как правило, изобретатель просыпался с уже готовым решением. Мысленные картины, галлюцинации, которые появляются при гипнотическом сне, отличаются от обычного сновидения. Спящие, как правило, участвуют в событиях своих снов. При регрессии человек отстраненно просматривает то, что показывает ему его подсознание. Это состояние у нормальных людей (появление картин прошлого) наступает в момент засыпания или под гипнозом.

Обычно гипнотические явления воспринимаются людьми, как быстроменяющиеся картины при просмотре цветных слайдов на диапроекторе.

Знаменитый Рэймонд Моуди, будучи психотерапевтом и одновременно гипнотизером, проводя эксперименты над 200 пациентами, утверждает, что только 10% подопытных не видели никаких картин в состоянии регрессии. Остальные, как правило, видели в подсознании картины прошлого.

Гипнотизер лишь весьма тактично, как психотерапевт, помогал им своими вопросами расширить и углубить общую картину регрессии. Он как бы вел испытуемого по образу, а не подсказывал ему сюжет обозреваемой картины.

Сам Моуди долгое время считал эти картины обычным сновидением, не обращая на них особого внимания.

Но, работая над проблемой, которая принесла ему славу, над темой «Жизнь после жизни», он столкнулся среди многих сотен полученных им писем с описанием в ряде случаев регрессии. И это заставило Раймонда Моуди по-новому отнестись к явлению, которое показалось ему закономерным.

Однако окончательно проблема привлекла к себе внимание уже всемирно известного психотерапевта после его встречи с Дианой Денхол - профессиональным гипнологом. Она ввела Моуди в состояние регрессии, в результате чего он вызвал из своей памяти девять эпизодов прошлой жизни. Предоставим слово самому исследователю.

2. ДЕВЯТЬ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ЖИЗНЕЙ

Мои лекции о переживаниях «на грани смерти» всегда вызывали вопросы о других паранормальных явлениях. Когда для слушателей наступало время задавать вопросы, они интересовались в основном НЛО, физическими проявлениями силы мысли (например, сгибанием железного прута мысленным усилием), регрессией в прошлые жизни.

Все эти вопросы не только не касались области моих исследований, но и просто ставили меня в тупик. Ведь ни один из них не имеет ничего общего с «переживаниями на грани смерти». Разрешите мне напомнить, что «переживания на грани смерти» - это глубокие духовные переживания, которые спонтанно возникают у некоторых людей в момент смерти. Обычно они сопровождаются следующими явлениями: выходом из тела, ощущением быстрого движения по тоннелю к яркому свету, встречей с давно умершими родственниками в противоположном конце тоннеля и взглядом назад, на свою прожитую жизнь (чаще всего с помощью светящегося существа), которая предстает перед ним как бы заснятой на кинопленку. Переживания «на грани смерти» не имеют никакой связи с паранормальными явлениями, о которых слушатели спрашивали меня после лекций. В то время эти области знаний меня интересовали мало.

Среди интересующих аудиторию явлений была и регрессия в прошлые жизни. Я всегда предполагал, что это путешествие в прошлое является не чем иным, как фантазией испытуемого, плодом его воображения. Я считал, что речь идет о сновидении, или необычном способе исполнения желаний. Я был уверен, что большинство людей, успешно прошедших через процесс регрессии, видели себя в роли выдающейся или необыкновенной личности, например, египетским фараоном. Когда меня спрашивали о прошлых жизнях, мне было трудно скрывать свое неверие.

Так думал и я до тех пор, пока не встретил Диану Денхол, притягательную личность и психиатра, способного легко убеждать людей. Она использовала в своей практике гипноз - сначала для того, чтобы помочь людям отвыкнуть от курения, похудеть и даже найти потерянные предметы. «Но при этом иногда случалось что-то необычное»,- говорила мне она. Время от времени некоторые пациенты рассказывали о своих переживаниях из прошлой жизни. Это в большинстве случаев бывало тогда, когда она вела людей по жизни назад, чтобы они могли снова пережить какие-то травмирующие события, уже забытые ими,- этот процесс известен под названием «терапия регрессией в ранние периоды жизни».

Этот метод помогал найти источник страхов или неврозов, которые беспокоили пациентов в настоящем. Задача состояла в том, чтобы повести человека назад по жизни, «снимая» ее слой за слоем, чтобы открыть причину душевной травмы, подобно тому, как археолог счищает один слой за другим, каждый из которых откладывался в течение определенного исторического периода, чтобы откопать развалины на месте археологических раскопок.

Но иногда пациенты каким-то удивительным образом попадали гораздо дальше в прошлое, чем это представлялось возможным. Неожиданно они начинали рассказывать о другой жизни, месте, времени, причем так, как будто они видят все происходящее собственными глазами.

Такие случаи неоднократно встречались в практике Дианы Денхол во время проведения гипнотической регрессии. На первых порах эти переживания пациентов ее пугали, она искала свои ошибки в гипнотерапии или думала, что имеет дело с пациентом, страдающим раздвоением личности. Но, когда такие случаи повторялись еще и еще, она поняла, что эти переживания можно использовать для лечения пациента. Исследуя явление, она со временем научилась вызывать воспоминания о прошлых жизнях у людей, которые соглашались на это. Сейчас она в своей врачебной практике регулярно использует регрессию, которая подводит пациента прямо к сердцевине проблемы, нередко значительно сокращая длительность лечения.

Я всегда считал, что каждый из нас - предмет эксперимента для самого себя, и поэтому захотел сам испытать регрессию в прошлые жизни. Своим желанием я поделился с Дианой, и она великодушно предложила мне приступить к опыту в тот же день после обеда. Она усадила меня в мягкое кресло и постепенно с большим умением ввела в глубочайший транс. Потом она рассказывала, что я был в состоянии транса примерно час. Я все время помнил, что я - Рэймонд Моуди и нахожусь под наблюдением умелого психотерапевта. В этом трансе я побывал в девяти этапах развития цивилизации и видел самого себя и окружающий мир в разных воплощениях. И до сегодняшнего дня я не знаю, что они значили и значили ли вообще что-нибудь.



Я наверняка знаю только одно - это были потрясающие ощущения, скорее похожие на реальность, чем на сон. Краски были такие же, как бывают наяву, действия развивались в соответствии с внутренней логикой событий, а не так, как мне «хотелось». Я не думал: «Вот сейчас произойдет то-то». Или: «Сюжет должен развиваться так-то». Эти реальные жизни развивались сами по себе, как сюжет фильма на экране.

Теперь я опишу в хронологическом порядке жизни, через которые я прошел с помощью Дианы Денхол.

ЖИЗНЬ ПЕРВАЯ
В ДЖУНГЛЯХ

В первой версии я был первобытным человеком - какой-то доисторической разновидностью человека. Абсолютно уверенным в себе существом, которое жило на деревьях. Итак, я комфортно существовал среди ветвей и листьев и был похож на человека гораздо больше, чем можно было ожидать. Ни в коем случае я не был человекообразной обезьяной.

Я жил не в одиночку, а в группе подобных мне существ. Мы жили вместе в сооружениях, похожих на гнезда. При строительстве этих «домов» мы помогали друг другу и всячески старались сделать так, чтобы мы могли ходить друг к другу, для чего сооружали надежные настилы. Мы это делали не только для безопасности, мы осознавали, что в группе нам лучше и удобнее жить. Вероятно, мы уже прилично поднялись по лестнице эволюции.

Мы общались между собой, непосредственно выражая свои эмоции. Вместо речи мы вынуждены были пользоваться жестами, с помощью которых показывали, что мы чувствуем и что нам нужно.

Я помню, что мы питались фруктами. Четко вижу, как ем какой-то неизвестный мне сейчас плод. Он сочный, в нем очень много маленьких красных семечек. Все было настолько реально, что мне казалось, будто я ем этот плод прямо на сеансе гипноза. Я даже чувствовал, как сок стекает по подбородку, пока я жую.

ЖИЗНЬ ВТОРАЯ
ПЕРВОБЫТНАЯ АФРИКА

В этой жизни я увидел себя мальчиком двенадцати лет, живущим в общине в тропическом доисторическом лесу - месте непривычной, чуждой красоты. Судя по тому, что все мы были чернокожими, я решил, что это происходило в Африке.

В начале этого гипнотического приключения я увидел себя в лесу, на берегу спокойного озера. Я что-то рассматривал в белом чистом песке. Вокруг селения вставал негустой тропический лес, сгущавшийся на окрестных холмах. Хижины, в которых мы жили, стояли на толстых сваях, их пол был поднят примерно на шестьдесят сантиметров над землей. Стены домов были сплетены из соломы, а внутри было только одно, но большое четырехугольное помещение.

Я знал, что мой отец в одной из рыбацких лодок ловит вместе со всеми рыбу, а мать занята чем-то поблизости на берегу. Я их не видел, я просто знал, что они близко, и чувствовал себя в безопасности.

ЖИЗНЬ ТРЕТЬЯ
МАСТЕР-КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬ ПЕРЕВОРАЧИВАЕТСЯ В ЛОДКЕ

В следующем эпизоде я увидел себя со стороны мускулистым стариком. У меня были голубые глаза и длинная серебристая борода. Несмотря на старость, я все еще трудился в мастерской, где строились лодки.

Мастерская представляла собой длинное строение, выходящее к большой реке, причем со стороны реки оно было полностью открыто. В помещении стояли штабеля досок и толстых тяжелых бревен. Примитивные орудия труда висели на стенах и в беспорядке валялись на полу. Видимо, я доживал свои последние дни. Со мной была моя трехлетняя застенчивая внучка. Я рассказывал ей, для чего нужен каждый инструмент, и показывал на только что законченной лодке, как им работать, а она пугливо выглядывала из-за борта челна.

В тот день я взял внучку и вышел с ней покататься на лодке. Мы наслаждались спокойным течением реки, как вдруг поднялись высокие волны и опрокинули нашу лодку. Нас с внучкой разнесло водой в разные стороны. Я боролся с течением, изо всех сил стараясь схватить внучку, но стихия была быстрее и сильнее меня. В бессильном отчаянии глядя, как тонула малышка, и я перестал бороться за собственную жизнь. Я помню, как тонул, страдая от чувства вины. Ведь это я затеял прогулку, в которой моя любимая внучка нашла свою смерть.

ЖИЗНЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ГРОЗНЫЙ ОХОТНИК ЗА МАМОНТАМИ

В следующей своей жизни я был с людьми, которые с отчаянным азартом охотились на косматого мамонта. Я обычно не замечал за собой особой прожорливости, но в тот момент никакая дичь помельче не удовлетворила бы мой аппетит. В состоянии гипноза я все-таки заметил, что все мы отнюдь не были упитанными и пища нам действительно была необходима.

На нас были наброшены звериные шкуры, причем так, что они закрывали только плечи и грудь. Они мало защищали нас от холода и почти совсем не прикрывали гениталий. Но это нас нисколько не беспокоило - когда мы сражались с мамонтом, мы забывали о холоде и приличиях. В небольшом ущелье нас было шестеро, мы забрасывали мощное животное камнями и палками.

Мамонту удалось схватить одного из моих соплеменников хоботом и одним точным и сильным движением раздавить ему череп. Остальных охватил ужас.

ЖИЗНЬ ПЯТАЯ
ГРАНДИОЗНАЯ СТРОЙКА ПРОШЛОГО

К счастью, я отправился дальше. В этот раз я очутился среди огромной стройки, которой были заняты массы людей, в исторической обстановке начала цивилизации. В этом сне я был не царем или хотя бы монахом, но всего лишь одним из рабочих. Я думаю, что мы строили акведук или сеть дорог, но не уверен в этом, потому что с того места, где я находился, нельзя было увидеть всю панораму строительства.

Мы, рабочие, жили в расположенных рядами домах из белого камня, между которыми росла трава. Я жил с женой, мне казалось, что я живу здесь многие годы, потому что место было хорошо знакомо. В нашей комнате было возвышение, на котором мы лежали. Я был очень голоден, а моя жена буквально умирала от недоедания. Она тихо лежала, исхудавшая, истощенная, и ждала, когда в ней угаснет жизнь. У нее были черные, как уголь, волосы и выпуклые скулы. Я чувствовал, что мы вместе прожили хорошую жизнь, но недоедание притупило наши чувства.

ЖИЗНЬ ШЕСТАЯ
БРОШЕННЫЙ НА СЪЕДЕНИЕ ЛЬВАМ

Наконец я попал в цивилизацию, которую смог узнать,- в Древний Рим. К сожалению, я не был ни императором, ни аристократом. Я сидел в львиной яме и ждал, когда лев отгрызет мне руку забавы ради.

Я наблюдал за собой со стороны.

У меня были длинные огненно-рыжие волосы и усы. Я был очень худым, и на мне были надеты только короткие кожаные штаны. Мне было известно мое происхождение - родом я был из местности, которая сейчас называется Германией, где меня захватили в плен римские легионеры в одном из своих военных походов. Римляне использовали меня как носильщика награбленных богатств. Доставив их груз в Рим, я должен был умереть ради их развлечения. Я видел себя с устремленным вверх взглядом на людей, обступивших яму. Наверное, я просил у них пощады, потому что за дверью рядом со мной ждал голодный лев. Я чувствовал его силу и слышал рев, который он испускал в ожидании трапезы.

Я знал, что сбежать невозможно, но, когда открыли дверь ко льву, инстинкт самосохранения заставил меня искать выход. Точка зрения в этот момент изменилась, я попал в это свое тело. Я слышал, как подняли решетку, и видел, как лев направляется ко мне. Я попытался защититься, подняв руки, но лев бросился на меня, даже не заметив их. К удовольствию публики, которая визжала от восторга, животное сбило меня с ног и прижало к земле.

Последнее, что я помню,- это как я лежу между львиными лапами, а лев собирается своими могучими челюстями раздавить мне череп.

ЖИЗНЬ СЕДЬМАЯ
ИЗЫСКАННОСТЬ ДО КОНЦА

Следующей моей жизнью была жизнь аристократа, и притом снова в Древнем Риме. Я жил в красивых, просторных комнатах, залитых приятным сумеречным светом, распространяющим вокруг себя желтоватое сияние. Я в белой тоге возлежал на ложе, по форме напоминающем современный шезлонг. Мне было примерно сорок лет, у меня были животик и гладкая кожа человека, который никогда не занимался тяжелым физическим трудом. Я помню чувство удовлетворения, с которым я лежал и смотрел на своего сына. Ему было лет пятнадцать, волнистые, темные, коротко подстриженные волосы красиво обрамляли его перепуганное лицо.

«Отец, зачем эти люди ломятся к нам?» - спросил он меня.

«Сын мой,- отвечал я.- На это у нас есть солдаты».

«Но, папа, их там много»,- возразил он.

Он был настолько перепуган, что я решил встать, скорее из любопытства, чтобы посмотреть, о чем он говорит. Я вышел на балкон и увидел горстку римских воинов, которые пытаются остановить огромную возбужденную толпу. Я сразу понял, что страх моего сына небеспричинный. Взглянув на сына, я понял, что внезапный испуг можно прочесть и на моем лице.

Это были последние сцены из той жизни. Судя по тому, что я почувствовал, когда увидел толпу, это и был ее конец.

ЖИЗНЬ ВОСЬМАЯ
СМЕРТЬ В ПУСТЫНЕ

Следующая жизнь занесла меня в гористую местность где-то в пустынях Среднего Востока. Я был торговцем. У меня был дом на холме, а у подножия этого холма находилась моя лавка. В ней я покупал и продавал драгоценности. Я сидел там целый день и оценивал золото, серебро и драгоценные камни.

А вот мой дом был моей гордостью. Это было прекрасное здание из красного кирпича с крытой галереей, на которой можно проводить прохладные вечерние часы. Задней стеной дом опирался о скалу - у него не было заднего двора. Окна всех комнат выходили на фасад, из них открывался вид на далекие горы и долины рек, которые казались чем-то особенно удивительным среди пустынного пейзажа.

Однажды, возвращаясь домой, я заметил, что в доме непривычно тихо. Я вошел в дом и начал переходить из одной пустой комнаты в другую. Мне становилось страшно. Наконец я вошел в нашу спальню и нашел там жену и троих наших детей убитыми. Я точно не знаю, как они были умерщвлены, но, судя по количеству крови, они были заколоты ножами.

ЖИЗНЬ ДЕВЯТАЯ
КИТАЙСКАЯ ХУДОЖНИЦА

В своей последней жизни я был художником, и притом женщиной. Первое, что я помню,- это себя в возрасте шести лет и своего младшего брата. Родители повели нас на прогулку к величественному водопаду. Дорожка привела нас к гранитным скалам, из трещин в которых пробивалась вода, питающая водопады. Мы замерли на месте и смотрели, как вода струилась каскадами и затем обрушивалась в глубокую расщелину.

Это был короткий отрывок. Следующий относился к моменту моей смерти.

Я обеднела и жила в маленьком домике, построенном на задах богатых домов. Это было очень удобное жилье. В тот последний день своей жизни я лежала в постели и спала, когда в дом вошел какой-то молодой человек и задушил меня. Просто так. Он ничего не взял из моих вещей. Он хотел то, что не имело для него никакой ценности,- мою жизнь.

Вот, как это было. Девять жизней, и за один час мое мнение по поводу регрессии в прошлые жизни полностью изменилось. Диана Денхол осторожно вывела меня из гипнотического транса. Я понял, что регрессия - это не сон и не сновидение. В этих видениях я многое узнавал. Когда я видел их, то скорее вспоминал, чем придумывал.

Но в них было что-то, чего нет в обычных воспоминаниях. А именно: в состоянии регрессии я мог видеть себя с разных точек зрения. Несколько жутких мгновений в львиной пасти я провел вне самого себя, наблюдая события со стороны. Но одновременно я оставался там, в яме. То же самое происходило, когда я был кораблестроителем. Какое-то время я следил за собой, как я мастерю лодку, со стороны, я в следующий миг беспричинно, не управляя ситуацией, опять оказался в теле старика и видел мир глазами старого мастера.

Перемещение точки зрения было чем-то таинственным. Но таким же загадочным было и все остальное. Откуда приходили «видения»? Когда все это происходило, меня ничуть не интересовала история. Почему же я проходил через разные исторические периоды, причем некоторые узнавал, а другие - нет? Были ли они подлинными, или я каким-то образом вызвал их появление в собственном сознании?

Не давали мне покоя и мои собственные регрессии. Я никак не ожидал увидеть себя в прошлой жизни, войдя в состояние гипноза. Даже предположив, что я что-то увижу, я не ожидал, что не смогу это объяснить.

Но те девять жизней, которые всплыли в моей памяти под действием гипноза, сильно меня удивили. Большинство из них происходили во времена, о которых я никогда не читал и не смотрел фильмов. И в каждой из них я был обычным человеком, ничем не выделяющимся. Это наголову разбило мою теорию о том, что в прошлой жизни каждый видит себя Клеопатрой или другой блестящей исторической личностью. Через несколько дней после регрессии я признал, что это явление для меня загадка. Единственный путь для разрешения этой загадки (или хотя бы попытки решения) я видел в организации научного исследования, в котором регрессии расчленялись бы на отдельные элементы и каждый из них тщательно анализировался.

Я записал несколько вопросов, надеясь, что исследование регрессий поможет найти ответы на них. Вот они: Может ли терапия с помощью регрессии в прошлые жизни влиять на болезненные состояния души или тела? Сегодня связь тела и души вызывает большой интерес, но ничтожно малое число ученых исследуют воздействие регрессии на течение болезней. Меня особенно интересовало ее воздействие на различные фобии - страхи, которые невозможно ничем объяснить. Я знал понаслышке, что с помощью регрессии можно установить причину этих страхов и помочь человеку преодолеть их. Теперь я сам хотел исследовать этот вопрос.

Чем объяснить эти необычные путешествия? Как истолковать их, если человек не верит в существование реинкарнации? Тогда я не знал, как ответить на эти вопросы. Я начал записывать варианты возможных объяснений.

Как объяснить таинственные видения, которые посещают человека в регрессии? Я не считал, что они строго доказывают существование реинкарнации (а многие люди, соприкасавшиеся с явлением регрессии в прошлые жизни, считали их доказательством), но должен был признать, что некоторые известные мне случаи нелегко объяснить иначе.

Могут ли люди сами, без помощи гипнотизера, открыть каналы, ведущие в прошлые жизни? Я хотел знать: можно ли с помощью самогипноза вызвать регрессию в прошлые жизни так же, как это можно сделать с помощью гипнотерапии?

Регрессия вызвала появление массы новых вопросов, которые требовали ответа. Моя любознательность встрепенулась. Я был готов погрузиться в исследование прошлых жизней.
Рэймонд МОУДИ

3. ДОКАЗАНА ЛИ РЕИНКАРНАЦИЯ?

Рэймонд Моуди начал серьезные исследования явления регрессии, преподавая психологию в Государственном колледже в Западной Джорджии в Кероль-тауне. Это учебное заведение в противовес многим другим американским институтам большое внимание уделяло изучению парапсихологических явлений. Такое положение позволило Моуди создать группу подопытных студентов в количестве 50 человек. Нелишне напомнить, что, изучая в семидесятых годах проблему «Жизнь после жизни», исследователь пользовался материалами двухсот пациентов, вышедших из смерти.

Но это были, естественно, разобщенные случаи. При регрессии Моуди проводил опыты с одновременным гипнотическим влиянием на коллектив. В этом случае группового гипноза видимые испытуемыми картины были менее яркими, как бы затуманенными. Бывали и неожиданные результаты, иногда два пациента видели одинаковые картины. Иногда кто-то просил после пробуждения вернуть его в прошлый мир, так ему интересно было в нем.

Моуди установил еще одну интересную особенность. Оказывается, гипнотический сеанс можно заменить древним и уже забытым способом самогипноза: непрерывным всматриванием в хрустальный шар.

Положив шар на черный бархат, в темноте, только при свете одной свечи на расстоянии 60 см, необходимо полностью расслабиться. Настойчиво всматриваясь в глубину шара, человек постепенно впадает в состояние своеобразного самогипноза. Перед его глазами начинают проплывать картины, поступающие из подсознания.

Моуди заявляет: этот метод приемлем и для экспериментов с коллективами. В крайнем случае хрустальный шар можно заменить на круглый графин с водой и даже зеркало.

«Проведя собственные эксперименты,- считает Моуди,- я установил, что видения в хрустальном шаре не выдумка, а факт… Они четко проецировались в хрустальном шаре, притом были цветными и объемными, как изображения в галографическом телевидении».

Каким бы методом ни вызывалась регрессия: гипнозом, всматриванием в шар или просто самогипнозом (и такое случается), при всех условиях исследователь смог выделить ряд особенностей при регрессии, родственных всем своей общностью:

  • Визуальность событий из прошлой жизни - все испытуемые зрительно видят картины регрессии, реже слышат или чувствуют запах. Картины ярче обычных сновидений.
  • События при регрессии происходят по своим законам, на которых испытуемый не может влиять - в основном он созерцатель, а не активный участник событий.
  • Картины при регрессии в чем-то уже знакомы. С испытуемым происходит своеобразный процесс узнавания - у него ощущение, что то, что он видит, делает, он уже видел и делал когда-то.
  • Испытуемый вживается в чей-то образ, несмотря на то, что все обстоятельства не совпадают: ни пол, ни время, ни окружающая среда.
  • Вселившись в личность, испытуемый переживает чувства того, в кого он воплотился. Чувства могут быть весьма сильными, так что гипнотизеру приходится иногда успокаивать пациента, убеждая его, что все это происходит в далеком прошлом.
  • Наблюдаемые события могут восприниматься двояко: с точки зрения стороннего наблюдения или прямого участника событий.
  • События, которые видит испытуемый, часто отражают проблемы его сегодняшней жизни. Естественно, они преломляются исторически во времени и зависят от среды, где они происходят.
  • Процесс регрессии часто может послужить улучшению душевного состояния испытуемого. В результате этого человек чувствует облегчение и очищение - находят выход накопившиеся в прошлом эмоции.
  • В редких случаях испытуемые чувствуют после регрессии заметные улучшения физического состояния. Это доказывает неразрывную связь тела и духа.
  • Каждый раз последующие введения пациента в состояние регрессии происходят легче и легче.
  • Большинство прошлых жизней - это жизнь простых людей, а не выдающихся деятелей истории.
Все эти моменты, общие для многих процессов регрессии, говорят об устойчивости самого явления.Естественно, встает главный вопрос: является ли регрессия действительно воспоминанием о прошлой жизни?Стопроцентно и категорически ответить на этот вопрос при сегодняшнем уровне исследований - да, это так - невозможно.

Однако тот же Моуди приводит несколько убедительных примеров, когда между регрессией и реинкарнацией можно поставить знак равенства. Вот эти примеры.

Доктор Пауль Хансен из Колорадо увидел себя при регрессии французским дворянином по имени Антуан де Пуаро, жившим в своем имении под Виши с женой и двумя детьми. Было это, как подсказывает память, в 1600 году.

«В наиболее запомнившейся сцене мы с женой скакали верхом к нашему замку,- вспоминает Хансен.- Хорошо запомнил: жена была в ярко-красном бархатном платье и сидела в дамском седле».

Позже Хансен посетил Францию. По известной дате, имени и месту действия он соответственно документам, сохранившимся с прошлых столетий, а затем по записям приходского священника узнал о рождении Антуана де Пуаро. Это полностью совпадает с регрессией американца.

В другом случае рассказывается об известной трагедии, разыгравшейся в 1846 году в Скалистых горах. Большая группа переселенцев была застигнута поздней осенью снежными заносами. Высота снега достигала четырех метров. Женщины, дети, умирая от голода, были вынуждены прибегнуть к каннибализму… Из 77 человек отряда Доннера выжили всего лишь 47, в основном женщин и детей.

К доктору Дику Сатфенгу уже в наши дни явилась немка, лечившаяся от переедания. Во время акта регрессии она во всех подробностях видела под гипнозом страшные картины каннибализма на заснеженном перевале.

Я была десятилетней девочкой в то время, и я помню, как мы съели дедушку. Это было страшно, но мать говорила мне: «Так надо, так хотел дедушка…» Выяснилось: немка приехала в США в 1953 году, ничего не знала, да и не могла знать о трагедии, разыгравшейся сто лет тому назад в Скалистых горах. Но что поразительно: описание трагедии из рассказа пациентки полностью совпадало с историческим фактом. Невольно встает вопрос: а ее болезнь - хроническое переедание - не «воспоминание» ли о чудовищных днях голода в прошлой жизни?

Рассказывают, что довольно известный американский художник пришел к психотерапевту и подвергся регрессии. Однако, вернувшись под гипнозом в прошлую жизнь, он вдруг заговорил по-французски. Врач попросил его перевести речь на английский язык. Американец с четким французским акцентом сделал это. Выяснилось, что в прошлом он жил в старом Париже, где был посредственным музыкантом, сочинявшим популярные песенки. Самым загадочным было то, что психотерапевт нашел в музыкальной библиотеке имя французского композитора и описание его жизни, совпадавшее с рассказом американского художника. Это ли не подтверждает реинкарнацию?

Еще более странным представляется рассказ Моуди об одном из его испытуемых. В состоянии регрессии он назвал себя Марком Твеном.

Я никогда не читал ни его произведений, ни его биографию,- рассказывал испытуемый после сеанса.

Но в своей практической жизни он во всем до деталей был пронизан чертами великого писателя. Он любил юмор, как Твен. Он любил сидеть на веранде в кресле-качалке, беседуя с соседями, как Твен. Он решил купить ферму в Вирджинии и построить на холме восьмигранную мастерскую - в такой же когда-то работал Твен в своем имении в Коннектикуте, Он пытался писать юмористические рассказы, в одном из которых описывались сиамские близнецы. Поразительно, что такой рассказ есть и у Марка Твена.

С детства пациент живо интересовался астрономией, в частности кометой Галлея.

Известна страсть к этой науке и у Твена, который тоже изучал именно эту комету.

До сих пор загадкой остается этот удивительный случай. Реинкарнация? Совпадение?

Служат ли все эти короткие истории доказательством переселения душ. Что еще?..

Но ведь это единичные случаи, получившие проверку и то потому лишь, что мы встретились с людьми, достаточно известными. Приходится думать, что примеров мало, чтобы делать окончательные выводы.

Остается одно - продолжить изучать загадочные явления реинкарнации.

Однако можно твердо сказать: регрессия лечит больных! Когда-то в медицине не связывали состояние духа больного с заболеванием тела. Теперь подобные взгляды отошли в прошлое.

Доказано, что регрессия, безусловно влияющая на духовное состояние человека, с успехом лечит его. В первую очередь разные фобы - нарушение нервной системы, навязчивые идеи, депрессии. Во многих случаях излечиваются также астма, артрит…

Сегодня многие психотерапевты Америки, как говорится, уже взяли на вооружение новое направление медицины - регрессию. Известный психотерапевт Элен Вамбеч приводит интересные данные из этой области. 26 специалистов сообщили данные о результатах работы с 18 463 пациентами. Из этого числа психотерапевтов 24 занимались лечением физических заболеваний. У 63% пациентов наблюдалось после лечения устранение хотя бы одного симптома болезни. Интересно, что из этого количества излеченных 60% улучшили здоровье, поскольку пережили в прошлом собственную смерть, у 40% улучшение произошло благодаря другим переживаниям. В чем здесь дело?

Рэймонд Моуди пытается дать ответ на этот вопрос. Он говорит: «Я не знаю точно, почему регрессия в прошлые жизни действует только на определенные заболевания, но это напоминает мне слова Эйнштейна, сказанные много лет тому назад: «Возможно, существуют излучения, о которых мы еще ничего не знаем. Помните, как смеялись над электрическим током и невидимыми волнами? Наука о человеке еще находится в пеленках».

А что же в этом случае сказать о реинкарнации - явлении, еще более глубинном?

Здесь позиция Моуди представляется более гибкой. Реинкарнация, говорит он в заключение своей книги, «настолько привлекательна, что способна вызвать нездоровые психические переживания. Нельзя забывать, что реинкарнация, если она существует, может быть совершенно не такой, как мы ее представляем, и даже совершенно непостижимой для нашего сознания.

Меня спросили недавно: «Если бы состоялось судебное заседание, на котором нужно было решить - существует ли реинкарнация или нет, что решил бы суд присяжных?» Я думаю, он вынес бы решение в пользу реинкарнации. Большинство людей слишком ошеломляют их прошлые жизни, чтобы они могли объяснить их иначе.

Что касается меня, то опыт с прошлыми жизнями изменил структуру моей веры. Эти переживания я больше не считаю «странным». Я считаю их нормальным явлением, которое может произойти с каждым, кто разрешит ввести себя в состояние гипноза.

Самое малое, что можно сказать о них,- то, что эти открытия происходят из глубин подсознания.
Самое большое - что они доказывают существование жизни перед жизнью».

Моуди Раймонд. Жизнь до жизни. Каждый из нас уже прожил несколько жизней.

Р аймонд Моуди - исследователь, психиатр и философ, пионер в своей области, исследовал околосмертный опыт и изложил в книге «Жизнь после жизни». В интервью с хиропрактиком Дэниэлом Рэдвудом он рассказывает:

  • об истории исследований жизни после смерти;
  • почему люди видят вознесение к свету в умирании;
  • опасна ли информация из прошлой жизни.

Свет в конце тоннеля

Дэниэл Рэдвуд (ДР ): Как бы вы ответили тем, кто говорит, что околосмертный опыт в виде переживаний белого света и трансцендентного мира – это просто последствие нехватки кислорода в мозгу?

Раймонд Моуди (РМ ): Когда я впервые услышал об этом, я допускал, что это что-то типа шока для мозга и т.д. Я знаю многих врачей во всем мире, которые исследовали этот феномен, и они все начинали с такого же предположения. Все мы, разговаривая с людьми, прошедшими такой опыт, очень близки в наших взглядах.

Классическое определение галлюцинации - это сенсорный опыт без соответствующего внешнего события. То есть человек видит и слышит нечто, чего на самом деле нет.

Но мы имеем много опытов умирания, когда пациенты, находясь вне тел, были свидетелями чего-то, происходящего на расстоянии, даже на другой стороне больницы. И потом находились независимые подтверждения того, что рассказывал этот человек. Поэтому очень трудно объяснить это просто с психологической или биохимической точки зрения.

Другой момент, заставляющий меня думать, что околосмертный опыт является чем-то иным, нежели просто галлюцинацией, - это то, что глубинное влияние таких опытов на людей просто изумительно. Они имеют полную уверенность, что то, что мы называем смертью, - это просто переход на другой уровень реальности.

Хотя, я думаю, что не может быть окончательного ответа на ваш вопрос. Потому что, в конечном счете, в этой передовой области человеческого разума нет специалистов, способных дать нам ответ. Нет еще общепринятого установленного способа определить такой ответ. Каждому придется посмотреть на это и определиться по-своему.

Все, что я могу сделать, - это говорить за себя и многих моих коллег в медицине, которые с этим сталкивались. И мы все убеждены, что пациенты действительно заглянули за грань реальности.

Очевидные факты истории

ДР : Нашли ли Вы какие-то сходства в проживании опыта умирания среди людей из сильно отличающихся культур? Отличается ли опыт австралийского аборигена, сталевара из Индианы и афганского пастуха?

РМ : Да, очевидно, это так. Это довольно интересно. Культурное различие в этой области кажется очень небольшим. Просто нет много вариаций.

Я сам не видел случаев вне западной иудео-христианской традиции, но это наблюдали мои коллеги. Я получал письма с Востока, из Китая, Японии и Индии, описывающие идентичные опыты.

Письма были и от тех, кто испытал сам подобные вещи, и от врачей, которые писали отчеты.

Время от времени в древних писаниях и даже в дописьменных культурах антропологи находят такие свидетельства, и они похожи на то, что мы находим в учреждениях скорой помощи на Западе.

ДР : Является ли все возрастающее количество сообщений об опыте умирания в последние годы следствием успехов медицины, способной возвращать людей к жизни или того факта, что люди начинают более свободно говорить об этом?

РМ : Мое впечатление, что первое. Если вы заглянете в историю, то найдете множество таких случаев. Они есть в исторических хрониках.

Грегори Тур написал книгу «История франков.» Или работа Венерабла Бида «История английской церкви и народа». Там есть ссылки на очень ранние письмена, за несколько сотен лет до Рождества Христова.

Платон описывает такой случай. Иероним Босх нарисовал картину в 1500-х, изображающую эту тему. Есть даже в медицинской литературе разбросанные факты, начиная с 19-го века.

И швейцарский альпинист профессор геологии Альберт Хайм в поздних 1800-х сорвался, вследствие чего испытал мистический опыт, который кардинально изменил его жизнь.

Он стал интересоваться этой темой, опрашивал своих коллег-альпинистов и обнаружил много околосмертных опытов, опять же идентичных тем, о которых мы слышим сегодня.

Это продолжается уже долгое время, но, я думаю, как Вы и предположили, возможности современной медицины настолько расширились, что мы спасаем от лап смерти гораздо большее количество людей, которые имели такие опыты.

Свет видят те, кто не готов сдаться

ДР : Какой процент людей не испытывает классического вознесения к свету, находясь в условиях близости к смерти, таких, например, как страшная автомобильная авария? Что отличает таких людей?

РМ : Ну, случаи бывают разные, и интересно, что процент таких людей тем выше, чем ближе они были к смерти.

Фред Шунмакер, являющийся главой кардиоваскулярной медицины в Денвере, опросил большое количество пациентов, которых лично оживил, и он обнаружил, что около 60% этих больных, возвращенных к жизни, имели опыт такого рода.

Это сравнимо с открытиями врачей Кена Ринга и Майка Сабома, изучавших группу больных, которые, возможно, находились не в таком критическом состоянии, но были без сознания и близки к смерти.

Они обнаружили, что 45% из таких пациентов испытали эти состояния.

Но это все же не дает конечного ответа на вопрос, почему одни испытывают такие вещи, а другие нет. На самом деле мы не знаем.

Многие факты, которые, как я думаю, мы могли бы предположить – возраст пациента, конкретная причина, приведшая к пограничному состоянию, был ли это мужчина или женщина, предшествующая религиозная подготовка, верования и т.д.

Ни один из этих факторов не кажется существенным. Поэтому могу сказать, что мы просто не знаем, что это такое.

Д-р Брюс Грейсон в своем исследовании несколько лет назад предположил, что это связано с тем, готов или нет человек сдаться в такой момент.

И те, кто приблизились к тому, чтобы сдаться, продвигаются дальше, переживая опыт умирания.

Реинкарнация - это выдумка?

ДР : Как Вы думаете, реинкарнация метафорична или буквальна? И что Вы думаете о выживании души?

РМ : Я определенно думаю, что реинкарнация метафорична, но не в том смысле, как некоторые могут подумать.

Сначала позвольте сказать, что я не знаю, существует или нет реинкарнация, и я проделал большую работу с регрессиями в прошлые жизни.

С точки зрения очевидности, просто не могу сказать ни «да», ни «нет».

Но если бы Вы спросили меня о моих чувствах и интуиции, то я бы ответил «да». Но все-таки я полагаю, что реинкарнация метафорична в том смысле, что это процесс настолько более сложный, что мы не можем даже это выразить обычным языком.

Когда мы говорим об этом в нашем измерении, нам приходится пользоваться линейной формой выражения.

Но я чувствую, что на другой стороне все эти линейные категории, которые мы используем, - очевидность, последовательность времени и все такое – совершенно другие.

Реинкарнация – это гораздо более сложный опыт, который мы сейчас даже не можем себе представить.

Польза и опасности воспоминаний прошлых жизней

ДР : Видели ли Вы людей, которым помогло погружение в прошлые жизни?

РМ : Да. Насчет этого сомнений нет. Для меня это было удивительно. Когда я начинал опыты, я даже и не думал об этом как о терапевтической процедуре. Я исследовал это как измененное состояние сознания. И что меня реально удивило, - это то, что люди, прошедшие такой опыт, получили большую пользу от этого и пришли к осознанию себя на новом уровне и пониманию некоторых трудных моментов и неврологических конфликтов, которые они испытывали в жизни.

ДР : Есть ли какая-нибудь опасность в получении информации из прошлых жизней?

РМ : Отвечая на второй вопрос, могу сказать, что критерии весьма расплывчаты. Что мы имеем в нашей западной культуре, я думаю – это то, что мы систематически исключаем себя из измененных состояний сознания в течение многих сотен лет, но появляются смелые души, которые смогут заглянуть и перебраться туда, а потом будут помогать всем нам, когда мы туда пойдем.

Вы спрашиваете об опасностях. Я думаю, что опасности, конечно, есть, и я их вижу все время. Первое – это раздувающееся эго и что-то вроде элитаризма – люди, которые говорят “в моей прошлой жизни или в моих прошлых жизнях было это или то”, и это становится путешествием эго. Некоторые из них, кажется, хотят исключить других, раздувая себя всем этим. Но, конечно же, таких меньшинство.

И затем, есть такая опасность, которую выразили тибетцы. Когда человек вступает на этот путь и начинает исследования в духовных измерениях, то появляются многие вещи, которые, как считают тибетцы, и я с ними согласен, могут отвлечь с истинного пути. Восточная доктрина подразумевает, что когда начинают появляться прошлые жизни, не надо обращать на них слишком большого внимания, потому что существуют другие вещи сверх этого, которые ты захочешь найти. Я думаю, что это прекрасно, что появляются прошлые жизни, куда можно заглянуть и узнать оттуда что-то о себе. Но в то же время надо понимать, что это ступень, и если мы будем тратить слишком много времени, собирая пазлы из деталей прошлых жизней, то мы можем пропустить что-то важное в настоящей жизни.

Университетская практика

ДР : Как Ваша работа с околосмертными опытами отразилась на академической карьере преподавателя психологии в университете? Было ли на Вас какое-то давление с целью направить на менее спорные области исследования?

РМ : Нет, это была бы хорошая история, представить себя преследуемым мучеником, но нет, такого не было.

ДР : Рад это слышать.

РМ : Случилось так, что я работаю в очень либеральном колледже, где люди в моем отделении очень интересуются измененными состояниями сознания. Я думаю, было бы безответственно показывать это как какую-то убедительную научную очевидность. Пока кто-то занимается этими темами с целью, что измененные состояния могут многому нас научить в отношении себя, то нет смысла возражать.

ДР : За годы с момента выхода Вашей первой книги ощущаете ли Вы возрастающую открытость людей к этой информации?

РМ : В этом нет сомнения. Недавно я был в Европе и посетил восемь городов.

Во всех странах врачи-терапевты приносили мне свои статьи для медицинских журналов со своими исследованиями опытов умирания. И мы все можем сказать, и это является большим вкладом за последние 15 лет, что сейчас это общепринятый факт, что люди, находящиеся близко к смерти, проходят через удивительный опыт, меняющий их жизнь.

Но сейчас следующим шагом является интерпретация этих опытов, что они в конечном счете означают. И это даже не вопрос решения для медицинского сообщества.

Не врачам решать, есть ли жизнь после смерти. Точка интереса в медицинской сфере заключается в том, какое объяснение мы можем им дать, когда они появляются.

Мы должны быть готовы, чтобы объяснять пациентам и поддерживать их, объясняя им, что они не одни.

Тоска по умершему - самое мучительное страдание человека. Иногда горечь утраты настолько непереносима, что оставшийся в живых сам мечтает о смерти. Можно ли изменить ситуацию и вернуть человеку радость жизни? Да, считает знаменитый доктор Моуди. Об этом он написал свою новую книгу «Все о встречах после смерти».

МАСТЕРСКАЯ ПО РАБОТЕ СО СМЕРТЬЮ

Американский врач-реаниматолог Рэймонд Моуди знает о загробном мире и свете в конце тоннеля все. Об этом еще двадцать лет назад он написал книгу «Жизнь после жизни», которая до сих пор продается по миру огромными тиражами.

Но с тех пор он не прекратил своих изысканий. Уединился в особняке в штате Алабама и стал проводить какие-то опыты в уникальной, сокрытой от посторонних глаз лаборатории. У доктора нет даже соседей, но знающие люди поговаривают, что время от времени в гости к нему приезжают несчастные люди, потерявшие близких. А он, в рамках проводимого им эксперимента, организует для них встречи с покойными. После сеансов общения с мертвыми живые уезжают от доктора Моуди повеселевшими и готовыми жить дальше.

В такое трудно поверить, но это чистая правда. И то, чем занимается доктор Моуди, называется горе-терапией. Он задумал этот проект еще в 1990-е годы. Тогда же купил вдали от людей и цивилизации старую мельницу и переделал ее в «мастерскую по работе со смертью».

МИР ЗАЗЕРКАЛЬЯ

В виде исключения доктор пустил в свой особняк кинематографистов, снимающих про него документальный фильм. Едва переступив порог странного жилища, телевизионщики попали в мир Зазеркалья: абсолютная темнота, сотни зеркал самых разных форм и размеров... В таких условиях человек теряет ощущение времени и реальности происходящего. Именно такого результата, по словам доктора, он и добивался.

Как работает доктор Моуди? Полдня расспрашивает безутешного клиента о потерянном родственнике, узнает массу подробностей и деталей, а попутно изучает собеседника и прикидывает, как ему помочь. Ведь все мы разные, и к каждому требуется свой подход.

Потом доктор отводит пациента в комнату без окон (Моуди называет ее «психомантеум») и усаживает в кресло перед огромным зеркалом. Невероятно, но через некоторое время безутешный страдалец начинает ощущать присутствие умершего. Он слышит его голос, улавливает запах его духов, ощущает прикосновение.

Как доктору это удается? Ведь это невероятно! «Очень даже вероятно, - отвечает он. -Подобными экспериментами занимались еще древние греки. Я лишь позаимствовал их идею».

ВХОД В ПОТУСТОРОННИЙ МИР

Статистика утверждает, что 65% вдов видят призраков умерших мужей, 75% родителей, потерявших ребенка, сохраняют контакт с ним (визуальный, слуховой и т. д.) в течение года. И тем и другим, попавшим в царство горя, это приносит облегчение. Однако долгое время считалось, что подобные встречи с умершими происходят непроизвольно и не могут быть организованы по заказу, что их невозможно наблюдать и исследовать в лабораторных условиях.

В предыдущих книгах Моуди писал о воспоминаниях людей, переживших клиническую смерть. Очень часто, пока врачи боролись за жизнь пациентов, те совершали необычные астральные путешествия, в которых встречали своих умерших родственников и друзей. В результате они переставали бояться смерти, на собственном опыте убедившись, что это лишь переход к иной, более счастливой жизни.

Однако у этой зоны, в которую попадали «путешественники», есть своя четкая граница, далее которой человек не может продвинуться, иначе он умрет окончательно и бесповоротно. Моуди назвал ее срединной областью - перекрестком физического и потустороннего мира. Неожиданно для себя ученый открыл, что на самом деле встречи с умершими родственниками могут проходить не только в срединной области и не обязательно во время клинической смерти.

Особая техника смотрения в зеркало, по словам Моуди, дает возможность людям видеть духов умерших родственников практически в любое время по их желанию...

«Способность видеть образы умерших родственников приносит большую пользу, - считает ученый. - Ведь горе некоторых людей, потерявших близких, не знает границ. А мои волшебные зеркала позволяют им утешиться и избавиться от страданий».

ОРАКУЛЫ МЕРТВЫХ

У древних греков, например, для встреч с мертвыми существовали «психомантеумы», или оракулы мертвых. Подобное место, по словам древнегреческого географа Страбона, располагалось в Западной Греции в городе Эфир. Те, кто управлял оракулами, селились в подземных глиняных домах, соединенных тоннелями. Они никогда не выходили на поверхность днем, они покидали свои пещеры лишь ночью.

В конце 50-х годов XX века греческий археолог Сотир Дакар обнаружил это место и начал раскопки. Оракул оказался сложным подземным комплексом келий и лабиринтов, сходящихся к большой пещере, где и происходили свидания с призраками. В ней Дакар нашел остатки гигантского бронзового котла. Когда-то его внутренняя поверхность была отполирована до блеска и призраков можно было видеть на поверхности воды, заполнявшей его. Большие размеры создавали огромные, в натуральную величину видения.

Надо заметить, что посетителей оракула тщательно готовили к таинству. Месяц они находились под землей, затем их проводили по темным коридорам и кельям, и лишь потом они попадали в пещеру.

ПОТЕРЯВШИЕСЯ ВО ВРЕМЕНИ

«Изучив опыт греков, - пишет Моуди, - я решил попытаться воспроизвести... свидания с умершими на греческий манер... Я превратил верхний этаж моей старой мельницы в Алабаме в современный психомантеум... На стене я повесил гигантское зеркало, рядом поставил удобное кресло. И все это задрапировал черным бархатным занавесом так, чтобы получилось подобие темной камеры». И действительно, зеркало доктора Моуди отражает только темноту. За креслом находится единственный источник света - небольшой светильник из цветного стекла с лампочкой в 15 ватт.

Моуди просит участников экспериментов приносить какие-нибудь памятные вещи, принадлежавшие умершему. Затем проводит с ними полдня, неторопливо прогуливаясь на природе и выясняя причины, по которым человек пожелал встретиться с покойным.

Некоторое время спустя, набравшись опыта, ученый понял, что подготовка к встрече играет очень важную роль. Она облегчает переход к измененному состоянию сознания, в котором только и возможны подобные свидания. Чтобы помочь подопытным «потеряться» во времени, Моуди заставляет их снять часы, а также убирает все механизмы, висящие в доме. Большая библиотека, обставленная старинной мебелью, создает атмосферу прошедших времен.

СВИДАНИЯ В ЗЕРКАЛЕ

Моуди откровенно признается, что не знает, как работает техника смотрения в зеркало. Он просто взял древнюю идею и использовал ее. Научное обьяснение всего этого еще только предстоит разработать.

«Я проводил исследование... с 1990 года и... обследовал более 300 человек. Сделанные открытия были поистине удивительными. Многие пациенты виделись не с теми умершими, с которыми хотели встретиться. И таких оказалось немало - около 25%. Свидания с призраками происходили не всегда в самом зеркале. Приблизительно в каждом десятом случае привидение выходило из него. Подопытные часто говорили, что призраки прикасались к ним или что они ощущали их близость. Бывало и наоборот - около 10% пациентов сообщали, что сами отправлялись в зеркало и там происходило их свидание с умершими».

ВОТ ЭТО ДА!

И конечно, книга Моуди насыщена многочисленными поразительными рассказами, как и все его предыдущие работы.

Один мужчина, например, явился с навязчивой идеей: его мать много болела при жизни, и ему так хотелось узнать, хорошо ли ей после смерти. Вечером Рэймонд повел его в комнату видений, объяснил все необходимое и оставил одного. Примерно через час пациент появился в кабинете врача - улыбающийся и одновременно плачущий. Он видел свою мать! Она выглядела здоровой и счастливой. Мужчина сказал ей: «Рад увидеть тебя снова». - «Я тоже рада». - «Как ты, мама?» - «У меня все прекрасно», - ответила она и исчезла. То, что мать больше не мучается, как перед кончиной, успокоило мужчину, и он ушел, чувствуя, как с его сердца упал тяжелый груз.

А вот еще один пример. «Женщина пришла на свидание с умершим дедушкой, - говорит ученый. - У нее был с собой фотоальбом, и она рассказывала мне о своей любви к дедушке, показывала снимки. Она ушла в комнату с зеркалом в надежде увидеть деда, но никто не был готов к тому, что случилось. Она не только виделась, но и разговаривала с ним...

Когда женщина начала плакать, тот вышел из зеркала и стал успокаивать ее, обнимая и поглаживая по спине. Пациентка прекрасно запомнила прикосновения его рук и слова о том, что он счастлив там, где находится».