Ремонт автомашины — непростое и хлопотное занятие. Чтобы облегчить эту работу и создать благоприятные условия, обязательно потребуется сделать слесарный стол. Чертежи и схемы для этого могут быть разные, но принцип того, как построить удобный верстак для гаража своими руками, один. Устройство должно быть компактным и не занимать много места.

Лучше всего построить сборный верстак, чтобы он смог складываться или убираться. Несложную конструкцию можно выполнить полностью из дерева. Этот недорогой материал довольно легко найти и очень просто обработать. Но у деревянных изделий есть недостаток — это склонность к горению. Чтобы сделать менее опасный и наиболее надёжный слесарный верстак, необходимо изготовить самодельную конструкцию из металла. Однако в связи с простотой и лёгкостью постройки большинство автолюбителей чаще всего выбирают дерево.

Необходимые материалы:

Вначале необходимо определиться с местом под строительство слесарного стола. Если площадь имеет достаточную длину, то лучше установить верстак у задней стены напротив ворот. Это даст возможность заниматься работой, когда машина стоит в гараже. При таком расположении верстака боковые проходы останутся пустыми, что будет очень удобно для ремонта автомобиля. Когда помещение имеет больше свободного пространства в ширину, то наилучший вариант установки будет сбоку. Для русских моделей у левой стены, а для иномарок справа, что обеспечит более безопасный въезд и выезд автомобиля из гаража.

Простая модель

Для этого понадобятся инструменты:

  • шуруповёрт или отвёртка;
  • обычная дрель или коловорот;
  • ручная пила;
  • простой уровень;
  • небольшая рулетка;
  • острый топор;
  • молоток.

Сконструировать и установить в гараже самодельный слесарный стол несложно. Но сначала необходимо определить место, а затем выбрать материал. Для постройки простого верстака отлично подойдут любые доски и деревянные бруски. Это наилучший способ, где потребуются довольно скромные знания на школьном уровне. Кроме того, денежные затраты будут не столь велики, поскольку на строительство такого стола можно использовать старые бруски и доски. Так как древесину легко и быстро обрабатывать, то на всю постройку деревянного верстака уйдёт очень мало времени.

Когда подготовка закончена, и найден подходящий материал, то вначале следует приступить к постройке каркаса. Для этого нужно в гараже по месту сделать замеры будущего стола и по ним напилить 4 бруска для станины. Из них два длинных будут располагаться вдоль стены, а короткие перпендикулярно. Следом необходимо сделать ножки. Высота верстака в гараже должна быть чуть ниже пояса, что обеспечит идеальные условия в работе.

После того как все бруски будут напилены, их соединяют в каркас. Сделать это нетрудно с помощью простых гвоздей или шурупов. Далее всю конструкцию переворачивают на ножки и устанавливают плотно прижатыми к стене. В заключение сверху на гвозди прибивают приготовленные доски и простой деревянный верстак готов к работе. Зачастую многие автолюбители верх стола покрывают жестью или листовой сталью. Это не только увеличивает прочность, но и повышает безопасность при возникновении пожара во время различных сварочных работ.

Откидной верстак

Обычно в целях экономии гаражные постройки делают небольшими по объёму. В маленьком здании с ограниченной площадью редко хватает свободного места для размещения слесарного стола. В случае, когда длина и ширина гаража не позволяет установить какое-либо устройство, здесь применяют откидную конструкцию. Преимущество этого метода в том, что в нормальном собранном состоянии весь стол убирается и полностью освобождает место, но есть недостаток. Для работы на откидном верстаке придётся зачастую выгонять машину из гаража, что очень неудобно в ремонте автомобилей.

Откидной деревянный верстак имеет самую простую и наиболее дешёвую конструкцию. Поэтому для такой постройки потребуется минимум материалов и времени. Сначала необходимо выбрать лучшее место в гараже. Затем сделать рулеткой правильные замеры и по ним нарисовать простой чертёж либо набросать от руки схему. По ней несложно будет посчитать количество и расход материалов. Для этого прекрасно подойдут любые деревянные бруски и старые доски.

Вначале делают столешницу . Приготовленные бруски размечают с помощью рулетки и по размеру отпиливают ручной пилой. Далее складывают их четырёхугольником в виде коробки и гвоздями скрепляют между собой. Следом пилят доски одинаковой длины, приколачивают к брускам, и столешница считается сделанной. К ней на шурупы сразу крепят два шарнира и прикручивают к стене гаража на уровне пояса.

Получится интересный стол, который в одном положении будет висеть на стене, а в другом поднимется и установится горизонтально. Чтобы закрепить столешницу в рабочем положении, необходимо сделать ножки. Для этого отрезают ручной пилой два одинаковых бруска, которые с помощью шурупов прикручивают к свободным углам станины на шарниры. В таком положении каждая ножка стола, как и вся конструкция откидного верстака, также будет легко складываться.

Самодельное оборудование из металла

Для этого потребуются материалы:

  • металлический уголок;
  • обрезки железных труб;
  • жесть или листовая сталь;
  • болты, саморезы, гайки;
  • петли либо шарниры.

Каждый автолюбитель старается сделать в своём гараже все устройства надёжными и безопасными в работе. Хотя слесарный стол из дерева собирается очень просто и быстро, но эта конструкция не очень прочная. Зачастую наверх устанавливают дополнительно новое оборудования — это наждак, тиски, сверлильный станок. Для этого требуется довольно крепкое и устойчивое основание. В таком случае для постройки используют железо, которое намного прочнее дерева. Металлическая конструкция верстака не только прекрасно выдержит любые нагрузки, но и совсем не боится огня.

Чтобы построить металлический слесарный стол, необходимо подготовить все материалы. Это может быть железный уголок либо швеллер, обрезки труб и листовая сталь. При строительстве также необходимо найти инструмент для работы с металлом:

  • сварочный аппарат;
  • электрическая болгарка;
  • обычный шуруповёрт;
  • мощный молоток;
  • гаечные ключи.

Металлический верстак в гараже устанавливается с учётом свободного пространства. Сделать его нужно таким, чтобы было достаточно свободного пространства для ремонта автомашины. На узком и слишком маленьком слесарном столе сложно поместить дополнительное оборудование. Поэтому желательно сделать его максимальных размеров, которые позволят установить не только тиски и наждак, но и другие устройства. Например: небольшой сверлильный или токарный станок.

Процесс сборки

Начинают строительство верстака всегда с верхней части — столешницы. Из железного уголка либо швеллера болгаркой отпиливают небольшие отрезки по размеру стола. Затем на ровном полу их складывают в прямоугольник и соединяют сваркой. Внутри между сторонами также устанавливают дополнительные распорки, которые сделают каркас намного крепче. Верх столешницы обычно делают из кусков жести или листовой стали. Их ровно укладывают на рамку будущего стола и по периметру дрелью делают сквозные отверстия под болты либо саморезы.

Когда столешница будет полностью готова, приступают к строительству опор. Для прочных ножек стола обычно используют металлические трубы. Болгаркой их нарезают на уровне пояса и прикрепляют сваркой к четырём углам сделанной площадки. Чтобы опоры при большой нагрузке не расходились в разные стороны, их скрепляют между собой профильным уголком либо швеллером. Затем стол переворачивают и плотно пододвигают к самой удобной стенке гаража. Верстак готов, и можно начинать ремонт. Но на этом строительство не заканчивают, а продолжают оснащать дополнительным оборудованием — тисками, наждаком и прочими устройствами.

Как справиться с вибрацией и беспорядком

Во время ударов молотком и работы станков на верстаке происходит вибрация. В это время все инструменты и ремонтные детали начинают двигаться и падать со стола. На поиск приходится тратить много времени, что особенно раздражает каждого автолюбителя. Справляются с этим недостатком очень просто: по краю всего периметра столешницы прикрепляют сваркой маленький бортик из уголка или металлической ленты.

Чтобы на верстаке всегда был порядок, необходимо оборудовать место, где будут храниться все инструменты и оставшиеся детали от ремонта. Лучший способ убрать лишние инструменты — это поставить стеллаж. Его следует закрепить на стенке прямо над столом. Обычно стеллаж изготавливают из листа металла, на нём устанавливают полки. И также желательно сделать крючки, на которых будут висеть инструменты. Очень удобно, когда они находятся перед глазами и не мешают работать.

Нередко для хранения ремонтных деталей автомобиля и различного крепежа делают выдвижные ящики. В них также легко можно поместить крупный инструмент, который занимает много места на стеллаже. Для этого внизу стола устанавливают дополнительные стойки и направляющие полозья из металлического уголка. Сами ящики изготавливают из листового железа в виде коробок с одной ручкой. После установки стеллажа и выдвижных ящиков появится возможность справляться с беспорядком, который мешает удобно работать.

Складной вариант

Бывает положение, когда помещение гаража не позволяет сделать хороший верстак. В этом случае лучше всего выбрать складной вариант, которому не нужно большое пространство. На свободном месте потребуется лишь сварить из металла простой короб в виде сундука, а к нему прикрепить крылья на шарниры. По мере надобности их всегда несложно будет раскрыть, что значительно увеличит площадь стола.

Прежде чем начинать строительство необходимо по размерам свободного места нарезать болгаркой 12 одинаковых уголков. Затем с помощью варки собрать каркас в виде куба и наверх прикрепить ровный лист жести либо листовой стали. Получится небольшой стол, который прекрасно подойдёт для мелких ремонтных работ. Чтобы сделать его длиннее, необходимо изготовить дополнительные металлические крылья. Их размеры должны совпадать с одной из сторон каркаса.

Вначале потребуется отрезать болгаркой 4 уголка, которые будут соответствовать рёбрам стола. Затем сложить их в форме квадрата и скрепить с помощью обыкновенной электрической сварки. На получившийся каркас следует положить лист железа, а потом ровно обрезать края. Далее по всему периметру дрелью просверлить сквозные отверстия, вставить туда болты и затянуть гайками. Чтобы крыло легко поднималось и опускалось, нужно прикрепить 2 шарнира.

С помощью сварочного аппарата это делается очень просто. Один край шарнирных петель соединяется с крылом, а другой с основным каркасом. Зафиксировать подвижную плоскость в горизонтальном положении несложно. Стоит лишь сделать из металлических труб две ножки и прикрепить их к свободным углам крыла на шарниры.

Нередко бывает, что увеличенной площади стола катастрофически не хватает. В таком случае нетрудно будет сделать ещё один дубликат и присоединить его к противоположной стороне каркаса. В этом случае получится длинный рабочий стол. Если прикрепить дополнительное крыло сбоку, то такая конструкция прекрасно поместиться в углу гаража. Преимущество складного металлического верстака кроется в том, что его конфигурацию можно всегда изменить по желанию каждого автолюбителя.

Гараж является не только строением для хранения автомобиля и различной утвари. В нем может производиться ремонт автомобиля и других изделий. В этом случае не обойтись без хорошего слесарного верстака. Его можно собрать своими руками, но важно понимать особенности его конструкции и учитывать ошибки, которые часто допускают при сборке таких конструкций. В статье будет рассказано о требованиях к хорошему верстаку и предоставлена идея для самостоятельной сборки.

Ошибки при сборке

Важно хорошо понимать, чего не стоит делать при проектировании и сборке металлического верстака. Первым делом стоит обратить внимание на место, где будет установлен слесарный верстак. Часто при заливке пола в гараже руководствуются правилом «и так сойдет». Но это приводит к большим перепадам плоскости, что отрицательно сказывается на слесарном верстаке. Например, некоторые мастера, решившие изготовить для себя слесарный верстак на восьми или шести опорах, сталкиваются с тем, что после установки половина опор находится в воздухе, а сам верстак перекидывается из стороны строну.

Работать за таким слесарным верстаком очень неудобно, а мелкие детали постоянно теряются. Выходом из сложившейся ситуации может стать сооружение регулируемых опор. В этом случае в нижнюю часть устанавливаются мощные болты, которые позволят выровнять слесарный верстак в горизонтальном положении. Другим вариантом будет предварительная подготовка поверхности. Для этого убирается часть стяжки, которая уже залита и заливается новая, которая выравнивается четко по горизонту. В этом случае не потребуется изготовление дополнительных деталей для опор слесарного стола.

Другим решением такой ошибки является уменьшение количества опор до 4 штук. В этом случае будет проще добиться правильного положения даже на неровной поверхности. При правильном проектировании и сооружении каркаса не должно возникнуть проблем с устойчивостью всей конструкции. Дополнительно в нижней части слесарного верстака сооружается полочка или несколько полочек для хранения расходников и инструментов. Одна из них должна находиться как можно ближе к поверхности пола. В этом случае тяжелый инструмент, который на ней можно расположить, будет выступать балансиром для всего каркаса.

Нюансы проектирования

Всегда есть возможность избежать сборки слесарного стола своими руками. В этом случае можно купить дешевый ширпотреб или изделие, которое было в употреблении у мастера. Но каждый из этих вариантов имеет свои значительные минусы. В первом случае нет гарантий, что такой слесарный верстак прослужит долго, т. к. дешевые варианты собираются из отходов производства, а не качественного материала. Подержанные изделия могут обладать отличными прочностными характеристиками и иметь привлекательную конструкцию, но не всегда соответствуют конкретным требованиям гаража, где планируется его монтаж. Поэтому лучшим способом будет сборка собственной конструкции по разработанному чертежу.

Есть несколько факторов, которые позволяют собрать максимально удобную конструкцию под свои нужды в слесарных работах. При проектировании важно учитывать:

  • высоту;
  • ширину;
  • глубину;
  • прочность.

Первым и одним из самых важных факторов является правильный подбор высоты для будущей слесарной конструкции. Если верстак получится ниже, чем требуется, тогда будет идти большая нагрузка на спину, т. к. работать придется в согнутом состоянии. При слишком большой высоте слесарного верстака напрягать придется ноги и руки, чтобы дотягиваться до деталей. Идеальным считается вариант, когда столешница находится на уровне пупка. В этом случае предплечья и кисти рук отлично ложатся на плоскость и не приходится напрягать спину.

В отношении ширины слесарного верстака нет строгих правил. Все зависит от того, какие изделия на нем будут размещены. В классическом варианте ширина подбирается под рост человека. В этом случае, стоя посередине, можно будет дотянуться до любой точки верстака. Глубина изделия должна быть такой, чтобы не приходилось наклоняться, чтобы достать предмет, лежащий в глубине. Обычно достаточно 50 или 60 см. Особое внимание стоит уделить прочности конструкции. С этим показателем невозможно перестараться, т. к. на слесарном верстаке приходится работать тяжелыми инструментами и подчас наносить сильные удары по деталям.

Совет! Сооружение верстака для слесарных работ должно вестись только из металла. Деревянные конструкции не способны выдержать требуемой нагрузки, даже если подобрать твердые породы древесины и обшить их металлом.

Изготовление своими руками

За образец для самостоятельного изготовления можно взять стол с двумя боковыми тумбами. Такой стол имеет четыре опоры. На месте одной тумбы можно соорудить полки для легкого доступа, а с другой - установить выдвижные ящики, в которых легко хранить мелочевку. Для реализации всего проекта понадобится такой материал:

Из профильной трубы необходимо заготовить горизонтальные балки. Их понадобится три или четыре штуки. Длина будет зависеть от личных потребностей, но обычно достаточно двух метров. Вертикальные стойки подбираются в согласии с собственным ростом, как было описано выше. Они изготавливаются из той же профилированной трубы, понадобится четыре штуки. Толщина стенки профилированной трубы ложна быть по меньшей мере 2 мм.

Дополнительно подготавливается десять заготовок для каркаса слесарного стола под полочки и выдвижные ящики. Можно руководствоваться размерами, которые приведены выше. Чтобы укрепить конструкцию понадобятся укосины, которые будут фиксироваться в углах. Из купленного уголка подготавливаются вертикальные стойки, на которые будет закреплен стенд для ручного инструмента. Таких стоек понадобится четыре штуки. Их высота обычно составляет 2 метра.

Обратите внимание! Для реализации всего проекта по сооружению верстака потребуется примерно 225 метров квадратной трубы. Уголка для стоек потребуется 8 метров, а шинки с толщиной в 4 мм и шириной в 40 мм, потребуется примерно 10 метров.

Квадратная труба сама по себе не обладает требуемой жесткостью на излом. Именно поэтому по периметру верстака приваривается металлический уголок. Благодаря правильному расположению уголка получается каркас, в который будет просто уложить металлический лист, который будет выступать столешницей. Столешницу верстака необязательно изготавливать из толстого листового металла, т. к. его стоимость может быть довольно высокой. Другим вариантом будет укладка прочных досок, которые накрываются листовым металлом с меньшей толщиной. Такая конструкция лучше поглощает звук при ударах и имеет меньшую отдачу.

Совет! Дополнительно между доской и металлическим листом столешницы слесарного верстака можно уложить слой резины, который будет выступать амортизатором.

Сборка каркаса

Сборка конструкции слесарного верстака не вызывает сложностей, если иметь навык работы со сварочным аппаратом. Благодаря заготовленным деталям все становится просто и понятно. Лучшим решением будет использование полуавтомата, а не дуговой сварки. В этом случае материал прогревается до требуемой температуры и не прогорает от электрода. Швы получаются аккуратными и прочными.

Первым делом понадобиться изготовить прямоугольную основу для конструкции слесарного верстака. Для этого потребуется две заготовки, длина которых равна глубине стола, и две заготовки, длина которых равна ширине верстака. Торцы срезаются болгаркой под угол в 45 градусов, чтобы обеспечить идеальный узел примыкания. Заготовки верстака выкладываются на ровную горизонтальную поверхность. Первоначально их необходимо зафиксировать небольшими прихватками и подровнять, если это необходимо. Далее выполняется наложение полного шва на конструкцию. При этом потребуется сделать провар и с другой стороны.

Следующим шагом является установка четырех стоек слесарного верстака. Они привариваются к подготовленной раме. Их необходимо расположить вертикально. После этого выполняется нижняя обвязка по трем сторонам. На этом же этапе привариваются вертикальные стойки под стенд для инструмента, который будет находиться над слесарным верстаком. Следующим шагом выполняется монтаж рам для ящиков и полочек, как видно на фото выше. При этом между ними закрепляется дополнительная перекладина, но приваривается она со смещением к середине, чтобы было удобно стоять за слесарным верстаком.

Завершающие работы

Когда рама готова, сверху можно наварить уголок для столешницы слесарного верстка. Доска вырезается по полученным размерам и укладывается в пазы. Перед этим ее необходимо обработать антисептиком и антипиренами, чтобы она не возгорелась во время работы на верстаке. Особенно это касается тех случаев, когда на слесарном верстаке производится сварка двух деталей или работа инструментом, от которого летят искры. После укладки доски на верстаке можно разместить металлический лист, как видно на фото. К высоким вертикальным стойкам прикручиваются листы фанеры, в которых сверлятся отверстия для инструмента.

Чтобы инструмент не высыпался по бокам, необходимо зашить стенки, используя фанеру или другой подходящий материал. В тумбочке слева сооружаются держатели для перегородок, которые будут выступать полочками. Справа в верстаке по чертежу планируются ящики, которые можно собрать из доски, которая укладывалась под столешницу верстака.

Металл подвергается коррозионному воздействию от влаги, поэтому поверхность необходимо защитить краской. Перед покраской необходимо зачистить каркас слесарного верстака шлифовальной машинкой и обезжирить. После этого наносится слой грунтовки. После полного высыхания каркас верстака покрывается финишным слоем эмали. Это должна быть краска, которая устойчива к воздействию температур, а также механических воздействий.

Обычно на слесарном верстаке располагаются тиски и небольшая наковальня. Под них можно предусмотреть дополнительное основание. Монтируются такие модули на слесарный верстак слева, чтобы к ним был удобный доступ, и они не мешали при выполнении основной работы. Еще одним важным устройством для слесарного верстака является освещение. Оно должно быть установлено сверху таким образом, чтобы его не перекрывала голова и руки мастера. В качестве источников света для слесарного верстака можно использовать светодиодные прожекторы. Несколько из них устанавливаются стационарно и несколько должны перемещаться по плоскости верстака. В таком случае можно будет подобрать наилучший угол освещения.

Перед тем как приступить к работам на новом слесарном верстаке, его необходимо максимальной нагрузить, чтобы обеспечить устойчивость, как об этом говорилось выше. Некоторые хозяева дополнительно фиксируют опорные ноги к бетонному основанию посредством анкерных болтов. Видео со сборкой другого варианта слесарного стола есть ниже.

Резюме

Как видно, конструкцию слесарного стола можно собрать самостоятельно. Помощь может потребоваться при проведении сварочных работ, т. к. для этого требуются особые умения и навыки. Второй человек может помогать при сборке, когда есть необходимость придерживать свариваемые детали.

Каждый мастер должен иметь собственное рабочее место. Сделать верстак своими руками можно в целях экономии не только денег, но и свободного пространства. Промышленное оборудование имеет стандартные размеры, что может вызвать затруднения с его размещением, а самодельный верстак будет иметь те габариты, которые полностью удовлетворят домашнего мастера.

Особенности конструкции

Если предполагается проводить столярные работы , то можно изготовить своими руками верстак из дерева. В противном случае предпочтение стоит отдать конструкции из металла. Определившись с размерами оборудования, следует обратить внимание на некоторые особенности конструкции:

Этап проектирования

Работы по изготовлению слесарного верстака своими руками начинаются с составления его проекта. Существует два пути, по которым может пойти домашний мастер - делать оборудование по месту либо по заранее составленному плану. В первом случае ножки верстака сразу крепятся к полу и к ним привариваются основные элементы конструкции.

Также можно начать изготавливать верстак металлический слесарный своими руками от стены, к которой крепится основной элемент конструкции. Из положительных моментов этого способа стоит отметить возможность быстро вносить изменения конструкцию.

Однако есть и недостаток - отсутствие заранее продуманного плана может стать причиной создания не самой продуманной конструкции.

Второй способ заключается в составлении чертежа будущего верстака и в соответствии с ними осуществляется подбор материалов. В такой ситуации стоимость оборудования может оказаться выше, но при этом конструкция будет хорошо продумана. По какому пути стоит пойти, решает только мастер .

А сейчас непосредственно о том, как своими руками сделать верстак. Конструкция и размеры выбираются в индивидуальном порядке. При желании можно изготовить даже складный верстак, но в большинстве случаев стоит ограничиться стационарным. Для станины лучше выбрать уголок толщиной в 5 мм, сторона которого имеет ширину 35 мм. Этот материал способен обеспечить достаточную жесткость конструкции.

Столешницу стоит изготовить из досок, а сверху накрыть листовым металлом толщиной в 2 мм. Здесь особое внимание необходимо уделить древесине, которая должна быть хорошо высушена, чтобы в будущем поверхность под металлом не начала искривляться.

Каркас полок и другие не силовые элементы конструкции можно изготовить из уголка 20х20х3 мм. Силовая полка выполняется из древесины толщиной около 20 мм, после чего может быть обшита стальным листом. Для изготовления остальных полок можно использовать фанеру .

Из уголка нарезаются заготовки необходимой длины и затем с помощью сварки соединяются. Опорные пластины, прикрепленные к ножкам, способны сделать конструкцию достаточно устойчивой.

Однако их можно прикрепить к полу, используя анкерные болты или шурупы с шестигранной головкой.

Выбираются крепежные элементы в зависимости от материала пола. Заключительный этап изготовления станины предполагает ее обработку краской.

Для столешницы потребуются следующие материалы:

  • Уголок металлический 20х20 мм.
  • Доска толщиной 50 мм.
  • Стальной лист толщиной в 2 мм.

Перед началом сборки столешницы, деревянные элементы стоит покрыть огнеупорным составом, который способен защитить доски не только от искр, но и жуков-короедов. Когда доски будут плотно уложены, столешница накрывается листом железа и выравнивается.

После этого по контуру верстака укладывается уголок 20х20 и крепится с помощью болтов к основанию. Для удобства работы на оборудовании стоит использовать крепежные элементы с потайными головками.

Для изготовления ящиков листовой металл раскраивается в соответствии с чертежом , и ему придается необходимая форма. После этого конструкцию остается сварить по углам и вставить в направляющие верстака. Когда все работы по его изготовлению будут завершены, можно начать устанавливать дополнительное навесное оборудование.

Любому сварщику или токарю необходимо рабочее место, где можно осуществлять работы с металлом: обработкой, заточкой, резкой, шлифовкой. Для этих целей нужен слесарный верстак. Главным отличием слесарного верстака от столярного является металлическая поверхность, в то время как поверхность столярного сделана в основном из дерева.

Основные нюансы

Большинство домашних мастеров предпочитают не покупать верстак, а сделать его собственноручно. Во-первых, слесарный металлический верстак своими руками обойдется намного дешевле покупного. Во-вторых, при изготовлении конструкции есть возможность воплотить свои задумки, ну и наконец, если все сделать правильно, то качество самодельного верстака будет в несколько раз лучше, чем у покупного. При помощи незамысловатых манипуляций с металлом, небольшого количества инструмента и навыков сварки и резки может получиться довольно приличный стол.

При изготовлении следует разделить верстак на составляющие (для более удобной сборки) и учесть немаловажные нюансы:

Верстак своими руками

Для начала нужно определиться, где будет находиться верстак и к чему можно его закрепить. Если конструкция угловая, то наилучший вариант в этом случае — начать постройку от самих стен, при этом они должны быть крепкими.

Этот вариант хорош тем, что поправки в конструкцию возможно вносить по ходу дела , но если мастер неопытный, то лучше воспользоваться другим вариантом. Оптимальное решение — изготовление верстака по готовым чертежам. Конечно, стоимость такого варианта в несколько раз больше, но размеры и материал уже подобраны и указаны в чертеже, что значительно облегчает работу.

Основание выполнено из 35-го уголка с толщиной стенок 5 мм. Из такого материала получается устойчивая конструкция. В качестве рабочей поверхности используется лист толщиной 3 мм, под листом присутствуют доски толщиной 60 мм, что обеспечивает еще большую жесткость конструкции. Обвязку стола можно сделать из более тонкого уголка, так как нагрузка на нее минимальна, а доски можно использовать от 20 мм. Что касается оставшихся полок, то в качестве поддона используется фанера толщина которой колеблется от 10 до 20 мм. Выдвижные ящики делаются из стали 2 мм. Для изготовления слесарного верстака размеры показаны ниже.

Высоту и ширину тискового стола можно изменять и подстраивать под свои нужды. Еще понадобятся следующие материалы:

  • Уголок 35 мм, толщина стенок не меньше 5 мм.
  • Уголок 20 мм для каркаса.
  • Для опорных ножек необходимо изготовить пластины из кусков стального листа для крепления верстака к полу.
  • Фанера.
  • Брус 60 на 40.

После того как каркас будет готов, необходимо провести зачистку металла. Затем, во избежание коррозии металла, конструкцию нужно покрыть грунтовкой по металлу в 2 слоя и после этого приступить к покраске. Деревянные элементы необходимо также прогрунтовать и по возможности обработать лаком. Обработанная таким образом древесина прослужит долго и не станет впитывать в себя влагу и гнить.

Как только доски высохнут, их можно настилать на готовую конструкцию. Желательно просверлить в начале и в конце каждой доски отверстия и с помощью шурупов по металлу прикрепить их к основанию. Лист, который послужит своеобразным щитом от ударов молотком, необходимо настелить на доски и зафиксировать болтами или саморезами к доскам. На все полки нужно уложить листы фанеры и закрепить их любым способом. Следующий шаг — изготовление самих ящиков из листового металла.

После того как лист металла был изготовлен по чертежу, следует загнуть его боковые части и обварить. Должна получиться такая конструкция:

К передней части приварить ручку для вытягивания ящика. Перед установкой нужно прогрунтовать и покрасить так же, как и саму раму. Готовые ящики вставить в верстак.

Нужно заметить, что у этого верстака нет места под ноги. Это, конечно, не совсем удобно, но с другой стороны, инструмента и заготовок можно положить значительно больше. К такому верстаку можно сразу прикрепить тиски, сверлильный станок и другое оборудование.

Слесарный стол

Тем, у кого в распоряжении мало места под верстак, подойдет вариант, который объединяет в себе небольшой слесарный стол с элементами верстака . На таком столе можно разместить самое необходимое слесарное оборудование. Выглядит конструкция следующим образом:

Сделать такой стол в мастерскую можно из уголка 60 х 60 или 70 х 70. Уголки нужно сварить между собой, чтобы получился своеобразный прямоугольник. На низ стола можно положить доски или фанеру, но перед этим необходимо в нижних частях уголка просверлить отверстия для крепления стола к полу.

Конструкцию желательно прогрунтовать и окрасить. Если стол будет стоять в сухом отапливаемом помещении, то для экономии средств можно не обрабатывать поверхность. Для столешницы необходим лист толщиной 6−7 мм, под который следует подстелить доски для гашения вибрации от ударов молотком и работы с электроинструментом. Лист крепится болтами или шурупами по металлу.

Все размеры сугубо индивидуальны и подбираются мастером самостоятельно.

Такая конструкция хороша тем, что занимает мало места, а изготовить ее сможет даже начинающий слесарь.

Этот вариант изготавливается из квадратной трубы и уголка. Каркас изготавливается из квадратной трубы, а уголок придаст конструкции необходимую жесткость и используется для окантовки.

Инструменты для изготовления верстака:

  • Сварочный аппарат.
  • Болгарка с заточными разрезными дисками.
  • Угольники.
  • Рулетка.
  • Фанера, уголок и квадратные трубы.
  • Шурупы и направляющие для ящиков.
  • Саморезы по металлу и анкера.
  • Краска по дереву и по металлу.
  • Стальной лист.

Конструкцию необходимо сварить с тем расчётом, чтобы на его верхнюю поверхность можно было приварить вторую часть из уголков, в которой будут располагаться доски под столешницу.

Теперь можно приступить к изготовлению каркаса из уголков для столешницы. Уголки необходимо распилить на две части, длиной 2000 мм. Также понадобятся два уголка по 750 мм. Все это необходимо сварить так, чтобы в пазы уголка легли доски под столешницу.

Для того чтобы сварить обрешетку для инструмента, понадобится два уголка 2000 мм и 4 уголка по 950 мм. Для усиления каркаса следует закрепить уголки длиной 950 мм в середине и два по бокам. Панель можно приварить к столешнице следующим образом:

Следующим этапом будет усиление конструкции при помощи уголков. Это необходимо выполнить так, как показано на рисунке:

Пришло время для изготовления ящиков из фанеры. Сам процесс простой: фанеру следует нарезать лобзиком на заготовки, а затем скрутить саморезами. Ящики можно расположить с обеих сторон стола, а количество их может быть от двух до трех. К ящикам необходимо прикрепить направляющие, но перед этим с каждого бока следует прикрепить две планки из металла, к которым будут крепиться направляющие.

После того как все комплектующие готовы, можно перейти к укладке досок на верстак. Доска должна быть не тоньше 50 мм и длиной 2190 мм. Если же в хозяйстве длинных досок не найти, то можно обойтись коротышами по 74 см. Перед укладкой следует обработать доски «антикороедом» для продления их срока службы. Конструкцию из металла необходимо прогрунтовать и покрасить. Сверху на доски нужно закрепить стальной лист.

В самом конце устанавливаются ящики, а стенд для инструментов обшивается фанерой.

Последний этап — заземление верстака во избежание поражения электрическим током. Сразу можно закрепить на столешницу тиски, точильный станок и различные устройства. По желанию допускается провести кабели для розеток и дополнительного освещения, что сделает работу еще более комфортной.

Как показала практика, изготовление слесарного верстака — довольно кропотливая задача, несущая за собой финансовые затраты, но от работы на таком столе мастер получит только положительные эмоции. Работать станет намного легче благодаря тому, что все инструменты будут под рукой.

1. Склейте из нескольких слоев передний брус А и острогайте до окончательных размеров (рис. 1 и 1а). Затем отфрезеруйте в нем пазы шириной 19 и глубиной 41 мм (рис. 1а, фото А и В).

Краткий совет! Не склеивайте детали фрезерного приспособления- шаблона, а скрепите их только шурупами. Шаблон снова потребуется для выборки пазов в блоке задних тисков, который шире, чем передний брус крышки.

Из пары обрезков толстой доски и материала толщиной 12 мм соберите простое приспособление-шаблон для фрезерования под углом 2° пазов, которые станут отверстиями для верстачных упоров.

Фрезеруя пазы в переднем брусе с помощью 12-миллиметровой спиральной фрезы и 19-миллиметровой копировальной втулки, удаляйте материал понемногу, постепенно увеличивая глубину.

2. Выпилите накладку В и приклейте ее к переднему брусу, выровняв правые торцы деталей. Тщательно удалите выдавленные излишки клея.

3. По шаблону, который обычно поставляется в комплекте с передними тисками, разметьте и просверлите отверстия для штанг (фото С, рис. 1).

Расположите монтажный шаблон так, чтобы отверстия для тисков не пересекались с отверстиями для верстачных упоров в переднем брусе A/В. Наметьте центры отверстий шилом.

Примечание. В этом проекте используются передние и задние тиски Lee Valley . Они отличаются хорошим качеством изготовления, плавностью работы и поставляются с подробной инструкцией по установке.

4. Теперь изготовьте щит крышки С , нижние накладки для передних D и задних Е тисков, проставку F и задний брус G . Приклейте накладки, задний брус, проставку и передний брус к крышке (рис. 1).

5. Изготовьте левый и правый наконечники Н, I (рис. 2). Сформируйте вдоль одной грани наконечников шпунты шириной 36 и глубиной 57 мм и просверлите 12-миллиметровые отверстия.

Краткий совет! Чтобы быстро сделать чистые и аккуратные шпунты, удалите большую часть материала пазовым диском, а затем зачистите стенки и дно с помощью фрезерного стола.

6. Отфрезеруйте на торцах крышки А-G с обеих сторон фальцы шириной 57 и глубиной 36 мм (фото D ), чтобы сформировать гребни, которые вставляются в шпунты наконечников Н, I.

Используйте наконечник в роли направляющей для фрезерования фальцев на крышке. Будьте аккуратны, чтобы не задеть фрезой переднюю накладку В.

7. Наденьте на гребень левый наконечник Н , придвинув его к передней накладке В . Правый наконечник I выровняйте с передним краем щита С . Разметьте центры 12-миллиметровых отверстий (фото Е). Снимите наконечники и с помощью шила наметьте другие центры, сместив их на 1,5 мм ближе к плечикам гребней (фото F ). Проведите параллельные линии, отступив 6 мм в обе стороны от каждой метки, оставленной шилом, чтобы расстояние между линиями было равным 12 мм.

Используйте острие 12-миллиметрового сверла, чтобы перенести центры отверстий в наконечниках Н, I на гребни крышки.

Сдвиньте центры отверстий на 1,5 мм ближе к плечикам гребня, чтобы, вбивая шканты,плотнее стянуть наконечник с крышкой.

Тонким круглым рашпилем обработайте все отверстия, кроме первого. Не заходите за параллельные линии, чтобы детали стыковались плотно.

8. Просверлите по разметке 12-миллиметровые отверстия. Затем, начав со второго отверстия (считая от переднего края крышки), увеличьте его на 2 мм в обе стороны, не выходя за параллельные линии, чтобы получился овал длиной 16 мм. Проделайте то же самое с другими отверстиями, увеличивая длину каждого следующего на 1,5 мм в обе стороны (фото G , рис. 2). Это позволит крышке изменять свою ширину при сезонных колебаниях влажности. В правом наконечнике I сделайте вырез 57×165 мм вровень с низом проставки F и торцом нижней накладки Е .

9. Наденьте наконечники Н, I на гребни и закрепите 12-миллиметровыми шкантами из твердой древесины, вбивая их в отверстия без применения клея. Отпилите выступающие концы шкантов вровень с верхними и нижними гранями наконечников.

Краткий совет! Чтобы облегчить монтаж наконечников, возьмите шканты увеличенной длины и сделайте на их концах сужения.

Добавьте тиски

1. Из обрезков соберите раму, которая будет ограничивать зону перемещения фрезера при выборке углубления в нижней накладке D для передних тисков (фото Н). Разметьте углубление так, чтобы оно располагалось на расстоянии 70 мм от переднего края крышки, а его середина совпадала с центром большого отверстия для винта тисков.

Используйте 12-миллиметровую фрезу с восходящей спиралью, чтобы выбрать углубление размером 57x305x406 мм для механизма тисков. Переставляйте по мере необходимости обрезок, поддерживающий фрезер.

Отделите заднюю пластину, чтобы вставить механизм тисков на место. Затем снова установите ее, и операцию можно считать завершенной.

2. Выпилите блок J для подвижной губки передних тисков. Просверлите в блоке отверстия, разметив их по шаблону, который использовали ранее, расположив его так, чтобы левый торец блока был выровнен с левым краем крышки.

3. Отфрезеруйте вдоль торцов подвижной губки J скругления с уступом и прикрепите передние тиски к крышке, следуя указаниям инструкции (фото I). Установите на место штатную ручку-рычаг.

4. Выпилите по указанным размерам блок К для задних тисков. Переделайте фрезерное приспособление, которым пользовались раньше, и сформируйте в блоке пазы шириной 19 и глубиной 41 мм под углом (рис. 3 и 3а).

5. Выпилите накладку L для задних тисков. Просверлите в блоке К 10-миллиметровые сквозные отверстия с 25-миллиметровыми цековками (рис. 3 и За). Прижав накладку струбцинами к блоку, наметьте на ней центры отверстий 10-миллиметровым сверлом через отверстия блока. Затем просверлите в отмеченных точках отверстия диаметром 16 мм. Примечание. Наш метод немного отличается от описанного в инструкции и требует применения шайб и заглушек, не входящих в комплектацию тисков. Действуя так, мы спрятали головки болтов под пробками-заглушками, а не оставили их на виду.

6. Приклейте накладку L к блоку К (фото J ) и тщательно удалите весь выдавленный клей из отверстий для верстачных упоров.

Точно совместите отверстия блока К с отверстиями накладки L. Чтобы не тратить много времени на удаление излишков клея, нанесите его равномерно тонким слоем.

7. Прикрепите собранный блок K/L вместе с механизмом задних тисков на место, следуя указаниям инструкции. Закройте головки болтов пробками-заглушками и установите штатную ручку-рычаг.

Изготовьте верстачные упоры

1. Выпилите по указанным в «Списке материалов» размерам 17 упоров М и 17 пружин N . Для упоров мы выбрали древесину вишни, так как она долго сохраняет требуемую прочность, не оставляет вмятин на деталях, а ее цвет хорошо контрастирует с древесиной белого дуба из которой сделана крышка верстака. Для пружин подойдет плотная и упругая древесина, например кленовая.

2. Чтобы придать упорам требуемую форму, сделайте копии шаблона, увеличив их в 2 раза. Затем приклейте к упорам пружины. Проверьте, как собранные упоры вставляются в отверстия, и подгоните их, если требуется. Они должны выниматься и утапливаться без большого усилия и при этом оставаться на нужной высоте. Чтобы больше узнать о них, прочтите статью «Верстачные упоры», опубликованную в этом номере журнала.

Переходим к основанию

Примечание. Прежде чем приступить к изготовлению, измерьте и запишите размеры углубления на нижней стороне крышки. Верх основания-шкафа должен плотно вставляться в это углубление. Если его не удается вставить, потребуется подогнать его размеры к углублению или расширить края углубления для окончательной сборки.

1. По указанным в «Списке материалов» размерам выпилите полки О , перегородки Р и кромочные накладки Q, R . Приклейте накладки к полкам и перегородкам (рис. 4). Затем приклейте полки O/Q к перегородкам P/R и дополнительно закрепите шурупами.

2. Выпилив цокольные доски S и царги Т , приклейте их к сборке полок с перегородками O-R.

3. Из 19-миллиметровой фанеры, облицованной шпоном вишни, выпилите боковые и заднюю стенки U, V . Сначала приклейте на место боковые стенки, закрепив дополнительно шурупами, затем добавьте заднюю стенку, применяя для ее крепления только клей.

4. Примечание. Проверьте размеры собранного корпуса перед выпиливанием перекладин, стоек и накладок и убедитесь, что их длина, указанная в «Списке материалов», соответствует вашему проекту. Советуем выпилить детали W GG с небольшим припуском по длине, а затем подогнать их по месту.

Выпилите верхнюю и нижнюю перекладины W, X , а также стойки Y (рис. 5). Приклейте верхнюю и нижнюю перекладины к основанию спереди, затем добавьте стойки.

5. Теперь выпилите задние перекладины Z, АА , стойки ВВ , средники СС и боковые перекладины DD, ЕЕ . Приклейте нижнюю заднюю перекладину АА и средники к задней стенке V (фото К). После этого приклейте на место заднюю верхнюю перекладину и стойки, затем боковые нижние перекладины со средниками к боковым стенкам и, наконец, верхние боковые перекладины и стойки.

Используйте пару толстых брусков с ровной гранью, чтобы плотнее прижать средники СС к задней стенке.

6. На углах корпуса отфрезеруйте 10-миллиметровые фаски, заканчивающиеся у стыков перекладин со стойками (рис. 6).

Прежде чем соединить цокольные доски, нужно опилить скосы на приклеенных сверху рейках. После этого можно приступить к фрезерованию скруглений.

7. Из 19-миллиметровых вишневых досок выпилите боковые, переднюю и заднюю цокольные доски FF, GG указанной длины с припуском около 3 мм по ширине. Затем отпилите от верхнего края каждой цокольной доски рейку сечением 19×19 мм и пометьте детали, чтобы установить их на место в дальнейшем. Наконец, изготовьте соединения «ласточкин хвост», чтобы скрепить цокольные доски (рис. 6а). Примечание. Если вместо шипов «ласточкин хвост» вы решили сделать простые соединения па ус, выпилите цокольные доски указанной ширины (без припуска) и не отпиливайте от них сверху рейку.

8. Опилите скосы на ус только на рейках для боковых цокольных досок, не укорачивая их. Приклейте каждую из них к соответствующей детали, от которой она была отпилена. Затем приклейте рейки без скосов к передней и задней цокольным доскам. Сделайте скос только на верхней части передней и задней цокольных досок так, чтобы они плотно соединялись с боковыми цокольными досками. Грань скоса должна быть рядом с линией разметки, а точного сопряжения деталей можно добиться подгонкой, удаляя материал понемногу (фото L ). Затем отфрезеруйте 19-миллиметровое скругление с 3-миллиметровым уступом вдоль верхнего края всех цокольных досок.

9. Приклейте цокольные доски к основанию. Возможно, для их крепления придется использовать шурупы или гвозди, если вместо соединений «ласточкин хвост» вы сделали на их концах скосы.

Добавьте дверцы

1. Выпилите перекладины НН , стойки II и филенки JJ указанных размеров (рис. 7).

2. Сделайте шпунты шириной 6 и глубиной 12 мм по центру внутренних кромок всех стоек и перекладин. Затем сформируйте шипы толщиной 6 и длиной 12 мм на концах перекладин.

3. Соберите дверцы, склеив вместе стойки, перекладины и филенки. Когда клей высохнет, проверьте, как вставляются дверцы в проем основания, и подгоните их, если требуется. Затем отфрезеруйте фальцы 5×5 мм на верхних и нижних ребрах дверок с внутренней стороны, а также фальцы 10×5 мм на стойках, где нет петель. Эти фальцы оставляют достаточно места между дверцами и корпусом для установки магнитных защелок.

Прикрепите дверцы к корпусу с помощью накладных петель и установите на место магнитные защелки.

Опустите крышку на основание

1. Пригласите трех приятелей крепкого телосложения, чтобы с их помощью поднять тяжелую верстачную крышку и положить на основание. Фиксировать ее нет необходимости — благодаря массивности и точной подгонке она хорошо удерживается на месте.

2. Установив новый верстак в мастерской, сразу же приступайте к следующему проекту, и теперь вы сможете получить еще больше удовольствия от времени, проведенного в мастерской!