Представитель той или иной специальности (научной, художественной, технической и т.п.), Человек, профессионально занимающийся тем или иным видом специального труда. Специалист по радио. Врач, специалист по детским болезням. Специалист по древним языкам. Специалист по Пушкину. Специалист по акварели. Специалист по переплетному делу. Узкий специалист. Крупный специалист. Обратиться за справкой к специалисту.

|| Человек, умеющий что-нибудь хорошо делать, обладающий большим опытом в чем-нибудь (разг. , часто шутл. или ирон.). «Печорин - специалист по части женского сердца.» Добролюбов . Она оказалась великолепным специалистом по солению огурцов.

|| Квалифицированный представитель интеллигентной профессии (неол.). «Было бы глупо и неразумно рассматривать теперь чуть ли не каждого специалиста и инженера старой школы, как не пойманного преступника и вредителя.» Сталин . Ленин требовал от коммунистов бережного отношения к беспартийным специалистам. Советские специалисты. Буржуазные специалисты. Партийная прослойка среди специалистов.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СПЕЦИАЛИСТ" в других словарях:

    Специалист работник, выполнение обязанностей которого предусматривает наличие начального, среднего или высшего профессионального (специального) образования. Специалист (дипломированный специалист) квалификация, приобретаемая студентом … Википедия

    - (specialist) Дилер Нью Йоркской фондовой биржи, который уполномочен руководством биржи поддерживать рынок некоторых ценных бумаг. Специалисты действуют в качестве делателей рынка и обязаны выполнять четыре функции: котировать цены, исполнять… … Финансовый словарь

    См … Словарь синонимов

    - (фр. specialiste, от лат. specialic особенный, частный). Человек, избравший себе какую либо специальность, посвятивший себя какому либо одному делу, изучивший его точно, подробно. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    The Pick Up Artist Жанр комедия Режиссёр Джеймс Тобэк Продюсер Уоррен Битти Дэвид Ли Маклеод … Википедия

    Человек, получивший глубокие знания или навыки в ограниченной области. Случается, что специалист теряет представление о жизни в целом, а иногда даже и о том, являются ли результаты его работы позитивными или негативными; см. Функционер.… … Философская энциклопедия

    специалист - а, м. spécialiste, > нем. Spezialist. Человек, профессионально владеющий какой л. специальностью, обладающий специальными знаниями в какой л. области науки, техники, искусства. БАС 1. Всякому человеку следует, не переставая быть человеком,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Лицо, обладающее специальными знаниями и навыками. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    СПЕЦИАЛИСТ, а, муж. Работник в области какой н. определённой специальности. Подготовка специалистов. Узкий с. С. широкого профиля. Молодой с. (выпускник вуза или техникума, начинающий самостоятельную работу). С. по сосудистой хирургии. | жен.… … Толковый словарь Ожегова

    - «СПЕЦИАЛИСТ» (The Specialist) США, 1994, 109 мин. Боевик, триллер, мелодрама. Наемный убийца Рей Куик (дословно «Быстрый») встречается лицом к лицу с притягательной Мей Манро, заказчицей убийства, лишь на 70 й минуте фильма и их первое личное… … Энциклопедия кино

Книги

  • Специалист , Андрей Константинов , Загадочный посетитель приносит директору Агентства журналистских расследований Андрею Обнорскому необычную рукопись и предлагает ее опубликовать. В ней рассказывается о похищении жены и… Категория: Отечественный мужской детектив Серия: Проверено чтением! Издатель: АСТ, Хранитель, Астрель-СПб ,
  • Специалист , Андрей Константинов , Валерий присел на корточки, подкинул в руке флягу с вином... и снова ощутил затылком чужое дыхание, тяжелый запах из пасти. Повторилось упражнение `отражение нападения сзади`. На этот раз он… Категория:

Гансова Э.А. – доктор философских наук,

Профессор кафедры социологии

Института социальных наук

Одесского национального университета

Им. И.И.Мечникова

Крапива И.В. – аспирант каф. социологии

Статус высшего социологического образования сегодня

Привлекательность той или иной специальности для молодежи в Украине во многом зависит от престижности профессии. Последняя же, как показали многочисленные социологические исследования и статистика, обусловлена ориентацией на гуманитарное знание, преимущественно правовое, экономическое, психологическое. По представлениям выпускников школ, гуманитарные дисциплины не отягощены математическими методами и другими атрибутами точного знания; гуманитарное образование позволяет также заняться деятельностью, способной обеспечить высокий доход и престижное положение в современном обществе.

Судьба социологии в Украине сложилась достаточно противоречиво. Примером может служить история социологического образования в Одесском национальном университете им. И.И.Мечникова. Имея блестящие научные традиции, связанные с именем И.М.Поповой, одесская научная социологическая школа начала формироваться в 60-е годы. Систематическое высшее социологическое образование началось в Одессе в 70-х годах. Его основателем можно по праву считать профессора Победу Н.А.

Однако сегодня следует констатировать спад интереса к социологической науке со стороны молодежи. Во многом это связано с отсутствием ясного понимания предмета данной дисциплины в обществе, с «разгулом» дилетантизма, с «политизацией» социологических исследований, с утратой активной, наступательной позиции самими представителями социологического знания. Отсюда и недостаточная востребованность данной специальности в обществе. Хотя, казалось бы, именно демократическое управление предполагает потребность во всемерном обращении к социологической информации, отражающей и измеряющей общественное мнение, к социологическому знанию, которое наконец-то претерпело процесс деидеологизации.

Описанные выше обстоятельства не могут не повлиять на процесс подготовки кадров высшей квалификации в области социологии. Ниже мы предлагаем результаты интервью с выпускниками магистратуры при кафедре социологии.

Согласно ответам участников интервью, мотивами продолжения образования в магистратуре и аспирантуре стали: желание повысить квалификацию, заниматься научной деятельностью. Никто не мотивировал поступление в магистратуру отсутствием ясных перспектив в будущем.

Оценивая элементы системы социологического образования, будущие магистры положительно оценили такие традиционные формы как лекции и семинарские занятия. Их вполне устраивает уровень преподавания, содержание учебных программ.

Они работают над избранными для магистерских исследований темами на протяжении 3-х и 4-х лет, а некоторые все 5 лет. Большинство собирало материал для научного исследования, проводя пилотажные опросы, фокус-группы, интервью, анализируя документы.

Практически единицы участвовали в массовых опросах населения в составе исследовательских групп или использовали результаты социологических исследований, проводимых социологическими Центрами Одессы и Украины.

Нет магистерских работ, посвященных проблематике теории и истории социологии. Основная масса выпускников магистратуры специализируется в области отраслевой социологии, выбрав для себя «социологию молодежи», «социологию семьи», «социологию культуры», «социологию образования».

Оценивая уровень своих знаний, магистры отметили, что отличные оценки они могли бы себе поставить по отраслевой социологии и качественным методам. Что касается знаний по общей социологической теории и по количественным методам, то здесь превалируют удовлетворительные оценки.

Наиболее критически выпускники магистратуры отозвались о таких формах учебного процесса как участие в научно-исследовательской работе кафедры социологии, в конкретно-социологических исследованиях. Неудовлетворение вызывают следующие факторы: производственная практика, условия для получения образования, а именно уровень компьютеризации, обеспеченность научной и учебной литературой. В результате, по их мнению, неудовлетворительным является соотношение теоретической и практической подготовки.

В качестве перспективы большинство назвало поступление в аспирантуру и преподавательскую работу в вузе. Сравнительно небольшая часть участников интервью предполагает работать в социальных службах. Остальные виды профессиональной деятельности (практикующий социолог в социологической службе, Центре социологических исследований, в СМИ, органах управления, в организациях и т.д.) отсутствуют в их жизненных планах.

В ходе интервью был выявлен крайне низкий уровень информированности участников о деятельности социологических центров, функционирующих в Одессе и в Украине.

Столь же не осведомлены они и по поводу возможного трудоустройства социологов в Одесском регионе, востребованности лиц данной профессии на рынке труда.

Выводы

Анализируя состояние дел в области подготовки социологов высшей квалификации, следует отметить, что на эффективность данного вида образования влияют следующие обстоятельства:

Недостаточная престижность данной профессии в украинском обществе;

Низкий уровень востребованости профессиональных социологов на рынке труда;

Недостатки национальной системы образования, связанные с отсутствием автономии университетов, а также институтов, факультетов в системе университетов, позволяющей разрабатывать самостоятельно структуру учебного процесса, в частности определять пропорции аудиторной и внеаудиторной работы, а также соотношение лекционных и не лекционных методов (семинаров, практикумов, практик);

Нормативная заданность, «зарегулированность» не позволяют период производственной социологической практики увеличить до пяти лет, начиная его с младших курсов;

Узким остается круг научных интересов магистров. В него не входят актуальные для страны проблемы политики, экономики, права;

Наши выпускники недостаточно вовлечены в мир «большой социологической науки», участвуя в общеукраинских и международных проектах, конференциях. Незначительное их число имеет научные публикации, пребывая еще на студенческой скамье.

Чаще всего основным мотивом выбора той или иной специальности является интерес к будущей профессии (49,2%). Также, к важным причинам выбора будущей специальности для молодежи Курганской области относятся - «престижность профессии» (21,9%) и её «востребованность в будущем» (26,7%).

Таблица 16

Мотивы выбора будущей (нынешней) специальности

значения % от числа ответивших % от числа ответивших % от числа ответивших
интерес к будущей работе 48,2 45,2 49,2
престижность данной профессии 26,7 22,3 21,9
востребованность в будущем 24,1 25,0 26,7
желание самореализоваться 17,3 16,9 15,4
хочется иметь образование, специальность значения не имеет 13,8 13,6 11,9
случайное стечение обстоятельств 9,6 12,0 9,6
хорошо оплачиваемая профессия 12,8 11,0 11,9
на данную специальность маленький конкурс 6,2 8,3 6,7
дешевле учиться 9,8 7,8 7,7
настояли родители 3,0 6,2 6,0
это профессия моих родителей 2,6 3,1 3,1
затрудняюсь ответить 4,3 2,1 3,9
другое 0,6 0,4 0,8

Исследование показало:

ü Процент тех, кто хотел бы уехать в другие регионы заметно снизился по сравнению с исследованиями 2011-12 гг., в целом молодежь Курганской области не склонна к смене места жительства.

ü Усилилась внутриобластная миграция.

ü Среди молодежи распространено серьезное отношение к выбору будущей специальности, которое обусловлено, прежде всего, интересом к будущей работе. Однако, как показали результаты опроса, лишь малая часть выпускников вузов работает затем по специальности, т.е. столкнувшись с реальными запросами рынка труда и экономической ситуацией в регионе, молодежь ищет другие пути реализации своих способностей, и на место интереса к профессии и значимости ее для общества, приходят такие мотивы как: высокая заработная плата и карьерный рост.

ü Снизилось количество тех респондентов, которые признают значимость получения высшего образования.

ФОРМЫ ДОСУГОВОГО ПОВЕДЕНИЯ И СТРЕМЛЕНИЕ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В рамках исследования также были выявлены формы досугового поведения молодежи и уровень стремления к здоровому образу жизни.

Наибольшую степень личной удовлетворенности молодые люди проявили в семейной жизни (22,7%) и «дружбе и любви» (18,3%). Также довольно часто участники исследования связывают свои «успехи» с «образованием» (16,3%), «досугом» (11,8%) и «трудовой деятельностью» (10,8%).

По сравнению с 2011-12 годами, заметно небольшое снижение доли тех, кто испытывает удовлетворение в связи с трудовой деятельностью.

Таблица 17

Удовлетворенность респондентов в различных сферах жизни

значения % от числа ответивших, 2011 % от числа ответивших, 2012 % от числа ответивших
удовлетворенность семейной жизнью 19,4 24,2 22,7
дружбой, любовью 18,1 20,4 18,3
образованием 16,7 14,4 16,3
досугом 11,6 12,0 11,9
трудовой деятельностью 15,0 11,5 10,8
социально-политической активностью 3,6 3,3 1,9
другое 1,1 1,4 1,3
не могу сказать, что я чем-то удовлетворен 8,8 7,0 7,5
затрудняюсь ответить 5,7 5,6 9,4
всем вышеперечисленным - 0,2 -

Наиболее часто молодые люди предпочитают проводить досуг «встречаясь с друзьями» (37,3%), также популярными занятиями среди «молодежи» являются «заниматься спортом» (21,5%), «слушать музыку» (21,0%). Снизилось число тех, кто проводит свободное время за просмотром телевизора с 22,2% до 16,5%, увлекается компьютером с 20,5% до 13,8 %, ходит в театры с 10,1% до 5,8%.

Возросла популярность такого способа проведении досуга как «конструирование, рисование» (10,4%).

Таблица 18

Структура досуговой активности молодежи

значения % от числа ответивших % от числа ответивших % от числа ответивших
встречаюсь с друзьями 32,6 36,3 37,3
смотрю телевизор 18,3 22,2 16,5
спортом 19,8 21,2 21,5
слушаю музыку 25,2 20,5 21,0
увлекаюсь компьютером 19,0 20,5 13,8
читаю книги 17,3 14,6 13,9
хожу в театр, кино 7,2 10,1 5,8
хожу в походы 8,7 9,9 7,1
хожу на дискотеки, в клубы 7,5 8,4 5,8
конструирую, вышиваю, рисую 9,8 7,8 10,4
коллекционированием 1,3 1,2 1,5
играю на игровых автоматах 1,0 0,4 0,4
другое 6,2 8,2 3,9

Формулируя ценностное отношение молодых людей к окружающей их социальной реальности, важно отметить, что одной из стратегий борьбы с проблемами общества является профилактика. В частности, немаловажное значение, как потенциальное средство борьбы с пагубными зависимостями и девиациями, играет также физическая культура и спорт.

Регулярно занимаются спортом 30,2 % участников исследования. 42,9% занимаются спортом изредка. 17,5% не занимаются спортом, но хотели бы это исправить. 9,4% устраивает неспортивный образ жизни, и они не хотели бы ничего менять.

Таблица 19

Занимаетесь ли Вы спортом

Разница между горожанами и сельчанами в этом отношении несущественна, а молодые люди традиционно активнее, чем девушки в своем стремлении к спортивному образу жизни.

Таблица 20

Влияние пола на стремление заниматься спортом

Велика зависимость возраста и желания заниматься спортом. Чем старше респонденты,тем реже они занимаются спортом и тем меньше у них желания вести здоровый образ жизни. Это объясняется еще и тем, что в возрасте 15-17 лет в рамках учебного заведения физкультура является обязательным предметом, окончив же учебу многие опрошенные не собираются заниматься спортом, ввиду отсутствия мотивации.

Диаграмма 7

Влияние возраста на стремление заниматься спортом (в %)

Чаще всего молодые люди не занимаются спортом по причине недостатка времени (41%), хотя их число несколько снизилось с прошлого года. Среди иных причин, наиболее часто упоминаются «нехватка спортивных сооружений» (15,2%) и «отсутствие желания» (9,2%). Необходимо отметить, что этот вариант ответа стал менее популярным, зато число респондентов, которые не могут заниматься спортом по состоянию здоровья неуклонно растет. Рейтинг причин мешающих молодежи заниматься спортом почти полностью совпадает с аналогичным распределением ответов в 2011-12 гг.

Школьников и их родителей в преддверии поступления в ВУЗ волнует проблема выбора будущей профессии. Они стараются понять, какие специальности будут популярны к моменту окончания учебного заведения. Ведь от этого выбора через несколько лет будет зависеть будущее нынешнего абитуриента, его материальное и социальное положение.

Журналисты и социологи ежегодно проводят собственные исследования, они выявляют и определяют самые востребованные, актуальные и популярные специальности, помогают будущим студентам определиться с выбором высшего учебного заведения, оценивают, как изменится ситуация через несколько лет, насколько та или иная профессия останется актуальной, а какая будет не такой востребованной.

Профессии будущего: в каком ВУЗе их можно получить

В настоящее время социологи акцентируют внимание школьников, студентов и их родителей на следующих профессиях, которые будут очень актуальны на рынке труда через несколько лет.

Инженеры. Грамотные специалисты всегда востребованы и нужны на предприятиях, особенно на крупных промышленных производствах. По оценкам некоторых кадровых агентств, около 70 % нынешних инженеров через пять лет выйдут на пенсию. Поэтому, конечно, те школьники, которые смотрят в будущее уже сегодня, и стремятся выбрать для себя профессию и специальность, по которой и будут работать после обучения, могут выбрать для себя один из факультетов политехнических ВУЗов.


В каком ВУЗе учиться : Прежде всего, востребованы факультеты, на которых готовят инженеров для строительства и оборонных предприятий, авиационной, атомной промышленности. Сегодня в ведущих технических ВУЗах столицы МАИ, МИФИ, МИСиС или «Станкин» на некоторые специальности конкурс превышает десять человек на место. Но проблема в том, что значительная часть больших предприятий часто расположена в регионах, куда вряд ли приедут выпускники московских ВУЗов.

Инженеры-выпускники региональных технических ВУЗов, Северного (Арктического) федерального университета могут найти высокооплачиваемую работу на предприятии «Севмаш» в Северодвинске, где производят атомные подводные лодки. Молодые инженеры, выпускники Ижевского государственного технического университета в Удмуртии устраиваются на Воткинском заводе, где производят ракеты-носители для запуска коммерческих спутников «Старт», ракеты «Булава», «Тополь-М», «Искандер-Э».

IT-специалисты . В востребованности таких специалистов нет ничего непредсказуемого. Ведь с каждым днем компьютеризация населения растет, как и всех отраслей производства. Студенты могут выбрать для себя любое направление и любую специальность: IT-специалисты, специалисты-разработчики, эксперты, специализирующиеся на поддержке и внедрении ERP-систем и прочие. Все они в недалеком будущем будут очень популярны и актуальны среди многих работодателей.

В каком ВУЗе учиться : Среди всех имеющихся ВУЗов страны самые популярные у работодателей: МГТУ им. Н.Э. Баумана, МЭСИ, СПб ГУ ИТМО.

Логистики. Без таких специалистов сегодня не обходится ни одно крупное предприятие. Ведь логистика подразумевает под собой комплекс работ, связанных с перемещением и передвижением товаров и услуг от продавца к покупателю. Сюда входит: стратегическое управление закупкой, перевозки, снабжение, хранение готового товара или деталей. Мир не сможет существовать без товарооборота, поэтому такая специальность всегда будет востребованной.


В каком ВУЗе учиться : Сегодня во многих столичных ВУЗах можно получить специальность логиста, самых востребованных работодателями специалистов готовят в Государственном университете управления (ГУУ), Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ), Московском автодорожном институте (МАДИ), Российском химико-технологическом университете им. Д.И. Менделеева (РХТУ) и Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ). Естественно, в учебных программах факультетов логистики этих ВУЗов есть свои особенности, сильные и слабые стороны.

Маркетологи . Специалисты-маркетологи являются стратегами компании, в которой работают. Они руководят системой, которая ориентирована на производство различных благ, удовлетворение интересов потребителей и производителей. Хорошие маркетологи занимаются исследованием рынка, планируют объемы и ассортимент продукции, стимулируют сбыт, определяют цены, а также разрабатывают бизнес-планы и предлагают наиболее выгодные направления и варианты вложения денежных средств своей компании. Крупные предприятия в настоящее время очень ценят и не мыслят свою деятельность без таких опытных и высококвалифицированных специалистов.

В каком ВУЗе учиться : Хорошими маркетологами становятся с большим опытом практической работы, но получить профессию можно в экономических ВУЗах на факультетах по специальностям менеджмент, маркетинг. Наиболее в столице ценятся студенты из МЭСИ, ГУ Высшая школа экономики, МАБиУ и ВЗФЭИ.

Химики . Особенно актуальны и востребованы такие специалисты в области энергетики. Ведь все большее внимание сегодня уделяется развитию альтернативных источников энергии.


В каком ВУЗе учиться : Студенты ИФХМ (Института физико-химии материалов) в составе МИСиС получают фундаментальные знания в сфере разработки новых процессов и материалов. Инженерный химико-технологический институт (ИХТИ) в составе Казанского ГТУ - одно из ведущих учебных заведений данного профиля в России. В нем готовят квалифицированных химиков в области разработки уникальных высокоэнергетических соединений, новейших технологий для решения экологических проблем, лекарственных препаратов, фитонцидов, полимерных материалов. ИМСЭН-ИФХ, созданный на основе Инженерного физико-химического факультета РХТУ им. Д.И. Менделеева, готовит специалистов-химиков, занятых разработками технологии получения новых материалов, работающих в экстремальных условиях, применения методов химии высоких энергий, получения радионуклидов медицинского назначения, использования нанотехнологий и наноматериалов. Нельзя не упомянуть про вклад в подготовке квалифицированных химиков в Московской государственной академии тонкой химической технологии (МИТХТ) имени М.В.Ломоносова.

При выборе профессии необходимо ориентироваться не только на популярность и востребованность той или иной специальности. Очень важно желание студента учиться в выбранном ВУЗе. В противном случае несколько лет, проведенных в стенах университета, будут прожиты впустую. Необходимо четко определиться со своими желаниями и мечтами и только потом делать окончательный выбор и поступать на ту специальность, которой будет интересно заниматься всю жизнь.