Ликвидация Общества с Ограниченной Ответственностью.
Ликвидация ООО (общества с ограниченной ответственностью) – не менее популярная услуга, чем регистрация ООО в Москве. Причины, по которым ликвидируют фирму, различны – начиная от нецелесообразности дальнейшего существования предприятия и заканчивая неразрешимыми проблемами, возникшими в процессе развития компании. Было бы логичным предположить, что процедура ликвидации должна быть одинаковой для всех, независимо от причин прекращения деятельности. Но, к большому удивлению это не так. Существует несколько вариантов ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Попробуем рассмотреть каждый из этих вариантов насколько это возможно.

Официальная ликвидация ООО.
Официальная ликвидация ООО означает полное прекращение ее деятельности. Ликвидированная организация не имеет правопреемников, по ее обязательствам после закрытия не отвечают ни юридические, ни какие-либо физические лица. Решение о ликвидации, ООО может быть принято общим собранием участников, уполномоченным на принятие таких решений органом или судом, если деятельность компании велась с неоднократными, грубыми или неустранимыми нарушениями. По окончании официальной ликвидации фирмы в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись, печать уничтожается, а документы сдаются в архив. Процедура ликвидации, ООО в этом случае может продолжаться от шести месяцев до года.

Этапы официальной ликвидации юридического лица.

1.Решение о закрытии предприятия и назначение ликвидационной комиссии.
Решение о закрытии предприятия должно быть принято на общем собрании учредителей, назначен ликвидатор или ликвидационная комиссия, состав которой необходимо согласовать с регистрирующим органом, определены сроки и порядок регистрации. В дальнейшем все полномочия по управлению фирмой переходят к этой комиссии. В течение 3 дней комиссия уведомляет регистрационный орган о том, что фирма начала процедуру ликвидации, о чем в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись.

2.Публикация решения в прессе и уведомление кредиторов.
После того, как решение об официальной ликвидации ООО принято, в журнале «Вестник государственной регистрации» должна быть опубликована информация об этом решении, а так же уведомлены все известные кредиторы. С момента публикации или получения уведомления кредиторы имеют право предъявить требование о досрочном погашении долгов. По закону, срок, в который фирма принимает претензии от кредиторов, не может быть меньше 2х месяцев.

3.Составление ликвидационного баланса и выездная налоговая проверка.
В ходе добровольной ликвидации фирмы должен быть составлен ликвидационный баланс, проведен анализ дебиторской и кредиторской задолженности, определен порядок расчета с кредиторами и разработаны меры по взысканию дебиторской задолженности. На этом же этапе налоговая инспекция проводит выездную налоговую проверку, изучает бухгалтерские документы фирмы за последние 3 года.

4.Согласование ликвидационного баланса, закрытие счетов, уничтожение печати.
Регистрационный орган согласовывает ликвидационный баланс. Решение о согласовании позволяет закрыть счета в банке и уничтожить печать общества.

5.Уведомление о завершении процедуры закрытия компании.
Когда все процедуры, необходимые для закрытия компании, проведены, ликвидационная комиссия уведомляет об этом регистрирующий орган и представляет соответствующие документы (акты о проведенных проверках, отсутствии задолженностей, справки о закрытии счетов в банках, уничтожении печати, передаче документов на хранение в архив).

6.Завершающая стадия закрытия ООО.
На основе предоставленных документов регистрирующий орган выносит решение о закрытии компании, о чем вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ. Это завершающий этап ликвидации, с момента внесения записи в реестр компании официально не существует. Стоит отметить, что этот вариант возможен только в том случае, когда у Вашей компании нет финансовых, юридических или других проблем связанных с государством или Вашими партнерами.

Ликвидация ООО с нулевым балансом.
Причин для отсутствия финансово-хозяйственной деятельности существует множество: возникновение непредвиденных сложных ситуаций у предпринимателя, отсутствие начального капитала, даже нестабильная экономическая ситуация в стране. Формально существующая компания с нулевым балансом может превратиться в тяжкое бремя, поэтому многие предприниматели стремятся ее ликвидировать. Ликвидация ООО с нулевым балансом осуществляется официально, в соответствии с действующим законодательством.

Если компания не имеет задолженностей перед юридическими и частными лицами, государственными и внебюджетными фондами, а также своевременно сдавались отчеты в налоговую службу, ликвидация ООО производится без дополнительных проверок государственными органами. Процедура ликвидации включает в себя ряд обязательных этапов. Очень важно правильно оформить всю необходимую документацию и соблюсти последовательность действий, для чего следует обратиться к специалистам. Такая ликвидация производится по той же схеме, что и ликвидация действующего ООО, которое вело финансово-хозяйственную деятельность.

Ликвидация ООО путем смены учредителя, генерального директора.
Ликвидация Общества с ограниченной ответственностью путем смены учредителей и ген. директора подразумевает переход общество от одних владельцев к другим через договор уступки доли. Формально в результате этой процедуры,компания продолжает существовать, но ответственность за нее переходит к другим людям. Это наиболее быстрый способ, но по нашему мнению менее эффективный хотя и занимает весь процесс семь рабочих дней.

Преимущество ликвидации путем смены генерального директора.
Явным преимуществом такой ликвидации компании является то, что она не предполагает обязательной выездной налоговой проверки. Компания переходит к другим владельцам сразу после осуществления договора уступки доли и регистрации соответствующих изменений.

Ликвидация компании путем присоединения.
Процедура присоединение подразумевает переход прав и обязанностей от одной компании к другой с прекращением существования первой. Компания-правопреемник продолжает свою деятельность с учетом произошедших изменений. Присоединенная компания считается ликвидированной с момента государственной регистрации произошедших изменений.

Ликвидация ООО путем слияния.
Слияние – форма реорганизации, при которой на базе нескольких компаний создается новая организация, а фирмы-участницы слияния ликвидируются. Имущество реорганизованных компаний переходит к новой фирме в качестве взносов в уставной капитал. Права и обязанности ликвидированных компаний также переходят к созданной организации. Фирма-правопреемник должна быть зарегистрирована в ИФНС в соответствии с Федеральным законом, потребуется вновь получить коды статистики, изготовить печать, а так же зарегистрировать ООО во внебюджетных фондах и открыть расчетный счет.

Ликвидация фирмы путем банкротства.
Банкротство является одним из инструментов спасения компании в случае наличия долгов. Процедура банкротства производится под контролем арбитражного суда с момента возбуждения дела о банкротстве и заканчивая восстановлением платежеспособности должника либо его ликвидацией.
Банкротство осуществляется в том случае, если должник неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.
Положительные стороны у этой процедуры имеются, банкротство ставит кредиторов в рамки федерального закона. По завершению этого процесса считается, что компания полностью погасила свои долговые обязательства, но немало и негативных последствий. Так, например, возникает риск оспаривания сделок, заключенных должником. Все сделки по приобретению и отчуждению имущества, по получению и выдаче займов должника осуществляются под контролем арбитражного управляющего. Учредители при этом не могут принимать решения о ликвидации или выплате дивидендов. Руководство должником переходит к арбитражному управляющему в ходе внешнего управления или конкурсного производства. Кроме того, на учредителей накладывается субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и обязанностям об уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов.

Лучший способ ликвидации Общества с ограниченной ответственностью.
Какой способ выбрать решать конечно Вам. Если в Вашей компании хватит средств для выплаты всех задолженностей: арендодателям, кредитором, задолженностей по заработной плате сотрудникам и т.д. То процедура ликвидации компании значительно упрощается. Но не для кого не секрет что решение о ликвидации принимается из за отсутствия денежных средств. Тяжелое финансовое положение в компании является причиной ликвидации. При этом о принятии решения о прекращении деятельности необходимо заявить заблаговременно. Чтобы все заинтересованные лица могли выставить свои финансовые и иные претензии.

Кто выполняет ликвидацию фирм?
Итак, предстоит решить, каким же путем будет проведена процедура ликвидации. Для того чтобы выбрать оптимальную схему, не достаточно изучить состояние дел ликвидируемой фирмы на момент прекращения ее деятельности. Необходимо в совершенстве знать все возможные способы ликвидации общества с ограниченной ответственностью и знать последовательность действий в каждом конкретном случае. Важно понять, как повлияют на процесс ликвидации фирмы все те факторы, которые имеют место в данной ситуации. Для какой-то компании единственным приемлемым способом может быть ликвидация путем слияния, в другом же случае этот метод может оказаться неоправданно долгим или же недостаточно эффективным. Опытный юрист компании «Реинжиниринг финансов и права» поймет, какие трудности могут возникнуть и как их избежать. Особенно это важно, если требуется ликвидировать фирму с долгами.

Ликвидация ООО – процесс достаточно сложный и длительный по времени. Однако, если придерживаться определенных правил, то закрыть организацию можно и самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних специалистов.

Прежде чем начинать данную процедуру необходимо знать, что существуют альтернативные способы ликвидации. Возможно, конкретно в вашем случае ООО проще продать или сменить в ней состав учредителей. В такой ситуации организация будет существовать и дальше, но уже без вашего участия.

Пошаговая инструкция по ликвидации ООО в 2019 году

Организация может быть ликвидирована добровольно или по решению суда (все случаи перечислены в ст. 61 ГК РФ). В данной статье рассмотрена добровольная процедура ликвидации ООО.

Процесс добровольной ликвидации ООО состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии.
  2. Уведомление о начале ликвидации налоговой службы.
  3. Публикация в «Вестнике государственной регистрации» извещения о ликвидации.
  4. Уведомление о факте ликвидации кредиторов.
  5. Уведомление сотрудников и центра занятости о предстоящем увольнении.
  6. Подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС.
  7. Составление и подача в ИФНС промежуточного ликвидационного баланса.
  8. Расчеты по имеющимся у организации долгам.
  9. Подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО.
  10. Подача в ИФНС окончательного пакета документов.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных этапов более подробно:

1. Принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии

Решение о ликвидации принимается на общем собрании участников ООО. Оно должно быть принято единогласно и оформлено в виде протокола общего собрания участников. Если в организации только один участник, то решение о ликвидации принимается единолично, после чего составляется решение единственного учредителя .

Стоит заметить, что комиссия может состоять всего лишь из одного человека – ликвидатора. Паспортные данные каждого члена комиссии должны быть внесены в решение (протокол) о ликвидации.

Комиссия или ликвидатор наделяются всеми полномочиями по управлению делами общества. Они представляют организацию в суде и несут ответственность за все действия, совершенные на стадии ликвидации (ст. 62 ГК РФ).

Обратите внимание , начиная с 30 марта 2015 года, функции заявителя в процессе ликвидации должен выполнять руководитель комиссии или ликвидатор (ранее документы должен был подавать один из учредителей или участников ООО).

2. Уведомление налоговой службы и фондов о начале ликвидации ООО

В течение 3-х рабочих дней после принятия решения (протокола) о ликвидации в ИФНС по месту учета необходимо подать:

  • уведомление по форме Р15001 (нотариально заверенное);
  • протокол собрания участников или решение единственного учредителя .

Спустя 5 рабочих дней после подачи документов налоговая инспекция должна внести запись в ЕГРЮЛ о том, что ООО находится в процессе ликвидации и выдать вам на руки копию листа, подтверждающего внесение данных в государственный реестр.

Обратите внимание , фонды (ПФР и ФСС) уведомлять о факте закрытия ООО больше не нужно. Данную информацию им должна предоставлять налоговая инспекция. Правда, в нашей стране бывает всякое, поэтому данный момент лучше уточнить в ИФНС по месту учета.

Бесплатная консультация по налогам

3. Публикация в «Вестнике государственной регистрации»

Ликвидировать организацию с долгами перед контрагентами без урегулирования отношения с ними нельзя, поэтому ликвидационной комиссии необходимо опубликовать в СМИ сообщение о планируемом прекращении деятельности ООО.

Изданием, в котором публикуются подобная информация, является «Вестник государственной регистрации» . Разместить извещение о ликвидации можно через специальную форму на официальном сайте журнала.

4. Уведомление о закрытии ООО кредиторов

Помимо публикации в «Вестнике» необходимо письменно уведомить своих кредиторов о начале процедуры ликвидации, а также рассказать о порядке и сроках выставления претензий и требований с их стороны (данный срок должен составлять не менее 2-х месяцев).

Специальных требований к оформлению подобных уведомлений не установлено, однако, у вас должны остаться доказательства того, что кредиторы были действительно осведомлены. Ими могут служить заказные письма с уведомлением о вручении или подписи лиц, получивших корреспонденцию (в случае курьерской доставки).

5. Уведомление сотрудников и центра занятости об увольнении

Не позднее, чем за 2 месяца до предстоящего увольнения, необходимо уведомить об этом факте своих сотрудников. Делать это необходимо посредством специального письменного уведомления с пометкой о том, что увольнение происходит по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации.

Письменное уведомление также необходимо предоставить в органы службы занятости. По каждому сотруднику указывается должность, профессия, специальность, квалификационные требования, а также условия оплаты труда.

Центр занятости уведомляется за 2 месяца до увольнения или за 3 месяца, если увольнение является массовым (зависит от региона и специфики деятельности но, как правило, от 15 человек и более).

Увольняемым работникам необходимо будет выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ними сохраняется право на получение зарплаты на период трудоустройства (но не более чем за 2 месяца со дня увольнения).

Отчетность за сотрудников

После того, как сотрудники уволены и с ними осуществлен полный расчет, можно направлять отчетность в ПФР (форма СЗВ-СТАЖ), ФСС (форма 4-ФСС) и ИФНС (Единый расчет по страховым взносам). Данные расчеты необходимо сдать до подачи заявления .

Если процесс ликвидации ООО совпал с окончанием отчетного года, то сначала нужно сдать расчеты СЗВ-СТАЖ и 4-ФСС за прошедший год (в общем порядке), а потом за период с начала года и до подачи заявления о ликвидации Р16001.

Примечание : на последних отчетах в ПФР, ФСС и ИФНС не забудьте поставить отметку на титульных листах – «Прекращение деятельности».

В течение 15 рабочих дней, со дня сдачи последней отчетности в ПФР оплачивается сумма взносов (доплат), если было их начисление.

Кроме этого, с апреля 2016 года был введен новый ежемесячный отчет в ПФР для работодателей по форме СЗВ-М . Указанный отчет нужно предоставлять не позднее 15-го числа следующего месяца.

По компании, находящейся в процессе ликвидации, в случае отсутствия сотрудников, сдается нулевой СЗВ-М, подписанный ликвидатором.

Не стоит забывать и об отчетах по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ . Прекращение деятельности компании не снимает обязанностей налогового агента. Аналогично отчетности в ПФР и ФСС, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ предоставляются за период с начала года и до прекращения деятельности, а если закончился отчетный год, то еще и за прошедший период.

6. Подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС

После получения уведомления о ликвидации ООО налоговые органы имеют право (но не обязаны) провести выездную проверку. Причем сделать они это могут независимо от того, когда и по какой причине проводилась предыдущая проверка.

На практике, данную процедуру налоговая инспекция проводит не всегда, а «нулевые» компании, как правило, не проверяет вовсе. Однако, в любом случае, подготовиться к визиту из ИФНС и навести порядок в денежных расчетах и отчетных документах лучше заранее.

Если решение о выездной проверке уже вынесено, то переходить к следующему этапу ликвидации можно только после окончании проверки и урегулирования всех вопросов, возникших во время её проведения.

7. Составление и подача в ИФНС промежуточного ликвидационного баланса

Особых правил по его оформлению не установлено, однако, судебная практика рекомендует составлять баланс по тем же принципам, что и бухгалтерскую отчетность (поэтому самостоятельно решать данную проблему не имея похожего опыта, не рекомендуется).

Промежуточный баланс должен содержать:

  • сведения об имуществе организации;
  • информацию о требованиях, предъявленных кредиторами;
  • результаты рассмотрения требований кредиторов.

После того, как документ будет составлен его необходимо утвердить на собрании учредителей (единственным учредителем) и оформить соответствующий протокол (решение).

  • уведомление по форме Р15001 заверенное у нотариуса (в этот раз в разделе 2 ставится галочка в пункте 2.3);

Помимо этого во многих ИФНС дополнительно могут потребовать:

  • протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса ;
  • документы, подтверждающие публикацию в «Вестнике» .

В течение 5 рабочих дней после принятия документов налоговая инспекция должна внести соответствующие данные в ЕГРЮЛ и отдать вам копию листа, подтверждающего внесение записи в государственный реестр.

Подача налоговой декларации

Вместе с промежуточным ликвидационным балансом, вы можете сдать налоговую декларацию, но при условии, что после составления баланса организация больше не планирует проводить налогооблагаемых операций. Если такие операции возможны – декларацию подавайте с ликвидационным балансом.

Для ликвидируемых ООО последний отчетный год – период с 1 января до даты внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ. Вся отчетность по компании должна быть сдана в срок не позднее даты внесения записи о ликвидации организации.

Налоговые декларации подаются в соответствии с выбранной системой налогообложения, подробнее читайте на этой странице.

8. Расчеты по имеющимся у организации долгам

После того, как промежуточный баланс будет утвержден, ликвидационной комиссии необходимо начать рассчитываться по имеющимся у организации задолженностям.

Согласно ст. 64 ГК РФ долги должны выплачиваться в следующем порядке:

  1. Гражданам, перед которыми ООО несет ответственность за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью.
  2. Работникам по трудовому договору (зарплата и выходные пособия) и по выплате авторских вознаграждений.
  3. Расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, страховые взносы, штрафы и т.д.).
  4. Оставшиеся долги перед другими кредиторами.

Если денежных средств не хватает для погашения всех задолженностей ООО, тогда организации необходимо выставить на публичные торги своё имущество. Если и в этом случае полученная от продажи выручка не покроет все долги компании, тогда ликвидационной комиссии придется обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.

Если ещё перед началом ликвидации вы точно знаете, что денежных средств и имущества ООО не хватит для погашения всех имеющихся долгов, то лучше сразу обратиться к специалистам по банкротству (так как в проведении этой процедуры есть много нюансов самостоятельно ей заниматься лучше не стоит).

9. Подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО

Как только все задолженности перед контрагентами, сотрудниками и государством будут погашены, ликвидационной комиссии необходимо составить окончательный ликвидационный баланс , содержащий сведения о тех активах фирмы, которые остались и должны быть распределены между участниками.

Примечание : если активы в окончательном балансе окажутся больше, чем в промежуточном, то налоговая инспекция может запросить разъяснения и даже отказать в ликвидации. Делается это с целью выявления недобросовестных ликвидаторов, которые временно выводят свои активы из ООО, чтобы не выплачивать долги кредиторам.

Окончательный ликвидационный баланс необходимо утвердить на общем собрании участников (единственным учредителем) и оформить соответствующий протокол (решение) об утверждении.

Только после этого активы, оставшиеся после расчетов с кредиторами, можно распределить между учредителями (участниками) в соответствии с их долями в уставном капитале организации.

10. Подача в налоговую инспекцию окончательного пакета документов

После прохождения всех вышеперечисленных этапов необходимо подать в ИФНС окончательный пакет документов:

  • заявление по форме Р16001 (нотариально заверенное);
  • протокол (решение) об утверждении окончательного ликвидационного баланса ;
  • квитанция об оплате госпошлины в размере 800 рублей.
  • справки из фондов, подтверждающие отсутствие задолженностей (их сдавать не обязательно, так как налоговая должна самостоятельно запрашивать эти данные в ПФР и ФСС).

В течение 5 рабочих дней после сдачи документов налоговая инспекция ликвидирует ООО, внесет соответствующие данные в ЕГРЮЛ и выдаст вам на руки копию листа, подтверждающего внесение записи в государственный реестр.

После этого останется только: закрыть расчетный счет в банке, уничтожить печать в специализированной организации и сдать оставшиеся документы ликвидированного общества в архив.

Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном статьями 61-65 ГК РФ, с учетом требований установленных законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" и уставом общества. В тоже время законом установлена и принудительная ликвидация общества по решению суда по основаниям, предусмотренным ГКРФ.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Решение общего собрания участников общества на основании, которого может быть осуществлена добровольная ликвидация общества с ограниченной ответственностью и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров или наблюдательного совета общества, исполнительного органа или участника общества. Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

С момента, когда будет назначена ликвидационная комиссия, к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества имеет право выступать в суде.

В случае, если участником ликвидируемого общества является РФ, субъект РФ или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ, продавца государственного имущества субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Недавними изменениями законодатель конкретизировал отдельные положения законодательных актов регулирующих деятельность обществ с ограниченной ответственностью. Значительная часть изменений коснулась учредительных документов обществ и порядка их создания. Порядок же ликвидации обществ с ограниченной ответственностью практически не изменился.

Так вся процедура ликвидации общества с ограниченной ответственностью разделяется на несколько этапов:

· принятие решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии, сообщение сведений о принятом решении в регистрирующий орган для внесения их в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ); Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами;

· составление промежуточного ликвидационного баланса;

· осуществление расчетов с кредиторами;

· составление ликвидационного баланса, передача оставшегося имущества общества его участнику;

· государственная регистрация ликвидации общества.

Ответственные лица или органы управления общества принимают решение о его добровольной ликвидации. Дальше происходит формирование ликвидационной комиссии с определением ее председателя. Вместе с тем участники или орган общества с ограниченной ответственностью, принявшие такое решение, обязаны в трехдневный срок, причем в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о добровольной ликвидации. Для этого необходимо направить в регистрирующий орган Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ. Нарушение этого срока может повлечь привлечение участников общества с ограниченной ответственностью к административной ответственности, На основании такого уведомления регистрирующим органом вносится запись в Единый реестр государственной регистрации юридических лиц о принятии в отношении общества с ограниченной ответственностью решения о ликвидации, и выдаются по месту нахождения этого общества Свидетельство о внесении записи в Единый реестр государственной регистрации юридических лиц и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, в которой указывается, что общество с ограниченной ответственностью находится в процессе ликвидации. Статья 62 ГК РФ устанавливает, что участники общества с ограниченной ответственностью или орган, принявшие решение о ликвидации такого общества, назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с положениями ГК РФ и другими нормативно-правовыми актами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. В случае принятия участниками общества решения о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора участники общества с ограниченной ответственностью, направляют в регистрирующий орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица. На основании указанного уведомления регистрирующий орган вносит запись в Единый государственный реестр юридических лиц запись о формировании ликвидационной комиссии определенного общества с ограниченной ответственностью, назначении ликвидатора, содержащую сведения о руководителе ликвидационной комиссии, и выдает либо направляет заявителю по почте Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и выписку из этого Единого государственного реестра юридических лиц;

В дальнейшем ликвидационная комиссия должна обеспечить опубликование в средствах массовой информации сообщений о ликвидации общества с ограниченной ответственностью, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. При проведении процедуры ликвидации общества с ограниченной ответственностью на ликвидационную комиссию возлагается обязанность опубликовать в средствах массовой информации и в журнале "Вестник государственной регистрации" сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к самостоятельному выявлению кредиторов и письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица общества с ограниченной ответственностью. После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества с ограниченной ответственностью, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается решением общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью. В случае ликвидации общества с ограниченной ответственностью установлено требование об обязательном проведении инвентаризации. О составлении промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия также уведомляет регистрирующий орган Уведомление оформляется по форме утвержденной Постановлением Правительства РФ. На основании указанного уведомления регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдает Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и выписку из реестра.

По результатам заявленных требований кредиторов ликвидационная комиссия общества составляет промежуточный ликвидационный баланс, в который включаются все требования кредиторов.

Соответственно после принятия всех требований кредиторов к обществу, ликвидационная комиссия осуществляет расчеты с кредиторами в очередности, установленной действующим российским законодательством. Это означает, что со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия начинает производить расчеты с кредиторами. Также стоит обратить внимание на то, что порядок исполнения ликвидируемыми организациями обязанности по уплате обязательных налогов и сборов, а также зачета излишне уплаченных и взысканных налогов и сборов регулируется ст.49 НК РФ. Налоговый период при ликвидации организации определяют в соответствии с п.3 ст.55 НК РФ. Если имеющиеся у ликвидируемого общества с ограниченной ответственностью денежные средства недостаточны для удовлетворения всех заявленных требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общество с ограниченной ответственностью с публичных торгов. Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований всех кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. В этом случае, ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Признание банкротства ликвидируемого должника осуществляется в этом случае в упрощенном порядке, предусмотренном параграфом 1 главы XI Закона о банкротстве. При банкротстве ликвидируемого должника такие процедуры банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, не применяются. Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего, в связи, с чем последующие ликвидационные процедуры от имени ликвидируемого юридического лица осуществляются конкурсным управляющим, а не ликвидационная комиссия, созданная решением участников общества с ограниченной ответственностью. В случае если требования кредиторов, не удовлетворенны по причине недостаточности имущества общества, то они считаются погашенными, т.е. юридически такие требования считаются исполненными, а фактически-- нет, в связи с отсутствием у должника возможностей для удовлетворения их требований.

На следующем этапе ликвидации общества с ограниченной ответственностью происходит распределение оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества общества между его участниками. И составляется ликвидационный баланс, с целью определения оставшегося у общества имущества.

После всех перечисленных этапов общество уже можно считать ликвидированным, но действующее законодательство предусматривает обязанность осуществить государственную регистрация ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Для осуществления государственной регистрации в связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью в регистрирующий орган необходимо представить следующие документы:

· заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ;

· ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью;

· документ об уплате государственной пошлины;

· документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений

Документы представляются непосредственно или направляются почтой. Государственная регистрация при ликвидации организации осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в налоговую инспекцию.

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью считается завершенной, а общество -- прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом ликвидация общества с ограниченной ответственностью по своему содержанию это достаточно сложный процесс, который заключает в себе ряд мероприятий, таких как исключение компании из единого государственного реестра юридических лиц, аннулирование всех учредительных документов, проведение проверки налоговой инспекцией и различными фондами, сдача документов на хранение и уничтожение печати.

Процедура ликвидации ООО на добровольных основаниях ее учредителей занимает времени, в среднем, от 3 месяцев до 1 года. Первым этапом является собрание учредителей, которые принимают решение о том, что данную фирму нужно закрыть. Также на этом этапе назначается ликвидатор (ликвидационная комиссия)…

Вторым этапом закрытия ООО является уведомление налогового органа по месту учета предприятия о намерении ликвидировать фирму. Это необходимо сделать в течение 3 дней с того момента, когда было принято решение о ликвидации. Если ликвидатор не успеет уведомить налоговую службу в течение трех дней, то это грозит административной ответственностью (штрафом), которая предусмотрена статьей 14.25 КоАП РФ.

Далее вносится запись в ЕГРЮЛ о том, что данная фирма начала процесс ликвидации. Когда запись будет сделана, то в данном ООО уже не разрешается изменять учредительные документы. После начала процедуры ликвидации все полномочия по решению вопросов правового характера переходят ликвидатору.

Еще одним важным этапом закрытия фирмы является сообщение о ликвидации предприятия в соответствующих печатных изданиях (также в течение 3 дней). Оповещаются о ликвидации и кредиторы. Выявление кредиторов осуществляется на основании первичных и прочих документов бухучета. Также по результатам внешнего аудита и . Каждый кредитор должен быть уведомлен о начале ликвидации фирмы и индивидуальном порядке. Уведомлениями занимается ликвидационная комиссия, выбранная на собрании учредителей.

Далее оформляется промежуточный ликвидационный баланс, в котором находится информация, касающаяся имущества компании, а также список требований кредиторов. Также уведомляются о ликвидации ООО и внебюджетные фонды.

Регистрирующим органом будет отправлен утвержденный ликвидационный баланс на проверки в органы взыскания задолженностей и в другие отделы. После утверждения ликвидационного баланса осуществляется расчет с кредиторами. Если денег не хватает, чтобы погасить все долги, тогда имущество ООО продается на публичных торгах. Но если и этих средств не достаточно, то общество может быть признано банкротом.

Если же расчет с кредиторами выполнен в полном объеме и имущество еще осталось, то оно распределяется между участниками ООО в соответствующих пропорциях. Далее необходимо закрыть все банковские счета и уведомлять налоговую службу о закрытии каждого счета (на это дается 7 дней). Когда ООО исключат из единого реестра юрлиц, оно считается ликвидированным. Как видно, данная процедура длительная и сложная, поэтому пройти ее без квалифицированной правовой помощи будет очень трудно.

На нашем сайте вы можете обратиться за бесплатной юридической консультацией . Для этого прокрутите страницу чуть ниже, напишите в специальной форме свой вопрос и отправьте его юристу-консультанту. Консультация по телефону предоставляется бесплатно для жителей Москвы, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Вопросы судебной практики, связанные с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью

I. Ликвидация общества с ограниченной ответственностью по решению участников (добровольная ликвидация)
II. Ликвидация общества с ограниченной ответственностью по решению суда

I. Ликвидация общества с ограниченной ответственностью по решению участников (добровольная ликвидация)

Общество с ограниченной ответственностью вправе принять решение о добровольной ликвидации, однако на практике оно может столкнуться с рядом проблем при ее проведении.
На сегодняшний день судебные споры, связанные с добровольной ликвидацией общества с ограниченной ответственностью, касаются следующих вопросов:
- лицо, полномочное подписывать уведомление о ликвидации общества с ограниченной ответственностью
- последствия несвоевременного уведомления регистрирующего органа о начале процедуры добровольной ликвидации
- необходимость ведения реестра кредиторов общества с ограниченной ответственностью ликвидационной комиссией
- опубликование сообщения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью
- признание бухгалтерского баланса промежуточным ликвидационным балансом общества с ограниченной ответственностью
- сведения, подлежащие включению в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью
- полномочия регистрирующего органа при государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью
- основания для отказа в регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью
- право налогового органа на бесспорное взыскание налогов и сборов в период ликвидации общества с ограниченной ответственностью
- удовлетворение требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью, заявленных по истечении срока на их предъявление
- права и обязанности кредиторов общества с ограниченной ответственностью
- необходимость проведения торгов при продаже имущества ликвидируемого общества с ограниченной ответственностью
- основания для отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи о принятии обществом решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии
- основания признания недействительной записи о принятии обществом решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии
- признание решения о госрегистрации ликвидации недействительным
- последствия признания недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью
- уплата государственной пошлины за государственную регистрацию ликвидации общества
- дата, с которой общество считается прекратившим свое существование

1. Лицо, полномочное подписывать уведомление о ликвидации общества с ограниченной ответственностью

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ уведомление о ликвидации общества должны подать его учредители или орган, принявший решение о ликвидации.
Однако согласно ст. 57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества.
Таким образом, получается, что уведомить регистрирующий орган о принятом решении ликвидировать общество должно общее собрание участников как орган, принявший решение, но в то же время с момента принятия решения о ликвидации и назначения ликвидационной комиссии общее собрание участников лишается своих полномочий.
Вследствие этого возникает вопрос: кто полномочен подписывать уведомление о ликвидации общества?
1.1. Вывод из судебной практики: Председатель ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью полномочен подписывать уведомление о ликвидации, если это предусмотрено в решении о ликвидации, принятом органом управления общества.
Суд исходит из того, что законодательством не урегулирован вопрос о том, кто должен подписывать уведомление о ликвидации. При этом суд делает следующий вывод: если участники возложили обязанность по уведомлению на председателя ликвидационной комиссии, то он полномочен подписывать данное уведомление.
1.2. Вывод из судебной практики: Председатель ликвидационной комиссии, не имеющий надлежащих полномочий, не может подписывать уведомление о ликвидации общества с ограниченной ответственностью.
Суд исходит из того, что в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ уведомление о принятии решения о ликвидации должно подписываться учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации.

2. Последствия несвоевременного уведомления регистрирующего органа о начале процедуры добровольной ликвидации

Согласно ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 19.07.2009) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации данного лица, в трехдневный срок обязаны письменно уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением указанного решения.
На практике может возникнуть ситуация, когда учредители приняли решение о ликвидации, однако в установленный срок не известили регистрирующий орган. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление сведений, необходимых для включения в государственные реестры, а также за подачу недостоверной информации заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Вместе с тем встает вопрос о возможности признания ликвидации недействительной на основании того, что регистрирующий орган несвоевременно был уведомлен о принятии решения о ликвидации.
Следует отметить, что с 01.01.2010 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.12.2009 N 352-ФЗ в п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Согласно данным изменениям формулировка "в трехдневный срок" заменена на "в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица". Таким образом, законодателем конкретизировано, с какого момента учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, обязаны уведомить об этом регистрирующий орган.
2.1. Вывод из судебной практики: Несвоевременное уведомление регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации не является основанием для признания ликвидации недействительной.
Суд исходит из того, что ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ не предусмотрено такого основания для отказа в государственной регистрации, как несоблюдение порядка ликвидации, а именно несвоевременное уведомление регистрирующего органа о ее начале.
Кроме того, за нарушение порядка представления сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, законодательством установлена административная ответственность.

3. Необходимость ведения реестра кредиторов общества с ограниченной ответственностью ликвидационной комиссией

Согласно ст. 63 ГК РФ в обязанности ликвидационной комиссии входит опубликование сообщения о ликвидации, выявление кредиторов общества и уведомление их о ликвидации, составление промежуточного баланса, удовлетворение требований кредиторов и составление ликвидационного баланса.
Однако на практике возникают споры о том, должна ли ликвидационная комиссия вести реестр кредиторов, поскольку непосредственно данная обязанность в указанных нормах не установлена.
3.1. Вывод из судебной практики: Законом не предусмотрена обязанность ликвидатора вести реестр кредиторов общества с ограниченной ответственностью.
Суд исходит из того, что ст. ст. 61 - 64 ГК РФ не обязывают ликвидатора вести реестр требований кредиторов должника.

В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами.
Согласно Приказу ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Однако на практике ликвидационная комиссия публикует сообщения о ликвидации обществ не в "Вестнике государственной регистрации", а в ином печатном издании. Вследствие этого возникает вопрос о правомерности такого опубликования.
4.1. Вывод из судебной практики: Сообщение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью может быть опубликовано только в журнале "Вестник государственной регистрации".
Суд исходит из того, что в соответствии с Приказом ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ сведения, подлежащие опубликованию, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации". Данный Приказ зарегистрирован в Минюсте России 04.07.2006 N 8001, опубликован в установленном законом порядке и имеет статус нормативно-правового акта, поэтому он обязателен для исполнения.

5. Признание бухгалтерского баланса промежуточным ликвидационным балансом общества с ограниченной ответственностью

Гражданским кодексом РФ не установлена форма промежуточного ликвидационного баланса.
Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, также не предусмотрено специальных требований к форме промежуточного ликвидационного баланса.
Статьей 63 ГК РФ установлены только требования к содержанию промежуточного ликвидационного баланса.
Вследствие этого на практике (когда заявитель представляет для госрегистрации бухгалтерский баланс по форме, предусмотренной ПБУ 4/99, без учета требований ст. 63 ГК РФ) возникают споры, связанные с тем, что регистрирующий орган не признает такой баланс промежуточным ликвидационным балансом.
5.1. Вывод из судебной практики: Бухгалтерский баланс не признается промежуточным ликвидационным балансом общества с ограниченной ответственностью, если не отвечает требованиям ст. 63 ГК РФ ("Порядок ликвидации юридического лица").

Примечание: Суд указал, что бухгалтерский баланс не отвечает требованиям ст. 63 ГК РФ, если не содержит сведений о составе имущества, перечня требований кредиторов, а также данных о результатах их рассмотрения.

6. Сведения, подлежащие включению в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью

Согласно ст. 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также о результатах их рассмотрения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс общества. Однако перечень сведений, подлежащих включению в него, законодательством не установлен.
В связи с этим на практике встречается множество споров как относительно содержания промежуточного ликвидационного баланса и сведений, подлежащих включению в него, так и относительно содержания ликвидационного баланса общества.
6.1. Вывод из судебной практики: Промежуточный ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью должен содержать все сведения, предусмотренные ПБУ 4/99.

6.2. Вывод из судебной практики: Сведения о списанной задолженности не включаются в ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью.
6.3. Вывод из судебной практики: Вопрос о необходимости включения в ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью сведений о кредиторской задолженности, требования по которой не заявлялись, решается судами по-разному.
Позиция 1. Сведения о кредиторской задолженности в ликвидационный баланс не включаются, если кредитор не заявил требование о ее включении.
Позиция 2. Сведения о кредиторской задолженности включаются в ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью, даже если кредитор не заявил требование о ее включении.
Позицию суд мотивировал следующим: согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого госрегистрация ликвидации невозможна. Вследствие этого кредиторская задолженность, требования по которой не заявлялись, подлежит обязательному включению в ликвидационный баланс.
6.4. Вывод из судебной практики: Сведения о проведенных хозяйственных операциях ликвидируемого общества не включаются в ликвидационный баланс.

7. Полномочия регистрирующего органа при государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не содержит закрытого перечня прав и обязанностей регистрирующего органа при регистрации ликвидации юридических лиц.
В указанный закон были внесены изменения Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ, которые вступили в силу 01.07.2009. Согласно этим изменениям регистрирующему органу запрещено проверять, соответствуют ли федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ формы представленных документов и содержащиеся в них сведения. Исключение составляют случаи, предусмотренные п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Однако на практике возникают споры о компетенции регистрирующего органа при госрегистрации ликвидации ООО.
7.1. Вывод из судебной практики: Регистрирующий орган не вправе оставить без рассмотрения документы, представленные на госрегистрацию ликвидации общества.
Примечание: В данном случае в регистрирующий орган было представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
7.2. Вывод из судебной практики: Регистрирующий орган не вправе проверять документы, представленные при госрегистрации ликвидации ООО, на предмет их соответствия закону.

8. Основания для отказа в регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью

Основания для отказа в государственной регистрации, в том числе ликвидации ООО, предусмотрены ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. В частности, такими основаниями являются: непредставление необходимых в соответствии с законом документов; их представление в ненадлежащий регистрирующий орган.
Однако из смысла данной статьи не ясно, что понимается под словом "непредставление".
8.1. Вывод из судебной практики: Отказ в государственной регистрации ликвидации общества на основании того, что ликвидационный баланс не прошит и не пронумерован, признается правомерным.
Суд исходит из того, что ликвидатором не выполнены требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, установленные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, а также предусмотренные Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденными Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@.
8.2. Вывод из судебной практики: По вопросу о том, является ли правомерным отказ в государственной регистрации ликвидации общества на основании того, что в ликвидационном балансе отсутствуют сведения о кредиторской задолженности перед бюджетом и (или) иными кредиторами, существует две позиции судов.
Позиция 1. Отказ в государственной регистрации ликвидации общества на основании того, что в ликвидационном балансе отсутствуют сведения о кредиторской задолженности перед бюджетом и (или) иными кредиторами, признается неправомерным.
Примечание: Признавая решение регистрирующего органа неправомерным, суд исходил из того, что решение о взыскании задолженности с общества было принято после обращения с заявлением о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией и принятия соответствующего акта регистрирующим органом.
Примечание: Признавая решение регистрирующего органа неправомерным, суд исходил из того, что задолженность общества выявлена по истечении срока для предъявления требований кредиторов и после подачи ликвидатором заявления о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией и принятия регистрирующим органом оспариваемого решения.
Позиция 2. Отказ в государственной регистрации ликвидации общества на основании того, что в ликвидационном балансе отсутствуют сведения о кредиторской задолженности перед бюджетом и (или) иными кредиторами, признается правомерным.
8.3. Вывод из судебной практики: Отказ в госрегистрации ликвидации общества на основании того, что в ликвидационном балансе не отражены хозяйственные операции, проведенные обществом после составления промежуточного баланса, признается правомерным.
8.4. Вывод из судебной практики: Нарушение срока уведомления регистрирующего органа о принятом решении о ликвидации общества не является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации общества.
8.5. Вывод из судебной практики: Отказ в государственной регистрации ликвидации общества признается правомерным, если в документе об уплате государственной пошлины отсутствует указание на то, что платеж произведен ликвидатором от имени ликвидируемого общества.

9. Право налогового органа на бесспорное взыскание налогов и сборов в период ликвидации общества с ограниченной ответственностью

Согласно ст. 46 НК РФ при неуплате или неполной уплате налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Вместе с тем согласно ст. 49 НК РФ очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством РФ. В соответствии со ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица расчеты по обязательствам перед бюджетом и внебюджетными фондами производятся в третью очередь.
Однако налоговый орган зачастую обращается в кредитные организации, в которых открыты счета ликвидируемого налогоплательщика, с требованием о взыскании денежных средств.
9.1. Вывод из судебной практики: В период нахождения налогоплательщика на стадии ликвидации инспекция не вправе взыскивать налоги и сборы в бесспорном порядке.
Суды исходят из того, что в период нахождения налогоплательщика на стадии ликвидации инспекция не вправе взыскивать налоги и сборы в бесспорном порядке, поскольку это противоречит положениям ст. 49 НК РФ и влечет нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.

10. Удовлетворение требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью, заявленных по истечении срока на их предъявление

Пунктом 5 ст. 64 ГК РФ установлено, что требования кредитора, заявленные по истечении срока, который установлен ликвидационной комиссией, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Однако данная статья не регламентирует, до какого момента кредитор должен заявить свои требования, чтобы они были удовлетворены хотя бы после удовлетворения требований всех кредиторов.
10.1. Вывод из судебной практики: Требования, заявленные по истечении срока на их предъявление, удовлетворяются за счет имущества, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, если они предъявлены до составления ликвидационного баланса и закрытия реестра кредиторов.

11. Права и обязанности кредиторов общества с ограниченной ответственностью

Согласно ст. 63 ГК РФ при ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия должна совершить ряд действий: уведомить кредиторов (п. 1 ст. 63 ГК РФ), составить промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ), осуществить расчеты с кредиторами (п. 4 ст. 63 ГК РФ), составить ликвидационный баланс (п. 5 ст. 63 ГК РФ), распределить оставшееся после расчетов с кредиторами имущество между учредителями (п. 7 ст. 63 ГК РФ).
Вместе с тем ГК РФ не устанавливает, какими правами и обязанностями обладают кредиторы ликвидируемого общества в процессе ликвидации. Единственное право кредиторов закреплено в п. 4 ст. 64 ГК РФ: при отказе ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонении от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
В связи с изложенным на практике возникают споры относительно того, какими правами и обязанностями обладают кредиторы общества.
11.1. Вывод из судебной практики: Порядок удовлетворения требований кредиторов при ликвидации предусматривает обязанность кредитора в установленный срок предъявить соответствующие требования, независимо от наличия (отсутствия) у ликвидационной комиссии (ликвидатора) или общества информации о задолженности перед таким кредитором.
11.2. Вывод из судебной практики: Кредитор общества с ограниченной ответственностью не вправе обращаться в суд, если ликвидационная комиссия не отвечает на его требование в связи с отсутствием по юридическому адресу, так как данное обстоятельство не свидетельствует об уклонении от удовлетворения требований.

12. Необходимость проведения торгов при продаже имущества ликвидируемого общества с ограниченной ответственностью

Согласно п. 3 ст. 63 ГК РФ продажа имущества при ликвидации производится с публичных торгов в соответствии со ст. 62 Закона об исполнительном производстве.
С 1 февраля 2008 года вступил в силу Закон об исполнительном производстве от 02.10.2007 N 229-ФЗ. Согласно данному Закону порядок реализации имущества регулируется гл. 9 (ст. ст. 89 - 93). Ранее действовал Закон об исполнительном производстве от 21.07.1997 N 119-ФЗ, который содержал указанный порядок в ст. 62.
На практике возникают споры относительно продажи имущества при ликвидации в соответствии с Законом о банкротстве, п. 4 ст. 111 которого предусматривает возможность продажи имущества стоимостью менее 100 тыс. руб. без проведения открытых торгов.
12.1. Вывод из судебной практики: Сделки по отчуждению имущества общества с ограниченной ответственностью при ликвидации, заключенные без проведения торгов, признаются недействительными.
Суд исходит из того, что согласно ст. 63 ГК РФ продажа имущества при ликвидации производится на торгах в соответствии со ст. 62 Закона об исполнительном производстве от 21.07.1997 N 119-ФЗ.
С 1 февраля 2008 г. вступил в силу Закон об исполнительном производстве. Глава 9 (ст. ст. 89 - 93) данного Закона регулирует порядок реализации имущества.

13. Основания для отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи о принятии обществом решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии

Основания для отказа в государственной регистрации, в том числе в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, предусмотрены ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Одним из таких оснований является непредставление необходимых в соответствии с законом документов.
Однако из смысла данной статьи неясно, что понимается под словом "непредставление": может ли документ считаться непредставленным, если он оформлен с нарушениями требований законодательства РФ?
13.1. Вывод из судебной практики: Отсутствие в уведомлении о принятии решения о ликвидации общества паспортных данных и ИНН заявителя не является основанием для отказа во внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации общества и формировании ликвидационной комиссии, если указанные паспортные данные и ИНН содержатся в уведомлении о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.
Примечание: Суд апелляционной инстанции указал, что в форме N Р15001 "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица" соответствующих граф для заполнения не содержится.

14. Основания признания недействительной записи о принятии обществом решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии

Основные применимые нормы:
- ст. 198 АПК РФ;
- ст. ст. 20, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

После внесения регистрирующим органом записи о том, что общество с ограниченной ответственностью находится в процессе ликвидации, участники общества могут обратиться в суд с требованием о признании такой записи недействительной на основании ст. 198 АПК РФ.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если сочтут, что оспариваемые акты, решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для ведения предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не предусматривает возможности и оснований для признания недействительной записи регистрирующего органа о том, что общество находится в процессе ликвидации.
14.1. Вывод из судебной практики: Запись регистрирующего органа о том, что общество с ограниченной ответственностью находится в процессе ликвидации, является недействительной, если впоследствии решение, на основании которого внесена данная запись, было признано недействительным.

15. Признание решения о госрегистрации ликвидации недействительным

На практике участники организации, кредиторы или регистрирующий орган могут обратиться в суд с требованием признать недействительным решение о государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, а также создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не содержит положений, устанавливающих возможность и основания для признания решения о государственной регистрации ликвидации общества недействительным.
15.1. Вывод из судебной практики: По вопросу о том, является ли неуведомление кредитора, обратившегося в суд, основанием для признания решения о госрегистрации ликвидации ООО недействительным, если сообщение о ликвидации было опубликовано, существует две позиции судов.
Позиция 1. Неуведомление кредитора, обратившегося в суд, не является основанием для признания решения о государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью недействительным, если сообщение о ликвидации было опубликовано.

Во-первых, регистрирующий орган не наделен правом правовой проверки представленных на регистрацию документов, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами. Во-вторых, Закон N 129-ФЗ не обязывает при ликвидации общества представлять в налоговый орган доказательства уведомления кредиторов. Следовательно, нарушение порядка уведомления не влечет недействительности акта налогового органа о ликвидации юридического лица.
Позиция 2. Неуведомление кредитора, обратившегося в суд, является основанием для признания решения о госрегистрации ликвидации ООО недействительным, даже если сообщение о ликвидации было опубликовано.
Примечание: В этом случае суды исходят из следующего.
Во-первых, требования кредиторов не были учтены в ликвидационном балансе организации и указанные кредиторы не были надлежащим образом уведомлены о предстоящей ликвидации. Во-вторых, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ликвидационная комиссия направила кредиторам уведомление о ликвидации в письменной форме, как это предусмотрено п. 1 ст. 63 ГК РФ. Следовательно, ликвидация общества считается проведенной с нарушением прав кредиторов и является незаконной.
Суды также учитывают, что согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого невозможно осуществить государственную регистрацию ликвидации. Исходя из смысла приведенных норм ликвидационный баланс общества, в котором отсутствуют все сведения о кредиторах общества, считается непредставленным (отсутствующим), если содержащиеся в нем сведения являются недостоверными.
15.2. Вывод из судебной практики: Госрегистрация ликвидации общества признается недействительной, если ликвидационный баланс не соответствует промежуточному ликвидационному балансу в части активов и кредиторской задолженности.
15.3. Вывод из судебной практики: По вопросу о том, является ли госрегистрация ликвидации общества недействительной, если в ликвидационном балансе отсутствуют сведения о кредиторской задолженности перед бюджетом и (или) иными кредиторами, существует две позиции судов.
Позиция 1. Отсутствие в ликвидационном балансе сведений о кредиторской задолженности перед бюджетом и (или) иными кредиторами не является основанием для признания госрегистрации ликвидации общества недействительной.
Суды исходят из того, что Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не обязывает регистрирующий орган проверять представленные на регистрацию документы (в том числе на достоверность данных промежуточного и ликвидационного балансов и на отсутствие у ликвидируемого юрлица кредиторской задолженности).
Позиция 2. Отсутствие в ликвидационном балансе сведений о кредиторской задолженности перед бюджетом и (или) иными кредиторами является основанием для признания госрегистрации ликвидации общества недействительной.
15.4. Вывод из судебной практики: Решение регистрирующего органа о ликвидации общества признается недействительным в случае, если впоследствии будет установлено, что решение, на основании которого регистрирующий орган принял данное решение, признано недействительным.
15.5. Вывод из судебной практики: Решение регистрирующего органа о государственной регистрации ликвидации общества признается недействительным, если решение общества о ликвидации, на основании которого она была произведена, принято неуполномоченным лицом и документы на госрегистрацию поданы неуполномоченным лицом.

16. Последствия признания недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью

Решение о государственной регистрации ликвидации общества, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Изменение содержащихся в ЕГРЮЛ сведений производится следующим образом: ранее внесенные сведения сохраняются, а изменение осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, п. 5 Правил).
Известны ситуации, когда участники общества, регистрирующий орган или иные заинтересованные лица обращаются в суд с требованием признать недействительным решение регистрирующего органа о госрегистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью.
В случае удовлетворения указанных требований на практике возникает вопрос о последствиях признания недействительным решения о госрегистрации ликвидации общества.
16.1. Вывод из судебной практики: В случае признания недействительным решения о госрегистрации ликвидации общества регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись об изменении сведений об обществе, а не исключает запись о его госрегистрации.

17. Уплата государственной пошлины за государственную регистрацию ликвидации общества

В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ государственная регистрация ликвидации юридического лица осуществляется при представлении документа об уплате госпошлины. Согласно ст. 3 данного Закона госпошлина уплачивается в соответствии с НК РФ, ст. 333.17 которого установлено, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обратившиеся за совершением юридически значимых действий.
Однако законодательством четко не регламентировано, кто именно должен уплачивать госпошлину за государственную регистрацию ликвидации общества.
17.1. Вывод из судебной практики: Если госпошлину за госрегистрацию ликвидации общества уплачивает физическое лицо, из квитанции должно однозначно следовать, что госпошлина уплачена за ликвидацию общества.

18. Дата, с которой общество считается прекратившим свое существование

Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
На практике возникают споры по поводу того, когда именно после внесения записи в ЕГРЮЛ общество с ограниченной ответственностью считается прекратившим свое существование: в день внесения соответствующей записи или на следующий день после внесения записи.
18.1. Вывод из судебной практики: Общество считается прекратившим свое существование с даты, следующей за датой внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

II. Ликвидация общества с ограниченной ответственностью по решению суда

Пункт 2 ст. 61 ГК РФ устанавливает случаи, когда регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации общества.
На сегодняшний день судебные споры, связанные с принудительной ликвидацией общества с ограниченной ответственностью, касаются следующих вопросов:
- срок принудительной ликвидации общества с ограниченной ответственностью
- основания для принудительной ликвидации общества с ограниченной ответственностью
- право уполномоченного органа на обращение в суд с требованием о принудительной ликвидации общества с ограниченной ответственностью в период проведения добровольной ликвидации
- момент ликвидации общества с ограниченной ответственностью при признании записи о государственной регистрации недействительной

1. Срок принудительной ликвидации общества с ограниченной ответственностью

Пунктом 3 ст. 61 ГК РФ установлено, что регистрирующий орган может обратиться в суд с требованием о принудительной ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ.
Однако в данной статье не указано, в какой срок должна быть проведена ликвидация в случае удовлетворения подобного требования. В связи с этим на практике возникают ситуации, когда регистрирующий орган обращается в суд с требованием об установлении такого срока.
1.1. Вывод из судебной практики: При принудительной ликвидации юридического лица регистрирующий орган не может требовать установить сроки ее проведения.
Суд исходит из того, что статьи Гражданского кодекса РФ, которые регулируют порядок ликвидации юрлица, не устанавливают сроки на ее проведение. Кроме того, отказывая в удовлетворении требований, суд указывает следующее: неисполнение судебного акта влечет ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами, а порядок исполнения судебных актов, определенный АПК РФ, не предусматривает возможности предъявления в суд отдельного требования в случае неисполнения судебного акта.

2. Основания для принудительной ликвидации общества с ограниченной ответственностью

Статьей 61 ГК РФ установлена возможность принудительной ликвидации общества в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона (если они неустранимы) либо ведения деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 14-П, отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации общества, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушения правовых актов. Неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации общества в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Кроме того, при рассмотрении заявлений о ликвидации общества по мотиву осуществления им деятельности с неоднократными нарушениями закона или иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и деятельность общества после совершения нарушений. Общество не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. (п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84).
Вместе с тем законодательство подробно не регламентирует, какие именно нарушения могут повлечь принудительную ликвидацию общества, что на практике приводит к множеству споров.
2.1. Вывод из судебной практики: Наличие на заявлении о госрегистрации подписи умершего лица не является основанием для ликвидации общества.
Суд исходит из того, что наличие на заявлении о госрегистрации подписи умершего лица не является грубым и неустранимым нарушением, а за предоставление недостоверных сведений при госрегистрации предусмотрены иные последствия, установленные п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
2.2. Вывод из судебной практики: Отсутствие волеизъявления учредителя на создание и деятельность общества является основанием для признания государственной регистрации юридического лица незаконной при условии, что непричастность учредителя к созданию общества будет доказана в установленном законом порядке.
2.3. Вывод из судебной практики: Отсутствие общества с ограниченной ответственностью по адресу, указанному в учредительных документах, не является основанием для его ликвидации.
Суды исходят из того, что отсутствие общества с ограниченной ответственностью по адресу, который указан в учредительных документах, не является грубым и неустранимым нарушением, а за предоставление недостоверных сведений при госрегистрации законом предусмотрены иные последствия, установленные п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
2.4. Вывод из судебной практики: Отсутствие общества с ограниченной ответственностью по адресу, указанному в учредительных документах, и предоставление недостоверных сведений об одном из участников общества не являются основанием для его ликвидации.
Примечание: Суд указал, что предоставление недостоверных сведений, послуживших основанием для внесения сведений о новом участнике и изменений в сведения об уставном капитале общества, не может быть отнесено к нарушениям, допущенным обществом при его создании. Такие нарушения носят устранимый характер.
2.5. Вывод из судебной практики: Предоставление при создании общества недостоверных сведений об адресе его места нахождения, а также неоднократное неисполнение предписаний регистрирующего органа о предоставлении соответствующих достоверных сведений для внесения записи в ЕГРЮЛ является основанием для ликвидации общества.
Примечание: В данном случае суд указал, что общество не только не принимало мер по устранению допущенных при его создании нарушений, но и всячески препятствовало действиям регистрирующего органа, скрывая свое фактическое местонахождение и местонахождение документации. Указанные действия общества были признаны неоднократным грубым нарушением законодательства.
2.6. Вывод из судебной практики: Оплата менее 50 процентов уставного капитала общества на момент его создания не является основанием для ликвидации общества, если впоследствии уставный капитал был оплачен полностью.
2.7. Вывод из судебной практики: По вопросу о том, является ли основанием для ликвидации общества с ограниченной ответственностью то обстоятельство, что стоимость чистых активов общества меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, существует две позиции судов.
Позиция 1. Если стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, это не является безусловным основанием для ликвидации общества.
Согласно п. 4 ст. 90 ГК РФ, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала (п. 1 настоящей статьи), общество ликвидируется.
Статьей 61 ГК РФ установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона (если они неустранимы) или ведения деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Таким образом, если в течение длительного времени стоимость чистых активов общества меньше минимального размера уставного капитала, регистрирующий орган может обратиться в суд с требованием о принудительной ликвидации.
Вместе с тем на практике суды, рассматривая данные споры, исходят из того, что несоответствие стоимости чистых активов уставному капиталу общества при наличии обстоятельств, свидетельствующих об осуществлении обществом финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности, отсутствии задолженности перед работниками и бюджетом, а также при положительной динамике изменения указанной стоимости не является основанием для принудительной ликвидации.
Позиция 2. Если стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, это является основанием для ликвидации общества.
Суд основывается на положениях п. 3 ст. 61, п. 4 ст. 90 ГК РФ, п. п. 3, 5 ст. 20 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.
Примечание: В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество подлежит ликвидации, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного данным Законом на дату государственной регистрации общества. Вместе с тем из ниже приведенных судебных актов не ясно, в течение какого периода стоимость чистых активов была меньше уставного капитала.
2.8. Вывод из судебной практики: Непредставление в регистрирующий орган сведений о видах экономической деятельности общества не является основанием для принудительной ликвидации общества.
2.9. Вывод из судебной практики: Осуществление подлежащей обязательному лицензированию деятельности без соответствующей лицензии не является достаточным основанием для ликвидации общества.
2.10. Вывод из судебной практики: Неоднократное привлечение общества к административной ответственности за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения и вне игорных зон не является достаточным основанием для принудительной ликвидации общества.
2.11. Вывод из судебной практики: Признание недействительным решения общего собрания о реорганизации общества в форме выделения и об утверждении разделительного баланса является основанием для принудительной ликвидации выделившегося общества.

3. Право уполномоченного органа на обращение в суд с требованием о принудительной ликвидации общества с ограниченной ответственностью в период проведения добровольной ликвидации

Пунктом 2 ст. 61 ГК РФ установлены два основания для ликвидации юридического лица: по решению его учредителей (участников) либо органа юрлица, уполномоченного на то учредительными документами, либо по решению суда. Данная статья не предусматривает возможности проводить ликвидацию юрлица по двум основаниям одновременно.
Однако может возникнуть ситуация, когда по решению органа управления общества начинается процесс ликвидации и в это же время уполномоченный орган обращается в суд с требованием о принудительной ликвидации. Вследствие чего встает вопрос: возможно ли обращение уполномоченного органа в суд с требованием о принудительной ликвидации общества с ограниченной ответственностью в период проведения добровольной ликвидации?
3.1. Вывод из судебной практики: Наличие решения о добровольной ликвидации общества с ограниченной ответственностью не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК РФ ("Ликвидация юридического лица").

4. Момент ликвидации общества с ограниченной ответственностью при признании записи о государственной регистрации недействительной

Проблема определения момента ликвидации связана с тем, что согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня государственной регистрации. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юрлица возникает в момент его создания и прекращается на дату его исключения из ЕГРЮЛ.
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ и п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Однако если суд удовлетворяет требования о признании записи о госрегистрации юридического лица недействительной, возникает вопрос: может ли общество в данном случае считаться вообще не созданным и изначально не обладавшим правоспособностью?
4.1. Вывод из судебной практики: При признании записи о госрегистрации общества с ограниченной ответственностью недействительной общество считается существующим до внесения в ЕГРЮЛ записи о его ликвидации.