Здравствуйте, мои дорогие – все, кто интересуется развитием детей до и после рождения. Тема, на которую я бы хотела с вами сегодня поговорить, настолько сложна и противоречива, вызывает столько споров, что не затронуть ее никак нельзя, но при этом в рамки одной статьи ее никак не уместить. Поэтому я, сегодня лишь дам вам, как говорится, тему для размышления. Как поступить – все равно решать вам. Итак, сегодня обсуждаем ныряние грудничков.

О том, что кроху нужно ежедневно купать, знают все. Но мы привыкли, что происходить это должно в детской ванночке, а не во взрослой купальне.

Но сегодня все чаще можно слышать разговоры о том, как полезно новорожденным плавать и даже нырять. Какова же польза? Так ли обязательно учить малышей погружаться в воду чуть ли не с рождения? Сторонники этой идеи приводят примерно такие доводы:

  • Ныряние сохраняет и развивает врожденный рефлекс задержки дыхания, который к 2,5- 3 месяцам без развития полностью угасает. В дальнейшем будет намного сложнее научить ребенка нырять, не захлебываясь.
  • Получив ранний навык ныряния, ребенок будет защищен от риска случайно захлебнуться или утонуть при играх на воде.
  • Находясь под водой, очищаются носовые ходы крохи, что является профилактикой ринитов.
  • При нырянии развиваются легкие грудничка.
  • Детки, наученные плавать и нырять в раннем возрасте, лучше развиваются.

А другие предостерегают

Однако, готовясь к нашему с вами разговору на эту тему, я столкнулась и с весьма негативным отношением к этому процессу. На мой взгляд, доводы противников раннего обучения нырянию не менее убедительны. Как любого человека, они меня «проняли» и заставили задуматься гораздо серьезнее: «а надо ли оно»? И вот что именно лично меня насторожило:

  • Вода – близкая новорожденному стихия, но погружение в большой объем воды, где кроха не чувствует границ (как было внутри у мамы), вызывает у него не просто стресс, а сверхстресс, чувство смертельной опасности. (А ведь внутри у мамы он чувствовал безопасность, и именно его ждет от нее сейчас.). Позднее эта ранняя психологическая травма может стать причиной всевозможных фобий, психозов. Учеными доказано, что большинство их развиваются именно после психотравм самого раннего возраста. Повзрослев, человек об этом уже ничего не помнит, но страхи и фобии остаются, искоренить их бывает крайне сложно. У вас наверняка есть знакомые, которые дико чего-то боятся (темноты, пауков, замкнутого пространства, высоты, воды). Так вот корни этих бед чаще всего здесь – в периоде жизни человека, о котором он позже ничего не вспомнит, а значит, психологу или психиатру отыскать причину их появления будет крайне сложно.
  • Если нырянию кроху обучает тренер в бассейне, у малыша может развиться страх окружающего мира и чувство разрыва с матерью, которая не только не защищает его в ситуации, когда его, по сути, начинают топить, но сама передает на руки чужому человеку, который зачем-то будет это делать. Если нырька из карапуза пытается сделать сама мамочка, экспериментируя с малышом дома в ванной, то пережив подобное насилие в грудничковом возрасте, ребенок затем зачастую испытывает сильный негатив по отношению к ней – человеку, который призван обеспечивать ему безопасность, но вместо этого собственноручно подвергает родное чадо испытаниям.

  • Ученые, занимающиеся исследованием раннего детского ныряния, пришли к выводу, что поначалу опережая своих сверстников в развитии, такие детки в подростковом периоде начинают от них заметно отставать.
  • У новорожденных носовые ходы короче и уже, чем у взрослых. Поэтому они дышат более поверхностно, чем мы. Это нужно им для адаптации – так несколько понижается уровень кислорода в крови (ведь так было, когда малыш жил внутри мамы). Постепенно он повышается, и мозг крохи развивается без негативных последствий. Во время подныриваний количество кислорода, нужного для нормального развития мозга, очень резко снижается, что вызывает асфиксию.
  • Из-за особенного строения, носовые и ушные ходы грудничков очень чувствительны к длительному воздействию воды. Это приводит к воспалительным процессам – отитам, аспирационной пневмонии, некоторым другим неприятностям.

Но, я уже сказала — только вам решать, насколько это действительно вред для вашего ребенка. Я здесь ничего навязывать не могу.

Учим карапуза плавать

Единственное, в чем я пока не сомневаюсь, это в необходимости такого мероприятия, как обучение крохи плаванию. Мне кажется, лучше поначалу это делать в домашних условиях, где меньше риск подхватить какую-нибудь заразу из воды. Чем полезно плавание для грудничка? Да много, чем. Это:

  • Тренировка сердечно-сосудистой системы.
  • Массаж кожи и мышц.
  • Укрепление опорно-двигательной системы.
  • Укрепление всего организма и его защитных сил – иммунитета.

Врожденные рефлексы у крохи есть и к плаванию, так что начинать занятия можно уже в 2-3 недели. Для этого важно создать правильные условия:

  • Тщательно вымойте ванну после других членов семьи и основательно смойте моющее средство, чтобы не вызвать у грудничка аллергической реакции.
  • Выбирайте время, когда малыш сыт, доволен, здоров (нет температуры, простуды).
  • Если у крохи проблемы с засыпанием, вечернее плавание поможет ему настроиться на крепкий сон, дав заряд положительных эмоций и чувство усталости.
  • Никогда не бросайте его в ванной сразу одного: это большое пространство, в котором он не чувствует «берегов». А ведь ему до 3 лет жизни крайне важно чувствовать защищенность, помните? Поэтому всегда держите своего любимку руками, весело с ним разговаривайте, улыбайтесь – чтобы он постоянно чувствовал вашу поддержку, защиту, спокойствие и позитив от происходящего.

Гребца не сотворим

Плавание грудничков – это, по сути, процесс их барахтания в воде в свое удовольствие, а никак не полноценный взрослый процесс. Нам сейчас важно сохранить его врожденный рефлекс, а не обучить полноценной технике плавания. Ее он легко освоит позже, когда подрастет.

Кстати, очень важный момент: необходимо обеспечить малышу непрерывные водные занятия. Сначала – на дому, а когда он подрастет, позаботьтесь о том, чтобы он посещал бассейн. Иначе процесс прервется, рефлексы без поддержки угаснут.

Приспособление: за или против

Это, кстати, еще один важный момент. Сегодня многие для плавания малышей приобретают специальный круг, поддерживающий маленькую головку над водой.

Мне кажется, приучать карапузика к таким штукам нужно только тогда, когда он уже полностью освоился и спокойно чувствует себя в ванной, когда может пережить отлучение от ваших рук без ощущения катастрофы.

Если же вы хотите приучать его к купанию с кругом сразу, то все равно первое время поддерживайте руками, чтобы он чувствовал маму.

Только девочки, хочу предупредить, что для ношения этого устройства есть и противопоказания, о которых нужно знать, чтобы не навредить крохе:

  1. — гипертензионно-гидроцефальный синдром;
  2. — вирусные инфекции;
  3. — восстановление после родовых травм;
  4. — заболевания кожи (гнойничковые очаги на шее, врожденный буллезный эпидермолиз).

Вот такой вот у меня сегодня непростой получился пост, девоньки. Думаю, вас он заставит серьезно поразмышлять над вопросом: стоит ли вашему чаду нырять «с младых ногтей», или же вы относите себя к тем родителям, чье главное правило – «лучше перебдеть».

А может быть, у кого-то из вас есть более весомые, подтвержденные аргументы «за», чем мои «против»? Пишите мне об этом, давайте обсудим, ведь тема, действительно, интересная и серьезная.

Как всегда, не забывайте нажимать на социальные кнопки и подписываться на мои обновления. Жду ваших отзывов, вопросов, предложений – о чем бы вы еще хотели узнать. Постараюсь раскрыть для вас все интересующие темы. До скорой встречи, девочки!

Большинство современных родителей увлекаются ранними развивающими методиками, в том числе и обучением новорожденных детей плаванью. Что же это – новомодное увлечение или необходимое условие гармоничного развития малыша? Необходимо ли учить грудничков плавать, когда начинать и как это делать, чтобы не нанести вред детскому здоровью? В нашей статье мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Чем плавание полезно для грудничков?

С самого рождения дети уже способны плавать: могут задержать дыхание под водой и с удовольствием плескаются в ванной. Объясняется это врожденными рефлексами – до появления на свет малыш в мамином животе пребывал в жидкой среде. Приблизительно к трем-четырем месяцам эта врожденная реакция угасает, и учить кроху держаться на плаву придется намного позже.

Однако суть подобных занятий с новорожденным состоит не в том, чтобы сделать из него будущего олимпийского чемпиона. Все чаще педиатры высказываются о том, что грудничковое плаванье приносит неоценимую пользу .

  1. Регулярные водные процедуры учат детей спокойно относиться к перепадам температуры. Благодаря закаливанию укрепляется иммунитет, что снижает вероятность простудных заболеваний, способствует динамичному физическому развитию и помогает предотвратить разнообразные проблемы со здоровьем.
  2. Результатом систематических занятий становится формирование правильной, красивой осанки, крепкого мышечного корсета для детского позвоночника.
  3. Водные упражнения намного эффективнее для совершенствования двигательной системы, чем массаж и поглаживание. Они укрепляют или, наоборот, расслабляют мышцы спины, рук, ног и шеи. Кстати, юные пловцы раньше начинают ползать, вставать на ноги и ходить ().
  4. Во время купания, когда у ребенка немного затруднено дыхание и организму не хватает кислорода, детский организм дополнительно выделяет красные кровяные тельца (эритроциты), что способствует росту уровня гемоглобина.
  5. Плавание и ныряние положительно воздействует на легкие и сердечно-сосудистую систему, помогает стимулировать кровоснабжение органов и нормализовать артериальное давление.
  6. Когда ребенок ныряет, затекающая вода прочищает гайморовы пазухи. А это профилактика насморка у новорожденного. Также промывается детский носик, удаляются все бактерии, пылевые частицы и возможные аллергены.
  7. В воде ребенок успокаивается, избавляется от страхов. Также водные процедуры укрепляют связь между мамой и младенцем, уделяя время малышу при занятиях плаванием, вы сможете лучше понять язык его тела и жестов, что позволит вам быстрее найти взаимопонимание со своим крохой.
  8. Ребенок, наученный с рождения плавать, не будет бояться открытых водоемов.

Еще один несомненный плюс – многие детки, поплавав и поныряв, быстро засыпают и не тревожат молодую мамочку почти всю ночь. Что, согласитесь, немаловажно!

Правила плаванья с грудничком


Научить новорожденного плавать не составит для родителей особого труда, если придерживаться основных рекомендаций.

Оптимальный возраст

Начинать обучение следует с трех-четырех недель. Во-первых, к этому моменту заживает пупочная ранка. Во-вторых, ребенок прибавляет в весе, понемногу адаптируется к новой действительности. Наконец, младенческие рефлексы (плавательный и дыхательный) еще не затухли.

Подготовка ванны

Все процедуры следует проводить в привычной для крохи обстановке. Перед погружением помойте ванну обычным хозяйственным мылом, а раз в неделю промывайте ее содой, не забывая тщательно споласкивать. Будьте осторожны с раствором марганцовки и травяными отварами – ребенок может наглотаться жидкости. После получения основных плавательных навыков вы можете перейти к более профессиональным урокам – в бассейне.

Температура воды

Первые тренировки выполняйте при средней температуре в 35 °C. Понемногу ее можно снижать, но помните – маленьким деткам до трех месяцев нельзя купаться в воде, чья температура ниже 32 °C. Чтобы создать идеальные условия, следите за детским поведением:

  • если малыш плачет при погружении в течение нескольких минут, вода для него слишком холодная;
  • если он сначала хныкает, а потом замолкает и активно барахтается руками и ногами, вы подобрали оптимальную температуру;
  • если он излишне расслабленный и пассивный, ванна слишком теплая.

Во время купания вода постепенно остывает, но не торопитесь доводить ее до первоначальной температуры. В этом и заключается смысл процедуры – происходит малышей.

Как проводить занятия по грудничковому плаванию?

Водные процедуры нужно выполнять приблизительно через час после приема пищи: младенец еще не проголодался, а молоко уже усвоено. Еще один важный момент – занимайтесь только с выспавшимися детьми во избежание слез и капризов.

Склоняться над ванной, удерживая малыша в воде, достаточно тяжело – достается и спине, и плечам. Попробуйте делать это, сидя на стуле. Пол в ванной комнате обязательно застелите резиновым ковриком, чтобы было не так скользко. Возьмите с собой чистую пеленку – ею вы сможете вытереть новорожденного после заплыва. В нее также можно укутать грудничка, перед тем, как занести его в детскую. Впрочем, если в квартире нет сквозняков, врачи рекомендуют немного промокнуть кожу крохи, не вытирая досуха, и отнести его в кроватку голышом. Это еще один действенный способ закаливания.

Итак, все готово к купанию – ванна наполнена чуть теплой водичкой, а ваше чадо в прекрасном настроении. Сначала дотроньтесь его рукой до водной поверхности, потом погрузите в нее ступни ребенка. Опускайте кроху вертикально, не прекращая разговаривать уверенным, спокойным голосом.

В грудничковом плавании применяют два вида поддержек: под подбородок и под затылок. В первом случае младенец лежит на воде животом вниз, а вы придерживаете его головку так, чтобы детский подбородок находился на вашей ладони. При втором варианте ребенок лежит на спине, а вы подхватываете его голову за затылок. Попробуйте обе позиции и выберите ту, которая нравится вашему чаду больше всего.


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...


Основные упражнения в ванне

(в конце статьи много видео инструкций о том какие упражнения можно делать с новорожденным в ванне)

Если вы думаете, что водные процедуры в домашних условиях – неинтересное мероприятие, то вы ошибаетесь. Безусловно, у грудничка не будет возможности выполнять сложные кульбиты под руководством инструктора, но несколько несложных манипуляций вы сможете провести самостоятельно.


Совет: Для собственного успокоения приобретите надувной «спасательный» круг или шапочку с пенопластом. Смотрятся они достаточно симпатично и помогают младенцу находиться на поверхности воды даже без маминой поддержки.


  • Толчки и повороты

Приближайте ножки малыша к стенкам ванны. Почувствовав опору, он станет отталкиваться от бортиков и попытается плыть. На данном этапе ваша помощь минимальна – нужно всего лишь поддерживать кроху, который станет переворачиваться со спинки на животик.

  • Плескание

Ребенок лежит на животе, полностью погрузившись в водичку, а вы придерживаете его голову за подбородок. Покажите ему, как необычно выглядят разбегающиеся по воде круги, если немного поплескаться.

  • «Плывем за корабликом»

Исходное положение, как в предыдущем занятии. Поместите перед крохой игрушку для купания и попробуйте ее достать, говоря при этом: «Погляди, наша лодочка уплывает. Давай ее догоним». Необходимо постепенно наращивать скорость и длину «дистанции».

  • «Восьмерка»

Когда малыш научится двигаться по прямой линии, попробуйте перейти к следующему уроку. Его можно выполнять и на спинке, и на животике. «Рисуйте» ребенком цифру 8, индивидуально подбирая скорость выполнения задания.

  • «Качели»

Переверните младенца на живот, придерживая головку за затылок и подбородок, чтобы она оставалась над водой. Имитируйте плаванье вперед-назад и верх-низ (погружая и поднимая), совершая плавные движения.

Внимание, ныряем!

Пожалуй, самый непростой элемент грудничкового плавания – ныряние. И сложен он не для детей, а для родителей из-за боязни, что их ненаглядное чадо захлебнется. Однако ребенок с рождения умеет задерживать дыхание, ему об этом нужно лишь напомнить.


Прежде чем окунать малыша с головой, следует подготовиться. Произносите ключевое слово «Ныряем!» и дуйте грудничку в лицо. Он сразу же закроет глаза и задержит дыхание. Повторяем упражнение 10 дней.

Затем задание чуть усложняется: после оговоренной фразы необходимо подуть и побрызгать на лицо водой. Усвоили этот этап? Переходите, собственно, к полному погружению. Старайтесь делать первые нырки, когда ваш маленький пловец находится в добром расположении духа и успел немного искупаться. Произносите знакомую команду и опустите его не очень глубоко на пару секунд. Позже время погружения можно увеличить до пяти-шести секунд.

Противопоказания к занятиям

Перед началом систематических водных процедур проконсультируйтесь с лечащим педиатром. Он объяснит, подходит ли это занятие для вашего отпрыска, и выявит возможные ограничения. Плаванье противопоказано при следующих отклонениях в здоровье:

  • нарушения опорно-двигательного аппарата, при которых требуется фиксация конечностей;
  • врожденные сердечные болезни;
  • гнойные дерматиты;
  • простудные и вирусные заболевания (после курса лечения можно плавать);
  • расстройства неврологического типа, которые сопровождаются судорогами.

Помните, что нельзя настаивать и заставлять детей купаться, плавать и особенно нырять. Подобные усилия не добавят крохе здоровья, а, напротив, приведут к психологическим проблемам.

Итак, грудничковое плавание – чрезвычайно увлекательное и крайне полезное мероприятие. Ребенок погружается в знакомую для него среду, развивает мышечную систему, укрепляет иммунитет и узнает окружающий мир. Малыши, которые начали плавать с первых дней жизни, лучше адаптируются к условиям детского сада и школы. Разве это не веская причина заняться плаванием со своим чадом?

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Грудничковое плавание приобретает все большую популярность в наше время. Родители сами учат детей плавать с рождения дома в ванне с поддерживающим кругом или доверяют это инструктору в бассейне. Для кого-то это просто модно и интересно. Если же основательно изучить данный вопрос, можно убедиться, насколько полезно плавание в столь раннем возрасте.

Следует сразу заметить, что новорожденные дети уже умеют плавать. В этом нет ничего удивительного – целых 9 месяцев ребенок жил в водной стихии в материнской утробе. После рождения еще около 3 месяцев он сохраняет способность инстинктивно задерживать дыхание под водой, к четвертому месяцу эта способность постепенно утрачивается.

Вода - естественная стихия малышей, поэтому введение купания в первые месяцы жизни может оказаться замечательной развивающей и физической нагрузкой для ребенка

Польза плавания для малышей

Плавание для грудничков как повсеместная практика было предложено еще в 60-х годах 20 века. Среди современных педиатров все больше специалистов признают этот метод и говорят о его несомненной пользе:

  1. Плавание грудничков в ванной или бассейне – прекрасный способ закаливания (см. также: ). Оно не только укрепляет общий иммунитет, снижая риск простудных заболеваний и повышая в целом сопротивляемость организма различным вирусам и инфекциям, но и благотворно влияет на физическое развитие детей.
  2. Если такой практикой заниматься регулярно, у ребенка формируется правильная осанка и укрепляются мышцы спины, поддерживающие позвоночник.
  3. Опорно-двигательная система получает значительно больше пользы, чем от массажа. Занятия в воде тонизируют мышцы, если проводятся утром, и расслабляют перед сном. Примечательно и то, что дети, которые занимаются грудничковым плаванием, раньше начинают ползать и ходить.
  4. Кратковременные задержки дыхания во время купания и ныряния, сопровождающиеся незначительной нехваткой кислорода, стимулируют образование в организме эритроцитов. Как следствие, повышается уровень гемоглобина.
  5. Идет благотворное воздействие на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Стимулируется кровоснабжение внутренних органов и нормализуется артериальное давление.
  6. Во время ныряния вода попадает в носоглотку и вымывает накопившиеся бактерии, пыль, пыльцу и другие аллергены. Промываются гайморовы пазухи и создается хорошая профилактика насморка.
  7. Вода снимает всякое напряжение, успокаивает, убирает страхи и положительно влияет на всю нервную систему. Также занятия в воде способствуют укреплению интуитивной связи между мамой и малышом.
  8. Дети, которые плавают с рождения (даже только дома), в будущем не испытывают страхов перед большими и открытыми водоемами – бассейном, озером или морем.

Плавание в бассейне - отличная тренировка для маленького человечка! Практически все дети после водных занятий спокойно спят всю ночь. Это дает возможность и родителям выспаться и отдохнуть

Принципы грудничкового плавания

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Некоторые родители считают, что лишь опытный инструктор в бассейне, специализирующийся на грудничковом плавании, может проводить обучение. На самом деле, все не так сложно. Посмотрим, чему следует уделить внимание при подготовке.

  • Начинать водные занятия лучше в возрасте 3-4 недель. В это время у детей еще не утратился врожденный рефлекс задерживать дыхание под водой. Кроме того, пупочная ранка уже затянулась, а ребенок набрал вес и окреп.
  • Ванну или небольшой бассейн (если он имеется) необходимо содержать в чистоте. Перед процедурами емкость нужно тщательно мыть с мылом (подойдет обыкновенное хозяйственное), а 1 раз в неделю – чистить пищевой содой, хорошо смывая средство большим количеством проточной воды. Если для плавания используется плавательный круг, его тоже необходимо хорошо промывать. Раствор марганцовки или травяные отвары лучше не использовать, так как при купании вода может попадать не только в дыхательные пути, но и в пищеварение (рекомендуем прочитать: ). По этой же причине не нужно пользоваться агрессивными химическими средствами, которые плохо смываются и в небольшом количестве остаются на поверхности.
  • Температура воды для грудничков первых трех месяцев должна быть не ниже 32 градусов. Начать можно с 35 градусов и через несколько занятий постепенно снизить на 3 градуса. Погрузив малыша в воду, нужно понаблюдать за ним. Если он начал плакать и не прекращает уже несколько минут, значит, ему холодно. Если он слишком вялый, значит вода горячая. Если же ребенок быстро освоился в воде и совершает всевозможные движения руками и ногами, значит, температура воды оптимальная.

У многих родителей возникают сомнения и страхи по поводу ныряния. Известный педиатр Евгений Комаровский, который положительно высказывается о грудничковом плавании и водных процедурах для новорожденных, к нырянию также относится хорошо. Он утверждает, что ныряние очень полезно и не опасно, однако, если у родителей присутствует страх, от ныряния лучше отказаться или повременить.

Необходимо правильно выбрать время для занятий. Не стоит это делать, когда малыш голоден, или сразу после кормления; лучше подождать час, чтобы молоко усвоилось. Также ребенок должен быть хорошо выспавшимся и бодрым.

Маме стоит подумать и о своем удобстве. Чтобы не затекла спина и плечи, лучше сесть возле ванны, а на пол постелить резиновый коврик во избежание скольжения. Хорошо заранее приготовить чистую пеленку. Когда процедуры будут окончены, ею можно будет вытереть малыша и в ней же отнести его в комнату. Хотя отнести можно и голышом – это будет дополнительным закаливанием.

Когда ванна или мини-бассейн наполнены водой, можно начинать знакомство ребенка с водой с осторожного касания сначала одной ручкой или обеими. Затем можно намочить ступни, полностью ножки и постепенно – все тело. Погружать ребенка в воду следует в вертикальном положении. При этом с ним нужно постоянно разговаривать и улыбаться.

Маме необходимо опробовать оба вида поддержек, применяемых в грудничковом плавании: под подбородок и под затылок. Когда малыш лежит на воде животиком, мама поддерживает его голову так, чтобы подбородок лежал на ее ладони. Если ребенок лежит на спине, маме нужно поддерживать его затылок. Можно выбрать любое положение, которое больше понравится малышу, или использовать оба по очереди. Можно также попробовать плавание с плавательным кругом. После того, как домашние занятия хорошо освоены, рекомендуется переходить в большой бассейн.

Упражнения и приемы

Если мама занимается с малышом только на дому, это вовсе не значит, что ребенку будет неинтересно в условиях обыкновенной ванны, а не большого бассейна. Чтобы свести на нет риск и обеспечить себе спокойствие, можно приобрести или шапочку с пенопластом, которые позволят малышу держаться на воде самостоятельно. Использование круга и освободит по большей части мамины руки, и движения ребенка сделает более раскованными.

Методика включает в себя следующие упражнения:

  1. Толчки и повороты. Малыша нужно приближать к стенкам емкости, чтобы, почувствовав ножками опору, он стал отталкиваться и плыть. Маме нужно лишь поддерживать его, когда он будет переворачиваться. Круг, придерживающий головку, тоже будет хорошо помогать и обеспечивать безопасность.
  2. Плескание. Когда ребенок лежит на животе, а его подбородок поддерживается маминой рукой или кругом, другой рукой мама может показать, как дрожит вода при плескании.
  3. Плавание. Когда малыш лежит в таком же положении, перед ним на небольшом расстоянии можно поместить кораблик или другую игрушку и помочь крохе догнать ее. С каждым разом расстояние до кораблика и скорость движения нужно немного увеличивать.
  4. Зигзаги и «восьмерки». Обучение этому упражнению можно начинать, когда плавание по прямой уже освоено. Теперь необходимо при помощи мамы «рисовать» на воде зигзаги и «восьмерки», переворачиваясь на спинку и животик. Здесь тоже лучше снарядиться плавательным кругом.
  5. «Качели». Грудничка необходимо положить на живот, а его головку придерживать руками или кругом так, чтобы она полностью находилась над водой. Очень плавно нужно направлять малыша, чтобы он совершал движения вперед-назад и вверх-вниз, погружаясь и поднимаясь.

Упражнения в воде требуют от мамы четкости и собранности, ведь именно она помогает малышу принять нужное положение, поддерживает его

С такими несложными занятиями справится любая мама. Чтобы было понятнее, как выглядят упражнения на практике, можно посмотреть видео-уроки с инструктором в бассейне.

Ограничения

Несмотря на то, что грудничковое плавание очень полезно и любимо детьми, оно тоже может иметь противопоказания. Чтобы их выявить, нужно обратиться к педиатру: если он не найдет никаких запрещающих факторов и не выскажется против, можно смело начинать водные занятия с малышом.

Очень важен и позитивный настрой. Если ребенок не хочет плавать и нырять, ни в коем случае нельзя настаивать и заставлять его. Такие действия родителей могут запросто травмировать детскую психику.

Какие нарушения в развитии могут препятствовать плаванию грудничка:

  • проблемы опорно-двигательного аппарата, требующие фиксации конечностей;
  • врожденные патологии сердца;
  • дерматит, осложненный гнойными выделениями;
  • неврологические расстройства, сопровождающиеся судорогами;
  • простуда в период течения болезни.

Как видим, противопоказаний к грудничковому плаванию не так много, и они не являются распространенными среди новорожденных. Большинству же детей плавание показано. Кроме большой пользы, оно дает малышам множество положительных эмоций, поскольку вода изначально является для них родной стихией. Такие детки физически здоровее и лучше адаптируются к разным социальным условиям, а физическое и духовное здоровье ребенка заботит каждую маму.

Инструкция

Оказывается, плавание с самого рождения просто необходимо малышам, так как при этом запускаются естественные рефлексы организма, а значит мозг начинает усиленно работать. В последующей жизни это очень хорошо отразится на интеллектуальных способностях ребенка и его физическом здоровье. Холодные и контрастные водные процедуры отлично тренируют нервную и иммунную систему ребенка.

Как научить плавать? Занятия с ребенком не раньше, чем через полчаса после . Перед этим ребенка хорошо разогревают с помощью у рефлекторных упражнений. Ребенка приподнимают, вложив свои указательные пальцы в его ручки, разводят его ножки, поочередно подтягивают малыша к локоткам. Голова грудничка при этом не должна перекашиваться.

После подготовки переходят к плаванию. Можно проводить два вида водных процедур – это ныряние в холодной воде (малыш будет плавать под водой) и плавание в теплой воде.

Почему врачи рекомендуют холодную воду? Потому что после холодной воды укрепляются слизистые оболочки, поэтому улучшается зрение ребенка. А теплая вода на слизистые действует отрицательно. К тому же холодная вода закаливает детский организм.

При плавании в холодной воде ванну наполняют водой, температура которой 15–17°С. Ребеночка опускают в воду, держа за подмышки. После того как ножки малыша коснутся воды, рефлекторно задерживается дыхание, поэтому его можно опускать в воду горизонтально лицом вниз. Через секунду-две малыш начнет плавать. По другой методике ребенка проводят под водой.

Перед нырянием малышу нужно сказать, что «мы сейчас нырнем». Даже недавно родившийся малыш прекрасно понимает слова . Под водой ребенок может плавать примерно 5 секунд.

Если же плавание проводится в теплой воде или перед нырянием малыш был отвлечен игрой или расслаблен, то перед нырянием ребеночку нужно плеснуть немного воды на личико, чтобы сработал рефлекс, и ребенок успел задержать дыхание и не испугался, хлебнув воды.

Ныряние в теплой воде чередуют с плаванием. Одну руку держат на подбородке малыша, вторую – на его затылке. Можно поводить ребенка по воде на спинке, а затем перевернуть на животик. В первые жизни ребенку не больше 15 минут.

После малыша вынимают из воды, вытирают и тепло укутывают. Ребенку нужно дать восстановить дыхание и прийти в себя после водных процедур, а затем покормить, если он успел проголодаться.

Обратите внимание

Если Вы хотите обучать ребенка плаванию, то во время беременности тоже желательно заниматься в воде. У родителей, любящих воду и умеющих плавать, больше уверенности в целесообразности занятий с малышом. Конечная цель - до годовалого возраста научить ребенка, во-первых, самостоятельно держаться на поверхности воды в течение 20-30 минут, во-вторых, нырять на небольшую глубину, до ставать со дна игрушки и плавать под водой в течение 7-8 секунд.

Полезный совет

Как научить новорожденного плавать в ванной. Обучение грудничка плаванию лучше всего начинать в первые 2-4 недели жизни, так как в дальнейшем плавательные рефлексы малыша будут только угасать, и приступить к обучению вновь возможно не раньше, чем в 3 года – когда ребёнок научится лучше понимать слова и объяснения родителей. Первое погружение в воду должно происходить только после получения соответствующих инструкций от педиатра или тренера по плаванию...

Водные процедуры чрезвычайно полезны для грудных детей. Но если одни мамы ограничиваются купанием младенца в детской ванночке с подставкой под спинку, то другие идут дальше вплоть до следования известному слогану "плавать - раньше, чем ходить!" Наверное, все мамы хоть что-то, да слышали о грудничковом плавании, а многие с разной степенью успеха практиковали обучение плаванию в домашней ванне, или в бассейне районной поликлиники. Портал Материнство предлагает обратиться к истории возникновения грудничкового плавания, познакомиться с теоретической основой этой методики и освоить некоторые практические навыки на конкретных примерах с фотографиями!

Плавание для грудных детей в домашней ванне. Фото - фотобанк Лори

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.

В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна "Москва" И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.

В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.

Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.

Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.

Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.
В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.

Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.

Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания. Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.

Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте. Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.

Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.

Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции - радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения - крепкий, здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения - основ нормального развития грудных детей.
Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Противопоказания к занятиям

Процедуры плавания прекращаются, если ребенок выражает плачем, криком неудовольствие, а также в случае появления "гусиной кожи" или дрожи.

Противопоказаниями к занятиям плаванием являются: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, отклонения в развитии, исключающие возможность занятий.

Врачебный контроль и практические консультации

Наилучшей формой контроля динамики здоровья малыша являются контроль неонатолога, педиатра или семейного врача, которые в курсе особенностей течения беременности, родов, первых дней и недель жизни ребюенка.

Консультации по плаванию желательны не реже одного раза в месяц. Их проводят консультанты по плаванию и/или медицинские работники в детской поликлинике или дома. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.

Часть II. Подготовка к плаванию

В основе плавания младенцев лежит:
  • плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
  • автономными поддержками, и, наконец,
  • самостоятельное плавание.
Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.

Характер плавания во всех случаях интервальный - за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.

Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.

Подготовка к плаванию

Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.

Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации - король и брасс.

Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Игры в воде

Грудной ребенок - не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.

Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
- безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
- чистые,
- яркие,
- не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.

Постепенность дозирования

В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.

Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца - равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности - неуклонным снижением температур полных ванн.

Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос. В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.

Возобновление занятий после перерыва

Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.

Форсирование доз плавания. Температур и погружений

Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.

Место занятий дома и инвентарь

Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.

Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.

Часть III. Практика грудничкового плавания

Начало занятий плаванием

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5 дней - 2 недели. В три месяца возрожденные плавательные рефлексы угасают, и с ребенком намного труднее проводить занятия. Поэтому 3-3,5 месяца - самый поздний срок начала плавания грудных детей. После трех месяцев занятия плаванием носят более индивидуальный характер и более трудоемки.

Ручные поддержки

Положение ребенка на спине
Наиболее тяжелая, тонущая часть тела ребенка - голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.
Ручные поддержки могут и должны быть разнообразными.

* двойная ручная поддержка при плавании на спине четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, два больших пальца лежат на груди;

* одноручная поддержка "ковшиком",

* одноручная поддержка "полукольцом" - большой и указательный пальцы охватывают шею, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести.

Одноручная поддержка "полукольцом" и "ковшиком" позволяют свободной рукой стимулировать гребки.

Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

Все виды поддержек должны осуществляться очень мягко и нежно и предельно свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов.

В плавании на спине поддержки легче и удобнее, чем на груди, и проводятся обязательно с погруженными ушами.

На груди

* наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок.

Одноручная поддержка на груди осуществляется "ковшиком" и также большим пальцем, его тыльной стороной под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка "ухватом" - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает "запирать" рот, чтобы младенец не пил воду.

* Поддержка под грудь

Автономные поддержи

Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.

1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.

Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.

Обратите внимание, что из всех автономных поддержек самая лучшая - это такой чепчик. Ни чепчик-чебурашка (уши), ни воротник под шею не смогут постепенно приучать ребенка к самостоятельному плаванию.

Погружения и ныряния

1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением - поддерживающей под грудь руки - ребенок останавливает дыхание - на несколько секунд (4-10).

2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.

Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.

Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.

Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.

Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.

Уменьшение автономной поддержки

Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.

На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.

а вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)

Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.

Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.


Фото 13


Фото 14

Другое дело - плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих - дельфинов, китов, - передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа "торпеда".

Обучение движениям

Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.

При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно "показывают" такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн "Малютка" для систематических занятий плавание на "большой воде".

Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн "Малютка" с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.

Совершенствование в плавании можно проводить в конце 3-го - начале 4-го этапа занятий, когда возможно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, помощи второй сигнальной системы - средствами слова. Употребление слов "греби", "толкайся", "ныряем" так же важно и нужно, как, например, слов "мама", папа", "бабушка". Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать.

Часть III. От теории – к практике

Обучение плавания детей до года можно разделить на 4 ступени.

Первая ступень – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Возраст: 5-15 дней - 3 месяца, возраст врожденных плавательных. Занятия начинаются после заживления пупочной ранки.

НА СУШЕ (вводная часть) - Комплекс подготовительных мероприятий с 2 месяцев состоит из массажа, общей гимнастики, плавательной гимнастики.
Специальную плавательную гимнастику (имитацию плавания) удобно проводить на суше и повторять затем в воде, закрепляя врожденные плавательные рефлексы :

Рефлекс Моро - симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4-5 на первом занятии и 8-9 в конце этапа).

Рефлекс Робинсона - тонический - прочное удерживание предмета (на первом занятии 1-2 раза и 4-5 раз в конце этапа).

Рефлекс Талант - дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 в начале и 3-4 в конце этапа).

Рефлекс Бауэра - феномен ползания, или брасс ногами. На груди - отталкивание ножками от ладоней рук (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратный гребок рукой от головы к бедру через сторону (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа) на спине и имитация гребка руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок руками из-за головы к бедрам (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратные движения ног на спине и груди (4-6 в начале и 6-8 в конце этапа).

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть). "Двойная" ручная поддержка на спине и 8-10 проводок по длине ванны (проводка "челнок"). Одноручная поддержка на спине "полукольцом". Уши младенца в воде.

Двойная ручная поддержка на груди "ковшиком" под подбородок и проводка, одноручная поддержка "ковшиком", а также одноручная поддержка большим пальцем под подбородок, остальные под грудь и проводка с поворотами по длине ванны (25-30 раз).

Стимулирование работы ног брассом на одноручной поддержке ладонью и после толчка от бортика (10-14 в начале и 20-30 в конце этапа).
Туалет проводится в конце занятия на всех этапах. Кормление выполняется через 15-20 мин. после окончания плавания.

Вторая ступень - ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Возраст: 4-6 месяцев, рассчитан на младенцев, прошедших подготовительный этап, адаптированных к полным ваннам и температуре воды 35°С.

Проводится дальнейшее развитие закрепленных плавательных рефлексов с помощью слова. Процедуры идут в игровой манере на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает на автономной поддержке и с ее максимальным ослаблением на спине и на груди; объем плавания 32-42 мин.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 3-4 мин. Развитие и усложнение врожденных рефлексов:
Бауэра-брасс на ногах в направлении к игрушке (4-6 раз),

Талант - выполнение позы пловца на ладонях (3-4 раза)

Робинсона - подтягивание на "весу" (3-5 раз),

Моро - охватывание руками (10-15). Упражнения сопровождаются словами: "толкайся", "греби", "держи", "тянись".

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть) - Плавание на двойной и одноручной поддержке в положении на спине и груди, а также на автономной поддержке, максимально ослабленной.

"Соскальзывание" (моментальные опускания поддержки на I-2 сек.) хорошо выполняется при умении ребенка задерживать дыхание. Сидя на месте самостоятельное погружение за игрушками. Все время при плавании применяется игрушка-манок, движения сопровождаются словами: "плыви", "греби", "толкайся". Много игр в воде типа "буря на море", "торпеда" и др.

Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

Третья ступень - САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ

Возраст: 7-9 месяцев.
Третий этап самостоятельного плавания рассчитан на младенцев, обученных на втором этапе плавать, адаптированных к полной ванне и температуре воды 33,5°С; длительность - до 42 мин.
Дети самостоятельно погружаются под воду, ныряют.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 2-3 мин.

Ползание к игрушке в манеже с мячом и игрушками.
Поза пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед.
Подтягивание за пальцы методиста из положения на спине и груди.

В ВОДЕ (основная часть) - Плавание на спине и груди с руч¬ной поддержкой и без нее за игрушкой, плавание на автономной поддержке.

Самостоятельные погружения под воду (ныряния) за игрушкой.

Четвертая ступень - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАВАНИЯ

Возраст: 10-12 месяцев. Четвертый этап органически связан с предыдущим. Грудные дети на последнем этапе умеют самостоятельно проплыть всю длину ванны и бассейна "Малютка", посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять в длину и глубину за игрушками.
Общее время занятий составляет 62-72 мин., температура -31,5-30,5°С.

НА СУШЕ (вводная часть) - Общее время массажа и гимнастики достигает 10-12 мин. и больше. Игры на суше лежа, сидя, стоя с мячом и игрушками.
Выполнение по команде различных положений пловца в положении на спине и груди. Выполнять работу ног и рук с помощью инструктора и без него. Пробовать грести дельфином, брассом с помощью инструктора.

Упражнения сопровождаются разговором с употреблением специальных плавательных терминов как на суше, так и в воде.

В ВОДЕ (основная часть) - Начало занятия - игры в воде с тонущими, плавающими и подвесными игрушками. Самостоятельное плавание по длине домашней ванны (2-3 раза без остановки) и бассейна "Малютка", плавание с игрушками, на игрушках. Скольжение с вытянутыми руками, прижатыми руками на спине и груди. Плавание на ногах брассом и кролем с помощью инструктора и самостоятельно. Ныряния в длину и глубину за игрушками, прыжки в воде, игры.

Этапы обучения плаванию на занятиях

I ЭТАП

1-е ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАВАНИЮ

Возраст детей - 5 дней - 2-3 недели; продолжительность занятий - 10-15 минут; температура ванны - 36,5°С.

1. Медленный вход в воду ножками и укладке на спинку на двойную ручную поддержку.
Медленная проводка по длине ванны (проводка "челнок"), проводка в ближний угол ванны головой и поворот ножками в дальний угол, а головкой на себя и чуть вверх.
Толчок ногами от ванны и проводка в другую сторону (проводка с поворотами), уши в воде.

2. Левая рука под затылком и спиной, правая "ковшиком" за подбородок и правую щеку - поворот на "ковшик" (подбородок ребенка строго над линией воды).
Перехват левой "ковшиком" под подбородок в двойную ручную поддержку под подбородок в положение на груди.
Проводка в положении на груди на двойной ручной поддержке с поворотами у концов ванны.
Во время проводки и поворотов строго следить за положением рта над линией воды.

3. Поддержка одноручная на спине "полукольцом", повороты у концов ванны и перехваты с одной руки на другую.
Поддержки одной рукой и проводки на "ковшике" под подбородок ребенка.
Поддержка одной рукой (правой) - большой палец под подбородком ребенка, остальные под грудью.

4. Стимулирование толчков ногами и гребков руками в положении на спине и груди на одноручной поддержке свободной рукой.

5. Туалет (мытье) ребенка, выход из ванны и обтирание, обсушивание ушей ватой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Массаж, общая и специальная гимнастика проводятся, начиная с 2 месяцев; в 5 дней - 3 недели исключить погружение рта и проводить его только с месяца.

2 этап (I месяц) - погружение рта на месте, продолжение упражнений 1 этапа.

3 этап (2 месяца) - показ массажа, общей и специальной гимнастики.

4 этап (3-й месяц) - техника свободной поддержки, ослабление поддержки, техника толчков и гребков руками в воде.

5 этап (4-й месяц) - апробирование автономной поддержки типа чепчика с небольшой ручной поддержкой на спине, плавание за игрушкой на груди на ручной поддержке, доставание сидя игрушки.

6 этап (5-й месяц) - уменьшение автономной поддержки на спине, доставание сидя игрушки со дна ванны, погружая рот и затем нос, перевод ребенка в бассейн "Малютка" при наличии способностей и занятий плаванием три раза в неделю в зале водных процедур, три раза - дома.

7 этап (6-й месяц) - минимальная автономная поддержка на спине, плавание на спине без поддержки. Плавание на автономной поддержке на груди, ослабление автономной поддержки на груди, игры сидя.

8 этап (7-й месяц) - минимальная автономная поддержка на груди, плавание на груди с моментальными опусканиями ручной поддержки, игры в воде сидя и стоя.

9 этап (8-й месяц) - совершенствование гребков на спине и груди, упражнения типа "торпеда", ныряния за тонущими игрушками, бутылочкой. Игры в воде сидя, стоя, в ходьбе с различными игрушками.

10 этап (9 - 12 месяцы) - продолжение совершенствования в самостоятельном плавании на спине и груди, совершенствование самостоятельных погружений, игры.

ПРИМЕЧАНИЕ: На всех этапах занятий специфические движения сопровождаются словами "греби", "плыви", "ныряем", "толкайся".

План обучения нырянию

Помогает развивать дыхательную систему, вестибулярный аппарат, а также развивать эмоционально-волевые качества - смелость, силу, выносливость.

Занятия в большой ванной дома, желательно под присмотром инструктора. В первой части купания - занятие плаванием, как описано выше, в основном – плавание на спинке и в чепчике.. Далее проводятся ныряния (2-3 раза по 3-4 «восьмерки и погружения), чередуются с отдыхом и упражнениями на воде.

Подготовительный этап
Возраст ребенка - 1 неделя – месяц.
Ребенок просто плавает с помощью ручных поддержек на животике. Делает так называемые «восьмерки»- плывет по периметру ванны, разворачиваясь «восьмеркой».

1 этап.
Начиная с месяца, можно приучать малыша задерживать воздух. Для этого в положении на животе, после 3-4 «восьмерок», надо сказать: (Имя малыша), ныряем! И сразу подуть в личико. Обычно дети задерживают дыхание. В первый день повторять это упражнение 2-3 раза.
Каждый этап заканчивается тогда, когда ребенок овладел новым умением.

2 этап.
Все тоже самое, только после слов: имя, ныряем! Брызнуть в личико. Через неделю уже не брызгаете, а поливаете. Держа малыша одной рукой под подбородок, другой, после слов «ныряем!» зачерпываете воду и льете сверху на лицо. Похоже на умывание.
Переход на следующий этап только после того, как Вы убедитесь, что деть не просто зажмуривается, но точно задерживает дыхание.

3 этап.
Как и полагается, сначала 3-4 «восьмерки». После первого «малыш, ныряем!» снова поливаете на личико воду. Ребенок должен вспомнить, ЧТО надо делать после этой команды. Далее снова 3-4 «восьмерки», команда «ныряем!» и погружение под воду. Для этого Вы держите головку малыша 2-мя руками, и резко погружаете под воду. И сразу вынимаете и продолжаете движения «восьмеркой».
держите так

Для первого – второго - третьего раза хватит 1-2 ныряний. Обязательно обратите внимание на реакцию детки. Если ему не понравилось, лучше отложить до следующего раза.

Далее купайте по схеме: плавание на спинке, переворот на живот, 3-4 «восьмерки», нырок, опять 3-4 «восьмерки», нырок, снова 3-4 «восьмерки» нырок. Отдых на спинке. Упражнения (отталкивания, ходьба и т.д.). Снова цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых, игра, цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых на спинке. ВСЁ! Купание заканчивается. Таким образом, у Вас получится около 9 ныряний за сеанс.

Но, если малыш капризничает, Вы видите, что он недоволен, не придерживайтесь схемы. Делайте то, что нравится ребенку. А может, он уже устал. Просто заканчивайте купание пораньше.

4 этап.
Когда малыш привык к погружениям, начинайте проныривать под водой. Сначала это должно занимать 1-2 сек. Если Вы видите, что малышу хватает задерживаемого воздуха, постепенно посекундно увеличивайте время. Так неделю можно нырять на 1-2 сек, следующую 2-3, потом 3-4 и так далее. Но Вы на это время не просто погружаете ребенка под воду, а проныриваете под водой расстояние. Все проныривания участвуют в том же цикле упражнений, как и 3 этапе.

5 этап.
Он отличается от 4 этапа тем, что, погрузив малыша под воду, Вы его отпускаете и он плывет сам. После слов: «Малыш (имя), ныряем!» надо резко погрузить голову под воду, как бы подтолкнуть вперед и отпустить. Сначала Вы его быстро подхватываете, но с каждым разом увеличиваете время его самостоятельного нахождения под водой.
Здесь видно, что малыш плывет, а руки взрослого рядом. Но не держат его:

нырнули

выныриваем

вынырнули

Заключение
Я не инструктор по плаванию, не врач. Врач – мой муж, а я педагог-психолог. Про ныряния написала по своему опыту. Так, например, плавали мои дети не в 30-градусной воде, а не ниже 34. Ниже им не нравилось.

Еще в конце мы обливаемся холодной водой после купания. Педиатр нам сказала, что надо постепенно снижать температуру воды для обливания (так же как и в ванне). Но детям больше нравится, когда их обливают совсем холодной водой. После ванны холодная вода их обжигает и они (особенно старшая) визжат от удовольствия.

Наша старшая дочка в 4,5 мес. лежала на воде без всякой поддержки, проплывала ванну на спине и ныряла с удовольствием. Средний научился держаться на воде и нырять к 6-ти мес. Младший учился плавать от случая к случаю – просто не хватало времени на ежедневные «заплывы». Тем не менее, все трое детей, попадая на открытый водоем, не боялись воды, с удовольствием купались, ныряли, и самостоятельно поплыли в 3 года.

Лучше всего в обучении плаванию и нырянию Вам, конечно, поможет специально обученный инструктор. Но, если, несмотря на все ваши старания, деньги и время, потраченное на занятия в бассейне, малыш без удовольствия идет в ванну, плачет и отказывается плавать, не огорчайтесь. Есть такие дети – ну, не любят они купаться! Ведь и взрослые тоже не все любители водных процедур. Ничего, в мире еще столько видов спорта и игр, в которых именно ваш малыш покажет лучшие результаты.
А для таких деток можно порекомендовать постепенное бережное купание в пеленке (первые разы) и далее в ванне с мамой. Это противоположный взгляд на обучение плаванию младенцев. В его основе - предположение о том, что свободное плавание и, тем более, ныряние грудных малышей – стресс для ребенка, ведь вода - это чужеродная среда обитания для людей. Поэтому каждый родитель сам выбирает нужный подход в воспитании и закаливании своего ребенка. Данная статья – не призыв к обучению грудничков плаванию, а лишь советы для тех, кто хочет этим заниматься.

Успешно будут проходить занятия у родителей, которые уверены в пользе дела и не боятся заниматься с малышом чем-то особенным. Хотя плавание и ныряние уже давно стало самым обычным.
Будьте уверены в своих силах и успех гарантирован!!!

В статье использовались:
«Плавание грудных детей» (Методические рекомендации) Под ред. В.В.Шицковой Москва, 1978 год. Разработал рекомендации врач-педиатр В.А. Гутерман.

"Плавать раньше, чем ходить" З. П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 1978 г.