Автор : Уемов А.И.
Название
Издательство : Мысль
Год : 1978
Формат : DJVU
Страниц : 272
Размер : 3,4 МБ
Язык : Русский
Качество: Отличное, 600дпи, текстовой слой, цветные обложки и ч/б иллюстрации

В монографии рассматриваются философские проблемы системных исследований, значение системного подхода для изучения сложных явлений действительности, для практики, излагается один из вариантов системного построения - так называемая параметрическая теория систем. Метод построения такой теории основан на применении положений материалистической диалектики, в частности метода восхождения от абстрактного к конкретному. В работе дается анализ фундаментальных понятий этого подхода понятия системы и основных ее закономерностей, системных параметров и свойств; азрабатывается специальный формальный язык системных исследований, с помощью которого формулируются основные положения теории.

Содержание:
Предисловие 3
Глава I. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ 7
1. Принцип взаимосвязи как методологическая основа системного подхода 7
2. Системный подход и современная наука 23
3. Системный подход и системная теория 37
Глава II. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ 58
1. К проблеме категориальной основы языка системного подхода 58
2. Категориальные основы языка системного подхода 70
3. Формальные определения категорий «вещь», «свойство», «отношение» 79
4. Правильно построенные формулы языка тернарного описания 89
Глава III. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ 98
1. Методы уточнения понятия системы 98
2. Анализ существующих определений понятия системы 103
3. Реляционное обобщение оиределєний понятия системы 118
4. Концепт, структура и субстрат системы 126
5. Метатеоретичеокое исследование определения понятия «система» 130
Глава IV. ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 141
1. Пути построения общей теории систем 141
2. Реляционные общесистемные параметры 145
3. Атрибутивные системные параметры 150
Глава V. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ БИНАРНЫМИ АТРИБУТИВНЫМИ СИСТЕМНЫМИ ПАРАМЕТРАМИ 177
1. Определение значения атрибутивных системных параметров на конкретных объектах 177
2. Установление связи между значениями атрибутивных бинарных системных параметров с помощью ЭВМ 180
Глава VI. ЭЛЕМЕНТЫ ДЕДУКТИВНОЙ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ 188
1. Значение дедуктивной теории систем 188
2. Операции и правила вывода в языке тернарного описания 191
Глава VII. ПРОСТОТА И СЛОЖНОСТЬ СИСТЕМ КАК ЛИНЕЙНЫЙ СИСТЕМНЫЙ ПАРАМЕТР 199
1. Проблемы измерения «простоты - сложности» 199
2. Мера сложности по Н. Гудмену 202
3. Энтропийная мера ссубстратно-структурной сложности 204
Глава VIII. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМНО (ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ И ОБЪЯСНЕНИЯ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ И НАУКЕ 208
1. Двойственные определения понятия системы и анализ структуры автоматизированных систем управления предприятиями 208
2. Выявление логической структуры предложения с помощью формализованного языка описания систем 210
3. Системно-параметрическое описание народнохозяйственных комплексов 217
4. Общесистемные закономерности и проблемы определения направления времени 225
Глава IX. ПРИМЕНЕНИЕ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ К ПРОБЛЕМАМ ОПТИМИЗАЦИИ 232
1. Соответствие явной и латентных структур системы как условие ее оптимального функционирования 232
2. Теоретико-системные аспекты охраны и рационального использования окружающей среды 234
3. Системный подход и проблема ритма жизни 243
4. Использование общей теории систем для выбора способов изучения иностранных языков 248
5. Параметр «простоты-сложности» и проблема истинности теоретических систем 260
Заключение 270
ОГЛАВЛЕНИЕ 271

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»

Институт спорта и физического воспитания

Кафедра Теоретико-методических основ физической культуры и спорта

Доклад

На тему: «Системный подход»

Работу выполнила: магистрантка 1 курса

Филимонова Екатерина Викторовна

Проверил: д.п.н., профессор

Полянский Валерий Петрович

Москва 2015

Понятие «системный подход» (англ. «systems approach») стало широко употребляться с кон. 1960-х - нач. 1970-х гг. в англоязычной и русской философской и системной литературе. Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Исторически идеи системного исследования объектов мира и процессов познания возникли еще в античной философии (Платон, Аристотель), получили широкое развитие в философии нового времени (Кант, Шеллинг), исследовались Марксом применительно к экономической структуре капиталистического общества.

Специальная разработка системного подхода началась с середины ХХ века с переходом к изучению и использованию на практике сложных многокомпонентных систем.

Системном подход - способ организации действий, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, "Правильно заданный вопрос - половина ответа". Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные понятия системного подхода: "система", "элемент", "состав", "структура", "функции", "функционирование" и "цель".

Система - объект, функционирование которого, необходимое и достаточное для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.

В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры объекта и места элементов в ней. В целом же основные моменты системного подхода следующие:

1. Изучение феномена целостности и установление состава целого, его элементов.

2. Исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е. структуры объекта, что образует ядро системного подхода.

3. В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций системы и ее составляющих, т.е. структурно-функциональный анализ системы.

4. Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами.

Основные принципы системного подхода:

Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

К числу важнейших задач системного подхода относятся:

1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;

2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем;

3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок.

В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества .

Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта.

Системный подход в исследованиях физической культуры позволяет комплексно охватить совокупность явлений и закономерностей, присущих ей, дает возможность осмыслить их во взаимосвязи, исключить искусственное их расчленение на части, выявлять целостность, присущую объектам действительности, позволяет включить в этот процесс специалистов различных специальностей и профилей

Предпосылкой проникновения системного подхода в науку 20 в. явился прежде всего переход к новому типу научных задач: в целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных объектов; познание оперирует системами, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Во 2-й пол. 20 в. аналогичные по типу задачи возникают и в социальной практике: в социальном управлении вместо превалировавших прежде локальных, отраслевых задач и принципов ведущую роль начинают играть крупные комплексные проблемы, требующие тесного взаимоувязывания экономических, социальных, экологических и иных аспектов общественной жизни (напр., глобальные проблемы, комплексные проблемы социально-экономического развития стран и регионов, проблемы создания современных производств, комплексов, развития городов, мероприятия по охране природы и т.п.).

Изменение типа научных и практических задач сопровождается появлением общенаучных и специально-научных концепций, для которых характерно использование в той или иной форме основных идей системного подхода. Наряду с распространением принципов системного подхода на новые сферы научного знания и практики с сер. 20 в. начинается систематическая разработка этих принципов в методологическом плане. Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем. Системный подход не существует в виде строгой теоретической или методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Эта ориентация осуществляется двояко.

Во-первых, содержательные принципы системного подхода позволяют фиксировать недостаточность старых, традиционных предметов изучения для постановки и решения новых задач.

Во-вторых, понятия и принципы системного подхода существенно помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов и т.о. способствуя формированию конструктивных исследовательских программ. Роль системного подхода в развитии научного, технического и практически-ориентированного знания состоит в следующем.

Во-первых, понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании (напр., понятие биосферы в концепции В.И. Вернадского, понятие биогеоценоза в современной экологии, оптимальный подход в экономическом управлении и планировании и т.п.).

Во-вторых, в рамках системного подхода разрабатываются новые по сравнению с предшествующими этапами развития научного познания схемы объяснения, в основе которых лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление типологии его связей.

В-третьих, из важного для системного подхода тезиса о многообразии типов связей объекта следует, что любой сложный объект допускает несколько расчленений. При этом критерием выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить «единицу» анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику.

системный конструируемый общенаучный объект

Список литературы

1. Вертакова Ю.В., Согачева О.В. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. - М.: Кнорус, 2009.

2. Блауберг И.В., Э. Г. Юдин Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973.

3. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2004.

4. Савельев А. В. Онтологическое расширение теории функциональных систем // Журнал проблем эволюции открытых систем. -- Алматы, 2005. -- № 1(7). -- С. 86-94.

5. Системные исследования. Ежегодник, вып. 1-26. М., 1969-1998;

6. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 421

7. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978;

8. Юдин Э. Г. Методологическая природа системного подхода // Системные исследования. - М.: Наука, 1973.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность системного подхода как основы комплексного анализа. Основные принципы системного подхода. Системный подход в менеджменте организации. Значение системного подхода в управленческой организации. Системный подход к управлению операциями.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2008

    Системный подход к управлению и его корифеи. Современное представление о системном подходе. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы. Отличия традиционного и системного подходов к управлению. Значение системного подхода в управлении.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2008

    Зарождение теории систем. Становление системного мышления и развитие системной парадигмы в ХХ веке. Теоретические основы системного подхода к управлению организацией и их применение на практике. Этапы развития системных идей в менеджменте.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2009

    Сущность и основные принципы системного подхода в исследовании систем управления организацией. Применение системного подхода для проведения анализа системы менеджмента качества продукции на примере промышленного предприятия ТОО "Бумкар Трейдинг".

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Общая характеристика системного подхода. Принятие управленческих решений. Системный анализ. Роль и характеристика системного подхода в управлениии пенсионного фонда г. Белорецка. Общая характеристика и разработка рекомендаций по совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2008

    Основные черты и принципы системного подхода к исследованию систем управления. Оценка эффективности системы управления. Решение задачи оценки эффективности вариантов и принятия решения о выборе облика новой системы. Системный подход в моделировании.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2011

    курсовая работа , добавлен 10.09.2014

    Изучение принципов и основных направлений развития системного подхода. Особенности его применения при разработке управленческих решений. Системология как наука о методах системного исследования окружающего нас мира. Обзор целей создания системотехники.

    презентация , добавлен 10.02.2016

    Сущность и значение системного подхода в управлении. Основные элементы и типы организационной системы, оценка их позитивных и негативных сторон. Системный анализ в ОАО "Завод ЖБК-1", разработка предложений и мероприятий по его совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2012

    Основные свойства систем управления. Сущность, принципы и требования системного подхода к разработке и реализации управленческих решений. Механизм и процедуры системного анализа процесса принятия решений администрацией по благоустройству г. Якутска.

Через систему связей оказывают влияние на состояние остальных, поэтому поддержание баланса и гармонии между ними составляет главную задачу менеджмента. 2. Современное представление о системном подходе Итак, системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. ...

К управлению; 2. обоснование факторов и условий эффективного функционирования системного подхода; 3. Разработка научно-практических рекомендаций. Объектом курсовой работы является организация, предметом – системный подход в управлении организации. Методологической базой служили труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления, таких как М. Х. Мескон, М. ...

... «Минскмебель» прошли, и сегодня в условиях конкурентной борьбы основным становится умелая реклама и постоянные серьезные маркетинговые исследования рынка. 3. Развитие системного подхода в управлении ООО «Минскмебель» Применение системного подхода в менеджменте позволяет увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешней средой. При этом необходимо...

В американской психологии возник в начале XX в. и стал предметом внимания менеджеров, которых особенно интересовали вопросы реакции работников на различные стимулы к труду. Со второй половины 30-х гг. школа человеческих отношений дополнилась поведенческими концепциями. Вклад в развитие этой концепции внесли американские ученые Абрахам Маслоу (1908-1970) и Дуглас Мак-Грегор (1906-1964). А. Маслоу...

В учебнике раскрываются вопросы исследования организации как сложного социального образования - социально-экономической системы, обладающей упорядоченной внутренней структурой, многообразием связей между элементами, включая человеческие отношения, требующей некоторых специфических методов и подходов. Организация рассматривается и исследуется с применением системного, структурного, функционального, процессного, поведенческого, информационного и ситуационного подходов.
Учебник разработан с учетом требований государственных образовательных стандартов и предназначен для студентов высших учебных заведений экономических и неэкономических специальностей, может быть использован в качестве методического материала при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров в сфере управления, а также в научной и практической деятельности.

Общие понятия теории систем.
Изучение любого сложного объекта предполагает представление его как системы. Особенно это актуально в условиях изменчиво-неопределенной среды, динамики внешних и внутренних процессов организации.
Под системой будем понимать упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство .

Как правило, все системы искусственного происхождения являются целенаправленными, т.е. создаются и существуют для достижения определенной цели (целей). Можно выделить базовые признаки системы :
существует определенный порядок расположения и взаимодействия материалов, энергии и информации (конструкция, структура системы);
существует цель, для достижения которой создана система;
выходы материалов, энергии и информации размещены в соответствии с заранее установленным порядком;
существует совокупность предпочтений (приоритеты, критерии, оценки), обеспечивающая оптимальное (рациональное, предпочтительное) сочетание и взаимодействие элементов системы.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1.1. Общие понятия теории систем
1.2. Организация как система
1.3. Теория организации в системе наук
1.4. Эволюция взглядов на организацию
2. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Сложность организации
2.2 Формализация
2.3. Соотношение «централизация / децентрализация»
2.4. Основные виды организационных структур
3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
3.1. Принятие решений в организациях
3.2. Координация
3.3. Организационные коммуникации
3.4. Организационная эффективность
4. ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
4.1. Основная и обеспечивающая деятельность компании
4.2. Правила выделения процессов в организации
4.3. Система управления бизнес-процессами
4.4. Современные методики описания бизнес-процессов
4.5. Реинжиниринг
5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
5.1. Руководитель - менеджер - лидер
5.2. Организационная культура
5.3. Межгрупповые отношения в организации
5.4. Доверие в организациях
6. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
6.1. Диагностика и анализ ситуаций
6.2. Модели ситуационного подхода к организации
6.3. Формы организаций в России
6.4. Интеграция организаций
6.5. Организационные изменения и развитие
7. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
7.1. Влияние информационных систем на организацию
7.2. Информация в организации
7.3. Создание и внедрение информационных систем
7.4. Роль информационных систем в деятельности организаций
7.5. Электронный бизнес и электронная коммерция
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИКУМ ПО ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
П1. Общие рекомендации по изучению курса
П2. Методические рекомендации
П3. Темы практических занятий
П4. Материалы для внедрения в процесс обучения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория организаций, Системный подход, Истомин Е.П., Соколов А.Г., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.





















1 из 20

Презентация на тему: Системный подход к управлению

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Системный подход к управлениюПодход к управлению как к системе Системы – больше, чем просто концепция. Это:способ интеллектуальной жизни;мироощущение;понятие о природе реальности и о том, как ее исследовать.«Традиционное» мышление: Анализ → СинтезСистемное мышление: Синтез → Анализ

№ слайда 3

Описание слайда:

Основные системные понятия Система (греч.) - целое, составленное из частей; некоторое множество элементов, объединенное для достижения цели.Элемент – наименьшее звено в структуре системы, внутреннее строение которого не рассматривается на выбранном уровне анализа.Связи – это то, что соединяет элементы и свойства системы в целое.Структура системы – совокупность элементов и связей между ними, которые определяют организацию объекта как целостную систему.

№ слайда 4

Описание слайда:

Основные системные понятия Подсистема – система входящая в рассматриваемую систему.Надсистема – система включающая в себя рассматриваемую систему.Внешняя среда системы – система, состоящая из элементов, не принадлежащих рассматриваемой системе.Сигнал – информация о состоянии элемента.Сообщение – совокупность сигналов.Входы системы – элементы системы, к которым приложены входные воздействия или на которые поступают входные сигналы.Выходы системы – элементы системы, которые осуществляют воздействие или передают сигнал в другую систему.

№ слайда 5

Описание слайда:

Важнейшие свойства систем 1. Взаимосвязь среды и системы.2. Целостность."Целое, мыслимое как многое"Примат целого: не элементы составляют целое, а наоборот, целое порождает при своем членении элементы.Роль элементов – обеспечение функционирования целого.Каждый элемент может рассматриваться только в его связи с другими элементами.Функционирование системы не может быть сведено к функционированию отдельных элементов.3. Целенаправленность – система имеет цели своего развития и движется в направлении достижения этих целей.4. Информационность. Для функционирования системы необходимо наличие каналов связи и наполненность их сигналами.

№ слайда 6

Описание слайда:

Важнейшие свойства систем 5. Неаддитивность – система не равна сумме подсистем в нее входящих. n nС ≠ Σ ПСi или С = Σ ПСi + Δ , i=1 i=16. Обособленность – относительная изолированность, автономность систем (наличие границы).7. Устойчивость – способность системы парировать действие внешних воздействий и сохраняться (отклонения в малом).8. Неопределенность. 8.1 Принципиальная неопределенность 8.2 Неполная наблюдаемость.9. Эмерджентность – целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой системы.

№ слайда 7

Описание слайда:

Важнейшие свойства систем 10 Синергетичность – однонаправленность действий в системе которая приводит к усилению (умножению) конечного результата.11. Бесконечность – невозможность полного познания и всестороннего представления систем конечным множеством описаний.12. Иерархичность (вложенность).13. Непрерывность функционирования – система существует пока функционирует.14. Способность к саморазвитию – усложнение системы, увеличение ее внутреннего многообразия. Источник саморазвития – непрерывный процесс возникновения и разрешения противоречий.15. Управляемость – сознательная организация целенаправленного функционирования системы и ее элементов.16. Совместимость – все элементы должны обладать свойством "сродства", взаимноприспособляемости, взаимоадаптивности.

№ слайда 8

Описание слайда:

Выводы: Если каждую рассматриваемую отдельно часть системы, заставить работать с максимальной эффективностью, система в целом не будет функционировать настолько эффективно, насколько это возможно.Эффективность системы зависит не столько от работы элементов по отдельности, сколько от их взаимодействий.Сумма наилучших решений по отдельным частям, не будет наилучшим решением для целого.

№ слайда 9

Описание слайда:

Законы развития систем(по Г.С. Альтшуллеру) 1. Законы статики. Определяют начало жизни систем, возникающих как единое целое посредством синтеза из частей.1.1 Закон полноты частей системы. Необходимым условием жизнеспособности системы является наличие и минимальная работоспособность ее основных частей.1.2 Закон проводимости системы. Необходимым условием жизнеспособности системы является сквозной проход затрат и результатов по всем ее частям.1.3 Закон согласования ритмики частей системы. Необходимым условием жизнеспособности системы является согласование ритмики всех ее частей.

№ слайда 10

Описание слайда:

Законы развития систем(по Г.С. Альтшуллеру) 2. Законы кинематики. Определяют развитие систем независимо от конкретных экономических, физических и прочих факторов.2.1 Закон увеличения степени идеальности систем. Развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности, т.е. совершенствование системы проявляется в постоянном уменьшении затрат на единицу полезного эффекта.Идеальная система – та, которой нет, но функции ее выполняются.2.2 Закон неравномерности развития частей системы. Развитие частей системы идет неравномерно; чем сложнее система, тем неравномернее развитие ее частей.2.3 Закон перехода в надсистему. Исчерпав возможности развития, система включается в надсистему в качестве ее части; при этом развитие идет на уровне надсистемы.

№ слайда 11

Описание слайда:

Законы развития систем(по Г.С. Альтшуллеру) 3. Законы динамики. Характеризуют развитие систем под действием конкретных технических, физических, организационных, экономических и прочих факторов.3.1 Закон перехода на микроуровень. Развитие основных элементов системы идет сначала на макро-, а затем на микроуровнях. Это значит, что сначала основные вопросы развития организации решаются на верхних уровнях управления, а затем частично передаются на более низкие уровни.3.2 Закон увеличения степени предприимчивости. Развитие систем идет в направлении увеличения их предприимчивости, т.е. системы несамостоятельные или малосамостоятельные становятся более самостоятельными с более выраженной индивидуальностью.

№ слайда 12

Описание слайда:

Типы систем и моделей 1. Детерминированные – системы и модели, которые ни сами в целом, ни их части не являются целенаправленными (например, механизм, растение …). Пример использования: Корпорация - Механизм2. Анимационные (одушевленные) – системы и модели, которые в целом, преследуют некоторые цели, а их части являются нецеленаправленными (например, животные (включая людей)).Пример использования: Корпорация - Организм3. Социальные (общественные) – системы и модели, в которых как их части, так и они в целом являются целенаправленными (например, корпорация, нация …).Пример использования: Корпорация – Союз личностей

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

Некоторые законы систем(«для бизнеса») Закон С. Бира: улучшение работы отдельных элементов не приводит к улучшению функционирования системы в целом.Золотое правило менеджмента: «Не ремонтируй то, что хорошо работает» («Лучшее враг хорошему»).Закон фон Берталанфи (з-н эквифинальности) – некое конечное состояние открытой системы не зависит от ее исходного состояния и определяется особенностями протекающих внутри процессов и характером ее взаимодействия со средой. («Мы рождаемся равными, но не одинаковыми». В одной и той же семье может врасти святой и разбойник.) Для открытых систем всегда существует не один, а множество путей достижения одного и того же результата. Выводы:всегда существует несколько вариантов правильного решения;задача менеджера не придумать что-то новое, а представить себе в достаточно полном объеме все решения и выбрать наиболее подходящее;наиболее короткий путь решения не всегда самый быстрый;быстрое достижение результата не всегда самое эффективное.

№ слайда 18

Описание слайда:

Некоторые законы систем(«для бизнеса») Закон необходимого многообразия (принцип Р. Эшби) – только многообразие способно поглотить многообразие. Смысл – для поддержания системы в управляемом состоянии, необходимо, чтобы на случай любого внешнего воздействия, способного вывести систему из равновесия, существовала бы реакция, возвращающая систему в желаемое состояние. Ловушка – нормы реагирования на позитивные воздействия. (Российский менталитет – на хорошее никто не рассчитывает, поэтому наши семьи и организации скорее распадутся в ситуации благополучия, достатка и успеха, чем вследствие пожара, инфляции, болезни). Правила:выявить максимальный набор внешних и внутренних факторов воздействия («А что если?…»);разработать технологию реагирования.

№ слайда 19

Описание слайда:

Вопрос о границах системы ☻ закрытые системы – стремятся минимизировать взаимодействие со средой, ограничить до предела свои входы и выходы, сделать их максимально контролируемыми. «-» - недостаток требуемой информации (и др. ресурсов) → потребность «все иметь внутри» → разрастание и усложнение системы → потеря управляемости → гибель.☺ открытые системы – широкий контакт со средой, максимальный учет потребностей среды «-» - опасность растворения в среде (в других системах), потеря целостности → гибель.Образ – корабль в открытом океане. Есть заданное направление и меняющиеся условия среды (ветер, течения, рифы…). Варианты:четкое следование заданному направлению, борьба со стихией – все ресурсы могут уйти на эту борьбу, экипаж забудет о цели путешествия (закрытая система);отказ от борьбы со стихией, следование воле волн – будем двигаться галсами, иногда в противоположном направления, возможно окажемся на рифах (открытая система).Выход → МЕРА.

№ слайда 20