— это очередная тема для статьи из цикла публикаций по основам философии. мы узнали определение философии, предмет философии, ее основные разделы, функции философии, фундаментальные проблемы и вопросы.

Другие статьи:

Принято считать, что философия зародилась примерно — в 7-6 веках до нашей эры в Древней Греции и одновременно в древнем Китае и Индии . Некоторые ученые считают, что философия появилась еще в Древнем Египте. Несомненно одно, египетская цивилизация оказала огромное влияние на цивилизацию Греции.

Философия древнего мира (Древней Греции)

Итак, философия Древней Греции. Этот период в истории философии, пожалуй, один из самых таинственных и завораживающих. Его называют Золотым веком цивилизации. Часто возникает вопрос, как и почему философы того времени генерили такое множество гениальный идей, мыслей и гипотез? Например, гипотезу о том, что мир состоит из элементарных частиц.

Античная философия представляет собой философское направление, которое развивалось на протяжении более чем тысячи лет с конца 7 века до нашей эры, вплоть до 6 века нашей эры .

Периоды философии Древней Греции

Принято разделять ее на несколько периодов.

  • Первый период – ранний (до 5 века до н. э.). Он делится натуралистический (в нем самое важное место было отведено космическому началу и природе, когда человек не являлся главной идеей философии) и гуманистический (в нем основное место занимал уже человек и его проблемы, в основном, этического характера).
  • Второй период – классический (5-6 века до н. э.) . В этот период развивались системы Платона и Аристотеля. После них наступил период эллинистических систем. В них основное внимание было уделено моральному облику человека и проблемам, связанным с моралью общества и одного человека.
  • Последний период – Философия эллинизма. Делится на ранний эллинистический период (4-1 века до н. э.) и поздний эллинистический период 1 век до н. э. - 4 век)

Особенности философии античного мира

У античной философии был ряд характерных особенностей, которые отличали ее от других философских течений.

  • Для данной философии характерна синкретичность, то есть слитность самых важных проблем, и в этом ее отличие от более поздних философски школ.
  • Для такой философии характерна и космоцентричность — космос согласно ей, связан с человеком множеством неразрывных связей.
  • В античной философии практически не было философских законов, очень многое в ней было разработано на уровне понятий .
  • Огромное значение в ней имела логика , и ее разработкой занимались ведущие философы того времени, среди них Сократ и Аристотель.

Философские школы Древнего мира

Милетская школа

Одной из самых древнейших философских школ принято считать Милетскую школу. Среди ее основателей был Фалес , астроном. Он считал, что в основе всего лежит некая субстанция. Именно она является единым началом.

Анаксимен считал, что началом всего нужно считать воздух, именно в нем отражается бесконечность и изменяются все объекты.

Анаксимандр является основателем идеи о том, что миры бесконечны и основой всего, по его убеждению, является так называемый апейрон. Он представляет собой невыразимую субстанцию, основа которой остается неизменной, в то время как его части постоянно пребывают в изменении.

Школа Пифагора .

Пифагор создал школу, в которой ученики изучали законы природы и человеческого социума, а также разрабатывали систему математических доказательств. Пифагор считал, что человеческая душа бессмертна.

Элейская школа.

Ксенофан выражал свои философские воззрения в виде стихов и занимался высмеиванием богов, критиковал религию. Парменид один из главных представителей этой школы, разрабатывал идею бытия и мышления в нем. Зенон Элейский занимался развитием логики и боролся за истину.

Школа Сократа .

Сократ не занимался написанием философских трудов, как его предшественники. Он разговаривал с людьми на улице и в философских спорах доказывал свою точку зрения. Он занимался развитием диалектики, занимался развитием принципов рационализма в этическом преломлении и считал, что тот, кто обладает знанием о том, что такое добродетель ни станет вести себя плохо и причинять вред окружающим.

Таким образом, античная философия послужила основой для дальнейшего развития философской мысли и оказала огромное влияние на умы многих мыслителей того времени.

Книги по Философии Древней Греции

  • Очерк истории греческой философии. Эдуард Готтлоб Целлер. Это знаменитый очерк, неоднократно переиздававшийся во многих странах. Это популярное и краткое изложение древнегреческой философии.
  • Философы Древней Греции. Роберт С. Брамбо. Из книги Роберта Брамбо (доктора философии Чикагского университета) Вы узнаете описание жизни философов, описание их научных концепций, идей и теорий.
  • История античной философии. Г. Арним. Книга посвящается исключительно содержанию идей, концепций, античных философских учений.

Философия Древней Греции – кратко, самое главное. ВИДЕО

Резюме

Античная философия древнего мира (Древней Греции) создала сам термин «философия», оказывала и оказывает огромное влияние на европейскую и мировую философию до настоящего времени.

Первопроходцами древнегреческой философии по праву считаются представители досократических школ, в частности, милетцы, их учение вошло в историю и наиболее известно как составляющая часть ионийской философской науки. Впервые такой термин был введен Диогеном Лаэртским, историком позднего периода античности, а к ионийцам им был причислен наиболее яркий представитель направления – Фалес, а также все его ученики и последователи.

Первая философская школа Древней Греции

Сама философская школа стала называться милетской по названию одноименного города – Милета. В древние времена это было самое крупное греческое поселение на западном побережье малоазиатской территории. Милетская школа имела обширную направленность деятельности, значение которой трудно переоценить. Накопленные знания дали значительной толчок в развитии большинства видов европейских наук, в том числе оказали колоссальное влияние на становление математики, биологии, физики, астрономии и прочих естественно-научных дисциплин. Именно милетцами была создана и введена в обиход первая специальная научная терминология.

Ранее абстрактно-символические понятия и представления, например, о космогонии и теологии поверхностно присутствовали в искаженном виде в мифологии и имели статус передаваемой традиции. Благодаря деятельности представителей милетской школы многие направления физики и астрономии стали изучаться и представлять уже не культурно-мифологический, а научно-практический интерес.

Основополагающим принципом их философского мировоззрения была теория о том, что ничто в окружающем мире не может возникнуть из ничего. Опираясь на эту , милетцы считали, что окружающий мир и большинство вещей и явлений имеет бесконечное в пространстве и времени единое божественное первоначало, которое также является главенствующим источником жизни космоса и самого его существования.

Другой особенностью милетской школы является рассмотрение всего мира как единого целого. Живое и неживое, а также физическое и психическое имели крайне незначительное разделение для ее представителей. Все окружающие людей предметы считались одушевленными, разница заключалась только в том, что некоторым это было присуще в большей степени, а другим в меньшей.

Закат милетской школы пришелся на конец V века до нашей эры, когда Милет потерял свою политическую значимость и перестал быть независимым городом. Произошло это благодаря персам-ахеменидам, которые положили конец развитию философской мысли в этих краях. Несмотря на это в других местностях у милетцев остались последователи их идей, наиболее известными были Гиппон и Диоген Аполлонийский. Милетская школа не только создала геоцентрическую модель, но и оказала огромное влияние на становление и развитие материалистической , хотя самих милетцев не принято причислять к материалистам.


Особенности философии Древней Греции

Философия Древней Греции оказала не только значимое влияние на европейскую мысль, но и задала направление развитию мировой философии. Несмотря на то, что с тех пор прошло огромное количество времени, она до сих пор вызывает глубокий интерес у большинства философов и историков.

Древнегреческой философии характерно в первую очередь обобщение первоначальных теорий различных научных знаний, наблюдений за природой и многих достижений в культуре и науке, которые были достигнуты коллегами с Востока. Другой характерной чертой является космоцентризм, следовательно, появляются понятия микрокосмоса и макрокосмоса. К макрокосмосу относятся вся природа и ее явления, а также известные стихии, микрокосмос же является своеобразным отражением и повторением этого естественного мира, то есть человеком. Также у древнегреческих философов присутствует понятие судьбы, которой подчинены все проявления человеческой деятельности и ее конечный результат.

В период расцвета происходит активное развитие математических и естественно-научных дисциплин, а это вызывает уникальный и весьма интересный синтез научных знаний и теорий с мифологией.

Причина, по которой древнегреческая философия получила такое развитие и имела столько индивидуальных особенностей, заключается в отсутствие касты жрецов в отличие, например, от восточных государств. Это привело к значительному распространению свободы мысли, что благоприятно сказалось на становлении научно-рационального движения. На Востоке же консервативные верования держали под контролем все социальные явления, что для Древней Греции было чуждым явлением. По этой причине можно считать, что демократическое устройство античных полисов оказало наиболее значимое влияние на все особенности древнегреческой философской мысли.


Периоды философии Древней Греции

Для удобства изучения древнегреческой философии историками была введена общепринятая система ее периодизации.

Так, ранняя греческая философия начала развиваться еще в VI-V веках до нашей эры. Это так называемый досократовский период, во время которого появился Фалес Милетский, признанный самым первым . Он принадлежал к милетской школе, одной из первых, возникших в то время, уже после нее появилась школа элеатов, представители которой были заняты вопросами бытия. Параллельно ей Пифагором была основана и его собственная школа, в которой по большей части подлежали изучению вопросы меры, гармонии и чисел. Также отмечается большое количество философов-одиночек, не примкнувших ни к одной из существовавших школ, среди них были Анаксагор, Демокрит и Гераклит. Помимо перечисленных философов в этот же период появляются и первый софисты, такие как Протагор, Продик, Гиппий и другие.

В V веке до нашей эры можно наблюдать плавный переход древнегреческой философии к классическому периоду. Во многом благодаря трем гигантам мысли – Сократу, Аристотелю и Платону, стал настоящим философским центром всей Греции. Впервые вводится понятие личности и принимаемых ею решений, которые основываются на совести и принятой системе ценностей, философская наука начинает рассматриваться в качестве политической, этической и логической системы, а наука получает дальнейшее продвижение путем исследовательских и теоретических методик изучения мира и его явлений.

Последним периодом является эллинизм, который историки иногда разделяют на раннюю и позднюю стадии. В целом это самый длительный период в истории древнегреческой философии, который начался в самом конце IV века до нашей эры, завершился только в VI веке нашей эры. Эллинистическая философия также захватила и часть , в это время многие философские направления получили множество возможностей для своего развития, происходило это по большей части под влиянием индийской мысли. Основными направлениями, возникшими в это время, являются:

  1. Школа эпикуреизма , представители которой развивали уже существующие положения этики, признавали вечность окружающего мира, отрицали наличие судьбы и проповедовали получение удовольствий, на которых строилось все их учение.
  2. Направление скептицизма , последователи которого проявляли недоверие к большинству общепринятых знаний и теорий, считая, что они должны быть проверены научно-познавательным путем на предмет истины.
  3. Учение Зенона Китийского , получившее название стоицизм, наиболее известными представителями которого были Марк Аврелий и Сенека. Они проповедовали стойкость и мужество перед жизненными трудностями, что заложило основу раннехристианских моральных доктрин.
  4. Неоплатонизм , который является самым идеалистическим философским направлением античности. Является синтезом учений, которые создали Аристотель и Платон, а также восточных традиций. Мыслители-неоплатонисты изучали иерархию и устройство окружающего мира, первоначало, а также создали первые практические методики, которые способствовали достижения единения с Богом.

В мире множество различных философских течений и школ. Одни восхваляют духовные ценности, иные же проповедуют более насущный образ жизни. Однако их объединяет одно - все они придуманы человеком. Именно поэтому, прежде чем начать изучать школу мысли, следует разобраться в том, кто такой философ.

При этом необходимо не только узнать значение этого слова, но и оглянуться назад, в прошлое, дабы вспомнить тех, кто стоял у истоков первых школ философии. Ведь только так можно постигнуть истинную суть вопроса о том, кто такой философ.

Люди, посвятившие себя великим размышлениям

Итак, как всегда, рассказ следует начинать с основного. В данном случае с того, кто такой философ. Ведь в дальнейшем это слово будет очень часто фигурировать в тексте, а значит, без четкого понимания его значения обойтись попросту не получится.

Что же, философ - это человек, который всецело посвятил себя размышлениям о сущности бытия. При этом его основным стремлением является желание понять суть происходящего, так сказать, заглянуть за кулисы жизни и смерти. Собственно говоря, подобные размышления и превращают простого человека в философа.

Следует отметить, что подобные размышления - это не просто мимолетное увлечение или забава, это смысл его жизни или даже, если хотите, призвание. Именно поэтому великие философы посвящали разрешению мучивших их вопросов все свое свободное время.

Различия в философских течениях

Следующим шагом будет осознание того, что все философы отличаются друг от друга. Не существует универсального взгляда на мир или порядок вещей. Даже если мыслители придерживаются одной идеи или мировоззрения, в их суждениях всегда найдутся расхождения.

Это связано с тем, что взгляды философов на мир зависят от их личного опыта и умения анализировать факты. Именно поэтому к сегодняшнему дню свет увидели сотни различных философских течений. И все они являются уникальными по своей сути, что делает эту науку весьма многогранной и познавательной.

И все же у всего есть свое начало, в том числе и у философии. Поэтому будет весьма логичным обратить свой взор в прошлое и поговорить о тех, кто основал эту дисциплину. А именно об античных мыслителях.

Сократ - первый из великих умов древности

Начать следует с того, кого считают легендой в мире великих мыслителей - Сократа. Он родился и жил в Древней Греции в 469-399 годах до нашей эры. К сожалению, сей ученый муж не вел записей своих мыслей, поэтому большинство его изречений дошли до нас лишь благодаря стараниям его учеников.

Он первый из людей задумался о том, кто такой философ. Сократ считал, что жизнь имеет смысл лишь тогда, когда человек осмысленно проживает ее. Он осуждал своих соотечественников за то, что те забыли о морали и погрязли в собственных пороках.

Увы, жизнь Сократа закончилась трагично. Местная власть назвала его учение ересью и приговорила к смертной казни. Он же не стал дожидаться исполнения приговора и добровольно принял яд.

Великие философы Древней Греции

Именно Древнюю Грецию считают местом, где зародилась западная школа философии. Многие великие умы античности родились именно в этой стране. И хотя некоторые их учения были отвергнуты современниками, все же нельзя забывать о том, что первые ученые-философы появились здесь более 2,5 тыс. лет назад.

Платон

Из всех учеников Сократа наиболее успешным был Платон. Впитав мудрость учителя, он продолжил изучать окружающий мир и его законы. Более того, заручившись поддержкой народа, он основал великую Афинскую академию. Именно здесь он обучал юных студентов основам философских идей и концепций.

Платон был уверен в том, что его учение способно подарить людям мудрость, которая им крайне необходима. Он утверждал, что только образованный и трезвомыслящий человек может создать идеальную державу.

Аристотель

Очень многое для развития западной философии сделал Аристотель. Этот грек окончил Афинскую академию, и одним из его учителей был сам Платон. Поскольку Аристотель отличался особой эрудицией, то вскоре его призвали преподавать во дворце управителя. Согласно историческим записям, он обучал самого Александра Македонского.

Римские философы и мыслители

Труды греческих мыслителей очень сильно повлияли на культурную жизнь в Римской империи. Воодушевленные текстами Платона и Пифагора, в начале II столетия стали появляться первые римские философы-новаторы. И хотя большинство их теорий напоминали греческие, некоторые отличия в их учениях все же имелись. В частности, это было обусловлено тем, что римляне обладали собственными понятиями о том, что такое высшее благо.

Марк Теренций Варрон

Одним из первых философов Рима был Варрон, родившийся в I веке до нашей эры. За свою жизнь он написал множество трудов, посвященных моральным и духовным ценностям. Также он выдвинул интересную теорию о том, что каждый народ имеет четыре стадии развития: детство, юность, зрелость и старость.

Марк Туллий Цицерон

Это один из самых Древнего Рима. Подобная слава пришла к Цицерону благодаря тому, что он наконец-то смог объединить в одно целое греческую духовность и римскую любовь к гражданству.

Сегодня же его ценят за то, что он одним из первых позиционировал философию не как абстрактную науку, а как часть повседневной жизни человека. Цицерон сумел донести людям мысль о том, что каждый при желании может постичь В частности, именно поэтому он внедрил собственный словарь, разъясняющий суть многих философских терминов.

Великий философ Поднебесной

Многие приписывают идею демократии грекам, однако на другом конце земного шара один великий мудрец смог выдвинуть ту же теорию, опираясь лишь на свои собственные убеждения. Именно этот древний философ и считается жемчужиной Азии.

Конфуций

Китай всегда считался страной мудрецов, однако среди всех прочих особое внимание следует уделить Конфуцию. Этот великий философ жил в 551-479 гг. до н. э. и являлся очень известной персоной. Главной задачей его учения было проповедование принципов высокой морали и личных добродетелей.

Имена, известные всем

С течением лет все больше людей желало внести свой вклад в развитие философских идей. Рождались все новые и новые школы и течения, а оживленные дискуссии между их представителями стали привычной нормой. Однако даже в таких условиях появлялись те, чьи мысли для мира философов были словно глоток свежего воздуха.

Авиценна

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина - таково полное имя Авиценны, великого Родился он в 980 году на территории Персидской империи. За свою жизнь написал не один десяток научных трактатов, связанных с физикой и философией.

Помимо этого, он обосновал собственную школу. В ней он обучал одаренных юношей медицине, в которой, кстати, весьма сильно преуспел.

Фома Аквинский

В 1225 году на свет родился мальчик по имени Фома. Его родители и предположить не могли, что в будущем он станет одним из самых выдающихся умов в философском мире. Он написал много работ, посвященных размышлениям о мире христиан.

Более того, в 1879 году католическая церковь признала его труды и сделала их официальной философией для католиков.

Рене Декарт

Он более известен как отец современной формы мысли. Многие знают его крылатое выражение «Если я мыслю, значит, я существую». В своих работах он рассматривал разум как главное оружие человека. Ученый изучал труды философов различных эпох и доносил их до своих современиков.

Помимо этого, Декарт сделал много новых открытий и в других науках, в частности в математике и физике.

Самые ранние зачатки греческой философии находятся в религиозных и мифических стихотворениях глубокой древности. Философские умозрения заметны уже у великих эллинских поэтов Гомера и Гесиода . Чуть позже их развитие привело к появлению таинственной секты орфиков , с которой были тесно связаны и практиковавшиеся близ Афин элевсинские мистерии . К числу ранних философов могут быть отнесены и Семь прославленных греческих мудрецов .

В VI столетии до Р. X. в Греции возникли три её самые ранние философские школы или, вернее, были сделаны три первые попытки уяснить мыслящею силою взаимную связь предметов отвлеченных и объяснить их отношение к видимому миру. Из этих школ две – ионийская (милетская) и элейская – приобрели значение только тогда, когда были перенесены в Афины ; с тех пор философская наука стала развиваться в столице Греции рядом и в связи с другими науками и изящными искусствами. К ионийской школе ранней греческой философии принадлежали знаменитые мыслители Фалес Милетский , Анаксимандр , Анаксимен и , к элейской – поэт-философ Ксенофан , Парменид и автор известных в древности парадоксов Зенон . Третья ранняя философская школа Греции – пифагорейская – долго не оказывала никакого непосредственного влияния на процветание в Афинах наук и искусств, но и она имела значение для развития греческой культуры. Пифагорейская философия дала научный характер математике, из него произошли также те мистические мечтаний, которые были так сильно распространены между греками и другими народами. Мистицизм является всегда, когда люди ослабевают от чрезмерной роскоши и вследствие ложного образования идут не тем путем, который указывает сама природа. Таким образом, все три школы имели сильное влияние на понятия и взгляды позднейших греков. Впрочем, пифагорейская школа не способствовала возникновению развивавшейся в Афинах философии, которая, собственно, была вызвана только ионийскою и элеатскою школами.

Греческий философ Гераклит. Картина Х. Тербрюггена, 1628

К ранней греческой философии относятся также учения атомистов Левкиппа и Демокрита .

"Познай самого себя и ты познаешь весь мир" – говорил Сократ. Разве не это сегодня втолковывают нам книги и психологи? Философы Греции пришли к таким выводам еще в VII - VI веках до н.э. «Истина рождается в споре», математика, гармония, медицина – фундамент современных наук был заложен учителями многих великих людей Древней Греции . У кого из философов обучался великий Александр Македонский ?

Сократ глубоко презирал роскошь. Гуляя по базару и дивясь обилию товара он говаривал: «Сколько же есть на свете вещей, без которых можно обойтись!».

В общественной жизни этот этап характеризуется как высший подъем афинской демократии III IV-II века до н.э. - эллинистический этап. (Упадок Греческих городов и установление господства Македонии) IV I век до н.э. - V, VI века н.э. - Римская философия. Греческая культура VII - V вв. до н.э. - это культура общества, в котором ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных отраслях, требовавших высокой квалификации производителей, как, например, художественное ремесло, широко применялся свободный труд.

Сократ - один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип - «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание - путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону - смеси бокса и борьбы без правил.

Создав «сократический» метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.

Учение Платона - первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая - идея блага) - вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи - подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.

Александр Македонский впоследствии сказал о своем учителе: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену».

Ученик Платона - Аристотель , был воспитателем Александра Македонского . Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов - человек, этика, политика, искусство. Аристотель - автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия - свойства прекрасного.

Красота, по Аристотелю , заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве. Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем.

Имя Пифагора означает «тот, о ком объявила Пифия». Предсказательница из Дельфы не только рассказала отцу о рождении сына, но и сообщила, что принесет он столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой.

В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир - это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты - 2:3, кварты - 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.

Там, где основные противоположности находятся в «соразмерной смеси», там содержится благо, здоровье человека. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство и взаимодополнение многообразного. Музыкальная гармония - частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. «Все небо - гармония и число», планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам.

Интервалы между сферами строго гармонически соотносятся между Собой как интервалы тонов музыкальной октавы. От этих представлений пифагорейцев и пошло выражение "Музыка Сфер". Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти представления пифагорейцев важны как свидетельство их уверенности в том, что Вселенная гармонична.

В качестве средства от облысения Гиппократ назначал своим пациентам голубиный помет.

Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».

У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие - созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

Парменид родился в знатной и богатой семье. Молодость его прошла в забавах и роскоши. Когда же будущий философ и политический деятель пресытился удовольствиями, он стал созерцать «ясный лик истины в тишине сладкого учения».

Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он - основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.

Центральным представителем рассматриваемой школы является Парменид (ок. 540 - 470 гг. до н. э.), ученик Ксенофана. Свои взгляды Парменид изложил в труде “О природе”, где в аллегорической форме излагается его философское учение. В его произведении, дошедшем до нас неполно, повествуется о посещении молодого человека богиней, которая сообщает ему истину о мире.

Парменид резко отличает постигаемую разумом подлинную истину и мнение, опирающиеся на чувственное познание. По его представлению, сущее неподвижно, однако ошибочно оно рассматривается как подвижное. Учение Парменида о бытии восходит к линии материализма в древнегреческой философии. Однако материальное бытие у него неподвижно и не развивается, оно шарообразно.

Зенон Элейский участвовал в заговоре против тирана Ниарха. При проведении допроса, на требование выдать сообщников, по одним данным, откусил тирану ухо, по другим – откусил собственный язык и плюнул его в лицо Ниарху.

Учеником Парменида был Зенон. Его акмэ (расцвет творчества - 40 лет) приходится на период около 460 г. до н. э. В своих трудах он совершенствовал аргументацию учений Парменида о бытии и познании. Он прославился выяснением противоречий между разумом и чувствами. Свои взгляды он излагал в форме диалогов. Вначале он предлагает противоположное утверждение тому, что он желает доказать, а затем доказывал, что истинным является противоположное противоположному утверждение.

Сущее, по Зенону, имеет материальный характер, оно находится в единстве и неподвижности. Известность он приобрел благодаря попыткам доказать отсутствие множественности и движения у сущего. Эти способы доказательства получили название эпихерм и апорий. Особый интерес представляют апории против движения: “Дихотомия”, “Ахилес и черепаха”, “Стрела” и “Стадион”.

В этих апориях Зенон стремился доказать не то, что в чувственном мире движения нет, а то, что оно мыслимо и невыразимо. Зенон поставил вопрос о сложностях понятийного выражения движения и о необходимости применения при этом новых методов, которые позже стали связывать с диалектикой.