Контрольное изложение по тексту из книги Татьяны Львовны Сухотиной,

дочери Л. Н. Толстого.

(Упражнение 116 по учебнику «Русский язык. 7 класс» М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская.)

Цель: проверка знаний, умений и навыков учащихся: составление плана, написания изложения с изменением лица, употребления причастий в письменной речи.

Ход урока

    Орг моент

2. Вводная часть

Дети вспоминают все, что им известно о великом русском писателе Л.Н. Толстом.

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик: блестящее образование, чуткость к искусству. Отец Толстого, участник Отечественной войны 1812года, запомнился писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте. Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

Дети делятся впечатлениями о прослушанной информации, с помощью учителя делают вывод о дружной семье Толстых.

    Чтение текста учителем.

    Составление вопросного плана.

1. Как я вспоминаю своё детство?

2. Каким людям я особенно благодарна за своё детство?

3. За что я благодарна отцу?

4. Какую роль в моей жизни играла мать?

5. Что привнесла в мою жизнь Ханна?

С помощью учителя преобразуют текст в повествование от лица Т.Л. Сухотиной, в целях предупреждения речевых ошибок используют записанные на доску слова дочь Л.Н. Толстого, она, ее, они, Т.Л. Сухотина; глаголы вспоминает, думает, учатся. Делают карандашом пометы в учебнике.

С помощью плана и учителя рассказывают содержание текста от 3 лица.

    Найдите в тексте и выпишите причастия, которые являются ключевыми словами отрывка. (Самостоятельно)

Любящих, руководившему, поставившему, украсившей, прожившей, давшей, занимавших.

    Написание изложения.

    Итог урока

    8Домашнее задание: переписать изложение в чистовик

Тексты изложений с творческим заданием

Изложение с творческим заданием № АИ-9-1

Богата наша страна местными речениями и диалектами.

Но существует вершина – чистый и гибкий русский литературный язык. Обогащение его за счёт местных слов требует строгого отбора и большого вкуса. Потому что есть немало мест в нашей стране, где в языке и произношении, наряду со словами – подлинными перлами, есть много слов корявых и фонетически неприятных.

Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно.

Для того чтобы оно стало понятным, совсем не нужно ни скучных объяснений, ни сносок. Просто это слово должно быть поставлено в такой связи со всеми соседними словами, чтобы значение его было ясно читателю сразу, без авторских или редакторских ремарок.

Одно непонятное слово может разрушить для читателя самое образцовое построение прозы.

Нелепо было бы доказывать, что литература существует и действует лишь до тех пор, пока она понятна. Непонятная нарочито заумная литература нужна только её автору, но никак не народу.

Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет. Чем прозрачнее проза, тем совершеннее её красота и тем сильнее она отзывается в человеческом сердце. Коротко и ясно эту мысль выразил Лев Толстой: «Простота есть необходимое условие прекрасного».

Из многих местных слов, которые я услышал, к примеру, во Владимирской и Рязанский областях, часть, конечно, непонятна. Но попадаются слова превосходные по своей выразительности. Например, старинное, до сих пор бытующее в этих областях слово «окоём» – горизонт.

На высоком берегу Оки, откуда открывается широкий горизонт, есть сельцо Окоёмово. Из Окоёмова, как говорят его жители, «видно половину России».

Горизонт – это всё то, что может охватить наш глаз на земле, или, говоря по-старинному, всё то, что «емлет око». Отсюда и происхождение слова «окоём».

Очень благозвучно и слово «Стожары», – так в этих областях народ называет звёздные скопления. Это слово по созвучию вызывает представление о холодном небесном пожаре.



Такие слова украсят и современный литературный язык.

В поисках слов нельзя пренебрегать ничем. Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.

(По К.Г. Паустовскому)

1. Напишите сжатое изложение по фрагменту очерка К.Г. Паустовского «Словари».

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему интересно узнавать историю происхождения слов?

Изложение с творческим заданием № АИ-9-2

Художник Сергей Коненков, посетив музей-заповедник А.С. Пушкина«Михайловское», сказал: «Знаете, про что здешние птицы пели Пушкину? Они пели ему про «чувства добрые», про дорогу, которую он искал всю свою жизнь. Михайловское было для него раем!»

В Михайловском, куда бы вы ни пошли, всюду птица – добрая, доверчивая к тем людям, для которых Пушкин и всё пушкинское священно и неприкосновенно.

В центре усадьбы, там, где летом бывает почти полмиллиона паломников, растут густые кусты шиповника, жасмина. За ними хорошо ухаживают, поэтому нет ничего удивительного, что в каждом из них летом живут и гнездятся птицы.

А разве неудивительно, что дикие утки, много лет кряду выводящие утят в зарослях Чёрного пруда, после того как птенцы вылупятся, уводят их по Еловой аллее к месту своего постоянного пребывания – на реку Сороть. Обычно это случается в день Пушкинского праздника поэзии, когда по аллее бежит несметная толпа людей. Все спешат, ничего не замечают, гонятся за экскурсоводом… И среди этой толпы – семья молодых утят, важно шествующих к реке. Иные люди и замечают это чудо, но им кажется, что так здесь всегда, что это один из заповедных, постоянно действующих пушкинских экспонатов!

Неподалёку чуть слышится какая-то другая возня и воркотня. Это цапли готовят своих малышей на сон грядущий… Михайловские серые цапли! Их много - около полусотни гнезд. Живут большой колонией в больших гнездах, на самых больших соснах. Эта птица вообще любит лишь те места, где есть озёра, реки, болота, где водится много рыбы, лягушек, змей, до которых она большой охотник. В Михайловском всего этого вдоволь, и цапли здесь издревле.

От зари до зари цапли в полёте и охоте. Когда молодые цапли начинают учиться парить, они часто выпадают из гнезда. Мы их подбираем, зовём ветеринара, он осматривает птицу и, если есть в ней какая поломка, накладывает лубок. Лечим её, кормим свежей рыбёшкой, лягушками. Птица живёт в вольере, а потом она выходит в сад, пробует летать, а там, смотришь, взмоет в небо и улетит к своим сородичам у озера Маленец.

В последние дни октября, когда ложится на землю осенний туман и «сребрит мороз увянувшее поле», птицы всей стаей собираются на своих соснах, отпоют прощальную песнь и улетают в дальний путь.

И тогда в Михайловскую обитель приходит грустное безмолвие.

Пушкин любил рисовать. Многие рукописи его произведений покрыты самыми разнообразными набросками. Это и автопортреты, и портреты его друзей, братьев, товарищей, это и явления природы - деревья, кусты, кони… и птицы.

(По С.С. Гейченко)

(383 слова)

1. Напишите сжатое изложение по фрагменту очерка С.С. Гейченко «Чувства добрые».

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему, с Вашей точки зрения, природа вдохновляет писателей и художников на творчество?

Изложение с творческим заданием № АИ-9-3

Осенью дело было.

Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, давило колёсами машин, царапало, мяло. Решил я её выкопать и увезти в свой одичавший огород. На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятых розетки ягод.

Посаженная во дворе, под окном, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. Я обрубил, вычистил землю вокруг дикой рябинки, и стала она расти, крепнуть, и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась – глаз не оторвать!

Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил ещё четыре рябинки. Эти пошли вширь. Едва одну-две розетки ягод вымучат, зато уж зелень пышна на них, зато уж листья роями, этакие вальяжные барышни с городских угодий.

А дикая моя рябинка совсем взрослая и весёлая сделалась. Одной осенью особенно уж ярка и обильна на ней ягода выросла. И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что из питомника, даже и не присели.

Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек.

А вокруг рябины и под нею цветы растут – медуница-веснянка. На голой ещё земле, после долгой зимы радует глаз. Следом календула выходит и всё-то лето светится горячими угольями там и сям, овощам негде расти.

Взялась как-то моя тётка полоть в огороде и стала бранить медуницу с календулой.

Приезжаю следующей весной – в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся.

Поскучнел мой огород. Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором увидел я униженно прячущуюся, сморщенно синеющую медуничку. Встал я на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощение за бранные слова.

Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду широко и привольно. Но календулы нигде нет… Пробовал сажать – одно лето поцветут, но уж не вольничают, самосевом нигде не всходят.

Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю.

(По В.П. Астафьеву)

1. Напишите сжатое изложение по фрагменту рассказа В.П. Астафьева «Худого слова и растение боится».

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему человек должен чувствовать ответственность за произнесённое слово?

ГВЭ-9 по русскому языку Подготовка к сжатому изложению с маркировкой «К» Щербакова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья№2» Минобразования Чувашии 2018г. Анализ рассказа Михаила Зощенко «Тридцать лет спустя» Задание 1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту произведения М. Зощенко. Тридцать лет спустя Мои родители очень горячо меня любили, когда я был маленький. И когда я чем-нибудь заболевал, родители буквально засыпали меня подарками. А моя сестрёнка Лёля почти никогда не хворала. И она завидовала, что меня любят, и говорила, что однажды тоже так заболеет. Но, как назло, Лёля не хворала. И вот однажды наши родители ушли в театр, и мы с Лёлей остались в комнате. Мы с ней стали играть на маленьком настольном бильярде. И во время игры Лёля, охнув, сказала, что нечаянно проглотила биллиардный шарик. Тридцать лет спустя

Тридцать лет спустя

И вот прошло тридцать лет! И только недавно я припомнил эту историю и стал об этом думать. И мне показалось, что Лёля обманула родителей совсем не для того, чтобы получить подарки, которые она и без того имела. Она обманула их, видимо, для чего-то другого.

Она хотела, чтоб и её так же все любили и жалели, хотя бы как больную.

Тридцать лет спустя Об этом я сказал своей взрослой сестре при встрече. И она заплакала от счастья, потому что она поняла мои чувства и оценила мою любовь. И тогда я подарил её детям каждому по игрушке. И мужу её отдал свой портсигар, на котором золотыми буквами было написано: «Будь счастлив». Я сделал это для того, чтобы все лучше запомнили переживаемый момент, и для того, чтобы все знали, как надо в дальнейшем поступать. Очень важно любить и жалеть других. И надо дарить им иногда какие-нибудь подарки. И тогда у тех, кто дарит, и у тех, кто получает, становится прекрасно на душе. (По М. Зощенко) 313 слов Тридцать лет спустя Задание Передайте главное содержание текста. Напишите сжатое или развёрнутое изложение (по выбору обучающегося). Изложение можно писать как от первого, так и от третьего лица. Объём развёрнутого изложения не более 300 слов. Объём сжатого изложения – от 40 до 100 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов(в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Способы сжатия текста

1. Чтобы сократить текст способом обобщения, можно:

Заменить однородные члены предложения обобщающим словом;

заменить предложение или его часть одним словом.

2. Чтобы сократить текст способом исключения, можно:

Исключить второстепенную информацию;

Исключить повторы;

исключить предложение или его часть.

3. Чтобы сократить текст способом упрощения, можно:

Предложение с прямой речью заменить предложением с косвенной речью.

Сжатие текста Образец сжатия текста: Мои родители очень горячо меня любили, когда я был маленький. И когда я чем-нибудь заболевал, родители буквально засыпали меня подарками. А моя сестрёнка Лёля почти никогда не хворала. И она завидовала, что меня любят, и говорила, что однажды тоже так заболеет. Но, как назло, Лёля не хворала. (47 слов) В детстве я часто болел, и родители во время болезни баловали меня подарками. Лёля завидовала, и мечтала чем-нибудь заболеть, но не хворала.(22 слова) Сжатие текста

Образец сжатия текста:

И вот однажды наши родители ушли в театр, и мы с Лёлей остались в комнате. Мы с ней стали играть на маленьком настольном бильярде. И во время игры Лёля, охнув, сказала, что нечаянно проглотила биллиардный шарик. (36 слов)

Однажды, когда родители ушли в театр, мы играли на настольном бильярде. Во время игры Леля заявила, что нечаянно проглотила бильярдный шарик. (21 слово)

Сжатие текста

Продолжите работу по сжатию текста самостоятельно.

Пришли родители, мама испугалась, стала плакать, спрашивать, что она чувствует. И Лёля сказала:

– Я чувствую, как шарик катается там у меня внутри. И мне от этого щекотно и хочется апельсинов и подарков.

Мама стала раздевать Лёлю, но, когда она сняла платье, из кармана вдруг выпал биллиардный шарик и покатился под кровать. Тогда отец, уже собравшийся бежать за врачом, догадался пересчитать шарики. Все на месте… И наши родители, рассердившись на обман, ушли из комнаты.

Список источников

  • Спецификация экзаменационных материалов для проведения государственного выпускного экзамена по РУССКОМУЯЗЫКУ (письменная форма)для обучающихся по образовательным программам ОСНОВНОГО общего образования. (Текст рассказа М. Зощенко «Тридцать лет спустя») http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1516700642/spec_ru_pism_gve-9_2018.pdf
  • Иллюстрации А.С. Андреева с сайта http://www.planetaskazok.ru/zoshenkom/chereztridtsatletzoshenkom
  • Дизайн презентации Аллы Баландиной https://mogu-pisat.ru/kurs/prezent/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=2192253
Спасибо за внимание!