Сегодня тема – Типологии чтения.

Типологии – это классификация чего-либо по определенным признакам.

Примером типологии темперамента человека является выделение типов: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики.

Нечто подобное существует и в типологиях чтениях.

С. К Фоломкина выделила типологии чтения, которые используются и сегодня: поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение.

Софья Кирилловна Фоломкина (1924 – 1992 гг), — лингвист, доктор педагогических наук, профессор.

В чем польза классификации? Это более эффективная организация работы с текстом.

А что такое работа с текстом? Это набор операций (действий), зависящий от целей чтения.

Ведь все читающие, совершают определенные действия при чтении и переработке читаемого материала. Набор этих действий и их качество и определяют эффективность чтения.

Рассмотрим каждый вид отдельно.

Просмотровое чтение

Часто требуется лишь просмотреть книгу, журнал или статью, чтобы получить самое общее представление о содержании работы в целом (ее теме, основных вопросах).

Затем определить — представляет ли она (или отдельные ее разделы) интерес для читающего.

Т.е. дать самую общую оценку – «нужно/не нужно».

Если «не нужно» — чтение можно прекратить в любом месте. Если «нужно» — меняем характер чтения или дальнейшие действия (например, можно отложить и вернуться позже, чтобы изучить более внимательно).

Ознакомительное чтение

Нас интересует – о чем эта работа, что именно говорится. Мы даем оценку новое/уже известное, интересно/неинтересно, понятно/непонятно и тд.

Если дали оценку «новое», «интересно», «непонятно», то характер чтения меняется, и мы можем перейти к другому виду чтения, т.к. наше отношение к информации изменилось.

Так, например, мы можем читать статьи из журнала.

Этот вид чтения требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение

Так мы читаем литературу, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшей деятельности.

При чтении мы уже знаем, что эту информацию потребуется в дальнейшем использовать. Поэтому для нас важно – осмыслить, интерпретировать, запомнить.

Как видим набор действий уже другой, в отличии от простого — дать оценку.

Поисковое чтение

Цель поискового чтения - быстрое нахождение в тексте вполне конкретных данных (формулировок, фактов, цифр, определений и т.д.), о которых заведомо известно, что они содержатся в просматриваемой статье, главе книги и т. д.

Требуемые навыки чтения

Для каждого вида чтения требуются соответствующие навыки:

Ознакомительное – умение понимать основное содержание.

Изучающее – умение извлекать полную информацию.

Поисковое чтение – умение извлекать необходимую информацию.

Даже тщательный отбор и списки, — не решают этой проблемы. Поэтому приходится идти на такой прием.

Это я бы назвал — сюжетное чтение. В высоком темпе читается книга – ознакомительный вариант чтения в типологии. Важно понимание сюжета, стиля. Затем общая оценка – интересно/неинтересно. Затем принятие решения о другом виде чтения – изучающем.

Глобальные цели чтения

По сути чтение должно нести за собой какие-то изменения в личности или поведении.

Давайте рассмотрим общую идею самого процесса чтения:

Предмет чтения – это чужая мысль, закодированная в тесте. Распознается при зрительном восприятии текста.

Продукт чтения – умозаключение, понимание смыслового содержания.

Результат чтения – воздействие на читающего, его чувства и поведение.

Как видим процесс достаточно простой и понятный.

Правда для многих он заканчивается на этапе зрительного распознавания текста. Кто-то может сделать некоторые умозаключения. И уже реже – чтение может повлиять на поведение.

Я лично – за эффективное чтение. Даже развлекательное чтение должно нести какой-то результат, — отдых, удовольствие, отвлечение итд. Хуже когда прочитав что-то, можешь констатировать лишь — потерянное время.

Поэтому обратите внимание на приведенные выше типологии, и я уверен – что чтение станет более эффективным.

P.S. Напомню, что сервис Smartresponder закрывается с 1 ноября 2016 года.
Именно с этого сервиса я и отправлял рассылки моим читателям.

На блоге он расположен на Главной странице в верхней правой части -
Вам достаточно будет ввести свой E-mail. Этот сервис будет отправлять Вам сообщения после выхода новой статьи на блоге.

Если статья понравилась, кликните, пожалуйста на кнопку соц. сетей. Мне важна обратная связь.

С уважением, Медведев Николай.

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования Московской области

ГОУВПО « Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

Факультет повышения квалификации

«Формирование иноязычной речевой компетенции в условиях общеобразовательной школы (вариативный модуль)»

Проект на тему:

«Обучение ознакомительному чтению»


Исполнитель:


Руководитель:

г. Коломна, 2010

Введение………………………………………………………………………..

1. Виды чтения…………………………………………………………………

1.2. Ознакомительное чтение…………………………………………………

1.3. Поисковое чтение…………………………………………………………

2. Ознакомительное чтение……………………………………………………

2.1. Предтекстовый этап……………………………………………………….

2.2. Текстовый этап…………………………………………………………….

2.3. Послетекстовый этап……………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………….

Список используемой литературы……………………………………………….

Список используемой литературы

1. Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. Настольная книга преподавателя иностранного языка. МИНСК «ВЫСШАЯ ШКОЛА», 2001.

2. Министерство образования Российской Федерации. Примерная программа дисциплины – иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), 2000.

3. Фоломкина С.К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе//из кн. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия/сост. Леонтьев А.А. М.: Рус. язык, 1991.

4. Министерство образования Российской Федерации. Примерная программа дисциплины иностранный язык (в вузах неязыковых специальностей), 2000.

Введение

Любой специалист должен уметь, как минимум, подобрать необходимую ему литературу на иностранном языке и точно понять важную для него информацию, а также быть в курсе достижений в интересующей его области. Эти самые частые случаи работы с книгой требуют видов чтения, которые получили название просмотрового, поискового и ознакомительного.

Указанные виды чтения имеют целью получение разных результатов. Так, первый из них направлен на то, чтобы составить представление о тематике статьи/книги. Для получения этой информации бывает достаточно просмотреть заголовки и подзаголовки, бегло прочитать отдельные абзацы или даже предложения, т.е. просмотреть статьи/книги. При ознакомительном чтении читающий знакомится с конкретным содержанием книги/статьи, сосредоточивая свое внимание преимущественно на основной информации, почему этот вид иногда называют чтением с общим охватом содержания. Это беглое чтение, протекающее в быстром темпе. Наконец, при изучающем чтении, читающий стремится максимально полно и точно понять информацию, содержащуюся в тексте, критически ее осмыслить. Обычно предполагается дальнейшее использование этой информации, поэтому уже в процессе чтения действует установка на ее длительное запоминание. Все это приводит к тому, что это чтение бывает довольно медленным, оно сопровождается остановками и перечитыванием отдельных мест.

Помимо степени полноты понимания для оценки эффективности того или иного вида чтения в практике работы используется также показатель его скорости. Соответственно, конечные требования, отражающие минимальный уровень зрелости, для указанных видов чтения можно сформулировать следующим образом:

Умение просмотреть книгу, журнал, статью и т. п., чтобы получить самое общее представление о содержании работы в целом, ее теме, основных вопросах, затрагиваемых в ней, и т. д. - и определить, представляет ли она (или отдельные разделы) интерес для читающего. В данном случае имеет место локализация содержащейся в тексте информации (определение области, к которой она относится), а затем – самая общая ее оценка: "нужно"/"не нужно". В тот момент, когда читающий приходит к отрицательному выводу, чтение соответствующего раздела (отрывка и т. п.) фактически прекращается, и читающий, часто не дочитывая отрывка, переходит к следующему. В случае положительной оценки либо меняется характер чтения, либо читающий берет соответствующий раздел на заметку, чтобы прочитать его позднее более внимательно.

Аналогичным по своему характеру будет и чтение-просмотр печатных материалов в поисках определенных данных (формулировок, цифр, определений и т.д.), о которых заведомо известно, что они содержатся в просматриваемой статье, главе книги и т. д. При таком виде чтения у читающего фактически еще нет намерения использовать содержащуюся в тексте информацию, его усилия направлены на то, чтобы определить, есть ли в нем информация, представляющая для него интерес, а отсюда и соответствующая внутренняя установка на степень полноты понимания - понять в самых общих чертах, о чем данная работа (а не что именно сообщается по тому или иному вопросу). Поскольку данный вид чтения связан с просмотром материала, с поисками нужной информации, его называют просмотровым или поисковым чтением.

1.2. Ознакомительное чтение

Умение бегло прочитать материал для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией. Этот вид чтения является как бы чтением для себя, без специальной внутренней установки на обязательное последующее воспроизведение полученной информации. Типичным примером этого вида чтения является чтение художественной литературы для времяпрепровождения, для собственного удовольствия или при работе со специальной литературой. Зная, что та или иная книга, статья и т. д. относится к интересующей нас области, мы прочитываем ее с целью общего ознакомления с содержанием, причем нас интересует не только то, о чем данная работа, но и что именно говорится по тем или иным вопросам. Чтение при этом сопровождается оценкой получаемой информации - "новое" /"известное", "интересно" /"неинтересно", "непонятно" /"понятно" и т. п. Для вынесения такого рода оценки читающий довольствуется пониманием общей линии содержания, аргументации, доказательства и т. д., причем часто не потому, что он не может достичь полного, глубокого понимания, а потому, что оно ему не требуется в данный момент. Однако в случае оценки "новое", "интересно", "непонятно" и др. характер чтения меняется, так как изменяется отношение читающего к получаемой информации, со всеми вытекающими из этого последствиями. Рассматриваемый вид чтения называют чтением с общим охватом содержания или ознакомительным, предполагает извлечение из текста основной информации со степенью полноты понимания в пределах 70 – 75 %.

      Поисковое чтение

Умение максимально полно и точно извлечь из иностранного текста содержащуюся в нем информацию. Читающий предполагает, что ему придется впоследствии воспроизводить или использовать в той или иной форме полученную информацию, а это связано с осмыслением информации, ее интерпретацией, установкой на длительное запоминание (всей или части информации) уже в процессе чтения. Так обычно читается литература, представляющая специальный интерес, необходимая для дальнейшей деятельности человека. Этот вид чтения можно назвать изучающим чтением.

Для того чтобы специалист мог пользоваться умением читать на иностранном языке в своей работе, задачей обучения является развитие тех видов чтения, которые соответствуют его потенциальным потребностям.

Достижение перечисленных требований обеспечивает возможность практического применения приобретенного умения читать.

Наряду с практическими обучение чтению преследует также образовательные и воспитательные цели. Чтение во многом реализует познавательную функцию языка, и правильный подбор текстов дает возможность использовать содержащуюся в них фактическую информацию и для расширения общего кругозора учащихся, и в воспитательных целях. При чтении развивается языковая наблюдательность, и учащиеся приучаются внимательнее относиться к языковому оформлению своих мыслей.

    Ознакомительное чтение

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Упражнения с использованием ознакомительного чтения имеет смысл основывать на текстовых элементах и на целых текстах. Отработка того или иного умения на элементах текста позволяет сократить время работы и выполнить большее количество обучающих упражнений. В самом общем плане алгоритм обучения ознакомительному чтению может быть представлен следующим образом:

1. Прочтите заголовок текста и постарайтесь определить его основную тему, используя английскую лексику.

2. Читайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложения, которые несут главную информацию, постарайтесь их сформулировать на английском языке, обращая внимание на предложения, в которых содержится дополняющая, второстепенная информация.

3. Определите степень важности абзацев, отметьте обзацы, которые содержат более важную информацию, и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию.

4. Постарайтесь сформулировать на английском языке используя Вашу активную лексику основные тезисы текста.

5. Обобщите информацию, выраженную в абзацах, в одно целое. Сформулируйте на английском языке, используя ваш лексический запас, основной тезис текста.

2.1. Предтекстовый этап

    Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему;

    Выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;

    Составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;

    Назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста;

    Прочтите абзац и постарайтесь понять его без словаря;

    Разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку);

    Попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу);

    Скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам и концовке), может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению.

2.2. Текстовый этап

    Прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную информацию;

    Назовите основные проблемы, затронутые в тексте;

    Озаглавьте главные смысловые части текста;

    Найдите главные факты текста;

    Перечислите последовательно всех действующих лиц;

    Расположите следующие предложения текста в логической последовательности;

    Составьте список вопросов к тексту;

    Подготовьте план пересказа текста;

    Подтвердите достоверность суждений о …;

    Поясните главную мысль текста своими словами;

2.3. Послетекстовый этап

    Прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями;

    Ответьте на вопросы по тексту;

    Перескажите текст на родном языке;

    Выразите свое отношение к прочитанному;

    Скажите, при изучении каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в тексте.

Заключение

Указанные виды чтения имеют целью получение разных результатов. Так, первый из них направлен на то, чтобы составить представление о тематике статьи/книги. Для получения этой информации бывает достаточно просмотреть заголовки и подзаголовки, бегло прочитать отдельные абзацы или даже предложения, т.е. просмотреть статьи/книги.

При ознакомительном чтении читающий знакомится с конкретным содержанием книги/статьи, сосредоточивая свое внимание преимущественно на основной информации, почему этот вид иногда называют чтением с общим охватом содержания. Это беглое чтение, протекающее в быстром темпе.

При изучающем чтении, читающий стремится максимально полно и точно понять информацию, содержащуюся в тексте, критически ее осмыслить. Обычно предполагается дальнейшее использование этой информации, поэтому уже в процессе чтения действует установка на ее длительное запоминание. Все это приводит к тому, что это чтение бывает довольно медленным, оно сопровождается остановками и перечитыванием отдельных мест.

Организуя работу с текстом для поисково-просмотрового чтения необходимо помнить о том, что предполагается получение самого общего представления о содержательно-смысловом плане текста: понимание темы и круга рассматриваемых вопросов, общей структуры текстового материала; определение дальнейшей стратегии чтения в соответствии с интересами читающего.

В связи с этим возможны задания типа:

По заголовку (иллюстрации) сделать предположение о теме и содержании текста; - по внешней структуре текста, особенностям полиграфического оформления определить тип (характер) текста (реклама, анонс, метеосводки, программа телепередач и тому подобное);

По доминирующему слову заголовка сделать предположение о ключевых словах текста и той области знаний, к которой относится этот текст; - выискивая взглядом ключевые слова и другие сигналы, выделить в тексте нужную, интересующую информацию;

обобщить полученную информацию, оценить ее с точки зрения актуальности и перспективности ее использования.

Методические приемы обучения ознакомительному чтению

При обучении чтению текстов с извлечением основной информации главным является также, как при работе с другими видами чтения, научить школьников прогностическим действиям и умению находить в тексте ответы на вопросы: о чем, о ком идет речь, где, когда это происходит. Работа с текстом осуществляется также в три этапа: до чтения (выдвижение гипотез, формирование ожиданий), в процессе чтения (быстрое чтение с опорой только на знакомый языковой материал, выделение в тексте основных смысловых вех, поиск ответов на вопросы или решение другой коммуникативной задачи), после чтения (выражение своего отношения, мнения с опорой на текст).

Многие исследователи, Бим И. Л., Гальскова Н. Д., рекомендуют при ознакомительном чтении пользоваться алгоритмом, состоящим из 7 блоков:

1. Наименование (статьи, книги).

3. Выходные сведения.

4. Проблема (тема).

5. Фактографические данные.

6. Особенности излагаемого материала, критика.

7. Новизна излагаемого материала и возможность его использования в практической работе.

Постепенно объем чтения увеличивается за счет включения текстов для домашнего чтения, материалов лингвострановедческого характера, газетного материала. К концу средней ступени умения учащихся в чтении должны быть настолько сформированными, чтобы они могли читать самостоятельно, используя текст как средство опосредованного общения с его автором и героями.

Новейшие технологии обучения чтению можно обнаружить и у зарубежных дидактов. Так, для ознакомительного чтения немецкие дидакты Г. Вестхоф и Е. Вике предлагают методический прием, получивший название ǛFLAZ , где:

Ǜ – ǜberfliegen – беглое чтение. Предлагается просмотреть заголовок (подзаголовки, иллюстрации, начало и конец текста) и по нему определить текст и общее содержание текста;

F – Fragen – вопросы. Задать себе вопросы типа «Что я знаю по этой теме?», «Чего я ожидаю от этого текста?»;

L – Lesen – чтение. Чтение с карандашом (маркером) в руках, в процессе которого фиксируются «островки понимания»;

A – Aufschreiben – записи. Фиксация вычитанной информации в виде плана, ключевых слов, тезисов и тому подобное;

Z – Zusammenfassen – обобщение, подведение итога. Краткая передача содержания текста своими словами на иностранном или родном языке или составление общей схемы вычитанного содержания .

Литература

1. Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. - М.: Новая школа, 1995. – 128 с.

2. Бориско Н. Ф. Сам себе методист, или Советы изучающему иностранный язык. Киев. Фирма «ИНКОС», 2001. – 120 с.

3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: Аркти, 2000. – 250 с.

В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поис-ковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость пере-хода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Просмотровое чтение предполагает полу-чение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего пред-ставления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение тек-ста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью опреде-лить, есть ли в ней интересующая читателя информа-ция, и на этой основе принять решение - читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и клю-чевого предложения и просмотреть текст. Количе-ство смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется наглавные факты, оперирует более крупными разде-лами. Этот вид чтения требует от читающего доволь-но высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.

Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читаю-щего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмыс-ления с привлечением других видов чтения.

Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Ско-рость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре тек-ста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным ком-муникативным заданием.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произ-ведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной уста-новки на последующее использование или воспроиз-ведение полученной информации.


При ознакомительном чтении основная коммуни-кативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие воп-росы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно тре-бует умения различать главную и второстепенную информацию.

Так мы читаем обычно художествен-ные произведения, газетные статьи, научно-популяр-ную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информа-ции текста совершается последовательно и непроиз-вольно, ее результатом является построение комп-лексных образов прочитанного. При этом намеренное внимание к языковым составляющим текста, элемен-ты анализа исключаются.

Для достижения целей ознакомительного чтения бывает достаточно понимания 75 % предикаций текста, если в остальные 25 % не входят ключевые положения текста, сущест-венные для понимания его содержания.

Темп ознакомительного чтения не должен быть для английского и французского языков ниже 180, для немецкого - 150, для русского - 120 слов в минуту.

Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30 % избыточ-ной, второстепенной информации.

Изучающее чтение предусматривает макси-мально полное и точное понимание всей содержащей-ся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изуче-ния» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой мате-риал.

Изучающее чтение отличается большим коли-чеством регрессий, чем другие виды чтения, - повтор-ным перечитыванием частей текста, иногда с отчет-ливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путем анализа языко-вых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для после-дующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует указать на его примерный нижний предел, который составляет 50-60 слов в минуту.

Для этого вида чтения подбираются тексты, имею-щие познавательную ценность, информативную зна-чимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характери-стик, цифровых показателей, указаний). Оно направ-лено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текс-тов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа.

При поисковом чте-нии извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизированно. Такое чтение, как и просмотровое, пред-полагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необхо-димую информацию по определенной проблеме, вы-брать и объединить информацию нескольких тек-стов по отдельным вопросам.

В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по ука-занию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

Предтекстовые задания направлены на моделиро-вание фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомитель-ное, просмотровое, поисковое), скорость и необходи-мость решения определенных познавательно-комму-никативных задач в процессе чтения.

Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований :

Они строятся на базе активно усвоенной лекси-ки и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;

Ответ на предваряющий вопрос должен отра-жать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому-либо одному предложению из текста;

Вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

Кроме этого, обучаемые выполняют ряд упражне-ний с текстом, обеспечивающих формирование соот-ветствующих конкретному виду чтения навыков и умений.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:

а) ознакомительное - изучающее - просмотро-вое - поисковое;

Последний ва-риант нам представляется более эффективным, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.