Младший дошкольный возраст – это определенный этап в развитии детских речевых навыков. Для малышей в этот период характерна грамотная и логически выстроенная речь. Она перестает быть набором 2-3 слов, связанных по смыслу. Теперь это уже достаточно сложные предложения, причем основные и второстепенные члены которых расставлены правильно, а глаголы и существительные употребляются в падежных склонениях.

В младшем дошкольном возрасте речь ребенка становится более ясной и понятной, он использует сложные грамматические конструкции

Что касается произношения, то как раз к 4-5 годам у многих детей оно становится чистым и в значительной степени правильным, сокращается количество уменьшительных слов. Ближе к завершению пятого года жизни большинство малышей выговаривают практически все звуки родного языка (рекомендуем прочитать: ). Исключением могут быть шипящие и «р».

Иногда ребенок может испытывать трудности с произношением отдельных звуков. В такой ситуации родители часто задаются вопросами о том, каким образом помочь малышу, стоит ли вообще вмешиваться в процесс или все пройдет со временем само. Увы, но без специальных занятий особенности в произношении не исправить. Различные логопедические упражнения, рассчитанные на детей, направлены на развитие правильной речи, чтобы ребенок мог в дальнейшем свободно общаться с окружающими.

Артикуляция обеспечивается слаженной работой мышц языка, глотки, гортани, неба и дыхательной мускулатуры. Данный процесс также может затрудняться из-за самых минимальных отклонений слуха.

Речевые особенности

До четырехлетнего возраста у детей в редких случаях получается дать характеристику предмету или описать его свойства и качества. Обычно в этих целях они прибегают к помощи разведения рук или указывания пальцами, а если взрослые их не могут понять, начинают сердиться. Ребенок, которому уже исполнилось 4-5 лет, в большей степени способен дать свое объяснение чего-либо, однако на собственном языке, состоящем из исковерканных слов. Например, муйка - мультик или зезя - ежик.


Ребенок уже отлично понимает, что от него хотят, и старается описать предметы на понятном, но порой чуть исковерканном языке

В процессе речевого развития у ребенка 4 лет желательно отмечать подобные детские термины и исправлять их, уча малыша тому, как говорить правильно. Важно проявить при этом терпение и не ругать кроху, так как он просто не в состоянии моментально запомнить правильный вариант, тем более того, что дается ему с трудом. Однако всегда стоит обращать внимание ребенка на такие вот переделанные слова, объясняя, что они ненастоящие, проговаривать с ним верный вариант.

К пятигодичному рубежу малышам доставляет удовольствие учить стихотворения. Со временем, если читать с крохой и разучивать всевозможные скороговорки и веселые стишки, он и сам может начать поиск разных рифм.

Казалось бы, что соединение в небольшие сочетания, в пределах 2 строк, рифмующихся слов - это достаточно незамысловатое и простое занятие. Однако именно оно помогает развить у ребенка слух, гармоничность речи и умение соединять слова, которые похожи по звучанию.

Кроме того очень важен такой момент как развитие музыкального слуха. В пять лет это весомый нюанс в формировании способности правильно говорить, так как ребенку нужно слушать и воспринимать повседневную речь и окружающие звуки. Родителям следует способствовать тому, чтобы малыш разобрался в происхождении шумов и звуков, которые для взрослого человека уже стали привычными.

Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет

Какой обязана быть речь ребенка в возрасте 4-5 лет? Ниже приведен общий список ее основных показателей:

  1. Достаточный словарный запас. Ребенку должно хватать слов в арсенале, чтобы составлять предложения из 5-7 слов.
  2. Понятность. В этом возрасте то, что говорит кроха, уже должно быть понятно не только родителям, но и посторонним людям.
  3. Способность ориентироваться в пространстве и отличать предметы между собой, зная и называя их качества.
  4. Знание единственного и множественного числа.
  5. Умение легко найти описанный предмет или наоборот самому описать требуемую вещь.
  6. Ведение диалога. Ребенок уже может задавать вопросы и отвечать на них.
  7. Пересказ прочитанной сказки. Также способен рассказать стишок или спеть недлинную песенку.
  8. Кроха с легкостью называет свое имя или имена близких родственников, свою фамилию, возраст, плюс клички домашних питомцев.

Трудности произношения

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В младшем дошкольном возрасте дети учатся произносить следующие звуки:

  1. Шипящие. К ним относятся «ч», «ш», «щ» и «ж».
  2. Свистящие. Это «с», «з», «ц».
  3. Сонорные. Этими звуками являются «р» и «л».

Дошкольный возраст - самое время для постановки звука Р

Нередко встречается ситуация, когда малыши не понимают разницы между звуками, они у них все перемешаны и вместо «р» часто можно услышать «л». Как результат, в разговоре русалка становится лусалкой, часы превращаются в цясы, а вместо слова щавель можно услышать сявель. Родителям стоит очень внимательно относиться к становлению шипящих и свистящих звуков у ребенка, так как попустительство в этом вопросе может привести к трудностям с речью в дальнейшем на достаточно долгий срок. Провести корректировку произношения у четырехлетки значительно легче, чем сделать это у первоклассника.

Однако бывает и обратная ситуация, когда ребенок, научившись правильно произносить звуки, которые прежде вызывали трудности, начинает употреблять их везде. Например, вместо луны говорит руна или лужу называет ружой. Важно всегда замечать и исправлять неверное произношение.

Начало логопедических занятий

С чего именно требуется начинать делать логопедические занятия, чтобы достичь результата? В первую очередь, необходимо выяснить, с какими конкретно звуками у малыша проблемы. Для этих целей можно использовать картотеку со словами, которые должен проговаривать ребенок. Определенный звук должен встречаться в разных частях слова, то есть в начале, середине и конце. Только после выявления дефектов можно приступать к работе над ними.


Выявить речевые нарушения можно с помощью увлекательных интересных карточек

Заниматься исправлением звуков необходимо с каждым по отдельности, причем начиная с легких и потом переходя к более сложным. Нужно дать доступное малышу объяснение того, как при произношении должны правильно располагаться язык и губы. Форма указаний в виде игры - наиболее комфортный способ для понимания крохи.

Как только у ребенка стал получаться проблемный звук, его следует вводить в употребление при повседневном общении. В это же время начинать исправлять следующий звук. Родителям следует быть готовым к тому, что процесс будет двигаться медленно и может затянуться на месяцы.

Упражнения для разминки губ и мышц языка

Перед любым занятием, направленным на исправление произношения, следует выполнять разминку языка и губ. Делать ее лучше в сидячем положении, так как сидя у малыша выпрямленная спина и тело не напряжено. Ему должно быть видно свое лицо и лицо взрослого, так он будет способен следить за правильностью выполнения упражнений. Так что зарядка должна проводиться перед зеркалом достаточных размеров.

В виде игры взрослому нужно описать задание, которое они будут делать. Сначала следует самому показать его крохе, после чего тот должен его повторить. При необходимости придется помогать ребенку, пользуясь ложкой, чистым пальцем или другим удобным предметом.


Перед началом занятий нужно обязательно проводить разминку языка и губ

Ряд самых распространенных упражнений для разминки языка и губ:

  • растягивание губ в улыбку, со спрятанными зубами;
  • вытягивание губ хоботком;
  • поднимание верхней губы со стиснутыми челюстями;
  • круговые движения губами, вытянутыми в трубочку;
  • массирование вытянутых губ пальцами;
  • надувание щек, вместе и по отдельности;
  • втягивание щек;
  • облизывание губ по кругу с открытым ртом;
  • вытягивание напряженного языка вверх и вниз;
  • прижимание языка к небу в открытом рту, при этом нижнюю челюсть надо тянуть вниз.

Постановка звука «р»

Наиболее распространенная проблема, с которой сталкиваются дети в юном возрасте - это произношение звука «р». Обычно проблемный звук просто пропускается детьми или они делают ему замену. Чтобы помочь крохе, существует ряд специальных дидактических приемов в логопедии.

Многие упражнения, направленные на исправление дефектов в произношении данного звука, можно делать с ребенком и в домашних условиях. Однако проконсультироваться с логопедом все же стоит, так как речевые проблемы зачастую связаны с физиологическими особенностями и отклонениями от нормы. Примером этого может служить недостаточно развитая уздечка. В результате ребенок не может достать языком до неба. Понять, что вызывает нарушение в речевой деятельности, может исключительно профессионал. Он также посоветует как корректировать имеющиеся дефекты.

Для проверки звука «р» следует попросить кроху прочитать и произнести вслух слова, в которых тот присутствует. Если проблемы возникают только с отдельным звуком, ставить нужно именно его. Если же ребенок не справляется с целыми словами, то тренировать надо слоги.

Ниже приведены упражнения для постановки звука «р»:

  1. Ребенок должен открыть рот и прижать язык к началу роста верхних зубов, при этом несколько раз быстро проговорить «д». После этого повторить то же самое, только теперь кроха еще должен дуть на кончик языка. Такое упражнение даст ему возможность понять, какие вибрации сопровождают произношение звука «р».
  2. Произношение «ж» с широко открытым ртом. В процессе необходимо постепенно поднимать язык к верхним зубам. В это время взрослому необходимо аккуратно подставить шпатель под язык и создать им вибрацию, двигая инструмент в разные стороны, а ребенку требуется подуть.
  3. Проговаривание слога «за», при этом малышу надо оттянуть язык назад. Если в процессе этого вставить шпатель и делать им ритмичные движения в стороны, можно получить «р».

Если звук дается ребенку плохо, начинать нужно с отработки слогов

Постановка шипящих

Упражнения для постановки шипящих начинаются с тренировки звука «ш». Он в будущем станет базой для произношения звука «ж». С самого начала кроха учится произносить слог «са», при этом он должен поднимать язык к основанию зубов. При появлении шипения занимающийся с ребенком родитель, используя зеркало, помогает сделать так, чтобы этот момент отложился у малыша в памяти. После чего он должен дуть и добавить на выдохе звук «а». Таким образом, в итоге и получается звук «ш».

В то время как ребенок будет проговаривать звук «са», взрослый может установить его язык в правильном положении при помощи шпателя. После нескольких удачных попыток следует проверить способность крохи ставить язык должным образом самостоятельно. Освоив произношение этого звука, можно переходить к изучению звука «ж».

В случае со звуком «щ» обычно прибегают к помощи «с». Ребенком произносится слог «си», задерживаясь на шипящем компоненте, а в это время взрослый, пользуясь шпателем, производит сдвиг языка назад, приподнимая его при этом.

Постановка «ч» происходит посредством звука «т». Допускается как прямой, так и обратный слог. Проговаривать его необходимо, делая ощутимый выдох на согласной. Кончик языка снова отодвигается назад шпателем.

Упражнения для общего развития речи

Что можно предпринять на данном этапе развития ребенка, чтобы помочь ему совершенствовать свою речь? Для этого следует:

  • Вести диалог. Как можно чаще нужно вовлекать ребенка в общую беседу. Пусть он отвечает на вопросы, сам задает их. Больше интересоваться его мнением. Неплохо периодически спрашивать его совета.
  • Тренировать монологическую речь. Этому стоит уделять отдельное внимание. Многие дети очень часто любят разговаривать сами с собой, описывать собственные действия и игры. Такой своеобразный монолог является важным помощником в развитии речи. Так что рекомендуется поощрять такую монологическую беседу. Сделать это можно, ставя перед малышом специальные задания. Например, в качестве игры попросить его дать описание предмета или животного, или того, что он видит за окном. Естественно, важно помнить, что все дети индивидуальны, и у некоторых освоение речи происходит быстрее.
  • Обогащать словарный запас. Для этого прекрасно подойдет совместное придумывание историй или сказок, которые богаты словами-синонимами. Одной из таких сказок может быть: «У одной любопытной, любознательной девочки было два глазика. Утром, когда она просыпалась, глазики открывались и начинали глядеть во все стороны, на все смотреть и рассматривать, исследовать, внимательно разглядывать, за всем наблюдать, все видеть и все замечать. Как только глазки уставали, то просили хозяйку дать им отдохнуть, ведь они так много глядели, наблюдали, смотрели, изучали. Они просили ее закрыть их и поспать. Девочка закрывала глазки и засыпала. На следующий день все начиналось сначала. Глазки снова рассматривали, исследовали и наблюдали».
  • Учить кроху использовать слова в различных контекстах. Это поможет активировать его словарный запас. Например, рассказывать ему следующее: «Это животные. Животные бывают дикими и домашними. Они встречаются в лесах и в горах, в прериях и в джунглях. Они могут жить по одному или стадами и стаями. Они могут питаться мясом или быть травоядными».

Совместное сочинение историй или сказок обогащает словарный запас малыша

Дополнительные действия, направленные на развитие речи

В этом возрасте детям свойственно путать слова, которые похожи по звучанию, но имеют разный смысл и написание, например, экскаватор и эскалатор, или слова, пишущиеся и произносящиеся одинаково, но имеющие разное значение, например дверная ручка и шариковая ручка. Крохе следует понятным ему языком объяснить разницу между словами. Например, что с помощью дверной ручки можно открывать дверь, а шариковой ручкой можно писать на бумаге. Понимание подобных речевых феноменов поспособствует обогащению детского словарного запаса.

Также стоит заниматься формированием образного и ассоциативного мышления. В этих целях хорошо в процессе игры использовать предметы и игрушки не по их прямому назначению, а представлять то, на что та или иная вещь похожа. Например, из шапки сделать сумку для похода по магазинам, а в качестве денег взять календарики, детали мозаики или конструктора.

Развивающие задания и вопросы для крохи во время игр

Существует ряд заданий, которые пригодятся родителям для игр на развитие речи. Например:

  • Что можно сделать из дерева? Стол, стул, кровать и так далее.
  • В чем ошибка? Машины обязаны ехать на красный свет.
  • Что из этого лишнее? Собака, кошка, БАБОЧКА, тигр.
  • Как сказать ласково? Папа - папочка, заяц – зайчик.
  • Назвать противоположное качество. Большой – маленький, длинный - короткий, пустой – полный.
  • Назвать чем отличаются предметы, а что их объединяет. Дятел и курица, тапки и кроссовки, лук и апельсин.
  • Что неправильно? Холодный вода, вкусное груша, деревянная стол.
  • Множественное число. Один карандаш – много карандашей, одна кукла – много кукол.
  • Описать нужными словами признак или действие предмета. Какой помидор? Красный, круглый. Что делает мяч? Прыгает, катается.

Логопедические занятия бывают не только дисциплинарными - задавать ребенку вопросы можно и на прогулке, по дороге в садик

Вспомогательная литература

Занятия с логопедом обязательно принесут пользу ребенку, однако определенные упражнения для корректировки дефектов всегда можно попробовать поделать вместе с ребенком и самостоятельно дома. В этом пригодятся различные видео из интернета, а также следующие книги.

Успеваемость ребёнка в школе напрямую зависит от правильности произношения и восприятия звуков. В первую очередь, это влияет на фонематический слух, в последствии на грамотность устной и письменной речи. Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком рекомендуется осуществлять в возрасте 4-7 лет, именно в этот возрастной период у детей можно без особых усилий провести коррекцию родной речи и поставить правильное произношение звуков.

Логопедические занятия положительно влияют на общее развитие детей. Исправлять нарушения произношения в устной речи можно не только с педагогом, но и дома в игровой форме, когда ребёнок положительно настроен на занятие.

Развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на развитие речи. Занятия с ребёнком в игровой форме идут только на пользу, это отличный способ совместить развивающие упражнения с весёлой ободряющей игрой. Данные занятия учат детей координировать движения в соответствии со словами в стихотворной форме, развивают речь, память и воображение. Упражнения жестикуляции кистей и пальцев рук, развивают письменную речь.

Пальчиковая игра «Сороконожки»

  1. У сороконожки заболели ножки (опускаем кисти рук вниз и расслабляем пальцы).
  2. Десять ноют и гудят (каждый пальчик гладким, жалеем).
  3. Пять хромают и болят (пять пальчиковая жалеем и считаем при этом).
  4. Помоги сороконожке сосчитать больные ножки (считаем 15 пальчиковая, прикасаясь к ним).
  5. Пусть бежит сороконожка по извилистой дорожке (перебираем пальцами по поверхности).
    Артикуляционная гимнастика.
  6. Упражнения для губ и языка тренируют мышцы и делают из более подвижными, что способствует ускоренному развитию правильного произношения наиболее сложных звуков [ж],[р],[ш],[л] и т.п..
  7. Занятия артикуляционной гимнастикой дома позволяют предотвратить или свести к минимому речевые дефекты. Упражнения лучше всего проводить перед зеркалом, чтобы ребенок смог сравнить своё отражение с рисунком на картинке.
  8. В помощь родителями существуют различные иллюстрированные методические пособия, где чётко сформулированы упражнения по возрастным категориям. Рекомендации некоторых авторов: «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Куликовская Т.А. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика» Краузе Е.Н.

Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь и произношение малыша

Игры со звуками

Правильно слышать, произносить и различать звуки, значит иметь отличный фонематический слух. Нарушение фонематического слуха у детей приводит к дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение процесса чтения), поэтому обратить внимание на произношение звуков и своевременно скорректировать дефекты следует ещё в дошкольном периоде. Упражнения для детей в игровой форме помогут родителям подготовить ребёнка к школе.

Игра «Веселые картинки»

Положите несколько карточек с тематическим изображением предметов;

Игра 1 . Попросите ребёнка указать на рисунки в названиях, которых присутствует заданный звук, например [с].

Игра 2 . Попросите ребёнка выбрать лишнюю картинку, где нет заданного звука, например, коромысло, кран, цветок, крот, пирамида.(основной звук [р]).

В такую игру можно играть не только с изображениями на рисунках, но и с реальными предметами, например в комнате.

Простые чистоговорки

Упражнения в форме различных стишков корректирует нечёткое произношение звуков. Рифма чистоговорки состоит из трудных сочетаний букв и звуков, поэтому для правильного произношения ребёнок использует разные положения языка и губ, тем самым тренирует и улучшает дикцию.

Чистоговорки для детей 6-7 лет

Шипящие буквы и звуки не редко произносятся с нарушением фонетики.

Основные упражнения:

  • Ритмичная ходьба в стихотворном или музыкальном сопровождении.
  • Музыкальной речевые игры; ритмичное пение в такт музыки.
  • Психологическая гимнастика; произношение ритмичных фраз с выражением действий их содержания, используя двигательные и мимические жесты.
  • Тренировка дыхания.
  • Пальчиковые игры.
  • Логоритмические упражнения для детей обычно выполняют в группах под руководством педагога, но начать подготовку можно для информирования ребёнка можно дома.
  • Суть упражнений сводится к повторению ритмичных движений и стихотворных фраз за взрослым.

Логоритмика

Упражнения по логопедической ритмике развивают у детей способность координировать движения в соответствии а ритмом музыкального, стихотворного или словесного сопровождения. Такой метод всестороннего развития ребёнка положительно влияет на физическое и психологическое здоровье. Ежедневные занятия способствуют коррекции нарушений фонетики и речи, развивают координацию и внимание.

Логоритмика Стихи для развития речи малышей

Первые звуки, гугуканье малыша - это всегда мило и так трогательно, однако не следует забывать, что речь ребенка должна развиваться соответственно его возврату. Всегда наступает определенный момент, когда несмышленый лепет превращается в осмысленные звуки, а затем в слова. Задержка этого процесса в первые годы чревата пагубными последствиями в школьном и даже взрослом периодах жизни человека.

Для предотвращения подобной ситуации желательно заниматься с ребенком , которые специалисты разработали для практики в домашних условиях.

Развитие малыша с младенчества

Первые занятия с крохой можно начинать с 8 месяцев, с самых простых заданий. По мере роста ребенка, следует учитывать динамику его речевого развития, чтобы она соответствовала возрасту.
Человеческая речь - процесс не такой легкий, как кажется на первый взгляд. Наш речевой аппарат способен издавать тысячи различных звуков, поэтому очень важно научить малыша правильным вариантам.

Знаете ли вы? Во время разговора человек задействует около 100 мышц лица, груди, шеи, правильное использование которых помогает создавать нужные звуки.

Предложенные ниже методы логопедической гимнастики для развития речи ребенка отлично подойдут для деток, у которых нет отклонений в произношении. В противном случае, с крохой должен заниматься логопед.

Впервые на прием к этому специалисту родители приводят своих малышей в возрасте и старше. На этот момент мама или папа замечают, что у ребенка есть проблема с тем или иным звуком.

Однако, даже если на первый взгляд у малыша все в порядке с речью, лучше посетить врача, чтобы в этом убедиться.

Поскольку каждый организм индивидуален, и развивается своими темпами, то есть ряд так званных дефектов речи, которые логопеды относят к временным. Услышав их в речи крохи, не стоит волноваться: это пройдет с возрастом.

К ним относятся:

  • смягчение звуков («лоська», а не «ложка», «кусять» вместо «кушать»);
  • замена «р» в речи: «кровать» превращается у малыша в «клавать», «играть» - в «иглать»;
  • нелюбовь к шипящим звукам («ж», «ш», «ч») и замена их на другие («бесать» вместо «бежать» и т.д.);
  • избегание звонких звуков, а также «к», «г» («звонить» у малыша превращается в «свонить», а «капля» в «тапля»).
Многие родители в период 3-4 лет замечают, что их детки избегают сложных слов или сокращают их («вентилятор» становится «жужой», «температура» - «ампиратурой»). Иногда маленькие ораторы путают слоги в словах.

Важно! До 4-5 лет такие речевые «уловки» - норма, однако если со временем ребенок не избавляется от подобной привычки, стоит проконсультироваться с логопедом.

Структура грамотно построенного занятия

Логопедические упражнения для выработки четкой речи включают в себя несколько направлений:

  • игры на моторику (пальчиковые);
  • гимнастика для язычка, щечек, губ (артикуляционная);
  • работа с дыханием;
  • развитие ;
  • подражание звукам;
  • комбинирование звуков и жестов;
  • увеличение словарного запаса.
Главный секрет занятий с крохой от 1 до 5 лет - обучение должно быть в форме игры. Оно может происходить на прогулке, когда малыш скачет по дивану или собирает любимый конструктор.

Заинтересуйте ребенка такой «учебой», иначе результата добиться будет сложно.

На помощь придут следующие советы:

  • начните с 2-3-минутных тренировок, постепенно увеличивая их до 10-15;
  • если у малыша прямо сейчас нет желания заниматься, не заставляйте;
  • оптимальный темп работы - 4-5 упражнений за сеанс, однако в этом деле частота важнее длительности: сделайте лучше 3, но повторите их в течение нескольких сеансов - так у ребенка скорее выработается навык;
  • не ругайте за ошибки, но хвалите за успешные попытки: исходящий от родителей позитив всегда вдохновляет кроху;

Знаете ли вы? Самый распространенный звук в мире - «А», он есть во всех языках.

  • если у малыша что-то не получается, постарайтесь разобраться почему это происходит, помогите ему выполнить задание правильно;
  • проводить тренировку желательно перед зеркалом, чтоб ребенок наблюдал за своими движениями;
  • начните занятие с любимых упражнений маленького ученика (если такие уже есть), чтоб максимально заинтересовать его и настроить на работу.
Для достижения результата необходима систематичность, правильность выполнения заданий и задача родителей - следить за этим.

Пальчиковые игры

Среди упражнений для дикции и артикуляции больше всего нравятся пальчиковые игры. Учеными давно доказана связь между руками и мозгом человека, поэтому развитие мелкой моторики позитивно влияет на речевой аппарат.

Суть пальчиковых игр заключается в чтении взрослым стишков, которые сопровождаются определенными движениями рук.

Важно! Такие занятия способствуют речевому развитию, концентрации внимания, тренируют реакцию и расширяют эмоциональный диапазон у малыша. А еще они способствуют сближению крохи с родителями.

Чтоб достигнуть максимального эффекта:
  • занимайтесь не больше 5 минут за раз;
  • говорите речевки и стишки выразительно, четко, придерживайтесь дикции;
  • начинайте со стишков покороче (например, «Сорока», «Апельсин»), где используется меньше жестов, постепенно переходя к более сложным упражнениям.
Кроме развития моторики, такие задания со временем могут научить малыша считать, ориентироваться в пространстве (верх-низ, право-лево, низко-высоко).

Логопедический массаж

В состав логопедии входит не только гимнастика для языка, звуковые упражнения, но и специальный вид массажа - логопедический. Это особый метод воздействия на органы и мышцы речевого аппарата, при котором изменяется их состояние.

Его назначают деткам, когда обычной гимнастики для коррекции произношения недостаточно. В роли массажиста поначалу выступает логопед, однако со временем и родители могут проводить необходимые процедуры в домашних условиях.

Знаете ли вы? Самым громким среди растений считается кактус. От нехватки воды он начинает вибрировать, издавая звуки, которых человек не слышит. С помощью вибрации растение достает капельки воды их грунта.

Длительность первых сеансов - не больше 5-6 минут, но дальше она доходит до 15-20. Проводятся занятия каждый день или через день. В среднем один цикл требует 10-20 сеансов, в зависимости от состояния малыша. Через месяц-полтора курс повторяют по мере надобности.

Логопедический массаж делится на несколько видов:

  • Классический. Проводится вручную с помощью поглаживаний, вибрации, растирания. Иногда задействованы специальные инструменты (зубные щетки, шпатели и т.д.).
  • Точечный. Его задача - оказать воздействие на конкретные точки для восстановления определенной функции.
  • Аппаратный массаж проводится с помощью вакуумных, вибрационных приборов.
  • Самомассаж - набор упражнений для губ, языка малыша, которые он делает самостоятельно.

Артикуляционная гимнастика

Для губ и языка также предусмотрен ряд упражнений - артикуляционная гимнастика. Язык - главный орган в системе речи, поэтому его тренировкам следует уделить особое внимание.

Артикуляционная гимнастика состоит из статических (фиксация в нужном положении на определенный период времени) и динамических (активное повторение) упражнений. Выполнять их желательно перед зеркалом, чтоб малыш видел все нюансы.

Родитель или логопед должны следить за правильностью выполнения - это залог будущей четкости речи. Логопедические занятия для детей 2-3 лет следует начинать с самых простых упражнений:

  • «качели» - тянемся язычком то к носу, то к подбородку;
  • «хоботок» - вытягиваем губки трубочкой на 5-10 секунд;
  • «часики» - двигаемся кончиком языка поочередно то к правому, то к левому уголкам рта.

Важно! С возрастом задания должны усложняться, но вариации упражнений сегодня настолько разнообразны, что обучение легко превратить в увлекательную игру с ребенком, стоит лишь проявить фантазию.

Дыхательная гимнастика

Работа над правильным дыханием, которое непосредственно задействовано в речи, начинается при чтении сказок и игрушечных вертушек. При упоминании ветра в тексте дуйте несильно на малыша, попробуйте вместе заставить работать лопасти вертушки с помощью дыхания.

Еще можно поучиться дуть на свечу, но не одним резким выдохом гасить ее, а постепенно потоком воздуха на выдохе заставлять пламя наклоняться, не допуская его затухания. Такие игры подойдут для самых маленьких.

Деткам постарше можно предложить поиграть:

  • в «снежок»: распушить небольшой кусочек ватки и показать малышу, как правильно дуть на «снежинку», чтобы она парила в воздухе;
  • в «собачку»: когда ей жарко, она дышит шумно, быстро, высунув язык;
  • в «холодно-горячо»: учимся греть ручки своим дыханием, когда нам холодно, и остужать горячий чай, дуя на него.

Для детей 4-5 лет уже следует выбирать более сложные упражнения:

  • учимся разделять дыхание ртом и носом: сначала нюхаем цветочек, а затем находим одуванчик и раздуваем его пушинки;
  • изображаем море, плавно поднимая руки вверх на вдохе и опуская на выдохе;
  • можно сделать бумажный кораблик и попытаться «завести» его в гавань с помощью выдохов различной амплитуды.

Знаете ли вы? Звук способен влиять на другие чувства человека. Например, из-за шума самолета еда, которая подается на борту, кажется менее соленой или сладкой, однако более хрустящей.

Контроль над дыханием делает речь эмоционально насыщенной, позволяет управлять интонацией. Поэтому не забывайте уделять внимание дыхательной гимнастике своего малыша при тренировке речевого аппарата.

Игры на звукоподрожание, развитие слуха и логоритмика

Хороший слух немаловажен для формирования правильной речи. Чтоб воспроизводить звуки верно, малыш сначала должен услышать, как они звучат.

Тренировки на слух и восприятие включают в себя:

  • игры на дифференциацию звуков и внимание: изучаем звуки, которые издают животные, транспорт, различные виды стука, звона;
  • ориентирование в пространстве: малыш с завязанными глазам учится определять источник звука;
  • согласование слов и движений с помощью обучающих стишков.

Отдельное место в этих тренировках занимает подражание звукам. На примере кошачьего мяуканья, лая собак, мычания коров кроха привыкает к передаче звуков окружающего мира своими словами.

Кроме звуков животных, в таких практиках можно использовать повседневные, бытовые шумы: тиканье часов, шаги, стук молотка, хлопанье дверей и т.д.

Особое внимание в развитии ребенка 3-4 лет стоит уделить логоритмике.

Важно! Логопедическая ритмика сочетает движение, речь и музыку. Ее основная задача - развивать моторику, речевое дыхание и мышечный тонус.

Занятие по логоритмике проходит в виде веселой игры, когда взрослый под музыку читает стишок, сопровождая его жестами и движениями, которые малыш повторяет:

По узенькой дорожке (топчемся на месте )

Шагают наши ножки (теперь высоко поднимаем колени )

По камешкам, по камешкам (переминаемся неспешно с ноги на ногу )

И в ямку… бух! (быстро на пол )
Такие веселые, подвижные уроки не только тренируют память и слух крохи, но и поднимают настроение.

Проводить их желательно 2-3 раза в неделю, обязательно подобрав предварительно музыку для сопровождения.

Логоритмика отлично влияет на психику детей: легковозбудимых она успокаивает, а медлительных тихонь делает более активными.

Особенно важно заниматься, если малыш заикается, его речь слишком быстрая или чересчур медленная, при проблемах с развитием моторики.

Стихи для развития речи - скороговорки и пополнение словарного запаса

В возрасте 3-4 лет набор упражнений для дикции речи ребенка пора пополнить скороговорками и стихами.

Первые нужны для тренировки грамотности, выработки четкости речи и улучшения дикции. Для начальных уроков выбирайте скороговорки не слишком длинные, понятные малышу. Учитывая сложность упражнения, сначала следует выучить текст, затем уже тренировать скорость его произношения.

Попробуйте начать со следующих вариантов:

  • На дворе трава, на траве дрова.
  • У пенька опять пять опят.
  • Как хорош пирожок, когда внутри - творожок.

Знаете ли вы? В Древней Греции скороговорки использовались в соревнованиях ораторов.

Если выучить наизусть короткую скороговорку малышу уже не составляет труда, переходите к изучению стихов. Их цель в детском - глубокая тренировка памяти, увеличение словарного запаса. Начинайте с веселых четверостиший, легких песенок, что по душе ребенку.

У детей словарный запас делится на две категории:

  • пассивный (слова, что малыш понимает);
  • активный (те, что употребляются им в повседневной речи).
Второй традиционно меньше первого, поэтому надо стараться как можно больше слов перевести из пассива в актив.

Именно для повышения количества произносимых крохой слов и пополнения пассивного запаса используются стишки.
Отличным помощником для родителей, которые заботятся о речевых навыках своего малыша, станут тематические пособия.

В них собраны упражнения для логопедических занятий дома, подобранные опытными специалистами.

«Уроки логопеда. Игры для развития речи»

Пособие включает три раздела:

  • Пальчиковая гимнастика (описывает статические и динамические упражнения, а также тренировки для кистей рук).
  • Артикуляционная гимнастика в книге задействует сказки, стихи, специальные игровые карточки и дает задания на отработку навыков.
  • Отдельно представлены игры на внимание, отработку сложных звуков и слогов.
К преимуществам данного сборника следует отнести:
  • авторы - опытные специалисты в сфере логопедии;
  • материалы поданы в легком, красочном виде с детальными инструкциями по применению;
  • все нужные упражнения собраны в одном месте;
  • заниматься можно в дороге, на отдыхе, в очереди к врачу, а не только дома.

Важно! Рекомендации в пособии составлены для тренировок деток, которые не имеют отклонений в функционировании речевого аппарата. В случае наличия проблем в развитии малыша, с ним должен заниматься непосредственно логопед.

«Большой альбом по развитию речи»

Еще один популярный среди родителей сборник упражнений по логопедии. В его состав вошли:

  • раздел для самых маленьких (о занятиях в первые месяцы жизни, упражнения по моторике, пальчиковым играм, дыхательной гимнастике);
  • раздел о тренировках с малышом 3-5 лет;
  • рекомендации по работе с дошкольником (5-6 лет).
«Большой альбом» предоставляет сразу целостную систему тренировок от первых занятий до уровня первого класса, поэтому родителям не придется искать дополнительные материалы по мере взросления крохи.
Уделяйте занятиям с малышом 15-30 минут в день, постепенно пробуя на практике все вышеизложенные советы. Такие совместные игры не только улучшат речевые навыки крохи, но и подарят массу незабываемых моментов совместного времяпровождения.

Доброго всем дня! Хочу сегодня поговорить об очень серьёзной теме, как логопедические занятия с детьми 5 7 лет. Ведь неправильное звукопроизношение многие списывают на возраст. Перерастёт, думаем мы. А ведь может сложиться по-другому. Знаете о неприятностях, которые влекут за собой корявость речи у взрослого?

В первую очередь, это огромная неуверенность в себе и своих силах. Только представьте! Такой комплекс создаст проблемы где угодно! От поиска хорошей работы до успеха в личной жизни. Давайте поправим, пока не поздно, неверное произношение у деток! Изучим ряд интересных игр, занятий по самым распространённым ситуациям. Приступим!

Предлагаю для начала рассмотреть виды речевых нарушений. Их бывает много, но у каждого ребёнка свой.

  • Заикание. Это достаточно распространённое явление. Заметить можно годикам к 3, в это время начинают выстраиваться первые предложения. Важно сразу обратиться к хорошему логопеду. Ведь ни один специалист не гарантирует, что через пару лет проблема не вернётся вновь…
  • Дислалия. Слово очень умное! Но за этим кроется тоже распространённая проблема дошколят ― неверное произношение согласных звуков. Особенно часто, это касается «Р», «Л» и «Ш».
  • Гнусавость. Тут, конечно, основную роль играет природный фактор ― неправильное строение речевого аппарата. И очень хорошо будет навестить отоларинголога для решения такой задачи.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР). Здесь, дорогие читатели, нередко виновниками становятся близкие родственники малыша. Разного рода сюсюканья, недостаточное общение приводит к тому, что дитя постоянно всё путает. Я сейчас об окончаниях в словах, путание предлогов и т. д. Это может плохо сказаться потом. Ведь скоро в школу!
  • Врождённые патологии неврологического характера. Уже требуется комплексное лечение и у невролога.
  • С задержкой речевого развития (ЗРР). Обычно такое проявляется годикам к 3. Ведь, в это время детки лопочут не переставая! Поэтому в случае короткого словарного запаса обратитесь к специалисту, не затягивая!

Уделяйте достойное внимание карапузу. Контролируйте речь ребёнка. А в случае, пробелов, ищите помощи у врача!

Когда вести ребёнка к логопеду?

Даже не знаю, почему, но сегодня резко выросло количество деток с проблемами звукопроизношения. Скажите, сколько времени в день Вы уделяете чтению, а сколько совместному просмотру телевизора? Одной из причин я вижу глобальную заинтересованность детишек (чуть ли не с пелёнок) техническими средствами. Детвора мало общается. Стремления к этому нет. А зачем? Ведь вокруг так много интересного, и сосредоточено в одном месте: в телевизоре.

В итоге мы и сами можем упустить тот золотой момент, чтобы отправить чадо к специалисту. Есть внегласное правило у логопедов: чем раньше, тем лучше. Правильно, это должно быть решено сразу. Простите за сравнение, но если испачкать платье и оставить его на долгое время без стирки, что будет? Конечно, есть риск, что пятно въестся и не отстирается. Так и здесь.

Самый пик посещений приходится на деток 4 ― 5 лет. Именно сейчас они должны произносить сложные согласные, строить предложения с логикой. Точнее, даже тексты с участием элементарных слов. Должна быть последовательность в его рассказах. Проведите тест, попросив чадо пересказать простейшую картинку. Не получилось? Тогда к специалисту!

Когда будет выставлен точный диагноз, начнёте посещать уроки, которые обязательно дадут результат. Но и дома не ленитесь, занимайтесь в игровой форме, хотя бы минут по 20. Только не принуждайте, малыши этого не любят! А я расскажу, какие упражнения можно выполнять в домашних условиях, в зависимости от проблемы.

На произношение звуков

Те, кто уже столкнулся с этой стороной медали, знают, что коварнее всего звуки Р, Л и Ш. Если дитя их просто не произносит (теряя в слове), это пока не подошло время. А когда начинает вместо них выговаривать иные, более простые буквы, повод задуматься.

Вот Вам несколько упражнений на заметку. Они артикуляционного характера, для правильного формирования язычка, нёба, губ. В общем, всего артикуляционного аппарата.

Учимся говорить Р чётко! Мне очень нравятся такие мероприятия:

  • Открыть широко рот и улыбнуться. Нижняя челюсть неподвижна, а кончик языка поднят вверх, будто гладит нёбушко взад вперёд. Рекомендация: сделайте сперва сами, чтобы Вы поняли принцип. Так, будет проще донести до чада суть!
  • Чистим зубы кончиком языка с внутренней стороны. Ротик широко открыт. Видите, как просто! Пятилетнее дитя сделает без труда.
  • И ещё, интересный вариант. На деревянную палочку одеть маленький шарик, дитятко открывает ротик и произносит ДДРРР. Вы, в это время, водите этим инструментом под языком. Движения надо совершать быстро.
  • Попросите произнести «ДА», при этом язычок пусть упрётся в зубки. «ДЫ» ― в верхнее нёбушко.

В произношении звука «Р» Вам поможет просмотр данного видео.

Учимся произносить Л:

  • Широко откроем рот, язык положим на нижнюю губу, придерживая подбородок, произносить Ла, Ло, Ли, Лу.
  • Язычком водить по нёбу, будто красим его.
  • А ещё пусть пробует язычком дотронуться до кончика носика.
  • Слизываем мнимое варенье с губ.

Теперь проблематичная буква Ш:

  • Кончик языка просунуть под верхнюю губу, и резко оторвать, со щелчком.
  • Губки надо округлить, вытянув их вперёд. Так держать 6 секунд.
  • Возьмите кусочек ватки, положите на носик малыша. А он пускай попытается её сдуть, чтобы она полетела вверх. Это забавное упражнение, обязательно будет оценено чадом.

А вот подборка на каждый день, для произношения чёткой речи.

Учимся говорить чётко

В 5 ― 7 лет дитя уже способно повторить за родителем или педагогом многие упражнения. Но среди них есть и сложноватые. Я постаралась скомпоновать воедино самые простые и эффективные. Кстати, отлично подойдут они и для детишек с ОНР.

Артикуляционная гимнастика

  • Улыбнуться так, чтобы были видны зубы. А потом вытягиваем губки в трубочку.
  • Напрячь губы, как можно сильнее. Плавно расслабить.
  • Кусать зубками верхнюю и нижнюю губу попеременно.
  • Цоканье копыт. Это всем известное действие. Деткам понравится без сомнения!

По времени достаточно 15 минут. Кстати, такие коррекционные манипуляции прекрасно подойдут не только деткам, но и любым людям с нарушениями звукопроизношениями.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вот ещё несколько примеров на коррекцию развития речевого формирования:

  • Всем известно, как плачут младенцы? Вот и воспроизведём этот звук: Уа, Уа.
  • Попищим, как мышата: Пи, Пи.
  • А как мы шумим, когда заблудимся в лесу? Ау, Ау!
  • Завыл сильный ветер: УУУУ.
  • А теперь сочетание гласных и согласных буковок. Имитация криков животных: Мяу, Му, Ква, Ко-Ко, Га-Га.
  • Рычит медведь: РРР.
  • Распеваем голосок: Ля-ля, ла-ла-ла.

Пение, кстати, очень полезно. Выберите песенку, которая нравится детёнку. Быть может, приуроченную к ближайшему празднику. А ещё им нравится «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Во поле берёзка стояла». На первый взгляд они простенькие, зато там плавно тянутся слова, что очень важно для коррекционных работ. Этим, кстати, пользуются педагоги детского сада. Там обязательно есть уроки музыки. Но и развивающие мероприятия с логопедом там тоже присутствуют.

Занятия в детском саду

Скажите, Ваш дитятко посещает садик? Если да, как там проводятся логопедические занятия? В саду, куда ходит наш Доминик, есть 2 типа:

  • Индивидуальные. Когда у какого-либо малыша определённая проблема.
  • Групповые (фронтальные). Собирается группа деток со сходными дефектами.

В идеале, так должно быть во всех дошкольных учреждениях. Но 5 ― 7 лет, это уже подготовительная группа. Ведь скоро в школу! Какие занятия хороши тут? Одним из таких являются распевки. И это не простые песенки, как Вы могли подумать. Это пение и выполнение определённых действий синхронно.

Вот самый простой вариант: «летит самолёт». Детки поют под мелодию УУУУУ, руки надо расправить, как крылья. Педагог руководит их действиями:

  1. Гудим с разной громкостью (самолёт улетает то дальше, то летит ближе).
  2. Сломался. При издавании звука УУУУ детишки ударяют себя ладонью в грудную клетку.
  3. Приземляемся. Исполняя УУУУ, расправив крылья, детки бегут каждый, к своему стульчику.

Очень интересны манипуляции с микрофоном. Детишки слышат свой голос, при этом, то убирают микрофон подальше, то подносят ближе к себе.

Неприятностей, конечно, много. Но сейчас, большинство из них решаемы. Даже те, которые именуются ЗПР или ЗПРР.

Диагноз ЗПР не приговор

Есть родители, которые мнят и выдумывают дефекты своему чаду. Не даром говорят в народе: «Лучше перебдеть, чем недобдеть». Но есть, кто в упор не видят ничего плохого. А ведь к 5 годкам дитя уже должен уметь излагать свои мысли понятными фразами. Не путать слоги в словах.

Есть несколько диагнозов, которые приводят родителей в ступор.

  • ЗРР. Когда недоразвито лишь слово произношение, но психически у чада всё нормально. Хорошо, если будет выявлено до 4 ― 5 лет, так как потом начинается иная стадия: зпрр.
  • ЗПРР задержка психоречевого развития. Когда вовлечена в процесс и психика дитя, его умственные способности.
  • ЗПР, это уже просто психическое развитие. Речевой аппарат страдает тоже, но основа тут психика малыша.

Не буду говорить о причинах, побуждающих такие состояния. Но, если так случилось, то правило логопедов (да и всех остальных докторов!) тут соблюдается. А гласит оно: «Чем раньше, тем лучше». Вы, надеюсь, понимаете, что, как и в любом заболевании здесь есть более сложные формы.

Обязательно отыщите хорошего специалиста, который найдёт общий язык с малышом. Скорее всего, тут надо подключать и невролога. Но первым делом соблюдайте хороший эмоциональный фон дома. Поверьте, от этого зависит многое. Ну а рекомендации по упражнениям с ЗПР сейчас напишу.

Литература

При любых дефектах звукопроизношения, дома надо иметь правильные книги. Они составлены грамотными авторами. А в комплексе с посещениями логопедических уроков обязательно помогут справиться!

  • «Логопедические домашние задания для детей 5 7 лет с ОНР» Теремкова Н.Э. Это альбом №1, всего их 4. А посвящён каждый определённым лексическим тематикам.
  • «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5 7 лет» Дербина А.И. Самый лучший способ заинтересовать чадо заниматься ― играть с ним. Вот это пособие и построено в игровой форме. А предназначено для детишек со сложными дефектами.
  • «Уроки логопеда. Игры для развития речи» Косинова Е.М. Как видите, тут тоже всё построено на элементах игры. То, что мне понравилось, годиться пособие от 6 месяцев до 6 лет! А собраны здесь и пальчиковые игры, и материал по артикуляционной гимнастике.
  • «Зашифрованные скороговорки. Конфетка» Кодолбенко Е.А. Помните из детства: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»? Вот очень похожее пособие, с забавными чистоговорками, которые придутся по вкусу маленькому читателю.
  • «Весёлая логоритмика» Железнова Е. Это аудиопособие. Чего только не придумано, чтобы заинтересовать дитятко! Но, главное, что это, действительно, несёт пользу! Весёлые стишки по развитию речи и внимания, зарядка для крупной моторики и ритмики.

Надеюсь, эти пособия станут Вашими настоящими помощниками по домашней работе с маленькими непоседами. Расскажите, а какие мероприятия по устранению речевых дефектов знаете Вы? Как занимаетесь? Что читаете для этого? Делитесь опытом, оставляя комментарии. И подписывайтесь на обновления блога! До скорых встреч. Пока!

Упражнения для чёткости речи подпираются индивидуально для каждого и могут быть:

  • статическими – удерживание артикуляционных поз на протяжении пятнадцати секунд;
  • динамическими – повторение ритмичных движений по шесть раз для развития речевого аппарата;
  • укрепляющие упражнения на тренировку отдельных звуков.

Данные упражнения предназначаются для устранения различных дефектов речи, улучшения дикции, устранения заикания, становления техники речи.


Эффективность от занятий будет заметна только при регулярном выполнении комплексной программы. Некоторые случаи требуют проведение занятий с логопедом, но в основном родители сами могут справиться с подобного рода задачей.

Дефекты речи:

  • афония или дисфония – нарушение фонации, патологические изменения голосового аппарата;
  • тахилалия – быстрый темп речи;
  • брадилалия – медленный темп речи;
  • заикание – нарушение ритма, плавности и темпа речи, вследствие судорог мышц речевого аппарата;
  • дислалия – фонетические дефекты;
  • ринолалия – дефект звукопроизношения и тембра голоса;
  • дизартрия – нарушение произношения вследствие неправильной работы нервных окончаний, связывающих центральную нервную систему с речевым аппаратом;
  • алалия – недоразвитие или полное отсутствие речи у ребёнка, связанное с поражением речевых зон головного мозга;
  • афазия – частичная или полная потеря речи, наступающая после локального поражения клеток головного мозга.

Данные виды дефектов речи определить самостоятельно достаточно сложно, поэтому при малейшем подозрении на возникновение одного из них необходимо обратиться к врачу и пройти соответственно назначенное лечение.

Три раза в день на протяжении четырёх минут необходимо повторять определённый комплекс упражнений. Главное это правильное выполнение и стремление к обучению, иначе положительного результата придётся ждать очень долго.

При соблюдении всех норм и правил эффект от упражнений наступает уже через месяц. Занятия с логопедом дают результат гораздо быстрее.

Таким образом, следует при малейшем подозрении на наличие дефектов обращаться к логопеду, потому что запущенные проблемы устранить очень сложно.

Техника речи

Упражнения по технике речи помогают ребёнку обрести голос, но для этого необходимы ежедневные усилия и старания.

  1. Упражнение на восстановление дыхания . Принимает удобное положение, вдыхаем через нос, наполняя живот и грудную клетку воздухом. Выдыхаем также через нос, повторяя движения 5 – 7 раз.
  2. Упражнение на задержку дыхания . Дыхание выполняется по технике первого упражнения. Только с задержкой на три секунды.
  3. Мычание . Набираем полные лёгкие воздуха и на выдохе проговариваем любой детский стишок, поём гласные звуки, резко выбрасываем воздух со звуком «ХААА» или проговариваем скороговорки.

В любом случае данная методика даёт результат, со временем оттачивая технику речи.

Улучшаем дикцию

Дикция речи является очень важным фактором, поэтому развивать её следует с раннего детства.

Пятиминутная зарядка, состоящая из десяти упражнения способна за короткое время превратить мычание в членораздельную речь, практически без усилий.

Несколько советов при проведении упражнения:

  • нижнюю челюсть опускаем вниз и двигаем ей влево и вправо, вперёд и назад. Движения должны быть осторожными и плавными;
  • принимаем исходное положение, руки кладём на грудь. Наклоняемся вперёд, произнося на выдохе протяжные и длительные гласные звуки. Голос должен быть низкого тембра, этот фактор очень важен;
  • улыбаемся с открытым ртом и двигаем языком от одного уголка рта к другому. Челюсть и губы должны находиться в неподвижном состоянии, а язык не должен касаться губ;
  • улыбаемся с открытым ртом и облизываем языком губы, следим за плавностью движений и неподвижностью челюсти;
  • с сомкнутыми губами облизываем зубы с внутренней стороны. Сначала верхнюю челюсть, затем нижнюю. Упражнение делаем медленно, считая по порядку зубы. Также следим за неподвижностью губ и челюсти;
  • с открытым ртом пытаемся достать языком нос и бороду, по очереди. Следим за тем, чтобы язык не сужался и не касался губ и зубов;
  • с открытым ртом достаём языком альвеолы, расположенные за нижними зубами и бугорки нёба. Следим за неподвижностью челюсти и губ.

Выполняя упражнения, ребёнок с детства улучшит свою дикцию , а вместе с ней и отработает тембр своего голоса, благодаря чему в будущем сможет оказывать при помощи голоса влияние на людей, что обусловлено повышенной восприимчивостью определённых голосовых частот.

Исправляем дефекты речи

Зачастую вследствие сюсюканья и неправильного произношения взрослыми слов, у ребёнка развиваются дефекты речи.

Наиболее подверженный возраст для развития подобных явлений это дети от двух до пяти лет, поскольку на протяжении данного периода малыши начинают учиться реализовывать свои мысли в слова.

Упражнения для исправления произношения свистящих, шипящих звуков, а также «р» и «л»:

  • Трубочка – смыкаем губы, затем вытягиваем их в виде трубочки, как можно дальше;
  • Чашечка – открываем широко рот и стараемся придать языку форму чашки, высовывая его далеко вперёд;
  • Барабан – открываем рот и стараемся ударять языком за верхними зубами по нёбу, произнося звук «д»;
  • Щётка – открываем рот и проводим языком по зубам сверху и снизу;
  • Варенье – улыбаемся с открытым ртом, облизывая вытянутым языком верхнюю губу.

Главное правильно установить вид дефекта и исправно и своевременно выполнять предписанные упражнения, тогда результат не заставит долго себя ждать. Даже очень тяжёлые случаи терпят видимые изменения после проведения сеансов на протяжении полу года.

Устраняем заикание

Заикание является речевым дефектом, с которым работать не так и просто.

Именно поэтому следует перед занятиями делать упражнения на развитие речевого дыхания и стараться создавать игровую атмосферу, при помощи которой ребёнок будет расслаблен.

Не спешите с результатом, главное не прекращайте занятия, и в качестве благодарности за свои усилия, ваш малыш попрощается с данным недугом и разовьёт свою речь.

  • Весёлые карусели – ходите с ребёнком по кругу и произносите на каждый шаг слова: « Мы катаемся на весёлых каруселях опа-опа – па-па, тати-тати-та-та»;
  • Весёлые цыплята – прыгайте на левой и на правой ноге по очереди и повторяйте: « Хлоп –хлоп топ-топ! УФ-уф, аф-аф! Цап-цап, тап-тап! Тап-тап, цып-цып!»;
  • Дирижёр – делайте руками ритмичные движения и произносите вместе с малышом слова и слоги на распев.

Следует обратить внимание, что принцип работы с детьми и взрослыми одинаков, отличие заключается только в том, что для детей разрабатываются игровые формы, а для взрослых этого не требуется.

Упражнения на развитие речи: видео

Посмотрите короткое видео про упражнение: артикуляционная гимнастика — Варенье