4 ноября (22 октября по старому стилю)

Празднование Казанской иконе Божией Матери

(в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г).

Празднование Пресвятой Богородице , в честь Ее иконы, именуемой "Казанская" , установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября (4 октября по н.ст.)) в "Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани" (празднование 8 июля (21 июля по н.ст.)) говорил: "Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя?

Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет".

Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.

Равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца (ок. 167).

Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский, чудотворец, прославился во II веке во Фригии. Город Иераполь те времена населяли, в основном, язычники. Святитель молился Господу о спасении их душ и обращении к Истинному Свету. Явившийся Ангел повелел святому Аверкию сокрушить идолов в языческом капище. С ревностью исполнил святой повеление Божие. Услышав, что идолопоклонники хотят умертвить его, святитель пришел на место народных собраний и открыто обличил заблуждения язычников. Язычники пытались схватить святителя. В это время в толпе закричали три бесноватых юноши. Народ пришел в замешательство, святитель же молитвой изгнал из них бесов. Видя юношей здоровыми, иерапольцы попросили святителя Аверкия научить их христианской вере, а потом приняли святое Крещение. После этого святитель отправился по соседним городам и селам, исцеляя больных и благовествуя о Царствии Божием. С проповедью он обошел Сирию, Киликию, Месопотамию, посетил Рим и везде обращал ко Христу множество людей. Святитель Аверкий за свои великие труды назван равноапостольным. Много лет он ограждал Церковь от еретиков, утверждал христиан в вере, наставлял заблудших на истинный путь, исцелял больных и рапространял славу Христову.


Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна
(ок. 250, 408-450).

Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей - сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249-251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия - военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них - святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями. чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.
Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: "Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?" Другие утверждали: "Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха". Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.
Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. (По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия - 1 сентября).


Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Германа архим., Владимира, Александра, Василия, Александра пресвитеров и прмчч. Германа и Мины
(1937).
Сщмч. Николая, Николая пресвитеров и прмч. Григория
(1937).
Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен: Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии
(II-III).
Андрониковской иконы Божией Матери.
Прп. Лота Египетского.
Прпп. Феодора и Павла, игуменов Ростовских.
Прп. Иакова Лужского и Омучского.
Св. Меллона еп. Руенского.

|

Ноябрь

AfterHalloween: The Beady Eye of Time. Глас Времён.

Второй ежегодный бал AfterHalloween состоится 4 ноября в StandArt Hotel Moscow под девизом «The Beady Eye of Time. Глас Времён». Этот голос будет отдан тем, кто в 20 и 30 годы сумел предвидеть будущее и сделать его возможным для нас. Они действительно заслужили, чтобы в их честь устроили самую захватывающую костюмированную ночь года!

10 этажей дизайнерского отеля будут заполнены иконами стиля и провидцами, которые устроят все на собственный вкус. Сто лет назад они предлагали жить только будущим, наслаждаться эпатажем и «каждый день плевать на алтарь искусства».

На мероприятие приедут хэдлайнеры арт-фестиваля Burning Man – легендарная команда Mayan Warrior из Мексики, а также резиденты Robot Heart - Dj Benjamin Alexander и Swamy.

Музыкальное театрализованное представление пройдет в формате deep interactive, когда гости принимают участие в театральных действах, влияют на сюжетные линии, создают новые связи между событиями и художественными актами. Главный режиссер - Жу Монтвилайте, которая совместно с командой Rise Entertainment воплотила в жизнь ежегодный фестиваль искусств, самый известный костюмированный бал Midsummer Night’s Dream.

Меcто проведения

Дизайн-отель СтандАрт

Адрес: Страстной бульвар, 2
Время работы: не указано

Первый российский участник международного сообщества Design Hotelstm, объединяющего более 280 независимых отелей в 50 странах мира. Оригинальная ретро-футуристическая стилистика, расположение в историческом центре города и сильная гастрономическая составляющая позволили СтандАрту стать полноправным участником и дебютным почетным представителем альянса в России.

Уже второй год Rise Entertainment в партнерстве с Simiram открывает портал между мирами. 4 ноября в Москве в дизайн-отеле «СтандАрт» пройдет уникальное театральное явление международного масштаба от создателей Midsummer Night’s Dream - AfterHalloween 2017 - бал-мистерия, где окончательно стирается грань между актерами и зрителями.


Костюмированный арт-перформанс пройдет в формате deep interactive, когда гости принимают участие в театральных действах, влияют на сюжетные линии, создают новые связи между событиями и художественными актами. «Если в иммерсивных шоу зрители перемещаются в отведенных зонах по заданным маршрутам, то в AfterHalloween актеры и гости находятся в постоянном взаимодействии», - отмечает главный режиссер Жу Монтвилайте.

AfterHalloween проводится после «Ночи всех святых», когда портал между мирами еще открыт. Это особый день памяти и воссоединения, когда можно вступить в контакт как с близкими друзьями и любимыми, так и с легендарными создателями важных культурных пластов человечества. Это не история про детские страшилки, это театральный арт-перформанс, где переплетаются прошлое и настоящее.


Бал иллюзий захватит все этажи отеля «СтандАрт» на Страстном бульваре. Дизайн гостиницы, мастерство художников и персонажи воссоздадут атмосферу культовых фильмов с особой отельной обстановкой, бессознательно узнаваемой гостем.

В этом году основной темой станет ретрофутуристическая эстетика конца 20-х - начала 30-х годов XX века. Костюмы гостей, которые являются обязательным условием участия в «совместном переживании», как называют шоу сами гости, могут воплощать образы dead celebrities, а также любые, самые замысловатые, идеи. Нет предела фантазии: в эту ночь перевоплотиться и стать актером сможет каждый.


Более 50 перформансов, секретные танцполы и неожиданные мэшапы - традиционно организаторы не раскрывают всех секретов и оставляют за гостями выбор истории своей ночи. Официальный визажист мероприятия - команда MAKE UP FOREVER.

Основным направляющим действием станет иллюзорный сюжет о булгаковском Воланде, который в поисках Маргариты неожиданно окажется на вечеринке у фицджеральдовского Гэтсби. На одном этаже гостя отеля могут ждать любовь, страх и ненависть между Маяковским, Есениным и Дункан в форме литературного состязания, на другом - вечеринка с расширенным составом «Клуба 27», в который, помимо Курта Кобейна, Джими Хендрикса, Джима Моррисона, войдут и новые герои Особой станет тема Мексики и мексиканского национального праздника Day Of The Dead: на AfterHalloween приедут одни из самых ярких участников арт-фестиваля Burning Man – команда Mayan Warrior в составе DJ Rebolledo и Damian Romero, а визуальный ряд дополнят декорации и театрализованный перформанс по мотивам сюжетной линии о пребывании Льва Троцкого у Фриды Кало и Диего Риверы в их доме Ла Каса Азул. Среди хедлайнеров вечера также DJ Benjamin Alexander (Robot Heart).


Дополнять атмосферу будет легендарный ром BACARDI и классические коктейли 30-х годов на его основе: каждый сможет почувствовать себя Хемингуэем.

За воссоздание атмосферы футуристического шика и артистического декаданса отвечает тонко чувствующий пространство Роман Ковалишин, эмоциональные декорации которого всегда погружают гостей в состояние эйфории. Современный лондонский художник с русскими корнями Марго Трушина на одном из таинственных этажей отеля представит иммерсивную мультимедиа инсталляцию-перформанс.


Тайная комната от Art Residence будет представлена коротким минималистичным спектаклем-перформансом о мистических событиях, происходящих в здании бывшей фабрики. Вы погрузитесь в атмосферу загадочной богемности, сопряженной с духом эпатажного прошлого.

Гостям будут предложены разные уровни погружения: возможны и индивидуальные перформансы, и предоставление гостиничных номеров разного уровня. Для каждой категории номеров имеются свои привилегии. Количество номеров и входных билетов ограничено.

По окончании мистерии такси Gett станет проводником гостей в реальную жизнь, так что наутро останется лишь волнующая неопределенность, не было ли произошедшее вымыслом?

Более подробная информация на

4 ноября (22 октября по старому стилю) в Православной Церкви установлено празднование Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой "Казанская". Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году – 21 июля (8 июля по старому стилю) – в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани ‑ и 4 ноября (22 октября по старому стилю), в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 г.

Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых в России. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 г. По легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. В стране наступило междуцарствие, сопровождавшееся разными беззакониями, грабежами, убийствами и смутами. В это же время Россия подверглась нападению польских войск, которым обманным путем удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена, который в это время возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения, русский народ встал на защиту родины.

По благословению патриарха Ермогена на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Пресвятой Богородицы (скорее всего, как считают специалисты, копия с подлинной). Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Она стала главной святыней ополчения.

В марте 1612 г. русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось со Святыней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. Русские войска испытывали огромные трудности: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия.

В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью.

По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению (впоследствии епископу Суздальскому), заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что "предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена".

Воодушевленные таким известием русские войска 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 г. освободили Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.

25 октября русские дружины и жители Москвы в благодарность за избавление свое от врагов торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся чудотворную Казанскую икону, священные хоругви и другие московские святыни. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену.

В память избавления Москвы от поляков, по повелению царя Михаила Федоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, Церковью было установлено ежегодно 22-го октября (4 ноября по новому стилю) совершать в Москве особое празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 г., по повелению царя Алексея Михайловича, местные празднования – казанское 21 июля (8 июля по старому стилю) и московское 4 ноября (22 октября по старому стилю) – стали общероссийскими.

После изгнании поляков из Москвы князь Дмитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. В 1620 г. на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, была перенесена в новый храм.

После пожара 1635 г. вместо деревянного собора был построен каменный на средства первого царя династии Романовых Михаила Федоровича и освящен в 1636 г.

В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. – снесен.
В1990-1993 гг. Казанский собор в Москве был восстановлен. Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери "Казанская".

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 4:
Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего,́ Христа́ Бо́га на́шего,́/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех,́ и ско́рбех, и в боле́знех, обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́/ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя/ избавле́ния всех зол./ Всем поле́зная да́руй/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 8:
Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние,/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь и избавля́ет от вели́ких бед и зол// благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́.

Заступница Усердная рода христианского
Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Православная Россия - удел Божией Матери. Она являлась Сама на Руси тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим. Их было много, всех теперь не перечислить. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь многочисленными своими иконами, ими являя русским людям Свой Покров. Про Матерь Божию можно смело сказать, что Она - неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси.
Наиболее почитаемые у нас иконы - Владимирская и Казанская. Их значение в жизни русского народа огромно. Они сделались всенародной святыней и знамением Небесного Покрова над Русской Церковью и нашим Отечеством. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) (1857) назвал Казанскую икону "Русским Покровом" - Покровом Пресвятой Богородицы над Россией.
В смутное время 1612 года дружина Димитрия Пожарского несла список чудотворной Казанской иконы в своих рядах и изгнала из Москвы польских интервентов. В память этого события в 1649 году было установлено всероссийское празднование Казанской иконе, совершаемое 4 ноября. В 1709 году, накануне Полтавской битвы, Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и была одержана победа. В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 4 ноября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение.
Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского.

Праздник Казанской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы
Праздник Казанской Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы празднуется Святой Русской Православной Церковью 4 ноября как великий непереходящий праздник.
Сила этой иконы проявилась во времена самозванца Лжедмитрия. Он грабил и разорял русскую землю шестнадцать месяцев, осаждал Троице-Сергиеву лавру под Москвой. Но осада не удалась. Под Смоленском в это время стоял польский король Сигизмунд и угрожал Москве, если она не присягнет сыну его, королевичу Владиславу. Московские бояре в поисках защиты от самозванца согласились присягнуть Владиславу. Тогда поляки завладели Москвой и, воспользовавшись внутренними неурядицами в России, стали приводить народ русский к присяге самому королю Сигизмунду, замышлявшему присоединить Россию к Польше.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, (почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор "Сказания" о ней и Службы ей), находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем". Заволновались нижегородцы. В эту тяжкую минуту обратился к народу мясник Кузьма Минин Сухоруков. "Православные, коли хотите помочь Московскому государству, ополчимся поголовно, отдадим наши имения, заложим жен и детей, но спасем отечество", - сказал Минин и первый принес и отдал свою казну. Нижегородцы воодушевились и последовали его примеру. Начались сборы, но денег было все-таки мало, тогда разослали они грамоты по всем городам русским, призывая идти на спасение России.
Пожертвования посыпались со всех сторон. Минина назначили выборным человеком от Московского государства, и вся казна хранилась у него. Стали приходить отовсюду и ратные люди, и целые дружины. В числе других присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Составилось всенародное ополчение. Главное начало над ополчением принял заслуженный воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Ополчение двинулось к Москве. Москвичи назначили трехдневный пост, и во всех церквах начались молебны.
Дошла усердная молитва до Бога. Архиепископу Арсению, находившемуся в плену у поляков, явился преподобный Сергий и возвестил ему, что по молитвам Матери Божьей, ради Казанской иконы ее, город будет освобожден от неприятеля. Видение это сильно ободрило войско православное.
Князь Пожарский и Минин храбро бились три дня с поляками; наконец сдался неприятель, и 4 ноября 1612 года город был освобожден от врагов.
Народ и войско сознавали, что столь важная победа одержана ими лишь по заступничеству Божьей Матери, явленному от Казанской чудотворной иконы, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм.
С освобождением Москвы от поляков началась новая жизнь Русского государства. Царем Земли Русской был избран Михаил Федорович Романов, который повелел в память изгнания неприятеля из Москвы заступничеством Божьей Матери установить ежегодное празднование в Москве 4 ноября. После восшествия на престол царя Алексея Михайловича было велено по случаю рождения у него сына Димитрия, в 1648 году 3 ноября во время всенощной на праздник Казанской иконы 4 ноября праздновать по всей России в благодарение Богу и Пресвятой Богородице.

Чудотворная икона Богородицы перенесена из Казани в Москву в 1539 году, в царствование Иоанна Васильевича, где и оставалась до 1721 года
Петр Великий, с благоговением почитавший икону Казанской Божьей Матери, брал ее с собой во все походы. По его воле икона была перенесена в С.-Петербург и поставлена во временной каменной церкви на месте нынешнего Андреевского собора, что на Васильевском острове, а оттуда вскоре перенесена в Троицкий собор, что на Петербургской стороне. Императрица Анна Иоанновна соорудила деревянный храм в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте близ нынешнего Казанского собора, куда в 1737 году и перенесена чудотворная икона, украшенная императрицею драгоценными камнями. Со времен же императора Павла I храм этот именовался уже Казанским собором. В 1811 г., по сооружении нынешнего Казанского собора в царствование императора Александра I, в день освящения храма, 28 сентября, перенесена сюда и чудотворная икона в присутствии всей высочайшей фамилии митрополитом Амвросием и поставлена в иконостасе по левую сторону царских врат в главном приделе. Усердием императриц Марии Феодоровны и Елизаветы Алексеевны тогда же прибавлено на сию икону много драгоценных камней и жемчугу, а от великой княгини Екатерины Павловны прислан в дар редкой величины синий яхонт.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: "Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим".
Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

Тропарь, глас 4-й

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8-й

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.