Был по собственной воле последним царем всея Руси и первым правителем Российской империи. Жизнь этого монарха преследует одна тайна. Его характер, традиции и навыки кардинально изменились после Великого посольства. Более того, лицо, фигура, вес и рост Петра 1 также вызывали много вопросов.

Детство будущего царя

Родился первый император всероссийский в ночь на 30 мая (9 июня) 1672 года. Где именно родился, неизвестно: одни указывают Теремной дворец Кремля, другие - село Коломенское. Его родителями были Алексей Михайлович и (царская пара). Мальчик был прямым претендентом на престол. Когда малышу исполнилось четыре года, его отец умер. Монархом был объявлен Фёдор Третий, который стал опекуном царевича. Его приход на престол отодвинул на задний план Наталью Нарышкину. Она вынуждена была отправиться в село Преображенское.

С детства Петра преследовали проблемы с образованием. Учителями выступали простые дьяки, которые мало понимали в науках, тогда как в Европе дворян учили выпускники университетов и самые светлые умы времени. Но мальчишка компенсировал недостаток знаний практическими талантами.

На шестом году правления царь Фёдор Третий умер. Его место мог занять слабый Иван, старший сын Алексея Михайловича от первой жены, или десятилетний Петр, сын от другой супруги. Выбор был сделан в пользу меньшего. Так, в 1682 году мальчик стал царем.

Несколько лет спустя народ разделился: одни любили монарха, другие ненавидели. Это было связано с его симпатией к Европе. Многие утверждали, что государя-батюшку подменили за рубежом. Об этом свидетельствовали многочисленные изменения, в том числе обсуждался рост Петра 1.

Внешние данные

С детства царь отличался удивительной красотой. Его внешностью восхищались все окружающие. Особенно поражал император своим гигантским ростом. В толпе его голова возвеличивалась над другими. Но, несмотря на высокий рост, Петр был худым и имел небольшой размер одежды. Узкие плечи, короткие руки и непропорционально маленькая голова выделяли его среди других. Волосы темные, коротко стриженные, на концах завивались.

На ранних портретах четко видно большую Многие считают, что после путешествия в Россию вернулся другой Петр 1. Рост, вес и даже возраст изменились. Исчезла и родинка.

Поездка в Европу

Считаясь с традициями, родные Ивана - Милославские - пожелали, чтобы их представитель занял трон. Поэтому в том же 1682 году обоих претендентов назвали правителями. Малого Петра отправили подальше от двора. В селах, где жил мальчик, он увлекался военным делом.

В 1689 году по желанию матери парень женился на нелюбимой девушке. Через несколько месяцев начал править единолично.

В 1697 году царь отправился в путешествие по Европе. Поехал в другие страны монарх инкогнито. За рубежом учился западному искусству правления, перенимал чужие законы и стиль жизни.

Вернувшись, близкие и друзья заметили, что и рост Петра 1 изменились. Мужчину назвали самозванцем.

Подмена монарха

Причин не доверять новому правителю было много. Абсолютно поменялась его политическая программа. Теперь он не ищет союзников против Турции, а направляет свой гнев в сторону агрессии Карла XII. Резко упало его духовное сознание. Слабеет знание русского языка. Отныне он презирает свой народ и игнорирует его традиции.

Неудивительно, что по стране ходили слухи о том, что царя подменили. Но если внутренние перемены могли действительно быть вызвано влиянием заграницы, то внешние изменения объяснить не решались. Существуют легенды, что царь вернулся великаном. Рост Петра 1 в см по некоторым данным достигал 220. Другие источники ставят правителя под планку в 2 метра.

Физические и духовные перемены

Найдено много доказательств того, что царь был самозванцем. Одно из главных - телосложение. До Великого посольства император был среднего роста, склонный к полноте. Приехал из заграницы человек ростом 204 сантиметра.

Генетически царь не мог дорасти до такой высоты. Родители, как и деды, не отличались такими параметрами. В те времена человек ростом в два метра считался гигантом. В связи с изменением тела государь попросил заменить ему весь гардероб. С тех пор он надевал исключительно европейские наряды, пренебрегая российской одеждой.

Проследить изменения можно и на портретах, где изображен Петр 1 в полный рост до и после 1698 года.

Стоит заметить, что сразу после возвращения домой царь, даже не встретившись с женой, отослал ее в монастырь. Также, по свидетельствам летописцев, вернулся не 28-летний самодержец, а 40-летний мужчина. Поразительно упал моральный кодекс. Император буянил, пьянствовал, вел разгульную жизнь. Не слушал русскую музыку, а пропагандировал иностранные мотивы. Перенес столицу в Петербург, тогда как Москва считалась символом несокрушимости и единства российской нации.

Реальные факты

Ответ на вопрос о том, каков рост Петра 1 в см, сможет дать каждый мужчина. Для этого нужно посетить императорские покои, посмотреть на вещи и попробовать полежать в его постели.

Государя пугал придворных. Такая черта напрямую связана с его ростом. Двери имений делали стандартных размеров, поэтому для того, чтобы войти в помещение, великану высотой в два метра приходилось пригибаться. Многие историки считают, что, принимая во внимание крутой нрав, о котором ходили легенды, царь не потерпел бы такого.

Каждый посетитель музея, где находятся вещи монарха, видел, что носил Петр 1. Рост, размер ноги можно определить по его одежде.

Отдельно можно отметить маленькие кровати. Царь с его мифическим ростом должен был бы спать сидя, а таким талантом мужчина не обладал.

Узнать истину поможет Зоологический музей Санкт-Петербурга. Там есть чучело любимого коня императора. Лизетта (такое имя дал ей царь) была среднего сложения. Человек, рост которого больше 200 сантиметров, не поместился бы на ней.

Разрушение легенд

О том, какого роста был Петр 1, совсем иное говорят современные исследователи. Есть историки, которые до сих пор ищут информацию о подмене царя. Написаны сотни статей о том, как и где именно произошла замена. Но эта информация - выдумки.

Наука утверждает, что за последние 200 лет в процессе вырос на 10 сантиметров. С каждым протяженность жизнь увеличивается, все позже начинается половое созревание. В девятнадцатом веке средний рост составлял 165-180 сантиметров. Но триста лет назад нормальными считались люди высотой 120-140 см.

Откуда же взялись данные о том, что рост Петра 1 равен 170 см, а лживого - 2 метра? Исследователи считают, что сантиметры добавляли потому, что люди прошлой эпохи были неправдоподобно низкими по сравнению с современниками. Именно на таких основаниях возникла легенда о замене царя.


Петр I - последний царь всея Руси из династии Романовых, первый Император Всероссийский, великий реформатор и личность неоднозначная. Он вытащил Россию, буквально за бороду, из затянувшегося средневековья и пинком загнал в новое время. В истории больше известны великие петровские начинания, но были у царя и великие провалы – как в государственных начинаниях, так и в личной жизни.

Петровская образовательная реформа провалилась

Одна из известнейших реформ Петра I – «образовательная реформа», которая оказалась полным провалом. Будучи яростным западником, Петр I старался привить у дворянства тягу к знаниям. И дворяне, и их дети должны были учиться. Это требование распространялось и на духовенство. Указ о 1714 года, который вводил всеобщую учебную повинность (не распространялась она только на крестьян) гласил «без свидетельства об окончании обучения жениться не допускать и венечных памятей не давать ». Те, кто не хотел постигать науку, облагались штрафами, их забирали на военную службу, а некоторым даже запрещалось жениться.


При Петре I было открыто 42 «цифирные школы», 50 епархиальных школ, «архиерейские» и гарнизонные школы, появилась Российская Академия Наук. Но свою главную задачу - создать единую внесословную систему образования – Пётр I осуществить так и не смог.

Пётр I не смог победить бороды и баню

Общеизвестный факт - Петр I запретил носить бороды. Впрочем, на самом деле запрет на бороды был частичным, . Чем выше было сословие «бородачей», тем больше был налог: дворянская борода оценивалась в 60 рублей, купеческая – в 100 рублей, а холопья – в 30 рублей. Ещё одна русская «святыня», на которую замахнулся прогрессивный русский царь – бани. Их тоже обложили налогом. По указу 1704 года первостатейные купцы и думные люди должны были с домашних бань платить по 3 рубля, а крестьяне – по 15 копеек. Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что общественные бани царь Пётр поощрял. Указ от 11 мая 1733 года гласил: «завести в Москве лечебную баню » (сегодня сказали бы спа-салон). Хозяину рекомендовалось держать умеренную цену и запрещалось предлагать посетителям водку и вина.


Пётр I не смог накормить соотечественников картошкой

Картошка - ещё одна петровская новация. Началось всё, якобы с мешка картофеля, который Пётр I отправил из Голландии графу Шереметьеву со строгим приказом обязательно разводить его в России. По незнанию люди ели не корнеплод, а «зелёные помидоры», которые оставались на стебле растения после цветения. Письменные источники свидетельствуют о том, что такой «цветочной похлебкой» отравилось немало людей, что популярность картошке не добавило. «Огородной» культурой в России картофель стал только при Екатерине II, которая в 1760-х решила, что «земляное» яблоко может быть полезным в голодные годы. Первым по поручению царицы картошку у себя на огороде начал разводить небезызвестный Абрам Ганнибал, а в 1765 российский Сенат издал указ о массовом продвижении картофеля в крестьянских хозяйствах. Для этого из Германии в Москву даже выписали 57 бочонков клубней и разослали их по российским волостям для разведения.

Стоматолога из Петра I не вышло

Многие историки склонны утверждать, что неимоверный интерес Петра ко всему и сразу, сыграл с ним злую шутку. Петр I интересовался таким огромным количеством вещей, что его познания по многим вопросам были весьма поверхностными. Впрочем, это не мешало императору заниматься, например, медициной. Так, Петра I увлекала стоматология, и он собственноручно рвал своим приближённым больные зубы. То ли от азарта, то ли по незнанию император мог вырвать при этом и несколько здоровых зубов.


Пётр I так и не научился плести лапти

Еще одним предметом непомерного интереса царя были лапти. Петр I был настолько очарован этим мужицким ремеслом, что захотел его освоить. Однако, сколько ни пытался император, постичь эту науку у него так и не получилось. «До всего Царь Петр дошел сам, а над запятником лаптя задумался и бросил. В Петербурге недоплетенный царский лапоть хранят и показывают», - говорили в народе.


Пётр I не смог создать крепкую семью

Самой, пожалуй, большой личной неудачей Петра I была его семья. Несмотря на безмерную любовь к своей супруге, Петр I не брезговал походами «налево». Екатерина I тоже позволяла себе интрижки, самой известной из которых стала связь камер-юнкером Виллимом Монсом. Петр I, узнав об этом, Монса приказал колесовать ( в России были всегда), будто за казнокрадство. Потом прелюбодею отрубили голову, заспиртовали её и на несколько дней оставили в спальне царицы. После этого общаться супруги прекратили. Дети же Петра, в отличие от своего отца, который славился прекрасным здоровьем, были на редкость болезненными. Все это не давало императору такого необходимого в океане государственных забот и интриг душевного покоя.


Пётру I не удалось реализовать свой дизайнерский проект

По окончанию «Северной войны» Петр I хотел, чтобы на большинстве фонтанов Петергофа фигурировала скульптура Геракла, скручивающего многоглавую гидру. Это должно было символизировать победу России над шведами. Но дизайнеры того времени, нашли куда более символичное воплощение этой победе. Полтавская битва произошла в день святого Самсония Странноприимца, а на шведском гербе фигурировал лев, вот и решили установить фонтан "Самсона раздирающий пасть льву".


Высокий рост мешал Петру I во многих делах

Согласно описанию современников, Петр I был очень высокого роста - около 2000 см. Он на голову выделялся в любой толпе, был крепкого сложения и отличался прекрасным здоровьем. Правда, высокий рост лишал его проворства и даже мешал в некоторых делах. Интересно, что при таком высоком росте размер обуви у царя Петра был всего 38.

Прутский поход – самая серьёзная военная неудача Петра I

В 1711 году, во время войны с Турцией, на реке Прут состоялось сражение, которое стало для Петра I «катастрофой», «конфузией» и «головокружением от успехов». Русская армия под командованием самого царя Петра (хотя номинально командующим был Шереметьев) оказалась в окружении турецко-татарских войск, которые имели существенное численное преимущество. Петр I вынужден был подписать мирный договор, по условиям которого пришлось возвратить территорию, завоёванную в 1696 году во время Азовского похода. Есть версия, что русское войско от неминуемой гибели спасла Екатерина I, отдав на подкуп визиря свои драгоценности. Подтверждением этого является тот факт, что в 1714 году Пётр создал новый российский орден освобождения, который вскоре назвали орденом святой великомученицы Екатерины. «Учинен в память бытности Ея Величества в баталии с турки у Прута, где в такое опасное время не яко жена, но яко мужская персона видима всем была », - сохранилась запись в документах.


Смерть Петра I положила начало эпохе дворцовых переворотов

Последней неудачей Петра I стала его буквально предсмертная реформа о престолонаследии. 5 февраля 1722 российский император подписал указ, которым отменялся обычай передачи престола прямым потомкам по мужской линии. При этом допускалось, что своей волей монарх может назначить преемников любого достойного человека.

"… чего для благоразсудили сей уставъ учинить, дабы сіе было всегда въ волѣ правительствующаго государя, кому оный хочетъ, тому и опредѣлить наслѣдство, и опредѣленному, видя какое непотребство, паки отмѣнитъ, дабы дѣти и потомки не впали въ такую злость, какъ выше писано, имѣя сію узду на себѣ."

Император Пётр I не успел назначить себе преемника. Смерть Петра I послужила началом эпохи дворцовых переворотов.

Петр 1 относится к выдающимся деятелям Русского государства, которые определили путь развития страны на длительное время. В данной статье будет освещена личность Петра 1 и его преобразования, внесшие значительную лепту в историю развития Русского государства.

Факты из детства

Будущий правитель России появился на свет 9 июня 1672 года в Москве. Для своего отца царя Алексея он был уже четырнадцатым ребенком, а для матери Натальи Нарышкиной желанным первенцем. Рождение Петра родители восприняли с особенной радостью. В церквях служились благодарственные молебны, повсеместно раздавались пушечные залпы в честь этого события.

В день крестин царь Алексей велел измерить размеры тела новорожденного (рост Петра 1 при рождении составлял одиннадцать вершков) и написать икону, строго следуя снятым меркам. На одной стороне этой иконы была нарисована Троица, а на другой - апостол Петр. История Петра 1 гласит, что император никогда не расставался с данным творением.

Наталья Кирилловна души не чаяла в своем первенце, хоть у нее родились со временем другие дети. Петра веселили погремушками и гуслями, но мальчика привлекали солдатики и пушки. В 3 года отец подарил будущему всероссийскому императору детские саблю и ружье. Рост Петра 1 уже в раннем детстве был выше, чем у сверстников.

Когда Петру Первому не было четырех лет, его отец ушел из жизни, и Россией стал править пятнадцатилетний сводный брат Петра - Федор.

Юность императора

До 10 лет воспитание Петра 1 проходило под руководством брата Федора. Грамоте мальчика обучал дьяк Никита Зотов. Этот человек, давая волю любознательности и непоседливости царевича, сумел войти к нему в доверие.

В 1682 году царь Федор покинул этот мир, и его место должен был занять его родной брат Иван, но поскольку он страдал слабоумием, приближенные рода Нарышкиных нарекли царем Петра. Однако Милославские, являющиеся родственниками первой жены отца Петра 1, не согласились с этим решением и организовали восстание стрельцов.

Бунтовщики жестоко расправились с близкими будущего императора на глазах у мальчика. История Петра 1 свидетельствует, что эта ситуация повлияла на мироощущение и характер будущего императора крайне негативным образом.

Итогом бунта стала политическая сделка. Царский трон поделили между собой Иван и Петр, а править страной стала их старшая сестра Софья. В годы правления сестры Петр с матерью проживали в селах Измайлове и Преображенском, посещали Кремль довольно редко. Их отношения с Софьей отличались враждебностью.

Приход к власти

Сводная сестра Петра 1 правила страной на протяжении семи лет, вплоть до его совершеннолетия. Она не желала отдавать свою власть, но ее коварному замыслу, конечной целью которого являлось лишение Петра жизни, не суждено было исполниться.

В ночь с 7 на 8 августа 1689 года будущему императору удалось сбежать из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда подоспели "потешные" войска с пушками. На некоторое время в России наступило время двоевластия. Большое количество высших чинов страны и значительная часть армии встало на сторону законного царя, что и привело к победе Петра 1. Сторонники Софьи были арестованы, а она сама заточена в монастырь.

С добровольного согласия брата Ивана, Петр фактически самостоятельно стал править страной, а в 1696 году, когда Иван покинул этот мир, стал полноправным царем в России.

За годы своего правления Петр провел глобальные реформы, целью которых было поднять отсталую Россию до уровня передовых западных стран. В итоге одной из реформ, в 1711 году в стране появился Сенат, в подчинении которого были коллегии, управлявшие хозяйством России и созданные по шведскому подобию.

В 1721 году Петр 1 принял Духовный регламент, согласно которому церковь оказалась в подчинении государства. Патриаршество перестало существовать, а его место занял Святейший Синод.

Огромное значение имело преобразование, в результате которого Россия была поделена на 10 губерний, управляемых губернаторами.

В 1703 году на одном из островов, расположенных на Неве, Петр 1 повелел возвести Петропавловскую крепость. Она стала исходной точкой нового города Санкт-Петербурга, который в 1712 году стал столицей Русского государства.

Преобразования Петра 1 затронули все направления общественной жизни. В России была введена подушная подать, вызвавшая массовое недовольство крестьян.

Петр 1 создал в России регулярную армию и флот, основой которых была рекрутская повинность.

Глобальные реформы Петра затронули также сферы культуры и образования: стали открываться учебные заведения, молодые люди получили возможность обучаться за границей.

В 1721 году, благодаря стараниям Петра 1, Россия стала империей, а Петр был объявлен императором и получил звание "Великий".

Петр Великий не обладал богатырским телосложением, он носил обувь 39 размера и одежду 48 размера. У Петра были небольшие руки и узкие плечи, не соответствующие его высокому росту.

Однако, благодаря своему впечатляющему росту (рост Петра 1 составлял 203 сантиметра), император всегда выделялся в толпе. Он был выше остальных на целую голову. Его отличительными особенностями были стремительная походка и рост.

Петра 1 в минуты волнения "посещали" судорожные подергивания лица. Бытует мнение, что они являлись отголосками трагических событий в детском возрасте.

  • Рост Петра 1 и размер ноги абсолютно не соответствовали между собой. Чтобы устранить несоответствия, Петру Великому приходилось носить обувь на размеры больше.
  • Император государства Российского был ярым противником пьянства и пытался бороться с ним разными способами. "За пьянство" он награждал чугунной медалью, вес которой составлял семь килограммов. Данную награду вешали на пьяницу таким образом, что он не мог ее снять, и человек должен был ходить с ней целых семь дней.
  • Петр 1 хорошо разбирался во многих вещах. Он овладел мастерством каменщика, плотника, садовника и многими другими, но не смог научиться плести лапти.
  • Одним из увлечений Петра было удалять у людей больные зубы.

Черты характера Петра 1

Император Петр Великий был подвижным, веселым, умным и непосредственным человеком. Но, в определенных ситуациях, он не мог совладать со своей яростью и был очень жестоким. Взбешенный Петр 1 мог поднять руку на своих приближенных.

Петр 1 мог зло подшутить над теми, кто не одобрял его преобразований и задерживал их проведение. Часто его шутки были адресованы знатным боярам, которые придерживались старых моральных и церковных устоев.

До настоящих времен характер Петра 1 (выдающегося государственного деятеля) вызывает интерес. Он получает противоречивые оценки, но нельзя оспорить тот факт, что этот человек определил путь развития России на много лет вперед.

Широко распространено мнение, что чем выше рост человека, тем больше его стопа и, соответственно, размер обуви. Например, кроссовки баскетболистов поражают своими размерами. Однако это не всегда так. К примеру, наш великий Петр Первый, обладая очень высоким ростом сильно за 2 метра, носил размер обуви всего лишь 38. На сегодняшний день это аномалия.

При том, что сапоги и ботфорты были все же больших размеров, Петр I одевал туфли 38 размера, а потом обувал свои огромные ботфорты.

Петр имел маленький размер ноги, которую имеет почти каждая женщина 21 века.

Что самое интересное, судя по его росту я бы сказал, что размер обуви у Петра I должен быть ну никак не менее 45. Вспомните, как Михалков Сергей Владимирович писал о своем дяде Стёпе: «Сорок пятого размера покупал он сапоги». Но факты говорят о другом.

В Петербурге есть весьма любопытный памятник из современных Михаила Шемякина, где скульптур не приукрашивая Петра Первого попытался изобразить его таким, как описывали современники.

Большой рост, маленькая голова, узкие плечи и… маленькие ступни ног. Ибо, именно размер ноги оказался у государя всего лишь 38 размера, и как пишут имел много неудобств во время ходьбы, потому опирался на толстенную трость и предпочитал бегать, чем ходить степенно. Ну по логике, за меньшее время преодолеть большее расстояние.

Памятник сей находится на территории Петропавловской крепости и по началу не был обнесен оградкой металлической.

Однако, туристы, в частности из дружественного нам Китая настолько полюбили эту скульптуру, что от желания сфотографироваться с великим Петром начали причинять некие разрушения. И было решено обнести скульптуру императора оградой от навязчивых «фотографов».

Документы, которые утверждают, что он был высок по сравнению со своими современниками, здесь сказать против ничего нельзя, но когда называют его рост в соответствии с принятой сегодня шкалой измерения, то сразу становится ясна их позиция — фальсификация, намеренное путание мер и длинн.

Выдержки из статьи:
Хотелось бы привлечь внимание к такому явлению как рост человека, потому что именно в росте людей сокрыта тайна истории. Мы начнем с того, что сын выше отца, для сомневающихся приведем факты: обьявление в газете г.Москва, наем на работу на телеграф в 1914 г. «Требуются на работу ВЫСОКИЕ девушки ростом 1м 60см». Сегодня подобные обьявления вызовут только недоумение, но во времена начала 20 века это было естественным и девушка ростом 1м 60см казалась высокой.

Существует мнение, что аристократы прошлого, люди высшего общества имели маленькие руки, маленький размер ног, ну в общем красивы и изысканны, не то что народ, и часто приводится, как аргумент в доказательство этого суждения, сохранившиеся их туфельки, перчатки, аксесуары.

-» Посмотрите какие вы современные барышни неаристократичные». Но, при ближайшем рассмотрении, эта сложившаяся ситуация оказывается очередным мифом. Их рост оказывается имеет соответствие с размером их ног, всё по законам природы.

На просторах интернета, как грится, обнаружила интереснейшие заметки по поводу некоторых антропологических мифов. По-моему, это прекрасно! Но пришлось немного сократить и подредактировать, потому что тяжело читать с пробелами не на месте и дурацкими ошибками. Хотя может быть и зря:)

Хотелось бы привлечь внимание к такому явлению как рост человека, потому что именно в росте людей сокрыта тайна истории. Мы начнем с того, что сын выше отца, для сомневающихся приведем факты: обьявление в газете г.Москва, наем на работу на телеграф в 1914 г. "Требуются на работу ВЫСОКИЕ девушки ростом 1м 60см".Сегодня подобные обьявления вызовут только недоумение, но во времена начала 20 века это было естественным и девушка ростом 1м 60см казалась высокой. Да, таких "казусов" можно найти множество, посмотрите хотя бы на квартиры 19 века или особняки дворян, для нас они очень тесные, но для жителей 19 века,они были очень просторными хоромами, потому что рост их составлял в среднем 1 метр, люди 19 века были оченнь мелки по отношению к нам, современный житель Москвы, сегодня ломает потолки и все перестраивает чтобы это все подошло под его рост.Любой интересуещейся историей может посмотреть на картину "Фонтан Треви в Риме",в картине запечатлен эпизод посещения папы Бенидикта 14 только что сооруженного фонтана и сравнить ее с современными фото. Что мы видим? Люди в два раза меньше современных людей, и это естественно,потому что "СЫН ВЫШЕ ОТЦА " подобных картин множество, это же касается и спорта, растут рекорды, потому что растет человек. Физические данные атлетов прошлых лет сегодня скрываются или фальсифицируются, вообще рост известных людей преувеличивается. В 60 г. дватцатого века тема роста человека обсуждалась в прессе, но была закрыта,я думаю Вы понимаете почему.


Рост человека неотемлем от его старения, почитаем у Пушкина в "Маленьких трагедиях" "...сколько лет тебе?- "осьмнадцать"-ты молода и будешь молода лет пять иль шесть....потом в косе твоей мелькнет седина и назовут тебя старухой", около 25 лет женщина считалась поседевшей старухой,естественно и мужчина был таким же и как результат их протяженность жизни была соответствующей. Еще пример из П.Мериме "..вошла сороколетняя старуха..". Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" 20-ти летний Грушницкий претендовал на отпечатки страстей на своем лице, и Печорин уколол его тем, что он моложав, для наших современников все это должно показаться странным и нелепым и Печорина никто бы не понял. Во времена Лермонтова все это было естественным и понятным, 20-летний был уже зрелым мужчиной и замечания Печорина выглядели в те времена оскорблением. Каким был сам Печорин? Мы можем теперь это представить: мужчина средних лет со следами "страстей" на лице, то есть морщины и соответствующие выражение, нажитое за годы порочной жизни при дворе Санкт-Петербурга. Какова была княжна Мери? В нашем понимании она была молода и разборчивость Печорина нам непонятна(его тяга к свободе - сомнительный аргумент, он просто типичный неудачник). Княгиня, мать Мэри, зная, что Печорин прохвост, тем не менее хочет его бракосочетания с Мери? почему? а очень просто! потому что княжна стара (в прямом смысле), то есть засидевшаяся, и даже такой как Печорин становится выгодной партией. Примерно похожие ситуации с возрастом и в произведениях Шекспира "Ромео и Джульета". Джульетте 14 лет, ее мать в этом возрасте уже имела детей, то же самое говорит и жених Джульетты Парис "..я знал куда моложе матерей..", ответ на эту фразу отца Джульетты также странен:"..эти-то и старятся скорей.." То есть можно представить время взросления персонажей пьесы, которое для нас является аномальным. Если посмотреть на написание хроник Франции о событиях во времена Варфоломеевской ночи, их действующие лица королевской крови имеют возраст в среднем 14-15 лет и занимаются интригами, королева Марго в этом возрасте уже знает медицину и иностранные языки, с нашими современниками это просто несовместимо, но хорошо вписывается в 19 век, конечно если учитывать теорию роста человека, прирост 20-25 см в 100 лет, и соответственно с ним продолжительность жизни людей увеличивается раза в два.

Явления, когда жители прошлого были маленького роста, при изучении архитектуры и живописи можно встретить повсеместно, например, во Франции есть такие Шкафы для спанья, нас хотят убедить, что в них спали сидя, такое утверждение не выдерживает никакой критики, ну кто может спать сидя? никто. Поэтому по спальным местам можно определить рост местного населения. Или наример, для сомневающихся, кто не видел замков. Кинофильм "ФанФан Тюльпан", посмотрите на интерьеры замка, куда проник Тюльпан, в двери еле проходят актеры, и это 50 годы, и в фильме Тюльпана похвалили за высокий рост, около 1 метр 60 см.(во Франции 50 г. подобный индивидуум был высоким человеком, а что говорить о современной Франции). Отсюда вывод: ну кто в королевском замке, если принять версию современных историков будет ходить в подобные двери? никто кроме их самих. Подобные сцены можно наблюдать по всему фильму, например, сцена в монастыре, где актеры смотрятся просто гигантами, и все это они хотят чтобы мы воспринимали как должное. Но это просто фильм, а для путешествующих по миру таких фактов, когда человек прошлого был очень мал по отношению к современному, просто масса. Еще один факт - квартира сказочника Андерсена, он славился своим высоким ростом среди своих современников, если мы войдем в его сохранившуюся квартиру, мы удивимся ее размерам, сегодня в ней могут жить разве что карлики.
Вот примерные соотношения роста людей и их жизнь в плане замужества.
Дата рождения Рост мужчины. Замужество.
20 век. В 18-26 .Продолжительность жизни 65-85 лет.
1960-65 175-180
1935-40 170-175
1910-15 165-170
19 век.
1885-90 160-165 Жизнь:45-65 лет Замужество:16-23 лет
1860-65 155-160 1835-40 150-155 1810-15 145-150
18 век
1785-1790 140-145 Жизнь: 40- 55 лет. Замужество:16-23 лет
1760-1765 135-140
1735-1740 130-135
1710-1715 125-130
17 век.
120-125 Жизнь:35-45 лет. 115-120 Замужество:8-14лет. 110-115 105-110 100-105

С древности мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и тд. Например, аршин равен длине человеческого шага, в современном понимании это примерно 77см. Но учитывая, что человек середины 19 века был примерно в среднем 150 см,можно вычислить его шаг он будет не равен шагу человека 2000г., отсюда вывод: аршин 2000г. и 1850г. будут различны по длине, а что уж говорить о 1750 г. Поэтому если вам приводят размеры неких исторических деятелей прошлого, и приводят вам их рост, нужно помнить о том, что мною только что было написано, иначе непременно впадете в заблуждение.

Небольшое отступление: сейчас в саду Эрмитаж "в Москве (17.05.2008г.) проводится выставка костюма начала 20 века, так вот на вопрос корреспондента ТВ можно ли померить эти костюмы, прозвучал ответ искусствоведа А.Васильева, владельца коллекции, что нет, так как костюмы очень малы размером, а обувь не больше 35.
Ну и еще, домик Петра 1, всем известный. Историки утверждают в один голос, что рост царя за два метра, но посмотрите на двери этого жилища, они малы до безобразия, неужели царь входил бы в подобную дверь? в особенности учитывая его крутой нрав и пьянство? пару раз ударившись о косяк двери, он наверняка бы развалил всю эту ничтожную хибару, и она бы до своих потомков не дошла. Но домик стоит и здравствует, значит Петр 1 скользил там как белка, и ему там было просторно, как нам на вокзале.
Пришло время наконец-то выяснить настоящий рост Петра, некоторые историки называют 2.20см, некоторые пониже, некоторые повыше, но суть одна - очень огромный даже по нашим меркам рост. Первый вопрос, который возникает сразу, откуда такие выводы и второй, что сохранилось от Петра 1? Первое - это конечно документы, которые утверждают, что он был высок по сравнению со своими современниками, здесь сказать против ничего нельзя, но когда называют его рост в соответствии с принятой сегодня шкалой измерения, то сразу становится ясна их позиция - фальсификация, намеренное путание мер и длин!
Второе, что сохранилось от Петра 1? Сохранились его сапоги, перчатки, кровать, конь, если вы эти вещи возьмете и поставите перед человеком, у которого рост за два метра, и скажете ему: пользуйтесь! он на вас посмотрит как на сумасшедшего, потому что эти веши очень малы. Но всем эти вещи выставляются прямо перед носом, и все этот абсурд поглощают, художник Шемякин этот абсурд даже изобразил в скульптуре, который мы сегодня можем наблюдать.

Войдем в Зоологический музей в Петербурге и посмотрим на экспонат "лошадь Петра 1, Лизетта", высота лошади примерно 1- 1,20см., это любимая лошадь царя, на ней он участвовал в Полтавской битве, реставраторы чтобы скрыть это недоразумение, то есть рост коня, придумывают разные уловки: то перетянули чучело,то оно усохло итд итп., но задача их естественно понятна - скрыть факт что Петр 1 относительно нас был очень мал. Посмотрим на картину "Полтавская битва" кисти Дениса Мартена, Петр 1 на ней изображен именно на коне Лизетта, потому что известно, что на нем он учавствовал в Полтавской битве. Посмотрите сегодня на чучело Лизетты и вы можете представить рост Петра 1. Войдем в домик Петра 1, первое что нам бросится в глаза, домик очень мал, наши дачи выглядят посолиднее, а двери просто для карликов, но когда вы войдете вовнутрь, то сможете увидеть, что кровать там также для карликов А как же 2-х метровый рост царя? восклицает недоуменный посетитель. Ничего страшного, говорит ему экскурсовод, Петр 1 входил сюда сильно нагибаясь, а на кровати спал сидя. А жена царя спала в углу на соломе, возможно тоже сидя, так как рядом с Петей находиться было невозможно, по причине ужасной тесноты и частых его падений на пол. Кстати подобная напасть терзала и все августейшие дворы Европы, из-за безобразно малых кроватей, на которых они также спали сидя, из-за всего этого возникло множество политических передряг, но осуждать их не нужно, вспомните себя на вокзале, изнывающем в тесном кресле, но у вас одна ночь, а у царей вся жизнь. Но вернемся к Петру1, применим метод экстраполяции, и нам все станет понятно, царь родился 1676г. ум.1725г. Для высоких людей это соответствует росту примерно 120 см. Посмотрите на лошадь Лизетту,и представте рядом с ней человека такого роста, все становится на свои места, и шкафы для спаньяи мизерные покои аристократови их кареты, и платья. Исходя из выше сказанного можно предположить, рост Петра первого был 120-130 см, для того времени это был действительно гигант и сказать здесь больше нечего.

Современный человек в костюме Петра1 с трудом помещается на диванчике царя:)

Если отправиться в Исторический музей в Москве и более внимательно посмотреть на экспонаты, зная что люди прошлого были малы относительно нас (Естественно это касается,всего живого,а не только людей), можно заметить много интересного, например выставленные миниатюрные сани, мечи с "детскими" рукоятями, ворота города, висящие на стене, вы представте, ворота города висят на обычной стене, хотите повесить у себя в квартире целые городские ворота? не пугайтесь Эти ворота в вашу квартиру влезут. Очень интересна шинель генерала 19 века, посетители в недоумении останавливаются рядом, удивляясь ее размеру, который сответствует современному школьнику младших классов. На юге России мне довелось побывать на старом заброшенном кладбище, захоронения конца 19 по 50 годы 20 века, через него проводили водопровод. Почва там глинистая и в траншее были видны остатки гробов, они были на разных уровнях во множестве, было такое впечатление, что это детское кладбище, на столько малы были эти отверстия от гробов. Целые склады "древних" саркофагов существуют в Египте их размеры в среднем один метр, вообще свидетельств малого роста людей множество и это естественно.

Существует ошибочное мнение, что дескать аристократы прошлого, люди высшего общества имели маленькие руки, маленький размер ног итд при росте современных людей, ну в общем красивы и изысканны, не то что народ, и часто приводится как аргумент в доказательство этого суждения сохранившиеся их туфельки, перчатки, аксесуары, посмотрите какие вы современные барышни неаристократичные. Но при ближайшем рассмотрении эта сложившаяся ситуация оказывается очередным мифом. Их рост оказывается имеет соответствие с размером их ног, все по законам природы.
Все-таки нужно коснуться более подробно, такой части истории как мера длинны, именно на ней спекулируют историки, составляют графики роста людей вплоть до древнего Египта, и называют параметры роста людей или наоборот их мельчания в "метрах". Правомерно ли это? и с какой стати например рост Петра1 заявлен как 220 см, а не 320 см? откуда все эти цифры взяты? если попытаться разобраться, то выяснится, что оказывается, все эти измерения взяты буквально с "потолка". Что нам например даст такая информация, как рост некоего индивидуума был 2 аршина 4 вершка, а именно так было в России до 1900 года, ничего.А если вас попросят произвести все это в метрическую систему, то здесь вы сталкнетесь с таким клубком противоречий, что и концов не найдешь.
Можно с уверенностью сказать, мы живем в мире метрического произвола и хаоса, а чтобы в нем разобраться, нужно применить систему экстраполяции, и рост всего живого, и в том числе человека, станет ясен.

В качестве отступления курьезы: какие аргументы приводят историки чтобы объяснить маленькие размеры замков:
1. Им, жильцам, скучно было, они проводили все свободное время на природе, это мы сидим в квартирах потому что телевизор, и нам поэтому нужна большая квартира, а им феодалам это не нужно было, они жили на природе, а замок это чтобы переначевать, почему и теснились, любовь к природе в ущерб комфорту.
2.Холодно было аристократам-феодалам, натопить большие апортаменты невозможно, поэтому и ютились, и строили поэтому мелкие комнаты, а в 19 веке почему-то дрова нашлись и стали они строить хоромы, но на этот казус комментариев вы не дождетесь.
3.В замках, оказывается, строили маленькие окошки, потому что боялись залета стрел. Ну а потом они а почему-то стали делать широкие окна, хотя пуля смертоносней стрелы, видимо, что-то с ними случилось, войн меньше не стало, но тем не менее, с ними что-то произошло, что, история об этом умалчивает.

Сегодня в Москве сносятся десятки старинных домов, но еще кое что сохранилось. Ул.Малая Дмитровка, дом где жил А.Чехов, с фасада обычный дом, маленький - два этажа с балконом, все бы ничего, если бы он не разделился на три этажа в задней его части, если войти вовнутрь дома, то вы попадете в "шкафландию".
Перейдем улицу, пройдем по переулку и увидим особняк 19 века, сейчас он весь в лесах, чем здесь занимаются? Ага, поднимают потолки на 3 этаже, и не удивительно, ведь в старых помещениях существовать современным людям было бы проблематично. В Европе та же практика, фасад оставляют, внутренности ломают, почему? да потому что люди выросли и помещения им нужны большего размера.
Но оставим это место и пойдем дальше, совсем рядом дом Нащекина, друга Пушкина, именно там собиралась компания всех известных нам друзей поэта, чем нас встречает дом? конечно маленькой дверью. Представте на мгновенье - идет в гости к Нащекину Н.Н.Раевский, высокий человек, военный, рост наверняка не ниже 185 см, чем занимается Раевский? конечно читает возвышенные стихи Пушкина, ну и вскорости открывает дверь в дом Нащекина, шелковый цилиндр, цепляясь за косяк двери, падает в грязь, возвышенные стихи Пушкина сменяются его же, но только матными. Бедные друзья Нащекина, им можно только посочувствовать, но только не Пушкину, у него рост был 160 см, ай да Пушкин... Но на самом деле никому сочувствовать не надо, российское дворянство всегда было экстремальным, что там разбитые лбы, этим грешил еще царь Петр 1, а его батюшка застревал в дверях в своей собольей шубе как Вини Пух в гостях у кролика...

Удивительным в нашей истории является путешествия дворянства "на воды", в Пятигорск. Итак, Н.Н.Раевский отправился на воды в начале марта, на улице распутица, непогода, ехать на перекладных - это небольшое удовольствие, да еще с семейством, Екатерина, Софья, Мария и Елена, да еще доктор и гувернантка, и в привесок Пушкин. Конечно Раевский в начале его брать не хотел,такая слава бабника, а тут дочери-красотки, но тем не менее Раевский любил стихи, а Пушкин обязался читать ему оные на каждом привале, о чем впоследствии горько сожалел. Как-то доехали они до Роства, прошел месяц путешествия, этот месяц был ужасен, бытовая неустроенность взяла свое, вспыльчивый Раевский несколько раз вызывал Пушкина на дуэль, но все кончалось мирно, все-таки он любил стихи... Но самое ужасное было впереди, поломанные колеса, дикие степи, бездорожье, страшные калмыки, но компанию все это не смущало, там впереди маячил призрак благотворного нарзана, этой легенды Петербурга,"вперед, вперед", воскликнул боевой генерал и они углубились в неизведанные калмыкские степи.Целых два месяца благородная компания шла к Пятигорску, как они двигались нейзвестно, были слухи, что они работали в неволе у какого-то разбойника на бахче, но это возможно неправда, как бы то ни было прибыли они в Пятигорск. А здесь оказывается все свои, хаты заняли сановники из Петербурга, но одна пустовала - "дом" герцога Ришелье, было это 6 июня. Пушкин был верен своей природе и легко соблазнил дочь местного начальника Бороздина, Марию или Екатерину, история об этом умалчивает. Но что примечательно, Раевский прогуливаясь по одной единственной улице этого хутора встретил княгиню Лиговскую, вот их разговор:"И вы здесь матушка, как добрались?", "а вы милый Раевский?", "три месяца ехал", "ну нам за вами молодыми не угнаться, я целых 6 месяцев добиралась, да и все такая больная. Княжна не доехала, похоронили у дороги" Это был типичный разговор путешественников того времени, как бы фантастично все это нам не казалось, но дворяне прошлого шли на немыслимые жертвы, их не пугала ни война на Кавказе, ни дорожные невзгоды, ни болезни своего тела, ни сотни верст бездорожья в дождь и пургу на деревянных телегах, ничего, лишь бы выпить живительного нарзану и поесть винограду. Что и говорить, экстремалы. Но тем не менее это было, а вы что не верите?

Вообще с ростом человека связанна некая странность,при изучении архитектуры складывается впечатление что значимые сооружения строились на вырост, видимо старые архитекторы знали, что человек растет, я сравнивал соборы Италии на старых картинах,где изображены люди, и эти же соборы на современных фото, я имею в виду внутренние помещения, так вот современные люди почти в два раза выше, и они в них смотрятся органично, и окна стали им под их рост, а их пращуры не доставали головой и до подоконника. Раньше в России был такой обычай - сидеть и смотреть в окно, на первый взгляд здесь нет ничего необычного, поставь стул и смотри, но в прошлом для этой процедуры строили помост, я думаю что критерии строительства были другие, сегодня они нарушены, и в результате мы имем хрущевки, или сегодняшние новостройки, спроектированные в 70 годы на Западе, устаревшие и в принципе непригодные для роста современных людей.

Вы конечно видели фильмы начала 20 века, нас хотят убедить, что быстрая сьемка,то есть когда персонажи двигались быстро, была огрехом техники прошлого, но на поверку это оказывается не так, а именно, люди прошлого именно так видели объекты, им они казались естественными, а нам они же кажутся убыстренными, этот эффект продолжается до наших дней, и он кстати, на нас имеет воздействие,мнапример я просматривал фильм "Глинка", вначале герои двигались быстро, потом естественно, сработал психологический эффект внушения, и герои стали двигаться медленнее. Когда фильм закончился пошла реклама, актеры ее как будто стали плавать. Здесь нет ничего удивительного, восприятие не успело перестроиться с одного объекта на другой, и поэтому возник эффект плавания. Но возникает в связи с этим одно "но": просматривая фильмы прошлого, мы замечаем странную закономерность, чем ближе к нам во времени снят фильм тем движения актеров становятся плавнее, кстати по этому признаку можно примерно датировать сьемку фильма, что я с успехом и применяю, оказались интересные выводы, многие фильмы не соответствуют датам их выпуска, мои выводы подтвердились также несоответствию старения актеров, например артист за десять лет не изменился, не отсюда ли период малокартинья в 40-50 годы? когда на самом деле были сняты фильмы 30-40 годов? Странность в движених артистов можно наблюдать вплоть до 80-ых годов, далее наш глаз уже движение не различает. Но если вернуться в начало 20 века, можно заметить, что люди там движуться иначе чем мы, траектория их движения иная, это можно заметить по их бегу, и по прыжкам по ступеням, не двигались ли люди прошлого по другому? не меняется ли вместе с ростом людей и некая физическая кастанта мира?
Да времени прошло мало, но необходимо сознавать, что наше понимание реальности привязано к определенной шкале состоящей из годов... и секунд, но количество происходящих за это время событий, помещающихся в конечные отрезки времени, различны, то есть сегодня мы за некий промежуток времени, то есть, за час сделаем намного меньше действий, чем человек прошлого, исходя из этого нужно осознавать, что Лермонтов в 14 лет вполне мог осуществить то, что современному человеку соответствовало в 30 лет. То, что прошло очень мало времени, а динамика изменилась, стало заметно только благодаря кино, иначе бы никто этого эффекта не заметил, но тем не менЕе происходит постоянное замедление линейного времени, мы как бы остановились по отношению к прошлому. Интересно замечание одного спортивного комМентатора по волейболу "Пожалуйста, зависни еще немного". Приближается момент некоего нулевого времени или некой "Перезагрузки" нашей реальности,с точки которой начнется ход Истории вспять...