Краскопульт уже давно и успешно применяется во многих отраслях промышленности. Кроме того, этот полезный инструмент можно встретить и на стройплощадках всего мира. Не последнюю роль пульверизатор играет в арсенале домашнего мастера. Давайте разберёмся, какие бывают краскопульты, какой распылитель выбрать для ремонта.

Первые пульверизаторы появились в конце девятнадцатого века. Интересно, что применялись они в медицине — для обработки различными препаратами открытых ран, а также для ингаляции горла и верхних дыхательных путей. Изобретение оказалось неимоверно удачным и достаточно универсальным, поэтому его автор, американец Ален ДеВилбисс, покинул медицину и организовал производство краскопультов. Ручной окрасочный пистолет для промышленного и бытового использования Ален вместе с сыном запатентовали в 1907 году.

Как видим, этот инструмент имеет свою давнюю историю. За много лет его по достоинству оценили не только мебельщики, промышленные маляры и работники автомастерских, но и строители, занимающиеся отделочными работами. Раньше в нашей стране бытовых краскопультов не было, почти не было. Вы, наверное, видели, как в своё время женщины из ЖЕКа белили подъезды пульверизаторами с ручным насосом и длинной металлической удочкой. А помните советские пылесосы, работающие на выдув, к ним ещё прилагалась пластиковая насадка в виде крышки? Подсоединяем пол-литровую банку с краской и…

Теперь всё немного по-другому, инструмент заметно эволюционировал, стал функциональнее, производительнее и технологичнее. Современные распылители позволяют в короткие сроки выполнять огромный объём малярных работ, кроме того, они обеспечивают высочайшее качество готового покрытия. Если нужна гладкая, равномерно окрашенная поверхность, то альтернативы краскопульту нет вовсе. Ни валик (даже с самой мелкой велюровой шубкой), ни тем более кисть, не дадут такого результата. Незаменимым пульверизатор будет при обработке больших площадей или при покраске профильных , криволинейных, объёмных деталей.

На данный момент появилось много вариантов краскораспылителя, которые отличаются не только ценой, но и особой конструкцией, разными принципами действия. Соответственно, и назначение у них разное. Все краскопульты делятся на две основные категории:

  1. Пневматические.
  2. С электродвигателем, безвоздушные.

Чем отличается электрический краскопульт от пневматического

Скажем честно, общего у них не очень много. Тут и в конструкции дело, и в принципах работы. Краскопульт, который работает на сжатом воздухе, называют пневматическим. Естественно, для его функционирования нужен компрессор с ресивером. Посредством шланга к компрессору присоединяется насадка-распылитель в виде пистолета с бачком — по сути, это и есть краскопульт. Компрессор, используя электроэнергию, нагнетает воздух и подаёт его в краскопульт. Воздух под давлением разбивает краску на мельчайшие частицы и выталкивает её из сопла, образуя так называемый факел.

Правильно подобранный, качественный комплект «компрессор-краскопульт» стоит немалых средств, поэтому пневматические краскопульты, в основном, применяют профессионалы.

Электрический пульверизатор (точнее будет называть его «с электродвигателем») не образует сжатого воздуха, краска распыляется просто под давлением — с помощью встроенного насоса. Естественно, лакокрасочные материалы не могут быть должным образом измельчены из-за отсутствия воздушного потока. Качество покрытия, выполняемого таким аппаратом, значительно уступает результату, доступному при использовании даже самых дешёвых пневматических аналогов. Правда, взамен мы получаем компактный, недорогой, простой в обслуживании инструмент, не требующий какого-либо дополнительного оборудования, средств очитки воздуха. Он способен серьёзно облегчить жизнь домашнему мастеру, периодически сталкивающемуся с малярными работами. Подавляющее большинство экспертов электрические краскораспылители считают бытовыми.

Справедливости ради отметим, что существуют электрические краскопульты с миникомпрессором. Это своего рода промежуточный вариант. Здесь для процесса распыления также используется поток сжатого воздуха. Компрессор чётко рассчитан под производительность своего пистолета, он исполнен в отдельном кожухе, соединяются они специальным заводским шлангом высокого давления. Пистолет «разнесённого» краскопульта, который мы держим в руках, намного легче, чем обычная моноблочная электрическая модель (отсутствует электродвигатель). Такие экземпляры по качеству покраски приближаются к традиционной пневматике, однако и стоят они недёшево — ценник стартует от 500 условных единиц. Будьте внимательны, через телевидение (всякие там «покупки с дивана») сейчас активно распространяют низкосортную стилизацию под этот класс профессионального инструмента.

Наш боевой комплект: FIAC COSMOS 2.4 плюс MIOL 80-864

В своё время перед нашей бригадой тоже стал вопрос выбора. Мы решили не играть в рулетку, и последовали примеру своих более опытных товарищей — приобрели достойный, можно сказать, типичный итальянский компрессор среднего уровня FIAC COSMOS 2.4. В пару к нему взяли простенький пистолет высокого давления от известной харьковской фирмы — MIOL 80-864. Комплект получился хорошо сбалансированным, ни разу не было случая, чтобы компрессор отключился на «докачку», или от перегрева сработало термореле. Его производительность в 240 л/мин с лёгкостью перекрывает «прожорливость» пистолета, которая исчисляется 75-210 литрами в минуту.

Были сомнения насчёт ёмкости ресивера — какой брать, 24 или 50 литров. Как обычно, мы сделали выбор в пользу компактности, малого веса — и не пожалели. Модель COSMOS 2.4 имеет всего 65 см в длину, 30 кг веса, хорошую эргономику, его очень легко транспортировать по этажам наших объектов. Несмотря на минимальный объём ресивера, давление 4-6 бар (рабочее давление нашего пистолета) COSMOS 2.4 держит стабильно, без провалов во время активного разбора, так как его автоматика выставлена на диапазон от 6 до 8 бар. Двигатель разработчики компании «Фиац» применили не самый слабый (1,5 кВт), но работает он стабильно и не слишком громко. Его алюминиевый корпус с ярко выраженными рёбрами хорошо отводит тепло, этому способствует и встроенный вентилятор. Вполне естественно, что итальянский аппарат имеет понятную регулировку давления, качественный манометр, реально работающий предохранительный клапан, чуткую термозащиту. Есть у нашего компрессора один недостаток: после рабочей смены на полу обнаруживается несколько капель масла — видимо, «потеет» какая-то прокладка. Но мы решили не вторгаться в мотор, ведь он нас не подводит уже несколько лет подряд, просто всегда что-то подстилаем.

Немного про пистолет MIOL 80-864. Машины мы не красим, окна/двери лаком не покрываем, поэтому особо заморачиваться не стали и купили недорогой распылитель высокого давления. Но качество покрытия, которое он позволяет получить, целиком и полностью устроит любого строителя. При этом работает он довольно быстро, укрывистость хорошая, небольшой процент переноса краски нас не пугает (расход всё лучше, чем от кисти или валика). Он лёгкий, маневренный, в руке лежит хорошо, правда, немного не хватает на рукоятке резины или чего-то подобного. Иногда хочется иметь резервуар большего размера (в комплекте поставляется бачок 0,6 литра), но логика подсказывает, что тогда и краски в рабочей руке держать нужно будет больше. Дюзу на пистолет производители установили диаметром 1,5 мм, и она нас полностью удовлетворяет, покупать другие размеры смысла не видим. Распыляем этим пистолетом не только водорастворимые краски, лаки, но и материалы более вязкие — грунты, олифу, бывает эмали . В общем, думали, что покупаем одноразовый («поломается — выбросим — купим ещё») пистолет, чтобы понять принципы работы краскопультом, но он нас уже несколько лет радует.

С самого начала компрессор и пистолет соединили полиуретановым витым шлангом MIOL 81-333. Однако он оказался не совсем удобным для работы «по месту», постоянно путался и норовил за что-нибудь зацепиться. В результате чего был заменён на обычный прямой шланг из старых запасов. Проблема была устранена.

Пневматический комплект у нас получился весьма бюджетным. Со всеми поставленными задачами справляется легко, лучшего для строительства и не нужно. В основном, всё обслуживание сводится к сбросу влаги из ресивера и регулярной чистке пистолета (по времени не больше, чем мытьё или консервация валика). Теперь мне сложно понять, как некоторые люди, серьёзно занимающиеся ремонтами, обходятся без краскопульта.

Как выбрать пистолет для пневматического краскопульта по технологии распыления

Если в пульверизаторах с электрическими двигателями производитель сбалансировал показатели пистолета и нагнетающего мотора в едином моноблочном инструменте, то в случае с пневматикой мы можем самостоятельно выбирать (вынуждены выбирать) как параметры краскопульта, так и характеристики компрессора. Что самое интересное, главной деталью является краскопульт (пистолет), а уже исходя из его производительности, подбирается компрессор.

Различают три типа краскопультов в зависимости от рабочего давления и объёма расходуемого воздуха. Их незатейливо назвали: HP, HVLP, LVLP.

Технология HP (аббревиатура с английского «большое давление») использована в инструментах низкого ценового уровня. На данный момент она в силу ряда причин отошла на второй, а если быть точнее, на третий план. В чём же её особенность? Основное — это высокий уровень рабочего давления, достигающего 5-6 бар, при сравнительно небольшом расходе воздуха. Такой краскопульт позволяет красить быстро, но высокое давление является преградой для идеального качества. Самый главный недостаток HP-технологии — это низкий процент переноса материала. Интересный термин, не правда ли? Он означает, в каком процентном соотношении краска попадает на предмет, а сколько её улетучивается с потоком воздуха. Так вот, данные аппараты переносят не более 45-50% лакокрасочных материалов, остальное мы под давлением выбрасываем, как говорят, на ветер. Получается, что не только впустую расходуется дорогая краска, но также загрязняется воздух в рабочей зоне. Как результат, в некоторых странах природоохранные организации запретили применение таких краскопультов. Эти инструменты хороши своей простотой и своей бюджетной стоимостью. Пистолеты высокого давления отлично подойдут для выполнения большинства ремонтно-строительных работ, связанных с распылением различных составов.

Технология HVLP («много воздуха — малое давление») — по праву считается самой эффективной. Воздух на входе в пистолет находится под высоким давлением, а на выходе он достаточно разряжен (0,7-1 бар). Коэффициент переноса краски возрастает до отметки свыше 65%, само собой, повышается и качество работы. Всё это благодаря отличной стабильности факела, специфической конструкции краскопульта, его высокотехнологичного сопла и особым воздушным каналам. Пистолеты HVLP очень экономичные, но и стоят они недёшево.

Пневмокраскопульты LVLP («мало воздуха — малое давление») имеют самый лучший перенос — до 80%, соответственно, потери в виде тумана сокращаются до 20%. При этом они не требуют большого количества воздуха, поэтому требования к производительности компрессора не самые жёсткие. Нужно всего порядка 180-200 литров в минуту. Как ни странно, скорость работы не пострадает, качество распыления тоже будет на высоте.

Есть ещё несколько нюансов. К примеру, расположение контейнера для лакокрасочных материалов . Верхнее расположение бачка даёт неплохую развесовку, и скорость работы. Контейнеры, расположенные сверху, имеют небольшой объём (до одного литра), выполняются они обычно из нейлона или пластика, часто прозрачного (позволяют контролировать уровень материала). Нижние бачки покрупнее (1 литр и более), их делают часто из металла. Во время перерыва пистолет можно ставить на такой контейнер.

Производители краскопультов часто предлагают сменные сопла разного диаметра — от 1 до 3 мм. Для напыления строительных смесей могут применяться насадки с отверстием до 6-7 мм. В зависимости от типа распыляемого материала, его зернистости и вязкости, собственно, и подбирают дюзу. Универсальными считаются сопла с отверстием 1,4-1,7 мм.

Стоит обратить внимание на возможность регулировок, влияющих на процесс распыления. Это — ограничение хода иглы (количество подачи краски), установка параметров выходящего воздуха, регулировка формы факела. Некоторые модели комплектуются манометром.

Как подобрать компрессор

Компрессор — это важнейшая часть пневматического краскопульта, поэтому чтобы собрать по-настоящему дееспособный комплект, нужно грамотно подойти к его выбору. Есть несколько показателей, которыми компрессоры отличаются друг от друга, некоторые из них являются традиционными для большинства моделей, а другие заставляют нас серьёзно поразмыслить.

Мощность двигателя большинства компрессоров, представленных на рынке, колеблется в пределах 1,2-1,8 кВт. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить хорошие характеристики всего агрегата. Моторы на среднестатистических компрессорах даже внешне очень схожи, можно сказать, идентичны. Нечистые на руку производители могут заявлять явно завышенную мощность, хотя их компрессоры на самом деле не дают ни большего давления, ни большего количества воздуха. Ими движет желание сделать товар более покупаемым, не стоит тратить лишние деньги за несуществующие или ненужные ватты.

Объём ресивера в 24-50 литров — это уже традиция. Для строительных целей это то, что нужно — накопленного воздуха будет достаточно для выполнения большинства видов работ, при этом аппарат остаётся в меру компактным и лёгким. А вот если компрессор будет применяться в каком-либо производстве, в интенсивном режиме, то бюджетным вариантом можно не обойтись — нужно обратить внимание на больший объём ресивера (100-500 литров). По сути, большим размером ресивера можно в некоторой степени компенсировать/увеличить общую производительность компрессора.

Рабочее давление. Обычно здесь выбирать не приходится — подавляющее большинство компрессоров сжимает воздух в ресивере до 8 бар, после чего автоматика его отключает. Нижний порог (порог включения) производители выставляют на 6 бар, по достижении этого показателя мотор включается и «докачивает» в ресивер недостающий объём воздуха. Более продвинутые агрегаты качают по 10 и более бар.

Производительность. А вот тут повнимательнее. Это понятие отображает, сколько литров сжатого воздуха компрессор выдаёт в минуту. Почему это так важно? Мы уже говорили о том, что пистолеты различаются по технологии распыления, для нормальной работы им нужно разное количество воздуха, разное давление. Допустим, краскопульты HVLP «потребляют» много воздуха (от 180 до 550 л/мин). Если компрессор подобран неправильно, то давление падает слишком быстро, даже при постоянно работающем двигателе, на выходе оно «плавает» — качество распыления заметно ухудшается. Придётся делать частые перерывы для подкачки. Если мотор вроде бы справляется, но работает на пределе, то возможны его перегревы и опять же отключения автоматики (термореле), кроме того, имеем преждевременный износ поршневой группы.

Интересно, что производители указывают производительность на входе (сколько воздуха всасывается). На практике происходят потери воздуха при его сжатии, а составляют они до 35%. Эксперты считают, что для гарантированно верного расчёта (реального объёма воздуха на выходе) мы должны умножить заявленную производительность на коэффициент 0,65-0,7. Получаются, распространённые 206x0,65 = 133,9 л/мин. Большинство производителей в этом вопросе немного лояльнее, они предлагают делать расчёт с увеличенной производительностью — не менее 15% от прожорливости пистолета.

Вывод напрашивается один: производительность компрессора — это тот важнейший показатель, который нужно учитывать с запасом.

К важным опциям компрессоров стоит отнести: наличие автоматического отключения при перегрузках, регулировок давления с манометром и предохранительным клапаном, встроенных фильтров и вентиляторов охлаждения, эргономичной компоновки с удобными ручками и колёсами (для компактных передвижных моделей).

Электрический краскопульт: ручной или напольный

Электрические (безвоздушные) распылители бывают как в ручном, так и в напольном исполнении. Ручной краскопульт — это самый доступный и самый распространённый вариант данного класса электроинструмента. Его из-за характерного звука и вибрации ещё называют «жужжащий пистолет». В данном случае весь агрегат скомпонован в одном блоке, состоящем из мотора с поршневым насосом, пистолетной рукоятки, резервуара и распыляющей насадки (клапан, сопло…). Много фирм выпускают такой инструмент, кто-то из них преуспел больше, кто-то меньше, но факт остаётся фактом — это бытовые краскопульты для работ из разряда «сделай сам». Фирма «Бош» не стала обманывать потребителя и весь свой окрасочный инструмент продаёт в зелёных «бытовых» корпусах. Подавляющее большинство ручных электрических пульверизаторов имеют относительно низкую эффективность расхода краски (перенос), качество распыления зачастую оставляет желать лучшего. Однако нас не может не подкупать высокая скорость окрасочных работ, простота в эксплуатации, компактность и низкая цена такого инструмента.

Напольные краскопульты выпускаются уже ограниченным кругом компаний: Campbell Hausfeld, Wagner, Earlex. Такие агрегаты отличаются высокими техническими характеристиками, присущими профессиональному инструменту. Они имеют более мощный и тяжёлый мотор (его не нужно удерживать в руках), производительный насос, расширенный набор регулировок, больший запас прочности, что позволяет применять инструмент в коммерческих целях — для окрашивания серьёзных объёмов (деревянные и металлические конструкции, потолки, стены…). Управляем мы только пистолетом, подсоединённым к шлангу высокого давления — силовая установка и резервуар устанавливаются отдельно на станине (для примера, модель Wagner Paint Crew).

Характеристики электрических краскопультов

Как мы уже говорили, основные показатели инструмента, связанные с производительностью, разработчики уже сбалансировали, они у всех получились плюс-минус схожими. Выбирать конкретные экземпляры, основываясь на незначительных отличиях в мощности двигателя или рабочего давления насоса, смысла нет. Поверьте, лишние ватты роли не сыграют, а вот в остальном стоит подробно разобраться.

Первым делом, выбирая электрический краскопульт, обратите внимание — для распыления каких составов он предназначен. Некоторые из них могут работать только с водорастворимыми окрасочными материалами, другие — более универсальны, они без проблем справятся с красками и лаками на основе растворителей, маслами, вязкими составами.

Наличие регулировок — очень важная позиция. Большинство ручных электрических краскопультов имеют минимум регулирующих опций. Как правило, это грубая установка объёма подачи окрасочного материала и формы факела (Black&Decker BDPS200 или «Фиолент» КР1-260). Более продвинутые модели могут иметь электронную регулировку подачи, возможность предустановки рабочего давления, изменение скорости движения поршня, несколько режимов распыления. Напольные пульверизаторы, как правило, всегда функциональнее (Earlex HV500 SprayPort).

Обратите внимание на тип резервуара. Наиболее удобными будут бачки из прозрачного пластика, расположенные снизу — они имеют больший объём и позволяют контролировать количество оставшейся жидкости (BOSCH PFS 65). Для обширных работ встроенные резервуары будут слишком малы, поэтому есть смысл взглянуть на модели с возможностью забора краски из отдельно стоящей ёмкости. Кстати, напольные краскопульты имеют крупные бачки на 7-10 литров или всасывают состав прямо из ведра (Wagner ProjectPRO 117).

Некоторые производители выпускают специальные удлинители для своих краскопультов или длинные пистолеты, иногда с поворотным механизмом. Это даёт возможность окрашивать большинство поверхностей без стремянок и подмостей. Представьте, что нужно обработать потолок, но инструмент-то нужно держать на небольшом расстоянии от плоскости. К слову о расстоянии, есть пульверизаторы с лазерным целеуказателем, показывающем рабочую дистанцию — очень удобно для новичков. Тут снова отличилась компания «Вагнер» (модель Wide Shot).

Напольные распылители могут иметь не одинаковую длину шлангов — от 1,5 метров (Miol HVLP 79-560 — наплечный вариант) до 60 метров, иногда такая разница очень сильно влияет на удобство и производительность. Окрасочный состав может транспортироваться на ограниченное расстояние. Так, например, DP Airless DP-6820 может подавать материал на 30 метров по горизонтали и 15 метров вверх.

Очень важно, насколько качественный пластик использован для изготовления краскопульта, насколько много металлических деталей применили производители (лучше, если игла будет из металла), насколько чётко подогнаны все элементы инструмента, особенно подвижные. Ремкомплектов для электрических распылителей обычно нет, поломка сразу повлечёт за собой замену инструмента.

Вибрация ручного электрического краскопульта может быть очень сильной. Перед покупкой включите инструмент, воспользуйтесь возможностью сравнить несколько моделей, это к тому же позволит определиться с подходящей именно для вас эргономикой изделия. Обратите внимание на вес инструмента.

Отдайте предпочтение продукции известной, проверенной временем марки. Переплата за бренд, скорее всего, избавит вас от нервотрёпки и вынужденных простоев.

Все мы любим красить, ведь именно на этой стадии объекты наших трудов обретают свои особенные черты, законченный вид. Распылитель — это тот инструмент, который доставит истинное наслаждение от работы, нужно только правильно его подобрать для своих конкретных целей.

На фото мы видим, как выглядит компрессор для покраски.

Ещё лет 30 назад пневматические краскопульты были доступны только на заводах и крупных фабриках. Компрессоры того времени отличались огромными размерами и невероятным уровнем шума, да к тому же, они требовали подключения к промышленной электросети в 380 вольт.

Современный компрессор для краски стал гораздо компактнее, и при этом практически не потерял в мощности. Но встал вопрос, как его правильно выбрать, особенно если учесть огромное количество производителей, представленных в любом строительном магазине, и именно об это мы и поговорим в этой статье.

Мы видим пример, как происходит покраска компрессором автомобиля.

На первый взгляд, все компрессоры могут показаться одинаковыми, но почему же тогда у них такая феноменальная разница в цене? Цена компрессора зависит от множества факторов, и подбирается он в зависимости от того, как вы его будите использовать.

Не всегда целесообразно брать самое мощное оборудование, особенно если вы собираетесь работать им не постоянно. Чуть ниже мы рассмотрим несколько популярных моделей в ценовой категории до 10 000 рублей, которые идеально подойдут для покраски даже такими густыми как .

Но перед тем как говорить о конкретных моделях, давайте рассмотрим основные характеристики, которые напрямую влияют на стоимость компрессора для покраски:

  • Объём ресивера . В зависимости от модели он может быть как совсем маленьким, объёмом 5 литров, так и огромным, объёмом до полтонны. Размер ресивера влияет на то, как интенсивно вы используете компрессор. Чем больше вы тратите воздуха, тем больше должен быть ресивер, чтобы снизить нагрузку на двигатель.
  • Количество рабочих цилиндров . Их может быть от одного до четырёх. Чем больше у компрессора цилиндров, тем быстрее он нагнетает воздух в ресивер. 4 цилиндра используются в основном на промышленном оборудовании, а компрессоры, о которых говорим мы, имеют 1 или 2 цилиндра и этого вполне достаточно для бесперебойной работы при максимальной нагрузке.
  • Мощность электродвигателя . Бытовые компрессоры работают от обычной сети и не требуют специального подключения. Мощность двигателя может быть от 0.5 до 3 киловатт, и выбирать её следует исходя из того, как часто вы пользуетесь этим оборудованием и какие максимальные нагрузки намереваетесь использовать.

  • Максимальное рабочее давление. У разных моделей оно может колебаться от двух до 12 атмосферных единиц. Этот показатель влияет на то, какие краски вы используете в работе. Чем жиже краска, тем меньше давления требуется на её распыление. Например, для хватит и двух атмосфер, а чтобы распылить молотковую эмаль потребуется не менее 8.
  • Мобильность. Самые маленькие компрессоры можно легко переносить на руках, другие же требуют стационарной установки. Оборудование, о котором говорим мы, может передвигаться при помощи небольших колёс. Такой компрессор легко перемещается с места на место и не требует постоянного местоположения.

Итак, с основными характеристиками мы разобрались, но при выборе качественного инструмента они помогут мало. Производителей техники очень много, но практически у всех существует одинаковый набор проблем, которые так или иначе появляются в процессе эксплуатации.

А перед тем, как перейти к описанию дефектов. Рекомендуем вам посмотреть видео в этой статье, на котором показана инструкция, как красить компрессором.

Основные причины выхода компрессора из строя

Самодельный компрессор, собранный из деталей от старого холодильника.

Основная причина выхода компрессоров из строя – это неправильный расчёт мощности и нагрузки. Какой-то универсальной формулы не существует, так как все краски имеют свои характеристики плотности и вязкости, к тому же, каждый мастер разводит краски самостоятельно.

Важно! Оптимальный цикл работы компрессора – 5 через 2. То есть после работы в течение пяти минут, компрессору необходимо не менее двух минут отдыха.

Частота включения и выключения компрессора зависит от всех факторов приведённых выше одновременно. Тут важно учитывать, какой тип покраски для вас более свойственен. Если вы чаще красите ровные поверхности, то есть инструмент работает при постоянном нажатии рычага краскопульта, желательно подбирать инструмент с большим количеством цилиндров и размером ресивера.

Из строя при повышенной нагрузке может выйти и электродвигатель, но более частой поломкой становится прогорание клапанов компрессии. Они представляют собой язычки из тонкой стали, которые поднимаются при движении цилиндра вверх и опускаются после забора воздуха.

Чем интенсивнее работает компрессор, тем больше эти язычки нагреваются и в одни момент просто перестают работать. В этом случае двигательно продолжит вращение, а цилиндры своё движение, но компрессии в ресивере уже не будет.

Компрессор одного из самых популярных отечественных производителей, компании «Интерскол».

Также, часто выходят из строя вентиля подачи воздуха, так как пользуются ими очень часто. Покупая компрессор, обязательно обратите внимание на качество вентилей. Во-первых, они должны быть полностью латунными или бронзовыми. И во-вторых, поворотная ручка не должна быть из силумина или пластика, эти материалы быстро ломаются при частой эксплуатации.

Помимо этого, многие пользователи часто забывают о необходимости следить за уровнем масла в редукторе, которое имеет обыкновение испаряться. Регулярно проверяйте уровень и при необходимости дополняйте его.

Важно! Не используйте постороннее масло для заливки в редуктор компрессора. Каждый производитель техники, как правило, впускает своё собственное масло, но если такого нет, можно использовать специальное компрессионное масло, которое отличается низкой вязкостью.

Большинство неполадок можно исправить своими руками, но только в том случае, если ваш инструмент уже снят с гарантийного обслуживания. В противном случае, внутрь лучше не лезть и доверить эту работу профессионалам, которые обязанные всё починить в самые короткие сроки и совершенно бесплатно.

Правила эксплуатации

Мы видим процесс покраски стен с помощью компрессора на плечах.

Цена и марка компрессора не являются залогом его длительной и безупречной службы. Очень многое зависти от того, насколько правильно вы его эксплуатируете.

Существует несколько правил, соблюдая которые удастся значительно продлить срок службы даже самого недорого компрессора:

  • Всегда следите за уровнем масла в редукторе . В каждом компрессоре специально для этого есть небольшое окошко с метками. Не допускайте, чтобы уровень падал ниже критической черты, но и не переливайте сверх нормы, так как излишки начнут заливать цилиндры и масло может попасть в воздушные шланги.
  • Постоянно следите за состоянием фильтров . Компрессоры берут воздух снаружи, поэтому фильтры очень быстро засоряются, особенно если вы работаете в закрытом помещении. Как правило, на продажу устанавливают самые дешёвые тряпочные фильтры, которые приходят в негодность всего через пару недель, поэтому лучше их сразу заменить на войлок или нечто подобное.
  • Если во время работы вы заметили, что компрессор не выключается уже довольно длительное время, остановите работу и дайте инструменту отдохнуть. Перегрев рабочих узлов существенно сокращает срок эксплуатации.

Компрессор с самодельной защитной решёткой. Базовая комплектация не всегда отвечает нормам.

  • Не оставляйте компрессор на морозе. При минусовой температуре, масло в редукторе начинает густеть, и двигателю требуются дополнительные усилия, чтобы провернуть вязкую жидкость. Это создаёт существенную нагрузку на ротор, и двигатель может просто сгореть. Если масло всё же загустело, отнесите компрессор в тепло и дайте ему прогреться, после чего его можно эксплуатировать на морозе. Во время работы масло разогревается самостоятельно.
  • Регулируйте выходное давление отдельно под каждый тип краски . Чем меньше создаётся нагрузка на двигатель, тем лучше. Например, нитро эмалям или водным краскам достаточно и двух атмосферных единиц, и нет никакого смысла использовать максимальные 12 атмосфер.
  • Регулярно сливайте из компрессора конденсат. Для этого снизу ресивера предусмотрено специальное сливное отверстие. Конденсат всегда скапливается внутри при изменении температуры и когда его набирается достаточное количество, он начинает поступать в воздушные шланги и смешиваться с краской. Результатом будет не распыление краски, а её разбрызгивание.

Соблюдая эти нехитрые правила, электрокомпрессор для покраски прослужит вам верой и правдой долгие годы, даже если он не принадлежит к семейству известных брендов.

Популярные модели

И снова разновидность компрессора для покраски.

Компрессор для окраски – вещь не из дешёвых, и цена некоторых моделей может достигать нескольких десятков тысяч. Зачастую это плата за известный бренд. Да, такие модели отличаются высоким качеством и длительной эксплуатацией, но не всегда есть смысл брать такую технику, особенно если вы работает этим инструментом лишь время от времени.

Для удобства, представим вам несколько популярных моделей компрессоров в виде наглядной таблицы. Мы не будем здесь приводить их стоимость, так как она может существенно колебаться, но отобрали мы только те модели, цена которых не превышает 10 тысяч рублей.

Модель Характеристики
Страна производитель Количество цилиндров Рабочая мощность (атмосферных единиц) Производительность (литров в час) Объём ресивера (литров)

В борьбе за безупречный внешний вид автомобиля главным «личным оружием» маляра является покрасочный пистолет — по-научному краскопульт. В отличие от «рыцарей плаща и кинжала», маляры применяют свои пистолеты в сугубо мирных целях (и слава Богу!), хотя привязаны они к ним не меньше, чем агент 007 к своей «беретте». О настройке краскопульта, его подготовке к «покрасочному бою», мы и расскажем на этот раз.

Сегодня вы узнаете

Когда я слышу слово «покраска», я хватаюсь за пистолет…

Все пистолеты, применяющиеся в ремонтной окраске автомобилей, работают по принципу пневматического распыления. Это означает, что лакокрасочный материал, подающийся в краскораспылитель и выходящий из его сопла, разбивается на мелкие частицы потоком сжатого воздуха, «выстреливающего» с большой скоростью из отверстий воздушной головки.

В результате образуется так называемый окрасочный факел, состоящий из частичек материала, движущихся по направлению к окрашиваемой поверхности. Долетев до поверхности, частички оседают на ней, формируя покрытие.

Устройство и особенности конструкции окрасочных пистолетов

Конструкция окрасочных пистолетов включает в себя:

  • корпус с каналами для подачи сжатого воздуха и краски, снабженными игольчатыми клапанами,
  • спусковой рычаг, управляющий переключением клапанов,
  • выходное сопло для смесеобразования и формирования факела требуемой формы,
  • резервуар (бачок) для краски,
  • регулировочные винты для изменения расхода воздуха, краски и корректировки пятна распыла.

Устройство краскопульта SATA

К особенностям конструкции можно, пожалуй, еще отнести механизм спускового рычага. Он устроен так, что при его нажатии сначала открывается подача сжатого воздуха. Дальнейшее нажатие приводит к срабатыванию клапана подачи краски.

Функции и расположение регуляторов

Как уже было сказано, на корпусе любого современного краскопульта имеется несколько регулировочных винтов.

  • Первый, самый верхний (на некоторых краскопультах, как например у SATA, может располагаться сбоку), отвечает за корректировку размера и формы окрасочного факела.
  • Второй ответственен за регулировку хода иглы и количество подаваемого материала.
  • На многих краскопультах присутствует еще и третий винт, с помощью которого регулируется подача воздуха на входе. Как правило, он располагается внизу на рукоятке пистолета. У SATA этот винт находится «сзади» — под винтом регулировки подачи материала.

Вопрос регулировки краскопульта сводится к выбору правильного соотношения «воздух - материал». При правильном балансе эти параметры позволяют добиться максимальной равномерности окрасочного факела по всей ширине, и такого же равномерно распределения лакокрасочного материала по поверхности.

Система окрасочного пистолета

В зависимости от величины давления сжатого воздуха на входе в краскопульт и на воздушной головке (на выходе), все окрасочные пистолеты можно разделить на три основные группы:

  • конвенциональные (высокое давление);
  • HVLP (High Volume Low Pressure — большой объем воздуха и низкое давление);
  • LVLP (Low Volume Low Pressure — низкий объем воздуха и низкое давление).

Различные типы окрасочных пистолетов внешне выглядят практически одинаково. “Изюминка” скрыта внутри конструкции

На сегодняшний день наиболее прогрессивными, экономичными и удовлетворяющими экологическим требованиям являются последние два типа распылителей. Как видно из названия, они характеризуются низким рабочим давлением: если обычные конвенциональные пистолеты распыляют материал при высоком давлении (примерно 3-4 бар), то пистолеты систем HVLP и LVLP — при низком (примерно 0,7-1,2 бар).

Что это дает? Главное преимущество — высокий коэффициент переноса краски. При малом давлении меньше краски превращается в бесполезный туман вокруг детали (так называемый overspray, «перепыл»), и больше переносится непосредственно на деталь. У краскопультов низкого давления коэффициент переноса достигает 65-70% (по сравнению с 30-45% у конвенциональных распылителей). Учитывая, что краски типа металлик и перламутр являются недешевыми, можно легко подсчитать, сколько денег сбережет для вас подобный краскопульт.

Наиболее точно измерить давление на выходе можно с помощью специальной тестовой воздушной головки с двумя манометрами.

Для настройки и контроля давления пистолета HVLP SATA выпускает тестовую головку с двумя манометрами

К сожалению, такие насадки в комплекте с пистолетом не идут, поэтому указанная величина контролируется косвенно, по параметру давления на входе в краскопульт. С регулировки этого параметра мы и будем начинать настройку краскопульта.

Настройка входного давления

Давление на входе в краскопульт — параметр нормируемый и рекомендуемый заводом-изготовителем. Он всегда указывается в технической документации к пульверизатору.

Сразу оговоримся, что настраивать входное давление желательно по регулятору с манометром, подключенному непосредственно к рукояти пульверизатора. Ибо на пути сжатого воздуха от компрессора к краскопульту неминуемы потери до 1 бар, а иногда и выше (это зависит от протяженности воздушной магистрали, количества «местных» сопротивлений, состояния фильтров и т.д.). Регулятор, подключенный к ручке краскопульта позволит настроить давление более точно.

Настройка входного давления с помощью манометра-регулятора

Процесс настройки входного давления сам по себе достаточно прост.

1. Откройте (отверните) до максимальных значений винты регулировки подачи воздуха и размера факела. Регулировка подачи краски при этом не играет никакой роли.

2. Затем нажмите на спусковой рычаг пистолета так, чтобы началась подача сжатого воздуха. В это время, вращая регулировочный винт подачи воздуха на манометре, установите рекомендованное давление на входе.

Напоминаем, что для конвенциональных пистолетов это значение составляет от 3 до 4 бар; для пистолетов системы HVLP и LVLP, в зависимости от модели и производителя, данная величина может варьироваться в пределах 1,5-2,5 бар (в основном 2 бар).

Регулировка входного давления по подключенному к ручке пистолета манометру-регулятору . 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем рекомендованное давление на манометре.

3. После настройки входного давления полностью откройте подачу краски (3-4 оборота регулятора). Убедившись, что все регулировочные винты открыты на максимум, а вязкость краски или лака соответствует заданной, можно приступать к тестам. Но о тестах позже.

Настроить входное давление на «продвинутых» моделях, оборудованных встроенными цифровыми манометрами, еще проще.

1. Полностью открываем регулятор факела. 2. Нажимаем на курок. 3. Устанавливаем рекомендуемое давление, вращая регулятор подачи воздуха на краскопульте.

1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Вращая регулировочный винт на редукторе компрессора или фильтр-группе, устанавливаем рекомендованное давление.

Если манометра нет вообще. Наименее точный способ

Если же ваш пистолет не оборудован никакими измерительными приборами, очень грубо и приблизительно можно установить давление на редукторе компрессора или манометре фильтр-группы.

Выбирая давление в этом случае важно помнить о том, что падение давления в исправном и чистом фильтре составляет 0,3- 0,5 атм (а в забитом - намного больше!), и примерно 0,6 атм «съедает» воздушный шланг внутренним диаметром 9 мм и длиной 10 м.

1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем давление на редукторе так, чтобы на 10 м шланга (внутренний диаметр 9 мм), на редукторе было на 0,6 бар больше рекомендованного входного давления пистолета.

Если рекомендованное входное давление неизвестно. Настройка пистолетов «no name»

Допустим, вы купили на рынке недорогой окрасочный пистолет с единственной «маркой» «Professional» во всю рукоять, и больше никаких данных об этом краскопульте вам не известно — ни типа, ни рекомендаций по настройке, ни даже имени производителя. В таком случае определить давление на входе можно опытным путем.

Залейте в бачок краскопульта эмаль или лак стандартной вязкости, полностью откройте все регуляторы и, вращая регулировочный винт на манометре, добейтесь получения максимально равномерного отпечатка факела при расстоянии до тестовой поверхности около 15 см. Зафиксированное при этом давление и будет искомым рабочим давлением на входе для этого пульверизатора.

Должны предупредить, что прибегнув к этим рекомендациям, вы можете разочароваться во многих краскопультах. Основная проблема настройки дешевых покрасочных пистолетов заключается в том, что для достижения равномерного факела требуется либо огромное количество воздуха, что требует применения более мощных компрессоров, либо они имеют высокое давление на выходе, что не позволяет качественно раскладывать базовые эмали, содержащие много алюминиевого зерна.

Качественный профессиональный краскопульт отличается от дешевого, пусть даже красивого на вид, так же явно, как и фирменные швейцарские часы от ширпотреба «мэйд ин чайна».

SATAjet 3000 B HVLP. Слева — оригинал, справа — подделка.

Хороший маляр сможет покрасить машину и плохим пистолетом - и выйдет недурно. Покрасит и вторую - тоже хорошо. А на третьей, например, возникнут проблемы… Поэтому виртуозам малярки жалеть деньги на свой главный инструмент просто грех. Но эта проблема выходит за рамки нашей сегодняшней статьи, поэтому рассуждать на эту тему мы дальше не станем.

Размер факела при окраске

Практика показывает, что наибольшая эффективность окраски достигается при работе с факелом максимального размера. Чем шире и равномернее факел, тем равномернее будет распределена по поверхности краска при меньшем количестве проходов.

Конечно, в определенных случаях, например при частичном ремонте, покраске различных мелких деталей, труднодоступных мест и т.д., размер факела, подачу краски и входное давление можно варьировать исходя из необходимости на ваше усмотрение. Но в общем и целом, повторяем: регулировочный винт размера окрасочного факела должен быть открыт «на всю катушку».

Помните, что максимальный размер факела можно получить только при достаточной подаче ЛКМ.

Подача краски

Опять же, если речь идет о стандартных ремонтах, покраске кузова или отдельных деталей целиком, подачу лакокрасочного материала рекомендуется открывать полностью. На большинстве краскопультов максимальная подача краски идет при 3-4 оборотах регулятора, сопло при этом максимально открыто.

При полностью открытой подаче краски обеспечивается наименьший износ сопла и иглы краскопульта.

Диаметр сопла

Немаловажен для маляра и подбор диаметра сопла краскопульта - этим можно добиться оптимального распыления материалов с разной вязкостью. Диаметр сопла должен быть тем больше, чем гуще лакокрасочный материал. И наоборот.

Каждый производитель лакокрасочных материалов четко указывает, какая дюза для какого материала и какого вида выполняемых работ должна использоваться. Как правило, эти рекомендации соответствуют таким значениям (или недалеки от них):

  • базовые эмали — 1,3-1,4 мм (для светлых цветов лучше 1,3);
  • акриловые эмали и прозрачные лаки — 1,4-1,5 мм;
  • жидкие первичные грунты — 1,3-1,5 мм;
  • грунты-наполнители — 1,7-1,8 мм;
  • жидкие шпатлевки — 2-3 мм;
  • антигравийные покрытия — 6 мм (специальный распылитель антиграв. материалов).

Нетрудно догадаться, что диаметр сопла весьма существенно влияет на количество пропускаемой краски, ее расход. Например, залить лаком большой капот с дюзой 1,3 мм будет довольно-таки проблематично (по словам некоторых маляров — застрелиться можно). Даже если подачу краски открыть на полную, пропускной способности с такой дюзой для материала такой вязкости явно будет маловато. Через дюзу 1,5 мм, при прочих равных, лакокрасочного материала проистекает уже на треть больше, чем через дюзу 1,3 мм.

Разбег в значениях диаметров дюз обусловлен также и привычками маляров: кто-то любит наносить «тонко», а кто-то привык «заливать».

Тестируем краскопульт

Существует три простых теста, позволяющих оценить исправность краскопульта и корректность его регулировок:

  • тест правильности формы отпечатка факела;
  • тест на равномерность распределения краски в факеле;
  • тест на качество распыления.

Основным из них является первый, с него и начнем.

Тест правильности формы отпечатка факела

Для проведения теста нам потребуется лист чистой бумаги или картона, предварительно закрепленный на стене. Дальше действуем следующим образом.

  1. Убедитесь, что все регулировочные винты краскопульта открыты на максимум, а вязкость ЛКМ в бачке соответствует нормальной.
  2. Поднесите пистолет к тестовой поверхности, на рекомендуемое для типа вашего краскопульта расстояние (20-25 см для конвенциональных распылителей, 10-15 см для HVLP, 15-20 см для LVLP/RP).
  3. Направьте ось сопла перпендикулярно поверхности листа и буквально на секунду нажмите на спусковой рычаг.
  4. Смотрим на отпечаток факела. По его виду можно судить о том, насколько правильно отрегулирован пистолет.

Самый эффективный и наглядный способ проверки правильной работы окрасочного пистолета — контороль формы пятна распыла. Процедуру необходимо выполнять каждый раз перед окрашиванием. Пробное распыление проводится на поверхность чистого листа бумаги, картона, закрепленного вертикально

При полной исправности и правильной регулировке краскопульта, отпечаток факела должен представлять собой четкий, сильно вытянутый овал равномерно нанесенной краски (возможно, с небольшой размытостью краев). Его боковые стороны ровные, без каких-либо выступов и впадин, а лакокрасочный материал равномерно распределен по всей площади пятна.

Если же отпечаток факела не соответствует эталону, причина зачастую банальна — несбалансированное соотношение подачи воздуха к подаче краски. Так, если наблюдается переизбыток материала в центре или на краях — попробуйте уменьшить подачу материала, ввернув винт не более чем на один оборот, и повторите тест. Если факел имеет форму восьмерки (сильно сужен в центре) — уменьшите давление на входе. Форму банана отпечаток принимает в случае засорения одного из боковых каналов воздушной головки.

Об остальных причинах некорректного распыления подробнее читайте .

Для опытного мастера важна не только форма, но и степень насыщенности пятна распыла (сухое, нормальное, с формирующимися подтеками). На основании этой информации можно предварительно оценить скорость перемещения окрасочного пистолета и оптимальное расстояние до окрашиваемой поверхности.

Разворачиваем воздушную головку или весь краскопульт так, чтобы отпечаток факела стал горизонтальным. Нажимаем на спусковой крючок и распыляем материал до тех пор, пока краска не начнет стекать вниз ручейками. Наблюдая за скоростью течения этих ручейков и расстоянием между ними, мы можем сделать выводы о равномерности или наоборот, неравномерности распределения краски в факеле.

Для качественной и эффективной покраски материал должен распределяться равномерно или с незначительной концентрацией в центральной части факела. Образцы правильного и неправильного распределения материала приведены ниже.

Следует иметь ввиду, что существуют воздушные головки, специально разработанные для распыления с высокой концентрацией в центре факела.

Чтобы окончательно убедиться, что наш пистолет наносит лакокрасочный материал равномерно, проведем еще один, последний тест, имитирующий, собственно, сам процесс покраски. Вдоль тестовой поверхности на рекомендуемом расстоянии и с равномерной постоянной скоростью проводим включенным распылителем. Размеры капель краски в полученной полосе могут нам кое-что сказать.

Во-первых, не нужно пытаться добиться очень мелких капелек одинакового размера. Размер капель зависит как от давления распыления, так и от степени помола пигмента. Поэтому равномерное распределение по отпечатку более мелких капель, чем остальные, можно считать нормальным. Также нормально, когда от центра отпечатка к верхней и нижней его части размер капель слегка уменьшается.

Помните, что для достижения качественного распыления следует использовать минимально необходимое давление. Слишком большое давление приведет к повышенной степени туманообразования, перерасходу материала и чрезмерно «сухому» шероховатому покрытию.

Резюме

  • При полной окраске кузова, окраске отдельных деталей и прочих значительных поверхностей, правильной настройкой краскопульта считается такая, при которой полностью открыты регуляторы воздушного потока, подачи краски и ширины факела, и при нажатом курке установлено рекомендованное давление на входе в краскопульт. При этом отпечаток факела должен быть максимально равномерным, без каких-либо изъянов и геометрических смещений.
  • При частичной покраске, покраске небольших деталей и труднодоступных мест, ширину факела, подачу материала и входное давление можно варьировать исходя из ситуации. Главным критерием всегда остается правильность формы и равномерность отпечатка факела.
  • Рекомендованное входное давление в зависимости от модели и производителя краскопульта варьируется в пределах: 3-4 атм для конвенциональных распылителей и 1,5-2,5 атм для HVLP и LVLP (RP, Trans Tech). Точные рекомендации смотрите в документации к краскопульту.
  • Если рекомендованное входное давление неизвестно, оно подбирается опытным путем до получения максимально равномерного отпечатка факела (при полностью открытых всех регуляторах на корпусе краскопульта).
  • Сопло краскопульта должно соответствовать вязкости распыляемого материала.

И не забывайте проделывать несложный «ритуал» настройки краскопульта перед началом любых окрасочных работ.

Полезные материалы

Настройка краскопульта (на примере краскопультов Walcom)

Формы отпечатков факела (в зависимости от типа воздушной головки) и их эффективность в том или ином случае

Пульверизатор для работы с лаком принципиально не отличается от оборудования, предназначенного для покраски. Самый существенный момент - дюза (сопло) должна иметь соответствующий задаче диаметр. Оптимальная дюза для лака имеет диаметр, равный 1,4 миллиметра.

Также следует учитывать, что не каждый тип краскопульта подойдет для работы с лаком. К примеру, электрические модели не приспособлены для работы с лаками на основе органических растворителей.

Ниже разберемся в нюансах устройства краскопультов, способах их настройки и нанесения лака на деревянные поверхности.

Выбор краскопульта

Начинающие мастера часто стремятся сэкономить, отдавая предпочтение при покупке краскораспылителю с минимальным ценником. Однако, покупая дешевое оборудование, нужно понимать, что низкая цена - следствие не самых качественных материалов и максимального технологического упрощения пульверизатора. Поэтому не стоит слишком экономить на покупке распылителя - это скажется на качестве лакировки.

  1. Материал, из которого произведена крышка сопла. Лучший материал для этой детали - нержавеющая сталь.
  2. Герметичность конструкции. Краскораспылитель поддерживает определенное давление, поэтому его составляющие должны быть герметичными, иначе получить равномерно окрашенную поверхность будет невозможно. Герметичность обеспечивают прокладки, и лучший материал для них - тефлон.
  3. Местонахождение ресивера. Непосредственного влияния на работу оборудования этот параметр не имеет, однако, если бачок находится снизу, управлять краскопультом будет несколько сложнее, так как держать такое устройство нужно строго по вертикали.
  4. Материал, из которого произведен бачок. Металлические бачки легче отмывать от остатков краски или лака, однако контроль над расходом материала в этом случае затруднен. Пластиковые емкости отличаются ровно обратными характеристиками: их сложно мыть, зато легко отслеживать расход лакокрасочного состава.
  5. Материал, из которого изготовлен сам краскопульт. Оптимальный вариант - высокопрочный пластик. Он не такой тяжелый, как металл, а значит, работать с таким оборудованием будет физически легче. С другой стороны, многие мастера рекомендуют приобретать краскораспылители из нержавейки, мотивируя такой выбор долговечностью данного материала.
  6. Ширина факела. Этот параметр указывает на площадь, которую можно обработать за единицу времени. На ширину факела оказывает немалое влияние длина шланга. Стоит заметить, что не для всех работ критически важна большая ширина факела. К примеру, для обработки небольших деталей гораздо предпочтительнее тонкая струя. А вот для масштабных поверхностей лучше иметь большую ширину факела.
  7. Соответствие производительностей краскопульта и внешнего компрессора. Недопустима ситуация, когда мощность пульверизатора больше мощности компрессора.
  8. Легкость доступа к средствам управления аппаратом. Все кнопки на устройстве должны быть легкодоступны, так как именно с их помощью осуществляется управление давлением сжатого воздуха и другими функциями.

Обратите внимание! Диаметр сопла и зерно распыляемого состава - взаимозависимые параметры. Чем меньше зерно, тем меньше должно быть сопло. Разумно приобрести сразу несколько сменных сопел и игл.

Выбирать конкретную модель следует, исходя из реальных потребностей. Кому-то больше подойдет краскораспылитель с пластиковым бачком, а кому-то - металлическим, кто-то предпочтет широкий факел, а кто-то - узкий. Во многих случаях нет нужды в затратах на профессиональное пневматическое оборудование и проще обойтись электрическим или даже ручным аппаратом.


Конструкция краскопульта

В качестве примера разберем особенности краскопульта модели W670 от немецкой компании «Wagner». Пульверизатор включает в себя форсунку тонкого распыления, емкость для лакокрасочного состава, электрический мотор, удлинитель и шланг.

Краскораспылитель «Wagner» позволяет работать с любыми видами лаков: как с водоэмульсионными, так и растворяемыми органическими растворителями. Меняя рабочую насадку (их несколько в комплекте), можно наносить лак любого уровня вязкости.

Модель отличается большим углом распыления, что позволяет при нанесении лака обрабатывать максимально возможную площадь поверхности. Еще больше расширяет рабочую зону удлинительная ручка. Норма подачи краски контролируется за счет роликового устройства.

Пульверизатор комплектуется насадкой I-Spray, дающей два вида струи: плоскую по горизонтали и плоскую по вертикали. Еще одна насадка - PS800 - предназначена специально для распыления тонким слоем жидких составов, в первую очередь, лаков.

Характеристики оборудования:

  1. Метод распыления - воздушный.
  2. Питание - электросеть 220 В.
  3. Необходимая мощность - 350 Вт.
  4. Мощность распыления - 120 Вт.
  5. Допустимая вязкость грунта - 3300 мПа/с.
  6. Максимальная подача - 375 миллилитров в минуту.
  7. Объем бачка - 0,8 л или 1,8 л.
  8. Длина удлиняющего кабеля - 60 сантиметров.
  9. Длина воздушного шланга - 3,5 метра.
  10. Масса - 4,3 кг.

Комплектация пульверизатора:

  • краскораспылитель;
  • насадка I-Spray и бачок на 1,8 литра;
  • насадка для жидких составов PS800 и бачок на 0,8 литра;
  • шланг для воздуха;
  • удлинитель;
  • рукоять;
  • ремень на плечо;
  • заливная воронка;
  • инструкция по эксплуатации;
  • гарантийный талон.

Краскопульт оснащен ступенчатым переключателем мощности. Присутствие этой опции дает возможность регулировать напор и ширину факела, выбирая наиболее подходящий режим, при котором лак будет ровно ложиться на поверхность без излишнего разбрызгивания.

Переключатель в положении «0» свидетельствует о включенном пульверизаторе. Если поставить переключатель на «1», устройство функционирует на среднем скоростном режиме, позволяющем распылять даже самые жидкие лаки. Режим «2» означает, что аппарат способен к разбрызгиванию вязких составов.

Важно! Перед применением краскопульт нужно настроить.

Делается это следующим образом:

  1. Подвешиваем пульверизатор в вертикальном положении над пробным листом картона или дерева на расстоянии 15-20 сантиметров.
  2. Нажимаем на курок и удерживаем его до той поры, пока на лаковом пятне не возникнут потеки.
  3. Далее корректируем настройки в соответствии с поставленными целями.
  4. Сопло проворачиваем так, чтобы факел напоминал веер.
  5. Тренируемся в нанесении сплошных полос лака, делая перехлесты в различных направлениях.
  6. Для создания однородного покрытия перемещаем струю с одинаковой скоростью. Все движения плавные, без рывков.
  7. Жмем на курок у края обрабатываемой поверхности, но не перед ее началом.
  8. Наклонять пульверизатор нельзя.

Открываем ножом банку (входит в комплект с краскораспылителем) и заполняем бачок лаком - не до верха, чтобы массу можно было дополнительно разбавлять и размешивать. Доливаем в бачок воду (примерно 10% от общей массы). Хорошо размешиваем смесь.

При необходимости добавляем дополнительные компоненты. Однако вначале ингредиенты нужно профильтровать. Лучше всего для этой цели подойдет сетчатый фильтр, который можно приобрести там же, где и лак. Если фильтра нет под рукой, можно воспользоваться капроновым чулком.

Смесь приготавливаем в специально выделенной для этого металлической емкости. Не нужно добавлять сразу весь состав, поскольку лак из-за воздействия добавок очень быстро становится вязким. Лучше сделать несколько замесов.

Компоненты смеси:

  • отвердитель (составляет примерно половину смеси);
  • антисиликон для придания покрытию устойчивости к пыли, жиру и образованию кратеров (доля вещества приблизительно 5-7%);
  • ускоритель высыхания (2-3% от общего количества).

Совет! Ускоритель особенно пригодится при низких температурах воздуха, однако может стать причиной мутноватого цвета поверхности. Даже если это произошло, отчаиваться нет причин, поскольку дефект можно исправить полировкой.

Добавки позволяют значительно улучшить технические характеристики лака. Однако слишком усердствовать в этом деле не стоит, так как превышение допустимых концентраций приведет к ухудшению качества состава.

Очень важно тщательно размешивать состав. Это позволит добиться однородности смеси. Дело в том, что молекулы составляющих смесей начинают активно взаимодействовать между собой только при интенсивном размешивании. Помешивать лак нужно и в процессе работы. Для этого нужно периодически встряхивать емкость на протяжении 15-30 секунд.

Особенности обработки поверхности

Подготовительные работы

  1. Качество лакировки во многом зависит от того, насколько основательно была подготовлена поверхность. Поэтому вначале удаляем старое покрытие и хорошо отшлифовываем и обезжириваем поверхность. Особое внимание уделяем состоянию древесины, наличию на ней следов гниения. Если обнаружены пораженные участки, их также тщательно зашпаклевываем и отшлифовываем мелкозернистой наждачкой.
  2. Разворачиваем всасывающую трубку краскораспылителя загнутым концом вперед. В таком положении лак из емкости будет поступать в форсунку равномернее.
  3. Ставим переключатель мощности на «двойку». Этот режим предназначен для работы с вязкими составами.

Обратите внимание! Мягкие породы древесины нужно вначале грунтовать с «фиксацией ворса». Затем следует еще раз отшлифовать поверхность.

При нанесении лака нужно придерживаться ряда технологических требований. К примеру, следует знать, что первоначально выпущенный лак обычно бывает неоднородного состава: из распылителя вылетают сгустки смеси. Поэтому прежде чем наносить лак на чистовую поверхность, нужно распылить немного лака на пробник (картон, кусок дерева, бумагу и т.п.). Тестовое распыление делаем как при горизонтальном, так и при вертикальном положении форсунок.

  1. Удостоверившись, что факел обрел нужную форму и ширину, а состав выделяется равномерно, начинаем лакировку поверхности.
  2. Наносим лак плавными движениями от плеча, то есть всей рукой - благодаря такому стилю движений проще поддерживать рекомендуемое расстояние до обрабатываемой поверхности.
  3. Если распыление лака началось, останавливаться можно лишь тогда, когда вся поверхность обработана, иначе возможно образование неровностей и пятен.
  4. Если работу нужно завершить, то вначале следует отвести распылитель от обрабатываемого участка и лишь после этого его отключать.
  5. Распылитель перемещаем по направлению от себя, чтобы излишки лакокрасочного состава попадали на необработанные участки.
  6. Стараемся сохранять одно и то же расстояние от аппарата до обрабатываемой поверхности.

После высыхания слоя лака поверхность шлифуем, очищаем от пыли и наносим следующий слой лака.

Особенности лакировки древесины

Древесина - особый материал, который отличается по своим свойствам от металла или штукатурки. Одно из таких отличий - неравномерное впитывание лакокрасочных составов разными участками деревянной поверхности. Более мягкие участки после лакировки могут иметь матовый оттенок, а более плотные - глянцевый. Чтобы исправить подобный дефект применяют морилки. В некоторых случаях используются тонирующие лаки, которые не только окрашивают древесину, но и подчеркивают древесную структуру. При желании можно придать дереву вид другой, более респектабельной породы.

Применение непрозрачных лакокрасочных составов подразумевает сохранение вида естественной текстуры. Особенно часто такие лаки применяют для лакировки дорогих сортов древесины, например, дуба. Благодаря высокой плотности дуб впитывает в себя состав, однако текстура древесины не маскируется, а наоборот - акцентируется.

Популярна отделка под «седой дуб». Методика создания такой поверхности состоит из нескольких этапов. Вначале древесина защищается. Затем на нее наносится грунтовка и белая краска. После этого поверхность шлифуется вплоть до голой древесины. Однако даже после удаления краски в мягких слоях имеются ее остатки в виде прожилок, благодаря чему после нанесения лака и возникает эффект «седого дуба».

Нередко используется технология старения древесины. Защищенную и прогрунтованную поверхность в бессистемном порядке неравномерно смазывают восковой свечой. Затем на поверхность наносится краска. В тех местах, где дерево было обработано воском, краска начнет осыпаться неровными кусками. Разрушающийся слой краски закрепляют лаком. После этого дерево приобретает старинный благородный вид.

Некоторые породы деревьев с трудом поддаются обработке. К примеру, сосна имеет смолистый состав. Уже после лакировки древесина часто выделяет смолу, что сводит все усилия по лакировке на нет. Поэтому еще до нанесения лака сосну нужно обессмолить.

Нанесение лака на древесину с помощью краскопульта технологически схоже с покраской. Однако существуют и отличия, которые связаны с подбором соответствующего задаче оборудования. Перед покупкой краскораспылителя для лака рекомендуется посоветоваться с продавцом-консультантом, который поможет подобрать подходящую модель.