Слайд №1

Тема: « Обработка льна на Руси»

Слайд №2

Цель и задачи: познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани; закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей; воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.

Ребята, сегодня вы узнаете, как раньше на Руси обрабатывался лён и как из него делали потом ткань.

Слайд № 3

Ребята, а кто знает, что такое лён? (Ответы детей). Совершенно верно – это растение. А как мы знаем любое растение прежде чем оно вырастет, что нужно сделать? (Ответы детей). Правильно – посадить. Начали куковать кукушки – пора сеять лён.

Слайд №4

Едва появились стебельки – надо начинать прополку. Молодой лён после прополки распрямляется и растет очень быстро.

Слайд №5

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

Слайд №6

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, пришло время уборки.

Слайд №7

В народной примете сказано: « Лён две недели цветет, четыре – спеет, на седьмую семя летит».

Уборка льна (Теребление). Это тяжелая работа. Выходили в поле рано утром, по росе. Женщинам помогали дети. Рукой захватывали стебельки у самой земли, вырывали с корнем, горстями. 8 горстей вязали в вот такой вот сноп. Снопы ставили рядами для сушки.

Слайд №8

Обмолот. Подсохшие снопы везли в специально построенное для обмолота здание – гумно. На пол укладывали снопы и вот такими деревянными колотушками били по льняным головкам, отделяя головки от стебля. Семена которые находились в головки, как вы думаете на что шли (что с ними делали)? Ответы детей. (Шли на будущий посев и изготовления льняного масла). А стебли на изготовления волокна.

Это было любимое занятие детей и молодежи. Обмолоченные снопы увозили обратно на поле.

Слайд №9

Затем потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.

Недели через две вынули лён из речки, просушили…

Сушили его в бане, на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли сразу в изб у и сушили на широкой русской печи.

Слайд № 11

Трепание . Измятый лён били вот таким вот деревянным инструментом, который назывался трепало, для того чтобы выбить из волокон остатки кострики (остатки жёсткого стебля) . Трепание тяжелая и грязная работа. За день стены и окна покрывались серой льняной пылью, поэтому работали в банях или нежилых избах, а лица прятали в платки. А вот таким становится лён после трепания.

Слайд №12

Очёс. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

Слайд № 13

Прясть девочки начинали с детства. Был обычай ходить прясть к соседям, чтобы за пряжей не задремать и сделать не меньше других.

Слайд № 14

Ребята, здесь вы видите разные прялки, все ли они одинаковы или отличаются чем-то? Ответы детей, (мастера по дереву старались украсить прялки росписью или резьбой). Как вы думаете, что это за деревянное палочка с заострённым концом? Ответы детей. (Вспомним наколотый палец Спящей красавицы). Правильно это – веретено. С помощью прялки и веретена пряли нити

Слайд № 15

Позднее появились вот такие вот прялки – самопрялки с колесом, работа на таких прялках была быстрее, но они были очень дорогие, не все могли их себе позволить. После того как пряхи напряли нити, из них ткали ткань.

Слайд № 16

Тканьё. Ткали мастерицы вот на ткацких станках. Ткацкий станок или – красно, как его называли раньше имеет довольно сложную конструкция.

Его основу составляют две рамы – станины . К станинам крепятся деревянные валики, они скрепляют станины друг с другом. На задний валик крепится пряжа (нитки идут вот так вот через весь станок), а на другой передний конец, с помощью челнока и берда, это приспособления которые идут в комплекте со станком наматывается полученная ткань.

Слайд № 17

Готовый холст (ткань) был серого цвета. Затем стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Слайд № 18

Ну, что ребята убедились насколько эта сложная работа? Но эта сложная работа позволяла обеспечивать себя повседневной одеждой, праздничными нарядами и текстильными изделиями: такими как скатерти, полотенца, половики, а также верёвками, мешками.

Слайд № 19

Ребята, а кто из вас знает, в чём раньше хранили одежду? Ответы детей (в сундуках). Совершенно верно, посмотрите вот в таких вот старинный сундуках.

Наша экскурсия подошла к концу.

Понравилось ли вам?

Что вам больше всего запомнилось?

Слайд № 20

Всем спасибо за внимание.


Уникальные свойства льна сделали его одной из самых популярных культур. Речь пойдет о льне-долгунце и создании из него ткани. Почти 30% от стебля составляет волокно, ценящееся рукодельницами всех времен и народов.

Русь любила льняную ткань. В зависимости от выделки она могла быть использована и для тончайшей одежды высших сословий, и для изготовления парусов. Плантации льна были настолько велики, что в 907 году позволили оснастить двухтысячную армаду Вещего Олега. Благодаря множеству торговых путей была возможность продавать лен за границу, как следствие, его сажали все больше и больше. Краткая историческая сноска позволит вам в этом убедиться:

  • XIII век: летописи и грамоты сохранили информацию о расширении посевных площадей под лен;
  • XVI век: запущено первое фабричное производство канатов; в этом же веке через Нарву и Архангельск начинают экспортировать продукцию для западноевропейского потребителя;
  • XVII век: поставки льна за рубеж достигают настолько значительного масштаба, что в стране вводится монополия на экспорт льняных изделий;
  • XVIII век: издается царский указ, повелевающий увеличивать количество фабрик. Волокно и нити, экспортируемые в Западную Европу, становятся одним из основных финансовых потоков, направленных в казну.
На начало XX века Россия - самый крупный в мире производитель и поставщик льняной продукции. Вы только представьте: почти 80% всего льна на мировом рынке принадлежало России! 27 районов по всей стране сделали эту отрасль своим главным доходом.

Кукушка закуковала - пора сеять лен

Посев проводили со второй половины мая до начала июня, когда земля прогрета и щедро напоена весенними дождями. В это время отдавалось должное приметам, поверьям и обрядам. Чего стоят только яйца в сеялке, которые клали к семенам якобы для большей белизны будущих волокон? И причем их непременно нужно было съесть, не сходя с поля, когда опустеет сеялка. А чтобы лен-долгунец радовал длинными и крепкими волокнами, перед едой яйца подбрасывали вверх, насколько хватало сил, и приговаривали: "Расти, лен, выше лесу стоячего!". Если учесть масштабы производства, то обряд, по всей видимости, работал.

Сверх-сложного ухода лен не требовал: достаточно было прополки. Но вместе с тем, если представить гектары голубеньких цветочков, щедро сдобренных сорняками, то перспектива не самая радужная. Не думаю, что мужчины принимали активное участие в этом процессе, так что остается только позавидовать выносливости наших женщин.

Начало сентября давало старт уборке урожая. Процесс назывался "теребление": светло-желтые стебли выдергивали с корнями и связывали в небольшие снопы диаметром 20-30 см. Время сбора играло очень большую роль: если передержать лен или убрать раньше времени, то качество волокна было не таким, как нужно, значительно отличаясь в худшую сторону. Хорошим мерилом зрелости были листья: когда они начинали немного подсыхать, то, значит, уже пора приступать к уборке. Выдергивали небольшими пучками, одновременно убирая остатки сорняков, увязывали и расставляли в поле. Вариантов расстановки для сушки было несколько, но самым "ходовым" была сушка на жердях, в подвешенном состоянии, или в параллельных рядах, когда верхушки снопов одного ряда опирались на верхушки соседнего.

На следующем этапе обивали семена. Делалось это прямо на поле, специальными палками с утолщением на конце - кичигами. Причем делалось с попутным улучшением характеристик посадочного материала: семена брали только с длинных стеблей.

Вылеживание и вымачивание

Очень важным процессом была лежка, или мочка. Результатом должно стать легкое отделение костры (твердой части) от мягких волокон, используемых в рукоделии; но в разных губерниях процесс проходил по-разному.
Взять, к примеру, Вологодскую губернию: там просушенные снопы расстилали на полях. Идеальным условием для лежки было чередование хорошей погоды и дождя, а если еще и роса с утра, то совсем хорошо.
В Петрозаводском уезде поступали иначе. Там выбирали водоем с тихим течением, в котором и производилось вымачивание. Абы какая речушка не подойдет - имелись свои секреты:
  • мочение в озере отбеливало волокна;
  • если лен побило морозом, то красный оттенок скрывали вымачиванием в реке с темной водой;
  • если на берегу росли растения, содержащие дубильные вещества, то в таких местах лен не мочили - волокна обретали ненужную жесткость;
  • не замачивали лен рядом с хвойными деревьями.
Не последнее место в вымачивании льняных снопов занимало время погружения. Если его задержать, то даже вода с самыми лучшими качествами даст неважный результат. А ранние морозы были самой настоящей бедой, потому что долгое нахождение в воде уменьшало прочность льняных волокон, а ждать приходилось до потепления. Зажиточный люд мог позволить себе подождать следующего года и вымочить снопы как полагается, но это редкость: в основном все торопились успеть до зимы.

Снопы прижимали надежным гнетом (жердями, сучьями, бревнами), и оставляли вымокать.

И лежка, и мочение длились от недели до месяца, в зависимости от погоды. Готовность проверяли на горсти сырья: небольшое количество льна мяли и трепали, проверяя, как отходит костра. Вымоченный лен перед мятьем прополаскивали от гнилостного запаха, немного отжимали воду и пучками вывешивали на просушку.

Если вымачивание или лежка из-за погоды попадали на позднюю осень, то снопы часто досушивали в ригах или бане, усаживая снопы на жерди. Качественная сушка была очень важна: пересушенный лен превращался в паклю. Процесс занимал 10-12 часов, очень редко сутки.

Мятье, трепание и чесание

Для мятья и трепания использовали специальные приспособления. Мялкой служило бревно с вырезанным продольным пазом, к одной стороне которого был прикреплен длинный деревянный нож. Процесс выглядел следующим образом: стебли льна клали в паз, и с силой опускали на них нож, размалывая таким образом костру. Иногда одного мятья было недостаточно, и процедуру повторяли с более тонкими инструментами, действующими по тому же принципу. Мялицы устанавливали на улице. Сам процесс проходил уже в холодную погоду, но, несмотря на это, одна женщина могла обработать за день до двух пудов стеблей.

Целью трепания было отделение частичек костры от волокна и его распределение. Можно было просто побить пучок волокон о столб, но чаще брали специальное трепало: дощечку ножевидной формы. Тяжелой она будет или легкой, зависело от качества льна: сильные, здоровые волокна требовали более веского трепанья, и наоборот. Пучок брали за один конец, а по второму били трепалом. Потом процесс повторяли с другим концом, и напоследок выворачивали пучок наизнанку и точно так же оббивали сердцевину. Оставалось отсортировать волокна по качеству и цвету. Остатки костры и обрывки волокон либо сжигали, либо конопатили ими стены. Из отрепья могли вить толстые грубые веревки для перевязки того же льна.
Чесание имело общие черты, но в отдельных губерниях инструмент и длительность процесса отличались:

  • - средняя часть России: волокно прочесывали дважды: деревянным гребнем и щеткой;
  • - северо-восток: трех- и четырехкратное прочесывание щетью.
Щеть по внешнему виду очень напоминала круглые малярные кисти, только состояла она из жесткой щетины и деревянной ручки, промазанной смолой и укрытой кожаной воронкой. Для дома их в состоянии были сделать даже дети. Более аккуратные и красивые щети делались ремесленниками и выставлялись на продажу.

Чесание доверялось только матери семейства, или опытной мастерице. В зависимости от количества, прочесывания давали волокно для разных целей, от грубого полотна-рядины до тончайших нитей для полотенец. Словом "лен" называли только те волокна, которые остались на гребне после длительного многократного вычесывания.

Ближе к концу осени женщины демонстрировали друг другу первый вытрепанный лен. Девушки особенно старались похвастать мастерством, ведь на "смотринах" могли оказаться их будущие свекрови.

Прядение и ткачество

Прядильный сезон продолжался долгие пять месяцев. Украшенная резьбой и узорами прялка, зачастую являвшаяся семейной ценностью или подарком жениха, а также веретено - вот спутники пряхи. Пряли все, от мала до велика: у юных девочек был свой урок - напрясть к замужеству столько, чтобы хватило на пошив приданого. Ручное прядение очень долгий и кропотливый процесс: опытная мастерица с утра до ночи могла напрясть всего 300 м пряжи. На 1 кв.м. полотна уходило до четырех дней.

Саму прялку можно было условно поделить на две части: ту, к которой крепится кудель, и ту, на которой сидела пряха. С кудели она левой рукой тянула нить, которую наматывала на веретено в правой. И вот такую L-образную конструкцию самопрялка, появившаяся в XIX веке, не смогла вытеснить: качество нити было гораздо выше. После прядения готовый материал сортировали: нити, сделанные маленькими пряхами, шли на уток, а тонкие и прочные предназначались для шитья.
Перепряденные нити использовали для ткачества. В избах устанавливали кросна - станок для ткачества, представлявший собой П-образную перекладину, к которой крепили нити основы и впоследствии наматывали готовую ткань. В нижней части рамы устанавливалась еще одна перекладина: ее роль - распределение нитей основы, четные сверху, нечетные снизу (и наоборот). Свободные концы связывались, и к ним подвешивался груз для натяжения основы. Кросна ставили под небольшим наклоном, чтобы между нитями оставался промежуток. Задние нити крепились к еще одной перекладине. Если она лежала на кроснах, то оставалось естественное расстояние для пропускания утка между нитями, а если ткачиха ее натягивала на себя, то образовывался искусственный промежуток, в который снова протягивали уток; в этом случае передние нити отходили назад. Используя цветную нить и чередуя цвета и способы ткачества, мастерицы создавали красивые геометрические узоры.

Отбеливание и крашение

Если нити не красили, то полотно получалось серого цвета. В таком виде его использовали только в крайних случаях. Для шитья обычно использовали беленый холст:
  • перед тканьем полотна белилась нить, смотанная в клубки;
  • готовое полотно в течение 15 часов отбеливали в щелоке и оставляли под открытым небом на несколько дней, после чего еще раз вываривали в щелоке и стирали.
Перед пошивом одежды наводили дополнительный лоск: красили ткань в разные цвета. Использовались природные красители: кора и корни, цветы и листья, глина, сажа и прочие подручные средства. Может, цвета были не такими яркими, как мы привыкли, но натуральность краски и ткани того стоила.

Исторические корни изготовления одежды из льна идут из древности и насчитывают более 9000 лет. Предки тогда уже извлекали льняные волокна и скручивали из них нечто, напоминающее ткань.

Археологи раскопали свидетельства этого на территории древней России - волокнистые пряди льна, простенькие приспособления для изготовления тканей, которые относятся ко второму тысячелетию до нашей эры.

В V тысячелетии до нашей эры в разных древних странах льноводство процветало. Египтянами изготавливались легкие и изящные ткани. Светлая одежда в те временя была символом невинности, ее позволялось надевать только жрицам и девственницам. Египтяне знали, что лен не гниет, поэтому мумий они оборачивали именно льняным полотном.

Лен на Руси

Славянские племена еще до Киевской Руси начали разведение льна. Великий лен на Руси был широко любим с 9-го века по сегодняшний день. У славян лен пользовался уважением, потому что они знали о его благоприятном влиянии на здоровье, кроме того, они, по описаниям восточных авторов той эпохи, одевались только в льняные одежды. Мастера, которые умели делать очень тонкие полотна, были в большом почете. В те времена считалось, что льняная одежда хранит от бед.

Из России лен стал поставляться в Англию и Францию, и к XIII веку промышленность этих стран работала только на российском волокне. Производство по обработке льна получило развитие к концу XIII века и стало лучшим в мире. Лен использовался на Руси для одежды и белья. Причем одежду считали нарядной и праздничной, поэтому Петр Первый утвердил для льна стандарт. Вся Российская империя и двор Романовых в начале XX века снабжались материалами фабрик по льняному изготовлению.

Льняная одежда: сегодняшний день

Лен не потерял своей актуальности до сих пор, интерес к нему только возрастает, хотя промышленность выпускает большое количество других материалов. В России лен доступен, а в европейских странах он считается продукцией высочайшего класса и стоит дорого.

Новую жизнь льняная одежда получила благодаря кутюрье XXI-го века. С современными льняными тканями легко работается - они податливы, красиво мнутся, с ними можно экспериментировать, можно как угодно красить. У льна особая пластика - он мягкий и ломкий одновременно. Можно менять фактуру волокна, добиваясь нужного эффекта благодаря новым способам обработки льна.

Рынок льняных вещей постоянно развивается. Все чаще можно видеть льняную натуральную одежду на подиумах и модных показах. Современные товары разнообразны по расцветкам, дизайну, приятны на ощупь и, конечно же, качественные. Практичная и ноская одежда может служить в качестве предметов гардероба для сна, а стать праздничным нарядом.

Лен - самый первый вид ткани, который научились изготавливать люди. История льна насчитывает много веков. Ученые так и не смогли установить, где он был произведен впервые. В древней Греции носить одежду изо льна имели право только жрецы, а в Египте она была привилегией аристократии и нередко египтяне использовали ткань как денежную единицу.

Интересно! Египетские ткачи владели техникой прядения, позволявшей изготовить столь прозрачную ткань, что через пять ее слоев просвечивало тело, а сам наряд легко проходил сквозь маленькое кольцо.

Волокна льна добывают из кожицы стеблей растений. Извлекать волокна сложно, ведь располагаются они не в коробочке, как у хлопка, а в стебле, при этом крепко склеены между собой и самим стеблем. Производители вынуждены оставлять срезанные растения в поле, чтобы под воздействием погодных условий естественное развитие бактерий ускорило процессы расклеивания волокон. Поэтому на протяжении многих веков обработка льна остается традиционной. Химический состав ткани лен: 80% целлюлозы, 20% примесей (жировых, красящих, минеральных воскообразных и лигнин (продукт одревеснения клетки, который придает волокнам льна жесткость).

Интересно! Языковеды обращают внимание, что «полотном» древние славяне называли далеко не всякую ткань. Во всех славянских языках это слово обозначало только льняной материал.

История льна в России начинается со второго тысячелетия до нашей эры. Одежда из льняной ткани считалась не только нарядной и праздничной, но и ритуально чистой. Льняное полотно ценили все русские монархи. В конце XIX – начале XX века несколько льняных фабрик работали только на царский двор. Своим товаром они снабжали последнюю династию Романовых.

Интересно! На Руси лен стоил дорого, что делало его элитным материалом и недоступной тканью для простого народа. Не зря его часто называли северным шелком. Льняные юбки и рубашки из льна были роскошью для бедных женщин и мужчин. Они и мечтать не могли о подобного рода нарядах. И, к сожалению, у крестьян был единственный способ получить льняное полотно – украсть! Поэтому князь Ярослав внес особый параграф в церковный устав: «О наказаниях за кражу льна и льняной одежды».

Bо всем мире уже давно поняли, что экологически чистая одежда изо льна полезна для здоровья человека. Исследования показали, что высокая гигиеничность, прочность, комфорт изделий из льняных тканей способствуют более интенсивному кровообращению, стимулированию организма и уменьшению его утомляемости. А медики уверены, что лен способствует снижению простудных заболеваний. Хоть история возникновения льна и умалчивает о первосоздателе этой ткани, одежда из натуральных волокон стала самой популярной и модной среди нашего поколения.

История льна на Руси

На территории России лен известен с глубокой древности. Так при раскопках свайного поселения на реке Молдоле (на современной территории Вологодской области) были найдены семена льна, которые удалось даже прорастить. Это притом, что поселение датируется началом II тысячелетия до и. э. Здесь же были обнаружены части прялки и отпечатки льняной ткани на керамике. Арабский путешественник Ибн-Фоцла в 921 г. видел на Волге славян, которые носили одежду изо льна. До образования Киевской Руси льноводством занимались все славянские племена, населявшие Восточно-Европейскую равнину. Об этом в V в. и. э. писал Геродот, а также арабский ученый Ибн-Фадлан, восторгавшийся красотой белых льняных одежд славянских женщин.

Остатки полотняных нарядов находили на территории Руси еще в курганах X в. А к XIII в. центрами как производства, так и торговли льном стали Новгород и Псков. Английский путешественник Ричард Ченслер, посетивший Россию в XIV в., в книге «Торговля Московии» писал: «К западу от Холмогор находится город Новгород, около которого растет прекрасный лен… ровно как и в городе Пскове, в окрестностях которого великое обилие льна».

У наших предков лен считался очень важной культурой и высоко ценился в хозяйственной жизни, поэтому бережное отношение к сельскохозяйственной культуре отразилось в славянском фольклоре и календаре сельскохозяйственных работ русского народа. Об урожае льна думали практически целый год, пытались прогнозировать его по самым различным приметам. Так до наших дней дошло наблюдение: лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит. В областях, где выращивают лен, и сегодня примечают:

Росы с Федора - к урожаю льна и конопли.

На Марию сильные росы - льны будут серы и косы.

Хорошо рябина цветет - к урожаю льна.

Длинные капельники - долгий лен.

Земля при запашке коренится - лен будет волокнистым.

К XVI в. льноводство становится на Руси традиционным промыслом, важной статьей экспорта и национальной гордостью. Начинает работать первая в России канатная фабрика, совершенствуется ткачество. Русские мастерицы умели прясть очень тонкую нить, но для этого работать с ней можно было только в сыром и холодном помещении, так как в сухом и теплом такая нить рвалась. Поэтому труд мастериц был не из легких. Правда, ценился он высоко. Судить об этом можно хотя бы по тому, что культуре льна на Руси были посвящены специальные праздники. Первый был связан с посевом, отмечали его в последний день мая, и назывался он «Семь дев». В народе до сих пор говорят: сеют лен у семи Олен. Крестьяне примечали: кукушка закуковала - пора сеять лен. Все работы в поле также были регламентированы и обставлялись обрядами.

Скорее всего откуда это известно? в языческие времена существовал обычай: при посеве льна женщины раздевались донага, чтобы лен, глядя на них, сжалился и лучше уродился. Правда, после введения христианства подобное уже не поощрялось. Более того, крестьянки XVIII в. признавались, что никогда не пробовали делать этого: «Стыдно. Говорить-то все говорят, а разденься, так на смех поднимут». Зато очень долго существовал другой обычай. На празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку!»

С усилением христианства в Киевской Руси возделывание культуры практически вступает на новый этап. Хронология не соблюдается. Летописец Нестор в своей «Повести временных лет» подробно рассказывает не только о возделывании льна и производстве тканей, но и о получении и использовании масла печерскими монахами. Лечцы - так славяне называли своих лекарей - активно применяли льняное масло для врачевания различных заболеваний.

Льноводство и льняные одежды настолько широко распространяются на Руси, что в судебные уложения Ярослава Мудрого вошла статья о наказаниях за кражу льна и льняной одежды. Зачастую доход семьи зависел от урожая этой сельскохозяйственной культуры, потому не зря говорили: «Посеешь лен - пожнешь золото». Существовало и другое выражение, столь же краткое и образное: «Удастся лен, так шелк, не удастся, так щелк».

Если в языческие времена у народов, живших в северо-западных областях, были свои боги и богини, покровительствовавшие льноводству, то с введением христианства осталась одна богиня - Святая Парасковия. Именно ей по окончанию льняной страды - 28 октября - был посвящен праздник. Покровительницу льноводства называли по-разному: грязнуха (потому что октябрь - месяц дождей и грязи), но чаще ласково - льняница. В день Парасковии-льняницы было принято мять лен и приносить в церковь. Из льняных нитей создавали знаменитые кружева - бланды. Девушки щеголяли в них в праздники, демонстрируя свое мастерство, а парни, глядя на изделия, могли выбрать невесту. Считалось, что в неурожайные годы кружевница сможет прокормить семью и спасти от голода.

До нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза. Культура льна и сегодня не потеряла своего значения. Он остается одной из важнейших в сельском хозяйстве нечерноземной полосы Европейской части России. А потому и знать об этом растении следует больше.

Из книги Худеем в два счета автора

2.7. Семена льна с подсолнечным маслом. Это народное сибирское средство нормализации деятельности всего желудочно-кишечного тракта. Это даже не столько очистка, сколько именно восстановление.Рецепт такой: берете 100гр льняного семени, перемалываете его, например, на

Из книги Сильнее, чем женьшень. Целительные свойства имбиря автора Григорий Михайлов

ИМБИРЬ НА РУСИ Имбирное печенье, славившееся по всей Руси, в силу своего пряного вкуса получило название «пряник».На Руси имбирь появился в XVI веке – еще «Домострой» советовал хозяйкам консервировать арбузные корки в пряной патоке с «инбирем».Имбирь принадлежит к одной

Из книги Лечение водкой и вином автора Е. Говорова

«НА РУСИ ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ ПИТИ» (ИСТОРИЯ ВОДКИ И ПРИМЕНЕНИЕ ВОДКИ В МЕДИЦИНЕ) Напитки играют немалую роль в истории и культурных традициях любого народа. Каждый из традиционных национальных напитков имеет свою неповторимую историю появления и особенностей употребления. Как

Из книги Реанимация автора Владимир Львович Найдин

Веселие Руси… Мне всегда нравились рослые люди. Такое ощущение, что им сверху видно то, что нам - малорослым (хотя у меня своих где-то метр семьдесят, но это если не сутулиться) - недоступно. А этот вошел - прямо под потолок. Еще и плечи широкие, и голова обритая. Даже свет

Из книги АнтиМалахов автора Алексей Валентинович Фалеев

Настой молотых семян льна на масле. Я скажу честно, что слова «чистка кишечника» нужно понимать немного не так, как их понимают писатели типа Г.П.Малахова, Н.А.Семеновой, Ю.А.Андреева и т.д.В работах вышеуказанных авторов кишечник представлен некой канализационной трубой,

Из книги АнтиМалахов. Система оздоровления: За? , Против? автора Алексей Валентинович Фалеев

Настой молотых семян льна на масле Я скажу честно, что слова «чистка кишечника» нужно понимать немного не так, как их понимают писатели типа Г.П.Малахова, Н.А.Семеновой, Ю.А.Андреева и т. д.В работах вышеуказанных авторов кишечник представлен некой канализационной трубой,

Из книги Чтобы суставы были здоровы автора Лидия Сергеевна Любимова

Очищение семенами льна Хорошо очистить организм от токсинов и шлаков можно отваром из семени льна. Для этого надо взять 1 стакан льняных семян, положить в эмалированную посуду, налить 3 л крутого кипятка, закрыть крышкой и в течение 2 часов варить на водяной бане. Затем

Из книги Информационные бюллетени об исцелении природой. Том 5, 6, 7 автора Джон Рэймонд Кристофер

Выпуск 2 (74). СЕМЯ ЛЬНА (Linum usitatissimum); Льновые ТРАВА ДРЕВНЕГО ВЕЛИЧИЯЛен является настолько древним растением, что никто не может действительно проследить его происхождение. Он является самым старым из известных текстильных волокон, его культивирование прослеживается к

Из книги Целительные свойства пшеницы автора Наталья Кузовлева

Пшеница на Руси Проростки пшеницы - пища богатырей русских На территории современной России пшеница появилась приблизительно в V веке до нашей эры. Населявшие эти земли славяне испокон веков занимались земледелием, и одной из первых выращиваемых ими зерновых культур

Из книги Лён автора Алевтина Корзунова

Виды льна. Ботаническое описание Лен (Linum) - род однолетних и многолетних травянистых растений и кустарников семейства льновых. На Земле существует более 200 видов, произрастающих преимущественно в субтропических и умеренных широтах, в нашей стране - почти 40 видов.

Из книги Квас лечит! 100 рецептов против 100 болезней автора Мария Останина

Выращивание льна Немалую роль в жизни человека занимают цветы, радуя нас на протяжении всего жизненного пути. Наверное, поэтому красивые и нежные подарки природы мы стремимся перенести из лесов и полей поближе к жилищу. На симпатичный лен давно обратили внимание

Из книги Для чего люди одурманиваются? (Сборник) автора Г. Т. Богданов (составитель)

История применения льна Культура льна одна из самых древнейших. В результате археологических раскопок установлено, что семена льна человек использовал в пищу еще во времена бронзового и железного веков. В поселениях древних людей были обнаружены остатки хлеба,

Из книги автора

Глава 2 Химический состав льна Химический состав, а также механизм действия, количество и качество действующих веществ зависят от вида растения, мест его произрастания, времени сбора, способа сушки и условий хранения.У льна культурного наиболее используемой частью, с

Из книги автора

Глава 3 Лечение с помощью льна Испокон веков народная и в какой-то мере знахарская медицина применяют в лечении семена льна и льняное масло. В разных странах накоплены свои рецепты с учетом дополнительных компонентов, которые входят в их состав. Однако даже при одинаковом

Из книги автора

История появления кваса на Руси Известно, что квас пили еще древние египтяне 8 тысяч лет назад. Но это был совсем другой квас: не то квас, не то пиво, да и технология изготовления этого напитка была другой, хотя брожение зерен в ней присутствовало. Египтяне делали ячменный

Из книги автора

Петр Ива. Откуда на Руси зло? Ложь! Водкой не рождается Ни добрых дел, ни дум! Все пьянством повреждается: Здоровье, совесть, ум. Ведь муками похмелья Все платятся потом За краткий миг «веселья», Навеенный вином. Не пьяными устроена Великая страна, Раздвинута, утроена И