Золотой медалью в школе награждают учеников за обучение на “отлично”. Такие ученики - настоящая гордость любой школы . Но требования для получения медали очень велики . Оправдывает ли себя такая награда и что она дает при поступлении в ВУЗ?

Поможет ли золотая медаль поступить ?

Раньше золотая медаль открывала дверь в любое высшее заведение . Ученик не сдавал вступительные экзамены , а только проходил собеседование . На сегодняшний день золотая медаль поможет в поступлении лишь в том случае , если медалист и другой абитуриент наберут одинаковое количество баллов . В такой спорной ситуации , место отдадут медалисту .

2 )Медаль и ВУЗ

Студенты , которые получили золотую медаль , числятся на особом счету у деканата . Именно медалистов выбирают быть старостами групп . По закономерности , ученики с такой наградой , оканчивают ВУЗ с красным дипломом . Поэтому преподаватели возлагают особые надежды на таких учащихся .


3 )Как получить золотую медаль в школе ?

Ученик , который желает получить золотую медаль , должен понимать , что все время он должен отдавать обучению . Главными условиями являются :

  • По всем предметам , которые входят в школьную программу , ученик должен иметь оценку “отлично “
  • Нельзя проходить обучение экстерном
  • Запрещено пересдавать экзамены в целях повышения балла

В былые времена окончание средней школы с золотой медалью являлось гарантией того, что перед ребятами любые высшие учебные заведения открыты.

Льготы золотым медалистам

Аттестат за 11 класс выдавался особого образца, он был своеобразным пропуском для льготного поступления в самые престижные учебные заведения страны. Безусловно, подобная ситуация способствовала и появлению почвы для злоупотреблений со стороны администрации образовательного учреждения. Многие старшеклассники мечтали без особых проблем получить отличный аттестат за 11 класс и без дополнительных экзаменов и проблем оказаться студентом выбранного вуза.

Современные реалии

После распада Советского Союза прошло достаточно времени, изменилось общество, но золотые и серебряные медали остались в образовательных учреждениях. Некоторые учебные заведения не учитывают их при составлении рейтинговых списков абитуриентов, но большая часть учреждений среднего и высшего звена добавляет отличникам баллы, охотно принимает таких выпускников в свои стены.

Медалист должен сдавать дополнительные экзамены вместе с остальными абитуриентами, при этом золотая медаль выпускника школы гарантирует приоритет в ситуациях, когда у нескольких ребят одинаковое количество баллов.

Стимулом для обладания такой высокой наградой, как медаль, является возможность получения различных премий, учреждаемых городскими властями, многочисленными спонсорами, учредительными комитетами при ОУ.

Каковы условия получения в школе золотой медали?

Попробуем выяснить, как получить золотую медаль в школе. Знак «За особые успехи в учебе» получают ученики 11 (12 классов), имеющие в каждом полугодии на старшей ступени обучения только отличные отметки. Кроме того, одним из требований вручения данной престижной награды является сдача в 11 (12 классе) обязательных выпускных экзаменов в форме ЕГЭ не ниже проходного балла. В настоящее время такими обязательными экзаменами являются по двум основным предметам: математика, русский язык.

Условия получения золотой медали в школе не допускают получения подобной награды учениками, проходившими обучение в форме экстерната, а также теми ребятами, у которых отличные отметки были получены при повторной сдаче экзаменов.

Решение о том, награждать ли определенных учеников золотой медалью, принимает педагогический совет конкретного учебного образовательного учреждения. Далее решение согласовывается с местными органами исполнительной власти и утверждается специальным приказом директора школы. Полное среднее образование это шанс для ребят поступить в высшие учреждения, стать обладателем престижной профессии.

Путь к успеху

Многие первоклассники спрашивают, как получить золотую медаль в школе, и планомерно идут к поставленной задаче. Придется серьезно потрудиться, чтобы достигнуть такого высокого результата. Администрация школы старается оказывать всяческую поддержку талантливым ребятам, которые в 10 классе не получили ни единой отметки «хорошо». При желании потенциальный медалист может заручиться и дополнительными учебными пособиями, консультациями педагогов во внеурочное время. Помимо отличной учебы особый акцент нужно делать и на активную общественную жизнь. Такие ребята преуспевают и в олимпиадах различного уровня, проводят исследования, участвуют в проектах, конкурсах. Полное среднее образование - это тяжелый труд, особенно если школьник занимается в полную силу, демонстрирует высокие результаты в учебной деятельности.

Положение о награждении медалью «За особые спехи в обучении»

Министерством образования РФ было разработано и утверждено специальное положение, в котором указаны все правила того, как получить золотую медаль в школе. Помимо "золота" выдается "серебро".

  1. Право на получение такой награды есть у выпускников 11 (12) классов, обучающихся в школах, имеющих официальное свидетельство о прохождении аккредитации. Получить медаль могут и выпускники учреждений профессионального начального образования, прошедшие государственную аккредитацию.
  2. Золотую медаль «За особые успехи в учении» получают выпускники, имеющие за полугодие, год итоговые отметки по всех предметам «отлично», успешно сдавшие выпускные экзамены. Аналогичной наградой отмечают выпускников профессиональных училищ, которые при получении полного среднего общего образования продемонстрировали за полугодие, год отличные знания по всем дисциплинам, включая специальность, сдавшие экзамены на «5».
  3. Если в одном из полугодий у выпускника были не более двух отметок «хорошо», у него есть шанс получить серебряную медаль, права на получение «золота» он лишается.

Выпускники, ставшие обладателями золотой либо серебряной медали, подчеркивающей их особые успехи в процессе обучения, награждаются аттестатом особого образца, имеющим серебряное либо золотое тиснение. Вручаются медали на выпускном вечере вместе с официальным документом о соответствующем уровне образования.

Заключение

Отвечая на вопрос "Как получить золотую медаль в школе?", нужно понимать, что рассчитывать на такую престижную оценку учебной деятельности могут ребята, которые в своих индивидуальных учебных планах помимо обычных учебных дисциплин выбирают и различные элективные и факультативные курсы. Для многих современных выпускников вручение золотой медали на выпускном вечере становится подтверждением высокого интеллектуального развития. Родители золотых медалистов по праву гордятся своими отличниками, ведь их заслуги признаны уже во время обучения в школе. Золотая медаль - высший эталон, к которому стремятся многие современные подростки, в чьи жизненные планы входит дальнейшее обучение в престижных учебных заведениях РФ.

Нужна ли золотая медаль современному школьнику? Какие преимущества она дает? Как заполучить эту престижную награду? Давайте разбираться вместе.

Золотую медаль вручают в торжественной обстановке

Немного об истории награды

Первую золотую медаль выдали ученику в 1828 году, еще в Российской империи. С тех пор ее несколько раз отменяли, затем снова возвращали. Последняя отмена состоялась в конце 2013 года. Причина -- медали выдавали в огромном количестве, при этом не всегда обоснованно. Кроме того, тогда они не давали никаких преимуществ при поступлении. Такое решение Минобрнауки вызвало негативную реакцию у общества, поэтому было пересмотрено Госдумой. В мае 2014 года президент подписал указ, согласно которому школы стали вновь выдавать ученикам золотые медали «За особые успехи в учении».

Как получить золотую медаль?

Решение о выдаче золотой медали принимает педсовет школы и согласовывает его с местным отделом Минобразования. Для получения награды нужно выполнить определенные условия:

  • Иметь итоговые оценки «отлично» по всем предметам обязательной школьной программы за 10-й и 11-й классы.
  • Успешно пройти итоговую аттестацию - набрать баллы по ЕГЭ выше минимальных.

Кроме того, педсовет учитывает:

  • Поведение ученика - оно должно быть примерным.
  • Активное участие в общественной и спортивной жизни школы.
  • Достижения на районных, городских или областных олимпиадах.

Золотая медаль - престижная награда за особые успехи в учебе

Какие преимущества дает золотая медаль

Конечно, медаль не откроет вам двери во все , но некоторыми бонусами все же обеспечит. При поступлении она дает:

  • дополнительные баллы, которые суммируют с результатами ЕГЭ;
  • преимущество на зачисление, если вы и другой абитуриент без медали наберете одинаковое количество баллов.

Для подтверждения наличия у вас золотой медали необходимо предоставить приемной комиссии аттестат.

Какое количество баллов начисляют вузы за золотую медаль

При поступлении в 2018 году вы сможете получить до 10 дополнительных баллов включительно. Какие цифры установить, решает каждый вуз самостоятельно. Информацию о дополнительных баллах можно получить на официальном сайте конкретного вуза. Для этого нужно найти в правилах приема раздел «Индивидуальные достижения». Вот какие дополнительные баллы в 2018 году установили некоторые известные учебные заведения страны:

Каждый год могут устанавливаться разные баллы.

Количество дополнительных баллов за золотую медаль каждый вуз устанавливает самостоятельн

Законодательство не стоит на месте - условия получения медали ужесточаются, а ее обладатели получают дополнительные льготы. Главный упор делается на то, чтобы медали выдавали заслуженно и объективно. Все в ваших руках, дерзайте!

Комментарии

Т.е если за 6 или 8 класс есть 4ки или 3ки, можно получить золотую медаль?

Muxa Ckomapob, можно. Роль играют только оценки за 10-11 класс. И там не обязательно иметь все 5, главное чтобы среднее арифметическое по предмету было 5. Наример, в 1 полугодии 10 класса у меня была 4 по химии и по биологии, за остальные полуголия везде были 5 и у меня есть золотая медаль. (Выпустилась в 2018, думаю ничего не изменилось)

Muxa Ckomapob, если вы уже закончили 9 классов, то вы получили аттестат о неполном среднем общем образовании. В 10-11 классе отсчет начинается заново.

Получается ни какого смысла нет тянуть лямку 11 лет, ради 2х баллов при поступлении...
Раньше я слышал, что при наличии золотой медали, сдавали только один экзамен в ВУЗ?

Muxa Ckomapob, добрый день! Золотая медаль не дает никаких преимуществ при поступлении, кроме баллов. Будет ли конкретный вуз давать за нее баллы и сколько баллов, определяется внутри вуза. Иногда дополнительные 2-3 балла могут помочь выпускнику поступить на бюджет. Но если медаль дается очень трудно, то лучше сосредоточиться на подготовке к ЕГЭ. Поскольку от нее зависит основной результат.

Нужно ли раз и навсегда отменить школьную золотую медаль? Если нет - то как встроить эту престижную награду в систему единого государственного экзамена (ЕГЭ)? Эта тема обсуждается последние полгода - от выступлений представителей высшего образования на VII съезде Российского союза ректоров до парламентских слушаний, посвященных итогам ЕГЭ за 2002 год, где свои аргументы против золотой медали высказывали руководители регионального образования.

Золотой дождь

Новый этап в истории золотой медали наступил в 1995 году: в это время, впервые за несколько десятилетий, на российские школы хлынул золотой дождь. Менее всего его ожидали руководители образования. "Этот взрыв для нас неожиданность, - прокомментировали тогда в Министерстве образования. - Но мы бы остереглись говорить об абсолютном повышении уровня знаний учащихся. Это вообще трудно определить".

Неожиданная волна пылкой любви к учебе, захлестнувшая Россию, привела к тому, что в выпускных классах нестоличных школ (чаще всего это были школы с углубленным изучением предмета) с 1995 года ежегодно оказывалось по три-четыре золотых медалиста. Некоторые московские школы насчитывали в каждом выпуске по восемь медалистов.

Учителя нашли объяснение феномену. В начале 90-х было создано множество школ с углубленным преподаванием предмета. Как только первые гимназисты и лицеисты стали сдавать выпускные экзамены, по всей стране - от Калининграда до Магадана - прокатился девятый вал, состоящий из золотых и серебряных медалей. Выпускники гимназий, лицеев и спецшкол показывали блестящие результаты потому, что выпускные экзамены у них принимали по общешкольным экзаменационным материалам. А эти материалы были рассчитаны на более скромный уровень знаний.

"Перепроизводство" золотых медалистов имело и другие, гораздо более далеко идущие последствия. Оно сделало невыносимой работу приемных комиссий вузов. Медалистам, как известно, положена льгота - зачисление по результату первого, сданного на "отлично" экзамена. После 1995 года во всех престижных вузах стал традицией такой расклад: на 10 свободных мест претендовали около 60 золотых медалистов.

Погрузившись в "золотой" поток, руководители приемных комиссий вузов определили: только треть медалистов на вступительных экзаменах подтверждают свой высокий уровень. Такова общероссийская статистика.

Неудивительно, что в высших учебных заведениях школьную награду "За успехи в учебе" рассматривают как знак отличия местного значения. Сегодня золотая медаль вызывает доверие только в том регионе, в котором была выдана школьнику. Да и то не всегда.

Особенности национальных традиций

В остальном высшая школьная награда - это золотой плод, падающий счастливчику в руки в результате негласного соглашения между школой, учеником и его родителями.

Еще в начале девятнадцатого века классики обронили замечание, что экзамен на чин коллежского асессора следует сдавать на Кавказе. Там что-то помогает экзаменуемому: вероятно, климат. Заметим, что климат этот остается благодатным и по сей день.

В России численность золотых медалистов на душу учащегося населения привлекательно увеличивается, если двигаться с севера на юг.

По статистике последних лет, на Сахалине получить золотую медаль может каждый 596-й школьник, в Московской области - каждый 253-й, в Саратовской - каждый 158-й, в Ростовской - каждый 55-й, в Республике Ингушетии - каждый 39-й, в Краснодарском крае - каждый 38-й, в Ставропольском крае - каждый 29-й, в Республике Кабардино-Балкария -

каждый 18-й.

Кабардино-балкарский рекорд по числу золотых медалей на душу населения побить в России не удастся, по всей видимости, никогда и никому. На все вопросы Министерства образования кабардинцы отвечали, чтобы им не мешали блюсти национальные традиции.

По одной в руки!

Но не только национальные традиции увеличили число золотых медалистов. С каждым годом в стране становится все больше школьников, которые медаль "За успехи в учебе" (точнее, сопровождающие ее документы) купили сами.

Откуда берутся "свободные" золотые медали, которые можно продать и купить? Дело в том, что медаль доходит до своего владельца долгим путем. И на этом пути есть немало закоулков.

Гознак начинает собирать заявки на золотые медали ровно задолго до того, как потенциальный медалист закончит школу. Как правило, перечень счастливчиков, которые получат золотую медаль в будущем году, определяется школой и руно ровно за год. Год ведомственной переписки необходим, чтобы вовремя (на выпускном вечере) выдать школьнику его "серебро" или "золото". Бюрократическими проволочками объясняется и тот факт, что "непотенциальный" медалист заслуженной золотой медали не получит никогда и ни при каких обстоятельствах, как бы блестяще он ни сдал экзамены. Ему просто скажут: "Нет, Вася, ты медали недостоин".

А ведь система проста: нет заранее оформленного документа на медаль - не будет и медалиста.

Только в последние годы, чтобы восстановить справедливость, "внеочередным" медалистам все-таки стали выдавать их заслуженные награды. Иногда их заказывают вдогонку и выдают их, увы, полгода или год спустя...

Проследим дальше путь золотой медали. С Гознака нужное количество школьных наград отправляют по всей России фельдъегерской связью с приложением накладных. Заказ попадает сначала в региональный орган управления образованием, где все накладные записываются в книгу учета бланков аттестатов, золотых и серебряных медалей и похвальных листов, с указанием номера и серии поступивших документов, а затем аттестаты и медали распределяются по школам. В школе только что прибывшие аттестаты записываются в такой же школьный кондуит.

Медали получаются по накладной и кладутся в школьный сейф.

В XVIII веке первая российская гимназия последовала традициям своих французских коллег, выдав своему лучшему выпускнику золотую медаль. Настроенный на благодушный европейский лад директор гимназии и не подозревал, что основывает традицию, которой на Руси суждена долгая и странная жизнь. А между тем случилось именно так. Уже в Европе XVI века руководители школ иезуитов, дававшие детям самое престижное для своего времени образование, отмечали медалями лучших школьников. Тот же обычай был перенят на рубеже XVIII и XIX веков в школах для девочек, основанных монахиней-педагогом Магдаленой-Софией Бара и конгрегацией Святейшего Сердца Иисуса (Сакре Кер). Эти школы, дававшие девушкам превосходное образование (включая древние языки и логику), вызывали любопытство и зависть у образованных россиян пушкинской поры. Так что невинный обычай награждать медалями лучших мальчиков и девочек имел в Европе долгую историю. Но, угодив на российскую почву, благостная образовательная традиция приобрела в России окраску не менее экзотическую, чем сарафаны национальной игрушки - куклы-матрешки.

Украсть аттестат!

Кражи школьных золотых медалей - случай редкий. Несмотря на огромный престиж в российском обществе, этот желанный предмет, по сути дела, не более чем жестянка. До

40-х годов прошедшего столетия желанный школьный трофей покрывал слой позолоты. После Великой Отечественной войны руководители страны решили, что позолота - это слишком. В 50-е годы школьная золотая медаль стоила 40 копеек, затем - 90. В 70-е годы ее цена поднялась до рубля сорока копеек. До кризиса 1998 года школьная золотая медаль оценивалась на Монетном дворе приблизительно в 60 рублей. Она представляет собой кругляшок из томпака (монетной бронзы). Серебряная медаль "За успехи в учебе" делается из посеребренного нейзильбера (сплав мельхиора) и прозаически напоминает о столовых ложках. Как сообщили мне в Московском обществе фалеристов, повышенным вниманием коллекционеров золотые и серебряные медали "За успехи в учебе" не пользуются.

А вот за "золотыми" аттестатами идет охота...

Сама по себе медаль привилегий не дает. Зато некоторые возможности можно извлечь из сопровождающего ее аттестата. Каждую золотую или серебряную медаль должен сопровождать особый "золотой" или "серебряный" атттестат. Внутри этих аттестатов еще на Гознаке пишется особыми буквами, что школьник (имярек) получил золотую (серебряную) медаль.

Произвольно заказывать аттестаты нельзя: их число должно соотноситься с медалями приблизительно как 1:2. Если на Монетном дворе представителями образования российской территории заказывается тысяча золотых медалей, то к ней на Гознаке прибавляется заказ на полторы тысячи специальных, тисненных золотом аттестатов. Заказывать пятьсот лишних аттестатов только для золотых медалистов обходится в немалые деньги. Но территории на это идут. Школьные аттестаты, которые по сей день заполняются только вручную, легко испортить. Поступивший из региона заказ в тысячу золотых и три тысячи серебряных медалей (сам по себе он ненаказуем, потому что считается, что местные власти заказывают медалей на год-два вперед) дает возможность легально заказать на Гознаке огромное количество лишних аттестатов самых престижных форм - для золотых и серебряных медалистов.

Нередко случается, что именно эти аттестаты становятся предметом купли, продажи и кражи.

Органами внутренних дел по всей России возбуждено немало дел по факту кражи из руно или школ бланков школьных аттестатов. Одна из самых феерических краж этого рода была обнаружена в апреле 1998 года в Московской области, когда злоумышленники увели четыре тысячи сто три аттестата для девятиклассников и семьсот аттестатов для выпускников школ!

Зачем красть аттестаты? Затем, что именно "золотой" аттестат, а вовсе не медаль предъявляется абитуриентом в приемной комиссии в доказательство своего права сдавать экзамены на льготных основаниях.

Ни одного дела о предъявлении в приемных комиссиях вузов фальшивых "золотых" аттестатов органами МВД заведено не было. Предьявителей липовых школьных аттестатов (большинство из которых имеют номера, числящиеся за школьными аттестатами, направленными в конце 90-х в Чеченскую Республику) сотрудники приемных комиссий вычисляют по внешнему виду. И, как правило, заворачивают.

Подозрительную ситуацию регулируют сами вузы. И не ловлей "фальшивомонетчиков" в приемных комиссиях, а ужесточением вступительных экзаменов.

Горе медалисту

На парламентских слушаниях, посвященных результатам ЕГЭ 2002 года, руководитель образования Оренбургской области Исаак Калина (ныне заместитель генерального директора издательства "Просвещение") в своем выступлении подчеркнул: блестящие баллы на ЕГЭ продемонстрировали победители предметных школьных олимпиад, а вовсе не кандидаты на золотую медаль. "На вступительных экзаменах в наш университет только 31 процент золотых медалистов подтверждают свои знания", - согласился с ним ректор Новгородского университета им. Ярослава Мудрого Анатолий Гавриков.

У руководителей образования из разных регионов России нет сомнений: золотая медаль больше говорит о весе родительского кошелька и о предприимчивости ученика, чем о его знаниях.

Поэтому они разрабатывают другие льготы для поступления в вузы. С 2004 года в России будет запущена система школьных предметных олимпиад. Их победители получат право поступления в вузы без конкурса.

Жестко высказался на съезде Российского союза ректоров ректор МГУ Виктор Садовничий. Он настаивает на праве Московского государственного университета проводить вступительные экзамены, корректирующие результаты ЕГЭ (а заодно отсеивающие липовых золотых медалистов).

Уже известно, что МГУ станет первым в обсуждаемом ныне списке ведущих вузов страны. Эти высшие учебные заведения (ориентировочно числом пятнадцать) смогут устанавливать дополнительные вступительные испытания по своему вкусу.

Куплю медаль, повешу на стену!

Не так сурово относится к школьному "золоту" министр образования Владимир Филиппов.

"Золотая медаль останется, - заверил министр на одной из пресс-конференций. - Она не должна играть роли на ЕГЭ. Но при прочих равных условиях наличие золотой медали должно перевешивать при зачислении в вузы. Нужно такую систему разрабатывать. Например, в Российском государственном университете дружбы народов, ректором которого я был, на восемь мест по лингвистике ежегодно претендовали 65 золотых медалистов. Приходилось располагать медалистов в порядковом рейтинге. Понятно, что будет с медалистом, если на ЕГЭ он не подтвердил свои знания. А как распределить позиции этого рейтинга, если

"Дело в нестыковке шкал. Когда мы придем к другой шкале оценок, тогда и статус медалиста станет иным", - оптимистично высказался ректор Новгородского университета Анатолий Гавриков.

Иными словами: когда введение ЕГЭ лишит золотую медаль ее поступательной силы, образовательные чиновники наконец перестанут раздавать школьное "золото" направо и налево. И тогда, быть может, присуждать медаль станут и впрямь за успехи в учебе.

Даже если эксперимент с ЕГЭ покажется правительству неудачным, через несколько лет демографический спад приведет к тому, что двери большинства российских вузов будут открыты для всех желающих. Положенные для медалистов льготы при зачислении больше не понадобятся. Куда же деть золотые медали, позволяющие стольким людям чувствовать себя при деле (да еще и зарабатывать деньги)?

"Почему бы нам не сделать золотую медаль настенной - как грамоту?" - недавно предложил Владимир Филиппов.

Все-таки министру образования жаль расставаться со старой подругой.

До 1917 года золотая медаль не была в России общенациональной: выпускники гимназий получали эту почетную награду, если таково было решение совета гимназии. До 1835 года это решение утверждалось местным университетом, а с 1835-го - учебным округом. В некоторых трудных случаях присуждение золотой медали было делом политическим: когда директор гимназии Ф.Керенский (отец будущего главы российского Временного правительства) отдал распоряжение выдать золотую медаль выпускнику В.Ульянову (брату известного террориста), это событие вызвало пересуды. Для того чтобы получить медаль, гимназисту прошлых лет надо было иметь оценки "отлично" по латинскому и древнегреческому языкам и математике, средний балл не менее 4,5 по всем остальным дисциплинам и правильное поведение. В СССР решение награждать школьников золотой медалью было утверждено постановлением СНК в 1945 году. В 1968 году были отменены серебряные медали и введены грамоты "За особые успехи в изучении отдельных предметов". По итогам 1985/86 учебного года школьникам вновь стали присуждать серебряные медали.

Светлана КИРИЛЛОВА

Первое сентября (Москва) , N036

У меня дочки - близнецы. Они закончили школу с серебряными медалями. А вот университет с красным дипломом закончила только одна, у второй были четверки и получила она обычный диплом:)
Итак, читаем о традиции вручения школьных медалей, имеющая в России почти 186-летнюю историю.

В истории российского образования награждение учащихся впервые появилось при императрице Екатерине II. Согласно утвержденному ею в 1786 году «Уставу народным училищам в Российской империи» имена учеников, отличившихся успехами в науках, прилежанием и благонравием, заносились учителем в записную книгу, которая явилась прообразом «Книги почета», широко распространенной позже в советской школе

Кроме того, лучшим ученикам в качестве награды вручалась учебная книга в хорошем

переплете, подписанная директором. Поскольку в XVII веке книги стоили очень дорого, они

являлись действительно высокой наградой для учащихся.

В 1828 году «Уставом гимназий и училищ уездных и приходских» в России впервые

были официально введены школьные медали. До этого вручение различного вида школьных

медалей происходило бессистемно и полуофициально.

Начиная с 1828 года, золотые медали стали присуждаться выпускникам, показавшим

чье решение в период до 1835 года подлежало утверждению университетом, а после 1835 года

Учебным округом.

В 1835 году императором Николаем I была утверждена единая медаль для мужских

гимназий «За успехи в науках». Лицевая сторона медали была украшена государственным

гербом (двуглавым орлом). На обороте изображалась покровительница наук Минерва,

стоящая с поднятым в левой руке светильником. В ее правой руке был лавровый венок, у ног

Сова и атрибуты наук (свитки и глобус) и надпись - «ПРЕУСПЕВАЮЩЕМУ».

Предполагалось, что гимназическое образование должно продолжиться в

университете, поскольку надпись «ПРЕУСПЕВШЕМУ» выбивалась только на медалях за

окончание университета.

«Мужские» гимназические медали чеканились двух видов - большая из серебра, и

малая из золота. Они просуществовали без серьёзных изменений до 1917 года.

Золотая медаль мужских гимназий имела диаметр 32-33 мм, вес 25-26 граммов и

делалась из чистого золота 990-й пробы. Серебряная медаль изготавливалась из серебра и

Чтобы получить золотую медаль, нужно было иметь примерное поведение, оценки

«отлично» по латинскому, древнегреческому языкам и математике и средний балл не менее

4,5 по всем остальным дисциплинам.

В 1870 году, после утверждения положения о женских гимназиях, право быть

награжденными золотыми и серебряными медалями наравне с юношами получили и девушки.

«Женские медали» были двух видов, так как частью гимназий ведало Министерство

народного просвещения, а над остальными шефствовала императрица Мария Александровна.

На медалях, которыми ведала императрица, оборотная сторона украшалась венком из

ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЯХ».

Медали гимназий Министерства просвещения были украшены изображением

покровительницы наук Минервы, стоящей со светильником и атрибутами наук у ног, но «в

лёгкой тунике» и с надписью «ЗА БЛАГОНРАВИЕ И УСПЕХИ В НАУКАХ».

На лицевой стороне обоих видов «женских» медалей единообразно выбивались

профильное изображение императрицы и надпись «ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА

МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА». После смерти августейшей особы шефство над женскими

гимназиями приняла супруга Александра III и мать последнего императора Николая II -

Мария Фёдоровна, и на лицевой стороне медалей стали чеканить уже её профильное

Медали в царской России выдавались всем достойным, независимо от положения в

обществе, сословия и социального статуса ученика или его родителей. Известны случаи,

причем неединичные, когда медали получали даже дети государственных преступников. Пример: директор гимназии Ф. Керенский (отец будущего главы российского Временного правительства) настоял выдать золотую медаль выпускнику Владимиру Ульянову.

Однако, следует отметить, что даже при большом желании не все гимназии имели

возможность отмечать успехи своих учеников золотыми и серебряными медалями. Все

зависело от того, насколько богат был попечительский совет той или иной гимназии, ведь за

медали, изготавливаемые из драгоценных металлов, нужно было платить.

общегосударственной наградой можно было лишь с большой натяжкой.

Октябрьская Революция 1917 года изменила существовавшие ранее порядки. В том

числе была отменена и существовавшая ранее система награждения выпускников учебных

заведений медалями.

После 1917 года некоторые школы самодеятельно выпускали некое подобие школьных

медалей - медалевидные жетоны на разнообразных подвесках, которые вручались особо

отличившимся за годы учебы и особо одаренным ученикам, но все это было самодеятельно и

бессистемно.

Кроме того, различные ведомства, учреждения, комиссариаты поощряли лучших выпускников школ похвальными грамотами и подарками, нагрудными знаками за отличное окончание всевозможных курсов. Официально же похвальные грамоты были утверждены Постановлением ЦИК СССР от 2 сентября 1935 года и впервые начали вручаться по итогам 1935-1936 учебного года

Медали образца 1945 года .

Впервые в СССР золотые и серебряные школьные медали были введены, начиная с 1944-1945 учебного года постановлением Совнаркома СССР от 21 июня 1944 года «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Тогда же было принято решение проводить в школах выпускные экзамены для учащихся. 30 мая 1945 года вступило в силу «Положение о золотой и серебряной медалях «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», утвердившее образцы и описание самих медалей, а также образцы бланков аттестатов к ним. Согласно этому положению, золотой медалью награждались лица, показавшие при сдаче экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи, имеющие примерное поведение и оценку «5» по всем основным предметам средней школы. Если учащийся показал аналогичные знания при сдаче экзаменов, имел примерное поведение, но оценку «4» не более чем по трем из остальных основных предметов, то он мог награждаться серебряной медалью. При награждении медалями не учитывались оценки по пению, рисованию, черчению и военно-физической подготовке. Представление учащегося к медали оформлял педагогический совет школы, но решение о присуждении медали принималось областными и краевыми отделами народного образования.

Награжденные золотыми и серебряными медалями имели право поступления в высшие

учебные заведения СССР без вступительных экзаменов, при этом в первую очередь

принимались награжденные золотой медалью, а затем - серебряной.

Золотая и серебряная медали «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ

ПОВЕДЕНИЕ», вручаемые выпускникам средних школ в период с 1946 по 1954 год, имели

один и тот же диаметр - 32 мм, а толщину - соответственно 1,5 мм и 2 мм. Изготавливались

медали из золотого сплава 583-й пробы и серебряного сплава 925-й пробы соответственно.

Золотая медаль весила почти 11 граммов и была покрыта слоем чистого золота

толщиной 3 микрона. Серебряная награда была чуть-чуть тяжелее и весила 15 граммов.

На лицевой стороне медалей на фоне расходящихся лучей изображена раскрытая книга,

окаймленная снизу и справа лавровой ветвью. В верхней части, в центре расходящихся лучей,

помещена выпуклая пятиконечная звезда. По окружности - надпись: «ЗА ОТЛИЧНЫЕ

Медали образца 1945 года:

Золотая школьная медаль образца 1945 года.

Диаметр 32мм, вес 11 граммов,

золото 583-й пробы.

Серебряная школьная медаль образца 1945 года.

Диаметр 32мм, вес 15 граммов,

серебро 925-й пробы.

По материалам сайта www.smedal.ru.

УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», обрамленная ободком из точек и бортиком. На

оборотной стороне медалей изображение герба и сокращенная надпись наименования

соответствующей союзной республики.

В аттестатах учащихся, окончивших среднюю школу с медалью, имелась запись:

«Награжден золотой или серебряной медалью», а в верхней части аналогичный текст был

выполнен соответственно золотистой или серебристой краской.

В тот же период Московский монетный двор выпускал золотые и серебряные медали в

16 вариантах для каждой из существовавших в тот момент союзных республик. Надпись "За

отличные успехи и примерное поведение" также исполнялась на национальных языках

союзных республик.

Аттестат зрелости и золотая медаль «номер 1» в РСФСР были вручены ученику одной

Общемосковской математической олимпиады Евгению Щукину.

После окончания школы Евгений продолжил свое обучение на физическом факультете

МГУ, который окончил с красным дипломом.

В 1967 году Евгений Дмитриевич Щукин стал профессором МГУ. В 1984 году его

избрали в Национальную инженерную академию США, а в 1988 году - в Королевскую

Шведскую Академию инженерных наук.

Медали образца 1953 года .

С 14 декабря 1953 года в связи с изменением технологических условий изготовления медалей произошли некоторые изменения их параметров, прежде всего, изменился состав применяемых сплавов металлов. Золотую медаль стали изготавливать из сплава 375-й пробы и дополнительно покрывать более высокопробным золотом методом гальванозолочения. Толщина этого слоя составляла 3 микрона, золота в медали осталось лишь 6 граммов. Серебряная медаль по-прежнему чеканилась из серебра 925-й пробы. При сохранившемся диаметре 32 мм толщина медалей увеличилась до 3 мм. Дизайн медалей остался прежним.

Медали образца 1960 года .

Начиная с 1959 года, в связи с переходом на новую систему школьного образования,

золотыми и серебряными медалями стали награждать не только выпускников средних

десятилетних школ, но и выпускников школ рабочей молодежи.

произошедшей реорганизацией школ рабочей молодежи в средние общеобразовательные

оборотной сторонах золотой и серебряной медалей образца 1960 года были такими же, как на

медалях образца 1945 года, а в надписи появилось уточняющие слова «в учении и труде» и она

стала такой: «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ, ТРУДЕ И ЗА ПРИМЕРНОЕ

ПОВЕДЕНИЕ».

Обе медали увеличились в диаметре до 40 мм и стали изготавливаться из

недрагоценных металлов: золотая - из томпака Л90, а серебряная - из мельхиора МН19.

Поверхность медалей покрывалась тончайшими слоями драгоценных металлов в 5

микрон. Применялся метод гальванозолочения или гальваносеребрения (на медаль

расходовалось: золота в количестве 0,307 г., серебра - 0,167 г.)

Соответственно вводились и новые образцы аттестатов о среднем образовании. На

лицевой стороне бланка аттестата помещался герб и название Министерства просвещения

союзной республики и наименование документа: «Аттестат о среднем образовании».

Если бланк аттестата предназначался для учащихся, окончивших среднюю школу с

золотой или серебряной медалью, то герб и надписи были выполнены соответственно золотым

или cepeбряным тиснением. На внутренней стороне имелся текст, удостоверяющий

награждение владельца аттестата золотой или серебряной медалью.

Медали данного типа чеканились Монетным двором для 15 союзных республик, и

надписи на них были исполнены на языках тех республик, для которых они предназначались.

медалями оканчивающих заочные средние общеобразовательные школы», которое позволило

вручать медали выпускникам не только заочных средних общеобразовательных школ, но и

заочных отделений средних общеобразовательных учебных заведений.

награждения золотой медалью оканчивающих средние общеобразовательные школы и

установлении похвальной грамоты для оканчивающих эти школы» награждение серебряными

медалями было временно прекращено.

Одновременно с отменой серебряных медалей были введены похвальные грамоты «За

особые успехи в изучении отдельных предметов».

Теперь для награждения золотой медалью требовалось иметь годовые оценки «5» по

всем предметам за время обучения в 9-10 классах, сдать выпускные экзамены с оценкой «5»,

примерно вести себя и активно участвовать в общественной жизни школы.

Учащиеся, претендующие на похвальную грамоту по предметам, должны были иметь