Декан филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, доктор филологических наук. Президент Санкт-Петербургского государственного университета.

Декан филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, доктор филологических наук.

Президент Санкт-Петербургского государственного университета.

Президент Российской академии образования. Президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Президент Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Председатель Попечительского совета Фонда «Русский мир». Заместитель председателя Общества русской словесности.

Биография

Родилась в Ленинграде. В 1958 году закончила Ленинградский государственный университет по специальности «Русский язык и литература». В дальнейшем вся профессиональная деятельность связана с Университетом: лаборант, аспирант, младший научный сотрудник, ассистент, доцент, с 1979 года – профессор кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков филологического факультета, с 1985 года зав. кафедрой общего языкознания. В 1965 году защитила кандидатскую диссертацию, в 1977 году – докторскую диссертацию на тему «Современное русское литературное произношение (экспериментально-фонетическое исследование)».

С 1984 года работала проректором по учебной работе, затем – первым проректором, с мая 1993 по апрель 1994 года исполняла обязанности ректора. В апреле 1994 года избрана ректором Университета. 19 апреля 1999 года Л. А. Вербицкая повторно избрана на должность ректора Университета. Эти годы – период динамичного развития Университета. По ее инициативе и при непосредственном участии в Университете открыты два новых факультета – международных отношений и медицинский. В 2004 году – в третий раз избрана ректором Санкт-Петербургского университета. 18 февраля 2008 года по представлению Федерального агентства по образованию на заседании Учёного совета СПбГУ Л.А. Вербицкая избрана на должность Президента СПбГУ. С 2010 года – декан филологического факультета СПбГУ.

В 1995 году избрана действительным членом Российской академии образования (РАО), членом Президиума Северо-Западного отделения РАО. В 2013 году избрана Президентом Российской академии образования.

Почетный доктор ряда российских и зарубежных университетов, среди которых Болонский университет, Нью-Йоркский университет, Университет Сока (Япония), университеты Кемьон и Сукмен (Корея), университет Китайской культуры, Санкт-Петербургский государственный технический университет, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. Академика И. П. Павлова, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Воронежский университет, Дальневосточный государственный университет, Петрозаводский государственный университет.

Л.А.Вербицкая – член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию; Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации; Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации; Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по развитию непрерывного педагогического образования, Аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; Научно-методического совета по учебникам при Минобрнауки Российской Федерации; Экспертного совета при Управлении Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан. Людмила Алексеевна является членом Совета ректоров вузов Северо-Западного Федерального округа, со-председателем Ассоциации классических университетов РФ, со-председателем Совета по культуре речи при Губернаторе Санкт-Петербурга, советником губернатора Санкт-Петербурга по образованию, науке и средствам массовой информации, членом Научно-технического совета при губернаторе Санкт-Петербурга, Общественного Совета Санкт-Петербурга, входит в состав Комиссии по государственным наградам при Губернаторе Санкт-Петербурга.

Л.А.Вербицкая – заместитель Председателя Координационного комитета российско-германского Форума «Петербургский диалог».

С 2015 года Л.А.Вербицкая является председателем Федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе специальностей «Языкознание и литературоведение» и Федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

Заслуги крупного ученого, талантливого педагога, профессора Санкт-Петербургского университета Л.А.Вербицкой отмечены многочисленными наградами, в том числе ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, II степени, III степени, IVстепени, орденом Почета, орденом Дружбы, орденом Русской Православной Церкви Святой равноапостольной Великой Княгини Ольги III степени, орденом Русской Православной Церкви преподобной Ефросиньи II степени, высшей наградой Франции - Орденом Почётного Легиона, французским орденом «Академических пальм» с присвоением звания «Командор», «Рыцарским Крестом Ордена Заслуги Республики Польша», украинским орденом княгини Ольги III степени, знаком «Почетный работник высшего образования России», медалью «За заслуги перед отечественным здравоохранением»., лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования за 2001 год и премии Правительства РФ за 2007 год, а также премии 1997 года Королевского юбилейного фонда Великобритании за достижения в области высшего образования.

Международный астрономический союз (МАС) решением Комитета по наименованию малых тел Солнечной системы от 24 января 2000 года присвоил малой планете N7451 имя «Вербицкая».

Решением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 24 мая 2006 года Людмиле Алексеевне Вербицкой присвоено звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга».

Научные интересы

Людмила Алексеевна является автором более 350 научных и учебно-методических работ в области русского и общего языкознания, фонетики, фонологии и методики преподавания русского языка. Ее труды, посвященные проблемам современного произношения, заложили основы нового перспективного направления языкознания – «Произносительная норма и интерференция на фонетическом уровне». Вопросы культуры речи, стилистики, лексики и семантики современного русского языка занимают важное место в научных трудах профессора Л. А. Вербицкой, в ее выступлениях в средствах массовой информации, в работе Совета по русскому языку при Правительстве России, в многолетней деятельности в Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). В 1999 году избрана Президентом Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), в 2003 году – Президентом МАПРЯЛ, в 2007 году избрана на второй срок, в 2011 году – на третий срок.

Публикации

I. Научные труды

  1. Russian Language in the late 20th - early 21st century / Russian Journal of Communication, 5:1, 64­70. Eastern Washington University, 2013
  2. Тенденции развития произносительных закономерностей в публичной речи // Фонетика сегодня. Материалы докладов и сообщений VII международной научной конференции. Москва, Изд-во Института им. В. В. Виноградова - 2013.
  3. Кафедра общего языкознания вчера, сегодня, завтра. // Сборник тезисов конференции «150 лет кафедре общего языкознания Санкт-Петербургского государственного университета». СПб: Изд-во СПбГУ, 2013.
  4. Возможно ли предсказать наше прошлое? / Kann man unsere Vergangenheit vorhersagen? // Сборник материалов 15-х Потсдамских встреч. Берлин, Германия, - 2013.
  5. Современная русская орфоэпия и орфофония. Чуждоезиково обучение - 2013. - T. 40, - № 1.
  6. Роль фонологической системы (фонологии) и морфонологии в формировании некоторых особенностей современной произносительной нормы русского литературного языка. // Слово. Словарь. Словестность: Коммуникация. Текст. Синтаксис. // Материалы Всероссийской научной конференции к 90-летию со дня рождения С. Г. Ильенко. Санкт-Петербург, - 2013.
  7. Будем говорить правильно! Журнал «Аврора», 2013. - № 1. - С. 67-83
  8. Русский язык в России и за ее пределами. Мир русского слова.. 2014. - № 3
  9. Актуальные проблемы преподавания русского языка в поликультурном пространстве // Сборник материалов конференции «Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка в поликультурном пространстве». Уфа: Изд-во БашГУ. -2014. - С. 6 – 9.
  10. Проблемы языкового и литературного образования в школе и вузе // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. СПб: Изд-во РОПРЯЛ, 2014
  11. Предисловие // Сборник тезисов международной конференции «Научное наследие и развитие идей Ю. С. Маслова». СПб: Изд-во СПбГУ, 2014.
  12. Акцентные дублеты (система и норма) // Проблемы фонетики. Москва, - 2014. - T. VI.
  13. Язык и общество. Роль языка в жизни общества. Педагогика, 2015. - № 2.
  14. Русский язык от Ломоносова до наших дней. Университетский научный журнал. 2015. - № 14.
  15. Образование - это и просвещение, и воспитание // Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени // Материалы VII сессии Общественно-педагогического форума. М., «Научный эксперт». 2015.
  16. Русский язык как государственный: современное состояние и меры по его укреплению и развитию. Российский гуманитарный журнал. 2015. - T. 4, - № 2.
  17. Un linguiste de l"«age d"argent» toujours actuel", in: Ecole phonologique de Leningrad. Cahier de l"ILSL N 43, Lausanne.
  18. Cognitive predictors of success in learning Russian. Psychology in Russia: State of the Art. Volume 8, Issue 4, 2015
  19. Cognitive predictors of success in learning Russian in native and non-native speakers at high school age // 7th International Conference on Intercultural Education “Education, Health and ICT for a Transcultural World”, EDUHEM – 2016.

II. Учебно-методические работы

  1. Практическая фонетика русского языка для иностранных учащихся. Учебно-методическое пособие. СПб: Изд-во СПбГУ. 2013.
  2. Русская орфоэпия. Учебно-методическое пособие. СПб: Изд-во СПбГУ, 2013.
  3. Русский язык для англоговорящих. Серия «Дружба народов». Учебник / Под ред.Л.А.Вербицкой. New Dehli: GOYAL Publishers & Distributors Pvt. Ltd., 2015; М.: РУДН, 2015.
  4. Русский язык для китайцев. Серия «Дружба народов». Учебник / Под ред. Л. А.Вербицкой. М.: РУДН, 2015.
  5. Русский язык для испаноговорящих. Серия «Дружба народов». Учебник / Под ред. Л. А. Вербицкой. М.: РУДН, 2015.

При этом Людмила Алексеевна всегда в курсе культурных событий. Посещает филармонические концерты, дружит с Валерием Гергиевым и читает английские романы. По утрам обязательно холодный душ и сорокаминутная зарядка. Вот Вербицкая входит в аудиторию: красный костюм, энергичная улыбка. Невозможно представить ситуацию, при которой ректор Петербургского университета и зав.кафедрой общего языкознания могла бы спасовать. Студентов она учит русскому языку, политикам дарит учебники по правильной русской речи. "Проблема русского языка – проблема безопасности в России. Без грамотной речи нет лидера". С этим невозможно не согласиться. Особенно, когда звучит отточенная речь самой Людмилы Алексеевны.

– Я слышу от знакомых, учащихся на филологическом, что они часто прогуливают лекции.
– Сейчас ребята достаточно прагматично мыслят. Они посидели на лекции один-два раза и уже понимают: надо им это или нет. Ведь нельзя представить себе идеальную картину, будто все профессора прекрасно читают. Я узнала от ребят – на некоторых факультетах делается перекличка на общих лекциях. Мне кажется, большей глупости не придумать.

– Сейчас часто говорят в прессе: образовательный уровень студентов и выпускников Университета снизился.
– Я не знаю, относится ли это к нашему Университету. Я вижу столько талантливых ребят! И не могу сказать, что качественный уровень наших выпускников упал. То, что уровень обучения в средней школе очень разный – это абсолютная истина. И по пальцам можно перечислить те, выпускники которых всегда поступают в Университет. Но в петербургских школах уже который год не хватает преподавателей русского языка и литературы!

– Система тестирования, которая будет введена в 2004 году, не ухудшит ситуации?
– Очень непростой вопрос. Наверное, у вступительных экзаменов в каждом вузе были свои минусы. И главный, наверное, – равного доступа к образованию не имели все дети, закончившие школу в России. Сама идея, если бы она работала идеально, хороша. То есть сидишь ты в селе Веселый Лапоть в Сибири и пишешь этот тест, высылаешь результаты в Москву, получаешь свои 95,88 балла, рассылаешь в разные вузы, получаешь ответ и выбираешь, куда ехать. Едешь уже поступать, зная: если твои родители 12 тысяч на билет истратили, обратно лететь не придется.
С другой стороны, система тестов не идеальна. Я всегда привожу один пример. Когда в 1991 году я приехала работать в Дюкский университет на один семестр, то, естественно, хотела использовать это время для совершенствования английского языка. Я быстро сообразила, как надо отвечать на вопросы теста. И когда получила результаты, оказалось, что учиться мне, вроде, и нечему. Наверное, еще далеко до того момента, когда тесты будут совершенны. Второе обстоятельство, которого министр старается избежать с помощью тестов: взятки, которые будто бы берут ректоры и преподаватели.

– Людмила Алексеевна, как с этой точки зрения удастся бороться с коррупцией в Университете?
– Жулики везде найдут лазейку! Все годы, что я занимаюсь приемом, я прошу службу безопасности сообщать мне о любом нарушении. У нас даже был специальный телефон для жалоб. Меня волнует, что произойдет после введения Единого экзамена.

– Изменилась ситуация в Университете, с тех пор как выпускник ЛГУ Владимир Путин стал президентом?
– В 1993-1999 гг. мы не получали никаких денег, кроме символической стипендии студентам и зарплаты преподавателям. Мы выжили только потому, что сами начали зарабатывать деньги. Владимир Владимирович возглавил правительство в 1999 году и смог повлиять на бюджет 2000 г. А наш Университет с его помощью стал центром политической и общественной жизни в большей мере, чем был до сих пор. На базе Университета проходят "Петербургский диалог" и диалог "Германия – Россия". Встречи с участием президента и глав государств, которые бывают у него в гостях. Но главное, мне кажется, что наука и образование были провозглашены приоритетными сферами развития в России.

– Как вы считаете, Людмила Алексеевна, что способствовало тому, чем вы занимаетесь сейчас?
– Я выросла в Университете и поэтому хорошо его знаю. Моя специальность – экспериментальная фонетика: физика и математика для меня не абстрактные вещи как для филолога. Поэтому я смогла разобраться, что делается на других факультетах Университета. Во-вторых, я начинала как проректор по учебной работе, потом стала первым проректором и потом уже ректором. Эти девять с половиной лет, конечно, многое мне дали. И, в-третьих, моя жизнь была так трудна – я знаю, что такое трагедия в жизни. Сама я воспитывалась в детской трудовой колонии, когда моего отца в связи с "ленинградским делом" арестовали, а потом расстреляли. Многому научилась в жизни сама. Я знаю, как построить дом, мы с мужем когда-то вдвоем это сделали. Поэтому обмануть меня на университетской стройке довольно трудно. Я знаю, какое соотношение песка и цемента должно быть, и понимаю, как все должно быть сделано. Потом, наверное, генетика какую-то роль играет. Отец мой был достаточно крупным партийным работником, для него дело было превыше всего. Но главное в жизни – жесткое самоограничение и порядок в делах, чтобы успевать все. Хотя, все равно всего не успеешь.

В ее дом люди в сером вошли в пять утра. За отцом Людмилы - Алексеем Александровичем Бубновым, секретарем Ленгорисполкома . Впрочем, тем августовским утром 1949 года он уже был «бывшим»: с этого высокого поста его сняли еще весной. Тринадцатилетняя Люда, дурочка еще маленькая, сначала даже радовалась: теперь папа дома, а то раньше они с сестрой Наташей его почти не видели - все на работе да на работе. Из четырехкомнатной квартиры в центре города семью выселили сначала в две комнаты коммуналки, а потом и вообще в подвальную комнату, где с потолка текла вода. После ареста отца, едва дождавшись утра, мать побежала в Большой дом. Ей, конечно, ничего не сказали, передачу не приняли. Суд был закрытым. И приговора родные так и не узнали. А о том, где покоится прах Алексея Александровича, им стало известно только в 1994 году из газетной статьи. В октября 1950 года арестовали и маму. Ее сослали в лагерь в Тайшет . В течение двух месяцев арестовали братьев, сестер и родителей отца. А Людмилу отправили в трудовую воспитательную колонию для несовершеннолетних во Львов . Трудно представить, как жутко было интеллигентной девочке из благополучной семьи вдруг попасть в барак с убийцами и воровками. Однако, как это ни странно, малолетние преступницы не обижали Люду. Больше того, относились к ней с уважением: она им читала стихи, а они при ней не матерились. Людмиле повезло и еще в одном: начальница колонии устроила девочку в обычную городскую школу. А потом добилась, чтобы ей разрешили сдавать экзамены во Львовский университет. Она убедила сотрудников КГБ , что дочь врага народа уже перевоспиталась. Люда, правда, мечтала стать медиком или изучать иностранные языки, но государственным преступникам этого не разрешалось. Оставалось только русское отделение. Девушка закончила первый курс, когда умер Сталин . Ее, а также маму и всех родственников, освободили из зоны и разрешили вернуться в Ленинград . Здесь она и стала студенткой университета, который ей будет суждено возглавить. Любовь в ее жизни Свою первую и единственную любовь Людмила Алексеевна встретила на даче в Колтушах. Ей было шесть, ему - будущему супругу Всеволоду Вербицкому - десять. Шел сорок третий год: и Люда и Сева на даче играли осколками снарядов. Репрессии коснулись и семьи жениха. Шестнадцатилетний Всеволод не отрекся от опального отца, не донес на него. И юношу отправили на восемь лет в лагерь строить Камскую ГЭС , где он и пробыл долгих и тяжелых три с половиной года до смерти Сталина. Он вернулся в Петербург и поступил в электротехнический институт. Молодые люди вновь встретились в 1954 году. Их семьям дали квартиры в одном доме. Через полтора года они поженились. Всеволод Александрович стал известным ученым, изобретателем, кандидатом наук, возглавлял лабораторию в ЛЭТИ. Он всегда очень гордился успехами жены, но и ревновал ее к высокой карьере и... мужчинам, ее окружавшим. Они прожили вместе счастливых сорок два года. 2 октября 1998 года Всеволода Александровича не стало... У Людмилы Алексеевны две дочери - Елена и Виктория - и внук Алексей. Дочери филологи, внук учится на экономиста. Как Вербицкая моделью была

Я заметила, что у Людмилы Алексеевны к костюму всегда со вкусом подобраны украшения. «Вы их, наверное, вечером накануне к платью выбираете?» «Да, где-то в полтретьего ночи в шкатулке копаюсь, - делится она. - Я практически всегда ношу бижутерию. Считаю, что драгоценности надо надевать только в особо торжественных случаях. Да их у меня практически нет. И бижутерию покупаю не в каких-то особенных фирменных магазинах, а где понравится. Например, была в Москве и в аэропорту в киоске увидела янтарного жука. Как раз такого, которого мне и не хватало!» Ректор не чурается в одежде ярких тонов, например салатного или розового. Носит и брючные костюмы. «Бывает, полежит у меня костюм два-три года, я его снова надену, а все думают, что новый!» Шьет костюмы ректор у модельера Элеоноры Курренен. Это давняя дружба. Когда модельер только делала первые шаги, Вербицкая даже была у нее ... моделью и демонстрировала ее наряды на подиуме. Мы говорим о милых дамских мелочах, Людмила Алексеевна смотрит на часы. « У меня же совещание через десять минут», - извиняется важная ученая дама и достает пудреницу, тушь и помаду. «Людмила Алексеевна, вы серьезная, строгая государственная женщина, а пококетничать можете?» «Да я только этим и занимаюсь!» - смеется она. И через минуту лукаво уговаривает руководителя «Ленэнерго » не отключать за долги тепло в университетском комплексе в Петродворце . ... Пококетничать академик Вербицкая может и с инспектором ГИБДД . «Один раз останавливают меня за превышение скорости, - рассказывает она, - отвечаю, небольшая, мол, скорость, я уже более сорока лет за рулем. А инспектор тоже так кокетливо говорит: «А ты про это никому не говори, так возраст вычислить могут. А так тебе никто твоих лет не даст!»

Татьяна Зазорина . Фото Ирины КИСЕЛЕВОЙ и из семейного архива Л. Вербицкой.

Героиня статьи - Людмила Вербицкая - известный филолог и человек, который привнёс очень много в развитие современного русского языка, науки и образования.

Семья

Отец девочки Алексей Бубнов занимал должность секретаря Ленинградского горисполкома с 1943 года. Через некоторое время его арестовали в ходе реализации Ленинградского дела. В 1950 году мужчину расстреляли из-за обвинения в участии в контрреволюционной деятельности и содействии врагам. Уже через 4 года он был посмертно реабилитирован. Все члены семьи Алексея Александровича автоматически попали под подозрение, за что их тоже арестовали. Мать девочки отправили в Тайшетский лагерь, а сама Людмила попала в детскую трудовую исправительную колонию, где она жила до 1953 года.

Начальник колонии, Виктория Николаевна, сразу заметила активную и способную девочку. Они общались между собой, и Виктория Николаевна сделала всё для того, чтобы дать малышке возможность построить свою жизнь. Людмила Вербицкая училась в школе, а затем смогла сдать вступительные экзамены во Львовский университет на филологический факультет. После того как отец был реабилитирован, Вербицкая смогла перевестись в Ленинград.

Начало карьеры

Вербицкая Людмила Алексеевна, биография которой описывается в этой статье, с отличием окончила вуз. С Ленинградским университетом у неё надолго связалась жизнь. После окончания учебы она была лаборантом, затем аспирантом, а скоро стала Её карьера потихоньку шла вверх, и Людмила Вербицкая стала ассистентом, а через время - доцентом.

В 1979 году она становится профессором на кафедре фонетики и методов преподавания иностранных языков. Спустя 6 лет Людмила уже была заведующей кафедрой общего языкознания. За год до этого она стала проректором учебной работы, а вскоре и первым проректором. В мае 1993 году была исполняющей обязанности ректора СПбГУ, а весной 1994 года стала первой женщиной-ректором университета. В 1999 и 2004 годах была избрана вновь.

За время её управления в учебном заведении появилось два новых факультета - медицинский и международных отношений. В 2008 году Людмила Вербицкая становится президентом СПбГУ. Весной 2010 года, по совместительству со своей основой должностью, стала деканом филологического факультета.

Научная деятельность

Вербицкая Людмила Алексеевна написала примерно 300 учебных и научных пособий в сферах фонетики, филологии и общего языкознания. В её трудах большое внимание уделяется выбору эффективной методики преподавания. Многие из них рассматривают проблемы современного произношения слов. Они легли в основу создания новых направлений в филологии, которые связаны с интерференцией звуков и произносительными нормами. Важное место в её трудах принадлежит проблемам культуры речи, семантики, лексики и стилистики.

Женщина никогда не останавливалась на достигнутом, поэтому в 1965 году Вербицкая Людмила Алексеевна защищает кандидатскую диссертацию, а уже в 1977 году - докторскую работу. За год до защиты кандидатской работы её избирают членом Российской академии образования. Осенью 2013 года осваивает новую должность - президент Российской академии образования. Людмила Вербицкая получает правительтсвенное утверждение на должности.

При Президенте РФ Людмила Вербицкая является членом ряда Советов: по науке, языкознанию, а также гарантированию конституционных прав граждан. В правительственных органах женщина является членом методического совета по учебным изданиям при Минобрнауки. В Петербурге работает советником губернатора города по вопросам образования и СМИ. В 1998 году стала Президентом отделения Союза англоговорящих, который был создан под патронатом королевы Елизаветы. Также женщина является вице-президентом ЮНЕСКО в сфере женского образования.

Личная жизнь

Муж Людмила имел похожую историю. Он был сыном Александра Вербицкого, которого репрессировали по тому же Ленинградскому делу. Всеволод Александрович был единственным мужем Людмилы. В браке у пары родилось две девочки - Виктория и Елена. Мужчина умер в 1998 году.

Вербицкая Людмила Алексеевна: «Давайте говорить правильно!»

Эта монография была издана в 1993 году. Книга представляет собой небольшой словарь-справочник, который пригодится каждому, кто желает правильно говорить. Она предназначена для того, чтобы человек мог уточнить сведения об ударении и произношении некоторых слов, которые вызывают наибольшие сомнения по ряду причин.

Первый параграф словаря содержит общие слова, которые очень часто встречаются в обыденной речи. Второй параграф содержит слова, которые отсортированы согласно отраслевым и толковым нормам языка. Наиболее пригодится для людей, которые работают в экономической и политической сфере. Третий параграф посвящен словам, которые вызывают наибольшие трудности. Чаще всего это заимствованные из других языков слова, которые ещё не полностью влились в русский.

Что ещё оставила нам Людмила Вербицкая? «Давайте говорить как петербуржцы» - это новое творение филолога, которое посвящено вопросам молодёжного сленга. Проект заключается в том, что жители города смогут узнать о молодежных словах и о том, как правильно их произносить. Для этого на улицах Питера на рекламных щитах, в метро, в общественном транспорте и т. д. развесили плакаты, которые содержат познавательную информацию. В интервью Людмила Вербицкая говорит, что этот проект направлен не только на гостей города, а на всех, ведь многие годами не знают элементарных правил. Кроме того, она отмечает, что очень интересно наблюдать за тем, как меняется язык.

Награды

Людмила Вербицкая имеет огромное множество наград, поэтому здесь будут перечислены только некоторые из них. Среди наград филолога следует отметить такие: Орден «За заслуги перед Отечеством» (всех четырёх степеней), Орден Почёта, Орден Дружбы, Орден святой равноапостольной княгини Ольги, а также звание Почётного гражданина Санкт-Петербурга.

Первый орден «За заслуги…» она получила в 2000 году за весомый вклад в российское образование. Тот же орден III степени женщина получила зимой 2004 года за развитие науки и вклад в подготовку профессиональных кадров. Летом 2006 года Вербицкая получает II степень за многолетний преподавательский труд и вклад в развитие отечественного образования. Летом 2016 года Людмила получает I степень за плодотворную работу и неоценимый вклад в развитие образования.

Труды

Наиболее популярная работа филолога - это монография «Давайте говорить правильно!». Также женщина написала «Практическую фонетику и беседы на РЯ», «Основные черты современной русской литературной произносительной нормы», «Пособие по фонетике», «Основы фонетики», «Проблемы и методы анализа речи» и т. д. Всю свою жизнь Людмила Вербицкая писала труды, которые могут помочь каждому!