Как понять, насколько безобидна компьютерная игра? Что такое зависимость от компьютерных игр и как с ней бороться?

Всемирный технологический прогресс подарил нам много всего нового и интересного. Компьютер, который еще несколько десятилетий назад был уникальным чудом техники, доступным только избранным, теперь присутствует почти в каждом доме. Современному человеку сложно себе представить свой день без этого универсального устройства – оно является нашим верным спутником и на работе, и дома, когда мы «отдыхаем» после тяжелого дня. Бесспорно, нет ничего ужасного в том, чтобы вечером посмотреть интересный фильм во «всемирной паутине» или поискать нужные данные. Но ведь это далеко не все, что может нам предложить компьютер…

Наверное, мало осталось на Земле людей, которые не знакомы с компьютерными играми, или, по крайней мере, о них не слышали. По утверждению специалистов, история компьютерных игр насчитывает чуть более полувека – первые из них возникли в далеких 50-х годах. По определению, компьютерной игрой называется программа, которая служит для организации игрового процесса, связи с игровыми партнерами и/или сама являющаяся партнером. Нередко такие игры создаются на основе книг и фильмов. А с 2011 года в США компьютерные игры были официально признаны отдельным видом искусства.

В последние годы производство компьютерных игр стало целой огромной индустрией. Конечно, спрос рождает предложение, а, значит, все больше и больше людей хотят играть. Естественно, час-два игры раз в неделю «для расслабления» никого не убьет. Но так ли все просто с компьютерными играми, как нам хочется верить? Давайте разберемся.


Игровая компьютерная зависимость, или игромания - форма зависимости, которая проявляется через навязчивое увлечение компьютерными играми и видеоиграми. Особенно быстро зависимость формируется в случаях, когда с помощью игры человек пробует решать свои психологические проблемы и задачи. Например, в игре можно почувствовать себя совершенно другим человеком, не таким, как в реальной жизни; можно проявлять чувства, которые не принято испытывать открыто: агрессию, злость; можно отбросить реальную тревогу из настоящего времени и уйти в виртуальный мир. По исследованиям специалистов, наиболее сильную зависимость вызывают сетевые игры. В истории известны случаи фатальных последствий подобных забав – например, в 2005 году китайская девочка, много суток подряд проигравшая в «World of Warcraft», умерла от истощения.

На данный момент игровая зависимость не признана заболеванием. Такой недуг не содержится официально в Международном классификаторе болезней. Но дебаты по поводу принятия данного термина ведутся постоянно. По мнению специалистов, для детального изучения влияния игровой зависимости на организм человека необходимы дополнительные тесты.

Тем не менее, результаты «на местах» говорят сами за себя. Сетевые игры захватили умы человечества. Количество игроков исчисляется уже миллионами человек. В чем же подвох такого, на первый взгляд, безобидного занятия? А все дело в том, что оно, как и любая другая зависимость, способно затягивать в свои сети. Игрок забывает обо всем на свете: о еде, сне, элементарной гигиене, обязанностях перед семьей, близкими, детьми, не говоря уже о физической активности и прогулках на природе. Не в силах прервать игровой процесс, игроманы могут потерять работу и семью. Реальный мир для них полностью заменяется виртуальным.

Но, естественно, тяжелее всего приходится подросткам. Эти «уже не дети, но еще не взрослые», переживающие и так один из самых непростых периодов в своей жизни, уходят в игры «с головой». В результате портятся отношения с семьей, «заваливаются» экзамены, не сдаются сессии. Бывшие отличники скатываются на двойки. Кроме того, со временем игры начинают требовать все больше и больше денежных вложений. А где их взять человеку, который еще не зарабатывает самостоятельно? Многие начинают выпрашивать у родителей, а, когда те перестают давать, то и брать без спроса. В таких случаях требуется уже неотложная помощь – молодой человек теперь не способен выбраться из этого бесконечного марафона в одиночку…


Как же распознать игровую компьютерную зависимость? Специалисты называют такие симптомы:

  1. Нежелание отвлечься от компьютерной игры;
  2. Раздражение при вынужденном отвлечении от игры;
  3. Эйфория или просто хорошее самочувствие, находясь за компьютером и играя в игру;
  4. Неспособность запланировать окончание сеанса игры и время, проведенное за компьютером;
  5. Забывание о домашних и рабочих обязанностях, учебе, договоренностях, запланированных встречах в ходе игры на компьютере;
  6. Большие денежные вложения на обеспечение постоянного обновления устройств и программного обеспечения компьютера;
  7. Пренебрежение сном, гигиеной, здоровьем, в пользу проведения как можно большего количества времени в игре;
  8. Отказ от нормальных приемов пищи, предпочтение механического «поглощения» нерегулярной, однообразной еды перед компьютером;
  9. Злоупотребление психостимуляторами: кофе, различными энергетиками;
  10. Навязчивое желание обсуждать компьютерную игру со всеми, кто хоть что-то в этом понимает.

Кроме того, зависимость от компьютерных игр негативно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье человека. Нередки такие физические симптомы:

  • Нарушения зрения, сухость в глазах;
  • Головные боли;
  • Изменения режима сна, расстройства сна;
  • Нарушения пищеварения вследствие нерегулярного и неправильного питания;
  • Частые боли в спине, вызванные долгим сидячим положением;
  • Проблемы с осанкой;
  • Снижение иммунитета;
  • Постоянное чувство усталости;
  • Туннельный синдром – поражение нервных стволов в области запястья. Такое нарушение возникает из-за неудобных условий работы с мышкой и клавиатурой и длительного перенапряжения мышц;
  • Пренебрежение личной гигиеной и связанные с этим проблемы.

Психологические симптомы зависимости менее заметны невооруженным глазом, но от этого не менее значимы. Сам игрок может и не замечать, какую уйму времени он тратит на игры, как забывает поесть и отдаляется от родных и близких.

По утверждению психологов, наиболее подвержены игровой компьютерной зависимости люди, неуверенные в себе, с низкой самооценкой, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенные жизнью и собой, застенчивые от природы и имеющие комплексы. Игра дает им возможность уйти в другую реальность, осуществить свои желания, испытать новые эмоции, почувствовать себя сильным, значимым, вооруженным. То есть, по сути, происходит подмена реальной жизни виртуальной игрой.


К основным причинам развития игровой компьютерной зависимости психологи относят:

  1. Нехватка реального качественного общения. Больше всего данная проблема задевает детей и подростков, родители которых чересчур заняты или склонны к сверхопеке. Дефицит реальных коммуникаций заставляет людей искать их в виртуальном мире;
  2. Отсутствие ярких интересных моментов в жизни. Когда будни человека наполнены серостью и скукой, он пытается «добрать» позитивных эмоций в игре;
  3. Сексуальная неудовлетворенность. В основном «жертвами» игромании становятся люди, недовольные своей личной жизнью или не имеющие таковой. Также иногда под патологическим влечением к играм маскируются разные сексуальные расстройства и отклонения от нормы. Ведь вся прелесть игрушек в том, что игрок, по сути, анонимен, никто не «раскусит» его и не будет тыкать в него пальцами, значит, можно проявлять себя по-разному;
  4. Несформированная психика. Нередко игроки «зависают» психически в детском или подростковом возрасте, не желая принимать взрослую жизнь со всеми ее обязанностями;
  5. Социальные страхи, фобии. Часто за повышенной тягой к играм стоит боязнь межличностных отношений, общества в целом, невозможность приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды, недостаток креативности, гибкости. Виртуальный мир игры в таком случае может заменить человеку ту реальность, которую он так боится, предоставить более комфортную обстановку. Все это создает серьезную угрозу для успеха в реальной жизни;
  6. Конфликты, разлад внутри семьи. Когда все надоело, «не клеится», не получается, возникает большой соблазн уйти туда, где тебя не будут судить, да и вообще никто тебя не знает;
  7. Шанс ухода от реальных жизненных проблем. Человеку начинает казаться, что с помощью игры он сможет снять свой стресс, беспокойство, депрессию, «спастись» от проблем в учебе, перегрузок на работе, разладов в семье и кругу друзей;
  8. Наличие психопатий. Под психопатией подразумевается не болезнь, а патологические свойства характера, которые в неблагоприятных условиях приводят к затяжному стрессу, хроническим болезням. Психопаты считаются наиболее подверженными различным зависимостям.

По мнению психологов, наибольшую опасность представляют собой ролевые игры. Сам смысл таких игр предполагает «вхождение» человека в игру, отожествление себя с персонажем, потерю индивидуальности игрока и его интеграцию с компьютером. И, чем сильнее эффект погружения, тем сложнее становится потом оторваться от игры.


Компьютерные игры привлекают многих людей, но игроманами становятся далеко не все. Игроков условно можно разделить на 4 категории:

  1. Ситуационная игра. Такие люди играют тогда, когда есть внешние факторы: свободное время, конкуренция. Если нет воздействия извне, интереса к игре тоже не возникает;
  2. Эпизодическая игра. В таких случаях люди начинают играть в компьютерные игры время от времени, но они в состоянии контролировать себя и ограничивать время, проведенное в игре;
  3. Систематическая игра. Такие игроки увлекаются компьютерными играми, но потраченное впустую время и невыполненные обязанности вызывают у них угрызения совести, вследствие чего они могут перестать играть;
  4. Азартная игра. Для людей из этой группы игра становится смыслом жизни и занимает фактически все время. Когда в данный момент у человека нет возможности играть, он в мыслях все равно планирует ход игры, ожидая момента возвращения к ней. Невыполненные обязательства, незакрытые дела, проигрыши вместо отстранения от игры, наоборот, провоцируют его продолжать дальше и дальше. В данном случае мы говорим уже об истинной игромании.

Развитие зависимости от компьютерных игр происходит в несколько стадий:

  1. Стадия легкой увлеченности. На данном этапе происходит адаптация к игре;
  2. Стадия увлеченности. Резкое и быстрое формирование зависимости. Возникает усиленное желание играть, игровые сеансы становятся длиннее. Возрастают ставки в игре (если игра ведется «на деньги»). На данном этапе еще нет борьбы между желаниями играть или не играть, и человек еще может отказаться от игры даже при желании сесть за компьютер;
  3. Стадия зависимости. На этом этапе величина зависимости достигает максимального значения. Ярко проявляется борьба мотивов «играть» или «не играть», все сложнее выбрать «не играть». Резко растет время пребывания за компьютером, возрастает азарт, становится очень трудно оторваться от игры. Если игрок получает денежные выигрыши, они сразу же возвращаются в игру;
  4. Стадия привязанности. Сила зависимости на длительный период времени остается устойчивой, потом немного идет на спад и снова фиксируется и остается устойчивой. Теперь игра превращается в центр всей жизни игрока. Деньги становятся только символом игры. На этой стадии человек уже не может самостоятельно преодолеть желание играть. Целью игры становится сам ее процесс, а не выигрыш. Воздерживаться от игры человеку очень сложно, такие промежутки чрезвычайно малы и возникают только принудительно. Игрок все время погружен в свои игровые фантазии.

Какие же последствия влечет за собой игровая компьютерная зависимость? К ним психологи относят:

  • частные и затяжные конфликты дома, нередко — распад семьи;
  • утрата друзей и близкого окружения;
  • потеря социального статуса;
  • большие финансовые долги;
  • деградация личности.


Любое нарушение всегда проще предупредить, чем вылечить. И игромания тому не исключение. По мнению психологов, очень важная часть профилактики игровой компьютерной зависимости (как, впрочем, и других зависимостей) – разъяснительная работа, в первую очередь, среди молодежи. Необходимо приводить им примеры, как подобная зависимость рушила человеческие жизни, приводила игроков к нищете, к потере любимых занятий и прежних интересов. Важно указывать, что нередко игромания является следствием слабого характера и отсутствия силы воли. Также в профилактике игромании среди детей немаловажным является положительный пример самих родителей и близких взрослых – постоянно наблюдая, какой яркой и интересной может быть реальная жизнь, самостоятельно принимая в ней участие, ребенок вряд ли захочет променять ее на виртуальную. И, конечно же, не стоит пренебрегать близким эмоциональным контактом с ребенком – найдя его в кругу родных и друзей, дитя не будет вынуждено гоняться за ним, убегая в компьютер.

Если же такая зависимость уже возникла, важно знать, что она также поддается лечению. Но, в зависимости от стадии привязанности к игре, на ее лечение могут уйти месяцы или годы, полные запретов и ограничений.

Среди признанных методов лечения игровой компьютерной зависимости выделяют такие:

  • Беседы с психологом. Задача таких сеансов – убедить игрока в эфемерности его виртуального мира, показать ему всю красоту, совершенство настоящей, реальной жизни;
  • Медикаментозное лечение. Опытный врач может назначить специальные психотропные препараты – антидепрессанты, нейролептики;
  • Внимание к близкому человеку. Очень важно вовремя заметить, когда член семьи погружается в игры, постараться уделять ему больше внимания, разнообразить жизнь, добавить в нее новых красок и впечатлений. Ведь если у человека помимо компьютерных игр есть и другие интересы и увлечения, учеба, работа, занятия спортом, постоянный живой круг общения, вероятность заболеть игроманией ничтожно мала.

Все эти меры лучше всего работают в комплексе, и под контролем специалистов. Нередко при лечении игромана используют семейную психотерапию – заодно решаются и многие сопутствующие проблемы членов семьи.

Если вас настораживает патологическая увлеченность члена вашей семьи компьютерными играми, не замалчивайте проблему! Очень важно вовремя заметить тревожные «звоночки» и обратиться за квалифицированной помощью. Но не забывайте – свято место пусто не бывает. Если не заполнить освобождающееся от игр пространство живыми продуктивными делами, есть шанс, что на их место придут другие зависимости – алкоголизм или та же наркомания. Ведь, по сути, человек, попавший в такую непростую ситуацию, старается найти выход для себя, своеобразный «суррогат» нормальной жизни, которой в реале для него не существует. А вот помочь ее найти, создать и полюбить – это уже конкретная задача самого игрока и его близких. Задача сложная, но выполнимая, как показывают многие примеры.


«Будьте внимательны к своим близким, выбирайте живое общение, реальную жизнь и будьте всегда счастливы!»
Анна Кутявина

Игровая зависимость - предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

Играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые, особенно MMORPG. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. Так, в октябре 2005 года умерла от истощения китайская девочка (Snowly) после многосуточной игры в World of Warcraft. После этого в игре была проведена виртуальная церемония похорон.

Компьютерные игры часто становятся объектом критики. Ряд учёных считают, что они вызывают зависимость, наравне с алкоголем и наркотиками, но консенсус в этом вопросе ещё не достигнут.

Причины развития зависимости

Существует несколько факторов, влияющих на развитие игровой зависимости. Особенно среди них выделяется личностный фактор: несформированная или неустойчивая психика, отсутствие навыков самоконтроля, неудовлетворённость реальной жизнью, желание компенсировать нереализованные жизненные потребности делают человека более подверженным к развитию зависимости от компьютерных игр.

Причиной появления игровой зависимости являются также нарушения психики. Речь идет о различных тревожных состояниях, склонности к депрессии и социальных фобиях. Погружение в виртуальную реальность помогает людям с психопатией реализоваться и защититься от внешнего мира, почувствовать себя значимым, добиться состояния психологического благополучия, пусть на короткий срок.

Ещё одну причину развития зависимости от компьютерных и мобильных игр некоторые аналитики видят в так называемой системе вознаграждения. Ряд игр, в том числе многопользовательские ролевые игры и мобильные игры, предполагают особый цикл игры. Этот цикл включает в себя вознаграждение игрока за совершённые действия и побуждение его продолжать играть. Ожидание такой награды вызывает химическую реакцию в организме человека, сопровождаемую выбросом дофамина - «гормона удовольствия». Организм запоминает приятное ощущение, и в итоге появляется зависимость. Ту же химическую реакцию можно наблюдать при употреблении человеком наркотических веществ.

Некоторые авторы считают, что игровая зависимость возникает из-за онлайн-игр и является разновидностью интернет-зависимости. Также есть мнение, что у некоторых людей проблемы возникают не от процесса игры, а от неэффективного управления временем и даже от ассоциированной с компьютерными играми стигмы.

Постановка диагноза

Единого мнения о том, называть ли зависимость от компьютерных игр заболеванием, пока нет. Специалисты Американской психиатрической ассоциации (APA) считают, что пристрастие к видеоиграм может привести к серьезным последствиям. Среди таких последствий асоциальное поведение, пренебрежение личной гигиеной, потеря веса, нарушения сна, потеря работы и т.д.

APA разработала девять критериев для диагностики зависимости от компьютерных игр:

1. Пациент много думает об игре, даже если занимается другими делами, и планирует, когда сможет поиграть.

2. Возникает чувство беспокойства, раздражительности, злости или грусти при попытке сократить время игры или в ситуациях, когда нет возможности поиграть.

3. Появляется желание играть больше времени и использовать для этого более мощный компьютер.

4. Пациент понимает, что должен сократить время игры, но не может себя контролировать.

5. Отказ от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу компьютерных игр.

6. Пациент продолжает играть, даже если осознает негативные последствия своей зависимости: плохой сон, опоздание в школу или на работу, слишком большие денежные траты, конфликты с близкими и пренебрежение важными обязанностями.

7. Пациент лжёт родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени, проведённом в игре.

8. Игра используется для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний.

9. Из-за игры есть риск потерять работу, разорвать отношения с близкими или утратить другие возможности.

Исследования

Немецкие исследователи университета Charite провели эксперимент, в ходе которого группе из 20 человек показывали скриншоты из любимых игр. Их реакция оказалась сходной с той, что проявляют больные алкоголизмом и наркоманией, когда видят предмет своей патологической страсти. Исследования университета «Nottingham Trent University» под названием International Gaming Research Unit показали, что 12 % от контрольной группы из 7000 человек имеют признаки зависимости от онлайновых компьютерных игр. 19 % из 250 миллионов пользователей Facebook сознались, что чувствуют сильную игровую зависимость.

Ряд исследователей считают, что некоторые из критериев, используемых для оценки распространённости зависимости от компьютерных игр, искусственно завышают процент распространённости, не являются надёжными, не подходят для клинических тестов и нуждаются в пересмотре - используемые их исследования часто критикуются за использование симптомов, подходящих к наркомании и лудомании, но не подходящих к компьютерным играм как к форме времяпровождения. Психолог Кристофер Фергюсон заявляет, что исследования, фокусирующиеся на том, насколько игра в компьютерные игры мешает жизни играющих, говорят об этом как об относительно редком феномене - примерно 1-3% играющего населения, в то время как исследования, использующие более сомнительные критерии, цитируют абсурдно высокие 8-10%.

В настоящий момент официально игровая зависимость заболеванием не признается. Международная классификация болезней такого недуга не содержит. Впрочем, сведения о скором принятии данного термина появлялись неоднократно. С 2007 Американская врачебная ассоциация проводила исследования в области симптоматики предполагаемого заболевания. Впрочем, после длительных дебатов, врачи пришли к выводу, что в настоящий момент зависимость нельзя признать болезнью. Они считают, что рассматриваемый вопрос требует дополнительных тестов. В данный момент, по мнению специалистов, игромания не является проблемой для общества.

Обсуждение того, является ли зависимость от компьютерных игр отдельным синдромом или симптомом подлежащих проблем, таких как депрессия или синдром дефицита внимания и гиперактивности, продолжается.

Психиатр Джеральд Блок отмечает, что зависимость от игр куда сильнее, чем от интернет-порнографии. Британский терапевт Стив Поуп, в статье Gaming addiction grips youngsters из газеты Lancashire Evening Post, заявил, что два часа проведенные с консолью сопоставимы с принятием дорожки кокаина. В качестве негативных примеров зависимости он приводит такие ситуации, когда игроманы отказываются от друзей, переходят на нездоровую пищу, забрасывают учёбу, у них повышается агрессивность, склонность к насилию и ряд других факторов. Статья вызвала широкий резонанс в прессе и подверглась жесткой критике из-за предвзятого характера и отсутствия каких-либо доказательств.

Так, наибольшую опасность, по мнению психолога Иванова М. С., представляют собой ролевые игры, поскольку сама механика игры состоит во «вхождении» человека в игру, интеграции с компьютером, потере индивидуальности и отождествлении себя с компьютерным персонажем. Исследователь выделяет собственные критерии «вредных» ролевых игр: во-первых это сила эффекта погружения, а во-вторых отсутствие элемента азарта или значительное уменьшение его значения. Считается, что зависимые геймеры нуждаются в психологической помощи, их проблемы - несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, утеря смысла жизни и обычных человеческих ценностей. Появляются и другие трудности - сниженное настроение, самочувствие, активность; повышенный уровень тревожности и социальная дезадаптация.

Леонард : Иногда люди… хорошие люди начинают играть в игры и незаметно, не по их вине, у них развивается зависимость.
Пенни : Ближе к делу, у меня вот-вот новый левел!

Леонард : Если человек в реале испытывает неудовлетворённость, ему очень легко раствориться в виртуальном мире, где он якобы добивается каких либо успехов.

Пенни : Ля-ля-тополя. Так ребятки, царица Пенелопа снова в сети.

Оригинальный текст (англ.)

Leonard :Sometimes people..., good people, start playing these games and they find themselves, through no fault of their own, kind of... addicted.
Penny : Get to the point. I"m about to level up here.
Leonard :If a person doesn"t have a sense of achievement in their real life, it"s easy to lose themselves in a virtual world where they can get a false sense of accomplishment.
Penny : Yeah, jabber, jabber. Boys, Queen Penelope"s back online."

- Разговор между двумя главными героями телесериала «Теория Большого взрыва», третья серия, второй сезон. Достаточно показательное отражение игровой зависимости в киноискусстве.

Учёный также выделил динамику развития компьютерной зависимости, разделив её на четыре стадии: первоначально происходит процесс адаптации (стадия легкой увлечённости), затем наступает период резкого роста, быстрого формирования зависимости (стадия увлечённости). В результате зависимость достигает максимума, величина и характер которых зависит от индивидуальных особенностей личности и факторов среды (стадия зависимости). Далее сила зависимости на определенный промежуток времени остается устойчивой, а затем идет на спад и опять же фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени (стадия привязанности). Иванов в качестве решающего фактора, определяющего зависимость, называет невозможность полного отказа от компьютерных игр, несмотря на осознание бесполезности игрового процесса. Сам механизм состоит в «уходе от реальности» и «принятии роли», то есть обособление от реальных проблем и отождествление себя с выдуманными персонажами виртуальных миров.

По мнению, врача-невролога баронессы Сьюзен Гринфилд (Susan Greenfield), игры являются причиной слабоумия, так как современные средства развлечений ведут к повышенной возбудимости нервной системы. Со временем человек привыкает к подобному состоянию, возникает зависимость, в результате повышается риск развития деменции. В качестве доказательства своей теории Гринфилд приводит рост количества троллей в социальной сети Facebook - что свидетельствует, по её мнению, о деградации умственных способностей подросткового поколения. Эти заявления подверглись критике как бездоказательные и спекулятивные.

Дуглас Джейнтал совместно с Американской академией педиатров провел исследование влияния игр на здоровье человека. Под наблюдение попали около 3 тысяч детей, зависимость отмечается у каждого десятого ребёнка. «У детей, попавших в зависимость от игр, повышался уровень депрессии, беспокойства и социофобии, а их успеваемость понижалась. Когда они избавлялись от зависимости, эти симптомы снижались до нормальных значений» - отмечал врач. В ответ на данную работу, Американская ассоциация производителей ПО и компьютерных игр заявила, что никаких конкретных доказательств не представлено, методы сомнительны, а выводы не выдерживают критики.

Меры

В настоящий момент в ряде стран создаются и функционируют ряд медицинских учреждений и программ, осуществляющих лечение и профилактику игровой зависимости. В Англии, на базе реабилитационного центра Broadway Lodge, открыто отделение, специализирующееся на работе с игроманами. Программа состоящая из двенадцати этапов, рассчитана как на детей, так и на взрослых. Министерство культуры и спорта Южной Кореи разработало программу Nighttime Shutdown, призванную бороться с игровой зависимостью, которой страдают более 2 миллионов пользователей в стране. Суть проводимых мероприятий состоит в закрытии доступа геймерам младше 19 лет к MMOG-играм в течение шести часов в сутки. По другой программе постепенно снижается скорость подключения к интернету у тех пользователей, которые играют в MMORPG-игры дольше определенного времени, что в итоге приводит к невозможности осуществления игрового процесса. В Китае, где согласно аналитическим данным порядка 13 % пользователей Мировой паутины зависимы от онлайн-игр или Интернета, в 2007 году открылся летний реабилитационный лагерь. Лечение состояло в том, что в течение 10 дней дети и подростки общались друг с другом, психологом и природой. Другой, практиковавшийся способ - интеграция в компьютерные игры специальной системы, препятствующую игре, длящейся более чем три часа. Чем больше время игры, тем больше способностей и умений теряет игровой персонаж. Министерство информации и связи Вьетнама планирует ввести жесткие ограничения - провайдеров и владельцев игровых кафе обяжут заблокировать возможность играть в онлайн-игры с 10 вечера до 8 утра. «Местные департаменты министерства будут инспектировать онлайновую активность по всей стране и принимать меры в отношении организаций, нарушающих этот запрет, вплоть до прекращения их деятельности» - заявил заместитель министра Ле Нам Тхан. Данная мера направлена на улучшение образа жизни подрастающего поколения.

Компьютерные игры - это увлекательный процесс. Мы можем и не заметить, как провели за ним несколько часов. Довольно легко потеряться в выдуманных мирах и сюжетных поворотах, которые будут удерживать вас у экрана «ещё 10 минут».

Психолог Джон Грохол (John M. Grohol) уверенCoping with Video Game Addiction , что в таком случае может помочь отслеживание времени. Записывайте, во сколько вы начинаете играть и во сколько заканчиваете. В конце недели подсчитайте, сколько часов у вас ушло на игры. Скорее всего, эта цифра заставит вас одуматься.

2. Установите лимит

Поставьте таймер, который поможет вам в этом. Даже если вы продолжите играть после его сигнала, вы всё равно будете знать, сколько времени вы потратили. А знание - это ключ к вашему спасению. Возможно, это поможет выработать правило, например, играть только с друзьями или лишь в определённые дни.

Не нужно слишком себя ограничивать, это усугубит ситуацию.

Помимо временного лимита, установите . Определите, сколько игр в месяц вы можете себе позволить.

3. Основательно подходите к выбору игр

Прохождение некоторых игр требует очень много времени. Откажитесь от них в пользу тех, что можно закончить за более короткий срок.

4. Не бойтесь закончить игру, если она вам не нравится

Многие игроки стараются выбирать игры посложнее, чтобы доказать себе и всем, на что способны. Усмирите своё игровое эго. Это лишь виртуальная реальность. Если игра не доставляет вам удовольствия, просто не проходите её.

Не воспринимайте онлайн-игры как настоящее соревнование. Никто не осудит вас, если вы просто выйдете из игры. Это ведь ваша жизнь, и только вам решать на что тратить своё время.

5. Заслужите время на игры

Если из-за игр вы забрасываете домашние дела, работу и личную жизнь, то у вас серьёзные проблемы. Попробуйте заслужить игру. Не садитесь за компьютер, пока не выполните текущие задачи. Помните, что целью является не полный отказ от видеоигр. Вам важно осознать, что они лишь часть вашей .

Многие находят странными и бесполезными прямые трансляции видеоигр на YouTube или Twitch. И зря. Вместо того чтобы тратить своё время, можно посмотреть, как это делает кто-то другой. При этом не обязательно сидеть перед экраном. Можно заняться полезными делами, например уборкой.

7. Устройте игровую голодовку

Не у каждого получится резко отказаться от видеоигр на какое-то время. Но иногда это срабатывает. Если чувствуете, что вам пора возвращаться в реальность, попробуйте удалить с компьютера все игры или же собрать все диски и отвезти кому-нибудь из друзей на хранение. Например, на две недели или месяц.

У вас появится больше времени для важных дел и встреч с дорогими людьми.

Вы поймёте, что настоящая жизнь намного интереснее и игры вам её не заменят.

8. Найдите причину вашего бегства от реальности

Компьютерные игры - это неплохой способ расслабиться. Однако игровая зависимость является одной из форм эскапизма. Подумайте, не прячетесь ли вы от чего-то в виртуальном мире.

Если у вас проблемы в личной жизни, обсудите их с вашим партнёром. Если на вас давит работа, обратитесь за помощью и постарайтесь найти решение проблемы. Это эффективнее, чем прятаться за монитором.

В игре все мы сильные и выносливые, а в действительности - не всегда. Но ведь вы не приобретёте эти качества, если будете упорно испытания, которые приготовила для вас жизнь.

«Компьютерных наркоманов» условно подразделяют на две категории: интернет-зависимых (сетеголиков) и игрозависимых (кибераддиктивных). Сетеголики проводят в Интернете более 12-14 часов в сутки, непрерывно штудируя онлайн-пространство, постоянно переписываясь, скачивая музыку и видео, просматривая новости, статьи и почту.

Кибераддиктивные люди могут «подсесть» на ролевые (характеризующихся тотальным отрешением от реальности) и неролевые игры. Последние построены на завоевании чемпионства, наборе очков, прохождении максимального количества уровней и т.д.

Ученые, признающие зависимость от компьютерных игр, определяют ее как форму психологического влечения, проявляющуюся в навязчивых состояниях, вызываемых компьютерными и видеоиграми.

Игра «Battlefield 3»

Считается, что активные и опасные формы игровая зависимость приобрела за последние 10-15 лет, после появления качественных 3D-шутеров и сетевых игр, типа MMORPG. С этим утверждением можно не согласиться, если вспомнить, сколько часов проводили, например, за игрой «Тетрис» взрослые и дети. Правда, тогда не доходило до серьезных последствий.

Вычислить киберзависимого человека очень просто - неконтролируемые эмоции и внешние признаки выдают игромана с головой. Например, увлеченный играми человек очень болезненно реагирует на внешние попытки оторвать его от компьютера, вплоть до резких и грубых высказываний и агрессии. При этом, находясь за игрой он испытывает положительные эмоции, пренебрегая общением, личной гигиеной и распорядком дня. Запущенные формы зависимости ведут к возникновению проблем с учебой и работой. В редкие часы общения, кибераддиктивный говорит в основном об играх и компьютерах (приставках). С течением времени у игромана появляются физические отклонения: лишний вес в силу малоподвижности, проблемы со зрением, спиной, ухудшение мозговой активности.

Некоторые эксперты настаивают на уравнивании игровой, алкогольной и наркотической зависимости из-за схожести психологического механизма их формирования. Для подтверждения теории ученые регулярно проводят эксперименты над «игроманами», которые ставят целью доказать существование игровой зависимости.

Доктор Дуглас А. Джентайл (Douglas A. Gentile), автор книги «Жестокие видеоигры, их влияние на детей и подростков: теория, исследования и государственная политика», провел масштабное исследование. При содействии Американской ассоциации педиатров были обследованы 3 тыс. детей. У каждого десятого ребенка была выявлена игровая зависимость в той или иной степени. Они легко определяются среди сверстников из-за частых депрессий, усиливающейся социофобии и беспокойного состояния, а также снижения успеваемости. После курса реабилитации эти параметры снижались до средних значений. Американская ассоциация производителей ПО и компьютерных игр выразила сомнения в объективности исследования и не признала его результатов.

Врачи-неврологи отмечают возникновение слабоумия и расстройства памяти у фанатов компьютерных игр. Современные «стрелялки» вызывают повышенную возбудимость нервной системы, что ведет к нарушению сна и постоянному напряжению. Человеку становится труднее переключать внимание и «выныривать» из водоворота непрерывного игрового процесса.

Психиатр Джеральд Блок (Jerald Block) считает, что увлеченность компьютерными играми превосходит интернет-зависимость, а его коллега Стив Пол (Steve Paul) сравнивает два часа игры с принятием дозы кокаина. Они указывают на то, что «игроман» постепенно десоциализируется, перестает общаться, разрывает связи с друзьями, начинает питаться фаст-фудом и запускает учебу. У него развивается немотивированная агрессия, склонность к насилию, пренебрежение нормами морали и этики, взаимопомощи. Подобные голословные заявления вызывают негодование в геймерских кругах, ввиду недоказанности и поспешности.

Российский психолог М. С. Иванов выделил четыре этапа формирования зависимости от компьютерных игр. На начальном этапе происходит адаптация к условиям игры, принятие «роли» персонажа и отведение на игру определенного времени. После легкой заинтересованности происходит быстрый и резкий переход в стадию сильного увлечения игрой, увеличение количества затрачиваемого на игру времени, отказ либо непринятие установок, ограничивающих процесс. За увлечением наступает зависимость, для которой характерно продолжительное воздействие на психику геймера. Постепенно агрессивная зависимость идет на спад, сменяясь привязанностью к игровому процессу в целом и автоматическому выполнению определенных действий (прокачке персонажа, прохождении уровней и т.д.).

Уровни игровой зависимости

Определяющим признаком игромана выступает невозможность безболезненного отказа от игры, даже при осознании вредности данного фактора для личной жизни, умственного уровня и иных хобби. Наибольшую опасность представляют ролевые игры, построенные на отождествлении игрока с компьютерным персонажем, его «оживлении» и придании ему индивидуальных черт. В этом отношении безликие гонки, например, считаются гораздо более безопасными.

Аргументы противников существования патологической игровой зависимости просты - ее нет и быть не может, как не может стать зависимостью хобби или увлечение. Каждый волен уделять своему хобби столько времени, сколько хочет. Доведение до убийства или самоубийства - результат глубоких психологических травм, истоки которых далеки от шутеров и MMORPG. Игры - отличный способ расслабиться, пообщаться и найти новых единомышленников в Сети. Погружаясь в игровой процесс, можно ненадолго отрешиться от забот и отвлечься от проблем. Геймеру предоставляется возможность раскрыть свой потенциал и поднять уровень самооценки, например, побеждая виртуальных противников или выигрывая в компьютерных соревнованиях.

Игрокам вторят производители игр. Они считают, что родители, родственники потерпевших и общественность пытаются переложить вину за конкретное преступление или причинение ущерба на разработчиков игр. При этом миллионы пользователей продолжают проходить уровни и «прокачивать» виртуальных персонажей, не нанося вреда себе и окружающим. И, наконец, главный аргумент защитников игр - Международный классификатор болезней (издаваемый Всемирной организацией здравоохранения) не содержит такого заболевания как «компьютерная игровая зависимость».

Несмотря на непринятие некоторыми учеными зависимости от компьютерных игр и отрицание ее существования самими игроками, уже накопился внушительный список реальных жертв «виртуального пространства».

В 2004 году игра GTA: Vice City находилась на пике популярности. Двое братьев из Денвера (США), 16-ти и 13-ти лет, были ее большими поклонниками, поочередно играя дни и ночи напролет. Однажды ребята вооружились двумя винтовками и начали обстреливать проезжающие машины, а затем и людей. В ходе стрельбы один мужчина был убит, а одна женщина ранена.

Сентябрь 2007 года. Во время московской встречи членов клана InquisitorS и Dragon Hunters сетевой игры Lineage II, 25-летний гражданин Украины до смерти избил одного из «инквизиторов». Сам он принадлежал к враждебному клану RedSquad и нередко вступал в перепалки на форумах и во время игры с одним из игроков. У игромана-убийцы была семья, на тот момент его дочери было два года.

В ноябре 2007 года 13-летний вьетнамец задушил 81-летнюю старушку и похитил у нее 6 долларов. Этой суммы было достаточно, чтобы продлить пребывание в онлайн-игре. За год до этого 15-летний юноша вымогал для тех же целей 300 долларов у местного бизнесмена. В случае отказа он обещал плеснуть младшей дочке предпринимателя кислотой в лицо.

Май 2008 года. Трагедия в Новосибирске. 14-летний поклонник игры Counter-Strike убил своего оппонента по игре, 17-летнего школьника, прямо за компьютерным клубом, в котором игроки вступали друг с другом в виртуальные перестрелки. Проявившаяся ярость и жесткость в выборе метода убийства никак не вязались в сознании следователей с хилым телосложением убийцы.

В апреле 2010 года 14-летний подросток из г. Туапсе (Краснодарский край) убил кувалдой спящего отца, а затем разбудил мать и, угрожая расправой, потребовал вернуть спрятанную клавиатуру. После получения заветного девайса, мальчик спокойно вернулся к неоконченному квесту в игре «Готика» (Gothic). Первым его вопросом при задержании был: «А есть ли в тюрьме компьютер?».

Игра «Готика»

В июле 2012 года 18-летний юноша из Тайваня заперся в отдельной комнате местного интернет-кафе и намеревался провести за игрой Diablo III все выходные. Он играл почти 40 часов, не прерываясь на сон и еду. Администрация вспомнила про парня лишь воскресным утром. Он спал на столе, а проснувшись сделал несколько шагов и упал без сознания. Смерть наступила от тромба, вызванного застоем крови.

Эти и десятки им подобных случаев позволяют сторонникам теории игровой зависимости однозначно удостовериться в ее реальности и опасности не только для геймера, но и окружающих.

Одним из самых громких процессов стал коллективный иск родственников погибших во время «бойни в Колумбайн». 20 апреля 1999 года двое друзей, Эрик Дэвид Харрис (Eric David Harris) и Дилан Беннет Клиболд (Dylan Bennet Klebold), устроили теракт в школе «Колумбайн», убив 13 и ранив 24 человека. После этого они покончили с собой.

Эрик Дэвид Харрис и Дилан Беннет Клиболд

Родители погибших учеников, решив, что с родни убийц и администрации школы не удастся получить солидной компенсации, обратились в суд с иском против 9 компаний-разработчиков игр. При этом они не потребовали компенсации, к примеру, от группы «Rammstein» или Мэрилина Мэнсона (Marilyn Manson), чьи диски старшеклассники обожали слушать. Иск был отклонен.

У зависимости от компьютерных игр (кибераддикции) и приверженности, например, к рулетке, покеру и другим азартным играм (лудомании) имеются схожие корни. Подчинение человека игровому процессу происходит за счет активной стимуляции центра удовольствий. Нежелание оторваться от компьютера/игрового автомата блокирует нервные центры, отвечающие за удовлетворение естественных потребностей. Принудительное ограничение игрового времени вызывает у зависимых ломку, схожую с испытываемой наркоманами.

Несмотря на «неверие» игровых корпораций и нежелание игрозависимых признавать свой недуг, в некоторых странах уже действуют реабилитационные центры и методики по его преодолению. Так, в Южной Корее игрозависимыми считаются 2 млн. чел. Местные провайдеры применяют действенный способ - они постепенно снижают скорость доступа в Интернет тем пользователям, которые играют в MMORPG дольше определенного времени. В Китае с 2007 года действует реабилитационный лагерь для подростков, которые слишком много времени уделяют онлайн-играм.

Китайские геймеры на реабилитации

Прежде всего, следует определить причины, толкающие геймера на погружение в виртуальный мир. Среди основных - неудовлетворенность личной жизнью, работой, учебой, семьей, бытовые и финансовые трудности, психологические травмы и др. Дети и подростки острее переживают проблемные ситуации, им кажется, что проще «заменить» действительность придуманной картинкой и уделять ей максимум времени. Их психика более подвержена необратимым изменениям, вызывающим проявления агрессии и жестокости. Резкая критика, ругань и лишение компьютера или игровой приставки вызовут лишь негативное отрицательное отношение со стороны зависимого. Для начала следует посмотреть, в каких компьютерных баталиях предпочитает участвовать человек.

Гонки, логические игры, короткие стратегии на прохождение считаются менее опасными для психики и реже вызывают кибераддикцию. Если же геймер любит жестокие, кровавые 3D-шутеры, с персонажами похожими на героев фильмов ужасов или достиг 80 или более уровня в прокачке эльфа либо танка, возможно, у него сформировалась зависимость. Желательно попытаться предложить человеку другое хобби, которое позволит ему уделять играм меньше времени. Впрочем, случается и так, что очень увлекающиеся люди с головой скачут из одного «омута» в другой. Например, игравший дни напролет геймер начинает круглыми сутками заниматься спортом или оригами. При возникновении трудностей целесообразно сводить киберзависимого на консультацию к психологу или психотерапевту.

Несмотря на то, что существование зависимости от компьютерных игр отрицается производителями игр и геймерами, некоторые признаки позволяют судить о ее наличии. Компьютерная симуляция стала киберпротезом, который поддерживает людей определенного психологического склада. Разумеется, каждый случай игровой зависимости следует рассматривать индивидуально и все они упираются в понятие меры. Для одних несложно уделять играм 4 и более часов в течение суток без ущерба учебе, работе и другим интересам. Кто-то считает мерой не более 2 часов в день. Чтобы игровая зависимость не стала патологией, геймеру важно четко осознавать, насколько он увлечен играми, не отражается ли это на его поведении и не страдают ли от этого окружающие и, в первую очередь, он сам.

Все мы бывает особенно крепко к чему-то привязаны. Одни просто жить не могут без кофе, другие не мыслят выходных без альпинистской тренировки. А что представляет собой игровая зависимость от компьютерных игр? Это одна из форм болезненных пристрастий. Бывают и более опасные увлечения. Огромное число людей обращаются к врачам-наркологам из-за алкогольной либо наркотической зависимости. Компьютерный игровой процесс без ограничений и контроля не столь опасен, как алкоголь или психоактивные вещества. И всё же это самая настоящая угроза, порой смертельная.

Компьютерные игры: вид досуга или опасное явление?

Если учесть самые первые опыты, компьютерные игры насчитывают приблизительно полувековую историю.Игровая зависимость от каких-либо компьютерных игр – явление относительно новое, хотя игромания как болезнь известна уже давно. Во все времена находились люди, которые буквально теряли голову при игре в карты, кости, рулетку, особенно на деньги. Нынешнее разнообразие компьютерных развлечений породило значительное усугубление ситуации.

Где у человека есть шанс сесть за руль «Ламборджини», в одиночку одолеть армию не пойми кого, основать корпорацию-монстр или даже возглавить собственное государство? Преимущественно в виртуальном мире. Для этого достаточно просто ловко водить «мышкой», джойстиком, относительно быстро реагировать на виртуальные события или освоить всего несколько кнопок на клавиатуре.

Компьютерные игры можно условно разделить на две большие группы. Есть программы, которые устанавливаются непосредственно на компьютер с помощью дисков либо скачиваемых в интернете дистрибутивов. Такие программы локальны, имеют относительно ограниченное игровое пространство, количество уровней, они конечны. Некоторые из них позволяют похвастаться высокими результатами в сетевой таблице рекордов.

Другая значительная группа – это игры онлайн. Некоторые из них предельно просты: всё те же крестики-нолики, ловля кота на небольшом поле (путём замыкания пространства точками), решение немудрёных головоломок. Но есть и другие. В интернете даже элементарная стрельба шариками, составление комбинаций «три в ряд» или «Сапёр» может превратиться в целый виртуальный мир. Реалистичные и фантазийные, мистические и в жанре «хоррор» – сюжеты онлайн-игр многочисленны, притягательны, а потому часто опасны.

Игровая зависимость у взрослых, подростков и детей

Существуют болезни детские, старческие. Компьютерная игровая зависимость в этом плане неразборчива и поражает всех предрасположенных вне зависимости от возраста. Многие дети, едва научившись жать на кнопки, уже страдают неодолимой тягой постоянно «играть в мультики». А взрослые, солидные люди увлечённо обсуждают «крафты», результаты сражений, перспективы на урожаи молодильных яблок, а также всевозможные прокачки персонажей и игрового инвентаря.

Кому-то такие разговоры представляются обычным делом. Подумаешь, увлекаются люди чем-то, кому это мешает? Однако часто люди настолько увлечены мыслями об игре, что начинают хуже справляться со своими служебными обязанностями. Некоторые даже теряют при этом работу. А ещё зависимость от компьютерных игр у взрослых часто сопровождается непомерными расходами. И речь здесь не только о виртуальных казино. Многие онлайн-игры предлагают своим клиентам специальные аккаунты, а также игровую валюту, которая обеспечивает дополнительные возможности. Иногда за десятки и даже сотни (!) тысяч рублей.

Подростки, подверженные компьютерной игромании, начинают хуже учиться. Они практически или полностью выходят из-под контроля взрослых. Виртуальный мир поглощает недавних детей и не оставляет им времени на реальную жизнь. Что касается детей дошкольного и младшего школьного возраста, то они более зависимы от взрослых. Это спасает их от настоящей игромании. Однако первые симптомы нездорового увлечения обнаруживаются даже у карапузов, которые едва научились как следует говорить.

Психологическая зависимость от компьютерных игр

Алкоголизм, наркомания, – эти пристрастия характеризуются наличием как психической, так и физической зависимости. Сначала организм снова и снова стремится к тому чувству удовлетворения, которое приносит спиртное, никотин или психоактивные вещества. Затем наступает привыкание на клеточном уровне.

Компьютерные игры не формируют физической зависимости. Ведь виртуальный мир – перед глазами, на мониторе. Однако это тот случай, когда одной психологической зависимости достаточно. Годы исследований показали: чаще всего нездоровой тягой к играм на компьютере страдают люди со следующими чертами характера/психики:

  • неуверенные в себе;
  • обделённые вниманием родителей, близких, сверстников, коллег;
  • имеющие различные комплексы;
  • обладающие ограниченным кругозором;
  • не сумевшие полноценно реализовать в реальной жизни свои планы, намерения, потенциал;
  • агрессивные;
  • с непомерно завышенной самооценкой.

К сведению:

Наиболее часто психологическую зависимость от компьютерных игр провоцируют жизненные неудачи, физическая/эмоциональная незрелость, социальная дезадаптация.

Различные признаки зависимости от компьютерных игр

Как определить, что у «половинки», друга/подруги либо ребёнка формируется (или уже имеется) патологическое пристрастие к играм на компьютере? Необходимо обратить внимание на следующие проявления:


Несмотря на то, что игровая зависимость – это преимущественно психологическая проблема, физические признаки тоже имеются. Ключевые – синдром сухого глаза (от напряжённого разглядывания монитора игроманы начинают редко моргать, и слизистые глаз пересыхают), туннельный синдром запястья (боли, ограничение подвижности), мигренеподобные боли, нарушение сна, боли в спине.