«…Рождение ребенка является самым радостным моментом в жизни родителей. Но за маленькими детьми нужен постоянный и особенный уход. Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком гимнастикой, тем более здоровым и развитым будет ваш малыш. Существуют целые комплексы упражнений, направленные на развитие ребенка. Однако, не стоит останавливаться только на развитии мышечной ткани ребенка. Особый акцент следует сделать на дыхательной системе малыша. Ведь маленькие дети очень часто болеют. И это связано со строением их дыхательных органов. В книге будет рассказано о том, какие дыхательные упражнения помогут вам укрепить здоровье малыша, излечить от ряда болезней. Также вы узнаете о различных приемах массажа, благодаря которому ваш малыш будет расти активным и здоровым ребенком…»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дыхательная гимнастика для детей (Е. В. Пантелеева, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 3. Упражнения для детей в возрасте 5–6 лет

Ходьба на свежем воздухе, во время которой должны сочетаться продолжительный вдох и выдох. Для лучшего эффекта можно при ходьбе поднимать колени вверх. Главное, чтобы вдох был глубокий и насыщал организм кислородом.

Ходьба на свежем воздухе с дыханием через нос. В ходе упражнения ребенок на первый шаг делает вдох, на второй и третий – выдох. Затем постепенно нужно увеличивать время вдоха до двух шагов, а выдоха – до трех или четырех.

Бег на месте. При этом ребенок дышит глубоко через нос.

Приседания на месте. Приседая, ребенок делает вдох через нос, вставая – выдох через нос. Он может помогать себе руками, вытягивая их вперед во время приседания.

Бег трусцой, в ходе которого ребенок делает вдох через нос на два-три шага, а выдох – на четыре шага. Выдох всегда должен быть длиннее, чем вдох.

Дыхание сначала одной ноздрей, потом другой. Сделав 3–4 вдоха и выдоха правой ноздрей, ребенок зажимает ее пальцем, отпустив левую ноздрю. Повторить упражнение.

Повороты корпуса вслед за движением рук. Вытянув руки вперед, ребенок поворачивается в левую сторону вместе с руками и делает плавный вдох. Возвратившись в исходное положение, он резко выдыхает. Повторить в обе стороны 5 раз.

Движение рук вверх-вниз вдоль туловища. Поднимая руки вверх, ребенок делает глубокий вдох через нос, опуская руки – выдох через рот.

Наклоны туловища в стороны. При наклоне ребенок делает глубокий вдох через нос, возвращаясь в исходное положение – выдох со звуками «м» и «н».

Глубокий вдох в положении стоя. Выдох с усилием, как будто выталкивая воздух из легких.


Развеселить ребенка помогут упражнения, которые напоминают игру. Приведем некоторые из них.

Пускаем пузыри

Ребенок садится за стол. Перед ним ставят стакан с водой и соломинкой для коктейля. По команде «начали» ребенок делает глубокий вдох через нос, берет в рот соломинку и дует в нее что есть сил. Затем снова делает вдох носом и дует в трубочку. Главное условие: щеки не должны быть надутыми, нельзя шевелить губами.

Клич индейцев

Ребенок встает прямо и подносит ладонь ко рту. Делает глубокий вдох через нос и выдыхает через рот, попеременно то открывая, то прикрывая рот рукой. При выдохе нужно издавать звук «а-а-а», постепенно увеличивая его громкость.

Мыльные пузыри

Для этого упражнения понадобится мыльный раствор и трубочка. Ребенок делает вдох через нос, а выдыхает ртом. Чтобы получился большой пузырь, следует дуть медленно и мягко, губы при этом сворачивать в трубочку.

Ночь и день

Ребенок встает прямо. По команде «день» он делает вдох и поворачивает голову вправо, выдох – возвращается в исходное положение, вдох – поворачивает голову влево, выдох – в исходное положение. По команде «ночь» ребенок поднимает руки вверх, как птица крылья, и делает вдох. Выдыхает и опускает руки со звуком «уф».

Сдуваем шарики

Несколько детей садятся за стол. Перед ними кладут ватные шарики. По команде «старт» они делают глубокий вдох и выдыхают на шарики. Цель упражнения – научиться сдувать шарики со стола.

Попасть в ворота

Ребенок садится за стол. Перед ним кладут ватный шарик, который он должен задуть в ворота, сделанные из двух кубиков. По команде «старт» ребенок делает вдох и с силой дует на шарик. Со временем он научится попадать в ворота, и можно будет играть в мини-футбол всей семьей.

Перышко

Ребенок встает прямо, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Перед ним привязывают нитку с перышком на конце. По команде «начали» ребенок делает вдох через нос и с силой дует на перышко, поднимая его вверх. Дуть следует через губы, сложенные трубочкой.

Вращаем мельницу

Ребенок встает прямо, перед лицом держит игрушку-вертушку или мельницу-вертушку. Сделав глубокий вдох, он дует на игрушку, вращая ее как можно дольше.

Делаем снег

Положить на ладонь ребенку конфетти или бумажные снежинки. Ребенок делает вдох и с силой сдувает снежинки в воздух. Чем сильнее он будет дуть, тем красивее получится снег.

Листопад

Положить на ладонь ребенку вырезанные из цветной бумаги листочки и предложить ему подуть на них. В процессе упражнения можно рассказать ребенку о листопаде и о листьях разных деревьев.

Бабочки

Подвесить на нитках бумажных бабочек. Ребенок дует на них, стараясь, чтобы они взлетали как можно выше.

Делаем музыку

Для выполнения данного упражнения понадобятся любые духовые музыкальные инструменты: дудочки, губные гармошки и т. п., при этом инструмент необходимо подбирать с учетом развития ребенка. Не следует перенапрягать легкие во время упражнения.

Картинки на стекле

Ребенок делает глубокий вдох и дует на стекло (зеркало). Затем рисует себя или другие предметы.

Гусеница

Ребенок садится за стол, берет в руки карандаш и рисует гусеницу без ножек. Затем делает вдох и выдох. Пока выдыхает, рисует одну ножку. Чем длиннее выдох, тем длиннее ножки у гусеницы. Также можно рисовать ножки гусеницы дыханием на стекле.

Пловец

Ребенок садится на колени, спину держит прямо. По команде «марш» он начинает двигать руками, как будто плывет кролем. Делает вдох при повороте головы, выдох на три взмаха руками.

Ассоциации

Ребенок должен отвечать на вопросы, произнося слова на выдохе. Можно задать следующие вопросы: Как гудит машина? (би-би-би)

Как звонит колокол? (дон-дон-дон) Как звонит трамвай? (трынь-трынь-трынь) Как жужжит жук? (жу-жу-жу)

Можно придумывать разные вопросы и вместе угадывать ответы.

Самолетик

Самолетик – самолет (разводят руки в стороны ладонями вверх, поднимают голову, глубоко вдыхая через нос)

Отправляется в полет (задерживают дыхание).

Жу-жу-жу (поворот вправо),

Постою и отдохну (встают прямо, руки опущены и расслаблены).

Я налево полечу (поднимают голову, делая глубокий вдох через нос).

Жу-жу-жу (поворот влево),

Жу-жу-жу (выдох через рот, произнося звук «ж-ж-ж»).

Постою и отдохну (встают прямо и опускают руки вдоль тела).

Чтобы освоить упражнение, его следует повторить 2–3 раза.

Домики зверей

Взрослый читает стихотворение и вместе с ребенком делает соответствующие каждой строчке движения.

У мишки дом огромный (выпрямившись, встают на носки, поднимают руки вверх, тянутся, смотрят на руки, делают глубокий вдох через нос),

У мышки – очень маленький (приседают, обхватывают руками колени, опускают голову, выдыхают, произнося звук «ш-ш-ш»).

Мышка ходит в гости к мишке (ходят на носках),

Он же к ней не попадет.

Упражнение следует повторить 2–3 раза.

Ветер

Взрослый читает стихотворение и вместе с ребенком делает соответствующие каждой строчке движения.

Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос).

Хочу – налево посвищу (поворачивают голову налево, губы трубочкой и дуют), могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох),

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох),

И в облака (опускают голову, подбородком коснувшись груди, спокойный выдох через рот),

Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Упражнение повторить 3–4 раза.

Пчелка

Ребенок садится прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Взрослый читает стихотворение, а ребенок выполняет действия.

Пчелка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимает грудную клетку и на выдохе произносит «ж-ж-ж», затем на вдохе через нос разводит руки в стороны, расправляет плечи и произносит «ж-ж-ж»).

Полечу и пожужжу, детям меда принесу (встает и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Упражнение повторить 5 раз.

Сенокос

Ребенок встает прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены по швам. Взрослый читает стишок, а ребенок, произнося «зу-зу», машет руками. Взмах влево – выдох, вправо – вдох.

Зу-зу, зу-зу, косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу, и налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу, вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

После выполнения упражнения ребенок может помахать расслабленными руками, как бы стряхивая с них усталость. Повторить упражнение 3–4 раза.

Дыхательная гимнастика для ребенка

Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Правильное дыхание.

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»

Дыхательная гимнастика для детей.

Хорошо бы во время прогулок делать «вытягивающую» гимнастику. Бросьте на травку небольшой коврик.

Упражнение 1. Встать на колени, ягодицы прижать к пяткам, руки поднять вверх. Ребенок должен медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснутся земли. Не поднимая ягодиц с пяток, вытянуть руки как можно дальше, потянуть спину.

Упражнение 2. Лечь на спину, руки вдоль тела. По диагонали вытянуть правую руку и левую ногу, потянуться; потом – левую руку и правую ногу, снова потянуться. Повторить несколько раз.

Упражнение 3. Встать на четвереньки, отвести прямую правую ногу назад как можно выше, выпрямить ее, потянуть. То же самое проделать с левой. Повторить несколько раз. Между повторами можно попросить малыша «выгнуться кошечкой».

Упражнение 4. Подняться, походить на носочках, поднимая руки вверх. Контролируйте дыхание малыша. Потом попросите поднимать попеременно руки вверх, пытаясь при этом вытянуться как можно выше.
Объясните малышу, что он не только подышал, но и помог себе расти. Хорошо было бы сделать такие прогулки систематическими (кстати, и вам дыхательная гимнастика не только не помешает, но и вернет затраченные силы).

Как избавить ребёнка от кашля с помощью дыхательной гимнастики

У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Чтобы этого не допустить нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!
Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Выполнять лучше до завтрака или после ужина.
Итак, проветрите помещение и приступайте.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

Привожу пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.
Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

Петух.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Паровозик.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

На турнике.
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад за голову - долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Шагом марш!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6–8 шагов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Летят мячи.
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.

Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Вырасти большой.
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.

Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».

Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны - вдох, медленно опустить вниз - длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Эти упражнения дошкольники могут выполнять утром и в середине дня. В летнее время - лучше на воздухе во время прогулки.

Курс ЛФК должен продолжаться 3-4 месяца. Приведенный комплекс упражнений назначают детям дошкольного возраста с частыми ОРВИ, при хроническом насморке, гайморите, ларинготрахеите. Лечебная гимнастика не только способствует быстрому выздоровлению ребенка от недугов, но и предупреждает возникновение повторных ОРВИ и обострений хронических заболеваний верхних дыхательных путей.
Комплексы необходимо выполнять два раза в день, не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1, 5 часа до сна. Общая продолжительность занятия 10-15 минут.

Перед началом занятия необходимо проветрить комнату и сделать влажную уборку. Занятия проводятся при открытой форточке.

Ходьба по комнате в сочетании с движениями рук. При вдохе – руки в стороны, при выдохе – руки по швам. Дыхание через нос. Рот закрыт. Ходьба может переходить в медленный бег. При беге на 3 счета – вдох, на 3 счета – выдох.
1. «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.
2. «Вырасти большой». ИП – стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.
3. «Дотянемся до пяток». ИП – Сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.
4. «Сигнальщик». ИП – сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны – вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
5. «Пружинка». ИП – лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
6. «Тюлень». ИП – лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
7. «Прямая спинка». ИП – сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.
8. «Чистый носик». МП – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
Ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: спереди, над головой и за спиной. Рот плотно закрыт. Дыхание произвольное, через нос.

Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша.

Оградить ребенка от простудных заболеваний - задача не из легких. Микробы и вирусы то и дело одолевают маленького человечка и подрывают еще неокрепший иммунитет. Что же делать? Бежать к врачу и поить малыша таблетками или прибегнуть к бабушкиным рецептам? Ни то, ни другое не понадобится, если заняться с малышом дыхательной гимнастикой. Ведь всем известно, что дыхание - это жизнь.

Справедливость этого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
Поскольку дыхание приоритетно, то естественно, что многие люди в совершенстве овладевают этим процессом. Эта способность, данная при рождении и развитая в течение жизни, помогает творить чудеса со своим организмом, в том числе и избавляться от болезней, что уже давно доказали индийские йоги.
Известно, что когда человек дышит ртом, слизистая полости ротовой полости быстро пересыхает, появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в дыхательные пути - гортань, трахею и бронхи.

Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.

1. Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.

2. Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

3. Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.

4. Аист
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

5. Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

6. Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.

7. Конькобежец
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.

8. Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

9. Лягушонок
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

10. В лесу
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

11. Веселая пчелка
На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

12. Великан и карлик
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.

С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!


Как дышит? как слышит?

Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.

Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов, а также к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха чревато не только искажением слов, но и снижением словарного запаса, появлением в речи ошибок грамматического типа.

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Примеры дыхательных упражнений для детей школьного возраста с нарушениями речи.

1. «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2. «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3. «Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

4. «Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

5. «Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

6. «Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7. «Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

8. «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

9. «Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

Подуй на свечку. (2 вариант)

Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» - продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3-4 раза.

10. «Косари». Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

Косарь.(2 вариант)

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7- 8 раз в среднем темпе

Вырастим большими.

На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться - глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» - руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед - усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.

Дровосек.

Исходное положение - широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» - поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице - глубокий вдох через нос. «Два» - наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) - усиленный выдох через рот. «Три» - исходное положение. Повторить 7-8 раз в медленном темпе.

Гуси шипят.

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» - наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз в медленном темпе.

Пилим дрова.

Упражнение выполняется парами.

Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35-40 секунду в медленном темпе

Паровоз.

Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35-40 секунд.

Надуй шар.

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» - сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» - усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

Спускай воздух.

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» - спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3-4 раза в медленном темпе.

Минуты тишины.

Дети по своей природе эмоциональны, подвижны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои желания и порывы. Для читающих детей взрослый выставляет карточку со словом «тишина» и ожидает выполнения написанного призыва. Тихим голосом, доходящим до шепота, взрослый обращает внимание детей на правильную позу, на дыхание с закрытым ртом, на положение рук, ног. Дети тихо сидят одну минуту. Можно предложить им в это время прислушаться к звукам, доносящимся с улицы. Дети обычно бывают удивлены тому обилию звуков, которые они слышат во время «минуты тишины» и на которые они не обращали внимания в обстановке городского шума. «Минуты тишины» являются не только физическим отдыхом для нервной системы, но и хорошей гимнастикой волевых центров.

Формирование правильного речевого дыхания

Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности.

а) Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка.

б) С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:

Вдох и выдох через нос;

Вдох через нос, выдох через рот;

Вдох через рот, выдох через нос;

Вдох и выдох через рот.

в) Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем - слов, коротких фраз, стихотворений и т. д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем - без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.

В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях:

“Поем песенку”. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

“Немое кино”. Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

“Топор”. Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

“Зоопарк”. Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

“Ворона”. Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси - произнести на выдохе “га га га” (го, гы), корова - произнести на выдохе “му”, кошка - “мяу” и т. д.).

“В лесу”. Логопед ищет “потерявшихся в лесу” детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести “ayf”. Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы “Оля, ау!”, “Миша, где ты?”, “Я здесь!” и т. д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

г) Формирование направленной воздушной струи.

В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики проводится работа по формированию направленной воздушной струи. С целью воспитания направленной воздушной струи можно использовать следующие упражнения (каждому упражнению дается название и подбирается соответствующая картинка-образ, выполнение упражнений происходит по подражанию и по словесной инструкции):

“Толстяк” (картинка-образ - мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

“Худенький” (картинка-образ - худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

“Снежок” (картинка-образ - падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

“Дудочка” (картинка-образ - дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

“Пропеллер” (картинка-образ - самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.

СИСТЕМА ТРЕНИРОВОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ЦЕЛЫМИ СЛОВАМИ.

Цель: 1. Отработка навыка чтения целыми словами;

2. Сведение к минимуму ошибок при чтении;

3. Осознанность чтения;

4. Выразительность чтения.

Система тренировочных упражнений проводится как обязательный этап каждого урока чтения. (10 –15 минут).

Последовательность упражнений:

  1. Чтение блоков.
  2. Отработка дикции.
  3. Развитие оперативной памяти.
  4. Интонационная разминка.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

  • Задуйте свечу

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

  • Побрызгайте бельё водой

(В один приём, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

  • В цветочном магазине

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом, и выдох ртом (2-3 раза).

  • Выдох со счётом

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором).

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки

(глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка …

(и т. д. До полного выдоха).

  • Медвежата

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы - медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося М .

Мам, мёду б нам,

Мам, молока бы нам.

  • В лифте

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

  • Детский иммунитет очень хрупкий. Родители зачастую не понимают причин частых ОРЗ, насморков, длительного кашля. А виной тому может быть поверхностное дыхание. Оно неполноценное – вдох и выдох производится в неполную силу. Вентиляция легких ухудшается, организму не хватает кислорода.

    Дыхательная гимнастика быстро и эффективно помогает дошкольникам справиться с болезнями, укрепляет иммунитет.

    Польза дыхательной гимнастики

    Определить, что у вашего малыша плохо развитая система дыхания, просто. Обратите внимание на следующие внешние признаки:

    • Бледность
    • Утомляемость
    • Сонливость
    • Медлительность
    • Отставание в физическом развитии (неразвитая грудная клетка, мускулатура)
    • Дыхание через рот
    • Частые респираторные заболевания.

    От кислородного голодания страдает весь организм. В первую очередь мозг. Задача гимнастики дыхания – обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела.

    • Астме, частых бронхитах, ларингитах, аденоидах, ОРЗ и т.д.

    Улучшается иммунитет за счет повышения сопротивляемости вирусам, закаливания, развития мышц дыхательной системы.

    • При заболеваниях ЖКТ

    Улучшается моторика желудочной и кишечной мускулатуры.

    • Заболевания скелетно-мышечной, опорно-двигательной систем, ДЦП.

    Улучшается циркуляция крови в мышцах.

    • При заболеваниях сердца

    Сочетание ЛФК и тренажера органов дыхания.

    • При ,

    Тренируются мышцы органов речи.

    Цели и задачи дыхательной гимнастики в детском саду

    Воспитатели ДОУ вводят в занятия с группой дыхательную гимнастику с единой задачей – укрепить дыхательную систему дошколят.

    Целей ставится гораздо больше:

    1. Укрепление иммунитета
    2. Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.
    3. Корректировка дефектов речевого дыхания
    4. Повысить уровень кислорода в крови
    5. Улучшить обменные процессы детского организма
    6. Научить детей носовому дыханию
    7. Избавиться от поверхностного дыхания
    8. Развить плавный вдох, длительный выдох
    9. Укрепить физиологическое дыхание дошкольников
    10. Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.

    Одновременно с укреплением дыхательного и речевого аппарата воспитатели развивают интеллект малышей в детском саду. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей. По этой причине, говорить о вреде или отсутствии пользы дыхательных тренажеров весьма глупо.

    Общие правила выполнения

    Основная задача педагога – научить ребенка правильно использовать вдох, выдох. Следуйте общим требованиям по подготовке к занятиям и их проведению:

    • Перед занятиями проветрите комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
    • Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
    • Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов. Контролируйте их плавность.
    • Первые занятия проводите лежа на спине.
    • Не говорите дошкольнику: “Быстрее дыши, глубже”. Не фиксируйте его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
    • Следите за напряжением мышц груди, шеи, плеч. Они должны быть расслаблены.
    • Если у дошкольника насморк, не забудьте перед началом занятий очистить носовые проходы от грязи и слизи.
    • В периоды болезней сократите нагрузку на детсадовца при выполнении дыхательной гимнастики вполовину.

    Упражнения

    Уровень сложности заданий, продолжительность тренировки зависят от возраста, индивидуальных особенностей дошкольников.

    Проводить занятия можно во время утренней зарядки, повторять их на прогулке до обеда, вечером. Форма занятий – игровая.

    Комплекс для детей 2-3 лет

    Упражнение Цель Исходная позиция Инструкция Повторы
    Пузырики Учимся правильно дышать. Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела. Вдох через носик, надуваем щечки (как пузырьки). Выдох через рот. 2-3
    Насосик Обучение правильному дыханию. Стоя На вдох - приседаем, на выдохе - встаем в исходное положение. Чем ниже приседание, тем глубже вдох. 3-4
    Рубим дрова Укрепление физиологического дыхания. Стоя, руки опущены Вдыхаем, руки поднимаются наверх, на выдохе - наклоняемся, вытягиваем руки чуть вперед, как будто рубим дрова. 3
    Трубач Обучение плавному выдоху. Сидя или стоя в удобном устойчивом положении. Руки сложить трубой, поднести ко рту. Свободно вдохнуть, на выдохе громко сказать: "П-ф-ф..". 5
    Паровозик Ритмичное дыхание, контроль за его частотой. Ходим по игровой комнате. Руками изображаем движения колес паровоза. Во время хождения друг за другом на выдохе приговариваем ритмично: "Чух-Чух". 30 секунд
    Мяч Обучение длительному выдоху. Стоя. В руках зажат мяч. Руки готовятся к броску. Неглубокий вдох, на выдохе делаем бросок мяча вперед с силой и говорим протяжно: "У-у-ух". 5-6

    Дыхательную гимнастику для детей младших групп (2-3 лет) следует проводить в форме веселой игры. Обязательно участие взрослых, воспитателей.

    Комплекс для детей 4-5 лет

    Дошкольники средней группы детского сада, более самостоятельные и подвижные. Дыхательная гимнастика для детей от 4 лет может включать в себя следующие задания:

    Упражнение Цель Исходное положение Инструкция Повторы
    Слушай свое дыхание Обучение контролю над ритмом, глубиной дыхания. Удобная для ребенка позиция. Сидя, лежа, стоя. Мышцы тела расслаблены. Спокойно дышим и слушаем себя. Наблюдаем за тем, куда проходит воздушная струя, как двигается грудная клетка и т.д. 1-2 раза
    Воздушный шар Тренировка мышц брюшной полости, контроль за наполнением легких воздухом. Лежа на спине, руки протянуты вдоль тела. Концентрация внимания на животе. Медленно, глубоко вдыхаем, наблюдаем, как поднимается, опускается живот. 5-10
    Подыши одной ноздрей Тренировка мышц дыхательного аппарата. Любое удобное расположение тела. Мышцы полностью расслаблены. Открываем ноздри для вдоха и выдоха попеременно. Через одну вдыхаем медленно, глубоко, через другую выдыхаем. 6
    Трубочка Укрепление мышц носоглотки, легких. Сидя, стоя Делаем максимально глубокий выдох через нос, при этом живот, ребра должны подтянуться к телу. Вытягиваем губы трубочкой и резко вдыхаем как можно больше воздуха. Задерживаем дыхание. Поднимаем голову вверх, выдыхаем через нос. 6
    Мыльные пузыри Укрепление тонуса мышц легких, носоглотки. Стоя Поднимаем голову в ИС и выдыхаем медленно через нос. Вдыхаем, не опуская голову. Выдыхаем с опущенной головой носом. 4
    Ежик Тренировка ритмичного неглубокого дыхания. Стоя. Голову поворачиваем в ритме марша. При каждом повороте головы влево-вправо делаем короткий вдох носом, дышим шумно, напрягая мышцы носоглотки. Выдыхаем через нос. 6

    Комплекс для детей 6-7 лет

    Для этого возраста и более младшего подойдут дыхательные упражнения для детей по методу Толкачева, . Разминку можно начинать с комплекса для детей 3-4 лет.

    Упражнение Цель Исходное положение Инструкция Повторы
    Качалка Сидя на стульчике, ладошки лежат на коленях.Раскачиваем тело в стороны с небольшими наклонами. Вдыхаем через нос, на выдохе говорим: "Ф-р-о-о-ох". 6-8
    Достань пол Тренировка мышц дыхательной системы, развитие речевого аппарата. Стоя. Руки вперед, ноги чуть расставлены по сторонам. Вдохнуть носом и сделать медленный наклон, доставая руками до пола. Во время наклона говорим на выдохе: "Бак". 4
    Прыжки Контроль за ритмом, глубиной дыхания. Стоя, руки вытянуты по швам. Прыгаем на обеих ножках вверх. Каждый прыжок сопровождаем словом "Ха". Стараемся дышать ровно. 12-16 прыжков чередуем с ходьбой на месте. Повторить 3-4 раза.
    Заблудился Стоя ровно, руки сложены около рта как рупор. Делаем медленный вдох, на выдохе произносим: "АУ....". 8-10
    Задуй свечку Тренировка мышц речевого аппарата. Стоя Делаем вдох и задерживаем дыхание. Складываем губы трубочкой и выдыхаем с силой три раза, задуваем воображаемую свечу, проговаривая во время выдоха: "Фу, Фу...". 4

    Логопеды, воспитатели – это грамотные специалисты по работе с детьми разного возраста. Они умеют вплести в канву занятий в дошкольном учреждении дыхательную гимнастику методически верно. Проводят гимнастику артистично, в форме игры. Дети продолжают профилактику болезней в старшем возрасте самостоятельно.

    Каждый человек знает о пользе кислорода для организма. С детства всем твердят о важности пребывания на свежем воздухе, за городом. При насыщении крови кислородом, повышается иммунитет, организм лучше функционирует. Особенно это важно для ребенка, который еще растет и развивается. Оказывается, просто бывать на природе, наслаждаться свежим воздухом, недостаточно. Необходимо также правильно дышать, и этому следует учиться с самого детства. С этой целью разработана специальная дыхательная гимнастика для детей, особенности которой и будут рассмотрены ниже.

    Почему важно правильно дышать

    Дыхание – это основа жизнедеятельности всего живого. В настоящее время медики бьют тревогу из-за того, что люди разучились правильно дышать, причем касается это любого возраста. Современный индивид живет в отчаянной спешке, из-за этого и вдыхает воздух поверхностно, как бы на бегу. Этому родители неосознанно учат и своих детей.

    Из-за того, что человек не выполняет глубокий вдох, кровь в недостаточном количестве обогащается кислородом, который отвечает за работу мозга, всасываемость питательных веществ. Но выдох тоже зачастую поверхностный. По этой причине в легких остается остаточный воздух с углекислым газом и другими вредными веществами, которые могут понемногу отравлять человеческий организм.

    Следовательно, обучение правильному дыханию – очень важный навык для полноценного функционирования человека. Начинать такое обучение следует с детского возраста, используя разнообразные упражнения.

    Польза для детей

    Давайте разберемся, как влияет дыхательная гимнастика для детей на их рост и развитие, а также организм в целом. Учеными были выделены следующие благотворные последствия:

    • как уже говорилось выше, кровь лучше обогащается кислородом, а, следовательно, всасывается больше витаминов и питательных веществ;
    • улучшается работа мозга, органов дыхания, нервной и сердечно-сосудистой систем;
    • включаются защитные иммунные резервы;
    • повышается выдержка и самоконтроль;
    • улучшается настроение и жизненный тонус.

    Такие упражнения являются отличной профилактической мерой для малышей, страдающих бронхиальной астмой, часто болеющих простудой и бронхитами.

    Противопоказания

    Однако дыхательная гимнастика для дошкольников имеет и некие ограничения. К ним относят следующие:

    • остеохондроз шейно-грудного отдела;
    • травматическое повреждение позвоночника;
    • нарушения в работе головного мозга;
    • повышенное артериальное, глазное или внутричерепное давление;
    • сильный насморк.

    Несмотря ни на что, перед началом применения упражнений лучше проконсультироваться с врачом о том, можно ли ребенку их выполнять.

    В самом начале работы у детей двух-трехлетнего возраста может возникнуть так называемая гипервентиляция легких, то есть закружиться голова, покраснеть лицо, задрожать руки. Тогда следует попросить подышать ребенка в «лодочку». Для этого ладоши складывают в виде лодки и глубоко через них дышат. В этот день гимнастика с малышом больше не проводится, в последующем – очень внимательно присматривают за состоянием ребенка.

    Правила проведения

    Дыхательные упражнения даются под руководством взрослого (родителя, педагога, инструктора по физической культуре или медика). Начинать их проводить можно с двухлетнего возраста.

    До того как начать работать, следует хорошо проветрить помещение. Температура воздуха должна быть не более 20 градусов. Лучше всего проводить упражнения на улице в летнее время года.

    Суть их сводится к тому, что используется более глубокое дыхание (максимальный вдох и длительный выдох), специальное замедление или задерживание дыхательных актов, поверхностные вдохи и выдохи. Упражнения подразделяют на статические (их делают в состоянии расслабления) и динамические (выполняются в движении).

    Время, необходимое для проведения, – 10-20 минут по два подхода в сутки. Лучше упражнения давать утром и вечером. Не следует выполнять гимнастику после приема пищи, должен пройти хотя бы час. Но и на голодный желудок дыхательные игры делать также не стоит.

    Важно следить за тем, чтобы вдох малыш делал с помощью носа, при этом плечи не должны подниматься, а щеки раздуваться.

    В детском саду может быть проведена во время , физкультурных занятий и прогулок. Данная работа должна быть организована в виде игровых моментов, так как игра для дошкольного возраста выступает видом активности, в котором идет самое эффективное обучение и развитие.

    Примеры игр на дыхание

    Для детей двух-четырехлетнего возраста можно давать следующие упражнения:

    • «Шарик». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ладони расположены на животе. При вдохе он чувствует, как надувается живот, то есть «шарик», при выдохе – он сдувается.
    • «Волны». Исходное положение: малыш лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела. На вдохе руки направляются вверх и назад, на выдохе проходят обратное направление.
    • «Рыбка». Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Малыш должен представить себя рыбкой под водой, для этого сделать глубокий вдох и не выдыхать, пока это возможно.
    • «Дерево». Исходное положение: стоять ровно, ноги вместе. Ребенок на вдохе руками как бы очерчивает крону дерева, поднимая их снизу вверх. На выдохе возвращается в первоначальное положение.

    Для детей пяти-семилетнего возраста можно порекомендовать упражнения посложнее:

    • «Хомяк». Исходное положение: стоя. При вдохе ребенок надувает щечки, изображая хомяка. Делает в таком виде несколько шагов. Затем нажимает на щеки и сдувает их (делает выдох).
    • «Курочка-наседка». Исходное положение: сидит на стуле, руки внизу. Малыш делает быстрый вдох, одновременно поднимая ладошки вверх, подтягивая их к подмышкам, изображая крылья. Выдыхая, руки опускает вниз, поворачивая при этом ладони.
    • «Дракоша». Исходное положение: стоя, руки вдоль тела. Дошкольник представляет себя драконом, из носа извергающим пламя. Для этого он дышит по очереди через одну, а потом через вторую ноздрю. При этом «нерабочая» половина носа зажимается пальцем. При выдохе ребенок должен представлять, что из него выходит огонь, как из дракона.
    • «Мяч». Исходное положение: стоя, руки над головой держат мяч. При вдохе мяч опускают на уровень груди. Выдох – мяч от себя отбрасывается, при этом желательно произнести: «У-хх!». Эта игра и аналогичные упражнения с предметами являются уже более сложными и рекомендуются именно для старшего дошкольного возраста.
    • «Загаси свечу». Исходное положение: стоять ровно, руки располагаются свободно вдоль тела. Дошкольник совершает глубокий вдох, за которым следует длительный аккуратный выдох, как бы в попытке затушить свечу. Это упражнение существует и под названием «Одуванчик». Здесь малышу нужно представлять, что он сдувает парашютики с белого одуванчика.

    Все упражнения повторяются по четыре-шесть раз каждое. Но в самом начале, малышам двухлетнего возраста, игры сначала просто показывают без повторений.

    Дыхательная гимнастика – замечательный пример укрепления детского здоровья, повышения иммунитета, основа внимательного и заботливого отношения к своему организму в целом. Такие упражнения никогда не поздно начать делать, они подходят для любого возраста.