Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.

Суффикс -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-

Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.

Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:

  • команда - командовать;
  • проба - пробовать;
  • зависть - завидовать;
  • волнение - волноваться;
  • расход - расходовать;
  • горе - горевать;
  • беседа - беседовать;
  • участие - участвовать;
  • чувство - чувствовать;
  • сочувствие - сочувствовать;
  • штрих - штриховать.

Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: "Я сейчас что делаю?" Ответом будет:

  • я сейчас танцую;
  • я сейчас рисую.

Как видно, глагол заканчивается на -ую. В таком случае пишется суффикс -ова-/-ева-.

Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс -ова-/-ева-:

  • Завидую - завидовать, приветствую - приветствовать, исследую - исследовать, организую - организовать, корчую - корчевать, волнуюсь - волноваться, клюю - клевать, атакую - атаковать, преследую - преследовать, использую - использовать, враждую - враждовать.

Морфемы -ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: откусывать.

Суффиксы -ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:

(что сделать?) испытать - (что делать?) испытывать.

Правописание этих морфем тоже зависит от 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: "Я сейчас что делаю?" И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», "Я сейчас заканчиваю".

После этого определяем, что на конце - ываю/-иваю.

Примеры слов, в которых он выделяется:

Захлебываюсь - захлёбываться, придумываю - придумывать, замахиваюсь - замахиваться, воспитываю - воспитывать, откусываю - откусывать, отказываюсь - отказываться, обыскиваю - обыскивать, подмазываю - подмазывать, развешиваю - развешивать, раскрашиваю - раскрашивать, распиливаю - распиливать, разматываю - разматывать, растаскиваю - растаскивать, расчерчиваю - расчерчивать, расшатываю - расшатывать, разбрасываю - разбрасывать, подмигиваю - подмигивать, подвешиваю - подвешивать, испытываю - испытывать, вздрагиваю - вздрагивать, задумываюсь - задумываться.

Суффиксы в причастиях

Морфемы - ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.

Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:

Глагольный суффикс -ва и гласная перед ним

В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять -ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной - ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:

  • ослабе-ва´-ть;
  • запоте-ва´-ть;
  • поли-ва´-ть;
  • проде-ва´-ть;
  • напе-ва´-ть.

Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:

  • ослабеть (сов.в.) - ослабе-ва-ть (несов.в.);
  • запотеть (сов.в.) - запоте-ва-ть (несов.вид);
  • полить (сов.в.) - поли-ва-ть (несов.вид);
  • продеть (сов. в.) - проде-ва-ть (несов.вид);
  • напеть (сов.в.) - напе-ва-ть (несов.вид).

Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом -ва, нужно пропустить этот суффикс.

Суффикс -е-

Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:

  • почерн-е-ть (от чего?) от горя;
  • посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
  • заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
  • побел-е-ть (от чего?) от старости.

В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.

Гласные перед суффиксом -л-

Глагольный суффикс прошедшего времени -л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.

Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед -ть, сохранится и перед -л:

  • вертеть - вертел;
  • веять - веял;
  • затеять - затеял;
  • зависеть - зависел;
  • измерить - измерил;
  • каяться - каялся;
  • кланяться - кланялся;
  • лелеять - лелеял;
  • надеяться - надеялся;
  • объездить - объездил;
  • отчаяться - отчаялся;
  • приклеить - приклеил;
  • реять - реял;

  • слушать - слушал;
  • сеять - сеял;
  • чистить - чистил;
  • чуять - чуял.

Является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед -в- и -вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.

Задание для закрепления

Итак, когда известно, какие глагольные бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.

В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание глаголов.

Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.

Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.

Проблемы при изучении русского языка у многих людей вызывает написание глагольных суффиксов. Не всегда понятно, какие гласные нужно ставить. Однако этот вопрос регулируется всего парой простых правил - и запомнить их очень легко.

Как определить, какую гласную букву нужно поставить в глагольном суффиксе?

Какое бы слово мы ни видели перед собой - глагол в любом времени, в любой форме и наклонении - для определения правильного суффикса его нужно поставить в единственное число, 1-е лицо, а также употребить в настоящем времени или в будущем. А после этого - посмотреть на окончание.

  • Если в получившемся глаголе окончание будет «ую» или «юю», то в прошедшем времени и в начальной форме для этого глагола суффиксами станут «ова» или «ева».
  • Если слово, поставленное в настоящее или будущее время в 1-м лице, будет заканчиваться на «иваю» или «ываю», то соответственно, для других времен и форм суффиксами окажутся «ива» и «ыва».

Приведем пару примеров для лучшего понимания.

  • Глагол «стартовать». В настоящем времени и в единственном числе для 1-го лица это будет слово «стартую» - и заканчивается оно на «ую». Соответственно, в инфинитиве «стартовать» и в прошедшем времени «стартовал» мы пишем суффикс «ова».
  • Глагол «рассматривать». Единственный род 1-го лица в настоящем - это слово «рассматриваю». Слово заканчивается на «иваю» - соответственно, суффиксом для слова «рассматривал», употребленного в прошедшем времени, и для инфинитива будет «ива».

Правила для суффикса «ва»

Помимо вышеперечисленных суффиксов, существует еще и суффикс «ва» для глаголов. В отличие от рассмотренных выше суффиксов, «ва» всегда находится под ударением - «узнавать», «разбивать», «наливать». Какую букву поставить перед ним - зависит от того, через какую букву пишется слово в неопределенной форме.

Например, для слова «разбивать» такой формой будет «разбить». Слово пишется через гласную «и» - соответственно, и перед «ва» мы тоже ставим «и».

Необходимо помнить, что для этого правила существуют три слова-исключения. А именно:

  • «Застрять». Неопределенная форма пишется через гласную «я» - но в словах «застревать» и «застреваю» перед ударным суффиксом ставится буква «е».
  • «Продлить». Неопределенная форма пишется через букву «и» - но при этом глагол «продлевать» имеет гласную «е» перед ударным суффиксом «ва», как и «продлеваю».
  • «Затмить». Когда слово в неопределенной форме, мы видим букву «и» - но если слово изменить на «затмевать» и «затмеваю», то поменяется и гласная.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 37»

Конспект урока по русскому языку

в 6 классе

« Правописание гласных в суффиксах глаголов»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Васильева Наталья Викторовна

г. Кемерово

2011

Тема урока: « Правописание гласных в суффиксах глаголов» (Урок дифференцированного обучения).

Цели урока : познакомить обучающихся со способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов; формирование умения правильно выбирать гласную в суффиксах глаголов.

Тип урока: комбинированный (т. е. изучение нового материала с закреплением полученных знаний)

Методы : коммуникативно - ситуативные, объяснительно- иллюстративные, практические.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Опрос.

- Что обозначает глагол?

(Глагол обозначает действие предмета или процесс).

- На какие вопросы отвечает?

(Отвечает на вопрос: что делать? что сделать?)

- Какие постоянные морфологические категории есть у глагола?

(Постоянными морфологическими категориями являются следущие: спряжение, вид, переходность).

- Какие морфологические категории могут меняться?

(Непостоянными признаками являются: наклонение, число, время, лицо, род (если есть)).

- В роли какого члена предложения выступает глагол?

(В предложении глагол выступает обычно в роли сказуемого).

У доски работают четыре человека.

1.Синтаксический разбор.

Негромким шепотом перекликнулись между собой столетние сосны.

2.Разбор слов по составу. Негромким, столетние, перекликнулись.

3.Р.Н.О. (работа над ошибками). Вставить и объяснить пропу-

щенные орфограммы. Дог…рает, предл…гать, р…стить, рас- ст…лил, прик…саться, приг…рет, выб…рать,прим…рить (друзей).

4.С.Л.Р.(словарная работа, ее выполняет весь класс)

Объединил, построил, увидел, услышал, развеял, растаял, подклеил.

Вопрос ученику:

-От чего зависит выбор гласной перед суффиксом –л- глаголов прошедшего времени?

ІІІ. Изучение нового материала.

Работа в группах. Класс разделен на 3 группы по рядам: слабые(1ряд), средние (2 ряд), сильные (3 ряд).

1ряд : читаем правило, разбираем примеры, отрабатываем приемы выделения орфограммы.

2 ряд: работа по готовому алгоритму, с разбором примеров.

Алгоритм работы. (выдаю на каждую парту).

Ова-/-ева- или -ыва-/ -ива-

У глаголов прошедшего времени пишите суффикс

Ова-/-ева- , если

глагол в 1-м лице единственного

числа настоящего времени заканчивается на

Ую,-юю.

советовал - советую

танцевал - танцую.

Ыва- /-ива -,если

глагол в 1-м лице единственного числа настоящего времени

заканчивается на

Ываю, - иваю.

рассматривал - рассматриваю

подписывал - подписываю.

Для первичного закрепления 2-му ряду:

(Записать пары слов, выделить орфограмму)

Ночевать - ночую, командовать-командую, развешивать-развешиваю,докладывать-докладываю.

3 ряд: Самостоятельно читают и составляют конспект. Затем вместе с учителем обсуждают, корректируют и записывают в тетради для конспектов. Этот конспект пишет весь класс.

Конспект примерно такого вида:

Если: То:

в настоящем времени в неопределенной форме,

(1 л. ед. ч.) в прошедшем времени

оканчивается имеет суффиксы

    Ую (- юю) - ова - (-ева-)

советую советовать

2.-ываю (-иваю) - ыва - (-ива-)

опаздываю опаздывать

Завершая данный этап работы, подводим итоги:

1 ряд - связный ответ с примерами

2 ряд - образец рассуждения с примерами

3 ряд-демонстрация работы с конспектом и примеры.

ІV. Закрепление нового материала.

Можно проводить по рядам, а можно и всем вместе. Но тогда оговариваю, что работающие самостоятельно, в конце урока подают тетрадь для проверки.

    Поставьте глаголы в форму 1-го лица единственного числа, обозначьте суффиксы .

NB! Учтите, что суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ыва- (-ива-) всегда безударный

заигр…вать - ослаб…вать-

запазд…вать - приб…вать-

оправд…вать - вскрик…вать-

обмен…вать - повел…вать-

2.Вставьте пропущенные буквы в суффиксы, используя алгоритм рассуждения.

Проповед…вать, исповед…вать, команд…вать, намер…ваться, обур…вать, потч…вать, заноч…вать, раскорч…вать.

    Запишите в неопределенной форме однокоренные глаголы к данным словам, затем образуйте от них форму 1-го лица ед. числа настоящего времени. Выделите суффиксы глаголов.

Марш - цитата-

салют - зима-

модель - риск-

телеграф - совет-

премия - аплодисменты-

адрес - группа-

след - чувства-

маска-

4.Замена словосочетания глаголом с выделением суффикса и объяснением.

Например: дал совет – посоветовал.

Проводил беседу, подводил итог, проводил расследование, производил расчет.

5.Если останется время, можно выполнить из учебника упражнение № 525.

(С 1 ряда вызвать к доске, а учащиеся 2,3 рядов выполняют самостоятельно.)

V. Подведение итогов урока.

1. -Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Чем нужно воспользоваться,чтобы правильно написать гласный в суффиксе глаголов?

Как лучше запомнить изученную нами орфограмму?

2.Оценки за урок.

3. Перспектива на следующий урок.

На следующем уроке мы продолжим изучение правописания суффиксов глаголов.

VІ. Домашнее задание.

    §90,конспект выучить, уметь восстанавливать и рассказывать по памяти.

    По группам:

1ряд-№ 526 (из учебника по заданию)

2ряд-составить диктовку из 10 словосочетаний на изученную орфограмму

3 ряд-работа с деформированным текстом из сборника.

Текст № 27 ,с. 81,задания под № 1,3,4.7,9,10,11,12.

Список использованной литературы.

1.Козулина М. В. Занимательные упражнения по орфографии. 5-9 классы. -Саратов: Лицей,2004.

2.Книгина М. П. Тесты по русскому языку.6-й класс-Саратов: «Лицей» 2001.

3. Леденева В. В.Русский язык: Тесты. 5-7 классы. / Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.

4.Малюшина А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.6-й класс. -М.: ТЦ.Сфера. 2006-96с.

5.Макарова Б. А. Абсолютная грамотность за 30 дней.-М.:АСТ:Астрель,2010.

Тоталитарный политический режим - это система государственной власти, основанная на полном политическом, экономическом, идеологическом подчинении всего общества и отдельного индивида власти; тотальном контроле государства над всеми сферами жизни; фактическом несоблюдении прав и свобод человека.

Основы тоталитарного режима в РСФСР и СССР были заложены еще в 1918 - 1922 гг.. когда:

  • была провозглашена диктатура пролетариата;
  • в ходе гражданской войны была ликвидирована всякая политическая оппозиция большевизму;
  • произошло политическое, экономическое и военное подчинение общества государству («военный коммунизм»).

Понятие диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства было всего лишь лозунгом. Фактически к 1922 г. (моменту окончания гражданской войны и образования СССР) в стране была установлена диктатура партии большевиков:

    ни пролетариат, ни, тем более, крестьянство не определяли государственную политику (кроме того, в 1920 - 1921 гг. по России прошла серия рабочих и крестьянских восстаний против большевиков, которые были жестоко ими подавлены);

    система советов во главе с Всероссийским (Всесоюзным) съездом советов, объявленная высшей властью в стране, полно­стью контролировалась большевиками и была ширмой «рабоче-крестьянской демократии»;

    «эксплуататорские классы» (не рабочие и не крестьяне) были лишены прав по Конституции;

    большевики из политической партии превратились в управленческий аппарат; начал формироваться новый влиятельный класс, не указанный в Конституции, - номенклатура;

    в условиях однопартийности и собственности государства на национализированные средства производства номенклатура стала новым собственником заводов, фабрик, благ; фактическим новым правящим классом, стоящим над рабочими и крестьянами.

Тоталитаризм 1920-х гг.

Зарождающийся тоталитаризм 1920-х гг. имел одну важную особенность - была установлена абсолютная власть большевиков над обществом и государством, но внутри монопольно правящей партии большевиков пока еще существовала относительная демократия (споры, дискуссии, равноправное отношение друг к другу).

Во второй половине 1920-х - 1930-х гг. произошел второй этап установления тоталитарного строя - уничтожение демократии внутри победившей партии большевиков, ее подчинение одному человеку - И.В. Сталину.

Иосиф Виссарионович Сталин-Джугашвили (1878 - 1953) - профессиональный революционер, поэт в молодости, священнослужитель по образованию, 7 раз сидел в тюрьмах, совершил 4 побега.

Возвышение Сталина в партии началось после Октябрьской революции и гражданской войны. Сталин руководил обороной Царицына в годы гражданской войны, был наркомом по делам национальностей в первом правительстве большевиков, сыграл важную роль в подготовке первой Конституции РСФСР и строительстве государственности РСФСР и СССР. И.В. Сталина в первой половине 1920-х гг. отличали абсолютная лояльность В.И. Ленину, личная скромность и незаметность, высокий профессионализм в выполнении кропотливой рутинной организаторской работы.

Благодаря этим качествам И.В. Сталин был выдвинут на новую должность в партии - Генерального секретаря. Данная должность была создана в 1922 г. и задумывалась как технический (не политический) пост для организации работы партаппарата. Однако, заняв эту должность, И.В. Сталин постепенно превратил ее в центр власти в стране.

Смерть В.И. Ленина

После смерти В.И. Ленина 21 января 1924 г. в партии и государстве начинается 5-летний период борьбы между ключевыми соратниками В.И. Ленина за то, чтобы стать его преемником. Основными претендентами на высшую власть в партии и государстве были, по меньшей мере, шесть человек:

  • Лев Троцкий;
  • Николай Бухарин;
  • Григорий Зиновьев;
  • Иосиф Сталин;
  • Михаил Фрунзе;
  • Феликс Дзержинский.

Каждый из них был близким соратником Ленина, имел заслуги перед партией, сторонников. Однако ни один из них не мог сразу возвыситься над другими.

В силу этого в 1924 г. номинальным преемником В.И. Ленина - главой советского правительства - стал малоизвестный хозяйственник Алексей Рыков, который устраивал всех, а между основными претендентами при видимости коллективного руководства началась борьба. Борьба проходила путем создания временных союзов против ведущего претендента, а затем образования новых, в частности:

  • союз Сталина-Каменева-Зиновьева против Троцкого;
  • союз Сталина и Бухарина против Зиновьева;
  • союз Сталина и его группы против Бухарина и его группы. После смерти В.И. Ленина И.В. Сталин не считался ведущим претендентом и не входил даже в тройку основных кандидатов на наследие В.И. Ленина, которую составляли Л. Троцкий, Г. Зиновьев и Н. Бухарин.

Самым явным и опасным претендентом на власть в СССР после смерти В.И. Ленина был Лев Троцкий. Лев Троцкий (Бронштейн) в годы гражданской войны был бле­стящим военным вождем, фактически возглавил страну после покушения на В.И. Ленина в 1918 г. Однако большинство членов партии боялись Троцкого за его радикализм, жестокость, стремление сделать революцию непрекращающимся мировым процессом и управлять мирной жизнью с помощью военных методов.

Поэтому против Троцкого единым фронтом выступила вся верхушка ВКП (б), ради чего объединились непримиримые соперники Зиновьев, Сталин и Бухарин. Троцкий был отстранен от руководства Красной армией (его «конька») и направлен на мирное строительство (к чему он был менее способен). Вскоре он потерял прежнее влияние в партии. Григорий Зиновьев (Апфельбаум) был образцом «маргаринового коммуниста». Он был очень популярен у «нэпмановской» части партаппарата. Зиновьев выступал за полубуржуазный тип власти большевиков и бросил коммунистам лозунг «Обогащайтесь!», вмененный позднее Бухарину.

Если приход к власти Троцкого угрожал превращением СССР в единый военно-трудовой лагерь, то приход к власти Зиновьева мог привести к буржуазному разложению партии изнутри. Кроме того, Зи­новьев не имел морального права возглавлять партию большевиков - накануне большевистской революции он публично выдал дату и план восстания, чем едва не сорвал революцию.

Против Зиновьева объединилась вся антибуржуазная, «твердая коммунистическая» часть партаппарата во главе с Бухариным (главным редактором «Правды») и Сталиным (Генеральным секретарем ЦК). Стараниями коалиции Зиновьев был ском­прометирован и снят с влиятельного поста руководителя Петроградской партийной организации.

Наряду с политическим уничтожением Троцкого и Зиновьева в 1926 г. были физически уничтожены два других опасных претендента - М. Фрунзе и Ф. Дзержинский.

  • Михаил Фрунзе (1877 - 1926) - человек внешне и внутренне очень похожий на Сталина, герой гражданской войны, обладавший бонапартистскими амбициями и пользующийся огромным авторитетом, в 1926 г. умер в расцвете сил во время операции по удалению аппендицита, проведенной врачами Сталина;
  • Феликс Дзержинский (1877 - 1926) - авторитетнейший лидер партии, один из основателей Советского государства и близкий соратник Ленина, пользовавшийся непререкаемым авторитетом в спецслужбах, считавшийся «темной лошадкой» в борьбе за власть, также неожиданно умер в 1926 г. во время лечения. Решающая схватка за власть произошла в 1927 - 1929 гг. ме­жду И. Сталиным и Н. Бухариным.

Николай Бухарин был самым опасным конкурентом Сталина на завершающем этапе борьбы и перспективным претендентом на роль лидера партии большевиков и советского государства:

    у Бухарина не было радикализма Троцкого и мелкобуржуазности Зиновьева, он считался ленинцем, идеологически к нему было трудно придраться;

    после смерти В.И. Ленина Бухарин занял нишу Ленина - глав­ного идеолога партии;

    В.И. Ленин накануне своей смерти характеризовал Бухарина как «любимца партии», в то время как Сталин за свою грубость и резкость был подвергнут критике;

    с 1917 г. Бухарин являлся главным редактором газеты «Правда» - главного политического рупора большевиков, реально мог формировать мнение партии, что ему долго удавалось;

    он был самым молодым из кандидатов - в 1928 г. ему исполнилось 40 лет;

    самое опасное для Сталина - выдвиженцы Бухарина (а не Сталина) занимали ключевые посты в стране (глава советского правительства А. Рыков, другие члены высшего руководства - Томский, Пятаков, Радек, Чичерин и др. принадлежали к «группе Бухарина», и Бухарин в годы нэпа проводил через них свою политику);

    кроме того, Бухарин, как и Сталин, имел способность к интригам, стремился к власти, вместе со Сталиным умело убирал с пути общих соперников (Троцкого, Зиновьева, и др.), участвовал в начинающихся репрессиях против инакомыслящих (дело «Пром-партии»).

НЭП

Однако «ахиллесовой пятой» Бухарина было то, что он и его группа олицетворялись с нэпом, а нэп в 1928 - 1929 гг. пробуксовывал и в партии росло недовольство этой политикой. Данной ситуацией воспользовался Сталин, который, пользуясь еще имевшейся внутрипартийной демократией, начал активную борьбу против нэпа, и, одновременно, против Бухарина и его группы. В итоге, личная борьба Сталина и Бухарина за власть была перенесена в плоскость споров по поводу экономического развития страны. В данной борьбе победу одержал Сталин и его группа, которые убедили партию в необходимости прекратить нэп и начать индустриализацию и коллективизацию. В 1929 - 1930 гг. с помощью оставшихся демократических механизмов в партии и умелых интриг «бухаринская группа» была отстранена от власти, и ключевые посты в государстве заняли выдвиженцы Сталина.

Новым председателем советского правительства (Совнаркома), вместо А.И. Рыкова, стал В.М. Молотов - ближайший сорат­ник Сталина того времени.

Внешне приход группы Сталина к власти в 1929 г. воспринимался как победа бывшей оппозиции и переход в оппозицию вчерашнего руководства, что было нормальным явлением в партии. Первые годы Бухарин и его соратники продолжали привычный образ жизни, сохранили высокое положение в партии, и критиковали уже Сталина как оппозиция, надеясь вернуться к власти при неудаче его политики. На деле же, началось постепенное установление личной диктатуры И.В. Сталина, свертывание внутри партии демократических механизмов.

Выдвижение на руководящие посты сторонников И.В. Сталина

После смещения «бахаринской группы» в 1929 г. началось массовое выдвижение на руководящие посты сторонников И.В. Сталина. В отличие от представителей «ленинской гвардии», зачастую образованных и далеких от жизни интеллектуалов с дворянскими корнями, выдвиженцы Сталина, как правило, не имели формального образования, но обладали сильным практическим интеллектом и громадной работоспособностью и целеустремленно­стью.

В сравнительно короткие сроки (1929 - 1931 гг.) новый тип руководителей, приведенных Сталиным, вытеснил ленинскую гвардию с ключевых позиций в партийном, советском и хозяйственном аппарате. Особенностью сталинской кадровой политики было также то, что его будущие выдвиженцы, подходящие по своим данным, рекрутировались из самых социальных низов (происхождение тщательно проверялось) и сразу выдвигались на самые высшие посты. Именно в сталинскую эпоху выдвинулось большинство руководителей хрущевской и брежневской эры. Например, А. Косыгин в разгул репрессий со студенческой скамьи был избран председателем Ленсовета, а в 35 лет назначен союзным наркомом, в 32 года Л. Берия и Ш. Рашидов стали руководителями Грузии и Узбекистана, А. Громыко - послом в США. Как правило, новые выдвиженцы верой и правдой служили И.В. Сталину (сопротивление Сталину ока­зывали представители «ленинской гвардии» и практически не оказывала «сталинская молодежь»).

И.В. Сталин в начале 1930-х гг., используя пост Генерального секретаря, дававший наибольшие возможности выдвигать верные себе и несамостоятельные кадры, постепенно стал превращаться в вождя новой советской номенклатуры. Новая номенклатура, еще вчерашние рабочие и крестьяне, неожиданно ставшие руководителями, побывав на руководящих постах, ни за что не желала возвращаться «к станку». Номенклатура, в своем большинстве, боготворила И.В. Сталина, и стала его главной опорой в борьбе за дальнейшее укрепление его власти. Ключевыми соратниками И.В. Сталина в 1930-е гг. становятся как лояльные ему товарищи из дореволюционного и революционного периодов - В. Молотов, К. Ворошилов, Л. Каганович, С. Орджоникидзе, так и молодые выдвиженцы - Г. Маленков, Л. Берия, Н. Хрущев, С. Киров, А. Косыгин и др.

XVII съезд ВКП(б)

Последним случаем открытой оппозиции И.В. Сталину и последней попыткой отстранить его от власти стал XVII съезд ВКП(б), состоявшийся в январе - феврале 1934 г.:

  • И.В. Сталин был подвергнут критике за перекосы при проведении коллективизации;
  • значительная часть делегатов съезда проголосовала против Сталина при выборах в ЦК партии по итогам съезда;
  • это означало вотум недоверия со стороны партии и потерю И.В. Сталиным должности Генерального секретаря ЦК ВКП(б);
  • по партийным традициям, новым Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) и руководителем партии должен был стать СМ. Киров - руководитель партийной организации Ленинграда, набравший наибольшее число голосов на выборах (на 300 больше И.В. Сталина), на чем настаивали многие делегаты;
  • однако СМ. Киров - выдвиженец И.В. Сталина, отказался от должности Генерального секретаря в пользу И.В. Сталина и не воспользовался сложившейся ситуацией;
  • результаты выборов были сфальсифицированы, и Сталин ос­тался на посту лидера партии.

После этого события:

  • съезды партии перестали регулярно проводиться (XVIII съезд состоялся только через 5 лет - в 1939 г., а затем съезды партии большевиков не проводились в течение 13 лет - до 1952 г.);
  • с 1934 г. пост Генерального секретаря ЦК ВКП(б) стал терять свое значение, а И.В. Сталин (с 1952 г.) стал одним из Секретарей ЦК;
  • большинство делегатов «бунтарского» XVII съезда ВКП(б) были репрессированы.

1 декабря 1934 г. в Смольном был убит СМ. Киров. Убийца погиб при задержании, и преступление осталось не раскрытым. Убийство С. Кирова 1 декабря 1934 г.:

  • освободило И.В. Сталина от набирающего силу конкурента;
  • стало поводом для разворачивания в стране массовых политических репрессий.

7. Политические репрессии в СССР начали проводиться еще с конца 1920-х гг.:

  • одним из первых был процесс по делу Промпартии, в ходе которого ряд хозяйственных руководителей были обвинены во вредительстве;
  • другим крупным процессом стал суд над «группой Рютина» - группой партийных и комсомольских работников, в открытую критиковавших И.В. Сталина.

Однако после убийства СМ. Кирова репрессии приобрели массовый и повсеместный характер.

    самым громким процессом конца 1930-х гг. стал процесс против троцкистско-зиновьевского блока, в ходе которого бывшие основные соперники И.В. Сталина за лидерство в партии (Л. Троцкий и Г. Зиновьев) были обвинены в том, что они яв­ляются центром подрывной работы в СССР;

    вскоре состоялся всенародный суд над «правыми уклонистами» и бухаринцами;

    громким процессом также являлось «Ленинградское дело», в ходе которого была осуждена почти вся верхушка Ленинградской партийной организации, трезвомыслящей и оппозиционной И.В. Сталину;

    массовые репрессии проходили в рядах Красной Армии - в 1937 - 1940 гг. было расстреляно около 80% всего командного состава (в частности 401 полковник из 462; 3 маршала из 5 и т. д.);

    в ходе данных репрессий были осуждены и расстреляны как враги народа недавние соперники И.В. Сталина в борьбе за власть - Зиновьев, Каменев, Бухарин, и др., физически уничтожены видные военачальники - Тухачевский, Блюхер, Егоров, Убо-ревич, Якир;

    кроме этого, загадочной смертью умерли многие другие соратники И. Сталина - Г. Орджоникидзе, В. Куйбышев, М. Горький, Н. Аллилуева (жена И. Сталина);

  • в 1940 г. в Мексике был убит Л. Троцкий.

Знаменосцами репрессий на их начальном этапе стали два народных комиссара внутренних дел СССР - Генрих Ягода (нар­ком в 1934 - 1936 гг.) и Николай Ежов (нарком в 1936 - 1938 гг.). Пик репрессии, получивший название «ежовщина». был связан с деятельностью в 1936 - 1938 гг. наркома Н. Ежова. Именно при Ежове репрессии принят массовый и бесконтрольный характер. Ежедневно арестовывались сотни и тысячи безвинных людей, многие из которых погибали физически. Ежовым в НКВД и ОГПУ были введены мучительные и садистские пытки, которым подвергались арестованные и члены их семей. Впоследствии, наркомы внутренних дел и генкомиссары гос­безопасности Ягода и Ежов сами стали жертвами созданного ими механизма. Они были сняты со своих должностей и «разоблачены » как враги народа. Г. Ягода был расстрелян в 1938 г., а Н. Ежов - в 1940 г.

Пришедший им на смену в 1938 г. Лаврентий Берия продолжил их линию, но более избирательно. Репрессии продолжились, но их массовость к началу 1940-х гг. снизилась. 8. К концу 1930-х гг. в СССР сложилась обстановка, получившая название «культ личности» И.В. Сталина. «Культ личности» заключался в:

  • создании имиджа И. Сталина как легендарной и сверхъестественной личности, которой вся страна обязана своим процветанием («великий вождь всех времен и народов»).
  • возведении И.В. Сталина в ранг величайших мыслителей наряду с К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным;
  • тотальном восхвалении И.В. Сталина, полном отсутствии критики;
  • абсолютном запрете и преследованием любого инакомыслия;
  • повсеместном распространении облика и имени Сталина;
  • гонении на религию.

Параллельно с «культом личности» И.В. Сталина шло создание не менее масштабного «культа личности» В.И. Ленина:

    создавался во многом далекий от реальности имидж В.И. Ленина, как гениального и непогрешимого коммунистического «мессии»;

    изображения Ленина в виде сотен тысяч памятников, бюстов, портретов распространялись по всей стране;

    в народе создавалось убеждение, что все хорошее и прогрессивное стало возможно только после 1917 г. и только в СССР, стало результатом воплощенного в жизнь гения В.И. Ленина;

    И.В. Сталин объявлялся единственным учеником В.И. Ленина, который реализует ленинские идеи и является продолжателем дела В.И. Ленина.

Культ личности поддерживался жесточайшими репрессиями (в том числе уголовным преследованием за «антисоветскую пропаганду», которой могло стать любое высказывание, не совпадающее с официальной точкой зрения). Другим способом поддержания культа, кроме страха, было воспитание с детства молодого поколения, создания пропагандой обстановки массовой эйфории в стране и некритического восприятия действительности.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Сравнительная таблица «Политические режимы Италии, Германии, Испании»

Сравниваемые характеристики

Италия

Германия

Испания

Степень контроля государства над обществом

Жесткий контроль над экономикой -- корпоративизм

Все сферы жизни общества

Отсутствие жесткого контроля над обществом

Партийная политическая система

Монополия «фаши ди комбатименто»

Монополия НСДАП

Монополия «Испанской фаланги»

«Вождизм»

Дуче Бенито Муссолини

Фюрер Адольф Гитлер

Каудильо Франсиско Франко Баамонде

Путь во власть

Создание коалиционного правительства. Победа на выборах в парламент в 1924 году

Победа на выборах в рейхстаг в 1933 году

Победа в гражданской войне, режим навязан извне

Система репрессивных органов государства

организация концлагерей для инакомыслящих

Гестапо, организация концлагерей для инакомыслящих

Сращивание партийных и государственных органов

Роспуск палаты депутатов. Формирование Палаты фашей и корпораций

1933г – закон о единстве партии и государства, 1934 – Гитлер фюрер и рейхсканцлер пожизненно

1936 г – Франко имеет пост главнокомандующего, звание генералиссимуса, глава государства

Идеология

«Вне государства не существуют человеческие и духовные ценности»-культ государства

«Один народ, одно государство, один вождь». Нацизм (превосходство немецкой нации) , антисемитизм, культ силы

Фалангизм не стал государственной идеологией

Отношение к церкви

Большое влияние католической церкви.

1929 год – соглашения между римским папой и Муссолини (суверенитет города Ватикан)

Конфликт с Церковью, оккультизм

Большое влияние католической церкви

Внешняя политика

1935-1936 гг – вторжение в Албанию, захват Эфиопии, 1937 – присоединение к Антикоминтерновскому пакту

1933-1935 – отмена Версальских ограничений, 1936-1939 гг – аншлюс Австрии, раздел Чехословакии, 1.09.1939 – нападение на Польшу


Франко уклонился от официального вступления в войну.

Характер политического режима

Тоталитаризм -- фашизм

Тоталитаризм -- нацизм

Умеренно-тоталитарный режим --франкизм, фалангизм

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

ДОКУМЕНТ 1

Гитлер о принципах организации
государственной власти (март 1933 г.)

Полное коренное изменение современного внутриполитического положения. Никакой терпимости по отношению к взглядам, препятствующим достижению наших целей. Кто не исправится, должен быть сломлен. Беспощадное искоренение марксизма. Смерть за измену стране и народу. Строжайшее авторитарное государственное руководство. Ликвидация раковой опухоли демократии

Таблица 1.

Нацистские законы времен становления тоталитарного государства

Задание:

Проанализируйте документ 1 и таблицу 1, ответив на следующие вопросы:
- какие задачи ставила перед собой нацистская партия после прихода к власти;
- были ли эти задачи решены в результате законодательной деятельности нацистов в 1934-1935 гг.;
- можно ли, используя материал таблицы, доказать, что в Германии к 1936 г. было создано тоталитарное государство?

Задание:

  • Проанализировать:
    а) высказывание Гитлера (
    документ 2 );
    б) расписание уроков в немецкой нацистской школе для девочек (см. таблицу 2);
    в) сочинение школьницы Эрны Листинг, опубликованное в антисемитской газете «Дер Штюрмер»
  • Ответить на вопросы:
    - какие цели ставились перед школой в нацистской Германии;
    - каковы были способы достижения этих целей;
    - удалось ли достигнуть этих целей?

Документ 2. Гитлер о воспитании

Моя педагогика тверда. Слабость должна быть изничтожена. В моих замках подрастет молодежь, которая ужаснет мир. Мне нужна молодежь, жаждущая насилия, власти, никого не боящаяся, страшная. Свободный прекрасный хищный зверь должен сверкать в ее глазах. Мне не нужен интеллект. Знания погубили бы мою молодежь.

Таблица 2. Расписание уроков в нацистской школе для девочек


Сочинение Эрны Листинг

К сожалению, даже сейчас многие продолжают утверждать, что евреи тоже «творенья Божьи» и поэтому их надо уважать. Но ведь мы говорим, что и мухи тоже творенья, но при этом уничтожаем их. Еврей - это гибрид. Он унаследовал признаки арийцев, азиатов, негров и монголов. Единственное, что есть у него хорошего - это белая кожа.
Среди жителей южных островов бытует поговорка: «Белый - от Бога, и черный - от Бога, а вот гибрид - от дьявола».
Иисус сказал однажды евреям: «Ваш отец не Бог, а дьявол». У евреев есть порочная книга их законов - Талмуд. Кроме того, евреи считают нас животными и поэтому так плохо к нам относятся. Они отбирают у нас деньги и имущество жульническим путем.
Уже при дворе Карла Великого командовали евреи, и поэтому было восстановлено римское право. Но оно не годилось ни для немецкого, ни для римского крестьянина, а было выгодно только евреям-торговцам. Евреи виноваты даже в смерти Карла Великого.
В Гельзенкирхене еврей Гринберг продавал человеческое трупное мясо. Это разрешено книгой его законов. Евреи подстрекали к восстанию и к войне. Они обрекли русских на страдание и горе. В Германии они поддерживали коммунистов и платили убийцам.
Мы были на краю гибели, когда пришел Адольф Гитлер. Теперь заморские евреи агитируют против нас. Но мы не дадим провести себя и позаботимся о нашем фюрере. Каждый грош, который мы даем евреям, убивает кого-либо из наших близких...
Хайль Гитлер!

ДОКУМЕНТ 4

Побуждаемый сознанием того, что чистота немецкой крови является залогом существования немецкого народа, а также непоколебимой решимостью гарантировать существование немецкой нации во все времена, рейхстаг единодушно принял публикуемые ниже законы.
1. Браки между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещены. Заключенные вопреки этому закону браки не имеют юридической силы, даже если они оформлены в обход этого закона за пределами Германии.
2. Половая связь между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещена.
3. Евреям запрещено вывешивать флаг Рейха как национальный флаг, а также использовать цвета рейха для иных целей.

1. Еврей не может быть гражданином Рейха. Он не имеет права голоса в политических вопросах, не может занимать должностей в государственных учреждениях.
2. Чиновники-евреи будут уволены до 31 октября 1935 года.
3. Евреем считается лицо, среди предков которого во втором поколении (бабки и деды) имелось не менее трех лиц еврейской расы.

Задание:
проанализировать текст, ответив на следующие вопросы:
- какие ограничения налагали Нюрнбергские законы на профессиональную деятельность евреев;
- как ограничивались права евреев в быту, в повседневной жизни, как этими ограничениями унижалось человеческое достоинство;
- как ограничивались семейные права евреев, что происходило со смешанными браками

ДОКУМЕНТ 5

Из директивы А.Гитлера министру по делам
восточных территорий А.Розенбергу
о введении в действие Генерального плана «Ост»
(23 июля 1942 г.)

Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна... образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста...
Каждый образованный человек - это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью…
Говоря пo-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год

Какая участь ожидала славянские народы согласно плану «Ост»;
- как Вы думаете, можно ли считать Холокост своего рода «генеральной репетицией» нацистской политики массового истребления народов;
- на Нюрнбергском процессе (суде над крупнейшими нацистскими преступниками) было сформулировано понятие «преступления против человечества»; попробуйте, опираясь на документ и известные вам факты о Холокосте, объяснить, что означает это понятие.