ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ

АОЗТ ЦНИИОМТП

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА УСТРОЙСТВО СТОЛБЧАТЫХ МОНОЛИТНЫХ ФУНДАМЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕЛКОЩИТОВОЙ ОПАЛУБКИ

Москва

В технологической карте рассмотрено устройство столбчатых монолитных фундаментов под железобетонные колонны с использованием металлической опалубки.

Приведены организация и технология строительных процессов, указаны основные правила техники безопасности. Представлены конструктивные схемы по организации и технологии работ.

Технологическая карта разработана АОЗТ ЦНИИОМТП (Б.В. Жадановский зав. отделом, канд. техн. наук, О.В. Баранов, Л.В. Жабина при участии зав. сектором компьютерных и информационных технологий Ягудаева Л.М.).

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Технологическая карта разработана на устройство столбчатых монолитных фундаментов под каркас гражданских и промышленных зданий с использованием мелкощитовой опалубки.

1.2. Технологической картой предусматривается устройство монолитных фундаментов с применением мелкощитовой опалубки, разработанной АОЗТ ЦНИИОМТП (проект 794В-2.00.000).

1.3. В качестве эталона при разработке карты принят фундамент серии 1-412 объемом 14,7 м 3 .

1.4. В технологической карте рассмотрены варианты подачи бетонной смеси в конструкции:

автомобильным краном в бункерах;

автобетононасосом СБ-170-1.

1.5. Транспортирование бетонной смеси предусматривается автобетоносмесителем СБ-159Б-2.

1.6. Работы выполняются в летний период в две смены.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. До начала устройства фундаментов должны быть выполнены следующие работы:

организован отвод поверхностных вод от площадки;

устроены подъездные пути и автодороги;

обозначены пути движения механизмов, места складирования, укрупнения арматурных сеток и опалубки, подготовлена монтажная оснастка и приспособления;

завезены арматурные сетки, каркасы и комплекты опалубки в необходимом количестве;

выполнена необходимая подготовка под фундаменты;

произведена геодезическая разбивка осей и разметка положения фундаментов в соответствии с проектом;

на поверхность бетонной подготовки краской нанесены риски, фиксирующие положение рабочей плоскости щитов опалубки.

2.2. Подготовленное основание под фундаменты должно быть принято по акту комиссией с участием заказчика, подрядчика и представителя проектной организации. В акте должно быть отражено соответствие расположения, отметок дна котлована, фактического напластования и природных свойств грунтов данным проекта, а также возможность заложения фундаментов на проектной отметке, отсутствие нарушений природных свойств грунтов основания или качества их уплотнения в соответствии с проектными решениями.

2.3. На устройство подготовки под фундаменты должны быть составлены акты на скрытые работы.

2.4. Перед установкой опалубки и арматуры железобетонных фундаментов производитель работ (прораб, мастер) должен проверить правильность устройства бетонной подготовки и разметки положения осей и отметок основания фундаментов.

Опалубочные работы

2.5. Опалубка на строительную площадку должна поступать комплектно, пригодной к монтажу и эксплуатации, без доделок и исправлений.

2.6. Поступившие на строительную площадку элементы опалубки размещают в зоне действия монтажного крана. Все элементы опалубки должны храниться в положении, соответствующем транспортному, рассортированные по маркам и типоразмерам. Хранить элементы опалубки необходимо под навесом в условиях, исключающих их порчу. Щиты укладывают в штабели высотой не более 1 - 1,2 м на деревянных прокладках; схватки по 5 - 10 ярусов общей высотой не более 1 м с установкой деревянных прокладок между ними; остальные элементы в зависимости от габаритов и массы укладывают в ящики.

2.7. Мелкощитовая опалубка состоит из следующих составных частей:

линейные щиты выполнены из гнутого профиля (швеллер), палуба в щитах выполнена из ламинированной фанеры толщиной 12 мм;

несущие элементы - схватки предназначены для восприятия нагрузок, действующих на опалубку, а также для объединения отдельных щитов в панели или блоки. Они изготовлены из гнутого профиля (швеллера);

щиты угловые - служат для объединения плоских щитов в замкнутые контуры;

уголок монтажный - служит для соединения щитов и панелей в замкнутые опалубочные контуры;

крюк натяжной - применяют для крепления схваток к щитам;

кронштейн - служит основанием для рабочего настила.

2.8. Монтаж и демонтаж опалубки ведут при помощи автомобильного крана КС-35715 или КС-45719, КС-4572А.

2.9. До начала монтажа опалубки производят укрупнительную сборку щитов в панели в следующей последовательности:

на площадке складирования собирают короб из схваток;

на схватки навешивают щиты;

на ребро щитов панели наносят краской риски, обозначающие положение осей.

2.10. Устройство опалубки фундаментов производят в следующем порядке:

устанавливают и закрепляют укрупненные панели опалубки нижней ступени башмака;

устанавливают собранный короб строго по осям и закрепляют опалубку нижней ступени металлическими штырями к основанию;

наносят на ребра укрупненных панелей короба риски, фиксирующие положение короба второй ступени фундамента;

отступив от рисок на расстояние, равное толщине щитов, устанавливают предварительно собранный короб второй ступени;

окончательно устанавливают короб второй ступени;

в той же последовательности устанавливают короб третьей ступени;

наносят на ребра укрупненных панелей верхнего короба риски, фиксирующие положение короба подколонника;

устанавливают короб подколонника;

устанавливают и закрепляют опалубку вкладышей.

Смонтированная опалубка принимается по акту мастером или прорабом.

2.11. За состоянием опалубки должно вестись непрерывное наблюдение в процессе бетонирования. В случае непредвиденных деформаций отдельных элементов опалубки или недопустимого раскрытия щелей следует установить дополнительные крепления и исправлять деформированные места.

2.12. Демонтаж опалубки разрешается производить только после достижения бетоном требуемой согласно СНиП 3.03.01-87 прочности и с разрешения производителя работ.

2.13. В процессе отрыва опалубки поверхность бетонной конструкции не должна повреждаться. Демонтаж опалубки производится в порядке, обратном монтажу.

2.14. После снятия опалубки необходимо:

произвести визуальный осмотр опалубки;

очистить от налипшего бетона все элементы опалубки;

произвести смазку палуб, проверить и нанести смазку на винтовые соединения.

2.15. Схемы производства опалубочных работ даны на рис. 1 - 5.

Арматурные работы

2.16. Арматурные сетки подколонников доставляют на строительную площадку и разгружают на площадке укрупнительной сборки, сетки башмаков - на площадке для складирования.

2.17. Сборка армокаркасов подколонника ведется на стенде сборки с помощью кондуктора, путем прихватки арматурных сеток между собой электродуговой сваркой или вязкой.

2.18. Армокаркасы и сетки башмаков массой свыше 50 кг устанавливают автомобильным краном в следующем порядке:

укладывают арматурные сетки башмака на фиксаторы, обеспечивающие защитный слой по проекту.

2.19. Арматурные работы выполняют в следующем порядке:

устанавливают арматурные сетки башмака на фиксаторы, обеспечивающие защитный слой бетона по проекту;

после устройства опалубки башмака устанавливают арматурные подколонники с креплением его к нижней сетке вязальной проволокой.

2.20. Арматурные работы должны выполняться в соответствии со СНиП 3.03.01-81 «Несущие и ограждающие конструкции».

2.21. Приемка смонтированной арматуры осуществляется до установки опалубки и оформляется актом освидетельствования скрытых работ. В акте приемки смонтированных армоконструкции должны быть указаны номера рабочих чертежей, отступления от чертежей, оценка качества смонтированной арматуры.

После установки опалубки дают разрешение на бетонирование.

2.22. Схемы производства арматурных работ даны на рис. 6 и 7.

Бетонные работы

2.23. До начала укладки бетонной смеси должны быть выполнены следующие работы:

проверена правильность установленных арматуры и опалубки;

устранены все дефекты опалубки;


Фундамент Ф-1 под железобетонные колонны

Рис. 1

Схема раскладки щитов опалубки

Поз. см. на рис. 3.

Рис. 2


Спецификация элементов опалубки

Наименование

Количество на фундамент Ф-1, шт.

Площадь щитов, м 2

Масса, кг

одного щита

на фундамент Ф-1

на фундамент Ф-1

Уголок монтажный

Уголок монтажный

Крюк натяжной

Замок стяжки

Кронштейн с настилом и навесной лестницей

1. Раскладку щитов опалубки см. на рис. 2.

2. Кронштейн поз. 20 условно не показан.

Рис. 3

Поз. см. на рис. 3.

Рис. 4


Схема производства опалубочных работ

1 - кран автомобильный КС-35715; 2 - площадка складирования; 3 - щиты опалубки; 4 - схватки; 5 - уголки монтажные; 6 - укрупненные панели опалубки; 7 - арматурный каркас; 8 - строп; 9 - бетонная подготовка

Рис. 5


Схема армирования фундамента Ф-1

Схема раскладки сеток подошвы

Спецификация арматурных сеток

Условная марка

Количество, шт.

Масса, кг

одного элемента

Рис. 6

Схема производства арматурных работ

1 - кран автомобильный КС-35715; 2 - площадка складирования; 3 - опалубка фундамента; 4 - уложенные арматурные сетки; 5 - устанавливаемый арматурный каркас; 6 - строп; 7 - инвентарный щит (изготавливается по месту); 8 - фиксатор защитного слоя бетона

Рис. 7

проверено наличие фиксаторов, обеспечивающих требуемую толщину защитного слоя бетона;

приняты по акту все конструкции и их элементы, доступ к которым с целью проверки правильности установки после бетонирования невозможен;

очищены от мусора, грязи и ржавчины опалубка и арматура;

проверена работа всех механизмов, исправность приспособлений оснастки и инструментов.

2.24. Доставка на объект бетонной смеси предусматривается автобетоносмесителями СБ-92В-2 или СБ-159Б-2.

2.25. Подача бетонной смеси к месту укладки рассмотрена в двух вариантах:

автомобильным краном в поворотных бункерах вместимостью 1,6 м 3 смеси конструкции АОЗТ ЦНИИОМТП;

при помощи автомбетононасоса.

2.26. В состав работ по бетонированию фундаментов входят:

прием и подача бетонной смеси;

укладка и уплотнение бетонной смеси;

уход за бетоном.

2.27. Бетонирование фундаментов осуществляется в два этапа:

на первом этапе бетонируют башмак фундамента и подколонник до отметки низа вкладыша;

на втором этапе бетонируют верхнюю часть подколонника после установки вкладыша.

2.28. Для загрузки бетонной смесью поворотные бункеры не требуют перегрузочных эстакад, а подаются к месту загрузки бетонной смесью автомобильным краном, который устанавливает бункеры в горизонтальное положение.

Автобетоносмеситель задним ходом подъезжает к бункеру и разгружается. Затем автомобильный кран поднимает бадью и в вертикальном положении подает ее к месту выгрузки. В зоне действия автомобильного крана обычно размещают несколько бункеров вплотную один к другому с расчетом, чтобы суммарная вместимость их равнялась вместимости автобетоносмесителя. В этом случае загружаются бетонной смесью одновременно все подготовленные бункеры-бадьи и затем кран поочередно подает их к месту выгрузки.

2.29. При бетонировании монолитных фундаментов автобетононасосом радиус действия распределительной стрелы позволяет производить укладку бетонной смеси в несколько фундаментов. Нормальная эксплуатация автобетононасосов обеспечивается в том случае, если по бетоноводу перекачивают бетонную смесь подвижностью 4 - 22 см, что способствует транспортированию бетона на предельные расстояния без расслоения и образования пробок.

2.30. Схемы производства бетонных работ даны на рис. 8 и 9.

2.31. Бетонную смесь укладывают горизонтальными слоями толщиной 0,3 - 0,5 м.

Каждый слой бетона тщательно уплотняют глубинными вибраторами. При уплотнении бетонной смеси конец рабочей части вибратора должен погружаться в ранее уложенный слой бетона на 5 - 10 см. Шаг перестановки вибратора не должен превышать 1,5 радиуса его действия. В углах и у стенок опалубки бетонную смесь дополнительно уплотняют вибраторами или штыкованием ручными шуровками. Касание вибратора во время работы к арматуре не допускается. Вибрирование на одной позиции заканчивается при прекращении оседания и появления цементного молока на поверхности бетона. Извлекать вибратор при перестановке следует медленно, не выключая, чтобы пустота под наконечником равномерно заполнялась бетонной смесью.

Перерыв между этапами бетонирования (или укладкой слоев бетонной смеси) должен быть не менее 40 минут, но не более 2 часов.

2.32. После укладки бетонной смеси в опалубку необходимо создать благоприятные температурно-влажностные условия для твердения бетона. Горизонтальные поверхности забетонированного фундамента укрывают влажной мешковиной, брезентом, опилками, листовыми, рулонными материалами на срок, зависящий от климатических условий, в соответствии с указаниями строительной лаборатории.

2.33. Работы по устройству монолитных бетонных фундаментов выполняют следующие звенья:

разгрузку и сортировку арматурных сеток и элементов опалубки, погрузку и разгрузку армокаркасов, собранных на стенде, монтаж армокаркасов подколонников, монтаж и демонтаж вкладышей - звено № 1:

машинист 5 разр. - 1 человек,

монтажник (такелажник) 4 разр. - 1 человек,

2 разр. - 2 человека.

опалубочные работы - установку элементов опалубки фундаментов, разборку опалубки с очисткой поверхности, смазку щитов эмульсией - звено № 2:

слесари строительные 4 разр. - 2 человека,

3 разр. - 1 человек,

2 разр. - 1 человек;


Схема производства бетонных работ при подаче бетонной смеси краном в бункерах

1 - кран автомобильный КС-35715; 2 - автобетоносмеситель СБ-92В-2; 3 - бункер поворотный БПВ-1,6; 4 - строп; 5 - кронштейн; 6 - ограждение; 7 - щиты опалубки; 8 - бетонируемый фундамент; 9 - площадка складирования

Рис. 8

Схема производства бетонных работ при подаче бетонной смеси автобетононасосом

1 - автобетононасос СБ-170-1; 2 - автобетоносмеситель СБ-92В-2; 3 - щиты опалубки; 4 - бетонируемый фундамент

Рис. 9


арматурные работы - установку арматурных сеток башмаков, укрупнительную сборку арматурных сеток подколонников на кондукторе, сварочные работы - звено № 3:

арматурщики 3 разр. - 1 человек,

2 разр. - 2 человека,

электросварщик 3 разр. - 1 человек;

бетонные работы (при подаче бетонной смеси краном) - прием бетонной смеси из автобетоносмесителя, подачу бетонной смеси краном, укладку бетонной смеси с уплотнением вибраторами, уход за бетоном - звено № 4:

бетонщики 4 разр. - 1 человек,

3 разр. - 1 человек,

2 разр. - 2 человека;

бетонные работы (при подаче бетонной смеси автобетононасосом) - укладку бетонной смеси автобетононасосом с уплотнением вибраторами, очистку бетоновода, уход за бетоном - звено № 5:

машинист 5 разр. - 1 человек;

оператор 5 разр. - 1 человек,

бетонщики 3 разр. - 1 человек,

2 разр. - 1 человек.

2.34. Производство бетонных работ при отрицательных температурах воздуха.

При производстве бетонных работ в зимнее время следует руководствоваться правилами СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» и СНиП III-4-80 * «Техника безопасности в строительстве».

Зимние условия бетонирования считаются при среднесуточной температуре наружного воздуха не выше 5 °С или минимальной температуре в течение суток ниже 0 °С.

В зимних условиях выбор добавок и расчет их количества осуществляется так же, как в летнее время.

Возведение монолитных железобетонных конструкций может быть осуществлено, как правило, с использованием нескольких способов зимнего бетонирования. Выбор способа следует производить, исходя из требований минимальных величин трудоемкости и энергоемкости, стоимости и продолжительности работ, а также с учетом местных условий (температуры наружного воздуха, объемов работ, наличия специального оборудования, электрических мощностей и т.п.).

Перспективными являются комбинированные способы зимнего бетонирования, которые представляют собой сочетание двух или более традиционных способов, например, термос + применение бетонов с противоморозными добавками, электропрогрев или обогрев в греющей опалубке бетонов, содержащих противоморозные добавки, электрообработка бетона в тепляках и др.

Способ термоса

Сущность способа заключается в нагревании бетона за счет подогрева заполнителей и воды и использовании тепла, выделяющегося при твердении цемента, для приобретения бетоном заданной прочности в процессе его медленного остывания в утепленной опалубке.

Применение бетонов с противоморозными добавками

Сущность способа заключается во введении в бетонную смесь при ее приготовлении добавок, понижающих температуру замерзания воды, обеспечивающих протекание реакции гидротации цемента и твердения бетона при температуре ниже 0 °С.

Добавки вводят в бетонную смесь в виде водных растворов рабочей концентрации, которые получают смешиванием концентрированных растворов добавок с водой затворения и подают в бетоносмеситель через дозатор воды.

Предварительный электроразогрев бетонной смеси

Сущность способа заключается в быстром разогреве бетонной смеси вне опалубки путем пропускания через нее электрического тока, укладке смеси в утепленную опалубку, при этом бетон достигает заданной прочности в процессе медленного остывания.

Предварительный электроразогрев бетонной смеси производят в кузовах самосвалов с помощью оборудования поста для разогрева смеси.

При доставке бетонной смеси автобетоносмесителями производят предварительный разогрев смеси на посте разогрева с последующей загрузкой автобетоносмесителя разогретой смесью.

Во избежание чрезмерного загустения горючей бетонной смеси продолжительность ее разогрева не должна превышать 15 минут, а продолжительность транспортирования и укладки - 20 минут.

Для предварительного разогрева бетонной смеси может применяться экзотерический способ. При смешивании смеси с алюминиевой пудрой происходит экзотермическая (с выделением тепла) реакция.

Электропрогрев бетона

Сущность электропрогрева бетона заключается в пропускании через него, как через омическое сопротивление, переменного тока, в результате чего в бетоне выделяется тепло.

Для подведения напряжения к бетону применяются стальные электроды.

Для питания электроподогрева и других способов электротермообработки допускается, как правило, применять понижающие трансформаторы.

Обогрев бетона в термоактивной опалубке

Метод обогрева целесообразен при использовании инвентарных опалубок со стальной или фанерной палубой при бетонировании стен, перекрытий и т.п.

Особенно эффективен он при возведении конструкций и сооружений, бетонирование которых должно вестись без перерывов, а также конструкций, насыщенных арматурой. Метод обогрева экономически и технологически целесообразен не только при использовании разборно-переставных, но и блочных, объемно-переставных, катучих и скользящих опалубок.

Применение термоактивной опалубки не вызывает дополнительных требований к составу бетонной смеси и не ограничивает применение пластифицирующих добавок. Обогрев бетона в греющей опалубке может быть совмещен с электроразогревом бетонной смеси, с применением противоморозных химических добавок или ускорителей твердения.

Обогрев бетона конструкций производят после опалубочной формы для бетонирования. Те части конструкции, которые не перекрыты термоактивной опалубкой, утепляют гибкими покрытиями (одеялами) из стеклоткани и стекловаты.

Технология бетонирования в термоактивной опалубке практически не отличается от технологии работ в летний период. Для предотвращения тепловых потерь с горизонтальных поверхностей при перерывах в укладке бетонной смеси и температуре наружного воздуха ниже минус 20 °С бетонируемую конструкцию укрывают брезентом или пленочным материалом.

Обогрев бетона с применением греющих проводов

Сущность способа обогрева бетона с применением греющих проводов заключается в обогреве бетона с помощью проводов, находящихся в бетоне, которые нагреваются при пропускании электрического тока. Провода закрепляют на арматурных стержнях сеток и каркасов перед укладкой бетонной смеси.

Обогрев бетона горячим воздухом

Применение для обогрева бетона горячего воздуха приводит к большим потерям теплоты. Поэтому данный метод целесообразно использовать при небольшой отрицательной температуре наружного воздуха и достаточно надежной и герметичной тепловой изоляции. Горячий воздух получают в электрокалориферах или огневых калориферах, работающих на жидком топливе.

2.35. Перечень машин и оборудования приведен в таблице 1.

2.36. Перечень технологической оснастки, инструмента, инвентаря и приспособлений приведен в таблице 2.

Перечень машин и оборудования

Таблица 1

Наименование машин, механизмов и оборудования

Тип, марка

Техническая характеристика

Назначение

Кран автомобильный

Длина телескопической стрелы 8 - 18 м. Грузоподъемность 16 т

Подача арматуры, опалубки, бетонной смеси

Автобетононасос

СБ-170-1 (СБ-170-1А)

Дальность подачи распределительной стрелы - 19 м. Производительность до 65 м 3 /ч

Подача бетонной смеси

Автобетоносмеситель

Геометрический объем барабана - 6,1 м 3 . Выход готовой смеси не менее 4,5 м 3

Транспортирование бетонной смеси

Трансформатор сварочный

Напряжение питающей сети 200/380 В. Номинальная мощность 32 кВт. Масса 210 кг

Сварочные работы

Компрессор

Подача сжатого воздуха

Перечень технологической оснастки, инструмента, инвентаря и приспособлений

Таблица 2

Наименование оснастки, инструмента, инвентаря и приспособлений

Марка, ГОСТ, ТУ или организация-разработчик, номер рабочего чертежа

Техническая характеристика

Назначение

Количество на звено (бригаду), шт.

Бункер поворотный

Вместимость 1,6 м 3

Подача бетонной смеси

Бак красконагревательный

Емкость - 20 л, масса - 20 кг

Смазка щитов опалубки

Краскораспылитель ручной пневматический

Масса - 0,66 кг

Смазка щитов опалубки

Устройство для вязки арматурных стержней

Оргтехстрой

Сборка укрупнительных каркасов

Фиксатор для временного крепления арматурных сеток

АОЗТ ЦНИИОМТП

Арматурные работы

Фиксатор для временного крепления арматурных каркасов

Мосоргпромстрой

Арматурные работы

Конструктор для сборки арматурных каркасов

Гипрооргсельстрой

Арматурные работы

Закрутчик

Арматурные работы

Дрель универсальная

Диаметр сверла до 13 мм, масса 2 кг

Сверление отверстий

Электродержатель

Сварочные работы

Вибратор глубинный

Длина вибронаконечника 440 мм, масса 15 кг

Уплотнение бетонной смеси

Строп шестиветвевой универсальный

АОЗТ ЦНИИОМТП Р. Ч. 907-300.000

Строповка конструкций

Лом монтажный

Масса 4,4 кг

Рихтовка элементов

Зубило слесарное

Масса 0,2 кг

Очистка мест сварки

Молоток слесарный

Масса 0,8 кг

Очистка мест сварки

Молоток стальной строительный

Масса 2,2 кг

Простукивание бетона

Масса 0,34 кг

Разравнивание раствора

Кувалда кузнечная тупоносая

Масса 4,5 кг

Подгибание арматурных стержней

Лопата растворная

Масса 2,04 кг

Подача раствора

Щетка металлическая

ТУ 494-61-04-76

Масса 0,26 кг

Очистка арматуры от ржавчины

Скребок металлический

Масса 2,1 кг

Очистка опалубки от бетона

Ключи гаечные

Опалубочные работы

1 комплект

Ножницы для резки арматуры

Масса 2,95 кг

Арматурные работы

Плоскогубцы комбинированные

Масса 0,2 кг

Арматурные работы

Кусачки торцовые

Масса 0,22 кг

Арматурные работы

Напильник

Масса 1,33 кг

Арматурные работы

Рулетка измерительная

Отвес стальной строительный

Масса 0,425 кг

Контрольно-измерительные работы

Уровень строительный

Масса 0,4 кг

Контрольно-измерительные работы

Очки защитные

Масса 0,07 кг

Техника безопасности

Щиток защитный для электросварщика

Масса 0,48 кг

Техника безопасности

Каска строительная

Техника безопасности

На все звено

Пояс предохранительный

Техника безопасности

На все звено

Перчатки резиновые

Бетонные работы

Сапоги резиновые

Бетонные работы

3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1. Требования к качеству поставляемых материалов и изделий, операционный контроль качества и технологическиепроцессы, подлежащие контролю, приведены в таблице 3.

Таблица 3

Наименование технологических процессов, подлежащих контролю

Предмет контроля

Способ контроля и инструмент

Время проведения контроля

Ответственный за контроль

Технические характеристики оценки качества

Приемка арматуры

Соответствие арматурных стержней и сеток проекту (по паспорту)

Визуально

До начала установки

Производитель работ

Диаметр и расстояния между рабочими стержнями

Штангенциркуль, линейка измерительная

До начала установки сеток

Монтаж арматуры

Отклонение от проектных размеров толщины защитного слоя

Линейка измерительная

В процессе работы

Допускаемое отклонение при толщине защитного слоя более 15 мм - 5 мм; при толщине защитного слоя 15 мм и менее - 3 мм

Смещение арматурных стержней при их установке в опалубку, а также при изготовлении арматурных каркасов и сеток

Линейка измерительная

В процессе работы

Допускаемое отклонение не должно превышать 1/5 наибольшего диаметра стержня и 1/4 устанавливаемого стержня

Отклонение от проектных размеров положения осей вертикальных каркасов

Геодезический инструмент

В процессе работы

Допускаемое отклонение 5 мм

Приемка опалубки и сортировка

Наличие комплектов элементов опалубки. Маркировка элементов

Визуально

В процессе работы

Производитель работ

Монтаж опалубки

Смещение осей опалубки от проектного положения

Линейка измерительная

В процессе монтажа

Допускаемое отклонение 15 мм

Отклонение плоскости опалубки от вертикали на всю высоту фундамента

Отвес, линейка измерительная

В процессе монтажа

Допускаемое отклонение 20 мм

Укладка бетонной смеси

Толщина слоев бетонной смеси

Визуально

В процессе работы

Толщина слоя должна быть не более 1,25 длины рабочей части вибратора

Уплотнение бетонной смеси, уход за бетоном

Визуально

В процессе работы

Шаг перестановки вибратора не должен быть больше 1,5 радиуса действия вибратора, глубина погружения должна быть несколько больше толщины уложенного слоя бетона. Благоприятные температурно-влажностные условия для твердения бетона должна обеспечиваться предохранением его от воздействия ветра, прямых солнечных лучей и систематическим увлажнением

Подвижность бетонной смеси

Конус Строй - ЦНИЛ-пресс (ПСУ-500)

До бетонирования

Строительная лаборатория

Подвижность бетонной смеси должна быть 1 - 3 см осадки конуса по СНиП 3.03.01-87

Состав бетонной смеси при укладке автобетононасосом

Путем опытного перекачивания

До бетонирования

Строительная лаборатория

Опытное перекачивание автобетононасосом бетонной смеси и испытание бетонных образцов, изготовление из отработанных после перекачивания проб бетонной смеси

Распалубливание конструкций

Проверка соблюдения сроков распалубливания, отсутствие повреждений бетона при распалубливании

Визуально

После набора прочности бетона

Производитель работ, строительная лаборатория

4. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА И МАШИННОГО ВРЕМЕНИ

Таблица 4

Наименование технологических процессов

Ед. измерения

Объем работ

Обоснование (ЕНиР и другие нормы)

Нормы времени

Затраты труда

рабочих, чел.-ч

машинистов, чел.-ч

рабочих, чел.-ч (маш.-ч)

машинистов, чел.-ч (маш.-ч)

Монтаж и демонтаж опалубки

Вспомогательные работы

Разгрузка элементов опалубки с транспортных средств

ЕНиР 1987 г.

§ Е1-5 табл. 2 № 1а, б

Сортировка конструкций

ЕНиР 1987 г.

§ Е5-1-1 № 3

Укрупнительная сборка панелей

ЕНиР 1987 г.

§ Е4-1-40 № 1

Монтаж опалубки

Подача укрупненных панелей к месту монтажа

ЕНиР 1987 г.

§ Е1-6 табл. 2 № 17а, б

Монтаж укрупнненных панелей

ЕНиР 1987 г.

§ Е4-1-37 табл. 2 № 1 К = 0,9 (применительно)

Установка кронштейнов для подмащивания

ЕНиР 1987 г.

§ Е5-1-2 № 4

Демонтаж опалубки

Демонтаж укрупненных панелей опалубки

ЕНиР 1987 г.

§ Е4-1-37 табл. 2 К = 9 (применительно)

Демонтаж кронштейна

ЕНиР 1987 г.

§ Е5-1-2 № 4 К = 8 (ПР-2)

Подача укрупненных панелей на площадку складирования

ЕНиР 1987 г.

§ Е1-6 № 17а, б

Установка арматуры

Разгрузка арматурных сеток и каркасов

ЕНиР 1987 г.

§ Е1-5 табл. 2, № 1а, б

Сортировка арматурных сеток:

ЕНиР 1987 г.

§ Е5-1-1 № 3

ЕНиР 1987 г.

§ Е5-1-1 № 3

Подача сеток краном к месту установки

ЕНиР 1987 г.

§ Е1-6 табл. 2, № 17а, б

Установка арматурных сеток башмака:

ЕНиР 1987 г.

§ Е4-1-44 табл. 1, № 1 а

ЕНиР 1987 г.

§ Е4-1-44 табл. 1, № 1а

Укрупнительная сборка арматурных каркасов на площадке укрупнительной сборки

1 элемент/т

ЕНиР 1987 г.

§ Е5-1-3 табл. 2, № 1к, 2к

Погрузка арматурных каркасов на автомашины

ЕНиР 1987 г.

§ Е1-5, табл. 2, № 1а, б

Подача арматурных каркасов к месту установки краном

ЕНиР 1987 г.

§ Е1-6, табл. 2, № 17а, б

Установка арматурных каркасов краном

ЕНиР 1987 г.

§ Е4-1-44 табл. 1, № 2а

Сварка арматуры

ЕНиР 1987 г.

§ Е22-1-1 № 26 К = 1,3 (В2-5)

Бетонные работы

Подача бетонной смеси краном

Прием бетонной смеси из автобетоносмесителя в бункеры

Подача бетонной смеси к месту укладки в бункерах краном

ЕНиР 1987 г.

§ Е1-6 табл. 2, № 15, 16 (по экстраполяции)

ЕНиР 1987 г.

§ Е4-1-49 табл. 1, № 4

Подача бетонной смеси автобетононасосом

Прием бетонной смеси из автобетоносмесителя в бункер автобетононасоса

Подача бетонной смеси к месту укладки автобетононасосом

Укладка бетонной смеси в конструкцию объемом до 25 м 3

ЕНиР 1987 г.

§ Е4-1-49 табл. 1, № 3, 4

Всего при подаче бетонной смеси:

автобетононасосом


5. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

Таблица 5


6. ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛАХ, ИЗДЕЛИЯХ И КОНСТРУКЦИЯХ

6.1. Потребность в материалах, изделиях и конструкциях на фундамент приведена в таблице 6.

Таблица 6

Наименование материалов, изделий и конструкций (марка, ГОСТ, ТУ)

Ед. измерения

Исходные данные

Потребность на измеритель конечной продукции

Основные разработки

Ед. измерения по норме

Объем работ в нормативных единицах

Норма расхода

Опалубка мелкощитовая металлическая

Арматурные сетки

Бетонная смесь

СНиП IV-Б4 § Е2

Электроды Э-42

Эмульсия для смазки щитов опалубки

1 м 2 опалубки

7. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

7.1. При устройстве монолитных фундаментов необходимо соблюдать требования СНиП III-4-80 * «Техника безопасности в строительстве», «Правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ», «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

7.2. Безопасность производства работ должна быть обеспечена: выбором рациональной соответствующей технологической оснастки;

подготовкой и организацией рабочих мест производства работ;

применением средств защиты работающих;

проведением медицинского осмотра лиц, допущенных к работе;

своевременным обучением и проверкой знаний рабочего персонала и ИТР по технике безопасности при производстве строительно-монтажных работ.

Особое внимание необходимо обращать на следующее:

способы строповки элементов конструкций должны обеспечивать их подачу к месту установки в положении, близком проектному;

элементы монтируемых конструкций во время перемещения должны удерживаться от раскачивания и вращения гибкими оттяжками;

не допускать нахождения людей под монтируемыми элементами конструкций до установки их в проектное положение и закрепление;

при перемещении краном грузов расстояние между наружными габаритами проносимых грузов и выступающими частями конструкций и препятствий по ходу перемещения должно быть по горизонтали не менее 1 м, по вертикали не менее 0,5 м; монтаж и демонтаж опалубки может быть начат с разрешения технического руководителя строительства и должен производиться под непосредственным наблюдением специально назначенного лица технического персонала;

перемещение загруженного или порожнего бункера разрешается только при закрытом затворе;

не допускается касание вибратором арматуры и нахождение рабочего в зоне возможного падения бункера;

к управлению автобетононасосами допускаются только лица, имеющие удостоверение на право работы на данном типе машин.

7.4. При работе на высоте более 1,5 м все рабочие обязаны пользоваться предохранительными поясами с карабинами.

7.5. Разборка опалубки допускается после набора бетоном распалубочной прочности и с разрешения производителя работ.

7.6. Отрыв опалубки от бетона производится с помощью домкратов. В процессе отрыва бетонная поверхность не должна повреждаться.

7.7. Рабочие места электросварщиков должны быть ограждены специальными переносными ограждениями. Перед началом сварки необходимо проверить исправность изоляции сварочных проводов и электрододержателей, а также плотность соединения всех контактов. При перерывах в работе электросварочные установки необходимо отключать от сети.

7.8. Погрузочно-разгрузочные работы, складирование и монтаж арматурных каркасов должны выполняться инвентарными грузозахватными устройствами и с соблюдением мер, исключающих возможность падения, скольжения и потери устойчивости грузов.

7.9. Очистку лотка автобетоносмесителя и загрузочного отверстия от остатков бетонной смеси производят только при неподвижном барабане.

7.10. Запрещается: работа автобетононасоса без выносных опор; начинать работу автобетононасоса без предварительной заливки в промывочный резервуар бетонотранспортных цилиндров воды, а в бетонопровод - «пусковой смазки».

8. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Таблица 7

Наименование

Подача бетонной смеси краном в бункерах

Подача бетонной смеси автобетононасосом СБ-170-1

Нормативные затраты труда рабочих, чел.-день

Нормативные затраты машинного времени, маш.-смен

Продолжительность выполнения работ, смен

Выработка на одного рабочего в смену, м 3 /чел.-смен

Расчет 1

Нормы времени на разгрузку автобетоносмесителя СБ-92В-2 в емкости.

Время разгрузки автобетоносмесителя по технической характеристике автобетоносмесителя составляет 8 мин (0133 ч).

Полезная вместимость барабана - 4 м 3 .

Н. вр. на разгрузку 100 м 3 бетонной смеси составит:

(100´0,133)/4´1 = 3,32 маш.-ч.

Расчет 2

Нормы времени на подачу бетонной смеси в конструкцию автобетононасосом СБ-170-1.

Эксплуатационная производительность автобетононасоса определяется по формуле

П э = П т ´ К 1 ´ К 2 ,

где П т - техническая производительность автобетононасоса;

К 1 - коэффициент перехода от технической производительности к эксплуатационной, К 1 = 0,4;

K 2 - коэффициент снижения производительности автобетононасоса, учитывающий непостоянный режим подачи, К 2 = 0,65.

П э = 60 ´ 0,4 ´ 0,65 = 15,6 м 3 /ч.

Обслуживает звено из двух человек: машинист бетононасосной установки 4 разр. - 1 чел., бетонщик 2 разр. - 1 чел.

Норма времени на 100 м 3 бетонной смеси для рабочих:

(100´1)/15,6 = 6,4 чел.-ч;

для машиниста 100/15,6´1 = 6,4 маш.-ч.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА УСТАНОВКУ И РАЗБОРКУ ОПАЛУБКИ МОНОЛИТНОЙ ПЛИТЫ ПЕРЕКРЫТИЯ

Утверждаю
Ген. директор ЗАО "ГК ИНЖГЛОБАЛ"
А. Х. Карапетян 2014 г.

1. Область применения

1. Область применения

1.1. Технологическая карта разработана для организации труда рабочих, занятых установкой и разборкой опалубки монолитных железобетонных плит перекрытия.

1.2. В состав технологической карты входят следующие работы:

- установка опалубки;

- разборка опалубки.

1.3. В состав работ, рассматриваемых технологической картой, входит:

- строповка и подача элементов опалубки (рамных опор, стоек, треног, унивилок, деревянных балок, фанеры) на монтажный горизонт;

- устройство опалубки под балку;

- устройство опалубки под балконную плиту;

- устройство опалубки под "зуб";

- устройство опалубки под перекрытие;

- устройство опалубки торца плиты перекрытия;

- устройство временных ограждений;

- устройство проемообразователей;

- демонтаж опалубки;

- очистка, смазка, хранение и транспортировка элементов опалубки.

1.4. Опалубка должна удовлетворять следующим требованиям:

- прочность, неизменяемость, правильность формы и размеров;

- надежное восприятие вертикальных и горизонтальных нагрузок;

- плотность поверхности (отсутствие щелей), исключение просачивания через нее цементного молочка;

- способность обеспечивать требуемое качество бетонной поверхности;

- возможность многократного использования;

- технологичность-удобство в работе, возможность быстрой установки и разборки.

2. Технология и организация выполнения работ

2.1. Требования к предшествующим работам

2.1.1. До начала установки опалубки должны быть закончены следующие работы:

- подготовлено основание для установки опалубки;

- выполнены конструкции колонн и стен, составлены акты их приемки на основании исполнительной геодезической съемки;

- завезены и складированы в монтажной зоне башенного крана элементы опалубки перекрытий;

- проверено наличие, маркировка элементов опалубки;

- подготовлены и опробованы механизмы, инвентарь, приспособления, инструмент;

- устроено освещение рабочих мест и строительной площадки;

- выполнены все мероприятия по ограждению проемов, лестничных клеток, периметра железобетонной плиты в соответствии с СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве ч.1";

- выполнен перенос высотной отметки на этаж.

2.2. Технология производства работ

Установка опалубки

2.2.1. Устройство опалубки перекрытия начинается с подачи рамных опор, телескопических стоек, треног, унивилок, деревянных балок, листов фанеры на монтажный горизонт, к рабочему месту.

2.2.2. Сначала выполняется опалубка с более низкой отметкой. Работу начинаем с устройства опалубки под балки.

2.2.3. В связи с выбранным способом устройства опалубки, устройство двойной палубы, одновременно устраивается опалубка под балку, балконную плиту, "зуб".

2.2.4. Монтаж опалубки начинается с установки рамных опор ID15 на расстоянии не менее 50 мм от края плиты в соответствии со схемой расстановки, л.2 и л.3 графической части.

Предварительно установить высоту рамной опоры (расстояние от пола до низа главной балки) по шаблону, отрегулировав винтовые головки и винтовые ножки.

2.2.5. На винтовые головки (корону) установить главные балки (деревянная балка 2,9 м).

В соответствии с разрезами 1-1, 2-2, 3-3, 4-4 (л.5, 6 графической части) и схемой раскладки балок (л.4 графической части).

2.2.6. На главные балки установить второстепенные балки (деревянные балки 4,2 м) с шагом 400 мм.

В осях Г-Д/1, Е-Ж/7, где проходит "зуб", при невозможности использовать балку 4,2 м (расстояние между стен в чистоте в этих местах составляет 2900 мм и 2660 мм), установить две спаренных балки 2,5 м.

2.2.7. На установленные второстепенные балки уложить листы ламинированной фанеры, толщиной 18 мм. Таким образом, формируется нижняя палуба (отметка +6,040). Фанеру прибить к деревянным балкам. Схему раскладки фанеры см. лист 4, а также листы 5 и 6 графической части.

2.2.8. Отнивелировать нижнюю палубу.

2.2.9. С помощью геодезических приборов, вынести на нижнюю палубу линии граней бетонируемой балки для устройства вертикальной палубы.

2.2.10. Вертикальная палуба балки формируется из полос ламинированной фанеры, шириной 300 мм. Размеры и раскладку см. лист 3 графической части.

Полосы фанеры соединить между собой брусом 50х50. Брус также используется, чтоб была возможность прибить гвоздями к нижней палубе и к верхней, см.узел А лист 5 графической части.

Для устойчивости вертикальной палубы устроить подкос из бруса 50х50.

2.2.11. На нижнюю палубу установить деревянные балки 2,5 м.

Под эти балки подложить брус 82х82 (для набора высоты).

Под балконной плитой деревянные балки располагаются перпендикулярно бетонируемой балке с шагом 400 мм, под "зубом" вдоль бетонируемой балки.

Схему раскладки деревянных балок см. на л.5 и 6 графической части.

2.2.12. На установленные деревянные балки уложить листы ламинированной фанеры, в соответствии с схемой раскладки лист 3 графической части.

2.2.13. Для устройства "зуба", где проходит стена, использовать кронштейн.

Кронштейн крепится при помощи стяжки.

На кронштейн укладывается брус 100х100.

К брусу крепится ламинированная фанера.

Схему устройства палубы см. разрез 6-6 и 7-7 лист 7 графической части.

Схему размещения кронштейнов для формирования зуба см. лист 2 графической части.

2.2.14. Устройство опалубки под плиту перекрытия.

В соответствии со схемой раскладки (лист 2 графической части) промерить метром и отметить мелом места установки стоек.

Начинать с установки крайних стоек под главные балки, на расстоянии 4,0 м вдоль буквенных осей.

Расстояние между стойками вдоль цифровых осей соответствует шагу главных балок.

2.2.15. Вставить в стойку унивилку. Стойку раздвинуть по шаблону до длины, заданной высотой до главной (нижней) балки. Стойку установить и раскрепить треногой.

2.2.16. На установленные и раскрепленные стойки с помощью монтажной вилки установить главные балки (деревянные балки 4,2 м). Шаг главных балок составляет 1,5 м.

2.2.17. На главные балки с помощью монтажной вилки установить второстепенные балки (деревянные балки 3,3 м) без креплений. Шаг второстепенных балок составляет 0,40 м.

2.2.18. На второстепенные балки уложить листы ламинированной фанеры, вплотную друг к другу так, чтобы щели между ними были не более 2 мм. Первые листы фанеры подаются с забетонированного перекрытия, после укладки не менее 12 листов, фанера подается на устроенную палубу.

Листы и полосы фанеры крайние по периметру крепят гвоздями к второстепенным балкам во избежание опрокидывания.

Схему раскладки фанеры см. лист 3 графической части.

2.2.19. Листы фанеры, подходящие к опалубке под балку, укладывать в последнюю очередь, после того, как установлена вертикальная палуба балки.

2.2.20. Для удобства монтажа опалубки (а также демонтажа) стандартный лист фанеры распилить на части 2440х610 мм.

2.2.21. В некратных местах рекомендуется использовать обычную фанеру, пропитанную эмульсией для смазки.

2.2.22. Места перепила ламинированной фанеры становятся восприимчивы к влаге и подлежат влагостойкой обработке (расплавленным парафином, обработкой двумя слоями грунтовки).

2.2.23. Поверхность палубы необходимо отнивелировать.

2.2.24. После установки палубы плиты перекрытия, балконной плиты, "зуба", устроить бортик, высотой равной толщине перекрытия.

Опалубка торца перекрытия выполняется следующим образом.

Выполняется линия торца плиты, к палубе по линии крепятся полосы фанеры, шириной равной высоте перекрытия. Во избежание опрокидывания торца устроить подкос из бруса 50х50.

2.2.25. С помощью универсальных ограждений, которые крепятся к деревянным балкам, устроить временное ограждение. Установить стойки ограждения, с шагом не более 1200 мм, в скобы стоек вставить ограждающие доски.

2.2.26. Устройство проемообразователей. Проемообразователи изготавливаются из ламинированной фанеры. Размер проемообразователей по наружным граням соответствует габаритам проема в плите перекрытия. Проемообразователи устанавливаются в проектное положение и прибиваются к палубе плиты перекрытия.

Индивидуальное и промышленное строительство многоэтажных монолитных зданий, мостов и эстакад производится с помощью опалубковых перекрытий. Они просты в монтаже и позволяют возводить здания разнообразных форм и размеров в различных климатических поясах с температурой окружающего воздуха от +45 до -40 градусов С.

Опалубка на объемных стойках

Виды опалубки перекрытий

От основных технических характеристик строящегося объекта - его выдерживаемой нагрузки, размеров, высоты перекрытий - зависит использование различных видов опалубки:

  • рекомендуются при перекрытиях до 5 метров высотой. Они самые экономичные из всех видов опалубки и возводятся в течение короткого промежутка времени. Треножное основание достаточно устойчиво и надежно поддерживает основную стойку. Влагостойкие фанерные щиты располагаются на балках из древесины или металлического профиля.
  • Объемные стойки опалубки перекрытий возводятся при высоте до 20 метров. Легкость монтажа обеспечивают вертикальные стойки, соединенные ригелями, системами фланцев и домкратов. По способу установки подразделяются:
  1. на клиновых лесах - с рамой из горизонтальных и вертикальных стоек, которые могут устанавливаться под разным углом, в зависимости от сложности производимых работ на разных участках строительства. Подмостный настил и рабочие лестницы обеспечивают необходимый уровень безопасности рабочего персонала.
  2. с чашечными лесами - позволяя устанавливать на одном уровне до 4 - х элементов конструкции.

Устройство объемных стоек

На домкрат производится монтаж основной стартовой стойки, на которую закрепляются во фланцы доборные стойки разной длины. В эти же фланцы производится установка горизонтальных ригелей, скрепляющих секции опалубки. Доборные стойки и ригеля разной длины позволяют возводить секционные группы разнообразных размеров. Верх конструкции венчает домкрат с унивилкой, на которую крепятся деревянные или металлические балки палубы.

Стартовые и доборные стойки выполнены из металла, обеспечивающего необходимую жесткость конструкции. Она может быть усилена с помощью дополнительных специальных фланцев, установленных в метре друг от друга. Легкость монтажа обеспечивает один зауженный конец стойки. Равномерность распределения нагрузки гарантируют клиновые фиксаторы, увеличивающие так - же надежность и прочность всей конструкции.

Технические характеристики:

  • Максимальный предел высоты, м – 20.
  • Минимальный предел высоты, м – 1.5.
  • Шаг стоек, м - 1,0; 1,25; 1,5; 1,75; 2,0; 2,5; 3,0.
  • Максимальный предел распределенной нагрузки на ригель, кг – 1200.
  • Допустимая оборачиваемость – 100 циклов.
  • Максимальная оборачиваемость – 200 циклов.
  • Высота секции, м – 0,5.

Расчет опалубки для строительства зависит от общей площади возводимого здания и нагрузки на оси. Для удобства монтажа расстояние между стойками составляет от 1 до 3 метров с полуметровым шагом. Фанерный лист выбирается с учетом обрези для подгонки по размеру на устанавливаемых площадках.

Преимущества объемных стоек опалубки перекрытий:

  • Безопасность эксплуатации за счет жесткого и надежного крепления.
  • Возможность перемещения отдельных узлов без их разбора с помощью грузоподъемных устройств.
  • Легкость монтажа и демонтажа с помощью универсальных элементов крепления всей системы.
  • Наиболее эффективна при работе на большой высоте.
  • Может использоваться при отделочных работах.
  • Длительный - максимум до 200 циклов.
  • Возможность разработки индивидуальных проектных решений в строительстве.

Производители объемной стойки опалубки перекрытия предлагают не только стандартные размеры всех комплектующих, но и изготавливают конструкции по заказам строительных организаций. Имеется возможность приобрести готовый набор или взять его в аренду, что позволит значительно сократить денежные затраты на строительство.

Регламентирующая документация к опалубкам перекрытий

Каждое предприятие - изготовитель подготавливает свои внутренние стандарты на производство элементов конструкции. Все составляющие опалубки должны соответствовать требованиям, относящимся к изделиям 2 класса опасности по ГОСТУ Р 52085 - 2003, что должно быть подтверждено сертификатом регионального органа Росстандарта. Технологический процесс производства жестко регулируется специалистами компании на каждом этапе.

При монтаже конструкции и работе на высоте следует соблюдать требования техники безопасности. Все действия должны производиться в специальной защитной одежде и с использованием средств индивидуальной защиты. Работники должны быть ознакомлены с основной технической документацией и иметь допуски к работе.

Как самостоятельно изготовить объемную опалубку


Намного экономичнее при строительстве частного дома изготовить опалубку собственными руками. Но при этом стоит учитывать следующие нюансы:

  • С особым вниманием следует подойти к установке опорных стоек, несущих основную нагрузку. Надежность обеспечивают металлические опоры, но работать с ними немного сложнее, чем с деревянными.
  • Следует обеспечить жесткость установки основания. Для этого установка производится на тщательно подготовленную площадку - утрамбовываются неровности и укладываются по осям деревянные прокладки.
  • Продольные балки крепятся к стойкам на металлические уголки с помощью болтовых соединений.
  • Поперечные балки не требуют закрепления, а просто укладываются на продольные. Это помогает облегчить процесс демонтажа после завершения всех работ.
  • С помощью раскосов производится закрепление опорных стоек и продольных балок.
  • Укладку фанеры следует производить плотно друг другу, внимательно следя за местами стыков, которые должны находиться строго на балке перекрытия.
  • Наиболее оптимальное расстояние между стойками составляет 1,5 метра.
  • Выравнивание всей конструкции производится с помощью нивелира или уровня и отвеса.
  • Монтаж каждого последующего яруса следует производить после тщательного закрепления и проверки предыдущего.

Для изготовления опалубки можно использовать имеющиеся пиломатериалы, но они должны быть не гнилые и тщательно просушенные из древесины хвойных пород. Брусья стоек должны иметь сечение не менее 12*12 см, а балочные 16*16 см.

Демонтаж опалубки

Демонтажные работы зависят от сроков высыхания бетона или завершения необходимых отделочных мероприятий. При жаркой летней погоде съем опалубки может производиться через 3 - 4 дня. Все работы производятся в обратном порядке, который осуществлялся при сборке. После этого опалубка может использоваться повторно. Для этого следует произвести маркировку всех элементов, сортировку и очистку от всех загрязнений.

Установка и демонтаж объемной опалубки перекрытий - достаточно хлопотное и сложное дело. Требуется предельное внимание и сосредоточенность при сборке, от которых может зависеть жизнь и здоровье работающих. Но при наличии некоторых знаний технологии и требуемых материалов возможно собственными силами осуществить все требуемые работы в запланированные сроки.

ГОССТРОЙ СССР

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, МЕХАНИЗАЦИИ
И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ
(ЦНИИОМТП)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА МОНТАЖ И ДЕМОНТАЖ ОПАЛУБКИ
СТЕН И ПЕРЕКРЫТИЙ

Альбом содержит технологическую карту на производство опалубочных работ при возведении монолитных стен и перекрытий типового этажа на примере 16-этажного дома в Ленинграде.

Технологическая карта предназначена для инженерно-технических работников строительных организаций.

Технологическая карта разработана сотрудниками ЦНИИОМТП Госстроя СССР (к.т.н. Б.В. Жадановский, Н.И. Евдокимов, Л.А. Зуева, Ю.А. Ярымов и др.).

Технологическая карта предназначена для определения технико-экономических показателей возведения монолитных конструкций на стадии проектирования, а также для сравнительной технико-экономической оценки конструктивных и технологических решений жилых зданий в обычных условиях строительства.

Технико-экономические показатели (затраты труда, заработная плата и выработка на одного рабочего в смену) составлены для опалубочных работ при устройстве стен и перекрытий разной толщины с применением крупнощитовой опалубки для стен или мелкощитовой и крупнощитовой для перекрытий на основе разработанных технологических карт для 16-этажного (типовой проект 1-528КП-82-1в) дома в Ленинграде.

Все показатели, определенные по действующим ЕНиР для условий возведения зданий высотой 50 м, пересчитываются для зданий другой этажности с использованием коэффициентов, учитывающих изменение трудоемкости работ.

Высота возводимого здания, м

0,90

0,92

0,93

0,95

0,98

1,00

1,03

Высота возводимого здания, м

Поправочный коэффициент к трудоемкости

1,05

1,10

1,13

1,18

1,21

1,23

При разработке карты были выбраны наиболее характерные монолитные конструкции, поэтому приведенные данные могут быть использованы для разработки технологии производства работ при строительстве зданий различных архитектурно-планировочных и конструктивных решений.

МОНТАЖ И ДЕМОНТАЖ ОПАЛУБКИ СТЕН И ПЕРЕКРЫТИЙ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 . Технологическая карта разработана на производство опалубочных работ при возведении монолитных стен и перекрытий типового этажа на примере жилого 16-этажного дома в Ленинграде.

1.2 . В состав работ, рассматриваемых картой, входят: укрупнение щитов опалубки; подача опалубки на место установки; монтаж опалубки; демонтаж опалубки.

1.3 . Работы выполняются в 2 смены.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 . До монтажа крупнощитовой опалубки должны быть выполнены следующие работы: разбивка осей стен; нивелировка поверхности перекрытий; проверка комплектности завезенной опалубки; укрупнительная сборка щитов; очистка перекрытия от мусора.

2.2 . Транспортируются элементы крупнощитовой опалубки в следующих положениях:

модульные щиты - по размерам в горизонтальном положении по 10 - 15 шт. на деревянных прокладках;

кронштейны, перила, связи - в специальной деревянной таре;

мелкие узлы и детали - также в деревянной таре.

2.3 . Поступившие на строительную площадку элементы крупнощитовой опалубки размещаются в зоне действия крана.

2.4 . Опалубку стен устанавливают в два этапа: сначала монтируют опалубку одной стороны стены на всю высоту этажа, а после установки арматуры - второй стороны.

2.5 . Для устройства перекрытий применена мелкощитовая опалубка на телескопических стойках и крупнощитовая опалубка.

2.6 . Готовая опалубка проверяется и принимается мастером или производителем работ. При приемке обязательной проверке подлежат: соответствие формы и геометрических размеров рабочим чертежам; совпадение осей опалубки с разбивочными осями конструкций; точность отметок отдельных опалубочных плоскостей; вертикальность и горизонтальность опалубочных щитов; правильность установки закладных деталей и деревянных пробок; плотность стыковки щитов.

Правильность положения вертикальных плоскостей выверяется отвесом, а горизонтальность - уровнем или нивелиром.

Отклонения в размерах и положении элементов опалубки не должны превышать допусков, указанных в СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

такелажники 2 разр. - 2

Монтаж опалубки выполнять при помощи башенного крана КБ 403 с длиной стрелы 30м, установленного согласно стройгенплану. Монтаж опалубки выполнять по захваткам. Каждый этаж в плане разбит на две захватки.

Бетонирование колонн, стен и перекрытия производить в опалубке «Пери». Комплект опалубки состоит:

СТЕН – из металлических щитов, облицованных водостойкой фанерой толщиной 21 мм, выдерживающих давление свежеуложенного бетона 60 кН/м 2 ; выпрямляющих замков БФД, обеспечивающих одной операцией связность, ровность и плотность щитов опалубки; тяжей ДВ – 15 с гайкой – прокладкой с допустимой нагрузкой на тяж 90 кН; выравнивающих тяж РСС с подпоркой, обеспечивающих устойчивость конструкций опалубки и рассчитанных на нагрузку 30 кН; консолей навесных лесов ТРЖ 120, обеспечивающих безопас6ность при нагрузке на подмости 150 кг/м 2 .

КОЛОНН – металлических щитов ТРС, облицованных водостойкой фанерой толщиной 21 мм, выдерживающих допустимое давление свежеуложенного бетона 100 кН/м 2 , колонных натяжных болтов с допустимой нагрузкой на болт 90 кН.

ПЕРЕКРЫТИЙ – из решетчатых балок ГТ 24 различной длины с несущей способностью – поперечная сила в распорках – 14 кН, изгибающий моме6нт – 7 кНм, опор ПЕР 30 с несущей способностью 30 кН; щитов из водостойкой фанеры толщиной 21 мм.

На строительную площадку опалубка доставляется в специальных контейнерах автотранспортом и хранится под навесом.

Схему установки опалубки смотри ниже, на ней показана схема расстановки рабочих столов и установки и стыковки телег «ПЕРИ».

До начала монтажа опалубки на захватке необходимо выполнить:

Забетонить железобетонную плиту с выпусками арматуры под колонны, стены, лифтовую шахту;

Нанести риски разбивочных осей на железобетонные плиты;

Произвести нанесение на щиты опалубки бетоноотделяющей жидкости «Пера – Клин» с помощью краскопульта;

установку проектной арматуры;

доставку на рабочее место инструмента, приспособлений и инвентаря.

Схема установки опалубки.

Очередность монтажа опалубки на захватке:

СТЕНЫ и КОЛОННЫ:

Установить блок наружных щитов опалубки на распорках;

Установить арматуру;

Установить блок внутренних щитов на тяжах и запорах с навешиванием консолей лесов и настила.

Вынос основных осей здания на плиту осуществляется с реперов. От основных осей путей промера выносятся все остальные оси здания. Контроль за возведением монолитного дома по вертикали производить поэтажно теодолитами методом наклонного проектирования.

При производстве геодезических работ необходимо руководствоваться СНиП 3.01.03 – 84 «Геодезические работы в строительстве».

Для уменьшения сцепления палубы с бетонной поверхностью тщательно ее очистить и опрыскать бетоноотделяющей жидкостью «Пери – Клин». Очистку производить сразу после снятия опалубки распылением водой, затем скребком с резиновым наконечником и волосяной щеткой и опрыскиванием бетоноотделяющей жидкостью. Нанесение бетоноотделяющей жидкости производить ручным краскопультом. Нанесение производить на площадке складирования (в зимнее время – в теплом помещении). Предусмотреть меры по предотвращению смывания смазочной пленки дождем.

Строповку опалубки осуществлять при помощи специального крюка TRIO, входящего в комплект опалубки, и транспортного стропа с четырьмя канатами. Для подъема щитов применять два крановых крюка TRIO (несущая способность одного крюка – 1,5 т).

Схему строповки элементов опалубки смотри ниже.

Подъем мелких и штучных элементов производить в контейнерах.

Схема строповки элементов опалубки.

Очередность операций при монтаже опалубки стен:

Производится разметка положения диафрагмы на месте, при помощи перфораторов, в железобетонных плитах сверлятся отверстия Ø = 25 мм глубиной 90 мм для установки анкеров НКД-S М 20.

На стенде, в горизонтальном положении, собирается пакет щитов (3 шт.) соединенных замками BFP с навеской на них распорок RSS1.

При помощи крановых крюков системы «Пери» (2 шт. на транспортную единицу) пакет щитов поднимается в вертикальное положение и транспортируется краном к месту установки.

Пакет щитов устанавливается по рискам в проектное положение на наружном участке диафрагмы и крепится распорками RSS1 анкерами НКД – S М20 к железобетонной плите. К установленной опалубке пристыковываются отдельные щиты или пакеты щитов, в зависимости от длины диафрагмы, и скрепляются между собой замками BFD в количестве, указанном в проекте.

Вся конструкция при помощи распорок RSS1 выводится в вертикальное положение, и затем приступают к арматурным работам.

После окончания арматурных работ, монтируется внутренний ряд щитов опалубки, соединяемый с ранее установленными щитами при помощи тяжей DW – 15 и гаек-шайб, с установкой трубок НПВХ Ø = 25 мм длиной на толщину диафрагмы.

Затем устанавливаются торцевые щиты Щ-1 соединяемые со щитами опалубки замками BFD и выравнивающими запорами TAR-85 навешиваются консоли лесов TRG – 120 и деревянный настил толщиной 35 – 40 мм.

Вся конструкция окончательно выводится в строго вертикальное положение и сдается для производства бетонных работ.

КОЛОННЫ:

Выполняются арматурные работы.

На горизонтальном стенде собирается блок опалубки из двух щитов, соединяемых колонными болтами.

С помощью крана, оснащенного стропами с двумя крюками TRIO, блок выводится в вертикальное положение и устанавливается на горизонтальную площадку и временно распоркой RSS1 крепится к основанию.

Монтируется третий щит.

Блок из трех щитов с помощью башенного крана двумя крюками TRIO транспортируется на место установки и монтируется в проектное положение с раскреплением распоркой RSS1 к плите перекрытия.

Монтируется четвертый щит и раскрепляется распоркой RSS1.

Навешиваются консоли лесов, и выполняется щитовой настил лесов.

Опалубка при помощи распорок RSS1 выводится в строго вертикальное положение. Опалубка готова к бетонированию лифтовой шахты.

Выполняется разметка внутренних шахт лифта на фундаментной плите.

На стенде в горизонтальном положении собираются четыре пакета из щитов на длину внутренней стены шахты лифта с креплением между собой замками BFD согласно проекта.

При помощи крановых крюков системы TRIO (2 шт. на транспортную единицу) пакет поднимается в вертикальное положение и подается на место установки башенным краном. Пакет устанавливается в проектное положение с временным креплением распоркой RSST к железобетонной плите. Затем устанавливаются остальные пакеты щитов и соединяются замками BFD согласно проекта.

Производятся арматурные работы.

После окончания арматурных работ устанавливаются наружные щиты опалубки лифтовой шахты, соединяемые с ранее установленной опалубкой тяжами DW 15 с гайками-шайбами и трубок НПВХ Ø 25 мм длиной на толщину стенки лифта, выравнивающими запорами TAR – 85 и между собой замками BFD согласно проекта.

Устанавливаются распорки RSS1, навешиваются консоли лесов TRG-120 и выполняется дощатый настил согласно проекта.

При помощи распорок RSS1 конструкция выводится в вертикальное положение и сдается для производства бетонных работ.

Производятся бетонные работы.

Последовательность монтажа опалубки лифтовой шахты с отметки +0.000

В верхние отверстия, освобожденные от тяжей, устанавливаются опорные элементы (стойка-упор) для опирания следующего яруса опалубки согласно проекта.

Производится устройство настила в шахте лифта и в лестничной клетке для производства монтажных и арматурных работ.

Монтируется с помощью башенного крана внутренняя опалубка шахты лифта (в сборе) на установленные опорные элементы (стойки-упоры) в шахте лифта.

Выполняются арматурные работы на ярус установленной опалубки в шахте лифта.

Монтируются наружные пакеты щитов опалубки с установкой тяжей DW1, трубок НПВХ Ø 25 мм с креплением замками BFD распорки RSS1 с креплением анкерами НКД – S М20, навешиваются консоли лесов TRG – 120 и выполняется дощатый настил по ним согласно проекта.

Вся конструкция выводится в строго вертикальное положение и сдается для производства бетонных работ.

Производятся бетонные работы.

ПЕРЕКРЫТИЕ

Установка и разборка опалубки перекрытия «мультифлекс» выполняется согласно технологической карты.

ДЕМОНТАЖ ОПАЛУБКИ.

Демонтаж опалубки колонн, стен и лифтовой шахты начинать по достижению бетоном прочности, равной 1,5 МПа, перекрытие – 15 МПа.

Очередность демонтажа опалубки.

КОЛОНН

Демонтируется блок из двух внутренних щитов

Демонтируется следующий блок из двух щитов

СТЕН

Демонтируется внутренний ряд щитов

Торцевые и угловые щиты

Наружный блок щитов.

ЛИФТОВОЙ ШАХТЫ

Демонтируется блок внутренней опалубки

Демонтируется наружная опалубка.

ПЕРЕКРЫТИЕ

Демонтируются промежуточные стойки

Опускаются на 4 см основные стойки

Демонтируются поперечные балки

Демонтируются щиты опалубки

Демонтируются щиты опалубки

Демонтируются главные балки

Демонтируются стойки.

Очередность операций при демонтаже опалубки.

КОЛОНН

Снять щитовой настил

Снять консоли лесов

Освободить колонные болты на блоке из двух щитов

Застропить блок из двух щитов с помощью крюков TRIO, отсоединить от крепления выравнивающие тяги

С помощью башенного крана опустить на площадку складирования для подготовки к следующему бетонированию.

Застропить следующий блок из двух щитов, отсоединить выравнивающие тяги и опустить башенным краном на площадку складирования.

СТЕНЫ

Снять щитовой настил

Снять консоли лесов

Застропить внутренний щитовой блок из трех щитов двумя крюками TRIO

Снять замки BFD с блока щитов, соединяющих со следующим блоком щитов, отсоединить тяги и запоры, выравнивающие тяги

С помощью крана блок из трех щитов освободить и опустить на площадку складирования.

Повторить все операции со следующими блоками щитов

Застропить торцевой щит

Освободить его от тяжей и запоров и с помощью башенного крана опустить на площадку складирования

Застропить наружный блок из трех щитов

Снять выравнивающие тяги, замки BFD скрепляющих со следующим блоком щитов и с помощью крана опустить на площадку складирования

Данные операции повторить со следующими блоками наружных щитов.

ЛИФТОВАЯ ШАХТА

Снять стягивающие тяги, запоры.

Застропить внутренний блок опалубки четырьмя крюками строп и с помощью крана вывести блок из шахты лифта целиком и поставить на площадку складирования для последующей подготовки.

Застропить торцевой блок с распрягающим элементом и с помощью крана вывести из шахты и опустить на площадку складирования

Снять щитовой настил и консоли лесов со следующей наружной стенки лифта

Застропить этот блок двумя крюками TRIO

Снять выравнивающие тяги и с помощью башенного крана вывести блок из шахты лифта и опустить на площадку складирования

Данные операции повторить со следующим блоком наружной стенки лифта.

ПЕРЕКРЫТИЕ

Демонтаж опалубки производить согласно технологической карты.

Техника безопасности.

На захватке, где ведутся монтажные работы, не допускается выполнение других работ и нахождение посторонних лиц.

Очистку подлежащих монтажу элементов конструкций от грязи и наледи следует производить до их подъема.

Не допускается пребывание людей на элементах конструкций во время их подъема и перемещения.

Не допускается нахождение людей под монтируемыми элементами до установки их в проектное положение и закрепление.

Расстроповку блоков опалубки производить с вышек монтажных Н = 2,5м (5.14 Д каталога 2617-961-89), наружных панелей с настилов блоков.

Не допускается выполнять монтажные работы на высоте в открытых местах при скорости ветра 15 м/сек и более, при гололедице, грозе, тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ. Работы по перемещению панелей опалубки с большой парусностью следует прекращать при скорости ветра 10 м/сек.

В процессе монтажа опалубки монтажники должны находиться на ранее установленных и надежно закрепленных конструкциях или средствах подмащивания.

При монтаже панелей с большой парусностью необходимо пользоваться оттяжками, удерживая панель от раскачивания.

Ежедневно перед началом работ прораб (мастер) должен проверить состояние собранных панелей и блоков опалубки, рабочих настилов, навесных площадок и лестниц.

Производить сварочные и газопламенные работы деревянной опалубки без соответствующих мер безопасности запрещается.

Работы выполнять в соответствии с требованиями СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», СНиП 12.03-2001 часть 1, СНиП 12.03-2001 часть 2 «Безопасность труда в строительстве», СНиП 21.01 – 97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП 2.02.02-85* «Противопожарные нормы».

Технологическая карта на бетонные работы монолитного дома в опалубке «ПЕРИ»

Бетонирование колонн, стен и перекрытия выполнять захватками. Каждый этаж разбит в плане на 2 захватки. Рабочий шов указан в проекте. Во время установки арматуры на границе захваток в перекрытии установить тканую сетку ГОСТ 3826-82, привязав ее к арматуре вязальной проволокой. Возобновление бетонирования в местах устройства рабочих швов допускается по достижению бетоном прочности 1,5 МПа. Очистку рабочих швов от цементной пленки производить воздушной струей от компрессора. Рабочие швы допускается устраивать – для колонн и стен в уровне низа плиты перекрытия, для перекрытия в середине пролета 3-4 или 4-5 – параллельно цифровым осям. В начальный период твердения бетона необходимо защитить от попадания атмосферных осадков или потерь влаги.

До начала бетонирования на каждой захватке должны быть выполнены следующие работы:

Установка и выверка опалубки

Установка арматуры

Составлен акт освидетельствования скрытых работ на установку арматуры, закладных деталей, гофрированных трубок электроснабжения, опалубки.

При бетонировании колонн использовать бетон класса В 20, марка по морозостойкости F50; внутренних стен (диафрагм) – бетон класса В 20, марка по морозостойкости F50; шахты лифтов – бетон класса В20, марка по морозостойкости F50; перекрытия – бетон класса В20, марка по морозостойкости F50.

Движение людей по забетонированным конструкциям и установка опалубки вышележащих конструкций допускается при достижении бетоном прочности не менее 15 МПа.

На строительную площадку бетон доставляется в автосмесителях. На площадке строительства организовать место приема бетона из автосмесителей в виде двух бункеров. Для равномерного распределения бетона в опалубке стен и колонн выгрузку бетона производить в воронки, устанавливаемые в опалубку.

Армирование стен и колонн выполнять непосредственно на захватке вручную из отдельных стержней и каркасов, предварительно подав заготовки краном на перекрытие. Фиксацию каркасов по отношению к граням стены с целью образования защитного слоя производить при помощи фиксаторов по маркам выполнять в зависимости от Ø арматуры, на которую он одевается и толщины защитного слоя бетона. Укладку бетона в пределах фронта работ производить горизонтальными слоями толщиной 500 мм. При уплотнении бетонной смеси глубина погружения вибратора должна обеспечивать его погружение в ранее уложенный слой на 5-10 см. шаг перестановки вибраторов не более 1,5 радиуса его действия. Вибрирование производить до окончания появления на поверхности бетона пузырьков воздуха, особенно тщательно вибрировать в углах опалубки.

Армирование плиты перекрытия выполнять из каркасов и сеток, изготовленных на заводе (арматурном дворе площадки строительства). Сетки и каркасы башенным краном подаются на рабочее место и монтируются в следующей последовательности:

Устанавливается ряд нижних сеток

Устанавливаются опорные каркасы

Монтируются верхние сетки.

Сборку пространственных каркасов в объемные производить при помощи вязальной проволоки. Фиксацию нижних сеток по отношению к плоскости перекрытия с целью образования защитного слоя производить при помощи пластмассовых фиксаторов (ТУ 6-05-160-77). Одновременно с установкой арматуры выполнять прокладку горизонтальных ПВХ труб для пропуска электрокоммуникаций. В трубки перед укладкой протянуть проволоку. Трубки крепить к арматуре вязальной проволокой. Одновременно в опалубку устанавливаются все закладные детали согласно проекта. Укладку бетона в пределах обозначенного фронта работ производить на глубину толщины перекрытия без разрывов, с последовательным направлением укладки в одну сторону. Высота свободного сбрасывания бетона из бункера не более 1м. вибрирование производить до появления на поверхности бетона пузырьков воздуха, до появления цементного молока.

Техника безопасности.

    Место приема бетона выполнить с ограждением с трех сторон, кроме стороны подъезда автомашин, с этой стороны устанавливаются знаки «Осторожно, возможно падение».

    Подъем на леса выполнять по инвентарным лестницам.

    При уплотнении бетонной смеси не допускается опирание вибраторов на арматуру и закладные изделия, тяги и другие элементы крепления опалубки.

    Ежедневно перед началом укладки бетона в опалубку необходимо проверить состояние тары, опалубки и средств подмащивания. Обнаруженные неисправности необходимо незамедлительно устранять.

    При уплотнении бетона электровибраторами перемещать вибратор за токоведущие шланги не допускается, а при перерывах в работе и при переходе с одного места на другое электровибраторы необходимо выключать.

    Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а так же пребывание посторонних лиц не допускается.

    До начала работ по монтажу арматуры на каждой захватке на перекрытии по периметру установить ограждение.

8. Работы выполнять в соответствии с требованием СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», СНиП 12.03-2001 часть 1, СНиП 12.03-2001 часть 2 «Безопасность труда в строительстве», СНиП 21.01 – 97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП 2.02.02-85* «Противопожарные нормы».