Гражданство:

СССР СССР (1934-1991)
Россия Россия (с 1991)

Место смерти: Отец:

Николай Николаевич Матвеев

Мать:

Надежда Тимофеевна Малькова

Супруг: Награды и премии:

Нове́лла Никола́евна Матве́ева (7 октября , Детское Село , Ленинградская область , СССР - 4 сентября , Московская область) - русская поэтесса, прозаик, переводчик, бард, драматург, литературовед.

Биография

Родилась 7 октября 1934 года в Детском Селе. Отец - Николай Николаевич Матвеев-Бодрый , географ, историк-краевед Дальнего Востока , действительный член Всесоюзного географического общества , по мировоззрению романтик (отсюда имена детей - Новелла и Роальд). Мать - Малькова Надежда Тимофеевна, преподавательница литературы, поэтесса, печатавшаяся под псевдонимом Матвеева-Орленева . Дед, Николай Петрович Матвеев-Амурский , также был писателем и автором первой «Истории города Владивостока», долгие годы жил в Японии . Двоюродный брат - Иван Елагин , поэт русского зарубежья.

В 1950-1957 гг. работала в детдоме Щёлковского района Московской области. В 1962 году заочно окончила Высшие литературные курсы при .

С детских лет писала стихи, печаталась с 1958 года. Первый сборник издан в 1961 году, тогда же Матвееву приняли в Союз писателей СССР .

В последние годы жизни жила на подмосковной даче, мало с кем общалась. Матвеевой оставлен огромный архив неопубликованных работ. По свидетельству Дмитрия Быкова : "Матвеева писала очень много. В черновиках, в столе, в набросках лежат десятки песен (мелодии она записывала своим способом - рисовала гриф гитары и ставила метки на нем); сотни стихотворений, сонетов, эпиграмм не публиковались по соображениям осторожности или такта; многие песни не записаны вообще, и сейчас настал черед архивистов: выявлять и публиковать эти древние записи".

Скончалась 4 сентября 2016 года на своей даче недалеко от г. Химки . 13 сентября состоялось отпевание в Храме Космы и Дамиана в Шубине , затем - прощание в малом зале ЦДЛ . Похоронена на Троекуровском кладбище .

Творчество

С конца 1950-х годов Новелла Матвеева стала сочинять песни на собственные стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре . С 1972 сочиняла песни также на стихи своего мужа, поэта Ивана Киуру .

Как и ряд других бардов-исполнителей Москвы и ближнего Подмосковья (Ада Якушева и др.), Матвеева любила посещать с концертами пенсионеров и инвалидов в районных центрах социального обслуживания Москвы. в т.ч. ЦСО «Фили-Давыдково».

Построенная на метафорах лирика Матвеевой обнажает то, что скрыто в контрастах неожиданных образов, в ассоциативном вос­приятии противостоящих друг другу сил, в чередовании статичного и динамичного ви­дения мира. Парадоксальность точек зрения, бегство в юмор и иронию, привязанность к игре звучаний, напоминающая о поэзии Марины Цветаевой, - вот лишь немногие из многообразных путей, которыми идёт поэтесса, чтобы разглядеть за видимым сущее: «Ищу под видимостью - душу».

Книги

  • Лирика: 1-я кн. стихов. - [М.]: Мол. гвардия, 1961. - 64 с.
  • Кораблик: Сб. стихов. - М.: Сов. писатель, 1963. - 81 с.
  • [Избранная лирика / Сост. Е. Винокуров]. - [М.]: Мол. гвардия, 1964. - 30 с. (Б-чка избр. лирики).
  • Душа вещей: Кн. стихов. - М.: Сов. писатель, 1966. - 148 с.
  • Солнечный зайчик: Стихи / Рис. Б. Кыштымова. - М.: Дет. лит., 1966. - 61 с.: ил.
  • Ласточкина школа: Кн. стихов и поэм. - М.: Сов. писатель, 1973. - 119 с.: ил.
  • Река: Стихи. - М.: Сов. писатель, 1978. - 134 с.
  • Закон песен: Стихи. - М.: Сов. писатель, 1983. - 127 с.
  • Страна прибоя: Кн. стихотворений / [Худ. Ю. Косачевский]. - М.: Мол. гвардия, 1983. - 110 с.: ил.
  • Кроличья деревня: Стихи / Рис. Г. Макавеевой. - М.: Дет. лит., 1984. - 103 с.: ил.
  • Избранное: Стихотворения, поэмы / [Вступ. ст. С. Чупринина]. - М.: Худ. лит., 1986. - 534, с.: л. портр.
  • Хвала работе: Стихотворения / [Худ. Л. Зубарева]. - М.: Мол. гвардия, 1987. - 141 с.: ил.
  • Нерасторжимый круг: Кн. стихов / [Худ. Ю. С. Пожарская]. - М.: Сов. Россия, 1991. - 158, с.
  • Было тихо…: Стихи / Рис. В. Павловой. - М.: Дет. лит., 1993. - 14, с.: ил.
  • Менуэт. - М.: Весть, 1994. - 110, с.
  • Сонеты к Дашковой. - М.: РБП, 1994. - 7 с.: ил. (Рекламная б-чка поэзии).
  • Кассета снов: Пьесы, повесть, стихи / Илл. А. Митяшевой, Н. и Р. Матвеевой. - М.: Апарт, 1998. - 232 с.: ил.
  • Мелодия для гитары: Песни и стихи. - М.: Аргус, 1998. - 399 с.: 8 л. ил., портр, ноты. (В соавт. с И. Киуру).
  • Пастушеский дневник / Сост. и подг. текстов А. Петракова; Предисл. А. Городницкого; Худ. А. Подивилов. - М.: Кн. маг. «Москва», 1998. - 272 с. (Б-ка журн. «Вагант-Москва». Вып. 263-271).
  • Сонеты / [Худ. Н. С. Эпштейн]. - СПб.: Искусство - СПб, 1998. - 334 с.: ил.
  • Караван / Сост. О. Кольцовой. - М.: Гудьял-пресс, 2000. - 512 с.
  • Мяч, оставшийся в небе: Автобиогр. проза, стихи. - М.: Мол. гвардия, 2006. - 672 с. (Близкое прошлое. Б-ка мемуаров).
  • Мой караван: Избр. стихотворения. - М.: Этерна, 2015. - 176 с.
  • Лягушонок Евстигней: Стихи / Илл. Г. Белоголовской. - М.: Machaon, Азбука-Аттикус, 2016. - 72 с.: ил.

Дискография

  • «Стихи и песни» (Мелодия, 1966)
  • «Песни» (Мелодия, 1967)
  • «Дорога - мой дом» (Мелодия, 1982)
  • «Музыка света» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984)
  • «Баллады» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985)
  • «Мой воронёнок» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986)
  • «Рыжая девочка» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986)
  • «Какой большой ветер» (ASP, 1997) CD
  • «Девушка из харчевни» (ASP, 1997) CD
  • «Новелла Матвеева» (Moroz Records, 1999) CD
  • «Лучшие песни» (Московские окна, 2000) CD

Биографические материалы

  • Русские советские писатели. Поэты: биобиблиографический указатель. - М ., 1990. - Т.13. - С.527.
  • Медынский, Г. Песенная поэзия Новеллы Матвеевой // Юность. - 1966. - № 7.
  • Приходько, В. Душа и плоть поэзии // Дружба народов. - 1967. - № 2.
  • Рунин, Б. Далёкое и близкое // Новый мир. - 1964. - № 5.

Напишите отзыв о статье "Матвеева, Новелла Николаевна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Матвеева, Новелла Николаевна

Балашев обедал в этот день с маршалом в том же сарае, на той же доске на бочках.
На другой день Даву выехал рано утром и, пригласив к себе Балашева, внушительно сказал ему, что он просит его оставаться здесь, подвигаться вместе с багажами, ежели они будут иметь на то приказания, и не разговаривать ни с кем, кроме как с господином де Кастро.
После четырехдневного уединения, скуки, сознания подвластности и ничтожества, особенно ощутительного после той среды могущества, в которой он так недавно находился, после нескольких переходов вместе с багажами маршала, с французскими войсками, занимавшими всю местность, Балашев привезен был в Вильну, занятую теперь французами, в ту же заставу, на которой он выехал четыре дня тому назад.
На другой день императорский камергер, monsieur de Turenne, приехал к Балашеву и передал ему желание императора Наполеона удостоить его аудиенции.
Четыре дня тому назад у того дома, к которому подвезли Балашева, стояли Преображенского полка часовые, теперь же стояли два французских гренадера в раскрытых на груди синих мундирах и в мохнатых шапках, конвой гусаров и улан и блестящая свита адъютантов, пажей и генералов, ожидавших выхода Наполеона вокруг стоявшей у крыльца верховой лошади и его мамелюка Рустава. Наполеон принимал Балашева в том самом доме в Вильве, из которого отправлял его Александр.

Несмотря на привычку Балашева к придворной торжественности, роскошь и пышность двора императора Наполеона поразили его.
Граф Тюрен ввел его в большую приемную, где дожидалось много генералов, камергеров и польских магнатов, из которых многих Балашев видал при дворе русского императора. Дюрок сказал, что император Наполеон примет русского генерала перед своей прогулкой.
После нескольких минут ожидания дежурный камергер вышел в большую приемную и, учтиво поклонившись Балашеву, пригласил его идти за собой.
Балашев вошел в маленькую приемную, из которой была одна дверь в кабинет, в тот самый кабинет, из которого отправлял его русский император. Балашев простоял один минуты две, ожидая. За дверью послышались поспешные шаги. Быстро отворились обе половинки двери, камергер, отворивший, почтительно остановился, ожидая, все затихло, и из кабинета зазвучали другие, твердые, решительные шаги: это был Наполеон. Он только что окончил свой туалет для верховой езды. Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия.
Он вышел, быстро подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову. Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди. Кроме того, видно было, что он в этот день находился в самом хорошем расположении духа.
Он кивнул головою, отвечая на низкий и почтительный поклон Балашева, и, подойдя к нему, тотчас же стал говорить как человек, дорожащий всякой минутой своего времени и не снисходящий до того, чтобы приготавливать свои речи, а уверенный в том, что он всегда скажет хорошо и что нужно сказать.
– Здравствуйте, генерал! – сказал он. – Я получил письмо императора Александра, которое вы доставили, и очень рад вас видеть. – Он взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тотчас же стал смотреть вперед мимо него.
Очевидно было, что его не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли.
– Я не желаю и не желал войны, – сказал он, – но меня вынудили к ней. Я и теперь (он сказал это слово с ударением) готов принять все объяснения, которые вы можете дать мне. – И он ясно и коротко стал излагать причины своего неудовольствия против русского правительства.
Судя по умеренно спокойному и дружелюбному тону, с которым говорил французский император, Балашев был твердо убежден, что он желает мира и намерен вступить в переговоры.
– Sire! L"Empereur, mon maitre, [Ваше величество! Император, государь мой,] – начал Балашев давно приготовленную речь, когда Наполеон, окончив свою речь, вопросительно взглянул на русского посла; но взгляд устремленных на него глаз императора смутил его. «Вы смущены – оправьтесь», – как будто сказал Наполеон, с чуть заметной улыбкой оглядывая мундир и шпагу Балашева. Балашев оправился и начал говорить. Он сказал, что император Александр не считает достаточной причиной для войны требование паспортов Куракиным, что Куракин поступил так по своему произволу и без согласия на то государя, что император Александр не желает войны и что с Англией нет никаких сношений.
– Еще нет, – вставил Наполеон и, как будто боясь отдаться своему чувству, нахмурился и слегка кивнул головой, давая этим чувствовать Балашеву, что он может продолжать.
Высказав все, что ему было приказано, Балашев сказал, что император Александр желает мира, но не приступит к переговорам иначе, как с тем условием, чтобы… Тут Балашев замялся: он вспомнил те слова, которые император Александр не написал в письме, но которые непременно приказал вставить в рескрипт Салтыкову и которые приказал Балашеву передать Наполеону. Балашев помнил про эти слова: «пока ни один вооруженный неприятель не останется на земле русской», но какое то сложное чувство удержало его. Он не мог сказать этих слов, хотя и хотел это сделать. Он замялся и сказал: с условием, чтобы французские войска отступили за Неман.
Наполеон заметил смущение Балашева при высказывании последних слов; лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать. Не сходя с места, он голосом, более высоким и поспешным, чем прежде, начал говорить. Во время последующей речи Балашев, не раз опуская глаза, невольно наблюдал дрожанье икры в левой ноге Наполеона, которое тем более усиливалось, чем более он возвышал голос.
– Я желаю мира не менее императора Александра, – начал он. – Не я ли осьмнадцать месяцев делаю все, чтобы получить его? Я осьмнадцать месяцев жду объяснений. Но для того, чтобы начать переговоры, чего же требуют от меня? – сказал он, нахмурившись и делая энергически вопросительный жест своей маленькой белой и пухлой рукой.
– Отступления войск за Неман, государь, – сказал Балашев.
– За Неман? – повторил Наполеон. – Так теперь вы хотите, чтобы отступили за Неман – только за Неман? – повторил Наполеон, прямо взглянув на Балашева.
Балашев почтительно наклонил голову.
Вместо требования четыре месяца тому назад отступить из Номерании, теперь требовали отступить только за Неман. Наполеон быстро повернулся и стал ходить по комнате.
– Вы говорите, что от меня требуют отступления за Неман для начатия переговоров; но от меня требовали точно так же два месяца тому назад отступления за Одер и Вислу, и, несмотря на то, вы согласны вести переговоры.
Он молча прошел от одного угла комнаты до другого и опять остановился против Балашева. Лицо его как будто окаменело в своем строгом выражении, и левая нога дрожала еще быстрее, чем прежде. Это дрожанье левой икры Наполеон знал за собой. La vibration de mon mollet gauche est un grand signe chez moi, [Дрожание моей левой икры есть великий признак,] – говорил он впоследствии.
– Такие предложения, как то, чтобы очистить Одер и Вислу, можно делать принцу Баденскому, а не мне, – совершенно неожиданно для себя почти вскрикнул Наполеон. – Ежели бы вы мне дали Петербуг и Москву, я бы не принял этих условий. Вы говорите, я начал войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я. И вы предлагаете мне переговоры тогда, как я издержал миллионы, тогда как вы в союзе с Англией и когда ваше положение дурно – вы предлагаете мне переговоры! А какая цель вашего союза с Англией? Что она дала вам? – говорил он поспешно, очевидно, уже направляя свою речь не для того, чтобы высказать выгоды заключения мира и обсудить его возможность, а только для того, чтобы доказать и свою правоту, и свою силу, и чтобы доказать неправоту и ошибки Александра.

В Детском Селе (бывшее Царское Село, ныне город Пушкин) Ленинградской области. Ее отец Николай Матвеев-Бодрый был географом, историком-краеведом Дальнего Востока, действительным членом Всесоюзного географического общества. Мать, Надежда Малькова, была преподавателем литературы, поэтессой, печатавшейся под псевдонимом Матвеева-Орленева. Дед, Николай Матвеев-Амурский, был писателем и автором первой "Истории города Владивостока", долгие годы жил в Японии. Двоюродный брат — Иван Елагин (настоящая фамилия — Матвеев) — поэт русского зарубежья.

В 1950-1957 годах Новелла Матвеева работала в детдоме Щелковского района Московской области.

В 1962 году заочно окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького.

Писать стихи Новелла Матвеева начала с детских лет. Первой ее публикацией стала в 1957 году пародия на песенку "Пять минут" из кинофильма "Карнавальная ночь". С 1959 года стихи Матвеевой стали регулярно печататься в центральных газетах.

В 1961 году вышел первый сборник поэтессы "Лирика", в 1963 году издан второй сборник "Кораблик", в 1996 году — "Душа вещей" и др. В 1969 году издана поэма "Питер Брейгель Старший".

В 1970-х годах вышли ее книги "Ласточкина школа" (1973), "Река" (1978) и др.

В 1980-х годах были изданы "Страна прибоя" (1983), "Кроличья деревня" (1984), "Хвала работе" (1987).

В 2000-х годах вышли ее сборники "Караван", "Жасмин" и "Девочка и пластилин".

С конца 1950-х годов Новелла Николаевна стала сочинять песни на собственные стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре, став одним из основателей жанра авторской песни. С 1972 года Новелла Матвеева сочиняла песни также и на стихи своего мужа, поэта Ивана Киуру (1934-1992).

Также Матвеева писала песни на стихи Уильяма Шекспира и русских поэтов Михаила Лермонтова и Афанасия Фета. В 1966 году вышла первая ее пластинка с песнями — первая бардовская пластинка в СССР, впоследствии неоднократно переиздававшаяся.

Среди лучших песен — "Кораблик", "Ветер", "Девушка из харчевни", "Караван", "Окраины", "Цыганка-молдаванка", "Страна Дельфиния", "Испанская песня", "Шарманщик".

С 1961 года она была членом Союза писателей России.

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Матвеевой "Предсказание Эгля" — фантазия по мотивам произведений Александра Грина, содержащая 33 песни поэтессы.

В 2009 году был из 14 песен Новеллы Матвеевой в исполнении группы "Сегодня в мире".
Матвеева — автор книги воспоминаний "Мяч, оставшийся в небе" (1996).

, РСФСР , СССР

Гражданство:

СССР 22x20px СССР (1934-1991)
Россия 22x20px Россия (с 1991)

Подданство: Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти: Отец:

Николай Николаевич Матвеев

Мать:

Надежда Тимофеевна Малькова

Супруг: Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии: Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). [[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Нове́лла Никола́евна Матве́ева (7 октября , Детское Село , Ленинградская область , СССР - 4 сентября , Московская область) - русская поэтесса, прозаик, переводчик, бард, драматург, литературовед.

Биография

Родилась 7 октября 1934 года в Детском Селе. Отец - Николай Николаевич Матвеев-Бодрый , географ, историк-краевед Дальнего Востока , действительный член Всесоюзного географического общества , по мировоззрению романтик (отсюда имена детей - Новелла и Роальд). Мать - Малькова Надежда Тимофеевна, преподавательница литературы, поэтесса, печатавшаяся под псевдонимом Матвеева-Орленева . Дед, Николай Петрович Матвеев-Амурский , также был писателем и автором первой «Истории города Владивостока», долгие годы жил в Японии . Двоюродный брат - Иван Елагин , поэт русского зарубежья.

В 1950-1957 гг. работала в детдоме Щёлковского района Московской области. В 1962 году заочно окончила Высшие литературные курсы при .

С детских лет писала стихи, печаталась с 1958 года. Первый сборник издан в 1961 году, тогда же Матвееву приняли в Союз писателей СССР .

В последние годы жизни жила на подмосковной даче, мало с кем общалась. Матвеевой оставлен огромный архив неопубликованных работ. По свидетельству Дмитрия Быкова : "Матвеева писала очень много. В черновиках, в столе, в набросках лежат десятки песен (мелодии она записывала своим способом - рисовала гриф гитары и ставила метки на нем); сотни стихотворений, сонетов, эпиграмм не публиковались по соображениям осторожности или такта; многие песни не записаны вообще, и сейчас настал черед архивистов: выявлять и публиковать эти древние записи".

Скончалась 4 сентября 2016 года на своей даче недалеко от г. Химки . 13 сентября состоялось отпевание в Храме Космы и Дамиана в Шубине , затем - прощание в малом зале ЦДЛ . Похоронена на Троекуровском кладбище .

Творчество

С конца 1950-х годов Новелла Матвеева стала сочинять песни на собственные стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре . С 1972 сочиняла песни также на стихи своего мужа, поэта Ивана Киуру .

Как и ряд других бардов-исполнителей Москвы и ближнего Подмосковья (Ада Якушева и др.), Матвеева любила посещать с концертами пенсионеров и инвалидов в районных центрах социального обслуживания Москвы. в т.ч. ЦСО «Фили-Давыдково».

Построенная на метафорах лирика Матвеевой обнажает то, что скрыто в контрастах неожиданных образов, в ассоциативном вос­приятии противостоящих друг другу сил, в чередовании статичного и динамичного ви­дения мира. Парадоксальность точек зрения, бегство в юмор и иронию, привязанность к игре звучаний, напоминающая о поэзии Марины Цветаевой, - вот лишь немногие из многообразных путей, которыми идёт поэтесса, чтобы разглядеть за видимым сущее: «Ищу под видимостью - душу».

Книги

  • Лирика: 1-я кн. стихов. - [М.]: Мол. гвардия, 1961. - 64 с.
  • Кораблик: Сб. стихов. - М.: Сов. писатель, 1963. - 81 с.
  • [Избранная лирика / Сост. Е. Винокуров]. - [М.]: Мол. гвардия, 1964. - 30 с. (Б-чка избр. лирики).
  • Душа вещей: Кн. стихов. - М.: Сов. писатель, 1966. - 148 с.
  • Солнечный зайчик: Стихи / Рис. Б. Кыштымова. - М.: Дет. лит., 1966. - 61 с.: ил.
  • Ласточкина школа: Кн. стихов и поэм. - М.: Сов. писатель, 1973. - 119 с.: ил.
  • Река: Стихи. - М.: Сов. писатель, 1978. - 134 с.
  • Закон песен: Стихи. - М.: Сов. писатель, 1983. - 127 с.
  • Страна прибоя: Кн. стихотворений / [Худ. Ю. Косачевский]. - М.: Мол. гвардия, 1983. - 110 с.: ил.
  • Кроличья деревня: Стихи / Рис. Г. Макавеевой. - М.: Дет. лит., 1984. - 103 с.: ил.
  • Избранное: Стихотворения, поэмы / [Вступ. ст. С. Чупринина]. - М.: Худ. лит., 1986. - 534, с.: л. портр.
  • Хвала работе: Стихотворения / [Худ. Л. Зубарева]. - М.: Мол. гвардия, 1987. - 141 с.: ил.
  • Нерасторжимый круг: Кн. стихов / [Худ. Ю. С. Пожарская]. - М.: Сов. Россия, 1991. - 158, с.
  • Было тихо…: Стихи / Рис. В. Павловой. - М.: Дет. лит., 1993. - 14, с.: ил.
  • Менуэт. - М.: Весть, 1994. - 110, с.
  • Сонеты к Дашковой. - М.: РБП, 1994. - 7 с.: ил. (Рекламная б-чка поэзии).
  • Кассета снов: Пьесы, повесть, стихи / Илл. А. Митяшевой, Н. и Р. Матвеевой. - М.: Апарт, 1998. - 232 с.: ил.
  • Мелодия для гитары: Песни и стихи. - М.: Аргус, 1998. - 399 с.: 8 л. ил., портр, ноты. (В соавт. с И. Киуру).
  • Пастушеский дневник / Сост. и подг. текстов А. Петракова; Предисл. А. Городницкого; Худ. А. Подивилов. - М.: Кн. маг. «Москва», 1998. - 272 с. (Б-ка журн. «Вагант-Москва». Вып. 263-271).
  • Сонеты / [Худ. Н. С. Эпштейн]. - СПб.: Искусство - СПб, 1998. - 334 с.: ил.
  • Караван / Сост. О. Кольцовой. - М.: Гудьял-пресс, 2000. - 512 с.
  • Мяч, оставшийся в небе: Автобиогр. проза, стихи. - М.: Мол. гвардия, 2006. - 672 с. (Близкое прошлое. Б-ка мемуаров).
  • Мой караван: Избр. стихотворения. - М.: Этерна, 2015. - 176 с.
  • Лягушонок Евстигней: Стихи / Илл. Г. Белоголовской. - М.: Machaon, Азбука-Аттикус, 2016. - 72 с.: ил.

Дискография

  • «Стихи и песни» (Мелодия, 1966)
  • «Песни» (Мелодия, 1967)
  • «Дорога - мой дом» (Мелодия, 1982)
  • «Музыка света» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984)
  • «Баллады» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985)
  • «Мой воронёнок» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986)
  • «Рыжая девочка» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986)
  • «Какой большой ветер» (ASP, 1997) CD
  • «Девушка из харчевни» (ASP, 1997) CD
  • «Новелла Матвеева» (Moroz Records, 1999) CD
  • «Лучшие песни» (Московские окна, 2000) CD

Биографические материалы

  • Русские советские писатели. Поэты: биобиблиографический указатель. - М ., 1990. - Т.13. - С.527.
  • Медынский, Г. Песенная поэзия Новеллы Матвеевой // Юность. - 1966. - № 7.
  • Приходько, В. Душа и плоть поэзии // Дружба народов. - 1967. - № 2.
  • Рунин, Б. Далёкое и близкое // Новый мир. - 1964. - № 5.

Напишите отзыв о статье "Матвеева, Новелла Николаевна"

Примечания

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова
  • 36px

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Матвеева, Новелла Николаевна

– К моему великому сожалению, мадонна Изидора! – с деланным разочарованием воскликнул кардинал. – Вы позволите как-нибудь заглянуть к вам? Говорят, у Вас очень одарённая дочь? Мне бы очень хотелось познакомиться и побеседовать с ней. Надеюсь, она так же красива, как её мать...
– Моей дочери, Анне, всего десять лет, милорд, – как можно спокойнее ответила я.
А душа у меня кричала от животного ужаса!.. Он знал про меня всё!.. Зачем, ну зачем я была нужна сумасшедшему Караффе?.. Почему его интересовала моя маленькая Анна?!
Не потому ли, что я слыла знаменитой Видуньей, и он считал меня своим злейшим врагом?.. Ведь для него не имело значения, как меня называли, для «великого инквизитора» я была просто – ведьмой, а ведьм он сжигал на костре...
Я сильно и беззаветно любила Жизнь! И мне, как и каждому нормальному человеку, очень хотелось, чтобы она продолжалась как можно дольше. Ведь даже самый отъявленный негодяй, который, возможно, отнимал жизнь других, дорожит каждой прожитой минутой, каждым прожитым днём своей, драгоценной для него, жизни!.. Но именно в тот момент я вдруг очень чётко поняла, что именно он, Караффа, и заберёт её, мою короткую и такую для меня ценную, не дожитую жизнь...
– Великий дух зарождается в малом теле, мадонна Изидора. Даже святой Иисус когда-то был ребёнком. Я буду очень рад навестить Вас! – и изящно поклонившись, Караффа удалился.
Мир рушился... Он рассыпался на мелкие кусочки, в каждом из которых отражалось хищное, тонкое, умное лицо....
Я старалась как-то успокоиться и не паниковать, но почему-то не получалось. Моя привычная уверенность в себе и в своих силах на этот раз подводила, и от этого становилось ещё страшней. День был таким же солнечным и светлым, как всего несколько минут назад, но в мою душу поселился мрак. Как оказалось, я давно ждала появления этого человека. И все мои кошмарные видения о кострах, были только предвестием... к сегодняшней встрече с ним.
Вернувшись домой, я тут же уговорила мужа забрать маленькую Анну и увезти её куда-то подальше, где злые щупальца Караффы не могли бы её достать. А сама начала готовиться к самому худшему, так как точно знала, что его приход не заставит себя долго ждать. И не ошиблась...
Через несколько дней, моя любимая чернокожая служанка Кея (в то время было очень модно заводить чернокожих слуг в богатых домах) доложила, что «его преосвященство, кардинал, ожидает меня в розовой гостиной». И я почувствовала, что что-то произойдёт именно сейчас...
Я была одета в светло-жёлтое шёлковое платье и знала, что этот цвет мне очень идёт. Но если и был один единственный человек на свете, перед которым мне не хотелось выглядеть привлекательной, то это уж точно был Караффа. Но для переодевания не оставалось времени, и пришлось выходить именно так.
Он ждал, спокойно опершись на спинку кресла, изучая какую-то старую рукопись, коих в нашем доме находилось несметное количество. Я «надела» на себя приятную улыбку и спустилась в гостиную. Увидев меня, Караффа почему-то застыл, не произнося ни слова. Молчание затягивалось, и мне казалось, что кардинал вот-вот услышит, как по предательски громко стучит моё испуганное сердце... Но вот, наконец-то, раздался его восторженный, хриплый голос:
– Вы потрясающи, мадонна Изидора! Даже это солнечное утро проигрывает рядом с вами!
– Вот уж не думала, что кардиналам разрешается говорить дамам комплименты! – с величайшим усилием продолжая улыбаться, выдавила я.
– Кардиналы тоже люди, мадонна, и они умеют отличать прекрасное от простоты... А где же ваша чудесная дочь? Смогу ли я насладиться сегодня двойной красотой?
– Её нет в Венеции, ваше преосвященство. Она с отцом уехала во Флоренцию, навестить её больного кузена.
– Насколько я знаю, в данный момент в вашей семье нет больных. Кто же так внезапно заболел, мадонна Изидора? – в его голосе звучала неприкрытая угроза...
Караффа начал играть открыто. И мне не оставалось ничего, как только встречать опасность лицом к лицу...
– Что вы от меня хотите, Ваше преосвященство? Не проще ли было бы сказать это прямо, избавив нас обоих от этой ненужной, дешёвой игры? Мы достаточно умные люди, чтобы, даже при разности взглядов, могли уважать друг друга.
У меня от ужаса подкашивались ноги, но Караффа этого почему-то не замечал. Он впился в моё лицо пылающим взглядом, не отвечая и не замечая ничего вокруг. Я не могла понять, что происходит, и вся эта опасная комедия всё больше и больше меня пугала... Но тут произошло кое-что совершенно непредвиденное, что-то полностью выходящее за привычные рамки... Караффа подошёл ко мне очень близко, всё так же, не сводя горящих глаз, и почти не дыша, прошептал:
– Ты не можешь быть от Бога... Ты слишком красива! Ты колдунья!!! Женщина не имеет права быть столь прекрасной! Ты от Дьявола!..
И повернувшись, бросился без оглядки из дома, как будто за ним гнался сам Сатана... Я стояла в совершенном шоке, всё ещё ожидая услышать его шаги, но ничего не происходило. Понемногу приходя в себя, и наконец-то сумев расслабить своё одеревеневшее тело, я глубоко вздохнула и... потеряла сознание. Очнулась я на кровати, поимая горячим вином из рук моей милой служанки Кеи. Но тут же, вспомнив о случившемся, вскочила на ноги и начала метаться по комнате, никак не соображая, что же такое предпринять... Время шло, и надо было что-то делать, что-то придумать, чтобы как-то защитить себя и свою семью от этого двуногого чудища. Я точно знала, что теперь всякая игра была кончена, что началась война. Но наши силы, к моему великому сожалению, были очень и очень не равны... Естественно, я могла победить бы его по-своему... могла даже просто остановить его кровожадное сердце. И все эти ужасы сразу бы закончились. Но дело в том, что, даже в свои тридцать шесть лет, я всё ещё оставалась слишком чистой и доброй для убийства... Я никогда не отнимала жизнь, наоборот – очень часто возвращала её. И даже такого страшного человека, каким был Караффа, пока ещё не могла казнить...
На следующее утро раздался сильнейший стук в дверь. Моё сердце остановилось. Я знала – это была инквизиция... Они забрали меня, обвиняя в «словоблудии и чернокнижии, одурманивании честных граждан ложными предсказаниями и ереси»... Это был конец.
Комната, в которую меня поселили, была очень сырой и тёмной, но мне почему-то казалось, что долго я в ней не задержусь. В полдень пришёл Караффа...
– О, прошу прощения, мадонна Изидора, Вам предоставили чужую комнату. Это не для Вас, конечно же.
– К чему вся эта игра, монсеньор? – гордо (как мне казалось) вскинув голову, спросила я. – Я предпочитала бы просто правду, и желала бы знать, в чём по-настоящему меня обвиняют. Моя семья, как вы знаете, очень уважаема и любима в Венеции, и было бы лучше для Вас, если бы обвинения имели под собой истинную почву.
Караффа никогда не узнал, сколько сил мне стоило тогда выглядеть гордой!.. Я прекрасно понимала, что вряд ли кто-нибудь или что-нибудь может мне помочь. Но я не могла допустить, чтобы он увидел мой страх. И поэтому продолжала, пытаясь вывести его из того спокойно-ироничного со-стояния, которое видимо было его своеобразной защитой. И которого совершенно не выносила я.
– Вы соблаговолите мне сообщить, в чём моя вина, или оставите это удовольствие своим верным «вассалам»?!.
– Я не советую Вам кипятиться, мадонна Изидора, – спокойно произнёс Караффа. – Насколько мне известно, вся ваша любимая Венеция знает, что вы – Ведьма. И к тому же, самая сильная, которая когда-то жила. Да Вы ведь этого и не скрывали, не правда ли?
Вдруг я совершенно успокоилась. Да, это было правдой – я никогда не скрывала своих способностей... Я ими гордилась, как и моя мать. Так неужели же теперь, перед этим сумасшедшим фанатиком я предам свою душу и от-кажусь от того, кто я есть?!.
– Вы правы, ваше преосвященство, я Ведьма. Но я не от Дьявола, ни от Бога. Я свободна в своей душе, я – ВЕДАЮ... И Вы никогда не сможете этого у меня отнять. Вы можете только убить меня. Но даже тогда я останусь тем, кем я есть... Только, в том случае, Вы уже никогда меня не увидите...
Я вслепую нанесла слабенький удар... Не было никакой уверенности, что он сработает. Но Караффа вдруг побледнел, и я поняла, что была права. Как бы ни ненавидел женскую половину этот непредсказуемый человек, ко мне у него теплилось странное и опасное чувство, которого я пока ещё не могла точно определить. Но главное – оно было! И только это пока что являлось важным. А разобраться в нём можно было и позже, если сейчас удастся Караффу «поймать» на эту простую женскую приманку... Но я не знала тогда, насколько сильна была воля этого необычного человека... Замешательство исчезло также быстро, как и пришло. Передо мной опять стоял холодный и спокойный кардинал.

(Ленинград). Её отец, Николай Николаевич Матвеев-Бодрый - по профессии географ, историк-краевед Дальнего Востока, действительный член Всесоюзного географического общества, по мировоззрению - романтик (отсюда имена детей - Новелла и Роальд). Мать - Матвеева-Орленева Надежда Тимофеевна, преподаватель литературы, поэтесса. Дед, Николай Петрович Матвеев-Амурский, также был писателем и автором первой «Истории города Владивостока», долгие годы жил в Японии. Двоюродный брат, Иван Венедиктович Елагин (настоящая фамилия - Матвеев) - поэт русского зарубежья.

C 1950 по 1957 годы Матвеева работала в детдоме Щёлковского района Московской области. В 1962 г. окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького (заочно).

С детских лет пишет стихи, печатается с 1958 г. Первый сборник издан в 1961 году; второй («Кораблик») - в 1963 г. В 1961 г. Матвееву приняли в Союз писателей СССР. В 1970-х у нее выходят книги «Ласточкина школа», «Река» и др. В 1980-х - «Закон песен», «Страна прибоя» и др.

Творчество

С конца 1950-х Новелла Николаевна стала сочинять песни на собственные стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. С 1972 года Новелла Матвеева сочиняет песни также и на стихи своего мужа, поэта Ивана Киуру (1934-1992).

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Матвеевой «Предсказание Эгля» - фантазия по мотивам произведений Александра Грина , содержащая 33 песни Новеллы Николаевны.

В 1996 года вышла книга воспоминаний «Мяч, оставшийся в небе». В 1998 г. Новелла Матвеева стала лауреатом Пушкинской премии в области поэзии.

В 2002 г. Новелла Матвеева стала лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Новелла Николаевна живёт и работает в Москве.

Основные книги

  • «Лирика» (1961)
  • «Кораблик» (1963)
  • «Душа вещей» (1966)
  • «Солнечный зайчик» (1966)
  • «Ласточкина школа» (1973)
  • «Река» (1978)
  • «Закон песен» (1983)
  • «Страна прибоя» (1983)
  • «Кроличья деревня» (1984)
  • «Избранное» (1986)
  • «Хвала работе» (1987)
  • «Нерасторжимый круг» (1991)
  • «Мелодия для гитары» (1998)
  • «Кассета снов» (1998)
  • «Сонеты» (1999)
  • «Караван» (2000)
  • «Жасмин» (2011).

Дискография

  • «Песни» (Мелодия, 1967)
  • «Стихи и песни» (Мелодия, 1966)
  • «Дорога - мой дом» (Мелодия, 1982)
  • «Музыка света» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984)
  • «Баллады» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985)
  • «Мой воронёнок» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986)
  • «Рыжая девочка» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986)
  • «Какой большой ветер» (ASP, 1997) CD
  • «Девушка из харчевни» (ASP, 1997) CD
  • «Новелла Матвеева» (Moroz Records, 1999) CD
  • «Лучшие песни» (Московские окна, 2000) CD

Биографические материалы

  • Медынский Г. Песенная поэзия Новеллы Матвеевой, «Юность», 1966, № 7
  • Приходько В. Душа и плоть поэзии, «Дружба народов», 1967, № 2.
  • Рунин Б. Далёкое и близкое. «Новый мир», 1964, № 5
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Матвеева Евгения Семеновича

Матвеев Евгений Семенович (08.03.1922, с. Новоукраинка, Украина – 01.06.2003, Москва) – советский и российский актер театра и кино, режиссер, сценарист.

Детство

Детство Евгения Матвеева было трудным. Родился он 8 марта 1922 года в Херсонской области в селе Новоукраинка, куда волею судьбы забросило его отца, красноармейца Семена Калиновича, и мать Надежду Федоровну. Сразу же после рождения ребенка отец бросил семью, и матери ничего не оставалось, кроме как вернуться в родную деревню. Там ее, родившую без родительского благословения, ждали проклятия и оскорбления. Однако сильная женщина все это пережила…

С ранних лет Жене пришлось работать. Он возил воду пахарям, собирал в поле колоски, водил лошадь по борозде, т.е. делал все, что было под силу (а порой и не под силу) деревенскому мальчишке. В свободное же время Евгений забавлялся тем, что играл на балалайке для сельчан. Может быть, именно тогда в нем и родился артист…

Довоенные годы

Позже Евгений Матвеев вместе с матерью перебрались в город Цюрупинск все той же Херсонской области. Здесь мальчик впервые соприкоснулся с миром театра, начав заниматься в школьном драмкружке. Актерство увлекло Евгения, и он по окончании школы поступил в театральную студию, а затем начал работать статистом в Херсонском театре.

Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба Матвеева, если бы однажды в 1940 году в Херсоне не остановился проездом знаменитый актер . Побывав в театре, он отметил нескольких молодых актеров (в том числе и Матвеева) и посоветовал им отправиться в Киев к режиссеру Александру Довженко.

В Киеве Евгения приняли в актерскую школу при киностудии. Однако вскоре его учеба была прервана. Грянула Великая Отечественная война…

Личная жизнь

На фронт Евгений Матвеев попал лишь в 1944 году, после того, как в звании лейтенанта окончил Тюменское пехотное училище. После окончания войны Матвеев еще около года служил в Тюменском училище, где руководил военной самодеятельностью. Именно благодаря этому он и познакомился со своей будущей половиной.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Однажды на их концерт пришла студентка местного музыкального училища Лида. Она сразу же обратила внимание на Евгения Матвеева, исполнявшего на сцене роль . Чуть позже ситуация повторилась, но уже в прямо противоположном варианте. Евгений Матвеев вспоминал: «В музыкальном училище был какой-то концерт и Лида выступала. Она была божественна, у нее было божественное лирико-колоратурное сопрано. Меня прямо током ударило…» . 1 апреля 1947 года молодые поженились… В том же году у супругов родилась дочь Светлана. Через десять лет в семье появился второй ребенок – сын Андрей.

Театр

В 1946 году Евгений Матвеев демобилизовался и стал актером Тюменского драматического театра. Здесь он проработал два года, а затем получил приглашение в труппу знаменитого Новосибирского театра «Красный факел». Евгений долго раздумывал над предложением и решился только лишь благодаря настойчивости жены…

На сцене «Красного факела» Матвеев выступал до 1952 года, став за это время одним из ведущих актеров театра и завоевав огромную популярность среди местных зрителей. Поэтому не удивительно, что вскоре талантливого актера пригласили в Москву в знаменитый Малый театр.

Первые роли в кино

Впервые в кино Евгений Матвеев снялся уже достаточно поздно – в тридцать три года. Его дебютом на экране стала роль Судьбинина в музыкальной комедии режиссера Андрея Фролова «Доброе утро». Сегодня эту картину мало кто помнит, но тогда, в 1955 году, она стала одним из лидеров кинопроката, заняв почетное шестое место и собрав 30,5 миллионов зрителей.

После выхода этой картины на Матвеева наконец-то обратили внимание кинорежиссеры. Он снялся в приключенческом фильме «Дорога» и киноповести «Искатели» (роль – инженер Андрей Лобанов). А затем пришел и первый серьезный успех. В 1958 году фильм Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу», где Матвеев сыграл главную роль Кости, взял первый приз на Всесоюзном кинофестивале. Высоко оценили картину и зрители. По итогам опроса читателей газеты «Советская культура» фильм занял пятое место.

Триумф

Еще не закончились съемки в фильме «Дом, в котором я живу», как Евгений Матвеев получил приглашение на пробы в картину режиссера Александра Иванова «Поднятая целина» (по одноименному роману ). На роль Макара Нагульнова претендовало около 30 актеров, но победу одержал Матвеев. Выбор режиссера оказался оправданным. Актер создал яркий, запоминающийся образ, чем завоевал всеобщую зрительскую любовь.

Стоит заметить, что персонажами Матвеева в его первых картинах были простые русские люди, сильные, размашистые, темпераментные, порой безоглядные. И когда вслед за Нагульновым Матвееву предложили роль князя Нехлюдова в драме «Воскресение» (по ), это вызвало всеобщее недоумение. Удивлялись и режиссеру, который «на кирзовый сапог собирается надеть замшевые гамаши» , удивлялись и самому актеру, решившемуся согласиться на совершенно безвыигрышную роль.

Тем не менее Евгений Матвеев, отбросив все сомнения, взялся за создание образа Нехлюдова. Причем подошел к этому он со всей тщательностью. Актер неоднократно посещал Ясную Поляну, читал дневники , буквально впитывая в себя новый образ. Даже в повседневной жизни Матвеев старался держаться соответственно, всем своим видом и поведением демонстрируя, что он князь Нехлюдов.

Картина «Воскресение», вышедшая на экраны сразу же вслед за «Поднятой целиной», посрамила всех скептиков. Евгению Матвееву удалось глубоко и полно передать внутренний мир своего персонажа, отразить на экране его сложнейшую эволюцию.

Столь разноплановые роли, как Нагульнов в «Поднятой целине» и Нехлюдов в «Воскресении», продемонстрировали разносторонний талант Матвеева и принесли актеру всесоюзную популярность. Теперь уже не было сомнений – в отечественном кино появилась новая звезда.

Всенародная любовь

На волне успеха Евгений Матвеев снялся в нескольких картинах, среди которых наиболее удачной стала «Родная кровь» режиссера . В этой чистой, лишенной всякой политики и социальных лозунгов мелодраме Матвеев исполнил главную роль – сержанта-танкиста Федотова, который по пути из госпиталя на побывку домой знакомится с паромщицей Соней (), матерью троих детей. Однако их счастье длится недолго…

Пронзительная любовная история не оставила зрителей равнодушными. Фильм занял в прокате четвертое место, собрав на сеансах почти 35 миллионов человек. Персонаж Матвеева полюбился всем, но в особенности женской аудитории. На актера обрушился поток писем с признаниями в любви, многочисленные поклонницы буквально обрывали его телефон.

Не оставили без внимания картину и профессионалы. «Родная кровь» была отмечена призами на международных кинофестивалях в Мар-дель-Плато и Буэнос-Айресе (оба – Аргентина), а также на всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1964).

Несчастье

В самый пик популярности с Евгением Матвеевым произошло несчастье. В 1965 году он с группой других известных актеров выехал в украинский город Николаев. Там на местном стадионе был организовано праздничное театрализованное представление. Матвееву, загримированному под Макара Нагульнова, предстояло проехать круг на тачанке.

Вместо тачанки Матвееву выдели какую-то телегу. Еще перед заездом актер, осмотрев ее, хотел было отказаться от этого мероприятия – слишком уж так называемая «тачанка» ненадежно выглядела. Однако устроители праздника уговорили его.

Все закончилось тем, что во время поворота у телеги отвалилось колесо, и Евгений Матвеев, вылетев из нее, рухнул на асфальт. Итог – серьезное повреждение позвоночника: два раздавленных диска и защемленный нерв. После длительного лечения Матвеева наконец выписали, дав третью группу инвалидности (первоначально врачи собирались дать ему вторую группу без права работы, но он убедил их этого не делать).

Режиссерский дебют

В эти тяжелые дни Евгений Матвеев ощутил всенародную поддержку. Со всех концов страны ему писали люди, предлагая кто способы лечения, кто деньги, а кто просто выражал свое сочувствие. Не оставили актера в стороне и коллеги – киностудия им. Довженко предложила ему заняться режиссурой. Как признавался сам Евгений Матвеев, об этом он уже давно втайне мечтал.

Первым опытом на новом поприще для Матвеева стала мелодрама «Цыган» по одноименной повести А. Калинина. Роль Клавдии новоиспеченный режиссер доверил популярной актрисе , а Будулая сыграл сам.

Первая картина Евгения Матвеева вызвала разноречивые отклики. Многие зрители были в восторге, поэтому не случайно, что по итогам опроса журналом «Советский экран» исполнителей главных ролей (Матвеев и ) назвали лучшими актерами 1967 года. Однако было немало и критических замечаний…

Актер и режиссер

С 1968 года Евгений Матвеев окончательно оставил театр и полностью переключился на работу в кино. В качестве режиссера он поставил историко-революционный фильм «Почтовый роман» и мелодраму «Смертный враг», в которых снялся и сам. Впрочем, оба эти фильма большого успеха не имели.

Много Евгений Матвеев снимался и у других режиссеров, но большинство фильмов были откровенно среднего уровня. Среди успешных картин стоит назвать лишь кинороман Алексея Салтыкова «Сибирячка» (благодаря которому Матвеев спустя два года был вновь назван лучшим актером года) и историко-биографическую ленту «Укрощение огня» (но здесь Матвееву досталась роль второго плана).

В середине 70-х Евгений Матвеев вновь взялся за режиссерство. Им была поставлена социальная кинодилогия «Любовь земная» и «Судьба», рассказывающая о жизни председателя колхоза Захара Дерюгина и его любви к молодой Мане Поливановой. Главную мужскую роль в картинах исполнил сам Евгений Матвеев, а Поливанову сыграла замечательная актриса .

Конечно же, в обеих картинах имела место лакировка событий, без этого в то время редко обходился какой фильм. Тем не менее и «Любовь земная», и «Судьба» вызвали у зрителей живейший отклик. «Любовь земная» вышла в прокат в 1975 году и собрала на сеансах около 51 млн зрителей, а «Судьба» в 1978 году и вовсе почти 58 миллионов.

Еще одной заметной работой Евгения Матвеева в 70-е годы стала роль в фильме «Солдаты свободы». Заметной, но не в плане творчества, а в плане дальнейшей карьеры. Этот небольшой эпизод открыл актеру путь в «верха». Он тут же стал секретарем Союза кинематографистов, его картинам устраивали пышные всесоюзные премьеры, отмечали высокими наградами. Все это еще скажется на Евгении Семеновиче чуть позже…

Постперестроечные работы

Наступившая в середине 80-х годов в Советском Союзе перестройка многое изменила в жизни Евгения Матвеева. В 1986 году на пятом съезде кинематографистов СССР он был освобожден от своей должности. Ему припомнили и лакировочные картины, и роль , и многое другое… Для Матвеева это было страшным ударом. По его признанию, он даже одно время помышлял покончить с собой, и кто знает, что бы случилось, если бы не дети и внуки…

В конце 80-х Матвеев вернулся в кинематограф. Он снял трагическую мелодраму «Чаша терпения», где главные роли вновь распределил между собой и . На фестивале «Созвездие» картина была удостоена лестных отзывов и даже завоевала приз зрительских симпатий, но широкому зрителю она осталась практически неизвестной.

Довелось Матвееву сняться и в тогдашней «чернухе» – криминальной драме «Место убийцы вакантно» и политическом детективе «Клан». Что делать, надо было как-то зарабатывать на жизнь. Кстати в «Клане» Матвеев вновь изобразил . Только теперь это был уже совсем не тот , нежели в картине «Солдаты свободы»…

«Любить по-русски»

В середине 90-х отечественный экран захлестнула волна низкопробных латиноамериканских сериалов и американских боевиков. Российское кино оказалось на задворках. Тогда казалось, что оно уже никому не нужно. Именно в этот момент Евгений Матвеев вновь напомнил о себе.

В 1995 году вышел его новый фильм «Любить по-русски». Матвеев не изменил себе, вновь сняв картину, казалось бы, обреченную на разгромную критику и обвинения в лакировочности. Однако эта картина (скажем откровенно – красивая сказка) была снята настолько искренне, настолько открыто, что вызвала небывалую ностальгию у всего российского зрителя.

«Любить по-русски», а значит, без оглядки, со всем размахом... Название настолько точно соответствовало содержанию! И народ откликнулся. Со всех концов страны посыпались письма с благодарностью и… деньгами. Российские пенсионеры присылали свои последние копейки с просьбой снять продолжение картины! Действительно – любить по-русски…

В 1987 году на народные деньги Евгений Матвеев поставил «Любить по-русски-2». Картина несколько уступала первой части в плане профессионализма, но тогда российскому зрителю это было совсем не важно. Она была принята на ура так же, как и первая.

В 1999 году Евгений Семенович снял заключительную часть трилогии «Любить по-русски», в которой добро и справедливость наконец-то побеждало зло. Наивно? Да. Но, может быть этой наивности и веры в хорошее тогда и не хватало нам…

«Мое кино – прямолинейное , – сказал тогда Евгений Семенович. – Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу. Правду, йоту мечты, йоту сказки – вот что я хочу оставить людям. Народу сегодня нужна сказка. Как я был сторонником «Кубанских казаков», так им и остаюсь» .

«Любить по-русски» была последний серьезной работой Евгения Матвеева (в 2001 году он мелькнул в крошечном эпизоде сериала «Под Полярной звездной»). 1 июня 2003 года он скончался. Причина смерти великого актера – рак легких. Матвеева похоронили на Новодевиьчем кладбище.

После смерти Евгений Матвеев не ушел в забвение. Поклонники его таланта продолжали смотреть его фильмы, восхищаться его тонкой игрой и режиссурой. В 2007 году на ТВ вышел документальный фильм под названием «Жизнь без вранья. Евгений Матвеев», в котором создатели проекта постарались наиболее полно рассказать о творческом пути простого мальчика из глухой деревни, ставшего настоящим гением кинематографа.

Основные награды и премии

Народный артист СССР (1974).

Лучший актер по опросу журнала «Советский экран» (1967, 1974).

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз среди историко-революционных фильмов (1970).

Золотая медаль им. А.П. Довженко (1974, за роль в фильме «Высокое звание»).

Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Специальная премия кинофестиваля» (1978 год, за фильм «Судьба»).

Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1979 за фильмы «Судьба» и «Любовь земная»).

Лауреат Приза МКФ в Чехословакии (1980, за роль в фильме «