Причины возникновения зависти

Завистливость возникает, когда человек преисполняется решимости удовлетворить свои материальные желания, чтобы, в конце концов, добиться в жизни своего. Мы имеем духовную природу и потому всегда хотим быть счастливы. Веды говорят, что человек, который намерен удовлетворять свои материальные желания, никогда не будет счастлив. Идя по жизни и попадая под влияние страсти, он будет завидовать другим все больше и больше. Древние писания гласят: «Тот, кто привязан к деятельности, которую он выполняет, а также к ее результатам, кто движим желанием наслаждаться плодами своего труда, кто жаден, завистлив, нечист, подвержен радостям и печалям, - о таком человеке говорят, что он действует в страсти».

Чем больше человек трудится ради достижения своей материальной цели, тем больше он думает о том, что другие люди, не прилагая больших усилий, получают те же самые блага. Он начинает чувствовать, что ему даже тяжело подумать об этом. Так у стремящихся к достатку людей зависть сама собой начинает расти. Со временем зависть начинает душить человека, как питон, она портит его отношения с окружающими. Завидуя, мы перестаем видеть все положительное в человеке и начинаем обращать внимание только на отрицательные черты его характера. Зависть может возникнуть к кому угодно, в том числе к детям, к жене и даже к своему наставнику.

Иногда бывает, что разумный и даже религиозный человек, начав плохо думать о ком-то, попадается на удочку зависти. В результате этого сила невежества окутывает его разум. Прежде всего это выражается в том, что, несмотря на свой разум, он перестает замечать хорошие качества в другом человеке и видит в нем только плохие. Человек, который не способен победить свою зависть, пытается оправдать себя. Он копит яд в тонком теле ума, и этот яд представляет собой не что иное, как ненависть к Богу. Счастье исходит от Бога. Не получая счастья, человек злится. Его злость направляется на собственное глубинное понимание истины.

Человек вроде бы завидует чему-то тому, что находится снаружи, но счастья-то ему не хватает внутри. Человек, который не может победить в себе склонность завидовать, является демонической натурой. Демон – это тот, кто ненавидит Бога. У каждого человека есть такая склонность. Например, когда человеку говорят: «Это философский труд», - у него не возникает особых эмоций. Но когда ему говорят: «Это священные писания», - у него сразу возникает внутренняя неприязнь, и он кричит: «Не люблю священные писания, это секта». Таким образом корень зависти – это враждебность по отношению к Богу. Завидуя людям и священным писаниям, мы завидуем божественному устройству этого мира, мы завидуем Богу.

Одна женщина сказала мне: «Моя дочь была вообще-то очень хорошим человеком, но в какой-то момент она стала вести себя очень плохо. Когда она была проституткой, я страдала, но не так сильно, как сейчас. Когда она была наркоманкой, я страдала, но не так сильно, как сейчас. Но теперь, когда она приняла эту веру, я страдаю очень сильно. Лучше бы она оставалась наркоманкой или проституткой. Почему она так ведет себя, почему она не спросила меня, хочу ли я этого или нет? Почему она так безобразно ведет себя по отношению ко мне? Она стала мне совсем чужой. Я ненавижу это ее увлечение религией! Какое она имеет право так издеваться надо мной?»

Как только заходит речь о вере в Бога, так многие люди начинают проявлять зависть. Но заметить это в себе очень непросто. Зависть проявляется даже у верующих людей. Если, допустим, речь идет о той вере, которой придерживается сам человек, то зависти с его стороны не возникает. Но как только речь заходит о какой-то другой вере, сразу появляется зависть:
- А у Вас вера неправильная!
- Почему неправильная?
- Потому что у нас – правильная.
- Почему?
- Потому что у Вас неправильная, я знаю точно.
- Ты что, изучал этот вопрос?
- Нет, я просто чувствую, что у Вас вера неправильная. Не хочу даже разговаривать об этом. Просто неправильная, и все!

Это – зависть. Отчего возникают религиозные войны – кровопролитные, жестокие и ужасные, когда человек, будто бы защищая свою веру, готов убивать кого угодно? Из-за зависти.

В Ведах говорится, что зависть – это чувство, преодолеть которое чрезвычайно сложно. Есть только два пути избавления от зависти. Первый – добровольно раскаяться, второй пройти через многочисленные страдания.

К чему приводит зависть?

Зависть – это сила, которая, не спрашивая нас, заставляет нас накапливать жестокость внутри себя. Веды говорят, что от этой силы нет иной защиты, кроме раскаяния. Зависть всепожирающа в полном смысле этого слова. Человек, вставший на путь зависти, - верующий он или неверующий, не имеет значения, - постепенно переполняется ненавистью. Эту ненависть ООН будет культивировать в себе и дальше, в следующей своей жизни. Хотя он и будет верующим, но ненависти в нем, в конце концов, может стать столько, что он уже не будет вписываться в человеческую форму жизни. Человек, который верит в Бога, но завидует другому человеку, перестает воплощаться в разумной форме жизни; он рождается уже животным.

Да, да, именно животным. В этом на самом деле нет никакой несправедливости, все устроено совершенным образом. Оказывается, божественные силы всегда стремятся удовлетворить наши желания, так говорят Веды. Мы рождаемся в той форме жизни, в которой наши желания могут быть удовлетворены в максимальной степени. Приведу простой пример. Может ли человек спать 24 часа в сутки? Нет. Значит, человеческая форма жизни для этого не предназначена. Может ли человек любить больше всего на свете поспать? Да, почему бы и нет?

Невероятная сила этого желания будет способствовать тому, что он сможет спать больше, чем это возможно в человеческом теле. Сначала это приведет человека к болезням и деградации. Если и после этого он не переменится, то в следующей жизни ему придется воплотиться в том теле, в котором можно полнее всего удовлетворить это жгучее желание. Так, он может родиться медведем, который спит по полгода, или же другим животным, продолжительность сна которого гораздо больше, чем у человека.

Другой пример. Если желание заниматься сексом у человека гораздо больше, чем это возможно в человеческом теле, то ему поневоле придется родиться животным. Животные имеют больше возможностей заниматься сексом, чем люди. Например, в теле обезьяны заниматься сексом гораздо приятнее. Обезьяны занимаются сексом по много раз в день и всегда с очень большим энтузиазмом; кто бывал в Индии, мог видеть это. Человек не может так наслаждаться сексом, поскольку у человека большая часть психической энергии призвана подниматься в высшие психические центры, и наша разумная жизнь предназначена для самосознания.

В животных телах душа имеет возможность испытывать в десятки раз большее счастье от еды, от секса и ото сна. Обратите внимание, как спит кошка. Приятно посмотреть: она испытывает счастье. Человек не может так сладко спать. Испытывает ли человек счастье во время сна? Только когда засыпает и когда просыпается, во время сна – никакого счастья. Просто спит и ничего не помнит. Кошка на протяжении всего сна испытывает огромное счастье. Подойдите к ней и посмотрите: она улыбается во сне.

Человек также не может испытывать непрерывного счастья от еды – поел, и все. Даже если он будет стараться, это все равно невозможно, потому что живот не резиновый. А вот коза ест весь день. У нее тело так устроено, что она даже ночью ест. Ночью она пережевывает все заново, опять и опять, и непрерывно испытывает счастье. От ощущения счастья у нее даже глаза закрываются. Если кто-то подойдет к козе во время еды, то заметит, как она будет недовольна этим: ей не нравится, что ее отвлекают. Если человек хочет постоянно испытывать счастье от еды, то он родится животным.

Как же мы, люди, доходим до того, что можем так сильно деградировать? Веды утверждают, что именно зависть и необузданный эгоизм заставляют человека рождаться в животной форме жизни. Человек, влекомый завистью, хочет все большего и большего счастья, а жизнь не дает ему этого. В результате он начинает рваться к материальному счастью, как безумный, что и приводит его к столь сильной деградации. Под действием зависти можно деградировать бесконечно долго. Это – тупик в развитии живого существа. Если кто-то не смог преодолеть свою зависть в человеческой форме жизни, то после многочисленных воплощений в телах хищных животных он, в конце концов, родится змеей или скорпионом. Дальше уже некуда: в этих формах жизни можно накопить больше всего ненависти.

Змея всю жизнь копит яд и ненависть, она завидует всем. Почему змея кусается? Зачем ей кусать слона, человека, она же не может съесть их? Потому что она завидует им. Зависть и ненависть в уме действуют так, что в грубом теле накапливается яд. У змеи этот яд копится и собирается в зубах. Ненависть в уме – это тот же самый яд, но копится он в наших мыслях. У змеи ненависть проявляется в виде яда, который разрушает живые ткани другого организма, а человеческая ненависть разрушает психику другого человека и подрывает собственное здоровье. Человеческая форма жизни не предназначена для того, чтобы копить яд. Тело скорпиона от яда не страдает, а, наоборот, становится сильнее. Скорпион рождается для того, чтобы копить яд, в этом смысл его скорпионьей жизни. Хотя скорпион очень мал, но своим ядом он может убить лошадь. Такова сила его ненависти.

Каждый из нас может прогрессировать только при наличии положительных черт характера. Если живое существо уже отработало карму своей прошлой эгоистичной жизни, то оно может начать прогрессировать, даже находясь в неразумной форме жизни. Так, например, плодовые деревья и домашние животные не зря приносят полезные продукты: они имеют хороший характер, который позволяет им прогрессировать из жизни в жизнь. Таким образом, прогресс возможен даже в неразумных формах жизни.

Абрикос – простое дерево, но его плоды с удовольствием едят и люди, и птицы, и животные, он отдает их другим и благодаря этому бессознательно прогрессирует. Дерево прогрессирует оттого, что дает людям плоды, благодаря которым они испытывают счастье. Безусловно, состояние сознания дерева таково, что оно не понимает происходящего. Но поскольку люди едят его плоды, то дерево выполняет неосознанную, бескорыстную деятельность. Так что все фруктовые деревья отличаются прогрессирующим видом сознания. Через какое-то число жизней эти существа родятся в животных телах, а далее обретут возможность получить и человеческое тело.

Но змея не прогрессирует. Душа бесконечное число раз будет воплощаться в теле змеи, потому что постоянная ненависть не дает ей возможности дальнейшего прогресса. Веды говорят, что змея не будет прогрессировать, пока волей судьбы не умрет насильственной смертью. Тот же принцип применим и к скорпиону. Только отработав свою плохую карму, это существо сможет родиться в телах более прогрессивных животных. Так что, когда человек, защищаясь от укуса, убивает змею, то этим он освобождает ее от следующего рождения в змеином теле.

Но, тем не менее, по-настоящему мудрый человек без причины не станет убивать змею. Потому что он знает другой способ, как дать ей счастье, освободить ее от ненависти – лучше дать ей попробовать освященную пищу. Когда змея ест освященную пищу, она очищается от ненависти. Точно также единственный способ помочь другому человеку освободиться от зависти – дать ему освященную пищу.

Психоанализ о зависти

Нарциссизм

Людей, ни разу не испытавших зависть, не существует. Однако, открыто сказать другому, что ты завидуешь, может далеко не каждый. Зависть –одно из самых отвергаемых чувств в нашем обществе.

Чувства – это то, что переживается нами внутри. Но чувства сегодня вообще не в чести, и многие разучились их распознавать и дифференцировать.

Слово «зависть» в русском языке возникло от слова «видеть» . Предполагается, что возникло оно на основе представления о дурном глазе. Многие современные люди, особенно россияне, до сих пор не расстаются с магическим представлением о мире, свойственным нашим предкам в племенных сообществах.

Философский словарь дает следующее определение зависти:

Зависть – это порок, который состоит в том, что человек испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своего порока, его счастьем. Чтобы скрыть свои чувства от себя и других, завистник облекает зависть в форму добродетели, справедливости и утверждает, будто тот, кому он завидует, приобрел свое состояние нечестным путем, добился успеха хитростью, а способности его – чистейшая выдумка и т. д.

В отличие от философии в психоанализе не существует категорий «хороших» и «плохих» чувств.

Чувства – это то, что есть, как, скажем восприятие запаха или цвета – разного запаха и разного цвета. Можно, конечно, сказать, что черный цвет хороший, а коричневый плохой, но мы так не думаем. Чувства- это то, чем мы отзываемся на разные раздражители, приходящие из мира или изнутри, и они, конечно, могут быть разными.

В русском языке зависть бывает разноцветная – черная и белая. Черная зависть – это желание обладать чем-то, что принадлежит другому, но с оттенком злобы, досады. А вот белая зависть – это желание обладать тем же, что у него есть, но при этом с оттенком восхищения что ли.

Но всегда ли чувство зависти – порок, который надо скрывать от других? Независимо от цвета, чувство зависти может помогать человеку достигать успеха. Без чувства зависти невозможно испытывать его противоположность — чувство благодарность.

Те, кто не умеют как следует завидовать, не могут отдавать должное достижениям другого человека и его поступкам, не смогут испытать благодарность.

Зависть - это очень ранняя, неизбежная и неутолимая сила внутри человека, которая заставляет завистливого человека реагировать на свое окружение определенным образом. У кого-то все равно есть что-то, что лучше, чем у меня, и это неизбежная правда жизни.

Чем лучше обращаться с завистником, тем хуже он становится. Это последнее наблюдение особенно важно, потому что оно неоднократно подтверждалось данными психопатологии. Чем больше кто-либо стремится избавить завистливого человека от фиктивной причины его зависти, даря ему подарки и оказывая услуги, тем в большей степени этот кто-то демонстрирует свое превосходство и подчеркивает, как дешево ему обходятся подарки, которые он делает. Даже если бы этот человек отдал завистнику все свое имущество, такое доказательство благородства унизило бы его, и он бы перенес свою зависть с имущества человека на его личные качества: и если бы объект зависти поднял завистника до своего уровня, тот бы нисколько не обрадовался такому искусственно установленному равенству. Он бы стал снова завидовать, во-первых, личным качествам своего благодетеля, а во-вторых, тому, что в условиях равенства его благодетель сохраняет память о своем прошлом материальном превосходстве.


Самый большой вред завистливый человек причиняет сам себе. Зависть — это деструктивное, бесплодное и крайне болезненное душевное состояние, которое причиняет страдание человеку.

Социолог Гельмут Шок именует зависть «базовой антропологической категорией». Степень, в которой зависть является социальной, т.е. необходимостью, направленной на кого-то другого формой поведения, хорошо видна из того, что в отсутствие других завистник не имел бы возможности завидовать. Однако, как правило, он явно отвергает любые взаимоотношения с тем, кому он завидует. Любовь, дружелюбие, восхищение - такое отношение к человеку включает ожидание взаимности и признания, оно стремится установить какую-нибудь связь. Завистнику не нужно ничего из этого: кроме исключительных случаев, он не хочет, чтобы объект его зависти, с которым - при наличии такой возможности - он не вступал бы ни в какие отношения, признал его завистником. Чистый акт зависти можно описать таким образом: чем более интенсивно и пристально внимание завистника к другому человеку, тем больше он замыкается в жалости к самому себе.

Никто не может завидовать, не зная объекта зависти или, по крайней мере, не представляя себе его; однако, в отличие от других типов эмоциональных отношений между людьми, завистник не может ожидать взаимности. Он не хочет, чтобы ему завидовали в ответ.

Завистник не очень заинтересован в том, чтобы что-либо ценное перешло из собственности того, кому он завидует, в его собственность. Он хотел бы, чтобы другого ограбили, лишили имущества, раздели, унизили, чтобы ему причинили боль, но он практически никогда не представляет себе в подробностях, как он мог бы завладеть состоянием другого.

Завистник в чистом виде - не вор и не мошенник по отношению к объекту зависти. Кроме того, там, где зависть вызывают личные качества другого человека, его квалификация или репутация, вопрос о краже не может возникнуть; завистник может, однако, лелеять надежду, чтобы другой человек потерял свой голос, свои способности виртуоза, красоту или честь.

Мотивы для зависти и стимулы, вызывающие это чувство, повсеместны, и интенсивность зависти больше зависит не от размера стимула, а от социального неравенства завистника итого, кому завидуют.а личностная зрелость, которая позволяет человеку победить в себе зависть, как представляется, достигается не везде и не всегда. Завистник, который должен каким-то образом примириться с проявлениями неравенства в его жизни, и объект его зависти, когда он пытается не обращать внимания на завистника (оба этих процесса иногда могут одновременно протекать внутри одной и той же личности), будут использовать религиозные убеждения, идеологии, пословицы и т.п., стремясь редуцировать власть зависти и тем самым позволить обычной жизни продолжаться с минимальным уровнем трения и конфликтов.

Нередко зависть оказывается столь продолжительной и интенсивной, а ее влияние на человека столь привораживающим, что невольно напрашивается сравнение зависти со страстью, не имеющей ничего общего с любовью, но родственной таким разрушающим страстям, как ненависть.

На протяжении всей истории, на всех стадиях культурного развития, в большинстве языков и в чрезвычайно сильно отличающихся друг от друга обществах люди сознавали наличие фундаментальной проблемы их существования и дали ей специальные названия: зависть и чувство того, кто является ее объектом.


Зависть - это энергия, которая находится в центре жизни человека в качестве существа социального; она возникает, как только два индивида начинают сравнивать себя друг с другом.

Это стремление завистливо сравнивать себя с другими можно найти и у некоторых животных, но у человека оно приобрело специальное значение. Человек - завистливое существо, и он был бы не способен построить социальные системы, к которым сегодня принадлежим все мы, если бы не социальные запреты, активизируемые внутри объекта его зависти.


Если бы мы не были вынуждены постоянно учитывать зависть других людей к чрезмерному удовольствию, которое накапливается у нас по мере отклонения от социальной нормы, «социальный контроль» не мог бы существовать.

Завистливого человека всегда призывают стыдиться. Однако его существование, или вера в его вездесущность, в то же время всегда вызывало достаточно латентного страха перед мнением других людей, чтобы обеспечить эволюцию системы социального контроля и поддержания баланса.

Хотя некоторые современные психологические школы практически вычеркнули слово «зависть» из своего словаря, как если бы она просто не существовала в качестве первичного источника мотивации, доступные нам, психоаналитикам, свидетельства не оставляют сомнений в ее универсальности.

Психоанализ утверждает, что восприимчивость к зависти гораздо больше свойственна человеку, чем любому другому животному. Главной причиной этого является длительное детство, которое гораздо дольше, чем детство животного, и подвергает человека испытанию беспомощбностью и внутрисемейной братской зависти.


Зависть – одно из базовых чувств, которое появляется у человека практически с самого рождения и к 3-х летнему возрасту оно полностью сформировано.

То есть испытывать зависть нормально согласно нашей человеческой природе, это данная нам человеческой природой неизбежность.

Мелани Кляйн (британский психоаналитик) дала следующее определение зависти: «Злое чувство из-за того, что другой человек обладает и наслаждается чем-то желаемым – завистливый импульс состоит в том, чтобы отобрать и испортить это». Завистливый человек не всегда хочет фактически обладать тем, что имеет другой. Он хочет отнять у него собственность из-за удовольствия, которое другой человек от нее получает.

То есть по сути, зависть возникает к чужому удовольствию из-за неспособности испытывать собственное.

Помните сказку о Белоснежке, когда ее мачеха позавидовала красоте и юности своей падчерицы и в итоге решила уничтожить ее. В этой сказке есть отголоски зависти матери к собственной дочери, а дочери во многих ситуациях очень боятся зависти матери по отношению к ним. Истоки такого страха лежат в том, что когда-то маленькие девочки сами испытывали зависть к материнской красоте, всемогуществу.

Если в детстве ребенка отвергали, отталкивали, не любили, то у него просто не было удовлетворяющих ощущений, а отсутствие собственного удовольствия может вызывать зависть к способности получать удовольствие другим человеком. Несчастье, депривация усиливают зависть, потому что чем больше твоих потребностей не удовлетворено, тем больше враждебности направлено на того, кому сейчас лучше.

И в конце – главный вывод о том, как справиться с завистью. Не отрицайте ее, дайте ей право на жизнь, ведь без нее невозможна ваша социализация и стремление к новым достижениям.
И главное – научитесь получать удовольствие от собственной жизни! Удовольствие другого – главный источник нашей зависти, а собственное удовольствие – главный показатель того, что завидовать будут нам.

Одна из самых сильных человеческих эмоций - зависть. Нередко она становится причиной раздоров, всяческих интриг и даже попыток нанести вред "счастливчику". О завистливых людях есть записи в летописях древних времен. Похоже, что существует она столько же, сколько и сам человек.

Все религии мира осуждают зависть. Мораль говорит нам то же: каждый человек знает, что завидовать нехорошо. Однако эта коварная эмоция возникает незаметно. Стоит только дать ей свободу, и она может овладеть человеком.

Приносит ли зависть вред?


Многие опасаются завистливых людей, считая, что они своей отрицательной энергией способны нанести вред. Даже ищут какие-то заговоры, молитвы. Но правда состоит в том, что от этого страдает прежде всего тот, кто ее испытывает. Завистники оказываются в ловушке собственных мыслей, эмоций. Прежде всего это - демонстрация слабости, несостоятельности.

Проявления зависти:

  • Человек нелестно отзывается о тех, кто чего-то достиг, преуменьшая эти достижения, приписывая дурные мотивы и нечестные действия. Купил дом - значит, наворовал денег. Получил награду - помогли знакомые, женился на красавице - ей только деньги нужны и т. д. Завистливым людям невыносимо принимать чужие успехи. Им кажется, что они самые достойные, а удача несправедливо улыбается другим.
  • Часто становится причиной распускания сплетен. Испытывая злость, раздражение, завистник может сочинять небылицы, нередко даже искренне веря в них.
  • Завистливый человек может делать мелкие пакости "назло", настраивать окружающих против вас, высказываться неуважительно.
  • В самом тяжелом случае превращается в стойкую неприязнь или даже ненависть.

Обращая внимание на все эти "выпады", можно здорово испортить себе нервы. Хотя скорее всего, бесполезно что-то доказывать такому завистнику, пытаясь его вразумить. Можно конечно попробовать , объяснить, что тот ошибается, ведет себя некрасиво. Но самое верное решение - просто не обращать внимание, оставить без ответа глупые обвинения. Не стоит унижать свое достоинство, пытаясь оправдаться. Знакомые тоже не глупые люди и способны отличить ложь от правды.

Как перестать завидовать людям: психология мышления


  • Чтобы избавиться от этой неприятной эмоции, следует понять ее первоисточник. Зависть - это , вызванная чувством несправедливости. Вам кажется, что кто-то получил то, чего достойны вы. Не стоит поддаваться таким мыслям. Они ослепляют, лишают радости. Следует радоваться собственным достижениям.
  • Если что-то не устраивает в жизни, предпринимайте активные действия, меняйте ситуацию к лучшему. Тогда просто не останется времени завидовать.
  • Научитесь быть довольным, благодарным за то, что есть у вас. Ведь именно чувство неудовлетворенности становится основой зависти, которая может серьезно испортить нервы и даже отношения с окружающими.
  • Направьте энергию в положительное русло, пусть эта сила станет созидающей. Жизнь наполнится новыми достижениями, которыми можно гордиться, а от зависти не останется даже следа.
  • Чтобы перестать завидовать людям, нужно сосредоточить внимание на собственной жизни, активно заниматься интересными,