28 июля 1762 г. произошел государственный переворот, возведший на государственный престол жену Петра III Екатерину Алексеевну, провозглашенную императрицей Екатериной II. Первые же царственные распоряжения новой императрицы Екатерины Алексеевны обнаруживают ее сметливый ум и умение ориентироваться в сложной обстановке.

Помимо амнистий и награждений, столь обычных для любого переворота, Екатерина предпринимает ряд экстренных мер. Почти тотчас всю армейскую пехоту Петербургского и Выборгского гарнизонов она подчиняет лично преданному ей К. Разумовскому, а кавалерию - графу Бутурлину. Немедленно в армии были отменены все нововведения прусских порядков. Уничтожена зловещая Тайная канцелярия. Запрещением вывоза хлеба довольно быстро ликвидируется резкий взлет цен на хлеб в Петербурге. Кроме того, новая императрица 3 июля снижает и цены на соль.

Шестого июля был издан манифест о воцарении Екатерины. В сущности, это был памфлет против Петра III. Выпятив все наиболее «противныя» тогдашнему обществу поступки Петра III, новая императрица расписала недостойное отношение бывшего императора к русской церкви и православию вообще. Екатерина отменяет и указ Петра III о секуляризации церковных имений.

И все же первое время взнесенная на трон Екатерина чувствует себя неуверенно и крайне боится придворных интриг. Она делает отчаянные попытки задушить готовый вот-вот вспыхнуть вновь свой старый роман со С. Понятовским.

И все же главная опасность в придворной ситуации была не в Понятовском - был живой, хотя и бывший уже император Петр III. Именно это обстоятельство гложет новую императрицу первые дни и ночи после переворота. Для ликвидации отрекшегося Петра III не нужны были специальные заговоры: вдохновители переворота 28 июня с первого взгляда понимали желания новой царицы. Ход дела в Ропше до сих пор неизвестен, но то немногое, что известно, заставляет не сомневаться в убийстве Петра Федоровича. Отправленный в Ропшу, Петр III был в трансе, недомогал. 3 июля к нему был послан лекарь Лидерс, а 4 июля - второй лекарь - Паульсен. Весьма симптоматично, что 6 июля утром, в день убийства из Ропши был похищен камердинер Петра III, вышедший в сад.

Вечером того же дня всадник доставил Екатерине II из Ропши пакет, где была записка с пьяными каракулями Алексея Орлова. В ней, в частности, говорилось: “Матушка! Готов идти на смерть; но сам не знаю, как эта беда случилась. Погибли мы, когда ты не помилуешь. Матушка - его нет на свете. Но никто сего не думал, как нам задумать поднять руки на государя! Но, государыня, свершилась беда. Он заспорил за столом с князь Федором; не успели мы разнять, а его уже и не стало».

Момент был критический, ведь «милосердная государыня” могла и прогневаться и даже наказать виновных, погубивших несчастного Петра III. Но она этого не сделала - никто из присутствовавших в Ропше ни в июле 1762 г., ни потом наказаны не были. Скорее наоборот, все успешно продвигались по служебным и иным ступеням. Само убийство было скрыто, так как было объявлено, что Петр III скончался от геморроидальных «прежестоких колик». Вместе с тем записка Орлова свято хранилась Екатериной II более тридцати лет в особой шкатулке, где и нашел ее сын, император Павел. Видимо, это должно было служить свидетельством личной невиновности перед сыном.

Торжественный въезд Екатерины II в Москву произошел 13 сентября. 22 сентября в Успенском соборе Московского Кремля состоялся традиционный пышный спектакль коронации.

Дворянские аристократические круги как раньше, так и теперь не замедлили обратиться к проектам ограничения самодержавной власти. В частности, Никита Панин неутомимо Стал добиваться утверждения проекта ограничения власти самодержца так называемым императорским советом. Когда нажим Панина достиг максимума (в декабре 1762 г.), Екатерина была вынуждена подписать указ в целом. Но в тот же день, решившись пойти на риск, она рвет его.

Наконец, еще один штрих в придворной борьбе за трон - “дело Мировича». Еще в сентябре 1762 г. в Москве на обеде у поручика Петра Хрущева зашла речь о правах на престол печально знаменитого Ивана Антоновича. Один из офицеров Измайловского гвардейского полка, некий И. Гурьев неосторожно заметил, что уже около 70 человек стараются об “Иванушке”. В итоге же и Хрущов, и Гурьев были сосланы навечно в Сибирь. Настороженная императрица через Никиту Панина дала строжайшие инструкции по охране Ивана Антоновича Приказ гласил теперь о немедленном уничтожении знатного арестанта при малейшей попытке к его освобождению. Но не прошло и двух лет, как такая попытка состоялась.

На охране Шлиссельбургской крепости стоял в те годы Смоленский пехотный полк. Подпоручик этого полка Василий Мирович случайно узнал, что в крепости заключен бывший император Иван Антонович. Честолюбивый подпоручик вскоре решил освободить узника и провозгласить его императором. Заготовив подложный манифест и присягу и найдя немногих сторонников в полку, в ночь на 5 июля с небольшой командой он арестовал коменданта Бередникова и напал на гарнизонный караул, угрожая ему незаряженной пушкой. Но все было тщетно. Как потом выяснилось, капитан Власьев и поручик Чекин, увидав происходящее, тотчас убили заключенного. Верховный суд приговорил Мировича к смертной казни. На петербургском обжорном рынке палач отрубил ему голову. Труп казненного и эшафот были тут же сожжены. В сущности, это была неудачная попытка типичного дворцового переворота, с той только разницей, что руководитель готовил его неумело, не сосредоточив в своих руках основные рычаги механизма переворота.

Все эти, иногда и острые, дворцовые интриги и конфликты, хотя и создавали вокруг трона обстановку неуверенности, но отнюдь не определяли сложности социально-политической обстановки в стране в целом.

Екатерина II и “просвещенный абсолютизм”

Царствование Екатерины II продолжалось более 30 лет и оставило глубокий след в отечественной истории, породив самые разноречивые суждения и о самой Екатерине и о результатах ее правления. За 17 лет прожитых в России до восшествия на престол. она сумела неплохо узнать страну, ее историю, традиции и обычаи. Довольно рано Екатерина пристрастилась к чтению и вскоре от французских романов перешла к трудам философов-просветителей - тех, кто был в то время властителями дум образованной Европы. Впоследствии, уже став императрицей она и сама занималась сочинительством. Ее перу принадлежат пьесы. статьи, сказки, мемуары, работы по истории, языкознанию. И это помимо разнообразной переписки, а также работы над законопроектами, лишь часть из которых ей удалось реализовать.

Увлекаясь возвышенными идеями, Екатерина, тем не менее, готова была пожертвовать чем угодно ради сохранения власти. При этом за время пребывания на вторых ролях она стала опытным царедворцем, хорошо разбиралась в людях, знала психологию, умело использовала их достоинства и недостатки, научилась угождать, нравиться. Императрица была не безразлична к лести, но важные посты при ней получали прежде всего те, кто обладал необходимыми знаниями и способностями. Впрочем, все они были лишь слугами, талантливыми исполнителями воли императрицы, никогда и ни с кем не делившей своей власти.

Итак, ко времени вступления на престол у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. поскольку идейно эта программа, а следовательно, и внутренняя политика Екатерины II основывались на принципах Просвещения, то и сам этот период в литературе получил название “просвещенного абсолютизма”. Идеи “просвещенного абсолютизма” были в этот период (несколько десятилетий перед Французской революцией 1789 г.) достаточно широко распространены в Европе. Под влиянием этих идей изменилось само представление о роли монарха и его взаимоотношениях с подданными. В монархе начинают видеть как бы первого слугу государства, главу общества, о котором он обязан заботиться. Составной частью идеологии “просвещенного абсолютизма” была теория общественного договора, сформулированная еще в XVII в. Томасом Гоббсом и др. мыслителями. Согласно ей государство создано людьми договорившимися между собой о передаче ему, государству, части своих прав, чтобы оно их защищало. Значит, раз государство - творение человеческих рук, то, следовательно, его можно совершенствовать для общего блага с помощью удобных и полезных законов. Эти идеи развивали французские просветители, в частности, Шарль Луи Монтескье, автор сочинения “о духе законов”, которое высоко ценила Екатерина II. Монтескье полагал, что есть три формы правления: монархия, республика и деспотия. Чтобы монарх не стал деспотом необходимы законы, по которым он будет править и которые будут определять его, а также и его подданных права и обязанности. Далее необходимо разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Задача монарха - постепенно совершенствовать законы. Это разделение гарантирует и политические свободы граждан. При соединении в одних руках хотя бы двух из этих функций неизбежно наступает произвол. Объем прав и обязанностей граждан зависит от их принадлежности к тому или иному сословию - духовенству, дворянству или к горожанам. Сформулированные Монтескье идеи были взяты Екатериной на вооружение и стали фактически основой ее теоретических воззрений. Впрочем, далеко не все историки согласны с тем, что Екатерина II действительно всерьез разделяла идеалы Просвещения. Эти воззрения наложились на представления императрицы о национальных интересах и нуждах России. Прежде всего Екатерина считала себя наследницей и продолжательницей дела Петра Великого, с которым всю жизнь как бы соревновалась в славе. Вместе с тем, считая главной заслугой Петра европеизацию России, она относилась весьма критично к современной ей Европе и вовсе не считала необходимым заимствовать оттуда все подряд. Более того, став с годами истинной патриоткой, она была убеждена, что это Европе следует во многом брать пример с России.

Реформы государственного управления

Вступив на престол, Екатерина не начала тотчас исполнять свои замыслы, а постаралась сперва поближе познакомиться с состоянием государственных дел. Для решения ряда насущных дел она создала несколько комиссий во главе с высшими сановниками. Тем самым она давала возможность подданным высказать свои пожелания. Однако решение некоторых проблем откладывать было нельзя, и уже в первые годы царствования Екатерины II, которые в целом прошли в подготовке реформ, было осуществлено несколько важных преобразований. Первое из них коснулось центральных органов управления страной. Это была сенатская реформа 1763 г.

Сенат, созданный Петром I как учреждение с законодательными, судебными и контрольными функциями, ко времени Екатерины в значительной степени утратил свое значение в системе органов управления. Его указы исполнялись плохо, дела решались месяцами, а то и годами, а сами сенаторы были малокомпетентны (ЕII выяснила, что они не знают, сколько точно городов есть в Российской империи). Утвержденный Екатериной проект реформы Сената (подготовленный Никитой Паниным) предусматривал разделение Сената на 6 департаментов со строго определенными функциями каждого в конкретной сфере государственного управления. Сенат лишился своей законодательной власти, но по прежнему сохранял функции высшего контрольного и судебного органа. Сочетание этих функций в одном учреждении стало главным недостатком реформы, но на некоторое время центральный аппарат управления заработал четче и эффективнее.

Другая важная реформа - секуляризация церковных земель В 1764 г. Екатерина подписала указ, по которому все монастырские земли с крестьянами передавались в ведение специально созданной Коллегии экономии, а сами крестьяне получили название экономических. Их правовой статус был приравнен к государственным. Все подати они отныне должны были платить напрямую государству, что было значительно легче. Около 2 миллионов крестьян избавились от монастырской барщины, их земельные наделы увеличились, им стало легче заниматься промыслами. Другим следствием реформы стало изменение положения Православной Церкви в государстве. С этого времени государство само определяло необходимое стране число монастырей и монахов, ибо содержало их на средства казны. Духовенство окончательно превращалось в одну из групп чиновничества.

Третье преобразование начала царствования Екатерины касалось системы управления территориями Империи. С давних пор в соответствии со средневековой традицией земли, в разное время попадавшие под власть московского царя, сохраняли некоторые особенности в управлении, а в отдельных случаях - даже элементы автономии. Даже исконно русская Новгородская губ. и в XVIII в. делилась на пятины. Сохранялись некоторые прежние привилегии у прибалтийского дворянства и т.д. Екатерина считала такое положение нетерпимым. Она была убеждена, что вся страна должна управляться по единым законам и принципам. Особое раздражение у нее вызывал статус Украины (самоуправление, городские вольности, ограниченное крепостное право для крестьян и др.). Осенью 1764 г. Екатерина приняла отставку последнего гетмана Украины гр. Кирилла Разумовского. В течение последующих десятилетий были окончательно уничтожены остатки украинских вольностей. Говоря о национальной политике Екатерины нельзя не упомянуть о приглашении в Россию немецких колонистов. Им предлагались пустующие черноземные земли на юге России и т.н. Новороссия позднее отвоеванная у Турции. Уже к сер. 60-х гг. XVIII в. в Россию прибыло более 30.000 переселенцев, которым были предоставлены налоговые льготы, большие земельные наделы (не менее 60 десятин), обеспечена свобода вероисповедания, предоставлена свобода от рекрутских наборов). Вообще Екатерина была весьма веротерпима. При ней значительно облегчилось положение иноверцев.

Деятельность “Уложенной комиссии”

Результаты деятельности образованных Екатериной комиссий не удовлетворили императрицу, поскольку она убедилась в том, что их члены заботятся в основном о своих узкосословных интересах. Ей пришла мысль расширить круг участников разработки новых законов, создав законодательную комиссию из представителей различных социальных групп и регионов страны. Это новое учреждение получило название Комиссии для сочинения проекта нового уложения или Уложенной комиссии. Подобные комиссии бывали в России и ранее, однако впервые шла речь о привлечении к работе выборных депутатов, которые к тому же должны были привезти с собой наказы своих избирателей. Сама Екатерина написала для депутатов Комиссии Наказ, в котором определила свои представления о содержании и характере законов, которые предстояло разработать.

Работа над Наказом продолжалась в 1765 - 1767 гг. Это был программный документ всего начального периода екатерининского царствования. Это был манифест “просвещенного абсолютизма”. Надо принять во внимание, что Наказ был всего лишь инструкцией для депутатов, которые сами должны были разрабатывать законопроекты. Однако выгоду от распространения Наказа получила и сама Екатерина - опубликованный на русском и европейских языках он широко разошелся по Европе и способствовал стремительному росту популярности Екатерины в образованных кругах европейских стран. Ее стали называть “философ на троне”.

Уложенная комиссия начала заседать в Москве в 1767 г. Она состояла из 572 депутатов от всех слоев населения России кроме крепостных. Ее функции ограничивались лишь подготовкой законопроектов, т.о. их полномочия были значительно уже, чем у европейских парламентариев. Огромное значение, однако, имела предоставленная депутатам возможность открыто высказываться по всем вопросам государственной жизни государства. Уже вскоре после начала заседаний выяснилось, что ее депутаты плохо подготовлены к законодательной деятельности. Сказывался низкий уровень образования большинства из них, отсутствие политической культуры, парламентского опыта, юридических знаний. Но главное - депутаты в своей массе оказались весьма консервативными: их волновали прежде всего узкосословные и групповые интересы. Идеи Наказа оказались забыты. Заседания продолжались до декабря 1768 г., на не принесли никаких плодов. Не было подготовлено ни одного законопроекта! Разочарованная Екатерина под предолгом начавшейся войны с Турцией распустила Комиссию. Работу продолжали только частные комиссии, работавшие над конкретными законопроектами. Окончательное упразднение Комиссии последовало только в декабре 1774 г.

Так закончился первый этап екатерининских реформ, характерной особенностью которого было стремление императрицы осуществить преобразования совместно с представителями различных социальных групп. Важнейшим выводом, сделанным Екатериной из этой попытки, было представление о глубоком консерватизме широких слоев ее подданных, а следовательно, и о невозможности по-настоящему радикальных реформ. Одновременно императрица получила картину настроений всех слоев общества и отныне вынуждена была учитывать их, определяя тактику и темпы дальнейших преобразований. Однако, дальнейшие реформы были отодвинуты серьезными внутри- и внешнеполитическими потрясениями.

wiki.304.ru / История России. Дмитрий Алхазашвили.

Императрица Екатерина II Великая (1729-1796) правила Российской империей в 1762-1796 годах. Вступила на престол в результате дворцового переворота. При поддержке гвардейцев она свергла своего нелюбимого и непопулярного в стране мужа Петра III и положила начало екатерининской эпохе, которую ещё называют "золотым веком" империи.

Портрет императрицы Екатерины II
Художник А. Рослин

До восшествия на престол

Принадлежала самодержица Всероссийская к знатному немецкому княжескому роду Аскании, известному с XI века. Родилась она 21 апреля 1729 года в немецком городе Штеттине, в семье князя Ангальт-Дорнбургского. В то время тот был комендантом Штеттинского замка, а вскоре получил чин генерал-лейтенанта. Мать - Иоганна Елизавета принадлежала к немецкой Ольденбургской герцогской династии. Полное имя родившейся малютки звучало как Ангальт-Цербстская София Фредерика Августа.

Семья не имела больших денежных средств, поэтому София Фредерика Августа образование получила дома. Девочке преподавали богословие, музыку, танцы, историю, географию, а также обучили французскому, английскому и итальянскому языкам.

Росла будущая императрица шаловливой девчонкой. Много времени проводила на городских улицах, играя с мальчишками. Её даже называли "мальчишкой в юбке". Мать любовно звала свою бедовую дочь "Фрикхен".

Алексей Стариков

Время правления Екатерины Великой неспроста считают золотым периодом в истории Российской империи. Правительнице удалось расширить границы государства, увеличить авторитет России на международной арене. К тому же, Екатерина II внесла неоценимый вклад в развитие просвещения, науки, искусства и сферы обучения.

И все же, некоторые реформы императрицы сложно назвать удачными даже с большой натяжкой. Именно поэтому необходимо дать точную оценку самым главным реформам за все время правления Екатерины Великой, охарактеризовав этот период самым полным образом.

Итоги правления Екатерины II

Сфера деятельности

Успешные реформы и преобразования

Неудачи Екатерины Великой в той или иной сфере

Внешняя политика

За время правления Екатерины Второй было проведено несколько успешных внешнеполитических авантюр. Так, например, три раздела Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) помогли увеличить территорию страны, а выигранная русско-турецкая война (1768-1774) укрепила позиции России на международной арене.

Внешняя политика Екатерины Великой была преимущественно удачной, о чем свидетельствуют и многократно увеличенные площади страны. И все же, правительница преклонялась перед европейскими политическим лидерами, что не позволяло достигнуть еще больших успехов. Желание Екатерины угодить своим иностранным «коллегам» в дальнейшем стало причиной проблем для наследников престола.

Внутренняя политика

1763 год - удачное и грамотное преобразование Сената.

1775 год - дальновидная Губернская реформа.

Также среди успехов Екатерины Великой во внутренней политике можно назвать увеличение экономического роста страны, прогресс в экспорте товаров в Европу, что сказывалось и на финансовых успехах Российской империи.

Неудач во внутренней политике было гораздо больше, чем во внешней. Во-первых, ухудшалось положение крестьян, что вызывало все больше недовольства в массах. Во-вторых, Екатерина II слишком поощряла дворянское сословие (о чем свидетельствует жалованная грамота дворянам). В-третьих, неудачей закончилась и инициатива с Уложенной комиссией, на которую народ возлагал большие надежды. Все неудачи правительницы во внутренней политике вылились в пожар Крестьянского восстания (1773-1775 года).

Реформы в области образования и просвещения

1768 год - преобразование школьного образования по образцу классно-урочной системы.

1764 год - основание Смольного института благородных девиц.

1783 год - введение Академии наук.

Екатерина Вторая была знаменита своей любовью к реформам в области просвещения. Также Екатерина Великая поощряла многих писателей, ученых, деятелей искусства.

Единственный недостатком политики просвещения можно назвать то, что Екатерина Великая делала акцент на величии иностранных специалистов в искусстве и науке, игнорируя российских самородков. Ее фаворитизм по отношению к приглашенным из-за за границы деятелям просвещения, удивлял и поражал отечественных ученых.

Изменения в области общего восприятия Российской империи на международной арене.

Екатерина Великая смогла вывести Россию в число ведущих мировых держав. России добилась успеха на международной арене, а также в области Просвещения.

Неудачи Российской империи в области внутренней политики были главной проблемой этого периода в истории. В частности, репутацию страны сильно подпортила Крестьянская война Емельяна Пугачева.

Выводы и краткая характеристика исторического периода

Конечно, Екатерина Великая внесла немалый вклад в развитие страны, но можно ли ее назвать эталонным правителем? К сожалению, сделать это невозможно, ведь императрица будто специально игнорировала самые вопиющие проблемы в устройстве государства.

Так, в мемуарах Екатерины II имеются свидетельства о том, что императрица понимала отсталость страны в области восприятия крепостного права, как формы рабства. Однако, несмотря на всю прогрессивность своих взглядов, Екатерина II так и не решилась на преобразования в области крестьянского права, а скорее наоборот, повлияла на общее закрепощение и ограничение прав простого народа.

Также вопиющей проблемой стал фаворитизм, который к концу правления Екатерины Великой превысил все мыслимые масштабы. Еще долго после смерти Екатерины II, наследники престола пытались уменьшить права дворянства и уменьшить количество иностранных диссидентов в области просвещения.

И все же, этот период помог укрепиться России в звании одной из ведущих держав в мире. И пусть сейчас место России на международной арене не столь заметно, ее прежние успехи внушают некий оптимизм в области современной политической ситуации.

После постыдного правления императора Петра 3, российский престол заняла императрица Екатерина 2 Великая. Ее правление продлилось 34 (тридцать четыре) года, за которые Россия сумела навести порядок внутри страны и упрочить положение отечества на международной арене.

Начало царствования Екатерины 2 приходится на 1762 год. С момента прихода к власти молодую императрицу отличал ум и желание сделать все возможное, чтобы в стране наступил порядок, после долгих дворцовых переворотов. Для этих целей императрица Екатерина 2 Великая провела в стране, так называемую, политику просвещенного абсолютизма. Суть этой политику заключалась в просвещении страны, наделении крестьян минимальными правами, способствованию открытия новых предприятий, присоединение церковных земель к государственным и многое другое. В 1767 году императрица собрала в кремле Уложенную комиссию, которая должна была разработать для страны новый, справедливый свод законов.

Занимаясь внутренними делами государства, Екатерине 2 приходилось постоянно оглядываться и на соседей. В 1768 году Османская Империя объявила войну России. Цели в этой войне каждая сторона преследовала разные. Россияне вступили в войну надеясь обеспечить себе выход к Черному морю. Османская империя рассчитывала расширить границы своих владений за счет российских причерноморских земель. Первые годы войны успеха не принесли ни одной из сторон. Однако, в 1770 года генерал Румянцев разгромил турецкую армию у реки Ларга. В 1772 году к войне был привлечен молодой полководец Суворов А.В., переброшенный на турецкий фронт из Речи Посполитой. Полководец сходу, в 1773 году, овладел важной крепостью Туртукай и форсировал Дунай. В результате турки предложили мир, подписанный в 1774 году в Кучюр-Кайнарджи. Россия по этому договору получила территорию между южным Бутом и Днепром, а также крепости Еникале и Керчь.

Императрица Екатерина 2 Великая спешила завершить войну с турками, поскольку к 1773 году впервые начали подниматься народные волнения на юге страны. Эти волнения вылились в крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева. Пугачев, выдав себя за чудом спасшегося Петра 3, поднял крестьян на войну с императрицей. Не знала Россия еще таких кровавых восстаний. Завершить его удалось только в 1775 году. Пугачев был четвертован.

В период с 1787 по 1791 Россия вновь была вынуждена воевать. На этот раз пришлось воевать на два фронта: на юге с турками, на севере со шведами. Турецкая компания стала бенефисом Александра Васильевича Суворова. Российский полководец прославил себя, одерживая для России великие победы. В этой войне под командованием Суворова начал одерживать первые победы его ученик, Кутузов М.И. Война со Швецией была не такой ожесточенной, как с Турцией. Главные события разворачивались на территории Финляндии. Решающая битва случилась в Выборгском морском сражении в июне 1790 года. Шведы были разбиты. Был подписан мирный договор, с сохранением существующих границ государства. На турецком фронте Потемкин и Суворов одерживали одну победу за другой. В результате Турция вновь была вынуждена просить мира. По результатам которого в 1791 году границей между Россией и Османской империей становилась река Днестр.

Не забывала императрица Екатерина 2 Великая и о западных границах державы. Совместно с Австрией и Пруссией, Россия учувствовала в трех разделах Речи Посполитой . По итогам этих разделов Польша перестала существовать, а Россия возвратила себе большую часть исконно русских земель.