Задание №1.Тест.

1. Укажите понятие, объединяющее все ниже указанные

1) религиозные убеждения 2) религиозные нормы 3) религиозная вера 4) религиозные обряды

2. Укажите верное высказывание. Уровни религиозного сознания включают

А. религиозную идеологию (систематизированное изложение религиозных догматов).

Б. религиозную психологию (религиозные представления и чувства верующих).

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба высказывания неверны

3. Система символических действий, с помощью которых верующие стремятся воздействовать на сверхъестественное – это

1) религиозный культ 2) религиозная вера 3) религиозное поведение 4) религиозный обряд

4. Относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, не разделяющие взгляды господствующей религии –

1) секта 2) церковь 3) орден 4) монастырь

5. Вероучение осваивается, транслируется, интерпретируется применительно к требованиям времени, в рамках

1) догматики 2) теологии 3) философии 4) культурологи

6. Соотнесите функции религии и их содержание.

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ

А. регулятивная 1) взгляд на мир как единое целое, место и роль человека в нем

Б. воспитательная 2) упорядочивание помыслов, стремлений людей, их поведения в обществе, формирование системы ценностей деятельности

В. мировоззренческая 3) снятие социального и душевного напряжения человека

Г. компенсаторная 4) социализация человека, привитие определенных правил и навыков

7. Укажите понятие пропущенное в таблице национальные религии

религии, распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации

мировые религии

религии, преодолевшие этнонациональную ограниченность и доступные для восприятия любым человеком

Ответ:_________________________________

8. К мировым религиям относится –

1) индуизм 2) даосизм 3) буддизм 4) синтоизм

9. Полная убеждённость в отсутствии сверхъестественного мира – это

1) атеизм 2) интуиция 3) обыденное познание 4) религиозная вера

Задание №2.

Текст: Религия, её роль в обществе

Прочтите текст и выполните задания С1-С6.

Религиозные верования зародились у людей ещё в глубокой древности, а религиозные обряды, культы отличались большим разнообразием и играли огромную роль в жизни общества. На определенном этапе развития религии появилась церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения.

Ядром религии становится вера. Первым и основным ее элементом является вера в существование Бога как Творца всего существующего. В древности считалось, что именно высшие силы отвечают за поступки людей. Однако согласно современным религиозным представлениям Бог наделил человека свободой воли и способностью самому отвечать за свои поступки.

Хотя идея существования Бога является центральной темой во всех религиях, но религиозная вера включает в себя также: нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом; веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; веру в спасительную силу таких ритуальных обрядов, как крещение, молитва, пост, богослужение.

Религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества.

Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, замечательные литературные и философские произведения религиозного содержания, церковные обряды значительно обогатили человеческую культуру и стали неотъемлемой ее частью.

Задания

С1. Составьте план текста. Для этого вы делите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Назовите, используя текст, основные функции церкви.

С3. Какие элементы включает в себя религиозная вера? Какой из них является первым и основным?

С4. Почему «религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества»? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.

Ответ оставил Гуру

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредст­вом системы культовых действий она организует повседнев­ную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.
В структуре религии обычно выделяют следующие эле­менты: религиозное сознание, религиозный культ и религи­озные организации.
Можно выявить несколько уровней религиозного созна­ния: массовое религиозное сознание, в котором обычно пре­обладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержа­ния вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого веро­учение не только осваивается, но и транслируется, интер­претируется применительно к требованиям времени, защи­щается от ересей.
Современные ученые-религиоведы выделяют ряд сущест­венных характеристик религиозного сознания.
Первая из них - убежденность в существовании объек тов9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами на­делялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых ре­лигиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.
Следующая характеристика - убежденность в реальности контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусто­ронним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестествен­ного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).
Еще одна важная черта религиозного сознания - убеж­денность в зависимости человеческой судьбы от воли боже­ства, предъявляющего определенные требования к поведе­нию человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости мо­жет принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просвет­ленного смирения как результата осознания человеком соб­ственного несовершенства, ограниченности своих возможно­стей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих воз­можность умилостивить божество, а в случае нарушения бо­жественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.
Основными организационными формами религии являют­ся церковь и секты. Церковь представляет собой, как пра­вило, иерархическую религиозную организацию духовенст­ва и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общи­ны, разномыслящие с господствующей церковью.

141.31kb.

  • Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений , 5883.1kb.
  • Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений , 5363.91kb.
  • Название ресурса , 21.54kb.
  • Учебно методические материалы для учащихся 11 класса , 338.9kb.
  • § 33. Роль религии в жизни общества

    Вспомните:

    Что такое религия? Когда появились первые религии? По каким признакам выделяются мировые религии?

    В сфере духовной культуры религии принадлежит особое место. Для религиозного мировоззрения характерно разделе­ние всего сущего на мир земной и небесный, а также при­знание бессмертия души. Религия предполагает наличие таинственной (мистической) связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

    Почему человек верит в сверхъестественное? Исследова­тели прошлого объясняли это, например, страхом перед не­предсказуемостью и могуществом природы или глубоким не­вежеством большинства людей, мифологичностью массового сознания. Применимы ли эти характеристики к современно­му обществу? Философы, культурологи, социологи, психоло­ги по-разному отвечают на этот вопрос. Но очевидно, что ре­лигия сохраняет свои позиции даже на постиндустриальной ступени развития общества, поскольку выполняет социаль­но значимые функции, которые мы рассмотрим ниже.

    РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ

    Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредст­вом системы культовых действий она организует повседнев­ную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.

    В структуре религии обычно выделяют следующие эле­менты: религиозное сознание, религиозный культ и религи­озные организации.

    Можно выявить несколько уровней религиозного созна­ния: массовое религиозное сознание, в котором обычно пре­обладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержа­ния вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого веро­учение не только осваивается, но и транслируется, интер­претируется применительно к требованиям времени, защи­щается от ересей.

    Современные ученые-религиоведы выделяют ряд сущест­венных характеристик религиозного сознания.

    Первая из них - убежденность в существовании объек тов 9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами на­делялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых ре­лигиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.

    Следующая характеристика - убежденность в реальное ти контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусто­ронним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестествен­ного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).

    Еще одна важная черта религиозного сознания - убеж­денность в зависимости человеческой судьбы от воли боже­ства, предъявляющего определенные требования к поведе­нию человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости мо­жет принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просвет­ленного смирения как результата осознания человеком соб­ственного несовершенства, ограниченности своих возможно­стей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих воз­можность умилостивить божество, а в случае нарушения бо­жественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.

    Основными организационными формами религии являют­ся церковь и секты. Церковь представляет собой, как пра­вило, иерархическую религиозную организацию духовенст­ва и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общи­ны, разномыслящие с господствующей церковью.

    РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

    Место и значение религии в обществе определяются ис­полняемыми ею функциями, к которым можно отнести ре­гулятивную, воспитательную, мировоззренческую, компен­саторную, коммуникативную, интеграционную, культурную.

    Безусловно, важнейшей функцией религии является ре гулирование поведения индивидов, социальных групп. Регу-

    лятивная функция религии основывается на аккумулиро­ванном ею нравственном опыте многих поколений людей, в сжатом виде выраженном, например, в заповедях, мораль­ных канонах различных религий. Религия не только уста­навливает определенные рамки свободы человека, но и по­буждает его к усвоению неких позитивных нравственных ценностей, достойному поведению, и в этом проявляется связь регулятивной и воспитательной функций.

    Мировоззренческую функцию религия реализует благода­ря наличию в ней системы взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире.

    Компенсаторная функция проявляется в том, что рели­гия снимает социальное и душевное напряжение человека, возмещает недостатки или дефицит светского общения рели­гиозным общением. Особенно отчетливо эта функция реали­зуется в молитве и покаянии, при совершении которых че­ловек переходит от подавленности, душевного дискомфорта к состоянию облегчения, успокоения, прилива сил. В то же время некоторые ученые считают религиозную компенсацию мнимым снятием противоречий, поскольку истинные причи­ны душевного и социального дискомфорта человека не уст­раняются.

    Религия выполняет также коммуникативную функцию, являясь средством общения верующих. Это общение разво­рачивается в двух планах: в плоскости диалога с Богом и «небожителями», а также в контакте с другими верующи­ми. Общение осуществляется прежде всего посредством культовых действий.

    Из курса отечественной и зарубежной истории вам изве­стно немало примеров того, как религия может выступать фактором интеграции общества, - достаточно вспомнить роль иерархов Русской православной церкви, например пре­подобного Сергия Радонежского, в объединении русских зе­мель, борьбе с захватчиками. Направляя и объединяя уси­лия отдельных индивидов, социальных групп, религия способствует социальной стабильности или утверждению но­вого - вспомним, например, роль протестантизма в станов­лении буржуазного общества. Однако религиозная инте­грация имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает, с другой - разъединяет, примером че­му являются многочисленные религиозные войны и кон­фликты.

    Культурная функция состоит в том, что религия сохра­няет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры человеческого общества.

    МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

    Мировые религии охватывают огромное количество веру­ющих. По данным социологов, около половины населения земного шара являются приверженцами какой-либо из трех мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Следует отметить, что в Российской Федерации проживают предста­вители всех мировых религий.

    Буддизм - старейшая мировая религия, наиболее рас­пространенная в Китае, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах Юго-Восточной Азии. Российские центры буддизма находятся в Бурятии, Калмыкии и Республике Тува.

    В основе буддизма лежит учение о четырех благородных истинах: все в человеческой жизни есть страдание - рож­дение, жизнь, старость, смерть, любая привязанность и т. п.; причина страдания заключается в наличии у чело­века желаний, в том числе желания жить; прекращение страдания связано с освобождением от желаний; чтобы до­стичь этой цели, необходимо придерживаться восьмерично­го пути спасения, включающего усвоение четырех благород­ных истин, принятие их как жизненной программы, воздержание от не относящихся к нравственной цели слов, непричинение вреда живому, превращение истинных дейст­вий в образ жизни, постоянный самоконтроль, отрешение от мира, духовное самопогружение. Следование этим путем ве­дет человека к нирване - состоянию отсутствия, преодоле­нию страданий.

    Строгость буддийской морали и сложность техники, с по­мощью которой можно достичь нирваны, привели к выделе­нию двух путей спасения - хинаяны («узкая колесница»), доступной только монахам, и махаяны («широкая колесни­ца»), следуя которой обычные миряне могут действовать, спасая других людей и себя. Необходимо также отметить, что буддизм легко сочетается с национальными религиями, например конфуцианством и даосизмом в Китае или синто­измом в Японии.

    Христианство является второй по времени возникнове­ния мировой религией. Из курса истории вы знаете, что вы­деляются три главных течения христианства: католицизм, православие и протестантизм.

    Библия - основной источник христианской веры. Она включает Ветхий Завет, общий для иудеев (религия еврей­ского народа, в которой Христос признается лишь одним из мессий) и христиан, и Новый Завет, который составляют четыре Евангелия (от древнегреч. euangelion - благо-вестие), а также Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

    Христианство - это религия искупления и спасения. Христиане верят в милосердную любовь триединого Бога к согрешившему человечеству, ради спасения которого в мир был послан Сын Божий Иисус Христос, который вочелове-чился и принял смерть на кресте. Идея Богочеловека-Спа­сителя - центральная в христианстве. Верующий должен следовать учению Христа, чтобы приобщиться к спасению.

    Политическое развитие Римской империи в III- IV вв. н. э., ее разделение на Западную и Восточную приве­ло к постепенному обособлению Западной и Восточной хри стианских церквей с центрами в Риме и Константинополе, разногласия которых веками накапливались, что привело к разрыву между ними в 1054 г. Каковы же принципиальные догматические расхождения церквей? Католическая церковь утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога Отца, и от Бога Сына. Восточная церковь признает исхождение Свято­го Духа только от Бога Отца. Римско-католическая церковь провозглашает догмат о непорочном зачатии Девы Марии, ее богоизбранности на роль Матери Иисуса Христа и о воз­несении после смерти на небо, отсюда культ Мадонны в ка­толицизме. Православная церковь не принимает догмата о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры, а римско-католическая церковь считает Папу наместником Бога на земле, устами которого применительно к вопросам религии говорит Сам Бог. Римско-католическая церковь, наряду с адом и раем, признает существование чистилища и возмож­ность искупления грехов уже на земле путем приобретения частицы сверхдолжного запаса добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми, которым «рас­поряжается» церковь.

    В странах Западной Европы в XV-XVI вв. развернулось движение Реформации, приведшее к отделению от католи­ческой церкви значительной части христиан. Возник ряд христианских протестантских церквей, вышедших из-под власти Папы. Крупнейшими из них являются лютеранст­во (Германия и страны Балтии), кальвинизм (Швейцария и Нидерланды), англиканская церковь (Англия). Протестанты признают Священное Писание (Библию) единственным ис­точником веры и полагают, что каждому человеку воздаст­ся по вере его вне зависимости от средств ее внешнего вы­ражения. Протестантизм перенес центр религиозной жизни с церкви на отдельную личность. Католицизм же остался строго централизованной религией. Из европейских стран католицизм наиболее распространен в Италии, Испании, Франции, Польше, Португалии. Значительное число като­ликов проживает в странах Латинской Америки. Но ни в одной из указанных стран католицизм не является единст­венной религией.

    Несмотря на разделение христианства на отдельные церкви, все они имеют общую идейную основу. В мире на­бирает силу экуменическое движение, стремящееся к диало­гу и сближению всех христианских церквей.

    В религиозной жизни современной России действуют все три направления христианства. Подавляющее большинство верующих в нашей стране - православные. Православие представлено Русской православной церковью, различными направлениями старообрядчества, а также религиозными сектами. Католицизм также имеет определенное число по­следователей. Протестантизм среди граждан России пред­ставлен как официальными церквями, например лютеранст­вом, так и сектантскими организациями.

    Ислам - самая поздняя по времени возникновения ми­ровая религия, распространен преимущественно в арабских государствах (Ближний Восток и Северная Африка), в Юж­ной и Юго-Восточной Азии (Иране, Ираке, Афганистане, Пакистане, Индонезии и др.). В Российской Федерации про­живает значительное количество мусульман. Это вторая по числу приверженцев религия после православия.

    Ислам зародился на Аравийском полуострове в VII в. н. э., когда в Мекке сформировался религиозный центр арабских племен и возникло движение за почитание единого верхов­ного Бога-Аллаха. Здесь началась деятельность основателя ислама пророка Мухаммеда (Магомета).

    Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог - Ал­лах - передал людям устами пророка Мухаммеда при по­средничестве ангела Джебраила священную книгу - Коран, являющуюся непререкаемым авторитетом в духовной жизни, праве, политике и хозяйствовенной деятельности. Можно выделить пять важнейших предписаний Корана, которые обязан выполнять каждый мусульманин: знание символа веры; пятикратная молитва (намаз); соблюдение поста У раза весь месяц Рамадан; раздача милостыни; совер­шение паломничества в Мекку (хадж). Поскольку Коран со­держит предписания, относящиеся ко всем сторонам жизни мусульман, уголовное и гражданское право исламских госу­дарств основывалось, а в ряде стран до сих пор основано на религиозном законе - шариате.

    Становление ислама происходило под заметным влияни­ем более древних религий ближневосточного происхожде­ния - иудаизма и христианства. Поэтому в Коране встре­чается ряд библейских персоналий (архангелы Гавриил, Михаил и др., пророки Авраам, Давид, Моисей, Иоанн Креститель, Иисус), упоминается священная для иудеев книга - Тора, а также Евангелие.

    Экспансии ислама способствовали завоевания арабов, ту­рок, которые шли под знаменем религии. В XX в. в Тур-

    ции, Египте и ряде других государств были проведены ре­формы по ограничению сферы действия религиозных зако­нов, отделению церкви от государства и введению светского обучения. Но в некоторых мусульманских странах (напри­мер, Иране, Афганистане) чрезвычайно силен исламский фундаментализм, который требует организации всех сфер жизни на принципах Корана и шариата.

    В современной России ислам распространен среди жи­телей Татарстана и Башкортостана, республик Северного Кавказа, за исключением населения Северной Осетии - Алании, жители которой преимущественно исповедуют православие. Среди мусульман - представители многочис­ленной азербайджанской диаспоры. Организационно мусуль­мане России возглавляются Центральным духовным уп­равлением мусульман России и европейских стран СНГ и Советом муфтиев России.

    ПРИНЦИП СВОБОДЫ СОВЕСТИ

    В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, поэтому чрезвычайно актуальной является проблема взаимодействия, диалога представителей различных религиозных конфессий (межконфессиональный диалог) друг с другом и государствам.

    Правовой основой разрешения всех возникающих про­тиворечий и проблем может стать соблюдение принципа свободы совести. Вы знаете, что совесть - важнейшая этическая категория, отражающая способность человека осу­ществлять нравственный самоконтроль, формулировать и предъявлять к своему поведению нравственные требования, добиваться их исполнения. В наше время под свободой со­вести понимается право человека самостоятельно формиро­вать свое мировоззрение и открыто выражать его в социаль­ных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. По сути, под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной Жизни. Но столь широко этот принцип трактовался не все­гда - в обществах с преобладающим религиозным мировоз­зрением свобода совести могла выражаться лишь в свободе вероисповедания, борьба за которую шла на протяжении многих веков.

    Законодательство Российской Федерации в соответствии с международными правовыми актами гарантирует осуще­ствление принципа свободы совести. Рассмотрим некоторые его аспекты.

    Принцип отделения религиозных организаций от госу­дарства предусматривает, с одной стороны, невмешательст­во государства в лице его органов и отдельных должностных

    лиц во внутреннюю жизнь религиозных организаций, отсут­ствие государственного финансирования и пропаганды от­дельных организаций, с другой - невмешательство религи­озных организаций в вопросы государственного управления.

    Все религии на территории страны являются равноправ­ными, отсутствует государственная, официальная рели­гия - государство нейтрально в вопросах религиозной ее ры.

    Светский характер государственного образования пред­полагает, во-первых, равный доступ представителей всех ре­лигиозных конфессий и атеистов к получению гарантиро­ванного государством образования, во-вторых, запрещение любых форм религиозной или атеистической пропаганды в образовательных учреждениях, тем более на обязательных для посещения уроках, в-третьих, воспитание подрастающе­го поколения в духе толерантности к проявлениям инако­мыслия.

    Государство также гарантирует всем верующим возмож ность свободно отправлять свой культ (в случае, если де­ятельность религиозной организации не признана судом со­циально опасной и не запрещена), а военнообязанным верующим в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям, предоставляется возможность пройти альтернативную гражданскую службу.

    Si! Основные понятия: религия, религиозное сознание, ми­ровые религии, принцип свободы совести.

    Ill Термины: религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный диалог.

    Проверьте себя

    1) Что такое религия? 2) Какие элементы религии выде­ляют ученые? 3) Какими признаками характеризуется рели­гиозное сознание? 4) Каково значение религии в жизни об­щества? 5) Каковы основные идеи каждой из мировых религий? 6) В чем сущность принципа свободы совести? Как он реализован в законодательстве Российской Федерации?

    Подумайте, обсудите, сделайте

    1. Известный социолог П. А. Сорокин на основе анализа сотен тысяч живописных и скульптурных произведений, со­зданных с начала Средневековья до 30-х гг. XX в. и экспо­нирующихся в музеях Западной Европы, сделал вывод о не­уклонном существенном сокращении числа произведений, основанных на религиозном восприятии мира. Опираясь на знания гуманитарных дисциплин, объясните причины этого явления. Подтвердите правоту вывода социолога конкретны­ми примерами.

    Поработайте с источником

    Прочтите фрагмент статьи американского социолога XX в. Роберта Бел­ла «Социология религии».

    Итак, мы неизбежно приходим к заключению, что рели­гия не является всего лишь средством совладать с тоской и отчаянием. Скорее, она представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт - как познава­тельный, так и эмоциональный. Религия умеет не только умерять тоску и отчаяние, но и вызывать их.

    Человек - это животное, разрешающее проблемы. Что делать и что думать, когда отказывают другие способы ре­шения проблем, - вот сфера религии. Религия занимается не столько конкретными проблемами, сколько общей про­блематикой природы человека, а среди конкретных проб­лем - такими, которые самым непосредственным образом примыкают к этой общей проблематике, как, например, за­гадка смерти. Религия имеет дело не столько с опытом кон­кретных пределов, сколько с предельностью вообще... Но даже для самого примитивного дикаря область религии - это нечто отличное, хотя и очень близкое, нечто такое, что можно услышать, но нельзя увидеть, а если можно увидеть, то мельком. Передаваемые религиозные символы, кроме то­го, сообщают нам значения, когда мы не спрашиваем, помогают слышать, когда мы не слушаем, помогают видеть, когда мы не смотрим. Именно эта способность религиозных символов формировать значение и чувство на относительно высоком уровне обобщения, выходящего за пределы кон­кретных контекстов опыта, придает им такое могущество в человеческой жизни, как личной, так и общественной.

    Белл Р. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. -

    М.. 1972. - С. 266 - 278.

    ИВ Вопросы и задания к источнику. 1) Каковы, по мнению автора, возможные истоки религиозной веры? 2) Какими словами автор ха­рактеризует религию? 3) Приведите несколько примеров, иллюст­рирующих символическую природу религии. 4) Используя фраг­мент статьи Р. Белла, свои знания и жизненный опыт, дайте несколько объяснений могущества религии в человеческой жизни.

    1 слайд

    Роль религии в жизни общества Цели и задачи: познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести

    2 слайд

    Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное. Атрибутом религиозного сознания выступает специально культивируемый нравственно-эмоциональный акт - акт веры. Религиозная вера складывается: 1) из убеждения (веры) в истинности основ религиозного учения; 2) знания религиозных догматов; 3) признания и следования религиозным нормам нравственности; 4) обязательного соблюдения религиозных обрядов и предписаний. Отличительные признаки религии верования ритуалы этос (нравствен- взгляд на система ная позиция) мир символов Основные подходы к изучению религии конфессиональный (религиозный, атеистический) феноменологический (изучение религии как явления)

    3 слайд

    Структура религии: религиозное сознание; религиозный культ; религиозная организация. Выделяют два уровня религиозного сознания: религиозную идеологию (систематизированное изложение религиозных догматов); религиозную психологию (религиозные представления и чувства верующих).

    4 слайд

    Религиозный культ - это система символических действий, с помощью которых верующие стремятся воздействовать на сверхъестественное. Для объединения верующих существуют религиозные организации и особая группа людей, духовенство, которая руководит культовыми действиями. Основными организационными формами религии являются церковь и секты. Церковь - иерархическая религиозная организация духовенства и верующих, основанная на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, не разделяющие взгляды господствующей церкви.

    5 слайд

    Функции религии - различные способы ее деятельности, характер и направление воздействия религии на индивидов и общество. Функции религии 1. Мировоззренческая (религиозное миропонимание, объяснение мира, природы, человека, смысла его существования, миросозерцание, мирочувствование, мироотношение). 2. Компенсаторская (социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, страдании; людская разобщенность заменяется братством во Христе, в общине, бессилие человека компенсируется всесилием Бога. 3. Коммуникативная («богообщение» - высший вид общения, оно происходит в культовой деятельности, общение верующих друг с другом).

    6 слайд

    4. Регулятивная (регулятор поведения людей, упорядочивает мысли, устремления и действия людей, групп, общин с помощью определенных идей, ценностей, установок, традиций). 5. Интегрирующая (направление объединения людей, их поведения, деятельности, мыслей, чувств, стремлений, усилий социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания). 6. Культуротранслирующая (приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатания, искусства, передача накопленного наследия от поколения к поколению). 7. Легитимизирующая (узаконение некоторых общественных порядков, институтов, отношений норм, образцов с точки зрения высшего требования - максимы, на основе которого дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним).

    7 слайд

    Первоначально объектом поклонения был реально существующий предмет - фетиш. Затем появляется тотем - растение или животное, которое человек считал своим предком и защитником. Тотемизм сменяется анимизмом - верой во всеобщую одушевленность природы. Таким образом, в своем развитии религия проходит четыре этапа: 1)вера в духов; 2) многобожие (политеизм) - вера в богов, высших существ, похожих на человека, но отличающихся от него могуществом и бессмертием, олицетворяющих все силы окружающей природы и осуществляющих высшее руководство различными видами деятельности; 3) переход от политеизма к монотеизму (единобожию); 4) выход религиозного культа за пределы одного народа.

    8 слайд

    Религии мира Национальные Мировые Родоплеменные Христианство православие католицизм протестантизм 2. Ислам суннизм шиизм 3.Буддизм Индуизм Сикхизм Синтоизм Иудаизм Конфуцианство Фетишизм Тотемизм Культ предков Шаманизм Магия

    9 слайд

    Признаки мировых религий: 1) громадное число последователей (христианство - около 1,4 млрд, ислам - около 1 млрд, буддизм - около 350 млн); 2) космополитичный характер: эти религии выходят за рамки отдельных национальностей и государств; 3) эгалитаризм, проповедь национального и социального равенства; 4) пропагандистская активность.

    10 слайд

    Мировые религии буддизм христианство ислам - хинаяна - тантризм - ламаизм - махаяна - православие - католицизм - протестантизм - суннизм - шиизм - хариджизм

    11 слайд

    Самой древней из мировых религий является буддизм. Он возник на рубеже VI-V вв. до н. э. в Индии, а затем распространился в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Основы буддийского вероучения: страдания правят миром; причиной страданий является сама жизнь с ее страстями и желаниями; уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану; существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны. Два пути спасения: хинаяна («узкая колесница») и махаяма («широкая колесница»). Легендарный основатель этой религии Сиддхарта Гаутама, названный Буддой (Просветленный), разработал восьмиступенчатый путь достижения истины и приближения к нирване: 1) праведная вера; 2) истинная решимость; 3) праведная речь; 4) праведные дела; 5) праведная жизнь; 6) праведная мысль; 7) праведные помыслы; 8) истинное созерцание. Цель буддизма - не обрести бессмертие, а избавиться от перерождения своей души (от кармы).

    12 слайд

    Лхаса. Дворец Потала (гора Будды) Долгое время дворец был резиденцией далай-лам. В комплекс входит более 1000 помещений, укрыты 10 000 святынь и 20 000 статуй.

    13 слайд

    Статуя Будды Сакьямуни. Джконг в Лхасе. Статуя изображает Будду в 16-летнем возрасте. Статуя размером с человека. Отлита из 5 металлов (золото, серебро, цинк, железо и медь), украшена алмазами, рубинами, лазуритом, изумрудом. Символ поклонения у буддистов.

    14 слайд

    Иерусалим. Храм Гроба Господня. Строительство храма началась при императоре Константине в 326 году. Храм сооружен над пещерой погребения Христа. Права на храм имеют 4 церкви: Римско-Католическая, Иерусалимская, Армянская и Коптская.

    15 слайд

    Христианство появляется в I-II вв. в условиях развитого общества с острыми социальными противоречиями. Благодаря доступности своих догматов христианство получило самое широкое распространение в мире. Основные положения вероучения: изначальная греховность человеческого рода (первородный грех Адама и Евы); божественная троица: Бог Отец (творец), Бог Сын (Иисус Христос, Спаситель) и Бог Дух Святой (личный опыт удостоверения и существовании Бога), существующие «нераздельно, неразлучно, но неслиянно»; богочеловеческая природа Иисуса Христа (сын смертной женщины и Бога); страдания Иисуса и его смерть на кресте как искупление грехов человеческих; воскресение Иисуса как залог спасения бессмертных душ праведников; вера в существование рая для праведников и ада -для грешников; вера во второе пришествие" Иисуса Христа для суда над живыми и мертвыми, поощрения праведников и наказания грешников, установления Царства Божьего на Земле; культ страданий как повторение Страстей Господних; заповедь любви ко всему человечеству, полнейшее духовное смирение и самоуничижение. Основными ветвями христианства являются: 1) православие; 2) католицизм; 3) протестантизм.

    16 слайд

    Вход в храм Гроба Господня Во двор храма ведет низкая калитка. Стразу при в ходе во двор виден камень Помазания, на котором лежало тело Христа после снятия с креста.

    17 слайд

    В центре зала стоит часовня (Кувуклия), имеющая два предела: предел Ангела и Живоносный Гроб Господень – пещера(длина – 2 м, ширина-1,5 м). В ней находится вделанное в стену мраморное надгробие. Уже долгие века в Великую субботу на Гробе Господнем возникает чудесное явление Благодатного огня.

    18 слайд

    Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (г. Сергиев Посад) Была заложена в 1345 году Сергием Радонежским. Троицкий монастырь играл видную роль в политической, духовной и культурной жизни государства.

    19 слайд

    Александро-Невская лавра (г. Санкт-Петербург). Основана Петром Первым. Находятся мощи Александра Невского.

    20 слайд

    21 слайд

    22 слайд

    Храм Покрова Святой Богородицы на Рву (Собор Василия Блаженного, Покровский Собор)

    23 слайд

    24 слайд

    25 слайд

    26 слайд

    Нотр – Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери) Был заложен в 1163 году Людовиком VII. Строился более 100 лет. Вмещает до 10000человек.