Русская женщина всегда была для Некрасова главной носительницей жизни, выражением ее полноты. Жизнь трудового крестьянина, жизнь женщины-труженицы являют резкий контраст умиранию разлагающихся помещичьих усадеб. Голос женщины - голос народа. Некрасовская героиня - человек не сломленный испытаниями, сумевший выстоять. Некрасов, как никто другой, смог почувствовать душу русской женщины. Она - символ жизни. Недаром даже Муза Некрасова - «родная сестра» крестьянки. Тяжелый труд, терпение, заботы являются уделом женщины. Ее судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она молода, полна веселья и озорства, будущая жизнь кажется ей прекрасной и счастливой. Но Некрасов предрекает ей участь всех женщин: жалкое, убогое существование, непосильный труд, бедность:

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной...». Его героиня - жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. «С детства судьба невзлюбила тебя», - говорит Некрасов. Всю жизнь героиня терпела несправедливость и унижения. Сначала бил отец, потом муж. Когда же она вопреки всяким условностям по-настоящему полюбила и «ушла на волю», это тоже не принесло ей радости. В таком обществе, среди пустых и лживых людей, женщина встает на путь греха и порока, как героиня стихотворения «Когда из мрака заблужденья...». Но в ее душе даже тогда теплится искра надежды, а это значит, что она сумеет преодолеть себя и вступить на праведный путь.

Прекрасный образ женщины, воплотившей в себе лучшие черты всех русских женщин, создан в поэме «Мороз, Красный нос». Поэт восхищается красотой своей героини Дарьи, ее ловкостью, силой. Внешняя привлекательность в этой простой крестьянке сочетается с внутренним нравственным богатством, с самоотверженностью и душевной стойкостью.

Судьба Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос» воспринимается как типичная участь русской женщины-крестьянки:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. Но счастье длилось недолго. Похоронив мужа, Дарья пошла в лес, чтобы нарубить дров. Мороз-воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его: «Тепло ли тебе, молодица?» - трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона. Поединок ее с Морозом - это подвиг как Дарьи, так и всех женщин.

Величавый и светлый образ русской женщины встает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая происходит в непосильном труде, - пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не сломят ее, она способна выдержать любые испытания, и, несмотря ни на что, не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Некрасов осмысливает историю Матрены, рисует ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь.

Шли на подвит, когда ехали на каторгу за мужьями, жены декабристов. Пленительно прекрасные образы замечательных женщин - княгини Трубецкой и княгини Волконской - создал Некрасов в поэме «Русские женщины». Ни страх потерять дворянство, ту среду, где они выросли, ни боязнь каторжной жизни ни остановили их.

Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его! -

этими словами отвечает Трубецкая губернатору на его попытку «образумить» женщину. В любых условиях некрасовская женщина оставалась красивой, гордой и светлой в своем величии, такой, которую можно сравнить с Богородицей на полотнах русских художников:

Тяжелые русые косы

Упали на смуглую грудь,

Покрыли ей ноженьки босы,

Мешают крестьянке, взглянуть.

Она отвела их руками,

На парня сердито глядит.

Лицо величаво, как в раме...

«Кто же защитит тебя?» -

обращается Некрасов к женщине. Эту тяжелую роль защитника женщины, подвиг которой так незаметен, но велик, поэт берет на себя.

Судьба русской женщины в произведениях H. А. Некрасова

1. Судьба русской женщины в творчестве Некрасова.

2. Образы крестьянок в поэмах «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос».

3. Жены декабристов в поэме «Русские женщины».

Ключи от счастья, женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У бога самого!

Н. А. Некрасов.

«Кому на Руси жить хорошо»

Великий русский поэт Н. А. Некрасов в своих произведениях обращался к темам наиболее актуальным и острым для его времени: судьба простого народа, любовь к родной земле, гражданская позиция поэта. Волновала писателя и такая тема, как Судьба русской женщины ; она занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героини его стихотворений и поэм принадлежат к разным социальным слоям: это и простые крестьянки, и княжны. Их обаятельные черты как бы сливаются в один неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», в котором находят воплощение народные представления о настоящей красавице: «Красавица миру на диво, / Румяна, стройна, высока, / Во всякой одежде красива, / Ко всякой работе ловка».

Русская женщина в произведениях Некрасова богато одарена высокими душевными качествами. В образе русской крестьянки поэт показывает человека, не потерявшего веру, не сломленного никакими испытаниями и горестями. Некрасов восхищается ее стойкостью перед лицом невзгод, гордостью и чувством собственного достоинства, ее неустанной заботой о семье и детях.

Ярким примером такой героини может служить Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Простая русская женщина искренне и безыскусно рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе правдиво отражены житейские невзгоды всех русских крестьянок того времени: приниженное, зависимое положение, разлука с мужем, боль матери, потерявшей сына, неизбывная нищета. Но она достойно перенесла все это:

«Ходила с гневом на сердце, / А лишнего не молвила / Словечка никому».

Несмотря на все лишения, Матрена Тимофеевна не потеряла уважения к себе, в ее рассказе прорывается и протест: «В груди у них нет душеньки... / На шее - нет креста!» Судьба русской женщины сравнивается у неё с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!» Подтверждением этих слов является и Судьба русской женщины Дарьи, героини другой поэмы Некрасова - «Мороз, Красный нос». Непосильна доля крестьянки, которая вынуждена взять на себя не только женскую, но и всю мужскую работу, и в конце концов погибает. Ее горестная участь также воспринимается как типичное явление:

«Три тяжкие доли имела Судьба русской женщины , И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Постоянные тревоги о семье, воспитание детей, бесконечные изматывающие хлопоты по дому и в поле - все это лежало на Дарье. Она мужественно борется с житейскими трудностями, но мы видим, что овдовевшей женщине не под силу выполнять работу за двоих. Дарья изнемогает под двойным бременем свалившейся на нее утраты и непосильно труда. Вероятно, поэтому она и впадает в сонное оцепенение в лесу, из-за чего и замерзает.

Некрасов искренне сочувствует своей героине и восхищается ею: в образе Дарьи поэт показывает лучшие качества русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочетается с огромным нравственным богатством. Некрасов уверенно утверждает, говоря о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Простая русская женщина терпеливо «и голод, и холод выносит»; в ее душе еще остается место состраданию и пониманию. Дарья отправляется пешком за много верст от дома за чудотворной иконой, которая могла бы излечить ее мужа; а Матрена Тимофеевна простила Савелию-богатырю оплошность, приведшую к гибели ее ребенка. Некрасов воспевает женщин, способных на самопожертвование и нравственный подвиг. Образы княгинь Трубецкой и Волконской, героинь поэмы «Русские женщины», очаровывают с первых страниц поэмы. В этом произведении автор рассказывает о женах декабристов, добровольно разделивших трагическую судьбу своих мужей. Все доводы губернатора в разговоре с княгиней Трубецкой не могут поколебать решения мужественной женщины: «Вам наши кажутся права / Правами - не шутя. / Нет! ими я не дорожу, / Возьмите их скорей! / Где отреченье? Подпишу! / И живо - лошадей». Только бы быть рядом с мужем! И никакие лишения, никакие угрозы ее не остановят на избранном ею пути.

То же самое можно сказать и о княгине Волконской, жизнь которой полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму / Должна я... Так небу угодно!..» - с христианским смирением говорит блистательная княгиня, оказавшаяся ныне женой государственного преступника. В этих ее словах звучит и любовь, и чувство долга, и покорность божьей воле, соединившей ее с этим человеком.

Первоначально Некрасов предполагал назвать свою поэму «Декабристки», но впоследствии сменил это название на «Русские женщины». Высокие нравственные качества, характеризующие героинь этой поэмы, - сила духа, самопожертвование, воля, христианское смирение. Вот лучшие черты русской женщины, к какому бы сословию она ни принадлежала. Поэт преклоняется перед нравственной красотой русской женщины:

И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты И носит песнь, слагаемая, мною, Живой любви прекрасные черты. О мать моя, подвигнут я тобой, Во мне спасла живую душу ты.

— певец жизни нашего народа, писатель, что посвятил свои работы теме борьбы за свободу и счастье. В его произведениях мы прослеживаем мотивы крестьянской жизни, видим душу крестьян, восхищаемся русской природой. И вот среди всех этих мотивов, среди всех созданных образов и тем, невозможно не заметить описание судьбы русских женщин в творчестве Некрасова, когда читаешь его работы и делаешь их .

Работая над творчеством Некрасова и темой русская женщина в его творчестве, хочется написать в о том, что он один из первых стал писать о женщинах. Он один из первых стал создавать и раскрывать образы женщин, где мы видим не только описание судьбы крестьянок, но и видим женщин из высшего общества. Писатель проникает в душу как обычной крестьянской женщины, так и в душу падшей женщины и даже женщины из высшего общества, которой предначертано было стать женой декабриста. В творчестве писателя мы видим, насколько несправедлив был мир, несправедливы правила и устои, касающиеся женской половины и их прав, где даже в высшем свете женщины были в подчинении.

В своих замечательных жизненных произведениях Некрасов раскрывает образы русских женщин, показывая читателям, насколько они могут быть сильными, самоотверженными личностями, готовыми на все ради счастья, ради семьи, ради любимых.

Вот только недавно мы изучили на уроке поэму писателя , где главными персонажами выступили княгини, жившие в достатке, роскоши. Вопреки уговорам, осуждению, картинам сложной жизни, они бросают все и сломя голову идут за мужьями, что были сосланы в Сибирь. Мы видим, насколько стойкой, сильной может быть русская женщина, чей образ раскрывается в работах Некрасова.

Некрасов представляет читателям горькую судьбу женщин, описывает, какие сложности они испытывают в их бесправном положении. Например, в стихе Тройка автор пишет об озорной веселой девчонке, с мечтами и грезами. Она еще не знает, что ждет ее впереди. А вот автору известна ее судьба, ведь она такая же, как и у большинства других женщин. От сложной женской доли не убережет ни ее красота, ни ее нрав. Ждет ее неряха мужик, который будет поднимать руку на нее. Ждет ее передник, тяжеля работа, свекровь со своими нравоучениями.

Такая приблизительно судьба описана и в , где из-за несправедливости, что живет в мире, русскую женщину ждет тяжелая судьба, где приходится терпеть побои, терпеть лишения. Но, женщины сильные. Взять бы образ Матрены в произведении . Тяжести судьбы не смогли сломить ее, все испытания выдержала, а они были очень сложными. Достаточно познакомиться с разделом Крестьянка, чтобы это понять. Женщина не поддалась отчаянию, не озлобилась, а просто несет свой крест. При этом мы понимаем, что в образе Матрены автор показывает судьбу многих русских женщин, тем самым раскрывая образ женщины в своем творчестве.

Образ русской женщины в творчестве Некрасова

А какую оценку поставите вы?


Есть женщины в русских селеньях: Некрасов «Мороз, Красный нос» Анализ поэмы Некрасова «Русские женщины»

Судьба русской женщины в произведениях Некрасова
Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской “величавой славянки”, во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Красавица миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.

Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе – житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета… Но она все может стерпеть:

Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

Словечка никому.

Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест (“В груди у них нет душеньки… На шее – нет креста!”). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: “Не дело вы затеяли – средь баб счастливую искать!”

Это подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме “Мороз, Красный нос”. Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.

Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет”. Такая женщина “и голод, и холод выносит”. В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.

Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме “Русские женщины”. В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой (“Пускай вот муж – он виноват… А вам терпеть… за что?”, “бежите вы за ним. Как жалкая раба”) разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна “печальных потерь”. “Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я… Так небу угодно!..” — говорит героиня. В ее словах – и любовь, и чувство долга.

Тот факт, что первоначальное название поэмы “Декабристки” Некрасов заменил на обобщенное “Русские женщины”, говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, – сила духа, умение пожертвовать собой, воля – это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты

И носит песнь, слагаемая мною

Живой любви прекрасные черты.

О мать моя, подвигнут я тобой,

Во мне спасла живую душу ты.

(No Ratings Yet)

Судьба русской женщины в произведениях Некрасова

Другие сочинения по теме:

  1. “Величественная славянка” стала героиней многих стихов и поэм Некрасова. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от...
  2. Княгиня Трубецкая в поэме Н. А. Некрасова “Русские женщины” Н. А. Некрасов одним из первых обратился к теме декабристов. В...
  3. Творчество Некрасова было закономерным продолжением и развитием лучших традиций русской литературы. В его произведениях нашли отражение гражданственность Рылеева, энергия отрицания,...
  4. Для всей нашей многонациональной литературы художественный опыт Некрасова оказался чрезвычайно важным. Его поэзия становилась для национальных литератур источником художественных идей,...
  5. Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Всем сердцем и сознанием он переживал крестьянское горе, и...
  6. Сочинения по литературе: Поэма Кому на руси жить хорошо – вершина творчества Н. А. Некрасова Многие предшественники и современники Некрасова...
  7. Вся лирика Некрасова проникнута чувством любви не только к русскому народу, “которому пределы не поставлены”, но и к родной земле,...
  8. В былине “Авдотья Рязаночка” рассказывается о храбрости обычной русской женщины, той, которая всю свою жизнь посвятила заботам за сыном, любви...
  9. Проблема эмансипации женщины входит в русскую жизнь и в литературу в 30-40-е годы XIX века. Сначала женщина заявила о своей...
  10. Образы помещиков в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов словно от...
  11. Это тип настоящей русской женщины, умеющей по настоящему любить, подчинившей любви всю свою жизнь. Любовь Аксиньи к Григорию – это...
  12. В истории общечеловеческой культуры есть памятки, которые отображают наилучшие черты, присущие народу. В них выраженные самые заветные человеческие ожидания, особенности...
Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: "Как я провел лето?"
Смотрите также:
  • Подготовительные материалы к сочинению по творчеству Некрасова.

Н. А. Некрасов

Примерный текст сочинения

Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова

Каждый писатель стремится создать в своих произведениях тип женщины, в котором бы выразились его представления об идеальной героине. Таковы пушкинская Татьяна Ларина, тургеневские девушки: Лиза Капитана, Наталья Ласунская, Елена Стахова. Эти замечательные героини, которых воплотились лучшие черты русского характера, порождены дворянской средой. Некрасов вводит в свои стихи и поэмы новую героиню - крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.

В ранних стихотворениях поэта мы видим как бы первые наброски будущего яркого и выразительного образа "величавой славянки". Первое же стихотворение Некрасова, принесшее ему славу, "В дороге" посвящено судьбе крестьянской девушки Груши, которую погубили господа своей кажущейся добротой. Дав ей дворянское воспитание и образование, они затем вернули ее в крестьянскую среду, от которой она совершенно отдалилась. Эта драматическая судьба образованной девушки из народа, зависящей от прихоти барина, предстает перед нами в рассказе ее мужа, ямщика. Судьбы русских крестьянок удивительно схожи друг с другом тем, что до краев наполнены горем, обидами, унижениями, непосильным трудом. Поэтому в стихотворении "Тройка" , рисуя обаятельный портрет "чернобровой дикарки", автор с грустью предвидит ее будущую жизнь, которая превратит это очаровательное, полное жизни существо в рано состарившуюся женщину, в лице которой "появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг". Таким образом, рисуя образы женщин-крестьянок, автор настойчиво утверждает мысль о том, что невыносимые условия жизни, бесправие, рабство губят их судьбы, калечат душу, в которой бесполезно гаснут силы, убиваются желания и стремления. О тяжкой женской доле повествует стихотворение "В полном разгаре страда деревенская". Основу жизни безымянной героини этого стихотворения составляет бесконечный каторжный труд, который изматывает ее силы, не дает ей передохнуть.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!

Эта реалистически нарисованная картина дает яркое представление о жизни свободной крестьянки, ибо стихотворение было написано в 1862 году, то есть после отмены крепостного права. Судьба русской женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые условия закаляют женский характер, заставляя стойко переносить жизненные испытания.

На долю Дарьи из поэмы "Мороз, Красный нос" выпадает страшное горе - смерть мужа, кормильца, опоры и надежды семьи. Но не только грозящая в недалеком будущем нищета иссушает Дарью. Самое страшное для нее - утрата горячо любимого мужа. Гордость заставляет ее сдерживать подступающие слезы, которые все же проливаются на "холст гробовой". Мужественный и стойкий характер Дарьи проявляется в том, что она сама сшивает саван умершему мужу, заботливо отводит детей к соседке, едет за дровами в лес сразу после похорон. Картины предсмертного сна Дарьи с особенной силой раскрывают ее высокие моральные качества - преданную любовь к мужу и детям, трудолюбие, силу воли. Чтобы выразить свое глубокое сочувствие героине, автор пользуется для создания ее образа такими эпитетами, как "горькая вдовица", "молодая вдова", ласково называет ее "Дарьюшкой". Поэт очень неожиданно использует здесь метафору. Слезы плачущей Дарьи то проливаются дождем, то истекают перезревшими зернами, то застывают жемчужинами. Мысленно говоря с мужем, бесконечно тоскуя о нем, Дарья мужественно встречает беду, заботясь о детях. Но она настолько привыкла делить свои радости и горести с Проклом, что и после его смерти, думая о предстоящей свадьбе сына, обращается к умершему мужу, как к живому

Я ли о нем не старалась?
Я ли жалела чего?
Я ему молвить боялась,
Как я любила его!

Сколько нежности, любви, заботы, ласки и тепла заключено в этих простых, безыскусных словах! Даже тяжелый крестьянский труд окрашивается светлыми, радостными тонами в картине предсмертного сна героини, потому что в нем рядом с ней те, кто для нее дороже всего: заботливый трудолюбивый муж, проворный сынишка Гришуха, красивая Маша-резвушка. Эта светлая, праздничная картина - последнее, что видит замерзающая Дарья. Только в смерти обретает она покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только беспросветную нужду и горе. Значит, в беде Дарьи отразилась трагедия многих крестьянских женщин: жен, сестер, матерей. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет".

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Этот яркий, выразительный портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Пожалуй, наиболее полно эти черты русской женщины из народа воплотились в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" . Но в ней есть еще и нечто новое, что отличает ее от других героинь Некрасова. Она протестует против своего рабского положения, активно борется за свое счастье. Собственно, вся жизнь Матрены Тимофеевны, о которой она рассказывает мужикам-правдоискателям, - это и есть бесконечная упорная борьба с горем, несправедливостью, унижением, беззаконием. Знакомя читателей со своей героиней, Некрасов дает ее портрет, в котором выразилось народное представление о женской красоте.

Матрена Тимофеевна,
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива: волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Весь облик некрасовской героини полон достоинства и спокойной сдержанности. В ее жизни короткие радости сменялись тяжелыми несчастьями, которые, однако, не сломили ее сильной натуры. Огромные духовные силы этой женщины помогли ей перенести страшную смерть первенца Демушки, они дали ей силы защитить от жестокого наказания второго сына Федотушку, добиться отмены незаконной отправки мужа в рекрутчину. Своего относительного благополучия она добилась сама, отважно борясь с бедами и невзгодами, защищая свое человеческое достоинство. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни венчает притча о ключах от женского счастья.

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого.

В некрасовской поэме звучит оптимистическая мысль о том, что "ключи" должны найтись, ибо русская крестьянка достойна счастливой и свободной жизни, которая поможет реализовать ее богатые нравственные силы, найдя им достойное применение.