К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 25

Давид подчеркивает свою непорочность перед Господом и молит, чтобы Он признал ее. Трудно сказать, какому времени жизни Давида могло соответствовать такое его настроение. Во многом Пс. 25 схож с предыдущим псалмом (и на этом основании некоторые связывают возникновение его с обстоятельствами заговора Авессалома против Давида).

Но обращает на себя внимание, что, в отличие от Пс. 24, тема покаяния здесь не звучит вовсе, и псалмопевец, напротив, утверждает свою невиновность. Это не следует, однако, понимать как исповедание "безгрешности" во все прожитые дни, но, скорее, как неповинность в том, в чем обвиняли Давида его враги (Авессалом и его сторонники?).

Пс. 25:1-3 . Первую фразу в стихе 1 можно понимать именно как просьбу Давида к Богу "рассудить" его с его преследователями. Он заверяет Господа, что, уповая на Него, "не поколеблется" в непорочности своей.

В стихе 2 - просьба о ниспослании любого испытания, которое убедило бы Господа в правдивости и искренности Давида. Образность второй фразы этого стиха подразумевает исследование чувств и намерений сердца.

В стихе 3 псалмопевец говорит, что, всегда помня о милости к нему Всевышнего, не отступал от закона Его.

Пс. 25:4-5 . В этих стихах речь может идти как о неприятии Давидом "лживых, зло намеренных и нечестивых" вообще, так и о его преследователях.

Пс. 25:6-8 . стих 6 свидетельствует, что псалом писался тогда, когда царь жил вблизи скинии и мог постоянно бывать у "жертвенника Господнего" (другими словами, в дни, когда Давид скрывался от Саула и доступа к жертвеннику не имел, псалом создан быть не мог). Здесь же, в образе "омовения рук", - утверждение псалмопевцем своей невинности.

Царь Давид действительно любил Господа, и посещение дома Его было для него личной радостью, а не только исполнением религиозного долга. Радостью было для него и возвещать, хваля Господа, все чудеса (чудные, милостивые дела) Его.

Пс. 25:9-12 . Стих 9 - это мольба о том, чтобы Господь уберег жизнь Давида, не допустил, чтобы "кровожадные и грешники" расправились с ним. Он говорит о них как о продажных людях, готовых на злодейство из корыстных соображений, за взятку (рука (их) полна мздоимства); стих 10.

В стихе 11 - вероятная просьба о том, чтобы Господь, несмотря ни на какие обстоятельства, удержал бы Давида от преступления.

В стихе 12 псалмопевец заверяет Господа в своем желании удержаться на прямом пути, обещает благословлять, т. е. славословить, хвалить Его перед народом, приходящим к скинии (в собраниях).

25:1 Псалом Давида. Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
Рассудить - это не осудить, а разложить по полочкам весь жизненный путь Давида. Давид был уверен, что ходил в непорочности пред Богом. Значит, все оплошности, которые он совершал – были нечаянными, в неразумии, в неведении. Ибо если человек сознательно идёт на нарушение Божьих принципов – он уже не может считать себя непорочным.

25:2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое,
Праведник не прячется от испытаний, а желает быть испытанным на «прочность», ибо он заинтересован в том, чтобы стать лучше. Потому рад, если ему укажут, в чём исправляться, заглянув во внутренности – свыше.

Тот, кто просит Бога проверить его – поступает мудро, ибо невозможно сохранять непорочность в искушениях, если нет никаких искушений, если всё даётся легко и отлично.
Если бы Адаму не пришлось выбирать между Евой и Богом, то люди и до сих пор могли бы жить в раю припеваючи.
Потому и сказал Петр, чтобы огненного искушения не отвергались, но терпеливо проходили поприще своё, закаляясь, как сталь.

25:3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,
Тот, кто уверен в своей правоте – не побоится говорить Господу о правильных поступках. Давиду было неприятно общество тех, кто Бога не чтит. А если кому-то приятно проводить время в таких сообществах – то чтит ли он Бога? Большой вопрос.

25:4,5 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;
5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
Давид понимает, что худые сообщества неизбежно развращают добрые нравы и старается удалятся от всех, кто мог бы посеять в нём мысли, отводящие от Бога и путей Его.
Поскольку Давид жил среди народа Бога, стоит отметить, что принадлежность к народу Божию не делает ни одного человека автоматически хорошим сообществом. Важно то, к чему побуждает наше общение с ним,

к исполнению ли Божиих заповедей или к их нарушению, повышает ли общение с ним наши нравственные нормы и стремление ходить в непорочности - или, наоборот, понижает.

25:6,7 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,
7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.

Для того, чтобы говорить кому-то о святости Бога и Его великих делах, необходимо прежде всего самому стараться иметь не замаранные руки. Хотя и понятно, что даже если мы сами часто поступаем неправильно, то учить кого-то поступать также неправильно - права не имеем.

25:8-10 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,
10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
Давид надеялся, что не может заслуживать одинаковой участи с нечестивыми, ибо возлюбил Дом Божий и поклонение Ему. А возлюбивший обитель Божью не может поступать как безбожник, чьи руки жаждут крови, мзды неправедной и злодейства.

Давид не жаждал, но иногда поступал плохо. Апостол Павел объяснил это противоречие в греховной натуре потомков Адама: ЖЕЛАНИЕ ДОБРА есть, но чтобы ДЕЛАТЬ оное - с тем часто проблема (Римл.7:18)

25:11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, и помилуй меня.
Давид был уверен, что его непорочность не пройдёт мимо Всевышнего.

25:12 Моя нога стоит на прямом [пути]; в собраниях благословлю Господа.
Как видим, восхвалять Бога в собрании людей – также часть поклонения Ему.
Текст этот для всех, кто не признаёт необходимость искать собрания божьего народа на земле и поклоняться Богу в собраниях Его.

לְדָוִד שָׁפְטֵנִי יְהוָה כִּי־אֲנִי בְּתֻמִּי הָלַכְתִּי וּבַיהוָה בָּטַחְתִּי לֹא אֶמְעָד׃

Раши: В этом стихе говорит Давид суди, а в другом отрывке: не суди раба Твоего … (Пс. 142.2). Сказал Давид - когда Ты судишь злодеев, то и меня суди, потому что по сравнению со злодеями я праведен, а когда ты судишь праведников, не суди меня. (Мидраш Теилим 26.1)

25.2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое,

в7 И#скуси1 мz, гDи, и3 и3спытaй мS, разжжи2 ўтрHбы мо‰ и3 сeрдце моE.

2. БХАНЭ ¢ НИ АДОНА ¢ Й ВЕНАСЭ ¢ НИ, ЦОРФА ¢ ХИЛЪЁТА ¢ Й ВЕЛИБИ ¢ .

Вот, наверное, единственного желания, которое выразил Давид в первой части этого стиха (искуси испытай, пошли искушение), мы не должны ни желать ни просить у Всевышнего.

Спаситель учив нас молится в молитве Отцу («Отче наш»), указал нам просьбу ко Всевышнему, чтобы мы были избавлены от искушений. «Не введи нас во искушение ». (ПВ)

Сказал рав Йеуда со слов Рава: Никогда не должен человек подвергать самого себя испытанию. Ведь Давид царь Израиля просил себе испытание и не устоял. Сказал Давид пред Богом: Владыка Вселенной, почему мы говорим в молитве «Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Йакова», но не говорим «Бог Давида»? Ответил: Эти испытаны мною, а ты не испытан. Сказал пред Ним: Владыка вселенной, проверь и испытай меня. Сказал: испытаю Бат-Шевой - Вирсавией. (Бавли Снхедрин 107а):

Чтобы преодолеть дурное начало, человек должен удалятся от искушений, а не подвергать себя им... Ведь на краю бездны дуют ветры, над которыми человек не властен. (рав Хаим Шмулевич. «Сихот мусат»)

И во второй части стиха (расплавь=очисти) Давид просил Всевышнего очистить внутренности=почки, которые подают совет. А также сердце, которое решает и за которым последнее слово.

От избытка сердца говорят уста (Мф. 12:34). Из очищенного сердца уста говорят доброе, а из неочищенного - злое!

Буквально почки и сердце очисть и расплавь. Ибо все 248 органов человека следуют за сердцем, а почки указывают сердцу (желаниями), и оно выполняет (Ялкут шимони на Иеремию 17)

Когда почки превосходят над сердцем, сердце идет за желанием плоти. И когда сердце стоит не в истине, оно вызывает и нечистые желания (в почках). (ПВ)

25.3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,

г7 Ћкw млcть твоS пред8 nчи1ма мои1ма є4сть, и3 благоугоди1хъ во и4стинэ твоeй.

3. КИ-ХАСДЕХА ¢ ЛЕНЭ ¢ ГЕД ЭНА ¢ Й, ВЕ h ИТ h АЛА ¢ ХТИ БААМИТЭ ¢ ХА.

בְּחָנֵנִי יְהוָה וְנַסֵּנִי צְרוֹפָה (צָרְפָה) כִלְיוֹתַי וְלִבִּי׃

כִּי־חַסְדְּךָ לְנֶגֶד עֵינָי וְהִתְהַלַּכְתִּי בַּאֲמִתֶּךָ׃

Бога мы не видим, но милость Его у нас всегда перед глазами. Мы знаем, видим, чувствуем его ХЭСЕД = Милость. Праведник, который ходит в истине, всегда видит милость Его. И тот кто увидел милость Божию начинает ходить в истине.

Хасдэха ве Амитэха. Хесед и Эмет. Милость и Истина. Они неразлучны. Много раз встречается эта неразлучная пара. Познавший милость Его - ходит в Истине Его. И ходящий в Истине Его познает Милость Его (ПВ)

25.4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными пойду;

д7 Не сэд0хъ съ с0нмомъ сyетнымъ, и3 со законопрестyпными не вни1ду.

4. ЛО-ЯША ¢ ВТИ ИМ-МЕТЭ-ША ¢ В, ВЕИ ¢ М НААЛАМИ ¢ М ЛО АВО ¢ .

לֹא־יָשַׁבְתִּי עִם־מְתֵי־שָׁוְא וְעִם נַעֲלָמִים לֹא אָבוֹא׃

Коварными = поступающими исподтишка.

Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними , (Прит.24:1)

И царь Давид сказал (Пс. 1:1): Счастлив тот, кто не ходил по совету нечестивых, и на пути грешников не стоял, и не сидел в собрании легкомысленных ».

И разъяснено: «Если пошел — в конце концов он будет стоять там, если встанет там — в конце концов сядет». И сказано (Теилим 25:4): «Я не сидел с людьми лживыми и со скрывающимися не садился, я ненавидел общество злых ».

25.5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;

є7 Возненави1дэхъ цeрковь лукaвнующихъ, и3 съ нечести1выми не сsду.

5. САНЭ ¢ ТИ КЕ h А ¢ ЛЬ МЕРЕИ ¢ М, ВЕИМ-РЕШАИ ¢ М ЛО ЭШЕ ¢ В.

שָׂנֵאתִי קְהַל מְרֵעִים וְעִם־רְשָׁעִים לֹא אֵשֵׁב׃

Ходил в истине а не шел ко злу.

Идти ко злым - обратить внимание на помысел злой

Встать в среде злых - склонить свое внимание, внимать помыслам злым, слушать их.

Сидеть с нечестивыми - согласиться со злодеями в их злодействе. (ПВ)

25.6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,

ѕ7 Ўмhю въ непови1нныхъ рyцэ мои2, и3 њбhду жeртвенникъ тв0й, гDи,

6. ЭРХА ¢ Ц БЕНИКАЙОН КАПА ¢ Й, ВААСОВЕВА ¢ ЭТ-МИЗБАХАХА ¢ АДОНА ¢ Й.

אֶרְחַץ בְּנִקָּיוֹן כַּפָּי וַאֲסֹבְבָה אֶת־מִזְבַּחֲךָ יְהוָה׃

В иудейской традиции выводится из этого стиха заповедь умывания рук утром перед молитвой.

Омывал я руки - обходил жертвенник с «чистыми руками», не запятнанными преступлением, не как злодеи, которые приносят жертвоприношения, когда их руки испачканы кровью (Радак).

До чистоты омывал я руки - В исполняемых мною заповедей нет краденого. Мидраш толкует чистые руки такими словами: «Краденый лулав не пригоден ». Лулав - букет из четырех растений. Логика мидраша такова: оборот, «с чистыми руками», означает без греха. Во второй части стиха говорится об исполнении заповеди «Обхожу жертвенник ». Так обходят жертвенник во время праздника Суккот с лулавом. То получается что слово без греха касается лулава, и означает, что используемый лулав не краденный. (Раши)

Это образ того, что наше служение Богу не должно поддерживаться злодейством. Нельзя быть добродетельным за счет зла, щедрым к одним за счет воровства и притеснения других. Нельзя строить храмы и грабить людей. Нельзя заботится о близких притесняя дальних. Нельзя быть хорошим для посторонних, будучи плохим для своих. (ПВ)

25.7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.

з7 є4же ўслhшати ми2 глaсъ хвалы2 твоеS и3 повёдати вс‰ чудесA тво‰.

7. ЛАШМИ ¢ Я БЕКО ¢ ЛЬ ТОДА ¢ , УЛЬСАПЭ ¢ Р КОЛЬ-НИФЛЕОТЭ ¢ ХА.

לַשְׁמִעַ בְּקוֹל תּוֹדָה וּלְסַפֵּר כָּל־נִפְלְאוֹתֶיךָ׃

Тот, кто рассказывает о чудесах Всевышнего и его заповедях, должен быть чист от греха, чтобы не услышать в ответ: Вытащи бревно из своего глаза своего. Следует обойти жертвенник Всевышнего самому, а только потом рассказывать о величии Всевышнего другим (Шаарей Хаим).

Раши говорит: Это hАлель (113-117 псалмы читаемые во время праздников) в котором говорится о прошлом и о Гоге, и о временах Машиаха, и о мире грядущем. 113 пс - об Исходе из Египта. 114 - о скорбях галута, 115 - о временах Машиаха 117 - о Гоге и Магоге а вконце псалма о олам а-Ба.

25.8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.

8. АДОНАЙ А h А ¢ ВТИ МЕО ¢ Н БЕТЭ ¢ ХА, УМКО ¢ М МИШКА ¢ Н КЕВОДЭ ¢ ХА.

и7 ГDи, возлюби1хъ бlголёпіе д0му твоегw2 и3 мёсто селeніz слaвы твоеS.

יְהוָה אָהַבְתִּי מְעוֹן בֵּיתֶךָ וּמְקוֹם מִשְׁכַּן כְּבוֹדֶךָ׃

Любящий Бога любит и место обитания Его. А Бог обитает в верных Своих. В ближних живет Бог. Не любящий брата не любит и Бога. (ПВ)

20 Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. (1Иоан.4:20,21)

25.9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,

f7 Да не погуби1ши съ нечести1выми дyшу мою2 и3 съ м{жи кровeй жив0тъ м0й,

9. АЛЬ-ТЕЭСО ¢ Ф ИМ-ХАТАИ ¢ М НАФШИ ¢ , ВЕИМ-АНШЕ ¢ ДАМИ ¢ М ХАЯ ¢ Й.

אַל־תֶּאֱסֹף עִם־חַטָּאִים נַפְשִׁי וְעִם־אַנְשֵׁי דָמִים חַיָּי׃

Пример из еврейских источников и христианских.

Рав не садился в лодку перевозчика, если в ней был идолопоклонник. Он говорил: Может быть Господь взыщет с него за его грехи и тогда перевернет меня вместе с ним. (ВТ Шаббат 32 а)

По той же причине ап. Иоанн Богослов как мы знаем из предания выбежал из той бани, куда вошел идолопоклонник. Как только Иоанн Богослов узнал, что там находится знаменитый еретик Киринф, тогда он крикнул своим ученикам: «Немедленно бежим отсюда! Сейчас сами стены рухнут от присутствия нечестия и оттого, что мы присутствуем там, где это нечестие, смешиваясь с ним».

Бавли: Горе злодею, горе соседу его (Негаим 12; 6).

Вспомним Лота который едва убежал из среды нечестивых. Остров Мартиника - который, был разрушен землетрясением. Корея и Дафана и Авирона которые были поглощены землей. (ПВ)

25.10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.

‹ и4хже въ рукY беззакHніz, десни1ца и4хъ и3сп0лнисz мзды2.

10. АШЕ ¢ Р-БИДЕ h Э ¢ М ЗИМА, ВИМИНА ¢ М МА ¢ ЛЕА ШО ¢ ХАД.

В моей непорочности (буквально в простодушии ). Иудейский мидраш приписывает эту фразу Аврааму, когда сатан пытался ему помешать принести в жертву сына своего Ицхака.

Господь сказал Аврааму: Я проверил тебя во многих испытаниях, и во всех ты устоял, выдержи теперь это. Возьми сына своего единственного, которого ты любишь... и принеси его во всесожжение. И встал Авраам и пошел на место, о котором говорил ему Бог. Встретил его на дороге сатан. Сказал ему. Старик, старик, пропала душа твоя, ведь ты идешь чтобы зарезать сына твоего, который был дан тебе столетнему. Ответил. Для этого он и был дан.

А завтра тебе скажет Бог: Ты убийца. Ты виновен в пролитии крови сына твоего.

Такова Его воля.

Увидел сатан, что его не слушет, отошел и разлился рекой на их пути. немедленно вошел Авраам в реку и когда дошла река до горла, сказал: Владыка вселенной если я или сын мой Ицхак утонем, кто выполнит Твой приказ? Сразу высохла река...

Что сделал сатан? Он сказал Аврааму: Если открыть тебе правду выдержишь ли? Ведь наставлял ты многих, но когда дошло до тебя самого не устоял. Ты хотел привести всезх к Богу уча что Он Бог милосердия, а теперь все будут говорить что ты убил собственного сына по приказу своего Бога. Ответил Авраам «Я пойду в простодушии » (ВТ. Санхедрин 89б Берештт раба 54:4).

Это простодушие смотрит лишь на Бога, совершенно не думая о насмешках, преследованиях, осуждении и неприязни посторонних, которые бывают когда человек следует воле Всевышнего (ПВ).

25.12 Моя нога стоит на прямом [пути]; в собраниях благословлю Господа.

в7i НогA моS стA на правотЁ: въ цRквахъ благословлю1 тz, гDи.

12. РАГЛИ ¢ АМЕДА ¢ ВЕМИШО ¢ Р, БЕМАК h ЕЛИ ¢ М АВАРЭ ¢ Х АДОНАЙ.

רַגְלִי עָמְדָה בְמִישׁוֹר בְּמַקְהֵלִים אֲבָרֵךְ יְהוָה׃

ВЕ МИШОР. Раши комментирует МИШОР, как = долина, однако в данном случае он считает, что это характеристика дороги - гладкая прямая.

Можешь благословлять Бога перед людьми, если поступаешь как велит Он. Если же нога твоя не стоит на пути истины, молчи чтобы не похулилось Имя Божие (ПВ)

16 Грешнику же говорит Бог: "что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,

17 а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?

18 когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;

19 уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; (Пс.49:

1 Псалом Давида. Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое,
3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,
4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;
5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,
7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,
10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, и помилуй меня.
12 Моя нога стоит на прямом [пути]; в собраниях благословлю Господа.
(Пс.25:1-12)

Псалом этот не имеет никакого другого надписания, кроме обычного: Псалом Давиду .

По содержанию своему сей 25-й псалом имеет некоторое сходство с псалмом 7, в котором Давид, молитвенно обращаясь к Господу Богу, просил защитить невинность и правду его против врагов его, клеветавших, будто он хочет отнять царский престол у Саула и замышляет козни против помазанника Божия, вследствие чего будто бы принужден бегством укрываться в чужих областях. Так и в настоящем псалме, составленном, очевидно, до вступления на царство, как бы оправдываясь против тех же клевет, Давид просит суда у Бога и, приводя свидетелем своей невинности Самого Бога, просит избавить его от нападений со стороны нечестивых и злобных врагов его, с которыми он не имел никакого общения.

Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих: и на Господа уповая не изнемогу.

Имея дело с царем Саулом, Давид не имел никого другого, к кому он мог бы обратиться за судом, а потому просит суда у Самого Бога, Царя царствующих: Суди ми, Господи . Ты знаешь, что я не воздавал злом за зло, никому из врагов моих не делал никакого зла и во всех обстоятельствах моей жизни я уповаю на помощь Единого Бога, а потому, надеясь на Твое, Господи, правосудие, уверен, что устою на суде сем и не посрамлюсь, но превозмогу: на Господа уповая, не изнемогу .

Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое.

Искуси значит то же, что и испытай. Разжзи – от слова «разжизати» – разжигать; разжзи утробы моя – значит, разожги, расплавь на огне внутренности, т.е. проникни в самые внутренние, сокровеннейшие и глубочайшие помыслы и чувства души моей. Образ выражения взят здесь от действий мастеров плавильного искусства, которые пробуют, испытывают достоинство металла, разжигая и переплавляя его на огне. Господу Богу, как всевидящему и всеиспытующему, известны были, конечно, незлобие и невинность Давида по отношению к Саулу и другим врагам его; но Давид, зная это и предоставляя себя суду Божию, просит, чтобы Господь эту невинность его открыл пред людьми и таким образом самым делом отразил клеветы врагов его.

Яко милость Твоя пред очима моима есть, и благоугодих во истине Твоей.

В этих словах Давид выражает причины, почему он так смело просит суда у Бога. Первая из этих причин есть покровительствующая Давиду милость Божия, которую он усматривает во всех обстоятельствах своей многомятежной жизни и которая служит наградой за его незлобие и терпение. Другой причиной является истина Божия, открытая людям в законе Его и во всем миробытии и мироправлении. Всегда я взираю, как бы так говорит Давид, на Твою милость и в ней усматриваю пример и побуждение для подражания ей в отношении к моим ближним. Мне приятна также истина Твоя, и я потому стараюсь быть верным ее хранителем и последователем. Я стараюсь ходить в путях Твоих, а все «путие Твои милость и истина» ().

Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду. Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду.

Сонмом суетным Давид называет здесь сборище идолопоклонников, какое бывает в их языческих капищах, которыми Давид гнушался, быв невольным зрителем их в то время, когда пребывал в качестве изгнанника в земле Филистимской. То же самое нечестивое сборище называет он и церковью лукавнующих . Служение идолам есть нечестивое, беззаконное, или, что то же, законопреступное служение. Оно так же суетно и ничтожно, как суетны () и ничтожны сами идолы: «вемы, – говорит апостол, – яко идол ничтоже есть в мире» (). Раскрывая в одном из псалмов своих это ничтожество идолов, Давид говорит: «Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них» (). Таким образом, желая выразить свою преданность истине Божией, которой одной был он верен, а потому и старался благоугождать единому истинному Богу, Давид вместе с тем показывает свое презрение к идольскому нечестивому служению и к самим идолопоклонникам, среди которых ему пришлось укрываться от преследований Саула и его сообщников. Я не имел, как бы так говорит он, никакого общения с нечестивым сборищем идолослужителей, я не только не сидел с ними в их капищах, но и не входил к ним. Ненавистны были для меня их законопреступные и лукавые собрания.

Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея и поведати вся чудеса Твоя.

У древних было в обычае, а у евреев даже требовалось законом умовением рук, а в некоторых случаях и всего тела, свидетельствовать о невинности или непричастности к чему-либо законопреступному (; ). Так поступил, например, Пилат, когда, предавая иудеям на смертную казнь Господа Иисуса Христа, признавал в то же время Его ни в чем неповинным; о чем свидетельствовал публично пред всем народом и тем как бы оправдывал самого себя в невольном осуждении Неповинного, при чем умыл руки пред всем народом (). Так поступает и Давид. Прося суда над собою у Самого Господа, он свидетельствует о своей невинности, как в отношениях к врагам своим, так и в отношении к филистимским идолопоклонникам, у которых он скрывался, бегая от гонения Саула, – к тому нечестивому и законопреступному сборищу, с которым не имел никакого общения; при чем дает обет – умовением рук очиститься от осквернения невольного (если бы таковое и было) в земле языческой и в чистоте души и тела приступить к жертвеннику Господню. Ненавистны мне, говорит он, церковь лукавнующих и суетное сонмище их, но я люблю скинию Господню и собор святых служителей ее. А потому, когда с помощью Божией я возвращусь из странствия в свое отечество, я пойду к жертвеннику Божию. Но прежде чем войти в скинию, я умою руки мои, как делают священники и благочестивые иудеи, по законному обряду (), и потом вместе с певцами обойду алтарь Твой, Господи. Певцы иудейской скинии, по обычаю, во время принесения жертв обходили или становились вокруг жертвенника и воспевали хвалебные песни в честь и славу пресвятого имени Господня; причем нередко во дни суббот и нарочитых праздников здесь же происходило чтение Божественного Закона из книг Моисеевых, и этим чтением возвещалось народу о чудесах Божиих. Вот об этом и говорит здесь Давид: когда приду к скинии Твоей, Господи, то вместе с певцами обойду жертвенник Твой для того, чтобы услышать мне хвалебные песни, воспеваемые в честь и славу пресвятого имени Твоего и вместе с другими – прославлять Тебя, поведать о чудесах Твоих, как удивительно поступил Ты с египтянами, и вообще о всем том, как судодейсгвовал Ты с самого начала мира.

Под именем дома Господня и места селения славы Его Давид разумеет здесь скинию Господню, устроенную Моисеем по повелению Божию, а благолепием называет красоту кивота Господня и той же самой скинии. С особенным благолепием устроена и украшена была скиния, и по временам особенным образом проявлялась в ней слава Господня (; ). В той же самой скинии, при кивоте Завета, Господь открывал волю Свою народу или Сам непосредственно, или чрез священнослужителей (). Словами сего стиха Давид как бы выражает скорбь свою и жалобу на то, что его безвинно удалили от дома Божия, который ему настолько любезен, насколько ненавистны капища и требища идолов: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея.

Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровей живот мой, ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды.

По мнению одних (св. Афанасия) толковников, под именем нечестивых Давид разумеет гонителей его, т.е. Саула и его подданных, а по мнению других (Евфимий Зигабен), нечестивыми называет тех иноплеменников (филистимлян), у которых он проживал, будучи изгнан из своего отечества . Мужами кровей он называет убийц и вообще всех тех, которые готовы проливать безвинно кровь человеческую, каковы были его гонители. После обращения к суду Божию и свидетельствования о своем незлобии и невинности, Давид просит у Господа Бога милостивого приговора, чтобы Господь не подверг его тому же наказанию, какому подлежат по правосудию Его все нечестивцы и беззаконные человекоубийцы. Последние, руки которых осквернены беззакониями, а десница (правая рука) наполнена скверного мздоприимства и лихоимства, подвергаются, по суду Божию, лишению жизни и вечной погибели. А меня, умоляет Давид, не подвергай одинаковой с ними участи: да не погибнет душа моя вместе с нечестивыми, и да не лишусь я вечной жизни, подобно беззаконникам и убийцам.

Аз же незлобою моею ходих: избави мя, Господи, и помилуй мя.

В этих словах Давид повторяет то, что сказал в начале псалма (ст. 1), но повторяет после обстоятельного, фактами подтвержденного объяснения своей невинности. Все это объяснение его может быть выражено так: к суду Твоему, Господи, я обращаюсь, испытай и разузнай, как хожу я в простоте моей; но Тебе все известно: Ты знаешь, что я никакого зла не сделал врагам, моим, и будучи в изгнании и живя среди язычников, я никакого общения не имел с ними, в их идольских требищах. Ты знаешь, как я люблю благолепие дома Твоего и как стремлюсь туда, чтобы слышать глас хвалы Твоей и возвещать все чудеса Твои. Тебе известно, что нечестивые, человекоубийцы и беззаконники обогащаются неправедными дарами и прибытками, и руки их исполнены беззаконных деяний; а я ни в чем этом не повинен: аз же незлобою моею ходих . Поэтому умоляю Тебя: избави мя от настоящих бедствий и впредь будь милостив ко мне, помилуй мя .

Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю Тя, Господи.

На правоте – то же что на прямом пути. Образное выражение: «нога моя стала на прямом пути» имеет, значит, такой смысл: при всех бедствиях и затруднительных обстоятельствах я сохранен невредим и остался непоколебим. А потому, сознавая, что в этом состоянии непоколебимости и целосохранности я удержан десницей Божией, я буду не только всегда чувствовать благодарность за благодеяния и помощь Божию, но еще и всенародно буду прославлять милость Твою, Господи: в церквах благословлю Тя, Господи. Блж. Феодорит думает, что в этих последних словах заключается пророчество Давида о том, что псалмы его всегда будут петь или читать в церквах христианских, и таким образом во всех церквах по вселенной он будет песнословить и благословлять Господа, что и исполняется .

Как часто бывает так, что мы дерзко просим у Бога того, без чего, казалось бы, не можем прожить, но после получения испрашиваемого понимаем, что оно нам не только не нужно, но даже приносит вред. Чтобы такого не случилось, святые отцы советуют читать и слушать 25 псалом царя Давида для того, чтобы молящийся не навредил сам себе и принимал волю Его со смирением и послушанием.

Текст христианского 25 псалма является логическим продолжением предыдущего псалма, 24-го – он точно так же написан вследствие преследований Давида сыном Авессаломом и является, по сути, с просьбой защитить от неправедного сыновнего гнева. Как известно, Авессалом попал в опалу и был изгнан из Израиля из-за того, что организовал убийство своего старшего сводного брата, решив таким образом наказать его за бесчестие своей родной сестры. Несмотря на то, что в скором времени пророк Давид сменил гнев на милость, отношения между отцом и сыном так и остались холодными, и в конечном итоге Авессалом решил занять место Давида. Толкование христианского псалма повествует, что впоследствии Давид вернулся и занял свое место, а его сын был посрамлен.

Слушать на видео православную молитву псалом 25 на русском языке

Читать православный текст молитвы псалом 25 на русском языке

Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь. Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое, ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей, не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду; буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все . Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства. А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.

Псалтырь, текст псалом 25 на церковно славянском языке

Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих; и на Господа уповая не изнемогу. Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое. Яко млть твоя пред oчима моима eсть, и благоугодих во истине твоей. Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду. Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду. Умыю в неповиных руце мои, и обыду жертвенник твой, Господи, eже услышати ми глас хвалы твоея и поведати вся чудеса твоя. Господи, возлюбих благолепiе дому твоего и место селенiя славы твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровей живот мой, ихже в руку беззаконiя, десница их исполнися мзды. Аз же незлобою моею ходих; избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте; в церквах благословлю тя, Господи.