В Древнерусском государстве появляется фигура типичного фео­дально-зависимого крестьянина - закупа. Закуп имеет свое собствен­ное хозяйство, но нужда заставляет его идти в кабалу к господину. Он берет у феодала купу - денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязан работать на хозяина. Труд закупа не идет в счет уплаты долга, он выступает как бы в качестве только уплаты процен­тов по долгу. Поэтому отработать купу закуп не может и практически остается пожизненно у господина. К тому же закуп отвечает за ущерб, причиненный по халатности господину. В случае бегства от господи­на закуп автоматически превращается в холопа. К холопству ведет и кража, совершенная закупом. Господин имеет по отношению к закупу право вотчинной юстиции. Русская Правда отмечает, что феодал впра­ве бить нерадивого закупа (ст. 62 Троицкого списка). Закуп в отличие от холопа имеет некоторые человеческие права. Его нельзя бить «не за дело», он может жаловаться на господина судьям, его нельзя про­дать в холопы (при такой обиде он автоматически освобождается от своих обязательств по отношению к господину), у него нельзя безна­казанно отнять имущество.

В многоукладном древнерусском обществе существовала и «не­вольная челядь». Русская Правда называет несвободного мужчину хо­лопом или челядином, а несвободную женщину - робой, объединяя тех и других общим понятием «челядь».

Челядь была почти полностью бесправной. Русская Правда при­равнивает ее к скоту: «от челяди плод любо от скота» - говорит одна из ее статей. В этом отношении челядь Древнерусского государства напоминала античных рабов, которых в Риме называли «говорящим орудием». Однако на Руси холопы не составляли основу производст­ва, рабство было преимущественно патриархальным, домашним. Не случайно Русская Правда выделяет категории холопов, жизнь кото­рых защищалась более высоким наказанием. Это всякого рода обслу­живающий персонал княжеского и боярского двора - слуги, воспи­татели детей, ремесленники и пр. С течением времени развивается и процесс превращения холопов в феодально-зависимых крестьян. Они стали первыми крепостными.

Для Древнерусского государства характерно еще отсутствие за­крепощения крестьян: Феодальная зависимость может существовать в разных формах. Для данной стадии развития феодализма характер­но отсутствие прикрепления крестьянина к земле и личности феодала. Даже закуп, если он как-то изловчится набрать денег для уплаты до­лга, может немедленно уйти от своего господина.

Основную массу трудящегося населения составляли смерды. Не­которые исследователи полагали, что смердами именовались все сель­ские жители (Б. Д. Греков). Другие (С. В. Юшков) считают, что смер­ды - это часть крестьянства, уже закабаленная феодалами. Послед­няя точка зрения представляется более предпочтительной.

Смерды жили общинами-вервями, которые выросли из родового строя, но в Древнерусском государстве имели уже не кровнородствен­ный, а территориальный, соседский характер. Вервь была связана кру­говой порукой, системой взаимопомощи.

Феодалы. Состав класса феодалов.

Для того чтобы доказать принадлежность к классу феодалов необходимо найти указание в РП на то, что у них была земля и зависимое население.

Начнем с князя.

Ак 24, Тц13 упоминают сельского и ротайного (пахотного) княжеского старосту, что позволяет нам сделать вывод, что у князя была своя земля.

Тц.46 упоминает княжеских холопов («аже будут холопи татие любо княжи»), то есть зависимое от князя население, следовательно, князь являлся феодалом.

Бояре также являлись феодалами, поскольку у них имелась своя земля (вывод можно сделать по аналогии: Тц.1 и Тц.66 упоминают боярского тиуна, можно предположить, что тиуны боярские занимались контролем за населением на земле боярина.

Тц.46 упоминает боярских холопов, следовательно, у бояр было зависимое население, что позволяет нам сделать вывод, что бояре являются феодалами.

Обратим внимание на следующую категорию людей – княжи мужи. За их убийство устанавливалась двойная вира – 80 гривен (Тц.1,2), следовательно, они находились в достаточно привилегированном положении. К княжим мужам можно отнести дружинников, огнищан и конюши, опять же на основании виры (Ак.19,Тц.12)

Доказать, что они также являются феодалами проблемно, потому что в статьях РП нет прямого указания на это, однако Тц.91 закрепляет одинаковый порядок наследования для бояр и дружинников, следовательно, они являются такими же феодалами, как и бояре.

К феодалам по РП можно отнести и церковь. Тц.46 упоминает «холопов чернечь», то есть холопов монастырских. Что же касается земель, то прямого указания на это в РП нет, но известны договоры завещания земель церкви, покупки церковью земель и т.д.

Зависимые люди. Челядины. Рядовичи. Закупы. Смерды.

Холопы представляются нам полностью зависимым населением, фактически не субъектом, а объектом права. Тц.89 устанавливает, что в «холопе и в обе виры нетуть», следовательно, они не являются свободными. Ак.16 Челядин фактически приравнивается к скоту «А ты своего скота ищи при видоце»

У холопа не было своего имущества, господин имущественно отвечает за холопа (Тц.63,121, Тц.116, Тц.120).

Все это позволяет нам сделать вывод, что челядины (холопы, кормилицы и робы) относились к самому бесправному населению с точки зрения РП.

Существовало семь основных путей попадания в холопы:

1) рождение от робы – Тц.99 – «яже от челяди плод или от скота, то все поимати лицемь». Фактически дети челядинов становились таким же имуществом господина как приплод скота.

2) Тц.54 устанавливает, что недобросовестное обращение купца с товаром, если он его испортил, пропил, проиграл в кости, ведет к продаже этого купца в холопы.

3) Тц.56 гласит, что закуп в случае побега становится полным (обельным) холопом своего господина.

4) Тц.64. за кражу своего закупа отвечает господин, однако закуп становится холопом

5) Тц.110. К холопству вела самопродажа при свидетелях.

6) Тц. 110. Женившийся на робе без договора также становился холопом.

7) Тц. 110. Поступающий на службу тиуном мог оговорить, что он остается свободным, иначе он автоматически считался холопом.

Таковы основные пути попадания в холопы. Выходов же из холопского состояния почти не было. Тц.98 закрепляет, что дети господина от робы и их мать получают свободу после его смерти, но не участвуют в наследовании имущества.

Смерды

Статус смерда близок к статусу холопа Ак.28 «А в смерде и в холопе 5 гривен».

Но у смерда могло быть свое имущество, поскольку Ак.28 упоминает «смердего коня», а Тц.16 даже «смердего холопа».

У смерда была наследственная масса Тц.90, господин получал имущество смерда только если у последнего не было сыновей и незамужних дочерей.

Тц.78 Самоуправство относительно смерда со стороны не представителей государственной власти, а рядовых лично свободных смердов карается уголовным штрафом. Кроме того, потерпевшему полагается возмещение ущерба. По сравнению со Ак.33 данная статья показывает развитие феодальных отношения на Руси, предполагая существование наряду с лично свободными смердами также частновладельческих боярских смердов.

Закупы.

Закуп являлся человеком, отрабатывающим долг, купу. (Тц.59 за обиду закупу возвращалась свобода в 60 кунах, Тц.60 также стремится ограничить произвол господина в расчетах с закупом, получив с закупа большую плату, чем обусловлено, господин обязан вернуть ему лишнее и наказывается продажей, Тц.61 – если господин распорядится закупом как холопом и продаст его, сделка не может быть признана действительной, закуп получает свободу, а господин наказывается высшей продажей, Тц.62 – закуп может быть принужден к работе побоями господина, но если последний злоупотребляет этим правом, то закуп может обратиться в суд, который должен взыскать с господина за самоуправство продажу как за избиение свободного (яко же в свободнем платеж по Тц.29 – три гривны))

Тц.62 – господин мог бить закупа за дело, но если пьяный и не смыслит, то штраф Тц.56 – закуп не обладал полной свободой передвижения, если он бежал от господина, то становился холопом. В отличие от челяди, у закупа могло быть свое имущество Тц.57,58 устанавливают ответственность закупа за имущество, данное ему господином.

Рядовичи.

В первую очередь, необходимо сказать, что рядовичем являлся человек, заключающий договор и работающий по договору соответственно. Положение рядовича и боярского тиуна одинаково, поскольку они вместе упоминаются в Тц.14. Но рядовичи являются не полностью свободными, поскольку за них платится не вира, а возмещение в 5 гривен (Ак25).

Смердами на Руси в IX-XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Права смердов

Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.

После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.

Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы. Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины. Если одного такого землепашца убивали, все, чем он владел, делили между собой члены общины (согласно «Русской правде»).

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.

Холопы и их права

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.

Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.

Рабское положение холопа отражалось во многих юридических моментах. Такой человек целиком и полностью принадлежал помещику. Последний имел полное право убить своего холопа за какой-то проступок. За это его никто не смел осудить. Если же феодал убивал чужого холопа, он платил штраф, как за порчу чужого имущества. Также холопы не имели земельных наделов или какой-либо другой ценной собственности.

Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества). Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская права»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы». И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.

Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами). Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена. Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).

Разряды холопов

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.

В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

Переход в другое сословие

После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).

Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог. Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями. Они владели большей частью городского недвижимого имущества.

Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.

На Руси в IX-XIV веках смердами начали называть крестьян, занимающихся обработкой земли. Само слово «смерд» имеет индоевропейское происхождение, представляя видоизмененный вариант слов «сморд» или «смурд» – «зависимый человек», «простой человек».

Смерды и их права

Смерды поначалу являлись свободными жителями деревень. Со временем их закрепостили и они перешли во владение князьям. Несмотря на то, что смердов причисляли к низшему слою общества, они не были настолько бесправными, как холопы. Они имели земельный надел, но при этом обязательно должны были заниматься обработкой хозяйской земли.

Жизнь и холопа, и смерда стоила одинаково – 5 рублей. Именно такую сумму нужно было заплатить за убийство человека, относящегося к нижнему слою общества.

Все-таки слово «смерд» считается языческим. С принятием Русью христианства их начали называть крестьянами, что фактически означало «христианин». Но, еще долгое время название «смерд» не забывалось. Постепенно в русском обществе так начали называть простолюдинов. Подобное обращение приобрело негативный оттенок.

Смерды были военнообязанными. Чтобы исполнить свою повинность, они могли «откупиться» с помощью поставки лошадей для конницы (некоторые из них были очень даже зажиточными), а могли стать воинами или всадниками.

Еще смерды относились к сельской общине. Если одного из них убивали, то его имущество делили все члены общины между собой (информация «Русской правды»).

Смерды имели право передать свое имущество своим сыновьям. Если же у них не было наследников, земля отходила князю. Государственные смерды, которые обрабатывали государственную землю, проживали в то время в Новгородской республике. Если князь решал передать эти земли в собственность монастырю или церкви, то смерды работали на церковников.

Права холопов

Холопы – это абсолютно бесправные люди, фактически рабы. В отличие от смердов, которые жили исключительно в сельской местности, холопы могли проживать и в деревнях, и в весях (городах). Только благодаря Петру I их рабское положение было отменено в 1723 году.

Помимо холопов была еще и другая категория рабов – челядины. Во время походов, в ходе которых завоевывали удаленные или соседние земли, князья обзаводились рабами-иноземцами, которых и называли челядинами. Их положение было еще более удручающим, так как они фактически приравнивались к вещи.

Холопы не имели права иметь собственное имущество. Его владелец мог даже убить своего раба (например, за какое-то неподобающее поведение), и за это он не нес никакого наказания. Правда, если князь убивал чужого холопа, его владельцу он должен был заплатить штраф (как за порчу имущества).

Холопами можно было стать в разных случаях: по праву рождения, за долги, за тяжелые проступки, после замужества. Есть даже свидетельства того, что князь мог разжаловать крестьянина в холопы (по данным «Русской правды»). Также бесправным рабом могли стать торговцы-растратчики, не способные рассчитаться с долгами, а также свободные женщины, вышедшие замуж за холопа.

Рабов могли продавать и передавать друг другу. Да, им доставалась самая «черная» работа, но они, в свою очередь, могли обучиться какому-то ремеслу (чего не могли смерды – землепашцы). Чем умелее был холоп, тем больше он ценился.

При желании князь мог дать своему рабу отдельное жилье или даже отпустить на свободу (подарить вольную).

Разряды холопов

Холопы могли быть «большими» и «меньшими». Делили их на эти категории в зависимости от их способностей, умений и уровня ответственности. Первым доверяли лучшую работу (управляющие, ключники и пр.) и они могли руководить «меньшими» рабами, которые были пастухами, конюхами, пекарями, плотниками и т.п. «Малые» холопы, занимающиеся полезным и уважаемым ремеслом, назывались «деловыми людьми».

Боевыми холопами могли стать дети тех бояр, которые обеднели. У них было гораздо больше прав, чем у управляющих и, тем более, чернорабочих. Они могли иметь полное боевое снаряжение и лошадь (порой не одну, а две).

Как происходил переход в другое сословие

После 1861 года (когда было отменено крепостное право) началось формирование нового класса – мещанства, к которому относилось низшее рангом городское население. Люди могли перейти в это сословие в ряде случаев: боевые холопы, освобожденные от военных обязанностей (например, за хорошую службу); смерды, которых отпускали господа.

Мещане были не только свободными, но и могли заниматься прибыльной деятельностью – владеть собственной лавкой, заниматься каким-то ремеслом, продавать продукты своего труда. Но в таком случае они должны были платить налог. Внушительная часть недвижимого имущества в городе принадлежала именно мещанам. Екатерина II в «Жалованной грамоте городам» в 1785 году закрепила официальный статус за мещанами, которые были на одну ступень ниже купцов.

Среди мещан также постоянно происходили изменения. Те, кто не хотел платить налог, становился крестьянином. А те, кто получал образование, мог продвинуться по ранговой лестнице и стать разночинцем. Благодаря этому люди даже с низших слоев населения могли добиться большего и получить новые возможности.

хозяин холопа

Альтернативные описания

Большой любитель перекладывать свою работу на других

В России до 1917 г. - лицо, принадлежавшее к привилегированным слоям общества (преимущественно дворянин-землевладелец, помещик, чиновник, интеллигент)

В дореволюционной России: человек из привилегированных классов

О солидном (обычно богато одетом) человеке с важной походкой, степенными манерами (разговорное)

О человеке, перекладывающем свою работу на других

Персонаж комедии «Плоды просвещения»

Помещик на Руси

Помещик

Судья над холопами

Опера латышского композитора М. Зариньша «... и гусляр»

. «ты..., да и я не татарин» (посл.)

. «расселся как...!»

. «хозяин - ...»

Холопов рассудит

Хозяин - ... (погов.)

Эпитет для белоручки

Помещик в рифму с мерином

Помещик, чиновник на Руси

Русский помещик

Владелец холопов на Руси

Хозяин того еще хозяйства

Нахлебник холопов

. «начальник» лакея

Помещик в дореволюционной России

Бездельник, перекладывающий работу на других

. "Начальник" лакея

. "расселся как...!"

. "ты..., да и я не татарин" (посл.)

. "хозяин - ..."

М. бары, баре мн. барыня ж. боярин, господин, человек высшего сословия; дворянин; иногда всякий, на кого другой служит, в противопол. слуге, служителю. Большой и меньшой барин свадебн., дружка, см. боярин. Не станет хлеба, барин даст, поговорка беззаботных крестьян. Барин-то ты барин, да только я тебе не слуга. Ты барин, да и я не татарин. Не равны бары, не равны и крестьяне. Хоть лыком шит, да барин. Не богат, да славен: тот же барин. Корейский барин: сам орет, сам и пашет; Корега, около Буи. Сохрани Бог от мора, от пожара да от нашего брата, как угодит в бара, говорят крестьяне. Всех денег у бар не оберешь, говорят при окончании торговли. Большому барину товар отдай, а деньги после. Что ни лучше (больше) барин, то хуже долги платит. Слуги в шелках бары в долгах. Бары липовые, мужики дубовые. Не кори барин хлебом, а слуга бегом. Каков барин, таков и крестьянин. Барин за барина, мужик за мужика, стоит. Угорела барыня в нетопленной горнице, о причудах. Кабы барынька не уськала, так бы и барин не лаял. Ай да ты, ай да я, ай да барыня моя! Баринушка, баринок ты мой; барынька моя. Сидит барыня (баба) на печке в белой епанечке, труба. Кто у вас барин в дому? хозяин. Жить барином, широко, торовато, пышно, по-барски, в изобилии. Полубарин, человек среднего сословия; человек барского, незаконного рода. Барин сиб. шуточн. веред, чирей, болячка. Барин сел, поворотиться не дает. Барыня, вид куста боярышник, Crataegus oxyacantha, глод, глудина, глог, боярка. Барыня, народная песня и пляска, вытесняемая ныне, вместе с балалайкою, куплетами и кадрилями. Баринова шапка; барынин салоп, говоря об известных лицах, иначе, вообще барский. Кабы не барский ум, да не мужичья простота, что б было? Вольному (казенному) просторнее, барскому спокойнее, жить. Барский гнев да барская милость, равно опасны. Барская милость, Божья роса. Коли барский дурак, так и красный колпак. Холоп барского добра не бережет. Душа Божья, тело Государево, а спина барская. Барская ласка до порога. Барская милость кисельная сытость. Живет барски, по-барски. Барское село, помещичье. Барской работы не переработаешь. Барская барыня, род хозяйки, ключницы, наперсницы в барском доме; хаживала не в сарафане, а в юбке и кофточке, шугае. Пришлось и барской барыне тошнехонько. Не по чем барской барыне плакать. Барская спесь, огненный цветок, Lychnis chalcedonica, татарское мыло, дикое, кукушкино мыло, бархатка. Барский цвет, в торговле красным товаром, светло-шоколадный. Баристый барин; баристые приемы, барский, барам сродный, приличный. Барство ср. состояние, быт, звание барина; сословие бар; все общие барские качества, по себе взятые; хлебосольство, тороватость, властолюбие, тщеславие, спесь и пр. Поповство холопство; дьяконство барство, говорят попы. Барич м. сын барина, барин родом; сын человека, жившего барски; привыкший жить праздно, роскошно. Барченок, барчук м. барча ср. барчата мн. малолетный барич. Не так барин, как барчата надоедают. Барченок горя не вкусит, пока своя вошь не укусит. Барышня ж. девица благородного звания. Барская барышня, любимая, приближенная к госпоже сенная девушка, дворовая или приживалка. Баричев, барченков, барчуков, барчаткин, барышнин, лично им принадлежащий, их, ихний. Бариться, корчить барина, силиться уподобиться барам по внешности, по приемам, роду жизни и пр., тянуться за барами; барничать, то же, но более укорно, обличая в тщеславии. Барить кого, южн. зап. бавить, задерживать, заставить мешкать. Не бари мене, у мене часу нетути, зап. недосуг. Дарите, не барите, коротки свитки, померзли лытки! колядка: не держите нас на морозе. Бариться, бавиться, медлить, мешкать. Не барись там! не сиди, воротись скорее. Как взбарится он на меня, вскинется по-барски. Добарничался до сумы. Забарничал, начал барничать; Забарничался, зазнался; забарился, заленился; забарился (южн.), забавился, замешкался, засиделся. Избарился, испорчен барничаньем. Набарничал, наделал барских проказ. Набарничался или отбарничал, перестал барничать. Побарился, побарничал маленько. Перебарился, исправился. Временем прибаривает. Пробарничал век, атолку нет. Разбарился, расходился; рaзбарнuчался, зажил широко. Барниченье, барничество ср. род жизни, поступки по глаголу. Барствовать, быть барином, господином, владельцем, полным хозяином; повелевать, распоряжаться в раздолье. Старый барин у нас барствовал годов двадцать, а теперь насел молодой. Кто барствует, тот и царствует, владеет. Барщина ж. вотчина, барское именье; все барское вообще. Панщина, работная повинность крестьян владельцу, обязательные работы, противопол. оброку; в половниковых имениях зовут ее и половинщиною. На барщину иду на солнышко гляжу: не пора ли домой. Нужда учит, а барщина мучит. Ты мне тошней барщины. Бредет нога по ногу, словно на барщину. На себя работа не барщина. Монастырщина, что барщина, от бывших монастырских или экономических крестьян. Барщинные дни ведрые, крестьянские ненастные; о произволе барском при нарядах. Барщинское сено, скошенное на барщине, барское. Барщинник м. барщинница ж. крестьянин, состоящий на барщине, противопол. оброчнику

Опера латышского композитора М. Зариньша "... и гусляр"

Персонаж комедии "Плоды просвещения"

Смердами на Руси в IX-XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Права смердов

Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.

После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.

Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы. Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины. Если одного такого землепашца убивали, все, чем он владел, делили между собой члены общины (согласно «Русской правде»).

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.

Холопы и их права

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.

Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.

Рабское положение холопа отражалось во многих юридических моментах. Такой человек целиком и полностью принадлежал помещику. Последний имел полное право убить своего холопа за какой-то проступок. За это его никто не смел осудить. Если же феодал убивал чужого холопа, он платил штраф, как за порчу чужого имущества. Также холопы не имели земельных наделов или какой-либо другой ценной собственности.

Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества). Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская правда»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы». И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.

Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами). Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена. Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).

Разряды холопов

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.

В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

Переход в другое сословие

После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).

Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог. Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями. Они владели большей частью городского недвижимого имущества.

Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.