Смоленская земля издавна славится своими традициями благотворительности. Только на рубеже XIX и XX веков в Смоленской губернии было около 300 различных благотворительных организаций. Подобные общества действуют и в настоящее время.
Однако 2018 год может стать знаменательным, поскольку именно в этом году на Смоленщине зародился вид благотворительности, которого, возможно, никогда в истории региона не существовало.
Для начала представлю вам замечательнх людей, выдающихся филантропов, благодаря которым смоленская земля имеет все основания в очередной раз прославиться на всю Россию. Итак:

1. Ровбель Ростислав Леонидович - заместитель губернатора Смоленской области.

2. Анохин Василий Николаевич - теперь уже бывший заместитель губернатора Смоленской области.

3. Савина Инна Анатольевна - начальник Департамента бюджета и финансов Смоленской области.

4. Архипенков Владимир Петрович - президент Союза "Смоленская Торгово-промышленная палата"

5. Гусев Алексей Александрович - теперь уже заместитель губернатора Смоленской области - начальник Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области.

6. Рыбченко Татьяна Ивановна - начальник Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию.

7. Шалаев Дмитрий Станиславович - начальник Правового департамента Смоленской области.

Вообще, благотворительность - это оказание в различных формах помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в ней нуждается. Обычно ими являются сироты, лица без определённого места жительства, одинокие престарелые или тяжело больные граждане, а также учреждения здравоохранения, социального обслуживания, приюты для животных и т. п. Однако представленные мною благотворители сочли, что есть лицо, которое нуждается в безвозмездной помощи гораздо больше, чем перечисленные мною категории граждан и учреждений. Вот оно:

Если кто не знает, это лицо Алексея, который работает в администрации Смоленской области губернатором. По всей видимости, Алексей стал срочно нуждаться в благотворительной помощи, поскольку попал в трудную жизненную ситуацию: у него на работе Лексус состарился.


Фото: keytown.me

Недолог век автомобилей представительского класса, особенно тех из них, что возят губернаторов. Ведь Лексусом 2012 года никого из своих коллег - руководителей регионов не удивишь. А невозможность демонстративного потребления лишает смысла всю работу на этом посту, напрочь убивает всякую мотивацию. Иначе чем объяснить, что при молодом, энергичном и во всех смыслах одарённом либерально-демократическом губернаторе, выгодном географическом положении, образованном и трудолюбивом населении, Смоленская область до сих болтается в хвосте всевозможных рейтингов?
Скорее всего, Смоленщина так бы и продолжала загнивать, если бы представленная выше великолепная семёрка благодетелей не решилась предпринять действенные меры по её спасению.
По роду своей деятельности практически всем из них приходилось встречаться с губернатором и наблюдать его душевные страдания. И вот однажды, когда смотреть на это без слёз стало уже невозможно, было организовано заседание наблюдательного совета (высшего органа управления) микрокредитной компании "Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства", куда их всех назначил Алексей, на котором приняли решение спасти горемыку: администрации Смоленской области новенький Лексус за 8,6 млн. рублей. Это подтверждает и генеральный директор "фонда" в интервью федеральному телеканалу:

Теперь смоляне имеют все основания ожидать, что после получения администрацией области такого подарка, социально-экономические показатели их региона в скором времени существенно улучшатся, поскольку количество штрафов, заработанное водителем нового автомобиля всего за месяц, свидетельствует об улучшившемся самочувствии и увеличившейся интенсивности перемещения лица одаряемого по столице в поисках денег для развития Смоленщины.

"Ну, и причём же здесь благотворительность? Выдумка предвзятого автора?" - спросит въедливый читатель.
Дело в том, что у автора не хватило бы фантазии назвать подобную сделку благотворительностью. Однако её хватило начальнику управления Министерства юстиции РФ по Смоленской области господину Сметанину А. М., который проверял соответствие деятельности микрокредитной компании её же Уставу .


Именно Андрей Михайлович Сметанин имеет основания претендовать на титул смоленского первооткрывателя благотворительности для элит или элитарной благотворительности, целью которой является удовлетворение потребности демонстративного потребления у высших слоёв сословного общества.


Тем не менее, ответ начальника управления минюста не снял у меня сомнений относительно законности такой благотворительности. Напротив, к имеющимся вопросам добавилась ещё парочка, адресованная господину Сметанину, который в своём письме имеет смелость констатировать, что Смоленская область - это... муниципальное образование. Ага... А губернатор, в таком случае, - глава местного самоуправления??

Андрей Михайлович, вы в каком переходе себе диплом купили, если не отличаете государственную власть от муниципальной? Ведь эти различия известны даже школьникам.


P.S. Если кто-либо из членов наблюдательного совета микрокредитной компании "Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства" не участвовал в принятии решения о безвозмездной передаче Лексуса администрации Смоленской области, голосовал против этой передачи (либо воздержался) и желает об этом заявить, прошу писать мне на электронную почту: [email protected]
Я обязательно опубликую уточнение.

До Нового года остается буквально два дня, и мы рады представить вашему вниманию заключительную часть нашего остросюжетного повествования о самых влиятельных и масштабных персонах Смоленской области. На самом деле здесь без неожиданностей — все на своих местах и, смеем надеяться, никого мы не обделили своим вниманием. Да, Медведев у нас стоит выше Путина, первый вице-губенатор ниже Ровбеля, но на то он и субъективный: мнение наших экспертов сошлось именно на таких позициях претендентов. Для тех, кто всё пропустил:

Места 100-76 Рейтинг влияния - 2017 Кто есть кто в Смоленской области

Места 75-51 Рейтинг влияния - 2017. Part 2

Места 50-26 Рейтинг влияния - 2017. Часть 3 Кто есть кто в Смоленской области? Продолжаем объяснять

Ну что ж, начинаем!

25 — Руслан Смашнев

Руслан Владимирович — технократ и карьерист в лучшем смысле этого слова. Не имея(в отличии от большинства обитателей дома на Ленина,1) ни блата, ни хороших рекомендаций, он в кратчайшие сроки совершил просто головокружительный взлет наверх, на данный момент являясь одним из двух важнейших чиновников администрации — и это по мнению самого губернатора. Кто бы что ни говорил, путь этот он прошел не по головам, а за счет сочетания звериной трудоспособности и аккуратнейшего дипломатизма. Смашневу удается найти язык практически со всеми — и с главами районов, и с вице-губернаторами, и с представителями общественности. При этом — ему удается всё успевать, а это, на минуточку, все внутренние процессы Смоленской области.

Все, что имеет сейчас Руслан Владимирович, далось ему в том числе за счет осторожности, взвешенности и неторопливости в решениях. Сам принцип этот свойственен всем большим чиновникам в нашем регионе, меньше привлекаешь к себе внимания — дальше едешь. Однако не можем не обратить внимание, что дальнейший рост в нашем рейтинге(и не только) будет возможен для Смашнева только в случае наличия более волевых и самостоятельных решений с его стороны.

24 — Василий Анохин

Ещё один представитель относительно молодой плеяды чиновников в администрации Смоленской области, более того, человек, лично подписывающий бумаги в случае отсутствия на месте первого лица. Да, это Василий Анохин постоянно обещает сократить долг региона перед федеральным центром, именно он отвечает за вопросы, связанные с нашей никудышной казной. Однако в новостях(не на ресурсах, имеющих профильные контракты) он мелькает даже не часто, а не мелькает совсем. Тем более что разобраться, что там именно принимают в бюджетах Смоленской области, плохо это или хорошо — задачка не для слабонервных. За какой-то другой деятельностью обнаружить Василия Николаевича также не получится.

Однако повторимся — и. о. в случае чего именно Анохин. И 24 место в нашем рейтинге.

23 — Сергей Неверов

Сергей Иванович — вдохновенный поклонник природы региона, решивший избраться от него в Госдуму. Сейчас Неверов — топ из числа приближенных к первому лицу, и такой расклад, казалось бы, должен приносить только благо многострадальной Смоленской земле. Однако приезжает на малую родину чиновникм в основном скоротать досуг в имении: подобное факультативное отношение к Смоленщине сказывается и на всем остальном. Да, он привел деньги на программу благоустройства, но реализацию её не контролировал, что вылилось в один из худших результатов по стране. Да, он помогает муниципалитетам в своем округе, выделяет деньги Гагарину, но и здесь это выглядит как подачка с барского плеча, чтобы вид по дороге с работы не был настолько удручающим.

Ко всему сейчас еще у Сергея Ивановича наметились проблемы и по основному направлению деятельности в Госдуме. Совсем недавно ему при всей поддержке Володина не удалось отстоять собственое место зампреда, и пусть на прошедшем съезде партии он сохранил за собой позиции руководителя фракции« Единой России», перспективы у него, мягко говоря, не самые лучшие.

С другой стороны, если Неверов в конце концов станет просто депутатом, то у него появится больше свободного времени, и значит он будет почаще заглядывать в милые его сердцу смоелнские леса. А там, глядишь, и поможет Смоленщине по-настоящему.

Эххх счас бы на дачку!

22 — Нина Куликовских

Нина Куликовских — Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Смоленской области, директор Смоленского областного государственного казенного учреждения« Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи« Долг», депутат Облдумы.

Нина Германовна — это сплав энергии, энтузиазма, умения добиваться своего и обладатель помимо этого мощнейшего ресурса по патриотическому воспитанию — «Вахты Памяти». Редкий смолянин сумеет сдержать эмоции, гладя на то, как в новеньких гробах предают земле советских солдат, отдавших жизнь в страшных сражениях с фашистами, развернувшихся на территории Смоленщины. Их тысячи, а организация под руководством Куликовских, с первых сырых апрельских дождей и до осени ищет и поднимает из земли наших бойцов, собирает по крупицам информацию о них, чтобы похоронить со всеми воинскими почестями и найти потомков тех, кто навечно остался в неплодородной смоленской землице. Ежегодно — в разных районах области — это три — четыре сотни бойцов. Работа организована слаженно и чётко, о ней хорошо информированы смоляне, и питают уважение к такого рода деятельности. Найти настолько оскотинившегося человека, который найдет это занятие бессмысленным — сложно. Все в совокупности и справедливо послужило для Нины Германовны билетом в высшие региональные ряды ОНФ. Поэтому за всеобщее уважение, за силу духа, за благое начинание и преданность истории — ставим Нину Куликовских на 22-е место, а смутные сплетни о том, как все начиналось оставим и здесь приводить не будем.

Нина Германовна обладательница главных кудряшек в смоленской политике

21 — Владимир Вольфович Жириновский

В отличии от своих соседей по рейтингу из правящей партии, Владимир Вольфович имеет к региону более предметный интерес — здесь у него сидит единственный губернатор от партии, Алексей Владимирович Островский. Об этом знаменательном факте он то и дело не забывает вспоминать на различных ток-шоу, приводя в пример Смоленскую область в различных положительных положениях. Местные же в свою очередь порой отсылают ему соленья, и передают другие позитивные приветы.

Оставаясь на протяжении последних 30(тридцати) лет одним из самых узнаваемых политиков Российской Федерации, он не может не быть одной из ключевых персон в нашем рейтинге. Ко всему, партийный босс губернатора — это уже веский довод, чтобы знать и бояться. Здоровья и всех бла в наступающем Новом году Вам, Владимир Вольфович.

Тот самый ролик с избиением осла который примечателен отюдь не этим

20 — Владимир Владимирович Путин

Да да, Владимир Владимирович только на двадцатом месте в нашем почетном списке, но не подумайте, что мы, греха ради, хотим как-то пренебречь персоной национального лидера. Мы рассматриваем только фактическую составляющую, а тут уже ни для кого не секрет, что Смоленская область, по сути, отдана на откуп премьер-министру, Дмитрию Анатольевичу Медведеву, а сам Путин интересует нашими внутренними делами постольку поскольку. Конечно, приказы о назначении первых лиц подписывает лично он, но во всем остальном — это уже вопросы к «Димону».

Только факты — за все годы проведения ежегодных пресс-конференций ни один журналист из Смленской области так и не задал вопрос президенту. Последнее упоминание региона в его публичных выступлениях относится э... к 2013-му? За все время правления, начиная с 1999-го года, заехал к нам всего-то два раза, несмотря на явную географическую близость. Впрочем, давайте также и не обманывать себя, ведь если Владимир Владимир захочет, или хотя бы намекнет, что ему что-то не нравится в Смоленской области, всё завертится настолько быстро, что вы и глазом моргнуть не успеете. Вот так вот.

Смоленск где-то там

19 - Роман Батршин

Куда же в нашем рейтинге без председателя областного суда? Пусть на бумаге Роман Батршин пока только исполняющий обязанности, в его скором назначении на этот пост уже никто не сомневается. Роман Юсефович возглавил облсуд в довольно тяжелое время. Осенью в отставку ушел его предшественник — Владимир Войтенко. Большая часть судей уже и не помнит те времена, когда главным областным судьей был кто-то другой. Здесь же и растущие как дрожжи слухи, витающие над его предшественником.

Но Роман Юсефович — судья с 13-летним стажем, прошедший свой путь от следователя прокуратуры до председателя облсуда. К тому же, последние 3 года он трудился заместителем Владимира Войтенко, который не уставал хвалить своего заместителя. Так что, Роман Батршин имеет все шансы для того, чтобы стать достойным преемником Владимира Войтенко. А по сему за ним — 19-е место нашего рейтинга.

18 — Александр Сафронов

Александр Николаевич — исполняющий обязанности руководителя областного Следственного комитета. Карьера у временно главного следователя области была довольно интересной: начинал свой путь Александр Сафронов с должности учителя в одной из средних школ, позже« подрос и до директора. В начале« нулевых» он резко сменил свои интересы, и ушел трудиться в прокуратуру. Карьерный рост не оставил бывшего директора и там: сначала Александр Сафронов стал заместителем руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Смоленской области, а после разделения ведомства на собственно прокуратуру и СК, перешел на аналогичную должность к сыщикам. После перевода бывшего руководителя регионального СК, временно занял его место.

С первого взгляда, Александр Сафронов обладает определенным влиянием исключительно из-за должности, на которой судя по всему находится временно. Но не будем забывать — в «замах» он сидит практически 10 лет, а это что-то да значит. К тому же, кому как не к Александру Николаевичу обратиться за помощью и поддержкой новому руководителю? Поэтому, за Александром Сафроновым и остается 18-е место нашего рейтинга, с прицелом на будущее.

17 -Сергей Кириенко

Да, в этой части нашего рейтинга много политических деятелей федерального масштаба. Но согласитесь, кто, как не Сергей Кириенко(первый заместитель администрации Президента) имеет реальную власть в любом регионе. Особенно в предвыборное время. Ко всему, в зоне ответственности Сергея Владиленовича находятся такие вопросы как взаимодействие политических партий и молодежная политика, но суть, конечно, не в этом.

Ни для кого не секрет, что для первого лица, Правительства(в том числе и для АП) основной показатель работы региональных властей — результаты голосования(о чем отдельно несколькими строчками ниже). А главный тут непосредственно Сергей Владиленович.

16 — Сергей Шелудяков

Сергей Шелудяков — член Генерального совета Всероссийской политической партии« ЕДИНАЯ РОССИЯ», член Президиума Регионального политического совета Партии, депутат Смоленского городского Совета. Молодой и перспективный член различных советов, президиумов и комиссий, успевший поруководить даже региональным исполкомом партии. В отличие от многих своих коллег-сверстников — он не сэлфи-политик, а действительно функционирующий и выполняющий реальные практические дела единоросс, хоть и исправно посещающий различные полит-тусовки с участием самых-самых первых лиц государства. Принимал активное участие в подготовке и проведению последней избирательной кампании в Госдуму, в чем отлично себя зарекомендовал. До сих пор не был замечен ни в чем компрометирующем.

Учитывая набор этих факторов: опыт + чистоплотность + желание и активность, полагаем, что Сергей не засидится надолго в горсовете и уже в ближайшее время начнет покорять новые вершины, не исключено, что сразу федерального масштаба. Впрочем, сам он не то, чтобы торопится покадать Смоленск, потому ждем интересных новостей именно из областного центра. Не даром же он так много сил отдал на кампании Неверова и стал практически его наместником в Смоленске. Желаем удачи от отдаем шестнадцатое в последней четверти нашего рейтинга.

Хлеб соль!

15 — выборы президента Российской Федерации-2018

Знаете как раскачать лодку и вы не Навальный? Тогда вы наверняка работаете в избиркоме Смоленской области и готовитесь к подсчету голосов, поданных в поддержку Грудинина и Собчак. Шутка. А теперь серьезно — именно результат выборов является той шкалой, по которой определяется быть или не быть в региональной политике. Завалите результаты, плохо пользуетесь методичкой — до-сви-да-ни-я.

Причем коснуться это« до-сви-да-ни-я» может как раонных чиновников, так и областных. Никто разбираться не будет, головы полетят сразу. Да, мы не персонализируем кого-то отдельного, более того, событие это ещё грядущее, но не включить фактор выборов-2018 в наш рейтинг было бы преступлением. Удачных вам подсчетов, господа чиновники, сельских рекордов и городских явок, и да пребудет с вами фартовая рука Соваренко. Ну тут уже почти шутка.

Не допущу!

14 — митрополит Исидор

Значение Русской Православной Церкви(сокр. — РПЦ — прим. ред.) здесь, в вотчине патриарха Кирилла , недооценить невозможно. Именно Исидора по поводу и без приглашают на всевозможные статусные мероприятия, именно у Исидора то и дело просят дозволения на мало мальски важные проекты, и именно он являяется представителем в Смоленской области патриарха, о котором позднее. Серьезно — столь высокое место его не случайно, и пускай для людей не посвященных в политические процессы они не кажется не обоснованным.

Что можно сказать про самого Исидора. В Смоленске с 2013-го года. В каких-либо скандалах замечен не был. Живет в историческом центре, во всем известном пресловутом« домике патриарха». В дела мирские без повода не лезет. Долгих лет и здравия!

13 — мэр Соваренко

Эпоха среднего Соваренко, как метко пошутил один из наших авторов, идет в Смоленске ни шатко ни валко и имеет все признаки чего-то промежуточного. Снег все так же не убирают, трубы все так же взрываются, и все так же ничего разумного наша городская администрация предложить не может. Все так же из стен белого дома доносятся непонятные известия, то в виде никому не нужной маленькой ярмарки на 7(семь) точек, то в виде приказа запретить новогодние утренники. Добавилось тут только абсурда — никак иначе объяснить, к примеру, обещание Соваренко достроить зоопарк на Киселевке, нельзя.

Конечно, все мы понимаем, что сидит он в мэрии совсем не за этим, что его работа — это перекладывать бумажки и вести подсчеты, а не кричать на подчиненных(чему ему пришлось научиться делать к окончанию первого года своей работы). По-человечески его можно и понять, и пожалеть. Но нужно ли входить в положение и жалеть мэра областного центра, который занят не своим делом? Горожанам-то от этого не легче.

Удачно вам, Владимир Александрович, провести грядущие избирательные компаниии и маленькое пожелание: пожестче там со своими подчиненными, они ведь по-другому не понимают. Всех благ.

Господи за что мне это всё?

12 — Игорь Ляхов

В особом представлении Игорь Васильевич Ляхов не нуждается. Действующий председатель Смоленской областной думы, главный« единорос» области, а в сравнительно недавнем прошлом — еще и заместитель губернатора. Все это — плод упорной работы Игоря Васильевича. Долгое время он был председателем КП «Рыбковское», где его и заметил управляющий тандем Сафоновского района — Вячеслав Балалаев и Татьяна Белоусова . Карьерный рост Игоря Ляхова пошел по линии Татьяны Алексеевны, являющейся, к слову председателем местного отделения« Единой России». Но районные забавы Игорь Васильевич вскоре перерос. Теперь в его интересах проблемы и задачи регионального, а иногда и федерального масштаба — вплоть до выдвижения в президенты Владимира Путина. Мы верим, что ни районный, ни региональный уровень для Игоря Васильевича — не предел. А по сему желаем ему успехов, и вручаем 12-е место нашего рейтинга.

На этом фото прекрасно всё

11 — Лев Платонов

Лев смоленской политической и спортивный жизни Платовнов — вице-губернатор, курирующий физическую культуру на Смоленщине. Да, функционал узок, но зато как важен! Видный и преданный ЛДПРовец, Лев Платонов был помощником депутата Госдумы Алексея Островского до того, как тот возглавил наш регион. Платонов жесток, категоричен, и, несмотря на 77-летний возраст, по-прежнему имеет здоровые амбиции и бодрый дух. Лишь с сентября 2016 года он покинул пост вице-губернатора — руководителя аппарата администрации Смоленской области. Он принимал самое деятельное участие в кадровой политике, в вопросах взаимодействий различных структур и вел, в общем-то, огромный пласт видимой и не видимой глазу административной работы, пока не устал и не попросился в отставку с этой должности.

Футбольному сообществу он известен, как-то тренер, то, как руководитель различных футбольных команд: ЦСК ВВС, «Искра», «Кристалл», клуб« Терек» — знакомы с методами работы Льва Платонова не по наслышке. Наверное, как знатоку футбольной кухни изнутри и «своему» во властных коридорах, ему и написали письмо игроки и болельщики бывшего футбольного клуба« Днепр», возмущенные новым, аббревиатурным названием СФК ЦРФСО. Действительно, что скандировать на трибунах, как придумывать кричалки? — вопрос для любителей футбола не праздный. С пожеланиями самого активного развития смоленскому спорту, отдаем Льву Васильевичу 11-е место нашего рейтинга.

10 — Дмитрий Шалаев

Дмитрий Шалаев — начальник правового департамента Смоленской области. Один из двух начальников департаментов, входящий в состав Администрации региона, а это означает равный вес с заместителями губернатора и исключительное доверие со стороны руководителя региона. Даже тот факт, что супруга Дмитрия Станиславовича была замешана в коррупционном скандале, не отдалил Шалаева от стен администрации. Сначала, когда вскрылись сомнительные дела в социальной сфере, и на Юлию Новикову было заведено уголовное дело, Шалаев, как порядочный человек подал заявление об отставке, которое и было удовлетворено.

Но после тщательной проверки выяснилось, что начальник правового департамента был не в курсе дел коллеги и супруги Юлии Новиковой. Это дало основания полагать, что его совесть чиста и принять Шалаева на работу вновь. Та ситуация много позволила представить и о характере Губернатора, и о характере его доверенного лица — Дмитрия Шалаева. Взяв труд разобраться в ситуации, Алексей Островский остался при преданном помощнике, а Шалаев — при должности и со спасенной репутацией. Ставим на 10-е место нашего рейтинга и желаем успехов в работе!

9 — Константин Никонов

« Очень доволен Никоновым и Смашневым... Доверив им это направление, я понимал, что в какой-то степени я могу быть в них уверенным и на них опираться... Но этот тандем на самом деле на сто процентов заменил собой Кротову. ... Это важнейший блок в работе губернатора и администрации области », — так высказался своем заместителе Константине Никонове Губернатор во время своей итоговой годовой конференции. В принципе, после этой цитаты можно было бы уже больше вообще ничего не говорить о том, насколько влиятельна эта персона в регионе. Губернатор сам охарактеризовал блок его работы словом« важнейший».

От себя мы лишь добавим, что Константин Владимирович, говорят, очень интеллигентный, порядочный и воспитанный человек, далекий от импульсивности и экзальтированности его предшественницы. Это во многом облегчает жизнь его подчиненным и коллегам. Смело отправляем Константина Никонова на 9-е место и желаем, чтобы и впредь его работа удостаивалась лишь всяческих похвал.

8 — партиарх Кирилл

Так уж устроены дела наши, Господи, что в перепетиях россиской политики, особенно на высшем её уровне, редко обходится без священников. Трудно сказать, с чем именно это связано — с набожностью ли определенных людей, либо с совокупным запросом чиновников на отпушение грехов и всепрощение. Так или иначе, патриарх Кирилл — фигура равнозначная другим приближенным к первому лицу, а в каком-то смысле, даже немного большего масштаба. Слова пастыря чтят, знают и именно к нему идут за прошением и советом.

Конечно, отношение патриарха к земле Смоленской особое — как духовный и политический деятель он состоялся именно здесь. Отдельным его вниманием к региону обусловлены и ряд решений областных властей, а пороя и ряд назначений. То, что тот или иной кандидат на должность набожен — порой имеет собое значение.

Желаем в наступающем году всех благ Святейшему, здоровья и благополучия!

С паствой

7 — Владислав Апаков

Прошедший год выдался крайне непростым для Владислава Апакова, руководителя« Смоленскавтодора», по личному признанию губернатора Смоленской области, флагмана дорожной отрасли региона. Вначале — почти полное свертывание программ по ремонту дорог, потом — их внезапное появление. В результате — был отремонтиован чуть ли не весь Смоленск и куча дорог федерального значения. Однако объем ли работ, либо какие-то другие процессы, остающиеся во властных и силовых коридорах, вынудили его под конец года уйти в продолжительный отпуск. Впрочем, говорить о завершении этого« внутреннего процесса», который не может быть не завязан на других флагманов региональной политики, пока рано и мы воздержимся от прогнозов.

Говоря об Апакове, нельзя не отметить и тот факт, что он, будучи варягом, пришедшим с удмуртской командой Питкевича, сделал хорошее и доброе дело для Смоленщины — организовал спортивный клуб« Автодор», ныне единственный со всего региона клуб выступающий в высшей лиге своего первенства. Учитывая богатые футбольные традиции Смоленска, сам факт того, что к нам приезжают мини-футбольные чемпионы, уже похвален.

6 — Ростислав Ровбель

Ростислав Леонидович — фигура как стремительная, так и неоднозначная. Сделав потрясающую по местным меркам карьеру, он ещё в 2016-м году стал вице-губернатором Смоленской области и принял под свое командование вопросы привлечения инвестиций, ветеринарии и промышленности. Руководимый им департамент — это целое государство в государстве, объем средств, аккумилируемых им — грандиозен, решения его на посту — многочисленны и бесповоротны. Главное же достижение — это прорыв в рейтинге инвестиционного климат, в котором наша область показала наилучшую динамику по стране. Однако климат климатом, а с погодой в Смоленской области, мягко говоря, не очень. Продолжающееся падение основных экономических показателей может загнать регион в такое место, откуда он уже и не сможет выбраться. Можно сколь угодно долго показывать прекрасные статистические показатели, но до тех пор, пока люди сами не почувствуют изменения, говорить о практических результатах не приходится. Да и терпение Алексея Владимировича, думается, также не носит безграничных характер — рано или поздно вопросы должны возникнуть и у первого лица. В любом случае именно 2018-й год станет определяющим для карьеры Ровбеля — здесь уж оправдания на время, проведенное на посту, приниматься в рассчет не будут, и восприниматься будет только лишь конкретика. Удачи и новых инвесторов Вам, Ростислав Леонидович!

5 — Евгений Полонский

Да, ТОП нашего ретинга мы решили отдать силовикам. Главная причина тому — историческая. На Смоленщине всегда много и охотно воровали, а работать при этом толком никто никогда не хотел и не умел(за исключением периода Клименко, естественно). Посему поддерживать здесь нормальное функционирование системы, не будучи вовлеченным в её тайные схемы, как показала недавняя история с Войтенко и Мишневым, не самая простая задача.

Конечно, именно прокуратура должна в первую очередь пресекать те или иные действия, «наводить шороху» по поводу резонансных решений депутатов, разбираться с противоправными действиями властьимущих. И стоит признать, ей это с честью удается.

За все годы, провереднные на посту главного прокурора Смоленской области, Евгений Викторович Полонский сумел зарекомендовать себя как грамотный и жесткий руководитель, строго блюдущий нормы закона и интересы своего ведомства.

Желаем всех благ, здоровья, семейного благополучия в наступающем году!

4 — Василий Салютин

Ещё одним представителем силовых ведомств в нашем рейтинге является Василий Викторович Салютин. Главный полицейский региона по определению обязан быть влиятельным. А полицейский, проработавший заместителем министра внутренних дел Дагестана 5 лет, знает, как грамотно руководить подчиненными.

Да, у регионального УМВД есть определенные сложности при взаимодействии с прокуратурой, но Василий Викторович сумел зарекомендовать себя и в этой ситуации: и своих подчиненных не сдал, и конфликту не дал принять масштабы серьезного противостояния ведомств(а такое в нашем регионе уже бывало).

Регион Салютину, конечно, достался непростой в плане кадровой составляющей. Управление до сих продолжают сотрясать внутренние скандалы, доставшиеся генералу по наследству. Однако здесь он показывает железный характер и решимость преодолеть и эти трудности. По сему — за Василием Викторовичем крепкое 4 место нашего рейтинга. Кто же занял« призовые» места?

3 — Игорь Тиньгаев

Вряд ли обычному смоленскому обывателю знакомы имя и фамилия этого человека. В то же самое время, Игорь Алексеевич — начальник регионального УФСБ. А тут уже вам, наверное, не нужно рассказывать, что это за организация и в чем именно заключается работа чекистов.

Заняв свою должность в 2016-м году, Тиньгаев сразу занял обособленную позицию от местных олигархических игр и долгое время вообще никак не выказывал своего отношения к тем или иным процессам. Однако такое продолжительное молчание в конечном итоге вылилось в большие чистки на местной таможне, отголоски которого, как в случае с задержанием того ж Лужинского слышны до сих пор.

Совсем недавно как гром среди ясного неба грянул очередной скандал из «серого» дома — был задержан за поспредничество в крупной взятке бывшему руководству облсуда бывший же сенатор от региона Мишнев. Да, оказывается, бывает в Смоленской области и такое. И пускай на данный момент Мишнев отпущен под залог и продолжает ходить на работу, последовательность решений Игоря Алексеевича не может не навести на мысль, что человек он смелый и по-настоящему волевой.

Желаем ему и его подчиненным не меньшей отваги в грядущем году, здоровья, благополучия и присуждаем бронзу нашего рейтинга.

2 — Дмитрий Медведев

Мало какой регион может похвастаться тем фактом, что к нему в гости жалует премьер-министр, но не по какой-то свернадобности, а исключительно по хозяйственным вопросам одного агрохолдинга, у которого возникли вопросы по земле с другим архолдингом. Мало какой регион может отдать одному агрохолдингу чуть ли не половину всех возделываемых земель, при этом, не просить о регистрации у себя, и оказывать другие префернции чрезвычайного порядка.

Что тут ещё можно впомнить... Ах да, замечательная байка, как будучи ещё в должности президента РФ, он чуть ли не глядя подписал документы на проведение 1150-летнего юбилей Смоленска поднимаясь по трапу самолета, что вызвало бурю негодования у Дмитрия Козака, которому все это прекрасное благолепин и пришлось потом разбирать.

Как и говорилось выше, дела Смоленской области — это целиком и полностью компетенция Дмитрия Анатольевича, именно он и никто иной стоит за контролем положения дел у нас в области и принимает все необходимые для того решения. Конечно, можно уверенно прогнозировать, что и политическое будущее региона напрямую зависит именно от карьерных перспектив Дмитрия Анатольевича. Ведь если придет другой премьер, за делами агрохолдинга ему ездить к нам особой надобности уже не будет.

1 — губернатор Алексей Островский

Да да, здесь без неожиданностей, и без каких-либо подвохов. Губернатор Смоленской области был есть и будет главным человеком в регионе, по крайней мере, при действующем законодательстве нашей страны. Из событий прошедшего года, которые мы могли бы отметить, выделим важные кадровые перестановки, осуществленные Алексеем Владимировичем как на уровне руководства муниципалитетов, так и непосредственно в самой администрации области. Из важных внутренних процессов — окончательное укрепление вертикали власти в регионе и практически полное отсутствие какой-либо оппозиционной борьбы или политических конфликтов.

Конечно, грядущий год несет с собой новые вызовы для губернатора Смоленской области — это и предстоящие выборные компании, и продолжение работы над укреплением экономического потенциала региона. Но мы верим, что Алексей Владимирович с честью справится с поставленными задачами и присуждаем ему заслуженное первое место в нашем рейтинге влияния. С новым годом и Рождеством, Вас, удачи, здоровья и благополучия!

Спасибо за внимание, оставайтесь с нами! С Новым Годом и Рождеством!

Ключевые слова

ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТИТУТ ОЦЕНКИ / РЕФЕРЕНТНЫЕ ЦЕНЫ / НАЧАЛЬНАЯ (МАКСИМАЛЬНАЯ) ЦЕНА КОНТРАКТА / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ / PROCUREMENT / INSTITUTE OF EVALUATION / REFERENCE PRICING / INITIAL (MAXIMUM) CONTRACT PRICE / UNIFIED STATE INFORMATION SYSTEM / SOCIAL HOUSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Ровбель Ростислав Леонидович

Проблема повышения прозрачности и исключения коррупционной составляющей в закупочной деятельности является наиболее острой на протяжении последних 10 лет. Цель данного исследования анализ изменения методов расчета начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) с помощью введения референтных цен и возможности применения референтного ценообразования на рынке жилой недвижимости при строительстве социального жилья государством. При референтном ценообразовании для сравнения используют цены на аналогичные товары. Для достижения поставленной цели проведен анализ нормативно-правового акта в сфере здравоохранения, вступившего в силу в октябре 2017 г. [приказ Минздрава России от 26.10.2017 № 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной цены) контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения»] и впервые содержащего понятие «референтная цена », а также были выявлены основные недостатки существующей единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, которая предлагается к использованию как база для расчета референтных цен и к другим областям закупочной деятельности , помимо здравоохранения. В результате проведенного исследования была представлена методика осуществления референтного ценообразования на рынке жилищного строительства и выдвинуто предложение о привлечении оценочных компаний и института оценки в целом для осуществления расчетов по формированию экономической ценности различных типов жилья для конкретного сегмента потребителей. Передача в институт оценки всех вопросов касательно референтного ценообразования на рынке государственного жилищного строительства будет способствовать повышению уровня, качества жизни населения и минимизации бюджетных средств в связи с повышением уровня достоверности цен.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Ровбель Ростислав Леонидович

  • Изменение ценовой доступности лекарственных препаратов в Казани в 2011 и 2015 годах как отражение государственных мер по регулированию цен на лекарства

    2017 / Раззакова Чинара Маратовна, Зиганшина Лилия Евгеньевна
  • Проблемы определения начальной "максимальной" цены контракта при проведении государственных закупок лекарственных препаратов

    2017 / Боярский Сергей Георгиевич, Зотов Алексей Валентинович
  • Проблемы и пути повышения эффективности осуществления государственных и муниципальных закупок в субъектах Российской Федерации

    2017 / Чулков А.С.
  • Дифференцированное ценообразование на фармацевтическом рынке в разрезе различных стран

    2013 / Трофимова Елена
  • К вопросу о методике обоснования начальной (максимальной) цены контракта в инфляционной экономике

    2016 / Костюкова Е.И., Бобрышев А.Н.
  • Дорожная карта развития систем ценового регулирования и лекарственного обеспечения населения за счет средств системы здравоохранения РФ

    2014 / Сура М. В., Герасимова К. В., Омельяновский В. В., Авксентьева М. В.
  • Обзор зарубежных подходов к государственному регулированию цен на воспроизведенные лекарственные препараты

    2017 / Толкачева Дарья Георгиевна, Торгов Алексей Владимирович, Маргазова Анна Сергеевна
  • О регулировании цен при государственных и муниципальных закупках в России

    2017 / Проскурня Д.В.
  • Обзор нормативно-правовых актов, регулирующих аудит обоснования начальной (максимальной) цены контракта закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

    2017 / Проданова Наталья Алексеевна, Данчиков Евгений Александрович, Зацаринная Елена Ивановна
  • Ценовое регулирование военных поставок

    2016 / Бахарев Г.А.

Analyzing the Problems and Opportunities of Reference Pricingfor the Use by State Government and Local Self-Government Bodies in Procurement Activities and Housing Development

The problem of increasing transparency and elimination of corruption component in procurement is the most acute in the recent 10 years. The purpose of this study is to analyse the changes in the methods of calculating the initial (maximum) contract price (IMCP) through the introduction of reference prices and the analysis of the possibility of using reference pricing in the residential real estate market in the construction of social housing by the state. For reference pricing , prices for similar products are used for comparison. To achieve the given goal, there was carried an analysis of the legal act in the healthcare sector, which entered into force in October 2017 (Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 26.10.2017 No. 871n “On approval of the procedure for determining the initial (maximum price) contract, the price of the contract concluded with a single supplier (contractor, performer), in the procurement of medicines for medical use”) and for the first time containing the concept of “reference price”, and also there were identified the main shortcomings of the existing unified state information system in the field of healthcare, which is proposed to be used as a basis for calculating reference prices and to other areas of procurement activities, in addition to healthcare. As a result of the conducted study, the methodology of reference pricing in the housing market was presented, and a proposal was made to attract evaluating companies and the institute of evaluation in general to carry out calculations on the economic value formation of different housing types for a particular segment of consumers. Transfer to the institute of evaluation of all issues, concerning reference pricing in the public housing construction market will enable to improve the level and quality of life of the population and to minimize the budget due to the increase in the price reliability level.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем и возможностей использования референтного ценообразования органами государственной власти и местного самоуправления в сфере закупок и жилищного строительства»

DOI: 10.26794/2404-022X-2018-8-2-44-51 УДК 338.2(045) JEL G39

Анализ проблем и возможностей использования референтного ценообразования органами государственной власти и местного самоуправления в сфере закупок и жилищного строительства

Р.Л. Ровбель,

Департамент инвестиционного развития Смоленской области, Смоленск, Россия https://orcid.org/0000-0003-3482-908X

аннотация

Проблема повышения прозрачности и исключения коррупционной составляющей в закупочной деятельности является наиболее острой на протяжении последних 10 лет. Цель данного исследования - анализ изменения методов расчета начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) с помощью введения референтных цен и возможности применения референтного ценообразования на рынке жилой недвижимости при строительстве социального жилья государством. При референтном ценообразовании для сравнения используют цены на аналогичные товары.

Для достижения поставленной цели проведен анализ нормативно-правового акта в сфере здравоохранения, вступившего в силу в октябре 2017 г. [приказ Минздрава России от 26.10.2017 № 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной цены) контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения»] и впервые содержащего понятие «референтная цена», а также были выявлены основные недостатки существующей единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, которая предлагается к использованию как база для расчета референтных цен и к другим областям закупочной деятельности, помимо здравоохранения.

В результате проведенного исследования была представлена методика осуществления референтного ценообразования на рынке жилищного строительства и выдвинуто предложение о привлечении оценочных компаний и института оценки в целом для осуществления расчетов по формированию экономической ценности различных типов жилья для конкретного сегмента потребителей.

Передача в институт оценки всех вопросов касательно референтного ценообразования на рынке государственного жилищного строительства будет способствовать повышению уровня, качества жизни населения и минимизации бюджетных средств в связи с повышением уровня достоверности цен.

Ключевые слова: закупочная деятельность; институт оценки; референтные цены; начальная (максимальная) цена контракта; единая государственная информационная система; социальное жилье

Для цитирования: Ровбель Р.Л. Анализ проблем и возможностей использования референтного ценообразования органами государственной власти и местного самоуправления в сфере закупок и жилищного строительства. Управленческие науки. 2018;8(2):44-51. DOI: 10.26794/2404-022Х-2018-8-2-44-51

DOI: 10.26794/2404-022X-2018-8-2-44-51 UDC 338.2(045) JEL G39

Analyzing the Problems and opportunities of Reference Pricing for the Use by State Government and Local Self-Government Bodies in Procurement activities and Housing Development

Development Department of Smolensk region,

Smolensk, Russia https://orcid.org/0000-0003-3482-908X

The problem of increasing transparency and elimination of corruption component in procurement is the most acute in the recent 10 years. The purpose of this study is to analyse the changes in the methods of calculating the initial (maximum) contract price (IMCP) through the introduction of reference prices and the analysis of the possibility of using reference pricing in the residential real estate market in the construction of social housing by the state. For reference pricing, prices for similar products are used for comparison.

To achieve the given goal, there was carried an analysis of the legal act in the healthcare sector, which entered into force in October 2017 (Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 26.10.2017 No. 871n "On approval of the procedure for determining the initial (maximum price) contract, the price of the contract concluded with a single supplier (contractor, performer), in the procurement of medicines for medical use") and for the first time containing the concept of "reference price", and also there were identified the main shortcomings of the existing unified state information system in the field of healthcare, which is proposed to be used as a basis for calculating reference prices and to other areas of procurement activities, in addition to healthcare. As a result of the conducted study, the methodology of reference pricing in the housing market was presented, and a proposal was made to attract evaluating companies and the institute of evaluation in general to carry out calculations on the economic value formation of different housing types for a particular segment of consumers. Transfer to the institute of evaluation of all issues, concerning reference pricing in the public housing construction market will enable to improve the level and quality of life of the population and to minimize the budget due to the increase in the price reliability level.

Keywords: procurement; institute of evaluation; reference pricing; initial (maximum) contract price; unified state information system; social housing

For citation: Rovbel R. L. Analyzing the problems and opportunities of reference pricing for the use by state government and local self-government bodies in procurement activities and housing development. Management Sciences. 2018;8(2):44-51. (In Russ.). DOI: 10.26794/2404-022X-2018-8-2-44-51

введение

Одной из основных целей деятельности любого государства является обеспечение качественного уровня жизни населения. Среди основных сфер, которые влияют на уровень и качество жизни населения, представляется возможным выделить сферы здравоохранения и жилищной инфраструктуры, включая рынок жилья. До 2018 г. цены на ряд лекарственных препаратов устанавливали непосредственно фирмы-производители , причем цена одного и того же лекарственного препарата в России и, например, Болгарии могла существенно отличаться в сторону необоснованного завышения. Однако проблема завышенных цен на лекарственные препараты была решена путем введения в 2018 г. понятия «референтная цена» при осуществлении закупочной деятельности в сфере здравоохранения.

Цель данного исследования - анализ изменения методов расчета начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) с помощью введения референтных цен и возможности применения референтного ценообразования на рынке жилой недвижимости при строительстве социального жилья государством.

Одним из ключевых элементов закупочной деятельности является формирование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), которое регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Формирование НМЦК для государственных, а также

муниципальных заказчиков осуществляется и с помощью методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которые были утверждены приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.

Несмотря на существующую нормативно-правовую базу, необходимо отметить ряд проблем, возникающих при формировании НМЦК при закупке товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд :

1. Колоссальный диапазон от минимального к максимальному ценовому предложению потенциального поставщика.

2. Ограниченность предложений, полученных по запросам от поставщиков.

Однако сама система референтного ценообразования на лекарственные препараты только начала получать распространение на территории России, в связи с чем появление ряда недочетов в ее функционировании представляется обоснованным.

Согласно п. 4 вышеуказанного приказа расчет референтных цен проводится автоматически с учетом объемов закупки посредством использования ресурсов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года в рамках одного наименования (международного непатентованного наименования, при отсутствии такого наименования - по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок (далее - группа лекарственных препаратов) по следующей формуле1:

1 Приказ Минздрава России от 26.10.2017 № 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения», п. 4.

где Дреф - цены за единицу лекарственного препарата по данным контрактов за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета, из единой информационной системы в сфере закупок, без учета НДС и оптовой надбавки; V. - объем поставки лекарственного препарата для отдельной группы лекарственных препаратов; Ц - цена единицы лекарственного препарата для отдельной их группы.

Причина необходимости введения референтных цен лежит в снижении коррупционной составляющей на рынке закупочной деятельности , а именно при таких ситуациях, когда цена заказа искусственно завышается, а разница между фактически понесенными затратами на покупку товаров выплачивается представителю заказчика.

Об идее введения референтных цен в закупочной деятельности говорят уже давно, однако пока данная система введена только в фармацевтической промышленности. Тем не менее ожидается, что методика расчета референтных цен будет в будущем введена и в других отраслях производства. Однако уже сейчас представляется возможным выделить основные недостатки такой системы:

1. Решения федеральной антимонопольной службы о взаимозаменяемом товаре. В данном случае решение о том, что какой-либо товар является взаимозаменяемым и на какой его следует заменить в случае отсутствия поставщиков, принимает Правительство, а именно специальная комиссия чиновников.

2. Отсутствие учета дополнительных расходов. Одними из главных причин разницы цен на поставку аналогичных товаров являются расстояние, необходимое для доставки товара от исполнителя контракта к заказчику, и климатические условия региона поставки и отправления заказа. Референтные цены подобные надбавки не учитывают.

3. Не учитываются особенности закупок, в которых присутствует несколько наименований различных товаров (так называемые смешанные лоты).

Стоит сделать акцент на том, что использование референтных цен, по своей сути, подразумевает формирование минимально возможной цены товара и, как следствие, уменьшение рыночной цены . Ряду предприятий-производителей подобное может оказаться невыгодным, вследствие чего ряд игроков будет вынужден покинуть

рынок, что может повлечь за собой дефицит товаров на рынке.

результаты

Формирование референтных цен по единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения проводится в соответствии с уже существующими контрактами, которые были исполнены в полном объеме без применения штрафов и пеней.

Причина необходимости введения референтных цен лежит в снижении коррупционной составляющей на рынке закупочной деятельности, когда цена заказа искусственно завышается, а разница между фактически понесенными затратами на покупку товаров выплачивается представителю заказчика.

Следует отметить, что сайт единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок начал свою работу 01.01.2016 с целью повышения прозрачности, открытости и доступности информации для участников закупочной деятельности. Из этого следует сделать вывод, что для расчета референтных цен будет использоваться информация за ретроспективный период, равный 2 годам . Однако даже несмотря на то, что основной целью создания ЕИС была борьба с коррупционной составляющей в сфере закупок, нельзя с точностью утверждать, что это сработало должным образом. Согласно данным Министерства финансов Российской Федерации, в первом полугодии 2017 г. объем закупок у единственного поставщика составлял 31,6% против 48,4% за аналогичный период 2016 г. от общего числа закупок. Однако сокращение данного показателя отнюдь не связано с ужесточением контроля в сфере закупок, а зависит от увеличения объема закрытых «секретных» закупок, который вырос

в среднем на 20% в первом полугодии 2017 г. по сравнению с первым полугодием 2016 г.2

Более того, имеет место огромное количество судебных прецедентов, в которых пострадавшей стороной выступают субъекты малого и среднего бизнеса. Основная жалоба предприятий заключается в создании искусственных ограничений конкуренции в сфере закупок со стороны госкомпаний, которые не только предъявляют завышенные требования к потенциальным исполнителям, но и намеренно затягивают процесс их сертификации .

Экономическая ценность представляет собой максимальную величину денежных средств, которую покупатель готов заплатить при условии, что ему доступна вся рыночная информация об объекте приобретения.

Тем не менее введение референтных цен на лекарственные препараты при осуществлении государственных и муниципальных закупок в России, несмотря на существующие недоработки,- однозначно положительное явление, поскольку в странах ЕС данная система является одним из наиболее современных подходов к снижению цен на лекарственное обеспечение.

Таким образом, представляется возможным также использовать понятие «референтность» в одной из главных сфер социальной жизни граждан - в сфере жилищного строительства . Несмотря на попытки органов власти и частного бизнеса решить проблемы жилья в рамках различных федеральных, государственных и муниципальных программ, решающую роль при определении эффективности программ носит степень удовлетворенности потребностью в жилье

2 Информационное агентство РБК. Госзакупки без конкуренции выросли на треть. 18.07.2017. URL: https://www.rbc. ru/economics/18/07/2017/596e304b9a79478e41d1c7d0 (дата обращения: 03.01.2018).

для групп населения в разрезе уровня их дохода. Следует отметить, что удовлетворенность потребителя зависит от ценности товара и издержек, которые понес потребитель при приобретении данного товара. Экономическая ценность, в свою очередь, представляет собой максимальную величину денежных средств, которую покупатель готов заплатить при условии, что ему доступна вся рыночная информация об объекте приобретения, а также имеются в открытых источниках данные о ценах на схожие товары .

Перспективы

В работе американского экономиста Томаса Нэгла «Стратегия и тактика ценообразования» для расчета действительной экономической ценности выделяют понятия дифференциальной и референтной стоимости. Референтная ценность представляет собой затраты на покупку товара, который для покупателя является наиболее предпочтительным по сравнению с иными конкурирующими товарами, представленными на рынке. В свою очередь, дифференциальная ценность является ценностью характеристик товара, которые имеют отличия по сравнению с характеристиками наилучшего субститут .

В рамках практического расчета экономической ценности в разрезе приведенного выше постулата следует выделить несколько этапов.

1. Анализ потребности в приобретении объектов жилищного строительства (первичный и вторичный рынки жилья). На данном этапе необходимо рассмотреть исходные данные, а именно: определение объема потребности в жилых помещениях (количество комнат, общая площадь приобретаемого жилья, цель приобретения жилья - расселение из аварийного жилья, приобретение жилых помещений для детей-сирот, переселение из муниципальных квартир в связи с принятым решением суда и т.п.).

2. Определение альтернативного варианта товара. В случае с рынком недвижимости следует рассмотреть варианты приобретения жилых помещений на первичном и вторичном рынках жилья, варианты возмещения стоимости жилья собственникам жилых помещений, приобретения жилья меньшей или большей комнатности, меньшей площади, но повышенной комфорт-

ности, территориальное расположение приобретаемого жилого помещения. Все эти качественные показатели в совокупности влияют на расчет референтных цен.

3. Расчет референтной стоимости как произведения средней величины площади, достаточной для удовлетворения потребности потребителей, на среднюю цену субститута за 1 м2.

4. Как отмечалось выше, экономическая сущность дифференциальной стоимости заключается в экономии за счет снижения затрат на эксплуатацию объекта либо повышения качества технологических решений, используемых в ходе строительства объекта, а также учета зонального расположения объекта.

Стратегия дифференцированных цен предусматривает сезонные скидки, скидки за количество и т.д.; установление разного уровня цен и их соотношения по различным товарам в общей номенклатуре выпускаемых изделий, а также по каждой их модификации, представляя собой весьма сложную и кропотливую работу по согласованию товарной, рыночной и ценовой политики.

5. Расчет экономической ценности.

На основе вышеизложенного представляется возможным сделать вывод, что ввиду необходимости изучения потребностей потенциального покупателя, уровня цен на рынке недвижимости и расчета соответствующего вида стоимостей (дифференциальной и референтной) услугу по расчету экономической ценности следует оказывать оценщикам и оценочным организациям . Поскольку одна из главных задач государства - повышение качества и уровня жизни наряду с эффективным использованием бюджетных средств, экономия от строительства определенного вида

жилья (например, в случае предоставления государством безвозмездных субсидий на строительство или выкуп жилья отдельным категориям граждан) будет не только покрывать затраты на услуги оценщиков, но и позволит минимизировать отдельные статьи бюджетных расходов.

Одна из главных задач государства - повышение качества и уровня жизни наряду с эффективным использованием бюджетных средств, экономия от строительства определенного вида жилья.

В заключение следует отметить, что понятие «референтность» настолько сочетает в себе механизмы рыночной экономики и субъективных черт конечного потребителя, что введение его в сфере здравоохранения, безусловно, окажет положительное влияние на благосостояние государства (в сфере экономии затрат) и отдельного индивидуума (ввиду установления справедливых цен и частичного решения проблем с монополиями на лекарственные препараты). Перенос данного термина в сферу жилищного строительства и закрепление понятий референтной и дифференциальных стоимостей, в свою очередь, откроет для органов государственной власти и местного самоуправления новый путь для повышения инвестиционной привлекательности отдельных территорий, формирования базы для строительства социального жилья для соответствующей категории населения.

список источников

1. Сура М. В. Ценовое регулирование на лекарственные препараты в Российской Федерации: текущая система и возможные пути реформирования. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2015;(1-2):20-17.

2. Раззакова Ч. М., Зиганшина Л. Е. Изменение ценовой доступности лекарственных препаратов в Казани в 2011 и 2015 гг. как отражение государственных мер по регулированию цен на лекарства. Казанский медицинский журнал. 2017;(5):822-826.

3. Белякова Е. П. Правовые формы планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016;(3):16-29.

4. Мусина Н. З., Федяева В. К., Ивахненко О. И., Хачатрян Г. Р., Герасимова К. В. Анализ систем ценообразования и ценового регулирования стоимости лекарственных препаратов в зарубежных странах. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2017;(2):30-39.

5. Шмидт И. А. Методологический подход к определению экономической ценности объектов рынка жилой недвижимости. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2011;(4):303-310.

8. Taylor A. L., Sokol K. C. The Evolution of Global Health Law in a Globalized World. The Global Community Yearbook of International Law & Jurisprudence. 2007;(I):19-37. URL: http://ssrn.com/ abstract=2118143 from 20.01.2013 Accessed 03.01.2018).

9. WHO Framework Convention on Tobacco Control. URL: www.who.int/tobacco/framework/WHO_fctc.pdf from 27.01.2013. Accessed 03.01.2018).

10. Harrington J. Globalization, health and the law: developments in the UK. URL: http://www.ghwatch.org/ sites/www.ghwatch. org/files/globalisationhealthlaw.pdf from 23.01.2013 Accessed 03.01.2018).

11. Miraldo. M. Reference pricing and firms" pricing strategies. J Health Econ. 2009 Jan;28(1):176-97. DOI: 10.1016/j.jhealeco.2008.09.006

12. Danzon P., Towse A., Mestre-Ferrandiz J. Value-based differential pricing: efficient prices for drugs in a global context. J Health Econ. 2015;24(3):294-301. DOI: 10.1002/hec.3021

15. Гильдеева Г. Н., Старых Д. А. Референтное ценообразование на лекарственные препараты в странах Европы. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013;(3):45-49.

16. Плотников В. А., Мельников С. В. Особенности референтного ценообразования на лекарственные препараты. Фармация. 2015;(8):11-13.

17. Соколов Б. И., Лин А. А., Орлов А. С. Анализ систем ценообразования и ценового регулирования стоимости лекарственных препаратов в зарубежных странах. Проблемы современной экономики. 2016;(3):189-192.

18. Омельяновский В. В. Готова ли Россия для внедрения национальной системы референтного ценообразования. Фармаэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2014;(4):36-41.

19. Клунко Н. С., Рета М. В. Мировой опыт ценообразования на рынке лекарственных средств и возможности его использования в России. Экономика промышленности. 2011;(2-3):54-55.

1. Sura M. V. Price regulation for medicines in the Russian Federation: current system and possible ways of reforming. Standardization problems in the healthcare. 2015;(1-2):17-120. (In Russ.).

2. Razzakova Ch.M., Ziganshina L. E. Change in medicine price availability in Kazan in 2011 and 2015 as reflection of state measures on medicine price regulation. Kazanskij medicinskij zhurnal = Kazan journal of medicine. 2017(5):822-826. (In Russ.).

3. Belyakova E. P. Legal forms of planning of goods, work and public service procurement. E-Bulletin of Rostov Social and Economic institution. 2016;(3):16-29. (In Russ.).

4. Musina N. Z., Fedyaeva V. K., Ivakhnenko O. I., Khachatryan G. R., Gerasimova K. V. Analysis of price formation and price regulation of medicine cost in foreign countries. Medical technologies. Evaluation and choice. 2017;(2):30-39. (In Russ.).

5. Schmidt I. A. Methodological approach to determine the economic value of the real estate market. Bulletin of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2011;(4):303-310. (In Russ.).

6. Dylst P., Vulto A., Simoens S. The impact of reference-pricing systems in Europe: a literature review and case studies. Expert Rev Pharmacoecon Outcomes Res. 2011;11(6):729-37. DOI: 10.1586/erp.11.70

7. Galizzi M. M., Ghislandi S., Miraldo M. Effects of reference pricing in pharmaceutical markets: a review. Pharmacoeconomics. 2011;29(1):17-33.

8. Taylor A. L., Sokol K. C. The Evolution of Global Health Law in a Globalized World. The Global Community Yearbook of International Law & Jurisprudence. 2007;(1):19-37. URL: http://ssrn.com/ abstract=2118143 from 20.01.2013 (accessed 03.01.2018).

9. WHO Framework Convention on Tobacco Control. URL: www.who.int/tobacco/framework/WHO_fctc.pdf from 27.01.2013. (accessed 03.01.2018).

10. Harrington J. Globalization, health and the law: developments in the UK. URL: http://www.ghwatch.org/ sites/www.ghwatch. org/files/globalisationhealthlaw.pdf from 23.01.2013 (accessed 03.01.2018).

11. Miraldo M. Reference pricing and firms" pricing strategies. J Health Econ. 2009;28(1):97-176. DOI: 10.1016/j.jhealeco.2008.09.006

12. Danzon P., Towse A., Mestre-Ferrandiz J. Value-based differential pricing: efficient prices for drugs in a global context. J. Health Econ. 2015;24(3):294-301. DOI: 10.1002/hec.3021

13. Robinson J. C., Whaley C., Brown T. Association of Reference Pricing for Diagnostic Laboratory Testing With Changes in Patient Choices, Prices, and Total Spending for Diagnostic Tests. JAMA Intern Med. 2016;176(9):1353-9. DOI: 10.1001/jamainternmed.2016.2492

14. Maniadakis N., Kourlaba G., Shen J., Holtorf A. Comprehensive taxonomy and worldwide trends in pharmaceutical policies in relation to country income status. BMC Health Serv Res. 2017;17(1):371. DOI: 10.1186/s12913-017-2304-2

15. Gildeeva G. N., Staryh D. A. Reference pricing for medicines in Europe. Problems of social hygiene, healthcare and medical history. 2013;(3):45-49. (In Russ.).

16. Plotnikov V. A., Melnikov S. V. Features of reference pricing on medicines. Pharmacy. 2015(8):11-13. (In Russ.).

17. Sokolov B. I., Lin A. A., Orlov A. S. Analysis of price formation and regulation of the cost of medicines in foreign countries. Problems of modern economy. 2016;(3):189-192. (In Russ.).

18. Omelyanovsky V. V. Is Russia ready for the implementation of the national reference pricing system. Pharmaeconomics. Modern pharmacoeconomics and pharmacoepidemiology. 2014;(4):36-41. (In Russ.).

19. Klunko N. S., Reta M. V. World experience of price formation in the medicine market and the possibility of its use in Russia. Economics of industry. 2011;(2-3):54-55. (In Russ.).

Ростислав Леонидович Ровбель - заместитель губернатора Смоленской обл., начальник Департамента инвестиционного развития Смоленской обл., Смоленск, Россия [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Rostislav Leonidovich Rovbel - Deputy Governor of Smolensk region, Head of the Department of Investment

Development of Smolensk region, Smolensk, Russia