Ровно сто лет назад, 12 января, в индийском городе Ришикеш родился человек, которому было суждено стать одним из самых знаменитых учителей восточной философии и медитации. Основатель трансцендентальной медитации и тренер летающих йогов Махариши Махеш Йоги был еще и философом, мудростям которого внимали миллионы людей, включая звезд Голливуда и участников группы Beatles. Самые известные из его изречений - в подборке "РГ".

1. "Когда человек говорит о других плохо, он участвует в грехах тех, о ком говорит. Если вы не высказывались ни о каком чужом зле, значит, у вас нет никакого зла в вашем сердце. Это мерило".

Самыми известными учениками Махариши были участники знаменитой "ливерпульской четверки". Музыканты Beatles прилежно изучали мантры и позы йоги в резиденции гуру в Ришикеше. А потом дружбе пришел конец. Существует несколько версий разлада. Основная касалась, якобы, домогательств Махариши к киноактрисе Мие Фэрроу. Инцидент так и не нашел документального подтверждения, а сама Фэрроу всегда отзывалась об учителе с уважением. Однако музыканты демонстративно покинули Махариши, позже Синтия Леннон в мемуарах сравнит этот эпизод биографии Beatles с отречением учеников от Иисуса. Другую версию выдвигали коллеги гуру. По ней Махариши просто не понравилось систематическое употребление "ливерпульской четверкой" марихуаны, и он указал им на дверь.

Планы Махариши по обустройству мира во всем мире касались не только отдельных людей, но и целых государств. В 2004 году в интервью журналисту телеканала "Аль-Арабия" он поделился формулой, как установить гармонию на Ближнем Востоке. Для этого, по словам гуру, необходимо обучить практике медитации восемь тысяч человек - "корень квадратный от одного процента населения", которые смогут "очистить коллективное сознание" по приципу того, как свет рассеивает тьму. Корреспондент резонно указал гуру, что многие жители Палестины или Ирака потеряли в конфликтах близких, и достичь гармонии им будет непросто. "Что он потерял - он уже потерял. Жизнь закончится в любом случае. Единственный путь - это достичь несокрушимости", - ответил Махариши.

3. "Философия жизни такова: Жизнь - не борьба, не напряжение. Жизнь не должна быть страданием. Жизнь - это Блаженство, это - вечная мудрость, вечное существование".

Основой учения Махариши Махеш Йоги стала трансцендентальная медитация (ТМ). Очень простая форма медитации, не требующая особбых условий или состояний, сопровождаемая чтением мантр. Сам Махариши называл ее "средством делать то, что человек хочет делать, лучшим образом, правильным образом, с максимальными результатами". Последователи учения считают, что ТМ избавляет от стресса, а душевное здоровье. в свою очередь, позволяет восстановить физическое. В ряде стран трансцендентальная медитация даже включалась в школьную программу для повышения успеваемости детей. Некоторые исследователи считают ее псевдонаучной, а то и вообще причисляют к тоталитарным сектам. Тем не менее, у ТМ много последователей, в том числе среди известных и богатых людей - от группы Beatles до кинорежиссера Дэвида Линча.

4. "Мы должны выбрать что-то великое и претворить это в жизнь. Никогда не думайте о неудаче, потому что мы получаем в будущем то, о чём думаем сейчас".

Создавая свое учение, Махариши проделал огромный путь от пещеры отшельника в Гималаях до Международного общества с несколькими тысячами подготовленных учителей трансцендентальной медитации. Последователи гуру не только медитировали, но и летали. Ну, по крайней мере, так они говорили. Сидящие в позе лотоса йоги поднимались на какое-то время над землей. В 1986 году в американском Вашингтоне даже прошло соревнование летающих йогов в дисциплинах "высота полета", "длина перелета" и "полеты на скорость". Очевидно, совет Махариши не думать о неудаче, окрылял их.

5. "Результат того, что мы сделали, приходит к нам, когда бы он ни пришел - сегодня или завтра, через сто лет или через сто жизней. Это наша карма".

Махариши умер в 2008 году в Голландии. Его ашрам в Ришикеше стоит до сих пор, хоть и основательно заброшенный. Кроме пауков и обезьян, его продолжают посещать туристы - самосовершенствующиеся личности, искатели надписей "здесь был Леннон" и просто любители экзотики. Сам Ришикеш неофициально признан мировой столицей йоги. Говорят, город весь пропитался позитивной энергией из-за многочисленных паломников. Махариши здесь помнят, но, по словам, путешественников, относятся к гуру индусы неоднозначно. Учение Махариши, трансцендентальная медитация, насчитывает миллионы последователей по всему миру и является зарегистрированной торговой маркой.

Физик по образованию, "хихикающий гуру" Махариши Махеш Йоги был выдающимся управленцем: за короткое время он сумел превратить бескорыстное увлечение Индией в успешно функционирующую и богатую коммерческую организацию. Вольно и невольно ему помогали в этом рок-звезды и кинорежиссеры.

Год рождения Махеша Прасада Вармы (таково его настоящее имя) неизвестен. Предположительно, он появился на свет между 1911 и 1918 годами в городе Джабалбур, нынешний штат Мадхья-Прадеш. Махеш Прасад Варма окончил физический факультет Аллахабадского университета (Уттар-Прадеш). В 1941 году он стал учеником и секретарем Гуру Дева (Брахмананды Сарасвати), влиятельного духовного лидера (шанкарачарьи). Гуру Дев дал новое имя-титул своему помощнику - Бал Брахамачарья Махеш. Понятие брахмачарья предусматривает аскетизм и отказ от любых способов получения физического наслаждения. Впоследствии, во второй половине 1960-х именно попытка сексуального контакта подорвет репутацию Махеш Йоги.

После смерти Гуру Дева в 1953 году Махеш Йоги отправился "на вольные хлеба": стать шанкарачарьей и прямым наследником своего учителя он не мог, потому что не был брамином. Он потратил следующие четыре года своей жизни на разработку учения о трансцендентальной медитации (ТМ). Махеш Йоги утверждал, что его техника происходит от давних ведических практик, но имя для своего проекта придумал современное, и это сыграло ему на руку. С 1957 года Махеш Йоги, "хихикающий гуру" (его так называли за беспрестанные смешки во время телеинтервью), регулярно ездил по всему свету, пропагандируя свою технику, и его адептами довольно быстро оказались не столько соотечественники, сколько испытывающие увлечение Индией жители США и европейских стран. Именно на них был рассчитан рецепт улучшения качества жизни через медитацию. На Востоке этого утилитарного подхода недостаточно: медитация, в первую очередь, должна служить духовному просветлению. Достигшего этого состояния человека качество жизни волнует меньше всего на свете, точнее, его оно вообще не волнует.

В середине 1960-х Махеш Йоги, к тому времени уже давно называвший себя махариши, то есть "великий мудрец", начал издавать книги о своих практиках, которые быстро нашли немало почитателей: "Наука бытия и искусство жизни" и прокомментированный в соответствии с (ТМ) перевод "Бхагавад-Гиты". Но настоящий успех обрушился на него в 1968 году, когда его обитель посетили (неизбежно в сопровождении десятков журналистов) все четверо участников The Beatles, а также Мик Джаггер и другие знаменитости. В их числе была актриса Миа Фэрроу, к тому времени сыгравшая свою едва ли не самую знаменитую роль - в картине "Ребенок Розмари". Происшествие с Фэрроу, которая обвинила гуру в попытке сексуального контакта, едва не стоило ему репутации. Так, кроме Джорджа Харрисона, остававшегося лояльным по отношению к учителю, все остальные битлы не без облегчения отказались от трансцендентальной медитации. Джон Леннон, как известно, написал о махариши песню, вышедшую на "Белом альбоме" под названием "Sexy Sadie" во избежание возможных судебных исков.

Впрочем, у Махариши Махеш Йоги осталось немало верных поклонников - например, Майк Лав, один из основателей Beach Boys, и "шотландский Дилан" - певец Донован. Последний, к слову, до сих пор остается верным сторонником учения о (ТМ) и собирается построить университет трансцендентальной медитации не то в Глазго, не то в Эдинбурге.

В числе адептов (ТМ) в разные годы оказывались режиссеры Клинт Иствуд и Дэвид Линч. Создатель "Синего бархата" и "Твин Пикс" так же как и Донован, до сих пор не только практикует учение Махариши Махеш Йоги, но и содержит собственный фонд по обучению трансцендентальной медитации .

Махариши от фиаско конца 1960-х оправился довольно быстро: уже в 1972 году он создал организацию World Plan Executive Council, которая координировала "решение главных мировых проблем", но на практике была штаб-квартирой империи Махеш Йоги. Оттуда велось управление учебными центрами, там разрабатывались новые программы - аюрведическая, астрологическая, архитектурная и так далее.

Несмотря на серию судебных исков, в которых Махариши обвиняли в мошенничестве, дальнейшая судьба его самого и его школы оставалась вполне благополучна. Сейчас число адептов (ТМ) насчитывает от пяти до шести миллионов человек во всем мире. Средняя стоимость курса (ТМ) в США достигает 2500 долларов. Мантра (как правило, это одно слово) может стоить около 400 долларов.

В 1990 году Махариши Махеш Йоги перебрался в Нидерланды и поселился недалеко от Амстердама. Тогда же он перестал появляться на публике и руководил своими подопечными по видеосвязи. 11 января 2008 года Махариши объявил о том, что отходит от дел. Менее чем через месяц он скончался. Как заявил пресс-атташе штаб-квартиры (ТМ), учитель миллионов умер от естественных причин - то есть от старости.

Успешный опыт внедрения медитации в образовании

Многочисленные научно-подтвержденные позитивные эффекты Трансцендентальной медитации в области развития познавательных способностей побудили американских ученых и педагогов создать экспериментальные школу и университет - «Maharishi International University» (MIU ) (сегодня «Maharishi University of Management» (MUM )), которые могли бы стать образцом для разработки педагогической системы получения знаний с применением Трансцендентальной медитации Махариши. Этот экспериментальный проект был начат в 1974 г. в г. Фэрфилде, в федеральном штате Айова, а в 1980 г. это высшее учебное заведение уже получило признание на государственном уровне. Сейчас в MUM можно защитить преддиплом по 20 предметам и по 11 предметам получить диплом. По неврологии, физике, психологии и физиологии можно защищать кандидатские диссертации.

Особенность этого экспериментального университета - периодическая смена обычных учебных занятий медитационными. Занятиям медитацией придается такое же значение, как и овладению знаниями. Попечители этого университета исходят из того, что нет смысла давать учащимся знания, не развивая их способность к обучению.

С их точки зрения, истинная задача образования - расширить, так сказать, то «отверстие», через которое знания подаются; другими словами, научить школьников и студентов эффективно использовать свои умственные способности для более быстрого и качественного усвоения знаний.

К сожалению, в современной педагогической системе отсутствуют методы систематического раскрытия всего потенциала творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Основной упор делается на передачу знаний, а не на общее развитие способностей и талантов. Знания часто формально «впихивают» в головы учащихся и студентов без учета того, могут ли они воспринять их, усвоить, творчески переработать.

При этом все возрастающее количество информации, которое школа пытается втиснуть в головы учеников, практически достигло предела возможной нагрузки. Эта проблема коснулась практически всех стран мира. Высокие требования и постоянное давление на детей приводят к психической напряженности, стрессам, нервным расстройствам, раннему появлению хронических заболеваний, не говоря уже о потере интереса к учебе. Так, по данным российской статистики, от первого к седьмому классу почти в два раза возрастает число учеников, расплачивающихся за адаптацию к нагрузке ухудшением здоровья. И не смотря на это, опросы выпускников средних учебных заведений показывают, что программа средней школы усваивается большинством учащихся максимум на 15-20%.

Между тем свобода нервной системы от стрессов и напряженности является важнейшей предпосылкой качественного усвоения знаний. От того, насколько хорошо функционирует нервная система студента и в какой степени он подвержен последствиям стресса, зависят качество его сознания: ясность мышления, способность к концентрации внимания, творческие и интеллектуальные способности, психическая уравновешенность.

Биография

Сведений о раннем периоде жизни Махеша Прасад Вармы очень мало. В юности Махеш изучал физику в университете Аллахабада . Помимо учёбы, некоторое время работал на заводах.

Иинтересовался деятельностью духовных учителей и, когда Гуру Дев Брахаманда Сарасвати посетил Аллахабад, стал его последователем. После окончания университета Махеш тринадцать лет провел у Гуру Девом Брахаманда Сарасвати в Гималаях , став ближайшим его учеником.

В 1953 году, после тринадцати лет служения у Гуру Дэва, Махариши удалился в пещеры «Долины Святых» в Уттаркаши (Гималаи). Но после двух лет затворничества, в 1955 году, вернулся в мир и поселился в штате Керала на юге Индии. Здесь обрадовались монаху с Севера и предложили ему прочитать недельный цикл лекций о полученных в Гималаях знаниях. Интерес уже к первым его лекциям был настолько велик, что к седьмой лекции зал был переполнен, и в течение шести месяцев он читал лекции в различных городах по всему штату. Результатом такой деятельности стала его первая книга «Свет маяка Гималаев», в которой Махариши рассказывал, что через Трансцендентальную Медитацию возрождается истинный смысл Ведических священных текстов.

В 1957 году Махариши Махеш Йоги представил свою Теорию трансцендентальной медитации (ТМ) на «Фестивале духовных светил», а затем распространил ее через организацию, называемую «Движение духовного возрождения» (англ. «Spiritual Regeneration Movement» ).

Махариши и техника ТМ быстро получили признание среди людей, что вдохновило их обратиться к нему с просьбой создать всемирное движение духовного возрождения. И в 1958 такое движение было организовано, заложив прочный фундамент для дальнейшего распространения ведических знаний.

В 1958 году Махариши побывал на Востоке, посетил Сингапур и Гавайи, а в начале 1959 года приехал в Калифорнию, где в течение нескольких месяцев обучал желающих ТМ. Огромный интерес к ведическим знаниям в США позволил организовать постоянно действующий центр Движения. То же самое повторилось в Нью-Йорке и в Европе. А в 1960-х большой вклад в распространение ТМ в США внесло также движение хиппи .

В конце концов Махариши понял, что уже не может один обучить ТМ всех желающих, и решил заняться подготовкой учителей ТМ. В начале 1970-х Махариши запустил «Мировой план» по распространению ТМ, который предполагал создание одного учебного центра ТМ на каждый миллион населения планеты. Ему удалось создать тогда множество подобных центров, и к началу XXI века в мире насчитывалось 5 млн человек, официально изучавших технику ТМ в учебных центрах. В России массовое увлечение медитацией и, в частности, трансцендентальной медитацией, пришлось на конец 1980-х - начало 1990-х годов.

Распространение учения

Первоначально подготовка учителей проходила в Индии, в маленьком городке Ришикеш, в том месте, где Ганг спускается с Гималаев. Это место, с которого начинается паломничество многих индусов. Здесь за городом, на поросшем лесом крутом холме, Махариши построил Ведический центр «Ашрам» . Там будущие учителя ТМ овладевали мастерством преподавания. Первый набор составил около тридцати слушателей, но к 1960 году их число возросло до двухсот. Столкнувшись с растущей потребностью в преподавателях, Махариши открыл ещё и курсы по подготовке учителей в Европе, где он смог обеспечить обучение тысячи и более человек.

В 1960 году Махариши дал своей организации новое имя - Международное общество медитации . А в 1963 году было создано и Международное студенческое общество медитации , так как деятельность Махариши вызывала большой интерес в студенческих и молодёжных кругах. В это же время начали проявлять большой интерес к физиологическим и психологическим эффектам ТМ и западные учёные, в результате чего ТМ получила признание в научных кругах.

Все это привело к созданию Международного Университета Махариши (MIU) , в котором образование основано на Науке Созидающего Разума (SCI), учению, синтезирующим изучение ТМ с традиционными академическими дисциплинами. Цель этой новой науки - применение пользы и преимуществ ТМ для процветания людей во всех аспектах жизни.

К 1965 году через свои центры Махариши подготовил уже в целом около десяти тысяч учителей ТМ, число обучившихся ТМ только в Америке составило 550’000 человек, а во всем мире - более 1 млн, причём рост движения уже составлял 35’000 человек в месяц.

Огромный интерес к ТМ оказался характерен не только для Америки и Европы. ТМ сегодня обучаются почти в каждой стране мира, но самый большой интерес к учению проявляется в Индии.

Сегодня Открытый Университет Махариши транслирует свои лекции при помощи спутникового телевидения на 120 стран мира на 21 языке. Программы университета предназначены для людей всех возрастов. Их задача - оживить качества чистого знания и бесконечной организующей силы в сознании людей, что должно послужить основой совершенства в личной жизни каждого человека и основой жизни в гармонии на всей Земле.

Сегодня Махариши Махеш Йоги широко признан как выдающийся учёный в области человеческого сознания и один из известнейших в современном мире гуру . Махариши восстановил ведическую литературу, которая многие тысячи лет существовала в разрозненном виде, и систематизировал её в форме завершённой науки сознания во всей полноте её теоретической и практической значимости.

Наука созидательного разума

Наука созидательного разума - это теория, на которой базируется Трансцендентальная медитация , разработанная Махариши Махеш Йоги. Фактически она представляет собой модернизированное переизложение фундаментального учения адвайта веданты Шанкарачарьи , в котором, санскритские термины заменены на современные научные. Благодаря такому изложению Махариши Махеш Йоги удалось привить технологию, изначально разработанную индусами и для индусов, на почве скептической западной культуры.

Состояния сознания

Наравне с известными из психологии состояниями сознания как: «бодрствование», «сон без сновидений» и «сон со сновидениями» Махариши говорит о существовании дополнительных четырех состояний, пока неизвестных науке или непризнанных ей. Он называет их: «трансцендентальным сознанием», «космическим сознанием», «божественным сознанием» и «Единством». В основе же этих семи состояний лежит «созидательный разум», благодаря которому они все становятся возможны.

Трансцендентальное сознание

Махариши, учит, что «двойственность - это основная причина страданий». Его техника преодоления этой двойственности начинается с практики дхьяны , которую он назвал Трансцендентальной медитацией. Махариши указывает на возрастающее «очарование» по мере того, как уму позволяется следовать его естественной склонности «вхождения в область большего счастья» путем погружения в более тонкие состояния мысли при помощи мантры . Он описывает все более тонкие уровни однонаправленности, как нарастающее блаженство и величие.

Следующее, часто цитируемое описание относительно природы ТМ, данное Махариши, хорошо описывает сужение внимания на объекте медитации и уход за пределы этого объекта. Трансцендентальная медитация, говорит он, приводит к «… повороту внимания ко все более тонким уровням мысли, до тех пор, пока ум не превзойдет тончайшего состояния мысли и не достигнет самого источника мысли…». Утверждается, что блаженство приходит вместе со спокойствием ума. Целью мантры является то, что Махариши называет «трансцендентальное сознание»: когда ум «достигает прямого переживания блаженства, он теряет всякий контакт со внешним миром и довольствуется состоянием трансцендентального Сознания-Блаженства».

Космическое сознание

Следом за «трансцендентальным сознанием» следует «космическое сознание», которым Махариши называет привнесение дхьяны или трансцендентальной медитации в состоянии бодрствования и сна. Такое привнесение осуществляется путем чередования периодов нормальной деятельности с периодами медитации. Согласно Махариши, «истинная добродетель приобретается лишь через повторные вхождения в самадхи », а очищение является не причиной, но, наоборот, следствием трансценденции. Как результат, Махариши отрицает необходимость наложения на себя обета отречения, утверждая, что регулярная практика итак постепенно уберет из жизни все препятствия и помрачения.

Махариши так описывает переход от трансцендентального к космическому сознанию: «Из этого состояния чистого Бытия ум вновь возвращается к ментальным переживаниям относительного мира… По мере практики способность ума сохранять свою неотъемлемую природу во время восприятия объектов через органы чувств возрастает. Когда это происходит, ум и его неотъемлемая природа становятся одним, и ум приобретает способность удерживать свою истинную природу (Бытие), будучи погруженным в мышление, разговор или деятельность».

Такое становится возможно, так как человек, находящийся в состоянии «космического сознания», уже имеет опыт переходов в состояние дхьяны , в котором всякое чувство восприятия исчезает. В бодрствующем состоянии он остается до некоторой степени отстраненным от чувства восприятия, несмотря на то, что при этом он более чувствителен как к своим внутренним мыслям, так и к внешним событиям. Махариши описывает это как состояние, в котором функционируют два различных уровня организации нервной системы - трансцендентальное сознание и бодрствование. Обычно эти уровни подавляют друг друга, но здесь они функционируют бок о бок, сохраняя свои уникальные особенности. «Молчание - говорит Махариши, - переживается вместе с деятельностью, но тем не менее отдельно от нее».

Если до обретения человеком состояния «космического сознания», эффекты от повседневных медитаций со временем стираются, и медитирующий должен постоянно обновлять их регулярной практикой, то в состоянии «космического сознания» эти эффекты присутствуют постоянно. Медитирующий, обнаруживает, что такое состояние присутствует как «чистое сознание» при любых обстоятельствах и при любой деятельности. Согласно Махариши, «жизнь в космическом сознании не требует усилий… просветленный человек живет полной жизнью. Его действия, свободные от желаний, служат единственно тому, чего требует текущий момент времени. У него более нет личной заинтересованности в приобретениях. Он поглощен выполнением космической цели, и поэтому его действиями руководит природа. Вот почему ему не требуется беспокоиться о своих нуждах. Его нужды - это нужды природы, которая заботится об их выполнении, сам же он является инструментом в руках Божественного».

Божественное сознание

Дальнейшим шагом в продвижении является «божественное сознание», которое возникает в результате служения при пребывании в «космическом сознании». В «божественном сознании» медитирующий воспринимает все вещи как священные: «все естественно переживается в осознании Бога». Сначала, говорит Махариши, это состояние единства несхожестей может быть ошеломляющим, и медитирующий может глубоко погрузиться в него, однако, постепенно, «божественное сознание» начинает соединяться и с другими видами деятельности, точно так же, как ранеше «трансцендентальное сознание» смешивалось с нормальными состояниями, чтобы стать «космическим сознанием».

В «божественном сознании» медитирующий отказывается от своей индивидуальности. Это - «самое чистое состояние», в котором медитирующий преодолевает малейшие следы какой-либо нечистоты в мыслях и в делах: теперь он существует в непосредственной гармонии с природой и Божественным. Достижение «божественного сознания», согласно Махариши, приводит к трансформации, при которой человек осознает Бога во всех аспектах творения.

Единство

Следующей стадией продвижения для приверженца ТМ может стать состояние, называемое «единством». Сознание на этой стадии становится настолько утонченным, что медитирующий воспринимает все вещи так как они есть, без каких-либо иллюзий.

Значение

Махариши Махеш Йоги

Основал программу Трансцендентальной Медитации и создал всемирное Движение Духовного Возрождения (1957).

Положил начало исследованиям в области сознания и изложил теорию семи состояний сознания (1957-1967).

В 1968 учениками Махариши стали участники легендарной группы The Beatles . Но, впоследствии, разочавровались в Гуру и в его учении. После посещения Гуру, Джон Леннон написал саркастичную песню Sexy Sadie . Причиной написания стал быстро распространившийся слух о том, что во время индивидуального сеанса Махариши попытался изнасиловать актрису Миа Фэрроу . По поводу этого инцидента Синтия Леннон, жена Джона Леннона, посещавшая вместе с "Битлз" ашрам Махариши в Индии, писала в своих мемуарах ("A Twist of Lennon",1978): "Один за другим бежали блаженно счастливее дни, пока к нашему порогу не подкатила беда. Я ужасно переживала, потому что мне всё это казалось дикой нелепицей: какие-то слухи, недоказанные действия, неподтверждённые заявления. Перст подозрения был направлен на человека, который так много и во многих отношениях дал нам на Махариши. Алексис и одна девушка, тоже ученица медитации, начали сеять семена сомнения в открытых душах. Открытых потому что медитация, практикуемая в течение длительного периода,делает медитатора крайне восприимчивым к любым открытым и сильным "вибрациям". Его психика становится чувствительно настроенной. Заявления Алексиса о том, как нехорошо Махариши обошёлся с некоей леди, и каким негодяем он оказался, упали на восприимчивую почву и стали набирать силу. Причём, я должна это подчеркнуть, без каких-либо доказательств или улик. Мне было ясно, зачем Алекс это сделал: Махариши вытеснил его из сердца "Битлз" и он мстил ему за это. Желая выйти из игры, он тащил Битлов за собой. Джордж и Джон находились в таком состоянии духа, что пущенный Алексом слух поверг их в странное смятение. Они не смогли объективно разобраться в этом деле. Всю ночь шли бурные дебаты, можно ли верить обвинениям Алексиса и той девушки. Один медитатор особенно не доверял Алексису. Он рассказывал, что видел Алексиса в комнате той девушки при довольно компрометирующих обстоятельствах. Он полагал, что Алексис оказывает нездоровое влияние на девушку. "Вообще тут что-то не то", говорил он. Я тоже так считала. Результатом ночной разборки была победа Алексиса. На мой взгляд, это было большое несчастье. Смятение, вызванное ложными обвинениями, породило недоверие и злобу. Атмосфера наэлектризовалась. Туман нереальной ситуации снова обволакивал нас, и с этим невозможно было бороться. Всё произошло так быстро и с такой точностью прицела, что ситуация сказалась необратимой. Махариши был обвинён и приговорён, не имея возможности защищать себя. Все дурные мысли хлынули назад, вера была подорвана, и на следующее утро, когда мы ещё не проснулись, колесо завертелось: Алексис заказал такси, которые должны были доставить нас в аэропорт. Вот как быстро всё разладилось. Когда Джон и Джордж явились к Махариши и объявили ему, что уезжают, Учитель искренне огорчился. Обвинения были построены на непроверенных слухах, Битлы были поражены и разозлены тем, что им сказали, но они не дали Махариши шанс защитить себя. Когда он спросил, почему они покидают его, они ответили: "Если у Вас космическое сознание, как Вы утверждаете, тогда Вы должны знать, почему мы уезжаем". С этими словами они вышли от него и вернулись к трапезной, где мы все их поджидали. Никогда ещё я не собирала вещи с таким тяжёлым сердцем. Я чувствовала: то, что мы делаем, это не то, совсем не то. Как можно судить человека, который не сделал нам ничего плохого, а наоборот, подарил столько счастья... Но то, что произошло перед самым отъездом, вывернуло мне всю душу. В ожидании такси мы сидели за обеденным столом и шёпотом переговаривались. Всех явно мучили угрызения совести. Махариши вышел из своего каменного шатра и расположился менее чем в ста ярдах от нашей взбудораженной диссидентской группы. К нам подошел один из его верных учеников и сказал, что Учитель приглашает всех нас спокойно поговорить обо всём. Он добавил, что Махариши очень расстроен, хочет всё уладить и убедить нас остаться. Я чуть не расплакалась. Это было так душераздирающе трогательно. Махариши, совсем один, сидел под маленьким навесом с соломенной крышей и был похож на библейского патриарха, одинокого в своей вере. У него отбирали силу, выдвигая бездоказательные обвинения, и, по-видимому, никто не желал откликнуться на его призыв к разуму и человечности. Ребята были непреклонны. Они уже приняли решение, сожгли за собой мосты, и теперь ничто не могло переубедить их. Они встали и цепочкой прошли мимо него, не сказав ни слова. Эта картина никогда не изгладится из моей памяти. Пусть это звучит мелодраматично, но в тот момент у меня было чёткое ощущение того, что здесь, в горах Индии, я вижу повторение библейской сцены: ученики отрекаются от Иисуса. Это не значит, что я приравниваю Махариши к Иисусу, но для меня это был ищущий человек, мечтавший о лучшем мире, и вот мы, группа людей, имеющих огромное влияние на молодёжь мира, может быть, разрушаем всё то добро, которое он сделал. Единственный человек, кроме "Битлз", к которому молодёжь прислушивалась, был теперь очернён и отныне отступал в тень". Актриса Миа Фэрроу в своей автобиографии этот инцидент также отрицает. Впоследствии участники группы извинились перед Махариши за необоснованные подозрения и принимали участие в благотворительных акциях в поддержку Трансцендентальной Медитации. В связи со смертью Махариши в 2007 году, Пол Маккартни и Ринго Старр заявили следующее: "Несмотря на то, что я глубоко опечален его кончиной, мои воспоминания о нем всегда будут светлыми, - сказал Маккартни - Он был великим человеком, неустанно работавшим для людей всего мира и ради единения. Я никогда не забуду посвящение, написанное им в книге, которую он мне когда-то подарил. Оно гласит: "Свет, блаженство, сознание", и для меня эти слова значат многое. Мне будет не хватать его, но я всегда буду думать о нем с улыбкой". "Одним из мудрецов, которых я встречал в жизни, был Махариши, - сказал Старр - На меня всегда производила впечатление его радость, и я искренне верю, что он знает, куда направляется".

Создал новую науку - Науку Созидательного Разума - и подготовил 2000 преподавателей этой науки (1972); в настоящее время в мире насчитывается свыше 40000 преподавателей Науки Созидательного Разума.

Открыл Конституцию вселенной - живой потенциал природного закона в Риг-Веде и структурирующие динамические процессы Риг-Веды во всей ведической литературе (1975).

Отпраздновал Восход Эпохи Просветления на основе открытия Эффекта Махариши (1975).

Создал всемирное правительство Эпохи просветления, базирующееся на основе осознания несокрушимости Природного закона (1976).

Разработал программу ТМ-Сидхи и опыт бурлящего блаженства Йогического полета для создания максимальной когерентности ума и тела индивидуального сознания и когерентности мирового сознании (1976).

Сформулировал свои теории правительства, образования, здравоохранения и обороны для восхода каждой области жизни к совершенству (1977).

Раскрыл смысл Апаурушейа Бхашья - комментария к Риг-Веде, описывающего ее как структуру сознания, которое порождает и увековечивает само себя (1980).

Систематизировал ведическую литературу, существовавшую многие века в разрозненном виде, как литературу совершенной науки - Ведической науки и технологии Махариши (1981).

Раскрыл полный потенциал Аюрведы, Гандхарва-Веды, Дханур-Веды, Стхапатъя-Веды и Джйотиша для создания свободной от болезней и проблем семьи народов(1985).

Сформулировал Мастер-План по созданию Рая на Земле для реконструкции всего мира как изнутри, так и снаружи (1988).

Создал Высшую науку о политике, с введением автоматизма в управление и вдохновил на создание партии Природного закона в странах мира(1992).

Торжественно провозгласил Глобальный Рам Радж - Глобальное управление через Природный закон (1993). Основал Ведические Университеты Махариши и университеты Махариши Аюрведы по всему миру, чтобы дать каждому человеку путь к овладению природным законом, навсегда установить согласие жизни с природным законом - совершенство во всех областях человеческой деятельности, и создать в каждой стране правительство, действующее на уровне природного закона, способное предотвратить возникновение любой проблемы (1993-1994).

Открыл, что Веда и ведическая литература полностью отражены в физиологии человека; это открытие окончательно установило полное единство всего физического разнообразия мироздания, всех наук и всех религий.

Махариши

Маха означает великий , Риши - посвящённый, провидец .