Житина Александра Борисовна,
ГБОУ СОШ № 534
г. Москвы
учитель начальных классов

Урок окружающего мира
«Карта полушарий. Материки и океаны на глобусе и карте»
(4 класс, УМК «Гармония»)

Цель: ввести понятие «карта полушарий»; познакомить учащихся с материками, островами и океанами Земли, научить их показывать на карте

Задачи:
Образовательные:
сформировать умение работать с картой полушарий;
выявить общие и отличительные черты глобуса и карты
Развивающие:
развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
развивать внимание, активность
развивать пространственное воображение, мышление, речь
Воспитательные:
формировать умение работать в группе;
воспитывать чувство взаимопомощи;
учить уважительно относиться друг к другу

Оборудование: интерактивная доска «Smart Board», мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, контуры карты полушарий и материков, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.
- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.

Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?

2. Актуализация знаний.

Разгадайте кроссворд. (слайд 2)
Самая длинная параллель.
Точка, где сходятся все меридианы.
Линия, соединяющая на глобусе оба полюса.
Линии, параллельные экватору.
Модель Земли.

Ответы.
Экватор.
Полюс.
Меридиан.
Параллели.
Глобус.

1
3
2

Итак, что же такое глобус? (слайд 3)
- Глобус – это модель Земли.
- Почему глобус имеет форму шара и вращается?
- Наша Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси.
- На какие полушария разделен глобус экватором?
- На Северное и Южное
- На какие – начальным меридианом?
- На Западное и Восточное
- Что можно увидеть на глобусе?
- Моря, реки, горы, равнины, города и т.д.
- Что на глобусе изображено голубым цветом?
- Океаны, моря, реки, озера
- Каким цветом на глобусе показаны участки суши?
- Зеленым, желтым, коричневым.
- Молодцы!

3. Сообщение темы урока.
- На прошлом уроке мы с вами были космонавтами и наблюдали Землю из космоса.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие. Как вы думаете, какой транспорт выберем? Почему?
- Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода. (слайд 4)

В кругосветное путешествие мы отправимся на 4 кораблях. (класс заранее разделен на 4 группы)
- Удобно ли брать глобус в путешествие?
- Нет, т.к. масштаб очень мелкий, поэтому не все объекты нанесены.
- Что поможет нам, вы узнаете, когда отгадаете загадку. (слайд 5)

Страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря без воды.

Карта.
- Правильно. Для удобства решили условно разделить земной шар вдоль меридиана на западное и восточное полушария. Затем нанесли на карту изображения сразу двух полушарий. Такая карта получила название карта полушарий. Именно она поможет нам в кругосветном путешествии.

4. Изучение нового материала.
- Рассмотрите карту полушарий. Какой масштаб карты?
- В 1 см 220 км.
- Покажите на карте меридианы. Какое направление они указывают?
- Север - юг
- Покажите параллели. Какое направление они указывают?
- Запад – восток.
- Экватор. На какие два полушария делит экватор Землю?
- На Северное и Южное
- Что объединяет эти линии?
- Это воображаемые линии. (слайд 6)
- Что еще вы видите на карте полушарий?
- Материки и океаны.
- Что такое материк?
- Материки – это огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой. (слайд 7)
- Сколько материков на Земле?
- 6
- Назовите их.
- Отправляемя в путешествие от самого маленького материка.
- Покажите его на карте.
- Австралия.
- В каком полушарии он находится?
- Восточное полушарие.
- Какой материк самый большой?
- Евразия.
- Где он находится?
- Восточное полушарие.
- Как вы думаете, какой материк самый жаркий?
- Африка.
- Проплыли вдоль побережья Африки и оказались в Западном полушарии. Какие материки там расположены?
- Северная Америка и Южная Америка.
- Все ли материки мы встретили на своем пути? Какой материк мы не увидели?
- Антарктиду.
- Антарктида – самый холодный материк. Морозы там достигают до – 80 градусов. Давайте посмотрим небольшой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
- Можно ли Антарктиду и Австралию объединить в одну группу?
- Можно. Оба материка расположены в Южном полушарии.
- Наши корабли от материка к материку плыли по океанам.
- Какие океаны пересекли мы во время плавания? (слайд 8)
- Индийский океан, Атлантический океан, Тихий океан.
- По какому океану мы не плыли?
- Северный Ледовитый океан.
- Покажите на карте самый большой и самый маленький океаны.
- Самый большой – Тихий океан, самый маленький – Северный Ледовитый.
- Какие материки омывает Северный Ледовитый океан?
- Евразию и Северную Америку.
- Какой океан омывает сразу 4 материка?
- Индийский (Африка, Евразия, Австралия и Антарктида)
- В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?
- В восточном полушарии.
- Вы обратили внимание, что во время нашего путешествия по океанским просторам нам встречались не только большие участки суши, но и маленькие? Кто знает, как называются маленькие участки суши, которые со всех сторон омываются водой?
- Правильно, острова.
- Далеко ли от материков находятся острова?
- Нет.
- Покажите на карте полушарий острова.
- Наше кругосветное путешествие подходит к концу. А знаете ли вы, кто совершил первое путешествие вокруг света?
- Нет.
- В 1519 году из испанского порта Севилья на 5 каравеллах отправилась экспедиция Фернанда Магеллана с экипажем 265 человек. (слайды 9 - 14)
Путешествие продолжалось три года. Суда пересекли океан, преодолев расстояние в 18000 км. Спустя три недели плавания через пролив эскадра вышла в Тихий океан. Три месяца и двадцать дней, пока корабли плыли по океану, он был спокоен, и потому Магеллан назвал его Тихим. В результате плавания Магеллана была подтверждена идея шарообразности Земли, доказано, что между Азией и Америкой лежит огромное водное пространство Тихий океан, что большая часть земного шара занята водой, а не сушей, Магеллан осуществил мечту своей жизни, но погиб в стычке с местными жителями. Лишь корабль «Виктория», обогнув Африку, 6 сентября 1522 г возвратился в Испанию. До наших дней сохранился бортовой журнал, в который мореплаватели записывали все об увиденных землях. По их записям мы сейчас попробуем догадаться, какие материки встретились на их пути. (капитаны кораблей по очереди читают запись из бортового журнала, все ребята узнают материк)

Это самый высокий материк Земли. Почти вся его поверхность покрыта ледяным панцирем. С берегов материка медленно сползают ледники, плавучие ледяные горы – айсберги. Это самый холодный материк. Зимой, в июле, температура достигает минус 88 градусов. Здесь на многие сотни километров простираются снежные равнины. Часто дают ураганные ветры. Белый цвет снегов и голубоватый цвет льда властвуют здесь повсюду. Но на высоких скалах летом появляются мхи, лишайники, водоросли. Тишина материка иногда прерывается криками птиц – альбатросов, чаек и пингвинов. Здесь нет насекомых. В прибрежных водах этого материка много морских животных. Крупнейшие из них – киты, тюлени, морские львы.

Это самый маленький материк, почти в 4 раза меньше Африки. Расположен в южном полушарии, на большом удалении от других материков. Вблизи материка располагается огромное количество больших и малых островов. Это самый засушливый материк. Здесь много таких животных и растений, которые не встречаются больше нигде на Земле, например, чудо – дерево – эвкалипт, коала, утконос, ехидна, муравьед. Но самое знаменитое животное этого материка – кенгуру.

Это самый жаркий материк. Второй после Евразии по величине материк. Почти посередине пересекает экватор. Здесь протекает самая длинная река в мире – Нил. На этом материке находится величайшая пустыня мира – Сахара. Живая природа поражает богатством и изобилием. Обитает самое высокое животное – жираф, быстроногие гепарды, антилопы и страусы, громадные бегемоты и гориллы.

Это величайший материк на Земле. Занимает 1/3 всей суши. Самый густонаселенный материк. Трое из каждых четырех жителей планеты живут на этом материке. Благодаря громадным размерам материка в разных его уголках сложились разные условия жизни. Например, на севере материка летом и зимой ходят в меховых одеждах, а на крайнем юге круглый год ходят в лёгких одеждах.

Работа в группах.
Вы правильно назвали все материки, о которых писали путешественники. А сейчас я предлагаю создать на каждом корабле свою карту полушарий. Для этого у вас есть контур карты полушарий и контуры материков. Наклейте материки на карту и подпишите их названия.
Ребята работают в группах, затем созданные карты помещаются на выставку.

Итог урока.
- Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу. Что помогло нам его совершить?
- Карта полушарий.
- Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего?
- Какие материки увидели во время плавания?
- Чем сходны и чем различаются материк и остров?
- Какие океаны пересекли?

Закончить наше путешествие я хочу стихотворением. (слайд 15)

Смотрю на глобус– шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои, теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.

Ребята, берегите нашу Землю.
Урок окончен. Спасибо.

13PAGE 14615

C:\Documents and Settings\Александра Борисовна\Рабочий стол\антарктида.zip

Наша планета условно разделена на четыре полушария. Как обозначаются границы между ними? Какие особенности имеют полушария Земли?

Экватор и меридиан

Имеет форму немного сплюснутого у полюсов шара - сфероида. В научных кругах её форму принято называть геоидом, то есть «подобной Земле». Поверхность геоида перпендикулярна по направлению силы тяжести в любой точке.

Для удобства характеристики планеты используют условные, или воображаемые, линии. Одной из них является ось. Она проходит через центр Земли, соединяя верхнюю и нижнюю части, называемые Северным и Южным полюсом.

Между полюсами, на равном от них расстоянии, находится следующая воображаемая линия, которая называется экватором. Она горизонтальная и является разделителем на Южное (все, что ниже линии) и Северное (все, что выше линии) полушария Земли. составляет чуть больше 40 тысяч километров.

Ещё одна условная линия - Гринвичский, или Это вертикальная линия, проходящая через обсерваторию в Гринвиче. Меридиан разделяет планету на Западное и Восточное полушария, а также является начальной точкой для измерения географической долготы.

Разница Южного и Северного полушарий

Линия экватора горизонтально делит планету пополам, пересекая при этом несколько материков. Африка, Евразия и Южная Америка частично находятся сразу в двух полушариях. Остальные материки расположены в пределах одного. Так, Австралия и Антарктида полностью находятся в южной части, а Северная Америка - в северной.

Полушария Земли имеют и другие отличия. Благодаря Северно-Ледовитому океану на полюсе климат Северного полушария в целом более мягкий, чем Южного, где находится суша - Антарктида. Времена года на полушариях противоположны: зима в северной части планеты приходит одновременно с летом на юге.

Разница наблюдается в движении воздуха и воды. На север от экватора речные потоки и морские течения отклоняются вправо (справа берега рек обычно более крутые), антициклоны вращаются по направлению часовой стрелки, а циклоны - против. На юг от экватора все происходит с точностью наоборот.

Отличается даже звездное небо над головой. Рисунок в каждом полушарии разный. Главным ориентиром для северной части Земли является полярная звезда, в ориентиром служит Южный крест. Выше от экватора преобладает суша, поэтому и основное количество людей проживает здесь. Ниже экватора общее число жителей составляет 10 %, так как океаническая часть преобладает.

Западное и Восточное полушария

На восток от нулевого меридиана располагается Земли. В его пределах находится Австралия, большая часть Африки, Евразии, часть Антарктиды. Здесь проживает примерно 82 % населения всего мира. В геополитическом и культурном смысле его называют Старым светом, в противовес Новому свету американских континентов. В восточной части находится глубокий желоб и самая высокая гора на нашей планете.

Западное полушарие Земли находится на западе от Гринвичского меридиана. Оно охватывает Северную и Южную Америку, часть Африки и Евразии. В него полностью входит Атлантический океан и большая часть Тихого. Здесь находится самая длинная горная цепь в мире, крупнейший вулкан, самая сухая пустыня, наиболее высокогорное озеро и полноводная река. Проживает в западной части мира всего 18 % жителей.

Линия перемены дат

Как уже говорилось, Западное и Восточное полушария Земли разделяет Гринвичский меридиан. Его продолжением является 180-й меридиан, который очерчивает границу с другой стороны. Он является линией перемены дат, именно здесь сегодняшний день превращается в завтрашний.

По обе стороны меридиана фиксируются разные календарные дни. Это связано с особенностями вращения планеты. Линия перемены дат в большинстве своем проходит по территории океана, но также пересекает некоторые острова (Вануа-Леву, Тавиуни и т. д.). В этих местах для удобства линия сдвинута по границе суши, иначе жители одного острова существовали бы в разных датах.

Вопрос 1. Что такое экватор?

Экватор – линия сечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли, перпендикулярно оси ее вращения. Его длина приблизительно равна 40075 км.

Вопрос 2. На какие полушария экватор делит Землю?

Экватор делит земной шар на Северное и Южное полушария.

Вопрос 3. Какие планеты входят в состав Солнечной системы?

В состав Солнечной системы входят следующие планеты: ☿ Меркурий, ♀ Венера, ⊕ Земля, ♂ Марс, ♃ Юпитер, ♄ Сатурн, ♅ Уран, ♆ Нептун.

Вопрос 4. Можно ли одинаково определять координаты на плоскости и на поверхности шара?

Да, можно, для этого надо знать широту и долготу.

Вопрос 5. Для чего нужны координаты?

Для определения местоположения точки на карте или глобусе нужно знать две координаты.

Вопрос 6. На какие полушария экватор делит земной шар?

Экватор делит земной шар на Северное и Южное полушария.

Вопрос 7. Что такое параллель?

Линии, параллельные экватору, имеющие разную широту, называются параллелями. На географических картах параллели изображены в виде прямых линий или дуг окружностей разной кривизны, а на глобусе - в виде окружностей разного диаметра. Чем ближе к полюсу, тем диаметр окружности меньше.

Вопрос 8. Что такое меридиан?

Линия, соединяющая на поверхности Земли кратчайшим образом оба полюса, называется меридианом.

Вопрос 9. Почему начальный меридиан называют Гринвичским? Нулевым?

Потому что меридиан, который проходит через старую астрономическую обсерваторию, которая находилась в Англии в городке Гринвич, стали называть начальным, нулевым или Гринвичским.

Вопрос 10. На какие полушария делят земной шар нулевой и 180-й меридианы?

Если двигаться от Гринвичского меридиана на восток до меридиана 180°, то мы будем находиться в Восточном полушарии. Если, наоборот, на запад от Гринвичского меридиана, то до самого 180-го меридиана мы будем находиться в Западном полушарии.

Вопрос 11. Что показывает географическая широта?

Географической широтой точки называют выраженное в градусах расстояние от экватора до этой точки. Широта бывает северная и южная. Изменяется географическая широта от 0 до 90°. С помощью параллели определяется направление запад-восток.

Вопрос 12. Что такое географическая долгота?

Географической долготой точки называют выраженное в градусах расстояние от начального меридиана до этой точки. Долгота бывает восточная и западная.

Вопрос 13. В каких интервалах изменяются значения географической широты и географической долготы?

Географическая широта изменяется от 0 до 90°. Географическая долгота изменяется от 0° до 180°.

Вопрос 14. Чем экватор отличается от любой другой параллели?

Экватор является линией отсчёта географической широты, поэтому его собственная географическая широта - 0 ш. Экватор идет по центру и является самой большой по диаметру и радиусу параллелью.

Вопрос 15. Какие географические координаты имеют полюса Земли? Объясните отличие этих координат от координат любой другой точки на поверхности Земли.

Полюса имеют максимальное значение широты, равное 90°. Северный полюс - 90° с. ш., Южный - 90° ю. ш. Отличие от других координат заключается в том, что полюса не имеют значений долготы.

Вопрос 16. Почему отличается форма параллелей и меридианов на карте и глобусе?

Форма параллелей и меридианов отличается на карте и глобусе, т.к. глобус имеет форму шара - так же как и сама Земля, а карта - это изображение Земли на плоскости, поэтому есть искажения.

Вопрос 17. С использованием карт атласа определите географические координаты Москвы, Парижа и Сиднея. Что объединяет географические координаты: Москвы и Парижа; Москвы и Сиднея?

Москва: 55° с. ш. 37° в. д. Париж: 48° с. ш. 2° в. д. Сидней: 33° ю. ш. 151° в. д. Координаты Парижа и Москвы объединяет то, что эти города находятся в Северном и Западном полушариях, а Москву и Сидней то, что они находятся в Западном полушарии.

Вопрос 18. Определите географические координаты точки пересечения экватора и начального меридиана.

Географическая широта экватора - 0°. Географическая долгота начального - 0°. Следовательно, координаты точки пересечения 0° ш. 0° д.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК Е. В. Саплиной. Окружающий мир (1-4)

Окружающий мир

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК «Окружающий мир. 2 класс» Е. В. Саплиной.

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».

Задачи урока:

  • Определить уровень знаний о планете Земля и ее модели.
  • Уточнить представления о модели Земли – глобусе.
  • Познакомить с новыми понятиями: «параллели», «меридиан », «нулевой меридиан», «экватор».
  • Находить на глобусе необходимые географические объекты.
  • Продолжить формирование умений работы с глобусом и навыка устного составления рассказа.
  • Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
  • Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь объяснять значение терминов «меридианы», «нулевой меридиан», «параллели», « экватор», находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.

Метапредметные: коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные:

  • Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
  • Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

  • Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
  • Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками.

Форма проведения урока: индивидуально-групповая.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование и наглядные пособия: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир, рабочая тетрадь для самостоятельной работы, демонстративный глобус, ИКТ, раздаточный материал (чайнворд «Глобус»)

Ход урока

I. Организационный момент

(Цель: Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.)

Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.

II. Актуализация опорных знаний

(Цель: определить уровень знаний о планете Земля и ее модели)

Ответьте на вопросы:

  • Как называется ближайшая к Земле звезда?
  • Какую форму имеет планета Земля?
  • Как называется модель Земли?
  • Что нарисовано на поверхности глобуса?
  • Чего на Земле больше: суши или воды?

III. Изучение нового материала

Отгадайте загадку. (Слайд 1)

На нем уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс там тоже найдешь,
А если захочешь – в руках унесешь.

1. Самостоятельная работа с учебником

Глобус – это модель земного шара. Прочитайте об этом на с. 53.

– Какая информация вам уже была известна?

– Что нового узнали?

– О чем думали иначе?

– Что хотели бы уточнить?

– Получить точные знания о форме Земли помогли искусственные спутники Земли. Облетая землю, спутники все время посылали на Землю радиосигналы– сообщения о своем удалении от центра земли. По этим сигналам электронные машины определили высоту полета спутников, а специальные пишущие устройства помогли «нарисовать» форму планеты. Оказалось, что наша планета вовсе не правильный шар.

2. Работа с новыми понятиями: «меридианы», «нулевой меридиан», «параллели», «экватор»

– Давайте рассмотрим глобус более внимательно

– На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название.

Экватор – «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное.

Зачем нужен экватор? (Слайд № 3, 4)

Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –
Чтобы нам не спутать вдруг,
где там Север, а где Юг.

Еще есть Северный полюс и Южный полюс.

На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.Слайды № 5, 6.

– Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.

– Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.

– Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке».

Есть еще не видимая нам Земная ось, вокруг которой вращается Земля. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус – уменьшенная копия Земли.

– Рассмотрите глобус на стр. 53. Найдите меридианы.

– А теперь на доске на глобусе покажите меридианы. (слайд 7)

– Почему один меридиан проведен более толстой и красной линией?

– Это нулевой меридиан. Его еще называют начальным меридианом. От него ученые всех стран договорились вести отчет меридианов. Этот меридиан проходит через старейшую астрономическую обсерваторию английского города Гринвич.

Гринвичский меридиан был признан начальным по специальному международному соглашению в 1884 году.

До этого соглашения каждая страна называла нулевым меридианом тот, который проходил через ее столицу.

Например, в Испании отсчет начинался от Мадрида, в Италии – от Рима. В России долгое время нулевым считался Пулковский меридиан, проходивший через главную астрономическую обсерваторию страны, которая была основана недалеко от Санкт-Петербурга.

– На глобусе можно провести круговую линию через оба полюса так, что она разделит земной шар на две равные половины – западное и восточное полушария. Эти полушария изображены на карте в вашем учебнике с. 54.

– Посмотрите внимательно. А как еще можно разделить земной шар? (По горизонтали.) (Слайд 5.)

Воображаемые линии, параллельные экватору, называются параллелями.

Это воображаемые линии на поверхности Земли, проведенные на одинаковом расстоянии от экватора. Где находится самая длинная параллель?

– Если мы посмотрим на глобус – сверху, что мы увидим? (Северный полюс и Северное полушарие.)

– Если мы посмотрим на глобус снизу, что увидим? (Южный полюс и южное полушарие.)

– Для чего нужны параллели и меридианы? (Они помогают определить точное положение любого географического объекта на поверхности земного шара). (Слайд № 7)

– Можем ли мы увидеть параллели и меридианы? (Нет, это воображаемые линии). (Слайд № 8.)

3. Физминутка

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!

IV. Закрепление изученного

1. Практическая работа

(Цель: находить на глобусе необходимые географические объекты).

Работа в парах.

На рисунке (стр. 53) покажите соседу по парте Северный и Южный полюсы, а также нулевой меридиан и экватор.

– Возьмите обычную нитку и определите длину различных меридианов на глобусе. Что вы можете сказать о них? (Они имеют одну и ту же длину).

– А сейчас определите с помощью нитки длины параллелей. Что о них можете сказать? (Самая большая параллель– это экватор. Длина параллелей уменьшается в сторону полюсов).

– Какие самые короткие параллели? (Это Северный и Южный полюс)

2. Игра «да – нет»

(Цель: Закрепить знания о модели Земли.)

– Если согласны с данным высказыванием, то хлопаете в ладоши.

  1. На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (Да.)
  2. Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (Да.)
  3. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями. (Нет.)
  4. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют меридианами. (Да.)
  5. Все меридианы пересекаются на Северном и Южном полюсах. (Да.)
  6. Самый длинный меридиан – это экватор. (Нет.)
  7. Экватор – это самая длинная параллель. (Да.)
  8. Экватор делит земной шар на два полушария – Северное и Южное. (Да.)
  9. Экватор – это линия, которая делит все меридианы пополам. (Да.)
  10. Самые маленькие параллели– это Северный и Южный полюса Земли. (Да.)
  11. Все меридианы Земли имеют разную длину. (Нет.)
  12. Все меридианы Земли имеют одинаковую длину. (Да.)

3. Работа в тетради

Задание 1. стр. 24

Рассмотрите глобус и напишите, как называются обозначенные на глобусе линии.

Задание 3. стр. 25

– На какие два полушария экватор разделяет земной шар? (Северное и Южное.)

– На какие два полушария начальный меридиан разделяет земной шар? (Западное и Восточное.)

Подпишите эти полушария на рисунках.

– В каком полушарии находится наша страна Россия? (В Восточном полушарии.)

4. Работа по учебнику (с. 56)

Какие утверждения верны? (Показывают сигнальные карточки: верно– зелёный цвет, неверно – красный).

V. Итог урока

1. Игра «10 секунд»

(Ребята каждый по цепочке одним предложением говорит, что нового узнал на уроке.)

2. Домашнее задание

Стр. 55-56, вопросы, чтение рубрики «Для любознательных», разгадывание