Развитие вотчинного землевладения в XI-XII в.в.

Если до конца X в. феодальные отношения существовали еще вперемежку со значительными остатками общинно-родового строя, то в XI - XII вв. они одерживают полную победу на всей территории древнерусского государства. В этот период происходит быстрый рост княжеского, боярского и монастырского землевладения. Киевские князья, считавшие ранее важнейшим средством обогащения военную Дружину, теперь интенсивно осваивают земли, и в летописи то и дело можно прочесть о княжьих, боярских и монастырских селах. Княжеские дружинники также не довольствовались уже прежним источником их материального обеспечения - военной добычей и данями. Эксплуатация земли и сидящего на ней сельского населения обещала им гораздо большее вознаграждение, чем рискованные военные походы. Поэтому дружинники охотно оседают на земли, передаваемые им князьями, и развертывают на них свое вотчинное хозяйство. Происходит превращение дружинника-воина в боярина-землевладельца.
Параллельно образованию боярского землевладения за счет оседавшей на землю дружины шел процесс роста местного, «земского» боярства, выраставшего из местной знати на базе разложения соседской общины.
С конца X в. на Руси появился новый феодал - церковь, которая уже в XI в. становится крупным земельным собственником.
Рост княжеского, боярского и монастырского землевладения сопровождался безжалостным расхищением общинных земель и превращением вчера еще свободных общинников-смердов в феодально-зависимых людей. Другим путем обращения общинников-смердов в зависимый люд была кабала. В жизни древнерусской общины было немало случаев, когда отдельные общинники в силу тех или иных причин разорялись, выходили из общины, превращались в изгоев и неизбежно становились жертвой кабалы феодалов. Получив от феодала ту или иную материальную помощь, такой разорившийся общинник навсегда становился феодально-зависимым человеком.
В XI-XII веках наблюдается рост княжеского и боярского вотчинного хозяйства. Вотчина - это наследственная частная земельная собственность княжеско-боярского сословия Руси. Вотчинные земли заселены крестьянскими общинами, обязанными различными повинностями в пользу собственников земли. При этом большинство крестьян - смердов - остается лично свободными. Формы мобилизации земель в руках князей и бояр отличаются многообразием: от простых захватов в ходе войн и насильственного отторжения земли у "провинившихся" общинников до присвоения "выморочных" земель свободных смердов. Например, "Русская правда" говорит о том, что если у смерда нет сыновей, то его землю наследует князь. Если у смерда есть дочери, они наследуют лишь часть земельного наследства, остальное все равно переходит к князю. Если же дочь - замужняя женщина, то она не получает ничего. Личная воля завещателя в XI веке ничего не значит. Князь пока рассматривается как всеобщий "отец", а все княжество как единый большой семейный союз, где отец - верховный собственник всей недвижимости. Другой формой приобретения земли становится добровольная отдача земли князю или боярину в обмен на защиту от притязаний других претендентов. Таким образом и возникала российская форма вассалитета. В любом случае крестьяне попадали в различные формы зависимости от землевладельца и обязаны были рентными платежами, преимущественно натуральными: собственным трудом или продуктами, частью своего урожая.
Быстро росла и земельная собственность православной церкви преимущественно за счет пожалований князей, бояр, дружинников и даже крестьян, в том числе и на "помин души". Этот процесс начался со второй половины XI века и продолжался практически в течение всего периода раздробленности.
К середине XII века князья не вполне строго, но различают "волости", в которых они выступают в качестве главы правящей феодальной иерархии земельных собственников, и земли собственные, "отчины", в которых они становятся непосредственными Землевладельцами. Этот перелом произошел при правлении суздальского князя Всеволода Большое Гнездо (1176- 1212), фактического верховного правителя Руси. До него княжества считались общим достоянием княжеского рода, а их непосредственные правители - временными владельцами по очереди. Всеволод изменил регламент владения: теперь княжество передавалось от отца к сыну как наследственное владение по личному распоряжению владельца. Это был переворот. Если раньше княжеские владения назывались волостями или наделками, что означало временное владение, то теперь - вотчинами и уделами, то есть постоянным и наследственным владением. Таким образом ликвидировалось последнее наследие родового строя - собственность княжеского рода. Теперь удел стал рассматриваться как собственность самого князя, а не его рода.

Возникновение поместного землевладения в XV-XVI в.в.
К концу XIV столетия в России сложились две формы земельной собственности:
1. Вотчина (европейский аналог - аллод). Земля находится в полной безусловной собственности владельца. Источник возникновения: заимка, сохранившаяся с древнейших времен; пожалование от князя; купля и мена; давность владения (не менее 15 лет). Основной субъект - боярин, князь.
2. Поместье (европейский аналог - бенефиции). Земля передается вышестоящим по иерархической лестнице феодалом в условное владение нижестоящему за службу без права отчуждения. Имущественные права ограничены. Основной субъект - помещик, дворянин.
Владелец вотчины, как показывает сам термин, мог передавать ее по наследству (от отца к сыну и т.д.), продавать и закладывать. На вотчинном праве имели земли князья, в период феодальной раздробленности бывшие главами самостоятольных политических образований, а ныне сохранявшие лишь титул как обозначение родового звания, княжата и бояре, составляющие высшую прослойку феодального общества и вместе с князьями и княжатами занимавшие ведущее место в управлении страной. Все они в качестве вассалов великого князя обязаны были вместе с ним участвовать в походах во главе своих отрядов, состоявших из дворян и "служилых людей по прибору".
Поместья предоставлялись в пожизненное владение за военную службу дворянам, составляющим так называемый двор князя или знатного боярина. Держатель поместья (помещик) не мог передавать его по наследству, продавать или закладывать. В качестве первых получателей поместий от великого князя выступали дворяне и средняя прослойка феодалов, так называемые дети боярские. Эта форма землевладения была сравнительно новой. Она широко использовалась при присоединении новых земель (Новгородской, Тверской, Псковской и Рязанской). Кроме того, помещичье землевладение занимало значительное место в центре страны, в Московском, Ярославском, Звенигородском уездах, где оно соседствовало с вотчинным и монастырским.
Рост военно-служилого войска в период объединения страны поставил задачу материального обеспечения дворянства. В условиях слабости товарно-денежных отношений средством этого обеспечения могла быть в первую очередь земля. Правительство внимательно следило, чтобы "земля из службы не выходила", т.е. дворяне владели этой землей до тех пор, пока они сами или их дети несли военную службу. Обычно поместье наследовали сыновья или близкие родственники. За исправную службу "оклад" (размер поместья) повышался, а за неисправную поместье могло быть "описано" на государя.
Поместное землевладение оказало значительное влияние на старинные формы земельной собственности, вотчинное (наследственное) землевладение также все более связывалось с военной службой. С течением времени помещики и мелкие вотчинники становились основной опорой складывающегося самодержавия.
Стимулируя развитие поместной системы, правительство в то же время старалось подчинить своему контролю владения удельных князей и бояр. Эту задачу облегчала эволюция вотчинного землевладения. Лишь немногое число князей и бояр сумели приспособиться к новым условиям жизни. Большинство же быстро беднело, они продавали или закладывали свои владения. Крупные вотчины делились на части, дробясь между многочисленными наследниками. Владельцы вотчин, не имевшие наследника, часто отдавали свои земли в монастыри на помин душ.
Монастыри пополняли свои владения как за счет присвоения черных земель, так и за счет отчуждения земель светских феодалов (с помощью вкладов, покупки, мены). По свидетельству иностранного современника Адама Климента, в 1553 г. треть населенных земель в России принадлежала духовенству. Вотчины отдельных монастырей достигали огромных размеров. Так, во владении Кирилло-Белозерского монастыря находилось около 19 тыс. десятин с 23 селами, 3 приселками и 892 деревнями.
Условное землевладение до Петра I не стало абсолютно господствующим, хотя в XV - XVI веках распространилось повсеместно. Массовый прилив в Москву служилых князей и бояр - тому доказательство. В первой половине XV века обычными стали договорные грамоты, по которым "младшие" князья лишались своих владений, если переходили на службу к другим князьям. Во второй половине XV века сложился и обычай срочности пожалований в виде поместий (от 2 до 15 лет). Но появились и наследственные поместья, если сын наследовал должность отца, например, тысяцкого. Характерно, что подобно тому, как крестьянин не имел права покидать своего боярина или дворянина, сам служилый князь, боярин или дворянин не имел права покидать службу вышестоящему князю. Если служилый феодал умирал без наследников, его имущество возвращалось великому князю.
Развитие поместной системы привело к формированию нового слоя феодалов - поместного дворянства, являвшегося той социальной силой, которая поддерживала государственную власть в её борьбе с пережитками феодальной раздробленности. Осуществляя волю помещиков, государство санкционировало усиление крепостнического гнёта и беспощадно расправлялось со всеми попытками социального протеста порабощённого крестьянства.
Развитие поместного землевладения изменило распределение земли внутри господствующего класса. Быстрое расширение площади поместного землевладения требовало наличия значительного земельного фонда. С конца XV в. дворцовых земель, из которых шло наделение дворян землёй, уже не хватало. Вопрос о земле приобретал всё большую остроту, ибо лучшие земли давно были захвачены боярами и монастырями. В этих условиях поместное землевладение неизбежно росло за счёт не только чёрной крестьянской земли, но и землевладения боярского и монастырского. Так в земельном вопросе столкнулись интересы различных групп господствующего класса.

XVI век - это время относительной победы поместной системы. Служилые феодалы предпочитали оброк барщине. Оброк пока оставался натуральным, а не денежным. В 40-х годах в некоторых княжествах (Тверском, например) у помещиков сосредоточивалось пахотной земли больше, чем у вотчинников, в 2,5 раза. Тогда же начался перевод крестьян на денежный оброк, что свидетельствует о некотором развитии товарно-денежных отношений.
Поместная система - важнейший факт российской истории, который произвел переворот как в политическом, так и в хозяйственном устройстве.
Помещичье землевладение изменило характер вотчинного. На вотчинное землевладение был распространен принцип помещичьего землевладения, т.е. оно тоже стало условным владением.
Помещичье землевладение подорвало развитие ремесленных городов и городской промышленности. В центре, на северо-западе - существовало значительное посадское население. На юге - были города служилые. Увлекая на юг людей служилых в деревню, лишали тем самым городскую промышленность и ремесленников сбыта и спроса. Завозили также своих дворовых. У городских ремесленников исчезал целый социальный слой заказчиков.
Поместная система подготовила радикальную перемену в положении крестьян. Заселяя Дикое поле помещики привозили из центральных областей людей, живших в чужом хозяйстве (братья, племянники, захребетники, соседи и подсоседи). Они приходили с пустыми руками, нуждались в ссуде. Захребетник с неоплатной барской ссудой не мог уйти: поблизости крупных поместий не было, чтобы уйти в казаки не имел ни оружия, ни навыка.
Здесь и завязался узел крепостной неволи.

Становление и развитие крепостного права в XVI-XVIII в.в.
После освобождения России от татаро-монгольского ига и становления русской государственности возникла острая необходимость законодательно закрепить людей на земле, что и было сделано русскими государями. Бедное государство, обязанное содержать большое войско, не имея денег вследствие промышленной и торговой неразвитости, раздает военным служилым людям землю. И единственным средством удовлетворения главной потребности страны найдено прикрепление крестьян, чтобы они не уходили с земель бедных помещиков, не переманивались богатыми; чтоб служилый человек имел всегда работника на своей земле, всегда имел средство быть готовым к выступлению в поход. Во главе работающих на земле крестьян ставились землевладельцы-помещики, которые одновременно воплощали в себе несколько обязанностей, т.е. система поместная в XVII веке имела троякое значение: помещики были землевладельцы, администраторы и военные люди.
Прикреплением людей к земле решалась также и важнейшая задача по вовлечению подданных русского государства к труду. В противном случае вольные люди, праздно шатающиеся по необъятным просторам России, легко перерождались, становясь бродягами, разбойниками или ворами. Разбойничьих шаек по Руси было в тот период немало. Они занимались грабежом купцов, устраивали набеги и на мирное население.
Ряд историков считает, что крепостное право было введено Указом 1592г. или 1593г. Однако текст указа не найден. Поэтому, более обоснованно мнение большинства, что крепостное право сложилось в результате последовательного издания серии указов, ограничивших, а затем и отменивших переход крестьян.
В Судебнике 1497 - Иван III ввел Юрьев день - 26 ноября, как время крестьянских переходов и устанавливалась плата за проживание на земле феодала, «пожилое». Судебник 1550 г. Ивана IV подтвердил право перехода крестьян только в Юрьев день и увеличил размеры «пожилого», что еще более затрудняло переход.
В конце XVI в., в 1581 г., были введены «заповедные лета», годы в которые был запрещен переход крестьян даже в Юрьев день (от слова «заповедь» - запрет). Не ясно, вводились ли заповедные годы на территории всей Руси или в отдельных землях, с какой периодичностью.
К середине ХVII в., когда разруха и разорения Смуты были преодолены, Соборное уложение 1649 г. завершило процесс юридического оформления крепостного права. Соборное Уложение по своему содержанию было крепостническим и отражало победу дворянства. В этом документе провозглашалась отмена «урочных лет» и установление бессрочного сыска беглых крестьян и посадских людей. Собственностью феодала становился не только крестьянин со своей семьей, но и его имущество. Ограничения в правах крепостных крестьян, начиная с 1730-х гг., были закреплены в законах. Им запрещалось приобретать недвижимость, открывать фабрики, работать по подряду, обязываться векселями, принимать на себя обязательства без разрешения владельца, записываться в гильдии. Помещикам было разрешено применять телесные наказания и отдавать крестьян в смирительные дома. Усложнился порядок принесения жалоб на помещиков.
Безнаказанность способствовала росту преступлений среди помещиков. Показательный пример дает история помещицы Салтыковой, убившей более 30 своих крепостных крестьян, которую удалось изобличить и приговорить к смертной казни (замененной пожизненным заключением) только после того, как жалоба на нее попала в руки императрицы Екатерины II.
Только после восстания Е. И. Пугачева, в котором крепостные крестьяне приняли активное участие, правительство стало усиливать государственный контроль за их положением и предпринимать ша
и т.д.................

После освобождения от власти татар начинается быстрое объединение русских земель и образование единого государства. Присоединение удельных княжеств к Великому княжеству Московскому, привели к усложнению функций управления земельными ресурсами. Началась перепись и перераспределение земель, для исчисления новых податей в государственную казну. Описывались и исчислялись не только территории княжеств, воеводств, но и земельные владения каждого частного лица

С момента образования Русского государства в нем преобладало вотчинное землевладение . Вотчина представляла собой территорию (совокупность участков земли), которой ее владелец мог беспрепятственно распоряжаться: продавать, дарить, завещать, то есть владеть на праве полной собственности.

На Руси было три вида вотчин : наследственные ( родовые) - переходящие из поколения в поколение в княжеских и боярских фамилиях; выслужные - полученные от князя (впоследствии от государя) за военные и иные заслуги; купленные - приобретенные одним землевладельцем у других за деньги. Границы вотчины устанавливались в основном по взаимному согласию землевладельцев или по указанию властей в присутствии их представителя и проходили главным образом по естественным рубежам (рекам, ручьям, дорогам, опушкам леса и т. д.).

С царствования Ивана III (1462-1505) начинается новый этап в организации межевания, связанный с введением поместной системы землевладения . Государство предоставляло служилым людям, преимущественно военным, поместья на срок их службы и на определенных условиях. В состав поместья обычно включались земли, обрабатываемые крестьянами (для людей из знатного рода 1500-3000 десятин, для людей менее знатного происхождения 150-750 десятин), с которых помещик собирал феодальную ренту (История земельных от­ношений и землеустройства/Под ред. Н. В. Бочкова. - М.: Сельхозгиз, 1956. - С. 11). Раздача таких владений Иваном III началась после завоевания Новгорода на вновь присоединенных землях. То же самое делал его сын Василий III (1505­1533) на псковских землях. Практиковалась раздача поместий за службу и при Иване Грозном, впервые в российской истории, принявшем титул царя 16 января 1547 г. и царствовавшем до 1584 г.

Т.о. организация и развитие поместной системы землевладения занимают все ХVI столетие с пиком в 1550 г., когда в связи с необходимостью укрепления армии и ее присутствия в Москве правительство перевело из городов примерно 1000 человек служилых людей и дало им поместья в Московском и соседнем с ним уездах общей площадью 176 тыс. десятин (Готье Ю.В. Очерк ис­тории землевладения в России. - Сергиев Посад: Типография И.И. Иванова, 1915. - С. 50-51).По записи 1550 г. служилые люди делились на три статьи с поместными окладами в 200, 150 и 100 четвертей пахотной земли.

Царским писцам, проводившим межевые действия, приходилось в этот период не только вновь отводить поместья, но и проверять отведенные ранее, чтобы изъять самовольно захваченные земли (История земельных отношений и землеустройства/Подред. Н.В. Бочкова. - М.: Сельхозгиз, 1956. - С. 16).

Еще в XV в. В качестве единицы измерения земли на Руси была установлена десятина . Землю мерили «хозяйственными» десятинами (3200 кв. саженей), «сотенными» (10 тыс. кв. саженей) и др. В дальнейшем наиболее распространенной стала десятина в 2400 кв. саженей. Четверть - мера площади, равнявшаяся примерно 0,55 га. Сажень - 2,13 м, квадратная сажень - 4,537 м.

Таким образом, десятина в 2400 кв. саженей равнялась 1,095 га (двум четвертям).

До конца ХVI в. большинство российских крестьян были свободными. Они владели своими землями, выплачивая князю (а затем царю) посошную подать (соха - количество земли, облагаемое податью). Землевладение свободных крестьян (их называли черносошными, а их земли - черными) преобладало. Черные земли находились, как правило, в общинном пользовании. Участки пашни и сенокоса распределялись между отдельными дворами и подлежали периодическому переделу. Пастбища использовались сообща. При переделах угодий, особенно пашни, община стремилась точнее учесть качество отдельных участков (как по плодородию, так и по удаленности от селения) и наделять каждый двор равноценной землей. Поэтому общинному землевладению были органически присущи такие недостатки, как чересполосица, мелко- и узкополосица, дальноземелье.

В XIII-XIV вв. крестьяне могли совершенно свободно переходить от одного землевладельца к другому в течение всего года. В 1497 г. Иван III в «Судебнике», первом со времен Древней Руси общегосударственном своде законов, установил определенный срок такого перехода - осенний Юрьев день (26 ноября по старому стилю). В течение ХVIв. и особенно в начале ХVII в. государство начинает принимать все более строгие меры по прикреплению крестьян к земле (вплоть до их розыска и принудительного возвращения).

Большой удельный вес в Московском государстве занимали монастырские и церковные земли выделялись также дворцовые и государственные земли.

Дворцовые земли находились в собственности княжеской семьи, соответствующие доходы шли на содержание двора великого князя (царя). Напротив, доходы от государственных земель шли в общегосударственную казну. На дворцовых землях велось большое хозяйство. Так, в вотчинах царя Алексея Михайловича (1648­1676) было около 11 тыс. крестьянских тягловых дворов. Кроме того, к ним было приписано большое число дворовых крестьян, выполнявших различные работы в царских усадьбах (История земельных отношений и землеустройства/Под ред. Н. В. Бочкова. ­М.: Сельхозгиз, 1956. - С. 13).

Соотношение различных видов землевладений и землепользований в Московском царстве во второй половине ХVI в. Показано в табл. 15. Из нее видно, что Наличие тех или иных форм землевладения и землепользования сильно зависело от природных, исторических и территориальных условий. Однако в большинстве освоенных и густонаселенных земледельческих районов ко второй половине ХVI в. стало явно преобладать поместное землевладение, ставшее опорой царской власти и основой сложившегося к тому времени земельного строя.

Эффективное использование черных земель объяснялось заинтересованностью свободных крестьян в их обработке, стремящихся обеспечить себя всеми необходимыми средствами к существованию. Наиболее освоенными были также и дворцовые земли, он управлялись предприимчивыми людьми и включали лучшие участки земли.

К середине XVI в. землевладение, землепользование и земельные отношения в России оказались запутанными. Была неясность в количестве и качестве земель поместий и вотчин, дворцовых, государственных, монастырских, церковных, крестьянских земель; не были описаны и распределены обширные земли, присоединенные к России в первой половине ХVI в. Необходимо было установить, кто, какими землями и на каком основании владеет, какие площади можно предоставить служилым людям, как пополнять казну за счет перераспределения земель.

С этой целью государство приступило к осуществлению специального вида землеустроительных и земельно-учетных работ, которые получили название писцовые межевания. Это был первый и основной вид землеустроительной деятельности, организованной государством и финансировавшийся из государственной казны. Она отражала главное направление земельной политики укрепление поместного землевладения.

«Вотчиной» (от слова «отец») в средневековых русских документах могли назвать любое наследство. Но чаще это слово употреблялось в конкретном контексте, и так оно используется историками-медиевистами. Как юридический термин, понятие вотчины применялось до XVIII века, и еще на протяжении столетия – как условное наименование.

Каждый да держит отчину…

Такая формулировка приведена в решении . Речь шла о неприкосновенности соседних владений. Соответственно, под «вотчиной» князья разумели контролируемые каждым из них на тот момент земли вместе с населяющими их людьми.

Слово употребляется в разных изданиях «Русской Правды» и ранее. По этим документам можно понять, что вотчина – владение крупного феодала (князя или боярина), которое он получил в наследство от предков и которое закреплено за его родом.

Это понятие включает не только земельный надел, но и обязательно подданных, живущих на нем. Вотчинник обладает по отношению к ним особыми правами – получает платежи, требует повинности, осуществляет суд.

Изначально вотчиной именовали только владения киевских князей. То есть понятие по сути приближалось к «территории государства». Затем так же стали называть владения богатых бояр и удельных князей. Таким образом, вотчина представляла собой государство в государстве, и владелец получал право на осуществление части государственных функций. В числе прочего, он мог раздать часть земель своим слугам «в кормление», то есть в качестве вознаграждения за службу. Но вотчинным такое владение не становилось – его можно было передать по наследству, но лишь при условии, что наследник устроит сюзерена и тоже будет ему служить.

Вотчину можно было получить другими способами: получить в наследство, в подарок, купить или завоевать.

Не совсем собственность

Большинство историков указывает, что вотчина уже в XI веке представляла собой частную собственность боярина. Это не совсем так. Владение принадлежало не человеку, а роду. Им можно было распоряжаться (до продажи и дарения включительно), но только с согласия семьи. Закон оговаривал права наследников (супруги, детей, братьев) на вотчинное владение. Но верно, что боярин мог иметь несколько вотчин на значительном удалении друг от друга, причем его владения могли быть на земле одного князя, а службу он при том нес у другого. Этим вотчина отличается от феодального поместья, которое тоже можно было передать по наследству, но лишь при условии несения службы в пользу высшего сюзерена земли.

Вотчинные права достигли максимума в эпоху феодальной раздробленности. Усиление же центральной власти же почти сразу вступило с этими правами в противоречие. В XVI веке в Московском государстве начинается ограничение прав вотчинников. поступил еще проще – сократил количество вотчинных бояр, подвергнув их репрессиям и конфисковав владения в пользу короны. В период

29. Поместное и вотчинное землевладение.

Основными видами землевладения были наследственная вотчина и условное поместье.

Вотчина - безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчинное землевладение пошло от резолюции Любечского снема 1097 года: "Каждый да держит (в)отчину свою" Вотчины фактически были в свободном гражданском обороте земли.

Вотчины по субъектам делились на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие, а по способу приобретения - на родовые (для них устанавливался особый порядок приобретения и отчуждения: эти сделки осуществлялись с согласия всего рода), выслуженные и купленные (здесь субъектом собственности выступала семья: муж и жена).

Чаще всего круг правомочий жалованного вотчинника определялся в жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество.

С XVв. широко распространяются поместья, т.е. условные (даваемые за государственную службу) землевладения. Сам термин "поместье" впервые употреблен в Судебнике 1497.

Особым образом рассчитывался поместный оклад, определявшийся прежде всего объемом возложенных на помещика государственных обязанностей. Объектом поместного землевладения являлись не только пахотные земли, но и рыбные, охотничьи угодья, городские дворы и т.п.

Первоначально обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с 15-летнего возраста. Поступивший на службу сын помещика "припускался" к пользованию землей, но при отставке отца поместье поступало к нему же на оброк вплоть до его совершеннолетия. С середины XVIв. этот порядок изменился - поместье оставалось в пользовании отставника-помещика до тех пор, пока его сыновья не достигали нужного возраста; вместе с тем, к наследованию поместья стали допускаться и родственники по боковой линии. Женщины не участвовали в наследовании поместий. Они наделялись землей только в форме пенсионных выплат, размеры которых поначалу устанавливались государством произвольно, а с XVIв. - нормировано.

Не следует отождествлять бояр и вотчинников, а также, соответственно, дворян и помещиков. В основной своей массе, действительно, бояре владели вотчинами, а дворяне - поместьями, но уже в XVв. появляются бояре-помещики, в последующем их становится все больше, и, напротив, немало дворян получают вотчины.

В XVI-XVIIвв., в период сословно-представительной монархии, происходит сближение правового режима поместья и вотчины, а в результате этого и правового положения дворянства и боярства, хотя определенные различия все еще сохраняются в Соборном Уложении 1649 (до периода петровских преобразований).

Вопросы феодального землевладения подробно регламентировались главой XVI (о поместьях) и главой XVII (о вотчинах) Соборного Уложения 1649. Так, устанавливалось, что владельцами поместий могли быть и бояре, и дворяне; поместье передавалось сыновьям по наследству в определенном порядке; часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери; разрешалось давать поместье дочери в качестве приданого и обменивать поместье на поместье и на вотчину. Однако помещики не получили права свободной продажи земли (только по специальному царскому приказу), не могли они ее и заложить. Правда, ст.3 главы XVI Соборного Уложения 1649 допускала обмен большего поместья на меньшее и тем самым давала возможность под прикрытием этой сделки продавать поместные владения. На содержание этой и других статей Соборного Уложения 1649 воздействовали "челобитные" дворян, требовавших увеличения прав на поместные земли.

30. Соборное Уложение 1649 года.

Соборное Уложение 1649 было составлен по итогам работы Земского Собора 1648-1649, который был созван в условиях Соляного бунта в Москве 1648. Соборное Уложение 1649 представляет собой свод правовых норм, оно состоит из 25 глав, разделенных на 967 статей.

Источники Соборного Уложения 1649:

1. Судебник 1497 и Судебник 1550.

2. Царские указы, указные книги приказов, думские приговоры.

3. Решения Земского собора.

4. Стоглав 1551, священные книги.

5. Литовское и византийское (греческое) законодательство.

Соборное Уложение 1649 впервые определяет статус главы государства - самодержавного и наследного царя.

31. Уголовное право по Соборному уложению.

Кроме понятия "лихое дело" в значении "преступление", Соборное Уложение 1649 вводит такие понятия как "воровство" (соответственно, преступник назывался "вором"), "вина". Помимо этого, виной, как и сейчас, именовалось определенное отношение преступника к содеянному.

Субъектами преступлений по Соборному Уложению 1649 могли выступать отдельные физические лица и группа лиц; преступники делились на главных и второстепенных (среди физических и интеллектуальных соучастников выделялись пособники, попустители, недоносители, укрыватели).

По субъективной стороне преступления делились на умышленные, неосторожные и случайные, т.е. действовал инквизиционный принцип объективного вменения.

В объективной стороне преступления выделялись смягчающие обстоятельства (состояние опьянения, неконтролируемость (аффективность) преступных действий) и отягчающие обстоятельства (повторность, большой вред, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и др.).

Объектами преступлений могли выступать государство, церковь, семья, личность, имущество, нравственность.

В системе преступлений выделялись следующие уголовно-правовые составы:

1. Преступления против церкви: богохульство, любые оскорбления Бога и пр.

2. Государственные преступления: убийство (или покушение на убийство) царя, любое оскорбление царя, измена, заговор и пр.

3. Преступления против порядка управления.

4. Преступления против благочиния (органов правосудия и правоохранительных органов).

5. Должностные преступления: лихоимство, хищение казенных средств и пр.

6. Преступления против личности: убийство, увечье, оскорбление и пр.

7. Имущественные преступления: кража, разбой, грабеж, мошенничество и пр.

8. Преступления против нравственности.

9. Военные преступления: дезертирство, бегство с поля боя, невыполнение приказа и пр.

Основными целями наказания являлись устрашение и возмездие.

В системе наказаний выделялись следующие виды:

1. Смертная казнь: назначалась примерно по 50% всех уголовно-правовых составов, осуществлялась в формах отсечения головы, четвертования, повешения, закапыванию в землю живьем, заливания горла металлом (в последней форме смертная казнь назначалась фальшивомонетчикам).

2. Членовредительские наказания.

3. Болезненные (телесные) наказания, в частности, торговая казнь - битье кнутами на торжище.

5. Лишение чести и прав.

6. Имущественные санкции (штрафы).

7. Религиозные наказания (например, епитимья).

32. Суд и процесс по Соборному уложению.

Судебный процесс по Соборному Уложению 1649 распадается на две различные формы: "суд" (Глава X, состязательный процесс) и "розыск" ("сыск", инквизиционный процесс).

Суд начинался с подачи челобитной ("вчинения"). Вызов ответчика в суд осуществлялся приставом. Доказательства в суде: свидетельские показания, письменные доказательства, крестное целование, жребий.

Розыск осуществлялся по делам о государственных преступлениях ("государево слово и дело") и только в столице, а также по наиболее серьезным уголовным делам. Основанием для начала процесса являлось заявление потерпевшего (или его родственника) ("явка") или обнаружение факта преступления ("поличное"), а также донос ("язычная молва"). Среди следственных действий можно выделить "обыск" - допрос всех подозреваемых и свидетелей; "повальный обыск" - допрос всех потенциальных свидетелей, т.е. местных жителей; "очную ставку", в которой участвовали доносчик, подсудимый, свидетель. Почти обязательным атрибутом розыска являлась пытка, которая могла быть осуществлена по результатам обыска (Глава XXI).

Уложение, с одной стороны, санкционировало различные способы развития и расширения поместного землевладения (гл. XVI), включая поддержку освоения помещиками запущенных земель, расширение культурного клина внутри поместий и другие формы помещичьего предпринимательства.

С другой стороны, Уложение подытожило и восполнило законодательные нормы прошлого, направленные на сближение поместья с вотчиной, что получило выражение в основательно разработанном институте прожиточного поместья (гл. XVI, ст. 8–14, 16–22, 30–33, 55–57, 61, 62). Поместье из средства обеспечения государевой службы становилось средством обеспечения помещиков как служилого сословия. Принципиально важным было разрешение обмена поместных земель на вотчинные и в особенности - продажи поместья в вотчину (гл. XVI, ст. 2–7, 39, 41–45).

Юридическим основанием прав на поместье и вотчину были писцовые или переписные книги. Как объект материальных взысканий при уголовных преступлениях и гражданских правонарушениях поместья и вотчины выступали на равных основаниях. Уложение закрепило принцип: “не по службе - поместье, а по поместью - служба”.

В то же время поместное землевладение в сравнении с вотчинным подвергалось определенному ограничению в праве распоряжения им. Уложение подводило итог и намечало новые перспективы еще далеко не завершенного к тому времени процесса превращения поместных земель (верховным собственником которых было феодальное государство) в монопольную собственность клана феодалов.

Представляет интерес правовое положение вотчинного землевладения. Это была исконная форма землевладения в структуре производительных сил и производственных отношений феодального общества. Дворцовые вотчины формировались из еще не освоенных никем земель или частных земельных фондов князей. Последние чаще всего складывались как результат приобретений, осуществлявшихся в ходе и в результате различных сделок: купли, получения в дар или по завещанию. При этом законодатель и практика различали правовой статус частновладельческих земель князя и земель государственных (“казны”). Когда в лице верховного субъекта собственности слились государство и князь (как персона), на смену старому разделению пришло новое: государственные, “черные” и дворцовые земли.

Коллизия публично-правового (государственные, “черные”, дворцовые земли) и частноправового (частновладельческие земли) элементов прослеживается на всем протяжении XVI–XVII веков. Она была внутренне присуща всей системе феодальной иерархии с ее “расщепленной” собственностью, с привязанностью имущественного объекта одновременно к нескольким собственникам, запутанностью правомочий, отношениями сюзеренитета-вассалитета. Коллизия усложнялась вмешательством корпоративных начал (семейного, родового, профессионально-корпоративного, общинного), вступавших в конфликт с частным началом и правовым индивидуализмом наряду с публичными элементами.

В Уложении 1649 года правовые нормы, относящиеся к вотчинам, не исчерпываются только главой XVII, а в той или иной мере представлены в ряде других его глав. Более половины из них являются общими для поместий и вотчин. В Уложении найдется еще несколько десятков статей (особенно в главе X), в которых объектом правовой защиты служат различные хозяйственные комплексы (нивы, лесные угодья, рыболовные тони, борты и т. п.), в равной мере присущие поместьям и вотчинам. В этом факте находят отражение два обстоятельства: развивающееся поземельное феодальное право брало под защиту собственность на землю в целом и то, что во времена Уложения значительно продвинулся процесс слияния поместий и вотчин. Подавляющее большинство землевладельцев всех рангов (бояре, дворяне) совмещали в своих руках и вотчины, и поместья. Этим вызвано, что глава XVI (о поместьях) и глава XVII (о вотчинах) Уложения тесно взаимодействуют, дополняя друг друга; и основной источник у них общий - Указная книга Поместного приказа.

Правовой статус церковных вотчин был, естественно, обусловлен особым характером субъекта собственности. Субъект здесь не был достаточно консолидирован, так как церковным имуществом (в том числе землей) в XVI–XVII веках пользовались и распоряжались отдельные церковные учреждения: монастыри, епископаты, приходские церкви.

К числу источников, порождавших церковное владение, кроме пожалований и захвата пустошей, относились дарение и завещание со стороны частных лиц. Государство предприняло ряд мер по ограничению церковного землевладения. Статья 37 главы XVII Соборного Уложения оставила право владения купленными вотчинами и покупку вотчин только за урожденными детьми боярскими. Другие же слуги крупных церковных чинов получали право владеть купленными вотчинами при условии перехода на государеву службу с распределением по городам. В противном случае вотчина отбиралась для раздачи служилым людям. Статья 42–44 главы XVII также имеют антицерковную направленность. В статье 42 высшим духовным чинам и монастырям запрещается покупать и брать в качестве вклада все виды вотчин. Вклад по душе допускался только в денежной форме.

В Соборном Уложении по-новому излагался запрет передавать вотчины в монастыри или самим владеть ими после пострижения в монахи. В таком случае допускалась передача вотчин родичам при условии давать в монастыри средства на содержание родственников-монахов. При нарушении этого условия постригшиеся в монахи могли, с разрешения царя, продать свои родовые и выслуженные вотчины родным или на сторону. В отношении купленных вотчин они обладали большей свободой, но передача их в монастыри исключалась (гл. XVII, ст. 43).