«Капитанская дочка» - исторический роман, написанный в форме мемуаров. В нем автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории восстания Пугачева? Дело в том, что эта тема долгое время считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею, или, если и занимались, то показывали однобоко. Пушкин проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева.

Он сам едет в Оренбургскую губернию, расспрашивает оставшихся в живых очевидцев и участников бунта, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. Его трактат «История пугачевского бунта» воспринимался современниками как научный труд.

Если «История пугачевского бунта» - историческое сочинение, то «Капитанская дочка» написана совсем в другом жанре. Это историческая повесть. Главный принцип, которому Пушкин следует, создавая свое произведение, - это принцип историзма, так как основной сюжетной линией стало развитие реальных событий. Вымышленные герои, их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами. В каждом эпизоде «Капитанской дочки» можно провести параллель между судьбами отдельных личностей и судьбой народа в целом.

Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением. Гринев не может не рассказать о Пугачеве и его соратниках, так как нередко от них зависят его жизнь и счастье. Вспомним сцену казни или сцену освобождения Маши. С другой стороны, Гринев - офицер, призванный присягой усмирять бунт. И мы видим, что он действительно не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой, Гринев отвечает твердым отказом, так как присягал государыне-императрице.
В качестве мемуариста Пушкин намеренно выбрал дворянина. Дворянин по своему социальному происхождению, Гринев отвергает восстание «как бессмысленный и беспощадный бунт», кровопролитие.

Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пугачев. «Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, - говорит Гринев,- данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты...»

Образ Гринева показан «в двух измерениях»: Гринев - юноша, недоросль и Гринев - старик. Между ними существует некоторое различие в убеждениях. Старик не только описывает, но и оценивает юношу. Иронично рассказывает Гринев о своем детстве; говоря о бегстве из осажденного Оренбурга, появляется интонация, оправдывающая безрассудный поступок героя. Выбранная форма повествования позволяет показать взгляд героя на себя со стороны. Это была удивительная художественная находка.
Значительное место в романе занимает и антипод Гринева, его враг-друг Емельян Пугачев. Их первая встреча происходит в главе «Вожатый», в следующий раз Пугачев - уже предводитель мятежников. Несмотря на жестокость расправы в Белогорскои крепости образ Пугачева не вызывает у нас отвращения. Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши из рук Швабрина. Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать».

В заключение хотелось бы остановиться еще на одном герое этого чудесного произведения, на образе самого автора, который присутствует в романе незримо, как бы все время наблюдая за событиями и поступками своих героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя четка и ясна. Во-первых, очевидно, что мысли Гринева о восстании заложены в него автором. Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией: «Не приведи Бог видеть русский бунт бессмысленный и беспощадный!» Во-вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринев будет себя вести так, как нужно автору.

Сам факт выбора рассказчика - большая заслуга писателя. В этом состоит оригинальность романа «Капитанская дочка». Пушкин сумел донести до нас много интересных деталей из истории восстания Пугачева.

Нам выпало жить в страшное (я не побоюсь этого слова) время, когда экономический кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. Люди замкнуты и злы, основная проблема большинства из них - добыча денег и пропитания. Не хочу быть строгим судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. А если и знакомо, то воспринимается как пережиток прошлого. Когда в нашем классе проводили диспут на тему «Что такое честь», один мой одноклассник прямо так и высказался: «Честь в наше время - привилегия нищих, а я хочу жить, а не нищенствовать, так что мне с ней не по пути». С этим учеником, чувствовала я, соглашались многие. И тут бы совсем отчаяться, но мысль о том, что противников такого суждения ничуть не меньше, согревала душу. Значит, Петр Гринев, один из любимых мною пушкинских героев, не одинок. Значит, и в наше время есть люди, для которых честь - основной жизненный принцип, несмотря ни на какие перипетии судьбы.
Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Пример этому - все тот же Петруша Гринев, из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», о котором я собираюсь рассказать. Вырасти бесчестным ему было, по-моему, практически невозможно. С детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего.
Отправляя сына служить отечеству, старший Гринев на прощание сказал ему: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

И Петр берег. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги не заставили Гринева сделать это: коль проигрался - нужно отдавать. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Первый случай - это дуэль. Петр не мог просто так оставить без ответа бесстыдный наговор Швабрина на Машу Миронову. Защитить ее от сплетен отвергнутого и из-за этого разгневанного воздыхателя, было для Гринева делом чести. Что касается Швабрина, то он в повести - полная противоположность Гриневу, человек, для которого понятия «честь и благородство» вовсе не существуют. Во время поединка Швабрин не гнушается воспользоваться двусмысленностью ситуации для нанесения бесчестного удара. Ничего не стоит этому глубоко безнравственному человеку присягнуть другому государю, в то время как Гринев и тут благороден.

А ведь Швабрин - образованный человек, он не был «недорослем», каким был тот же Гринев. Этим фактом Пушкин подчеркивает, что благородство и образованность - две разные вещи. Более того - огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался.

Второй случай, в котором наиболее ярко проявились высокие нравственные качества одних героев и низость чувств других - приход в Белогорскую крепость Пугачева. Предпочтя благородную смерть позорному помилованию, погибли капитан Миронов и его жена, малообразованные, наивные и, на первый взгляд, недалекие люди. Их примеру готов был последовать и Гринев, но случай спас его от смерти. И причиной этому - тоже благородство Петра, проявившего в отношении «вожатого», который помог когда-то им выбраться из пурги. К счастью, человек этот оказался не кем иным, как самим Пугачевым. Руководитель народного восстания предлагает Гриневу пойти к нему в услужение, но Петр, хорошо осознавая, что своим отказом может разгневать Пугачева, все же отклоняет его предложение.


Страница: [ 1 ]

Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.

Критерии служат для того, чтобы переживания можно было измерить, охарактеризовать и назвать словом, то есть определить.

Выделяют три критерия чувств:

  1. валентность (тон);
  2. интенсивность (сила);
  3. стеничность (активность или пассивность).

Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:

Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.

Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.

Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.

Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:

  • радость;
  • печаль;
  • гнев;
  • страх;
  • удивление;
  • отвращение;
  • презрение.

Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:

БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ ПРОИЗВОДНЫЕ
Страх Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие.
Грусть Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие.
Злость Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие.
Радость Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие.

Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.

Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств

На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.

Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:

  • Моральные

Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.

Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.

  • Интеллектуальные

У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.

  • Эстетические

Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.

Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.

Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.

Чем отличаются чувства от эмоций

Все люди испытывают душевные переживания и волнения, но не все умеют их называть и выражать в словах. А ведь именно знание того, какие бывают чувства, помогает не только правильно определять, но и контролировать, управлять ими.

Чувства – комплекс переживаний, связанных с людьми, предметами или событиями. Они выражают субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Люди в быту и некоторые психологи употребляют слова «чувства» и «эмоции» как слова-синонимы. Другие говорят что чувства – вид эмоций, а именно высшие эмоции. Третьи разделяют эти понятия: эмоции относят к классу психических состояний, а чувства к психическим свойствам.

Да, между ними есть прямая взаимосвязь, ведь они являются переживаниями человека. Без душевных волнений индивид бы не жил, а существовал. Они наполняют жизнь смыслом, делают ее разнообразной.

Но все же между чувствами и эмоциями есть существенные отличия:

  • Эмоции – врожденные и инстинктивные реакции организма на изменения окружающей среды, чувства – социальные, развитые в процессе воспитания и обучения переживания. Чувствовать человек учится, выражать эмоции все умеют с момента рождения.
  • Эмоции сложно контролировать усилием воли, чувствами легче управлять, несмотря на их сложность и неоднозначность. Их большая часть возникает у человека в сознании, эмоции часто не осознаются, так как связаны с необходимостью удовлетворить инстинктивную потребность.
  • Чувство меняется, развивается и угасает, варьируется по силе, по-разному проявляется, может перерасти в свою противоположность, эмоция – определенная реакция. Например, если человек испытывает ненависть к другому лицу, не исключено что это переживание перерастет в любовь, а эмоция страха всегда страх, независимо от объекта (она может быть и беспричинной). Страх либо есть, либо его нет.
  • Эмоции не имеют предметной соотнесенности, чувства – имеют. Они переживаются по отношению к чему-то или кому-то по-разному. Например, любовь к ребенку не то же самое, что любовь к супругу. А к примеру, недоумение всегда выражается одинаково вне зависимости от того что конкретно его вызывает.
  • Чувства – более сильный мотиватор, чем эмоции. Они побуждают, вдохновляют, толкают на совершение поступков в отношении объекта, на который они направлены. Эмоции лишь рождают действия в виде ответных реакций.
  • Эмоции – непродолжительные и поверхностные, хоть и яркие проявления, а чувства всегда сложные и сильные душевные волнения.

Бывает сложно определить, когда сочетание эмоций породит чувство, и какое высшее переживание выражается в той или иной череде эмоциональных проявлений. Это близкие, сопутствующие друг другу явления, но все же их нужно различать. Личность в ответе за свои высшие эмоции и за те поступки, которые они повлекут за собой.

Как управлять своими чувствами

Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.

Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.

Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:

  1. Охарактеризовать душевные ощущения: определить валентность, интенсивность, стеничность (Таблица чувств №1).
  2. Определить базовую эмоцию. Выбрать на что в большей мере похоже переживание: на страх, грусть, злость или радость (Таблица чувств №2).
  3. Определиться с названием и постараться разобраться в переживаниях самостоятельно.

Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.

У каждого человека должна быть собственная таблица чувств, если он хочет быть осознанной личностью.

Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.

Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.


Человек оставляет себя в человеке. В этом не только бессмертие рода человеческого, но и счастье каждой личности. Смысл твоей жизни в конечном счете заключается в том, чтобы повторить себя в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь после смерти остаться в сердце живущего, воспитай Человека. Оставить себя в Человеке - это значит не только в буквальном смысле родить сына. Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы оставляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высокому и возвышенному. Чем глубже вы, юноша и девушка, сумели отразить, запечатлеть себя в человеке, тем богаче вы как граждане и тем счастливее ваша личная жизнь. Единство гражданского и личного сливается и запечатлевается в вашем ребенке, потому что он - ваше личное счастье и в то же время надежда народа; слово Отечество - самое прекрасное в нашем языке слово не только потому, что оно отражает величественную гражданскую, всенародную сущность, но и потому, что оно уходит своими корнями в глубоко личное.
Каждому поколению юношей и девушек я рассказываю быль «Две матери», которая глубоко потрясла меня как воспитателя. Она учит, что патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца. Любовь - тончайшие корни верности. Одна из тончайших вещей во всей системе воспитания - это утверждение в юной душе чувства верности великому и непоколебимому - Отечеству, чувства непримиримости к измене, вероломству, лицемерию. Верность высоким идеалам и принципам коммунистической нравственности - это, образно говоря, острие той бритвы, имя которой - совесть. Только тогда, когда мы сумели утвердить верность великому, возвышенному, непоколебимому, мы можем говорить о чистой и чуткой совести, о способности человека к самовоспитанию. Верность в великом и непреходящем - отношении к Отечеству, к моральным ценностям народа - имеет своими тончайшими и вечно неиссякающими источниками любовь к людям, с которыми человек с первых шагов своей жизни связан кровно и духовно. Важно воспитать человека, верного другому человеку, заслуживающему любви, самоотверженной заботы, самопожертвования. Быть готовым отдать свою жизнь во имя счастья дорогого для меня человека - с этого начинается гражданская приверженность и самоотверженность. Через духовную жизнь отроческого и юношеского коллективов красной нитью должна проходить мысль и забота: у каждого из нас будут дети; не так трудно любить, ласкать их, пробудить у них мысль о том, что он, сын мой, дорог мне... но неизмеримо труднее утвердить в его душе чувство ответственности передо мной за каждый свой шаг, чувство верности и приверженности мне как живому воплощению того, что уже прожито, пройдено, запечатлено в памяти. Каждому поколению юношей и девушек, идущих в самостоятельную жизнь, я напоминаю о том, что они отвечают перед обществом, перед народом за то, какие у них будут дети.
Отец и мать, вырастившие верного сына Отечества, создают себе живой и нетленный памятник. Если же сын ваш станет изменником Родины, народа - и такое бывает, и такие суровые слова надо говорить будущим матерям и отцам, - вы достойны презрения и великого забвения. Измена, предательство - самое страшное, самое гнусное преступление. Помните, будущие матери и отцы, что презренное семя измены и предательства - эгоизм, себялюбие. Верность великому и священному начинается с того, что почувствовал ваш сын, прикасаясь к отцовскому хлебу, какие мысли взволновали его душу, когда он увидел мать, отца, пришедших с работы уставшими и нуждающимися в заботе и покое, как забилось в груди вашего сына сердце в те мгновенья, когда он понял, что его нерадивость или беззаботность - отцовское горе.
Перед выпускным вечером мы вместе с юношами и девушками, которые через несколько дней получат аттестат, едем в лес. Там среди цветущей природы происходит одна из самых задушевных наших бесед. Я мысленно называют эту беседу одним из последних наставлений будущим отцам и матерям. Для нее я подбираю слова, которые прикоснулись бы к сокровенным уголкам гражданской совести.
«Помните, - говорю я юношам и девушкам, - что высшая честь человека - дать обществу настоящего гражданина; если вы сумеете датьу вы получите большое отцовское и материнское счастье. А в этом счастье, в сущности, и заключается смысл вашей жизни. Вдумывайтесь, юноши и девушки, в эти мои слова: как страшной беды, опасайтесь того, чтобы сознание ваше отгоняло неприятные мысли. Все нежелательное, неприятное, трудное надо впитывать, жадно впитывать своим сознанием. Изгнав из своей души нежелательное, неприятное один раз, вы привыкнете делать это всегда; вы станете никудышными отцами и матерями и поэтому никчемными гражданами, и счастье ваше будет призрачным. Запомните, юные граждане, что сердце, которое только потребляет счастье, впитывая его, как сухая земля ненасытно впитывает капли влаги, и не излучает ни одной искры радости для других людей, - такое сердце становится себялюбивым, эгоистичным, ему чужды высокие порывы и стремления. Как орел в своем стремительном полете опасается врезаться в острую скалу, так и вы, будущие отцы и матери, опасайтесь скупости своих сыновей на отдачу счастья другим людям. Тот, кто не знает счастья творения счастья для других людей, не может постигнуть, что такое Родина, не испытывает чувства личной причастности, приверженности к святыням народа.
Каждый человек ответствен. Каждый человек должен. Есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слово, которое ты произносишь... Но самая высокая и благородная, самая трудная и неумолимая ответственность - это ответственность отца за сына. Высшим судьей в этом долге и в этой ответственности является народ, Отечество и собственная наша совесть. Каждый из вас, юноши и девушки, будет хлеборобом или врачом, слесарем или инженером, каменщиком или учителем... Но каждому из вас быть также отцом и матерью. Отцовство и материнство, труд наших забот и нашей любви, наш мысленный взор в прошлое и в будущее - всё это создает народ. Народ прекрасен и могуч до тех пор, пока строго и требовательно, непримиримо к злу материнство и отцовство.
Юное сердце бьется учащенно и дыхание замирает в груди, когда юноша встречается глазами с взглядом девушки, каждое ваше прикосновение друг к другу порождает трудно постижимую волну чувств, надежд, мечтаний. Вы живете мечтой о счастье; старшие поколения передают вам бесценное богатство, имя которому - Родина, социалистический строй, свободный труд. Но это богатство становится счастьем лишь тогда, когда оно наполняется трепетным биением человеческих сердец. Всё дается и передается вам старшими поколениями, но творить человека никто за вас не будет. Это ваш труд. Мир как бы вновь рождается с рождением каждого человека. За то, каким станет ваш мир, отвечаете вы.
Вы не раз вслушивались и вдумывались в наши отцовские и материнские поучения о любви. Сколько бы ни поучали сына и дочь мать и отец, как любить и как творить человека, этих поучений будет недостаточно, какими бы правильными они ни были. Ни в одной сфере нравственности нет столько недоучек, как в любви, в строительстве того очага, где сливается личное и гражданское, - семьи. Мы хотим, чтобы из нашего гнезда не вылетел ни один недоучка. Как страшной болезни, опасайтесь видеть в любви только смутное «влечение сердца», что-то стихийное и непостижимое, властвующее над вами. Мудрость человека заключается в том, что он властелин своего сердца. Любовь - это огромный, поистине человеческий труд. Ваша нравственная чистота измеряется, кроме всего прочего, также и тем, как вы умеете любить. Любовь - это, образно говоря, тончайший инструмент творения человека, и только так и надо относиться к любви.

Желание заботиться, защищать и отдавать всего себя - это не любовь как таковая и не чувства, это скорее следствие любви.

Давайте разберемся в том, какие чувства ты можешь испытывать к любимому человеку.

Тоска . Это очень сложное душевное состояние. Тоска - когда ты день на пролет, думаешь, о нем и не можешь уснуть, пока не пожелает тебе приятных снов. Тоска - это когда вы поссорились, а тебе хочется выть от того. Что его жутко не хватает.

Испытывая чувство тоски, ты можешь также чувствовать безразличие к окружающему тебя миру, одиночество, горесть и грусть,

Радость . Очень прекрасное чувство, которое можно испытывать к любимому человеку.

Ты радуешься каждой мелочи, которая происходит в вашей судьбе. Утром ты проснулась и первое, что увидела, это то, как он сладко улыбается во сне. Неужели это не повод для радости?

Беспокойство . Когда тебе не все равно, что происходит с ним. Ты волнуешься за его здоровье и душевное состояние. Ведь ты его любишь и желаешь ему только всего самого наилучшего.

Доверие . Фундамент прочных и надежных отношений для каждой пары. Доверие - очень хрупкое чувство, которое можно потерять за одну секунду. И заслужить его тоже бывает порой очень сложно. Но, любящие сердца способны справиться с любой трудностью.

Ревность - причина распада любящих пар. Но, это чувство в разных количествах присуще каждому человеку. Бороться с ней необходимо, когда эмоции и чувство ревности буквально мешают вам жить полной грудью. А совсем небольшая капелька ревности способна только сделать отношения более пикантными.

На самом деле список чувств испытываемых к любимому человеку огромен. Перечислить его в одной статье будет очень сложно. Тем более что у каждого человека существует своя особенная способность чувствовать. У каждого из нас свой лимит чувств и эмоций.

Когда любишь ты можешь одновременночувствовать: любовь и ненависть, радость и злость, эйфорию и тоску, грусть и разочарование, благодарность, легкость, доверие, или наоборот, Ревность и страх потерять любимого, умиротворение или подозрительность.

Как видите, список разнообразен, при том, что представлены не все чувства. Многие люди могут прожить всю жизнь и, например, никогда не испытать чувства ревности или разочарования в любимом человеке.

Можно утверждать, что существуют чувства испытываемые к любимому человеку о которых мы еще ничего не знаем, так как никому не приходилось его переживать.

Описать чувства тоже очень сложно. Использовать море слов, чтобы выразить то или иное чувство глупо. Лучше всего вы расскажете о своих чувствах, просто назвав его именно в тот момент, когда вы его ощущаете.

С возрастом, Человеку все сложнее описать свои чувства. Тогда как маленькие дети - просто профессионалы в этом, они не используют громких фраз, а просто искренне говорят о своих чувствах.

Чувства - в них заложена безграничная энергия. Испытывая чувство любви, человек способен на самые невероятные поступки. Хрупкая женщина, испытывающая чувство ревности, способна одним ударом обездвижить огромного мужчину.

Смело можно утверждать и то, что чувства не подвластны разуму. Они настолько сильны, что человек теряет способность думать и размышлять. Он полностью во власти чувств. Человек, Способный чувствовать, также способен меняться под влиянием чувств и эмоций.


Разум – это способность человека творчески и логически мыслить, обобщать результаты познания. Чувство – способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, сознавать окружающее. 25 слов

Оба эти компонента являются составляющими человеческой личности. Чтобы человек оставался в гармонии с самим собой, необходимо, чтобы чувство и разум находились в согласии. Если разум одержит верх, то человек станет чёрствым, бездушным, эгоистичным. Если в личности восторжествуют только чувства-страсти, а разум отойдёт на второй план, то человек может перестать контролировать себя, начать разрушать всё вокруг. Но есть люди, которые живут чувствами и совершают добрые поступки, имеют благие намерения.

Что может произойти от преобладания одной составляющей над другой? Какова разница между чувством, ведомым добрым сердцем, и чувством, движимым страстями?

Проблема диссонанса между разумом и чувством в русской литературе затрагивается весьма часто.

По традиции писатели отдавали первенство чувствам. Я абсолютно согласна с ними. Человек, личностью которого овладевают чувства, чистые и искренние, но не низкие и животные страсти, гуманен и добр по отношению к окружающим, заботится об их благе, готов на безвозмездную помощь, неравнодушен к бедам посторонних людей. Олицетворением чистоты, гуманности и сострадания является Соня Мармеладова, главная героиня романа Фёдорова Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Соня – человек, живущий по божьим законам, с пониманием относящийся к проблемам других, готовый помочь в трудную минуту, разделить страдания.

Семья Мармеладовых находилась в бедственном положении, а нищете. Соне пришлось пойти на преступление, совершить насилие над собой: заняться проституцией. Несмотря на такую страшную цену, она решается на этот грех ради спасения своих близких от голодной смерти. Также Соня оказывает помощь Раскольникову. Она поддерживает его в трудный для него момент жизни, идёт за ним на каторгу, тем самым помогая его душе исцелиться и воскреснуть. Человек, ведомый искренними чувствами и благородными целями, заботится о благе ближних, не имея от этого выгоды. Он обладает такими качествами, как милосердие, бескорыстие, доброта. Такой человек способен совершать высокие, нравственные поступки под влиянием высоких духовных чувств.

Если чувства-страсти поработят человека, это может привести к его нравственной гибели. Тот, кто попал под влияние животных, низких страстей, становится способным на омерзительные, гадкие поступки. Аркадий Иванович Свидригайлов –полная противоположность Сони Мармеладовой- такой человек. В его жизни бушуют страсти. Он сладострастный, циничный. Свидригайлов загубил жизни других людей, в том числе своей жены, Марфы Петровны, которую, по слухам, отравил. Аркадий Иванович относится к типу людей, попавших под пагубное влияние страстей-разрушителей. Люди, чувства которых ведомы такими страстями, становятся эгоистичными, их поступки губительны для окружающих. Ими движут не высоконравственные чувства, а животные инстинкты.

Человек является разумным существом. Эта черта отличает его от других биологических видов. Но человек, полностью попавший под контроль холодного, расчетливого разума, становится циничной, холодной машиной, способной на аморальные поступки. Проблема победы разума над чувством ярко выражена в главном герое романа «Преступление и наказание» - Родионе Романовиче Раскольникове. Он – раб своей теории, являющейся плодом его больного разума. Суть данной теории состоит в том, что, по его мнению, люди делятся на два разряда: «право имеющих», которым всё дозволено, и « тварей дрожащих», которые должны подчиняться им. Эта идея одержала над личностью Раскольникова верх, стала им управлять, привела его к убийству, жестокому и безжалостному. Он убил старуху-процентщицу Алёну Ивановну. Одно преступление повлекло за собой другое.Он случайно убил сестру старухи, Лизавету, неожиданно появившуюся на месте преступления. Ещё более омерзительный герой, живущий разумом - Пётр Петрович Лужин, «двойник Раскольникова». В основе его теория лежит идея о сильной личности, поставившей себя выше других. Он, ничем не брезгуя, добивается своих целей, использует людей для своей выгоды, не чувствуя при этом мук совести. Он бесчувственная, эгоистичная натура. Показателем этого является, к примеру, случай с Соней. Лужин подставил и опозорил её, обвинив в воровстве денег, которые сам и подбросил беззащитной девушке. Если разум перейдёт границы дозволенного и поработит сознание человека, он может направить его на ложный путь, сделать его беспощадным и жестоким.

Конфликт между разумом и чувством знаком практически каждому человеку. Кто-то предпочитает жить разумом, кто-то склоняется в сторону чувств. Одни люди под воздействием чувств-страстей становятся аморальными, низкими и безнравственными, других людей чувства облагораживают, ведут к совершению благородных, высоконравственных поступков. С.Я.Маршак написал: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет». Это означает, что разум и чувство должны поддерживать друг друга, гармония между ними необходима, и хотя достичь её крайне трудно, нужно стремиться к этому. 60 слов(без цитаты в кавычках)