Светлана Румянцева

Ирландский писатель Рафаэль Сабатини устами своего героя - капитана Блада - говорил о том, что главным является долг перед своей совестью и честью, перед самим собой. Чувство долга - нравственное побуждение к поступкам и поведению.

Чувство - переживание, при котором связывается со значимым понятием. Чтобы иметь чувство долга перед семьёй, нужно понимать, что такое семья. Чувства иногда называют «высшими эмоциями»., а эмоции как известно - отражение потребностей организма.

В лабораторных экспериментах крысы получали положительные эмоции, когда через вживлённый в нужную зону мозга электрод проходил заряд тока. Фактически, они были «счастливы». Для человека же подобная ситуация неприемлема, так как счастье зависит от удовлетворения потребностей личности, а не организма. Поэтому человек не может быть счастлив без своих поступков.

Чувство долга — это переживание морального побуждения к деятельности. Также важно, что чувство долга напрямую зависит от присутствующих у человека волевых качеств.

Волевые качества

То «программное обеспечение» нашего мозга, которое заложено воспитанием и самовоспитанием, оказывает на организм чрезвычайно мощное влияние. Волевые качества при мотивации высокими идеалами многократно возрастают. Даже по страхом смерти.

Вот несколько примеров из истории.

1) Чувство долга перед Родиной помогло римскому юноше Гаю Муцию Сцеволе проявить храбрость в угоду своему чувству долга: по легенде вместо осадившего Рим этрусского царя, Ларса Порсенна, Гай Муций убил его писца. Не побоявшись схвативших его слуг царя, Гай Муций объявил, что еще 300 юношей поклялись убить Порсенну, а при угрозе пыток и смерти Гай Муций протянул правую руку и держал ее до того момента, пока она не обуглилась. Как говорится в легенде, пораженный храбростью римлянина этрусский царь Порсенна отпустил юношу и заключил мир с Римом.

2) Герой русского народа - Иван Сусанин - будучи вотчинным старостой, при встрече с польско-литовским отрядом даже под страхом смерти повел врагов в противоположном направлении от царя и его жены. По преданиям, Сусанин был подвергнут пыткам и в итоге жестоко убит, но не выдал информацию о местонахождении Михаила Романова и его жены Марфы.

Но иногда чувство долга напротив, спасает человеку жизнь. Во время полярной зимовки в шестую Антарктическую экспедицию советский врач-хирург Леонид Иванович Рогозов, почувствовав симптомы аппендицита, был вынужден самостоятельно вскрыть себе брюшную полость и удалить воспалившийся аппендикс. Он знал, что если умрёт, экспедиция останется без врача на длительное время, и это замотивировало его сделать эту почти невозможную операцию.

Нравственная сила, мотивация высшими целями превосходит инстинкты, в том числе и якобы самый сильный инстинкт - . Долг перед семьёй заставляет человека идти на нелюбимую, но высокооплачиваемую работу.

Долг и интеллект

У сумчатых животных кенгуру родившийся детёныш донашивается в специальной полости. Вместо неё у человека - . Научные данные свидетельствуют, что мозг человека развился благодаря тем зонам, которые ответственны за возможность делиться пищей. Чтобы выкармливать малышей, самка человека отказывалась от пищи в их пользу. У мужчин эта зона развивалась в качестве «бонусной» и была задействована для развития таких качеств, как любознательность, способность к открытиям с помощью мышления. Появились переживания, характерные для мыслительной деятельности, структура мотивации к познанию. Поэтому можно сказать, интеллектуальные чувства - это побочный продукт чувства ответственности.

Виды долга

Выделяют следующие виды долга:

гражданский;
супружеский;
воинский;
патриотический;
профессиональный;
дружеский;
родительский;
долг детей перед родителями;
религиозный;
исключительно моральный.

Гражданский долг заключается в выполнении норм общественного поведения, законов жизни в обществе, идущих ему на пользу. При наблюдении за совершением преступления человек обязан сообщить об этом в полицию, а если в транспорте перед сидящим молодым человеком стоит пожилая женщина, то он уступает ей место.

Супружеский долг - сохранение верности, учёт мнений и потребностей друг друга, моральная поддержка, справедливое распределение бытовых обязанностей, .

Воинским долгом называют обязанности по защите страны. Она регламентируется как правовыми, таки общественными требованиями. Чувство долга перед Родиной основано на уважение к своей стране и народу, необходимости отстаивать её честь.

Профессиональный долг регламентируется правилами и особенностями профессии. В опасной ситуации пожарный считает своим долгом спасение человека из огня, даже если его никто не осудит за бездействие, а врач может согласиться делать операцию практически безнадёжно больному и небогатому человеку.

Долг друга - поддержка в трудных ситуациях, искренние советы.

Родители должны проявлять заботу о детях, стремиться обеспечить им возможности для развития, защищать их интересы, воспитывать их в качестве достойных членов общества.

Дети должны выполнять требования родителей при взрослении, проявлять о них заботу в зрелом возрасте. Отплатить тем, кто дал нам жизнь и вырастил - одна из самых важных обязанностей.

Религиозный долг - уважение и стремление соблюдать предписания религии. Конкретные проявления его разнятся в зависимости от религии.

Ситуации, в которых виды долга находятся в конфликте, встречаются довольно часто. Например, профессиональный долг полицейского может вступить в конфликт с родительским, если он арестовывает собственного сына. Существуют личности, которые могут идти на самопожертвование ради нравственных ценностей. С моральной точки зрения такие ситуации нужно оценивать в каждом конкретном случае по-своему. Обратная ситуация, когда разные виды долга совпадают, усиливает мотивацию и активное отношение к ситуациям.

Борьба двух «Я»

Чувство долга психология относит к проявлениям СуперЭго (по Фрейду), то есть той части личности, которая ответственна за её направленность. Она находится в конфликте с Ид, составляющей личности, базой которой являются инстинкты и стремление к удовольствию. Происходит борьба мотивов, чувство долга и ответственность конкурируют с бессознательной частью «Я», которая избегает усилий. Значимость цели не только для себя, но и для семьи, друзей, общества устанавливает ценность усилий, направленных на её достижение.

Воспитать чувство долга и ответственности

Заложить основы чувства долга и ответственности нужно в детском и . Особенно важно время закладки социальных инстинктов - моделей поведения, которые доминируют всю оставшуюся жизнь. Проблему перевоспитания подростков, склонных к , оригинальным способом решал знаменитый педагог Макаренко. Он давал воришке деньги на лекарство больного и просил купить лекарство. Моральное давление было так сильно, что подросток выполнял поручение, не поддаваясь соблазну.

На детей нельзя давить, активная жизненная позиция, основанная на , прививается на основе напитывания соответствующей информацией: сказками, произведениями литературы, примерами из жизни, развивающими занятиями. Тогда вместо вопроса: «А почему я?» он, подобно Жанне Д’арк, будет задавать вопрос «Если не я, то кто?».

Критика чувства долга

Конкуренция между разными видами чувства долга может привести к отрицательным результатам в тех сферах жизни, где они проявляются.

Семейная жизнь может рушиться вследствие чрезмерной профессиональной занятости, а дружеский долг противоречить супружескому.
Чрезмерное усердие на работе воспринимается начальством как , приводит к переутомлению и проблемам со здоровьем.
Неправильно понимаемый воинский долг заставляет некоторых мужчин участвовать в братоубийственной гражданской войне, нарушая общечеловеческие нравственные принципы. Вспомните: Павлик Морозов из чувства долга перед идеями революции предал собственного отца.

Некоторые люди считают, что должны существовать подкрепляющие долга аргументы. Например, долг перед Родиной должен быть основан на высоком уровне жизни. По принципу «ты должен, если тебе что-то дали». Несложно заметить, что это мнение недостаточно аргументированно. Такие люди не различают государство и страну, её народ.

Нужно различать чувство долга и нездоровое стремление к самопожертвованию, когда цель не оправдывает средства. Примером такой подмены может служить опека матери над взрослым .

Итог

Психологическая технология достижения целей неразрывно связана с мотивацией. Большую энергию и побуждение к действию дают установки, основанные на достойных убеждениях. Давно замечено, что даже на такое нежелательное и опасное явление, как война, большинство людей идут охотнее, руководствуясь нравственными убеждениями, а не меркантильными соображениями. Жизнь не только для себя, но для кого-то близкого, становится более насыщенной и яркой, приобретает смысл.

Чувство долга невозможно привить насильно, оно должно быть основано на добровольном принятии принципов морали. Для людей, у которых оно развито, характерно активное отношение к жизни. Это чувство естественно для человека, потому что основано на одном из сильнейших инстинктов - инстинкте продолжения рода. Маленькая воробьиха может броситься на большого пса, защищая своего птенца. Человек же способен на большее самопожертвование. Ради спасения другого он может отдать часть своего органа или орган, рискуя своей жизнью, спасать жизнь незнакомого человека, терпеть лишения ради семьи, рисковать жизнью ради Родины.

Исследования успешных людей различных сфер деятельности выявили важную черту характера, объединяющую их все - активное отношение к действительности.

4 апреля 2014, 10:51

Классный час

Тема: "Долг. Человек долга"

Классный руководитель:

Уварово -2011

Классный час в 10-м классе. Тема: "Долг. Человек долга"

Классный руководитель:

Добиться осознания понятия «долг» Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость этого понятия Способствовать формированию чувства долга, ответственности перед Родиной, семьей, обществом

Предварительные задания для учащихся при подготовке к классному часу:

    Дать определение лексического значения слова «долг» Ответить на вопросы интервью: Как ты понимаешь слово «долг»? Как ты думаешь, с этим чувством рождаются, или оно воспитывается? Какой долг на сегодня ты исполняешь? Как ты считаешь, чего у человека больше: прав или обязанностей? Представь, что было бы, если было бы наоборот? Назови известные тебе виды долга? Как можно охарактеризовать человека с высоким понятием долга? Считаешь ли ты себя таковым? Почему? Хочется ли тебе иметь друзей, у которых развито чувство долга? Какие чувства, на твой взгляд, может испытывать человек, у которого есть ответственный друг, товарищ? Нужно ли чувство долга в семье? В чем оно проявляется? Продолжи фразу: «Человек долга – это …»

Оформление доски:

Попробуй исполнить свой долг,
И ты узнаешь, что в тебе есть.
Гете

Человек долга – это …

Ход классного часа

Чтение стихотворения М. Львова «Высота»

Комбату приказали в этот день
Взять высоту и к сопкам пристреляться.
Он может умереть на высоте,
Но раньше должен на нее подняться.
И высота была взята,
И знают уцелевшие солдаты –
У каждого есть в жизни высота,
Которую он должен взять когда-то.
А если по дороге мы умрем,
Своею смертью разрывая доты,
То пусть нас похоронят на высотах,
Которые мы все-таки берем.

Объявляется тема классного часа.

Что можно сказать о героях этого лирического произведения, связав их поступки с темой нашего разговора?

Надо ли говорить, что долг перед Отечеством – святыня человека. Надо дорожить этой святыней, как дорожит честный человек добрым именем, честью и достоинством своей семьи. Ведь только там, где есть негасимая любовь к великому и светлому, только там живет ненависть к врагу, готовность отдать жизнь во имя убеждений.

II. Рассказ учащегося

В украинском селе Павлыш после войны жила женщина, у которой сын, муж и брат с первых дней сражались на фронтах. А второй сын, двадцатипятилетний мужчина, отец троих детей, остался в оккупированном селе и стал предателем. Однажды вечером к нему пришла мать. Выпроводив из дому внуков, она положила на стол перед сыном узелок и сказала: «Здесь заряженный пистолет. Дали верные люди. Я выйду из хаты, а ты застрелись… Или убей меня». У фашистского наймита не хватило духу ослушаться матери. Советская Армия освободила украинское село от оккупантов. Женщина получила три извещения о героической смерти: сына, мужа и брата…

III. Слова классного руководителя

Воспитание любви к Родине начинается с материнской школы воспитания чувств. Мать со своей строгостью и несгибаемостью, своей непримиримостью и нетерпимостью ко злу, своим чувством собственного достоинства является нравственным, духовным властелином и повелителем семьи. Нет ничего прекраснее радости матери, склонившейся к младенцу, уснувшему на ее груди.

Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских. «Если в сердце сыновнем загорится искра в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь гореть неугасимым пламенем», - гласит мудрое старинное изречение.

IV. Рассказ учащегося

…В жаркий весенний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг… Гусята были счастливы.
Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но все они не слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой как нужна мать: они подняли маленькие головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей, - об этом известно каждой матери, - а потом уж для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно… Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было и тепло и уютно, а снаружи холодно и опасно.
Гусята слышали как будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.
Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын». Желтенькие гусята рассыпались по траве и мать была счастлива…

V. Слова классного руководителя

Беречь мать – значит заботиться о чистоте источника, из которого ты пил с первого своего дыхания и будешь пить до последнего мгновения своей жизни: ты живешь человеком и смотришь в глаза других людей как человек лишь постольку, поскольку ты навсегда остаешься сыном своей матери.

VI. Чтение учащимся стихотворения Д. Кедрина «Сердце»

Дивчину пытает казак у плетня:
«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!»

Дивчина в ответ, заплетая косу:
«Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!»

Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.

В пути у него помутилось в глазах,
Входя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

VII. Слова классного руководителя

Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном своего отца и матери.

И сыну станет все постыло.
Поймет он, подавляя стон: Обид, что мать ему простила,
Себе простить не сможет он.

Отец и мать, выполнившие свой долг перед Родиной, создают себе живой и нетленный памятник.

От чувства любви и уважения к матери к чувству готовности отдать все свои силы служению Отечеству – это та тропинка, идя по которой человек поднимается на вершину долга.

VIII. Прослушивание в записи заранее взятых интервью у учащихся

Познакомьтесь с мнениями одноклассников по поднятой проблеме и постарайтесь узнать, кому принадлежит интервью. (В конце записи каждого интервью учащийся, дававший ответы на вопросы, продолжает неоконченное предложение, записанное на доске: «Человек долга – это…».)

IX. Вывод

Классный руководитель читает получившееся предложение, выражающее общее мнение учащихся.


Когда ровесницы вздыхали по Алену Делону и прочим писаным закордонным красавцам, автор этих строк млела от глубокого взгляда серьёзных глаз и чуть насмешливых складочек около губ советского актёра Михаила Глузского. Верилось, вот он – настоящий мужчина

Родом из детства

Восемнадцатый год. Лихие времена, попробуй выживи! Страну лихорадило после революций и первой мировой. Из столичного Петрограда, где строили на крови свой новый мир большевики, отец будущего мэтра отечественного кино Андрей Гмырёв перебрался в столицу Малороссии Киев, поближе к плодородной земле и солнцу. Но и здесь покоя не было – кайзер Вильгельм, поляки, Петлюра, бандитские шайки сменяли друг в друга в бешеном калейдоскопе. Как можно решиться заводить семью, ребёнка, когда твоя собственная жизнь висит на волоске?

Андрей Михайлович – по происхождению из крестьян, по призванию поэт – умудрился и дом, пусть маленький, построить, и яблоневый сад посадить, и дочь с сыном вырастить (пройдут годы, и он назовёт своего первенца в честь отца – Андреем). К сожалению, Андрея Михайловича не стало очень рано, Мишке едва исполнилось четыре. Осиротев, семейство не смогло жить там, где всё напоминало об отце, перебрались в Москву, в тесную комнатёнку в коммуналке.

Миша рос выдумщиком, частенько вляпывался в истории на грани хулиганства, за что даже в пионеры не приняли, по тем временам – почти изгой. Но он не унывал. Мама, Ефросинья Кондратьевна Глузская, устроилась работать продавщицей в отдел игрушек «Мюр и Мерелиз» (сегодня – ЦУМ). О, это было раздолье! Прямо под прилавком, где она прятала сынишку от начальства, он самозабвенно разыгрывал настоящие ристалища по собственным сценариям, время от времени выскакивая под ноги покупателей наперевес с игрушечным ружьём с криком «Ура!» или в обнимку с огромным , верным своим товарищем.

Когда пошёл работать, а пришлось уже в подростковом возрасте, с упоением участвовал в художественной самодеятельности. Ученик электромонтёра днём чинил проводку в том же ЦУМе, а вечерами репетировал драмы при местном клубе. 1935-36 годы прошли под лозунгом: «Возьмите меня!». Михаил пытался поступать во все московские актёрские школы, но раз за разом получал отказ. Наконец, как это обычно и бывает, он совершенно случайно узнал о дополнительном наборе в школу киноактёра при «Мосфильме». Киностудия решила растить собственные кадры, преподавали известнейшие педагоги по актёрскому мастерству из ВГИКа, актёры, режиссёры. Перед экзаменом у 18-летнего паренька коленки дрожали в модных широченных штанах, пошитых мамой на старенькой машинке. Что ни начнёт читать, авторитетная комиссия обрывает – не то, не так… «А прочтите Зощенко!» - предложил кто-то из мэтров. Писатель-сатирик был почти под запретом, знать его наизусть мог не каждый. Глузский знал и выдал так заразительно смешно, что его тут же зачислили на курс.

Как закалялась сталь

Правда, потом Глузского пару-тройку раз отчисляли. Но никогда за профнепригодность, а исключительно за «аморальное поведение», которое заключалось в ношении всё тех же брюк, чересчур едких шутках и самое страшное – отказе вступать в комсомол. Не потому, что против советской власти – такое было просто немыслимо, а просто – зачем? не мог пройти мимо столь яркой личности. Ещё студентом Михаил снялся в ставших популярными фильмах - пограничник в комедии «Девушка с характером», дворовой в исторической ленте «Минин и Пожарский», гимназист в «Семье Оппенгейма», Абдурахман в «Салавате Юлаеве». Не удивительно, что только что закончившего учёбу молодого актёра сразу же зачислили в штат «Мосфильма». И почти тут же призвали в армию, а 22 июня 1941 года грянула беда, которая перевернула судьбы миллионов людей всех возрастов и профессий. Глузского спасло то, что, как актёра, его не отправили на передовую, а оставили в команде при Центральном Театре Советской армии. В составе концертных бригад Михаил выступал перед бойцами, каждый раз испытывая стыд: «Мы тут играемся, а они на краю смерти ходят…». Выкладывался по полной, переиграл весь репертуар: от классики до фронтовых «агиток». Он чувствовал в себе внутреннее родство с каждым солдатом: Родина сказала «надо», значит, исполни во что бы то ни стало…

Могу - значит, должен!

С годами стало стержнем Глузского. Почти сорок лет он был верен одному театру – студии киноактёра при «Мосфильме». В кино снимался без перерыва. Главная роль или второстепенная, положительный герой или последний подлец – неважно. И не нужно обвинять в неразборчивости или стремлении к лёгким деньгам, вот уж что было чуждо Михаилу Андреевичу. Достаточно вспомнить любую из его ролей, чтобы понять – каждая сыграна на совесть. Весь Советский Союз полюбил Глузского, когда на экраны вышла комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Роль ему досталась маленькая – администратора гостиницы, который делился с Шуриком национальными тостами и в конечном итоге упоил его до полубессознательного состояния. Даже грузины поверили в то, что тостующего работника кавказской гостиницы играл грузин, настолько колоритным сделал своего героя актёр. К слову сказать, когда снимали «Миссию в Кабуле», Глузский так перевоплотился в афганца, извозчика Гади, что когда ехал на съёмочную площадку на арбе, местные жители здоровались с ним как со своим.

А посмотрите «Тайну двух океанов» - наверное, впервые в отечественном кинематографе иностранный шпион показан серьёзным, сильным противником, а не полусатирической фигурой. Разгадка, безусловно, – в магии лично Глузского, «звучат» его серьёзность и сила духа.

Или возьмём «Тихий Дон» Сергея Герасимова, ведь есаул Калмыков в исполнении Глузского произносит в адрес большевиков хотя и шолоховские, но крамольные слова: «Вы не партия. Вы банда гнусных подонков. Ваш Ленин – каторжник, который продал Россию за миллион немецких марок!». И произносит так, что «простреливает» сознание тогдашнего зрителя – неужели правда?! А уж сцена расстрела есаула с его последними предсмертными словами: «Именно так умирает русский офицер!» равнодушным не оставила никого.

Обязательно стоит посмотреть «Красное и чёрное», «В огне брода нет», «Пришёл солдат с фронта», «Десять негритят», «Монолог», «Мужчина для молодой женщины» и многие-многие другие фильмы. Для зрителей с абсолютно разными вкусами Глузский создал свой запоминающийся образ. А «Почти смешная история», тонкая, ироничная, почти комедия и совершенно точно любовная история – это фильм, который останется на века. Вдруг в почтенные уже годы Глузскому досталась роль героя-любовника. Другой бы сконфузился, отказался, тем более что по сюжету его персонаж - обычный командировочный с заурядной фамилией Мешков, которого буквально по пятам преследует чудаковатая дама в возрасте по имени Иллария, ни с того ни с сего влюбившаяся в него как кошка. Уже комично. Но какие глубины открываются между этими двумя вчера чужими людьми! Абсолютно ясно, без слов, что именно такого мужчину можно полюбить с первого взгляда и навсегда.

В жизни вышло не менее романтично. Глузский уже снискал славу закоренелого холостяка, когда встретил Екатерину Павловну Перегузову, Катю, Катеньку. Но вот незадача – избранница оказалась давно и прочно замужем. Сам актёр вспоминал, без углубления в детали личного свойства, так: «Словом, отбил я её у мужа». Прожили душа в душу почти пять десятков лет. Скучно не было ни секунды. Екатерина была близким к театральным кругам человеком, выпускницей ГИТИСа, трудилась старшим научным сотрудником в Институте искусствознания. Воспитали сына Андрея и дочь Марию, потом пошли внуки: Александр, Михаил, Мария, Ксения, Елизавета.

Разве мало было хлопот с ... Но Михаила Андреевича хватало и на помощь совершенно чужим людям. Именно стремление помочь, поддержать, обогреть привело его в правление Союза кинематографистов СССР, где он верой и правдой служил секретарём. А ещё руководил комиссией ветеранов кино в том же союзе, возглавлял Московскую городскую комиссию по культурному шефству над Вооружёнными Силами СССР, Комиссию ветеранов кино и Военно-шефскую комиссию Москвы. А ещё преподавал, руководил сразу двумя мастерскими на актёрском отделении ВГИКа, заслуженно получил профессорское звание. Откуда черпал силы - оставалось только удивляться. Ни о какой «звёздности» и речи быть не могло, сам себя он называл ломовой лошадью. Когда в 1999 году вручали премию «Ника» в номинации «Честь и достоинство», смутился, как юнец…

К концу 90-х годов Михаил Андреевич уже тяжело болел, но не отказал ни одному человеку, обратившемуся к нему за помощью, не отменил ни одного спектакля.

В начале мая 2001 года стало совсем худо. Поднялась температура под сорок, госпитализировали, а завтра спектакль... Однозначно надо отменять, но Глузский уговаривает режиссёра не подводить зрителя: «Это же Чехов! «Чайка»! Нельзя!» Несмотря на строжайший постельный режим, актёр буквально сбежал из больницы. В театр его внесли на руках, на сцену выкатили в . Сыграл блестяще. На поклоны вышел на своих двоих. На следующий день одну ногу пришлось ампутировать. Затем отказали лёгкие, Михаила Андреевича подключили к аппарату искусственного дыхания. К концу мая забрезжила надежда, что выкарабкается. Но 15 июня сердце, щедрое сердце настоящего человека не выдержало...

В нашей повседневной жизни сплошь и рядом происходят события, которые нас огорчают и возмущают. Несмотря на то что в обществе приняты некоторые прописные и негласные законы, часто случается так, что определенные индивидуумы откровенно их игнорируют. Что же заставляет некоторых людей соблюдать эти законы, а других - пренебрегать ими?

Что такое общественный долг человека

Если исходить из определения данного понятия, то оно обозначает принятие человеком необходимости подчинения воле общества. Так как человек является существом социальным, он в любом случае при жизни вступает в различные взаимоотношения с окружающими людьми, формирующими общество.

Вступая во взаимосвязь с социумом, мы автоматически приобретаем определенные обязанности. Эти обязанности формируют общественный долг человека. Причем они по своей сути являются объективными, т.е. независимыми от нашего желания. Хотим мы того или нет, но мы должны выполнять эти обязанности, иначе общество не примет нас. Люди асоциальные выпадают из так называемой человеческой общины и становятся источником неприятности и бед как для самого общества, так и для себя.

Ответственность и долг как факторы отношений в обществе

Долг общественный очень тесно связан с таким понятием, как ответственность. Именно она диктует необходимость постоянно выполнять обязанности перед обществом. Долг является обязательством человека, которое выполняется им под влиянием не сугубо лишь внешних требований. Внутренние нравственные побуждения являются тем фактором, на котором основывается потребность выполнять долг общественный. Точное исполнение своих обязанностей - этого мало. Общество ждет от человека личностного отношения к ним. Осознание своего долга, добровольное его принятие, личная заинтересованность в выполнении своих обязанностей - все эти факторы ставят общественный и нравственный долг человека на ту ступень, которая ведет к высокоразвитым отношениям в обществе.

Свойства и особенности проявления долга

Первым свойством долга является осознание его необходимости. Для того чтобы человек выполнял свой долг перед обществом, он должен понимать, для чего это нужно. Разобравшись в причинах, человек приходит к выводу, что выполнять те или иные обязанности необходимо для поддержания общественного порядка и нормальных взаимоотношений в социуме.

Отсюда вытекает второе свойство долга - заинтересованность в исполнении. Осознавая необходимость выполнения тех или иных обязанностей, человек становится лично заинтересованным, и к осознанию общественного долга подключаются нравственные мотивы.

Исходя из первых двух свойств, долг общественный характеризуется также добровольностью его исполнения. Многие, особенно не зафиксированные на законодательном уровне выполняют без принуждения, а контролирующим фактором выступает только лишь совесть.

Контроль исполнение долга

Мы подошли к вопросу о том, кто же контролирует выполнение наших Выше речь зашла о таком понятии, как совесть человека. Именно она является внутренним контролером в данном деле.

Верующие люди считают, что она является голосом Бога внутри человека и тем важным чувством, что даётся каждому при рождении. Конечно, одни люди более совестливые, другие менее. Однако это чувство в той или иной степени присуще практически всем людям, за редким исключением. Тайну совести, наверное, ученые никогда не смогут раскрыть. Совесть диктует выполнять долг общественный, а также контролирует его выполнение.

Кроме внутреннего контроля, конечно же, существует и внешний. Само общество судит о том, насколько тот или иной гражданин ответственно выполняет свои обязанности. Общественное мнение является регулятором взаимоотношений между социумом и отдельно взятым индивидуумом.