Будь Тем, Кто Ты Есть – название моего сайта.
Я хочу, чтобы ты, дорогой читатель моего сайта, направил своё внимание на Себя, открыл своё божественное безграничное начало. Сегодня захотелось поговорить именно об этом, об Авторстве нашей жизни.

Цель создания сайта Будь Тем, Кто Ты Есть в том, чтобы помочь читателям осознать свой божественный безграничный потенциал. Чтобы каждый ищущий и готовый к данной информации открыл и почувствовал своего внутреннего Бога, Мастера, Учителя. Свой Высший Божественный Дух.

В самосовершенствовании и самопознаниии я провела долгие годы поиска, размышлений над жизненными ситуациями своими и близких людей. Я занималась йогой, духовными практиками, медитациями, дыхательными практиками, голоданием, моржеванием т.д. и т.п. Я свято верила, что нужно очищать и расширять своё сознание именно таким образом.

Обучившись и овладев профессией коуча, работая с людьми, я получила ценный жизненный опыт.
Обучая других, я быстро училась сама. На примере своих жизненных ситуаций я видела самые разные проЯвления Бога во мне, у моих знакомых, близких, учеников и клиентов.
В каждом из нас проЯвляются самые разные формы Бога с тем, чтобы мы научились принимать Себя самого, разные стороны самих себя, раскрывать в себе безграничную божественную Силу и потенциал.
Осознавая и раскрывая в себе истинную суть, мы раскрываем в себе свою Божественную Силу, учимся принимать Себя и свои жизненные события. Всё, что происходит, помогает нам больше себя познать и принять. Сотворять СВОЙ уникальный мир. Создавать СВОИ отношения, СВОЁ здоровье, СВОИ доходы и т.д.

Чтобы больше себя познавать и принимать, мы можем больше ПроЯвлять Себя и открываться окружающему нас миру. Скрывая и избегая раскрывать свои таланты и способности, мы ещё больше заковываем себя в панцирь, из которого трудно выбраться.

Вселенная и наш внутренний Бог всегда дают нам шанс и приводят нас к событиям, которые помогают нам выбраться из устоявшихся привычных рамок, подталкивают нас к решениям.

В этот момент мы делаем свой выбор: либо выходим за рамки привычного и действуем, достигая желаемого, либо находим оправдания и остаёмся в привычной зоне комфорта, не предпринимая новых действий. Так может пройти вся жизнь, скучно, привычно, однообразно.

Из нашего детства мы получаем множество установок и убеждений, из которых складывается наша жизнь. Под их влиянием мы делаем выборы, принимаем решения, создаём отношения, бизнес или работу. На основе полученных в детстве установок формируется система наших ценностей и в целом мировоззрение.

Когда мы осознанно понимаем причины происходящего с нами, мы можем изменить нежелаемые установки. Мы можем выбрать те убеждения, которые благоприятным образом скажутся на нашей жизни. Поверив и усвоив нужную нам информацию, мы становимся единым целым с этой информацией и, как результат, происходит реализация желаемого для нас.

У каждого этот процесс может занять различный промежуток времени.
Когда мы верим в то, что мы сами создаём и творим свою реальность, тогда мы осознанно выбираем путь, по которому хотим пройти. Выбираем Свою собственную Жизнь и СВОЮ реальность, которая нас радует и вдохновляет.

В своё время, осознав свою ответственность за свою жизнь, я сделала выбор, который открыл мне двери к настоящей свободе и самореализации, к Радости и Счастью, к желаемым отношениям с людьми, к желаемому доходу, к встрече с необыкновенными людьми и единомышленниками. Я могу создавать и сотворять свою жизнь такой, какой я хочу. Это может каждый человек, если захочет.

Казалось бы, как этого не хотеть? Но я помню одного молодого человека, который долго не хотел брать на себя ответственность за свою жизнь и обвинял законы, правительство, коллег и начальника по работе. А вместе с тем, обратился ко мне за помощью, чтобы изменить свою жизнь и улучшить финансовое положение.

Никто не может никого сделать счастливыми, возможно вдохновить и дать информацию. Мы сами делаем себя счастливыми или несчастными. Никто никого не может научить, пока мы сами не научимся. Весь потенциал у нас внутри. Каждый сам себе и учитель и ученик.

Как только мы начинаем осознанно выходить за рамки привычных действий, мы создаём свой новый мир и свою желаемую реальность.
Как это происходит? Всё просто. Нам дан удивительный и прекрасный инструмент нашего творения – наше внимание. Если мы внимаем осознанно на желаемые стороны реальности, то именно это мы проЯвляем в своей Жизни. Если же наше внимание зависает на нежелаемых процессах, то именно это и происходит.

Итак, если Вы чего-то хотите, отличного здоровья, гармоничных отношений, высоких доходов, уделяйте этому своё внимание. Окружайте себя соответствующей информацией, картинами и образами. Замечайте и фиксируйте своё внимание на прекрасном вокруг вас, на изобилии и процветании. Утверждайте Изобилие, Здоровье, Счастье, БОГАтство, Процветание во всём. Прекратите отдавать энергию своего внимания болезням и разговорам о них, немощи, бедности, ценах, ограничениях, изменах, депрессиях и т.д.

Понаблюдайте за собой, сколько времени вы внимаете желаемое, а сколько нежелаемое. Будь Тем, Кто Ты Есть. Ваш внутренний Бог покажет путь и откроет дверь.
Результат – ваша собственная реальность. Посмотрите осознанно на неё, на свои отношения, здоровье, доходы, образ жизни, проявления себя и т.д. Вы всё поймёте сами. Как говорится, по вере нашей дано нам будет.
Итак, формула результата: Внимаю – Верю – Действую – Получаю.

Вспомнилось изречение: « Хочешь быть счастливым, помоги другому». Некоторые говорят: « Кто я такой(такая), чтобы кого-то учить жизни?» Это большое заблуждение. Не нужно быть идеальными, чтобы открывать свой дар в поддержке людям. Каждый из нас прошёл свой жизненный путь, осознания, решения задач и т.д. Приобретя ценный жизненный опыт, найдя решения, мы всегда можем передать это другим. Не нужно для этого быть идеальными. Я учу тому, через что прошла сама и научилась получать результаты.
Мой сегодняшний призыв: не превращайте свою жизнь в день сурка. Не становитесь заложниками своих эмоций. Пробудитесь от спячки, когда внимание захватывается машинально совсем не тем, что Вы хотите.

Мы с вами владеем волшебным инструментом Творения – ВНИМАНИЕМ. Куда направляем, то и проЯвляем в своей жизни. Приучите его следовать Вашей Воле, и Вы увидите результат потрясающий. Не ищите причину во вне, она всегда внутри.

Мы с вами – Творцы СВОЕГО мира, дети Бога. Нет ничего такого, чего мы не создали. На всё НАША ВОЛЯ.
Попробуйте поработать со своим вниманием, и вы увидите и убедитесь сами: болезней – нет, страданий – нет, бедности и нищеты – нет.

Помните, что всё возможно, если вы знаете, кто Автор. Будь Тем, Кто Ты Есть. Остальные роли заняты.

В комментариях напишите, как именно вы проЯвляете свой потенциал, КАК создаёте СВОЮ Жизнь, как ЭТО у вас получается.
Делитесь с миром и помните:
Отдавая миру лучшее, вы – отдаёте это самим себе. Отдавая худшее – вы наполняете этим себя самого.

Если не знаете, где ваши белые « пятна», что делать и как, обращайтесь, записывайтесь на консультацию. Дам ключ и подсказку к решению вашей задачи.

Первая консультация в дар в течении 20 минут по Skype.

Для записи на безоплатную консультацию обращайтесь ко мне в личные сообщения
в социальных сетях по ссылкам ниже.

В наши дни большинство психологов считают себя оскорбленными, если их подозревают в приверженности к философии. Я не разделяю эту реакцию. Я не могу не размышлять над смыслом того, что я наблюдаю. И этот смысл, кажется, имеет удивительные последствия для современного мира.
В 1957 г. д-р Рассел Бекер — один из моих друзей, бывший мой студент и коллега — пригласил меня прочитать специальную лекцию для преподавателей в Вустер-колледже в Огайо. Я решил прояснить для себя смысл тех направлений, в которых развивается человек в свободном климате психотерапевтических отношений. Когда я закончил работу, у меня возникли серьезные сомнения в том, есть ли в ней что-то новое или значительное. До некоторой степени эти страхи были рассеяны на удивление долгими аплодисментами аудитории.
По прошествии времени мне пришлось взглянуть на то, о чем я говорил, более объективно, и я почувствовал удовлетворение в двух отношениях. Мне кажется, работа хорошо выражает итоги наблюдений, которые вылились в две важные для меня темы: мое доверие к человеческому организму тогда, когда он свободно функционирует, и экзистенциальное качество удовлетворяющей нас жизни — тема, которая представлена некоторыми нашими самыми современными философами, но которая была великолепно выражена более 25 веков тому назад Лao-цзы, который сказал: «Делать — это быть».

Вопросы

Перед тем как ввести вас в мир моего опыта с клиентами, я бы хотел напомнить о том, что вопросы, которые я упомянул, не псевдовопросы и, отвечая на них, люди в прошлом и настоящем так и не пришли к согласию. Когда люди в прошлом спрашивали себя о своем главном назначении, некоторые отвечали словами из катехизиса: «Главная цель человека — славить Бога». Другие видели цель жизни в подготовке себя к бессмертию. Третьи выбрали гораздо более земную цель — получать удовольствие, ощущать и удовлетворять каждое чувственное желание. Четвертые, и это можно сказать об очень многих в настоящее время, считают, что цель жизни состоит в том, чтобы приобрести материальные ценности, положение, власть, знания. Некоторые видят свою цель в том, чтобы полностью посвятить себя преданному служению делу, находящемуся вне их, — христианству или коммунизму. Например, Гитлер видел свою цель в том, чтобы стать лидером господствующей расы, которая бы властвовала над всеми. В отличие от него какой-нибудь простой житель Востока всю свою жизнь стремился к уничтожению личных желаний и достижению наивысшего контроля над собой. Я упоминаю об этих разных выборах, чтобы показать, насколько сильно различались цели, ради достижения которых жили люди, и предположить, что существует множество таких целей.
В своей недавней работе Чарльз Моррис объективно исследовал пути жизни, предпочитаемые студентами различных стран — Индии, Китая, Японии, США, Канады и Норвегии. Как можно было ожидать, он обнаружил определенные различия между группами людей этих национальностей. Он также попытался, используя факторный анализ данных, определить лежащие в основе этих различий ценности, которые, вероятно, являлись основой тысяч индивидуальных предпочтений. Не вдаваясь в детали этого анализа, мы можем остановиться на пяти измерениях, которые были выявлены в результате анализа и которые, если их скомбинировать как положительные и отрицательные факторы, явились причиной этих индивидуальных выборов.
Первое такое измерение ценностей связано с предпочтением ответственного, морального, воздержанного участия в жизни, при котором ценится и сохраняется все то, что приобрел человек.
Второе измерение ценностей связано с радостью активных действий при преодолении препятствий. При этом с уверенностью проявляется инициатива либо в решении личных и социальных проблем, либо в преодолении препятствий в мире природы.
В третьем измерении выделяется ценность самодостаточной внутренней жизни с богатым и развитым самосознанием. Власть над людьми и вещами отрицается в пользу глубокого и доброжелательного проникновения в самого себя и других.
В четвертом измерении, лежащем в основе предпочтений, высоко ценится восприимчивость к людям и природе. Вдохновение, кажется, исходит из источника вне себя, и человек живет и развивается, все время сверяясь с этим источником.
В пятом, и последнем, измерении выделяются чувственные удовольствия, наслаждения. Ценятся простые удовольствия жизни, отдача себя моменту, открытость жизни без напряжения.
Это одно из первых исследований, одна из первых попыток объективно определить ответы, данные в различных культурах на вопрос о назначении жизни. Оно дополнило наши сведения по данному вопросу. Оно также помогло определить некоторые из основных терминов измерений выбора. Как говорит Моррис, описывая эти измерения: «Это похоже на то, как люди в различных культурах с помощью пяти основных музыкальных тонов создают различные мелодии».

Другая точка зрения

У меня, однако, есть какое-то неудовлетворение этим исследованием. Ни один из «путей жизни», которые Моррис предъявлял студентам в качестве возможных выборов, и ни одно из измерений факторов, мне кажется, не содержат полностью ту цель жизни, которая выявляется в моем опыте с клиентами. Когда я наблюдаю, как в процессе психотерапии люди борются за нахождение своего собственного образа жизни, мне кажется, у них проявляются какие-то общие черты, которые не отражены полностью в описаниях Морриса.
Чтобы наилучшим образом сформулировать эту цель жизни, как я ее вижу в свете отношений с моими клиентами, необходимо привести слова Серена Кьеркегора: «Быть тем "Я", которым ты действительно являешься». Я полностью осознаю, что это может звучать так просто, что кажется абсурдным. Быть тем, кто ты есть, кажется скорее утверждением очевидного факта, чем целью. Что это значит? Что под этим подразумевается? Я хочу посвятить оставшуюся часть моих заметок этим проблемам. Вначале я хочу просто сказать, что, мне кажется, это значит и подразумевает что-то очень странное. Если не принимать во внимание мой опыт работы с клиентами и мои внутренние поиски, то мои воззрения показались бы мне чуждыми 10 или 15 лет тому назад. Поэтому я верю, что вы взглянете на эти воззрения с критическим скептицизмом и воспримете их только постольку, поскольку они покажутся вам верными с точки зрения вашего опыта.

Направления, выбранные клиентами

Разрешите посмотреть, смогу ли я наметить и прояснить некоторые тенденции, которые видны мне в работе с клиентами. В отношениях с ними моя цель состояла в том, чтобы создать такую атмосферу, в которой было бы столько защищенности, тепла и эмпатического понимания, сколько я искренне могу им дать. Я обнаружил, что попытки вмешиваться в переживания клиента с диагностической целью для объяснения, истолкования или с предположениями и направляющей помощью не приводят к хорошим результатам и не помогают клиенту. Поэтому тенденции, которые я увидел, мне кажется, идут скорее от самого клиента, чем от меня (Я не могу, однако, совсем отрицать возможность того, что кто-то мог бы показать, что тенденции, которые я собираюсь описать, могли бы каким-то неясным путем или до некоторой степени исходить от меня. Я описываю их как происходящие у клиента в отношениях, безопасных для него, потому что мне это кажется наиболее вероятным объяснением).

Прочь от фасадов

Сначала я наблюдаю, что у клиента имеется тенденция с неуверенностью и страхом двигаться прочь от «Я», которым он на самом деле не является. Другими словами, хотя он, может быть, и не осознает, куда движется, он уходит от чего-то, начиная определять, что он есть, хотя бы в виде отрицания.
Сначала это может выражаться просто в страхе предстать перед другими тем, кто ты есть. Так, один 18-летний юноша говорит в своей ранней беседе: «Я знаю, я не такой бедовый, и я боюсь, что это будет обнаружено. Вот почему я делаю это... Когда-нибудь они обнаружат, что я не такой бедовый. Я стараюсь, чтобы этот день настал как можно позже... Если вы знаете меня, как я знаю себя... (Пауза.) Я не собираюсь говорить вам, что я на самом деле думаю о том, что я за человек. Только в этом я не хочу сотрудничать, вот что... Если вы узнаете, что я о себе думаю, это не поможет вашему мнению обо мне».
Ясно, что самовыражение этого страха есть часть становления самим собой. Вместо того чтобы просто быть фасадом, как будто этот фасад — он сам, он подходит ближе к тому, чтобы быть самим собой, а именно, к тому, что он испуган и прячется за маской, потому что считает себя слишком ужасным, чтобы его видели другие.

Прочь от «должен»

Другая тенденция такого же рода кажется очевидной, когда клиент уходит от подчиняющего его образа того, кем он «должен быть». Некоторые индивиды с «помощью» родителей так глубоко впитали в себя понятие «Я должен быть хорошим» или «Мне следует быть хорошим», что только благодаря огромной внутренней борьбе они уходят от этой цели, Так, одна молодая женщина, описывая свои неудовлетворительные отношения с отцом, сначала рассказывает, как она жаждала его любви: «Я думаю, что из всех чувств, связанных с моим отцом, у меня на самом деле было огромное желание иметь с ним хорошие отношения... Мне так хотелось, чтобы он заботился обо мне, но, кажется, я не получила того, чего хотела». Она всегда чувствовала, что должна выполнять все его требования и оправдывать его надежды, а это было «чересчур». «Потому что, как только я выполню одно, появляется и другое, и третье, и четвертое, и так далее — и на самом деле я никогда их не выполняю. Это — бесконечные требования». Она чувствует, что похожа на свою мать, которая была покорной и угодливой, все время стараясь удовлетворить его требования. «А на самом деле я не хотела быть такой. Я считаю, ничего хорошего в этом нет, но, тем не менее, я думаю, у меня было такое представление, что именно такой нужно быть, если хочешь, чтобы тебя любили и были о тебе высокого мнения. Но кто бы захотел любить такую невыразительную личность?» Консультант ответил: «Кто, действительно, будет любить коврик у входной двери, о который вытирают ноги?» Она продолжала: «По крайней мере, я не хотела бы нравиться человеку, который любил бы коврик у дверей».
Таким образом, хотя эти слова ничего не говорят о ее «Я», к кото-рому она, возможно, движется, усталость и презрение в ее голосе, ее утверждение делают для нас ясным, что она уходит от «Я», которое должно быть хорошим, которое должно быть покорным.
Довольно любопытно, что многие индивиды обнаруживают, что были вынуждены считать себя плохими, и именно от этого представления о себе, по их мнению, они уходят. Это движение очень ясно видно у одного молодого человека: «Я не знаю, откуда у меня появилось это представление, что стыдиться себя — это значит чувствовать себя подходящим образом. Я именно должен был стыдиться себя... Существовал мир, где стыдиться себя было наилучшим способом чувствовать себя... Если ты — кто-то, кого очень не одобряют, то, по-моему, единственный способ иметь какое-нибудь самоуважение — это стыдиться того, чего в тебе не одобряют...
Но сейчас я твердо отказываюсь делать что-нибудь, исходя из прежней точки зрения... Как будто я убежден, что кто-то сказал: "Ты должен жить, стыдясь себя, — пусть будет так!" И я долго соглашался с этим и говорил: "Да, это я!" А сейчас я восстаю против этого кого-то и говорю: "Мне безразлично, что вы говорите. Я не собираюсь стыдиться себя"». Очевидно, что он отходит от представления о себе как о чем-то постыдном и плохом.

Прочь от соответствия ожиданиям

Многие клиенты обнаруживают, что отдаляются от соответствия тому идеалу, который выдвигает данная культура. Как убедительно доказал Уайт в своей недавней работе, на человека оказывается огромное давление, чтобы он приобрел качества «человека организации». То есть человеку следует быть полноценным членом группы, подчинив свою индивидуальность групповым нуждам, следует избавиться от «острых углов», научившись ладить с такими же людьми без «острых углов».
В недавно законченном исследовании ценностей американских студентов Джейкоб так обобщает свои данные: «Основное воздействие высшего образования на ценности студентов заключается в том, чтобы обеспечить общее принятие стандартов и качеств, присущих американским выпускникам колледжа. Воздействие опыта жизни в колледже заключается в социализации индивида, в оттачивании, полировке и придании такой формы его ценностям, чтобы он мог спокойно пополнить ряды выпускников американских колледжей».

Выступая против этого прессинга, цель которого — развитие конформности, я нахожу, что, когда клиенты свободны быть такими, какими они хотят, они обычно подвергают сомнению и осуждают это стремление организации, колледжа или культуры «отливать» их в какую-либо форму. Один из моих клиентов говорит с большим пылом: «Я так долго пытался жить согласно тому, что было значимо для других людей, а для меня на самом деле вообще не имело никакого смысла! Я чувствовал, что в каком-то отношении представляю собой гораздо большее». Итак, он, как и другие, старается уйти от этого — быть тем, кем их хотят видеть другие.

Прочь от угождения другим

Я обнаруживаю, что многие люди сформировали себя, стараясь угодить другим, но, опять становясь свободными, отходили от прежнего со-стояния. Так, к концу курса психотерапии один специалист пишет, оглядываясь назад на процесс, через который он прошел: «Наконец я почувствовал, что просто должен был начать делать то, что хотел делать, а не то, что, я думал, мне следует делать, и не зависеть от того, что, по мнению других людей, я должен делать. Это полностью изменило всю мою жизнь. Я всегда чувствовал, что должен делать что-то, потому что этого от меня ожидали или потому, что это могло заставить людей любить меня. К черту все это! С сегодняшнего дня я думаю, что буду только самим собой — бедным или богатым, хорошим или плохим, рациональным или иррациональным, логичным или нелогичным, известным или неизвестным. Поэтому благодарю вас за то, что вы помогли мне вновь открыть шекспировское: "Будь верен самому себе"».
Итак, можно сказать, что каким-то негативным образом клиенты определяют свою цель, свое намерение, открывая в свободе и безопасности понимающих отношений некоторые из тех направлений, куда они не хотят идти. Они предпочитают не прятать себя и свои чувства от самих себя или даже от некоторых значимых для них людей. Они не хотят быть теми, кем им «следует» быть, независимо от того, поставлен ли этот императив родителями или культурой, определяется ли он положительно или отрицательно. Они не хотят отливать себя и свое поведение в форму, которая была бы просто приятной для других. Иными словами, они не выбирают ничего, что было бы фальшиво, возложено на них, определено вне их. Они понимают, что такие намерения или цели ничего не стоят, даже если они следовали бы им всю свою жизнь до настоящего момента.

К управлению своей жизнью и поведением

Но с какими положительными качествами связан опыт этих клиентов? Я постараюсь описать многие направления, в которых они движутся.
Прежде всего, эти клиенты движутся к тому, чтобы быть независимыми. Под этим я подразумеваю, что постепенно клиент приближается к таким целям, к которым он хочет идти. Он начинает отвечать за свои поступки. Он решает, какие действия и линии поведения для него значимы, а какие — нет. Я думаю, что это стремление к руководству собой достаточно показано в ранее приведенных примерах.
Я не хотел бы создать представление о том, что мои клиенты двигались в этом направлении уверенно и радостно. Конечно, нет. Свобода быть собой — свобода с пугающей ответственностью, и человек движется по направлению к ней осторожно, со страхом, сначала без всякой уверенности в себе.
И также я не хотел бы создать впечатление, что человек всегда делает разумный выбор. Ответственно управлять собой — значит выбирать, а затем учиться на последствиях своего выбора. Поэтому клиенты находят этот опыт не только отрезвляющим, но и захватывающим. Как говорил один клиент: «Я чувствую себя испуганным, уязвимым, отрезанным от всякой помощи, но я также чувствую, как во мне поднимается какая-то мощь, сила». Это обычная реакция, возникающая, когда клиент берет в свои руки управление своей жизнью и поведением.

Движение к процессу

Второе наблюдение выразить трудно, потому что нелегко найти подходящие слова для его описания. Кажется, что клиенты движутся к тому, чтобы более открыто сделать свое бытие процессом, текучестью, изменчивостью. Их не беспокоит, если они обнаруживают, что изменяются каждый день, что у них разные чувства по отношению к какому-либо опыту или человеку; они в большей степени довольны своим пребыванием в этом текущем потоке. Кажется, исчезает стремление к завершениям и конечным состояниям.
Один клиент говорит: «Конечно, все изменяется, парень, если я даже больше не могу предсказать свое поведение здесь. Раньше я мог это делать. А сейчас не знаю, что скажу в следующем предложении. Ну и это ощущение, парень... Я просто удивляюсь, что даже сказал это... Каждый раз я вижу что-то новое. Это — приключение, вот что это — это поход в незнаемое... Сейчас мне это начинает нравиться, меня это радует, даже то, старое, плохое». Он начинает ценить себя как текущий процесс — сначала во время психотерапии, но позже он обнаружит, что это происходит также и в его жизни. Я не могу не вспомнить, как Кьеркегор описывает индивида, который действительно существует: «Существующий человек постоянно находится в процессе становления., и его мышление действует на языке процесса... У [него]... это как у писателя с его стилем, так как стиль есть только у того, у кого нет ничего застывшего, но кто "движет водами языка" каждый раз, когда начинает писать; так что самое обычное выражение обладает для него свежестью только что родившегося». Я думаю, что эти строки прекрасно уловили направление, в котором движутся клиенты, — скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель.

К. Р. Роджерс «БЫТЬ ТЕМ, КТО ТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕСТЬ». Точка зрения тераписта на цели человека

Прочь от Фасадов

Сначала я наблюдаю, что у клиента имеется тенденция с неуверен­ностью и страхом двигаться прочь от «Я», которым он на самом делене является. Другими словами, хотя он, может быть, и не осознает, куда дви­жется, он уходит от чего-то, начиная определять, что онесть, хотя бы в виде отрицания.

Сначала это может выражаться просто в страхе предстать перед дру­гими тем, кто ты есть. Так, один 18-летний юноша говорит в своей ранней беседе: «Я знаю, я не такой бедовый, и я боюсь, что это будет обнаружено. Вот почему я делаю это… Когда-нибудь они обнаружат, что я не такой бе­довый. Я стараюсь, чтобы этот день настал как можно позже… Если вы знаете меня, как я знаю себя… (Пауза.) Я не собираюсь говорить вам, что я на самом деле думаю о том, что я за человек. Только в этом я не хочу со­трудничать, вот что… Если вы узнаете, что я о себе думаю, это не поможет вашему мнению обо мне».

Ясно, что самовыражение этого страха есть часть становления са­мим собой. Вместо того чтобы просто быть фасадом, как будто этот фа­сад - он сам, он подходит ближе к тому, чтобы бытьсамим собой, а имен­но, к тому, что он испуган и прячется за маской, потому что считает себя слишком ужасным, чтобы его видели другие.

Прочь от «должен»

Другая тенденция такого же рода кажется очевидной, когда клиент уходит от подчиняющего его образа того, кем он «должен быть». Неко­торые индивиды с «помощью» родителей так глубоко впитали в себя по­нятие «Я должен быть хорошим» или «Мне следует быть хорошим», что только благодаря огромной внутренней борьбе они уходят от этой цели. Так, одна молодая женщина, описывая свои неудовлетворительные отно­шения с отцом, сначала рассказывает, как она жаждала его любви: «Я ду­маю, что из всех чувств, связанных с моим отцом, у меня на самом деле было огромное желание иметь с ним хорошие отношения… Мне так хо­телось, чтобы он заботился обо мне, но, кажется, я не получила того, чего хотела». Она всегда чувствовала, что должна выполнять все его требова­ния и оправдывать его надежды, а это было «чересчур». «Потому что, как только я выполню одно, появляется и другое, и третье, и четвертое, и так далее - и на самом деле я никогда их не выполняю. Это - бесконеч­ные требования». Она чувствует, что похожа на свою мать, которая была покорной и угодливой, все время стараясь удовлетворить его требования. «А на самом деле яне хотела быть такой. Я считаю, ничего хорошего в этом нет, но, тем не менее, я думаю, у меня было такое представление, что именно такойнужно быть, если хочешь, чтобы тебя любили и были о те­бе высокого мнения. Но кто бы захотел любить такую невыразительную личность?» Консультант ответил: «Кто, действительно, будет любить ков­рик у входной двери, о который вытирают ноги?» Она продолжала: «По крайней мере, я не хотела бы нравиться человеку, который любил бы ков­рик у дверей».

Таким образом, хотя эти слова ничего не говорят о ее «Я», к кото­рому она, возможно, движется, усталость и презрение в ее голосе, ее утвер­ждение делают для нас ясным, что она уходит от «Я», которое должно быть хорошим, котороедолжно быть покорным.

Довольно любопытно, что многие индивиды обнаруживают, что были вынуждены считать себя плохими, и именно от этого представления о себе, по их мнению, они уходят. Это движение очень ясно видно у одного мо­лодого человека: «Я не знаю, откуда у меня появилось это представление, что стыдиться себя - это значит чувствовать себя подходящим образом. Я именнодолжен был стыдиться себя… Существовал мир, где стыдиться себя было наилучшим способом чувствовать себя… Если ты - кто-то, ко­го очень не одобряют, то, по-моему, единственный способ иметь какое-ни­будь самоуважение - это стыдиться того, чего в тебе не одобряют…

Но сейчас я твердо отказываюсь делать что-нибудь, исходя из преж­ней точки зрения… Как будто я убежден, что кто-то сказал: «Ты должен жить,стыдясь себя, - пустьбудет так!» И я долго соглашался с этим и го­ворил: «Да, это я!» А сейчас я восстаю против этого кого-то и говорю: «Мне безразлично,что вы говорите. Яне собираюсь стыдиться себя»». Очевидно, что он отходит от представления о себе как о чем-то постыдном и плохом.

Прочь от соответствия ожиданиям

Многие клиенты обнаруживают, что отдаляются от соответствия тому идеалу, который выдвигает данная культура. Как убедительно доказал Уайт в своей недавней работе, на человека оказывается огромное давление, что­бы он приобрел качества «человека организации». То есть человеку следу­ет быть полноценным членом группы, подчинив свою индивидуальность групповым нуждам, следует избавиться от «острых углов», научившись ла­дить с такими же людьми без «острых углов».

В недавно законченном исследовании ценностей американских сту­дентов Джейкоб так обобщает свои данные: «Основное воздействие выс­шего образования на ценности студентов заключается в том, чтобы обес­печить общее принятие стандартов и качеств, присущих американским выпускникам колледжа. Воздействие опыта жизни в колледже заключа­ется в социализации индивида, в оттачивании, полировке и придании та­кой формы его ценностям, чтобы он мог спокойно пополнить ряды выпу­скников американских колледжей».

Выступая против этого прессинга, цель которого - развитие кон­формности, я нахожу, что, когда клиенты свободны быть такими, какими они хотят, они обычно подвергают сомнению и осуждают это стремление организации, колледжа или культуры «отливать» их в какую-либо фор­му. Один из моих клиентов говорит с большим пылом: «Я так долго пытался жить согласно тому, что было значимо для других людей, а для меня на самом делевообще не имело никакого смысла! Я чувствовал, что в каком-то отношении представляю собойгораздо большее». Итак, он, как и другие, старается уйти от этого - быть тем, кем их хотят ви­деть другие.

Прочь от угождения другим

Я обнаруживаю, что многие люди сформировали себя, стараясь уго­дить другим, но, опять становясь свободными, отходили от прежнего со­стояния. Так, к концу курса психотерапии один специалист пишет, огля­дываясь назад на процесс, через который он прошел: «Наконец я почувствовал, что просто должен был начать делать то, чтохотел делать, а не то, что, я думал, мнеследует делать, и не зависеть от того, что, по мне­нию других людей, ядолжен делать. Это полностью изменило всю мою жизнь. Я всегда чувствовал, чтодолжен делать что-то, потому что этого от меня ожидали или потому, что это могло заставить людей любить ме­ня. К черту все это! С сегодняшнего дня я думаю, что буду только самим собой - бедным или богатым, хорошим или плохим, рациональным или иррациональным, логичным или нелогичным, известным или неизвест­ным. Поэтому благодарю вас за то, что вы помогли мне вновь открыть шекспировское: «Будь веренсамому себе»» 1 .

Итак, можно сказать, что каким-то негативным образом клиенты определяют свою цель, свое намерение, открывая в свободе и безопасно­сти понимающих отношений некоторые из тех направлений, куда они не хотят идти. Они предпочитают не прятать себя и свои чувства от самих себя или даже от некоторых значимых для них людей. Они не хотят быть теми, кем им «следует» быть, независимо от того, поставлен ли этот императив родителями или культурой, определяется ли он положи­тельно или отрицательно. Они не хотят отливать себя и свое поведение в форму, которая была бы просто приятной для других. Иными слова­ми, они не выбирают ничего, что было бы фальшиво, возложено на них, определено вне их. Они понимают, что такие намерения или цели ниче­го не стоят, даже если они следовали бы им всю свою жизнь до настоя­щего момента.

К управлению своей жизнью и поведением

Но с какими положительными качествами связан опыт этих клиен­тов? Я постараюсь описать многие направления, в которых они движутся.

Прежде всего, эти клиенты движутся к тому, чтобы быть независи­мыми. Под этим я подразумеваю, что постепенно клиент приближается к таким целям, к которым он хочет идти. Он начинает отвечать за свои по­ступки. Он решает, какие действия и линии поведения для него значимы, а какие - нет. Я думаю, что это стремление к руководству собой доста­точно показано в ранее приведенных примерах.

Я не хотел бы создать представление о том, что мои клиенты дви­гались в этом направлении уверенно и радостно. Конечно, нет. Свобода быть собой - свобода с пугающей ответственностью, и человек движется по направлению к ней осторожно, со страхом, сначала без всякой уверен­ности в себе.

И также я не хотел бы создать впечатление, что человек всегда де­лает разумный выбор. Ответственно управлять собой - значит выбирать, а затем учиться на последствиях своего выбора. Поэтому клиенты нахо­дят этот опыт не только отрезвляющим, но и захватывающим. Как гово­рил один клиент: «Я чувствую себя испуганным, уязвимым, отрезанным от всякой помощи, но я также чувствую, как во мне поднимается какая-то мощь, сила». Это обычная реакция, возникающая, когда клиент берет в свои руки управление своей жизнью и поведением.

Движение к процессу

Второе наблюдение выразить трудно, потому что нелегко найти под­ходящие слова для его описания. Кажется, что клиенты движутся к тому, чтобы более открыто сделать свое бытие процессом, текучестью, изменчи­востью. Их не беспокоит, если они обнаруживают, что изменяются каж­дый день, что у них разные чувства по отношению к какому-либо опыту или человеку; они в большей степени довольны своим пребыванием в этом текущем потоке. Кажется, исчезает стремление к завершениям и конечным состояниям.

Один клиент говорит: «Конечно, все изменяется, парень, если я да­же больше не могу предсказать свое поведение здесь. Раньше я мог это делать. А сейчас не знаю, что скажу в следующем предложении. Ну и это ощущение, парень… Я просто удивляюсь, что даже сказал это… Каждый раз я вижу что-то новое. Это - приключение, вот что это - это поход в незнаемое… Сейчас мне это начинает нравиться, меня это радует, даже то, старое, плохое». Он начинает ценить себя как текущий процесс - снача­ла во время психотерапии, но позже он обнаружит, что это происходит также и в его жизни. Я не могу не вспомнить, как Кьеркегор описывает индивида, который действительно существует: «Существующий человек постоянно находится в процессе становления… и его мышление действу­ет на языке процесса… У [него]… это как у писателя с его стилем, так как стиль есть только у того, у кого нет ничего застывшего, но кто «дви­жет водами языка» каждый раз, когда начинает писать; так что самое обычное выражение обладает для него свежестью только что родившего­ся» 1 . Я думаю, что эти строки прекрасно уловили направление, в котором движутся клиенты, - скорее быть процессом зарождающихся возможно­стей, чем превратиться в какую-то застывшую цель.

К сложности бытия

Это также связано со сложностью процесса. Возможно, здесь помо­жет пример. Один из наших консультантов, которому психотерапия очень помогла, недавно пришел ко мне, чтобы обсудить свои отношения с очень трудным клиентом с расстроенной психикой. Меня заинтересовало то, что он только в очень малой степени хотел обсуждать клиента. Больше всего он хотел быть уверенным в том, что ясно осознает всю сложность собственных чувств в отношениях с клиентом - его теплые чувства к не­му, периодическую фрустрацию и раздраженность, его благожелательное отношение к благосостоянию клиента, некоторый страх, что клиент может стать психопатичным, его беспокойство о том, что подумают другие, если дело обернется не лучшим образом. Я понял, что в общем его отношение было таково, что если он мог бы совершенно открыто и ясно являть со­бой все свои сложные, изменяющиеся и иногда противоречивые чувства в отношениях с клиентом, то все было бы хорошо.

Если, однако, он только частично являл эти чувства, а частично был фасадом или защитной реакцией, то он был уверен, что хороших отноше­ний с клиентом не будет. Я нахожу, что это желание быть полностью всем в данный момент - всем богатством и сложностью, ничего не прятать от себя и не страшиться в себе, - это обычное желание тех терапистов, у кого, как мне кажется, большое продвижение в психотерапии. Нет нужды гово­рить, что это трудная и недостижимая цель. Однако одно из наиболее ясных стремлений, наблюдаемых у клиентов, - это движение к тому, чтобы стать всей сложностью своего изменяющегося «Я» в каждый значимый момент.

К открытости опыту

«Быть тем, кто ты действительно есть», связано и с другими качества­ми. Одно из них, которое уже, возможно, подразумевалось, заключается в том, что индивид движется к открытому, дружескому, близкому отношению к своему собственному опыту. Это бывает нелегко. Часто, как только кли­ент почувствует что-то новое в себе, он вначале это отвергает. Только в том случае, если он переживает эту отвергнутую ранее сторону себя в атмосфе­ре принятия, он может предварительно принять ее как часть себя. Как го­ворил один клиент, будучи в шоке после переживания себя как «зависимо­го маленького мальчика»: «Это чувство, которое я никогда раньше ясно не ощущал, - я никогда не был таким!» Он не может вынести этот опыт сво­их детских чувств. Но постепенно он начинает принимать и включать их как часть своего «Я», то есть начинает жить рядом с чувствами и в них, ко­гда он их испытывает.

Другой молодой человек, с очень трудным случаем заикания, к кон­цу курса психотерапии позволяет себе открыть некоторые свои глубоко спрятанные чувства. Он говорит: «Парень, это была ужасная борьба. Я никогда этого не понимал. Думаю, было слишком больно дойти до этого. Я хочу сказать, я только начинаю это чувствовать. О, ужасная боль… Былоужасно разговаривать. Я хочу сказать, я и хотел говорить, и не хотел… Я чувствую… я думаю… знаю… это просто обычное напряже­ние… ужасное напряжение… стресс - вот это слово! Я только теперь, по­сле стольких лет его действия, начинаю егочувствовать… это ужасно. Сейчас я едва могу вздохнуть, меня все душит внутри, там все сжато… Я просто чувствую себя раздавленным.(Начинает плакать.) Я никогда этого не осознавал, я никогда не знал этого» 1 . Сейчас, когда он может по­зволить себе испытывать свои чувства, он обнаруживает, что они менее страшны, и он будет в состоянии жить рядом со своими собственными пе­реживаниями.

Постепенно клиенты узнают, что переживание - это друг, а не страшный враг. Так, помню, один клиент к концу курса психотерапии, раздумывая над каким-нибудь вопросом, обычно хватался за голову и го­ворил: «Что же я чувствую сейчас? Я хочу быть ближе к этому. Я хочу знать, что это». Затем обычно он спокойно и терпеливо ждал, пока не сможет ясно ощутить вкус тех чувств, которые у него возникали. Я час­то понимаю, что клиент старается прислушаться к себе, услышать то, что передается его собственными физиологическими реакциями, уловить их смысл. Он уже больше не пугается своих открытий. Он начинает пони­мать, что его внутренние реакции и переживания, послания его чувств и внутренних органов, являются дружескими. Он уже скорее хочет быть ближе к внутренним источникам информации, чем закрыть их.

Маслоу в исследовании так называемого самоактуализующегося чело­века отмечает то же самое качество. Обсуждая таких людей, он говорит: «Их легкое вхождение в реальные чувства, похожее на принятие, сущест­вующее у животных или у ребенка, их непостредственность подразумевают важное осознание своих собственных импульсов, желаний, взглядов и вооб­ще всех субъективных реакций».

Эта большая открытость происходящему внутри связана с подобной открытостью по отношению к опыту, полученному от внешнего мира. Ка­жется, что Маслоу говорит о моих клиентах, когда он пишет: «Люди с са­моактуализацией обладают чудесной способностью снова и снова свежо и непосредственно переживать основные ценности жизни с чувством благо­говейного страха, удовольствия, удивления и даже экстаза, несмотря на то что для других людей в этих случаях чувства давно уже утратили свою свежесть».

К принятию других

Открытость внутреннему и внешнему опыту в основном тесно связа­на с открытостью и принятием других людей. Как только клиент начина­ет двигаться к тому, чтобы быть способным принимать свой собственный опыт, он также начинает двигаться к принятию опыта других людей. Он це­нит и принимает свой опыт и опыт других таким, каков он есть. Процити­рую снова слова Маслоу относительно индивидов с самоактуализацией: «Мы не жалуемся на воду за то, что она мокрая, и на скалы - за то, что они твердые… Как ребенок смотрит на мир без критики широко раскрытыми и невинными глазами, просто отмечая и наблюдая, каково положение дел, не возражая и не требуя, чтобы оно было по-другому, так же и самоактуали-зующийся человек смотрит на природу человека в себе и других» 3 . Я думаю, что такое принимающее отношение ко всему, что существует, развивается в клиентах в процессе психотерапии.

К вере в свое «Я»

Следующее качество, которое я вижу в каждом клиенте, состоит в том, что он все больше ценит и доверяет процессу, которым сам является. На­блюдая за моими клиентами, я стал гораздо лучше понимать творческих людей. Эль Греко 4 , посмотрев на одну из своих ранних работ, должно быть, осознал, что «хорошие художники так не пишут». Но он достаточно дове­рял своему собственному переживанию жизни, процессу своего чувство­вания, чтобы суметь продолжать выражать собственное уникальное вос­приятие мира. Вероятно, он мог бы сказать: «Хорошие художники так не пишут, ноя пишу так». Или взять пример из другой области. Эрнест Хемингуэй, конечно, осознавал, что «хорошие писатели так не пишут». Но к счастью, он стремился скорее к тому, чтобы быть Хемингуэем, быть самим собой, а не соответствовать чьему-то представлению о хорошем писателе. Кажется, и Эйнштейнпроявлял необычную забывчивость относительно то­го факта, что хорошие физики не думают так, как он. Вместо того, чтобы уй­ти из науки из-за недостаточного образования в области физики, он просто стремился стать Эйнштейном, умать по-своему, быть самим собой как мож­но глубже и искреннее. Такой феномен имел место не только у художни­ков или гениев. Неоднократно я наблюдал, как мои клиенты, простые лю­ди, становились более значительными и творческими в своей деятельности по мере того, как они все больше верили в процессы, происходящие внутри них, и осмеливались чувствовать свои собственные чувства, жить ценностя­ми, которые они открыли в себе, а также выражать себя своим собственным, уникальным образом.

Главное направление

Разрешите посмотреть, смогу ли я в более сжатой форме изложить все связанное с тем движением, которое я вижу у клиентов. Кажется, оно означает, что индивид, осознавая и принимая, движется к тому, чтобы быть процессом, которым он на самом деле внутренне и реальноявляется. Он движется от того, чем он не является, от фасада. Он не старается быть чем-то большим, чем он есть на самом деле, что повлекло бы за собой чув­ство незащищенности или напыщенные защитные реакции. Он не стара­ется и быть меньше того, чем он является, что вызвало бы чувство вины или самоуничижения. Все в большей мере прислушиваясь к глубоко за­прятанным тайникам своего физиологического и эмоционального бытия, он обнаруживает, что все с большей правильностью и глубиной все более хочет быть тем «Я», которым он и является на самом деле. Один клиент, когда он начинает чувствовать, куда идет, с недоверием и удивлением спрашивает себя в одной из бесед: «Вы хотите сказать, что, если бы я был действительно тем, кем я хотел бы быть, это было бы хорошо?» Дальней­ший его собственный опыт, а также опыт других клиентов ведет к по­ложительному ответу. Быть тем, кто он есть на самом деле, - вот жиз­ненный путь, который клиент, оказывается, ценит наиболее высоко, когда свободен двигаться в любом направлении. Это не означает просто интел­лектуальный выбор какой-то ценности. Лучше всего это можно описать как нащупывающее, пробующее, неуверенное поведение, с помощью кото­рого человек, исследуя, движется к тому, кем он хочет быть.

НА ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕКА 1

В наши дни большинство психологов считают себя оскорбленными, ес­ли их подозревают в приверженности к философии. Я не разделяю эту ре­акцию. Я не могу не размышлять над смыслом того, что я наблюдаю. И этот смысл, кажется, имеет удивительные последствия для современного мира.

В 1957 г. д-р Рассел Бекер - один из моих друзей, бывший мой сту­дент и коллега - пригласил меня прочитать специальную лекцию для пре­подавателей в Вустер-колледже в Огайо. Я решил прояснить для себя смысл тех направлений, в которых развивается человек в свободном кли­мате психотерапевтических отношений. Когда я закончил работу, у меня возникли серьезные сомнения в том, есть ли в ней что-то новое или значи­тельное. До некоторой степени эти страхи были рассеяны на удивление дол­гими аплодисментами аудитории.

По прошествии времени мне пришлось взглянуть на то, о чем я гово­рил, более объективно, и я почувствовал удовлетворение в двух отношениях. Мне кажется, работа хорошо выражает итоги наблюдений, которые вылились в две важные для меня темы: мое доверие к человеческому организму тогда, когда он свободно функционирует, и экзистенциальное качество удовлетво­ряющей нас жизни - тема, которая представлена некоторыми нашими самы­ми современными философами, но которая была великолепно выражена бо­лее 25 веков тому назад JIao-цзы, который сказал: «Делать - это быть» 2 .

1 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М: ИГ «Прогресс*, «Универс», 1994. С. 211-232.

2 Лао-цзы - автор древнекитайского трактата «Лао-цзы* (IV-Ш вв. до н. э.) - канонического сочинения даосизма. Дао - путь, закон извечного» естественного и всеоб­ щего закона возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. При соблюдении принципа следования дао возможно бездействие, приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели <...>. (Примечание редактора источника.)

Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть»... 187

Вопросы

«Какова моя цель в жизни?», «К чему я стремлюсь?», «Каково мое назначение?» - эти вопросы время от времени задает себе каждый чело­век, иногда спокойно, иногда в мучительной неуверенности или отчаянии. Это старые-престарые вопросы, которые задавались и на которые дава­лись ответы в каждом веке истории. Однако это также и вопросы, кото­рые каждый индивид должен сам перед собой поставить и сам на них ответить. Это вопросы, которые я как консультант слышу в разных вари­антах, когда люди, имеющие личные проблемы, стараются узнать, понять или выбрать направление своей собственной жизни.

Недавно мы с мужем посмотрели фильм «Пеле: Рождение легенды». Эта история повествует о становлении великого футболиста,о самом начале его пути. История эта навела меня на мысль о том, как же все-таки важно уметь оставаться собой.

Очень часто в нашем мире случается так, что мы под внешним давлением стремимся отказаться от дара, которым нас наделили. Если нам не хватит смелости и мы поддадимся на уловки общества, мы можем так никогда и не узнать, что такое жить счастливой жизнью. Жить по своим правилам.

Как выжить?

Как освободиться от внешнего влияния? Для этого нужно обладать большой смелостью и сделать шаг к себе. Никто не сделает этого за вас, потому что это только ваш выбор. Как хорошо, что выбор остается все-таки за нами.

Если вы очень любите то, что вы делаете, но боитесь осуждения общества и близких, то единственная возможность вырасти — это быть смелым и начать что-то делать. Нужно начать жить по своим правилам. Иногда может понадобиться поддержка старого друга или даже заклятого врага. Поддержка эта может быть прямой или косвенной, но когда вы ее получили, нужно действовать и смелее идти вперед. Только так можно окрепнуть и стать внутренне сильнее, только так можно научиться твердо стоять на своих ногах.

К сожалению, чаще всего мы все брошены на нашем пути познания себя и своей сути. Мы брошены нашими родителями, которые чаще всего не знают, как следовать своему пути. Потому что порой кажется самым безопасным тот путь, который прошли до нас другие. Страх толкает наших родных пытаться защитить нас от внешнего зла, и увлечь с той дороги, которую мы избрали для себя. Порой им приходится применить для этого силу.

На нашем пути мы брошены тем обществом, в котором живем. Общество очень заботится о том, чтобы мы не смогли услышать зов своего сердца. Ему не нужны свободные личности, но нужны винтики в системе.

Женский сценарий

Если вы женщина, которая однажды предала себя и отказалась от своей мечты, то знайте, что вы можете все изменить. Смелость постоять за себя и за то, во что вы верите — вот ключ к изменению своих сценариев. Скорее всего у вас нет уверенности в своих достоинствах и в том, что вы можете сделать свой выбор. Но важно понять, что в этом случае вредно ничего не предпринимать. Только вы ответственны за свою судьбу.

Освободиться от чужого пагубного влияния и взять ответственность за свою жизнь на себя — вот что значит вырасти. Это значит превратиться из инфантильной девочки в полную силы и духовно зрелую женщину. Этот путь непрост. Но его просто необходимо пройти. Каждой женщине необходимо вырасти, чтобы суметь самой стать матерью. Маленькие девочки не рожают детей . А если так случается, не знают, что им делать со своим материнством.

Перестаньте общаться с теми, кто вас не ценит, кто унижает и не дает быть собой. Учитесь расставлять границы, и брать ответственность за свою жизнь на себя. Не играйте в жертву. Освободитесь от глупых установок, не имеющих к вам никакого отношения. Если кто-то вас критикует , подумайте, справедливо ли это. Зачастую люди просто не знают, что им делать со своей жизнью, и поэтому они активно лезут в чужую.

Мой путь

Я знаю, о чем говорю, потому что я прошла через все это. Через отрицание своих желаний, через сопротивление общества, через самые тяжелые моменты в жизни, когда тебя не поддерживает человек, которому ты безраздельно доверяешь. На определенном этапе этот человек может быть для вас всем, вы даже можете думать, что этот человек словно Бог, и только он может распоряжаться вашими мечтами, вашей жизнью и вашей силой. Будто бы вы сами не обладаете собой, но вот тот другой человек имеет над вами всю власть.

В такие моменты я сдавалась. Не умея мечтать, не считая себя достойной жить и радоваться, проще всего принять чужой образ мыслей. Сказать себе: » Ну, будь что будет, тот другой знает лучше». Так я долго оставалась маленько девочкой, отдавая всю ответственность за себя другим людям.

Но так как сила души сильнее внешних условий, я продолжала искать. Часто, я шла наощупь в темноте. Часто всплывал внутренний вопрос о том, зачем же я куда-то иду, и может лучше сдаться и ничего не делать… Прожить жизнь по чужому сценарию и все. Разве мало так живут? Разве…Но поступить так, означает отказаться от возможности быть счастливым человеком. И в этот момент важно суметь выстоять, а когда наступит момент — позвольте своей силе проявиться. Процесс роста — бесконечный процесс, но главное сделать первый шаг. Начать меняться.

Знаете, ведь не так просто вы обладаете тем или иным даром, не так просто вас зовет куда-то ваша душа. Общество может попытаться приманить вас на денежную конфетку, но счастья от того, что вы день за днем будете ее есть не прибавится. Потому что внутри вас спрятан живой источник, который хочет проявиться и начать делиться живой водой со всем окружающим миром.

То, что спрятано внутри

Великий Пеле обладал даром. Его душа танцевала на футбольном поле, она вырисовывала свободный танец его предков. Он играл так, как не играет никто, потому что внутри его сердца жила джинга. Джинга — это наследие его предков , его дух, его сила. Но именно от этого наследия он и хотел отказаться под давлением общества. Как хорошо, что он выбрал быть собой. И стал величайшим футболистом мира.

Порой мы сами хотим отказаться от собственной сути. Мы боимся выйти из тени, боимся показать всем, кто мы есть на самом деле. Это естественно, ведь нас научили бояться самих себя.

Быть тем, кто ты есть

Не стоит печалиться и обвинять родителей и весь мир. Это позиция жертвы, и она несостоятельна. Если вы заглушили голос своего сердца, вы может захотеть возместить утрату, заедая ее, запивая или предаваясь ненужным и поверхностным связям. Признайтесь себе в том, что вы лечите не тем лекарством. А самое главное пытаетесь исцелить не то что у вас на самом деле болит. Найдите истинную рану.

Если болит израненное от обид сердце, то его не вылечить, предлагая свое тело всем подряд. Если страдает самооценка, то ее не поднять, уплетая очередной жирный кусок торта, думая, что отпустит. Не отпустит. Исцелите рану. Чтобы поднять свою самооценку, нужно заботиться о себе , своем окружении , беречь свои таланты и мечты, с уважением относиться к своим недостаткам, не пытаясь быть идеальной женщиной. Ваша жизнь должна становиться богаче от того, что вы привносите в нее каждый день. Важно принимать и свои дарования и свои ограничения. Так мы сможем научиться уважать других людей, не указывая им на их недостатки.

P.S. Принять решение быть тем, кто ты есть на самом деле непросто и требует смелости. Но только так, мы можем изменить свой мир к лучшему. Начните, наконец-то делать то, что вы любите. Открывая свои таланты миру — мы исцеляем свою душу.